Последовательность и состав технологических операций при строительстве

Содержание

Проблема борьбы с потерями воды на фильтрацию из оросительных каналов — одна из важнейших в водохозяйственном строительстве . Эффективным решением этой проблемы является устройство различного рода противофильтрационных одежд , из которых наиболее распрос тра нены монолитные бетонные, железобетонные и бетонопленочные облицовки . Наиболее экономичными чаще всего оказываются монолитные бетонные облицовки , несмотря на сравнительно высокие затраты на их устройство и сложность производства работ .

Значительные объемы работ по устройству монолитных бетонных облицовок каналов , намечаемые на ближайшую перспективу , могут быть выполнены только при условии организации работ комплексно — механизированным способом с использованием специализированных бетоноукладочных машин и комплектов . Однако в настоящее время эффективность работы этих машин явно недостаточна по целому ряду причин — конструктивных , технологических и организационных .

Значительное , если не основное , место в ряду этих причин занимают вопросы организации работ , которые должны решаться заблаговременно при разработке проектно — технологической документации ( технологических карт , проектов производства работ ). Отсутствие такой документации на объектах вызывает необходимость рассмотрения этих вопросов в процессе производства работ , что , как правило , приводит к неудовлетворительному их решению , а также потере рабочего времени до 20 % .

1.2. Структура производственного и технологического процессов

Учитывая высокую эффективность применения проектно — технологи че ской документации , большое значение приобретает полнота и качество ее разработки , отражающая специфику комплекса работ по укладке гидротехнического бетона в облицовку каналов с помощью сложных комплексов специализированных машин .

Рекомендации разработаны в развитие « Руководства по разработке типовых технологических карт в строительстве » ( М ., Стройиздат , 1976) и на основе « Рекомендаций для разработки технологических карт по бетонным работам при возведении конструкций и сооружений из монолитного железобетона » (М, ЦНИИОМТП Госстроя СССР , 1982).

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Технологическая карта на устройство монолитной бетонной облицовки каналов ко м плексно-механизированным способом с использованием специализированных бетоноукладочных машин и комплектов должна охватывать весь комплекс технологических операций и организационных мероприятий , которые следует выполнять после подготовительных работ .

Нормативным документом для разработки технологических карт является « Руководство по разработке типовых технологических карт в строительстве » ( М ., Стройиздат , 1976). Настоящие методические рекомендации разработаны в развитие этого документа и отражают специфику производства указанного вида работ .

Основой для разработки технологических карт являются результаты научных и проектных исследований , подтвержденные производственным опытом , и передовой опыт строительства .

Технологические карты следует разрабатывать для основного и вспомогательного вариантов . Основной вариант предполагает использование передовой наиболее совершенной техники для обслуживающих процессов , вспомогательный — наиболее широко используемой . Проработка указанных вариантов позволяет выбрать оптимальный вариант технологического оборудования и более широко использовать технологические карты при наличии ограниченного парка средств механизации вспомогательных процессов .

Как разработать технологический процесс изготовления детали. 9 основных этапов

В составе технологической карты должны быть освещены следующие основные разделы :

1. Область применения.

2. Организация и технология выполнения работ .

2.1. Подготовительные работы .

2.2. Схемы и чертежи производства работ .

2.3. Методы и последовательность проведения работ .

2.4. Организация и методы труда рабочих .

2.5. Требования к бетонной смеси и подбору ее состава .

2.6. График производства работ .

2.7. Калькуляция трудовых затрат .

2.8. Контроль качества бетонных работ и бетона облицовки .

2.9. Техника безопасности .

3. Технико — экономические показатели .

4. Материально — технические ресурсы .

При этом значения для обоих вариантов приводятся лишь в разделе « Технико — экономические показатели ». В остальных разделах указываются только особенности использования, отличающиеся от основного варианта .

Все организационные и технологические вопросы в составе технологической карты должны решаться в соответствии с действующими нормативными документами по строительству .

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Указания об области применения карты должны соответствовать ее названию . В них необходимо четко охарактеризовать основные технологические и производственные факторы, предусмотренные картой .

