Целью курсовой работы является:
— изучение теоретических основ инвестиционно-строительного комплекса;
— анализ ИСК на примере Ростовской области.
Предметом исследования является инвестиционно-строительный комплекс.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА (ИСК) 5
1.1 Понятие инвестиционно-строительного комплекса. 5
1.2 Раскрытие социально-экономической сущности ИСК Ростовской области. 8
2 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ 14
2.1 Система показателей оценки инвестиционно-строительной деятельности. 14
2.2 Анализ показателей инвестиционно-строительного комплекса РО. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
Работа состоит из 1 файл
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет финансов и кредита
Институт экономики и управления
«РОЛЬ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В РАЗВИТИИ СУБЪЕКТА РФ»
ПП (ОФО). Тема № 8. Правовые основы инвестиционной деятельности
Студентки 3 курса
1 ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННО- СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА (ИСК) 5
1.1 Понятие инвестиционно- строительного комплекса. 5
1.2 Раскрытие социально- экономической сущности ИСК Ростовской области. 8
2 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННО- СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ 14
2.1 Система показателей оценки инвестиционно- строительной деятельности. 14
2.2 Анализ показателей инвестиционно-строительного комплекса РО. 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
ВВЕДЕНИЕ
Реформирование экономики стало причиной возникновения наиболее актуальных вопросов по развитию инвестиционно — строительного комплекса в стране.
Следует отметить, значимость инвестиционно-строительного комплекса достаточно велика для социально-экономического развития региона и формирования благоприятной среды жизнедеятельности человека, что обусловливает необходимость исследования состава и структуры регионального инвестиционно-строительного комплекса и экономических аспектов регулирования инвестиционно-строительной деятельности.
Актуальность темы заключается в необходимости повышения эффективности использования венчурного капитала, особенно для предприятий малого бизнеса, в котором заключен потенциал развития российской экономики, и поэтому здесь так необходима государственная и финансовая поддержка.
Целью курсовой работы является:
— изучение теоретических основ инвестиционно-строительного комплекса;
— анализ ИСК на примере Ростовской области.
Предметом исследования является инвестиционно-строительный комплекс.
Объектом исследования является ИСК в Ростовской области.
Теоретической и методологической базой курсовой работы явились труды европейских, американских и российских ученых, работающих в области инвестирования строительства. В процессе работы применялись приемы системного исследования, сравнительного и экономического анализа. Анализ особенностей ИСК осуществлялся на основе данных отечественной и зарубежной статистики.
Инвестиционная деятельность предприятий
Одной из основных задач экономической политики на всех уровнях управления является выявление отраслей или иных групп предприятий — потенциальных точек роста и формирование комплекса мероприятий по стимулированию их развития. В качестве одного из факторов роста региональной экономики часто рассматривается развитие предприятий строительного комплекса. Для народнохозяйственной системы региона инвестиционно-строительный комплекс является одним из ключевых элементов. Он объединяет множество участников для решения основных задач регионального планирования: удовлетворения потребностей в улучшении уровня жизни населения, развития производственной и непроизводственной инфраструктуры, поиска источников финансирования реализации целей развития территории.
1 ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА (ИСК)
1.1 Понятие инвестиционно-строительного комплекса.
Инвестиционно-строительный комплекс (ИСК) — включает совокупность всех фондообразующих отраслей: проектные и подрядные организации, отрасли инвестиционного машиностроения, промышленность строительных материалов и конструкций, поставщиков оборудования и строительных материалов, предприятия социально-бытовой инфраструктуры 1 . Центральное звено комплекса — капитальное строительство как отрасль народного хозяйства, завершающая усилия всех инвестиционных отраслей и превращающая материальные ресурсы в основные фонды. С позиции системотехники строительства ИСК представляет собой функциональную систему, создающую основные фонды. Инвестиции в воспроизводство основных фондов осуществляются в форме капитальных вложений. В процедуре инвестирования можно выделить три этапа:
1) преобразование ресурсов в капитальные вложения, т.е. трансформация инвестиций в конкретные объекты инвестиционной деятельности (собственно, этап инвестирования);
2) превращение вложенных средств в прирост капитальной стоимости, т.е. трансформация инвестиций в новую потребительскую стоимость;
3) прирост капитальной стоимости в форме дохода или социальной эффективности.
Чтобы адекватно реагировать на постоянно возрастающие запросы заказчиков, ИСК должен обладать соответствующей внутренней гибкостью, т.е. быстро и эффективно изменять технологию производства, организационную структуру, методы подготовки и принятия решений и т.п. Важно подчеркнуть, что внутренняя гибкость должна достигаться на основе такой внутриорганизационной координации, при которой технологические ресурсы комплекса могут быть быстро переведены из одной зоны в другую.
Другим не менее важным условиям является ориентации системы хозяйственного управления на поиск и реализацию новых технологических возможностей для удовлетворения постоянно растущих запросов потребителей. Не случайно в состав инвестиционной сферы, помимо капитального строительства, включается инновационная сфера, в которой реализуется научно-техническая продукция и интеллектуальный потенциал.
Региональный инвестиционно-строительный комплекс: формирование и функционирование.
Особенности реформирования инвестиционно-строительного комплекса страны связаны в первую очередь с сильнейшей неравномерностью развития регионов РФ, а, следовательно, с региональной спецификой управления и установлением отношений между федеральным центром и регионами.
Принято выделять две группы методов, при помощи которых государство регулирует инвестиционную деятельность: методы прямого и косвенного воздействия. Все формы государственного воздействия на инвестиционные процессы в соответствии Законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» подразделяются на три блока: правовой, административный и экономический (таблица 1). 2
Правительства развитых стран опираются преимущественно на рычаги косвенного регулирования (налоговая, амортизационная, кредитно-финансовая политика). Государство, влияя на инвестиционный климат через налоги на прибыль, финансово-кредитные механизмы и амортизационную политику, определяет тем самым правила игры на рынке капиталовложений для различных видов предпринимательства.
