Поточный способ в строительстве

В гражданском и промышленном строительстве нашей страны около 90 % сборного железобетона составляют типовые унифицированные конструкции, отвечающие требованиям заводской технологичности. Конструкции выполняются в основном линейными, плоскостными и блочными.

К линейным конструкциям относятся колонны, фермы, ригели, балки, прогоны различного назначения; к плоскостным — плиты перекрытий и покрытий, панели стен и перегородок, стенки бункеров и резервуаров и т.п.; к блочным — массивные детали фундаментов, стен подвалов и т.п. Также изготавливают конструкции пространственного типа: объемные блоккомнаты, лифтовые шахты, сантехкабины, кольца колодцев и т.д. Производство железобетонных изделий и конструкций осуществляется на конвейерных, полуконвейерных, поточно-агрегатных, кассетных и стендовых технологических линиях и складывается из следующих процессов: приготовление бетонных и растворных смесей; изготовление арматурных изделий и элементов и закладных деталей; формование изделий; тепловая обработка; распалубка (снятие) изделий; отделка изделий; сборка и комплектация изделий с целью повышения их заводской готовности. Изготовление железобетонных изделий осуществляется в зависимости от технологии в перемещаемых или неподвижных (стационарных) формах. Наиболее распространена поточно-агрегатная технология производства, что объясняется ее гибкостью и универсальностью, возможностью производить изделия большой номенклатуры при относительно малых партиях.

Изготовление ЖБИ (одобрено МГСУ)

В последние 10—15 лет стала широко внедряться технология монолитного строительства. Однако надо отметить, что до настоящего времени не налажена достаточно надежная система контроля качества в монолитном строительстве. Широкому внедрению монолитного домостроения способствовала невыразительная в архитектурном выражении и некачественная типовая застройка панельными домами в конце ХХ в. Появилось мнение, что переналадка и модернизация производственных линий по выпуску железобетонных изделий является экономически невыгодным и неверным управленческим решением, а сборное каркасное строительство из железобетона не может иметь современных и разнообразных архитектурных решений.

За последние годы технология изготовления железобетонных изделий заметно совершенствовалась, что позволило улучшить дизайн и качество панельных новостроек. Этому способствовали широко внедряемые технологии безопалубочного стендового формования пустотных настилов и линейных конструкций; линии циркуляции поддонов (паллет), которые позволяют одновременно производить большую номенклатуру железобетонных изделий (по размерам и конструкции) на одной технологической линии; метод использования «столов-подъемников» для формования плоскостных и вертикальных железобетонных элементов. Современные технологии производства ЖБИ обеспечивают значительно более широкие возможности для предприятий по производству сборного железобетона разнообразить архитектурно-строительные решения. Этому способствуют развитие систем опалубки и армирования при производстве железобетонных изделий и конструкций, что дало возможность возводить объекты сложных архитектурных форм и размеров.

Л2 Поточный метод организации

Основным преимуществом использования сборных железобетонных конструкций в строительстве является применение сооружений каркасного типа, т.е.:

  • возможность произвольного планирования площади каркасного сооружения;
  • значительное сокращение сроков монтажа с применением и без электросварочных работ;
  • отсутствие необходимости в отделке железобетонных элементов;
  • высокое качество конструкций заводского изготовления;
  • возможность ведения монтажных работ при отрицательных температурах;
  • минимальная материалоемкость конструкций;
  • обеспечение противопожарных требований к конструкциям без дополнительных мероприятий по увеличению огнестойкости;
  • сокращение расходов на эксплуатацию сооружений в течение всего периода их эксплуатации.

Современные экономические реалии требуют от производителей железобетонных изделий и конструкций, с одной стороны, расширять номенклатуру выпускаемых изделий, быстро реагировать на требования и запросы строителей, развивать производство объемных конструкций и с другой — снижать себестоимость производства и потребление топливно-энергетических ресурсов.

Все ранее перечисленные способы изготовления в настоящее время остаются конкурентоспособными. Многие фирмы изготавливают и поставляют оборудование для них.

1. Поточно-агрегатный способ производства

Способ заключается в том, что технологические операции последовательно осуществляются на отдельных рабочих постах. Часть технологических операций возможно совмещать на одном посту: например, операции распалубки, чистки, осмотра и подготовки форм; формование изделия с отделкой поверхности и т.п. Формование производится на виброплощадках в одиночных и групповых формах, с применением пустотообразователей без вибромеханизмов; на формовочных установках с использованием пустотообразователей, оснащенных вибромеханизмами; на роликовых и ременных центрифугах, агрегатах вибрационного действия с применением вакуумирования и т.д. В состав технологической линии, как правило, входят формовочный агрегат с бетоноукладчиком; установки для заготовки и натяжения арматуры; формоукладчик; камеры твердения; участки распалубки, остывания и выдержки изделия, отделки и технического контроля; площадки под складирование арматуры, закладных деталей, утеплителя, складирования форм, их оснастки и текущего ремонта; стенд для испытания готовых изделий и т.д.

