В конце года начинается подготовка данных годовой отчетности, важной составной частью которой является инвентаризация имущества строительной компании. В связи с этим напомним, как проводить инвентаризацию и отражать ее результаты в бухгалтерском и налоговом учете.
Основные правила
Необходимость проведения инвентаризации имущества и обязательств перед составлением годовой отчетности с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета установлена в пункте 2 статьи 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Однако это не значит, что все имущество нужно пересчитывать и переписывать именно 31 декабря 2008 года. Начать годовую инвентаризацию можно и раньше (после 1 октября).
А инвентаризировать основные средства допускается вообще раз в три года.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОМЕНТЫ
Для проведения инвентаризации должна быть создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Кроме того, при необходимости (если одновременно в сжатые сроки нужно провести перепись имущества в разных местах, например на разных складах, площадках и т. д.) создаются еще и рабочие инвентаризационные комиссии.
Порядок проведения инвентаризации 1 часть
Приказ о назначении комиссии (с указанием ее персонального состава и сроков инвентаризации) утверждается руководителем организации и регистрируется в книге контроля.
Унифицированные формы этих документов утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88:
— приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (форма № ИНВ-22);
— журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (форма № ИНВ-23).
В состав инвентаризационной комиссии нужно включить представителей администрации, бухгалтеров, других специалистов (инженеров, экономистов, техников и т. д.). Возможно привлечение представителей службы внутреннего аудита (при ее наличии) и независимых аудиторских фирм.
Учтите, что отсутствие при проведении инвентаризации хотя бы одного члена комиссии служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. Поэтому не стоит привлекать работников, которые постоянно находятся в разъездах и командировках.
Приказ о проведении инвентаризации вручается председателю комиссии.
ЛЬГОТЫ ДЛЯ СЕВЕРЯН
В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться не в IV квартале, а в период наименьших остатков ценностей (например, летом). Это предусмотрено нормами пункта 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, и пункта 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
Итак, в установленный срок комиссия пришла на склад или приехала на объект. Прежде чем приступить к работе, необходимо получить от материально ответственных лиц (например, прораба, кладовщика и т. д.):
Порядок проведения инвентаризации, учет излишков и недостач
— последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей или денежных средств (визируются председателем комиссии с указанием «до инвентаризации, на такую-то дату»);
— расписки в том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности оприходованы, а выбывшие — списаны. В некоторых унифицированных формах такая расписка уже предусмотрена, например, в акте инвентаризации наличных денежных средств (форма № ИНВ-15) или в инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-3).
И только после этого в соответствии с пунктом 2.7 Методических указаний по инвентаризации необходимо в обязательном порядке проверить фактическое наличие имущества путем его подсчета, взвешивания и обмера.
Комиссия и материально ответственные лица должны работать вместе и одновременно. Нельзя, чтобы комиссия работала в их отсутствие и, наоборот, чтобы ответственный работник имел доступ на проверяемый объект без членов комиссии. Поэтому, если инвентаризацию за один день провести невозможно, необходимо в конце рабочего дня опломбировывать помещение.
Для строительных организаций особо актуальными являются положения, в соответствии с которыми:
— по материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей;
— определяют вес (или объем) навалочных материалов исключительно на основании обмеров и технических расчетов;
— при инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов комиссии и материально ответственное лицо, а в конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают и выверенный итог вносят в опись. При этом акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи.
«Строительные» особенности
Компаниям нужно учитывать следующие специфические особенности отрасли.
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА.
. проводится в соответствии с правилами, определенными в пунктах 3.32-3.34 Методических указаний по инвентаризации.
При этом составляются отдельные описи:
— на законченные строительством объекты, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами;
— на законченные, но почему-либо не введенные в эксплуатацию объекты, с указанием причин задержки оформления их сдачи в эксплуатацию;
— на объекты незавершенного капитального строительства;
— на прекращенные строительством объекты;
— на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству.
В двух последних случаях в описи приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства. При их заполнении используются соответствующие технические документы (планы, чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация.
При проведении инвентаризации незавершенного капитального строительства в описях нужно указывать наименование объекта и объем выполненных по нему работ (по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т. п.) При этом следует проверить:
— наличие в составе незавершенного капитального строительства оборудования, переданного в монтаж, но фактически не начатого монтажом;
— состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов с выявлением причин и оснований для их консервации.
