1. Министрам коммунального хозяйства АССР, начальникам управлений коммунального хозяйства крайисполкомов и облисполкомов, начальникам управлений жилищного хозяйства Московского и Калининского облисполкомов, начальникам бюро технической инвентаризации Московского и Ленинградского горисполкомов:
а) ввести в действие указанную выше Инструкцию во всех подведомственных бюро (группах) технической инвентаризации;
— в течение 1968 — 1970 гг. проведение правовой регистрации всех строений, независимо от их ведомственной принадлежности;
— печатание на качественной бумаге реестровых книг, регистрационных удостоверений, выдаваемых собственникам строений, а также других материалов в объеме фактической потребности бюро (групп) технической инвентаризации.
2. Признать утратившими силу Инструкцию НККХ РСФСР от 25 декабря 1945 года «О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР», а также Инструкцию НККХ РСФСР и НКЮ РСФСР от 5 октября 1942 г. N506 (Б-И-7) «О порядке восстановления документации на право владения строениями и пользования земельными участками в местностях, где указанная документация утрачена в связи с условиями военной обстановки».
Планы и жизнь. Мы строим… О жилищном строительстве в крупных городах СССР (1980)
коммунального хозяйства РСФСР
от 21 февраля 1968 г. N83
с отделом нотариата
Верховного Суда РСФСР
О ПОРЯДКЕ РЕГИСТРАЦИИ СТРОЕНИЙ В ГОРОДАХ, РАБОЧИХ,
ДАЧНЫХ И КУРОРТНЫХ ПОСЕЛКАХ РСФСР
I. Общее положение
§ 1. В целях учета принадлежности строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР бюро технической инвентаризации исполнительных комитетов местных Советов депутатов трудящихся ведут по установленным формам реестры (приложения 1, 2, 3 и 4) и производят регистрацию строений:
Приложения 1, 2, 3, 4, 7 и 8 не приводятся.
а) на праве государственной собственности, находящихся в ведении местных Советов;
б) на праве государственной собственности, находящихся в ведении государственных учреждений, организаций и предприятий;
в) кооперативных и других общественных организаций;
г) жилых домов, принадлежащих гражданам на праве личной собственности.
§ 2. Регистрации подлежат все строения, расположенные в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, независимо от того, в чьем ведении они находятся: местных Советов, государственных учреждений и предприятий, кооперативных и других общественных организаций и граждан.
§ 3. Регистрация строений по настоящей Инструкции не производится:
а) на территориях, изъятых из ведения местных Советов на основании постановлений правительства;
б) на территориях, отведенных промышленным предприятиям (на промплощадках).
Строения, расположенные в сельской местности, административно подчиненной поселковым или городским Советам депутатов трудящихся, в порядке настоящей Инструкции не регистрируются .
Справка о принадлежности гражданину жилого дома, расположенного за пределами городской черты на землях совхоза, административно подчиненных горисполкому, должна быть выдана горисполкомом в соответствии с записями в похозяйственной книге.
Строительная площадка (1978)
В исключительном случае, когда похозяйственная книга не ведется, подтверждением принадлежности гражданину жилого дома может служить разрешение (справка) администрации совхоза на возведение дома. Этот документ или справка горисполкома, выданная на основании его, представляется в нотариальную контору.
Судебного решения для подтверждения факта принадлежности гражданину жилого дома в этом случае не требуется.
Остальные вопросы, связанные с отчуждением жилого дома, решаются в соответствии с пунктом 57 Инструкции «О порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР», утвержденной Верховным Судом РСФСР 28 января 1966 г.
При отчуждении недостроенного дома государственный нотариус может принять справку Управления коммунального хозяйства горисполкома о разрешении отчуждения недостроенного дома, если в ней содержатся сведения о принадлежности продавцу недостроенного дома.
§ 4. Строения, находящиеся на землях, отведенных промышленным предприятиям и другим организациям под строительство жилых зданий, социально — бытовых учреждений и предприятий вне промплощадок, регистрируются на общих основаниях.
§ 5. Объектом регистрации является одно или несколько основных строений, расположенных на самостоятельном земельном участке, под отдельным порядковым номером по улице, переулку, площади независимо от числа участников общей долевой собственности.
Самостоятельным объектом регистрации может быть и несколько жилых домов граждан, находящихся на одном земельном участке, в том случае, когда каждому из этих домов присвоен отдельный порядковый номер по улице, переулку, площади.
Строение обобществленного фонда, возведенное в массиве квартальной или иной застройки (на необособленном земельном участке), регистрируется как самостоятельный объект.
§ 6. Строения, принадлежащие на праве общей собственности двум или нескольким колхозам или иным кооперативным и общественным организациям, либо государству и одному или нескольким колхозам или иным кооперативным и общественным организациям, либо двум или нескольким гражданам (ст. 116 ГК РСФСР), регистрируются за собственниками в долях, указанных в правоустанавливающих документах.
Многоквартирные дома жилищно — строительных коллективов индивидуальных застройщиков регистрируются в реестре жилых домов граждан, при этом указываются фамилия, имя и отчество каждого участника данного коллектива застройщиков (в графе 7), номер квартиры (в графе 5), размер ее полезной и жилой площади (в графе 8), закрепляемой за ним на праве личной собственности (Постановление Совета Министров РСФСР от 9 июля 1959 г. N1184 «О мерах содействия коллективному строительству многоквартирных и одноквартирных жилых домов» — СП РСФСР, 1959, N9, ст. 77).
§ 7. Регистрации подлежат те строения с обслуживающими их земельными участками, которые закончены строительством и находятся в эксплуатации.
