Toggle navigation
Ремонт в регионах
Карниз — свисающая часть кровли, которая является продолжением крыши и защищает стены дома от атмосферных осадков
Карнизы, венчающие здание, представляют переход от наклонной в большинстве случаев плоскости кровли к вертикальной стене. Междуэтажные карнизы являются средством горизонтального членения стены.
В функциональном отношении карниз служит для предохранения верхних частей стены от намокания водой с крыши и частично от непосредственного действия дождя. Вместе с тем карниз является одним из важнейших элементов архитектурной выразительности здания.
Виды карнизов крыши
Разновидности кровельных карнизов различаются по способу их оформления и по конструкции только две.
По конструкции:
- карнизные горизонтальные — формируются нижней частью скатов на основе стропил ;
- фронтонные — боковой наклонной частью скатов на базе открытых торцов обрешётки.
Для чего нужны карнизы
По методу обустройства
- Карнизный свес устроенный заподлицо — стропила не выведены за границу стен. Сливную доску монтируютпо к краям стропил. Она служит для крепления водосточных желобов и отвода воды с кровли.
- Свес открытого типа — стропила выходят равномерно за все стены. Водосточная система монтируется на боковые части стропил или к их верхним кромкам.
- Кровельный карниз закрытого типа — устройство напоминает короб с пустым треугольным пространством внутри.
Размер карниза крыши
Слишком маленький свес приведёт к намоканию стен и фундамента, поскольку вода будет скапливаться возле дома. Но чем больше свес, тем больше парусность, поэтому ураганные ветра могут подорвать кровлю. Поэтому, нужно искать золотую середину — оптимальный размер карнизных свесов.
Чтобы определится со свесом кровли, нужно учитывать :
- Климатические особенности конкретного региона — количество осадков в течение года, силу ветров и направление, заснеженность.
- Уклон кровли — чем крутизна скатов больше, тем карнизные свесы нужно делать шире, что даст возможность защитить стены и цоколь от брызг воды, которая будет скатываться с крыши.
- Пропорции здания — неправильно подобранный размер свесов может визуально исказить пропорции дома.
- Кровельное покрытие — укрывной настил из фальцевых материалов или битумных требует большей циркуляции воздуха в подкровельном пространстве.
Деревянные карнизы
Деревянные карнизы наиболее простых конструкций применяются в рубленом, каркасном деревянном, каменном и облегченном строительстве.
Карниз, образованный выпущенными стропильными ногами. Вынос не менее 50—70 см; вынос в большинстве случаев делается при помощи кобылок, врубаемых в венец и ригели между стропилами.
Карнизы подшивные прикрепляют к свешивающимся стропильным ногам (на спуске); располагают по выпущенным затяжкам или шпалам; размещают на консолях (с большим свесом); в случае рубки стен с «остатком» концы верхнего венца выпускаются в виде консолей, по которым и производится обшивка; размещают по нарожникам — шведского типа
Каменные карнизы
Кирпичные карнизы
Обычный кирпичный карниз (без армирования) кладка ведется на сложном растворе марки не ниже «30». Тычковые ряды выполняются из целого кирпича. Горизонтальные ряды кладки карниза не должны выступать более чем на 0,4 длины кирпича, т. е. на 10 см; в противном случае для обеспечения устойчивости карниз армируется. Карнизы покрываются кровельным железом с устройством капельников. Свес кровли над карнизом — 7 см.
Примечания: Карнизы не должны выступать за красную линию более чем на 150 см
- Временная нагрузка на карниз 100 кг/пог. м.
- В зданиях высотой более 10 м для подвески люлек и тому подобных
приспособлений должны быть предусмотрены вне карниза постоянные
конструкции (скобы, крюки, монорельсы и т. п.) В случае надобноститн конструкции укрепляются в самом карнизе, но с учетом нагрузок от этих конструкций и подвешиваемых к ним приспособлений.
Вынос венчающего карниза не рекомендуется назначать более 75 см . Если кладка ведется на известковом растворе или методом замораживания, полный вынос карниза не должен быть более 25 см. Карнизы без армирования следует делать с небольшим выносом и с обязательным соблюдением условия напуска кирпичного ряда не более чем на 0,4 длины кирпича
Кирпичные карнизы с применением армирования, железобетонных плит
При увеличении выноса и устанэвлении расчетом необходимости усиления карниза применяются:
- кирпичные карнизы с стальными балочками профилей — таврового, двутаврового, рельсов. Указанные сечения профилей устанавливаются расчетом.
- кирпичные карнизы с железобетонными плитами часто стальные балочки заменяются железобетонными плитами толщиной 7—10 см ; анкеры, укрепляющие карнизы, ставятся на расстояниях не более 2 м.
Карнизы железобетонные
В строительстве домов применяют технологии устройства карнизов из железобетона, керамических блоков, камня
Карнизы, образуемые штукатуркой по сетке рабица
В стену заделывают хомуты (полосовая или круглая сталь), которым придают упрощенное очертание профиля карниза. К хомутам прикрепляют сплошную сетку, по сетке наносят цементный раствор, поверх которого вытягивают профиль карниза . Карниз трудоемок и может выполняться только ручным способом
Карнизы железобетонные, из керамических блоков и истественных камней
Карнизы, образуемые железобетонной плитой, консольные части которой архитектурно обрабатывают.
Карнизы из офактуренных бетонных блоков.
Готовые бетонные (обычно пустотелые) блоки укладывают на консольные части плиты. Готовые бетонные элементы подвешивают к заделанным в стены стальным балкам. Готовые гипсовые элементы (кронштейны, модульоны) прикрепляют аналогично бетонным. Готовые сборные крупные бетонные элементы из которых образуют карниз (крупноблочное строительство).
Карнизы из керамических блоков представляют большое удобство в производстве работ, так как их выполняют в период кладки стены. Отдельные терракотовые или керамические элементы вкладывают на растворе в соответствующие углубления стены и ставят на выступающие части.
Карнизы с применением естественных камней. Элементы из естественных камней крепят анкерами-скобами, как и бетонные. Свешивающиеся части подвешивают к стальным балочкам, которые скрыто размещаются в гнездах (бороздах) элементов.
Карнизы из монолитного теплого бетона делают с выносом не более 12 см и высотой до 20 см. При необходимости устройства карниза с большим выносом монолитные-карнизы заменяют сборными.
Источник: www.masterovoi.ru
Что такое карниз крыши
Карнизный свес крыши – это элемент конструкции, который выступает за пределы стен дома. Свес необходим для защиты сооружения и прилегающего к нему пространства от осадков.
В нашей статье пойдет речь об устройстве карниза крыши. Мы расскажем об оптимальной длине выступа и о разновидностях карнизных свесов.
Устройство карнизов: общие сведения
Способ обустройства карнизов крыш в деревянных домах очень прост – необходимо прибить или врезать специальные профильные кронштейны-шаблоны по периметру четырех фасадов. При этом с северного фасада не должно располагаться подворье. Затем, к кронштейнам крепятся доски, которые предварительно следует обработать смолой или антисептиком. Как правило, первая прибитая доска должна быть шире других приблизительно на 3–5 сантиметров. Это необходимо для замены капельника (прочитайте также: «Установка капельника на крыше «).
Украсить доски можно при помощи декоративной сквозной резьбы. Самый простой способ обустроить карниз – обшивка концов балок тесом. Если уложенные стропила не выступают за стены, то осуществляется их наращивание. Для этого следует прибить куски доски к каждой балке.