В российской экономике наблюдается недостаток инвестиций, поэтому одной из важнейших целей инвестиционной политики является поиск дополнительных источников и резервов инвестиционных ресурсов, а также создание новых источников инвестиций.
Таблица 1. Инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности
Приоритеты и направления развития регионального инвестиционно-строительного комплекса находят свое отражение в региональной инвестиционной политике. Специалисты выделяют ряд причин, которые мешают эффективной реализации инвестиционной политики регионов:
— отсутствие стабильного налогового законодательства;
— сложная процедура получения налоговых льгот, которые предусмотрены для развития предпринимательской деятельности;
— необходимость принятия новых законов об амортизационной политике;
— остается нерешенным вопрос доступа к земельным участкам.
Строительный комплекс — один из межотраслевых хозяйственных комплексов, который представляет собой совокупность отраслей материального производства и проектно-изыскательских работ, обеспечивающих воспроизводство основных фондов. Строительный комплекс осуществляет весь цикл работ по созданию строительных объектов — от проектирования до ввода их в действие с необходимыми для этого строительной базой и производством специальных видов материальных ресурсов.
1.2 Раскрытие социально-экономической сущности ИСК Ростовской области.
Определение места и роли инвестиционно-строительной деятельности в экономике страны требует раскрытия социально- экономической сущности инвестиционно- строительного комплекса, исследования его особенностей и тенденций его развития в современной экономике.
С точки зрения управления экономикой страны понятие «строительный комплекс» как объект государственного управления в настоящее время не отражает сущность реальных экономических отношений. Это объясняется ликвидацией вертикали «трест — объединение — главное управление – министерство», что привело к вакууму на среднем уровне управления. Деятельность строительных организаций самостоятельна и государственное воздействие на их функциональное и экономическое поведение может осуществляться только опосредованно с обязательным законодательным обеспечением.
Считается, что инвестиционно-строительная деятельность реализуется определенной системой производственных, функциональных и институциональных структур, образующих инвестиционно-строительный сектор российской экономики.
Решение актуальных социальных проблем в Ростовской области связано с современным состоянием и уровнем развития строительного комплекса.
В целом по объёмам строительных работ территории Ростовской области незначительно уступают другим регионам страны, а интенсивность жилищного строительства здесь довольно высока.
Другим важнейшим направлением строительства на Юге России являются возведение объектов социальной сферы и инженерных сетей, финансируемое, преимущественно, из бюджетов различных уровней.
Что касается коммунальной инфраструктуры, обеспеченность которой во многих областях значительно отстаёт даже от не слишком высоких российских стандартов, то, несмотря на выделение значительных инвестиций, темпы строительства коммунальных сетей (многие из которых превратились в долгострои) в ряде регионов явно недостаточны и не адекватны прогрессивным мировым императивам.
Ситуация в строительном комплексе Ростовской области во многом типична и для других областей ЮФО.
Развитие строительного комплекса в области особенно нуждается в государственном заказе, а также в строительстве приоритетных социальных и инфраструктурных объектов — школ, медицинских учреждений, коммунальных сетей, дорог, мостов.
Источник: www.freepapers.ru
Основные понятия инвестиционной деятельности
В соответствии с законодательством Российской Федерации инвестициями признаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской или иной деятельности в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта.
Инвестиции — это совокупность всех видов экономических ресурсов, вкладываемых в реализацию различных программ и проектов производственной, коммерческой, социальной, научной, культурной или иной сферы деятельности в целях создания и получения в будущем чистой прибыли, превышающей общую начальную величину инвестиций (вложенного капитала).
Инвестиционная деятельность представляет собой совокупность практических действий юридических и физических лиц по вложению свободных инвестиционных ресурсов в различные объекты для реализации долгосрочных целей.
Инвестор — это субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий из собственных или заемных средств финансирование строительства объектов. Он может выступать в роли заказчика, кредитора, покупателя строительной продукции, а также выполнять функции застройщика. Инвестор имеет юридические права на полное распоряжение результатами инвестиций.
Цели инвестирования разнообразны: приобретение земли, строительство объектов производственного и непроизводственного назначения, реконструкция и перевооружение действующих предприятий; приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг; приобретение лицензий, патентов и т.д.
Многообразие целей определяется различиями в получаемом полезном результате и в характере его достижения, но есть признаки, которые объединяют все виды инвестиций: необходимость крупных вложений; вывод ресурсов из хозяйственного оборота на определенный срок; получение дохода, прибыли, социального эффекта не в текущем периоде, а в будущем.
Инвестиционный цикл определяется временем между началом инвестирования, т.е.
Выделяют следующие стадии инвестиционного цикла: инвестиционная подготовка; проектирование; строительство; процесс освоения мощностей и достижение оптимальных технико-экономических показателей.
Различают следующие источники финансирования инвестиций: государственные, частные и иностранные. Кроме того, источники могут быть собственными, привлеченными и заемными средствами.
Используются внутренние и внешние источники.
Основной внутренний источник государства — это средства федерального, региональных и местных бюджетов, которые отвлекаются от текущего государственного потребления в целях поддержки производства и социальной сферы. Из внешних источников государство использует кредиты и иностранную помощь на реализацию инвестиционных проектов.
Частные инвестиции — вложения негосударственных средств, принадлежащих организациям (предприятиям) разных форм собственности и предпринимателям.
К основным внутренним источникам инвестиций организации относятся: чистая прибыль; амортизационные отчисления; инвестиционные взносы (паевые, учредительные и имущественные вложения).
