Евроцемент, крупнейший российский производитель цемента и строительных материалов, предложил решение, способное сократить затраты на дорожные работы и улучшить эксплуатационные характеристики автомобильных дорог.
Развитие современной опорной сети автодорог – важная задача для России. Большой вклад в ее выполнение вносят цементные компании, которые в настоящее время уже применяют технологии и продукты, способные существенно ускорить процессы строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог и сделать их более комфортными и долговечными.
На международном строительном форуме и выставке 100+ Technobuild в Екатеринбурге генеральный директор Невьянского цементника Вадим Снурников рассказал о программе компании Евроцемент по развитию малых городов. В частности, он отметил важную роль современных автомобильных дорог для повышения комфорта городской среды, а также связанности небольших населённых пунктов с мегаполисами для их экономического развития. Однако качество региональных и сельских дорог зачастую не соответствует необходимым требованиям.
Строительство дорог: 7 ошибок, которые вы точно допустите
«Чтобы дёшево, экономно и рационально решить этот вопрос, были созданы и начали активно применяется в России такие технологии, как укрепление грунтов и холодная регенерация. Они позволяют использовать местный грунт или старую щебеночную, или асфальтобетонную дорогу в качестве материалов для основания. В таком случае для ремонта сельских дорог достаточно подобрать состав комплексного минерального вяжущего, основным компонентом которого является цемент», – отметил в своем выступлении Вадим Снурников.
Он также подчеркнул, что «Невьянский цементник обладает достаточной мощностью для того чтобы обеспечить потребности региона продукцией, в том числе для строительства автомобильных дорог по технологиям с использованием цемента».
Подобные технологии для строительства более экономичных и долговечных дорог уже активно применяются в Калужской области и в Республике Татарстан. Положительные результаты и новые тенденции в сфере укрепления грунтов и цементобетонных оснований при строительстве автомобильных дорог обсуждали на международной специализированной выставке-форуме «Дорога-2022» в Казани.
В рамках форума руководитель проекта по развитию бетонных дорог Евроцемента Олег Агарышев рассказал о преимуществах технологии укрепления грунтов с использованием комплексного минерального вяжущего на основе цемента. Оно позволяет использовать местные грунты (даже глинистые), а также преимущественно состоящие из песка, и мелкие пески для подготовки основания под дорогу.
«В этом продукте нет никаких «космических технологий», а есть базовые минеральные материалы: цемент, негашеная известь, а также такие крупнотоннажные промышленные отходы, как зола-уноса ТЭЦ, молотые металлургические шлаки и т.п. То есть мы еще и вовлекаем во вторичный оборот то, что у нас миллионами тонн накоплено за десятилетия индустриализации СССР и России. Что касается нашего продукта, то хочу подчеркнуть, что «АвтоГрунт» – это не химическая добавка, а полноценное КМВ, которое мы подбираем под конкретный грунт, чтобы получилась комбинация, которая точно сработает именно в этом месте, на этой дороге», – рассказал Олег Агарышев.
Что такое дорожная одежда?
В результате применения технологии укрепления грунтов комплексным минеральным вяжущим повышается несущая способность дороги и ее водонепроницаемость. Укрепленный грунт исключает просадку дорожного полотна, уменьшает образование колеи. Такие дороги более устойчивы к образованию в будущем трещин и ям.
«При использовании вяжущего на строительстве М-12 был устроен верхний рабочий слой земляного полотна, на нем же лежит вся дорожная одежда. Работать такой слой будет до 50 лет. Тогда как на обычной дороге без применения укрепления грунтов, нижний слой основании выходит из строя в течение 5-10, максимум 15 лет. Ведь без вяжущего песок заиливается и теряет свою дренирующую способность, а пластическая колея с покрытия дороги заходит и в низлежащие слои, снижая их несущую способность», – подчеркнул Агарышев.
Линейку комплексных минеральных вяжущих «АвтоГрунт» Евроцемент разработал и запустил в производство в этом году. Этот инновационный российский продукт разработан технологами Евроцемента специально для самых сложных и амбициозных задач дорожного строительства и ремонта дорожной сети. «АвтоГрунт» – это комплексное минеральное вяжущее, которое создано на основе высококачественных портландцементов и ряда природных и техногенных минеральных добавок.
Источник: beton.ru
СТО НОСТРОЙ 2.25.41-2011 Автомобильные дороги. Устройство цементобетонных покрытий автомобильных дорог
Тип документа: Нормативно-технический документ
Дата начала действия: 5 декабря 2011 г.
