14.1.1 Цементобетонные покрытия и основания устраивают из подвижных бетонных смесей в скользящих формах и жестких бетонных смесей, уплотняемых укаткой.
Как правило, однослойные цементобетонные покрытия в скользящих формах следует устраивать без швов расширения.
14.1.2 Бетонировать слои следует в соответствии с технологическими регламентами, разработанными для конкретного объекта с учетом требований проекта.
14.1.3 Для особых условий строительства при температуре воздуха выше 25 °С и относительной влажности менее 50%, а также при ожидаемой среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5 °С и минимальной, суточной температуре ниже 0 °С бетонирование основания и покрытия необходимо проводить в соответствии с требованиями СП 70.13330.
Мероприятия, обеспечивающие указанные требования, должны быть отражены в проекте организации строительства (ПОС) и проекте производства работ (ППР).
14.1.4 Наибольшая крупность щебня в бетонной смеси должна быть: для покрытий — 20 мм, для оснований — 40 мм.
Укладка щебёночного покрытия на грунтовой подъездной дороге. Щебёночная дорога.
В бетоне покрытий следует применять щебень фракций от 5(3) до 10 мм и свыше 10 до 20 мм, дозируемых раздельно по ГОСТ 26633.
Содержание отдельных фракций в крупном заполнителе в составе бетона должно соответствовать ГОСТ 26633.
Допускается применение крупных заполнителей в виде смеси двух смежных фракций, соответствующих требованиям ГОСТ 26633.
14.1.5 Бетонная смесь, предназначенная для укладки в покрытие (основание), должна соответствовать требованиям ГОСТ 7473.
14.1.6 Отработку рабочего состава бетонной смеси и настройку рабочих органов бетоноукладочной машины следует проводить только после пробного бетонирования, по результатам оценки качества бетона (прочности, содержания воздушных условно-закрытых пор, морозостойкости) и геометрических характеристик слоя (ровности, включая кромки, ширины, толщины и глубины впадин шероховатости).
14.1.7 Движение построечного транспорта по покрытию (основанию) следует открывать после герметизации швов и достижения бетоном прочности (в долях от проектной):
— для бетона класса выше В 12,5 — 70%;
— для бетона класса В 12,5 и ниже — 100%.
Допускается корректировка этих требований по согласованию с проектной организацией и заказчиком.
14.1.8 Основание, на которое укладывается цементобетонное покрытие (основание), должно быть очищено от посторонних предметов, пыли, грязи.
Не допускается устраивать основание на переувлажненных и не оттаявших нижележащих слоях дорожной одежды.
14.2 Приготовление и транспортирование бетонной смеси
14.2.1 Бетонные смеси следует приготавливать в соответствии с требованиями ГОСТ 7473 по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.
14.2.2 Приготовление бетонной смеси должно обеспечивать сохранение свойств во времени (с учетом продолжительности транспортирования смеси от бетонного завода к месту бетонирования): требуемые удобоукладываемость и объем вовлеченного воздуха.
подготовка основания, укладка ПВХ покрытия
Производительность бетоносмесительной установки должна соответствовать темпам укладки бетонной смеси.
Бетонные смеси следует приготавливать в бетоносмесителях с принудительным перемешиванием циклического действия. Продолжительность перемешивания бетонных смесей определяется в соответствии с ГОСТ 7473.
Допускается приготавливать подвижные бетонные смеси в гравитационных смесителях без снижения качества бетона.
Во всех случаях время перемешивания уточняется опытным путем.
14.2.3 Высота разгрузки бетонной смеси из смесителя в автотранспортное средство должна обеспечивать нерасслаиваемость бетонной смеси.
14.2.4 Материалы для приготовления бетонной смеси должны храниться на площадках с твердым покрытием и дозироваться по видам и фракциям раздельно.
14.2.5 Транспортировать бетонную смесь следует в бетоновозах или автомобилях-самосвалах. В процессе транспортирования бетонную смесь необходимо защищать от воздействия атмосферных осадков и испарения влаги быстросъемным влагонепроницаемым пологом.
14.2.6 Время транспортирования бетонной смеси определяется необходимостью обеспечения технологических свойств бетонной смеси на месте укладки перед бетонированием и, как правило, не должно превышать 30 мин при температуре воздуха от 20 °С до 30 °С и 60 мин — при температуре воздуха ниже 20 °С.
14.2.7 Непосредственно после выгрузки бетонной смеси кузова бетоновозов или автомобилей-самосвалов должны быть очищены и промыты водой.
14.3 Устройство слоев бетоноукладчиком в скользящих формах
14.3.1 При устройстве цементобетонных покрытий (оснований) в скользящих формах удобоукладываемость бетонной смеси на месте укладки (перед бетонированием) должна соответствовать марке по удобоукладываемости П-1 по ГОСТ 7473 и объему вовлеченного воздуха не менее 5% по ГОСТ 26633.
Скорость движения бетоноукладчика должна соответствовать подвижности бетонной смеси и значениям, приведенным в таблице 11.
* Рекомендуется при укладке в инвентарной (облегченной) опалубке.
14.3.2 Прочность (плотность) технологического слоя уширения должна обеспечить проход комплекта машин без деформаций, а ровность — соответствовать требованиям, предъявляемым к основаниям.
14.3.3 База автоматической системы задания проектных вертикальных отметок (струна и др.) не должна иметь отклонение от проекта более чем на ±2 мм.
14.3.4 Копирную струну закрепляют в кронштейнах на стойках, устанавливаемых на расстоянии не более 10 м друг от друга на прямых участках, а на участках с радиусом кривой в плане менее 1000 м — не более 5 м. Проектные отметки при установке струны следует выносить на каждую точку крепления струны.
14.3.5 Распределение, уплотнение бетонной смеси и отделку ее поверхности следует проводить, как правило, непрерывно с постоянной скоростью, избегая остановок бетоноукладчика.
При вынужденной остановке бетоноукладчика следует выключить вибрацию на глубинных вибраторах.
14.3.6 Шероховатость на поверхности бетонного покрытия следует наносить путем обработки поверхности свежеуложенного бетона специальным инструментом (щетками, накаткой и др.). При этом фактура поверхности должна быть однородной, а средняя глубина бороздок шероховатости должна быть более 1,0 мм.
14.3.7 При устройстве армированных покрытий способ установки арматуры должен обеспечивать сохранение ее проектного положения в процессе бетонирования. Глубинные вибраторы бетоноукладчика должны быть выше арматуры на 5-7 см.
14.3.8 Штыри в поперечные и продольные швы следует устанавливать до бетонирования плит или втапливать в бетонную смесь укладываемого слоя специальными вибропогружателями. При устройстве многополосных покрытий и необходимости объединения смежных полос штырями они устанавливаются в боковую грань либо в свежеуложенный бетон (до его схватывания) в процессе укладки специальным устройством на бетоноукладчике, либо в затвердевший бетон прочностью не менее 10 МПа путем сверления бетона специальным инструментом.
14.3.9 Для ухода за бетоном следует применять пленкообразующие материалы, которые наносят преимущественно в два слоя. Второй слой наносят после формирования пленки на первом слое. При этом расход пленкообразующего материала на один слой должен быть не менее 300 г/м и уточняться лабораторией.
Уход за свежеуложенным бетоном следует осуществлять в течение всего периода до момента достижения бетона проектной прочности, но не менее 28 суток. В случае нарушения пленки ее следует сразу восстановить.
14.3.10 Пленкообразующий материал следует наносить распылением на всю поверхность бетона, включая боковые грани, после завершения работ по отделке поверхности покрытия и исчезновения с поверхности пленочной влаги. Излишнюю влагу с поверхности покрытия перед нанесением пленкообразующего материала следует удалять.
14.3.11 При выборе пленкообразующего материала предпочтение следует отдавать материалу, который быстрее формирует на поверхности светлую и твердую пленку.
14.3.12 Для защиты свежеуложенного бетона от дождя и солнечной радиации, создания условий для повышения трещиностойкости покрытия до нарезки швов, а также для уменьшения влияния суточного перепада температуры на покрытии (основании) необходимо предусмотреть применение специальных передвижных тентов для укрытия покрытия (основания) общей длиной не менее сменной захватки.
14.3.13 В конце каждой захватки или при вынужденных длительных перерывах в укладке бетона следует устраивать поперечные рабочие швы, которые должны совпадать со швом расширения или сжатия цементобетонного покрытия. Рабочие швы при устройстве многополосных покрытий (оснований) должны находиться в одном поперечном сечении.
