Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с законодательными и нормативными актами Российской Федерации и предназначены для определения размера текущих (прогнозных) индексов стоимости, цен, затрат по строительно-монтажным работам 1 .
Индексы стоимости (цен, затрат) в строительстве — это отношения текущих (прогнозных) стоимостных показателей к базисным стоимостным показателям на сопоставимые по номенклатуре и структуре ресурсы, наборы ресурсов или ресурсно-технологические модели строительной продукции, а также ее отдельных калькуляционных составляющих.
Индексы выражаются в безразмерных величинах, как правило, не более чем с двумя значащими цифрами после запятой.
Индексы могут использоваться как при определении стоимости строительства на отдельных этапах инвестиционного процесса, так и при расчетах между заказчиками и подрядными организациями за выполненные работы 2 .
В Методических рекомендациях приведены три основных варианта расчетов индексов:
18.02.2022 Порядок изменения сметной стоимости ОКС в связи с существенным увеличением цен
1. Расчет индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ по объектам-представителям или по конкретным объектам в целом.
2. Расчет индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ по видам работ на основе сборника УПБС ВР (укрупненные показатели базисной стоимости на виды работ).
3. Расчет индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ по видам работ на основе ресурсно-индексного метода с использованием ресурсно-технологических моделей (РТМ) на укрупненные виды работ.
2 См. » Методические рекомендации по использованию текущих и прогнозных индексов стоимости при составлении сметной документации, определении свободных (договорных) цен на строительную продукцию и расчетах за выполненные работы» (письмо Госстроя России от 31.05.93 № 12-133).
1. Расчет индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ по объектам-представителям или по отдельным объектам
1.1. Общие положения
Расчет индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ по объектам-представителям или по отдельным объектам осуществляется на базе ресурсно-технологических моделей (РТМ).
РТМ представляет собой унифицированный набор ресурсов, характеризующий их расход и размер затрат на производство строительно-монтажных работ по отдельному объекту или объекту-представителю.
Методы определения объемов ресурсов и другие вопросы построения РТМ излагаются в Методических рекомендациях по формированию и использованию укрупненных показателей базисной стоимости (УПБС) для объектов жилищно-гражданского назначения (письмо Госстроя России от 29.12.93 № 12-346) и Методических рекомендациях по формированию и использованию укрупненных показателей базисной стоимости (УПБС) строительства зданий и сооружений производственного назначения (письмо Госстроя России от 29.12.93 № 12-347).
Объемы применяемых материальных, трудовых ресурсов и времени использования строительных машин в РТМ являются фиксированными величинами. Умножая объемы применяемых материалов, изделий и конструкций, время использования строительных машин на зарегистрированные в текущем и базовом периодах цены, а объем трудозатрат — на удельные (на единицу трудозатрат) стоимостные показатели, определяем стоимость каждого ресурса, а по всей совокупности — стоимость строительно-монтажных работ в соответствующих периодах.
Расчёт стоимости строительства по УНЦС с помощью ПО
На основе приводимой стоимости показателей для анализируемого периода рассчитываются индексы изменения стоимости строительно-монтажных работ по отношению к базисному уровню (на 01.01.91) 3 .
1.2. Порядок определения затрат по оплате труда
Согласно действующему законодательству, подрядчик и заказчик вправе самостоятельно по согласованным расчетам определять в составе свободных (договорных) цен на строительную продукцию (работы, услуги) размер средств на оплату труда работников, занятых в основной деятельности, с отнесением этих затрат на себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 № 552 и 01.07.95 № 661 и Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ (утвержденными Минстроем России 04.12.95 № БЕ-11-260/7 по согласованию с Минэкономикой России и Минфином России).
В соответствии с этими нормативными документами в состав затрат, включаемых в себестоимость по статье «Расходы на оплату труда рабочих», отражаются все расходы по оплате труда производственных рабочих (включая рабочих, не состоящих в штате) и линейного персонала при включении его в состав работников участков (бригад), занятых непосредственно на строительных работах, исчисленные по принятым в строительной организации системам и формам оплаты труда. По данной статье отражаются также расходы по оплате труда рабочих, осуществляющих перемещение строительных материалов и оборудования в пределах рабочей зоны, то есть от приобъектного (участкового) склада до места их укладки в дело.
