Порядок проектирования объектов капитального строительства

Блог архитектурного бюро

Стадии проектирования

Рекомендуемая стадийность проектирования определяется в зависимости от категории сложности объекта:

Одностадийное (рабочий проект РП, включающий утверждаемую часть и рабочую документацию) – для согласования и утверждения технически несложных объектов с использованием проектов массового и повторного применения І и ІІ категорий сложности

Двухстадийное (проект П, рабочая документация Р) — для технически сложных объектов гражданского назначения дополнительно разрабатывается эскизный проект (ЭП), для объектов промышленного назначения — технико-экономическое обоснование инвестиций (ТЭО). Для отдельных объектов после согласования ЭП или ТЭО может разрабатываться РП, а после его утверждения — Р.

• Для объектов ІІІ категории сложности проектирование осуществляется в две стадии:

— проект (П)
— рабочая документация (Р)

Трехстадийное (предпроектные предложения ЭП или ТЭО, проект П, рабочая документация Р) — для объектов V, IV категорий сложности , технически сложных относительно градостроительных, архитектурных, художественных и экологических условий, инженерного обеспечения, внедрения новых строительных технологий, конструкций и материалов, проектирования выполняется в три стадии.

— для объектов гражданского назначения – ЭП, а для объектов производственного назначения – технико-экономического обоснование ТЭО;
— проект (П);
— рабочая документация (Р).

Руководитель проектной организации назначае соответствующими приказами главных архитекторов и главных инженеров проектов на разработку всех стадий проектирования.

Ответственными лицами за технические, экономические, эстетические и экологические качества проекта являются главный архитектор проекта (ГАП) или главный инженер проекта (ГИП). Они готовят договоры, координируют действия исполнителей, ведут переговоры с заказчиками, субподрядчиками и подрядчиками. Ответственными лицами за качество определенного раздела проекта являются руководитель и главный специалист соответствующего проектного подразделения.

Эскизный проект, ТЭО инвестиций, проект и рабочий проект подписываются руководством и основными исполнителями проектной организации. Титульный лист пояснительной записки подписывают руководитель организации (директор, главный инженер, главный архитектор), руководитель мастерской (отдела), главный архитектор (инженер) проекта, авторы проекта (если такие есть, кроме ГАПа, ГИПа). Разделы пояснительной записки подписывают главные специалисты отделов, авторы разделов (если они есть), исполнители. Чертежи подписывают руководитель мастерской (отдела), главный архитектор (инженер) проекта, авторы проекта (если такие есть, кроме ГАПа и ГИПа), главные специалисты, исполнители. В пояснительной записке указываются фамилии участников проектирования по каждому разделу проекта а в случае наличия субподрядчиков — названия фирм или физических лиц субподрядчиков.

Проектировщики при разработке проектной документации несут ответственность и обеспечивают :

— соответствие архитектурным и градостроительным требованиям и высокое архитектурно-художественное качество;
— соответствие требованиям действующих нормативных документов;
— защиту окружающей природной среды, экологическую безопасность и рациональное использование природных ресурсов согласно ДБН А.2.2-1;
— соответствие требованиям по энергосбереганию;
— эксплуатационную надежность;
— эффективность инвестиций;
— патентную чистоту принятых технических решений и используемого оборудования;
— соответствие проектных решений исходным данным и разрешительным документам.

Предпроектное предложение.

Предпроектное предложение — это первичный комплект документов, необходимый для прохождения регламента в соответствующем регионе и получения исходной разрешительной документации или архитектурного планировочного задания. Кроме того, это материалы, позволяющие оценить проект и сформировать точные требования к дальнейшему проектированию.

Разработка — пожалуй, лучший, если не единственный способ заранее оценить и получить представление о проектируемом объекте. Этот этап особенно важен для крупных объектов, поскольку позволяет избежать многих сложностей в ходе дальнейшего проектирования. На этой стадии принципиально определяется конструкция, планировка, этажность, материал, техническое оборудование, архитектурное решение; всё это должно давать ясное представление об организации плана, объёмной структуре и внешнем облике сооружения. Предпроектная стадия является решающей, определяя дальнейший путь разработки проекта.
На следующем этапе на основе проектного задания, разрабатываются проект и рабочий проект, которые разрабатывается по каждому виду работ, и в ходе строительства являются основными техническими документами.

Эскизный проект и ТЭО инвестици.

Эскизный проект (ЭП) содержит принципиальные решения градостроительных, архитектурных, художественных, функциональных, экологических требований по заданию на проектирование, подтверждает принципиальную возможность создания объекта, определяет его стоимость.

Для обоснования принятия архитектурных решений в составе графической части и пояснительной записки эскизного проекта могут дополнительно выполняться инженерно-технические и конструктивные разработки, схемы инженерного обеспечения объекта и обоснования эффективности инвестиций.

ЭП разрабатывается с соблюдением существующей градостроительной документации, архитектурно-планировочного задания, требований охраны окружающей природной среды.