II. Документы, устанавливающие право
собственности на строения
§ 8. Основными документами, устанавливающими право собственности на строения, являются:
а) акты о предоставлении земельных участков в бессрочное пользование для капитального строительства и последующей эксплуатации, предусмотренные Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 1 августа 1932 года «О предоставлении учреждениям, предприятиям и организациям обобществленного сектора земельных участков для строительства на праве бессрочного пользования» (СУ РСФСР, 1932, N66, ст. 295);
б) правительственные и ведомственные акты (постановления и распоряжения), а также решения исполкомов местных Советов депутатов трудящихся о передаче зданий и сооружений, предусмотренные Постановлением СНК СССР от 15 февраля 1936 г. «О порядке передачи государственных предприятий, зданий и сооружений» (СЗ СССР, 1936, N11, ст. 93);
в) реестры муниципализированных строений и списки национализированных строений, составленные в порядке работ по распределению национализированных и муниципализированных строений на основе Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 30 ноября 1925 г. (СУ РСФСР, 1925, N86, ст. 638), с изменением, внесенным Постановлением от 10 февраля 1933 г. (СУ РСФСР, 1933, N14, ст. 45);
г) акты о демуниципализации строений;
д) решения предусмотренных законом органов о передаче бесхозяйных и конфискованных домов в фонд местных Советов (ст. 143 ГК РСФСР);
е) нотариально удостоверенные договоры о праве застройки (заключенные до 26 августа 1948 г.);
нотариально удостоверенные договоры о предоставлении земельных участков под строительство жилых домов на праве личной собственности (заключенные после 26 августа 1948 г.);
нотариально удостоверенные договоры о предоставлении жилищно — строительным коллективам индивидуальных застройщиков земельных участков под строительство жилых домов;
ж) нотариально удостоверенные (или засвидетельствованные коммунальными органами за время 1931 — 1936 гг.) договоры купли — продажи (в том числе с условием пожизненного содержания продавца), мены и дарения строений;
з) нотариальные свидетельства или вступившие в законную силу решения суда, устанавливающие право наследования;
и) вступившие в законную силу решения и определения суда или постановления арбитража, подтверждающие право собственности на строения или право застройки (до 26 августа 1948 г.) и о передаче бесхозяйственно содержимых домов в фонд местных Советов;
к) выписки из реестров государственных нотариальных контор об удостоверении договоров купли — продажи, мены и дарения, а также о выдаче свидетельств о праве на наследство и других нотариальных документов, устанавливающих переход права собственности на строения и права застройки (до 26 августа 1948 года), если выписки содержат все необходимые данные, подтверждающие переход права собственности и права застройки;
л) копии актов о продаже домов граждан с публичных торгов;
м) свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, выданные государственной нотариальной конторой;
н) нотариально удостоверенные договоры о разделе жилых домов между супругами (в отношении бывшей сельской местности — зарегистрированные в сельском Совете);
о) решения товарищеских судов о разделе жилых домов между супругами;
п) регистрационные удостоверения коммунальных органов.
В случае, когда правоустанавливающими документами являются нотариально удостоверенный договор о праве застройки (пункт «е» настоящего параграфа), либо вступившее в законную силу решение суда, подтверждающее право застройки (пункт «и»), либо выписка из реестра нотариальной конторы о совершении сделки, устанавливающей переход права застройки (пункт «к»), относящиеся к периоду времени до 26 августа 1948 года, жилой дом считается принадлежащим на праве личной собственности.
§ 9. При отсутствии подлинных документов или надлежаще заверенных копий, устанавливающих право собственности на строения, документами, косвенно подтверждающими это право, могут служить:
а) обязательства по банковским ссудам, выданным на строительство жилых домов;
б) инвентаризационно — технические документы, в том случае, когда в тексте этих документов имеется точная ссылка на наличие у собственника надлежаще оформленного документа, подтверждающего его право на строение;
в) платежные документы об оплате земельной ренты и налога со строений, а также страховые полисы;
г) выписки (справки) о внесении стоимости строений в балансы учреждений, предприятий и организаций, в фактическом владении и пользовании которых находятся эти строения;
д) акты государственных комиссий о приемке законченных строительством зданий в эксплуатацию;
е) договоры о праве застройки, заключенные отделами коммунального хозяйства до 26 августа 1948 года (в нотариальном порядке не оформленные), а также относящиеся к этому времени решения исполкомов местных Советов депутатов трудящихся об отводе гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства — в случаях невозможности оформления договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство жилого дома на праве личной собственности.
§ 10. В случаях включения в городскую (поселковую) черту сельских населенных пунктов или преобразования их в город (поселок) основанием для регистрации, производимой в порядке настоящей Инструкции, являются:
а) подворные списки, выписки из них, справки исполкомов районных или сельских Советов депутатов трудящихся, а также другие документы, подтверждающие право собственности на строения, указанные в § 8 и 9 настоящей Инструкции;
б) при решении вопроса о регистрации жилого дома за членами бывшего колхозного двора необходимо исходить из равенства долей всех членов двора, включая не достигших совершеннолетия и нетрудоспособных, указанных в подворном списке, выписке из него, справке (ст. 129 ГК РСФСР);
в) жилые дома, включенные в городскую (поселковую) черту, принадлежащие участвующим в общественном хозяйстве колхоза членам колхозного двора, в порядке настоящей Инструкции подлежат учету в реестрах фонда личной собственности.
В отношении этих жилых домов в реестровой книге заполняются показатели лишь граф 1 — 6.