В составе данной статьи не отражается оплата труда рабочих вспомогательных производств, обслуживающих и прочих хозяйств строительной организации, рабочих, занятых управлением и обслуживанием строительных машин и механизмов, рабочих, занятых на некапитальных работах (включая работы по возведению временных зданий и сооружений) и других работах, осуществляемых за счет накладных расходов (благоустройство строительных площадок, подготовка объекта стройки к сдаче и другие), а также оплата труда рабочих, занятых погрузкой, разгрузкой и доставкой материалов до приобъектного склада, включая их разгрузку с транспортных средств на приобъектном складе.
Порядок составления расчетов размера средств на оплату труда для учета в сметах и в свободных (договорных) ценах на строительную продукцию (работы, услуги) зависит от метода определения сметной стоимости строительно-монтажных работ, наличия исходной информации в определенной строительно-монтажной организации, а также статистических данных.
Рекомендации по составлению таких расчетов приведены в прил.5 «Порядка определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений» (письмо Госстроя России от 29.12.93 № 12-349).
1.3. Порядок определения затрат на эксплуатацию строительных машин
Затраты на эксплуатацию строительных машин определяются, исходя из данных о времени использования (нормативная потребность) необходимых строительных машин (в маш.-ч) и соответствующей цены одного машино-часа их эксплуатации.
Потребность в строительных машинах может определяться:
на основе выделения и суммирования в локальной ресурсной ведомости или в локальном ресурсном сметном расчете (смете) ресурсных показателей на строительные машины, применяемые на объекте (при выполнении работы), с сопоставлением полученных результатов с данными проекта организации строительства (ПОС), согласованного с подрядчиком;
по данным ПОС, согласованного с подрядчиком.
Порядок выделения и суммирования ресурсных показателей по строительным машинам приведен в Методических рекомендациях (письмо Минстроя России от 10.11.92 № БФ-926/12).
Расчет стоимости затрат на строительные машины осуществляется:
в базисном уровне — по Сборнику сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин (СНиП 4.03-91);
в текущем (прогнозном) уровне — на основе информации о текущих (прогнозных) ценах на эксплуатацию строительных машин.
Информация о текущих ценах на эксплуатацию строительных машин может быть получена от подрядных строительно-монтажных организаций, трестов (управлений) механизации или других организаций, в расположении которых находится строительная техника. Эта информация может представляться по форме № 2-исх, предусмотренной в Методических рекомендациях по определению сметной стоимости строительства на базе показателей на отдельные виды работ (ПВР) и Методических рекомендациях по формированию укрупненных показателей базовой стоимости на виды работ и порядку их применения для составления инвесторских смет и предложений подрядчика (УПБС ВР) (письма Госстроя России от 04.06.93 № 12-146 и от 05.11.93 № 12-275).
Текущий уровень сметных цен на соответствующий вид строительных машин может быть определен на основе базисного уровня цен, приведенных в Сборнике сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин (СНиП 4.03-91), и индексов изменения стоимости эксплуатации строительных машин, рассчитанных исходя из данных о текущих ценах на эксплуатацию строительных машин. При этом может быть использован как прямой счет (путем калькулирования), так и метод унифицированных ресурсно-технологических моделей (РТМ) по соответствующим группам строительных машин, в которых приводятся данные о потребности в материальных ресурсах (топливо, смазочные материалы, электроэнергия, запчасти, амортизация, затраты труда машинистов, а также о заработной плате рабочих, занятых на обслуживании и перебазировании машин, и другие статьи затрат), и базисная стоимость ресурсов, сопоставляемая с текущим уровнем цен на эти ресурсы.
Подрядным организациям, имеющим на своем балансе строительные машины, а также получающим их для работы из других организаций, рекомендуется вести на компьютерной основе и постоянно поддерживать в рабочем состоянии ведомости исходных данных о стоимости эксплуатации строительных машин. Эти ведомости могут вестись по форме таблицы СНиП 4.03-91. По каждой машине целесообразно определять стоимость по элементам затрат как в базисном, так и в текущем уровне цен, а также иметь расшифровку текущих индексов по составляющим элементам и с итоговыми данными эксплуатации одного машино-часа.
Аналогичные ведомости рекомендуется вести и в соответствующем регионе силами региональных центров по ценообразованию в строительстве (РЦЦС), которые могут передавать необходимую информацию пользователям на договорной основе.
1.4. Порядок определения сметной стоимости материальных ресурсов
Стоимость материальных ресурсов определяется исходя из нормативной потребности материалов, изделий (деталей) и конструкций (в принятых физических единицах измерения: м 3 , м 2 , т и пр.) и соответствующей цены на вид материального ресурса.
