Исходно-разрешительная документация (ИР Д) — это изначальная документация, позволяющая заказчику, застройщику заключить с проектной организацией договор на проектирование объекта.
С целью правового обоснования начала инвестиционной деятельности по объекту застройки заказчик-инвестор обязан подготовить, согласовать и утвердить в установленном порядке ИР Д.
Право разрабатывать ИР Д в условиях г. Москвы предоставлено Москомархитектуре. Эта работа производится за счет средств заказчика (инвестора) на всех этапах. разработки и в случае:
наличия соответствующего поручения городской ( окружной) комиссии по земельным отношениям и градостроительству;
наличия распорядительной документации административных органов, муниципальных органов власти.
Порядок разработки ИР Д для капитального строительства в условиях r. Москвы показан на рис. 13.1.
Схема согласования ИР Д для условий г. Москвы приведена на рис. 13.2.
Исходно-разрешительная документация ирд
Рис. 13.1 Схема разработки исходно-разрешительной документации для: капитального строительства (реконструкции) с оформлением земельных отношений но объектам, расположенным на основных улицах и магистралях города
Рис. 13.2 Схема согласования исходно-разрешительной документации для проектирования
Весь комплекс работ и алгоритм действий, связанных с подготовкой ИР Д, выполняемых на предпроектный стадии для условий г. Москвы, приведен в табл. 13.1.
Состав исходно-разрешительной документации, подготавливаемой городскими организациями и передаваемой инвесторам для оформления права на проведение строительных работ на территории г. Москвы
› Содержание › 13.2 Исходно-разрешительная документация для проектирования
Источник: honneur.ru
Подготовка исходно-разрешительной документации
Подготовка исходно — разрешительной документации проводится Москомархитектурой в соответствии с утвержденной градостроительной документацией или при наличии градостроительного обоснования размещения объекта.
Исходно разрешительная документация для строительства
Исходно — разрешительная документация содержит:
— основные требования и рекомендации по размещению, объемно — пространственному решению объекта;
— определение ориентировочных границ земельного участка;
— ориентировочные технико — экономические показатели объекта;
— совокупные требования и рекомендации согласующих организаций для проектирования и строительства;
— определение возможности проведения работ по объекту в соответствии с экологическими и санитарно — гигиеническими требованиями к размещению объекта, его функциональному назначению, условиям эксплуатации, воздействию на окружающую среду;
— рекомендации по стадийности проектирования;
— возможность и условия инженерного обеспечения объекта.
Материалы исходно — разрешительной документации в составе Эскиза N 1 подлежат рассмотрению регламентной комиссией Москомархитектуры.
Сроки подготовки Москомархитектурой исходно — разрешительной документации:
— при наличии утвержденной градостроительной документации (градостроительного обоснования размещения объекта) — до 3 месяцев;
— при необходимости выполнения предпроектных проработок — до 6 месяцев.
Срок подготовки исходно — разрешительной документации увеличивается на время проведения при необходимости:
— дополнительных работ или дополнительных согласований;
— информирования жителей или обсуждения с ними вопросов размещения объекта.
Источник: www.cus.ru
МРР 3.2.16-96 Порядок определения стоимости разработки исходно-разрешительной документации для проектирования
В целях совершенствования системы ценообразования в проектировании, улучшения условий взаимодействия участников инвестиционного процесса в строительном комплексе и в соответствии с распоряжением мэра Москвы № 39-РМ от 31 января 1996г «Об упрощении порядка подготовки исходно-разрешительной документации для проектирования и строительства на территории г. Москвы» (п. 2 1) и решением рабочей группы Межведомственной комиссии по ценовой политике в строительстве при правительстве Москвы (протокол от 22 февраля 1996 г ):
1. Одобрить, представленный Москомархитектурой и согласованный рабочей группой Межведомственной комиссией по ценовой политике в строительстве при правительстве Москвы «Порядок определения стоимости разработки исходно-разрешительной документации в проектировании» (приложение).
2. Рекомендовать организациям и предприятиям, осуществляющим архитектурно-строительное проектирование в Москве и ЛПЗП, при определении стоимости разработки исходно-разрешительной документации пользоваться настоящим «Порядком».
3. Организациям, находящимся в собственности города привести в соответствие с настоящим распоряжением ранее изданные порядки ценообразования, ценники, прейскуранты, методические документы по определению норм продолжительности разработки предпроектной и исходно-разрешительной документации.
4. Поручить Москомархитектуре совместно с Москомземом разработать до 01 01.97 г. сборник цен на землеустроительные, обследовательские и другие работы (услуги) для земельного кадастра.
5. Поручить Москомархитектуре совместно с проектной фирмой АОЗТ ТПФ «Градо» обеспечить издание и распространение указанного «Порядка».
Правительство Москвы Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы
определения стоимости разработки исходно-разрешительной документации проектирования
руководителя Департамента Москомархитектуры
экономической политики и Л.В. ВАВАКИН
развития Москвы В.Ф. ИЛИКОВ
Начальник Мосгосэкспертизы Первый заместитель
А.Л. ВОРОНИН председателя
Заместитель начальника Заместитель начальника
Управления Департамента Координационно-
экономической политики маркетингового управления
и развития Москвы Ю.В. МИНАЕВ
ВВЕДЕНИЕ.
Порядок устанавливает условия и правила определения базовой стоимости исходно-разрешительной документации (ИРД) и формирования договорной цены с учетом требований рыночных отношений .
Система ценообразования ИРД, по преимуществу, строится на основе базовых удельных показателях стоимости приведенных к одной из физических величин — общей площади объекта строительства, для тех видов исходно-разрешительной документации, в которых преобладают архитектурно-планировочные , инженерно-транспортные, экологические и др. проектные решения (эскизные проектные предложения, градостроительное задание, задание на разработку ПИР и др. ) за исключением работ , услуг , связанных с написанием текстов, согласовании, других операций, по делопроизводству ценообразование для которых строится с использованием метода трудозатрат.
