Финансирование капитального строительства
Капитальное строительство связано с долгосрочными инвестициями в форме нового строительства и технического перевооружения действующих предприятий (корпораций) и объектов непроизводственной сферы; приобретением основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов. Застройщик учитывает затраты нарастающим итогом с начала строительства по фактической стоимости строительных работ, а также по договорной стоимости.
Корпорации осуществляют группировку затрат по технологической структуре, определяемой сметной документацией. Расходы группируются по статьям: строительные работы, работы по монтажу оборудования; приобретение оборудования, не требующего монтажа; приобретение оборудования, сданного в монтаж, но предназначенного для постоянного запаса; прочие капитальные затраты; затраты, не увеличивающие стоимость основных средств.
Затраты, не увеличивающие стоимость основных средств, делятся на две группы. Первая группа — это затраты, предусмотренные в сводных сметных расчетах стоимости строительства. К ним относятся: затраты на подготовку эксплуатационных кадров для основной деятельности строящихся предприятий; расходы перспективного характера; геологоразведочные, изыскательские и другие, связанные со строительством объектов и не включаемые на строительство в порядке долевого участия, если построенные объекты перейдут в собственность других предприятий после ввода их в эксплуатацию; расходы, связанные с возмещением стоимости строений и посадок, сносимых при отводе земельных участков под строительство. Вторая группа затрат, не увеличивающих стоимость основных средств — это затраты не предусмотренные в сводных сметных расчетах стоимости строительства. Они включают: затраты застройщика по объектам, не законченным строительствам и стоимость безвозмездно переданных другим предприятиям материальных ценностей; расходы по оплате процентов по кредитам банков сверх учетной ставки Национального банка РК; убытки по основным средствам строительства; затраты на консервацию строительства; расходы по сносу, демонтажу и охране объектов, строительство которых прекращено; расходы, связанные с уплатой процентов, штрафов, пеней, неустоек за нарушение финансовой дисциплины; другие операции.
Финансирование объектов капитального строительства
На основе акта приемки-передачи основных средств законченные строительством здания и сооружения, установленное оборудование, законченные работы по реконструкции объектов, увеличивающие их первоначальную стоимость, зачисляются в основные средства. Затраты, не увеличивающие стоимость основных средств, списываются со счета «Капитальные вложения» за счет соответствующих источников финансирования по мере полного завершения работ.
Строительные работы и работы по монтажу оборудования могут выполняться подрядным и хозяйственными способами. При подрядном — работы отражаются у застройщика по договорной стоимости согласно оплаченным или принятым к оплате счетам подрядных организаций на счете «Капитальные вложения», а при хозяйственном — отражаются фактические затраты застройщика.
«Стройка. Главное» 12.10 «Финансирование создания инфраструктурных объектов».
При капитальном строительстве подрядным способом застройщик-инвестор и подрядчик заключают договор на строительство, в котором осуществляемые затраты распределяются по отчетным периодам. Обязательными условиями согласования по договору строительства являются:
— форма расчетов;
— договорная стоимость строительства;
— объект строительства с указанием наличия проекта и сметы по каждому объекту строительства;
— состав застройщиков-инвесторов и лиц, уполномоченных инвестором осуществлять реализацию инвестиционных проектов по капитальному строительству;
— формы инвестиций, включая собственный капитал, заемный и привлеченный;
— объемы незавершенного строительства на дату заключения договора;
— затраты застройщика по введенному в эксплуатацию объекту строительства;
— инвентарная стоимость объекта;
— перечень подрядчиков;
— перечень подрядных работ.
Расчеты по договору строительства могут иметь форму авансовых платежей за выполненные элементы работ либо осуществляться после завершения всех работ на объекте строительства.