Нормативная потребность в материальных ресурсах может определяться на основе выделения и суммирования в локальных ресурсных ведомостях или локальных ресурсных сметных расчетах (сметах) ресурсных показателей на материалы, изделия (детали) и конструкции, используемые при сооружении объекта (выполнения работ), с выбором наиболее приемлемого для пользователей варианта, из приведенных далее.
Порядок выделения и суммирования ресурсных показателей приведен в Методических рекомендациях по составлению сметных расчетов (смет) на строительные и монтажные работы ресурсным методом (письмо Минстроя России от 10.11.92 № БФ-926/12). При этом рекомендуется использовать Сборники нормативных показателей расхода материалов и Сборники ресурсных сметных норм, введенные в действие в 1993 — 1996 гг. Минстроем России.
Расход материальных ресурсов может быть также определен, исходя из приведенного расхода материалов-представителей (ресурсов-представителей), как это предусмотрено при применении метода показателей на отдельные виды работ (ПВР) и укрупненных показателей базисной стоимости на виды работ (УПБС ВР). Применение этого метода приведено в Методических рекомендациях по определению сметной стоимости строительства на базе показателей на отдельные виды работ (ПВР) и Методических рекомендациях по формированию укрупненных показателей базовой стоимости на виды работ и порядку их применения для составления инвесторских смет и предложений подрядчика (УПБС ВР) (письма Госстроя России от 04.06.93 № 12-146 и от 05.11.93 № 12-275).
Итоговая стоимость затрат на материальные ресурсы исчисляется:
в базисном уровне — по Сборнику сметных цен на материалы, изделия и конструкции (СНиП 4.04-91) и региональным сборникам (каталогам) сметных цен, разработанным на местах (в регионах) в связи с переходом с 1 января 1991 г. на новые сметные нормы и цены в строительстве;
в текущем уровне — по фактической стоимости материалов, изделий и конструкций (с учетом транспортных, снабженческо-сбытовых надбавок, заготовительно-складских расходов). Можно использовать статистическую отчетность по форме 9-кс.
Определение текущих цен на материальные ресурсы по определенной стройке осуществляется на основе исходных данных, получаемых от подрядной организации.
Форма калькуляции стоимости (ведомости) текущих сметных цен на материалы, изделия и конструкции может быть различной. Рекомендуется составлять такую калькуляцию по элементам затрат (отпускная цена; заготовительно-складские расходы; транспортные расходы, снабженческо-сбытовые надбавки и др.).
Текущий уровень сметных цен на материальные ресурсы может быть определен и на основе базисного уровня сметных цен, приведенных в Сборнике сметных цен на материалы, изделия и конструкции (СНиП 4.04-91) и региональных сборниках (каталогах) сметных цен, с применением индексов изменения стоимости материалов, рассчитанных исходя из имеющейся информации о текущих ценах на материальные ресурсы.
Подрядным строительно-монтажным организациям рекомендуется вести на компьютерной основе формирование и отслеживание текущих сметных цен на материалы, изделия и конструкции с составлением соответствующей ведомости по форме в зависимости от вида франко, а также от вида транспортной схемы: стройплощадка или промежуточное складирование. Во втором случае транспортные расходы могут быть разделены по двум графам: в одной показываются расходы от завода-изготовителя до склада подрядчика, в другой — от склада подрядчика до стройплощадки на каждый километр доставки.
На основе данных подрядных строительно-монтажных организаций и статотчетности по форме 9-кс о ценах на приобретенные строительные материалы, детали и конструкции в каждом регионе (республике в составе Российской Федерации, крае, области) для составления инвесторских смет рекомендуется силами РЦЦС разработать и постоянно поддерживать в рабочем состоянии на компьютерной основе региональные ведомости текущих цен на материалы, изделия и конструкции по форме, удобной для пользователей.
В аналогичном порядке указанные ведомости могут составляться как для специализированного строительства, так и для отдельных крупных строек, по которым разрабатываются построечные цены.
1.5. Порядок определения накладных расходов
Начисление накладных расходов в текущем уровне цен осуществляется по нормам накладных расходов, применяемым согласно Методическим рекомендациям о порядке применения нормативов накладных расходов в строительстве (письмо Госстроя России от 18.10.93 № 12-248).
Накладные расходы нормируются косвенным способом в процентах от фонда оплаты труда рабочих (занятых на основном производстве и эксплуатации строительных машин) в составе прямых затрат.
