РАЗРАБОТАНА Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом организации, механизации и технической помощи строительству (ЦНИИОМТП — Колосков В. Н., Корытов Ю. А., Костров В. И.) и ООО «СО и С» (Трейлих В. Е.)
ПРЕДНАЗНАЧЕНА для использования в организациях строительной отрасли
1. Областьприменения. 2
2. Нормативные ссылки. 2
3. Термины и определения. 2
4. Общие положения. 3
5. Требования к системе ограничения зоны работы башенного крана. 5
6. Разработка проектной документации. 6
7. Подготовка башенного крана к монтажу и монтаж системы ограничения зоны работы.. 6
8. Эксплуатация башенного крана, оборудованного системой ограничения зоны работы.. 7
Приложение План зон работы и запрета движений крана. 7
В городах России увеличиваются объемы строительства зданий и сооружений, а также реконструкции, модернизации и разборки ветхих зданий. Строительно-монтажные работы при этом производятся в основном с применением башенных кранов в стесненных условиях городской застройки.
Односоставные предложения
Эксплуатация башенных кранов в этих условиях требует выполнения особых мер безопасности (выселение из зданий, находящихся в зоне действия башенного крана, сооружение дополнительных защитных устройств и т.п.). Однако эти меры требуют значительных затрат. Одним из эффективных и экономичных решений является применение системы ограничения зоны работы башенного крана.
Система обеспечивает безопасность эксплуатации крана в стесненных условиях. Применение системы предусмотрено СНиП 12-03-01 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» и «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00)» Госгортехнадзора России.
Документ подготовлен на основе обобщения многолетнего опыта НТЦ «Мехавтострой» ЗАО ЦНИИОМТП, ООО «СОиС» и других организаций научно-технического обеспечения безопасной эксплуатации башенных кранов в стесненных условиях.
Методическая документация в строительстве
ЭКСПЛУАТАЦИЯ БАШЕННЫХ КРАНОВ
Mechanisation of construction
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий документ распространяется на эксплуатацию башенных кранов в стесненных условиях.
Башенные краны обслуживают при этом новое строительство, капитальный ремонт, разборку зданий и сооружений, реконструкцию, техническое перевооружение (далее — строительное производство).
Документ устанавливает правила применения на башенных кранах системы ограничения зоны работы: подготовки крана к монтажу и монтажа системы, испытаний и эксплуатации крана, оборудованного системой.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем документе использованы ссылки на следующие нормативные документы.
ГОСТ 12.0.002-80 ССБТ. Термины и определения.
ГОСТ 25646-95. Эксплуатация строительных машин. Общие требования.
ГОСТ Р 51248-99. Наземные рельсовые крановые пути. Общие технические требования.
СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.
2. Основные доклады
Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00), Госгортехнадзор России.
3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Зона работы крана — наибольшее пространство, определяемое техническими параметрами башенного крана (длина стрелы, вылет крюковой подвески и т.п.), в котором может находиться крюковая подвеска (крюк) и (или) стрела.
Стесненные условия — условия строительного производства, отличающиеся тем, что в зоне работы башенного крана находятся действующие здания и сооружения, дороги, тротуары, пешеходные переходы и (или) другие башенные краны.
Зона запрета движений крана — часть зоны работы крана, в которой не допускается из-за стесненных условий на данном объекте нахождение крюковой подвески (груза) и (или) стрелы башенного крана.
Зона предупреждения — часть зоны работы крана, примыкающая к зоне запрета движений крана, при вхождении в которую крюка (груза) и (или) стрелы срабатывает предупреждающий сигнал, а приводы механизмов крана переключаются крановщиком или автоматически на пониженные скорости.
Система ограничения зоны работы крана — комплект технических средств (датчиков, электронных приборов, переходных устройств и т.д.), монтируемых на башенном кране для автоматического ограничения зоны работы крана на данном строительном объекте.
Источник: mooml.com
Понятие стесненные условия в строительстве
Специальные решения в условиях стесненного строительства обусловлены двумя факторами: во-первых, безопасное размещение и работа техники в процессе строительства на небольшой площадке, во-вторых, необходимость защиты от различных воздействий существующих зданий.