После одобрения или утверждения органами градостроительства и архитектуры ЭП является основанием для дальнейшей разработки проектной документации.

Технико-экономическое обоснование инвестиций (ТЭО)

разрабатывается для технически сложных объектов промышленного назначения, в т. ч. транспортного, энергетического, гидротехнического, мелиоративного и других специальных видов строительства ТЭО инвестиций обосновывает необходимость и целесообразность строительства или реконструкции промышленных объектов, в т.ч. их техническую осуществимость и эффективность инвестиций. В ТЭО инвестиций должны рассматриваться решения в части размещения, мощности объекта, оценки воздействия проектируемой деятельности на окружающую среду, соответствие архитектурным и другим требованиям согласно заданию на проектирование ТЭО инвестиций после его согласования или утверждения является основанием для дальнейшей разработки проектной документации.

Разработка проект.

Проект (П) на строительство объекта гражданского назначения разрабатывается на основании исходных данных, задания на проектирование, согласованного эскизного проекта (при его наличии). Он состоит из следующих основных разделов.

— пояснительная записка с исходными данными,

— архитектурно-строительное решение, генплан, благоустройство территорий, схема транспорта (при необходимости),

— технологическая часть (при необходимости),

— решения по инженерному оборудованию и внешним инженерным сетям,

— оценка воздействий на окружающую среду (ОВОС) Необходимость разработки ОВОС определяется с участием государственных органов охраны окружающей природной среды,

— ведомость объемов работ.

Проект на строительство, расширение и реконструкцию объекта промышленного назначения разрабатывается на основании исходных данных, задания на проектирование согласованного ТЭО инвестиций (при необходимости). Он должен состоять из следующих основных разделов:

— пояснительная записка с исходными данными,

— генеральный план и транспорт,

— решения по инженерному оборудованию и внешним инженерным сетям,

— оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) в соответствии с требованиями ДБН А.2.2-1-95,

— сборники спецификаций на оборудование, материалы, конструкции и изделия,

— ведомости объемов работ,

— технико-экономическая часть, экономические показатели

Рабочий проект.

Рабочий проект (РП) является совмещенной стадией проектирования, предназначенной для согласования и утверждения проектной документации, а также для строительства объекта. Он выполняется на основании согласованной планировочной документации, государственных программ развития отрасли или согласованных предпроектных проработок, задания на проектирование, архитектурно-планировочного задания, исходных данных и технических условий на подключение к источникам инженерного обеспечения.

Рабочий проект состоит из пояснительной записки (с технико-экономическими показателями), рабочих чертежей, сметной документации и раздела организации строительства.

Рабочая документация.

Рабочая документация (Р) предназначена для строительства.
Она включает:

— рабочие чертежи, которые разрабатываются в соответствии с требованиями стандартов (ДСТУ и ГОСТов),

— паспорт отделочных работ,

— ведомость объемов строительных и монтажных работ,

— сборники спецификаций оборудования, изделий и материалов по ДСТУ Б А.2.4-10-95 (ГОСТ 21.110-95),

— опросные листы и габаритные чертежи на соответствующие виды оборудования и изделий,

— исходные требования на разработку конструкторской документации на оборудование индивидуального изготовления (включая нетиповое и нестандартизированное оборудование)

Объем и детализация рабочих чертежей должны соответствовать требованиям стандартов «Системы проектной документации для строительства».

После утверждения проекта (эскизного проекта, ТЭО инвестиций) по решению заказчика рабочие чертежи могут разрабатываться подрядчиком или другим проектировщиком (при наличии лицензии), в т.ч. с привлечением авторов.

Деталировочные чертежи металлических конструкций (КМД) и технологических трубопроводов должны разрабатывать заводы-изготовители, а деталировочные чертежи воздуховодов — монтажные организации В отдельных случаях проектировщик может брать на себя разработку деталировочных чертежей металлических конструкций (КМД) и технологических трубопроводов за отдельную плату.

Рабочие чертежи, как правило, подписывают руководитель мастерской (отдела), главный архитектор (инженер) проекта, главный специалист соответствующего раздела, исполнитель и лицо, ответственное за нормоконтроль.

РД разрабатывается после утверждения предшествующей стадии проектирования.

Стоимость проектных работ определяется в соответствии с порядком и правилами определения стоимости проектно-изыскательских работ для нового строительства, реконструкции и технического переоснащения предприятий, зданий и сооружений всех отраслей народного хозяйства Украины.

Согласование проектной документаци.

Разработанная проектная документация подлежит согласованию.
Эскизный проект (ЭП) и ТЭО инвестиций согласовывают

— с местными органами градостроительства и архитектуры — по вопросам размещения, рационального использования намеченной для отвода территории, соответствия предусмотренных проектом решений требованиям архитектурно-планировочного задания, действующей градостроительной документации,

— с органами местного самоуправления — по вопросам размещения, использования имеющихся источников снабжения, инженерных коммуникаций, условий их развития (для получения официальных технических условий при подготовке исходных данных, необходимых для разработки П и РД), а также использования трудовых ресурсов (при создании новых рабочих мест на производственных объектах)

Проекты и рабочие проекты согласовывают с местными органами градостроительства и архитектуры (если проект разработан без предварительной разработки ЭП и ТЭО инвестиций) и с органами местного самоуправления (которые выдавали технические условия на подключение к источникам снабжения или инженерным коммуникациям).

