Порядок внесения изменений в смету на строительство

Техдокументация описывает полностью будущее строение, а смета – его стоимость. Но на бумаге всегда все выглядит гладко. На практике же «забыли про овраги», как у А. Толстого или появился совершенно новый овраг, вырытый, например, заботливым законодателем. И тогда в техдокументацию и/или в смету надо вносить изменения.

Разберемся, как это сделать, чтобы интересы ни подрядчика, ни заказчика не пострадали.

Корректировка сметы – сама распространенная ситуация. Причиной может быть рост цен на материалы или необходимость в дополнительных работах. Либо проверка сметы заказчиком, который счел ее завышенной.

Начнем с того, что цена договора (определяется по размеру сметы подрядчика) может быть твердой или приблизительной.

Если в договоре ничего не сказано по этому поводу, значит цена твердая. Тогда смету можно увеличить одним способом – допсоглашением с заказчиком, если тот пойдет навстречу. Если же откажется, то придется достраивать по смете, что была согласована сразу.

СМЕТА — НЕОТЬЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ДОГОВОРА по СТРОИТЕЛЬСТВУ

Первое – в момент, когда была согласована смета и твердая цена, нельзя было предусмотреть существенный рост цен на материал или на услуги субподрядчика (п. 6 ст. 709 ГК РФ). Однако мы бы не стали слишком рассчитывать на эту исключительную норму. Доказать, что материалы выросли в стоимости непредсказуемо для профессионала-подрядчика, да еще и существенно подорожали – крайне сложно.

Второе – смета меняется подрядчиком не из-за внешних влияний на стоимость работ/материалов, не из-за разгильдяйства подрядчика, а потому, что техдокументация была с изъянами. Дойдя до определенных работ, подрядчик понял, что их упустили в проекте здания, а значит в смете тоже не учли.

Подрядчик все равно не вправе молчаливо изменить смету – нужно написать о проблеме заказчику, дождаться ответа в течение 10 дней. Если заказчик промолчал, подрядчик вправе приостановить стройку до ответа заказчика, убытки от простоя оплачиваются заказчиком (п. 3 ст. 743 ГК РФ).

Приблизительная цена увеличивается фактически волей подрядчика.

Механизм увеличения следующий:

Если заказчик не согласен на требование подрядчика об увеличении цены, заказчик может расторгнуть договор, оплатив уже сделанные работы.

То есть, формально согласие на увеличение приблизительной сметы подрядчик от заказчика должен получить. Но выбор у заказчика стоит не «увеличить смету или строить за те же деньги», а «увеличить смету или искать другого подрядчика».

Он вправе изменить объем работ не более, чем на 10 %, не согласовывая это с подрядчиком (п. 1 ст. 744 ГК РФ). Аналогичная норма распространяет возможность изменить объем работ на госконтракты (ч. 1 ст. 95 закона «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.13 № 44-ФЗ).

На практике в договоре подряда обычно предусматривают, что вопрос увеличения расходов на работы сверх плана регулируется допсоглашением. Такой способ регулирования должен предупредить дальнейшие споры о том, понес ли подрядчик убытки при увеличении объема работ.

Порядок расчета изменения цены контракта

Правило может показаться не вполне справедливым по отношению к подрядчику, однако оно компенсируется нормой ст. 710 об экономии на стоимости работ по сравнению со сметой. Эта сумма именуется «экономией подрядчика» — и вся достается подрядчику, если качество работ не пострадало от экономии.

Увеличение объема работы в пределах 10 %, даже если оно повлекло расходы подрядчика, не является изменением твердой цены договора (Постановление 15 ААС от 26.06.2019 по делу № А01-2679/2018).

Читайте также:  Что может ип в строительстве

Изменение техдокументации, которое увеличит объем работ более, чем на 10 %, требует предварительного составления сметы дополнительных работ. Смета согласовывается обеими сторонами договора.

Итак, изменение сметы и техдокументации по строительному подряду не всегда требует согласия обеих сторон. Однако, благодаря введенным законодателям нормам-противовесам, заказчик и подрядчик должны согласовывать эти вопросы своей волей в ходе переписки, составление дополнительных сметных расчетов и т.п.

Источник: artur-vlasov.pro

Письмо Минфина России от 30.04.2020 № 24-01-06/35515 «Об изменении существенных условий контракта на выполнение строительных работ при его исполнении в случае изменения проектной документации, а также о внесении изменений в смету контракта»

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение от 24.03.2020 по вопросу порядка оплаты контракта на выполнение строительных работ при изменении проектной документации, сообщает следующее.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Частью 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении возможно в случае, если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию.

Предусмотренное указанным пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.

Указанные положения распространяются в том числе на контракты, заключенные до 1 июля 2019 года.

При этом согласно пункту 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Таким образом, изменение существенных условий контракта при его исполнении, в том числе в связи с внесением изменений в проектную документацию, возможно в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона № 44-ФЗ, и при наличии лимитов бюджетных обязательств.

Читайте также:  Закончился срок разрешения на строительство частного дома что делать

Дополнительно отмечаем, что приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр утверждены Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства (далее — Методика), которая определяет общие правила составления сметы указанного контракта при его заключении и внесении изменений в такой контракт в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.

Согласно пункту 8 Методики внесение изменений в смету контракта осуществляется в соответствии с пунктами 9, 10, 11 и 12 Методики в случаях, установленных Законом № 44-ФЗ.

Так, пунктом 9 Методики предусмотрено, что в случае внесения изменений в проектную документацию, влекущих изменение объемов работ конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ, предусмотренных сметой контракта, общая стоимость соответствующего конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ определяется исходя из установленной в смете контракта цены единицы измерения данного конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ с учетом изменения объемов работ.