Эксплуатация кранов в этих условиях требует выполнения особых мер безопасности (выселение из зданий, находящихся в зоне действия крана, сооружение дополнительных защитных устройств и т.п.). Однако эти меры требуют значительных затрат. Одним из эффективных и экономичных решений является применение системы ограничения зоны работы крана. Эта система уменьшает зону работы крана до размеров, необходимых для выполнения строительно-монтажных работ на данной строительной площадке, при этом, соответственно, сокращается опасная зона крана. Вариант стесненных условий и ограничения зоны работы крана приведен на рисунке 4.1.
Рисунок 4.1 — Стесненные условия и ограничение зоны работы крана
Зона работы крана — наибольшее пространство, определяемое техническими параметрами крана (длина стрелы, вылет крюковой подвески и т.п.), в котором может находиться крюковая подвеска (крюк) и (или) стрела.
Зона запрета движений крана — часть зоны работы крана, в которой не допускается из-за стесненных условий на данном объекте нахождение крюковой подвески (груза) и (или) стрелы крана.
Зона предупреждения — часть зоны работы крана, примыкающая к зоне запрета движений крана, при вхождении в которую крюка (груза) и (или) стрелы срабатывает предупреждающий сигнал, а приводы механизмов крана переключаются крановщиком или автоматически на пониженные скорости.
Система ограничения зоны работы крана — комплект технических средств (датчиков, электронных приборов, переходных устройств и т.д.), монтируемых на кране для автоматического ограничения зоны работы крана на данном строительном объекте.
Стесненные условия — условия строительного производства, отличающиеся тем, что в зоне работы крана находятся действующие здания и сооружения, дороги, тротуары, пешеходные переходы и (или) другие краны.
Зона работы крана определяется по значениям параметров (перемещения, вылета и высоты подъема крюка, поворота стрелы), при которых обеспечивается строительное производство.
Зона запрета устанавливается с учетом нормативов минимально допустимых расстояний стрелы и груза до выступающих частей зданий, сооружений и других объектов, находящихся в зоне действия крана.
Зона предупреждения устанавливается согласно нормам в зависимости от скорости и массы перемещаемого груза.
Стройгенплан
Строительный генеральный план участка, являясь важным документом после ППР, влияет на эффективность организации производства, поскольку в нем решаются вопросы размещения и транспортировки строительных конструкций и материалов, что отражается на производстве труда и себестоимости работ.
Стройгенплан разработан на основании архитектурно-строительного генплана объекта, согласно техники безопасности в строительстве.
При проектировании стройгенплана предусмотрено:
— наличие временных дорог;
— размещение складских площадок в зоне действия крана;
Проектом предусмотрены бытовые временные помещения, которые обеспечивают рабочих водоснабжением, канализацией, отоплением.
Электроснабжение осуществляется за счет трансформаторной подстанции, установленной на объекте.
Источник: studbooks.net
ВВЕДЕНИЕ
В городах России увеличиваются объемы строительства зданий и сооружений, а также реконструкции, модернизации и разборки ветхих зданий. Строительно-монтажные работы при этом производятся в основном с применением башенных кранов в стесненных условиях городской застройки.
Документ подготовлен на основе обобщения многолетнего опыта НТЦ «Мехавтострой» ЗАО ЦНИИОМТП, ООО «СОиС» и других организаций научно-технического обеспечения безопасной эксплуатации башенных кранов в стесненных условиях.
Методическая документация в строительстве
ЭКСПЛУАТАЦИЯ БАШЕННЫХ КРАНОВ
В СТЕСНЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Mechanisation of construction
1 . ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий документ распространяется на эксплуатацию башенных кранов в стесненных условиях.
Башенные краны обслуживают при этом новое строительство, капитальный ремонт, разборку зданий и сооружений, реконструкцию, техническое перевооружение (далее — строительное производство).
Документ устанавливает правила применения на башенных кранах системы ограничения зоны работы: подготовки крана к монтажу и монтажа системы, испытаний и эксплуатации крана, оборудованного системой.
2 . НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем документе использованы ссылки на следующие нормативные документы.
ГОСТ 12.0.002-80 ССБТ. Термины и определения.
ГОСТ 25646-95. Эксплуатация строительных машин. Общие требования.
ГОСТ Р 51248-99. Наземные рельсовые крановые пути. Общие технические требования.
СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.
Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00), Госгортехнадзор России.
3 . ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Зона работы крана — наибольшее пространство, определяемое техническими параметрами башенного крана (длина стрелы, вылет крюковой подвески и т.п.), в котором может находиться крюковая подвеска (крюк) и (или) стрела.