При разработке «Порядка» учтен опыт применения действующих ценников , в том числе :
— «Временный сборник цен на предпроектные работы и услуги по всем видам строительства в г. Москве и ЛПЗП», 1990г. ;
— «Порядок определения стоимости проектных работ для строительства в Москве и ЛПЗП» утвержденный распоряжением мэра Москвы от 24.12.92 № 580 РМ.;
— «Рекомендации по определению укрупненных показателей стоимости строительства, изыскательских и проектных работ по объектам, расположенных в Москве и ЛПЗП» утвержденный распоряжением первого заместителя премьера правительства Москвы от 13.10.93 № 1888-РП, а также современные требования к формированию исходно-разрешительной документации, регламентированные нормативно-правовыми документами мэрии и правительства Москвы по вопросам упорядочения земельных отношений, создания более совершенного механизма управления инвестиционным процессом и другими мероприятиями, направленными на повышение уровня эффективности проектно-строительного комплекса.
При разработке «Порядка» использованы следующие действующие распорядительные документы и источники информации:
1. «Сборник нормативно-правовых документов мэрии и правительства Москвы при формировании рыночной системы хозяйствования в сфере инвестиционной деятельности». Выпуск 1, Москва, 1994г.
2. Отчет о научно-исследовательской работе по теме № 1/91 «Концепция формирования перспективной программы проектно-изыскательских работ и работ проектных организаций в условиях перехода к рыночной экономике».
3. Проект норм продолжительности проектирования зданий и сооружений для проектных организаций, подведомственных правительству Москвы, 1992г.
4. Лушин С.И. Плановое ценообразование, М.
5. Глушков И.Т. Справочник по ценообразование, М., 1985
6. Левши Ф.М. Внешнеторговые цены, 1990г.
7. Минков У.Э. Оценка эффективности капитальных вложений (новые подходы), в., 1991г.
8. Каторович Л.И. др. Экономика и организация, М.,1990г.
9. Основы маркетинга . М .,1990г .
10. Вольфганг-Хостер Как делать бизнес в Европе.
11. Пендайк Р. Микроэкономика, М., 1992
12. Фишер С., Экономика М., 1993г.
13. Пашпев В.Д. Экономика и бизнес М., 1992г.
14. Доган Э.Д. Рынок. Микроэкономическая модель, Спб.
Работа выполнена временным творческим коллективом под руководством заместителя начальника Координационно-маркетингового управления Москомархитектуры Минаева Ю.В.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1. Порядок определения стоимости разработки исходно-разрешительной документации является составной частью комплексной системы экономических норм и нормативов в проектно-строительном комплексе Москвы.
1.2. Ценовой механизм разработки ИРД базируется на нормативно-параметрическом методе с учетом условий спроса и предложений на рынке инвестиций.
1.3. Критерии оценки стоимости ИРД учитывают общественно необходимые затраты на ее разработку, согласование, утверждение и передачу заказчику (инвестору) .
1.4. Состав, объем и стоимость ИРД определяется в зависимости от:
— вариантов инвестирования и порядка подготовки исходно-разрешительной и правоустанавливавщей документации, регламентирующей предоставление земельных участков;
— стадии проектирования и видов строительства .
1.5. В зависимости от вида и состава стоимости разработки ИРД определяется :
— по соответствующим нормативам;
по нормативами трудозатратам.
1.6. Стоимость. разработки ИРД уточняется системой корректирующих коэффициентов, которые учитывают различные факторы, присущие конкретной ИРД.
1.7. Сформированная на основе использования современных методических подходов стоимость разработки ИРД определяется в базовых ценах декабря 1991 г.
1.8. Приведение базовой стоимости (в ценах 1991 г.) к стоимости в текущих ценах осуществляется с помощью коэффициентов инфляции, утверждаемых комиссий по ценообразованию в строительстве при правительстве Москвы.
1.9. Базовая стоимость ИРД, с учетом дополнительных работ и услуг, оказываемых заказчику, является исходной для определения договорной цены.
1.10. В базовую стоимость разработки ИРД не входит стоимость научно-исследовательских, исследовательских, предпроектных градостроительных и прочих работ, предшествовавших стадии перехода к конкретному строительству.
1.12. «Порядок» определения стоимости разработки ИРД может применяться предприятиями, организациями и физическими лицами, осуществляющими разработку ИРД в Москве и ЛПЗП.
1.13. «Порядком» предусмотрена возможность определения стоимости выполнения дополнительных работ, услуг не являющихся составной частью ИРД.
1.14. Условия расчета стоимости разработки ИРД предусмотренные «Порядком» соответствуют современным требованиям по уровню затрат, объему и качеству предпроектной документации. При этом, в составе работ по изготовлению ИРД предусматривается разработка всего комплекса документации, необходимой и достаточной для решения задач архитектурного и градостроительного проектирования.
1.15. В стоимость работ, определяемой в соответствии с «Порядком» не входят и подлежат компенсации заказчиком сопутствующие расходы, в том числе:
— командировочные и транспортные ;
— на международные и междугородные телефонные переговоры, международные и междугородные почтово-телеграфные отправления ;
— оплата счетов согласующих организаций по работам, выполняемым по поручению заказчика;
— начисления, установленные правительством Москвы;
Стоимость сопутствующих расходов определяется по трудозатратам, нормативам или по соглашению сторон и оплачивается заказчиком по предъявлению счетов.
2. ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ИСХОДНО-РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ.
2.1. Нормативная база и система ценообразования при разработке исходно-разрешительной документации основана на:
— установлении функциональной зависимости между нормативами трудоемкости и нормативами стоимости разработки исходной и разрешительной документации с учетом объема и сложности рассматриваемых вопросов;
— обеспечение единства формирования нормативной базы по стоимости предпроектной, проектной, исходной и разрешительной документации;
— избирательном применении нормативного коэффициента рентабельности и себестоимости разработки исходной и разрешительной документации в зависимости от организационно-правового статуса организаций исполнителей и условий их финансово-хозяйственной деятельности (бюджетные, хозрасчетные);
— доступности и простоте пользования базой стоимости исходной и разрешительной документации.
2.2. Базовая стоимость разработки исходно-разрешительной документации формируется в ценах 1991 г, с учетом ее классификации по основным видовым признакам и методом расчета, характерных для отдельных видов ИРД.