Не стоит забывать, что создание карнизных архитектурных профилей на стенах из кирпича требует определенной наметки. Ее толщина не должна быть больше 50 миллиметров.
Держа в уме этот момент, рассмотрим поверхности, на которые можно наносить раствор:
- Конструкции из досок;
- Готовые выносы кладки;
- Каркас из металла, который обтянут сеткой.
Чтобы выполнить профили штукатурных карнизов – используются шаблоны профильной доски, которые имеют двойную оковку. Вторая оковка нужна для того, чтобы вытянуть профиль по грунту, а затем снять его. Далее, чистый профиль накрывается уже свободной первой оковкой.
Устройство карнизного свеса и его отделка потребуют применение роликов вместо полозка. Они облегчают перемещение тяжелого шаблона, при этом соблюдая все нюансы. Если карнизы расположены во входящих углах – то их профилирование лучше всего осуществлять с использованием специальных шаблонов.
Полезно: Чтобы достичь вершины угла профильной доской шаблона – расположите ее возле стены под углом в 45 градусов.
Как правило, штукатурку наносят в три слоя:
- Первый слой – обрызг. Он осуществляет сцепление основания с наметом штукатурки. Для получения этого слоя понадобится раствор, обладающий жидкой консистенцией. В зависимости от материала, выбирается и толщина – от 5 до 9 миллиметров.
- Второй слой – грунт. Его изготовление осуществляется из раствора заданной заранее консистенции по обрызгу. Последний должен, как говорят, «схватиться». Толщина слоев – от 5 до 12 миллиметров.
- Третий слой – лицевой. Его нанесение осуществляется внакрывку, а толщина должна быть меньше заявленных 2 миллиметров.
Выполнив нанесение штукатурки, можно приступать к лепным работам. Они включают профильные тяги устанавливаемого карниза.
Карнизный свес кровли и его виды
- Фронтальный – предназначен для защиты фасада здания. Выполняется с использованием выступающих за границы стен скатов. Они обычно установлены под наклоном;
- Боковой – изготавливается в виде свесов, которые располагаются по бокам здания.
Отметим, что от расположения карниза, зависит и его ширина. Чаще всего боковые свесы выпускают на расстояние в 50-60 сантиметров за границы стен сооружения. Фронтальные свесы – до 1 метра, причем эта длина может быть и увеличена.
Для обустройства фронтального свеса двускатной стандартной крыши, нужно выпустить коньковую доску на выверенную ранее длину за границы фасада. Затем, по такому же принципу провести выпуск несущих кровельных перекладин, которые закреплены на стропилах.
После этого следует закрепить карнизную доску к торцевым сторонам конька крыши и несущим брусьям. Вы можете и не подшивать софитом нижнюю часть карнизного фронтального свеса. Но для улучшения благоприятного внешнего вида дома, все же рекомендуется установка софитов.
Важно: Чтобы обеспечить надежность фронтального карнизного свеса, следует осуществить грамотный подбор материалов. Учитывайте, что горизонтальный брус и конструкция стропил должны быть одинаковыми по сечению.
В процессе изготовления бокового карнизного свеса – кровельные балки должны быть выпущены за пределы внешней плоскости стены. Расстояние выпуска при этом будет зависеть от ширины отмостки фундамента и высоты самого здания. После укладки материала для покрытия кровли – следует стадия крепежа торцов балок. При этом используется дощатая обвязка – выступающая в роли карниза кровли. Она будет скрывать край и первоначальную подложку кровельного настила.
Пространство свеса, оставшееся открытым – обычно подшивается с помощью специального материала. Как правило, для этого используется паз, находящийся в нижней части карнизной доски. В качестве материалов подшивки рекомендуется использовать виниловый сайдинг (подробнее: «Подшивка крыши сайдингом — инструкция «) или шпунтованную доску. Все материалы следует закрепить под углом в 90 градусов.
Устройство карнизного свеса крыши и его вентиляция
Главное правило – обязательная установка вентиляции. Неважно, какой тип и размер свеса вы выбрали. Вентиляция очень важна, если вы планируете обустроить мансарду в чердачном помещении. Совокупность всех вентиляционных отверстий должна составлять от 1/600 до 1/400 площади помещения. Подшивка карнизных свесов должна содержать в себе зазоры.
Они нужны для циркуляции свежего воздуха во внутреннем помещении. Подшивка свесов крыши для испарения воздуха из помещения предусматривает специальные отверстия. Оно расположено в коньке крыши.
Важно: Вентиляционные отверстия должны быть закрыты сеткой. Она защищает помещение от проникновения в него летучих мышей и других мелких птиц.
Устройство карнизных свесов и выбор материала
Обшивка карнизных свесов предполагает использование доски любой длины и ширины. Однако ее толщина должна быть не меньше 17 и не больше 22 миллиметров.
Если доска небольшая – то ее можно крепить на концах. Для массивных досок (длина 6 метров и больше) крепление должно располагаться на каждом метре их длины.
- Лучший материал для создания свеса четырехскатной вальмовой крыши – древесина из хвойных пород (сосна, ель, лиственница). Доски должны изготавливаться из сухого материала. После его усушки не должна оставаться линейная деформация досок. Именно она приводит к порче внешнего вида подшивки, так как появляется множество зазоров.
- Кроме досок, для обшивки свесов можно использовать листы из оцинкованной стали. Оптимальная толщина должна составлять 0,6–0,8 миллиметров. В свою очередь, перфорированный листовой материал должен обладать длиной волны больше 20 миллиметров.
Важно . Работая с такими материалами, не забывайте о наличии специального оборудования и навыков. После подгонки каждый лист должен покрываться защитным слоем краски.
Длина листов не должна превышать 6 метров, потому что для крепежа обшивки используются защелки. И если листы будут больше необходимой длины – то произойдет их провисание.
Зимой на кровельном свесе образуется большое количество снега. Это может повлечь за собой разрушение свеса, а затем карниза или даже стен.
При минимальном кровельном свесе вальмовой крыши, некачественное изготовление карниза может привести к разрушению кладки и наружных поверхностей стен. В деревянном доме произойдет гниение верхних и нижних бревен венцов сруба. Намокнув и высохнув, бревна могут серьезно растрескаться, потерять свои швы и конопатку. Если не провести качественную гидроизоляцию – то обшивка сруба, покрытая масляной краской, испортится (прочитайте: «Свесы кровли — классификация и монтаж «).
Учитывая все эти нюансы, следует обязательно обустроить карниз. Он, в свою очередь, выполняет следующие функции:
- Устраняет линию, соединяющую верхнюю часть несущей стены и внутреннюю конструкцию ската кровли (прочитайте также: «Софиты: размеры «);
- Делает фасад дома – законченным. А также обеспечивает улучшенную защиту стен здания.
Самостоятельный подход к устройству карнизного свеса
Строительство крыши – кропотливый процесс, состоящий из нескольких этапов, каждый из которых требует к себе пристального внимания. После завершения основных работ наступает черед менее масштабных, но не менее важных конструктивных элементов: устройства и подшивки карнизов. Для начала разберем, что такое карниз крыши, из чего он состоит и так ли необходим на самом деле.
В архитектуре карнизом именуется деталь конструкции, выступающая за границы стен здания и оберегающая их от воздействия снега, дождя, проникновения сырости в подкровельное пространство. Помимо защитной функции карниз также придает крыше особую эстетическую индивидуальность, закрывая внутренние составные элементы стропильной системы.