Опубликован:
-
Кодекс РФ Федеральный закон ГОСТ Р Федеральный закон ГОСТ Приказ Минрегиона России ГОСТ ГОСТ ГОСТ СНиП ГОСТ
СТО НОСТРОЙ 2.25.41-2011
СТАНДАРТ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ СТРОИТЕЛЕЙ
Автомобильные дороги
УСТРОЙСТВО ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Roads
Installation of cement concrete road pavements
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «МАДИ-плюс»
2 ВНЕСЕН Комитетом по транспортному строительству Национального объединения строителей, протокол от 21 ноября 2011 г. N 10
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Решением Совета Национального объединения строителей, протокол от 5 декабря 2011 г. N 22
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Введение
Настоящий стандарт разработан в соответствии с Программой стандартизации Национального объединения строителей на 2010-2012 годы, утвержденной Решением Совета Национального объединения строителей от 20 апреля 2011 года.
Авторский коллектив: докт. техн. наук, профессор В.В.Ушаков (МАДИ), канд. техн. наук Л.А.Хвоинский (СРО НП «МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ»), канд. техн. наук Л.Б.Каменецкий, инженер О.Н.Нагаевская (ООО «ДорКонТех»), канд. техн. наук Л.Г.Ефремов (ООО «ТРАНССТРОЙ»), канд. техн. наук А.М.Шейнин, канд. техн. наук С.В.Эккель.
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт распространяется на автомобильные дороги с покрытиями из монолитного цементобетона и устанавливает правила выполнения и контроля выполнения комплекса работ по устройству цементобетонного покрытия при положительных температурах воздуха в интервале от плюс 5 °С до плюс 30 °С.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51232-98 Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества
ГОСТ Р 53231-2008* Бетоны. Правила контроля и оценки прочности
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 18105-2010, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ 310.3-76 Цементы. Методы определения нормальной густоты, сроков схватывания и равномерности изменения объема
ГОСТ 310.4-81 Цементы. Методы определения предела прочности при изгибе и сжатии
ГОСТ 5781-82 Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций
ГОСТ 7473-2010 Смеси бетонные. Технические условия
ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия
ГОСТ 8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний
ГОСТ 8486-86* Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия
ГОСТ 8735-88 Песок для строительных работ. Методы испытаний
ГОСТ 8736-93 Песок для строительных работ. Технические условия
ГОСТ 10060.0-95 Бетон. Методы определения морозостойкости. Общие требования
ГОСТ 10060.1-95 Бетоны. Базовый метод определения морозостойкости
ГОСТ 10060.2-95 Бетоны. Ускоренные методы определения морозостойкости при многократном замораживании и оттаивании
ГОСТ 10178-85 Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия
ГОСТ 10180-90 Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам
ГОСТ 10181-2000 Смеси бетонные. Методы испытаний
ГОСТ 22690-88 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля
ГОСТ 22904-93 Конструкции железобетонные. Магнитный метод определения толщины защитного слоя бетона и расположения арматуры
ГОСТ 23732-79* Вода для бетонов и растворов. Технические условия
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 23732-2011, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ 24211-2008 Добавки для бетонов и строительных растворов. Общие технические условия
ГОСТ 25192-82 Бетоны. Классификация и общие технические требования
ГОСТ 25621-83 Материалы и изделия полимерные строительные герметизирующие и уплотняющие. Классификация и общие технические требования
ГОСТ 26633-91 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия
ГОСТ 30412-96 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерения неровностей оснований и покрытий
ГОСТ 30459-2008 Добавки для бетонов и строительных растворов. Определение и оценка эффективности
ГОСТ 30515-97 Цементы. Общие технические условия
ГОСТ 30740-2000 Материалы герметизирующие для швов аэродромных покрытий. Общие технические условия
ГОСТ 31108-2003 Цементы общестроительные. Технические условия
СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции
СНиП 52-01-2003 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины в соответствии с ГОСТ 24211, ГОСТ 25192, ГОСТ 53231*, а также следующие термины с соответствующими определениями:
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 53231-2008, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
3.1 автомобиль-бетоновоз (автобетоновоз): Специализированное транспортное средство со специальной мульдообразной (корытообразной) формой кузова, предназначенное для перевозки готовой бетонной смеси на большие расстояния без потерь смеси в пути.
3.2 автомобиль-самосвал: Грузовой автомобиль с опрокидывающейся грузовой платформой или металлическим кузовом, предназначенный для перевозки насыпных и навалочных грузов.
3.3 автомобильная дорога: Инженерное сооружение, предназначенное для движения автомобилей, основными элементами которого являются: земляное полотно, дорожная одежда, проезжая часть, обочины, искусственные и линейные сооружения и все виды обстановки.
3.4 бетоноотделочная машина: Самоходная дорожная машина, предназначенная для устройства цементобетонного покрытия и выполняющая операции по разравниванию, уплотнению и отделке слоя цементобетонной смеси, уложенной на основание автомобильной дороги.
3.5 бетоноукладочная машина (распределительная): Самоходная дорожная машина для приема и распределения цементобетонной смеси слоями заданной толщины и профиля, рабочий орган которой — бункер, шнек или лопасть.
