Порядок ценообразования и сметного нормирования в строительстве

Основой для ценообразования в строительстве становятся актуальные сметные нормативы. В таких нормах учитывается внедрение новых технологий, материалов и видов техники. Регулярно появляются новые материалы, устройства, оборудования и технологии, и необходимо знать новейшие нормативы и формулы расчетов и применять современное ПО для облегчения процесса составления сметы. Рассчитать конкретную стоимость в отрасли сложно ввиду множества факторов, которые необходимо учитывать в обязательном порядке.

Чтобы упростить процесс, необходимо разбираться в базовых терминах, которыми пестрит сметно-нормативная документация. Основные термины, с которыми предстоит столкнуться:

  • сметные нормы — комплексный учет ресурсов, задействованных в ходе сооружения объекта. Это время, материалы и затраты труда;
  • ресурсы — норма и расход натуральных единиц ресурсов с учетом принятых единиц измерения.

В сметном ценообразовании применяют 4 разновидности нормативов. Сюда входят государственные, индивидуальные, отраслевые и территориальные виды. Все вместе они объединяются в базис для сметного нормирования и формирования цены в строительной сфере. Опытные сметчики всегда знают, к какой документации обращаться для проведения расчетов определенных строительных услуг.

Паскина М.В. «Ценообразование и сметное нормирование для инженера-сметчика и экономиста»

Новичкам сложнее — объем информации, учитывая количество материалов, кажется бесконечным. Чтобы не запутаться в этом разнообразии, нужно знать, к кому обратиться за советом, читать тематические статьи и форумы.

Этапы ценообразования и сметного нормирования

До того, как приступить к ремонту или строительству объекта, между заказчиком и подрядчиком заключается договор. В основе договора — сметная документация, определяющая стоимость всех предполагаемых работ на объекте. На практике документирование в строительстве предусматривает прохождение 3 стадий, и на каждой из них применяется сметное ценообразование.

  1. Проектирование. На первой стадии не только просчитывается объем предстоящих работ, но и предусматривается технология их выполнения. Проект служит отправной точкой для разработки сметной документации. Основной документ здесь — сводная смета с ценами на все предстоящие работы.
  2. Договоренность. В результате тендера/конкурса выбирается подрядчик с оптимальными расценками на услуги. Важно учитывать, что цена услуг на момент заключения договора и на момент проектирования будет разной. Причина в том, что на первой стадии учитываются расходы заказчика, а на второй — затраты, которые понесет подрядчик. К примеру, за экспертизу платит заказчик и т. д.
  3. Расчеты. Ежемесячно заказчик оценивает проделанные работы и рассчитывается за них с подрядчиком, если качество соответствует договору. На базе сметы оформляются акты.

Получается, что ценообразование в строительстве необходимо в качестве основания под заключение договора, для получения прибыли за выполненные работы, подсчета издержек и разбивки строительного процесса на несколько стадий. Смета становится прогнозируемым показателем рациональности инвестиций.

Основы ценообразования и сметного нормирования в строительной отрасли.

Задачи федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве

Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве создана для мониторинга цен на строительные ресурсы в каждом из регионов России. Государство предлагает повысить точность смет за счет перехода на ресурсную методику расчетов.

До этого активно применялся базисно-индексный способ на основе сметных нормативов от 2001 г. ФГИС предусматривает использование нового классификатора, где учитывается более 69 тыс. различных позиций. Это строительные конструкции и материалы, изделия и механизмы, оборудование и машины, спецтехника и пр. У каждой позиции есть уникальный код, учитывающий Общероссийский классификатор продукции по виду экономической деятельности. Классификатор регулярно пополняется, поэтому необходимо быть в курсе появления новых материалов и пр.

В состав Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве входят 3 подсистемы:

  1. Мониторинг цен на строительные ресурсы. Сюда относят стоимость транспортировки стройматериалов, среднемесячный оклад специалистов, среднюю отпускную цену на строительные материалы, оборудование, машины российского и зарубежного производства.
  2. ФРСН. Это реестр нормативов, который регламентирует сметное ценообразование, правила расчета стоимости товаров и услуг. Сюда относят классификатор и сметные цены на строительные ресурсы, методики расчетов и нормативы цен.
  3. КСР или классификатор используемых в строительстве ресурсов.
Читайте также:  Что такое ростверк в строительстве и для чего он нужен

По результатам реформы сметного ценообразования планируется сделать процесс формирования сметы более прозрачным и менее трудоемким, а также предсказуемым для всех участников. Повысится конкурентоспособность участников рынка, расчеты станут понятными и оправданными. В итоге все должны выиграть.

Как будут формироваться сметы и ценообразование в строительстве

Запуск новой системы после реформы сметного ценообразования не раз переносился ввиду неполного представления сведений от тех, кто в обязательном порядке должен участвовать в классификаторе и определении расценок ФГИС ЦС. Для того чтобы подготовиться к работе по новым правилам ценообразования и сметного нормирования, следует в первую очередь освоить ресурсную методику. Опытным сметчикам это сделать будет легко, а новичкам, работающим по большей части с программным обеспечением, придется потрудиться, чтобы вникнуть в особенности расчетов. На этом этапе не помешает проконсультироваться у преподавателей Академии Сметного Дела «Юфрелло».