БЕЗ ПОМОЩИ РУКОВОДСТВА НЕ ОБОЙТИСЬ
Руководитель строительной организации должен позаботиться о создании необходимых условий, чтобы комиссия могла произвести полную и точную проверку наличия имущества в установленные сроки: обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, предоставить технически исправное весовое хозяйство, измерительные и контрольные приборы, мерную тару и другие необходимые инструменты.
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Проверка проводится материально ответственными лицами в местах хранения ценностей, в том числе на отдельных строительных объектах, участках, подсобно-вспомогательных производствах и обслуживающих хозяйствах. При этом также нужно учитывать ряд особенностей.
Во-первых, в строительстве широко используются материалы открытого хранения — песок, гравий, щебень и т. д.
Их инвентаризацию проводят путем геодезического обмера, то есть перед проведением инвентаризации таким материалам придают правильную геометрическую форму (обычно это конус, параллелепипед или куб), после чего замеряют высоту, а также длину, ширину (или диаметр основания) и производят подсчет объема материала по геометрическим формулам.
Металл различного профиля, используемый при строительстве (арматурную и угловую сталь, швеллер и т. д.), тоже инвентаризируют «математически»: подсчитывают суммарную длину каждого профиля и умножают ее на теоретический вес единицы длины в килограммах (по специальным справочным таблицам).
Фактическое наличие бетонных и железобетонных конструкций и изделий (например, стеновые панели, плиты перекрытий, фундаментные блоки и т. д.) определяют перемножением количества каждого вида изделий (по данным фактического пересчета) на проектный объем каждого изделия в кубических метрах. Не следует забывать про спецодежду, спецобувь и защитные приспособления, а также специальные инструменты и приспособления.
Во-вторых, согласно пункту 1.3 Методических указаний по инвентаризации, строительная компания должна проводить инвентаризацию не только своих материально-производственных запасов, но и запасов, которые числятся в ее учете на балансовых или забалансовых счетах. К ним относятся:
— арендованное имущество;
— ценности, находящиеся на ответственном хранении (например, когда полученные от поставщика материалы не соответствуют заказанному ассортименту);
— материалы, полученные для переработки (оборудование, принятое в монтаж, давальческое сырье).
По ним составляются отдельные инвентаризационные описи.
Документальное оформление
Сведения о фактическом наличии имущества и реальности обязательств заносятся в инвентаризационные описи или акты. Для большинства видов имущества и обязательств существуют унифицированные формы (формы № ИНВ-1, ИНВ-3, ИНВ-4, ИНВ-17 и т. д.)
ИНВЕНТАРИЗАЦИОННЫЕ ОПИСИ И АКТЫ.
. составляются не менее чем в двух экземплярах. Заполнять их можно как вручную, так и на компьютере.
Подчистки и помарки в описях не допускаются. Исправление делается корректурным способом во всех экземплярах: неправильную запись зачеркивают, над ней ставят правильную запись, заверенную подписями всех членов инвентаризационной комиссии, а также материально ответственного лица.
При заполнении инвентаризационных описей наименования ценностей и их количество надо указывать по той номенклатуре и в тех единицах измерения, которые приняты в бухгалтерском учете. В конце каждой страницы описи обязательно указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей, а также общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице (независимо от единиц измерения). Когда инвентаризация закончена, на последней странице описи оставшиеся незаполненные строки прочеркиваются.
Заполненные инвентаризационные описи должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом.
В унифицированных формах описей предусмотрена расписка материально ответственного лица, которая подтверждает следующие факты. Во-первых, что проверка имущества проведена комиссией в его присутствии. И, во-вторых, что у него нет каких-либо претензий к членам комиссии и перечисленное в описи имущество принято на ответственное хранение.
Если уже после инвентаризации материально ответственное лицо обнаружит ошибку в описи, ему необходимо немедленно заявить об этом председателю комиссии для проведения проверки данного факта. В случае его подтверждения в опись вносятся соответствующие исправления.
По окончании инвентаризации могут быть назначены контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Они проводятся с участием членов комиссий и материально ответственных лиц и обязательно до открытия проверенного объекта (того склада, площадки и т. п., где проводилась инвентаризация).
Один экземпляр инвентаризационных описей передается в бухгалтерию строительной компании, второй остается у материально ответственных лиц.
СЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Бухгалтер, получив инвентаризационные описи, производит их таксировку и сравнивает фактическое наличие имущества по данным инвентаризации с учетными данными.