3.6 брус вибрационный (вибробрус): Вибрационный уплотняющий рабочий орган с узкой опорной плитой в виде бруса и с несколькими вибраторами, размещенными в один ряд, применяющийся для предварительного уплотнения песчаного слоя, слоев цементобетонных, асфальтобетонных, цементогрунтовых и других смесей.
3.7 брус выглаживающий: Рабочий орган отделочной или укладочной (распределяющей) машины, предназначенный для выглаживания поверхности слоя строящегося цементобетонного покрытия или основания.
3.8 геотекстильный материал (геотекстиль): Рулонный геосинтетический материал в виде гибких полотен, полученный методами текстильной промышленности из волокон (филоментов, нитей, лент) с образованием пор размером менее 5 мм.
3.9 добавки для бетонов: Природные или искусственные химические продукты, вводимые в составы бетонов при их изготовлении с целью улучшения технологических свойств бетонных смесей, физико-химических свойств бетонов, снижения их стоимости.
3.10 дополнительные слои основания: Слои дорожной одежды между основанием и грунтом земляного полотна, выполняющие морозозащитную, дренирующую и теплоизолирующую функции.
3.11 дорожная одежда: Конструктивный элемент автомобильной дороги, воспринимающий нагрузку от транспортных средств и передающий ее на земляное полотно.
3.12 дорожная одежда жесткая: Дорожная одежда с цементобетонным монолитным покрытием.
3.13 заполнители: Минеральные материалы (песок, щебень, шлак, гравий), входящие в состав бетонных смесей.
3.14 земляное полотно: Конструктивный элемент, служащий основанием для размещения дорожной одежды, а также технических средств организации дорожного движения и обустройства автомобильной дороги.
3.15 класс бетона: Гарантированное значение показателя прочности тяжелого бетона, которое определяют на основе унифицированных показателей прочности, принимаемых с обеспеченностью 95%.
3.16 ложное схватывание: Преждевременное загустевание цементного теста при затворении его водой.
3.17 мастика: Смесь тонкодисперсного наполнителя (порошка) с органическим вяжущим, применяемая для заполнения температурных швов и трещин в дорожном покрытии или приклеивания гидроизоляционных материалов.
3.18 морозостойкость: Способность бетона сохранять физико-механические свойства при многократном переменном замораживании и оттаивании, характеризующаяся соответствующей маркой по морозостойкости F.
3.19 нарезчик швов: Дорожная машина для нарезки швов в бетонном покрытии автомобильных дорог и аэродромов.
3.20 основание дорожной одежды: Несущая прочная часть дорожной одежды, обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение и снижение давления на расположенные ниже дополнительные слои основания или грунт земляного полотна.
3.21 оптимальная дозировка: Минимальная дозировка добавки, позволяющая получать нормируемый основной технологический и/или технический эффект без снижения (или с допустимым уровнем снижения) других свойств смесей, бетонов.
3.22 пленкообразующие вещества: Жидкие материалы, распределяемые по поверхности свежеуложенного и уплотненного цементобетона для создания водонепроницаемой паронепроницаемой пленки для создания нормальных влажностных условий твердения бетона.
3.23 покрытие: Верхний слой дорожной одежды, воспринимающий усилия от колес автомобилей и подвергающийся непосредственному воздействию атмосферных факторов.
3.24 распределитель пленкообразующих материалов: Дорожная машина, завершающая процесс строительства цементобетонного покрытия, предназначенная для распределения пленкообразующих материалов по поверхности покрытия.
3.25 расстояние между швами: Размер интервала между деформационными швами в цементобетонных покрытиях и основаниях и других жестких слоях, устанавливаемый расчетом или нормами.
3.26 удобоукладываемость смесей: Количественная характеристика бетонной смеси, характеризующая соответствие технологических свойств смеси применяемым средствам распределения и уплотнения.
3.27 ширина шва: Расстояние между примыкающими плитами монолитного покрытия.
3.28 шов деформационный: Прорезь, разделяющая монолитное цементобетонное покрытие или основание на плиты, которая обеспечивает возможность перемещений плит (удлинение или сокращение) при изменении температуры покрытия.
3.29 шов поперечный: Деформационный шов в цементобетонном покрытии или основании, нарезанный перпендикулярно к оси дороги и обеспечивающий возможность продольного деформирования цементобетонных плит.
3.30 шов продольный: Деформационный шов, нарезаемый в цементобетонном покрытии или основании по оси дороги или параллельно ей в зависимости от ширины проезжей части и способствующий снижению деформаций от растягивающих напряжений.
3.31 шов расширения: Поперечный шов, выполненный на всю толщину дорожной бетонной плиты для обеспечения ее свободного расширения при повышении температуры и влажности.