14.3.14 При устройстве рабочего шва с помощью приставной опалубки следует выполнять технологические операции в следующей последовательности:
— в области шва удалить бетонную смесь, установить и закрепить опалубку, обеспечивая совпадение верхней грани вертикальной полки опалубки с поверхностью покрытия;
— пространство между опалубкой и уложенным слоем заполнить бетонной смесью с некоторым избытком;
— глубинным вибратором уплотнить смесь;
— отделать поверхность покрытия и провести уход за бетоном.
14.3.15 Деформационные швы сжатия следует нарезать в затвердевшем бетоне.
14.3.16 Время начала нарезки швов следует определять на основании данных о прочности бетона и уточнять пробной нарезкой. При пробной нарезке выкрашивание кромок швов не должно превышать 3 мм.
Для обеспечения равномерного срабатывания швов сжатия их следует нарезать подряд (последовательно по полосе бетонирования).
14.3.17 При суточных перепадах температуры воздуха менее 12 °С поперечные швы сжатия в покрытии следует нарезать в те же сутки. Если прочность бетона не достигает в этот период требуемого значения, то швы следует нарезать на следующие сутки, как правило, не ранее девяти часов утра и не позднее 24 часов.
14.3.18 При недостаточной прочности бетона для нарезки швов следует устраивать контрольные швы сжатия через три-четыре плиты двухстадийным способом:
— нарезкой шва одним алмазным диском при достижении прочности бетона на сжатие около 5,0-7,0 МПа;
— последующей нарезкой паза шва до проектных размеров при достижении прочности бетона не менее 10,0 МПа.
14.3.19 При суточном перепаде температуры воздуха более 12 °С поперечные швы сжатия в покрытии, уложенном до 13-14 ч, следует нарезать в те же сутки. В покрытии, уложенном во второй половине дня, для обеспечения трещиностойкости следует устраивать контрольные поперечные швы через две-три плиты по двухстадийному способу (см. 14.3.18), а затем проводить нарезку промежуточных швов.
14.3.20 Скорость нарезчика швов при нарезке шва одним алмазным диском должна быть в пределах 0,8-1,5 м/мин, а пакетом дисков (для одновременной нарезки шва и паза) — от 0,5 до 1,0 м/мин.
14.3.21 Пазы деформационных швов перед заполнением должны быть подготовлены:
— промыты водой под давлением сразу после нарезки;
— очищены от грязи и остатков продуктов резания;
— просушены сжатым (при необходимости горячим) воздухом с температурой не более 60 °С.
14.3.22 После подготовки паза шва на его дно следует уложить шнур, соответствующий проектным требованиям.
Стенки шва следует подгрунтовать в том случае, если это предусмотрено инструкцией по применению герметика.
Перед заполнением паза шва герметиком подгрунтовочный материал должен образовать пленку (высохнуть). Марка подгрунтовочного материала и герметика применяется в соответствии с проектом. Применяемый герметик должен соответствовать требованиям ГОСТ 30740.
Заполнение пазов швов герметиком должно проводиться без перелива с образованием вогнутого мениска или с переливом на 2-3 мм выше уровня поверхности бетона с последующей срезкой излишнего материала.
14.3.23 Швы расширения устраивают в затвердевшем бетоне в следующей технологической последовательности:
— проводят два пропила на полную толщину бетонного покрытия на расстоянии, равном ширине устраиваемого шва;
— удаляют продукты резания бетона из шва расширения;
— промывают и сушат паз шва;
— устанавливают специальную прокладку;
— обрабатывают стенки шва;
— укладывают резиновый шнур;
— заполняют шов мастикой.
14.3.24 Устройство швов расширения перед мостами и путепроводами выполняют в следующей последовательности:
— проводят два пропила на полную толщину бетонного покрытия с расстоянием между пропилами 6 см;
— удаляют бетон из шва расширения;
— промывают и сушится паз шва;*
* Текст документа соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.
— заполняют шов материалами (черный песок, асфальтобетон и т.д. в соответствии с проектом);
— укладывают резиновый шнур;
— заполняют шов мастикой.
14.3.25 Устройство двухслойных бетонных покрытий (с омоноличиванием слоев, распределяемых раздельно) и непрерывно-армированных покрытий должно проводиться только после проведения специальных исследований и опытной проверки.
14.4 Устройство слоев из жестких бетонных смесей, уплотняемых укаткой
14.4.1 Для устройства оснований и покрытий из жестких бетонных смесей, уплотняемых методом укатки (укатываемый бетон), применяют бетонные смеси марок по удобоукладываемости в диапазоне от жестких (Ж-4) до сверхжестких (СЖ-2) по ГОСТ 7473 с В/Ц для покрытий в соответствии с ГОСТ 26633.
Приготовление и транспортирование жесткой бетонной смеси должно проводиться в соответствии с требованиями 14.2.1-14.2.7.
14.4.2 Устройство слоев из жесткой бетонной смеси проводится по технологическому регламенту, разработанному и утвержденному в установленном порядке.
14.4.3 Для предотвращения потерь влаги бетонной смесью подстилающий слой основания следует увлажнять.
14.4.4 Бетонную смесь по подстилающему слою следует распределять машинами с автоматической системой обеспечения заданных высотных отметок (ровности и курса):
— универсальным асфальтоукладчиком на гусеничном ходу с брусом жесткого типа (допускается применение асфальтоукладчика с раздвижным телескопическим брусом при ширине полосы укладки не более 5 м);
— профилировщиком и др.
Копирную струну следует устанавливать в соответствии с 12.3.4.
Допускается распределять смесь автогрейдером с тщательным контролем высотных отметок. В этом случае при укладке нескольких полос со стороны свободных граней рекомендуется устанавливать упорные элементы: брусья, опалубку. При отсутствии упорных элементов следует распределять смесь на ширину, превышающую проектную не менее чем на 0,25 м с каждой стороны. После уплотнения края обрезают до проектной ширины.
При распределении и уплотнении добавлять воду в бетонную смесь не допускается.
14.4.5 Катки для уплотнения бетонной смеси следует выбирать из условия возможности уплотнения смеси преимущественно в один слой при проектной толщине слоя не более 25 см.
Уплотнение жесткой бетонной смеси осуществляется отрядом катков.
Состав отряда катков и режим их работы определяются пробной укаткой из условия обеспечения скорости движения потока и требуемой плотности бетона. Укатка должна проводиться от края к оси полосы укладки.
14.4.6 Плотность жесткой бетонной смеси характеризуется коэффициентом уплотнения, определяемым как отношение плотности бетона в уплотненном слое к плотности бетона при подборе, и должен быть не менее 0,98.
Ориентировочным признаком окончания уплотнения является отсутствие следа на поверхности слоя при проходе тяжелого катка. Окончательное заключение о достигнутом уплотнении делают по результатам лабораторного контроля.
14.4.7 Уход за свежеуложенным бетоном может осуществляться с помощью пленкообразующих материалов, битумной эмульсии, слоя песка толщиной не менее 6,0 см с постоянным поддержанием его во влажном состоянии и т.п.
14.4.8 Швы сжатия нарезают в затвердевшем бетоне в соответствии с проектом.
14.4.9 Рабочие швы в конце смены следует устраивать с помощью упорных конструкций на всю ширину и высоту укладываемого слоя. Вдоль рабочего шва смесь дополнительно уплотняют трамбовками с отделкой поверхности вручную, подсыпая смесь на полосе шириной до 0,5 м. В начале следующей смены упор следует убрать и смесь уложить встык к ранее уложенному бетону.
Как правило, рабочие швы должны совпадать с предусмотренными проектом швами сжатия.
Допускается в конце смены проводить раскатку бетона с устройством пандуса с последующей обрезкой бетона нарезчиком швов и организацией рабочего шва на всю проектную толщину и ширину сечения.
14.4.10 Допускается перекрывать основание из укатываемого бетона слоями асфальтобетона сразу после уплотнения и отделки поверхности укатываемого бетона с перерывом между укладкой слоев не более четырех часов, не допуская высыхания бетона. В этом случае уход за бетоном не проводится.
14.4.11 Обочины устраивают после набора бетоном прочности не ниже проектной.