При наличии особых условий размещения объекта (исторические зоны городов, оползневые территории и др.) необходимо по указаниям органов градостроительства и архитектуры согласовать проектную документацию с соответствующими организациями.

Читайте также:  Управление организации капитального строительства мвд россии

Проектная документация, разработанная в соответствии с государственными нормативными документами и заверенная подписями главного архитектора (инженера) проекта, не подлежит согласованию с органами государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Украины. При отсутствии норм и правил на проектирование принятые проектные решения необходимо согласовывать с соответствующими органами государственного надзора.

Проектная документация, выполненная с обоснованными отклонениями от действующих государственных нормативных документов, подлежит согласованию только в части этих отклонений с соответствующими органами государственного надзора.

Проектная документация на реконструкцию подлежит согласованию с органами градостроительства и архитектуры в случаях изменения цветового решения фасада зданий, архитектурных решений (влияющих на ранее сложившийся характер окружающей застройки), конструктивных решений (которые могут вызвать опасные ситуации в будущем при изменении условий эксплуатации).

Согласование не проводится, если в проектной документации на реконструкцию не предвидятся изменения градостроительных условий, фасадов здания, условий транспортных связей, инженерного обеспечения, требований, касающихся охраны окружающей природной среды, а также не нарушаются требования действующих нормативных документов по проектированию. При этом экспертиза проводится в соответствии с действующими нормативными актами.

Экспертиза и утверждение проектной документации.

Проектная документация (ЭП, ТЭО инвестиций, П, РП) до ее утверждения подлежит обязательной государственной экспертизе в соответствии с действующим законодательством.

При экспертизе инвестиционных проектов службы Укринвестэкспертизы привлекают органы охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности, органы по контролю за охраной труда, другие органы государственного надзора, специализированные службы органов местного самоуправления, представителей общественных объединений и учитывают их выводы.

Заказчики, которые осуществляют строительство за счет собственных средств, самостоятельно определяют порядок прохождения экспертизы соответствующих проектов. При этом обязательной государственной экспертизе подлежит уровень соблюдения требований по безопасности для жизни и здоровья населения, охране окружающей среды и энергосбережению.

Проектная документация, не подлежащая утверждению, может быть передана на экспертизу только по решению заказчика.

Представление проектной документации на согласование, экспертизу и утверждение является обязанностью заказчика и выполняется за его счет. Проектировщик обязан защищать свои проектные решения.

Проектная документация (ЭП, ТЭО инвестиций, П, РП) вступает в силу после ее утверждения заказчиком Утверждение фиксируется в форме приказа (распоряжения или решения) В документе об утверждении приводятся основные данные и технико-экономические показатели объекта. В документы об утверждении и протоколы согласования с органами градостроительства и архитектуры вносятся фамилии ГАПа или ГИПа, а также авторов проекта.

Проектировщик несет ответственность за качество проектных решений, соблюдение действующих нормативных документов и законодательных актов. Утвердив проектную документацию, заказчик несет ответственность перед государством за соблюдение требований нормативных документов и за проектные решения, предусмотренные в документации. За передачу в производство проектной документации, не соответствующей обязательным требованиям нормативных документов, заказчик несет ответственность согласно действующему законодательству.

Осуществление авторского надзора.

Специалистами нашей архитектурной группой осуществляется авторский надзор проводимый в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в рабочей документации, выполняемым строительно-монтажным работам на объекте.

Порядок и этапы проектирования . Технология проектирования может отличаться в зависимости от вида и назначения объекта , но стадийность и порядок выполнения работ в большинстве случаев сохраняются. Процесс проектирования состоит из следующих этапов … « Объектами капитального строительства » могут быть опоры связи, кабельная канализация и прочее. … предотвращение строительства сетей и объектов связи и информатизации, сооружение и эксплуатация которых нарушает права физических и юридических лиц или не отвечает требованиям норм и правил, утвержденных в установленном порядке . При проведении экспертизы предпроектной и проектной документации обеспечивается проверка её соответствия

Порядок проектирования объекта капитального строительства

Наше архитектурное бюро предоставляет широкий спектр услуг по проектированию и дизайну интерьеров. Более 11 лет мы успешно занимаемся проектированием промышленных, офисных и жилых зданий, дизайном офисов, магазинов и ресторанов; проектированием коттеджей и ландшафтной архитектурой.

Архитектурное проектирование. Скачать презентацию!
Дизайн офисов. Скачать презентацию!
Дизайн МОП. Скачать презентацию!
Проектирование поселков. Скачать презентацию!
Благоустройство. Скачать презентацию!