3.32 шов сжатия: Поперечный шов, нарезанный на части толщины плиты, создающий ослабленное сечение, в котором при усадке цементобетона и понижении температуры происходит разрыв.
3.33 штыри: Стальные стержни, устанавливаемые в швах бетонного покрытия, допускающие продольные перемещения бетонной плиты и предотвращающие при этом перемещение плиты в поперечном направлении и по высоте.
3.34 паз шва: Узкая прорезь в бетоне с определенными геометрическими параметрами (шириной и глубиной), образующаяся при нарезке шва.
4 Общие положения
4.1 Монолитные цементобетонные покрытия следует устраивать при отсутствии атмосферных осадков в интервале температур от плюс 5 °С до плюс 30 °С. При производстве работ в интервале температур от плюс 5 °С до плюс 10 °С и минимальной суточной температуре не ниже 0 °С следует руководствоваться требованиями СНиП 3.03.01.
4.2 При конструировании и устройстве цементобетонных покрытий, кроме настоящего стандарта, должны учитываться требования СНиП 2.05.02 и СНиП 3.06.03.
4.3 Строительство цементобетонных покрытий осуществляют в соответствии с проектом производства работ, разработанным в соответствии с проектом автомобильной дороги.
5 Конструкции дорожных одежд с цементобетонными покрытиями
5.1 Дорожные одежды с монолитными цементобетонными покрытиями относятся к жестким дорожным одеждам и имеют следующие конструктивные слои: покрытие, основание и дополнительные слои основания, выполняющие морозозащитные, дренирующие и теплоизолирующие функции.
Типовые конструкции дорожных одежд с монолитным цементобетонным покрытием приведены на рисунке 1.
1 — цементобетон;
2 — бетон классов по прочности B 0,8 — B 1,2;
4 — песок или другой материал, укрепленный вяжущим;
5 — песок или гравийно-песчаная смесь;
6 — прослойка из полиэтиленовой пленки.
Рисунок 1 — Типовые конструкции дорожных одежд с монолитным цементобетонным покрытием
5.2 Дорожные одежды с монолитными цементобетонными покрытиями сооружают на заранее подготовленном земляном полотне.
5.3 Бетонные покрытия следует строить одинаковой толщины по всей ширине с допусками в соответствии с приложением 2 СНиП 3.06.03.
5.4 Независимо от очертания поперечного профиля поперечный уклон покрытия находится в пределах от 15‰ до 20‰ в соответствии с таблицей 7 СНиП 2.05.02.
5.5 Толщины монолитных цементобетонных покрытий дорог I-III категорий следует назначать по расчету в соответствии с требованиями таблицы 28 СНиП 2.05.02.
6 Требования к материалам, применяемым при устройстве цементобетонных покрытий
6.1 Требования к бетону
6.1.1 Для устройства монолитных цементобетонных покрытий автомобильных дорог следует применять тяжелый бетон, удовлетворяющий требованиям ГОСТ 26633, СНиП 52-01, СНиП 2.05.02.
6.1.2 Минимальная величина класса (марки) бетона по прочности на растяжение при изгибе и на сжатие для покрытий автомобильных дорог всех категорий (при интенсивности движения по СНиП 2.05.02) должна соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.
Конструктивный слой дорожной одежды
Проектные классы (марки) бетона по прочности, не менее
B (P )
Примечание — B (P ) — класс (марка) бетона по прочности на растяжение при изгибе, B (M) — на сжатие по ГОСТ 26633.
6.1.3 Бетон покрытий должен характеризоваться маркой по морозостойкости не менее F200 при испытании по второму базовому методу ГОСТ 10060.0 для всех климатических условий района строительства и для автомобильных дорог всех категорий.
6.1.4 На момент открытия движения строительной техники по цементобетонному покрытию прочность бетона должна составлять не менее 70% величины его требуемой прочности (величины по ГОСТ 53231, определенной при подборе состава бетона).
6.2 Требования к бетонной смеси
6.2.1 Бетонная смесь для бетона покрытий должна соответствовать требованиям ГОСТ 7473, СНиП 3.06.03.
6.2.2 Для строительства монолитных цементобетонных покрытий необходимо обеспечить соответствующие принятой технологии укладки свойства смеси на месте бетонирования (с учетом времени транспортирования бетонной смеси и необходимых технологических перерывов).
6.2.3 Бетонная смесь для бетона покрытий, устраиваемых в скользящей опалубке, должна соответствовать марке П1 (ОК от 1 до 4 см) по удобоукладываемости по ГОСТ 7473 и требуемым объемом вовлеченного воздуха от 5% до 7% по ГОСТ 26633.
Показатели удобоукладываемости бетонной смеси (осадка стандартного конуса, ОК) и объем вовлеченного воздуха определяют по ГОСТ 10181.