Карнизы: классификация и основные виды
Строительство домов ведет свою историю на протяжении многих веков, при этом каждый старается привнести какое-то новое и более современное дополнение, способное улучшить и облегчить процесс возведения жилища. Среди огромного многообразия свесов наиболее частое применение нашли следующие разновидности :
- подшитые, применяемые при устройстве двускатных и вальмовых крыш;
- неподшитые свесы – наиболее распространенный вариант, используемый для вальмовой и скатной кровли дома;
- коробчатые карнизы – применяются при возведении ломаной и односкатной кровли;
- укороченные свесы – универсальный вариант для любого типа конструкции.
Карниз кровли – это своего рода продолжение кровельного покрытия, а значит, тип свеса необходимо правильно подобрать, принимая во внимание состав кровельного «пирога» и климатические особенности той местности, в которой осуществляется строительство дома.
Устройство карниза крыши весьма разнообразно и подразделяется на следующие основные категории :
- Карнизный свес, выполненный заподлицо. В этом случае стропила не выводятся за границы стен, а по их краю крепится горизонтальная сливная доска, к которой впоследствии монтируются водосточные желоба. Недостаток данных свесов в отсутствии защиты верхних элементов стены от влаги.
- Свес открытого типа – широко применяется в частном строительстве. Водосточная система крепится к верхним кромкам стропил или по их нижнему краю.
- Свес закрытого типа. Выступающие концы стропил закрываются карнизом, имеющим специальный паз для крепления софита с внутренней стороны. При наличии утепленного чердака такой карниз должен обладать вентиляционными отверстиями.
- Фронтонный свес. Устройство карниза кровли в этом случае полностью зависит от фантазии дизайнера и может, как выступать за границы стен, так и устраиваться заподлицо. Выступающая область кровли подлежит обязательной подшивке, ширина которой должна быть не менее 50 см.
Длина карнизных свесов различна для каждого типа постройки и погодных особенностей региона. Так, для деревянных домов она берется от 55 см, для панельных и кирпичных – до 55 см. Минимальной величиной считается 40 см, максимальная может достигать 120 см.
Характеристика карнизных свесов
Работа по сооружению карниза крыши является не самой сложной задачей и ее вполне можно выполнить самостоятельно. Главное – понять и разобраться с основными видами конструкции карнизных свесов, среди которых выделяют два варианта :
- фронтальный, представляющий собой выступающие наклонные края скатов крыши, которые служат защитой фронтона здания от атмосферных осадков. Их длина может достигать одного метра;
- боковой – это свесы длиной до 60 см, расположенные по бокам строения.
На величину карнизного свеса оказывает влияние ширина отмостки фундамента и высота здания. Чем выше строение, тем соответственно длиннее должен быть карниз.
При отсутствии у стропильной системы выступов, выходящих за пределы стен дома, стропильные ноги дополнительно наращивают обрезками бруса, после чего к ним прикрепляют карнизную доску. Необходимо помнить, что устройство карнизов крыши направлено на обеспечение защиты и долговечности фронтона дома, вот почему так важно правильно рассчитать необходимую ширину свеса. Во избежание попадания влаги, а также для придания крыше эстетичного вида нижние края свесов обшиваются досками или другим материалом.
Делаем карнизный свес своими руками
Правильно смонтировать карниз кровли – задача, выполнение которой возможно при наличии технических навыков строительства, необходимого инструмента и соблюдения требований техники безопасности. Следует помнить, что обшивка карнизного свеса скатной кровли базируется на использовании стропил, а порядок работ зависит от выбранного отделочного материала и способе его крепления.
Фронтальные карнизы образуются путем выпуска конькового бруса на нужную длину. На коньке и нижней выступающей доске закрепляется натянутый шнур, по которому обрезаются выступающие концы досок. Далее к поперечным доскам и выступающему торцу конькового бруса прибивается карнизная доска, называемая ветровой. Укладка кровельного материала производится на полученную длину свеса одновременно с общим настилом на кровлю. Аналогичным образом параллельно стене здания обрезаются выступающие за стены края стропил.
Следующий этап – установка карниза крыши из металлических профилей или обрезной доски. В зависимости от того, чем планируется делать подшивку свеса, соответственно выбирается и сам материал для карниза. Так, сайдинг подшивается на виниловые или металлические профили, а деревянная вагонка – на древесный каркас.
Перед тем как сделать карниз крыши, следует определиться с видом карнизной коробки, которая может быть :
- вертикальной – в этом случае обшивка производится по стропилам, выступающим за грань стены. Данный метод используется лишь в случае небольшого уклона кровли;
- горизонтальной – короба одним краем крепятся к доске, расположенной в стыке стены дома и стропильных ног, другим к нижней точке стропил.
Подшивка карнизного свеса производится под прямым углом к стене здания и выполняется из таких материалов, как древесина, сайдинг, вагонка, софит.
Выбор подшивочного материала: на что обратить внимание?
Правильно подшитый карниз обладает не только привлекательным внешним видом, но также надежно защищает подкровельное пространство от проникновения ветров, холода и влаги. Вот почему к выбору материала для подшивки следует подходить с особой тщательностью. Итак, сегодня наиболее востребованными являются :
- Древесина хвойных пород: лиственница, сосна, ель. Толщина досок должна находиться в пределах 17-22 мм. Во избежание возможной деформации доски должны иметь оптимальную влажность, вот почему перед началом работ их хранят на улице. Перед подшивкой древесина подвергается антисептической обработке для предотвращения возгорания и гниения. Короткие доски, укладываемые перпендикулярно стене, крепятся по краям, в то время как длинные закрепляются к коробке параллельно стене с шагом в метр. Между подшивочными досками следует делать зазор в 1-2 см для создания вентиляции.
- Сайдинг – более прочная разновидность пластиковой вагонки. Виниловый сайдинг – бюджетный вариант, не обладающий достаточной практичностью в эксплуатации. Металлический сайдинг более прочен и стоит гораздо дороже, однако из-за склонности к коррозии срок его службы относительно недолог.
- Вагонка ПВХ – доступный материал, который имеет больше недостатков, чем достоинств. Под воздействием дождя, снега и солнца она быстро тускнеет и теряет нарядный вид; отсутствие отверстий для вентиляции оказывает негативное влияние на проветривание подкровельного пространства.
- Софиты – модный вариант подшивки карниза крыши, в конструкцию которого уже заложены перфорированные вентиляционные отверстия. В отличие от сайдинга софиты экологически безопасны и обладают повышенной устойчивостью к механическим воздействиям. Достоинствами данного материала являются долговечность, эстетичный внешний вид и простота монтажа, благодаря чему его установку можно легко делать своими руками.
Подшитые древесиной карнизные свесы необходимо обрабатывать каждые 3-5 лет специальными защитными составами. Это позволит надолго сохранить эксплуатационные свойства и первозданный вид подшивки.
Правильное и надежное устройство карниза крыши поможет избежать деформации конструкции даже под негативным воздействием тяжелых снежных покровов. Широкой популярностью в последнее время пользуются системы антиобледенения карнизов и водостоков крыши, суть которых состоит в прокладывании греющих кабелей через водостоки и перед карнизом. Благодаря этим манипуляциям в зимнее время на свесах не скапливается лед, оказывающий значительную нагрузку на кровлю.
