Порядок проведения нового строительства

В условиях высокой плотности застроек в больших городах актуальным становится вопрос о возведении многоэтажных жилых домов. Но высотные здания еще на этапе проектирования требуют проведения различных инженерных изысканий, в том числе экологических исследований. Заключение экспертов позволит построить безопасный и комфортный для проживания дом. Чтобы узнать, как проводятся экологические изыскания, посетите сайт компании «ГЕОЭксперт».

Многогранность экологических изучений

Экологические изыскания включают большое количество исследований. Экспертам предстоит оценить показатели:

  • химические;
  • физические;
  • биологические;
  • гидрометеорологические;
  • геологические;
  • радиологические;
  • геодезические.

Сотрудники компании «ГЕОЭксперт» являются многопрофильными специалистами, которые успешно справляются с инженерными изысканиями на объектах любой сложности. У нас большой опыт проведения экологических исследований на территории многоэтажных строительных объектов Москвы.

О курсах. Порядок освоения. Отличия и особенности

Порядок проведения экологических изысканий

Экологические исследования по сопровождению строительного проекта проводятся в определенном порядке. К этапам проведения изысканий относятся:

  • Предварительный сбор информации. Эксперты изучают техническое задание, знакомятся с архивными документами, выписками из профильных организаций, схемой участка будущей многоэтажной постройки.
  • Полевые работы. Инженеры проводят исследования непосредственно на территории, где делают необходимые замеры, берут пробы для лабораторных анализов, заполняют полевую документацию.
  • Камеральный период. Экологи изучают взятые на участке образцы в стационарной лаборатории, анализируют результаты, оформляют выводы.

На основании исследований специалисты делают техническое заключение об экологической обстановке в зоне строительства. Документ содержит выводы инженеров о возможном изменении показателей в период проведения работ и после введения объекта в эксплуатацию. Инженеры дадут профессиональные рекомендации по сохранению окружающей среды. Изыскания входят в пакет документов, необходимых для прохождения экспертизы.

Важность качества экологических изысканий

Особенность экологических изысканий для строительства высотной жилой конструкции заключается в необходимости прочного фундамента, наличия в проекте подземных автостоянок. Исследования нужно проводить на большей глубине. К тому же, в зоне строительства может присутствовать насыпной грунт, загрязнения, требующие вывоза и утилизации. Все эти показатели эксперты должны учесть, чтобы строительство:

  • проводилось в соответствии с законодательными актами;
  • не ухудшило состояния окружающей среды;
  • не потребовало дополнительных затрат;
  • не было приостановлено.

Сотрудники компании «ГЕОЭксперт» профессионально выполнят изыскания на этапе проектирования или при вводе многоэтажного дома в эксплуатацию. Исследования специалистов позволят построить прочное, экологически чистое и безопасное высотное здание.

Новый порядок обучения по охране труда: инструкция по применению. 2022

Источник: ng58.ru

Импортозамещение в строительстве: о чем думает государство, что предпринимает бизнес, чем делятся специалисты

Тема импортозамещения отошла на второй план, но никуда не исчезла из общей повестки дня, и для строительной отрасли в том числе. Поэтому каждое решение правительства, каждые озвученные статистические данные, каждое публично высказанное мнение продолжают вызывать реакцию рынка.

Сначала о том, что происходит в сфере строительного импортозамещения на высоком федеральном уровне. Одно из последних решений правительства — продлить действие упрощенного порядка подтверждения пригодности новых стройматериалов, который был введен в апреле 2022 года как одна из мер по обеспечению развития российской экономики в условиях санкционного давления. Согласно постановлению, подписанному Михаилом Мишустиным, упрощенный порядок, который позволяет быстрее выводить на рынок новые строительные материалы, изделия и конструкции и нивелировать риск их дефицита из-за внешних ограничений, будет действовать до конца 2023 года.

При использовании упрощенного порядка срок подтверждения пригодности отечественных стройматериалов сокращается с 90 до десяти рабочих дней: это стало возможным благодаря отказу от разделения процедуры на министерскую и подведомственную части и созданию механизма подтверждения пригодности по системе одного окна — «под ключ». Что касается стройматериалов, которые ввозятся в Россию из-за границы, то для подтверждения их характеристик российские органы стройнадзора продолжат учитывать результаты испытаний, проведенных в зарубежных лабораториях.

Информация о продлении упрощенного порядка появилась на правительственном сайте 5 октября, а днем ранее на заседании координационного совета РСПП по импортозамещению и технологической независимости заместитель руководителя аппарата Национального объединения строителей, директор департамента ценообразования в строительстве Павел Малахов в очередной раз представил каталог импортозамещающих строительных материалов и оборудования, который НОСТРОЙ при поддержке Минстроя запустил весной этого года.

По словам Павла Малахова, на сегодняшний день в каталоге размещено более 1700 импортных материалов, оборудования и ресурсов с уже подобранными аналогами отечественного производства или из дружественных стран. «Каталог очень востребован среди застройщиков, представителей служб государственного заказа, а также органов госэкспертизы на территории всех субъектов Российской Федерации. Каталог развивается и продолжает расширяться. В него включаются новые позиции, в том числе дорожная строительная техника, потому что там особенно наблюдаются проблемы как с запчастями, так и с самими машинами», — подчеркнул эксперт.

Кроме того, он обозначил возможные направления развития каталога, в том числе в части внесения законодательных изменений по использованию позиций-аналогов без дополнительных согласований с госэкспертизой. Это позволит сократить сроки строительства за счет того, что аналогичность строительного ресурса будет подтверждаться сервисом автоматически.