14.5 Сборные железобетонные покрытия
14.5.1 При строительстве сборных покрытий следует проводить следующие работы:
— грунтовку граней плит;
— планировку верхнего слоя основания или устройство выравнивающего слоя по основанию;
— укладку или перекладку плит;
— сварку стыковых соединений и заполнение швов.
14.5.2 Строительство сборных покрытий должно вестись в одну стадию.
В зависимости от состояния земляного полотна, основания, сроков открытия автомобильного движения, а также при необходимости срочного проезда автотранспорта в соответствии с проектом допускается двухстадийное строительство.
При двухстадийном строительстве в первой стадии плиты укладывают на земляное полотно или основание, стыковые соединения не сваривают, швы не заполняют, обочины и откосы не укрепляют; во второй стадии — проводят перекладку плит в соответствии с требованиями 14.5.1 с заменой дефектных плит.
14.5.3 Укладку плит следует выполнять «от себя» самоходными кранами по выравнивающему слою, спланированному шаблоном.
14.5.4 Окончательная посадка плит на основание должна проводиться путем прикатки катками на пневматических шинах до прекращения осадки плит.
14.5.5 Сварку соединений в стыках плит и заполнение швов герметизирующим материалом следует выполнять сразу же после окончательной посадки плит в покрытие.
Заполнение швов пескоцементным раствором и герметизирующим материалом на основе битума следует проводить с помощью специального оборудования.
14.5.6 Монтаж сборного покрытия в зимних условиях следует проводить по выравнивающей прослойке из несмерзающихся материалов. При укладке сборного покрытия на жесткое основание выравнивающую прослойку следует устраивать из сухой цементно-песчаной смеси.
14.5.7 Движений по сборному покрытию при одностадийном строительстве и завершении второй стадии при двухстадийном строительстве разрешается открывать только после сварки стыковых соединений и заполнения швов.
14.6 Контроль качества работ
14.6.1 При строительстве дорожных одежд с цементобетонными покрытиями (основаниями) следует контролировать качество материалов и производство работ в соответствии с требованиями действующих нормативных документов и настоящего свода правил.
14.6.2 До начала поставки бетонной смеси заданного качества потребитель получает информацию от производителя о характеристиках используемых материалов, составе бетонной смеси и о результатах испытаний бетонных смесей и бетонов данного состава.
14.6.3 Контроль качества исходных материалов для приготовления бетонных смесей следует проводить по стандартам и ТУ на материалы конкретных видов.
Удельная эффективная активность естественных радионуклидов материалов, применяемых для приготовления бетонных смесей, не должна превышать предельных значений по ГОСТ 30108.
14.6.4 При приготовлении цементобетонной смеси следует контролировать:
— постоянно — соблюдение технологических режимов приготовления бетонной смеси;
— не реже одного раза в смену, а также при изменении свойств материалов — показатель удобоукладываемости бетонной смеси и объем вовлеченного воздуха по ГОСТ 10181, концентрацию рабочих растворов химических добавок, влажность заполнителей по ГОСТ 8269.0 и ГОСТ 8735 (проверяется также в случае выпадения осадков), среднюю плотность, расслаиваемость и температуру бетонной смеси по ГОСТ 10181;
— при изменении качества смеси (удобоукладываемости, объема вовлеченного воздуха и др.) — точность дозирования компонентов бетонной смеси на соответствие требованиям ГОСТ 7473 методом контрольного взвешивания по инструкции предприятия-изготовителя бетоносмесительной установки;
— качество песка, щебня или гравия, цемента и воды — по документу о качестве и по ГОСТ 8735, ГОСТ 8269.0, ГОСТ 310.3, ГОСТ 310.4, ГОСТ 30459 и ГОСТ 23732 соответственно;
— прочность бетона по контрольным образцам (на сжатие и растяжение при изгибе) — каждую смену по ГОСТ 10180, ГОСТ Р 18105, ГОСТ 22690;
— марку бетона по морозостойкости — при подборе состава и не реже одного раза в квартал по ГОСТ 10060.0: для бетона дорожных и аэродромных покрытий — марку по морозостойкости в 5%-ном растворе солей хлористого натрия (по второму базовому методу — ГОСТ 10060.2);
— объем воздушных условно замкнутых пор в бетоне контрольных образцов — при подборе состава и контроле морозостойкости по ГОСТ 26633, ГОСТ 12730.
14.6.5 Результаты приемо-сдаточных и периодических испытаний всех нормируемых показателей бетонной смеси должны сообщаться потребителю в документе по ГОСТ 7473.
14.6.6 Поставка бетонной смеси потребителю сопровождается документом о качестве для каждой партии бетонной смеси в соответствии с ГОСТ 7473 и ГОСТ Р 18105.
14.6.7 Производитель работ имеет право проводить контрольную проверку показателей качества бетонной смеси и бетона, используя методы контроля, предусмотренные ГОСТ 7473.
14.6.8 При строительстве покрытий и оснований из монолитного бетона следует контролировать:
— постоянно — соблюдение технологических режимов бетонирования, ухода за бетоном, устройства и герметизации швов, правильность установки арматуры и прокладок швов, устойчивость кромок боковых граней и сплошность поверхности покрытия;
— перед началом бетонирования — правильность установки копирных струн (погрешность по 14.3.3);
— не реже одного раза в смену и дополнительно при изменении показателей бетонной смеси на месте бетонирования — удобоукладываемость бетонной смеси, объем вовлеченного воздуха, плотность и температуру бетонной смеси по ГОСТ 10180, а также качество работ по уходу за свежеуложенным бетоном с применением пленкообразующих материалов на участках покрытия размером 20х20 см (сформировавшуюся на бетоне пленку необходимо промыть водой, удалить оставшуюся влагу, разлить 10%-ный раствор соляной кислоты или 1%-ный раствор фенолфталеина — вспенивание или покраснение допускается не более чем в двух точках на 100 см поверхности пленки);
— прочность бетона по контрольным образцам (на сжатие и растяжение при изгибе) — по ГОСТ 10180, ГОСТ Р 18105, при необходимости прочность бетона контролируют по образцам-кернам, выбуренным из бетона по ГОСТ 28570;
— не реже одного раза в квартал — морозостойкость бетона по контрольным образцам по ГОСТ 10060.0 (для оснований — ГОСТ 10060.1) и ГОСТ 10060.2 или ГОСТ 10060.3 и объем воздушных условно замкнутых пор по ГОСТ 26633 и ГОСТ 12730;
— периодически в процессе бетонирования аттестованной рейкой длиной 3 м — ровность и уклоны поверхности бетона.
Плотность жесткой бетонной смеси, уплотняемой методом укатки, следует контролировать по трем пробам на 9000 м в соответствии с требованиями 14.4.6.
14.6.9 При строительстве сборных железобетонных покрытий дополнительно к 4.11 следует контролировать:
— постоянно визуально — цельность плит и стыковых элементов, качество сварки стыков и заполнение швов, соблюдение технологии строительства;
— не реже одного раза в смену — контакт плит с основанием (выравнивающим слоем) поднятием одной из 100 уложенных плит, превышение граней смежных плит в продольных швах на трех поперечниках на 1 км, а в поперечных швах в 10 стыках на 1 км.
Устройство обстановки дороги
15.1 Работы по обстановке дорог следует проводить после окончания работ по планировке и укреплению обочин и откосов земляного полотна и устройства присыпных берм.
15.2 Знаки, устанавливаемые на дороге, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52290 и применяться в соответствии с правилами ГОСТ Р 52289.
15.3 Работы по установке дорожных знаков, ограждений и сигнальных столбиков следует начинать с разбивочных работ.
15.4 Глубина бурения для стоек опор дорожных знаков, железобетонных столбов ограждений и сигнальных столбиков должна быть меньше проектной на 3 см. Для ограждений со стойками из стальных швеллеров N 10 и N 12 или эквивалентных им стальных гнутых профилей глубина бурения должна быть меньше проектной на 20 см.
15.5 Дорожные знаки на опорах, соответствующих требованиям ГОСТ 25458 и ГОСТ 25459, следует устанавливать в сборе с опорами, соблюдая требования ГОСТ 23467.
15.6 В случае применения ударобезопасных железобетонных опор верхний торец муфты из асбоцементной трубы должен находиться на высоте не более 85 см от поверхности дороги в месте установки опоры. При этом возвышение стойки опоры над поверхностью дороги должно быть не более 2,5 м.