2.3. Базовая стоимость разработки ИРД определяется в зависимости от величины базовых удельных показателей стоимости (БУПс) принятых в процентах от последующих стадий проектных или предпроектных работ с учетом трудозатрат исполнителей .
2.4. Базовая стоимость разработки ИРД уточняется системой корректирующих коэффициентов, учитывающих: отношение фактической общей площади объекта к базовой; изменение БУП в зависимости от мощности объекта; изменение базовой стоимости в зависимости от стадии проектирования; осложняющие факторы проектирования разработки отдельных документов; инфляционные процессы .
2.5. Значения коэффициентов, учитывающих осложняющие факторы, устанавливаются организацией-исполнителем по согласованию с заказчиком.
2.6. Базовая стоимость ИРД с учетом дополнительных работ и услуг оказываемых заказчику является исходной для определения договорной цены.
3. КЛАССИФИКАЦИЯ И НОМЕНКЛАТУРА ИСХОДНО-РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
3.1. Исходно-разрешительная документация является составной частью предпроектной стадии инвестиционного процесса в строительстве и базируется на разрабатываемой ранее, обосновывающей (прединвестиционной ) и программной документации.
3.2. Основные виды обосновывающей (прединвестиционной) документации:
— архитектурная концепция (эскизные проектные предложения); .
— бизнес-план (ТЭО — инвестиций).
3.3. Основные виды программной документации :
— титульные списки ПИР.
3.4. Основные виды исходно-разрешительной документации:
— градостроительное задание (заключение);
— экспертное заключение (землеустроительное, имущественное, историко-архитектурное, инженерно-геологическое и пр. );
— задание на проектирование;
— распорядительные документы (постановления, распоряжения , государственные акты и пр .).
3.5 Разработке исходно-разрешительной документации сопутствуют :
— справочные документы (справки, письма и т.д.);
— оказание услуг по сбору исходных данных , оформлению и согласованию документации и пр.
3.6. По способу определения стоимости указанные виды документации подразделяются на группы (блоки):
— распорядительная, информационная документация;
— сопутствующие виды работ и услуг .
В приложении N 2 представлен перечень видов исходно-разрешительной документации с указанием способа определения стоимости ее разработки.
4. РАСЧЕТ СТОИМОСТИ ИСХОДНО-РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ.
4.1. Архитектурная концепция (эскизные проектные предложения, определение района размещения объекта с подборой участка).
4.1.1. Базовая стоимость разработки эскизных проектных предложений определяется на основе «Рекомендаций по определению укрупненных показателей стоимости строительства изыскательских и проектных работ (базовые цены) для составления титульных списков ПИР по объектам, расположенным в Москве и ЛПЗМ» по формуле :
где: БУПэпп — базовый удельный показатель стоимость разработки эскизных проектных предложений.
где: БУПп — базовый удельный показатель стоимости разработки совокупных проектных работ, определяемый по таблице 4.2 «Рекомендаций»;
0,15 — коэффициент для определения стоимости разработки стадии эскизный проект (ЭП) ;
Кк — корректирующий коэффициент, приведения к стадии эскизные проектные предложения (ЭПП) ; Кк = (0,5-0,7). Значения Кк принимаются : — 0,5 для объектов массового строительства; — 0,6 для индивидуальных объектов; — 0,7 для уникальных объектов особой градостроительной значимости.
F ф — фактическая общая площадь объекта (в м.кв.);
b i — объемный поправочный коэффициент, определяемый по таблице 4.2;
— произведение коэффициентов, учитывающих у c ложняющие (упрощающие) факторы
Значения коэффициентов Кi представлены в приложении № 3.
Кипп (б) — коэффициент инфляции к проектно-планировочным работам бюджетного финансирования, утверждаемый комиссией по ценообразованию в строительстве при Правительстве Москвы.
Для других источников финансирования
где Кис — коэффициент инфляции к стоимости строительства, исчисляемый в ценах 1991г., устанавливаемый МВК по ценовой политике в строительстве при Правительстве Москвы.
4.2 Стоимость градостроительных проработок размещения объекта с подбором земельного участка (при отсутствии утвержденной градостроительной документации) определяется по формуле 4.1 с использованием коэффициента Кi = 0,5.
к усредненным базовым показателям стоимости проектных работ и значения норматива a г.з.
Источник: znaytovar.ru
Презентация на тему: 3.2. Формирование исходно-разрешительной документации
Первый слайд презентации: 3.2. Формирование исходно-разрешительной документации
Слайд 2: Рекомендуемая литература
Административный регламент предоставления государственной услуги «Подготовка и выдача свидетельства об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта капитального строительства» в городе Москве. Дикман Л. Г. — Организация строительного производства М.: Изд-во Ассоциации строительных вузов, 2006. Ершов М.Н., Ширшиков Б.Ф. Разработка стройгенпланов.
Учебное пособие по проектированию. — М.: Издательство АСВ, 2012.- 128 с. Морозова Т.Ф. Проектирование стройгенпланов, СПБГТУ, 2002. Положение о порядке подготовки исходно-разрешительной документации для проектирования и строительства на территории города Москвы – Москомархитектура, 1998; утв.
Правительством Москвы 30 марта 1998 г. № 299-РМ «О дополнительных мерах по упорядочению размещения и строительства некапитальных объектов на территории г. Москвы». Постановление Правительства Москвы № 500-ПП от 11 июля 2006 г. «Об упрощении процесса согласования проектной документации в организации строительства» Постановление Правительства Москвы от 13 февраля 2006 г. N 83 Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Распоряжение N 378-РМ «О положении о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства». СП 48.13330.2011 Организация строительства. Теличенко В. И., Лапидус А. А., Терентьев О. М. Технология строительных процессов : учеб. для строит. вузов: в 2 ч. – М.: Высш. шк., 2002. – Ч. 2. – 392с. Теличенко В.И., Терентьев О.М., Лапидус А.А. Технология строительных процессов, часть 1 и 2. Изд. «Высшая школа» (с) 2005г.
