Порядок определения стоимости строительства объектов на территории
Как уже упоминалось в предыдущей статье, на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов 20 марта 2018 года был размещен проект новой Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации. В настоящий момент обсуждение по данному проекту завершено.
В чем основные отличия новой Методики от действующего в настоящее время МДС-81-35.2004?
Во-первых, этот документ более краток и по объему, и по содержанию.
В новой Методике не определены виды сметных нормативов: Государственные, производственно-отраслевые, территориальные, фирменные и индивидуальные сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
Определение сметной стоимости производится путем разработки сметы с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
Обсуждение проекта Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ
Согласно статьи 8.4 Градостроительного Кодекса РФ Федеральный реестр сметных нормативов, содержащий сведения об утвержденных сметных нормативах, размещается в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве. В публикуемом там реестре есть и Государственные сметные нормативы, и отраслевые, и территориальные, и индивидуальные.
Но существует Приказ Минстроя России №202/пр от 01 апреля 2016 года, в котором предписывается: признать с 01 апреля 2016 года неподлежащими применению индивидуальные сметные нормативы и иные документы, включенные в раздел 4. «Индивидуальные сметные нормативы» федерального реестра сметных нормативов… В случае необходимости применения индивидуальных сметных нормативов, предоставить в Минстрой России мотивированное обоснование такой необходимости для принятия соответствующего решения Правительством Российской Федерации.
Также, в пункте 30 Постановления № 87 в его последней редакции сказано, что «Разработка и применение индивидуальных сметных нормативов, предназначенных для строительства конкретного объекта по предусматриваемым в проектной документации технологиям производства работ, условиям труда и поставок ресурсов, отсутствующим или отличным от технологий, учтенных в сметных нормативах, содержащихся в федеральном реестре сметных нормативов, осуществляется по решению Правительства Российской Федерации.»
Далее в новой Методике сказано, что для целей определения сметной стоимости строительства применяются государственные элементные сметные нормы, представленные отдельными сборниками, сгруппированными в зависимости от назначения и видов работ: ГЭСН; ГЭСНр; ГЭСНм; ГЭСНмр; ГЭСНп, из чего следует, что отраслевые и территориальные сметные нормы под действие новой Методики не попадают.
Несколькими пунктами ранее в новой Методике указано, что сметные расчеты, включаемые в сметную документацию, разрабатываются ресурсным методом с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, из чего следуют, что сборники единичных расценок, включенные в федеральный реестр, тоже не попадают под действие новой Методики.
ОСНОВЫ СМЕТНОГО ДЕЛА: система ценообразования, действующая на территории РФ
В Методических рекомендациях по применению федеральных единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные, монтаж оборудования и пусконаладочные работы (Приказ 81/пр) пункт 3.1 гласит, что «Настоящие Методические рекомендации применяются до ввода в действие федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации.»
А в последней редакции Градостроительного кодекса РФ в статье 1 «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе» вообще отсутствует такое понятие, как «единичная расценка».
То есть, вся новая Методика разработана и предназначена для использования системы ФГИС ЦС, на это прямо указывает пункт 3.2.6: Сметные цены строительных ресурсов определяются расчетным путем в соответствии с требованиями соответствующих методик, утвержденных в установленном порядке, и размещаются в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (далее — ФГИС), пункт 3.4.6: Сметная цена на затраты труда определяется с учетом среднего разряда работы на основании данных ФГИС, пункт 3.4.11 Сметная цена на эксплуатацию машины (механизма) определяется на основании данных ФГИС, пункт 3.4.19 Сметная цена материального ресурса принимается на основании информации, размещенной во ФГИС.
Про оборудование ничего подобного не сказано, хотя в размещенном в ФГИС классификаторе строительных ресурсов оборудование присутствует, и к нему отнесены многие материальные ресурсы (приборы, средства автоматизации и.т.п.), которые ранее считались именно материальными ресурсами, а не оборудованием. Расчет стоимости оборудования, как утверждают авторы новой Методики должен производиться по форме, приведенной в приложении 4 Методики.
