Порядок снятия плодородного слоя почвы при строительстве

Снятие растительного грунта и подготовка основания земляного полотна

Снятие растительного грунта. Плодородный слой почвы, включая дерново-растительный слой, должен быть снят на всей площади, занимаемой насыпями, выемками, резервами, карьерами и другими сооружениями дорожного комплекса. Границы в плане, толщина снятия и места складирования грунтов плодородного слоя почвы определяются проектом. Качественные показатели и нормы снятия плодородного слоя почвы установлены ГОСТ 17.5.3.06-85.

Разбивка работ по снятию почвы заключается в выноске в натуру границ срезки и контуров штабелей складирования. Для разбивки границ срезки используют вешки высотой 1,0-1,5 м, устанавливаемые через 20-25 м. Контуры валов складирования обозначают кольями; границу срезки до начала работ — бороздой (плугом или рыхлителем).

В целях предупреждения поломки или засыпки установленные ранее знаки выноса проекта на местность следует защитить ограждениями из трех реек, скрепленных верхними концами «в шатер», или обозначить специальными вешками. После окончания снятия плодородного слоя почвы установленная для этой работы разбивка снимается.

снятие плодородного слоя земли. подготовка земли под фундамент.

Если подлежащий снятию слой имеет высокую плотность или в нем остались корни после удаления леса, до начала срезки рыхлят слой или вспахивают многокорпусными плугами.

Плодородный слой почвы снимают, как правило, в талом состоянии. При затрудненной проходимости машин допускается снимать почву в весенний период при оттаивании грунта на соответствующую глубину.

Плодородный слой почвы срезают и перемещают в места складирования бульдозерами или автогрейдерами, применяя следующие схемы работ:

при возведении насыпей из привозного грунта, когда ширина полосы, с которой должен быть срезан слой почвы, не превышает 25 м, используют челночную схему поперечного перемещения грунта по отношению к оси дороги;

при возведении насыпей из боковых резервов или высоких насыпей, а также при разработке глубоких выемок, когда дорожная полоса имеет ширину 30-40 м и более, срезку и перемещение почвы следует производить сначала с одной половины полосы, начиная зарезание от оси, а затем с ее другой половины, по так называемой, поперечной или поперечно-участковой схеме движения;

при больших объемах работ по снятию почвенного слоя (толстый слой, большая ширина дорожной полосы) сначала производят срезку почвы с перемещением автогрейдером или бульдозером с поворотным отвалом в продольные валы, из которых позднее грунт перемещают бульдозерами за пределы дорожной полосы. При этом поперечное перемещение почвы на половине ширины дорожной полосы производят косыми проходами бульдозера (под углом к продольной оси дороги), чтобы при каждом проходе обеспечивалась полная загрузка бульдозера, соответствующая его мощности. Такая схема называется продольно-поперечная.

При удалении почвенного грунта с площадей большой ширины используется схема с образованием валов-штабелей в контуре сооружения. До начала последующего вида работ почвенный грунт должен быть вывезен в установленные проектом места складирования автотранспортом с погрузкой погрузчиками.

Снятие плодородного слоя на стройке! Строю дом своими руками #1.

При вертикальной планировке площадей и полос с травяным покровом шире 50 м допускается сбор почвенного грунта в поперечные валы в пределах контура с последующим распределением по спланированной захватке.

Штабели почвенного грунта размещаются с учетом рельефа местности и других местных условий при ширине полосы до 25 м, как правило, с одной стороны; при большей ширине — с двух сторон с разрывами для проезда строительных машин, стока поверхностных вод. В лесных массивах, на пашнях и других ценных землях хранение почвенного грунта осуществляют на специально выделяемых для этих целей площадях.

Читайте также:  Что нужно для строительства деревянного дома

При снятии, складировании плодородного слоя почвы должны быть приняты меры, предотвращающие его потери (размыв, раздувание), а также снижение его качества (смешивание с подстилающими слоями, корнями, лесоотходами, загрязнение и т. п.). При сроке складирования более года поверхность валов почвенного грунта укрепляют посевом трав или другими способами, предусмотренными проектом.

Основные мероприятия по подготовке основания земляного полотна. До начала возведения насыпи подготовленная поверхность основания должна быть спланирована бульдозером. Ямы, траншеи, котлованы и другие местные заглубления, в которых может застаиваться вода, заполняют послойно с уплотнением до требуемой плотности для основания ( СНиП 2.05.02-85, табл. 22). Для обеспечения водоотвода на горизонтальных участках придается поперечный уклон от оси не менее установленного для поверхности покрытия.