В случае применения ударобезопасных деревянных опор оси отверстий в стойках опор должны быть параллельны плоскости щита знака, и центр нижнего отверстия должен находиться на высоте не более 15 см над поверхностью дороги в месте установки опоры.
15.7 Монтаж ограждений со стойками в виде стальных швеллеров N 10 и N 12 или равнопрочных указанным швеллерам стальных гнутых профилей следует выполнять из секций, предварительно собранных с консолями и стойками.
15.8 Стыковку соседних секций балки следует выполнять внахлестку посредством восьми болтов М 16х45 по ГОСТ 7802. При этом конец предыдущей (по направлению движения на ближайшей к ограждению полосе проезжей части) следует располагать поверх начала следующей секции.
15.9 Дорожные ограждения, удерживающие боковые односторонние и двухсторонние (дорожные и мостовые) парапетные в виде железобетонных конструкций специальной конфигурации могут быть выполнены из железобетонных сборных блоков, а также в монолитном варианте с применением переставной опалубки или специальной бетоноукладочной машины со скользящей формой заданной проектом конфигурации.
Окончательный подбор технологических свойств бетонной смеси, выбор режимов уплотнения и укладки устанавливают при пробном бетонировании.
При устройстве монолитного железобетонного ограждения в конструкции следует устраивать деформационные швы.
Уступы в плане между смежными блоками не должны превышать ±5 мм.
Блоки ограждения или монолитная конструкция ограждения должны соответствовать проекту, требованиям СП 130.13330, ГОСТ 13015.
15.10 Горизонтальную разметку следует выполнять только на промытой, подметенной и сухой поверхности покрытия при разметки температуре не ниже 15 °С нитрокрасками и не ниже 10 °С — при относительной влажности воздуха не более 85% термопластическими материалами.*
* Текст документа соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.
При температуре поверхности покрытия ниже 10 °С разметку термопластическими материалами допускается выполнять при условии предварительного разогрева покрытия горелками инфракрасного излучения до температуры не ниже 15 °С.
15.11 Не допускается выполнять разметку по размягченному покрытию, а также при наличии на его поверхности пятен масла, битума или мастики, применяемых для заливки трещин, заполнения швов и т.п.
15.12 Во избежание ухудшения цвета линий разметки из термопластического материала не допускается:
— делать перерывы в работе самоходных разметочных машин до полного израсходования приготовленного термопластического материала;
— включать обогревающее устройство расходной емкости после ее опорожнения.
15.13 Движение по участку с горизонтальной разметкой, нанесенной нитрокраской, может быть открыто не ранее чем через 15 мин после ее нанесения, по участку с разметкой термопластическим материалом — не ранее чем через 30 мин.
15.14 Допустимые значения отклонений основных размеров при установке элементов обстановки дорог:
— для обозначений центров ям — ±1 см;
— для глубин ям — ±2 см;
— для высоты нижней кромки щита знака на каждый метр ширины шага — ±1 см;
— для высоты ограждения по консоли верхней кромки балки при длине секции:
9320 мм . ±2,35 см;
— для лицевой поверхности ограждения (волнистость линии ограждения) на длине 10 м — не более ±3 см.
15.15 Допустимые значения отклонений линии разметки в плане — ±3 см. Края линии разметки должны быть ровными. Допустимое отклонение краев — не более 5 мм на длине 0,5 м.
15.16 Контроль качества работ.
При устройстве обстановки дороги следует контролировать:
— постоянно визуально требуемую последовательность работ, вертикальность стоек ограждений, стоек знаков и сигнальных столбиков;
— точность установки всех стоек и столбиков, а также линий разметки через 10 м в плане с помощью мерной ленты и шнура;
— глубину ям, высоту ограждений и знаков по шаблонам;
— волнистость ограждения в плане с помощью шнура и линейки;
— ровность краев и ширину линий разметки выборочно, не менее 10% длины с линейкой.
Приемка выполненных работ
16.1 При приемке выполненных работ проводят освидетельствование работ в натуре, контрольные измерения, проверку результатов производственных и лабораторных испытаний строительных материалов и контрольных образцов, записей в общем журнале работ и специальных журналах по выполненным отдельным видам работ и предъявляют техническую документацию в соответствии с требованиями СП 48.13330.
16.2 Приемку с составлением актов освидетельствования скрытых работ проводят после выполнения следующих работ:
— снятие мохового или дернового слоя, выторфовывание, корчевка пней, устройство уступов на косогорах, замена грунтов или осушение основания, устройство свайных или иных типов оснований под насыпями, устройство теплоизолирующих слоев;
— устройство водоотвода и дренажей, укрепление русел у водоотводных сооружений;
— возведение и уплотнение земляного полотна и подготовка его поверхности для устройства дорожных одежд;
— устройство и уплотнение конструктивных слоев дорожных одежд;
— установка элементов швов расширения и коробления;
— установка арматуры (при устройстве цементобетонных покрытий);
— установка копирной струны.
16.3 При осуществлении приемочного контроля следует проверять соответствие фактических значений проектным по параметрам, приведенным в приложении А. Кроме указанных параметров следует контролировать:
— плотность слоев дорожных одежд;
— ровность слоев оснований и покрытий путем определения алгебраических разностей высотных отметок;
— сцепление шины автомобиля с покрытием (для верхних слоев) или шероховатость покрытия;
— прочность материала и толщину покрытия по трем кернам на 7000 м при выявлении несоответствия указанных параметров требуемым значениям другими методами контроля.
На дорогах категорий I и II, а также в случае применения на автомобильных дорогах усовершенствованных капитальных типов дорожных покрытий с использованием новых строительных материалов или нетиповых конструкций дорожной одежды приемочный контроль должны осуществлять, как правило, специализированные организации.
При приемке дорожной одежды на сопряжениях мостов с подходами и на мостах контроль качества осуществляет Мостовая Инспекция в рамках приемки мостовых конструкций.
16.4 При приемочном контроле способы измерений должны соответствовать требованиям настоящего подраздела и соответствующих подразделов настоящего свода правил, регламентирующих выполнение операционного контроля. Объем измерений должен составлять не менее 20% объема измерений при операционном контроле, но состоять не менее чем из 20 измерений, за исключением контроля плотности асфальтобетона, щебеночных смесей способом смешения на дороге и жестких бетонных смесей, проводимого в объеме, требуемом при операционном контроле.
16.5 При приемке работ предварительную оценку ровности поверхности в продольном направлении проводят с помощью показателя ПКРС или международного показателя ровности IRI. На основе такой оценки выбирают худшие участки (захватки) для детального измерения ровности и поперечных уклонов.
Захватки в общем случае выбирают длиной 300-400 м, а для внутрихозяйственных автомобильных дорог сельскохозяйственных предприятий и организаций, а также для внутренних дорог промышленных предприятий — длиной 100-150 м. Суммарная длина захваток должна составлять не менее 10% длины сдаваемого участка дороги в однополосном исчислении, но не менее 300 м.
Детальный контроль ровности поверхности на выбранных захватках следует проводить измерением просветов под трехметровой рейкой, нивелирования с шагом 5 м и методом графической записи профиля.
Измерение просветов под трехметровой рейкой с помощью клина (промерника) следует проводить в пяти контрольных точках, расположенных на расстоянии 0,5 м от концов рейки и друг от друга, на всем протяжении захватки сплошным (без разрывов) приложением рейки.
Детальные измерения ровности следует проводить на расстоянии 0,5-1,0 м от каждой кромки покрытия или края полосы движения.
На каждой захватке следует провести 80-100 измерений поперечных уклонов рейкой с уровнем (для захваток длиной 100-150 м — 25-30 измерений).
16.6 По данным нивелирования вычисляют относительные отметки точек поверхности покрытия или основания дороги.
По относительным отметкам точек поверхности покрытия определяют отклонения этих точек от прямой линии, проходящей через предыдущую и последующую точки по формуле:
— относительная отметка точки, для которой оценивается отклонение;
, — относительные отметки предыдущей и последующей точек соответственно;
— порядковый номер точки;
и — порядковые номера предыдущей и последующей точек соответственно.
Для прямой длиной 10 м предыдущая и последующая точки отстоят от точки на 5 м и имеют порядковые номера и соответственно.
Для прямой длиной 20 м предыдущая и последующая точки отстоят от точки на 10 м и имеют порядковые номера и соответственно.
Для прямой длиной 40 м предыдущая и последующая точки отстоят от точки на 20 м и имеют порядковые номера и соответственно.