Новостные сайты уверяют, что система заработает в 2018 году, но судя по дважды сорванным срокам её запуска в 2017 году вопрос о сроках остается открытым.
В новой Методике есть статья Особенности определения сметной стоимости реконструкции и капитального ремонта объектов, которая состоит всего из трех пунктов, где сказано, что необходимо руководствоваться Градостроительным кодексом РФ, сметными нормами ГЭСНр, а при реконструкции нормами сборника 46. В случае отсутствия норм пользоваться нормами на строительные и специальные строительные работы с применением коэффициентов в порядке, приведенном в методике применения сметных норм.
Третий «загадочный» пункт этой статьи гласит: «Учет условий производства работ по реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства осуществляется в сметных расчетах согласно положениям раздела 4.4 Методики. Но (!) Раздела 4.4 в новой Методике, представленной на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов нет. В ней всего 3 раздела и заканчивается она пунктом 3.6.33, далее идут Приложения.
Может, авторы имели в виду Раздел 4.4. Методики применения сметных норм (Приказ №1028/пр)? Но в ней пункт 4.4 очень лаконичен: «Сборники сметных норм содержат техническую часть, таблицы сметных норм и приложения.». Всё. Что подразумевается под этим – сложно представить, тем более что в Методике применения сметных норм (Приказ №1028/пр) есть целый раздел 8, который так и называется «Особенности применения сметных норм на ремонтно-строительные работы».
Дело в том, что ссылка на раздел 4.4 есть и в Приложении 4 новой Методики «Форма расчета стоимости материальных ресурсов». Там под формой есть Примечание: «Заполнение данной формы выполняется с учетом положений раздела 4.4 Методики». Остается только догадываться, что это за раздел, где он находится и как им руководствоваться.
Ещё пару слов об особенностях обсуждаемого проекта Методики. В конце документа опубликованы Нормативные ссылки, где в числе прочих упоминается Постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства». В данном Постановлении нормативы расходов заказчика рассчитываются в процентах от стоимости строительства в базисном уровне цен на 1 января 2000 года. Учитывая вышеизложенное о ресурсном методе определения сметной стоимости, комментировать эту ссылку трудно…
Но на том же Федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликован проект Методики по определению затрат на осуществление функций технического заказчика, в котором нормативы затрат рассчитаны в процентах от стоимости строительства в текущем уровне цен по итогам глав 1-9 и 12. Что делать при составлении ССР на ремонт – совсем неясно. Обсуждение по этому проекту тоже завершено.
Также на портале есть проекты методик по расчёту накладных расходов, сметной прибыли, временных зданий и сооружение и зимнего удорожания, по которым тоже завершены обсуждения.
ИсточникПорядок определения стоимости строительства объектов на территории
Toggle navigation
Главная / Статьи / Ценообразование в строительстве / Порядок учёта в сметной документации стоимости материалов, отсутствующих в ФССЦ-81-01-2001.
Порядок учёта в сметной документации стоимости материалов, отсутствующих в ФССЦ-81-01-2001.
Порядок определения и включения затрат в сводный сметный расчет стоимости строительства (реконструкции, капитального ремонта) объектов капитального строительства установлен Методикой определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (далее – Методика).
В соответствии с пунктом 44 Методики при применении базисно-индексного метода для определения сметной стоимости в базисном уровне цен применяются единичные расценки, составляющие единичных расценок, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов.
При этом, в случае отсутствия информации о сметных ценах в базисном уровне по отдельным материальным ресурсам и оборудованию их сметная цена формируется на основании расчета в соответствии с пунктами 90 – 92, 112 – 115 Методики с учетом положений пунктов 22 и 23 Методики, которыми предусмотрено определение сметной стоимости материальных ресурсов и оборудования по наиболее экономичному варианту, определенному на основании сбора информации о текущих ценах (далее – конъюнктурный анализ). Результаты конъюнктурного анализа оформляются в соответствии с рекомендуемой формой, приведенной в Приложении № 1 к Методике, и подписываются застройщиком или техническим заказчиком.