Продлить «жизнь» кровельной конструкции поможет грамотно смонтированная вентиляция. К основным элементам вентиляции относятся врезанные в подшивку свесов решетки, зазоры и щели между подшивочным материалом и несущими стенами.
Похожие новости
Устройство узла карниза скатной кровли
Любая кровля дома сопровождается устройством карниза. Даже плоская крыша, которая выполняется с использованием рулонных материалов, обустраивается карнизом. Его устройство необходимо для исключения попадания воды в подкровельное пространство во время дождя. Исключением могут стать крыши, которые оборудованы парапетом.
Карниз устанавливается для того, чтобы исключить попадание влаги в подкровельное пространство.
Помимо своих функциональных обязательств, карниз выступает в качестве завершающей отделки кровельной конструкции, так как после окончания подшивки закрываются внутренние составляющие стропильной системы. Для обеспечения более эффективной защиты стропила основания кровли дома выводятся за пределы стен на отрезок, составляющий 50 см. В некоторых случаях этот показатель может быть ненамного увеличен.
Свойства кровельных свесов
Внутреннее устройство карниза крыши. Для изготовления короба следует отобрать не витые ровные доски без коры и сучков в больших количествах.
В некоторых случаях конструкция стропильной системы не оборудуется выступами, выходящими за стены дома. При этом применяется способ, который подразумевает принудительное удлинение стропил за счет специальных элементов, которые получили название кобылок.
Стоит отметить, что нельзя забывать о защите фронтона здания. которая обеспечивается за счет устройства карниза. Ширина свесов, обеспечивающих защиту фронтона дома. не должна быть менее чем 500 мм. При этом на край кровли устанавливается доска карнизного типа. Нижняя часть конструкции карнизов нуждается в обязательной обшивке. Узлы карниза чаще всего обшиваются доской.
Важно помнить, что конструкция скатного и фронтального карниза разительно отличается друг от друга.
Виды карнизных свесов
Схема устройства карнизного свеса: 1- стропило, 2 — доски карнизного свеса, 3 (4) — опорная доска для софитов, 5 — софит, 6 (7,8) — обрешетка. 9 — водосточный желоб, 10 — капельник, 11 — карнизная планка (фартук).
За всю историю строительства домов было придумано огромное количество разновидностей свесов, которые были успешно применены на практике. К основным видам относятся:
- Неподшитые свесы – используются при устройстве вальмовой кровли дома и для скатной, и для двускатной конструкции.
- Подшитые свесы – тоже чаще всего применяются на вальмовых крышах и широко востребованы при устройстве кровли двускатной конструкции.
- Коробчатые карнизные свесы – используются при обустройстве односкатной и ломаной кровли.
- Укороченные карнизные узлы кровли применяются абсолютно на каждом типе конструкции.
Датская крыша также будет хорошо смотреться с такими карнизами.
Разновидности карнизных свесов
Узел карниза кровли дома подбирается в зависимости от особенностей климата в регионе, в котором ведется строительство.
Узлы карнизных свесов могут иметь несколько видов. Поэтому очень важно остановиться более подробно на особенностях их конструкции.
Схема монтажа карнизного свеса при наличии лобовой доски.
Карнизный свес, который выполняется заподлицо, устраивается в тех случаях, когда стропильная система не выводится за переднюю границу стены. Для этого требуется укрепление края стропил с помощью сливной доски, которая располагается в горизонтальном положении. Это делается для того, чтобы обеспечить защиту фронтона дома от проникновения влаги. При этом также обеспечивается крепление системы водосточных желобов. Помимо этого, такие конструктивные особенности придают ломаной кровле оригинальность.
Несмотря на преимущества, данный узел имеет один недостаток, который заключается в незащищенности верхней части стены от попадания воды. Узел свеса, выполненного заподлицо, имеет длину, которая составляет не менее 50 см. Если же он устраивается в сооружениях из кирпича или панелей, можно сделать выступ с меньшей длиной.
Схема монтажа карнизного свеса без лобовой доски.
Если при строительстве фронтона стены дома допущен выпуск затяжек за ее линию, рекомендуется устройство карнизов, которые помогут предотвратить образование на чердаке сквозняков и не допустят задувания в щели конструкции стены снега.
Отсутствие выступов стропильных ног ломаной крыши за линию стен замещается удлинением кобылок, в качестве которых используются обрезки бруса. Их прикручивают или прибивают к стропильным торцам. После этого к обрезкам прикрепляется карнизная доска.
Узлы карнизных свесов открытого типа образовываются при выступе основных стропил двускатной кровли за пределы фронтона здания. В этом случае сопряжение водосточной системы производится к боковой части стропил или к ее верхним кромкам. Конструктивные особенности, которыми обладает данный узел, позволяют использовать его при строительстве ломаной крыши в частных домах.
Карнизные узлы закрытого типа образуются во время закрытия стропил, выступающих за фронтонную часть, свесом. Для этого используется специальный паз с внутренней стороны, в который вставляются элементы обшивки.
Узел фронтона может быть устроен не только заподлицо, но и выступая за пределы стен. Выбор способа зависит лишь от желания хозяина дома и идей дизайнера, в любом случае он будет верным. Независимо от того, какой способ будет выбран, в обязательном порядке обшивается та часть скатной кровли, которая ничем незащищена.
Список материалов и инструментов для обшивки свесов
Выбор материалов
Чаще всего узлы карнизов двускатной кровли обшиваются доской, изготовленной из хвойных пород дерева, так как этот материал считается наиболее предпочтительным. При выборе материала необходимо обратить внимание на его влажность. Слишком влажный материал со временем способен деформироваться, что испортит внешний вид свеса.
Схема монтажа карнизного свеса шириной более 45 см.
Стоит обратить свое внимание на толщину деревянной обшивки, которая должна быть не менее 17 мм и не более 22 мм. А ширина и длина доски подбирается индивидуально. Сопряжение обшивки производится с обеих сторон. Это не касается досок, имеющих длину более 6 м. В этом случае сопряжение выполняется с шагом, равным одному метру длины материала, используемого для обшивки.
Доски, которыми обшиваются узлы карнизов двускатной кровли, должны обрабатываться водонепроницаемым составом. Делается это перед началом работ. Для этого применяется специальная краска или лак, предназначенный для обработки дерева. Деревянную обшивку необходимо обрабатывать каждые 2-3 года. Только в этом случае она сможет прослужить длительное время. Кроме досок, для обшивки можно использовать и другие строительные материалы:
Схема подшивки карнизного свеса.
- Оцинкованные стальные листы. При обшивке кровельных карнизов используется сталь, толщина которой не должна превышать 0,8 мм. Кроме обычной стали, могут быть использованы металлические листы, имеющие перфорацию. Чтобы обрезать такой материал, используют специальное оборудование. После того как листы будут готовы, их покрывают краской во избежание коррозии.
- Алюминиевые листы. Их толщина не должна превышать 6 мм, а ширина – 30 см. Для сопряжения листов используются специальные защелки.
Для обшивки свесов понадобится стандартный набор инструментов, используемых при устройстве кровли:
- строительный уровень или отвес;
- молоток;
- рулетка;
- шуруповерт;
- крепежные элементы;
- карандаш;
- строительная угловая линейка.
Устройство вентиляционной системы
Пример обшивки карнизного свеса сайдингом является одним из самых популярных материалов, наряду с деревом.