— значение поправки, учитывающей радиус вертикальной кривой. Данное значение вводится при обработке измерений, проведенных на участках кривых в продольном профиле дороги.
Значения поправок приведены в ГОСТ 30412. Для значения радиуса кривых, не отраженных в ГОСТ 30412, значение поправки можно вычислить по формуле:
— длина прямой между смежными точками, м;
— радиус вертикальной кривой, м.
Значение поправок для выпуклых кривых прибавляют к , а для вогнутых — вычитают из .
Из общего числа отклонений 90% должны быть в пределах, указанных в таблице 13*, а 10% не должны превышать этих значений более чем в 1,5 раза
* Текст документа соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.
16.7 Требования к показателям ровности по методу амплитуд для участков длиной 300-400 м и международному показателю ровности IRI для участков длиной 100 м для оснований и покрытий из асфальтобетона, цементобетона и из каменных материалов и грунтов, обработанных вяжущими, приведены в таблице 12, а методика измерений — в приложении Б.
Допустимые значения амплитуды, мм
Длина прямой линии, м
16.8 Сцепление шины автомобиля с увлажненной поверхностью покрытия (см. ГОСТ 30413) характеризуется коэффициентом сцепления, определяемым специальными динамометрическими приборами типа ПКРС или другими приборами, показания которых приведены к показаниям прибора ПКРС. Измерение сцепления на асфальтобетонном покрытии следует проводить не ранее чем через две недели после окончания строительства покрытия.
Значения измеренных коэффициентов сцепления должны быть не ниже указанных в проекте.
16.9 Шероховатость дорожных покрытий следует измерять методом «песчаного пятна» (прибор КП-139). На каждой полосе движения следует проводить пять измерений на 1000 м по одной полосе наката.
16.10 Для обеспечения безопасных условий движения следует дополнительно контролировать:
— обеспечение видимости в плане, особенно на пересечениях в одном уровне;
— оборудование мест перехода пешеходов, автобусных остановок и площадок отдыха;
— соответствие проекту, правильность монтажа и окраски ограждений; состояние разделительных полос;
— соответствие горизонтальной и вертикальной разметки требованиям проекта и ГОСТ Р 52289;
— правильность установки дорожных знаков, светофоров;
— заглубление и конструкции опор, соответствие их требованиям нормативных документов;
— соответствие проекту и правильность окраски сигнальных столбиков;
— ликвидацию необорудованных съездов и расчистку полосы отвода от посторонних предметов.
16.11 Оценку качества строительно-монтажных работ при их приемке следует устанавливать в соответствии с приложением А.
Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 733 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Пособие по строительству покрытий и оснований
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте профессиональную справочную систему
«Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
ПОСОБИЕ
по строительству покрытий и оснований автомобильных
дорог и аэродромов из грунтов, укрепленных вяжущими
материалами, к СНиП 3.06.03-85 и СНиП 3.06.06-88
РАЗРАБОТАНО в соответствии с требованиями СНиП 1.01.01-82 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» в целях детализации отдельных положений СНиП 3.06.03-85 и СНиП 3.06.06-88, относящихся к строительству покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов из грунтов, укрепленных вяжущими.
Содержит справочные и вспомогательные материалы, необходимые при строительстве указанных конструктивных слоев дорожных и аэродромных одежд, а также рекомендации, детализирующие требования к укрепленным грунтам и конкретизирующие области их применения.
Изложены современные методы укрепления грунтов для дорожного и аэродромного строительства и даны подробные указания о способах и средствах выполнения требований соответствующих разделов СНиП 3.06.03-85 и СНиП 3.06.06-88.
Настоящее пособие к СНиП 3.06.03-85 «Организация, производство и приемка работ. Сооружения транспорта. Автомобильные дороги» и СНиП 3.06.06-88 «Организация, производство и приемка работ. Сооружения транспорта. Аэродромы» разработано в соответствии с требованиями СНиП 1.01.01-82 «Система нормативных документов в строительстве.
Основные положения» в целях детализации отдельных положений СНиП 3.06.03-85 и СНиП 3.06.06-88, относящихся к строительству покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов из грунтов, укрепленных вяжущими материалами. Пособие содержит справочный и вспомогательный материалы, необходимые при строительстве указанных конструктивных слоев дорожных и аэродромных одежд.
В целях использования настоящего Пособия не только при строительстве, но и при проектировании дорожных одежд с конструктивными слоями из укрепленных грунтов в него включены рекомендации, детализирующие требования к укрепленным грунтам и конкретизирующие области их применения, предусмотренные соответствующими пунктами СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги. Нормы проектирования».
При составлении Пособия учтены результаты научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ и производственный опыт в области укрепления грунтов, накопленный в последние годы.
Укреплением грунтов следует называть качественное изменение первоначальных свойств естественных или искусственных грунтов различного состава и генезиса и преобразование их в монолитный, прочный и морозоустойчивый конструктивный слой дорожной или аэродромной одежды.
Такое изменение достигается путем внесения в грунт оптимальных добавок вяжущих материалов и других веществ и последовательного выполнения установленных технологических операций с использованием грунтосмесительных и других машин.
Влажность верхней части земляного полотна под основанием и морозозащитным слоем, устроенными из укрепленного грунта, меньше, чем под щебеночным основанием на дренирующем песчаном слое. В результате этого, а также благодаря хорошей распределяющей способности конструктивных слоев из укрепленных грунтов ровность покрытий на таких слоях обычно выше, чем на щебеночных или гравийных основаниях.
Укрепление грунтов представляет собой наиболее радикальный и эффективный путь обеспечения экономии материальных ресурсов, повышения производительности труда, резкого уменьшения объема перевозок дорожно-строительных материалов.
Только учет всех особенностей укрепляемых местных грунтов, материалов и применяемых для укрепления вяжущих и других веществ, обязательное использование высокопроизводительных машин, обеспечивающих высокое качество выполнения всего комплекса технологических операций при производстве работ, а также строгое соблюдение производственной и трудовой дисциплины позволяют реализовать все технико-экономические преимущества применения различных методов укрепления грунтов.
При применении любых методов укрепления грунтов всегда целесообразно укреплять те же грунты, из которых сооружено земляное полотно, или применять для укрепления отходы производства либо малопрочные каменные материалы при небольшой дальности их возки автомобильным транспортом, отдавая предпочтение наиболее дешевым местным материалам.
Методы укрепления грунтов, сочетающие внесение добавок двух вяжущих материалов разного состава и свойств или одного вяжущего и поверхностно-активного и активного веществ получили название комплексных методов.
Комплексно укрепленные грунты имеют высокие прочность и морозостойкость и применяются в различных конструктивных слоях дорожных и аэродромных одежд в любых природно-климатических условиях.
В настоящем Пособии детально излагаются современные методы укрепления грунтов для дорожного и аэродромного строительства и даются подробные указания о способах и средствах выполнения требований соответствующих разделов CHиП 3.06.03-85 и СНиП 3.06.06-88.
В составлении Пособия участвовали д-р геол.-минер. наук В.М.Безрук, кандидаты технических наук Т.М.Луканина, Ю.Л.Мотылев, П.П.Петрович, Ю.Н.Питецкий, В.С.Цветков (отв. исполнитель), инженеры И.Н.Глуховцев, В.П.Муквич, З.И.Рубцова, И.П.Степанова (Союздорнии), д-р техн. наук М.Б.Корсунский, кандидаты технических наук Ю.М.Васильев, М.Г.Мельникова, А.О.Салль, инж. В.П.Агафонцева (Ленинградский филиал Союздорнии), кандидаты технических наук Б.В.Белоусов, В.М.Бескровный, А.С.Дудкин, И.Б.Старцев, инженеры Н.С.Дежина, А.А.Лыткин (Омский филиал Союздорнии), кандидаты технических наук Б.А.Асматулаев (Казахский филиал Союздорнии), Ю.В.Бутлицкий, 3.И.Негуляева (Среднеазиатский филиал Союздорнии), И.П.Гаркавенко, Н.Ф.Сасько, инж. В.П.Любацкий (Госдорнии Миндорстроя УССР), кандидаты технических наук В.М.Ольховиков (Гипродорнии Минавтодора РСФСР), В.С.Прокопец (СибАДИ).
