Аттестация помогает работодателю решить, продолжит ли сотрудник работать в компании или с ним стоит расстаться. Если неправильно провести аттестацию, сотрудник сможет оспорить ее результаты.
Что такое аттестация сотрудников
Понятия «аттестация» нет в ТК РФ. На практике аттестация — это периодическая проверка сотрудника на соответствие занимаемой должности. Работодатель проводит квалификационный экзамен. Это может быть письменное тестирование или устное собеседование. По его результатам работодатель оценивает, обладает ли сотрудник нужными знаниями и навыками.
Если аттестация пройдена успешно, сотрудник продолжает работать или может претендовать на повышение в должности или зарплате. При провале сотрудника можно понизить в должности или уволить.
Какой бывает аттестация
Аттестация может быть:
- обязательной;
- проводимой по инициативе работодателя.
Обязательную аттестацию проводят не по всем должностям, а только по тем, для которых она закреплена в законодательстве для каждой отрасли. Например, такую проверку должны регулярно проходить сотрудники авиации, медперсонал, педагоги.
Семинар практикум «Аттестация и лицензирование в сфере сохранения объектов культурного наследия»
Аттестация по инициативе работодателя. Условия проведения такой аттестации работников нужно прописать в локальном нормативном акте. Проводить ее можно по любым категориям сотрудников. Некоторых сотрудников работодатель должен освободить от экзамена:
- беременных женщин;
- женщин с детьми в возрасте до трех лет;
- одиноких матерей, которые воспитывают ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет;
- отцов, воспитывающих без матери ребенка до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), либо опекунов и попечителей таких детей;
- родителей (опекунов, попечителей) — единственных кормильцев ребенка до трех лет в семье, где трое и более детей до 14 лет, либо ребенка-инвалида до 18 лет, если другой родитель не работает;
- сотрудников, у которых маленький трудовой стаж, например меньше одного года, поэтому у них нет нужного производственного опыта.
Если же сотрудник из списка пройдет аттестацию и окажется, что он не соответствует занимаемой должности, уволить его нельзя, это незаконно.
Как подготовиться к аттестации
Перед началом аттестации на соответствие занимаемой должности нужно свериться с обязанностями сотрудников. Затем продумать порядок проведения экзамена и назначить аттестационную комиссию.
Проверить должностные обязанности. Общие требования прописывают в трудовом договоре, а детали — в должностной инструкции. Если в случае спора у компании не окажется документа, в котором прописаны должностные обязанности сотрудника, суд может признать результаты аттестации недействительными.
Также без четких критериев оценки нельзя сделать вывод, соответствует ли сотрудник занимаемой должности.
Выбрать способ аттестации. Уровень знаний и навыков сотрудников можно проверить так:
- теоретические знания — тесты и экзамены;
- практические — проверка с использованием чек-листа, моделирование ситуаций, в которых сотрудник показывает наличие или отсутствие проверяемых навыков, деловые игры или интервью.
Определиться с периодичностью аттестации. Ее будет нужно зафиксировать в положении об аттестации.
Порядок аттестации рабочих мест (СОУТ)
Обычно сотрудников аттестуют через равные промежутки времени. Например, рядовых сотрудников можно аттестовать раз в полгода, а руководителей — реже, раз в год.
Еще бывают внеплановые переаттестации. Каждый работодатель самостоятельно решает, проводить их или нет. Обычно для них нужен определенный повод — его прописывают в положении об аттестации. Например, резко упали показатели бизнеса или сменилось руководство.
Назначить аттестационную комиссию. Она будет оценивать результаты экзамена.
Комиссию назначает руководитель приказом. Состав аттестационной комиссии может быть любым. Обычно в нее входят руководители отделов, сотрудники отдела кадров.
Если в организации есть профсоюз, его представителя тоже нужно включить в состав комиссии.
Порядок проведения аттестации работников
В законодательстве нет единого нормативного акта, в котором прописаны правила проверки знаний и навыков. Рекомендуем проводить аттестацию работников так:
- утвердить положение об аттестации;
- издать приказ и утвердить состав аттестационной комиссии;
- уведомить сотрудников;
- провести аттестацию;
- подвести итоги.
Утвердить положение об аттестации. Это локальный нормативный акт компании. Требований к его содержанию нет, работодатель разрабатывает документ самостоятельно.
В положении об аттестации на соответствие занимаемой должности могут быть такие разделы:
- общие нормы: цели аттестации, в какой форме проводится, как часто;
- категории сотрудников, чьи знания и навыки будут проверять;
- виды аттестации: очередная, внеочередная;
- порядок проведения аттестации;
- решения, принимаемые по результатам проверки.
Когда руководитель утвердит положение, с ним нужно ознакомить под подпись всех сотрудников: тех, кто уже работает в компании и кого только принимают на работу.
Издать приказ о проведении аттестации. В него обычно включают:
- место и график проведения аттестации;
- список сотрудников, которые должны пройти тестирование;
- состав аттестационной комиссии.
Сообщить сотрудникам. Это можно сделать письменно, например через руководителя отдела. В трудовом кодексе не описано, как нужно сообщать, поэтому составить уведомление можно в любой удобной форме. Главное, чтобы у работодателя была отметка, что сотрудник знает о предстоящей аттестации. Например, подпись сотрудника на уведомлении.
Подвести итоги аттестации. По результатам аттестации комиссия делает вывод, соответствует ли сотрудник занимаемой должности. Свое решение комиссия должна прописать в аттестационном листе или протоколе и ознакомить с ним сотрудника под подпись. Аттестационный лист и протокол тоже составляются в свободной форме.
Сведения о результатах проведенной аттестации нужно включить в личную карточку сотрудника, если она есть. Если он плохо справился с письменными заданиями, рекомендуем приложить к протоколу эти результаты. Они могут пригодиться, если сотрудник решит обжаловать решение комиссии.
Затем комиссия передает результаты руководителю или другому сотруднику, ответственному за аттестацию. Он уже самостоятельно решает, что с ними делать.