Каждый узел карнизов необходимо обеспечить качественной вентиляцией. Ее устраивают независимо от того, какие конструктивные особенности имеет определенный узел карниза. Выпускные отверстия должны иметь диаметр, который равен 1/400 от той площади, которую необходимо вентилировать. Если все расчеты будут выполнены правильно, в том числе и сопряжения деталей карниза, то воздух будет проникать в эти отверстия и выходить сквозь щели, расположенные в кровельном коньке.
Устройство вентиляции пространства, расположенного под кровлей, помогает избежать порчи несущей стропильной конструкции. К тому же качественная вентиляция обеспечит чердачное помещение отличным внутренним микроклиматом.
Способы укрепления карниза
Если узел будет неправильно установлен, а сопряжение его обшивки будет выполнено не по правилам, карниз начнет деформироваться и отвисать под действием ветра и снежной нагрузки. Чтобы избежать подобных неприятностей, нужно, чтобы было обеспечено правильное сопряжение обшивки свеса со стропильной системой кровли.
Для обеспечения более эффективной защиты карниза необходимо как можно тщательнее крепить соединительные элементы стропильной системы.
Для предотвращения закупорки системы водостока на участке крыши, который расположен перед свесом, требуется установить нагревательную систему. Это обеспечит моментальное таяние снега, который в дальнейшем будет спущен в сливную канализацию. За счет этого значительно снизится нагрузка на карниз крыши .
Источник: krovlya-mp.ru
Если непогода за окном, не впускай её в свой тёплый дом: карниз крыши своими руками
С монтажом кровельного покрытия обустройство крыши не заканчивается. Теперь нужно позаботиться об эстетичном виде кровли и, главное, усилить её защитные функции. А это задача карнизов. Именно поэтому их нужно установить и подшить. Какие бывают карнизы, какова их роль и как оформить карниз самостоятельно, поговорим в этой статье.
Карниз крыши и его назначение
Карниз крыши — часть кровли, которая выступает за вертикальные ограждающие конструкции дома и защищает их от атмосферных осадков. Помимо этого, карнизы обеспечивают естественную вентиляцию подкровельного пространства, предотвращают скопление конденсата, образование грибка, плесени и намокание утеплителя.
Хорошо обустроенные кровельные карнизы надёжно защищают основные конструкции дома от влаги
Таким образом, роль этих небольших элементов крыши очень значима. Они служат гарантией долголетия стропильной системы и укрывного материала, а также комфортного микроклимата в доме. А умелое оформление их красивыми материалами придаёт завершённый привлекательный облик всей постройке.
Оформление кровельных свесов в гармонии с экстерьером дома даёт очень красивый результат — дом смотрится нарядно и живописно
Практически любая кровля независимо от её конфигурации имеет карнизы. Исключением могут быть лишь крыши с оборудованными на них парапетами или конструкции суперстильного дизайна, такие как крыши-навесы.
На крышах в виде навесов кровельные свесы не оборудуют, потому что такая конструкция сама призвана защищать постройку от намокания
Видео: как должен выглядеть карнизный свес
Виды карнизов крыши
Строительство домов имеет вековую историю. При этом во все времена каждый застройщик не только отдавал дань модным тенденциям той или иной эпохи, но и стремился выделить своё жильё из общей массы, придать ему индивидуальность и улучшить эксплуатационные характеристики.
Поэтому разновидностей кровельных карнизов по способу их оформления много, но по конструкции только две — карнизные (горизонтальные) и фронтонные. Они отличаются между собой технологией обустройства: горизонтальные (стеновые) свесы формируются нижней частью скатов на основе стропил, а фронтонные карнизы — боковой (наклонной) частью скатов на базе открытых торцов обрешётки.
По методу обустройства кровельные свесы бывают стеновыми (карнизы) и фронтонными
При этом оба вида бывают:
- подшитыми или не подшитыми;
- укороченными или коробчатыми.
Подшитые любым способом свесы придают кровле красивый законченный вид
Сюда можно добавить ещё один вариант оформления — смешанные карнизы — когда большая по площади кровля имеет разное устройство в разных местах. Например, простая двускатная форма плюс вальмовая (полувальмовая) плюс куполообразная, где и делают укорочённые свесы. Иногда узкие свесы устраивают над слуховыми окнами в мансардных конструкциях.
На сложных по форме крышах нередко обустраивают смешанные карнизы, используя в некоторых местах укороченные свесы в качестве декоративных элементов
Укороченные карнизы по всей кровле делают крайне редко. Их больше используют как элемент дизайна, поскольку такая конфигурация хороша для строителей, но не выполняет в полном объёме свои защитные функции. А именно: не оберегает (или мало оберегает) стены здания, цоколь и фундамент от влаги.
Карнизы с укороченными свесами смотрятся стильно, однако они в полной мере не защищают конструкцию дома от дождя, ветра и снега
Что же касается остальных видов, то подшитые карнизы универсальны для любой кровельной конструкции, так же как и коробчатые.
Подшитые карнизы придают дому ухоженный и изысканный вид и подходят под любые конструкции кровель
А вот неподшитые свесы идеальны для грубых широких кровель шале или конструкций, выполненных в средневековом стиле «Тюдор». Другой вариант — в современные модерновые крыши, в которых стропильная система не просто выносится за пределы дома, а красиво обработанная буквально выставляется напоказ.
Неподшитые карнизы устраивают на широких грубых кровлях, когда стропильная система служит ещё и украшающей деталью дома
Стеновые свесы всегда являются основой для крепления отливов.
Основные типы кровельных свесов по методу обустройства
Некачественно сделанные кровельные свесы сведут к нулю все старания по обустройству крыши. Чтобы затраты на дорогие кровельные материалы оправдались, необходимо знать, как правильно установить и обработать карнизы.
Стеновые (карнизные) свесы
- Карнизный свес, устроенный заподлицо. То есть стропильные ноги не выведены за границу стен. В этом случае монтируют сливную доску по краям стропил. Она служит для крепления водосточных желобов и отвода воды с кровли. Такое устройство крыши позволяет сэкономить на возведении стропильной системы — меньше потребуется пиломатериалов. Однако стены остаются незащищёнными, поэтому придётся позаботиться об очень хорошей вентиляции крыши и облицовке фасада.
Установка карнизных свесов заподлицо подчёркивает строгие и чёткие пропорции дома, но требует хорошей вентиляции подкровельного пространства и качественной облицовки фасада
Горизонтальные кровельные свесы открытого типа используются в основном на размашистых крышах с небольшим уклоном, при этом элементы стропильной системы, которые остаются открытыми, нуждаются в качественной обработке антисептиками и красивом оформлении
Стеновые свесы закрытого типа используют чаще всего, поскольку они скрывают все элементы стропильной системы и таким образом хорошо защищают их
Фронтонные свесы
Фронтонные свесы не участвуют в проветривании подкровельного пространства. Однако для них актуально обеспечение надёжной защиты от проникновения влаги и задувания ветра через доски обрешётки. Фронтонные свесы могут быть выступающими или сделанными заподлицо, но обязательно должны хорошо герметизироваться.
Пример крыши дома с широкими фронтонными свесами, которые надёжно защищают фасад и цоколь от чрезмерной атмосферной влаги
Способы монтажа фронтонных свесов определяются весом кровли:
- Основой свесов являются лишь доски обрешётки. Это самый распространённый, но слабый вариант.