Порядок проектирования объекта капитального строительства

Получить консультацию архитектора.

Этап 1 — Разработка эскизной концепции

Эскизная концепция необходима для определения архитектурного облика будущего объекта и максимальной оптимизации технико-эконмических показателей и приведения к требуемым нормам.
Этапность:
1. Разработка эскиза на базе ТЭП -2 варианта.
Согласование с заказчиком и корректировка объемно-планировочных решений на основании требований заказчика

Необходимые данные для начала разработки раздела:
· ГПЗУ
· ТЗК (по возможности)
· Желаемые ТЭП

Состав эскизной концепции:
· ТЭП
· Поэтажные планы
· Фасадные решения
· 3Д-визуализации

Этап 2 Разработка АГР (АГО)

АГР (АГО) является обязательной частью градостроительной документации на будущий объект.
АГР (АГО) должно быть предоставлено на рассмотрение в комитет при Главном архитекторе, а также в земельный комитет.

Необходимые данные для начала разработки раздела:
· Эскизная концепция
· ГПЗУ (обязательно)
· Правоустанавливающие документы

Состав альбома АГР:
· Пояснительная записка
· Фотофиксация актуального состояния земельного участка, на котором планируется создание (реконструкция) объекта (комплекса (группы) объектов)
· Схема планировочной организации земельного участка (выполняется на государственной топографической основе)
· Схемы разверток фасадов по основным улицам (или по фасаду с главным входом) с отображением существующей застройки и элементов природного ландшафта в ортогональной проекции
· Схемы фасадов в ортогональной проекции
· Схемы фрагментов фасадов
· Поэтажные планы
· Колористический паспорт
· Раскладки фасадных элементов

Этап 3 Разработка проектной документации стадии П, согласно 87 п.п

На данном этапе происходит разработка проектной документации в объеме необходимом для проведения экспертизы, и дальнейшего получения разрешения на строительство. (возможно выполнение параллельно с этапом

Необходимые данные для начала разработки раздела:
· Эскизная концепция
· ГПЗУ
· ТУ

Состав проектной документации стадии П:
· Пояснительная записка
· Схема планировочной организации земельного участка (СПОЗУ)
· Архитектурные решения (АР)
· Конструктивные и объемно-планировочные решения (КР)
· Инженерное оборудование, сети, инженерно-технические мероприятия, технологические решения
a. Электроснабжение
b. Водоснабжение (ВК)
c. Водоотведение (ВК)
d. Отопление, вентиляция, кондиционирование (ОВ)
e. Связь
f. Газоснабжение
g. Технологические решения
h. Дополнительные разделы
· Проект организация строительства
· Охрана окружающей среды (ООС)
· Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
· Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов
· Смета на строительство
· Иная документация
· Мероприятия ГО и ЧС
· Вертикальный транспорт
· Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащённости зданий, строений и сооружений приборами учёта используемых энергетических ресурсов
· Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства
· ИТП и ВНС, в т.ч. Диспетчеризация

Этап 4 прохождение экспертизы проектной документации и получение разрешения на строительство.

На данном этапе происходит прохождение экспертизы и внесение корректировок экспертов в проектную документацию. Далее получение разрешения на строительство.

Необходимые стадии для получения разрешения на строительство:
· АГР (АГО) -согласованный
· Проектная документация (этап 3)
· Заключение экспертизы
· ТУ
· Правоустанавливающие документы

Этап 5 Разработка рабочей документации стадии Р, согласно 87 п.п.

На данном этапе происходит разработка рабочей документации в объеме необходимом для строительных работ. (разработка начинается после получения положительного заключения экспертизы)
Необходимые данные для начала разработки раздела:
· Проектная документация (этап 3)
· ГПЗУ
· ТУ

Состав проектной документации стадии Р:
· Аналогично этапу 3, более детализировано и адаптировано для строительного процесса

Этап 6 Строительство объекта , авторский надзор.

Выбор подрядчика на СМР, проведение авторского надзора, привлечение сторонней организации для проведения технического надзора (по необходимости)
Этап 7 Исполнительная документация, сдача объекта и ввод в эксплуатацию.
Выполняется корректировка проектной документации (стадии П, в соответствие с фактически построенным объектом). Приемка органами исполнительной власти.

Если у Вас есть потребность в проекте офиса звоните, я с удовольствием отвечу на все ваши вопросы.

Василий Бирюков

реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по мере завершения определенных в проектной документации работ. В соответствии с п. 5 РД-11-02-2006 "Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве , реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения" исполнительная документация ведется лицом, осуществляющим строительство . В состав исполнительной документации включаются текстовые и графические материалы, приведенные в настоящей главе.

Проектная документация: оптимизация требований к составу и содержанию разделов

Одним из ключевых элементов в жизненном цикле строительного объекта является разработка проектной документации (проектирование). Этап проектирования – важная стадия инвестиционно-строительного процесса, в ходе которой закладывается эффективность как строительства, реконструкции, реставрации, приспособления или технического перевооружения, так и последующей эксплуатации зданий и сооружений. От требований, предъявляемых к составу и содержанию разделов проектной документации, зависят временные и экономические затраты как на проектирование, так и на реализацию объекта капитального строительства в целом.