Слайд 3
Нормы и нормативы 1. Градостроительный кодекс Российской Федерации 2. Земельный кодекс РФ 3
Слайд 4
Нормы и нормативы 3. Водный кодекс Российской Федерации 4. Воздушный кодекс Российской Федерации 4
Слайд 5: Основные понятия
Исходно-разрешительная документация (ИРД) — документация, выдаваемая специальным органом власти или уполномоченной организацией за фиксированную плату и в обязательном порядке в процессе проектирования и строительства Объекта, по запросу Застройщика (собственника или арендатора земельного участка ). Получение всего пакета согласовательной и разрешительной документации, которая нужна для выполнения проектирования строительства, проведения реконструкции, частичного или полного технического переоснащения, выполнения капитального ремонта строений и сооружений, проводится застройщиком, имеющим право на земельный участок.
Слайд 6: И сходно-разрешительная документация
Исходно-разрешительная документация (ИРД) — документация, выдаваемая специальным органом власти или уполномоченной организацией за фиксированную плату и в обязательном порядке в процессе проектирования и строительства Объекта, по запросу Застройщика (собственника или арендатора земельного участка). Под исходно-разрешительной документацией понимают документацию, которая должна быть оформлена в соответствии со статьями (44-51) Градостроительного кодекса РФ: Статья 44.
Градостроительные планы земельных участков Статья 45. Подготовка и утверждение документации по планировке территории Статья 46. Особенности подготовки документации по планировке территории Статья 47. Инженерные изыскания для подготовки проектной документации Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование Статья 49.
Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза Статья 50. Аккредитация юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы Статья 51. Разрешение на строительство 6
Слайд 7
Исходно-разрешительная документация — совокупность документов, содержащих сведения градостроительного, землеустроительного, инвестиционно-экономического характера и иную информацию, необходимую для принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления обоснованных решений о возможности строительства заявленного объекта. К исходно-разрешительной документации для проектирования относятся акт выбора земельного участка, план границ земельного участка, архитектурно-планировочное задание, иные виды и формы документов, устанавливаемых законодательством и строительными нормами и правилами. Получение всего пакета согласовательной и разрешительной документации, которая нужна для выполнения проектирования строительства, проведения реконструкции, частичного или полного технического переоснащения, выполнения капитального ремонта строений и сооружений, проводится застройщиком, имеющим право на земельный участок. Получение вышеуказанной документации допускается техническим заказчиком, который работает в интересах инвестора-застройщика и выступает от его имени. ИРД выдаётся заявителю специальным органом власти или уполномоченной организацией за фиксированную плату и в обязательном порядке (при условии соблюдения всех нормативных требований). 7
Слайд 8
Исходно-разрешительная документация — совокупность документов, содержащих сведения градостроительного, землеустроительного, инвестиционно-экономического характера и иную информацию, необходимую для принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления обоснованных решений о возможности строительства заявленного объекта. К исходно-разрешительной документации для проектирования относятся акт выбора земельного участка, план границ земельного участка, архитектурно-планировочное задание, иные виды и формы документов, устанавливаемых законодательством и строительными нормами и правилами. Получение всего пакета согласовательной и разрешительной документации, которая нужна для выполнения проектирования строительства, проведения реконструкции, частичного или полного технического переоснащения, выполнения капитального ремонта строений и сооружений, проводится застройщиком, имеющим право на земельный участок. Получение вышеуказанной документации допускается техническим заказчиком, который работает в интересах инвестора-застройщика и выступает от его имени. ИРД выдаётся заявителю специальным органом власти или уполномоченной организацией за фиксированную плату и в обязательном порядке (при условии соблюдения всех нормативных требований). 8
Под исходно-разрешительной документацией понимают документацию, которая должна быть оформлена в соответствии со статьями (44-51) Градостроительного кодекса РФ: Статья 44. Градостроительные планы земельных участков Статья 45. Подготовка и утверждение документации по планировке территории Статья 46. Особенности подготовки документации по планировке территории Статья 47.
Инженерные изыскания для подготовки проектной документации Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза Статья 50. Аккредитация юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы Статья 51. Разрешение на строительство
Слайд 10: Нормы и нормативы
Федеральные законы: № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»; № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; № 96- ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; «Об охране особо охраняемых территорий»; № 52- ФЗ «О животном мире»; № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»; № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; «Об охране и использовании памятников истории и культуры»; № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»; № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» Законы г. Москвы «О порядке переустройства помещений в жилых домах»; «О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса»; «О градостроительном зонировании территории города»; «О защите зеленых насаждений ».
Слайд 11: Нормы и нормативы
Постановления: — Правительства РФ N 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности»; — Правительства Москвы N 159-ПП «О порядке проведения компенсационного озеленения»; — N 916 «О мерах по пресечению самовольного строительства и усилению контроля за качеством проектной документации»; — N 1031 «О дальнейшем упрощении порядка подготовки исходно-разрешительной документации для проектирования и строительства»; — N 440 «Об утверждении зон охран ансамбля Московского Кремля»; — N 881 «Об утверждении зон охраны центральной части г. Москвы»; — N 189 «О ходе выполнения постановления Правительства Москвы N 1031»; — N 207 «Об утверждении Правил организации подготовки и проведения земляных и строительных работ»; — N 343 «Об утверждении Положения о порядке установления линий градостроительного регулирования»; — N 647 «Об утверждении Правил проведения архитектурных и градостроительных конкурсов»; — N 545 «Об утверждении зон охраны центральной части г. Москвы»; — N 457 «О Временном положении о составе и порядке разработки, согласования и утверждения проектов планировки жилых территорий»; — N 426 «Об изменении нормативных актов по вопросам инвестиционной деятельности»; — N 104 «О совершенствовании порядка предпроектной и проектной подготовки строительства». Распоряжения: N 226-РМ «О Государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и упрощения процедуры ее согласования»; N 581 «Об архитектурном освещении объектов»; N 39-РМ «Об упрощении порядка подготовки ИРД для всех видов строительства»; N 424-РП «Об утверждении Положения о рабочей группе по подготовке градостроительных заключений»; N 434-РП «Об утверждении Положения о рабочей группе по подготовке заключений по инж. обеспечению»; N 976-РП «О внесении изменений в распоряжение N 434-РП»; N 1633-РЗП «О порядке и сроках разработки комплекта ИРД для объектов строительства и реконструкции»; N 273-РМ «Об упорядочении подготовки предпроектной документации для проведения строительных работ и о составе пакета документов, передаваемых инвестору для этих целей»; N 1092-РЗП «О порядке оформления поручений на разработку материалов ИРД»; N 54-РМ «О порядке участия граждан в обсуждении градостроительных планов, проектов и решений по вопросам, связанным с использованием городских территорий»; N 239-РЗП «О разграничении функций между Центром подготовки (ИРД) ГлавАПУ и его территориальными подразделениями при подготовке материалов ИРД по объектам и территориям, находящимся в ведении префектур административных округов»; N 299-РМ «О дополнительных мерах по упорядочению размещения и строительства некапитальных объектов»»; N 729-РМ «Об упорядочении строительства крупномасштабных административных объектов»; N 933-РМ «Об утверждении поэтапной схемы планирования, подготовки и реализации городских инвестиционных программ строительства и реконструкции»; N 1085-РМ «О введении системы регулирования, учета и контроля перемещения грунта на строительные объекты»; N 308-РМ «Об упорядочении разработки, согласования и утверждения проектной документации для формирования и исполнения городских инвестиционных программ строительства (реконструкции)»; N 1559-РМ «Об улучшении эксплуатации и сохранности объектов благоустройства дворовых территорий»; N 243-РП «Об упорядочении процедур согласования предпроектной и проектной документации для строительства и реконструкции с органами природопользования и охраны окружающей среды»; N 270-РП «О сроках согласования материалов для реконструктивных и строительных работ»»; N 1139-РП «О мерах по созданию Единой городской сети кабельного телевидения».