- Основу для крепления составляет мауэрлат, коньковый брус и прогоны, выступающие из стен на величину свесов. Такая конструкция жёстче и считается лучшей для обустройства свесов.
Видео: как сделать большой фронтонный свес
Размер карниза крыши
Непрофессиональным застройщикам тяжело определить нужный размер карнизов, если заранее не был составлен план дома. Слишком маленький выступ приведёт к намоканию стен и фундамента, поскольку вода будет скапливаться возле дома.
Тогда, казалось бы, чем шире карниз, тем суше стены. Но и здесь свои нюансы — чем больше свес, тем больше парусность, поэтому ураганные ветра могут подорвать кровлю. Следовательно, нужно искать золотую середину — оптимальный размер карнизных свесов для конкретной постройки.
Хорошие карнизные свесы — это, по сути, продолжение кровли. Поэтому изготавливают их с учётом тех же параметров, что и при обустройстве крыши — принимают во внимание климат местности, ветровые и снеговые нагрузки, конструкцию крыши и дома, вид укрывного материала, многослойность кровли и т. д. В основном нужно ориентироваться на:
- Климатические особенности конкретного региона — количество осадков в течение года, силу ветров и направление, заснеженность. В снежных и горных областях делают карнизные свесы шириной от одного до трёх метров. А там, где преобладают ураганные ветра, обустраивают карнизные выступы гораздо ỳже, но не меньше минимально допустимого размера — 40–60 см.
- Уклон кровли — чем крутизна скатов больше, тем карнизные свесы нужно делать шире, что даст возможность защитить стены и цоколь от брызг воды, которая будет скатываться с крыши. И, наоборот, чем кровля более пологая, тем карнизные свесы могут быть уже, поскольку талая вода будет уходить с такой крыши далеко от стен дома.
- Пропорции здания. Неправильно подобранный размер свесов может визуально исказить пропорции дома. Например, пологая кровля с широкими свесами сделает строение приземистым, а узкий карниз крутой кровли, наоборот, вытянет силуэт дома.
- Кровельное покрытие. Укрывной настил из фальцевых материалов или битумных требует большей циркуляции воздуха в подкровельном пространстве. А значит, понадобится больший объём вентиляционных отверстий и, как следствие, более широкие свесы.
Как удлинить карниз на крыше
Карнизные свесы в большинстве случаев монтируют на открытые части стропильных ног. Однако не всегда длины стропил бывает достаточно. Поэтому в случае нехватки прибегают:
-
К сращиванию стропил брусьями такого же сечения, что и стропильные ноги. Это самый лёгкий способ получить необходимую длину свеса. Однако при этом увеличивается вес каркаса, а значит, будет оказываться гораздо бóльшая нагрузка на стены и фундамент. Сращивают стропила методом соединения встык с использованием специальной накладки из обрезков доски по схеме «косой прируб», когда соприкасающиеся концы досок подрезают под определённым углом. Другой способ — соединение досок с нахлёстом в 1 м.
При соединении элементов внахлёст не требуется соблюдать точность подрезки, а вместо гвоздей в качестве крепежа могут использоваться шпильки с шайбами и гайками
Наращивание стропильных ног с помощью кобылок позволяет при необходимости провести ремонт и замену конструктивных деталей без разборки всей кровли
Опытные строители отдают предпочтение наращиванию стропильных ног с помощью кобылок, поскольку при этом:
- достигается существенная экономия на древесине;
- уменьшается нагрузка на конструктивные элементы дома;
- требуется меньше усилий для вывода линии карнизного свеса;
- упрощается замена или ремонт конструкции в случае повреждения какого-либо её элемента;
- появляется возможность декоративного оформления свесов.
Использование резных кобылок для обустройства карнизных свесов придаст кровле индивидуальность, поэтому такая крыша и дом в целом не останутся незамеченными
К тому же при необходимости кобылки можно установить не параллельно стропилам, а слегка горизонтально, что сделает в этом месте скат изломанным. В результате получится своеобразный трамплин, который будет отбрасывать воду подальше от стен.
Видео: формирование карнизного свеса
Расчёт карниза крыши
Ключевая функция кровельных свесов — защита стен здания от воды, собираемой на кровле после таяния снегов и выпадения осадков, а также попадающей на стены при косом дожде. Помимо этого, свесы выполняют и декоративную функцию, но она при определении размеров особой роли не играет. Понятно, что максимальная защита будет достигаться при максимально возможном для конкретного строения размере свесов.
Оптимальный размер
Рассчитать кровельный свес — это значит найти компромисс между стоимостью и функциональностью. Оптимальный размер достигается в случае, когда необходимая величина одновременно является достаточной. Уменьшение оптимума чревато увлажнением стен, цоколя, фундамента, гниением стропильной системы и прочими негативами.
Превышение оптимального значения означает рост снеговой и ветровой нагрузки, бóльшие затраты на стройматериалы. Добавьте сюда ещё один фактор — обледенение. Одним словом, понадобится увеличение запаса прочности кровли, что, естественно, связано с дополнительными финансовыми расходами.
Поэтому чаще всего опираются на архитектурный стиль здания с учётом параметров, перечисленных в разделе, посвящённом размеру карниза крыши. Кроме того, учитывают:
- высоту дома — чем выше строение, тем шире должен быть карниз;
- ширину отмостки — при более широкой и качественной отмостке кровельные свесы можно сделать поуже;
- материалы постройки (кирпич, дерево, панели). Например, для панельных или кирпичных домов оптимальной считается ширина карнизов до 55 см, для деревянных построек — от 55 см и выше.
Архитектурный стиль может стать главным критерием выбора длины свесов
Нормативные требования к размерам кровельных свесов
Когда-то в строительных правилах (СНиП) были прописаны нормы для выноса стропил. Согласно им для малоэтажных строений допускались выступы не менее 60 см, а с системой водоотвода можно было делать карниз шириной 40 см. Эти нормы сохранились в СНБ 3.02.04–03 и рассчитаны на простые конструкции.
Сегодня же появились новые архитектурные направления с более замысловатыми фасадами и сложными кровлями, для которых нормативы пока не разработаны. И хотя старые нормативы многие уже не знают, но размеры выдерживают, в основном опираясь на здравый смысл.
О СНиП многие уже не знают, но размеры выдерживают, полагаясь на особенности конструкции и здравый смысл
Согласно СНиП II-26–76 свес кровли из алюминия и листовой стали должен выполняться из сплошного дощатого настила шириной не менее 70 см (п. 7.3). К тому же карнизные узлы при наружном водоотводе должны быть усилены двумя водоизоляционными слоями на ширину 40 см (п. 2.6).
Следовательно, свесы нужны, и ширина их должна быть не меньше 50 см. Профессиональные строители, ссылаясь на практику, считают, что делать меньшие карнизные свесы будет ошибкой. И приводят два аргумента:
- нормальные свесы увеличивают стоимость строительства в пределах 0,1–0,3%, но это будет правильный дом, надёжный и добротный;
- к тому же в будущем, возможно, потребуется дополнительная облицовка или утепление, и тогда свесы ещё уменьшатся.
Если же по проектному замыслу карнизные и фронтонные свесы отсутствуют, то для защиты дома от влаги водосток с кровли всё же делают, но скрывают его за навесным фасадом, который облицовывают современными влагозащитными материалами. В таком случае фасад здания сам защищает стены от чрезмерной влажности.