Основные внешние источники инвестиций предприятия: банковский кредит; предпринимательский инвестиционный кредит (в денежной или товарной форме); открытая продажа акций акционерных обществ — самостоятельно или через инвестиционные фонды; продажа облигаций корпораций; получение дочерними предприятиями инвестиционных ресурсов от материнской компании; венчурный капитал — осуществление рискованных инвестиций в производство новых товаров и внедрение новых технологий.
Поступательное развитие национальной экономики Российской Федерации невозможно без активизации инвестиционной деятельности, в эффективном управлении которой большую роль играет точная и полная классификация инвестиций.
Классификация инвестиций проводится по следующим признакам:
по организационным формам:
инвестиционный портфель хозяйствующего субъекта (включает различные формы инвестиций одного инвестора); по объектам инвестиционной деятельности:
* ( — долгосрочные реальные инвестиции (капитальные вложения) в создание и воспроизводство основных фондов, в материальные и нематериальные активы; краткосрочные инвестиции и оборотные средства (товарно-материальные запасы, ценные бумаги и т.д.); финансовые инвестиции в государственные и корпоративные ценные бумаги; по формам собственности на инвестиционные ресурсы: частные; государственные; иностранные; совместные; по характеру участия в инвестировании: прямые инвестиции (прямое вложение средств в материальный объект); непрямые инвестиции (вложение средств через посредника — портфельные инвестиции); по направленности действий: начальные инвестиции; инвестиции, направленные на выживаемость организации в будущем; инвестиции для экономии текущих затрат; инвестиции, вкладываемые для сохранения позиций на рынке; инвестиции в повышение эффективности производства; инвестиции в расширение производства (экстенсивные); инвестиции в создание новых производств (инновационные); реинвестиции.
Инвестирование способствует развитию национальной экономики, что ведет к стабильности функционирования общественного производства и повышению качества жизни населения страны.
Источник: laws.studio
ПОНЯТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Кузнецова Т.В.
Статья посвящена проблеме инвестиционной деятельности в строительной сфере. Стимулирование инвестиционной активности в строительной сфере подразумевает разработку и внедрение ряда управленческих решений. Необходимо пересмотреть нормативно-правовую базу, регламентирующую производственные отношения и технологию строительства.
Текст научной статьи
Развитие материально-технической базы важнейших направлений экономики страны определяется единым и результативным управлением строительного комплекса. Без прочной деятельности предприятий строительного комплекса невозможно представить ресурсы образования производительных сил страны, которые в последние годы не обеспечивают решение задач, связанных с повышением социально-экономического уровня.
Строительный комплекс страны напрямую обеспечивает программы повышения жизни населения (формирование жилищного фонда) и сегодня считается главной причиной сооружения производственных мощностей промышленности и других отраслей. Например, АПК, дорожного строительства и инженерной инфраструктуры всего народнохозяйственного комплекса.
При этом строительный комплекс является основным заказчиком для предприятий строительных материалов и строительных конструкций. Важное значение строительного комплекса заключается в том, что основное техническое переоснащение материальной базы всех отраслей сферы материального производства невозможно без мощного строительного комплекса и предприятий промышленности строительных материалов.
А.А. Бадретдинов считает, «Необходимо опережение развития самого строительного комплекса на основе целевого и масштабного инвестиционного обеспечения, которое возможно при государственной поддержке при реализации соответствующих научно-технических программ.
В последние годы из-за слабой координации межотраслевых программ, направленных на решение задач связанных с ростом производственного потенциала в стране, заметно снизились масштабы и структура финансирования базовых секторов экономики страны и её регионов. Исследования ученых показали, что проблемы повышения эффективности капитального строительства постоянно усложняются в силу действия ряда негативных факторов общенационального, межстранового и регионального значения» [1, с. 13].
Как известно, кризисные ситуации, происходящие на макроуровне, оказывают влияние на уровень инвестиций, в том числе инвестиций в строительную отрасль. Н.А.
Гончарова верно отмечает «Многие предприятия в условиях кризиса оказываются на грани банкротства, большинство инвестиционных проектов закрывается даже до окончания инвестиционной фазы только по причине того, что кризис воспринимается ими как неизбежное условие повседневного существования» [2, с. 168]. Особую сложность представляет проблема регулярного улучшения управления инвестиционной привлекательностью предприятий (организаций) строительного комплекса.
Поэтому назрела необходимость подготовки модели стратегии руководства этой деятельностью, необходимо рассмотреть инструментарий оценки инвестиционной привлекательности предприятий (организаций) строительного комплекса и определить взаимосвязь традиционных показателей экономической эффективности управления деятельностью предприятий (организаций) с показателями управления инвестиционной привлекательностью. В настоящее время наиболее сложным представляется воплощение инвестиционной стратегии применительно к конкретным предприятиям (организациям) строительного комплекса.
Успешное претворение в жизнь такой стратегии подразумевает наличие определенных составляющих и механизмов обеспечения. К ним в первую очередь относятся: научное обеспечение, кадровое обеспечение, информационное обеспечение, нормативно-законодательное обеспечение, организационно-экономическое обеспечение, материально-экономическое обеспечение.
По данным различных строительных организаций наибольшую сложность вызывает кадровое обеспечение. Исследование проблем инвестиционной деятельности началось в последние 10-12 лет и многие вузы строительного профиля не были готовы к подготовке специалистов высокого уровня. В настоящее время экономические проблемы экономики страны вызваны резким падением цен на нефть.
Данный фактор не мог не сказаться на финансовом благосостоянии населения, которое за последние два года резко упало, произошло повышение процентных ставок в банках, возросла экономическая неопределенность, что, естественно, вызвало сокращение объема спроса на жилье. Но, как отмечает А.И.