Источник: secrets.tinkoff.ru
Порядок аттестации организаций в строительстве
от 25 октября 2019 года N 1365
О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики
(с изменениями на 28 апреля 2022 года)
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2020 года N 1192 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.08.2020, N 0001202008110003) (вступило в силу c 1 января 2021 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2022 года N 768 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.04.2022, N 0001202204290038).
1. Определить следующие категории работников, в том числе руководителей организаций, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также с изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, обязанных получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности:
работники, ответственные за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты;
работники, являющиеся членами аттестационных комиссий организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности;
работники, являющиеся специалистами, осуществляющими авторский надзор в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов;
работники, осуществляющие функции строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта опасных производственных объектов.
2. Утвердить прилагаемые:
3. Реализация полномочий федеральных органов исполнительной власти, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им на руководство и управление в сфере установленных функций.
4. Пункты 14, 16, 20, 22 и 27 Положения, утвержденного настоящим постановлением, в части, касающейся использования Единого портала тестирования в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», подлежат применению с 1 ноября 2019 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 октября 2019 года N 1365
Положение об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики
(с изменениями на 28 апреля 2022 года)
1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики (далее — аттестация), в том числе категории работников, проходящих аттестацию (за исключением категорий работников, проходящих аттестацию по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики), случаи проведения внеочередной аттестации и категории работников, проходящих аттестацию (за исключением категорий работников, проходящих аттестацию по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики) в аттестационных комиссиях, формируемых федеральными органами исполнительной власти.
а) руководители организаций (обособленных подразделений организаций), осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, проектирование, строительство, капитальный ремонт, эксплуатацию, реконструкцию, консервацию и ликвидацию, а также техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнических сооружений, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие профессиональную деятельность, указанную в настоящем подпункте (далее — организации);
б) должностные лица, на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, эксплуатационного контроля и контроля за показателями состояния гидротехнических сооружений, авторского надзора в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений;
г) не указанные в подпунктах «а» — «в» настоящего пункта работники, являющиеся членами аттестационных комиссий организаций;
е) руководители (заместители руководителей) субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в отношении которых в соответствии со статьей 29_1 Федерального закона «Об электроэнергетике» осуществляется федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, или профессиональную деятельность, связанную с реализацией функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
2_1. Каждый из работников, указанных в пункте 2 настоящего Положения, проходит аттестацию только в той области аттестации, которая соответствует занимаемой им должности и выполняемым трудовым обязанностям, и в объеме требований безопасности в соответствующей области, необходимых для выполнения возложенных на него трудовых обязанностей.
3. Аттестация проводится аттестационными комиссиями, формируемыми:
а) Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — центральная аттестационная комиссия);
б) территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — территориальные аттестационные комиссии);
в) Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации (далее — ведомственные аттестационные комиссии);
г) организациями (далее — аттестационные комиссии организаций). Организацией могут быть сформированы главная аттестационная комиссия и отдельные аттестационные комиссии в обособленных подразделениях организации, а также могут быть сформированы специализированные аттестационные комиссии организации для одной или нескольких областей аттестации (2 и более организации, являющиеся группой лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, могут сформировать единую аттестационную комиссию).
4. В ведомственных аттестационных комиссиях проходят первичную и периодическую аттестацию:
а) члены аттестационных комиссий организаций и иные указанные в подпунктах «а», «б» и «е» пункта 2 настоящего Положения работники организаций, в отношении которых специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, безопасности в сфере электроэнергетики осуществляются Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации либо Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации (далее — организации, обеспечивающие безопасность государства);
б) указанные в подпункте «в» пункта 2 настоящего Положения работники организаций, обеспечивающих безопасность государства, — в случаях, если в них не сформированы аттестационные комиссии организаций.
5. В территориальных аттестационных комиссиях проходят первичную и периодическую аттестацию:
а) члены аттестационных комиссий организаций и иные указанные в подпунктах «а», «б» и «е» пункта 2 настоящего Положения работники (за исключением работников организаций, обеспечивающих безопасность государства);
б) указанные в подпункте «в» пункта 2 настоящего Положения работники (за исключением работников организаций, обеспечивающих безопасность государства) — в случаях, если в организациях не сформированы аттестационные комиссии организаций.
6. Указанные в подпунктах «а» — «в» пункта 2 настоящего Положения работники организаций, выполняющих работы или оказывающих услуги организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, гидротехнические сооружения, проходят аттестацию в аттестационных комиссиях организаций, в трудовых отношениях с которыми они состоят, или в аттестационных комиссиях организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, гидротехнические сооружения (в случае если это предусмотрено локальным нормативным актом такой организации).
7. Внеочередная аттестация работников, указанных в пункте 2 настоящего Положения, проводится в территориальной аттестационной комиссии или ведомственной аттестационной комиссии в случае если в отношении работников выявлены нарушения обязательных требований, определенные в актах, содержащих результаты проведения технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, гидротехническом сооружении, расследования причин аварии в электроэнергетике.
8. Апелляции на решения, действия (бездействие) территориальных аттестационных комиссий рассматриваются центральной аттестационной комиссией.
9. Полномочия, права и обязанности аттестационных комиссий, требования, предъявляемые к порядку их формирования и составу, а также к порядку принятия ими решений по вопросам аттестации, требования к порядку проведения тестирования утверждаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 9_1 настоящего Положения.
9_1. При необходимости прохождения работником в территориальной аттестационной комиссии или ведомственной аттестационной комиссии аттестации одновременно в нескольких областях допускается совмещение таких аттестаций и их проведение одной аттестационной комиссией.
При необходимости прохождения работником в аттестационной комиссии организации аттестации одновременно в нескольких областях допускается совмещение таких аттестаций и их проведение одной аттестационной комиссией организации.