А еще раньше, в конце сентября, заместитель главы Минстроя Сергей Музыченко рассказал* о прорабатываемых мерах по импортозамещению в строительстве на панельной дискуссии в рамках программы обучающей стратегической сессии «Современные подходы к управлению государственным заказом в области строительства». Как отметил замминистра, «анализ текущей ситуации на рынке строительных ресурсов показал, что достижение крайне низкого уровня зависимости отрасли от импорта из недружественных стран — это вполне реализуемая задача. И она может и должна быть выполнена в ближайшие несколько лет путем создания и увеличения отечественных производственных мощностей, развития науки и повышения квалификации специалистов».

Говоря о направлениях соответствующей работы Минстроя, Минпромторга и других министерств и ведомств, Сергей Музыченко подчеркнул, что для обеспечения бесперебойной деятельности отрасли часть наиболее недоступной продукции будет поставляться через механизм параллельного импорта, а также через ввоз аналогов из дружественных стран. Но это целесообразно только в перспективе ближайших двух-трех лет — времени, необходимого для замещения импорта путем создания новых производств.

Другие направления — это локализация производств с учетом возможности использования запатентованных технологий зарубежных изготовителей, а также расширение имеющихся производственных мощностей при условии, что у конкретного расширяющегося производства незначительная доля импорта и одновременно высокий уровень компетенций. Еще одно направление — проведение научно-исследовательских работ, направленных на достижение технологического суверенитета с помощью разработки новых материалов, оборудования, инструментов и технологий.

Сергей Музыченко отдельно отметил, что по каждому важному строительному ресурсу Минстрой определил уровень зависимости от импорта и меры из обозначенных направлений, которые планируется принять для минимизации этого показателя, чтобы снизить риски для отрасли.

Ну, это все там, наверху. А как обстоят дела в сфере реального бизнеса? Прожив и проработав полгода в условиях импортозамещения, что сегодня игроки рынка называют его болевыми точками? И каким опытом готовы поделиться с коллегами?

По признанию вице-президента, директора департамента закупок ГК ФСК Александра Ткаченко, важно и показательно, что в сегменте строительства жилья комфорт-класса компании удалось на 100% перейти на российских производителей и при этом добиться еще и снижения цен до уровня января-февраля текущего года.

«Основные сложности, которые на текущий момент есть, — это более долгая и непредсказуемая логистика строительных составляющих и дефицит рабочей силы на строительных площадках. Но все преодолимо: вопрос с логистикой мы решаем за счет более раннего планирования, чтобы успеть доставить продукцию для стройки в сроки согласно графику, а вопрос с дефицитом рабочей силы — путем увеличения числа подрядчиков на площадке. Сейчас важно обмениваться опытом, и участники рынка стали более активно общаться, делиться между собой информацией. Это очень важно, поскольку помогает в текущих непростых реалиях».

В компании «Интеко» отмечают, что все их проекты на сегодняшний момент находятся в активной фазе строительства и сложно оценить их успешность, так как основным показателем является реализация проекта в срок и с заданными экономическими результатами. «То есть себестоимость проекта должна стремиться остаться в заданном и утвержденном бюджете. Пока все наши проекты, которые «приняли на себя удар» обстоятельств после 24 февраля, и по срокам, и по бюджету находятся в своем графике. Срыва срока и превышений бюджета на сегодня нет», — говорит директор департамента управления себестоимостью строительства компании «Интеко» Александр Родивилов.

«Один из самых больших рисков в случае полного замещения импортного материала или оборудования на отечественный заключается в том, что в доле отечественного материала может присутствовать сырье из-за рубежа, и это затрудняет само производство этого материала. В таком случае либо полностью снимается линейка продукции с производства по причине отсутствия зарубежного сырья, либо не выдерживаются сроки изготовления продукции.

Решением может стать поиск альтернативного сырья в дружественных странах или разработка собственных месторождений в России. Однако открытие нового месторождения — процесс небыстрый и финансово затратный.

В качестве примера можно привести сантехнические изделия из фаянса (раковины, унитазы и так далее), которые производятся в России и в производстве которых используется белая глина — каолин. Каолин добывается в Великобритании (Корнуолл), в Германии (в районе Дрездена), Чехословакии (окрестности Карлови-Вари), США (штат Джорджия), на Украине.

Все эти месторождения на сегодняшний момент недоступны для производителей из России, поэтому прорабатывается возможность добычи каолина на Урале и в Казахстане. В случае замещения на импортные материалы и оборудование из дружественных стран риски заключаются также в логистике и в применении материала или оборудования впервые. Решение: успешно идет работа по поиску поставщиков из Турции, Китая, ОАЭ, Индии, стран СНГ. Также прорабатываются альтернативные логистические решения, в том числе благодаря параллельному импорту, который был легализован весной. Стоимость такой поставки вырастает до 30-50%, а также может увеличиться срок, но тем не менее варианты решения есть».

По мнению эксперта, опыт каждой компании, которая успешно справилась с проблемами и трудностями, связанными с импортозамещением, может пригодиться всему рынку. «Единственное, все-таки в жилищном строительстве очень важно учитывать класс проекта, так как проекты комфорт-класса и премиум-класса в решении задач по импортозамещению практически не имеют точек соприкосновения», — считает Александр Родивилов.

У строительного холдинга «Аквилон инвест» и его сооснователя и председателя совета директоров Александра Фролова импортозаместительный опыт особый: компания работает в Архангельске, на Крайнем Севере, что умножает некоторые трудности на два, если не на три.

BFM.ru: Насколько Крайний Север отличается от других территорий страны, если мы говорим о производстве, о доставке стройматериалов, о самом строительном процессе?