При отсутствии кровельных свесов задача защиты стен от влаги решена иначе — водосток с кровли есть, но он скрыт за навесным фасадом, который сам является защитой стен от промокания
Монтаж карниза крыши
При обустройстве карнизов нужно помнить, что они в отличие от фронтонных свесов задействованы в вентиляции кровли. При неправильном монтаже именно на подшивке свесов может образоваться наледь, которая будет препятствовать притоку воздуха и нарушать свободную его циркуляцию в подкровельном пространстве. Поэтому прежде чем сделать подшивку свесов нужно правильно подготовить основание.
Видео: новый способ монтажа карнизного свеса — красота в мелочах
Карниз на крышу своими руками
Устанавливают карнизы по следующей схеме:
- Стропильные ноги подравнивают по уровню строго на одинаковом расстоянии от стен.
- При необходимости удлиняют кобылками.
Перед подшивкой кровельных свесов стропильные лаги выравнивают, а при необходимости наращивают их при помощи кобылок
Концы стропил или кобылок связывают доской по всей длине карниза
Кобылки или выпущенные части стропил подшивают досками, а затем облицовывают по необходимости
Немного иначе монтируют фронтонный свес:
- Обрезают доски обрешётки, выступающие за линии стен, строго параллельно их поверхностям и выдерживая расстояние согласно дизайну кровли — одинаковое везде или уменьшенное/увеличенное в некоторых зонах.
- Прикрепляют к обрезанным краям и к кромке конька торцевую доску, изготовленную из дерева, или стали.
- Закрывают её кровельным или отделочным материалом по всей длине карниза.
Доски обрешётки обрезаются согласно проекта обустройства свесов, а затем связываются лобовой доской
Видео: карниз крыши и фронтона своими руками
Подшивка кровельных свесов
Подшить кровельные свесы нетрудно. Такие работы под силу выполнить самостоятельно.
Существует две схемы подшивки защитной облицовки:
-
Горизонтальная подшивка на крутых скатах. Для этого сооружают коробку из брусьев, которую крепят к стропилам и стенам. При этом для хорошего водостока крепление коробки к стенам делают на 1 см выше, чем к стропилам. Затем прибивают доски от углов крыши до углов здания.
При широком свесе дополнительно в средней части конструкции набивают продольный брус. Такая технология позволяет проводить монтаж быстро и значительно экономить строительные материалы.
Доски горизонтальной подшивки можно прибивать «ёлочкой»
Если нижние концы стропил образуют общую плоскость, подшивка может выполняться прямо по ним
Фронтонные свесы подшиваются только по обрешётке.
Способ подшивки здесь роли не играет. Прямо на обрешётку вдоль фронтона набивают доски или брус, к которым крепят обшивочные планки.
Фронтонные свесы не участвуют в вентиляции подкровельного пространства, поэтому их подшивают прямо по обрешётке
Материалы для подшивки
Современный строительный рынок радует большим изобилием подшивочных материалов, благодаря чему домовладельцы могут выбрать любой на свой вкус и кошелёк. Основное требование — отличные показатели морозо- и водоустойчивости.
-
строганая или обрезная доска из хвойной древесины — самый экономичный материал для подшивки карнизов;
Используемая для подшивки древесина должна быть защищена от гниения антисептическими составами и иметь допустимую влажность — не более 40%
Подшивка медными частично перфорированными софитами гарантирует хорошую циркуляцию воздуха по всей кровле, включая и свесы
Видео: подшивка свесов, какие выбрать софиты
Отзывы пользователей об устройстве кровельных свесов
Я у себя делал 70 см, вполне хороший размер, и вид и защита от дождя. Но если будет хороший боковой дождь да ещё и с хорошим ветром то и 1.5 м не поможет…
Serg_v
http://vashdom.tut.by/forum/index.php?topic=7697.0
Вообще такие вещи увязывают с архитектурой здания. Жестких требований нет. Считается, что чем больше, тем лучше — не заливает на стены, выглядит симпатичнее. Я обычно в проектах делаю 60–80 см (от стены) с условием, чтобы не перекрывало свет в окна (по высоте) — не льет напрямую на цоколь, можно пройти вокруг здания.
Больше 80 см делать надо осторожно — там уже на расчетную нагрузку приходится смотреть. Разумеется, при неорганизованном водосборе, отмостка должна быть больше вылета карниза.
ac_52
http://www.mastergrad.com/forums/t22411-karniznyy-sves-doma/
Не выводя мауэрлат за фронтон для цементно-песчаной черепицы свес можно сделать 30–40 см. Нет, конечно, можно сделать и больше, но лучше если будут выведены мауэрлаты, смонтированы по две стропилины и вперед! Не забывайте что черепица имеет определенный вес!
var
http://vashdom.tut.by/forum/index.php?topic=7697.0
Я для двухэтажных коттеджей (от отмостки примерно 7 метров с цоколем) делаю 700. Вот нравится эта цифра и всё тут. Меньше 500 не стал бы делать для двухэтажного дома. Но мечтаю сделать дом с пологой кровлей на большом выносе, затеняющем окна и с мощными визуально деревянными раскосами. Вот нравится этот экстерьер и всё тут. Но никто ничего подобного не заказывает мне…
Villy-Churak
https://forum.dwg.ru/showthread.php?t=18161
Величина свеса не менее 400 мм, для того чтобы не замачивались стены. Серия 2.160–9 в.1 Крыши сельских зданий.
proekt
https://forum.dwg.ru/showthread.php?t=18161
В кирпичном одно- двухэтажном здании делаю карнизный свес из 3–4 рядов полнотелого кирпича общим вылетом 120–160 мм. Необходимость организованной водосточной системы определяется в каждом конкретном случае. С учётом устройства по карнизному свесу оцинкованного фартука по кровельным костылям с вылетом не менее 80 мм общая длина карнизного свеса достигает 200–250 мм.
Undewar
https://forum.dwg.ru/showthread.php?t=18161https://legkovmeste.ru/stroitelstvo-i-remont/kryisha/sves-kryishi-ot-stenyi-razmer.html» target=»_blank»]legkovmeste.ru[/mask_link]
Какой карниз на крыше дома выбрать для надежности и практичности
Современные достижения в строительстве позволяют возводить строения и оформлять крышу в различном исполнении с применением материалов, которые представлены на рынке в широком ассортименте. Рассмотрим, как можно сделать карниз дома, чтобы обеспечить защиту фасаду и фундаменту здания. Ознакомимся с конструктивными решениями и способами декоративной отделки. Читайте до конца и Вы узнаете, что необходимо учитывать во время проектирования и проведения монтажных работ.
Функциональное значение
Под карнизом здания подразумевается нижняя часть ската крыши. Формирование архитектурного элемента происходит на этапе сборки стропильной системы. Карнизная конструкция может иметь различное исполнение, но практически все варианты выполняют комплекс одних и тех же задач. К ним относятся отвод природных осадков и талой воды от фасада, защита подкровельного пространства от проникновения дождя, града, снега, мусора, насекомых и птиц. Так как карниз является видимой частью крыши, дополнительно рассматривается эстетическая сторона, способы устройства водосточных каналов.
Устройство и классификация
Технический выступ за пределы несущих стен разделяют на 2 типа: фронтонные и карнизные (боковые). Первый является продолжением кровельного покрытия включая опорную обрешетку. Для придания конструкции нужной формы дополнительно используется лобовая доска. Второй свес собирается отдельно. Он начинается от места соединения ската с несущими стенами, чаще имеет больший размер, чтобы защитить фасад от брызг при стоке воды с кровли.