Слайд 12: Нормы и нормативы
Прочие нормы и нормативы Реставрационные нормы и правила РНиП 1.02.01; Положение об оценке воздействия на окружающую среду в РФ; Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства (РДС 11-211); Положение о Государственной противопожарной службе МВД РФ; Наставление по организации Государственного пожарного надзора в РФ; Временные нормы и правила проектирования планировки и застройки (МГСН 1.04). Кроме этого в состав ИРД входят: — Разработка и согласование рабочих проектов на вынос сетей — Разработка документации для получения порубочного билета (есть ли есть деревья на площадке )
Слайд 13: Состав ИРД
К исходно-разрешительной документации относятся следующие документы: • данные о собственности; • распорядительные документы, постановления и распоряжения различных органов исполнительной власти; • технические условия; • разрешения; • материалы инженерных изысканий; • согласования и утверждения; и другие документы, выданные уполномоченными государственными органами и специализированными организациями для подготовки, согласования проектной документации и строительства различных объектов недвижимости.
Слайд 14: Документы ИРД
ИРД включают : Градостроительный план земельного участка с соответствующими приложениями: градостроительное заключение по установленной форме; эскиз № 1; заключение по обследованию объекта недвижимости; заключение по условиям проектирования; заключение согласующих организаций. Заключение по инженерному обеспечению : пояснительная записка; эскиз № 2 с расчётными нагрузками; предварительные технические условия эксплуатационных организаций; расчётные данные технико-экономических показателей планируемого объекта недвижимости (ТЭП). Заключение экологической экспертизы Заключение государственной экспертизы проекта Разрешение на строительство Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию Проектно-сметная документация должна быть разработана в полном соответствии с требованиями, определёнными в исходно-разрешительной документации. Данные о собственности: • Свидетельство о праве собственности (аренды) на участок • Договор аренды участка (при аренде) • Акт выбора земельного участка (при аренде) • Кадастровый план участка • Акты выбора трасс для внеплощадочных сетей Решения Администрации Постановление о разрешении разработки проекта планировки территории Разрешение на снос зданий Разрешение на вырубку зелёных насаждений Градостроительный план Утверждённая градостроительная документация Материалы территориального планирования населённого пункта Градзаключение (если размещаемый объект соответствует ранее определённому назначению территории) или градобоснование (при изменении категории земель или вида их разрешенного использования )
Слайд 15: Документы ИРД
22. Акты и заключения надзорных служб 23. Санитарно-эпидемиологическое заключение ФГУ по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 24. Экспертное заключение либо акт обследования участка ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» 25. Заключение Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 26.
Заключение Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора 27. Технические условия (требования к проекту) Отдела государственного пожарного надзора 28. Заключение Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды 29. Исходные данные для разработки раздела ГОЧС ГУ МЧС РФ 30.
Письмо Министерства культуры о наличии или отсутствии памятников истории, культуры, архитектуры, археологии, зон их влияния и охраны 31. Справка ГУП « Геоцентр » ( Роскомнедра ) о наличии или отсутствии на рассматриваемом участке полезных ископаемых 32. Заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по МО ( Росприроднадзор ) 33.
Фоновые концентрации вредных веществ и климатические характеристики района строительства ГУ ЦГМС 34. Материалы инженерных изысканий Отчет об инженерно-геодезических изысканиях Отчет об инженерно-геологических изысканиях Отчет об инженерно-экологических изысканиях Отчет об инженерно-гидрологических изысканиях 35.
Технические условия Водопровод Канализация бытовая Канализация ливневая Теплоснабжение Газоснабжение Электроснабжение Телефонизация и радиофикация Вывоз ТБО ( твердые бытовые отходы) ГИБДД,РДУ/ Мосавтодор /ФУАД Любое внесение изменений в технические условия, которое вызывает любые изменения в других технических документах, должно подтверждаться внесением соответствующих изменений во все связанные друг с другом документы. 36. Дополнительные акты и заключения: Согласование Роспотребнадзором места сброса очищенных стоков Акт обследования конструкций существующих зданий Проект сокращения существующих или проектируемых СЗЗ, согласованный Роспотребнадзором Письма или договора с полигонами ТБО на утилизацию отходов 1-5 классов опасности 37. Пояснения В связи с тем, что вопросы градостроительной деятельности находятся в одновременном ведении Российской Федерации и ее субъектов, единого документа, который в полной мере регулирует порядок разработки и полный состав исходно-разрешительной документации не существует. Есть существенные различия в нормативно-правовых документах
Слайд 16: Этапы проведения работ по разработке комплекта ИРД
Рассмотрение заявки на разработку ИРД Разработка градостроительного задания (ГЗ) Согласование материалов Разработка заключения по инженерному обеспечению Оформление разрешения на проектирование Оформление комплекта документов и передача заказчику
Источник: slide-share.ru
Влияние подготовки исходно-разрешительной документации на сроки реализации инвестиционно-строительных проектов Текст научной статьи по специальности «Право»
ИСХОДНО-РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / INITIAL PERMISSIVE DOCUMENTATION / INVESTMENT-CONSTRUCTION PROJECT / INVESTMENT-CONSTRUCTION COMPLEX / DURATION OF REALIZATION INVESTMENT-CONSTRUCTION PROJECTS / REGULATORY LEGAL ACT
Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Опекунов Валерий Александрович, Щербинин Игорь Владимирович
Статья посвящена исследованию вопросов подготовки исходно-разрешительной документации и ее влияния на сроки реализации инвестиционно-строительных проектов . Рассмотрев существующую систему оформления исходно-разрешительной документации , авторы пришли к заключению, что данная система имеет существенные недостатки, а сроки оформления значительно увеличивают сроки реализации инвестиционно-строительных проектов .