Стесненные условия — условия строительного производства, отличающиеся тем, что в зоне работы башенного крана находятся действующие здания и сооружения, дороги, тротуары, пешеходные переходы и (или) другие башенные краны.
Зона запрета движений крана — часть зоны работы крана, в которой не допускается из-за стесненных условий на данном объекте нахождение крюковой подвески (груза) и (или) стрелы башенного крана.
Зона предупреждения — часть зоны работы крана, примыкающая к зоне запрета движений крана, при вхождении в которую крюка (груза) и (или) стрелы срабатывает предупреждающий сигнал, а приводы механизмов крана переключаются крановщиком или автоматически на пониженные скорости.
Система ограничения зоны работы крана — комплект технических средств (датчиков, электронных приборов, переходных устройств и т.д.), монтируемых на башенном кране для автоматического ограничения зоны работы крана на данном строительном объекте.
4 . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4.1 . Система ограничения зоны работы крана уменьшает зону работы крана до размеров, необходимых для выполнения строительно-монтажных работ на данной строительной площадке. При этом соответственно сокращается опасная зона крана.
Определение термина «Опасная зона крана» — по ГОСТ 12.0.002.
Определение размеров опасной зоны — по СНиП 12-03.
4.2 . Один из вариантов стесненных условий и ограничения зоны работы башенного крана приведен на рисунке 1 . В зоне действия крана, обслуживающего строительство объекта 1, находятся жилой дом 2, ясли 3 и школа 4. Система уменьшает зону работы крана путем ограничения поворота стрелы (зона запрета А), вылета крюковой подвески и высоты подъема груза (зона запрета Б). Зоны работы крана и предупреждения показаны соответственно пунктирной и утолщенной пунктирной линиями.
А — зона запрета — ограничение поворота стрелы; Б — зона запрета — ограничение вылета крюковой подвески и высоты подъема груза; В — зона предупреждения
1 — строящийся объект; 2 — жилой дом; 3 — ясли; 4 — школа
Рисунок 1 — Ограничение зоны работы башенного крана
Расположение датчиков системы на башенном кране показано на рисунке 2 .
Рисунок 2 — Расположение датчиков на кране
4.3 . Монтаж системы на башенном кране заказчика (организации — владельца крана) производится исполнителем — специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию органов Госгортехнадзора России.
При наличии подготовленных специалистов заказчик может своими силами выполнить работы по изготовлению, монтажу, записи программы и наладке системы на кране.
4.4 . Заказчик определяет (по согласованию с органом Госгортехнадзора России) целесообразность применения системы для работы крана в стесненных условиях и направляет исполнителю заявку с проектом производства работ (ППР).
К заявке прилагаются следующие сведения:
тип (марка, модель), инвентарный номер башенного крана;
протяженность кранового пути;
привод ходовой тележки (двух- или четырехприводная);
модуль и количество зубьев поворотного круга;
тип (марка) ограничителя грузоподъемности крана (ОНК, ОГП, ОГК или др.);
схемы электрооборудования крана (принципиальная и монтажная).
4.5 . Исполнитель совместно с заказчиком:
обследуют техническое состояние механической и электрической частей крана;
определяют возможность монтажа системы на кране (без доработки или с доработкой);
рассматривают условия эксплуатации крана на строительном объекте в стесненных условиях. Результаты обследования отражаются в акте технического состояния крана.
4.6 . По результатам обследования технического состояния крана принимается решение об оснащении его системой ограничения зоны работы, уточняется проект производства работ (ППР), осуществляются подготовка крана к монтажу и монтаж на нем системы (см. разделы 6 , 7 ).
4.7 . В зависимости от типа и конструктивных особенностей крана исполнитель производит соответствующую комплектацию системы кабельной продукцией, электротехническим оборудованием и переходными устройствами.
4.8 . Исполнитель проводит обучение работников заказчика монтажу, составлению программы и наладке системы на кране.
4.9 . При перебазировании крана на новый строительный объект в программу системы вводятся новые исходные данные согласно требованиям ППР.
При демонтаже системы с данного башенного крана и монтаже на кран другого типа проводятся работы по пп. 4.5 и 4.6 .
4.10 . Готовность к эксплуатации на строительном объекте крана, оснащенного системой ограничения зоны работы, подтверждается актом сдачи-приемки.