Правила и принципы

Состав проектной документации объектов капитального строительства определен Градостроительным кодексом Российской Федерации, который предусматривает необходимость разработки не менее 14 разделов. При этом определение состава и требований к содержанию разделов проектной документации отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.

В настоящий момент все требования к проектной документации собраны в «Положении о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 (далее – Положение). Оно устанавливает состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, объектам производственного и непроизводственного назначения, к отдельным этапам строительства объектов капитального строительства, а также при проведении капитального ремонта или реконструкции объектов капитального строительства, включая линейные объекты.

До принятия Положения регламентация состава и содержания проектной документации осуществлялась ведомственными актами различных министерств. Переход от ведомственного регулирования правил подготовки проектной документации, регулируемых строительными нормами и правилами (далее – СНиП), к нормативному правовому акту, принимаемому на правительственном уровне, характеризовал существенное повышение значимости проектной документации, но не решил ряд проблем в сфере проектирования.

Читайте также:  Порядок кадастрового учета объектов капитального строительства

Так, например, Положение не предусматривает стадийность проектирования и изменение требований к содержанию текстовой и графической частей разделов проектной документации применительно к конкретным видам объектов капитального строительства различного функционального назначения. В нем не приведены требования к содержанию разделов в части мероприятий по гражданской обороне и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения промышленной безопасности, безопасной эксплуатации объекта капитального строительства. Также не приведены требования к проектной документации повторного применения. Профессиональное сообщество неоднократно поднимало вопрос необходимости внесения изменений в Положение, указывая на то, что требования, предъявленные в нем, приводят к увеличению сроков реализации инвестиционных проектов, удорожанию стоимости проектирования и строительства в целом, создают препятствия для внедрения инновационных технологий, новых строительных материалов и оборудования.

По мнению экспертного сообщества, для определения направления оптимизации требований к составу и содержанию разделов проектной документации необходима глубокая проработка данного вопроса с проведением сравнительного анализа требований к составу и содержанию проектной документации как в отечественных строительных нормах, регулировавших данный вопрос на более ранних этапах становления строительной отрасли, так и с современным альтернативным подходом к данному вопросу в технически раз- витых государствах. Нормативные технические документы Госстроя СССР, такие, например, как СН 202-62 «Инструкция по разработке проектов и смет для промышленного строительства», СН 202-69 «Инструкция по разработке проектов и смет для промышленного строительства», СН 202-76 «Инструкция по разработке проектов и смет для промышленного строительства», СН 202-81 «Инструкция о со- ставе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов и смет на строительство предприятий, зданий и сооружений», СНиП 1.02.01-85 «Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений», СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство пред- приятий, зданий и сооружений» последовательно сменяли друг друга на протяжении длительного времени. Их изучение позволяет провести сравнительный анализ действовавших норм. По мнению отдельных специалистов, нормативная база того времени не соответствовала современным потребностям и сдерживала развитие экономики Российской Федерации, что и стало одним из стимулов для проведения реформы технического регулирования в строительной отрасли. Тем не менее анализ СН 202-81 «Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов и смет на строительство предприятий, зданий и сооружений» наглядно показывает актуальность и соответствие этих норм современным требованиям в сфере технического регулирования.

Уникальность, предшествующих Положению строительных норм, заключалась в принципах подхода к подготовке проектной документации, которые не нашли своего места в современных требованиях к составу разделов проектной документации и их содержанию. Рассмотрим основные принципы, положенные в основу строительных норм СССР и востребованные строительным сообществом на современном этапе развития строительной отрасли.

Министерства и ведомства СССР, органы государственного надзора и общественные организации в соответствии с предоставленными им правами могли разрабатывать нормативные документы по проектированию и инженерным изысканиям, отражающие специфику отдельных отраслей народного хозяйства, отраслей промышленности и видов строительства, и утверждать их по согласованию с Госстроем СССР. Допускалось строительство объектов по иностранным лицензиям на базе комплектного импортного оборудования на основе компенсационных соглашений и контрактов с компаниями других стран. Данный принцип реализуется сейчас в гармонизации и стремлении к взаимному признанию механизмов оценки и подтверждении объектов капитального строительства установленным (или декларируемым) нормам, стандартам и иным аспектам оценки в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Европейского союза (ЕС).