6.2.4 Бетонная смесь для бетона покрытий должна соответствовать требованиям ГОСТ 7473 по показателям расслаиваемости.
6.2.5 Бетонная смесь для бетона покрытий должна обеспечивать получение требуемых геометрических параметров свежеуложенного покрытия, устраиваемого в скользящей опалубке (характеризоваться стойкостью против оплыва кромок свежеуложенного покрытия после его выхода из скользящей опалубки).
Бетонная смесь должна обеспечивать возможность механизированной отделки (обработки) поверхности свежеуложенного покрытия и создание на ней искусственной шероховатости в соответствии с действующими нормами по ровности поверхности, глубине бороздок шероховатости в соответствии с пунктом 12.22 СНиП 3.06.03.
6.2.6 Величина плотности бетонной смеси, изготовленной на цементобетонном заводе, должна соответствовать данным подбора состава бетона с учетом фактического объема вовлеченного воздуха в смеси.
6.2.7 Окончательно технологические свойства бетонной смеси для бетона покрытий оценивают на стадии пробного бетонирования.
6.3 Требования к цементу
6.3.1 Цемент для бетона покрытий должен соответствовать требованиям ГОСТ 10178, ГОСТ 31108, ГОСТ 30515. Для бетона покрытий следует применять цемент без минеральных добавок или вспомогательных компонентов.
6.3.2 Обозначение цемента для бетона покрытий представлено в таблице 2.
ЦЕМ I 42,5Н; ЦЕМ I 52,5Н
ПЦ 550-Д0-Н; ПЦ 500-Д0-Н
1 В обозначении цемента по ГОСТ 31108 буква Н характеризует темп твердения цемента (Н — нормальнотвердеющий).
2 В обозначении цемента по ГОСТ 10178 буква Н означает использование клинкера нормированного состава.
6.3.3 В бетоне покрытий не допускается использовать цемент, обладающий признаками ложного схватывания (пп.1.18 и 3.5 ГОСТ 10178).
6.3.4 Применение цемента с температурой более плюс 30 °С для приготовления бетона покрытий не допускается.
6.3.5 Цемент для бетона покрытий должен характеризоваться следующими физико-техническими показателями (таблица 3).
Начало схватывания, мин, не ранее
Нормальная густота, %, не более
6.3.6 Содержание минерала С А в цементе для бетона покрытий не должно превышать 8,0% по массе, в соответствии с ГОСТ 10178.
6.4 Требования к заполнителям
6.4.1 В качестве мелкого заполнителя в бетоне покрытий следует применять пески, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 26633 и ГОСТ 8736, природные, дробленные и пески из отсевов дробления.
6.4.2 Дробленные пески и пески из отсевов дробления следует применять в бетоне покрытий только совместно с природными песками, при их раздельном дозировании. Оптимальное соотношение природного песка и песка из отсевов дробления или дробленного следует определять при подборе состава бетона, в соответствии с ГОСТ 8736.
6.4.3 В качестве крупного заполнителя в бетоне покрытий следует применять щебень. Допускается при технико-экономическом обосновании применять щебень из гравия, удовлетворяющий требованиям ГОСТ 26633, ГОСТ 8267 со средней плотностью от 2000 до 2800 кг/м .
6.4.4 В бетоне покрытий следует применять щебень фракций от 5 до 10 мм и свыше 10 до 20 мм, дозируемых раздельно.
Оптимальное соотношение между фракциями щебня (в пределах ГОСТ 26633) определяют при подборе состава бетона покрытий.
Допускается применение щебня в виде одной фракции от 5 до 20 мм при фактическом соотношении составляющих его фракций от 5 до 10 мм и свыше 10 до 20 мм в пределах требований ГОСТ 26633.
6.5 Требования к воде для бетонов
6.5.1 Вода для затворения бетонной смеси и приготовления растворов химических добавок должна соответствовать требованиям ГОСТ 23732.
6.5.2 Вода питьевая по ГОСТ Р 51232 может применяться в бетоне без ограничений и предварительного химического анализа.
6.6 Требования к химическим добавкам
6.6.1 Химические добавки для бетона покрытия должны соответствовать требованиям ГОСТ 24211 и ГОСТ 26633.
6.6.2 В бетоне покрытий следует применять следующие химические добавки:
- пластифицирующую для снижения водопотребности бетонной смеси;
- воздухововлекающую или газообразующую для получения требуемого объема вовлеченного воздуха или газа в бетонной смеси.
6.6.3 Для одного вида бетона из одной группы эффективности (ГОСТ 24211) может применяться только одна химическая добавка без дополнительной проверки свойств бетона. Одновременное использование химических добавок одной группы эффективности, выпускаемых по разным техническим условиям, недопустимо.
6.6.4 Оптимальные дозировки химических добавок должны быть определены при подборе состава бетона покрытия, с учетом свойств конкретных материалов и принятой технологии работ и необходимости обеспечения требуемых свойств бетонной смеси на месте бетонирования.