Сверив данные инвентаризации с данными бухучета, в случае если выявлены расхождения, бухгалтер должен составить сличительные ведомости (формы № ИНВ-18 или № ИНВ-19). Причем отдельными позициями в сличительную ведомость вносятся только те ценности, по которым обнаружены отклонения, а прочие заносятся одной строкой, общей суммой. Суммы излишков и недостач указываются исходя из «бухгалтерской» оценки соответствующих ценностей. По ценностям, не принадлежащим организации, составляются отдельные сличительные ведомости.
УПРОЩЕНИЕ РАБОТЫ ПОЛЬЗЫ НЕ ПРИНЕСЕТ
Обратите внимание: заполнять инвентаризационную ведомость по данным бухучета нельзя. Ведь тогда нарушится контрольная функция инвентаризации, которая может привести к искажению результатов и злоупотреблениям.
Формальный подход (составление инвентаризационных описей, не выходя из бухгалтерии, без проведения фактических проверок) также недопустим. В спешке при оформлении результатов фиктивной инвентаризации нередко все описи датируются одним числом (при наличии большого количества проверяемых объектов и всего одной инвентаризационной комиссии).
Это ставит под сомнение не только результаты инвентаризации, но и всю отчетность строительной компании.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Все расхождения должны быть так или иначе объяснены.
Например, при обнаружении излишков и недостач следует получить письменные объяснения материально ответственных лиц.
Если виновник недостачи не установлен, к итоговым документам нужно приложить соответствующие решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц. Если обнаружен факт порчи ценностей, необходимо заключение отдела технического контроля или специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).
Инвентаризационная комиссия должна подготовить предложения об урегулировании выявленных расхождений, которые представляются на рассмотрение руководителю строительной компании. Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией.
Учет результатов инвентаризации
Порядок учета выявленных при инвентаризации отклонений следующий (он определен в пункте 3 статьи 12 Закона № 129-ФЗ).
Излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации.
Недостача имущества и его порча списываются:
— в пределах норм естественной убыли — на издержки производства или обращения;
— сверх норм — за счет виновных лиц;
— при отсутствии виновных (если они не установлены или суд отказал во взыскании) убытки списываются на финансовые результаты организации.
Результаты должны быть отражены в учете того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете.
ЕСЛИ ОБНАРУЖЕНЫ ИЗЛИШКИ
Излишки денег и ценностей учитываются по дебету соответствующих счетов — 50 «Касса», 10 «Материалы» и т. д. и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Причем имущество приходуется по рыночной стоимости.
В налоговом учете рыночная стоимость «лишних» ценностей включается в состав внереализационных доходов (п. 20 ст. 250 Налогового кодекса РФ).
ЕСЛИ ВЫЯВЛЕНА НЕДОСТАЧА
Подчеркнем, чтобы правильно списать недостачу, необходим ряд документов. К ним относятся:
— сличительная ведомость (форма № ИНВ-18 или № ИНВ-19);
— ведомость учета результатов (форма № ИНВ-26);
— письменные объяснения материально ответственного лица (или иного работника, виновного в недостаче);
— распоряжение руководителя о взыскании ущерба с виновного лица;
— решение суда о взыскании (или об отказе во взыскании) с работника ущерба;
— постановление об отказе в возбуждении дела (если стоимость недостающих или похищенных ценностей составляет менее 1000 руб., что признается мелким хищением, являющимся административным правонарушением согласно статье 7.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях);
— постановление о приостановлении предварительного следствия в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
Сначала недостающее имущество списывается в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» с кредита соответствующих счетов (например, со счета 10). Сюда же списываются и отклонения в стоимости ценностей, если организация использует счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Дальнейшие действия будут такими.
Прежде всего рассчитывают и списывают недостачу в пределах норм естественной убыли в дебет счетов учета затрат (20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы»).
Нормы естественной убыли нерудных строительных материалов (песка, щебня, гравия) при хранении приведены в Приложении № 1 к постановлению Госснаба СССР от 15 июня 1984 г. № 72.
Далее нужно определить, есть ли конкретный виновник. Если есть (например, кладовщик или прораб), взыскание недостачи производится с виновного лица.
Если же виновные не обнаружены, недостача списывается с кредита счета 94 в дебет счета 91.