5 . ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ЗОНЫ РАБОТЫ БАШЕННОГО КРАНА
5.1 . В зависимости от стесненности условий эксплуатации крана система должна ограничивать от одного до четырех движений крана в любых сочетаниях:
перемещение крана по крановому пути;
вылет крюковой подвески;
подъем и спуск крюковой подвески.
5.2 . Система состоит из трех основных частей: механической (датчики с редукторами, переходные детали), электрической (кабели, электрошкаф, пускатели и т.п.) и электронной — микропроцессорное устройство.
5.3 . Датчики преобразуют механические перемещения элементов крана (крюковая подвеска, каретка, стрела и т.д.) в аналоговые электрические сигналы.
5.4 . Сигналы отдатчиков (ДВГ, ДВП, ДПС, ДПК) после преобразований в микропроцессорном устройстве воздействуют на электрооборудование крана (контакторы, выключатели, реле) и отключают соответствующий электропривод (см. рисунок 2 ).
5.5 . Питание системы должно осуществляться от сети переменного тока напряжением 220 В и частотой 50 Гц.
Общая масса составных частей системы не должна превышать 20 — 40 кг.
5.6 . В кабине рекомендуется разместить план (дисплей) с изображением зон: работы крана, предупреждения и запрета.
При вхождении в зону предупреждения груза или стрелы, или крюковой подвески, или ходовой тележки система должна выдавать предупреждающий сигнал (например, звуковой), приводы механизмов крана должны при этом переключаться крановщиком или автоматически на пониженные скорости.
При вхождении в зону запрета груза или стрелы, или крюковой подвески, или ходовой тележки система должна выдавать запрещающий сигнал (например, загорается красная лампочка) и автоматически отключать соответствующие приводы крана.
5.7 . Программа работы системы может составляться по ППР на компьютере или непосредственно на рабочем объекте путем установки крюковой подвески (груза) и (или) стрелы в заданных ППР точках на границе зоны запрета и соответствующей тарировки датчиков.
5.8 . Система не должна влиять на работу штатных приборов и устройств безопасности крана. Так, например, в нерабочем состоянии механизм поворота должен быть расторможен для возможности разворота поворотной части крана по ветру.
5.9 . Система должна быть приспособлена к диагностированию ее технического состояния.
5.10 . Система должна быть применима для всех типов башенных кранов, в том числе с балочной и подъемной стрелами, с поворотной башней и с поворотным оголовком.
6 . РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
6.1 . Для программирования системы разрабатываются проект производства работ краном и план зоны работы и запрета движений крана.
6.2 . ППР краном разрабатывается с учетом требований СНиП 12-03 и настоящего документа.
В ППР указываются:
положение кранового пути относительно зданий и сооружений с указанием соответствующих расстояний;
положение крана и его вертикальной оси в крайних точках кранового пути;
длина стрелы крана;
минимальный и максимальный вылеты крюковой подвески;
максимальная высота подъема крюковой подвески.
ППР согласовывается в установленном порядке с местным органом Госгортехнадзора России.
6.3 . В соответствии с условиями строительного производства в ППР обозначаются (например, цветными линиями) в горизонтальной и в вертикальной плоскостях зоны: работы крана (зеленый), запрета (красный), предупреждения (синий).
6.4 . Зона работы крана определяется по значениям параметров (перемещения, вылета и высоты подъема крюка, поворота стрелы), при которых обеспечивается строительное производство.
Зона запрета устанавливается с учетом нормативов минимально допустимых расстояний стрелы и груза до выступающих частей зданий, сооружений и других объектов, находящихся в зоне действия крана.
Зона предупреждения устанавливается согласно нормам в зависимости от скорости и массы перемещаемого груза.
6.5 . План зоны работы и запрета движений крана рекомендуется составлять на формате А3 (297×420 мм) или А4 (210×297 мм). В масштабе обозначаются строительная площадка со строящимися объектами, башенный кран на крановом пути, действующие здания и сооружения, находящиеся в зоне действия крана. Указывают ся зоны работы крана, предупреждения и запрета. Размеры на плане указываются в системе декартовых координат с началом в точке, где находится кран в положении «стоянка крана».
Пример разработки плана приведен в приложении.