В данном разделе приводятся :

— назначение технологической карты, то есть на какой комплекс работ она разработана ;

— номенклатура ( состав ) видов работ , охватываемых картой ;

— марка бетоноукладочного комплекта машин, принятого в карте ;

— характеристика конструкции канала и облицовки : параметры канала ( глубина , ширина по дну , заложение откосов ), тип поп ере чного сечения ( в выемке , полувыемке — полунасыпи , насыпи ), толщина облицовки на дне и откосах канала ;

— конструкция и местоположение швов в облицовке ;

— длина участка канала , на которую разработана карта ( обычно 1000 п . м. );

— характеристика условий производства работ ( природно — климатические , геологические , ги д рогеологические и др .);

— принятый в карте режим работ ( сменность );

— указания по привязке карты к конкретному объекту и условиям строительства .

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

2.1. Подготовительные работы.

Указываются технологические операции , которые должны быть выполнены на данном участке канала до начала работ по устройству монолитной бетонной облицовки , в том числе :

— разработано земляное русло канала указанных параметров ;

— построены подъездные дороги к месту производства работ ;

— доставлены к месту работ необходимые материалы , приспособления , вспомогательные средства механизации ;

— доставлены и установлены в русле канала основные бетоноукладочные машины ( или комплекты );

— сооружен бетоносмесительный узел необходимой производительности ;

— обозначены места нарезки поперечных деформационных швов .

2.2. Схемы и чертежи производства работ.

2.2.1. Приводятся в необходимом объеме планы и схемы выполнения работ при различных вариантах организации работ .

2.2.2. Дается общий план — схема организации работ на участке канала определенной длины ( принятой в карте ).

2.2.3. Приводятся технологические схемы выполнения отдельных операций : профилирование дна и откосов канала , укладка бетонной смеси , монтаж и демонтаж рельсового пути , нарезка деформационных швов , герметизация деформационных швов и т . д .

2.2.4. Дается схема организации работ поточным способом с указанием фронта работ , длин захваток , последовательность выполнения работ по захваткам . Приводится циклограмма потока .

2.3. Методы и последовательность проведения работ.

2.3.1. Дается описание состава и последовательности выполнения технологических операций , рассматриваемых в технологической карте .

В зависимости от параметров канала и применяемых бетоноукладочных машин или комплектов состав технологических операций может быть различным .

— увлажнение дна и откосов канала ;

— укладка бетонной смеси на дно и откосы канала ;

— покрытие бетонной поверхности облицовки пленкообразующим материалом ;

— нарезка деформационных шв о в ;

— герметизация деформационных швов .

При использовании бетоноукладочных к о мплектов добавляются операции по монтажу и демонтажу рельсового пути , профилированию дна и откосов канала .

Следует отметить наличие средств и мероприятий , обеспечивающих сохранение требуемых свойств бетонной смеси при перегрузке и укладке , снижение ее потерь .

2.3.2. Подробно рассматривается каждая технологическая операция с указанием рекомендуемых средств механизации для ее выполнения . Приводятся технические характеристики специализированного оборудования по бетонированию канала ( виброформ , комплектов машин ), перегрузочных средств , оборудования по уходу за бетоном , г е рметизации швов . Технология и средства механизация подробно рассматриваются только для основного варианта . Для вспомогательного указываются только особенности использования , отличающиеся от основного варианта .

Читайте также:  Сто нострой организация строительства

2.3.3. Определяется место приготовления бетонной смеси : на центральном бетонном заводе, приобъектной установке , с учетом допустимой дальности транспортировки на самосвалах , бетоновозах , автобетоносмесителях . Приводятся технические характеристики бетоносмесительного оборудования транспортного средства по доставке бетонной смеси к бетоноукладчику .

Приводятся сведения по обеспечению оперативной разгрузки транспортных средств , тщательной очистки кузова .

Определяется необходимое количество средств транспорта бетонной смеси , обеспечивающих заданную интенсивность бетонирования с учетом дальности возки бетонной смеси .

2.3.4. Подробно рассматривается устройство деформационных швов . Указывается состав технологических операций и последовательность их выполнения в зависимости от принятой конструкции шва в применяемых герметизирующих материалов . Даются технические характеристики применяемых средств механизации .

2.3.5. Приводятся указания по организации работ по устройству бетонной облицовки поточным методом с необходимыми расчетами и построением циклограммы потока .

2.4. Организация и методы труда рабочих.

2.4.1. При определении рациональных форм и методов производства работ по устройству монолитных бетонных облицовок каналов следует учитывать передовые метода организации труда , например , бригадный подряд .