Читайте также:  Окпд2 государственная экспертиза проектной документации в строительстве

Александр Фролов: Север, конечно, отличается в силу своих климатических условий в первую очередь. То есть строительство здесь идет так же, как и во всех регионах, круглогодично, но имеет определенные ограничения в рамках суровой зимы.

Логистические моменты для нашего региона также достаточно проблематичны: везти сложно, плюс дорогие энергоресурсы, не развито на сегодняшний день производство строительных материалов, их приходится на 90% завозить. Другое дело, что как таковая проблема импортозамещения для нас стоит не столь остро, поскольку мы исторически работаем на отечественных стройматериалах. Речь идет скорее о локализации производства, которое мы вынуждены были начать еще в пандемию и продолжаем сейчас, в условиях санкционного давления. Для нас принципиально, чтобы наши партнеры обеспечивали поставки вовремя, а они нередко работают на импортном оборудовании, и у них могут возникать определенные проблемы. Поэтому мы, что называется, максимально перевели процессы «под себя».

Александр Фролов: У нас основные строительные материалы, наличие которых необходимо жестко контролировать и точно понимать, сколько их есть в запасе, — товарный бетон, железобетонные изделия, те, которые максимально востребованы в общестрое. Речь идет о непрерывности процесса: если с поставками что-то начинает сбоить хотя бы на день-два-три, то приходится буквально все переделывать, именно поэтому это так важно. В свое время мы планировали заранее логистические поставки материалов и сами их хранили. А сейчас мы приобрели оборудование казанского производства — по сути, заводы, два больших бетоносмесителя, которые выпускают товарный бетон. На сегодняшний день у нас есть свой парк отечественных миксеров на базе «КамАЗов», так что основной цикл, который присутствует в монолитном домостроении, мы смогли себе обеспечить.

Александр Фролов: Около 150 млн рублей мы потратили на оборудование и на парк миксеров, скорее всего, нам придется его еще расширить. Производственные мощности были в наличии: земельный участок для производства железобетонных изделий, подъездные пути, нужные мощности, электрические мощности — это все у нас было, и поэтому не такие уж сумасшедшие суммы. Года через три-четыре выйдем в плюс.

Компания Dantone Home — представитель сегмента производителей мебели, которых на рынке недвижимости считают жителями другой, но все-таки соседней галактики. Мебельщикам тема сегодняшнего разговора тоже отлично знакома. Более того, как признается генеральный директор Dantone Home Сергей Воронов, этот бренд появился именно в результате процессов импортозамещения. «С момента создания мы практически все производили в России. Импортные составляющие — только в тех продуктах, которые в России не производят исторически: ковры, свет, декор, какие-то вещи ручной работы. В остальном — кухни, мягкая мебель, спальни, кабинеты, гардеробные, библиотеки и многое другое — производится в России на фабриках-партнерах», — поясняет эксперт.

«Если говорить о сложностях, то это всегда — произвести качественно, в сроки и в соответствии с техзаданием и чертежом: производство пока несовершенно, к сожалению. Качество, цена, сроки — вот основные проблемы. Также было непросто привлечь иностранных дизайнеров, но нам удалось это сделать, хотя, безусловно, были сложности с реализацией их идей в России. Мы исторически старались формировать собственную дизайн-команду, но при этом продолжаем сотрудничество с международными дизайнерами, потому что именно они создают тот уровень, на который нужно ориентироваться нашим молодым дарованиям. А сами мы ориентируемся на интернациональную аудиторию, так как наш продукт должен быть воспринят в любой точке мира».

Технологическое импортозамещение — отдельное направление, набирающее обороты. Отечественные разработчики ПО полны оптимизма, о чем BFM.ru подробно рассказывал много раз, власти этот оптимизм вполне разделяют, а вот взгляд девелоперов, оказывается, не всегда столь же позитивен.

«С уходом Autodesk из России жить стало печальнее: вся прогрессивная часть девелоперского рынка для хранения и согласования документации пользовалась сервисом Autodesk BIM 360, а для проектирования — Autodesk Revit, Navisworks, AutoCAD, Civil 3D и так далее. Лицензии на систему хранения у большинства девелоперов работают до ноября-декабря, после чего всем придется переносить базы данных на какое-то другое импортозамещающее ПО», — напоминает директор по цифровому продукту компании GloraX Артем Чернов.

По словам эксперта, если в случае с системой хранения альтернативы внутри РФ найдутся (например, в GloraX выбрали лицензию платформы Sarex, которая сейчас активно дорабатывается по требованиям компании), то в случае с ПО для проектирования останется либо работать на пиратских версиях, либо отказываться от идеи повсеместного внедрения BIM на ближайшие лет пять.

«ПО от Autodesk уже 10-15 лет является отраслевым стандартом для проектирования в нашей стране. Российский филиал давно выиграл в маркетинговой войне, и 95% работодателей требуют от своих соискателей-проектировщиков владения именно AutoCAD и Revit. Никто не ожидал, что однажды Autodesk перестанет продавать лицензии в России.

Причем параллельный импорт проблему как будто бы не решает: ведь по тексту лицензионного соглашения пользоваться перепроданным ПО так же незаконно, как и пиратским. Есть ли альтернативы в проектировании? Теоретически есть: черчение в AutoCAD заменяется российским nanoCAD, а Revit можно заменить относительно свежим решением под названием Renga. Но если в случае с «отечественной чертежной доской» все это хотя бы на словах реально (хотя я и не представляю, как десятки тысяч проектировщиков по всей России переучиваются работать в другом ПО), то в случае с Renga ситуация гораздо сложнее: по мнению большинства активных участников рынка, продукт еще очень сырой для реального использования в работе».