Нормы накладных расходов подразделяются на следующие виды:
укрупненные нормативы по основным видам строительства;
нормативы по видам строительных и монтажных работ;
индивидуальные нормы накладных расходов для конкретных строительных, монтажных и ремонтно-строительных организаций.
Рекомендуемые укрупненные нормативы накладных расходов по основным видам строительства.
Жилищно-гражданское (без крупнопанельного и объемно-блочного жилищного строительства)
Крупнопанельное и объемно-блочное жилищное строительство
Нормы накладных расходов рекомендуется определять в соответствии с Методическими рекомендациями по расчету величины накладных расходов при определении стоимости строительной продукции (письмо Минстроя России от 30.10.92 № БФ-907/12) с учетом Перечня статей затрат накладных расходов, приведенного в указанных рекомендациях.
1.6. Порядок определения величины сметной прибыли
Сметная прибыль определяется в сметной документации в соответствии с Методическими рекомендациями по определению величины сметной прибыли при формировании свободных цен на строительную продукцию (письмо Минстроя России от 30.10.92 № БФ-906/12).
Величину сметной прибыли при формировании свободных цен на строительную продукцию рекомендуется определять на основе:
рекомендуемого общеотраслевого норматива;
индивидуальной нормы для конкретной организации.
Рекомендуемый норматив сметной прибыли определен в размере 50% к фактической величине средств на оплату труда рабочих-строителей и рабочих, обслуживающих строительные машины, или 12% к сметной себестоимости работ.
1.7. Особенности применения индексов удорожания стоимости подрядных работ
В тех случаях, когда расчет индексов производится для определения стоимости подрядных (строительно-монтажных) работ по локальным сметам, допускается соответствующее применение индексов к таким сметам. При этом остальные затраты (такие, как затраты на временные здания и сооружения, прочие затраты по 9 главе сводного сметного расчета, относящиеся к затратам подрядной организации) не индексируются, а принимаются согласно «Порядку определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений» (письмо Госстроя России от 29.12.93 № 12-349).
При необходимости в аналогичном порядке могут разрабатываться индексы удорожания по объектным и сводным сметным расчетам. В этих случаях следует указывать базу их исчисления.
Пример расчета индекса изменения стоимости строительно-монтажных работ по конкретному объекту приведен в прил.1 к настоящим Методическим рекомендациям.
2. Расчет индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ по их видам на основе сборника укрупненных показателей базисной стоимости на виды работ (УПБС ВР)
2.1. Составление сметной документации с использованием сборников УПБС ВР осуществляется на основе объемов работ, определяемых по рабочим чертежам по унифицированной номенклатуре, включающей виды работ общеотраслевого применения.
2.2. Стоимость материалов для проектируемого объекта определяется умножением приведенного расхода материалов-представителей по каждому виду работ на стоимость единицы измерения материала-представителя по текущим ценам для данной стройки с корректировкой затрат на их транспортировку.
По каждому виду работ выделяется материал-представитель, преобладающий для данной работы, на основе которого определяется изменение уровня базисных цен на все материалы в составе прямых затрат подрядных работ. Стоимость материалов-представителей в общей стоимости материалов по виду работ в ценах базисного района должна составлять не менее 95%. В тех случаях, когда в составе работ стоимость одного материала-представителя составляет менее 95% от стоимости материалов по данному виду работ, в УПБС ВР выделяется несколько материалов-представителей. Определение сметной стоимости по видам работ в текущем уровне цен на ресурсы, отслеживаемые в подрядных организациях, осуществляется с использованием расчетных показателей сборников УПБС ВР (в части приведенного расхода материалов-представителей, трудоемкости работ, основной заработной платы рабочих-строителей, количества машино-часов, затрат на эксплуатацию машин и заработной платы машинистов). При этом следует учитывать, что стоимостные показатели сборников УПБС ВР в базисном уровне приняты по ценам Московской области.
2.3. Привязка затрат на эксплуатацию строительных машин и определение заработной платы машинистов по проектируемым объектам производится путем умножения количества машино-часов машин, используемых для выполнения работы по комплексу, определяемому проектом организации строительства, на стоимость машино-часа в текущем уровне цен для конкретной подрядной организации.
2.4. Определение основной заработной платы рабочих-строителей в составе прямых затрат по видам работ производится путем умножения заработной платы, принятой в соответствующей графе таблицы УПБС ВР, на объем работ, принятый по рабочим чертежам, а также на коэффициент перехода от базисного уровня сметной величины заработной платы в прямых затратах к фактическому уровню оплаты труда рабочих, занятых на строительстве. Для полного учета в сметах заработной платы рабочих по каждому виду работ в сметной документации учитываются накладные расходы и сметная прибыль.