2.4.2. Для основного и вспомогательного вариантов указывается :

— состав комплексной бригады с указанием количества специализированных звеньев и перечень выполняемых ими работ ;

— состав каждого специализированного звена с отдельными показателями количества и квалификационных разрядов механизаторов , бетонщиков, изолировщиков и т . д .

— распределение работ в звене и приемы труда всех работников с указанием конкретно выполняемой ими работы ;

— краткая характеристика правильных приемов труда каждого рабочего и рациональной организации рабочего места .

2.4.3. Работы по устройству монолитной бетонной облицовки каналов с помощью специализированных машин выполняется комплексной бригадой, состоящей из специализированных звеньев по обслуживанию бетоноукладочных машин , герметизации деформационных швов , уходу за бетоном ( при использовании виброфор м ) .

Количественный и квалификационный состав бригада и звеньев определяется по действующим производственным нормам .

2.5. Требования к бетонной смеси и подбору ее состава.

Приводятся основные требования к бетонной смеси с учетом конструкции облицовки , технологических параметров применяемых средств механизации , способа и продолжительности транспортирования.

2.6. График производства работ.

2.6.1. График производства работ составляется на принятый в технологической карте объем работ согласно рекомендуемой технологии по следующей форме :

Трудоемкость на ед . изм . , чел .- ч

Трудоемкость на весь объем работ , чел — дн.

Состав бригады ( звена ), используемые механизмы

2.6.2. В графе « Наименование работ » в технологической последовательности приводится перечень всех работ по устройству монолитной бетонной облицовки канала .

2.6.3. В графе « Трудоемкость » указывается трудоемкость каждой технологической операции и всего процесса в целом , соответствующая передовым методам труда и организации работ , принятый в карте .

2.6.4. В графе « Состав бригады ( звена ), используемые механизмы» приводится численно — квалификационный и профессиональный состав звеньев для каждого вида работ , марка и количество используемых при этом средств механизации . Состав звеньев должен быть увязан с трудоемкостью , объемами и сроками выполнения работ .

2.6.5. В графике производства работ ( графы 7, 8, 9 и т . д .) указывается последовательность выполнения работ , их продолжительность и взаимосвязь в работе отдельных звеньев .

2.7. Калькуляция трудовых затрат.

2.7.1. Калькуляция трудовых затрат составляется на принятый в технологической карте объем работ по следующей форме :

Шифр норм
Обоснование

Норма времени на ед . изм . чел .- ч ( маш .-ч)

Затраты труда на весь объем работ , чел .- дн . ( маш .-см.)

Расценка на ед . изм . руб .- коп .

Стоимость затрат труда на весь объем работ , руб .- коп .

2.7.2. В графе 1 указывается шифр нормативного документа , параграф , № таблица , графа и № строки принятой нормы . При отсутствии норм дается ссылка на соответствующие расчеты , которые должны быть приведены в технологической карте . Если норма взята « применительно », то об этом тоже должно быть указано .

2.7.3. В графе 2 приводится перечень технологически операций , соответствующий привитому в технологической карте , с увязкой по позициям , предусмотренным принятой нормой .

2.7.4. В графе 5 приводится норма времени на единицу изме рени я , а в граф е 6 — затраты труда на весь объем работ ( произве дение данных граф 4 и 5). Нормы времени и затраты труда приводятся отдельно для машин ( маш .- ч, маш .- см .) и рабочих ( чел .- ч , чел .- дн .).

2.7.5. В графе 7 приводится расценка на единицу измерения , а в графе 9 — произведение данных граф 4 и 7.

2.7.6. В нижних строках калькуляции подводятся итоги по графам 6 и 8.

2.8. Контроль качества бетонных работ и бетона облицовки.

Приводится схема операционного контроля качества работ .

Наименование операций , подлежащих контролю

Контроль качества выполнения операций

Схема должна содержать перечень операций или процессов , подлежащих контролю , данные о составе , сроках и методах контроля с указанием конкретных исполнителей ( мастер , прораб или специально привлекаемые службы ), в соответствии с требованиями СНиП III -1-76, СНиП III -15-6, СНиП III -45-76, « Руководства по техническому и операционному контролю качества бетона и бетонных работ при строительстве противофильтрационных одежд каналов » ( ВНИИГиМ , 1979), руководства « Методы испытаний бетона и бетонной смеси при подборе состава и контроле качества бетона при строительстве гидромелиоративных сооружений » ( ВНИИГиМ , 1981) и других нормативных документов . На скрытые работы составляется акт .