10. Особенности проведения аттестации в ведомственных аттестационных комиссиях, а также в аттестационных комиссиях организаций, обеспечивающих безопасность государства, в части применяемых программных средств, документооборота, формирования и состава таких аттестационных комиссий устанавливаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
12. Проведение аттестации организуют:
а) в центральной аттестационной комиссии и территориальных аттестационных комиссиях — Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
б) в ведомственных аттестационных комиссиях — Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации;
в) в аттестационных комиссиях организаций — организации, их сформировавшие.
13. Для проведения аттестации, в том числе первичной аттестации в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 14_1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», абзацами третьим — шестым статьи 9_1 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» и пунктом 3 статьи 28_1 Федерального закона «Об электроэнергетике», в территориальных аттестационных комиссиях или ведомственных аттестационных комиссиях организация представляет в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или его территориальный орган по установленной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору форме заявление об аттестации, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа организации или иным имеющим право действовать от имени организации должностным лицом (далее — заявление об аттестации).
В отношении работников, обязанных получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности в соответствии с пунктом 1 статьи 14_1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», к заявлению об аттестации прикладываются копии документов о квалификации, полученных в течение 5 лет, предшествующих дате его представления, по результатам дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности по дополнительным профессиональным программам, соответствующим заявленной области аттестации.
14. В территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору указанные в пункте 13 настоящего Положения документы могут быть представлены (направлены) на бумажном носителе непосредственно или посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (далее — электронный документ), через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — Единый портал) или Единого портала тестирования в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.gosnadzor.ru/eptb) (далее — Единый портал тестирования).
15. В случае несоблюдения заявителем формы заявления об аттестации или в случае представления документов, указанных в пункте 13 настоящего Положения, не в полном объеме принявший заявление об аттестации федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган) оставляет заявление об аттестации без рассмотрения.
16. Федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), в который представлено заявление об аттестации, уведомляет заявителя об оставлении заявления об аттестации без рассмотрения (с мотивированным обоснованием причин отказа) или о дате, времени и месте проведения аттестации организацию, представившую заявление об аттестации, не позднее 5 рабочих дней со дня его поступления. Территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору направляет такое уведомление заявителю посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении или электронного документа через сеть «Интернет», в том числе посредством Единого портала или Единого портала тестирования (в форме, указанной в заявлении об аттестации).
Источник: docs.cntd.ru
Как провести аттестацию сотрудников
Аттестация — это подтверждение уровня знаний и навыков.
Столкнуться с ней можно не только в школе или вузе, но и на работе. Например, аттестацию обязательно проходят педагоги, врачи и госслужащие. Но по своей инициативе организовать ее может любая компания.
Расскажу, как работодателю провести аттестацию персонала и что делать по ее итогам.
Что такое аттестация работников
В законодательстве нет определения аттестации. На практике это периодическая проверка знаний, деловых навыков, уровня профессионализма и опыта сотрудников. Аттестация может проводиться как в целом по организации, так и в отдельных ее подразделениях.
Нормативная база. Какого-то единого закона о порядке проведения аттестации сейчас нет. Раньше во многих моментах можно было ориентироваться на советское положение об аттестации, но с декабря 2020 года оно утратило силу.
Я заработала 100 000 рублей на Tinkoff Black
Зачем проводят аттестацию
Во время аттестации проверяют соответствие работника должности, которую он занимает.
Что можно сделать по результатам аттестации. По итогу аттестации руководитель может устроить кадровые перестановки: кого-то уволить или перевести в другой отдел, кого-то повысить или отправить на обучение.
Увольнение по итогам аттестации — единственный законный способ расстаться с сотрудником, который не справляется со своей работой. Поэтому аттестацию часто проводят компании, которые планируют сократить персонал. Она помогает понять, кто из сотрудников более квалифицирован, а значит, имеет преимущественное право остаться на работе.
Также аттестация помогает:
- Выяснить, каких специалистов не хватает, чтобы нанять новых людей или отправить работников на курсы повышения квалификации.
- Узнать мотивацию сотрудников и вместе выбрать направления для их карьерного роста.
- Понять, надо ли пересматривать систему оплаты труда и формировать кадровый резерв.
Обязательна ли аттестация работников
Для каких профессий аттестация обязательна. По закону регулярно проходить аттестацию должны:
Кто не должен проходить аттестацию. Для всех остальных профессий обязательной аттестации нет, но работодатель все равно может ее провести по своей инициативе.
При этом есть категории работников, которых можно аттестовать, но уволить из-за плохих результатов не получится. Это:
- Беременные женщины.
- Женщины с ребенком до 3 лет.
- Одинокие матери или отцы с ребенком до 14 лет или ребенком с инвалидностью до 18 лет либо одинокие опекуны и попечители таких детей.
- Единственные кормильцы ребенка до 3 лет в семье, где трое и более детей до 14 лет, либо ребенка с инвалидностью до 18 лет, если другой родитель не работает.
- Работники, у которых маленький трудовой стаж, например менее года, и нет нужного производственного опыта.
Виды аттестации
Работодатель может сам выбирать частоту и формат, в котором будет проводить аттестацию. Есть три основных вида аттестации.
Плановая аттестация, как правило, проходит регулярно и обязательна для всех сотрудников организации или отдела. Периодичность проверок устанавливает руководитель.
Внеплановая аттестация проводится перед большими изменениями в компании — к примеру, перед изменением системы оплаты труда или сокращением штата — или с целью проверить компетентность отдельных сотрудников.
Повторная аттестация. Если сотрудник не прошел аттестацию, руководитель может дать ему второй шанс и назначить повторную проверку через какое-то время или после обучения по программе повышения квалификации.
Формы аттестации
Проводить аттестацию можно устно, письменно или объединив два способа.
Устное собеседование. Комиссия задает вопросы и слушает ответы сотрудника. Обсуждать могут не только знания и навыки, но и должностные обязанности, достижения и неудачи в целом.
Письменное тестирование. Это гораздо более объективный способ оценки, но он требует большей подготовки. Нужно заранее разработать и утвердить корректные тестовые вопросы, а после проверить и оценить результаты.
Смешанная форма аттестации. Сотрудник проходит сначала устное собеседование, а потом тестирование или наоборот.