Стоимость выполнения конъюнктурного анализа не учитывается в Справочниках и ее необходимо дополнительно определять в соответствии с п. 2.1.4 Методических указаний расчетов согласно с калькуляцией затрат. Согласно п. 3.6 Методических указаний по составлению локальных смет с применением ресурсного метода, а при условии отсутствия в регионе строительства централизованного банка с данными по текущей стоимости ресурсов, к стоимости разработки сметной документации необходимо воспользоваться повышающим коэффициентом 1.1.
Дополнительно уточняется – на сегодняшний день в рамках процесса совершенствования системы ценообразования и сметного нормирования в сегменте градостроительной деятельности подготовлена и уже утверждается Минстроем России Методика определения сметной стоимости работ относительно подготовки проектной документации, которая устанавливает порядок по разработке методики определения нормативных затрат на работы по подготовке проектной документации.
СКАЧАТЬ: Письмо ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 27.05.2021 N 01-01-17/7773-СЛ «О включении новой продукции в классификатор строительных ресурсов и ФССЦ»
Вам может быть интересно:
ИАС «РИК МОНИТОРИНГ» Смета может представлять интерес для сметчиков-строителей вне зависимости от используемой сметной программы и позволяет максимально автоматизировать положения пунктов Методики, утвержденной приказом Минстроя № 421/пр от 04 августа 2020 г. в части конъюнктурного анализа.
Данная версия позволяет осуществлять расчёт сметных цен (включая транспортные затраты) и формировать обосновывающие документы в соответствии с Приложением № 1 к Методике 421/пр Минстроя РФ (Конъюнктурный анализ). Передавать для нужд сметных программ информацию о текущих ценах строительных ресурсов с автоматическим присвоением кода в соответствии с положениями пунктов 23 и 24 Методики 421/пр Минстроя РФ.
Подробнее
Группа компаний «РИК» и ООО «Сервисный Центр ИТ Смета» г. Калининград предлагают посмотреть запись прошедшего 25 февраля вебинара.
ИсточникПорядок определения стоимости строительства объектов на территории
Государственное автономное учреждение Московской области
«МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА»
Государственное автономное учреждение Московской области |
«Московская областная государственная экспертиза» |
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ |
ИНСТРУКЦИЯ: ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ УСЛУГИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ |
ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЕ ВЕБИНАРЫ ДЛЯ ЗАКАЗЧИКОВ И ЗАЯВИТЕЛЕЙ | ||
Вниманию застройщиков, заказчиков и заявителей, пользующихся услугами ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза». Приглашаем всех желающих принять участие в вебинарах, которые проходят еженедельно по пятницам в 11.00 часов. Тема вебинара: «Порядок предоставления в электронной форме услуги Государственная экспертиза проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий». Сотрудники ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза» расскажут об особенностях оказании услуги в электронной форме, а также ответят на Ваши вопросы. |
Управление ценообразования в строительстве является самостоятельным структурным подразделением, входящим в состав ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза».
- проведение проверки сметной документации и актов выполненных работ на новое строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, сооружений и инженерных сетей, расположенных на территории Московской области;
- формирование и совершенствование региональной системы ценообразования и сметного нормирования, разработка методических рекомендаций, инструкций и правил по ценообразованию в строительстве, оказание информационной и методической помощи в сметном деле;
- разработка ежемесячных Сборников расчетных индексов пересчета стоимости строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных, монтажных и пуско-наладочных работ для Московской области к ценам 2000 г. и по индивидуальным заявкам к ценам 1984 г.;
- подготовка и предоставление отчетных данных о динамике цен на ресурсы и готовую строительную продукцию, а также о динамике индексов пересчета стоимости строительно-монтажных работ.