ПРИМЕР
При инвентаризации товарно-материальных ценностей в ООО «Монолит» обнаружена недостача строительного песка на общую сумму 36 000 руб. Виновные лица не установлены. Недостача в пределах норм естественной убыли по расчету составляет 7250 руб. Руководителем принято решение о списании суммы недостачи на финансовые результаты. Бухгалтер запишет:
ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 10
— 36 000 руб. — списан недостающий песок на основании сличительной ведомости;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 94
— 7250 руб. — списана недостача песка в пределах норм естественной убыли;
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 94
— 28 750 руб. (36 000 — 7250) — списана недостача песка сверх норм естественной убыли.
В налоговом учете расходы в виде недостачи материальных ценностей в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены, включаются в состав внереализационных расходов. Но для этого факт отсутствия виновных должен быть подтвержден уполномоченным органом государственной власти документально (подп. 5 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса РФ). В противном случае убытки в целях исчисления прибыли не учитываются.
ЗАЧЕТ ПО ПЕРЕСОРТИЦЕ
В соответствии с пунктом 5.3 Методических указаний по инвентаризации строительная компания может производить взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы.
Однако сделать это можно только в виде исключения в случае, если одновременно обнаружены излишек и недостача товарно-материальных ценностей одного и того же наименования:
— за один и тот же проверяемый период;
— у одного и того же проверяемого лица;
— в тождественных количествах.
Поэтому, например, если имеется излишек песка и недостаток щебня, провести зачет по пересортице нельзя. Нельзя произвести зачет и в том случае, если обнаружен излишек песка на одной стройплощадке и недостача — на другой.
Источник www.audit-it.ruПорядок проведения инвентаризации незавершенного строительства
от 17 апреля 2019 года N 331
Об утверждении Методических рекомендаций по проведению инвентаризации объектов незавершенного строительства и по представлению информации о результатах инвентаризации
Во исполнение Плана мероприятий («дорожная карта») по снижению объема и количества объектов незавершенного строительства, при строительстве которых были использованы средства бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, приказываю:
утвердить Методические рекомендации по проведению инвентаризации объектов незавершенного строительства и по представлению информации о результатах инвентаризации согласно приложению.
Министр по земельным и имущественным отношениям
Республики Дагестан
А.КАГИРГАДЖИЕВ
Приложение
к приказу Министерства по земельным
и имущественным отношениям
Республики Дагестан
от 17 апреля 2019 г. N 331
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ О РЕЗУЛЬТАТАХ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации устанавливают порядок проведения инвентаризации объектов незавершенного строительства, расположенных на территории Республики Дагестан, а также вложений в объекты недвижимого имущества.
Методические рекомендации разработаны с учетом требований Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49, и Методических рекомендаций по проведению главными распорядителями средств федерального бюджета инвентаризации объектов незавершенного строительства, вложений в объекты недвижимого имущества и по представлению информации о результатах указанной инвентаризации, с указанием детальных сведений по каждому объекту, в соответствии с совместным письмом Минфина России от 22 декабря 2015 г. N 02-06-07/75364 и Федерального Казначейства от 22 декабря 2015 г. N 07-04-05/02-874.
1.2. Инвентаризации в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями подлежат:
объекты незавершенного строительства, находящиеся в собственности Республики Дагестан, а также имеющиеся у государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, хозяйственных обществ и товариществ, а также у иных организаций (далее именуются — организации) на правах хозяйственного ведения, оперативного управления, пользования и иных правах, а также не вошедшие в уставные капиталы хозяйственных обществ и товариществ (далее — объекты инвентаризации);
объекты незавершенного строительства, находящиеся в собственности муниципальных образований Республики Дагестан, а также имеющиеся у муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений, а также у иных муниципальных организаций, на правах хозяйственного ведения, оперативного управления, пользования и иных правах, а также не вошедшие в уставные капиталы хозяйственных обществ и товариществ (далее — объекты инвентаризации).
1.3. Основными целями инвентаризации являются:
выявление фактического наличия объектов инвентаризации, их технико-экономических характеристик и сопоставление последних с учетными данными;
организация учета объектов инвентаризации, приведение учетных данных по объектам инвентаризации в соответствие с их фактическими параметрами;
определение состояния объектов инвентаризации (степени их сохранности и износа);
выявление владельцев и пользователей объектов инвентаризации;
подготовка данных для принятия решений о возможных вариантах использования объектов инвентаризации (завершении строительства, реализации, консервации, утилизации и т.д.).