III. Обязанности бюро технической инвентаризации
по регистрации строений
§ 11. При ведении реестров и регистрации строений бюро технической инвентаризации обязаны выявить:
а) собственников строений, на которые их право оформлено в установленном законом порядке;
б) собственников строений, не имеющих документов, удостоверяющих их право на строения, — для последующего определения принадлежности данного строения;
в) строения бесхозяйные (ст. 143 ГК РСФСР) и конфискованные (ст. 149 ГК РСФСР), а также сообщить в соответствующий исполком местного Совета депутатов трудящихся для передачи их в установленном законом порядке в государственный фонд;
г) самовольно возведенные строения и сообщить об этом в соответствующий исполком местного Совета депутатов трудящихся для принятия мер, установленных Постановлением СНК РСФСР от 22 мая 1940 г. N390 (СП РСФСР, 1940, N11, ст. 48), а также ст. ст. 109 Гражданского и 199 Уголовного кодексов РСФСР;
д) факты принадлежности на праве личной собственности гражданину или совместно проживающим супругам и их несовершеннолетним детям:
— одного дома жилой площадью более шестидесяти квадратных метров (ст. 106 ГК РСФСР);
— более одного жилого дома (ст. 107 ГК РСФСР);
— кроме одного жилого дома, части (частей) другого дома (ст. 107 ГК РСФСР);
— частей разных жилых домов (ст. 107 ГК РСФСР);
— части (частей) одного дома жилой площадью более шестидесяти квадратных метров (ст. ст. 106 и 107 ГК РСФСР);
— более одной квартиры в многоквартирном доме жилищно — строительного коллектива индивидуальных застройщиков (ст. 107 ГК РСФСР) и сообщить о них в соответствующий исполком рай(гор)совета депутатов трудящихся для принятия установленных законом мер.
§ 12. Бюро технической инвентаризации в своей работе по регистрации строений предварительно обязаны:
а) истребовать и ознакомиться с документами, представляемыми учреждениями, предприятиями, организациями и гражданами, как основанием их права собственности на строения;
б) истребовать и приобщить в хронологическом порядке к инвентаризационному делу надлежаще заверенные копии документов, подтверждающих права собственников на строения;
в) выявить возникновение и порядок перехода к указанным учреждениям, предприятиям, организациям и гражданам права собственности на строения, полноту и соблюдение формы документов, подтверждающих переход прав, число участников общей долевой собственности и размер их долей;
г) составить по документам письменное заключение, в котором должно быть указано: 1) адрес строения; 2) площадь земельного участка (по землеотводным документам и последнему обмеру в натуре); 3) количество основных строений (для домов граждан, кроме того, — размер жилой площади); 4) время приемки строения в эксплуатацию; 5) последовательность перехода прав со ссылкой на документы; 6) детальный перечень представленных документов, устанавливающих собственников на момент регистрации; 7) наименование собственников, с указанием: для граждан — фамилии, имени и отчества; для учреждений, предприятий и организаций — полного их наименования; 8) вид права (право государственной, кооперативно — общественной и личной собственности); 9) размер долей в случае принадлежности строения на праве общей собственности; 10) категория фонда (см. § 1).
§ 13. Заключение бюро технической инвентаризации о принадлежности строения на праве собственности со всеми документами и проектом решения представляется на рассмотрение соответствующего исполкома рай(гор)совета депутатов трудящихся, после чего производится первичная регистрация строения.
§ 14. Вопрос о возможности регистрации за заявителем строения на праве собственности на основании документов, косвенно подтверждающих это право (§ 9 и 10), разрешается в каждом отдельном случае организацией, которой подчинено бюро технической инвентаризации, и вносится на окончательное решение исполкома рай(гор)совета депутатов трудящихся.
На основании решения исполкома рай(гор)совета депутатов трудящихся бюро технической инвентаризации выдает собственнику строения регистрационное удостоверение по прилагаемой форме (Приложение N5).
§ 15. При отсутствии документов, указанных в § 8, 9, 10 настоящей Инструкции, а также в случаях возникновения сомнений в представленных документах вопрос принадлежности строения на праве собственности решается в исковом порядке соответственно судебными органами или госарбитражем.
§ 16. Самовольно возведенные строения регистрации не подлежат.
Такие строения могут быть зарегистрированы за собственниками только при условии, если строения не подлежат переносу по основаниям, указанным в ст. ст. 9 — 10 Постановления СНК РСФСР от 22 мая 1940 г. (СП РСФСР, 1940, N11, ст. 48), и с самовольными застройщиками будут заключены договоры о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование.
IV. Ведение реестровых книг
§ 17. Данные о праве собственности на строения на основании решений исполкомов рай(гор)советов депутатов трудящихся вносятся бюро технической инвентаризации в реестровые книги строений данного населенного пункта, а также в инвентаризационные карточки в соответствии с теми пунктами и графами, которые в них предусмотрены.
Если в населенном пункте имеется большое количество строений всех четырех видов владения (местных Советов, госучреждений и предприятий, кооперативных и других общественных организаций, граждан), реестры должны вестись в отдельных книгах для каждого вида собственности.
В том случае, когда в городе или поселке имеется небольшое количество строений одного или нескольких видов владения, реестры могут быть совмещены в одной книге с выделением для каждого реестра отдельной ее части.
После регистрации прав собственности в реестровых книгах бюро технической инвентаризации делают на правоустанавливающих документах собственников строений (кроме регистрационного удостоверения) и на надлежаще заверенных копиях с них, оставляемых в делах бюро технической инвентаризации, соответствующие регистрационные надписи (Приложение N6).
§ 18. Реестровая книга изготовляется из качественной бумаги и должна быть в твердом переплете, иметь наименование «Реестровая книга строений ____________ города (поселка) _______________»; она должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена соответствующей печатью и подписью руководителя организации (исполкомом местного Совета, управлением коммунального хозяйства и т.п.), которой непосредственно подчинено бюро технической инвентаризации.
Записи в реестровой книге ведутся по улицам (по алфавиту улиц), причем на каждого собственника или участника общей долевой собственности в книге отводится не менее десяти запасных строк для текущей регистрации последующих изменений. Если эти строки в процессе регистрации будут заполнены, дальнейшая запись производится на новой странице в конце всех записей, а в книге делается отметка о переносе записей по данному строению на новую страницу, с указанием номера последней.
Для этой цели в конце книги (или ее части, если реестры совмещены) должны быть оставлены запасные страницы в количестве до 25% общего ее объема, а в случае заполнения всей книги заводится дополнительная книга.
Все исправления в реестровой книге должны быть надлежаще оговорены и засвидетельствованы подписью лица, ответственного за регистрацию, или начальника бюро технической инвентаризации.