При использовании в качестве основания сильносжимаемых недренирующих грунтов (торф, ил, глины малой плотности и др.), а в насыпи — дренирующих грунтов — при выравнивании следует создавать в средней части строительный подъем, величина которого должна быть больше величины расчетной осадки основания, предусмотренной проектом.

Уплотнение грунтового основания низких насыпей и грунтовых слоев под низом рабочего слоя дорожной одежды в выемках и нулевых местах выполняется в случаях, предусмотренных СНиП 2.05.02-85 и СНиП 3.06.03-85. Грунты основания уплотняют непосредственно перед отсыпкой вышележащих слоев грунта или слоев дорожной одежды (аэродромного покрытия).

Если требуемая глубина уплотнения превышает толщину слоя, эффективно уплотняемого применяемыми средствами, излишний слой грунта следует удалить бульдозером и проводить уплотнение нижележащего слоя. После уплотнения и разравнивания нижнего слоя удаленный грунт возвращают и уплотняют до требуемой плотности.

При реконструкции дорог с использованием существующей насыпи растительный грунт с обочин и откосов реконструируемой насыпи удаляют и перемещают на границу полосы отвода для последующей рекультивации. При невозможности использования его биологических свойств распределяют в основании дополнительной части. Перед отсыпкой дополнительных слоев поверхность старой насыпи должна быть разрыхлена на глубину 10-15 см с уплотнением совместно с последующим слоем. Необходимость разборки и удаления слоев старой дорожной одежды устанавливается проектом.

До начала работ по возведению насыпи водопропускные и коммуникационные трубы, как правило, должны быть закончены полностью и засыпаны с обеих сторон на ширину не менее 4 м с каждой стороны, сверху — слоем толщиной, не менее указанной в проекте, с послойным уплотнением до требуемой плотности. При этом перемещение и разравнивание грунта, а также уплотнение катками выполняется продольными по отношению к трубе проходами машин при одновременном наращивании насыпи с обеих сторон. Необходимо постоянно осуществлять контроль за приближением машины к стенке трубы с целью избежания ее сдвига или возможного разрушения. Толщина слоя грунта поверх трубы, при которой возможно уплотнять грунт засыпки и пропускать машины и транспорт, должна быть указана в проекте трубы, но не менее предусмотренной действующими нормами.

Источник: bau-enginer.ru

Снятие растительного слоя

Цель контрольных работ по дисциплине «Техническое регулирование в строительстве» – привить магистрантам навыки выполнения технических процедур по оценке безопасности различных гражданских, промышленных и транспортных сооружений, и на основе данных исследований выработать навыки обоснования требуемых параметров сооружений как промышленного и гражданского строительства, так и автомобильных дорог, включая искусственные сооружения на них. Данная цель может быть достигнута только на основе изучения современных документов, определяющих принципы технического регулирования в Российской Федерации, на основе которых обеспечивается безопасность сооружений, основанная на отсутствии недопустимого риска пользователям, окружающей среде и имуществу любой формы собственности. Дисциплина «Техническое регулирование в строительстве» относится к разряду «проблемных дисциплин», которые необходимо (принято в ведущих вузах) читать как студентам, так и преподавателям, так как в некоторых направлениях строительной отрасли техническое регулирование на основе оценок риска получило должное развитие, а в других направлениях – этой проблеме в вузах контрольни не уделяют внимание. Конкретная цель контрольных занятий по дисциплине «Техническое регулирование в строительстве» — это закрепить теоретический материал и подготовить магистрантов к выполнению самостоятельной работы по применению и развитию в строительной отрасли трёхуровневой системы технического регулирования.

Читайте также:  Индексы по индексации строительства

Для достижения поставленной цели студенты должны за время обучения выполнить работу.

Контрольные работы выполняются в I семестре первого курса магистратуры. Наименование контрольной работы представлено ниже (см. табл. 1.1).

№ п/п Наименование контрольной работы
1 Снятие растительного (гумусного) слоя: 1.1 – на участке строительства автомобильной дороги (магистранты транспортного строительства); 1.2 – на месте разработки котлована под фундамент здания (магистранты гражданского и промышленного строительства); 1.3 – на месте разработки карьера для добычи строительных и дорожно-строительных материалов (магистранты по направлениям «строительные материалы» и транспортное строительство); 1.4 – на участке строительства магистрального газопровода, водопровода (магистранты по направлениям: газо- тепло- и водоснабжения);

Необходимый инструмент и литература для выполнения контрольних работ:

1. Микрокалькулятор – 1шт. на 1 студента.