При этом проверяется:
а) не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;
б) состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов.
По этим объектам, в частности, необходимо выявить причины и основание для их консервации.
На законченные строительством объекты, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами, составляются особые описи. Отдельные описи составляются также на законченные, но почему-либо не введенные в эксплуатацию объекты. В описях необходимо указать причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов.
1.5. Инвентаризация объектов незавершенного строительства осуществляется балансодержателем капитальных вложений в составе рабочих групп по инвентаризации (комиссия).
1.6. Инвентаризационную комиссию, созданную балансодержателем капитальных вложений для проведения инвентаризации вложений в государственное (муниципальное) недвижимое имущество, следует также создавать из технических специалистов, лиц, ответственных за организацию и ведение строительства, а также лиц, обладающих специальными знаниями в области строительства.
В случае отсутствия у балансодержателя капитальных вложений работников, обладающих специальными знаниями, для участия в работе инвентаризационной комиссии по решению председателя комиссии могут приглашаться эксперты.
Экспертом не может быть лицо балансодержателя капитальных вложений, на которое возложены обязанности, связанные непосредственно с ведением строительства, или лицо организации, которая выполняет функции Исполнителя по договору строительства, иному договору, в рамках которого осуществлялись соответствующие вложения в государственное (муниципальное) недвижимое имущество.
1.7. Инвентаризация объектов незавершенного строительства проводится ежегодно.
1.8. Перед началом проведения инвентаризации объектов незавершенного строительства издается приказ (приложение N 1 к настоящим Методическим рекомендациям). В приказе обязательно указываются:
1. состав инвентаризационной комиссии;
2. наименование и адресные характеристики объектов незавершенного строительства, подлежащих инвентаризации;
3. даты начала и окончания проведения инвентаризации.
2. Правила проведения инвентаризации объектов незавершенного строительства
1. Инвентаризация объектов незавершенного строительства осуществляется рабочей группой по инвентаризации (комиссия). В состав рабочей группы входят сотрудники органов исполнительной власти Республики Дагестан и органы местного самоуправления. В состав рабочей группы могут включаться представители министерства (ведомства), которому подведомственна организация.
В состав рабочей группы по инвентаризации необходимо включать и технических специалистов, а также лиц, обладающих специальными знаниями в области строительства.
2. При проведении инвентаризации рабочая группа получает от руководителя организации необходимую техническую и правовую документацию и информацию по объектам незавершенного строительства, находящихся в республиканской или муниципальной собственности, и имеющихся у организации.
Рабочая группа определяет путем проверки полученной информации состав и основные параметры объекта инвентаризации и производит осмотр объектов инвентаризации.
До начала инвентаризации рекомендуется проверить:
а) наличие и состояние регистров аналитического учета по каждому вложению в объект государственного (муниципального) недвижимого имущества;
б) наличие документов, являющихся основанием выделения средств федерального бюджета, республиканского бюджета и (или) муниципального бюджета, и (или) документ — основание для начала реализации инвестиционных проектов (строительства);
в) наличие паспорта инвестиционного проекта, результатов инженерных изысканий, проектной документации, в том числе проектно-сметной документации, наличие положительного заключения экспертизы проектной документации, в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
При инвентаризации капитальных вложений в объекты государственного недвижимого имущества комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование (рабочее наименование), назначение, основные технические показатели, подтверждающие объем выполненных работ.
Кроме того, при инвентаризации вложений в объекты государственного недвижимого имущества (зданий, сооружений и другой недвижимости) комиссия проверяет наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов.
При выявлении объектов, по которым отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, — объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (подвалов, полуподвалов и т.д.), год начала строительства и др.; по линейным объектам — протяженность, глубину и ширину; по мостам — местонахождение, род материалов и основные размеры; по дорогам — тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материалы покрытия, ширину полотна и т.п.
Если комиссией установлено, что завершенные капитальные вложения в объекты государственного недвижимого имущества (работы капитального характера по надстройке этажей, пристройки новых помещений и др.) не отражены в бухгалтерском учете (в том числе у балансодержателя соответствующего объекта имущества), комиссия определяет сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и отражает в описи данные о произведенных изменениях.
На объекты государственного недвижимого имущества, по которым строительство было приостановлено (без консервации объектов), разрушенные и не подлежащие восстановлению объекты инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием причин, приведших указанные объекты к непригодности.