Попова «благодаря снижению курса национальной валюты, стало возможным привлечение новых иностранных инвесторов. В нынешних экономических условиях сложно оценить стоимость строительных контрактов, что становится причиной снижения инвестиционной привлекательности строительных проектов.
Последствия этих изменений для инвестиционно-строительной сферы пока что недостаточно проанализированы»[3, с. 51-52]. К основным нормативным правовым актам, регламентирующим инвестиции в строительство, относятся: 1. Конституция Российской Федерации; 2. Часть 1 и часть 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ); 3. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее — Закон № 39-ФЗ); 4. Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», действующий в части, не утратившей силу после принятия указанного выше Федерального закона № 39-ФЗ; 5. Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 214-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 ФЗ № 39-ФЗ инвестициями признаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности упоминаются лишь в Законе РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». Действие Федерального закона № 39-ФЗ распространяется на отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений. Об этом сказано в статье 2 указанного Закона.
Федеральный закон № 214 ФЗ регулирует: — отношения, связанные с привлечением в строительство денежных средств; — организацию строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. Стимулирование инвестиционной активности в строительной сфере подразумевает разработку и внедрение ряда управленческих решений. Необходимо пересмотреть нормативно-правовую базу, регламентирующую производственные отношения и технологию строительства. При экономической неопределенности для замедления темпов роста себестоимости строительной продукции необходимо снизить налоговую нагрузку на предприятия отрасли.
Источник: publikacia.net
«Управление и Оптимизация Производственного Предприятия»
А.Н. Асаул, В. П. Грахов.
Интегративное управление в инвестиционно-строительной сфере
под ред. д. э. н., профессора, Заслуженного строителя РФ А. Н. Асаула. — СПб.: «Гуманистика», 2007. — 248 с.
Глава 1. Управление в инвестиционно-строительном комплексе в условиях развивающегося рынка
1.2. Структурная диагностика инвестиционного обеспечения строительной отрасли
Инвестиции, как известно, это денежные средства, ценные бумаги (иное имущество, в том числе имущественные права и иные права, имеющие денежную оценку), вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного эффекта. Инвестиционная деятельность соответственно рассматривается как вложение инвестиций и осуществление практических действий, направленных на извлечение прибыли или получение иных (социально значимых) результатов.
Это определение широко используется в управленческой практике, решающей задачи инвестиционного обеспечения строительного производства (или иных видов производственной деятельности). Основной его особенностью является вполне конструктивный, предметно ориентированный характер, который не исключает определенного упрощения.
В экономической литературе содержатся более полные уточненные трактовки. Например, В. Д. Никифорова рассматривает инвестиции как социально-экономический процесс вложений капитала в различных его формах и видах, а также существование инвестиций в виде накоплений и неиспользованной для потребления части дохода за определенный период хозяйственной деятельности, которая вновь вкладывается в общественное воспроизводство. Этот процесс, полно и комплексно интегрирующий все факторы воспроизводства вообще, закономерно повторяется многократно, и для него характерно производительное использование инвестиционных средств [36]. Такое определение инвестиций, по нашему мнению, значительно расширяет представление об объектах инвестирования и одновременно усложняет макроэкономический анализ их воздействия на экономику.
Кроме того, необходимо уточнить значение терминов, связанных с категорией «инвестиции». Это касается прежде всего понятий «физический», «денежный» и «интеллектуальный капитал». Под физическим капиталом в данной работе понимаются средства производства, а под денежным капиталом – денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги. Интеллектуальный капитал, который является результатом интеллектуальной деятельности, включает изобретения, открытия, патенты, научные отчеты и доклады, проекты, описания технологий и т. п.
При этом процесс управления инвестициями (иначе – управление инвестиционной деятельностью) представляет собой сознательное целенаправленное регулирование движения всех видов денежных, имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательства и другие виды деятельности для получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта.
Инвестиционное обеспечение строительной деятельности представляет собой составную часть единого процесса ресурсного обеспечения, и в нем выделяется ряд закономерностей, свойственных более общему явлению – движению ресурсов. В этой связи целесообразно остановиться на двух подходах к управлению ресурсообеспечением, существующих в традиционных научных школах и актуализированных процессом рыночной трансформации капитального строительства, обладающего высокой ресурсоемкостью.
Первый подход использует в качестве базовой посылки представления об ограниченности ресурсов всех видов вне зависимости от масштаба и уровня развития социально-экономической системы, в которой они реализуются. Это означает, что даже если объем ресурсов (в том числе инвестиционных), который может быть привлечен для реализации определенных мероприятий, достаточно велик, его величина остается вполне конкретной и четко очерченной. Управленческая задача в этом случае сводится к прогнозированию объема возможных ресурсов и их структуры, а также к использованию прогнозных данных как ограничителя и исходной составляющей для формирования планируемых мероприятий. Тогда план, программа, проект, ориентированные на достижение той или иной цели, приобретают свойство полной ресурсообеспеченности, а значит – реализационный характер.
Второй подход к проблеме ресурсообеспеченности планируемых мероприятий решает ее противоположным образом. Он использует очевидную зависимость качества моделируемого объекта от степени коммерческого интереса со стороны носителей ресурсов. Применительно к инвестиционным ресурсам на основе этой зависимости можно сформулировать следующий тезис: чем выше инвестиционная привлекательность конкретного проекта (программы, плана), тем выше вероятность его полного инвестиционного обеспечения. В этих условиях активизируются различные инвестиционные источники, отыскиваются инвестиционные резервы, на основе которых формируется необходимый объем инвестиции залог реализуемости инвестиционно привлекательного проекта.