Как составить положение об аттестации
Для обычных работодателей порядок аттестации ничем не регулируется. Но для ее проведения нужно разработать и принять локальный нормативный акт с описанием процесса проверки: без него увольнять сотрудников за профнепригодность нельзя. С итоговым документом необходимо ознакомить всех сотрудников под подпись.
В положении об аттестации следует указать полное описание целей, задач, формата проверки и процесса принятия решений. Нужно будет соблюдать процедуру строго в соответствии с положением, чтобы работник не мог оспорить результаты из-за ее нарушения.
Вот что должно быть в положении об аттестации.
Цели аттестации. Они могут быть такие:
- определить уровень квалификации сотрудников, чтобы уволить или повысить в должности часть работников;
- установить систему поощрений;
- провести ротацию кадров и выбрать, кого перевести на другую должность;
- стимулировать работников учиться и повышать профессиональную компетентность.
Состав аттестуемых работников. Нужно определить, какие работники будут проходить аттестацию, а какие нет. Можно проводить ее лишь для некоторых отделов, а можно проверять только тех, кто трудоустроен на полную ставку.
Не включать в число аттестуемых можно сотрудников, которые проработали меньше года, или тех, кому не требуются специальные знания и навыки, например уборщиков и курьеров.
Периодичность проведения плановой аттестации. Подготовка к проверке — многоэтапный и хлопотный процесс, поэтому не стоит проводить ее слишком часто. Например, можно установить, что плановая аттестация руководителей проходит раз в два года, а всех остальных — раз в три года.
Основания для внеочередной аттестации. Внеплановую проверку можно назначить перед сокращением персонала или другими серьезными изменениями в компании. Также поводами для внеплановой аттестации могут быть жалобы клиентов или периодический брак в продукции компании.
Можно зафиксировать, что внеочередную аттестацию должны проходить сотрудники перед повышением или переводом на другую должность, после обучения за счет работодателя или по окончании испытательного срока.
Отдельно можно аттестовать и тех работников, которые не смогли пройти плановую проверку вместе с остальными: например, были в отпуске или на больничном.
Состав комиссии. Директор компании утверждает состав комиссии отдельным приказом, когда начинается подготовка к аттестации. В самом положении прописать этот состав можно приблизительно: указать должности и департаменты, сотрудники которых могут или обязательно должны войти в комиссию, например руководители и замы юридической и кадровой служб.
Обычно для аттестационной комиссии назначают председателя, его заместителя, секретаря и рядовых участников:
- Председатель комиссии организует ее работу, формирует состав, определяет сроки проведения аттестации, порядок работы и функции остальных участников, запрашивает дополнительные данные.
- Заместитель выполняет функции председателя во время его отсутствия.
- Секретарь комплектует документы аттестуемых, уведомляет всех о месте и времени аттестации, ведет протокол заседания и учет сотрудников, которые прошли проверку.
- Члены комиссии проверяют квалификацию работников, участвуют в голосовании, принимают коллегиальное решение о результатах аттестации.
Если в компании есть профсоюзы, а по итогам аттестации работодатель планирует уволить кого-то из работников, в состав комиссии обязательно нужно включать представителей профсоюзов.
Чтобы результат был объективным, не нужно включать в комиссию непосредственных руководителей аттестуемых сотрудников. Отдельно можно закрепить, что секретаря комиссии нельзя допускать к голосованию, так как через него проходит большое количество документов.
Число людей в составе голосующих лучше оставить нечетным: это поможет избежать ситуации, когда за и против будет равное число голосов.
Определение кворума. В положении об аттестации надо прописать, сколько членов комиссии должно присутствовать на заседании, чтобы решение считалось правомочным. Обычно указывают не менее ⅔ от общего числа участников.
График аттестации. Чтобы работники и комиссия успели подготовиться, необходимо утвердить сроки, в которые пройдет аттестация. В приказе можно зафиксировать:
- кто составляет график;
- в какие сроки и как руководитель его утверждает;
- в каком порядке в график можно внести изменения;
- в какой срок с графиком нужно ознакомить работников под подпись.
Для всей организации или отдельного подразделения нужно утвердить список сотрудников, которые должны пройти аттестацию, а также даты заседаний и сроки принятия комиссией решений.
Перечень необходимых кадровых документов. Если комиссия не знает всех аттестуемых лично, то их непосредственные руководители могут заранее подготовить письменную характеристику на каждого сотрудника. К ней можно приложить и другие документы: например, благодарственные письма или жалобы от клиентов.
Оптимально предоставить эти документы за две-три недели до аттестации и зафиксировать такой срок в положении о ней. Самому работнику отзыв тоже лучше показать заранее.
Кроме характеристик непосредственный руководитель готовит и вопросы для теста или устной аттестации с правильными ответами на них. Вопросы должны напрямую относиться к той работе, которую выполняет конкретный сотрудник.
Описание процедуры. Работодатель должен четко соблюдать утвержденный порядок аттестации, особенно если по ее итогам могут кого-то уволить.
Из-за нарушений процедуры уволенный сотрудник вправе оспорить решение работодателя через суд. Работника восстановят в должности, а руководству придется выплатить ему средний заработок за время вынужденного прогула и компенсировать моральный вред.
В положении лучше зафиксировать все этапы аттестации:
- Кто и как ведет протокол заседания аттестационной комиссии, как он потом утверждается.
- Какие причины неявки считаются для работника уважительными, чтобы перенести аттестацию на другой день.
- Как проводится аттестация: устно, письменно или в смешанной форме.
- Что делать, если сотрудник представил на заседание комиссии дополнительные оценочные сведения о своей работе. Например, комиссия может либо рассмотреть их немедленно, либо перенести аттестацию.
- Порядок заседания аттестационной комиссии. Например, сначала слушают доклад члена комиссии по аттестуемому работнику, затем задают ему вопросы по списку и при необходимости слушают непосредственного руководителя аттестуемого сотрудника.
- Как принимается решение. Как правило, для этого организуют закрытое или открытое голосование участников заседания. Можно определить, что если голоса разделились поровну, то комиссия засчитывает положительное решение.