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Опекунов Валерий Александрович, Щербинин Игорь Владимирович
Разработка исходно-разрешительной документации для предоставления земельного участка для жилищного строительства
Методические аспекты проведения строительного надзора и контроля в современных условиях строительства
Административные барьеры и эффективность инвестиционно-строительных программ и проектов в жилищном строительстве
The article deals with investigation of questions related to the preparation of initial permissive documentation and its impact on the duration of realization of investment construction projects. In regard to the existing preparation guidelines for initial permissive documentation , authors came to the conclusion that this system has essential shortcomings, and execution terms considerably increase the realization terms of investment-construction projects.
Текст научной работы на тему «Влияние подготовки исходно-разрешительной документации на сроки реализации инвестиционно-строительных проектов»
УДК 338.45 В.А. Опекунов И.В. Щербинин
ВЛИЯНИЕ ПОДГОТОВКИ ИСХОДНО-РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Аннотация. Статья посвящена исследованию вопросов подготовки исходно-разрешительной документации и ее влияния на сроки реализации инвестицион-но-строителъных проектов. Рассмотрев существующую систему оформления исходно-разрешительной документации, авторы пришли к заключению, что данная система имеет существенные недостатки, а сроки оформления значи-тельноувеличивают срокиреализации инвестиционно-строительных проектов. Ключевые слова: исходно-разрешительная документация, инвестиционно-строительный проект, инвестиционно-строительный комплекс, сроки реализации инвестиционно-строительных проектов, нормативно-правовые акты.
Valeriy Opekunov Igor Shcherbinin
THE IMPACT OF PREPARATION OF INITIAL PERMISSIVE DOCUMENTATION ON THE DURATION FOR REALIZATION OF INVESTMENT-CONSTRUCTION PROJECTS
Annotation. The article deals with investigation of questions related to the preparation of initial permissive documentation and its impact on the duration of realization of investment construction projects. In regard to the existing preparation guidelines for initial permissive documentation, authors came to the conclusion that this system has essential shortcomings, and execution terms considerably increase the realization terms of investment-construction projects.
Keywords: initial permissive documentation, investment-construction project, investment-construction complex, duration of realization investment-construction projects, regulatory legal act.
Успех развития экономики любого государства непосредственно связан со строительной отраслью. Создание зданий, строений, сооружений производственного и непроизводственного назначения, а также их реконструкция и капитальный ремонт способствует росту экономики страны и росту благосостояния населения. Одной из ключевых особенностей реализации инвестиционно-строительных проектов является значительный срок достижений целей проекта, что связанно с технологической спецификой строительства, а также с существующей системой согласования строительных проектов. Увеличенные сроки реализации проектов в инвестиционно-строительной сфере приводят к заморозке капитала в данных проектах, что является тормозом экономического развития государства.
Проведенные нами исследования показали, что важным аспектом строительной деятельности является возможность заказчика строительства в наименьший срок и с наименьшими затратами осуществить реализацию инвестиционно-строительного проекта с учетом интересов всех лиц, участвующих в проекте. К сожалению, существующая нормативно-правовая система не позволяет реали-зовывать инвестиционно-строительные проекты в максимально быстрые сроки. Средний срок, требуемый для получения разрешения на строительство в российской практике, составляет 1,5-2 года, тогда как само строительство объекта в зависимости от сложности может занимать в среднем 1-2 года. Указанный срок подготовки исходно-разрешительной документации (далее ИРД) необоснованно большой, он вызывает высокие риски у Заказчика, является причиной повышений стоимости ко-
нечного продукта. В первую очередь это связанно с чрезмерным количеством административных барьеров и согласований, необходимых для получения разрешения на строительство. Число исходно-разрешительных документов для получения разрешения на строительство в среднем по отрасли составляет порядка 200 согласований. Для улучшения инвестиционного климата требуется оптимизировать правовую систему получения ИРД, а также разработать оптимальную модель подготовки ИРД на начало строительства.
Целью данной статьи является исследование существующей системы получения исходно-разрешительной документации на начало строительства и ее влияние на сроки реализации инвестиционно-строительных программ. В рамках реализации поставленной цели нами были решены следующие задачи: определение понятия сроков, определение понятия ИРД, выявление основных участников процесса получения ИРД, обзор необходимых документов для получения разрешения на строительство, исследование существующей системы оформления и получения ИРД, определение состава и последовательности получения ИРД, оценка существующих недостатков в нормативно-правовой базе о подготовке ИРД, подготовка рекомендаций по устранению выявленных недостатков.
Главным аспектом реализации инвестиционно-строительного проекта является срок его реализации, от которого во многом зависят затраты на его реализацию. Для полного понимания природы срока требуется раскрыть данное понятие. Срок — это момент или определенный период времени наступление или истечение которого влечет возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей. Срок реализации проекта — это определенный период времени, в течении которого требуется достигнуть поставленные цели в рамках данного проекта. Срок реализации проекта устанавливается Заказчиком, но по отношению к строительному проекту в этом сроке необходимо учитывать срок оформления ИРД в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами РФ (НПА), на который Заказчик может повлиять только косвенно, путем создания определенной модели получения ИРД, так как не может отказаться от получения определенных согласований, потому что без полного комплекта невозможно законно получить разрешение на строительство.