Если оценивать оба представленных подхода с точки зрения их принципиальной обоснованности, то обоснованным можно назвать каждый из них. Однако направленность действий в том и другом случае различна.
Богатый опыт, накопленный отечественной и зарубежной управленческой теорией и практикой, свидетельствует о приоритетности первого (к числу его сторонников относится большинство исследователей), опирающегося на необходимость прогнозирования объема возможных ресурсов. При этом остается вполне правомерным второй подход, ориентирующий управленца в сторону поиска необходимых ресурсов и дополнительных резервов. Рекомендации для практиков в данном случае будут следующими: поиск разумного компромисса и эффективного сочетания подходов, причем такого, которое не ставило бы под сомнение ключевой принцип управления, заключающийся в необходимости адаптации планируемых действий к реально существующим и прогнозируемым инвестиционным возможностям (первый подход). Логика настоящего исследования ориентируется, в первую очередь, на изучение возможных инвестиционных источников, способных обеспечивать капитальное строительство инвестициями в течение всего технологического цикла (в широком понимании этого термина).
Инвестиционные аспекты строительной деятельности в течение ряда лет рассматриваются как важнейшая составляющая системного видения процессов, приводимых к созданию готовой строительной продукции. В научной литературе и на практике широко используется понятие «инвестиционно-строительный комплекс», подчеркивающее системное единство строительства и инвестиционной деятельности.
В архитектурно-строительной энциклопедии строительный комплекс определяется как «совокупность отраслей, производств и организаций, характеризующаяся тесными устойчивыми экономическими, организационными, техническими и технологическими связями в получении конечного результата – обеспечении производства основных фондов народного хозяйства»[16]. Да, именно конечный результат организационно связывает строительные организации и производства, а также организации других отраслей в одно целое. Комплексное управление в строительстве необходимо рассматривать именно с точки зрения конечной продукции.
Исходя из логики развития предпринимательства в строительстве, можно утверждать, что любые исследования в этой области имеют четко выраженный региональный аспект, тем более что региональные власти способны создавать на своей территории существенно иную экономическую среду деятельности. Мировой опыт свидетельствует, что вопросы организации процессов регулирования и развития инвестиционно-строительной деятельности решаются на уровне регионов с учетом общегосударственных интересов, а также особенностей и потребностей регионов[47].
Основные направления развития ИСК на примере Санкт-Петербурга представлены на Рис. 1.2.
Главная задача регионального органа управления при разработке стратегии и тактики развития региона в современных условиях – это создание режима наибольшего благоприятствования процессу формирования, развития и функционирования региональных товарных рынков, в том числе и рынка недвижимости, основанных на учете как федерального хозяйственного права, так и всей совокупности региональных особенностей (демографических, социальных, экономических и экологических).
Применительно к строительству региона это может означать активное влияние на процесс формирования производственной и социальной инфраструктур региона; формирование и жесткое проведение в жизнь региональной экологической политики; регулирующее влияние на экономическую политику естественных монополий, функционирующих на территории региона, с целью ограничения всеми доступными средствами их возможности необоснованного поднятия цен на производственные ресурсы (энергетические, водные, услуги железнодорожного транспорта и др.); формирование и проведение активной градостроительной политики в регионе; создание благоприятных условий для формирования регионального строительного комплекса, его состава и структуры (как технологической, так и по формам собственности на средства производства); активное формирование инвестиционной политики на территории региона. Основными рычагами административной поддержки в развитии инвестиционно-строительного комплекса в Санкт-Петербурге являются:
— Комитет по строительству. Информация федерального, городского, районного уровня, о программах и проводимых конкурсах (условия участия в инвестиционных проектах);
— Комитет государственной статистики. Объемы капитальных вложений по формам собственности и источникам финансирования. Объемы подрядных работ. Данные о финансовом состоянии отрасти (прибыль, рентабельность, платежи в бюджет). Объемы ввода объектов в эксплуатацию (производственные и непроизводственные);
— Госахстройнадзор. Информация о строящихся и принятых в эксплуатацию Госкомиссией объектах, в том числе с участием иностранных фирм;
— Таможенное управление. Перечень продукции для строительного комплекса, импортируемой в регион и экспортируемой из региона с указанием полного наименования фирмы-производителя, стpaны, импорта/экспорта, наименования получателя, объема поставки, контрактной цены;
— Госстройэкспертиза. Перечень проектно-сметной документации на строительство объектов, прошедшей и не прошедшей экспертизу, и принятых по ее результату решений;
— Информация по прогрессивным проектам. Перечень паспортов на проекты объектов массового строительства, заключений по уникальным проектам;
— Регистрационная палата. Информация об участниках ИСК;
— Межрегиональный центр ценообразования в строительстве. Информация о стоимости введенных в эксплуатацию и запроектированных объектов, о текущих и прогнозируемых индексах цен на строительную продукцию, материалы, отдельные виды работ, транспортировку материалов и конструкций;
— Комитет по управлению городским имуществом. Информация об объектах недвижимости, земельных участках, оценочной стоимости объектов;
— Комитет экономики, промышленной политики и торговли. Информация об основных направлениях развития экономики Санкт-Петербурга;
— Комитет финансов. Информация о банковских и финансово-инвестиционных услугах, включая иностранных инвесторов;
— Центры сертификации. Перечень продукции, подлежащей сертификации, зарубежных сертификатов и знаков соответствия, признаваемых в России. Перечень знаков соответствия, которыми маркируется сертифицированная продукция. Перечень предприятий и организаций строительного комплекса, продукции и услуг; проектная и программная документация;
— Законодательное собрание. Законы в области ИСК.
Ряд перечисленных мер, безусловно, носит общеэкономический характер, однако применительно к строительству их разработка и использование имеют первоочередное значение для региона.