7 . ПОДГОТОВКА БАШЕННОГО КРАНА К МОНТАЖУ И МОНТАЖ СИСТЕМЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ЗОНЫ РАБОТЫ
7.1 . Система монтируется на кран, который находится в исправном состоянии, отвечающем стандартным техническим требованиям, комплектация которого соответствует техническим условиям.
Перед монтажом кран проходит техническое освидетельствование согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
7.2 . Рельсовый путь башенного крана должен удовлетворять требованиям ГОСТ Р 51248 .
7.3 . Монтаж системы включает следующие основные работы:
установка микропроцессорного устройства;
электротехнические работы по включению системы в электросхему крана.
Заключительные работы — наладка, испытание и пуск системы.
7.4 . Монтаж системы на кране производится, как правило, на производственной площадке заказчика — владельца крана до передачи крана в эксплуатацию.
7.5 . Наладочные работы и испытания выполняются на строительной площадке.
Для испытаний назначается комиссия, в состав которой входят представители заказчика, организации — разработчика системы и местного органа Госгортехнадзора России.
7.6 . В процессе испытаний системы проверяются:
соответствие системы технической документации;
соответствие настройки системы ППР;
соответствие работы крана ППР в стесненных условиях.
8 . ЭКСПЛУАТАЦИЯ БАШЕННОГО КРАНА, ОБОРУДОВАННОГО СИСТЕМОЙ ОГРАНИЧЕНИЯ ЗОНЫ РАБОТЫ
8.1 . Эксплуатация башенного крана, оборудованного системой, организуется в соответствии с требованиями ГОСТ 25646 , Правил ПБ 10-382 и настоящего документа.
8.3 . Инженерно-технические работники и персонал по п. 8.2 должны пройти специальное обучение и аттестацию.
Обучение и аттестация инженерно-технических работников и обслуживающего персонала проводится исполнителем или иной организацией, имеющей лицензию.
8.4 . Техническое обслуживание системы проводится в сроки, установленные графиком технических обслуживаний и ремонтов крана.
Перечень работ по техническому обслуживанию системы указан в эксплуатационной документации на систему.
8.5 . Обязанностью крановщика является проверка в начале смены (по инструкции в эксплуатационной документации) работы крана с системой.
В случае отказа системы работа крана прекращается до выявления причины и устранения отказа.
8.6 . Результаты осмотров, технических обслуживаний и ремонтов системы записываются в журнал, рекомендуемая форма которого приведена в ГОСТ 25646 .
Эксплуатационная документация на систему должна храниться в составе документов постоянного пользования на строительном объекте.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПЛАН ЗОН РАБОТЫ И ЗАПРЕТА ДВИЖЕНИЙ КРАНА
Рассматривается в качестве примера один из реальных планов (ЗАО «Промстрой», г. Иркутск, ул. Лермонтова) — см. рисунок 1 данного приложения.
План разработан для введения его в программное устройство системы.
План выполнен в масштабе на формате А4 путем обработки ППР.
На плане показаны:
кран КБ-403 в положении «место стоянки» и одновременно в крайнем левом положении на подкрановом пути (точка А );
строящееся и существующее здания;
площадка складирования строительных материалов.
Зона внутри ломаной линии (точки А, Г, Д — М) обозначает зону работы крана. Зона вне этой ломаной является зоной запрета. Зона предупреждения, находящаяся внутри зоны работы, на этом плане не показана.
В программу движений крана введены в соответствии с указанными зонами следующие ограничения.
Перемещение крана по подкрановому пути осуществляется от точки А до точки Р.
Поворот стрелы запрещен на угол, равный 117° (точки Г, А, М ).
Вылет крюковой подвески ограничен ломаной линией А, Г, Д — М, например в крайних положениях стрелы осуществляется от точек Б и Н до точек соответственно Г и М.
Подъем крюковой подвески ограничен до высоты 6 м (для сокращения опасной зоны по СНиП 12-03) в зоне обслуживания площадки складирования материалов (по линии А, П, Е, Ж — М) и в зоне по линии В, Г, Д.
План введен в программное устройство системы, ламинирован и размещен в кабине крановщика.
Источник: www.infosait.ru
Направленность современного строительства — застройка городов в стесненных условиях
Особенности применения новых технологий и организации производства при освоении подземных пространств исторически сложившейся застройки городских районов. Роль метода «стена в грунте» в техническом прогрессе строительства заглубленных сооружений.