2.5. Состав отдельных видов работ, предлагаемые для системы нормативов материалы-представители, порядок учета изменения их стоимости, так же как и стоимости других ресурсов, применяемых при строительстве, формы сметной документации и другие особенности определения стоимости строительства ресурсно-индексным методом изложены в «Методических рекомендациях по формированию укрупненных показателей базовой стоимости на виды работ и порядку их применения для составления инвесторских смет и предложений подрядчика» (письмо Госстроя России от 05.11.93 № 12-275).
2.6. При определении стоимости строительства в сметной документации подрядных организаций помимо базовых цен, единых для заказчиков и подрядчиков, могут использоваться цены в текущем или прогнозном уровне, определяемые на основе фирменных сметных норм (ФСН) подрядных организаций.
Разработку региональных каталогов базовых цен рекомендуется осуществлять на основе сборника УПБС ВР в ценах на 01.01.91 для Московской области с использованием данных о приведенном расходе материалов-представителей, количества машино-смен по каждому виду ведущих машин, трудоемкости и заработной платы рабочих-строителей по каждому виду работ и цен на ресурсы в базовом уровне для региона с учетом местных условий строительства.
2.7. На основании данных регистрации цен на потребляемые ресурсы целесообразно разрабатывать региональные каталоги в текущем уровне цен по видам работ с расчетом индексов изменения их стоимости относительно базового уровня.
Региональные каталоги, разрабатываемые на местах Региональными центрами по ценообразованию в строительстве (РЦЦС), с едиными для всех регионов поправками, приведенными в базисном сборнике УПБС ВР, могут являться основными нормативными документами, на основе которых составляются инвесторские сметы.
Пример расчета индекса изменения стоимости строительно-монтажных работ по их видам на основе Сборника УПБС ВР (укрупненные показатели базисной стоимости на виды работ) приведен в прил.2 к настоящим Методическим рекомендациям.
2.8. Для расчета индексов по видам работ необходимы следующие исходные данные:
индексы удорожания стоимости заработной платы основных рабочих или стоимость 1 чел.-часа основных рабочих в текущем уровне цен;
индексы удорожания стоимости 1 маш. — часа строительных машин-представителей или стоимость 1 маш.-часа в текущем уровне цен;
индексы удорожания стоимости материалов-представителей (не более 100) или их сметная стоимость в текущем уровне цен (перечень материалов-представителей приведен в «Методических рекомендациях по формированию укрупненных показателей базовой стоимости на виды работ и порядку их применения для составления инвесторских смет и предложений подрядчика (УПБС ВР)»;
нормативы накладных расходов в базисном и в текущем уровне цен;
нормативы плановых накоплений в базисном уровне и сметной прибыли в текущем уровне цен.
3. Расчет индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ по их видам на основе ресурсно-индексного метода с использованием ресурсно-технологических моделей на укрупненные виды работ
3.1. В основу расчета индексов приняты ресурсно-технологические модели (РТМ) по укрупненным видам работ (УВР), которые были сформированы на базе сметных норм 1984 года и локальных смет.
РТМ включают нормативные наборы и расходы ресурсов:
строительных материалов, изделий и конструкций;
строительных машин и механизмов;
норму накладных расходов;
норму сметной прибыли.
Стоимость материалов принята по каталогам сметных цен 1984 г.
3.2. Индексы определяются по каждой РТМ путем деления рассчитанной по ней сметной стоимости строительно-монтажных работ в текущем уровне цен на соответствующую базисную (в нормах и ценах 1984 г.) сметную стоимость.
Пример расчета индекса изменения стоимости строительно-монтажных работ по их видам на основе ресурсно-индексного метода с использованием ресурсно-технологических моделей на укрупненные виды работ приведен в прил.3 к настоящим Методическим рекомендациям.
Приложение 1
Пример расчета индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ по определенному объекту
Источник: www.infosait.ru
Новый порядок изменения цены контракта в связи с ростом стоимости строительных ресурсов
В 2021 году существенно выросли цены на строительные ресурсы, что повлекло за собой серьезные последствия. В частности, невозможным стало исполнение значительной части строительных контрактов с твердой договорной ценой. 9 августа Председатель Правительства Российской Федерации Мишустин М.В. подписал Постановление № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», согласно которому заказчики смогут изменить условия заключенных контрактов.