Если вложить много денег и государственных субсидий в разработку/доработку нового ПО, создать новые команды программистов и усилить старые, то через два-три года мы могли бы выйти на определенный конкурентный уровень. Но сейчас это направление — не самое приоритетное для госбюджетирования. Поэтому в ближайшей перспективе внутреннему рынку России придется спешно искать собственные решения, чтобы делать свои проекты в привычном ключе, уверен Артем Чернов.

Источник: www.vedomosti.ru

В многострадальном посёлке Кемерова старые проблемы обострились с новой силой

Жители боятся, что они всё-таки останутся без цивилизации.

Жители посёлка Улус областного центра продолжают отстаивать право на достойное существование. Горожане переживают, что их населённый пункт так и останется без водоснабжения. За разъяснением ситуации инициативная группа жителей обратилась в редакцию Сибдепо. Кроме того, многочисленные вопросы появились в социальных сетях.

Как писал онлайн-журнал Сибдепо ранее, в Улусе нет и никогда не было водоснабжения. Мэрия Кемерова начала поиск подрядчика для инженерных изысканий и подготовки строительной документации водопровода в посёлке Улус в начале текущего года. Однако жители переживают, что работы идут не так активно, как хотелось бы.

«По календарному плану 29 августа 2022 года исполнителем проекта по организации водопровода в п. Улус должна была быть получена лицензия на проведение работ, почему наши «органы власти сидят»? Кто должен выдать лицензию и кто должен контролировать процесс исполнения работ? Почему за полгода ничего не сделано? Почему запрос проектировщика по общему проектному решению ещё не решён. Мы намерены обратиться в прокуратуру для проверки достоверности данных администрации Кемерово», — задают вопросы горожане.

В мэрии Кемерова прокомментировали обращение. Представители городской администрации отметили, что для организации водоснабжения поселка Улус специалисты управления жилищно-коммунального хозяйства провели аукцион по выбору подрядной организации для выполнения инженерных изысканий и осуществлений подготовки проектной документации по объекту «Строительство водозабора и системы водоснабжения поселка Улус, города Кемерово». В мэрии добавили, что муниципальный контракт № 014-22 заключили в начале марта текущего года.

«Согласно условиям контракта, срок окончания и сдачи работ 1 марта 2024 года. В настоящее время определены основные проектные решения в части размещения водозаборной скважины, определены границы зон санитарной охраны, намечены ориентировочные трассы поселковых водопроводов. Данные решения находятся на согласовании в управлении архитектуры и градостроительства.

Управление архитектуры и градостроительства разрабатывает проект планировки территории для проведения инженерных изысканий и размещения разведочно-эксплуатационных скважин. Лицензию на проведение инженерных изысканий выдает департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области в порядке и сроки, установленные действующим Федеральным законодательством. Срок рассмотрения смежными ведомствами составляет два месяца и более. Промежуточные сроки этапов проектирования не изменяют сроки исполнения контракта», — рассказали Сибдепо в администрации Кемерова.

Представители мэрии также уточнили, что в настоящее время для жителей посёлка Улус осуществляется подвоз питьевой воды автотранспортом силами МБУ «Кемеровская служба спасения». Доставку питьевой воды организовали четыре раза в неделю – вторник, среда, суббота, воскресенье, по 2 рейса в день. График доставки воды обновлялся и согласовывался с инициативной группой.

А как живут жители посёлка Улуса, расположенного в 15 километрах от областного центра, в котором никогда не было холодной воды, читайте в материале корреспондента Сибдепо.

Источник: sibdepo.ru

«РДС 10-232-94. Система сертификации ГОСТ Р. Порядок проведения сертификации продукции в строительстве.» (утв. Постановлением Минстроя РФ от 27.10.1994 N 18-24)

1. Разработан Главным управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Министерства строительства Российской Федерации (Главтехнормированием Минстроя России, В.В. Тишенко, И.Н. Нагорняк) и Государственным предприятием — Центром методологии, нормирования и стандартизации в строительстве (А.С. Заславская).

Внесен Главтехнормированием Минстроя России.

2. Согласован с Главным управлением технической политики в области сертификации Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарта России).

3. Утвержден и введен в действие Постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 27 октября 1994 г. N 18-24.

4. Введен впервые.

1. Область применения

Настоящий Порядок проведения сертификации продукции в строительстве устанавливает общий порядок проведения и правила выполнения соответствующих процедур сертификации проектной продукции широкого распространения и тиражирования и промышленной продукции в строительстве (далее — продукции в строительстве) в Системе сертификации ГОСТ Р, в том числе продукции, импортируемой на территорию Российской Федерации.

Порядок не распространяется на проведение сертификации строительной продукции (объектов строительства — зданий и сооружений), а также работ, услуг, производств и систем качества в строительстве.

2. Нормативные ссылки

В настоящем Порядке использованы ссылки на следующие документы:

Комплект организационно — методических документов Системы сертификации ГОСТ Р;

СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения»;

РДС 10-231-93* «Система сертификации ГОСТ Р. Основные положения сертификации продукции в строительстве» (перерегистрирован вместо РДС 10-201-93);

РДС 10-233-94 «Система сертификации ГОСТ Р. Требования к органам по сертификации в строительстве и порядок проведения их аккредитации»;

РДС 10-234-94 «Система сертификации ГОСТ Р. Требования к испытательным лабораториям (центрам) в строительстве и порядок проведения их аккредитации»;

РДС 10-235-94 «Система сертификации ГОСТ Р. Порядок регистрации объектов, участников работ и документов по сертификации в области строительства в Государственном реестре Системы сертификации ГОСТ Р и выдачи аттестатов аккредитации и сертификатов соответствия»;

Читайте также:  Получил уведомление о строительстве что дальше

ГОСТ Р 50460-92 «Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования».