Рубрика | Строительство и архитектура |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 03.04.2018 |
Размер файла | 21,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Волгоградский государственный технический университет
Направленность современного строительства — застройка городов в стесненных условиях
Т.Ф. Чередниченко, В.Д. Тухарели, Д.П. Снегирев
Аннотация
Освоение подземного пространства при проектировании зданий и комплексов определяет направленность современного строительства. Особое внимание уделяется вопросам применения новых технологий и организации производства при освоении подземных пространств исторически сложившейся застройки городских районов. Стесненные условия строительства в сложившейся городской застройке представляют собой строительную площадку ограниченную близостью городских зданий и сооружений с их подземными коммуникациями, с расположенной рядом улично-дорожной сетью и объектами благоустройства. В такой ситуации при ведении работ минимизация влияния подземного строительства на существующую застройку и геологическую среду обязательна при неукоснительном соблюдении строительных норм и правил. Метод “стена в грунте” можно считать важным и приоритетным в техническом прогрессе строительства заглубленных сооружений.
Ключевые слова: использование подземного пространства в строительстве, стесненные условия строительства, технологии возведения подземной части зданий.
Использование подземного пространства в крупнейших городах в мировой и отечественной строительной практике свидетельствует о его значительном градостроительном эффекте. В крупнейших городах подземное пространство может вмещать около 70 % от общего объема гаражей.
Складских помещений может находиться в подземном пространстве до 80 %. Помещений для архива и различных хранилищ можно разместить в подземном пространстве около 50 %, а различных учреждений размещается до 35 %. Размещение под землей транспортных и инженерных коммуникаций можно считать единственным реальным средством, решающим городские транспортные и коммунальные проблемы. Групповое деление городских подземных сооружений осуществляется по их предназначению. Подземные сооружения, предназначенные и используемые для непосредственного обслуживания населения и для обеспечения комфортного проживания населения в городе, относятся к первой группе. Ко второй группе относятся подземные сооружения для обеспечения экологической и промышленной безопасности населения, а также помещения производственного назначения. Такой подход обеспечивает использование городских территорий наиболее рационально [1-3]. строительство заглубленный сооружение городской
Предпочтение отдается, на сегодняшний момент, застройке городов в подземном пространстве по многоярусной схеме. На глубине до 15 м располагают первый ярус. На этом ярусе располагаются объекты социальной и обслуживающей инфраструктуры. А также автотранспортные сооружения, инженерные коммуникации, пешеходные переходы, транспортные развязки.
Второй ярус находится на глубине до 30ч40 м. Здесь целесообразно расположение крупных складов и резервуаров. Располагаются на втором ярусе транспортные траншеи, инженерные коммуникационные тоннели с сооружениями для их обслуживания, железнодорожные вводы и пересадочные узлы. Целесообразность такого расположения очевидна. На глубине более 30ч40 м (третий ярус) располагаются сооружения глубокого заложения (линии метрополитена, очистные сооружения, объекты энергетики, насосные станции).
Строительные нормы и правила содержат требования минимизации влияния на геологическую среду и существующую застройку города при строительстве подземных сооружений в условиях исторически сложившейся застройки города. Так как строительная площадка в этом случае ограничена существующими зданиями и сооружениями, подземными коммуникациями, объектами благоустройства города и улично-дорожной сетью — условия строительства достаточно стесненные.
На сегодняшний день направленность строительства характеризуется увеличением плотности застройки исторически сложившихся районов городов зданиями и сооружениями индивидуального проектирования. В связи с этим возникла принципиально новая организационно-технологическая проблема в строительстве, заключающаяся в обосновании и разработке эффективных методов по возведению зданий и сооружений в стесненных условиях строительной инфраструктуры и сложившейся застройки городских районов [4, 5].
Наличие пространственных препятствий на строительной площадке, как и для прилегающей к ней территории, в условиях существующей городской застройки, обуславливают стесненные условия строительства. Суть стесненных условий строительства заключаются в ограниченности пространства строительной площадки по ее ширине, протяженности, а также высоте и глубине, как подземного пространства, так и размеров рабочей зоны.