2.9. Техника безопасности.

2.9.1. Указываются правила по технике безопасности , которые необходимо соблюдать при производстве работ , со ссылкой на соответствующие СНиП .

2.9.2. Упоминается , что рабочие должны быть обучены правилам безопасной эксплуатации соответствующих машин , инструментов , оборудования , должны пройти инструктаж по технике безопасности , что отмечается в соответствующем журнале .

2.9.3. Приводятся отдельные правила техники безопасности при работе с электроустановками , на работах по приготовлению герметизирующих мастик .

2.9.4. Указываются должностные лица , осуществляющие контроль за соблюдением правил техники безопасности .

3. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Для основного и вспомогательного вариантов указываются следующие основные показатели :

Затраты труда на принятый объем работ (1000 п . м. канала ) — чел .- ч .

Затраты времени работы машин — маш .- ч , в том числе :

— основных машин ( виброформы , бетоноукладочные комплекты , заливщики швов );

— вспомогательных машин ( бетоносмесительные установки , автобетоносмесители , перегружатели бетонной смеси , бульдозеры , краны и т . д .).

Срок выполнения принятого в карте объема работ — смены .

Удельные затраты труда на единицу объема работ ( 1 м 3 бетона , 1 п . м. канала ) — чел .- ч .

Выработка рабочего в смену — м 3 бетона , п . м. канала .

4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

4.1. Приводится потребность в материалах и технических ресурсах, необходимых для выполнения работ по устройству монолитной бетонной облицовки канала по принятой в карте технологии и на принятый объем работ .

4.2. Количество основных материалов определяется по объемам работ и нормам расхода материалов :

4.3. Количество машин , инструмента , инвентаря и приспособлений определяется по принятой в технологической карте схеме организации работ в соответствии с объемами работ , сроками их выполнения и количеством рабочих :

4.4. Расход эксплуатационных и горюче — смазочных материалов для машин принимается в соответствии с « Нормами расхода нефтепродуктов на механизированных мелиоративных работах » Минводхоза СССР :

Норма расхода на час работы машин

Количество на принятый объем работ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Примеры разработки отдельных организационных и технологических вопросов в составе технологической карты

Приложение 1
ПРИМЕТ РАСЧЕТА ПОТРЕБНОСТИ СРЕДСТВ ТРАНСПОРТА БЕТОННОЙ СМЕСИ

Рассмотрим доставку бетонной смеси к бетоноукладчику МБ -5 в автобетоносмесителях СБ -92-1.

Количество автобетоносмесителей , необходимых для перевозки бетонной смеси , определяется по формуле (« Руководство по производству бетонных работ », М. , I 982)

Читайте также:  Индивидуальное строительство что это такое

Р — объем укладываемой смеси ( по нормам В -43), 82 м 3 / смену ;

Т — время одной смены , 8,2 ч;

n — количество рабочих смен , I ;

G — емкость смесительного барабана , 4 м 3 ;

β — коэффициент использования по грузоподъемности , I .

t об — время одного оборота автобетоносмесителя , мин ;

t n — время загрузки автобетоносмесителя , 10 мин ;

t p — время разгрузки автобетоносмесителя , 10 мин ;

t м — время маневрирования , 3 мин ;

l пор — расстояние порожнего рейса , км ;

V гр — скорость машины с грузом , 15 км/ч = 250 м/мин;

V пор — скорость машины без груза , 40 км / ч = 667 м / мин ;

l пор — расстояние подвозки бетонной смеси , км .

Потребное количество машин определено при дальности транспортировки 1, 3, 5, 10 и 15 км .

Дальность транспортировки — 1 км

t об = 10 + 10 + 3 + 1000/250 + 1000/667 = 28,5 мин = 0,475 ч ,

Дальность транспортировки — 3 км

t o б = 10 + 10 + 3 + 3000/250 + 3000/667 = 39,5 мин = 0,66 ч,

Дальность транспортировки — 5 км

t o б = 10 + 10 + 3 + 5000/250 + 5000/667 = 50,5 мин = 0,84 ч,

С учетом коэффициента использования автотранспорта (К = 1,2) количество автобетоносмесителей будет равно :

N 3 = 2,5 · 1,2 = 3 автобетоносмесителя .