Варианты решений комиссии и их оформление. Решение комиссии по каждому аттестуемому работнику заносят в протокол заседания, который потом утверждает руководитель организации.
Вариантов решений может быть три:
- Работник соответствует занимаемой должности.
- Сотрудник соответствует занимаемой должности, но должен выполнить рекомендации комиссии: например, пройти курсы профессиональной переподготовки или повышения квалификации с последующей аттестацией через год.
- Работник не соответствует занимаемой должности.
Документы для аттестации
Утвержденных форм документов, которые используются при аттестации работников, не существует. Поэтому я собрала несколько подходящих образцов и шаблонов, в том числе образец локального акта об аттестации:
Порядок проведения аттестации
Как правило, сначала аттестуемые работники письменно отвечают на тесты либо беседуют с членами комиссии. В первом случае тесты с ответами оформляются как приложение к протоколу заседания, во втором — устные ответы заносятся в протокол.
Потом комиссия заслушивает непосредственного руководителя аттестуемых и членов комиссии, кто хочет высказаться по тому или иному работнику. Если среди сотрудников есть желающие выступить, им тоже предоставляют слово.
Затем члены комиссии совещаются и принимают решение по каждому аттестуемому в том порядке, который закреплен в положении об аттестации.
Решение комиссии, внесенное в протокол, нужно довести до сведения аттестуемых работников под подпись в тот срок, что указан в положении.
Подведение итогов
Когда комиссия провела аттестацию и предложила свои рекомендации, директор принимает финальное решение. Оно может не соответствовать выводам комиссии. Например, руководитель может решить не увольнять сотрудников, а отправить на обучение. В любом случае он должен издать приказ и ознакомить с ним всех участников процесса аттестации под подпись.
Если руководитель увольняет сотрудника по итогам аттестации, он также должен соблюсти определенную процедуру. Так, если в компании есть вакансии, для работы на которых достаточно квалификации и состояния здоровья сотрудника, работодатель обязан письменно предложить перевод на другую должность. Предлагать можно и временные вакансии — например, на период декретного отпуска другого специалиста.
Если человек не согласен на другую работу, нужно получить от него письменный отказ и оформить увольнение. Если вакансий нет — этот шаг можно пропустить и сразу перейти к увольнению. При этом важно, что по трудовому кодексу сотрудника нельзя увольнять, когда он находится в отпуске или на больничном.
Запись об увольнении в трудовой книжке должна выглядеть так:
«Трудовой договор расторгнут в связи с несоответствием работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, пункт 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации».
Судебная практика по увольнению из-за несоответствия занимаемой должности
Приведу несколько примеров из судебной практики, когда работникам удалось оспорить увольнение по итогам аттестации, восстановиться на работе и взыскать с работодателя деньги.
Аттестация без комиссии. В одной компании аттестацию провели без создания аттестационной комиссии. В процедуре участвовал только один генеральный директор, который был заинтересован в увольнении работника. Поэтому сотруднику удалось восстановиться в должности.
Нарушена процедура, установленная в положении об аттестации. Например:
- в принятии решения участвовал непосредственный руководитель уволенного работника;
- в заседании аттестационной комиссии участвовали менее ⅔ ее членов и в нарушение положения об аттестации голосование было открытым, а не тайным;
- решение о внеочередной аттестации и заседание аттестационной комиссии состоялись в один день. У работника не было времени подготовиться к проверке.
Не предложили вакантные должности. Работнику, который не прошел аттестацию, перед увольнением не предложили вакантные должности. Ему удалось восстановиться в должности, взыскать с работодателя средний заработок за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда.
Источник: journal.tinkoff.ru
«Рекомендации по подготовке и аттестации специалистов и экспертов, осуществляющих экспертизу промышленной безопасности подъемных сооружений» (одобрены Госгортехнадзором РФ, протокол от 16.04.2003 N 7)
1.1. Рекомендации по подготовке и аттестации специалистов и экспертов, осуществляющих экспертизу промышленной безопасности подъемных сооружений (далее — Рекомендации), определяют требования к квалификации, компетенции, подготовке и порядку аттестации специалистов и экспертов, осуществляющих экспертизу промышленной безопасности подъемных сооружений.
1.2. Настоящие Рекомендации предназначены для сотрудников Госгортехнадзора России, экспертных организаций, организаций, осуществляющих подготовку и аттестацию специалистов и экспертов предприятий, связанных с эксплуатацией подъемных сооружений, подконтрольных Госгортехнадзору России.
1.3. Настоящие Рекомендации разработаны с учетом требований:
Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
Постановления Правительства Российской Федерации от 11.08.98 N 928 «О перечне технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих сертификации»;
Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.98 N 1540 «О применении технических устройств на опасных производственных объектах»;
Положения о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.00 N 1008;
Правил проведения экспертизы промышленной безопасности (ПБ 03-246-98);
Положения о порядке подготовки и аттестации работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России (РД 03-444-02);
Общих требований к органам по сертификации, проводящим аттестацию персонала (ЕМ 45013);
Правил аттестации экспертов Системы экспертизы промышленной безопасности (СДА-12);
Постановления Госгортехнадзора России от 09.07.02 N 43 «Об утверждении «Положения о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах»;
других документов, указанных в Приложении 1 .
1.4. В настоящих Рекомендациях используются термины и определения, приведенные в нормативной документации, указанной в п. 1.3 . При этом подразумевается, что:
эксперт по подъемным сооружениям < * >- аттестованный специалист высшей квалификации, осуществляющий руководство проведением экспертизы промышленной безопасности, с правом подготовки специалистов всех уровней, оценки соответствия импортных и вновь разработанных грузоподъемных машин требованиям НТД и Правилам, а также с правом проведения сложных расчетов и подготовки заключения по определению остаточного ресурса подъемных сооружений, а также расчета риска аварий при эксплуатации подъемных сооружений;
специалист — лицо, имеющее специальное образование, профессиональные навыки, соответствующую квалификацию и аттестацию для выполнения определенных видов работ в области экспертизы промышленной безопасности подъемных сооружений.