Договорную стоимость строительства рассчитывают на основе стоимости, определяемой в соответствии с проектом, т.е. твердой цены и условий ее изменения с указанием соответствующих факторов, индексов и других критериев. Другой способ определения договорной стоимости основан на условиях возмещения фактической стоимости строительства в сумме принимаемых затрат, оцененных в текущих ценах, плюс согласованная прибыль (доход) подрядчика или уровень рентабельности.
Затраты застройщика на строительство объекта включают:
— расходы, связанные с капитальными затратами, в числе которых строительные работы, приобретение оборудования, работы по монтажу оборудования, а также затраты, не увеличивающие стоимость основных средств;
— расходы, связанные с вводом в эксплуатацию или сдачей объекта инвестору;
— ожидаемые расходы, связанные со строительством и его финансированием, которые застройщик будет нести в соответствии с договором на строительство после окончания строительства объекта и ввода его в эксплуатацию или сдачу инвестору.
После завершения строительства застройщик определяет инвентарную стоимость каждого вводимого в эксплуатацию в составе объекта строительства элемента, который представляет собой отдельный объект учета в составе основных средств.
Если расчеты проводятся по договорной стоимости, то в состав финансового результата включается также разница между этой стоимостью и фактическими затратами по строительству объекта с учетом затрат по содержанию застройщика.
Затраты подрядчика по договору на строительство включают все фактические расходы, связанные с использованием материальных и трудовых ресурсов, основных средств и нематериальных активов, а также других видов ресурсов. До сдачи объекта застройщику подрядчик учитывает понесенные затраты в составе незавершенного производства по договорной стоимости с определением финансового результата. После заключения договора на строительство подрядчик может создавать резерв на покрытие предвидимых расходов и потерь, включать его в состав затрат.
Финансовый результат подрядчика зависит от принятых форм определения дохода. Так, доход может быть определен по отдельным выполненным работам и по объекту строительства. При определении дохода по мере выполнения отдельных работ по конструктивным элементам или этапам может применяться метод «доход по стоимости работ по мере их готовности».
При определении дохода после завершения всех работ на объекте строительства применяется метод «доход по стоимости объекта строительства». При использовании метода «доход по стоимости работ по мере их готовности» финансовый результат у подрядчика выявляется за определенный отчетный период после полного завершения отдельных работ по этапам, предусмотренным проектом, как разница между объемом выполненных работ и приходящихся на них затрат по смете. Объем выполненных работ определяется исходя из договорной стоимости и применяемых методов ее расчета. Затраты, приходящиеся на выполненные работы, определяются прямым методом или расчетным путем. При методе «доход по стоимости объекта строительства» финансовый результат у подрядчика рассчитывается как разница между договорной стоимостью законченного строительством объекта и затратами по его производству.
ИсточникМеханизм финансирования инфраструктуры для реализации НИПов
С 1 января 2021 года субъекты РФ, осуществляющие вложения в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов, получат право на списание части задолженности по бюджетным кредитам. Новый механизм финансирования инфраструктуры регламентируется Постановлением Правительства РФ N 1704 и Постановлением Правительства РФ N 1705 от 19 октября 2020 г.
Условия осуществления бюджетных инвестиций
Средства бюджета субъекта РФ, высвобождаемые в результате снижения задолженности по бюджетным кредитам, подлежат направлению на осуществление бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов (НИП).
Под новым инвестиционным проектом понимается ограниченный по времени и ресурсам комплекс мероприятий, направленных на создание и последующую эксплуатацию новых объектов основных средств или на реконструкцию существующих объектов, которые вводятся в эксплуатацию после 1 января 2021 г.
Под объектами инфраструктуры понимаются объекты транспортной, инженерной, энергетической и коммунальной инфраструктуры, необходимые для реализации нового инвестиционного проекта. Они могут создаваться в целях развития ОЭЗ, ТОР, ИНТЦ, промышленных парков и других инструментов территориального развития.