Дальность транспортировки — 10 км

t o б = 10 + 10 + 3 + 10000/250 + 10000/667 = 78 мин = 1,3 ч,

Дальность транспортировки — 15 км

t o б = 10 + 10 + 3 + 15000/250 + 15000/667 = 105,5 мин = 1,76 ч,

Итак, сменная потребность в автобетоносмесителях составляет:

Дальность транспортировки , км

Приложение 2
ПРИМЕР РАСЧЕТОВ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПОТОЧНЫМ МЕТОДОМ

Рассмотрим пример расчета расстановки машин комплекта и построения циклограммы потока при организации работ поточным методом на участке канала длиной 10 км при использовании комплекта бетоноукладочных машин МБ -4, МБ -5, МБ -6.

Параметры канала приняты : ширина по дну — 2,0 м , глубина — 2,0 м , заложение откосов 1:1,5 . Толщина бетонной облицовки — 12 см . Земляное русло канала подготовлено общестроительными землеройными машинами .

Ведущей машиной в комплекте будет бетоноукладчик МБ -5 со сменной производительностью П см — 82 м 3 /смену ( по нормам В-43).

Длина сменной захватки по укладке бетонной смеси определяется по формуле

ω — площадь поперечного сечении облицовки

ω = р·δ = 9,6 · 0,12 = 1,15;

р — периметр облицовки канала , 9,6 м ;

δ — толщина облицовки , 0,12 м .

При расстоянии между поперечными швами l = 4 м на одной сменной захватке потребуется нарезать

L = р I · n = 9,2·17 = 156 п.м.,

р I — длина периметра облицовки без заплечиков .

Сменная производительность нарезчика швов МБ -6

t т — техническая производительность , п . м. / ч ;

t р — продолжительность смены , ч ;

k 1 — коэффициент перехода от технической к эксплуатационной производительности ;

k 2 — коэффициент перехода от эксплуатационной к среднечасовой производительности .

Коэффициент загрузки машины по нарезке швов

В свободное от основной работы время нарезчик швов будет использоваться для нанесении пленкообразующего состава на поверхность бетона .

На двух предшествующих укладке бетона захватках будет выполняться укладка рельсовых путей , снимаемых с участков после работы нарезчика швов, профилирование русла и увлажнение грунта .

Длина сменной захватки для экскаватора — профилировщика МБ -4 из условия его непрерывной работы должна быть

V — рабочая скорость перемещения , м / мин .

При наименьшей рабочей скорости передвижения коэффициент загрузки профилировщика

В связи с тем , что коэффициент загрузки профилировщика ниже 0,5, целесообразно выполнять им работы в одну смену , а укладку бетона — в две . Тогда загрузка профилировщика будет равна

С — число смен в сутках .

В свободное от основной работы время профилировщик используется для увлажнения грунта основания .

Процесс герметизации швов выделяется в независимый частный поток после набора бетоном 5- суточной прочности .

Производительность труда изолировщиков должна быть не менее 71 п . м готового канала в смену .

При разработке циклограммы потока принято :

длина сменной захватки = 71 п . м. ;

количество сменных захваток n з = 1000/71 = 140;

ритм потока t = I смена ;

герметизация швов — через 5 суток после укладки бетона в облицовку ( то есть через 10 рабочих смен ).

При этом продолжительность полного развертывания потока

Т разв . = ( n — 1) · t =(14-1) · 1 = 13 рабочих смен ,

n = 14 — количество захваток , на которых выполняются строительные процессы ( с учетом 10 захваток твердения бетона до заделки швов ).

Полная продолжительность потока на рассматриваемом участке канала

Т = n з + Т разв . = 140 + 13 = 153 смены .

Длина рабочего фронта комплекта

L ф = · n = 71 · 14 = 994 м .

Приложение 3
ПРИМЕР ГРАФИКА ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

График производства работ на устройство монолитной бетонной облицовки канала длиной 10 км о помощью комплекта машин МБ-4, МБ-5, МБ-6

Примечание: (10) х и (140,5) х — соответственно маш.-ч и маш.-см

Приложение 4
ПРИМЕР КАЛЬКУЛЯЦИИ ТРУДОВЫХ ЗАТРАТ

Калькуляция трудовых затрат на устройство монолитной бетонной облицовки канала длиной 10 км о помощью комплекта машин МБ-4, МБ-5, МБ-6

Норма времени на ед. изм., чел.-ч

Затраты труда на весь объем работ, чел.-дн.