2. Тетрадь для контрольних работ – 1 шт. на 2 студентов.

3. Нормативные документы и их количество представлены в процессе описания заданий. Например, СНиП 2.05.02-85 * «Автомобильные дороги» — 1 шт. на 2 студентов.

По окончании контрольного занятия контрольная работа сдается студентом на проверку преподавателю, а на следующем занятии возвращается студенту. На последнем контрольном занятии студент отчитывается преподавателю о выполнении контрольных работ.

В исходных данных студентам представлены параметры опасных объектов, расчётные скорости движения (при необходимости), геометрические параметры (площадь отвода земли: под строительство дороги или под выемку грунта котлована; проектная и фактическая толщина снимаемого и снятого плодородного слоя и другие), которые необходимо оценить по величине допустимого риска пользователям и/или окружающей среде.

В настоящих методических указаниях даны исходные данные для контрольной работы.

КОНТРОЛЬНАЯ Работа.

Снятие растительного слоя

С ПОЛОСЫ ОТВОДА

(С придорожной полосы, на участке разрабатываемого котлована, при прокладке трассЫ трубопровода)

Объекты промышленного и гражданского строительства, как и объекты транспортной инфраструктуры в процессе строительства и функционирования подвергаются влиянию различных рисков, которые можно систематизировать в блоки, соответствующие функциональным подсистемам, а именно блок инженерных изысканий; блок проектирования; блок строительства, блок реконструкции; блок капитального ремонта; блок эксплуатации; блок разборки дороги или сооружения.

Выделение рисков в рамках функциональных подсистем позволяет более точно определить способы управления рисками в контрольной деятельности.

В качестве характеристики, описывающей степень опасности начала строительных работ необходимо оценивать риск деградации плодородного слоя почвы в зависимости от толщины снимаемого слоя на полосе отвода при строительстве, как автомобильных дорог, так и гражданских, промышленных сооружений и подземных коммуникаций.

Производство земляных работ, в том числе выполнение подготовительных работ полосы отвода к строительству, входит в первую группу комплекса технологических процессов по строительству автомобильных дорог, жилых и промышленных зданий (сооружений). При сооружении земляного полотна автомобильных дорог, котлованов на строительных площадках первой технологической операцией является снятие плодородного слоя, т.е. верхней гумусированной части грунтового профиля, обладающей благоприятными для роста растений химическими, физическими и агрохимическими свойствами. Данный вид работ производится, во-первых, на всей площади земель, занимаемых под транспортное, гражданское и промышленное строительство и, во-вторых, на временно отведенных землях для резервов, карьеров и других выработок.

В табл.1.5 дана основная терминология в данной области.

Снятие плодородного слоя сопровождается негативным воздействием на почву. При срезке почвенного слоя на полосе отвода и перемещении его на некоторое расстояние бульдозером почва подвергается механическому нарушению, приводящему к необратимой деградации почвенно-растительного слоя, а именно уничтожению коренной растительности; нарушению морфологических и биохимических свойств почвы; уплотнению ее поверхностных слоев.

Кроме этого во время хранения почвенного слоя он подвергается интенсивному воздействию погодно-климатических факторов – ветра, воды, солнечной радиации, определенному биологическому воздействию – вызывающих органическое разрушение почвы.

Читайте также:  Гис что это в строительстве

Таким образом, участок строительства переходит в разряд нарушенных земель, т.е. земель, утративших свою хозяйственную ценность или являющихся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности.

Рекультивация земель. Термины и определения

Толщину снимаемого плодородного почвенного слоя устанавливают при проектировании сооружений в соответствии с ГОСТ 17.5.3.06-85 (в зависимости от типа и подтипа почв, указанных на крупномасштабных почвенных картах) и на основании предварительного согласования с землепользователями (табл.1.6.).

Норма снятия плодородного слоя почвы для основных типов и подтипов почв глинистого и суглинистого механического состава

Примечание. Минимальная толщина слоя приведена для II дорожно-климатической зоны, а максимальная – для IV и V дорожно-климатических зон.

В связи с этим целесообразно в направлении совершенствования теоретических основ экологической безопасности промышленного, гражданского и транспортного строительства опираться на вероятностно-статистические методы и, в частности, на учёт вероятностной сущности фактических толщин снимаемого плодородного слоя почвы. Это позволит прогнозировать снижение или увеличение уровня деградации почвы от механического нарушения.

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
Загрузка ...