1.5. Рекомендации устанавливают порядок и требования к подготовке и аттестации специалистов I, II, III уровня квалификации и экспертов.
1.6. Аттестации подлежат специалисты и эксперты:
осуществляющие экспертизу промышленной безопасности подъемных сооружений;
участвующие в экспертизе проектной документации на изготовление, капитальный и капитально-восстановительный ремонт, реконструкцию подъемных сооружений, а также документации, связанной с эксплуатацией подъемных сооружений.
1.7. Подготовка и аттестация специалистов и экспертов осуществляется с учетом направления и специализации их деятельности в области экспертизы подъемных сооружений согласно Приложению 2 .
1.8. При аттестации экспертов и специалистов принимаются во внимание образование, уровень, специализация, квалификация, опыт и область профессиональной деятельности, подтверждающие глубокие знания предмета экспертизы, знание общеинженерных дисциплин и умение оперировать ими, знание норм и правил безопасности в заявленной области аккредитации, знание документов Системы экспертизы промышленной безопасности и опыт экспертной деятельности.
1.9. Эксперты и специалисты аттестуются на право проведения экспертизы промышленной безопасности подъемных сооружений согласно присвоенному им уровню квалификации в той области деятельности, которая указана в квалификационном удостоверении. Форма удостоверения приведена в Приложениях 3 , 3а .
II. ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДАТТЕСТАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ
2.1. Специалисты и эксперты, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности подъемных сооружений, должны пройти подготовку и аттестацию по промышленной безопасности согласно области своей деятельности.
2.2. Предаттестационную подготовку специалистов по промышленной безопасности осуществляют организации, учебные центры, занимающиеся подготовкой руководителей и специалистов предприятий.
2.3. Специалисты и эксперты, участвующие в экспертизе подъемных сооружений, помимо общей подготовки в области промышленной безопасности должны пройти специальную подготовку для получения квалификации специалистов по технической диагностике (экспертизе) подъемных сооружений.
Общая подготовка предусматривает изучение законодательных и правовых документов РФ, норм и правил промышленной безопасности, руководящих документов Госгортехнадзора России.
Специальная подготовка ориентирована на приобретение (восстановление) научно-технических и практических знаний по направлениям деятельности и видам подъемных сооружений.
Дополнительные программы специальной подготовки рассчитаны на специалистов высшей категории — экспертов.
2.4. Общая подготовка специалистов ведется по учебным программам, разработанным с учетом типовых программ, утвержденных Госгортехнадзором России.
Программы по специальной подготовке разрабатываются организациями по подготовке с учетом специфики предприятий региона и России и направлений деятельности. Программы и экзаменационные билеты по специальной подготовке и аттестации специалистов и экспертов подлежат согласованию с Госгортехнадзором России.
2.5. Программы и экзаменационные билеты по специальной подготовке должны соответствовать требованиям, предъявляемым к квалификации специалистов и экспертов согласно разделу III настоящих Рекомендаций.
2.6. Организации, занимающиеся подготовкой специалистов и экспертов, должны располагать штатными специалистами, аттестованными согласно Положению о порядке подготовки и аттестации работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России (РД 03-444-02), имеющими соответствующую профессиональную подготовку, педагогический и научно-практический опыт в области преподавания.
2.7. Специальная подготовка предполагает наличие информационно-методического, приборного и лабораторного обеспечения учебного процесса.
2.8. Процесс подготовки специалистов и экспертов должен проводиться в соответствии с Руководством по качеству подготовки, отвечающим требованиям ИСО 9000.
2.9. В целях повышения качества подготовки организациям, осуществляющим подготовку специалистов по промышленной безопасности в системе Госгортехнадзора России, предлагается добровольная аккредитация.
2.10. Организация, осуществляющая подготовку, выдает специалисту справку об окончании подготовки с указанием программы и объема часов подготовки.
2.11. Эксперты предварительную подготовку могут не проходить.
III. КВАЛИФИКАЦИЯ И КОМПЕТЕНЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ И ЭКСПЕРТОВ
3.1. Эксперты и специалисты, участвующие в экспертизе промышленной безопасности в области технического диагностирования подъемных сооружений, должны знать:
законодательные и нормативно-правовые акты в области промышленной безопасности, нормативно-техническую документацию в соответствии с областью экспертизы;
требования промышленной безопасности, предъявляемые к объектам экспертизы;
порядок проведения экспертизы, утверждения и регистрации экспертных заключений;
необходимые методы, средства и технологию обследования подъемных сооружений;
конструкцию и принцип действия объектов, нормативно-техническую документацию, устанавливающую требования по определению технического состояния и работоспособности объектов экспертизы;
методологию и организацию поверки мерительных средств, применяемых при технической диагностике.
3.2. Эксперты и специалисты, участвующие в экспертизе проектной документации на подъемные сооружения, экспертизе конструкций вновь изготовляемых подъемных сооружений, приборов, устройств безопасности к ним, экспертизе документации на изготовление, монтаж, реконструкцию, ремонт, экспертизе монтажа и эксплуатации подъемных сооружений, а также проектов производства работ кранами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ, помимо вышеперечисленного в п. 3.1 , должны знать:
нормы и требования на проектирование соответствующего оборудования (государственные стандарты, строительные нормы и правила и др.);
требования к металлам и материалам, используемым при проектировании, с учетом условий эксплуатации оборудования;
нормы и правила сварочных и других специальных видов работ;
требования к применению и установке приборов и средств безопасности;
нормы и правила неразрушающего контроля;
нормы и требования к оформлению проектной документации (ЕСКД, ЕСТД и др.);
методы и порядок проведения экспертизы проектной документации.
Специалисты по подъемным сооружениям, участвующие в экспертизе промышленной безопасности в части технической диагностики оборудования, аттестуются по трем уровням квалификации — I, II, III (в порядке возрастания).