При сопоставлении фактически произведенных капитальных вложений с данными бухгалтерского учета по объему произведенных капитальных вложений путем документальной проверки инвентаризационной комиссии следует также проанализировать характер произведенных капитальных вложений в объекты государственного недвижимого имущества по следующим критериям:
а) год начала осуществления вложений;
б) планируемый год окончания строительства/реконструкции;
в) сметная стоимость строительства на дату начала строительства согласно проектно-сметной документации;
г) сметная стоимость строительства на начало отчетного периода согласно проектно-сметной документации;
д) сметная стоимость строительства на конец отчетного согласно проектно-сметной документации;
Источник docs.cntd.ruПорядок проведения инвентаризации незавершенного строительства
Распоряжение Минимущества РФ от 18.01.2001 N 91-р (ред. от 28.06.2002) «Об организации учета и вовлечении в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности» (вместе с «Положением о постоянно действующей комиссии Минимущества России по координации и контролю работ по учету и вовлечению в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности», «Методическими указаниями по проведению инвентаризации объектов незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности»)
МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 18 января 2001 г. N 91-р
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА И ВОВЛЕЧЕНИИ
В ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ОБОРОТ ОБЪЕКТОВ НЕЗАВЕРШЕННОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА, НАХОДЯЩИХСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
В целях реализации «Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации», одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.99 N 1024, и вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности:
1. Образовать постоянно действующую комиссию Минимущества России по координации и контролю работ по учету и вовлечению в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности, в составе согласно приложению.
2. Утвердить прилагаемое Положение о постоянно действующей комиссии Минимущества России по координации и контролю работ по учету и вовлечению в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности.
3. Утвердить прилагаемые Методические указания по проведению инвентаризации объектов незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности, и форму инвентаризационной описи.
4. Территориальным органам Минимущества России и органам по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации, наделенным полномочиями территориального органа Минимущества России (далее — территориальные органы):
создать рабочие комиссии (рабочие группы) по проведению инвентаризации, учету и выработке предложений по дальнейшему использованию расположенных на территории субъектов Российской Федерации объектов незавершенного строительства с выделением объектов, строительство которых осуществляется в соответствии с федеральными целевыми программами;
направлять в указанную постоянно действующую комиссию Минимущества России ежемесячно до 5 числа предложения по дальнейшему использованию и распоряжению объектами незавершенного строительства, в том числе объектами, строительство которых осуществляется в соответствии с федеральными целевыми программами;
направлять еженедельно в Департамент учета государственной собственности Минимущества России инвентаризационные описи объектов незавершенного строительства.
5. Департаменту учета государственной собственности (Царегородцев Ю.М.) и Департаменту координации работы территориальных органов (Королев М.А.) на основании представленных территориальными органами инвентаризационных описей составить сводный перечень объектов незавершенного строительства, в том числе объектов, строительство которых осуществляется по федеральным целевым программам.
6. Отраслевым структурным подразделениям Минимущества России представлять раз в две недели в постоянно действующую комиссию информацию, согласованную с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, о техническом состоянии объектов незавершенного строительства, в том числе объектов, строительство которых осуществляется по федеральным целевым программам, о выделении средств на финансирование объектов и предложения по их дальнейшему использованию.
к распоряжению Минимущества России
от 18.01.2001 N 91-р
ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩЕЙ КОМИССИИ МИНИМУЩЕСТВА РОССИИ
ПО КООРДИНАЦИИ И КОНТРОЛЮ РАБОТ ПО УЧЕТУ
И ВОВЛЕЧЕНИЮ В ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ОБОРОТ ОБЪЕКТОВ
НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, НАХОДЯЩИХСЯ
В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
от 18.01.2001 N 91-р
О ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩЕЙ КОМИССИИ МИНИМУЩЕСТВА РОССИИ
ПО КООРДИНАЦИИ И КОНТРОЛЮ РАБОТ ПО УЧЕТУ
И ВОВЛЕЧЕНИЮ В ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ОБОРОТ ОБЪЕКТОВ
НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, НАХОДЯЩИХСЯ
В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
1. Постоянно действующая комиссия Минимущества России по координации и контролю работ по учету и вовлечению в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности (далее — Комиссия):
рассматривает информацию рабочих комиссий территориальных органов Минимущества России и органов по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации, наделенных полномочиями территориального органа Минимущества России (далее — территориальные органы), о ходе проведения инвентаризации и учета, а также предложения по дальнейшему использованию расположенных на территориях субъектов Российской Федерации объектов незавершенного строительства, в том числе строительство которых осуществляется по федеральным целевым программам;
рассматривает информацию отраслевых структурных подразделений Минимущества России, согласованную с федеральными органами исполнительной власти, техническом состоянии объектов незавершенного строительства, в том числе объектов, строительство которых осуществляется по федеральным целевым программам, и предложения по их дальнейшему использованию;
готовит проекты решений по дальнейшему использованию объектов незавершенного строительства (далее — объекты), в том числе:
а) по продаже объектов на аукционе;
б) по продаже объектов на коммерческом конкурсе;
в) по передаче объектов в собственность субъекта Российской Федерации;
г) по завершению строительства объектов;
д) по даче согласия на продажу, мену, внесение в качестве вклада в уставный (складочный капитал) хозяйственных обществ и товариществ объектов, находящихся в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий;
подготавливает предложения по дальнейшему использованию объектов незавершенного строительства, в том числе объектов, строительство которых осуществляется по федеральным целевым программам для внесения их в Правительство Российской Федерации.