Реестровая книга является документом учета собственников строений города (поселка), в связи с чем необходимо обеспечить постоянную ее сохранность.
Примечания. 1. Порядковые номера записей строений в реестровой книге указываются самостоятельно по каждой категории фонда города (поселка).
2. При восстановлении реестровых книг, пришедших в ветхое состояние, необходимо сохранять даты первичных записей в эти книги, а также реестровые (порядковые) номера строений.
§ 19. В бюро технической инвентаризации должна вестись алфавитная картотека всех собственников строений города (поселка) с указанием фамилии, имени и отчества (для граждан) и полного наименования организаций, учреждений и предприятий (приложение N7).
В виде исключения (в городах и поселках с небольшим числом строений и незначительным количеством сделок в течение года) может вестись журнал, содержащий перечень (список) всех собственников строений города (поселка) по алфавиту фамилий и наименованию организаций, учреждений и предприятий по прилагаемой форме (приложение N8).
Каждый собственник заносится в отдельную алфавитную карточку или отдельную строку журнала, с указанием доли в общей собственности, согласно правоустанавливающему документу.
На собственника, имеющего несколько строений (частей строений) в городе (поселке), на каждое такое здание заводится отдельная алфавитная карточка, которые хранятся совместно.
В том случае, когда в бюро технической инвентаризации ведется алфавитный журнал, на собственника, имеющего несколько строений в городе (поселке), в журнале отводится место для одной записи его полного наименования или фамилии, имени и отчества и в несколько строк записываются адреса всех принадлежащих ему строений.
V. Текущая регистрация
§ 20. После проведения первичной регистрации собственников строений бюро технической инвентаризации должны вести последующую регистрацию изменений в правовом положении строений.
§ 21. Последующая регистрация права собственности на строения и перехода этого права от одних лиц и организаций к другим производится на основании документов, оформленных в установленном законом порядке.
§ 22. Изменения в правовом положении строений заносятся в реестровую книгу и в инвентаризационные карточки со ссылкой на документы, на основании которых эти изменения учтены.
На правоустанавливающих документах собственников строений и на надлежаще заверенных копиях с них, оставляемых в делах бюро технической инвентаризации, делается регистрационная надпись (Приложение N9).
Каждое изменение, внесенное в реестровую книгу, должно быть заверено подписью лица, ответственного за данную работу.
Исключение из реестровых книг выбывших собственников путем вычеркивания не допускается.
На вновь появившихся собственников в алфавитной картотеке собственников заводятся новые карточки, карточки на выбывших собственников изымаются из этой картотеки и переносятся в картотеку выбывших собственников.
§ 23. Нотариально удостоверенные соглашения между участниками общей долевой собственности на жилой дом о порядке пользования обособленными помещениями дома (квартирами, комнатами) в соответствии с долями участников (ст. 124 ГК РСФСР), по их просьбе — подлежат регистрации.
При этом на соглашении и на надлежаще заверенной копии с него, оставляемой в делах бюро технической инвентаризации, делается регистрационная надпись (Приложение N10).
Однако в реестрах установленной формы, в инвентаризационно — технической документации, а также в справках, выдаваемых бюро технической инвентаризации, порядок пользования, определенный этими соглашениями, не отражается.
§ 24. Если участник общей долевой собственности на жилой дом с соблюдением установленных правил увеличил за свой счет полезную площадь дома путем пристройки, надстройки или перестройки либо в правоустанавливающем документе на дом размер долей не указан или указан неправильно, установление размера долей или изменение размера долей может быть оформлено, при наличии согласия всех участников общей собственности, нотариально удостоверенным соглашением об этом, а при возникновении спора — в судебном порядке (ст. 125 ГК РСФСР и пункт 56 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР, утвержденной Верховным Судом РСФСР 28 января 1966 г.).
Указанное нотариально удостоверенное соглашение или решение суда регистрируется в бюро технической инвентаризации как дополнение к правоустанавливающим документам участников общей долевой собственности.
§ 25. В случае утраты собственником строения регистрационного удостоверения, выданного в порядке § 9 и 10 настоящей Инструкции, по письменному заявлению заинтересованного лица бюро технической инвентаризации выдает дубликат утраченного удостоверения.
На дубликате удостоверения указывается номер и дата выдачи подлинного документа, а также дата выдачи дубликата.
В случае утраты другого правоустанавливающего документа из числа указанных в § 8 настоящей Инструкции, ранее зарегистрированного в бюро технической инвентаризации, и отсутствия практической возможности к его возобновлению по решению исполкома рай(гор)совета депутатов трудящихся бюро технической инвентаризации выдает заинтересованному лицу регистрационное удостоверение в подтверждение права собственности на строение.
§ 26. В бюро технической инвентаризации должны особенно тщательно вести учет всем арестам и запрещениям, наложенным на строения по извещению нотариальных и судебных органов.
Извещение о наложении на строение ареста или запрещения хранится в инвентаризационном деле вместе с правоустанавливающими документами.
Регистрация арестов и запрещений производится посредством занесения их в инвентаризационные карточки и в алфавитную картотеку собственников.
Регистрация арестов и запрещений должна производиться немедленно по поступлении извещения и во всяком случае не позже следующего дня после получения бюро технической инвентаризации извещения об аресте.
В том случае, если будет установлено, что по данному строению ранее выдана справка об отсутствии ареста или запрещения, бюро технической инвентаризации обязано немедленно сообщить соответствующим организациям о недействительности этой справки.
В случае снятия ареста или запрещения в инвентаризационной карточке и в алфавитной карточке собственников должна быть сделана соответствующая отметка с указанием даты и основания снятия ареста или запрещения.
VI. Выдача справок
§ 27. Порядок заполнения справок, выдаваемых бюро технической инвентаризации собственникам индивидуальных жилых домов (частей домов) для представления в государственные нотариальные конторы при оформлении сделок, определен Инструкцией, утвержденной Приказом по МКХ РСФСР от 1 апреля 1965 г. N92, с изменениями, внесенными в соответствии с Приказом по МКХ РСФСР от 31 августа 1966 г. N273.