После изучения ресурсной методики подсчетов, предстоит выбрать сметную программу. Так задачи сметчика упрощаются, т. к. большинство процессов автоматизируется. Выбор программы зависит от планируемых статей затрат и требуемого функционала.

Когда изменится сметное ценообразование

Реформа сметного ценообразования в отношении запуска ФГИС ЦС предусматривает 3-летний переходный период. Потребуется время на обсуждение правовых актов, представленных на портале, дополнение и корректировку инструментов сметчика. На период перехода к новой системе ценообразования и сметного нормирования предусмотрено использование ресурсно-индексной методики расчета цен строительных ресурсов. После введения нового механизма все участники процесса получат возможность ведения достоверных и прозрачных расчетов стартовой стоимости. В основном нововведения будут интересны заказчикам объектов, на которые частично или полностью выделены бюджетные средства.

Чтобы получить доступ к новому инструменту составления сметы, ценообразование в строительстве нужно изучить с азов, а затем уже подключиться к системе ФГИС ЦС.

Желающие освоить ценообразование и сметное нормирование (метод обучения выбирается по желанию) могут обратиться к преподавателям Академии Сметного Дела «Юфрелло». Плавный переход к ресурсному методу расчетов предусматривает знакомство со сметными нормативами (ФЕР-2017, ГЭСН-2017). Базы желательно обновлять. Пока ФГИС ЦС проходит стадии финального тестирования, смету можно составлять на основе ФЕР 2017, а после полного перехода к новой системе — на базе ГЭСН 2017.

Узнать больше о сметных нормативах и ценообразовании в сфере проектирования и строительства можно на онлайн-курсах Академии. Наши преподаватели в курсе всех нововведений и помогают разобраться с терминологией новичкам, а также консультируют опытных сметчиков, столкнувшихся со сложностями в процессе работы над разными проектами.

На сайте Академии приводится много полезной информации — статьи, вебинары, мастер-классы по разным темам, касающимся сметного дела. Стать профессионалом не сложно — необходимо лишь иметь желание, видеть цель и применять эффективные инструменты. Все, что нужно для работы, можно узнать на сайте Академии. Выбирайте удобный формат получения информации и повышайте уровень своего мастерства!

Источник: academia-bti.ru

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные сметные нормативы и другие сметные нормативные документы (далее — сметные нормативы), необходимые для определения сметной стоимости строительства.

Сметные нормативы — это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат основой для определения сметной стоимости строительства.

Сметной нормой называется совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.

Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, минимально необходимых для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.

Сметные нормы используются также при разработке проектов организации строительства и проектов производства работ.

Читайте также:  Сколько зарабатывают на строительстве дорог

Сметными нормами и расценками предусмотрено производство работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами. При производстве работ в особых условиях — стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования, в районах со специфическими факторами (безводность, высокогорность и др.) — к сметным нормам применяются коэффициенты, приводимые в указаниях по ФЕР-2001 (МДС 81-36.2004), ФЕРр-2001 (МДС 81-38.2004), ФЕРм (МДС 81-37.2004) и ФЕРп (МДС 81-40.2006).

Сметные нормативы разрабатываются на основе принципа усреднения с минимизацией расходов всех ресурсов, поэтому необходимо учитывать, что нормативы в сторону их уменьшения не корректируются.

Для определения договорной цены на строительную продукцию необходимы соответствующая методическая документация и сметно-нормативная база определения стоимости строительной продукции (рис. 2.1).

Методическая и сметно-нормативная база определения стоимости строительной продукции

Рис. 2.1. Методическая и сметно-нормативная база определения стоимости строительной продукции

Сметные нормативы подразделяются на следующие виды:

  • • государственные сметные нормативы (ГСН);
  • • отраслевые сметные нормативы (ОСН);
  • • территориальные сметные нормативы (ТСН);
  • • индивидуальные сметные нормативы (ИСН).

К государственным сметным нормативам относятся сметные нормативы, введенные в действие Госстроем России, а после 01.04.2004 — утвержденные Министерством промышленности и энергетики РФ, Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Министерством регионального развития, в настоящее время — Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

К государственным сметным нормативам относятся сметные нормы, входящие в состав группы 8 «Документы по экономике», подгрупп 81 «Ценообразование и сметы», 82 «Материалы и ресурсы», 83 «Трудовые ресурсы» (ГСН 81, 82, 83). Они применяются на всей территории Российской Федерации.

К отраслевым сметным нормативам относятся сметные документы, введенные для строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли и в отдельных районах, для которых они разработаны (транспортное, водохозяйственное, энергетическое строительство и др.). Они не должны противоречить государственным сметным нормативам или дублировать их.

К территориальным сметным нормативам относятся сметные документы, введенные для строительства, осуществляемого на территории соответствующего субъекта РФ и утвержденные администрацией субъекта РФ.