6.7 Требования к арматурной стали
6.7.1 Для изготовления каркасов и плоских сварных сеток следует применять стержни из горячекатаной арматурной стали периодического профиля класса А-II по ГОСТ 5781.
6.7.2 Для изготовления штыревых соединений следует применять стержневую горячекатаную гладкую арматурную сталь класса А-I по ГОСТ 5781.
6.8 Требования к материалам для ухода за свежеуложенным бетоном
6.8.1 В качестве материалов для ухода за свежеуложенным бетоном покрытия следует применять пленкообразующие паронепроницаемые материалы на основе водной дисперсии парафинов или на основе водной дисперсии латексов.
6.8.2 Пленкообразующие паронепроницаемые материалы для ухода за свежеуложенным бетоном должны удовлетворять следующим требованиям:
- создавать сплошную пленку, обладающую достаточной влагозадерживающей способностью и сцеплением с бетоном в течение не менее 28 суток;
- период формирования пленки при температуре воздуха плюс 20 °С не должен превышать 5 часов;
- пленка должна иметь цвет светлых тонов.
6.9 Требования к материалам для герметизации температурных швов
6.9.1 Для заполнения швов в бетонных покрытиях следует применять герметизирующие материалы горячего и холодного применения по эксплуатационным требованиям, соответствующие ГОСТ 30740.
6.9.2 Материалы для герметизации температурных швов должны обеспечивать их водонепроницаемость и предохранять от засорения песком, щебнем и другими материалами.
6.9.3 Герметизирующие материалы изготавливаются по техническим условиям с учетом требований ГОСТ 30740 по основным эксплуатационным и технологическим характеристикам.
6.9.4 Основные эксплуатационные и технологические характеристики герметизирующих материалов приведены в приложении А.
6.9.5 Для повышения прочности сцепления герметизирующих материалов с бетоном стенок пазов швов применяют грунтовочные составы, которые должны соответствовать виду применяемого герметизирующего материала.
Допускается применять любые другие виды грунтовок, обеспечивающих относительное удлинение и прочность сцепления герметизирующего материала с огрунтованной поверхностью не ниже требований ГОСТ 30740.
6.10 Требования к материалам для прокладок температурных швов
6.10.1 Прокладки, устанавливаемые в швах расширения, изготавливают из чистообрезных досок по ГОСТ 8486 из мягких пород древесины (ель, сосна) или из материалов по ГОСТ 25621.
7 Приготовление и транспортирование бетонной смеси
7.1 При приготовлении и транспортировании бетонной смеси следует соблюдать требования ГОСТ 7473.
8 Устройство монолитного цементобетонного покрытия
8.1 Подготовительные работы
8.1.1 В состав подготовительных работ входят:
8.1.1.1 Проверка соответствия основания под монолитное цементобетонное покрытие требованиям СНиП 3.06.03.
8.1.1.2 Проверка поверхности основания, которая должна быть очищена.
8.1.1.3 Устройство технологического уширения для прохождения бетоноукладочного комплекта при устройстве покрытия, если оно не предусмотрено проектом.
8.1.1.4 Укладка прокладки из полиэтиленовой пленки.
На поверхности основания укладывают прокладку из двухслойной полиэтиленовой пленки.
Прокладка из полиэтиленовой пленки должна быть уложена и закреплена на всю ширину основания. Прокладка раскладывается внахлест (от 15 до 20 см) в поперечном и продольном направлениях и прикрепляется к слою основания дюбелями и шайбами. Прокладка должна плотно прилегать к поверхности слоя основания.
Расстояние между дюбелями уточняется при пробной раскладке прокладки.
Примечание — Геометрические размеры дюбелей: диаметр — 4 мм, длина — от 35 до 50 мм, размер шайбы — 30 мм на 30 мм, толщина — от 0,5 до 0,8 мм.
Прокладка из полиэтиленовой пленки по показателям качества должна соответствовать требованиям технических условий (например, ТУ 2245-001-20870677-93* [9]).
* ТУ, упомянутые здесь и далее по тексту, являются авторской разработкой. За дополнительной информацией обратитесь по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.
8.1.1.5 Установка копирной струны.
При укладке цементобетонной смеси комплектом машин, оборудованных следящей системой за вертикальными отметками, на всю длину захватки устанавливают стойки с натянутой копирной струной (рисунок 2).
1 — натяжной барабан и лебедка;
2 — копирная струна;
3 — нивелирный колышек;
4 — поперечная штанга;
5 — металлическая стойка;
6 — струбцина;
7 — устраиваемое основание (покрытие);
8 — прорезь для струны.
Рисунок 2 — Схематичный план участка установки копирных струн
Стойки с копирными струнам для укладки бетона устанавливают с двух сторон ряда.