1. Материалы
Грунты
1.1. Для устройства дорожных и аэродромных оснований и покрытий из укрепленных грунтов применяют осадочные несцементированные крупнообломочные и песчаные грунты, супеси всех разновидностей, а при укреплении методом смешения на дороге — и легкие суглинки, подвергаемые при необходимости предварительному рыхлению. Возможность укрепления тяжелых суглинков и глин зависит от наличия средств механизации, которые могут обеспечить размельчение этих грунтов, равномерное распределение в них вяжущих материалов.
Кроме естественных грунтов, соответствующих классификации ГОСТ 25100-82, следует максимально использовать искусственные грунты — отходы либо побочные продукты производства в соответствии с упомянутым ГОСТом. Разрешается также применять песчано-гравийные, песчано-щебеночные, песчано-гравийно-щебеночные смеси и пески, отвечающие требованиям ГОСТ 23735-79 и ГОСТ 8736-85.
1.2. При определении пригодности грунтов для укрепления вяжущими необходимо учитывать требования, предъявляемые к грунтам по зерновому (гранулометрическому) составу, происхождению (генезису), степени засоленности, содержанию органического вещества (гумуса), значению водородного показателя среды (рН), влажности, а также требования и ограничения, приведенные в настоящем разделе.
1.3. Зерновой (гранулометрический) состав крупнообломочных грунтов (щебенистых и дресвяных), укрепляемых вяжущими материалами как в естественном виде, так и в смесях подобранного состава, должен соответствовать требованиям п.6.3 СНиП 3.06.03-85, пп.1.4-1.6 настоящего Пособия и предельным кривым зернового состава, приведенным на рис.1.
Рис.1. Кривые зернового состава крупнообломочных грунтов,
пригодных для укрепления вяжущими, при максимальной крупности
частиц 10 мм (а), 20 мм (б) и 40 мм (в).
Заштрихована область оптимальных составов
1.4. С целью снизить расход вяжущих, повысить плотность и улучшить физико-механические свойства укрепленных грунтов следует подбирать смеси крупнообломочных грунтов оптимального состава. Зерновой состав минеральной части таких смесей должен укладываться в заштрихованную область графиков (см.рис.1, а, б, в).
1.6. При подборе состава искусственных смесей крупнообломочных грунтов следует применять щебень из природного камня, щебень шлаковый, щебень из гравия и гравий, отвечающие требованиям ГОСТ 8267-82, ГОСТ 3344-83, ГОСТ 10260-82, ГОСТ 8268-82.
При этом марка щебня по дробимости и износу должна быть для щебня из природного камня и шлакового щебня не менее 30 МПа, для щебня из гравия и гравия — не менее Др 24. Марка по морозостойкости всех видов щебня и гравия должна соответствовать требованиям табл.35-37 СНиП 2.05.02-85.
1.7. Допускается укреплять вяжущими малопрочные щебеночные и гравийные материалы, прочность которых менее 30 МПа, при максимальной крупности зерен не более 20 мм.
1.8. Крупнообломочные грунты оптимального или близкого к оптимальному зернового состава, неоднородные пески (гравелистые, крупные, средней крупности), супеси с числом пластичности более 3 (преимущественно супеси легкие крупные, легкие пылеватые), а также легкие суглинки наиболее пригодны для укрепления вяжущими и не требуют введения гранулометрических добавок.
1.9. Крупнообломочные грунты неоптимального состава, однородные пески и супеси с числом пластичности менее 3 целесообразно укреплять вяжущими после улучшения их зернового состава добавками дисперсных материалов: зол уноса, золошлаковых смесей, тонкодисперсных шлаков, цементной пыли, отходов дробления камня, молотых известняков, опок и др., а также легких суглинков. Количество добавок дисперсных материалов составляет 10-30% массы грунта и уточняется при лабораторном подборе состава смесей.
1.10. При соответствующем технико-экономическом обосновании допускается укрепление вышеперечисленных грунтов цементом без введения добавок дисперсных и других веществ, а также цементом и битумными эмульсиями (или жидкими нефтяными битумами).
При укреплении этих грунтов сланцевыми битумами, битумными эмульсиями и каменноугольными вяжущими (дегтями, смолами) в грунты вводится только добавка извести.
1.11. Мелкие пески (дюнные, барханные и др.) укрепляются цементом без указанных выше веществ или других гранулометрических добавок в том случае, когда земляное полотно также возводится из песчаных грунтов.
1.13. Песчаные и супесчаные грунты с числом пластичности менее 3 рекомендуется укреплять известью после введения в них добавок суглинистых грунтов или зол уноса и др. в соответствии с указаниями п.1.9.
1.14. Супеси тяжелые пылеватые, суглинки легкие и легкие пылеватые с числом пластичности до 12 допускается укреплять вяжущими без внесения гранулометрических добавок. Указанные грунты следует укреплять органическими вяжущими (кроме карбамидоформальдегидных смол) с добавкой извести или других активных и поверхностно-активных веществ в соответствии с п.6.21 СНиП 3.06.03-85 и п.1.5 Пособия. Введение указанных добавок при укреплении грунтов, предназначенных для строительства дорог во II дорожно-климатической зоне, обязательно, в III-V — целесообразно. При укреплении этих грунтов сланцевыми битумами, битумными эмульсиями, каменноугольными вяжущими следует вводить известь.
Не разрешается укреплять указанные грунты двумя вяжущими: анионными эмульсиями (жидкими нефтяными битумами) и цементом.
1.15. Глинистые грунты с числом пластичности более 12 до введения в грунт вяжущих материалов необходимо размельчить до требуемой по СНиП 3.06.03-85 степени размельчения. Относительная влажность глинистых грунтов при этом должна составлять 0,3-0,4 влажности на границе текучести.
1.16. До укрепления вяжущими следует обязательно улучшить зерновой и химико-минералогический составы указанных грунтов добавками дисперсных и различных химических веществ.
1.17. Глинистые грунты, укрепляемые портландцементом или шлакопортландцементом, должны иметь влажность грунта на границе текучести не более 55%; укреплению известью или известково-шлаковым цементом можно подвергать глинистые грунты с числом пластичности не менее 5.
1.18. Суглинки и глины с числом пластичности более 12 допускается укреплять гранулированными и дисперсными металлургическими шлаками после предварительного улучшения их свойств добавками извести и цементной пыли I и II сортов в количестве 2-5% массы грунта.
1.19. Для укрепления битумными эмульсиями пригодны суглинки тяжелые и тяжелые пылеватые с числом пластичности не более 15.
Суглинки с числом пластичности более 15 следует укреплять битумными эмульсиями после введения в грунт гранулометрических добавок (песков гравелистых, крупных, средней крупности или отходов камнедробления) и извести. Количество этих добавок назначают в пределах 25-50% массы улучшаемого грунта.
Укрепление тяжелых суглинков жидкими нефтяными битумами во II и III дорожно-климатических зонах должно производиться с введением в грунт вышеуказанных добавок, а также извести и поверхностно-активных веществ, а в IV и V дорожно-климатических зонах и при использовании в качестве вяжущих сланцевых битумов и дегтей — только с гранулометрическими добавками или с добавкой извести.
1.20. Глины песчанистые и пылеватые с числом пластичности от 17 до 20 укрепляют вяжущими аналогично пп.1.15-1.19 и согласно нижеприведенным рекомендациям.
1.21. Для укрепления таких грунтов надлежит применять или одну известь, или известь с добавками, которые следует вводить, если необходимо обеспечить большую прочность и водостойкость известкованного грунта. В качестве таких добавок надлежит использовать хлористый кальций, жидкое стекло, каустическую соду, сернокислый натрий.
1.22. При укреплении глин жидкими нефтяными битумами в грунт вводят гранулометрические добавки, известь и ПАВ, а при укреплении сланцевыми битумами и каменноугольными вяжущими — только гранулометрические добавки и известь.
Укрепление глин битумными эмульсиями не допускается.
1.23. Для укрепления вяжущими применяют грунты следующих генетических типов: покровные глины, суглинки и супеси, лессы и лессовидные суглинки; моренные глины, суглинки и супеси, дерново-подзолистые и серые лесные почвы; черноземы всех видов, особенно их карбонатные разновидности; каштановые почвы и сероземы; солонцеватые почвы, солонцы и некоторые виды солончаков.
Для обработки вяжущими предпочтение следует отдавать карбонатным грунтам, которые приобретают после укрепления более высокую прочность по сравнению с некарбонатными разновидностями.