Рассмотрим способы, как сделать карниз крыши:
- Стропильные ноги. Этот вариант считается самым простым, так как здесь достаточно вывести каркас крыши за пределы фасада. Но есть недостаток – для стропил используется крупный брус, что отразится на общей нагрузке на фундамент.
- Кобылки. Здесь карниз формируется отдельно от крыши путем наращивания стропильных ног с помощью досок меньшего сечения. В итоге несмотря на больший размер карнизного свеса нагрузка на несущее основание будет снижена. Существует вариант применения заготовок аналогичных стропилам. Здесь наращивание выполняется внахлест либо встык (связка оформляется с помощью накладок). Но так будет увеличен общий вес крыши.
Многие специалисты рекомендуют рассматривать второй вариант, если длина стропильного брус превышает стандартные 6 метров. В этом случае стропила окажутся сборными. Технически правильно будет формировать карниз не из бруса, а с помощью кобылок, чтобы исключить деформацию крыши от повышенной нагрузки от сугробов.
Классификация
Здесь рассматривается общее устройство карнизов в зависимости от типа крыши. Так универсальным решением считается укороченный свес. Если смонтирован один скат или ломаная конструкция, то оптимальным вариантом будет коробчатый выступ. В остальных случаях карнизы делают обшитыми или оставляют открытыми.
Также различия касаются способов установки водосточных каналов:
- Заподлицо. Здесь отсутствует выступ. То есть верхняя часть фасада не имеет защиты от осадков. Экономическая выгода на расходных материалах для крыши условна, так как потребуется устройство вентиляции и отделка фасада качественным декором. Желоба фиксируются на отдельно горизонтально закрепленной сливной доске.
- Открытый горизонтальный. В частном секторе этот вариант наиболее распространен. Здесь водосток крепится к стропильным кромкам сверху либо снизу.
- Закрытый. В этом случае обязательно должен быть устроен вентиляционный зазор (отверстия), так как пространство между краями скатов и стенами закрываются декоративными материалами. Под софиты на стропилах формируются монтажные пазы.
Фронтонный тип карниза на крыше рассматривается отдельно. Такое исполнение позволяет монтировать водосток заподлицо или выступающим. Задача строителей состоит в хорошей герметизации свесов.
Видео описание
В видео рассказывается про устройство фронтального типа карниза:
Размеры
Для понимания как сделать карниз правильно необходимо кроме учета конструктивного исполнения произвести расчеты по габаритам. Если допустить установку излишне узкого свеса, то это может негативно отразиться на общем состоянии фундамента здания. Превышение размеров способствует увеличению нагрузки на несущие конструкции, стропильную систему. За ориентир можно использовать рекомендации, которые прописаны в СНБ 3.02.04 от 2003 года и СНиП ⅠⅠ-26 от 1976 года.
Для определения габаритов карниза нужно учесть следующие моменты:
- Климат. Чем большее количество осадков в конкретной местности, тем длиннее должен быть карниз. Нижним пределом считается 400 мм. Его соблюдают в местности, где преобладают ураганные ветра. В заснеженных регионах ограничиваются 600 мм для бокового типа и 1200 мм для фронтального. В горах параметры увеличены до 1-3 метров.
- Уклон. Зависимость здесь заключается в следующем: меньший угол – короче свес. Для круглой крыши карнизы увеличивают.
- Кровля. Здесь стоит выделить фальцевое покрытие и полотна на основе битумных смол. Такие решения предполагают устройство хорошей вентиляции подкровельного пространства. Это можно обеспечить широкими свесами с большим количеством отверстий.
Дополнительно мастера рекомендуют рассматривать параметры самого строения. Здесь рассматривается в большей степени визуальный эффект. Широкий выступ и пологая крыша снижают высоту, круглая кровля в сочетании с узким свесом – увеличивают.
Монтажные работы
Монтаж карниза крыши выполняется с учетом организации вентиляции кровли. Независимо от типа свеса важно соблюдать также ровное расположение стропильных ног, выступы и наклон элементов конструкции. Боковые свесы собирают в такой последовательности:
- наращиваются стропила;
- устраивается обвязка по кромкам (к этой планке далее крепится водосточная система);
- крепится лобовая доска (из стального полотна или доборный элемент из комплектации кровельного покрытия);
- если проектом предусмотрено, то в завершение формируется короб и выполняется обшивка.
Монтаж фронтонного свеса включает следующие действия:
- корректируется длина выступа обрешетки в соответствии с проектной;
- крепится торцевая доска кромкам (в том числе к коньку);
- монтируется сплошной кровельный пирог по всему скату и карнизу.
Когда конструкция собрана можно приступать к отделке карниза крыши. Подшивка выполняется двумя способами:
- Горизонтальная. К стропильным ногам или кобылкам и фасаду крепят брусья для формирования коробки. Чтобы водосток был хорошим, стропила должны быть на 10 мм ниже. Если пролет стены длинный, то устанавливаются дополнительные перемычки под прямым углом. Обшивочная доска фиксируется вдоль фасада.
- По стропилам. Методика актуальна для свеса длиной до 500 мм, ската с уклоном в пределах 30 градусов, если карниз выполнен в одной плоскости, выбран фронтонный тип конструктивного исполнения. На стропильные ноги здесь набивается опорная обрешетка вдоль либо перпендикулярно стенам.
Для подшивки материал выбирают в соответствии с дизайном здания (декоративной отделкой). Чаще применяется обрезная либо строганая доска, вагонка. Лучше брать образцы хвойных пород, так как они благодаря смоле лучше справляются с наружными условиями эксплуатации. Влажность заготовок должна быть в пределах 40%, толщина 17-22мм.
Материал предварительно нужно пропитать огнезащитными составами. Для соблюдения требований к вентиляции формируется зазор между досками в 10-20мм.
Другой вариант – идентичный материал с фасадной отделкой или кровельным покрытием. Это могут быть профнастил из оцинкованной тонколистовой стали с полимерной краской. К востребованным решениям относятся сайдинг, древесные плиты, софиты.
Сайдинг по форме имитирует вагонку. Виниловый стоит недорого, но характеризуется низкой прочностью. Металлический отличается большей практичностью, но за ним необходимо ухаживать – периодически обновлять антикоррозионную защиту.
Видео описание
В этом видео рассказано про подшивку карнизных и фронтонных свесов деревом и металлом:
Набирает популярность сегодня такой вариант как софиты. Они отличаются хорошими техническими характеристиками, в комплект входят перфорированные вставки. Монтаж здесь выполняется быстро, просто и без использования специального набора инструментов.
Видео описание
В этом видео показано, как при ремонте кровли выполнено удлинение карнизных свесов:
Коротко о главном
Карниз является частью крыши, которая предназначена для защиты фасада и фундамента от осадков, стоков. Поэтому практичным вариантом считается формирование выступа за пределы несущих стен.
Конструктивно выступы могут быть в основе представлены стропилами или кобылками. Последние лучше делать из доски меньшего размера, чем стропильные ноги с целью снижения нагрузки на фундамент.
Размер карниза определяется в зависимости от климатических условий, уклона скатов, кровельного пирога и габаритов строения.
Во время проектирования карниза необходимо учесть устройство вентиляции подкровельного пространства.
Обшивка может быть выполнена доской, вагонкой, сайдингом, профлистом или софитами.
Источник: m-strana.ru