Расценка на единицу измерения, руб.-коп.

Стоимость затрат труда на весь объем, руб.-коп.

§ В 43-19а, Дополнения и изменения к В 43 1975 г .

Облицовка оросительных каналов бетонной смесью комплектом бетоноукладочных машин МБ-4,

ЕНиР § 2-1- 15. Табл. 2, п. 9б

Перемещение грунта отвалов бульдозером ДЗ-109 на расстояние до 10 м после работы профилировщика

Герметизация деформационных швов при помощи заливщика швов МБ-16

Обслуживание заливщика швов МБ-16

Примечание: (10) х и (140,5) х — соответственно маш.-ч и маш.-см.

Приложение 5
ПРИМЕР РАСЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

Материально — технические ресурсы на устройство монолитной бетонной облицовки канала длиной 10 км с помощью комплекта машин МБ -4, МБ -5, МБ -6.

1. Основные материалы

Резино — битумная мастика

2. Машины , оборудование , инструменты , приспособления

Техническая производительность 90 м 3 /ч

Техническая производительность 38 м 3 /ч

Техническая производительность 84 м шва/ч

Мощность двигателя 118 ¸ 147 кВт

Эксплуатационная производительность 70 м/ч

Грузоподъемность 6,3 т

Самоходный на базе КамАЗ

Объем замеса до 5 м 3

Мощность 50 кВт

Шаблон для контроля размера рельсовой колеи

Комплект гаечных ключей

3. Эксплуатационные материалы

Норма на час работы машины

Количество на пр и нятый объем работ

Дизельное топливо для :

профилировщика МБ -4

бетоноукладчика МБ -5

нарезчика швов МБ -6

бульдозера ДЗ -109

Бензин для заливщика швов МБ -16

Приложение 6
Схема производства работ по облицовке канала комплектом машин МБ-4, МБ-5, МБ-6 поточным методом

СХЕМА РАЗВИТИЯ ЛИНЕЙНОГО ПОТОКА.

Циклограмма потока

Состав строительных операций

1. Перекладка рельсового пути.

2. Профилирование сечения канала.

3. Укладка бетонной смеси.

4. Нарезка швов и нанесение пленкообразующего состава.

5. Выдерживание бетона в течение 5 дней.

6. Герметизация швов.

Приложение 7
Схема профилирования дна и откосов канала экскаватором-профилировщиком МБ-4

Приложение 8
Схема укладки бетонной смеси на дно и откосы канала бетоноукладчиком МБ-5

Приложение 9
Схема нарезки швов в бетонной облицовке и их герметизации

Приложение 10
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАЗНАЧЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ К БЕТОННОЙ СМЕСИ, ПОДБОРУ ЕЕ СОСТАВА

Требования к бетонной c м e си , укладываемой в облицовку каналов должны назначаться с учетом :

— конструктивных размеров облицовки , места расположения бетона в облицовке по отношению к водной среде при эксплуатации канала ;

— степени агрессивности водной и грунтовой среды , в которой будет работать бетон и возможные вида его коррозии ;

— особенностей технологии производства бетонных работ , например , вида уплотняющих механизмов и других технических и технологических параметров машин .

Бетонная смесь для укладки в монолитную облицовку оросительных каналов должна соответствовать требованиям ГОСТ 4795-68 — ГОСТ 4793-69 « Бетон гидротехнический ».

В требованиях к бетонной смеси показатели подвижности, плотности , пористости и расслаиваемости должны быть определены в соответствии о ГОСТ 10181.0-81 — ГОСТ 10181.4-81 « Смеси бетонные . Методы испытаний ». Величину подвижности бетонной смеси назначают в зависимости от технологии укладки . Объем вовлеченного в бетонную смесь воздуха должен быть не более 5 %.

Читайте также:  Что такое cpm в строительстве

При строительстве монолитных бетонных и железобетонных облицовок каналов механизированным способом следует применять подвижные бетонные смеси с осадкой конуса 4. 12 см . Такую подвижность следует получать только за счет обязательного применения пластифицирующих и воздухововлекающих добавок . Использование добавок позволяет уменьшить расход цемента до 15 %, увеличить прочность бетона на 10-20 %, обеспечить бетону необходимую водостойкость при попеременном увлажнении и высыхании , трещиностойкость , морозостойкость за счет вовлечения и диспергирования воздуха , улучшить свойства бетонной смеси и структуру затвердевшего бетона .