Теперь заказчики (перечень которых приведен в приложении к постановлению) могут изменить цену контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, заключенных в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О внесении изменения в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Документ устанавливает, что заказчики могут изменить существенные условия контракта в случае, если:
— контракт заключен до 1 июля 2021 года, и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены;
— физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения, предусмотренные проектной документацией, не изменяются;
— изменение существенных условий контракта осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств и не приводит к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30%.
Постановление также устанавливает, что если в результате изменения существенных условий контракта новая цена контракта превысит стоимость объекта капитального строительства, указанную в акте (решении) об осуществлении капитальных вложений, такое изменение (увеличение) осуществляется после принятия решения Правительства Российской Федерации об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением № 1315 размер изменения (увеличения) цены контракта определяется в порядке, установленном приказом Минстроя России, а цены контракта, размер которой составляет или превышает 100 млн. рублей, – по результатам повторной государственной экспертизы проектной документации.
Отметим, что данное постановление касается только контрактов, заключённых на федеральном уровне. Но высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, местным администрациям, а также юридическим лицам, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», рекомендуется при изменении (увеличении) цены контракта учитывать положения Постановления № 1315.
Порядок определения размера изменения (увеличения) цены контракта по смете контракта установлен приказом Минстроя России от 21 июля 2021 года № 500/пр. Данный приказ зарегистрирован Минюстом России и вступил в силу с 24 августа 2021 года.
В соответствии с порядком, обоснованием существенного возрастания стоимости строительных ресурсов, оказывающего влияние на изменение цены контракта, является расчет, который подрядчик направляет заказчику. В зависимости от цены контракта, порядком предусмотрены несколько алгоритмов расчета.
Первый алгоритм, для контрактов со стоимостью до 30 млн. рублей, предусматривает выполнение расчетов на основании величины возрастания стоимости ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования, закупка которых еще не была произведена подрядчиком до даты проведения расчета, но осуществление которой необходимо для выполнения предусмотренных контрактом работ. Этот алгоритм позволяет определить разницу в стоимости строительных материалов и (или) оборудования, учтенных при формировании НМЦК и их стоимостью на дату выполнения расчетов. Алгоритм применяется для контрактов, где используется небольшое количество строительных ресурсов.
Второй алгоритм – для контрактов от 30 до 100 млн. рублей — предусматривает выполнение расчетов с использованием коэффициента корректировки цены контракта, рассчитанного на основании стоимости строительства, определенной с использованием ежеквартальных укрупненных индексов изменения сметной стоимости, сообщаемых Минстроем России. Такой алгоритм позволяет определить величину изменения цены контракта без пересчета всех строительных ресурсов, используемых при выполнении работ, значительно сокращает сроки выполнения расчета.
Третий алгоритм – для контрактов от 100 млн. рублей и выше — аналогичен второму алгоритму, но предусматривает дополнительному проверку правильности определения достоверности сметной стоимости органами государственной экспертизы.
Кроме того, на официальном сайте Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) создан отдельный портал, на котором размещается информация о порядке изменения цены контракта в связи с ростом стоимости строительных ресурсов ( fgiscs.minstroyrf.ru/#/1315 ).
На ресурсе можно найти Постановление Правительства РФ № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и приказ Минстроя России от 21 июля 2021 года № 500/пр.
Портал также дает возможность ознакомиться с презентационными материалами для дополнительного информирования заинтересованных лиц и упрощения работы с нормативными правовыми документами, прочитать разъяснения по порядку проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства. Отдельно приводятся примеры (образцы) расчетов, выполненные в соответствии с требованиями Постановления № 1315 и Приказа № 500/пр.
Ответы на типовые вопросы по данной тематике размещены в отдельном разделе, доступном по ссылке https://fgiscs.minstroyrf.ru/#/faq/category/19. Опубликовано около 40 ответов на вопросы, поступившие от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Также реализована возможность в случае необходимости обратиться за разъяснениями (задать вопрос) при отсутствии аналогичной проблематики в «Базе знаний».
Информационные материалы, размещаемые на указанном портале, будут актуализироваться и дополняться на регулярной основе.
Доступ к порталу, посвященному Порядку изменения цены контракта в связи с ростом стоимости строительных ресурсов дополнительно обеспечен из раздела «Важная информация» сайта Главгосэкспертизы.
Источник: ge74.ru