1.24. Карбонатные разновидности глинистых грунтов (суглинки, глины) в III дорожно-климатической зоне надлежит укреплять портландцементом, шлакопортландцементом или органическими вяжущими (за исключением карбамидоформальдегидных смол) после введения добавок песка, гравия или отходов камнедробления с крупностью частиц до 25 мм.
Некарбонатные суглинки и глины допускается укреплять указанными вяжущими только совместно с известью. При укреплении цементом в грунт дополнительно вводят различные легкорастворимые соли, например, кальций хлористый, железо хлорное, железо сернокислое и др.
1.25. Гумусовые горизонты дерново-подзолистых и полуболотных почв укреплять цементом не разрешается.
Не разрешается укреплять портландцементом, шлакопортландцементом или золами уноса гумусовые горизонты черноземов, содержащих более 2% массы гумусовых веществ для условий II дорожно-климатической зоны и 4% — III-V. При этом значение рН грунтов при укреплении цементом должно быть не менее 7, золой уноса — не менее 4.
В грунтах, укрепляемых пылью уноса цементных заводов, не должно содержаться гумуса; величина рН должна быть не менее 7.
1.27. Укреплять портландцементом засоленные грунты различного зернового состава допускается при содержании в них солей не более 4% массы грунта при хлоридном, сульфатно-хлоридном и хдоридно-сульфатном засолении.
Засоленные грунты, содержащие 4-6% солей (за исключением случаев сульфатного засоления), допускается укреплять портландцементом совместно с добавками извести или хлористого кальция, хлорного и сернокислого железа.
1.28. Грунты, укрепляемые портландцементом и шлакопортландцементом, не должны содержать более 10% примесей гипса при использовании их во II-III дорожно-климатических зонах и более 20% — в IV-V.
1.29. Требования к засоленным грунтам при укреплении их известью или известково-шлаковым цементом аналогичны требованиям, указанным в п.1.27 настоящего Пособия.
При этом известково-шлаковый цемент, применяемый для укрепления тяжелых суглинков и глин, должен содержать известь в пределах 15-25% массы цемента.
1.30. Допускается укреплять золами уноса засоленные грунты при содержании в них солей не более 3% при сульфатном засолении и не более 5% — при хлоридном; значение рН должно быть не менее 4.
1.31. Содержание легкорастворимых солей в укрепляемых гранулированными и дисперсными металлургическими шлаками засоленных грунтах не должно превышать 4% массы грунта.
Источник: docs.cntd.ru
Bau-enginer
Строительство слоев из грунтов, укрепленных органическими вяжущими
Для обработки органическими вяжущими пригодны все виды и разновидности крупнообломочных, песчаных и глинистых грунтов по ГОСТ 25100 -95 с числом пластичности не более 22. При этом, супеси тяжелые пылеватые, суглинки легкие и легкие пылеватые с числом пластичности до 12 нужно укреплять органическими вяжущими с добавкой извести или других активных и поверхностно-активных веществ. Введение указанных добавок при укреплении грунтов, предназначенных для строительства дорог во II дорожно-климатической зоне, обязательно, в III — V целесообразно.
Суглинки с числом пластичности 12-17 и глины с числом пластичности до 22 можно укреплять органическими вяжущими с введением в грунт гранулометрических добавок (крупнозернистый песок, отсевы дробления и т. п.) и добавок извести, цемента, золы уноса.
Для укрепления грунтов используют такие органические вяжущие, как жидкий нефтяной битум, битумные эмульсии, сланцевые битумы, высокосмолистые нефти и др . Виды вяжущих материалов и активных добавок для укрепления грунтов приведены в табл. 16. Область применения укрепленных грунтов приведена в табл. 17.
Приготовление укрепленных грунтов. Перемешивание грунтов с органическими вяжущими и активными или гранулометрическими добавками производят в грунтосмесительных машинах либо непосредственно на дороге, либо в стационарных установках. Важным параметром при укреплении грунтов является влажность как при смешивании, так и при уплотнении смеси (табл. 18).
Для приготовления грунтов, укрепленных органическими вяжущими способом смешения на дороге, используются однопроходные или многопроходные грунтосмесительные машины.
Перемешивание грунта с органическим вяжущим материалом грунтосмесительной машиной или фрезой происходит за один проход грунтосмесителя и аза 2-4 прохода по одному следу фрезы. Органическое вяжущее вводят в грунт через дозировочное устройство грунтосмесителя или фрезы в полной норме за первый проход.
Вяжущие материалы и активные добавки для приготовления укрепленных грунтов
Грунты | Вяжущие материалы и добавки | Дорожно-климатическая зона строительства |
Крупнообломочные несцементированные, близкие к оптимальному составу грунты, гравелистые, крупные, средние и неоднородные пески | Жидкие нефтяные битумы совместно с цементом, жидкие битумы | IV — V |
Жидкие битумы с активными добавками | II , III , IV , V | |
Крупнообломочные несцементированные грунты неоптимального состава, однородные, крупные, средние и мелкие пески | Битумные эмульсии совместно с карбамидными смолами | II , III |
Жидкие нефтяные битумы совместно с цементом, жидкие битумы с активными добавками | IV , V | |
Битумные эмульсии совместно с цементом или добавкой извести | II , III , IV , V | |
Пылеватые пески, различные супеси с числом пластичности менее 3 | Битумные эмульсии совместно с цементом или добавкой извести. Жидкие битумы с активными добавками | II , III , IV , V |
Супеси, близкие к оптимальному составу, галечниковые либо гравелистые, пылеватые | Битумные эмульсии с цементом или добавкой извести | II , III , IV , V |
Жидкие битумы с активными добавками | II , III | |
Жидкие нефтяные битумы совместно с цементом | IV , V | |
Супеси пылеватые, суглинки легкие пылеватые | Битумные эмульсии совместно с цементом или добавкой извести, жидкие битумы с активными добавками | II , III , IV , V |
Битумные эмульсии совместно с карбамидными смолами | II , III | |
Жидкие нефтяные битумы совместно с цементом | IV , V | |
Суглинки тяжелые пылеватые | Жидкие битумы с добавкой извести и поверхностно-активных веществ | II , III , IV , V |
Жидкие битумы | IV , V | |
Глины легкие песчаные и пылеватые с числом пластичности не более 22 | Жидкие битумы с добавкой извести и поверхностно-активных веществ | III , IV , V |
Область применения укрепленных грунтов
Материал | Дорожно-климатическая зона | Интенсивность воздействия расчетной нагрузки, ед./сут | Конструктивный слой | ||
покрытие | основание | ||||
верхний слой | нижний слой | ||||
Укрепленные грунты | |||||
С жидкими или эмульгированными органическими вяжущими | IV , V | 1000 и менее | — | + | + |
100 и менее | — | + | + | ||
То же, совместно с минеральными | I, V | Свыше 2000 | — | + | + |
Влажность грунтов при перемешивании с вяжущим и уплотнении смеси
Грунты | Влажность смеси грунта и жидких битумов, % | Влажность смеси грунта и битумной эмульсии с добавкой извести, % | ||
при перемешивании с активными добавками | оптимальная при уплотнении | при перемешивании | оптимальная при уплотнении | |
Крупнообломочные несцементированные, близкие к оптимальному зерновому составу, пески гравелистые крупные и средней крупности (разнозернистые) | 2-3 | 2-4 | 2-4 | 3-8 |
Крупнообломочные несцементированные неоптимального зернового состава; пески гравелистые, крупные, средней крупности (одноразмерные) | 3-4 | 3-5 | 2-4 | 5-10 |
Пески мелкие одноразмерные и пылеватые | 4-5 | 5-6 | 4-6 | 8-12 |
Супеси легкие крупные, легкие пылеватые оптимального зернового состава | 3-6 | 4-5 | 5-7 | 8-14 |
Стационарные установки для приготовления укрепленных грунтов оборудуют грунтосмесительными машинами непрерывного или циклического действия принудительного перемешивания. В этом случае грунт, вяжущие вещества, добавки и воду вводят в смеситель одновременно в полном объеме и перемешивают до однородного состояния.
Жидкие битумы перед перемешиванием с грунтом нагревают. Температура нагрева жидких битумов класса СГ 40/70, МГ 40/70, МГО 40/70 должна быть 70-80°С; класса СГ 70/130, МГ 70/130. МГО 70/130 — 80-90°С.