Территориальные сметные нормативы предназначены для организаций, осуществляющих строительство или капитальный ремонт на территории соответствующего субъекта РФ независимо от их ведомственной подчиненности и источников финансирования выполняемых работ.

Индивидуальные сметные нормативы и единичные расценки разрабатываются в случаях отсутствия в действующих сборниках сметных норм и расценок отдельных видов нормативов по предусматриваемым в проекте технологиям работ и с учетом конкретных условий производства работ со всеми усложняющими факторами. Они утверждаются заказчиком (инвестором) в составе проекта (рабочего проекта).

Применение индивидуальных сметных нормативов для определения стоимости строительства, финансирование которого производится с привлечением средств федерального бюджета, рекомендуется после их согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства.

Государственные, отраслевые, территориальные и индивидуальные сметные нормативы образуют систему сметных нормативов в строительстве (табл. 2.1).

По степени укрупнения все сметные нормативы делятся на элементные и укрупненные сметные нормативы.

Источник: studme.org

Система ценообразования и сметного нормирования в строительстве

Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные сметные нормы и нормативы, рекомендуемые нормативными документами по определению сметной стоимости строительства.

Сметная стоимость– сумма денежных средств, необходимых для осуществления строительства в соответствии с проектными материалами. Сметная стоимость является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные, ремонтно-строительные и др.) работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом.

При составлении смет (расчетов) могут применяться следующие методы определения стоимости:

1) ресурсный (определение стоимости осуществляется калькулированием в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для реализации проектного решения.);

2) ресурсно-индексный (предусматривает сочетание ресурсного метода с системой индексов на ресурсы, используемые в строительстве);

3) базисно-индексный (метод определения стоимости строительства основан на использовании системы текущих и прогнозных индексов по отношению к стоимости, определенной в базисном уровне цен);

4) на основе укрупненных сметных нормативов в том числе банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов-аналогов (используются стоимостные данные по ранее построенным или запроектированным аналогичным зданиям и сооружениям).

Читайте также:  Где получить разрешение на строительство дома на дачном участке

Под сметной нормой понимается совокупность ресурсов (затрат труда рабочих-строителей, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных и других работ. Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения единицы соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.

Сметные нормативы – это обобщенное название сметных норм, расценок и цен на ресурсы, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые указания и требования к определению цен, они служат основой для определения сметной стоимости строительства.

Сметными нормами и расценками предусмотрено производство работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами. При производстве работ в особых условиях: стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования, в районах со специфическими факторами (высокогорность и др.) к сметным нормам и расценкам применяются повышающие коэффициенты, приводимые в общих положениях к соответствующим сборникам норм и расценок.

Система ценообразования и сметного нормирования включает в себя следующие виды нормативов:

1) государственные сметные нормативы – ГСН (ним относятся сметные нормативы, входящие в состав 8 группы подгрупп 81, 82 и 83 «Документы по экономике» [1, 2]);

2) отраслевые (производственно-отраслевые) сметные нормативы – ОСН (к ним относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли);

3) территориальные сметные нормативы – ТСН (к ним относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Территориальные сметные нормативы предназначены для организаций, осуществляющих строительство или капитальный ремонт на территории соответствующего субъекта РФ, независимо от их ведомственной подчиненности и источников финансирования выполняемых работ);

4) фирменные сметные нормативы – ФСН (к ним относятся сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной организации — производителя работ. Как правило, эта нормативная база основывается на нормативах государственного, отраслевого или территориального уровня с учетом особенностей и специализации подрядной организации. Применение фирменных и индивидуальных сметных нормативов для определения стоимости строительства, финансирование которого производится с привлечением средств федерального бюджета, рекомендуется после их согласования с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства);

5) индивидуальные сметные нормативы – ИСН (разрабатываются по отдельному проекту строительства и применяются только для него).

Сметные нормативы подразделяютсяна элементные и укрупненные.

К элементным сметным нормативам относятся: государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001) и индивидуальные элементные сметные нормы, а также нормы по видам работ [3 – 10].

К укрупненным сметным нормативам относятся:

1) сметные нормативы, выраженные в процентах, в том числе:

– нормативы накладных расходов;

– нормативы сметной прибыли;

– сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время;

– сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений;

– индексы изменения стоимости строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ, устанавливаемые к базовому уровню цен;

2) укрупненные сметные нормативы и показатели, в том числе:

– укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УПБС);

– укрупненные показатели базисной стоимости по видам работ (УПБС ВР);

– показатели стоимости на виды работ (сборники ПВР);

– укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства;

– укрупненные показатели сметной стоимости (УПСС);

– прейскуранты на потребительскую единицу строительной продукции (ППЕ);

– прейскуранты на строительство зданий и сооружений;

– сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий (НИАЗ);

– сметные нормы затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий (НИПЗ);

– показатели по объектам аналогам;

3) другие нормативы.

Для повышения точности сметных расчетов при составлении сметной документации на основе укрупненных сметных нормативов возможно применение поправок [14].

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
Загрузка ...