При намерении Заказчика произвести строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства Заказчику требуется собрать полный комплект исходно-разрешительной документации для получения разрешения на строительство. ИРД состоит из разрешительной документации подлежащей оформлению в соответствии со статьями 44-51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) и иными нормативно-правовыми актами РФ [3]. ИРД — это комплект документов, которые необходимо оформить в соответствии со статьями 44 — 51 ГрК РФ, конечной целью которого является получение разрешения на строительство [6]. Полный комплект ИРД состоит из правоустанавливающих документов на земельный участок (ЗУ), согласования размещения будущего объекта строительства со всеми заинтересованными организациями, технические условия (ТУ) на подключение к сетями инженерно-технологического обеспечения (ИТО), инженерные изыскания (ИИ), проектная документация (ПД), имеющая положительное заключение экспертизы, информационных писем и справок, а также иных документов предоставляемых государственными и негосударственными организациями на безвозмездной основе или за фиксированную плату [3]. Можно дать полное определение, что ИРД — это документация, выдаваемая специальным органом власти или уполномоченной организацией за фиксированную плату или безвозмездно и в обязательном порядке (при условии соблюдения всех нормативных требований в отношении проектной и рабочей документации) в процессе проектирования и строительства объекта, по запросу Заказчика, либо действующему в его интересах физическому или юридическому лицу.
Сбором ИРД может заниматься как сам Заказчик строительства, так и иное уполномоченное на то физическое или юридическое лицо, называемое Техническим Заказчиком в соответствии со ст.1 ГрКРФ. Оформление ИРД и получение разрешения на строительство не требуется в случаях преду-
смотренными в п.17 ст.51 ГрКРФ [3]. Разработка предпроектных решений будущего объекта строительства и получение ИРД являются начальной стадией инвестиционного процесса. На данном этапе определяются основные технико-экономические показатели объекта.
Не существует единого документа, в котором был бы указан весь необходимый перечень документов ИРД. Это, в первую очередь, связано с тем, что градостроительная деятельность одновременно регулируется как федеральными органами власти, так и региональными, и местными. Существуют различные дополнительные нормативно-правовые акты, регулирующие градостроительную деятельность в отдельных субъектах РФ. Подготовка полного комплекта ИРД в соответствии со всеми нормативно-правовыми актами РФ это трудоемкий процесс, занимающий длительное время, которое может превышать сроки самого строительства, и требующий специализированных знаний в области строительного законодательства, строительной организации и опыта в сфере согласования строительных проектов [4].
Существует множество административных барьеров, двойных согласований, которые увеличивают сроки оформления ИРД, что в свою очередь влияет на финансовые показатели проекта, приводящие к удорожанию стоимости конечного продукта. Существующая система получения разрешения на строительство не соответствует современным требованиям, предъявляемым государством к отрасли, является тормозом экономического роста в РФ и порождает коррупцию, что негативно сказывается на социально-экономической сфера общества. Можно выделить следующих основных участников процесса получения ИРД: Заказчик, Технический заказчик, Генеральный проектировщик, органы государственной власти всех уровней, компании ресурсодержатели сетей ИТО, саморегулируемые организации в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий и иные негосударственные организации [1].
Регулирование строительной отрасли в РФ происходит на всех уровнях власти: федеральном, региональном, местном. Основные нормативно правовые акты, регулирующие строительную отрасль на федеральном уровне следующие: Градостроительный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федеральный закон от 30.12.2009 г. № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Своды правил по строительству (СП), ГОСТы и прочие нормативно-правовые документы. В соответствии с Конституцией РФ органы регионального и местного самоуправления имеют право конкретизировать нормы, предусмотренные актами федерального уровня, при условии, что НПА принимается уполномоченным на то органом регионального и местного самоуправления и в рамках установленной для него компетенции. Зачастую принимаемые НПА на региональном и местном уровне дублируют федеральные НПА и создают дополнительные административные барьеры, что в свою очередь ведет к увеличению сроков сбора ИРД и дополнительным финансовым затратам для Заказчика, которые проявляются в увеличении стоимости строительства. Данные административные барьеры могут служить развитием коррупции, так как органы власти умышленно многократно отказывают в согласованиях или согласовывают проекты, соответствующие всем действующим НПА на условиях, приносящих убытки Заказчику, с целью личного обогащения.
Сбор ИРД имеет определенную последовательность, представленную ниже. Первым этапом сбора ИРД является получение землеотводной документации на земельный участок, отведенный под строительство. Землеотводная документация включает в себя договор аренды ЗУ или свидетельство о праве собственности на ЗУ, кадастровый паспорт (выдается Росреестром) ЗУ, предоставляющий основную информацию о ЗУ (кадастровый номер ЗУ, адрес, категорию земель, кадастровую стоимость, план ЗУ и т.д.) [2]. После юридического оформления ЗУ начинается разработка предпроектных ре-
шений, основывающихся на утвержденном проекте планировки территории (ППТ) для зоны планируемого строительства объекта. При его отсутствии Заказчику требуется организовать его разработку, так как ППТ является основой формирования градостроительных планов земельных участков (ГПЗУ), необходимых для получения разрешения на строительство.
ППТ разрабатывается в развитие генеральных планов населенных пунктов, или независимо от наличия генеральных планов, — на территорию квартала, микрорайона или других территорий, названных в градостроительном законодательстве «элементами планировочной структуры». ППТ содержит основные показатели, необходимые для определения инвестиционной привлекательности территории — численность населения и возможные объемы нового строительства (жилищного, делового, социального, культурно-бытового, транспортного, инженерного). Если решение о подготовке ППТ принимается руководителем органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, ППТ утверждается органом государственной или муниципальной власти с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 ГрК РФ [3]. ППТ, подготовленный на основании решения руководителя исполнительного органа государственной власти, обсуждению на публичных слушаниях не подлежит.