При установке копирной струны выполняют следующие операции:
- разбивку створов установки копирной струны так, чтобы она находилась за габаритами работающего комплекта машин со скользящими формами;
- установку стоек с поперечными штангами и струнами на расстоянии не более 15 м друг от друга и от 4 до 6 м на виражах;
- крепление натяжной лебедки анкерами в начале и конце каждого створа;
- натяжение копирной струны и установка струны в пазе штанги;
- выноску на линию положения струны в плане проектных отметок поверхности покрытия;
- проверку высотных отметок установки копирной струны с использованием нивелира;
- исправление обнаруженных дефектов установки копирной струны.
До установки копирной струны следует восстановить ось дороги с разбивкой устраиваемого слоя цементобетонного покрытия на продольные ряды.
Используя отметки плана укладки слоя покрытия в рабочей документации проекта, вычисляют отметки покрытия на всех промежуточных точках установки стоек. Затем, учитывая поперечный профиль, определяют сначала отметки кромок устраиваемого ряда, и после этого отметки положения струны в зависимости от поперечного уклона и расстояния от струны до кромки ряда слоя основания.
Для установки стоек в начале и конце участка разбивают поперечник, на котором на принятом расстоянии от продольной оси ряда устанавливают начальные и конечные стойки с кронштейном и поперечной штангой.
Затем в створе с использованием теодолита устанавливают промежуточные стойки.
Высота расположения поперечной штанги находится в пределах от 0,3 м до 0,6 м от поверхности слоя основания.
Поперечную штангу выставляют с использованием нивелира на вычисленную высотную отметку для данной точки и закрепляют струбциной. Возможно при выполнении этих операций использование электронного тахеометра.
На расстоянии 10 м от стойки в начале участка на поверхности нижнего слоя закрепляют лебедку для натяжения копирной струны, на этом же расстоянии от конечной стойки в конце участка устанавливают анкер в слое основания. Между лебедкой и начальной стойкой, анкером и конечной стойкой устанавливают две промежуточные стойки с кронштейном и штангами, установленные по нисходящей к лебедке и анкеру, для снятия нагрузки с рабочих начальной и конечной стоек, поперечных штанг. С барабана лебедки разматывают струну и закрепляют на анкере. Лебедкой натягивают копирную струну (металлический трос диаметром от 2 до 3 мм), расположенную на поверхности слоя основания, контролируя усилие натяжения копирной струны.
Натянутую копирную струну вставляют в паз (прорезь) поперечной штанги.
3апрещается натягивать струну, вставленную в прорези поперечных штанг.
После установки натянутой копирной струны в паз поперечной штанги, производят выравнивание струны в плане по теодолиту и проверку соответствия высотных положений поперечных штанг на стойках проектным данным.
Отклонение копирной струны от вертикальных отметок не должно превышать ±3 мм от проектных отметок.
После завершения работ по устройству цементобетонного покрытия копирные струны демонтируют. Допускается использование лазерной системы контроля обеспечения высотного уровня и курса движения бетоноукладчика.
Примечание — Допускается применение, при дальнейшем развитии, системы глобального позиционирования GPS или ГЛОНАСС.
8.1.1.6 Установка арматуры и штырей в швах сжатия.
Арматура должна быть выправлена, очищена от грязи, масел, ржавчины и окалины. Арматуру следует устанавливать после окончательной отделки, планировки и уплотнения основания или выравнивающего слоя.
Стержни краевой арматуры, если они предусмотрены проектом, необходимо укладывать на бетонные или пластмассовые подкладки или подставки из гладкой арматурной стали класса А-I по ГОСТ 5781 диаметром от 10 до 12 мм.
8.1.1.7 Установка арматурных каркасов и сеток.
Каркасы изготавливаются на отдельно выделенной площадке и доставляются к месту монтажа бортовым автомобилем. Разгрузка каркасов вдоль ряда бетонирования осуществляется автомобильным краном.
После раскладки каркасов или сеток осуществляется монтаж их в соответствии с проектом на основание с уложенной и закрепленной прокладкой из полиэтиленовой пленки.
Верхняя и нижняя арматура каркаса не должна смещаться в процессе бетонирования друг относительно друга ни в поперечном, ни в продольном направлении.
Арматурные сетки устанавливают и закрепляют в проектное положение в соответствии с принятой в проекте высотой.
8.2 Укладка цементобетонной смеси
8.2.1 Комплект машин со скользящими формами и операции по приготовлению, транспортированию и укладке бетонной смеси должны быть выбраны и увязаны между собой таким образом, чтобы бетонная смесь непрерывно укладывалась в течение всего времени сохранения ее удобоукладываемости.
8.2.2 Перед началом работы комплект следует выставить в исходное положение относительно продольной оси полосы бетонирования.