Используемые в Порядке термины и их определения соответствуют принятым в Системе сертификации ГОСТ Р и приведены в РДС 10-231 .

4. Общие положения

4.1. Сертификация продукции в строительстве проводится с целью оценки ее соответствия требованиям, установленным в стандартах и технических условиях на продукцию, включая область ее применения (соответствие назначению), а также приведенным в строительных нормах и правилах расчетным и другим характеристикам.

Сертификация продукции может проводиться также на соответствие требованиям международных и национальных стандартов зарубежных стран.

Для наиболее полной оценки свойств сертифицируемой новой отечественной или импортируемой продукции, связанных с надежностью и долговечностью зданий и сооружений, и при отсутствии их в действующих нормативных документах сертификация может проводиться по специальным программам, устанавливающим порядок и правила проведения сертификации данной продукции, показатели, подтверждающие соответствие продукции ее функциональному назначению с учетом особенностей продукции, условий ее производства, эксплуатации и т.п., а также методики определения этих параметров.

4.2. Сертификацию продукции в строительстве, в том числе импортируемой в Россию, проводят органы по сертификации продукции, аккредитованные Минстроем России в Системе сертификации ГОСТ Р на право проведения сертификации, а при их отсутствии — Центральный орган по сертификации продукции в области строительства (далее — Центральный орган по сертификации).

4.3. Сертификация продукции в строительстве в общем случае включает:

подачу заявителем декларации — заявки на проведение сертификации продукции;

рассмотрение декларации — заявки и принятие решения о возможности проведения сертификации, в том числе выбор схемы проведения сертификации;

определение испытательной лаборатории;

составление программы и методики проведения сертификации данной продукции;

отбор, идентификация образцов (проб); проведение испытаний (экспертизы) продукции для целей сертификации;

анализ состояния (проверка) производства продукции;

анализ полученных результатов испытаний, проверки производства и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия и лицензии на право использования Знака соответствия;

сертификацию производства сертифицируемой промышленной продукции или сертификацию системы качества заявителя (если это предусмотрено схемой проведения сертификации, в том числе и по желанию заявителя);

оформление, регистрацию сертификата соответствия производства или сертификата соответствия системы качества и внесение сертифицированного производства или сертифицированной системы качества в Государственный реестр Системы сертификации ГОСТ Р (если это предусмотрено схемой проведения сертификации);

выдачу заявителю сертификата соответствия на производство сертифицируемой продукции или на систему качества;

оформление, регистрацию сертификата соответствия на продукцию и внесение сертифицированной продукции в Государственный реестр Системы сертификации ГОСТ Р;

выдачу заявителю сертификата соответствия и лицензии на право применения Знака соответствия (или маркировку продукции Знаком соответствия);

проведение инспекционного контроля за стабильностью сертифицированных характеристик (параметров) продукции, сертифицированного производства, сертифицированной системы качества (если это предусмотрено схемой проведения сертификации);

информацию о сертифицированной продукции, сертифицированных производствах и сертифицированных системах качества.

4.4. Схемы проведения сертификации продукции в строительстве, принятые в соответствии с Системой сертификации ГОСТ Р и учитывающие особенности сертификации продукции в строительстве, а также стадии ее жизненного цикла, приведены в Приложении А.

Выбор схемы для проведения добровольной сертификации продукции в строительстве осуществляет заявитель по согласованию с органом по сертификации.

Схему проведения обязательной сертификации устанавливает Минстрой России для продукции конкретного вида.

4.5. При обязательной сертификации продукции в строительстве, введенной законодательством Российской Федерации, подтверждается ее соответствие обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность для жизни, здоровья и имущества людей и охрану окружающей среды, которые установлены в государственных стандартах, строительных нормах и правилах, технических условиях на продукцию, относящуюся к номенклатуре продукции, закрепленную за Минстроем России, или в международных и национальных стандартах других стран в области строительства, введенных в действие на территории Российской Федерации в установленном порядке.

4.6. При добровольной сертификации продукции в строительстве подтверждается ее соответствие всем требованиям нормативных документов на эту продукцию, разработанных в соответствии с правилами Государственной системы стандартизации Российской Федерации и Системы нормативных документов в строительстве, содержащих требования к продукции, по которым производится ее поставка, и согласованных между поставщиком (заявителем) и заказчиком.

5. Правила проведения сертификации продукции

5.1. Подача и рассмотрение декларации — заявки на проведение сертификации продукции в строительстве

5.1.1. Для проведения сертификации продукции в строительстве в рамках Системы сертификации ГОСТ Р заявитель направляет декларацию — заявку на проведение сертификации продукции по форме, приведенной в Приложении Б, в соответствующий аккредитованный Минстроем России орган по сертификации или в Центральный орган по сертификации в области строительства (далее — орган по сертификации).

При наличии нескольких органов по сертификации данной продукции заявитель вправе направить заявку в любой из них.

Примечание. Перечень аккредитованных органов по сертификации продукции в строительстве Минстрой России публикует в специализированных изданиях, в том числе в журнале «Бюллетень строительной техники».

5.1.2. Орган по сертификации продукции регистрирует заявку, рассматривает ее и не позднее 15 дней после ее получения сообщает заявителю решение, которое содержит все основные условия проведения сертификации, в том числе указывается, какая испытательная лаборатория будет проводить испытания промышленной продукции или экспертная организация — экспертизу проектной продукции, схему сертификации, сроки проведения работы, а также подготавливает договор на проведение этой работы.