Проектные и изыскательские организации при проектировании предприятий, зданий и сооружений должны обеспечивать реализацию достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта с тем, чтобы построенные или реконструированные предприятия ко времени их ввода в действие были технически передовыми и обеспечивали выпуск продукции высокого качества в соответствии с научно обоснованными нормативами по затратам труда, сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов, утвержденными по отраслям народного хозяйства и отраслям промышленности. Не допускается строительство по устаревшим проектам и рабочим проектам. Основы данного принципа в настоящее время зало- жены в сфере технического регулирования и выражаются в стремлении отечественной строительной отрасли соответствовать уровню материально-технической базы и научно-технического развития европейских стран

Проекты и материалы проектов, представляемые на экспертизу и утверждение, должны разрабатываться без лишней детализации, в минимальном объеме и составе, достаточном для обоснования принимаемых проектных решений и определения объема основных работ. Данный принцип реализуется сейчас посредством проведения работы, направленной на оптимизацию требований к проектной документации.

При разработке проектно-сметной документации необходимо руководствоваться законами СССР, указами Президиума Верховного Совета СССР и решениями Правительства СССР, нормативными актами по капитальному строительству, государственными стандартами, документами по основным направлениям в проектировании объектов соответствующих отраслей, нормами технологического проектирования, общесоюзными строительными каталогами, в том числе территориальными и ведомственными. Решение данного принципа на современном этапе предусмотрено путем внедрения обязательности для государственных заказчиков применения экономически эффективных проектов повторного использования.

Организации, осуществляющие экспертизу и утверждение проектно-сметной документации, не должны предъявлять требования, приводящие к неоправданному увеличению ее объема и излишней детализации. Данный принцип не потерял свою актуальность на современном этапе. Исключение завышенных требований при проведении экспертизы проектной документации является одним из самых обсуждаемых вопросов в проектном и экспертном сообществах.

Одним из наиболее острых вопросов, регулярно поднимаемых сообществом проектировщиков, являются избыточные требования к проектной документации. Предъявляемые в настоящее время требования к проектной документации способствуют появлению административных барьеров и увеличению расходов, как временных, так и финансовых, на разработку проектной документации и проведение ее экспертизы. Документация, выполненная с обоснованными отступлениями от действующих норм, правил и инструкций, подлежит согласованию в части этих отступлений с органами государственного надзора и заинтересованными организациями, утвердившими их. Данный принцип в подавляющем большинстве случаев позволял обходиться без разработки и согласования Специальных технических условий (далее – СТУ). В выделенных выше принципах заложена необходимость применения и активного внедрения в сфере строительства современных эффективных технических решений, технологий, материалов, конструкций и оборудования, а также возможность использования при проектировании как национальных стандартов и строительных норм, так и соответствующих передовому техническому уровню европейских стандартов

В начале восьмидесятых годов ХХ века проектная документация состояла из пяти разделов. К 2016 году количество разделов увеличилось до семнадцати. Для получения адекватной оценки сопоставим требования к составу и содержанию проектной документации на 2017 год и к началу восьмидесятых годов ХХ века. Как уже отмечалось, строительные нормы 1981 года предусматривали в составе проектной документации пять разделов: общая пояснительная записка, технологические решения, строительные решения, организация строительства и сметная документация. К примеру, раздел «Строительные решения» должен был содержать:

● в текстовой части – краткое описание и обоснование основных архитектурно-строительных решений, мероприятий по освещенности, бытовому и санитарному обслуживанию работающих, по электро-, взрыво- и пожаробезопасности, защите строительных конструкций от коррозии. Также там должны были быть приведены основные решения по водоснабжению, канализации, отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха и решения по объектам гражданской обороны;
● в графической части – планы, разрезы, фасады зданий и сооружений, а также схемы трасс внешних и внутриплощадочных инженерных сетей и коммуникаций. По производственным зданиям со сложными системами отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, со сложными системами водоснабжения и канализации допускалась разработка планов и разрезов этих зданий с нанесением указанных систем

Сегодня данные сведения и решения, входящие ранее в один раздел, разнесены по нескольким обособленным разделам проектной документации. Сопоставив требования к содержанию разделов проектной документации начала восьмидесятых годов с требованиями Положения получаем объем информации, который уже сопоставим с различной степенью проработки проектных решений. По оценкам многих представителей проектно-экспертного сообщества, именно «устаревшие» строительные нормы содержат минимальные и достаточные требования к количеству разделов проектной документации в объеме, который позволяет проходить экспертизу и получать разрешение на строительство.