Следующим этапом будет получение ГПЗУ в местном исполнительном органе власти (в Москве это Москомархитектура). ГПЗУ выполняет информационную функцию, в нем консолидирована информация об основных параметрах планируемого к строительству объекта и существующих к нему строительных ограничений, указываются границы ЗУ, границы зон действия публичных сервитутов и т.д. Понятие градостроительного плана земельного участка введено ГрК РФ [3]. ГПЗУ является одним из основных исходных документов, необходимых для начала проектирования и дальнейшего получения необходимой документации.
Одними из исходных данных при проектировании объекта капитального строительства являются Ситуационный план (Ситплан) и Инженерно-топографический план (Геоподоснова). Ситплан -это топографическая схема расположения на местности границ ЗУ в масштабе 1:2000 с указанием красных линий, близлежащих зданий и сооружений, границ охранных зон, границ линии застройки. Геоподоснова — это топографический план с указанием всех существующих наземных и подземных коммуникаций. На земельном участке будущего объекта строительства проводят инженерные изыскания с целью изучения существующих природных условий и факторов техногенного воздействия. Данная документация необходима для принятия наиболее экономически рациональных и безопасных проектных решений.
На основании вышеизложенных документов и решении Заказчика выбирают проектную организацию, которая разрабатывает концепцию проекта и проектную документацию. Итогом разработки концепции должен служить согласованный альбом архитектурно-градостроительных решений (АГР) в городе Москве в Москомархитектуре, а разработки проектной документации — положительное заключение экспертизы.
В соответствии со статьей 48 п.6 ГрК РФ [3] Заказчик обязан предоставить проектировщику при заключении договора на разработку проектной документации следующие документы: ГПЗУ, результаты ИИ, ТУ. Учитывая тот факт, что ТУ выдаются в соответствии с потребностями в ресурсах будущего объекта капитального строительства, их получают на основании расчетов, сделанных проектной организацией, и передаются проектировщику в процессе проектирования. Заказчику требуется получить ТУ на подключение к следующим сетям ИТО: водоснабжение, канализование, ливневое водоотведение; электроснабжение, еплоснабжение, Интернет и телефон, радиосети, газоснабжение (при необходимости).
Разделы ПД разрабатываются проектной организацией в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требо-
ваниях к их содержанию» [5]. Параллельно разработке ПД идет сбор части ИРД, установленной законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в том числе техническими и градостроительными регламентами), и которую следует представлять в составе документов, направляемых на экспертизу. В эту часть входят согласования размещения объекта со всеми заинтересованными организациями и всевозможные справки, информационные письма, заключения от государственных и негосударственных организаций.
После разработки ПД данная документация и ИИ должна пройти проверку в государственной или негосударственной структуре на соответствие строительным нормам и правилам. Необходимость проведения экспертизы проектной документации закреплена в ст. 49 ГрК РФ [3]. Там же указано, какие объекты должны проходить государственную, а какие негосударственную экспертизу.
При прохождении госэкспертизы данные о положительном заключении ПД автоматически попадают в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД). При негосударственной экспертизе требуется дополнительно регистрировать положительное заключение на ПД в ИСОГД. После прохождения всех этапов перечисленных ранее Заказчик вправе получить разрешение на строительство в соответствии со ст.51 ГрК РФ [3]. Для получения разрешения на строительство Заказчик подает заявление на выдачу разрешения на строительство в Госстройнадзор. Дополнительно к заявлению прикладываются положительное заключение ПД, ГПЗУ, правоустанавливающие документы на ЗУ.
На основе вышеизложенного можно разделить порядок получения ИРД на следующие взаимосвязанные и во многом параллельные этапы: получение ТУ и заключение договоров с ресурсодер-жателями сетей ИТО, получение согласований заинтересованных организаций на реализацию проекта, писем, справок, требуемых в экспертизе, проведение ИИ, разработка ПД, экспертиза ПД и ИИ, получение разрешения на строительство. Рассмотренная нормативно-правовая система получения ИРД имеет значительные недостатки, вследствие чего Заказчик несет дополнительные риски, связанные с реализацией инвестиционно-строительных проектов, которые проявляются в увеличении сроков реализации данных проектов. Можно назвать такие недостатки существующей системы как двойные согласования, дублирование регулирующих функций федеральных и региональных органов исполнительной власти, длительный регламентный срок подготовки ответов на запросы о выдаче исходно-разрешительных документов, требуемых в экспертизе, и нарушение данного регламентного срока соответствующими органами власти, огромное количество государственных инстанций, в которых требуется получить исходно-разрешительные документы, выдача дополнительных замечаний экспертизой к ПД после устранения основных замечаний.
Вышерассмотренная модель оформления ИРД на начало строительства является неэффективной, несет в себе высокие риски для Заказчика, которые проявляются в увеличении сроков реализации проекта и росту затрат, служит причиной развития коррупции в стране, развитию неэффективного государственного аппарата и повышает социально-политическую напряженность к власти как со стороны бизнес-сообщества девелоперов и иных участников инвестиционно-строительной деятельности, так и со стороны общества в целом.
Нами могут быть даны следующие рекомендации по совершенствованию системы получения ИРД: создание единых центров получения ИРД, исключение двойных согласований на всех уровнях исполнительной власти; сокращение количества требуемых согласований, сосредоточивание регулирующих и контролирующих функций в одном органе исполнительной власти, а именно в Министерстве строительства РФ, законодательный запрет в безосновательном многократном отказе в получе-нии согласования проекта, соответствующего всем действующим НПА РФ на момент подачи запроса о согласовании.
1. Акимова, Е. В. Учет в строительстве / Е. В. Акимова. — М. : Налоговый вестник, 2011. — 288 с.
2. Асаул, А. Н. Экономика недвижимости : учебник для вузов / А. Н. Асаул, С. Н. Иванов, М. К. Старовой-тов. — 3-е изд., исиравл. — СПб. : АНО «ИПЭВ», 2009. — 304 с.
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. — 2004. — № 290.
4. Мандрюков, А. В. Правовой статус технического заказчика / А. В. Мандрюков // Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2014. — № 10. — С. 63-69.
5. О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (ред. от 23.01.2016) // Российская газета. — 2008. — № 41.
6. Сборник разъяснений по предпроектной и проектной подготовке строительства (вопросы и ответы). Выпуск 3. — М. : ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», 2016.
Источник: cyberleninka.ru