Проектирование состава бетонной смеси расчетно — экспериментальными способами или по таблицам , графикам , номограммам должно выполняться в соответствии с требованиями ГОСТ 4795-68, 4797-69 * , 4798-69, 4799-69, 18105-72, 473-61, « Руководства по производству бетонных работ » ( М ., Стройиздат , 1975), « Рекомендации по повышению долговечности железобетонных конструкций быстроточных ирригационных каналов» , Р -9-76 ( НИИЖБ , 1976), « Руководства по проектированию противофильтрационного бетона для строительства облицовок каналов бетоноукладочными комплексами » ( ВНИИГиМ , 1982).

Подбор исходных материалов для бетона должен выполняться о соблюдением следующих основных требований .

Цементы , должны соответствовать требованиям ГОСТ 10178 -76 и 22266-76. При сульфатной агрессии применяются сульфатостойкие портландцементы в соответствии с ГОСТ 22266 -76. Марка цемента назначается в зависимости от требуемых прочностных показателей бетона облицовки .

Выбор вида цемента должен производиться с учетом климатических условий района строительства , периода года , условий эксплуатации сооружений и т . д . При агрессивном воздействии водной среды вид цемента выбирается по СНиП II -28-73 * в зависимости от показателей и степени агрессивности .

Выбор мелкого заполнителя кварцевого песка определяется требованиями ГОСТ 10268, 8736-77, 4797-69 * . С целью снижения водопотребности бетонной смеси желательно применять крупные и среднезернистые пески с модулем крупности не менее 2,0.

Применение мелких и очень мелких песков без обогащения допускается только при обеспечении заданных свойств бетона специальными ме роприятиями и при соответствующем технико — экономическом обосновании . Содержание в песке глинистых и пылевидных частиц должно быть не более 1 %, в том числе глинистых частиц — не более 0,5 %. В песке не допускаются опал и другие аморфные видоизменения кремнезема .

Максимальная крупность зерен щебня и гравия выбирается с учетом размеров сечения облицовки ( не более 1/3 толщины ) в соответствии с указаниям и СНиП III -13-76 во всех случаях не более 40 мм . Зерновой состав смеси крупных заполнителей рекомендуется подбирать экспериментально по наибольшей плотности ( объемной насыпной массе ). Применение гравийно — песчаной смеси или рядового щебня ( гравия ) допускается после переработки и разделения на фракции в соответствии с ГОСТ 10268-70. До применения крупного заполнителя в бетоне должны быть проведены испытания по оценке его морозостойкости в соответствии с ГОСТ 4797-69. Окончательно пригодность крупного заполнителя для бетона с требуемыми проектными показателями устанавливается по результатам испытания образцов бетона , приготовленного на этом заполнителе .

Назначение вида добавок выполняется в соответствии с « Руководством по применению химических добавок в бетоне » ( М . „ Стройиздат , 1981), « Руководством по применению химических добавок в бетоне для гидротехнических сооружений в мелиоративном строительстве» ВТР — С -2-78 ( Киев , 1979) и « Рекомендацией до применению химических добавок в бетоне » ( M ., Стройиздат , 1977).

Определение состава бетона с химическими добавками следует производить в два этапа . В начале определяется состав бетона без добавок , удовлетворяющий проектным и технологическим требованиям , а затем на его основе подбирается состав бетона с химическими добавками , который должен удовлетворять тем же проектным и технологическим требованиям .

Для приготовления бетонной смеси допускается применять обычную воду , отвечающую требованиям ГОСТ 23732-79 , имеющую водородный показатель рН не менее 4 и не более 12,5.

В процессе приготовления бетонной смеси требуется систематический контроль и корректировка ее состава в ходе производства работ , так как возможны колебания свойств составляющих компонентов бетона и других факторов , влияющих на его качество .

Приложение 11
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО организации контроля качества РАБОТ И БЕТОНА ОБЛИЦОВКИ

Для обеспечения требуемого уровня качества бетонных работ при неоднородности и изменчивости свойств материалов и условий производства работ необходима постоянная и достаточно оперативная корректировка режимов и параметров основных технологических процессов по результатам пооперационного технического и технологического контроля важнейших показателей качества бетона , которые осуществляются на основании схемы операционного контроля , приводимой в технологической карте .