При оформлении, по желанию сторон, договоров об отчуждении жилых домов на снос бюро технической инвентаризации выдают справки по правилам, изложенным в вышеуказанной Инструкции.
§ 28. Если жилой дом или иное основное строение принадлежит на праве общей долевой собственности, в справках, выдаваемых бюро технической инвентаризации для предъявления различным организациям и учреждениям, указываются все участники общей собственности, их долевое участие по правоустанавливающим документам, а также общие данные о площади земельного участка, площади строения, восстановительной и действительной стоимости и т.п.
«__» _______ 19__ г.
Бюро технической инвентаризации
жилой дом (строение)
часть жилого дома (строения)
в том, что __________________________________________ N__________
по ул. _________________________ в гор. (пос.) ___________________
зарегистрирован по праву собственности за ________________________
на основании решения исполкома ___________________________________
Совета депутатов трудящихся от «___» _____________________ 19__ г.
N_____________ записано в реестровую книгу под N________________
Инвентарное дело N_______________ квартал N_____________________
Бюро технической Начальника бюро
инвентаризации технической инвентаризации
ФОРМА НАДПИСИ (ШТАМПА) НА ПРАВОУСТАНАВЛИВАЮЩЕМ ДОКУМЕНТЕ
И КОПИИ С НЕГО ПРИ ПЕРВИЧНОЙ РЕГИСТРАЦИИ
Жилой дом (строение)
—————————- _____ Nпо улице ________________
часть жилого дома (строения)
___________________ в гор. (пос.) ________________ зарегистрирован
_________________ по праву собственности за ______________________
на основании _____________________________________________________
(наименование правоустанавливающего документа с указанием
кем, когда и за каким номером выдан)
Записано в реестровую книгу под N_______
Инвентарное дело N_______ квартал N_______
«___» _____________ 19__ г.
бюро технической Начальника бюро технической
инвентаризации инвентаризации или лица,
ответственного за регистрацию
ФОРМА НАДПИСИ (ШТАМПА) НА ПРАВОУСТАНАВЛИВАЮЩЕМ
ДОКУМЕНТЕ (КОПИИ) ПРИ ТЕКУЩЕЙ РЕГИСТРАЦИИ
Настоящий документ зарегистрирован в ____________________ бюро
Записан «___» _____________________ 19__ г. в реестровую книгу
под N______________, инвентарное дело N________________, квартал
бюро технической Начальника бюро технической инвентаризации инвентаризации или лица,
Источник: www.neooexpert.ru
Постановление Совета Министров СССР от 5 октября 1981 г. N 973 «Об индивидуальном жилищном строительстве»
В связи с постановлением ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР от 23 марта 1978 г. N 229 «Вопросы Свода законов СССР» и в целях дальнейшего развития индивидуального жилищного строительства Совет Министров СССР постановляет:
1. Министерствам, государственным комитетам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов обеспечить расширение строительства индивидуальных жилых домов (включая многоквартирные) с надворными постройками, с правом собственности каждого застройщика на жилой дом (часть дома), для работников подведомственных предприятий, учреждений и организаций, а также для других граждан.
Строительство указанных жилых домов осуществлять, как правило, по типовым проектам с использованием прогрессивных конструкций заводского изготовления и местных строительных материалов.
3. Госплану СССР предусматривать в проектах государственных планов экономического и социального развития СССР лимиты капитальных вложений, строительно-монтажных и подрядных работ и материально-технические ресурсы, необходимые для обеспечения строительства индивидуальных жилых домов.
обеспечивать финансирование затрат на разработку проектов планировки и застройки районов индивидуального жилищного строительства, а также предусматривать в планах работ подведомственных проектных организаций разработку по договорам с застройщиками проектно-сметной документации для строительства индивидуальных жилых домов;
в 1982 году разработать и утвердить по согласованию с Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, Министерством финансов СССР, Госбанком СССР и Стройбанком СССР типовой договор на осуществление проектных работ, заключаемый между индивидуальным застройщиком и проектной организацией, и типовой договор на строительство индивидуальных жилых домов, заключаемый между подрядной строительной организацией и застройщиком;
предусматривать в планах экономического и социального развития увеличение производства и продажи населению через розничную торговую сеть строительных и отделочных материалов, санитарно-технического оборудования и других изделий, необходимых для строительства индивидуальных жилых домов.
6. Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства и определение их размеров осуществляются в порядке, установленном действующим законодательством.
7. При проектировании и строительстве подрядным способом индивидуальных жилых домов для работников сельского хозяйства и потребительской кооперации, служащих и других граждан, проживающих и работающих в сельской местности, функции заказчика осуществляются, как правило, колхозами, совхозами и другими государственными сельскохозяйственными предприятиями, а также организациями потребительской кооперации, а для рабочих, служащих и других граждан, проживающих и работающих в городах и поселках городского типа, — соответствующими предприятиями, учреждениями, организациями или исполкомами местных Советов народных депутатов.
8. Госплану СССР и Министерству торговли СССР по согласованию с Госснабом СССР и Центросоюзом предусматривать выделение рыночного фонда комплектов стандартных деревянных домов и деталей для домов со стенами из местных строительных материалов, а также санитарно-технического оборудования, столярных и скобяных изделий и других строительных и отделочных материалов для обеспечения строительства индивидуальных жилых домов с надворными постройками.
Исполкомам местных Советов народных депутатов, предприятиям, учреждениям и организациям оказывать индивидуальным застройщикам помощь в приобретении и перевозке строительных материалов и деталей.
9. Министерства, государственные комитеты, ведомства, исполкомы местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения и организации производят в установленном порядке продажу своим работникам для строительства индивидуальных жилых домов строительных и отделочных материалов, инструментов, столярных и скобяных изделий, отдельных деталей и комплектов стандартных деревянных домов по розничным ценам, если они установлены, и по оптовым ценам, если розничные цены не установлены.