Положительная инвестиционная политика региональных властей создает предпосылки для привлечения инвестиций и обеспечения программы устойчивого развития регионов.
Как известно, инвестиционная политика включает в себя следующие элементы: выбор источников и методов финансирования; определение сроков реализации; выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики; создание необходимой нормативно-правовой базы; установление благоприятного инвестиционного климата.
Инвестиционный климат[17] – это среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Она формируется под влиянием политических, экономических, юридических, социальных и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в регионе и степень риска инвестиций.
На региональном уровне инвестиционный климат проявляется через двусторонние отношения предпринимательских структур, банков, профсоюзов, органов власти и других участников процесса. На этом уровне конкретизируется обобщенная оценка инвестиционного климата в ходе реальных экономических, юридических, культурных контактов инвестора и среды.
Инвестирование в Санкт-Петербурге характеризуется рядом особенностей: город уже имеет достаточно развитую инфраструктуру, сильно диверсифицированную экономическую среду, мощный внутренний рынок, что обеспечивает стабильность городского бюджета и сравнительно невысокие риски осуществления инвестиционной деятельности. Здесь работают крупные отечественные и иностранные консалтинговые и аудиторские организации, развиваются финансовый рынок и рынок инвестиционно-строительных услуг. Все эти особенности позволяют оценивать инвестиционный климат Санкт-Петербурга как благоприятный[18].
В начальный период экономических реформ Санкт-Петербург значительно уступал по признакам инвестиционной привлекательности Москве, а также регионам Севера и Сибири, где добывается и перерабатывается экспортоориентированное сырье (нефть, газ, металлы и др.). Это предопределялось высокой долей населения пенсионного возраста; чрезвычайно большим (почти 70%) удельным весом организаций, работавших в системе ВПК, научных и иных учреждений, финансируемых из бюджета; слабым развитием предпринимательской инфраструктуры.
В настоящее время перспективы развертывания инвестиционного процесса в Санкт-Петербурге связаны с двумя основными источниками: это государственные ресурсы (средства бюджетов и внебюджетных фондов) и частный капитал (собственные ресурсы предприятий и организаций, отложенные средства населения, иностранные вложения). Поскольку бюджетные средства не являются предметом исследования в данном изложении, остановимся на работе властных органов по созданию благоприятных условий для привлечения частных инвестиций.
Администрация Санкт-Петербурга применяет систему мер, направленных на увеличение притока инвестиций в экономику города и предупреждение их оттока. Среди этих мер:
— государственная поддержка инвестиционной деятельности (включая предоставление налоговых льгот);
— создание прозрачной процедуры осуществления инвестиционной деятельности [19];
— создание механизма работы с городскими инвестиционными проектами[20].
Особое значение в этом деле имеют законы, принятые Законодательным собранием Санкт-Петербурга: «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга» (определяет инструменты привлечения инвестиций); «О внесении дополнений в Закон Санкт-Петербурга “О налоговых льготах”» (предлагает условия предоставления и размеры налоговых льгот для инвесторов); «Об инвестициях в недвижимость Санкт-Петербурга» (регулирует предоставление инвесторам недвижимости, находящейся в управлении или в собственности города); «О градостроительном планировании развития и градостроительном регулировании использования и застройки территории Санкт-Петербурга».
Идет работа по корректировке названных законов, внесению в них продиктованных действительностью изменений и дополнений. В частности, главная цель изменений в Законе «Об инвестициях в недвижимость» – обеспечить возможности заключения договоров и проведения предварительных инвестиционных торгов. Кроме этого предполагается приступить в ближайшее время к разработке нового закона «Об основах градостроительства Санкт-Петербурга», в котором будут распределены полномочия между Законодательным собранием, исполнительными органами власти и местным самоуправлением. Таким образом будет создана юридическая база для Генерального плана развития северной столицы и для утверждения градостроительной документации по новым территориям.
Серьезным шагом вперед стал стратегический план. Предлагаемая им модель развития Санкт-Петербурга подразумевает сосредоточение усилий отраслевых органов управления на реализации конкретных проектов в рамках определенных городским сообществом приоритетных направлений и проектов, в продвижении которых город заинтересован до такой степени, что использует для этого особые финансовые стимулы. Такие проекты финансируются из внебюджетных источников, причем первоначальные затраты, составляющие, как правило, менее 1% стоимости строительства, идут на подготовку инвестиционных предложений, т. е. на информацию, призванную привлечь потенциальных инвесторов.
За счет средств городского бюджета разрабатываются бизнес-планы инвестиционных проектов, осуществляемых или поддерживаемых администрацией Санкт-Петербурга, проводится экспертиза экономической эффективности, сотрудники администрации обучаются проектному финансированию. Все это позволит в ближайшем будущем реализовать многие инвестиционные проекты, привлечь инвестиции и организовать новые рабочие места.
Оказывая содействие проектам, находящимся на стадии реализации, администрация Санкт-Петербурга инициирует новые проекты, потенциально интересные для инвесторов и учитывающие нужды региона. Разрабатываемый городом механизм осуществления инвестиционных проектов в части их подготовки включает в себя следующие стадии:
I стадия – установление общих принципов использования городской территории (ее функциональное использование, плотность размещения предпринимательских структур и др.);
II стадия – оценка реальности проекта с точки зрения поиска источников финансирования, определение основных этапов привлечения ресурсов;
III стадия – разработка градостроительного регламента и более подробного проекта развития территории, поиск инвестиционных ресурсов, маркетинг объекта. Затем, в зависимости от результатов исследования рынка, продажа на торгах права реализации крупного инвестиционного проекта либо проведение конкурса на подряд и на финансовое участие в проекте.
Описанный порядок разработки инвестиционных проектов существенно увеличивает привлекательность города для инвестиций во все виды инфраструктур.