2. Решения комиссии принимаются на ее заседании большинством голосов членов комиссии, принявших участие в заседании. При голосовании каждый член комиссии имеет один голос. При равенстве голосов решающим является голос председателя комиссии.
Результаты работы комиссии оформляются протоколом, который подписывается председателем комиссии.
3. Заседания комиссия проводятся через каждые две недели.
4. Комиссия осуществляет координацию и контроль за деятельностью отраслевых департаментов, управлений и территориальных органов, дает им поручения по вопросам учета и дальнейшего использования объектов незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности.
5. Секретарь Комиссии передает представленные территориальными органами предложения по дальнейшему использованию и распоряжению объектов незавершенного строительства, в том числе по объектам, строительство которых осуществляется в соответствии с федеральными целевыми программами, структурным подразделениями Минимущества России для согласования их с соответствующими органами исполнительной власти, подготовке решений и вынесения их на Комиссию.
от 18.01.2001 N 91-р
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ
НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, НАХОДЯЩИХСЯ
В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Настоящие Методические указания устанавливают порядок проведения инвентаризации объектов незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности.
1. Методические указания разработаны с учетом требований Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.95 N 49, и Методических указаний по проведению инвентаризации объектов федерального недвижимого имущества, утвержденных распоряжением Мингосимущества России от 12.10.98 N 1289-р.
2. Инвентаризации в соответствии с настоящими Методическими указаниями подлежат объекты незавершенного строительства, находящиеся в федеральной собственности, имеющиеся у федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных учреждений, хозяйственных обществ и товариществ, а также у иных организаций (далее именуются — организации) на правах хозяйственного ведения, оперативного управления, пользования и иных правах, а также не вошедшие в уставные капиталы хозяйственных обществ и товариществ (далее — объекты инвентаризации).
3. Основными целями инвентаризации являются:
— выявление фактического наличия объектов инвентаризации, их технико — экономических характеристик и сопоставление последних с учетными данными;
— организация учета объектов инвентаризации, приведение учетных данных по объектам инвентаризации в соответствие с их фактическими параметрами;
— определение состояния объектов инвентаризации (степени их сохранности и износа);
— выявление владельцев и пользователей объектов инвентаризации;
— подготовка данных для принятия решений о возможных вариантах использования объектов инвентаризации (завершении строительства, реализации, консервации, утилизации и т.д.).
4. Инвентаризация объектов незавершенного строительства осуществляется рабочей группой по инвентаризации. В состав рабочей группы входят сотрудники территориального органа Минимущества России или органа по управлению государственным имуществом соответствующего субъекта Российской Федерации, наделенного полномочиями территориального органа Минимущества России (далее — территориальные органы). В состав рабочей группы могут включаться представители министерства (ведомства), которому подведомственна организация. При необходимости в состав рабочей группы включаются представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в том числе Госкомстата России, Госстроя России и Росземкадастра. Руководителем рабочей группы является сотрудник территориального органа.
5. При проведении инвентаризации рабочая группа получает от руководителя организации необходимую техническую и правовую документацию и информацию по объектам незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности и имеющихся у организации.
Рабочая группа определяет путем проверки полученной информации состав и основные параметры объекта инвентаризации и производит осмотр объектов инвентаризации.