Форма решения по декларации — заявке на проведение сертификации продукции в строительстве приведена в Приложении В.

5.1.3. Заявитель после ознакомления с условиями проведения сертификации и при согласии с ними заключает с органом по сертификации договор на ее проведение.

При этом оговариваются условия оплаты проведения испытаний — непосредственно по договору заявителя с испытательной лабораторией или через орган по сертификации.

5.1.4. Все расходы на проведение сертификации продукции, независимо от их результатов, оплачивает заявитель.

5.2. Составление программы и методики проведения сертификации

5.2.1. Проведение сертификации конкретной продукции осуществляется в соответствии с Программой и методикой проведения работ по сертификации данной продукции на предприятии — заявителе, разработанными и утвержденными органом по сертификации, выполняющим данную работу, и согласованной с заявителем.

5.2.2. Программа и методика проведения работ по сертификации данной продукции должны учитывать особенности продукции и специфику ее производства и включать этапы выполнения работ по сертификации, порядок и правила их выполнения, в том числе правила принятия решений по результатам испытаний продукции и анализа состояния производства, сроки выполнения отдельных этапов, а также исполнителей данной работы.

5.3. Проведение испытаний (экспертизы) продукции

5.3.1. Испытания промышленной продукции в строительстве для целей сертификации проводятся в испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с требованиями РДС 10-234-94 Минстроем России в Системе сертификации ГОСТ Р на право проведения испытаний в соответствии с областью их аккредитации, или в испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных другими органами федеральной исполнительной власти или надзора и признанных Минстроем России на основе двусторонних соглашений между Минстроем России и этими органами.

Если испытательная лаборатория (центр) аккредитована только на техническую компетентность, то испытания продукции проводятся в присутствии представителя органа по сертификации или уполномоченного им лица (организации).

Испытания строительных конструкций ввиду сложности их доставки в аккредитованные испытательные лаборатории (центры) могут проводиться по решению органа по сертификации и в присутствии его представителя в неаккредитованных организациях, в том числе и у изготовителя, если будет обеспечена необходимая уверенность в правильности проведения испытаний и достоверности полученных результатов.

Решение органа по сертификации о проведении испытаний в неаккредитованной лаборатории должно быть согласовано с Центральным органом по сертификации в области строительства.

Испытания промышленной продукции в строительстве по показателям безопасности, в том числе санитарно — гигиеническим показателям, и требованиям, обеспечивающим охрану окружающей среды, должны проводиться в испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных Минстроем России при участии представителей соответствующих органов федеральной исполнительной власти или надзора, или в аккредитованных лабораториях (центрах) этих органов.

5.3.2. Испытания продукции для целей сертификации проводятся на типовых образцах, состав, конструкция и технология изготовления которых должны быть такими же, как и у продукции, поставляемой потребителю.

5.3.3. Образцы для испытаний и необходимую сопроводительную документацию к ним представляет заявитель.

Число испытываемых образцов, порядок их отбора (у изготовителя, в торговле или у потребителя), идентификации и хранения, а также состав сопроводительной документации (включая при необходимости и чертежи конструкций) определяются органом по сертификации и устанавливаются в Порядке проведения сертификации конкретной продукции или в Программе и методике проведения работ, сертификации данной продукции, составленной с учетом требований п. п. 4.1 и 5.2 настоящего документа.

5.3.4. Образцы серийно выпускаемой продукции отбираются от партий, принятых техническим контролем предприятия — изготовителя, или из потока продукции в соответствии с правилами и в количестве не менее установленного в стандартах или технических условиях на эту продукцию для проведения всех видов периодических и приемо — сдаточных испытаний, а при постановке промышленной продукции на производство используются опытные образцы или образцы, отобранные из опытной партии.

5.3.5. Отбор образцов продукции производится комиссией, состоящей не менее чем из 3 чел., под руководством должностного лица службы технического контроля предприятия — изготовителя и оформляется соответствующим актом.

В состав комиссии должны входить представители предприятия — изготовителя и органа по сертификации. Орган по сертификации может передать свои полномочия при отборе образцов органам надзора, территориальным органам Госстандарта России или аккредитованным испытательным лабораториям (центрам).

5.3.6. Испытания продукции для целей сертификации по показателям безопасности и охраны окружающей среды могут проводиться на опытных образцах при приемочных испытаниях или на образцах первой промышленной партии при квалификационных испытаниях при условии проведения испытаний в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах). В этом случае в состав приемочной (квалификационной) комиссии обязательно должен входить представитель органа по сертификации, а при необходимости — представители органов государственного надзора.

5.3.7. Результаты испытаний продукции по показателям безопасности и охраны окружающей среды, проведенных соответствующими подразделениями других уполномоченных органов государственного надзора и управления, аккредитованными в установленном порядке на право проведения этих испытаний, признаются при сертификации продукции в строительстве на основе соглашений о взаимном признании результатов испытаний, заключенных между Минстроем России и этими органами.

Результаты испытаний продукции по показателям безопасности и охраны окружающей среды, полученные испытательными организациями других органов федеральной исполнительной власти или органами надзора, с которыми нет соответствующих соглашений о признании результатов испытаний, признаются Минстроем России (органами по сертификации), если Минстрой России принимал участие в аккредитации этих испытательных организаций или в проведении сертификационных испытаний продукции по этим показателям.

5.3.8. Экспертиза проектной продукции в строительстве для целей сертификации проводится органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке Минстроем России в Системе сертификации ГОСТ Р на право проведения соответствующей экспертизы, или экспертами — аудиторами данной Системы.