На ограниченной территории размещаются строительные машины и проезды транспортных средств. Высокая степень строительного, материального и экологического риска требует усиленных мер безопасности, как для рабочих строительного производства, так и проживающего рядом населения. Еще один важный аспект стесненных условий заключается в наличии зоны работы башенного крана при близком расположении эксплуатируемых зданий и сооружений, дорог, пешеходных переходов и, конечно, возможности работы других башенных кранов. Для каждого вида строительства имеются свои специфические факторы и критерии, обуславливающие стесненность строительства [6].
Проектирование в крупных и крупнейших городах обеспечивается комплексным использованием подземного пространства. Концепция развития организации городской территории определяется главным документом — сводом правил: СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
Подземное пространство отводится для размещения сооружений городского транспорта, предприятий коммунально-бытового обслуживания, подсобно-вспомогательных помещений общественных и жилых зданий, систем инженерного оборудования и т.п. Такой подход обеспечивает рациональное использование исторически сложившейся городской застройки и ее подземного пространства. Единая инженерно-техническая система обслуживания и обеспечения наземных и подземных сооружений обеспечивает снижение затрат на строительные работы за счет их комплексирования.
Нельзя не отметить подземные комплексы промышленного назначения и сооружения для защиты и улучшения городской среды. Многие крупнейшие и крупные города России в силу исторически сложившихся субъективных и объективных обстоятельств имеют в городской зоне производственные склады и хранилища в центрах исторической застройки города. В этом случае использование городского подземного пространства для перевода под землю экологически вредных складов и хранилищ является оптимальной и радикальной мерой для улучшения экологического состояния в крупных городах России и безопасности проживания населения [1, 3].
Способы возведения подземных сооружений различны и зависят от глубины их заложения и гидрологических условий. В соответствии с технологией строительного производства основными являются открытый способ, опускной способ и способ «стена в грунте». Решения по возведению подземных сооружений должны соответствовать компоновочным и объемно-планировочным заключениям. При этом необходимо обеспечение экономии расходных материалов, идустриальности конструкций и снижения стоимости строительства в целом [2, 7].
Если при строительстве подземных сооружений есть необходимость глубокого заложения фундаментов, а гидрологические условия достаточно сложны, используют устройство опускных систем. Такая система, погружаемая в грунт, создает рабочее пространство для строительно-монтажных работ. Сама система представляет собой ограждающую конструкцию, которая монтируется из бетонной, железобетонной и металлической оболочки. Опускная система имеет вид опускных колодцев или кессонов. Для защиты от проникновения воды внутрь колодцев и кессонов используют гидроизоляцию наружных стенок.
В непосредственной близости от существующих городских застроек на стесненной площадке при строительстве подземных сооружений незаменимым является метод “стена в грунте”. При реконструкции и расширении подземных объектов и промышленных предприятий, чтобы не нарушить устойчивость смежных сооружений, строительство в открытом котловане исключается [8]. Важно отметить, что использование способа “стена в грунте” при сооружении подземных объектов в условиях городской застройки позволяет снизить себестоимость строительных работ в результате отказа от дорогостоящих водоотливных работ, работ по водопонижению и т.п., что дает возможность экономии дефицитных материалов.
Метод “стена в грунте” играет особо важную роль в техническом прогрессе строительства заглубленных сооружений. В грунте формируют несущие стены заглубленного сооружения, которые возводят в узких и глубоких траншеях. Удерживаются от обрушения вертикальные борта траншеи за счет глинистой суспензии, выполняющей роль крепления траншеи. Траншею в грунте заполняют в зависимости от назначения подземной конструкции глиногрунтовыми материалами, монолитным или сборным железобетоном, затем разрабатывают грунтовое ядро. Таким образом стены защищают подземное пространство и дают возможность устраивать днище и возводить конструкции внутри сооружения[8].
Современные подземные пространства чаще всего имеют заглубление до 10 м (1-3 уровня), но могут заглубляться и до глубины 15-20 м (4-5 уровней). Такая величина заглубления конструкций зданий обусловливает постоянный контакт их ограждающих конструкций с грунтовыми водами (напорными, безнапорными, верховодкой), которые всегда агрессивны по отношению к бетону и арматуре и при длительном воздействии будут способствовать постепенному разрушению конструкций. В связи с чем, встает актуальность обработки поверхностей железобетонных конструкций гидрофобизирующими материалами, гидроизоляционными системами [5, 9].