3.3. Эксперты и специалисты, участвующие в экспертизе зданий и сооружений на опасном производственном объекте, на котором используются подъемные сооружения, помимо вышеперечисленных в п. п. 3.1 и 3.2 , должны знать:
нормы и требования на проектирование зданий и сооружений, на которых используются подъемные сооружения;
нормы и требования к эксплуатации зданий и сооружений промышленного и гражданского назначения;
методы и средства проведения экспертизы зданий и сооружений промышленного и гражданского назначения;
особенности геологических, климатических зон эксплуатации, специфики технологических процессов на опасных производственных объектах, на которых используются подъемные сооружения;
методы расчета и оценки технического состояния и остаточного ресурса зданий и сооружений, на которых используются подъемные сооружения.
3.4. Специалист I уровня квалификации участвует в комиссии при обследовании объекта в качестве исполнителя конкретного вида работ под руководством специалиста более высокого уровня квалификации, при этом выполняет функции, предусмотренные нормативно-технической документацией Госгортехнадзора России, в том числе:
участвует в согласовании и рассмотрении документов, представленных на экспертизу;
участвует в проведении экспертизы на месте объекта;
представляет на обсуждение результат экспертизы;
несет ответственность за качество и достоверность выполненной работы.
Специалистом I уровня может быть лицо, имеющее:
специальное техническое образование, соответствующее виду деятельности (механик, электрик, гидравлик и т.п.);
стаж работы с объектами технической диагностики не менее одного года;
знание устройств, принцип действия подъемных сооружений и их элементов;
навыки пользования приборами, инструментами и другими средствами, используемыми при экспертизе;
навыки владения технологией проведения обследования;
знание и выполнение требований нормативно-технических и руководящих документов по технической диагностике объектов;
знание и соблюдение правил техники безопасности.
Специалист I уровня аттестуется:
в области промышленной безопасности в объеме общеобразовательной подготовки;
как специалист по визуальному контролю объектов повышенной опасности;
по специализации согласно своему виду деятельности как специалист I уровня по обследованию соответствующего вида подъемных сооружений.
3.5. Специалист II уровня квалификации участвует в выполнении экспертных работ, может осуществлять руководство экспертной группой, по результатам экспертизы составляет проект экспертного заключения.
Специалист II уровня может выполнять все функции специалиста I уровня и кроме этого:
проводит обучение и стажировку вновь принятых сотрудников;
отвечает за технику безопасности работ в период экспертизы;
проводит согласование и рассмотрение документов.
Специалистом II уровня может быть лицо, имеющее:
высшее специальное образование, соответствующее виду деятельности;
стаж работы с объектами экспертизы не менее пяти лет;
стаж работы по обследованию объектов экспертизы в течение трех лет;
знание и выполнение норм и требований по техническому диагностированию определенных видов оборудования объектов экспертизы;
навыки обобщения и анализа результатов экспертизы;
умение оценивать выполнение технического обслуживания объекта и порядок ведения эксплуатационной документации;
опыт разработки рекомендаций по устранению неисправностей.
Специалист II уровня аттестуется:
в области промышленной безопасности;
как специалист по визуальному контролю объектов повышенной опасности;
по техническому диагностированию определенных объектов экспертизы как специалист II уровня по обследованию соответствующего оборудования.
3.6. Специалист III уровня квалификации готовит экспертные заключения к утверждению, контролирует качество экспертных работ, участвует в подготовке и аттестации специалистов I и II уровня, руководит или непосредственно участвует в определении остаточного ресурса объектов, отработавших нормативный срок службы, организует работу экспертной комиссии, принимает окончательное решение по результатам экспертизы.
Специалистом III уровня может быть лицо, имеющее:
высшее специальное образование по соответствующему направлению деятельности;
общий стаж работы с грузоподъемными машинами не менее восьми лет;
стаж работы в данном виде деятельности не менее четырех лет с участием в экспертных работах;
опыт инженерно-конструкторской работы;
знания методов и умение рассчитывать остаточный ресурс объекта, отработавшего нормативный срок службы;
знания нормативно-технических, законодательных и правовых документов в своей области деятельности;
умение обобщать, анализировать и вырабатывать рекомендации по техническим решениям и результатам экспертизы;
компетенцию в области теоретических знаний.
Специалист III уровня аттестуется:
в области промышленной безопасности;
как специалист по визуальному контролю объектов повышенной опасности;
по техническому диагностированию определенных объектов экспертизы как специалист III уровня с правом расчета остаточного ресурса соответствующего оборудования;
по экспертизе эксплуатационной и ремонтной документации.
Экспертом может быть лицо:
имеющее высшее специальное образование;
имеющее стаж работы в области своей деятельности не менее десяти лет с участием в экспертизе промышленной безопасности не менее пяти лет;
владеющее практическими знаниями в области проектирования и расчетов объектов экспертизы;
знающее законодательные, правовые, финансово-юридические акты и документы в области своей деятельности;
умеющее обобщать, анализировать и вырабатывать рекомендации по техническим решениям и результатам экспертизы;
имеющее компетенцию в области теоретических знаний;
участвующее в научно-технических семинарах, конференциях и имеющее публикации в области своей деятельности;
принимающее участие в разработке научно-методической и нормативно-технической документации;
владеющее отечественной и зарубежной технической информацией в своей области;
участвующее в работе комиссии по расследованию аварий;
разрабатывающее мероприятия, направленные на снижение масштаба последствий аварий и ущерба, нанесенного в случае аварии, а также рассчитывающее размеры ущерба;
проводящее расчеты оценки остаточного ресурса объекта, отработавшего нормативный срок службы;
выполняющее ответственные расчеты технических экспертиз по авариям и инцидентам на подъемных сооружениях;
участвующее в экспертизе документации согласно Положению по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения (РД 10-528-03).
в области промышленной безопасности;
по технической диагностике объектов как специалист III уровня по комплексному обследованию соответствующего подъемного сооружения с правом расчета остаточного ресурса;
по экспертизе документации согласно Положению по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения (РД 10-528-03).