В рамках V Петербургского экономического форума была принята «Программа инвестиционного сотрудничества», особую значимость которой придали специально отобранные проекты и предложения, инициированные 26 предприятиями и организациями. В числе этих инициаторов – администрации различных регионов, консалтинговые структуры, строительные и финансовые организации. Предварительный отбор предложений базируется преимущественно на классической качественной, а затем и количественной оценке основных параметров жизнеспособности инвестиционных проектов.
Наряду с развитием жилищного строительства планируется осуществление ряда крупных проектов. Среди них: комплекс сооружений для защиты от наводнений; восточное полукольцо автомобильной дороги, соединяющее Таллиннское и Выборгское шоссе; реконструкция центра города с использованием кредита по соглашению с Мировым банком; строительство сети гостиниц; застройка Крестовского и Каменного островов, Синопской набережной, территории в районе Варшавского вокзала и др. Таким образом, налицо многофакторность процесса привлечения реальных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга.
Ленинградская область в настоящее время лидирует по ключевым показателям экономического развития, в том числе по темпам роста в промышленности и сельском хозяйстве, по увеличению инвестиций, направляемых в основной капитал. Формированию благоприятного инвестиционного климата способствовал ряд конкурентных преимуществ.
Во-первых, это выгодное геоэкономическое положение (выход к Балтийскому морю, внутренние административные границы с пятью субъектами Федерации – Санкт-Петербургом, Новгородской, Псковской, Вологодской областями и Республикой Карелия). Территория области – почти 86 тыс. кв. км, численность населения – 1,7 млн чел.
Это единственный федеральный субъект, где представлены все виды производства и транспорта. Функционируют более 300 крупных и средних промышленных фирм, высокоразвита транспортная инфраструктура. Во-вторых, в Ленинградской области наблюдается энергоизбыточность, так как электроэнергии производится в два раза больше, чем необходимо для потребления.
В-третьих, имеются богатые природные ресурсы: лес (расчетная лесосека составляет около 12 млн кв. м в год, и еще есть незадействованный потенциал), глина, фосфориты, гранит, известняк, песок, мрамор, сланец, бокситы и др. Значительные водные ресурсы (50 тыс. водных объектов, рек и озер) позволяют развивать промышленность и энергетику. В-четвертых, в Ленинградской области, с ее богатейшим историко-культурным потенциалом, широко развивается туристический бизнес. И, наконец, важным конкурентным преимуществом является высококвалифицированный кадровый, в частности научный, потенциал.
Принятый в 1997 г. Закон «Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области» определил комплекс мер государственной поддержки и защиты инвесторов и конкретизировал целый ряд налоговых льгот и гарантий. В конце 1999 г. с учетом требований практики в Закон были внесены необходимые дополнения и изменения. На областном уровне создана достаточно полная инвестиционная законодательная база, отразившая лучший опыт регионов России. Правительство и Законодательное собрание Ленинградской области в своей работе охватывают следующие основные направления: совершенствование нормативно-правовой базы в сфере поддержки предпринимательства; формирование информационной открытости; создание специализированной рыночной инфраструктуры, поддерживающей инвестиционный процесс; реструктуризацию предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности.
Правительство Ленинградской области постоянно работает над тем, чтобы увеличивать долю частных инвестиций – российских, иностранных и смешанных, привлекая также мелкого инвестора. Зарегистрировано более 200 организаций малого и среднего бизнеса с участием иностранного капитала, для них также разрабатываются инвестиционные проекты. Один из принципов организационной работы – создание равных возможностей для всех инвесторов.
Между Правительством Ленинградской области и инвесторами заключено более 30 договоров об осуществлении инвестиционной деятельности на общую сумму около 700 млн долл., в том числе: с иностранными инвесторами – на 655 млн долл., с российскими – на сумму около 50 млн долл. Ежегодно вносятся коррективы в «Каталог инвестиционных проектов Ленинградской области» (их около 100), «Каталог инвестиционных проектов малых предприятий» (около 200) и «Каталог свободных производственных площадей». Целостная информационная открытость области обеспечивается также выпуском других изданий (например, ежегодника «Путеводитель инвестора»), использованием электронных средств информации (выпущен лазерный компакт-диск «Инвестиционный климат Ленинградской области», открыт сайт www.lenobl-invest.ru).
Управление инвестициями связано с обеспечением определенных экономических условий для инвесторов. Для притока инвестиций в области создан благоприятный налоговый климат: установлены существенные льготы по налогу на прибыль, по дорожным налогам и др. Организации освобождаются от налогов в течение первых трех лет деятельности или на срок окупаемости затрат; кроме того, в соответствии с законом они могут претендовать на инвестиционный налоговый кредит и получать поручительство Правительства области по займам и кредитам (в соответствии с постановлением Губернатора «О порядке выдачи поручительств Правительства Ленинградской области по займам и кредитам на инвестиционные цели на конкурсной основе»).
Агрегирование строительной и инвестиционной деятельности в рамках самостоятельной, целостной системы позволяет достичь ряда преимуществ:
— создает базу для решения проблем бесперебойного и достаточного по объему инвестиционного обеспечения, которые приобретают особую сложность в условиях ограничения инвестиций;
— позволяет расширить и разнообразить число участников инвестиционно-строительного процесса и обеспечить на этой основе приток дополнительных инвестиций;
— придает инновационный импульс инвестированию, так как позволяет увязать его с конкретным результатом;
— с его помощью становится реально достижимой идея сбалансированности во временном отношении производимых строительных работ и инвестиционных поступлений;
— на его основе формируется единый инвестиционно-строительный рынок, увязывающий множество совместно функционирующих субъектов, реализующих собственные интересы, и обладающий устойчивой сетью коммуникаций, что позволяет использовать современный маркетинговый инструментарий и производить строительную продукцию, соответствующую потребительскому спросу;
— способствует созданию благоприятного инвестиционного климата, повышающего инвестиционную активность;
— позволяет использовать эффективные системы мер государственного, регионального и муниципального регулирования, а также мер регулирующего воздействия со стороны общественных организаций.