При разработке проектов производства работ , охватывающих широкий круг вопросов организации и технологии строительства от подготовки производства до приемки готового сооружения , необходима разработка подробных карт производства и управления качеством работ с учетом конкретных условий объекта строительства . В этих картах должны быть учтены все непосредственные и многоступенчатые обратные связи технологических процессов и показана последовательность и форма воздействия на режим основных процессов .

Карты контроля отдельных стадий технологического процесса должны быть сведены в единую систему организации контроля качества всего комплекса процессов в соответствии с их технологической последовательностью .

При разработке таких карт на строительстве протяженных гидромелиоративных сооружений с большим объемом бетонных работ рекомендуется ориентироваться на следующий порядок организации контроля качества бетона .

1. Ha стадии подготовки производства :

— оптимизируется состав бетонной смеси и технологии производства бетонных работ с учетом свойств компонентов бетоне , особенностей сооружения , применяемого способа строительства , местных условий ( климатических , географических и пр .) и наличия технических средств ;

— одновременно с подбором и оптимизацией состава бетона и технологических режимов производства выявляются все возможные зависимости показателей качества от параметров процесса , которые в ходе работ могут быть использованы для регулирования режимов производства ;

— исходя из номенклатуры заданных показателей качества , назначаются параметры бетонной смеси , которые необходимо контролировать в ходе производства работ для поддержания установленного уровня качества бетона , определяются методы и средства контроля , порядок осуществления и использования результатов .

2. В процессе производства работ осуществляют текущий контроль параметров бетонной смеси и производят необходимую подстройку режимов производства , обеспечивающую поддержание качества бетона на заданном уровне .

3. При приемке сооружения производят выборочное натурное обследование сооружения по основным показателям , дают оценку надежности сооружения и оценку качества выполненных работ .

В картах контроля качества должно быть указано распределение обязанностей и структур связи между исполнителями контроля качества — центральными и приобъектными лабораториями и производителями работ с учетом возможностей лабораторий , их состава , расположения и оснащенности . Рекомендуется следующее разделение функций лабораторий :

центральные лаборатории ( ЦСЛ ) — трестов и объединений :

— подбор и испытания компонентов бетона , проектирования состава бетона , отработка оптимальных режимов обра ботки бетона, организация текущего контроля , обследование готового сооружения, сбор и обработка сведений , поступающих с приобъектных лабораторий ;

приобъектные лаборатории ( ПСЛ ) — СУ , СМУ, ПМК :

— проведение текущего ( в т . ч . операционного и технологического контроля , осуществление связи с производителями работ ( прорабом , машинистом бетоноукладчика , оператором бетоносмесительного узла ), выполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации дефектов производства , передача сведений в ЦСЛ .

Для определения всех контролируемых параметров бетона непосредственно на месте выполнения бетонных работ рекомендуется использовать передвижную комплексную лабораторию ВНИИГиМ . Состав , возможности и рекомендации по применению этой лаборатории приведены в « Рекомендациях по подготовке , организации и проведению контроля качества бетона на строительстве гидротехнических и мелиоративных сооружений » ( при использовании передвижных комплексных лабораторий ). ВНИИГиМ , 1980.

На стадии подготовки производства бетонных работ ЦСЛ производят определенные испытания бетона по контрольным образцам ( определение основных качественных показателей и их изменчивости ): назначают контрольные и допустимые границы их применения , устанавливают номенклатуру , порядок и способы определения контролируемых параметров бетона и процесса бетонирования , устанавливают план контроля , разрабатывают рекомендации по использованию результатов контроля дня стабилизации технологического процесса , а также мероприятия по предупреждению и ликвидации дефектов .

СХЕМА ОПЕРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА РАБОТ ПРИ ОБЛИЦОВКЕ ОРОСИТЕЛЬНЫХ КАНАЛОВ МОНОЛИТНЫМ БЕТОНОМ ПО ГРУНТОВОМУ ОСНОВАНИЮ С ПОМОЩЬЮ ВИБРОФОРМ МБ-15А и МБ-17

Источник: meganorm.ru

Рейтинг
Загрузка ...