Читайте также:  Разрешение на строительство второго этажа

Состав проектной продукции, представляемой на экспертизу, и критерии ее оценки зависят от вида, назначения и других особенностей проектируемой продукции и определяются Порядком проведения сертификации проектной продукции, разработанным органом по ее сертификации.

5.3.9. По результатам испытаний промышленной продукции (экспертизы проектной продукции) испытательная лаборатория (экспертная организация или эксперт — аудитор) составляет протокол испытаний (акт экспертизы), который направляется в орган по сертификации продукции, а копия — заявителю.

5.4. Анализ состояния производства

5.4.1. Анализ состояния производства продукции при ее сертификации проводится с целью определения наличия необходимых и достаточных условий, обеспечивающих стабильность данной продукции по показателям качества, заданным в нормативных документах и подтверждаемым при сертификации.

5.4.2. Анализ состояния производства продукции проводится аккредитованными Минстроем России органами по сертификации продукции, если это предусмотрено схемой проведения сертификации.

5.4.3. Порядок и методика проведения анализа состояния производства заявителя устанавливаются органом по сертификации продукции в Программе и методике проведения работ по сертификации данной продукции или в отдельном документе — Порядке (методике) проведения анализа состояния производства этой продукции.

5.4.4. Анализ состояния производства конкретной продукции должен предусматривать выявление факторов, влияющих на сертифицируемые характеристики и их стабильность, в том числе определение:

соответствия технической и технологической документации на продукцию и методы ее испытаний (контроля) требованиям нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация;

качества и достаточности проведения контроля при производстве продукции, в том числе метрологического обеспечения;

состояния технологических и производственных операций, определяющих уровень сертифицируемых характеристик и требований в управляемых условиях;

стабильности соответствия изготавливаемой продукции требованиям нормативных документов с помощью методов регулирования технологических процессов и управления;

распределения ответственности персонала за обеспечение качества продукции;

состояния технического обслуживания и ремонта технологического оборудования и др.

По результатам анализа состояния производства составляется Отчет о стабильности производства и качества продукции на данном предприятии.

5.5. Выдача сертификата соответствия и лицензии на право применения Знака соответствия Системы сертификации ГОСТ Р в строительстве

5.5.1. Сертификат соответствия на продукцию выдается органом по сертификации на типовой представитель (типовой образец) серийно выпускаемой продукции, на партию продукции или на каждое конкретное изделие.

5.5.2. Орган по сертификации на основании рассмотрения протокола (протоколов) испытания промышленной продукции или акта экспертизы проектной продукции и анализа результатов проверки производства оформляет сертификат соответствия и выдает его заявителю после внесения сертифицированной продукции в Государственный реестр Системы сертификации ГОСТ Р в порядке, установленном в РДС 10-235.

Форма сертификата соответствия на продукцию в строительстве и лицензии, предоставляющей право применения Знака соответствия, аналогична принятым в Системе сертификации ГОСТ Р.

5.5.3. Срок действия сертификата соответствия и лицензии на право применения Знака соответствия устанавливает орган по сертификации с учетом рассмотрения результатов испытаний (экспертизы), анализа состояния производства, а также сроков действия нормативных документов на продукцию.

При внесении изменений в конструкцию, рецептуру продукции или технологию ее изготовления, которые могут повлиять на сертифицированные параметры продукции, заявитель должен известить об этом орган по сертификации, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или оценки состояния ее производства.

При введении в нормативный документ новых норм на сертифицированный параметр продукции орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или оценки состояния производства этой продукции, о чем заблаговременно извещает изготовителя продукции.

Если изготовитель не принял соответствующих мер по подтверждению соответствия продукции новым требованиям, то орган по сертификации приостанавливает или прекращает действие сертификата и лицензии, о чем сообщается заявителю и дается информация в журнале «Бюллетень строительной техники» (БСТ) и в других изданиях.

5.5.4. При выдаче сертификата соответствия на изделие или партию продукции орган по сертификации или по его поручению заявитель маркирует изделие и (или) упаковку, тару, товаросопроводительную и эксплуатационную документацию Знаком соответствия.

При выдаче сертификата соответствия на серийно выпускаемую продукцию заявитель маркирует эту продукцию по мере выпуска в течение срока действия сертификата соответствия и (или) тару, упаковку, товаросопроводительную и эксплуатационную документацию под свою ответственность Знаком соответствия на основании лицензионного договора (лицензии) между органом по сертификации и изготовителем, если эта продукция реализуется для использования по прямому назначению.

5.5.5. Форма, размеры и технические требования к Знаку соответствия, применяемому при сертификации продукции в строительстве в Системе сертификации ГОСТ Р, по ГОСТ Р 50460 .

5.5.6. Правила нанесения Знака соответствия устанавливаются в Порядке проведения сертификации конкретной продукции и в нормативных документах на нее способами, обеспечивающими четкое изображение Знака соответствия, стойкость его к внешним воздействующим факторам, а также долговечность в течение установленного срока службы или годности продукции.

5.5.7. Документы и материалы, подтверждающие проведение сертификации продукции в строительстве, хранятся в органе по сертификации, выдавшем сертификат соответствия.

Перечень документов и материалов и порядок их хранения в органе по сертификации должны быть установлены в «Руководстве по качеству» данного органа.

5.5.8. Орган по сертификации ведет учет выданных им сертификатов соответствия.

5.6. Инспекционный контроль

5.6.1. Инспекционный контроль за стабильностью сертифицированных параметров выпускаемой промышленной продукции в процессе ее производства осуществляют орган по сертификации, проводивший ранее эти работы, а также Центральный орган по сертификации в области строительства.