Новые инвестиционные проекты должны реализовываться в следующих сферах:
- сельское хозяйство;
- добыча полезных ископаемых (за исключением добычи и (или) первичной переработки нефти, добычи природного газа и (или) газового конденсата, оказания услуг по транспортировке нефти и (или) нефтепродуктов, газа и (или) газового конденсата);
- туристская деятельность;
- логистическая деятельность;
- обрабатывающие производства, за исключением производства подакцизных товаров;
- по отраслям, относящимся к перспективным экономическим специализациям субъектов РФ;
- жилищное строительство;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- строительство или реконструкция автомобильных дорог, реализуемых субъектами РФ в рамках концессионных соглашений;
- дорожное хозяйство с применением механизма государственно-частного партнерства.
Бюджетные инвестиции в объекты инфраструктуры осуществляются в следующих формах:
- капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности;
- предоставление субсидий юридическим лицам, 100% акций (долей) которых принадлежат субъекту РФ, на осуществление капитальных вложений в находящиеся в собственности объекты капитального строительства;
- предоставление субсидий юридическим лицам, 100% акций (долей) которых принадлежат субъекту РФ, на приобретение объектов недвижимого имущества с последующим увеличением уставных капиталов таких юридических лиц;
- предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением государственных учреждений) в объеме фактически произведенных ими затрат на создание объектов инфраструктуры.
Высвобождаемые средства должны быть направлены:
- на оплату услуг по проведению проектно-изыскательских работ;
- на оплату работ по разработке проектно-сметной документации для объектов инфраструктуры;
- на технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения.
Критерием отбора новых инвестиционных проектов является уровень расчетной бюджетной обеспеченности (РБО). Он рассчитывается как отношение налоговых доходов на душу населения, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта РФ, к аналогичному среднему показателю по консолидированным бюджетам субъектов РФ.
Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ зависит от индекса налогового потенциала субъекта РФ, индекса бюджетных расходов субъекта РФ, общего объема дотаций на финансовый год, среднего уровня налоговых доходов субъектов РФ на душу населения и численности постоянного населения субъекта РФ. РБО ежегодно рассчитывается Министерством финансов РФ по субъектам РФ и публикуется на официальном сайте Министерства финансов РФ.
В зависимости от уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ устанавливаются ограничения по минимальной стоимости нового инвестиционного проекта.
Реализация новых инвестиционных проектов не предполагается в субъектах РФ, не имеющих бюджетных кредитов и высвобождаемых в результате снижения объема погашения задолженности субъекта РФ по бюджетным кредитам средств. К таким регионам относятся:
- субъекты РФ, у которых нет бюджетных кредитов: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Сахалинская обл., Ханты-Мансийский а.о., Ямало-Ненецкий а.о.;
- субъекты РФ, у которых нет высвобождаемых средств: Московская обл., Мурманская обл., Псковская обл., Ростовская обл., Тамбовская обл., Тюменская обл., Республика Марий Эл, Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Ненецкий авт. округ.
Таким образом, инвестор, создавая и реализуя новый инвестиционный проект, может получить субсидии из регионального бюджета на всю сумму произведенных затрат на создание объектов инфраструктуры.
На данный момент не приняты региональные нормативно-правовые акты, регулирующие механизм финансирования инфраструктуры за счет средств, высвобождаемых в результате снижения задолженности субъекта РФ по бюджетным кредитам за счет налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов. В будущем возможны следующие варианты финансирования инфраструктуры за счет осуществления бюджетных инвестиций:
- 70% фактически понесенных и подтвержденных затрат инвестора на создание объектов инфраструктуры;
- равномерное распределение высвобождаемых средств между всеми новыми инвестиционными проектами региона
Процедура формирования перечня новых инвестиционных проектов
Сводный перечень новых инвестиционных проектов формируется Министерством экономического развития РФ совместно с Министерством финансов РФ, заинтересованными федеральными и региональными органами исполнительной власти при участии президиума Правительственной комиссии по региональному развитию в РФ (штаба):
Источник