8.2.3 В течение 30 минут к месту укладки необходимо доставить не менее 15 м бетонной смеси. Разгрузку бетонной смеси следует начинать, когда к месту укладки будет доставлено не менее 15 м бетонной смеси.
8.2.4 Между заводом по изготовлению бетонной смеси и производителем работ необходимо наладить постоянную связь для оперативной корректировки свойств бетонной смеси.
8.2.5 Предварительное распределение бетонной смеси производится распределителем.
При строительстве покрытия шириной 7,5 м машинами со скользящими формами предварительное распределение бетонной смеси в случае применения распределителя следует осуществлять на ширину от 7,3 до 7,35 м.
8.2.6 Бетонную смесь распределяют с учетом припуска на уплотнение. При строительстве покрытия машинами со скользящими формами на распределителе или бетоноукладчике в начале смены или перерывах в работе более 30 минут рекомендуется делать припуск от 7 до 8 см, если проектная толщина покрытия составляет от 22 до 24 см. Указанный припуск необходимо выдержать на участке длиной от 10 до 15 м, после чего его следует уменьшить до 3 или 5 см.
8.2.7 Бетонную смесь следует распределять равномерно по всей ширине покрытия без пропусков. Технологический разрыв между распределителем смеси и бетоноукладчиком составляет от 10 до 30 м.
Примечание — Расстояние устанавливается с учетом погодных условий и технологических свойств бетонной смеси.
8.2.8 Уплотнение бетонной смеси и отделку поверхности покрытия при устройстве его в скользящих формах следует осуществлять бетоноукладчиком на гусеничном ходу, входящим в комплект машин.
8.2.9 Рабочие органы машин комплекта следует регулировать, руководствуясь инструкцией по эксплуатации, с учетом того, что при настройке бетоноукладчика на работу в автоматическом режиме скорость перемещения гидроцилиндров подъема и опускания главной рамы должна находиться в пределах от 0,2 до 0,25 м/мин, на распределителе бетонной смеси в пределах 0,3 м/мин, на гидроцилиндрах рулевого управления в пределах от 0,3 до 0,4 м/мин у гусеничных машин и от 0,5 до 0,6 м/мин — у колесных.
8.2.10 При предварительной настройке рабочих органов бетоноукладчика необходимо:
- отрегулировать трамбующий брус по высоте, чтобы нижний край бруса находился на 6 мм выше нижнего края профильной плиты;
- отрегулировать траверсу (трубу) крепления глубинных вибраторов, при этом расстояние от кронштейна до шнека должно быть не менее 2,5 см;
- установить на расстоянии от 15 до 20 см от боковых скользящих форм по одному вибратору с каждого края так, чтобы расстояние от нижней точки вибратора до поверхности основания составляло 2/3 толщины бетонного покрытия, а при устройстве армированного цементобетонного покрытия расстояние от вибратора до арматурной сетки составило 7 см;
- установить на траверсе остальные вибраторы с расстоянием между ними от 50 до 60 см, предварительно натянув между крайними вибраторами шнур для установки всех вибраторов на одну высоту;
- отрегулировать наклон скользящей опалубки (бокового щита) таким образом, чтобы величина отклонения его от вертикали составляла от 12 до 14 мм;
- отрегулировать краевые части профильной плиты, обеспечив припуск на кромку от 10 до 13 мм;
- отрегулировать выглаживающую плиту из нержавеющей стали таким образом, чтобы зазор между задней кромкой формующей плиты и передней кромкой выглаживающей плиты составлял 3 мм;
- отрегулировать скорость отработки гидроцилиндров подъема-опускания рамы рабочих органов в зависимости от скорости движения бетоноукладчика, которая должна быть в пределах от 0,25 до 0,3 м/мин.
8.2.11 Высота основных боковых форм (скользящей опалубки) и опалубки кромкообразователя должна быть приблизительно на 5 мм меньше толщины слоя укладываемого бетона.
Расстояние между боковыми формами (опалубки) кромкообразователя должно быть от 2 до 4 см меньше проектной ширины покрытия. Край кромкообразующего узла должен быть приподнят от 1 до 3 см выше поверхности покрытия.
8.2.12 Окончательную настройку рабочих органов бетоноукладчика следует производить при пробном бетонировании, используя бетонную смесь рабочего состава. В процессе укладки бетонной смеси следует тщательно контролировать геометрические параметры, ровность поверхности и качество кромки свежеотформованного бетонного покрытия и в случае необходимости дополнительно регулировать рабочие органы бетоноукладчика.
Бетоноукладчик должен перемещаться непрерывно и с постоянной скоростью.
8.2.13 Скорость движения бетоноукладчика должна быть увязана с подвижностью бетонной смеси и соответствовать данным таблицы 4.
Скорость движения бетоноукладчика, м/мин
Подвижность (осадка конуса), см
2
Источник: library.fsetan.ru