Большое количество разделов и подразделов проектной документации усложняет и удорожает процессы проектирования и экспертизы. Необходимость готовить такое большое количество разделов и подразделов приводит к привлечению множества субподрядных проектных организаций, что отрицательным образом сказывается на качестве проектной документации в целом, так как действия субподрядчиков нередко недостаточно скоординированы генеральной проектной организацией. В СССР проектно-сметная документация, разработанная субподрядными проектными организациями, использовалась генеральной проектной организацией при составлении общей пояснительной записки и других разделов проекта, представляемого на экспертизу и утверждение. Сегодня зачастую вместо монолитного проекта имеется набор слабо увязанных между собой разделов проектной документации, разработанных субподрядными организациями. Появлению в смежных разделах проектной документации проектных решений, не увязанных между собой, способствуют многочисленные дублирующие требования к содержанию разделов проектной документации, установленные Положением. Субподрядные организации, разрабатывая свой раздел, а зачастую отдельную инженерную систему, технологическое или конструктивное решение, не имеют представления об общей концепции развития объекта капитального строительства и о проектных решениях, разрабатываемых иными субподрядными организациями по смежным разделам. Генеральный проектировщик, не обладая достаточным количеством времени, что особенно проявляется при устранении замечаний при прохождении экспертизы, не имеет возможности обработать большое количество разделов и проектных решений, отданных на откуп субподрядным организациям. Своевременность внесения изменений в проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87» в соответствии с пунктом 15 плана мероприятий («дорожная карта») «Оптимизация требований к составу и содержанию разделов проектной документации объектов капитального строительства», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2013 г. № 1336-р, обусловлена необходимостью корректировки состава разделов проектной документации. Какими могут быть иные возможности оптимизации требований к проектной документации, которые могли бы способствовать совершенствованию правового регулирования градостроительной деятельности и улучшению предпринимательского климата в сфере строительства?

Читайте также:  Первоуральское муниципальное казенное учреждение управление капитального строительства

До принятия Положения регламентация осуществлялась ведомственными актами различных министерств. Министерства и ведомства СССР, органы государственного надзора и общественные организации в соответствии с предоставленными им правами разрабатывали нормативные документы по проектированию и инженерным изысканиям, отражающие специфику отдельных отраслей народного хозяйства, отраслей промышленности и видов строительства, и утверждали их по согласованию с Госстроем СССР.

Не менее значительным является вопрос о требованиях, предъявляемых к содержанию разделов, проработке и детализации принимаемых проектных решений. Крайне важно определить, что следует разрабатывать и представлять на экспертизу в объеме проектной документации. Отсутствие однозначных требований к содержанию разделов проектной документации приводит к разногласиям между экспертами, проектировщиками на этапах проектирования и экспертизы. Градостроительным кодексом и иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрено одностадийное проектирование в виде «рабочего проекта». Поэтому остро стоит проблема определения степени детализации проектных решений и соответственно глубины экспертизы. Объем и степень детализации проектных решений, представляемых сегодня на экспертизу, зачастую завышены, что приводит к необоснованному усложнению и удорожанию проектирования, препятствует внедрению инновационных технологий и современного оборудования. Для прохождения экспертизы проектировщикам приходится максимально задействовать свои ресурсы для детальной проработки проектных решений и подбора оборудования. В значительной мере время, отведенное на реализацию инвестиционного проекта, тратится на подготовку проектной документации для прохождения экспертизы и получения разрешения на строительство. С момента получения разрешения на строительство и выхода рабочих на объект до ввода объекта в эксплуатацию проходит значительный временной промежуток – от нескольких месяцев до нескольких лет в зависимости от сложности и технико-экономических показателей объекта капитального строительства. В период строительства, до ввода объекта в эксплуатацию, возможно появление новых строительных материалов, инновационных технологий и архитектурно- строительных решений. Внедрение новых строительных материалов, инновационных технологий и архитектурно-строительных решений на объекте, проектные решения которого прошли согласование в экспертизе, связано с переработкой проектной документации и, возможно, повторным прохождением экспертизы. Все это приводит к необоснованным расходам и увеличению сроков реализации инвестиционного проекта. Зачастую инвесторам и проектировщикам приходится отказываться от внедрения на объекте новых технологий, оборудования и инженерных систем в пользу устаревших из-за отсутствия времени на переработку проектной документации и согласование новых проектных решений.

Какой объем проработанной в проектной документации информации необходим для получения разрешения на строительство?

В настоящее время в рейтинге Doing Business Всемирного банка по показателю получения разрешения на строительство Российская Федерация находится на 115-м месте. В этой связи на совещании с членами Правительства Российской Федерации, состоявшемся 31 октября 2017 года и посвященном, в том числе вопросам улучшения делового климата, Президент России В.В. Путин особо обратил внимание на необходимость активизации соответствующей работы в сфере строительства. 2 Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории. Градостроительный регламент устанавливает вид разрешенного использования земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Градостроительный план земельного участка содержит информацию о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном участке, информацию о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Таким образом, на момент прохождения экспертизы и получения разрешения на строительство должны быть определены назначение и предельные параметры объектов капитального строительства, а также необходимые сведения в целях обеспечения защиты жизни и здоровья граждан и охраны окружающей среды. Полный объем информации и проектных решений (рабочий проект) об объекте капитального строительства необходим только к моменту ввода его в эксплуатацию, поскольку разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, подтверждающий:

● выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство и проектной документацией;
● соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
● соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям.