Продажа лесных строительных материалов индивидуальным застройщикам, осуществляющим строительство жилых домов с надворными постройками непосредственно в леспромхозах и лесных поселках, производится по действующим оптовым ценам.
При составлении смет на строительство индивидуальных жилых домов стоимость материалов определяется по розничным ценам, а при их отсутствии — по оптовым ценам.
Советам Министров союзных и автономных республик и исполкомам местных Советов народных депутатов оказывать помощь колхозам, совхозам и другим государственным сельскохозяйственным предприятиям, а также организациям потребительской кооперации в строительстве индивидуальных жилых домов с надворными постройками для работников этих хозяйств путем выделения в установленном порядке лесосечного фонда и строительных материалов.
10. Проектирование и строительство для районов индивидуального жилищного строительства внеквартальных, внепоселковых и внутрипоселковых инженерных коммуникаций и сооружений, включая очистные сооружения децентрализованных систем канализации, электросети и сети связи, в городах, поселках городского типа и сельских населенных пунктах (кроме колхозных поселков) осуществляются за счет государственных капитальных вложений. Рекомендовать колхозам осуществлять эти работы за счет собственных средств.
Присоединение индивидуальных жилых домов к инженерным коммуникациям, в том числе к электросетям и сетям связи, устройство выводов при децентрализованных системах канализации, а также устройство децентрализованных систем водоснабжения, отопления и горячего водоснабжения, установок сжиженного газа осуществляются за счет средств застройщиков.
Предоставить право Советам Министров союзных республик, министерствам, государственным комитетам и ведомствам СССР решать по согласованию с Госпланом СССР и Министерством энергетики и электрификации СССР вопросы использования кухонных электроплит и электрических водонагревателей аккумулирующего типа в индивидуальных жилых домах в населенных пунктах, где не предусматривается использование природного газа.
11. Отдельным категориям граждан кредит на индивидуальное жилищное строительство предоставляется на льготных условиях согласно приложениям N 1 и 2.
12. Стоимость индивидуальных жилых домов с надворными постройками, возводимых предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными в городской местности, совхозами и другими предприятиями и организациями, расположенными в сельской местности, а также колхозами и организациями потребительской кооперации для продажи своим работникам, исчисляется в порядке, по ценам и нормам, установленным для определения сметной стоимости государственного жилищного строительства.
Источник: www.dokipedia.ru
Ипотека по-сталински
После окончания ВОВ у советского государства не было денег на жилищное строительство, и ему пришлось пойти в этой сфере на некоторую демократизацию. До трети нового жилья в городах в 1946-1951 годах составили индивидуальные дома (небольшой площадью 23-39 кв. м).
Кредиты по 7-12 тыс. руб. на срок до 12 лет выделялись под 1% годовых. На этих стройках использовались две ударные силы: зеки ГУЛАГа и сборные дома из Германии и Финляндии по репарациям.
О том, как выглядела программа индивидуального жилищного строительства поле окончания Великой Отечественной, на примере Кемеровской области показывает историк Наталья Головань в статье «Из опыта строительства индивидуальных жилых домов в Кемеровской области (1946-1950 гг.)» («Вестник Кемеровского госуниверситета», №3-1, 2015).
Первое постановление об индивидуальном жилищном строительстве в СССР было принято в 1939 году. Его реализации помешала война. 29 мая 1944 года был принято ещё одно Постановление СНК СССР, оно дополняло прежний документ 1939 года. Постановление продлевало срок ссуды с 5 до 7 лет, размер ссуды был увеличен с 5 до 10 тыс. руб., процентная ставка осталась неизменной — 2 % годовых. Подобное строительство предполагалось вести силами застройщиков (т. н. ссудозаемщиков) с оказанием помощи со стороны предприятий строительными материалами, транспортом, инструментами.
Анализ архивных источников свидетельствует о том, что ссуды выделялись работникам на равных условиях, независимо от должности. Их оформление происходило под жёстким контролем партийно-государственных и хозяйственных органов. Нарушения при распределении ссуд происходили крайне редко, что сразу становилось предметом критики со стороны периодической печати.
Постановление Совета Министров СССР «О повышении заработной платы и строительстве жилищ для рабочих и инженерно-технических работников предприятий и строек, расположенных на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке» от 25 августа 1946 года обязало Министерство финансов СССР ассигновать на жилищное строительство до 1 млрд. руб. Но главное — были вновь улучшены условия получения кредитов. Так, Центральный Коммунальный Банк был обязан предоставить ссуду уже от 8 до 12 тыс. рублей под 1 % годовых (вместо прежних 2%) со сроком погашения 10-12 лет (вместо прежних 7 лет).
Правительство поручило Главному управлению по проектированию жилых зданий разработать типовые проекты индивидуальных домов. Были подготовлены проекты двух серий: серия деревянных рубленных и серия каменных домов. Дом был рассчитан на 1-2 квартиры. В каждой квартире предполагалось 2-3 комнаты. Жилая площадь (с учётом площади кухни) одноквартирного дома составляла от 23 до 30 кв. м., двухквартирного -от 30 до 39 кв. м. Строительство жилья и передача (продажа) его работнику осуществлялась в рамках предприятия, на котором он трудился — в этом заключалась сущность производственно-отраслевого принципа советской жилищной политики.
Возведение индивидуальных домов для продажи рабочим осуществлялось как силами строительного подразделения самого предприятия (т. н. хозспособ), так и подрядными строительными организациями. К примеру, комбинат «Кемерово-уголь» по плану в 1946 году должен был построить для продажи рабочим 330 домов, в 1947-м — 1850, в том числе хозспособом 800, в 1948 году — 1766 и 660 соответственно. Кузнецкий металлургический комбинат (КМК) организовал непосредственно на заводе изготовление хозспособом основных деталей для домов. Строители были разделены на группы из 5 человек, каждая группа должна была возводить один дом в срок не больше чем за 4 дня.