При этом в соответствии с пунктом 10 Методики в случае внесения изменений в проектную документацию в связи с включением в нее ранее не предусмотренных такой проектной документацией видов работ и (или) затрат цена таких работ, затрат определяется с использованием соответствующих сметных нормативов и сметных цен, а также методических и других документов в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, применяемых с учетом положений статьи 3 Федерального закона от 26.07.2017 № 191-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», с учетом затрат, включенных в состав цены конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, по формуле, указанной в данном пункте.

Таким образом, внесение изменений в смету контракта осуществляется в соответствии с Методикой.

Дополнительно отмечаем, что в соответствии с пунктом 7 Методики смета контракта является основанием для формирования первичных учетных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете, в том числе используемых для расчетов между заказчиком и подрядчиком за выполненные работы, а также при проверке выполненных работ контролирующими органами.

Источник: zakupki-inform.ru

Минстрой России утвердил изменения в Методике составления сметы контракта

Документ определяет порядок внесения изменений в смету контрактов, заключенных до 1 октября 2021 г. Приказ был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru и вступил в силу 13 декабря 2021 года.

Приказ Минстроя России «О внесении изменений в Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. № 841/пр» направлен на реализацию механизмов поддержки строительной отрасли. Использование таких механизмов позволяет участникам рынка корректировать цену контракта в условиях существенного удорожания строительных ресурсов и тем самым обеспечить выполнение крупных государственных инвестпроектов без сбоев и задержек. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1315 от 9 августа 2021 года подрядчики получили право по согласованию с заказчиками увеличивать цену госконтрактов в пределах 30%. Эта мера поддержки распространялась на действующие контракты, заключенные до 1 июля 2021 года. Позднее Правительством было принято решение об увеличении срока действия механизма компенсации затрат застройщиков в связи с удорожанием стоимости строительных ресурсов.

В Методике изложены правила и алгоритмы расчета изменения (увеличения) цены контракта в связи с существенным возрастанием стоимости строительных ресурсов поставки подрядчика.

Читайте также:  Индексы удорожания сметной стоимости в строительстве

Согласно новой редакции Методики внесение изменений в смету контракта осуществляется при условии, что контракт заключен до 1 октября 2021 года и обязательства по нему не исполнены на дату заключения соглашения об изменении его условий. При этом существенное возрастание стоимости строительных ресурсов поставки подрядчика не приводит к увеличению цены контракта более чем на 30 процентов, а физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не меняются.

В соответствии с изменениями в пункте 14 Методики обоснование существенного возрастания стоимости строительных ресурсов, оказывающего влияние на увеличение цены контракта, оформляется подрядчиком в письменной форме в виде предложения подрядчика с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение в соответствии с объемами работ и затрат, предусмотренными контрактом.

Источник: gge.ru

Внесение изменений в бюджетную смету

При исполнении сметы может возникнуть необходимость внесения в нее изменений. Поправки вносятся в пределах доведенных учреждению в установленном законодательством РФ порядке лимитов бюджетных обязательств (п. 15 Общих требований N 26н). При корректировках заполняется форма «Изменение показателей бюджетной сметы на 20__ финансовый год» (рекомендуемый образец приведен в приложении 2 к Общим требованиям N 26н). В этой форме отражается уменьшение (со знаком «минус») или увеличение (со знаком «плюс») объемов сметных назначений по каждому разделу бюджетной сметы и в разрезе каждого кода бюджетной классификации РФ (п. 15 Общих требований N 26н)

  • изменяющих объемы сметных назначений в случае изменения доведенных учреждению в установленном законодательством РФ порядке лимитов бюджетных обязательств;
  • изменяющих распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ, требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и лимитов бюджетных обязательств
  • изменяющих распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и лимитов бюджетных обязательств;
  • изменяющих объемы сметных назначений, приводящих к перераспределению их между разделами сметы;
  • изменяющих иные показатели, предусмотренные порядком ведения сметы.

Если корректировка бюджетной сметы требует изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и лимитов бюджетных обязательств, то изменение показателей бюджетной сметы утверждается после внесения в установленном законодательством РФ порядке поправок в бюджетную роспись главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и лимиты бюджетных обязательств (п. 16 Общих требований).

Расчетные таблицы (таблицы-обоснования) являются неотъемлемой частью бюджетной сметы. Поэтому при корректировках бюджетной сметы в них также вносятся изменения. При изменении показателей обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, не влияющих на показатели сметы учреждения, изменяются только показатели обоснований (расчетов) плановых сметных показателей. В этом случае измененные показатели обоснований (расчетов) плановых сметных показателей утверждаются в сроки, установленные абз. 6 и 7 п. 10 Общих требований N 26н.

Утверждение изменений в показателях сметы и изменений обоснований (расчетов) плановых сметных показателей осуществляется в сроки, предусмотренные абз. 6 — 7 п. 10 Общих требований N 26н, в случаях внесения изменений в смету, установленных абз. 2 — 4 п. 15 Общих требований N 26н, а именно:

  • изменяющих объемы сметных назначений в случае изменения доведенных учреждению в установленном законодательством РФ порядке лимитов бюджетных обязательств;
  • изменяющих распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ, требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и лимитов бюджетных обязательств;
  • изменяющих распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и лимитов бюджетных обязательств;
  • изменяющих объемы сметных назначений, приводящих к перераспределению их между разделами сметы.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Источник: api.nnov.ru

Рейтинг
Загрузка ...