По мнению профессионального сообщества, данное положение предоставляет возможность изыскания иных мероприятий, способствующих дальнейшей минимизации требований к составу и содержанию разделов проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств частных инвесторов без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных капиталах которых составляет более 50%, и не являющихся уникальными и технически сложными. Содержание проектной документации на такие объекты на момент предоставления в экспертизу возможно должно ограничиваться основными архитектурно-планировочными и конструктивными решениями, основными решениями по инженерному и технологическому оборудованию, отделке зданий, обоснованием предельных параметров объектов капитального строительства, необходимыми сведениями, направленными на обеспечение защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды. Дальнейшая детальная проработка и увязка на объекте проектных решений должна осуществляться на последующих стадиях проектирования и завершаться до момента получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Представляется целесообразным для определения возможности внедрения стадийности процесса проектирования воспользоваться апробированными решениями нормативных технических документов Советского Союза, европейских стандартов и стандартов сопредельных стран таможенного союза ЕАЭС. Проектирование предприятий, зданий и сооружений в СССР могло осуществляться:

● в одну стадию – рабочий проект со сводным сметным расчетом стоимости – для предприятий, зданий и сооружений, строительство которых будет осуществляться по типовым и повторно применяемым проектам, а также для технически несложных объектов;
● в две стадии – проект со сводным сметным расчетом стоимости и рабочая документация со сметами – для других объектов строительства, в том числе крупных и сложных.

Определение стадийности проектирования также включено в большинство международных и национальных нормативных документов по строительству. Европейские нормативные документы предполагают более глубокую дифференциацию процесса проектирования. На анализе основных международных и ряда национальных нормативных документов европейских стран были определены наиболее типичные стадии разработки проектной документации строительного объекта.

Предпроектные материалы – проектное задание (задание на проектирование).

Технико-экономическое обоснование (Design Concept) – набор основных положений, касающихся проекта, учитываемых на всех этапах проектирования и принимающих во внимание все существующие ограничения.

Эскизный проект (Schematic design) – начальный проект, представленный на второй стадии процесса проектирования и основанный на концепции проекта.

Проект (Detail design) – документация, разработанная в период третьего этапа процесса проектирования, основанного на утвержденной стадии принципиальных решений (схематического проектирования).

Рабочая документация (Final design) – финальный этап проектирования, выполняемый после одобрительной оценки детального проектирования.

Стадия 5. Утвержденная рабочая документация

В нормативных документах стран таможенного союза ЕАЭС, таких как Беларусь и Казахстан, также сделан акцент на многостадийность процесса проектирования объектов капитального строительства. Но европейские нормативные документы предполагают более глубокую дифференциацию процесса проектирования, чем стандарты стран таможенного союза ЕАЭС. К тому же Европейский комитет по стандартизации (CEN) не остановился на достигнутом результате и продолжает работу в части структурирования стадийности проектных работ в области капитального строительства. Из национальных стандартов Российской Федерации только ГОСТ Р 55654-2013 (ИСО 16813:2006), являющийся модифицированным по отношению к международному стандарту ISO 16813:2006 «Building environment design – Indoor environment – General principles» с учетом потребностей национальной экономики Российской Федерации и особенностей российской национальной стандартизации, предусматривает выделение четырех стадий процесса проектирования объектов капитального строительства. Положительный опыт использования в европейских стандартах многостадийного проектирования позволяет рассмотреть возможность исключения излишней детализации проектных решений и сокращения разделов проектной документации на момент прохождения экспертизы до количества, достаточного для последующего качественного проектирования и строительства зданий и сооружений с надлежащими параметрами безопасности, надежности и эффективности.

Представленный выше анализ Положения приводит к выводу о необходимости оптимизации требований к составу и содержанию разделов проектной документации объектов капитального строительства, предоставляемой на государственную экспертизу.

В целях дальнейшего совершенствования правового регулирования градостроительной деятельности и улучшения делового климата в сфере строительства представляется целесообразным рассмотреть также возможность внедрения на законодательном уровне многостадийности процесса проектирования. При проведении оптимизации содержания разделов проектной документации особое внимание следует уделить исключению:

● возможного дублирования требований к содержанию в смежных разделах проектной документации;
● избыточного наполнения разделов информацией и решениями, не затрагивающими конструктивные и иные характеристики обеспечения безопасности объекта капитального строительства;
● требований, приводящих к излишней детализации проектных решений.

Для проектирования строительных объектов разного уровня сложности, понадобится разработка и последующее утверждение необходимой проектной документации. Схема разработки проекта и составляет последовательность проектных работ, что позволит достичь наиболее оптимальных и эффективных решений. … Основные этапы и порядок проведения проектных работ. В зависимости от назначения объекта строительства используются разные технологии проектирования , равно как последовательность выполнения работ, которые во многих случаях одни и те же. В основном проектирование будет состоять из таких этапов: подготовка рабочей документации

Источники
  • https://ssstroy.1c-umi.ru/stadii_proektirovaniya/
  • https://msarchitects.ru/blog/poryadok-proektirovaniya-obekta-kapitalnogo-stroitelstva/
  • https://gge.ru/analytics/experts/ne-menee-znachitelnym-yavlyaetsya-vopros-o-trebovaniyakh-predyavlyaemykh-k-soderzhaniyu-razdelov-pro/

Рейтинг
Загрузка ...