6. Форма инвентаризационной описи (далее — опись) заполняется по каждому объекту незавершенного строительства в двух экземплярах без исправлений и подчисток, подписывается всеми членами рабочей группы и ответственными лицами организации (руководитель и главный бухгалтер).
6.1. Все строки описи должны быть заполнены в соответствии с поставленными вопросами.
6.2. Датой заполнения описи является дата подписания заполненной формы руководителем организации.
6.3. В строке «Наименование организации» приводится полное наименование организации согласно учредительным документам, а также ее сокращенное наименование.
6.4. В разделе 4 указывается назначение объекта на момент инвентаризации.
6.5. В разделе 6 приводится площадь в соответствии с существующим планом земельного участка, отведенного под объект инвентаризации. В случае отсутствия оформленного землеотвода в данной графе проставляется 0. В случае, если объект входит в состав комплекса зданий и сооружений, в графе указывается следующее: «В составе комплекса».
6.6. В разделе 8.2 «Дата выпуска проекта / номер проекта» отражаются дата и номер согласно проектно — сметной документации.
6.7. Степень завершенности строительства определяется следующим образом:
6.7.1. Начальная стадия строительства соответствует следующему уровню организации подготовительных и строительно — монтажных работ:
— завершены изыскательные и проектные работы;
— определены поставщики оборудования и материалов;
— выполнены работы по временным зданиям и сооружениям в рамках проекта.
6.7.2. Средняя стадия строительства соответствует следующему уровню организации подготовительных и строительных работ:
— завершены изыскательные и проектные работы;
— начаты и продолжаются поставки оборудования и материалов;
— начаты и практически закончены работы по возведению стен и конструкции крыши;
— выполнены работы по временным зданиям и сооружениям в рамках проекта;
— начаты работы по монтажу технологического оборудования и внутренних систем.
6.7.3. Высокая стадия строительства соответствует следующему уровню организации строительно — монтажных работ на объекте:
— завершены изыскательные работы;
— начаты и продолжаются поставки оборудования и материалов;
— закончены работы по возведению стен и конструкции крыши;
— выполнены работы по временным зданиям и сооружениям в рамках проекта;
— работы по монтажу технологического оборудования и внутренних систем выполнены в пределах (50 — 75)%;
— начаты отделочные работы.
6.7.4. Завершающая стадия строительства соответствует следующему уровню организации строительно — монтажных работ на объекте:
— завершены изыскательные и проектные работы;
— закончены поставки оборудования и материалов;
— закончены работы по возведению стен и конструкции крыши;
— выполнены работы по временным зданиям и сооружениям в рамках проекта;
— завершаются работы по монтажу технологического оборудования и внутренних систем;
— отделочные работы на объекте выполнены в пределах (50 — 99)%;
— начаты пусконаладочные работы на объекте.
6.8. Если объект незавершенного строительства является комплексным (включает в себя иные объекты незавершенного строительства), то:
в описи на комплексный (составной) объект незавершенного строительства могут не заполняться графы 16, 17, 18. В такой описи указываются наименования отдельных объектов, входящих в состав комплексного (составного);
к описи на комплексный объект прикладываются описи на каждый объект незавершенного строительства, входящий в состав комплексного объекта. Порядок оформления описей по таким зданиям, сооружениям определен п. п. 6.1 — 6.7.4 настоящих Методических указаний.
7. В тех случаях, когда члены рабочей группы или ответственные лица организации обнаружат после заполнения ошибки в описи, они должны немедленно заявить об этом руководителю рабочей группы. Рабочая группа проверяет указанные факты и в случае их подтверждения исправляет выявленные ошибки.
Исправление ошибок производится путем повторного заполнения и подписания описи.
8. Сведения из описи о результатах инвентаризации объектов незавершенного строительства по каждому конкретному объекту сводятся в территориальный информационный массив «Инвентаризация объектов незавершенного строительства». Сведения из названного массива (их обновление и дополнения) предоставляются в Минимущество России по электронным каналам связи. На основании представленных сведений осуществляется формирование и ведение сводного (центрального) информационного массива «Инвентаризация объектов незавершенного строительства». При этом один экземпляр описи остается на постоянном хранении в территориальных органах, другой — в организации.
к Методическим указаниям
по проведению инвентаризации
ФОРМА ИНВЕНТАРИЗАЦИОННОЙ ОПИСИ
Заполняется только для комплексного (составного) объекта незавершенного строительства.
Источник legalacts.ru