Итак, налицо многофакторность процесса привлечения реальных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга.
Инвестиционно-строительный комплекс инициировал появление особой рыночной среды, в пределах которой обращаются инвестиции, инвестиционно-строительные проекты, вся совокупность строительной продукции, включая законченные объекты, строительные материалы, детали и конструкции, строительные работы и услуги.
Под инвестированием понимается вложение денежных средств и других капиталов в реализацию различных проектов. Принято различать четыре вида инвестиций [12]:
Частные инвестиции – это вложение средств гражданами (чаще всего путем приобретения акций, облигаций и других ценных бумаг), а также предприятиями и организациями негосударственной формы собственности.
Государственные инвестиции осуществляются федеральными, региональными и местными органами управления за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств.
К числу иностранных инвестиций относятся те из них, что осуществляются иностранными гражданами, юридическими лицами и государствами.
Совместные инвестиции – это вложения субъектов нашей страны и иностранных государств.
Основными субъектами инвестиционного обеспечения капитального строительства являются инвесторы.
Инвесторы – это физические и юридические лица, осуществляющие вложения собственных, заемных и привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. В качестве инвесторов могут выступать:
— правительство страны и правительства субъектов Российской Федерации в лице органов, уполномоченных управлять государственным имуществом или наделенных имущественными правами;
— органы местного самоуправления, муниципалитеты в лице органов и служб, уполномоченных заниматься инвестиционной деятельностью;
— предпринимательские объединения, организации и другие юридические лица;
— совместные российско-зарубежные организации;
— иностранные государства в лице органов управления, уполномоченных их правительствами;
Совокупность намерений и практических действий по осуществлению инвестиционных вложений в объекты недвижимости и обеспечение заданных финансово-экономических, производственных и социальных результатов представляет собой инвестиционный проект.
Как уже говорилось выше, в различных регионах России, в том числе в Санкт-Петербурге, разработана и внедрена система мер, направленных на увеличение притока инвестиций и предупреждение их оттока: поддержка инвестиционной деятельности (включая предоставление налоговых льгот), создание «прозрачной» процедуры осуществления инвестиционной деятельности и механизма работы с региональными инвестиционными проектами.
Динамика изменений фактических объемов капитальных вложений в Санкт-Петербурге в 2000–2004 гг. показывает их устойчивый рост (Рис. 1.3).
Рис. 1.3. Динамика изменения объемов капитальных вложений в Санкт-Петербурге за 1996–2004 гг., %
Рост капитальных вложений частично был связан с увеличением финансирования из федерального бюджета в связи с подготовкой к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга.
В структуре инвестиций в основной капитал (по крупным и средним организациям) удельный вес отрасли строительства колебался: 21% в 2003 г., 34% в 2002 г.
В структуре инвестиций в основной капитал за 2004 г. (по крупным и средним предприятиям) следует отметить значительное увеличение доли средств городского бюджета (с 7% в 2002 г. до 12% в 2004 г.), а также кредитов иностранных банков (с 1,5% в 2002 г. до 4,3% в 2004 г.). Значительно увеличилась доля средств от долевого участия в строительстве – с 5,3% в 2003 г. до 9% в 2004 г. За счет данных средств выполнено около 79% капитальных вложений в жилищное строительство.
Инвестиционно-строительный комплекс в Санкт-Петербурге, в отличие от других регионов России, за прошедший период экономических реформ значительно продвинулся в переходе на рыночные условия хозяйствования. Результатом является тот факт, что практически все работающие в нем строительные компании – частные либо со смешанным капиталом (небольшая доля). Доля государственных и муниципальных организаций в объемах выполненных подрядных работ не превышает 4%.
В 2003 г. городской бюджет профинансировал ввод 16 объектов, а инвесторы ввели 168 объектов различного назначения общей площадью более 880 тыс. кв. м без учета жилищного строительства.
Инвестиции в основной капитал составили в 2003 г. 101,6 млрд руб. (в 2004 г. отмечено снижение до 89 млрд руб.), что более чем в три раза превысило уровень 1999 г.
Ввод в действие основных фондов увеличился за четыре года в 3,9 раза, достигнув к 2003 г. 68,9 млрд руб. Объем работ, выполненных по договорам подряда, в 2003 г. вырос в 2,9 раза по сравнению с 1999 г. и составил 40,9 млрд руб. Рост объемов ввода обеспечивался в основном за счет вовлечения в инвестиционный процесс большого количества новых объектов недвижимости.
За последние четыре года более чем в восемь раз (до 9 тыс.), возросло число заявлений от потенциальных инвесторов о намерении осуществить инвестиционный проект. В результате активизации строительной деятельности и упорядочения системы отчислений на развитие городской инфраструктуры их объем значительно вырос за последние годы и позволяет решать проблему нехватки инженерных мощностей. Объем таких поступлений в 2003 г. составил 1,6 млрд руб., что на 50% больше, чем в 2002 г., и в 15 раз больше по сравнению с 1999 г. В 2004 г. аналогичные поступления уже превысили 4 млрд руб; в 2005 г. 6,6 млрд руб.
В зависимости от направлений вложения инвестиций и целей их реализации инвестиционные проекты делятся на следующие категории [12, c. 122]:
— экологические и др.
Структура инвестиционных предпочтений частных инвесторов представлена в Табл. 1.1.
Источник: producm.ru