Орган по сертификации на договорной основе может привлечь к проведению инспекционного контроля аккредитованные испытательные лаборатории (центры), территориальные органы Госстандарта России, Госархстройнадзора России, общества потребителей и другие организации или поручить им проведение этой работы.

5.6.3. По результатам инспекционного контроля орган по сертификации может приостановить или аннулировать действие сертификата соответствия или право применять Знак соответствия в случаях:

нарушения требований нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована продукция;

изменения нормативного документа на продукцию или метода испытания;

изменения конструкции продукции, ее состава, применяемых сырьевых материалов и комплектующих изделий;

изменения организации и (или) технологии производства продукции;

невыполнения требований технологии производства, методов контроля и испытаний, системы обеспечения качества и т.п.

5.6.4. Решение о приостановлении действия сертификата соответствия и лицензии на право применения Знака соответствия орган по сертификации принимает в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, выдавшим сертификат, заявитель может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить без повторных испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории соответствие продукции нормативным документам.

В противном случае сертификат соответствия и лицензия на право применения Знака соответствия аннулируются.

Информация о приостановлении (восстановлении) действия или аннулировании сертификата соответствия и лицензии на право применения Знака соответствия доводится органом по сертификации до сведения Центрального органа по сертификации в области строительства, заявителя, потребителей и всех участников системы сертификации данной продукции.

Аннулирование сертификата соответствия и лицензии на право применения Знака соответствия действует с момента исключения Минстроем России сертифицированной продукции из Государственного реестра Системы сертификации ГОСТ Р.

6. Признание иностранных сертификатов соответствия

6.1. Решение о признании в Системе сертификации ГОСТ Р сертификатов соответствия, выданных органами зарубежных и международных организаций на отечественную или импортируемую продукцию в строительстве, принимает Минстрой России или по его поручению орган по сертификации данной продукции, аккредитованный Минстроем России в установленном порядке на право проведения этой работы.

6.2. Иностранный сертификат соответствия признается в том случае, если продукция сертифицирована по схеме, принятой в Системе сертификации ГОСТ Р для данной продукции, а ее параметры соответствуют требованиям, установленным в отечественных нормативных документах, на соответствие которым проводится сертификация.

6.3. Для признания иностранного сертификата соответствия заявитель направляет в Центральный орган по сертификации заявку по форме, приведенной в Приложении Г, заверенную копию сертификата, нормативные документы на сертифицированную продукцию и методы ее испытания и протоколы испытаний продукции.

При отсутствии в иностранном сертификате подтверждения соответствия параметров, в том числе обязательных для сертификации, установленных в отечественных нормативных документах, по которым проводится сертификация данной продукции в Российской Федерации, заявитель должен провести дополнительные испытания продукции по данным параметрам и представить копию протокола этих испытаний.

Эти испытания по просьбе заявителя могут быть проведены в испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных Минстроем России.

6.4. На основании анализа полученных документов Минстрой России (Центральный орган по сертификации в области строительства) принимает решение о признании или непризнании иностранного сертификата соответствия.

Форма решения по заявке на признание иностранного сертификата приведена в Приложении В.

Особенности процедуры признания иностранного сертификата на конкретную продукцию в строительстве устанавливаются в Порядке проведения сертификации этой продукции.

6.5. При осуществлении процедуры признания иностранного сертификата соответствия на продукцию в строительстве Минстрой России (органы по сертификации) может провести повторные испытания продукции в полном объеме, предусмотренном Порядком проведения сертификации данной продукции, или по отдельным параметрам. В этом случае заявитель по требованию Минстроя России (органов по сертификации) должен предоставить образцы продукции в количестве, необходимом для проведения испытаний.

6.6. В случае признания иностранного сертификата соответствия на продукцию в строительстве Минстрой России (органы по сертификации) выдает сертификат соответствия установленного в Системе сертификации ГОСТ Р образца, а продукция вносится в Государственный реестр Системы сертификации ГОСТ Р в установленном порядке.

6.7. Все работы по признанию сертификатов соответствия, в том числе рассмотрение заявки, перевод необходимых документов, анализ состояния производства, испытания продукции, инспекционный контроль и т.д., оплачивает заявитель.

7. Информация о сертификации

7.1. Центральный орган по сертификации в области строительства по поручению Минстроя России ведет Государственный реестр Системы сертификации ГОСТ Р в строительстве в порядке, установленном РДС 10-235, и организует публикацию информации о результатах сертификации в области строительства, в том числе публикацию перечня продукции в строительстве, на которую выданы сертификаты соответствия, с указанием сертифицированных параметров.

7.2. Центральный орган по сертификации в области строительства передает в Госстандарт России информацию о сертификации продукции в области строительства в порядке и объеме, установленных в РДС 10-235.

7.3. Орган по сертификации публикует информацию о выданных им сертификатах соответствия, лицензии на право применения Знака соответствия, а также о своей деятельности в области сертификации.

8. Оплата работ по сертификации

8.1. Работа по сертификации оплачивается заявителем в соответствии с требованиями Системы сертификации ГОСТ Р.

8.2. Стоимость работ по сертификации определяется себестоимостью проведения работ в зависимости от вида и объема работ по сертификации и устанавливается соглашением сторон. При этом уровень рентабельности работ по обязательной сертификации не должен превышать 35%, а добровольной — 50%.

8.3. Стоимость работ по сертификации оплачивается заявителем полностью, как правило, до начала выполнения работ по сертификации, независимо от результатов сертификации.

Источник: e-ecolog.ru

Рейтинг
Загрузка ...