IV. ПОРЯДОК АТТЕСТАЦИИ И ПЕРЕАТТЕСТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
4.1. Аттестация специалистов осуществляется на базе организаций по подготовке, аккредитованных в Системе подготовки по промышленной безопасности.
4.2. Аттестация экспертов осуществляется в Независимых органах по аттестации экспертов.
4.3. К аттестации специалистов допускаются лица, прошедшие обязательную предаттестационную подготовку и представившие справку об ее окончании.
4.4. Аттестация специалистов проводится в аттестационных комиссиях уполномоченных организаций. Аттестационные комиссии создаются приказом (распоряжением) руководителя организации. В состав аттестационных комиссий включаются руководители, главные специалисты, специалисты III уровня, эксперты, представители Госгортехнадзора России. Возглавляет комиссию один из руководителей организации.
4.5. Для аттестации специалистов и экспертов представляются следующие документы:
заявление (по форме, приведенной в Приложениях 5, 5а);
производственная характеристика от предприятия;
рекомендация территориального органа Госгортехнадзора России (для специалистов III уровня, эксперта);
перечень работ по проведению экспертизы за последние три года с личным участием заявителя;
копии документов, подтверждающие образование, а также (при наличии) копии документов, подтверждающие ученую степень;
копии удостоверений и выписки из протоколов аттестационных комиссий о проверке знаний по Правилам безопасности по направлению аттестации; Правил промышленной безопасности;
аттестации по специальной подготовке (при наличии);
справка о стаже работы в области специализации (копия трудовой книжки);
копии экспертных заключений, в которых принимал участие аттестуемый заявитель;
разработки эксплуатационной, технической документации и др.
Для аттестации экспертов дополнительно требуется представить:
копии научных, методических разработок, проектно-конструкторские и расчетные работы;
печатные статьи, труды (если имеются) и другие документы и сведения, подтверждающие уровень компетентности аттестуемого заявителя.
4.6. Экзаменационные билеты по аттестации должны включать вопросы общей и специальной подготовки. Рекомендуется включать в билеты не менее пяти вопросов, охватывающих основные направления деятельности аттестуемого. В процессе аттестации каждый отвечает на вопросы экзаменационного билета.
Результат считается положительным при правильном ответе на 80% и более заданных вопросов — для специалистов I, II уровней. Специалисты III уровня, эксперты аттестуются при наличии 100% правильных ответов на заданные вопросы. При аттестации могут проводиться дополнительное собеседование, рассмотрение и анализ представленных кандидатом документов. При этом учитываются результаты предаттестационной подготовки, практический опыт, стаж работы, эрудиция и компетентность кандидата, его личностный потенциал.
4.7. Аттестационная комиссия оценивает знания специалиста и его соответствие квалификационным требованиям специалиста и присваивает ему соответствующий уровень квалификации: либо специалист I, II или III уровня по технической диагностике подъемных сооружений, либо эксперт в области экспертизы промышленной безопасности подъемных сооружений. При этом аттестация специалистов в зависимости от специфики выполняемых работ может проводиться по областям конкретной специализации (механо-, гидро-, электрооборудование, металлоконструкции, геодезия и др.).
4.8. В случае отказа кандидату в аттестации к протоколу должен прилагаться мотивированный отказ комиссии.
4.9. Если кандидат не выдержал квалификационный экзамен, то ему разрешается переаттестация, но не ранее чем через один месяц в течение года.
4.10. Срок действия квалификационного удостоверения устанавливается комиссией и не может превышать трех лет для специалистов, пяти лет для экспертов.
4.11. Аттестационная комиссия в обоснованных случаях вправе ограничить срок переаттестации эксперта (специалиста) менее чем тремя годами и указать конкретные виды объектов, на экспертизу которых аттестуется специалист, согласно Приложению 2 .
4.12. По истечении срока действия квалификационного удостоверения эксперт (специалист) должен пройти повторную проверку знаний (переаттестацию).
4.13. Результаты аттестации оформляются в виде протокола и удостоверения установленного образца (см. Приложения 3 , 3а , 4 ).
4.14. При утере квалификационного удостоверения специалисту (эксперту) может быть выдан дубликат удостоверения. При этом на квалификационном удостоверении указывается «Дубликат». Дубликат выдается по заявлению специалиста (эксперта) с ходатайством работодателя на основании протокола заседания экзаменационной комиссии; в журнале «Выдача дубликатов» делается запись.
4.15. Аттестуемый получает один экземпляр протокола и удостоверение.
4.16. Квалификационное удостоверение утрачивает силу в следующих случаях:
истечения срока действия;
перерыва в работе по экспертизе промышленной безопасности более двух лет после аттестации;
отрицательных результатов инспекционной проверки территориальными органами Госгортехнадзора России.
4.17. Документы по аттестации хранятся в течение трех лет для специалистов I — III уровней и пяти лет для экспертов в организации, на базе которой проводилась аттестация.
V. УЧЕТ АТТЕСТОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ И ЭКСПЕРТОВ
5.1. Организация, аттестующая экспертов, ведет квалификационные карточки экспертов (Приложения 5, 5а) с регистрацией его личных и профессиональных данных, выполненных им работ, участие его в конференциях, семинарах, наличие научных и методических разработок, публикаций, видов аттестаций и документов, их удостоверяющих.
5.2. Независимый орган по аттестации экспертов хранит сведения об аттестованных экспертах в учетных карточках экспертов, регистрационных журналах и на магнитных носителях, а также проводит ежегодную актуализацию списков экспертов.
5.3. Организация, на базе которой проводилась аттестация специалистов, ведет учет специалистов и хранит сведения об аттестованных специалистах.
5.4. Банк данных об аттестованных экспертах и специалистах содержит:
копии документов об образовании;
копии документов о стаже работ (трудовых книжек);
копии протоколов об аттестации;
копии квалификационных удостоверений;
результаты инспекционного контроля.
5.5. Срок хранения данных об аттестованных специалистах и экспертах определяется сроком действия удостоверения — три года и пять лет соответственно.
Источник: tkrfkod.ru