Однако в послевоенное время на заводах катастрофически не хватало рабочих, тем более тех, что можно было отвлечь на жилищное строительство. В этих условиях для жилищного строительства в качестве подрядчиков были задействованы лагеря ГУЛАГа, находившиеся в подчинении МВД. По заявкам Госстроя в 1946 года на территории крупных городов Кемеровской области было создано два исправительно-трудовых лагеря: «Кемеровожилстрой» и «Кузбассжилстрой». Управление первого было переведено из «Севдвинлага» после его ликвидации, второго — частично из «Белбалтлага». Общая численность заключенных в этих «жилищных организациях» к началу 1948 года составила свыше 15 тысяч человек.
В функции заключенных входило изготовление деревянных деталей для домов, подготовка шлакоблочных камней и непосредственное строительство домов. «Кузбассжилстрой» по плану 1947 года должен был построить 2250 домов общей площадью 75 тыс. кв. м: в Сталинске — 1150, в Прокопьевске — 600 домов, Киселевске — 500. Предполагалось также, что заключённые должны были участвовать в благоустройстве Точилинского поселка рабочих КМК.
Однако ГУЛАГ не справлялся с планом жилищного строительства. В 1947 году работы были выполнены только на 27,6 % (фундаменты были заложены для всех домов, из запланированных 75 домов введено в эксплуатацию -15, в строительстве находилось — 2). 1948 году для Кемеровского азотно-тукового завода трест «Кемеровожилстрой» возвёл стены 32 домов, в эксплуатацию было сдано всего 99 кв. м, вместо запланированных 2340 кв. м.
Неожиданное закрытие 15 сентября 1948 года обоих лагерей поставило на грань провала реализацию жилищной программы в Кемеровской области. В результате чего, например, только в одном Сталинске было приостановлено строительство 400 домов.
Ликвидация лагерей привела к самовольному заселению горожан в недостроенное жилье. Так, накануне расформирования «Кузбассжилстроя» 50 домов, построенных им для треста «Кузнецкуголь» в поселке Байдаевка (Сталинск), были самовольно заселены без приёма Госкомиссией.
Спасли ситуацию репарации из побеждённых Германии и Финляндии. 20 октября 1948 года вышло постановление СМ о разрешении использовать в индивидуальном жилищном строительстве комплекты стандартных немецких и финских домов.
Финские дома были рассчитаны на одного хозяина. Жилая площадь одноквартирного дома составляла 24,4 кв. м при общей площади 31,4 кв. м; двухкомнатная в одноквартирном доме занимала 38,2 кв. м при общей площади 53,6 кв. м. Высота потолков 2,6 м и 2,8 м. Дома возводились сборно-щитовыми, одноэтажными, с печным отоплением. Стены дома были цельные, деревянные двухслойные. Дерево в основном использовалось хвойное.
Стандартные финские и немецкие дома вводились в эксплуатацию быстро, это было связано с ненужностью проектной документации и с готовностью строительных деталей. Все необходимые комплектующие будущего дома: шпингалеты, замки, деревянные ручки — были упакованы в один большой деревянный ящик. Заготовки для пола и потолка были связаны и собраны металлической нержавеющей пластиной. В общем, во всём был североевропейский порядок.
К возведению домов были привлечены не только строительные подразделения предприятий, подрядные организации, но и будущие жильцы. Заинтересованные в своем быстром заселении владельцы домов вместе с родственниками, друзьями, нанятыми работниками перевозили из железнодорожных тупиков комплекты домов на гужевом транспорте, своими силами дома собирали в течение 2-3 недель.
Интенсивное строительство финских и немецких домов осуществлялось с 1948-го по 1951 год. Удельный вес сборных домов в жилищном строительстве Кузбасса достигал 35%. К примеру, в В 1949-1950 годах только один трест «Прокопьевскшахтострой» ввёл в эксплуатацию 40,6 тыс. кв. м, за счет сборного домостроения -29,8 тыс. кв. м (73% от всего объёма выполненных работ). В результате финскими домами были застроены целые улицы в Кемерове, Сталинске, Киселевске, Ленинск-Кузнецком, Осинниках; появились одноименные поселки в Прокопьевске, Белове, Ленинск-Кузнецком.
Наряду со строительством индивидуального жилья на кредиты государства, население само активно вело жилищное строительство за счет собственных средств. Так, в Сталинске в 1947 году силами трудящихся «в порядке самодеятельности» строилось 276 домов на общую сумму 3 млн. руб. (т.е. в среднем дом обходился в 12 тыс. рублей — это примерно годовой заработок рабочего в то время в Кемерово). Самодеятельный (самостоятельный) способ индивидуального жилищного строительства был легализован Указом Президиума Верховного Совета СССР «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» от 26 августа 1948 г.
В период с 1946-го по 1950 год в городах региона было построено 30 тысяч752 дома, находившихся в личной собственности, общей жилой площадью 780,3 тыс. кв. м.
В послевоенные годы советское правительство, понимая остроту жилищной проблемы, было вынуждено отклониться от идеологических установок и пойти на дальнейшее расширение практики предоставления в личную собственность жилых домов. Правительство, делая ставку на жилищное строительство, задействовало не только директивные рычаги управления, что проявилось в использовании принудительного труда заключенных и домах при репарации, но и активно поддерживало инициативу будущих домовладельцев.
Источник: back-in-ussr.com
Порядок строительства индивидуального жилого дома в ссср
СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР
от 17 февраля 1982 года N 154
Об индивидуальном жилищном строительстве
(Извлечение)
(в редакции постановления Совета Министров РСФСР от 27.11.89 N 346)
(с изменениями на 23 июля 1993 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 13 января 2020 года N 7
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 года N 726.
____________________________________________________________________
Совет Министров РСФСР постановляет:
1. Министерствам, государственным комитетам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик и исполкомам местных Советов народных депутатов обеспечить расширение строительства индивидуальных жилых домов (включая многоквартирные) с надворными постройками жилых домов (включая многоквартирные) с надворными постройками, с правом собственности каждого застройщика на жилой дом (часть дома), для работников подведомственных предприятий, учреждений и организаций, а также для других граждан.