Гидроизоляционные системы, монтируемые с наружной стороны подземных частей зданий, помимо собственно защиты ограждающих конструкций от замачивания, всегда дополняются другими элементами гидрозащиты. К таким элементам относят уплотнение горизонтальных и вертикальных строительных швов (гидрошпонками, металлическими гидробарьерами, гидрофильной профилированной резиной и т.д.), а также герметизацию инженерных вводов через ограждающие конструкции, предупреждающая появление сосредоточенных течей в помещениях сооружений.
Наиболее приемлемы для наружной гидроизоляции подземных конструкций и сооружений системы, включающие эластичные материалы, не реагирующие на появление трещин в защищаемой конструкции и неспособные к разрушению при относительных подвижках элементов защищаемых конструкций. В зависимости от вида используемого материала различают гидроизоляции асфальтовые, пластмассовые, минеральные и металлические, по способу выполнения — окрасочные, штукатурные, литые, оклеечные, монтируемые, пропиточные, инъекционные и засыпные [8, 10].
Таким образом, анализ факторов стесненности и технологий устройства подземных частей зданий позволяет обосновать рациональность и эффективность возведения зданий и сооружений в стесненных условиях строительной инфраструктуры и исторически сложившейся застройки городских районов.
Литература
1. Побегайлов О.А. Инновационно-ориентированный подход к использованию городской земли// Инженерный вестник Дона, 2013, №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2013/1721.
2. Li H., Li X., Soh C.K. An integrated strategy for sustainable development of the urban underground: From strategic, economic and societal aspects// Tunnelling and Underground Space Technology. 2016. Volume 55. pp. 67-82.
3. Чередниченко Т.Ф., Чеснокова О.Г., Тухарели В.Д. Освоение подземного пространства при проектировании и строительстве уникальных зданий и сооружений. Волгоград: ВолгГАСУ, 2015. 99 с.
4. Chen J., Huang L., Su, L. Toward a more compact and sustainable city—the use of underground space for Chinese mainland cities// Green Building, Environment, Energy аnd Civil Engineering. 2017. pp. 341-344.
5. Горячев О.М., Прыкина Л.B. Особенности возведения зданий в стесненных условиях. М.: Academia, 2003. 272 с.
6. Горячев О.М., Бунькин И.Ф., Прыкина Л.В. Организационно-технологические основы возведения жилых зданий в стесненных условиях // Механизация строительства. 2004. № 1. С. 6-7.
7. Колесников В.С., Стрельникова В.В. Возведение подземных сооружений методом «стена в грунте». Технология и средства механизации. Волгоград: ВолГУ, 1999. 144 с.
8. Вильман Ю.А. Технология строительных процессов и возведения зданий. Современные прогрессивные методы. Москва: АСВ, 2013. 336 с.
9. Кочергин С.М. Дренажные системы и очистные сооружения. Москва: Стройинформ, 2007. 272 с.
10. Тухарели В.Д., Тухарели А.В., Габлия А.А. Современные тенденции развития технологий гидроизоляции зданий и сооружений // Инженерный вестник Дона, 2017, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2017/4342
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Применение способа «стена в грунте» при возведении заглубленных сооружений подземных частей промышленных, энергетических и гражданских зданий; классификация, типовые конструкции. Техника и технология устройства стены в грунте вокруг Чернобыльской АЭС.
реферат [3,5 M], добавлен 17.01.2012
Классификация опускных колодцев. Циклы производства работ по их устройству. Кессоны для строительства глубоких фундаментов и заглубленных зданий. Состав работ нулевого цикла. Сущность технологии «стена в грунте» при возведении монолитных конструкций.
реферат [870,0 K], добавлен 19.10.2014
Значение строительства городов в освоении Сибири. Принципы сооружения новых городов, их влияние на внутреннюю планировку. Тюмень как первый русский город в Сибири. История основания и застройки города Тобольска. Специфика планировки Мангазеи и Пельмы.
реферат [43,7 K], добавлен 23.09.2014
Современные проблемы реконструкции городов в современных социально-экономических условиях. Обеспечение целостности архитектурно-пространственной организации районов. Сохранение и обновление исторически сложившейся среды. Способы резервирования территорий.
реферат [25,1 K], добавлен 17.12.2014
Разработка проекта организации строительства микрорайона. Определение площади застройки. Подбор состава жилых домов. Нормы продолжительности строительства. Интегральный и дифференциальный график сметной стоимости.
Освещение строительной площадки.
Источник: revolution.allbest.ru