Нефти с вязкостью С 5 30 менее 15 и битумные эмульсии применяют для укрепления грунтов без подогрева. Смеси грунтов с органическими вяжущими, приготовленные как методом смешения на дороге, так и в стационарных установках, должны соответствовать требованиям ГОСТ 30491-97.
Строительство оснований. Основания из грунтов, укрепленных органическими вяжущими, разрешается устраивать в сухую погоду при температуре воздуха не ниже 10°С. Разравнивание и профилирование смесей производится преимущественно укладочно-профилирующими машинами.
При строительстве оснований автомобильных дорог III — V категорий из укрепленных грунтов допускается производить разравнивание и профилирование смесей автогрейдерами. Предварительное уплотнение уложенных слоев рекомендуется производить плоскостными виброорганами навесного типа (виброплитами или вибробрусьями) к укладочно-профилирующим машинам в однопроходном режиме.
Окончательное уплотнение производится самоходными катками на пневматических шинах с гладким протектором за 8-10 проходов по одному следу. Каждый последующий проход катка должен перекрывать полосу предыдущего не менее чем на 20 см.
Допускается укатка слоев самоходными катками на пневматических шинах с рельефным протектором без предварительного уплотнения (14-16 проходов) или вибрационными катками за 6-8 проходов по одному следу. При необходимости после уплотнения производят чистовое профилирование слоя рабочими органами профилировщика или автогрейдером.
Для конструктивного слоя из грунта, укрепленного жидким битумом или битумной эмульсией совместно с цементом, требуется уход, обеспечивающий сохранение влаги в смеси на период твердения цемента. Обычно такой уход осуществляют путем одноразового распределения по поверхности слоя 50 %-ных эмульсий класса ЭБА-1 или ЭБА-2 из расчета 0,5-0,8 л/м 2 .
Контроль качества работ. При входном контроле определяют качество каждой партии укрепляемых грунтов, вяжущих материалов и добавок химических веществ по соответствующим стандартам.
В процессе укладки и уплотнения смесей, приготовленных в смесительных установках или методом смешения на дороге, необходимо контролировать: объем и влажность вывезенной смеси, соблюдение заданной толщины слоя при распределении смеси, ровность и коэффициент уплотнения грунта, физико-механические свойства образцов (кернов), взятых из уплотненного слоя.
Указанные проверки необходимо производить через каждые 200 м уложенного слоя укрепленного грунта. При этом степень уплотнения должна определяться в 3 точках: по оси и на расстоянии 0,5 м от кромок слоя. Взятие образцов (кернов) из уплотненного слоя и определение физико-механических свойств производят через каждые 500 м.
Источник: bau-enginer.ru
2.11. Строительство оснований и покрытий из каменных материалов, обработанных неорганическими вяжущими
Конструкцию покрытий и оснований назначают на основании данных изысканий и технико-экономических расчетов с учетом состава и интенсивности движения, согласно действующим СНиПам, а также с учетом обеспеченности района местными гравийными материалами и неорганическими вяжущими. Толщину покрытия и основания назначают по расчету в соответствии с Инструкцией по проектированию дорожных одежд нежесткого типа, а также указаний действующих СНиПов.
Доменные и сталеплавильные (металлургические) шлаки, шлаки и золы ТЭЦ мокрого улавливания следует хранить на открытых площадках. При хранении более 6 мес. шлак и золу, используемые как вяжущее, перед употреблением необходимо испытывать на активность.
Для повышения активности металлургического шлака его следует размельчать в шаровых мельницах, предварительно высушив в сушильном барабане. Для получения комплексного вяжущего в шаровую мельницу подают порошкообразный активатор (цемент, известь, щелочь и др.). Измельченный шлак следует хранить в закрытых складах.
Смеси следует приготовлять в смесителях принудительного перемешивания. Допускается приготовление смеси методом смешения на дороге.
Разгрузку и подачу каменных материалов в приемные бункера дозаторного отделения смесительной установки следует выполнять погрузчиками или транспортерами, оборудованными питателями.
2.11.2. Технология строительства
Количество воды в смеси должно обеспечивать ее оптимальную влажность при уплотнении с учетом потерь влаги при транспортировании и распределении. При тем-
п ературе воздуха выше 20° С смесь при транспортировании автомобилями-самосвалами следует закрывать брезентом.
Продолжительность транспортирования смесей каменных материалов с цементом, начало схватывания которого не менее 2 ч, не должна превышать 30 мин. Уплотнение смеси следует заканчивать до конца схватывания цемента. Смеси каменных материалов со шлаком, золой с добавкой гашеной извести и без нее следует уплотнять не позднее 2 сут.
Основания (покрытия) из каменных материалов, обработанных неорганическими вяжущими, следует устраивать в сухую погоду при среднесуточной температуре воздуха не ниже 5 °С.
Уплотнять материал слоя следует катками на пневматических шинах или вибрационными катками. Ориентировочное число проходов катка по одному следу может быть принято равным соответственно 16 и 10.
По окончании уплотнения следует производить отделку поверхности автогрейдером или профилировщиком с последующим уплотнением гладковальцовым катком массой 6—8 т за два-четыре прохода по одному следу.
Уход за основанием (покрытием), устраиваемым с использованием цемента, следует осуществлять в соответствии с требованиями способа с ПЦС.
При устройстве вышележащего споя дорожной одежды в день устройства основания (нижнего слоя покрытия) уход за ним не производится.
Движение построечного транспорта и устройство вышележащего слоя по основанию, устраиваемому с применением шлака и золы, разрешается сразу после окончания уплотнения.
Движение и устройство вышележащего слоя по основанию (покрытию), устроенному с применением цемента в качестве основного вяжущего или добавки, разрешается только после достижения прочности не менее 70 % проектной или в день устройства основания.
2.11.3. Производство работ при пониженных температурах
Приготовление и укладка каменных материалов, обработанных неорганическими вяжущими материалами, при среднесуточных температурах воздуха в пределах от 5 до минус 15 °С должны осуществляться с принятием специальных мер: утеплением основания, подогревом воды и заполнителей, введением в смесь водных растворов хлористых солей.
Приготовленные растворы хлористых солей натрия и кальция следует периодически перемешивать, перекачивать с помощью насоса в расходные емкости и разбавлять водой до концентрации, в зависимости от температуры.
При отрицательных температурах влажность песка и щебня при хранении в штабеле не должна превышать 3—4%. Применение смерзшегося песка допускается только после отсева комьев крупнее 10 мм.
Транспортировать смесь следует в утепленном выхлопными газами и укрытом кузове автомобиля-самосвала. Уплотнение и укрытие смеси следует заканчивать до начала ее замерзания.
Поверхность основания следует утеплять засыпкой слоем песка или супеси толщиной не менее 10 см или укрывать другими утеплителями, с тем, чтобы до замерзания укрепленный материал набрал прочность не менее 70% проектной.
При устройстве оснований из смесей с медленно твердеющими (шлаковыми, зольными и другими) вяжущими материал не должен замерзать до окончания уплотнения. После оттаивания при необходимости производят выравнивание и доуплотнение слоя.
2.11.4. Контроль качества работ
При устройстве оснований и покрытий из щебеночных, гравийных и песчаных материалов, обработанных неорганическими вяжущими материалами, следует контролировать:
н е реже одного раза в смену — влажность смеси по ГОСТ 5180—84, прочность материала по ГОСТ 23558—79′ и плотность солевых растворов при отрицательной температуре;
не реже одного раза в семь смен — точность дозирования компонентов смеси контрольным взвешиванием;
постоянно — качество уплотнения, соблюдение режима ухода.
Качество уплотнения следует проверять путем контрольного прохода катка массой 10—13 т по всей длине контролируемого участка, после которого на основании (покрытии) не должно оставаться следа и возникать волны перед вальцом.
При операционном контроле качества работ по устройству оснований, покрытий из щебеночных, гравийных и песчаных материалов, обработанных неорганическими вяжущими, следует проверять по каждому укладываемому слою не реже чем через каждые 100 м высотные отметки по оси дороги, ширину и толщину слоя по оси, поперечный уклон, ровность поверхности.
Вопросы для самоконтроля
Как назначают конструкцию оснований и покрытий из каменных материалов, обработанных неорганическими вяжущими.
Каково предельно допустимое время перевозки цемен- томинеральной смеси к месту укладки?
До какой степени необходимо уплотнять основание из укрепленных каменных материалов?
Какие параметры подлежит контролировать при строи тельстве оснований из укрепленных каменных материалов?
Источник: studfile.net