Строительство указанных жилых домов осуществлять, как правило, по типовым проектам с использованием прогрессивных конструкций заводского изготовления и местных строительных материалов.
2. Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства и определение их размеров осуществляются в порядке, установленном действующим законодательством.
3. Госстрою РСФСР:
в) разработать и утвердить в 1982 году Инструкцию о порядке планировки, застройки и благоустройства районов индивидуального жилищного строительства;
4. Советам Министров автономных республик и исполкомам местных Советов народных депутатов обеспечить:
разработку проектов планировки и застройки районов индивидуального жилищного строительства;
финансирование затрат на разработку проектов планировки и застройки районов индивидуального жилищного строительства.
5. Министерствам, государственным комитетам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам предусматривать в планах работ подведомственных проектных организаций разработку по договорам с застройщиками проектно-сметной документации для строительства индивидуальных жилых домов.
6. Госстрою РСФСР, Министерству финансов РСФСР, Российской республиканской конторе Госбанка СССР, Российской республиканской конторе Стройбанка СССР в 1982 году разработать и утвердить по согласованию с Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, Министерством финансов СССР, Госбанком СССР и Стройбанком СССР типовой договор на осуществление проектных работ, заключаемый между индивидуальным застройщиком и проектной организацией, и типовой договор на строительство индивидуальных жилых домов, заключаемый между подрядной строительной организацией и застройщиком.
7. Госплану РСФСР предусматривать министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам (по их заказам) в проектах государственных планов экономического и социального развития РСФСР лимиты проектно-изыскательских работ, капитальных вложений, строительно-монтажных и подрядных работ и материально-технические ресурсы, выделяемые Госпланом СССР, необходимые для обеспечения строительства индивидуальных жилых домов.
8. Госплану РСФСР, Министерству промышленности строительных материалов РСФСР, Министерству местной промышленности РСФСР, Министерству торговли РСФСР, Роспотребсоюзу, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам предусматривать в планах экономического и социального развития увеличение производства и продажи населению через розничную торговую сеть строительных и отделочных материалов, санитарно-технического оборудования и других изделий, необходимых для строительства индивидуальных жилых домов.
9. Министерству сельского хозяйства РСФСР, Министерству плодовоовощного хозяйства РСФСР, Министерству мелиорации и водного хозяйства РСФСР, Роспотребсоюзу, другим министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик и исполкомам, местных Советов народных депутатов оказывать помощь колхозам, совхозам и другим государственным сельскохозяйственным предприятиям, а также организациям потребительской кооперации в строительстве индивидуальных жилых домов с надворными постройками для работников этих хозяйств путем выделения в установленном порядке лесосечного фонда и строительных материалов.
10. Исколкомам местных Советов народных депутатов, предприятиям, учреждениям и организациям оказывать индивидуальным застройщикам помощь в приобретении в перевозке строительных материалов и деталей.
Транспортные услуги оплачиваются застройщиками по действующим тарифам.
(Пункты 11 и 12 утратили силу в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 27.11.89 N 346)
13. Обязать Советы Министров автономных республик, крайисполкомы, облисполкомы, горисполкомы и райисполкомы:
обеспечить контроль за качеством возводимых индивидуальными застройщиками строений и за благоустройством территорий индивидуальной застройки.
14. Госплану РСФСР совместно с Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР по представлению Советов Министров автономных республик, крайисполкомов и облисполкомов решать по согласованию с Госпланом СССР и Министерством энергетики и электрификации СССР вопросы использования кухонных электроплит и электрических водонагревателей аккумулирующего типа в индивидуальных жилых домах в населенных пунктах, где не предусматривается использование природного газа.
15. Законченные строительством индивидуальные жилые дома с надворными постройками принимаются в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями в установленном порядке.
16. В случаях самовольного строительства, несоблюдения строительных норм и правил и совершения иных нарушений при осуществлении индивидуального жилищного строительства виновные лица привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
17. Довести до сведения, что:
а) Совет Министров СССР постановлением от 5 октября 1981 года N 973 установил, что:
проектирование и строительство для районов индивидуального жилищного строительства внеквартальных, внепоселковых и внутрипоселковых инженерных коммуникаций и сооружений, включая очистные сооружения децентрализованных систем канализации, электросети и сети связи, в городах, поселках городского типа и сельских населенных пунктах (кроме колхозных поселков) осуществляются за счет государственных капитальных вложений. Рекомендовал колхозам осуществлять эти работы за счет собственных средств;
присоединение индивидуальных жилых домов к инженерным коммуникациям, в том числе к электросетям и сетям связи, устройство выводов при децентрализованных системах канализации, а также устройство децентрализованных систем водоснабжения, отопления и горячего водоснабжения, установок сжиженного газа осуществляются за счет средств застройщиков;
строительство и капитальных ремонт индивидуальных жилых домов с надворными постройками, работы по их газификации и присоединению к сетям водопровода и канализации осуществляются за счет средств застройщиков и с привлечением долгосрочного банковского кредита;
министерства, государственные комитеты, ведомства, исполкомы местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения и организации производят в установленном порядке продажу своим работникам для строительства индивидуальных жилых домов строительных и отделочных материалов, инструментов, столярных и скобяных изделий, отдельных деталей и комплектов стандартных деревянных домов по розничным ценам, если они установлены, и по оптовым ценам, если розничные цены не установлены;
продажа лесных строительных материалов индивидуальным застройщикам, осуществляющим строительство жилых домов с надворными постройками непосредственно в леспромхозах и лесных поселках, производится по действующим оптовым ценам;
при составлении смет на строительство индивидуальных жилых домов стоимость материалов определяется по розничным ценам, а при их отсутствии — по оптовым ценам.
Источник: docs.cntd.ru