Технологическая линия для изготовления железобетонных изделий размером 3×6 м представлена на рис. 1.

Схема агрегатно-поточной линии для изготовления железобетонных изделий размером 3×6 м

Рис. 1. Схема агрегатно-поточной линии для изготовления железобетонных изделий размером 3×6 м: 1 — раздаточный бункер; 2 — бетоноукладчик; 3 — виброплощадка; 4 — мостовой кран; 5 — пакетировщик форм; 6 — установка для электронагрева арматурных стержней; 7 — самоходная тележка; 8 — тележка-прицеп; 9 — стенд для контроля и ремонта изделий; 10 — стойки для ремонта изделий; 11 — склад арматурных стержней; 12 — площадка для выдержки изделий; 13 — пост для распалубки и сборки форм; 14 — склад арматурных сеток

Технологическая линия включает 4 поста распалубки и сборки форм, на которых производится разборка бортов формы, обрезка стержневой напряженной арматуры (в случае изготовления напряженно-арматурных изделий), съем изделия с помощью грузоподъемного устройства и установки на стенд контроля и ремонта, на площадку выдержки готовых изделий. После окончания выдержки мостовым краном и грузоподъемной траверсой изделие перемещается на тележку для вывоза готовой продукции на склад.

Перед формованием форму очищают и покрывают эмульсией, собирают бортоснастку и укладывают арматурный каркас (сетки и стержни при изготовлении ненапряженных изделий), устанавливают закладные детали и посредством мостового крана с автоматическим захватом переносят и устанавливают на виброплощадку. Бетонная смесь укладывается в форму бетоноукладчиком, верхняя поверхность подвергается отделке заглаживающим устройством, установленным на бетоноукладчике или специальной машине. После этого форма со свежеотформованным изделием снимается мостовым краном с виброплощадки и устанавливается на пакетировщик ямной камеры, где подвергается тепловой обработке. После окончания тепловой обработки форма с изделием мостовым краном с автоматическим захватом снимается с пакетировщика ямной камеры и переносится на пост распалубки и сборки.

Комплекс оборудования для производства безнапорных труб диаметром 300…600 мм представлен на рис. 2.

Комплекс оборудования для производства безнапорных труб диаметром 300…600 мм

Рис. 2. Комплекс оборудования для производства безнапорных труб диаметром 300…600 мм: 1 — бункер бетоновозной эстакады цеха; 2 — питатель СМЖ-675; 3 — скиповый подъемник СМЖ-676; 4 — станок для изготовления безнапорных труб СМЖ-194А; 5 — поддон-тележка СМЖ-408А; 6 — привод возврата СМЖ-410А; 7 — устройство перемещения СМЖ-412А; 8 — шторный разделитель СМЖ-432А; 9 — система управления СМЖ-413А; 10 — кантователь СМЖ-414; 11 — захват СМЖ-416; 12 — захват СМЖ-417; 13 — стенд СМЖ-418; 14 — установка СМЖ-555

Комплекс оборудования обеспечивает выполнение всех технологических операций по производству труб — начиная от подачи бетонной смеси и кончая вывозом готовой продукции на склад. Бетонная смесь подается в бункер трубоформовочного станка СМЖ-194. Формование ведется в двухстворчатых формах, в нижней части которых устанавливается поддон.

В процессе участвуют две формы: в одной ведется формование, другая в это время находится на распалубке. Форма перемещается на ось станка и обратно двухпозиционной каруселью при повороте ее платформы на 180°. Форма с отформованной трубой снимается с карусели станка и переносится на поддон-тележку, где после открытия замка производится распалубка путем подъема приоткрытой формы.

Труба, стоящая на поддоне, остается на поддон-тележке, а форма собирается с новым поддоном и возвращается на карусель станка. После заполнения поддон-тележки определенным количеством отформованных труб она устройством для перемещения тележек заталкивается в туннельную камеру термовлажностной обработки и транспортируется по ней в заданном режиме. После выхода из камеры трубы, стоящие в первом ряду, снимаются с поддон-тележки и переводятся в горизонтальное положение самоходным кантователем, с которого они переносятся автоматическим захватом на тележку для вывоза или складируются в цехе. Гидроиспытание труб, а также испытание труб на прочность производятся на специальных стендах.

Для каждого типоразмера формуемой трубы в составе комплекта оборудования имеется форма и роликовая головка. В табл. 1 приведен состав комплекса оборудования для производства труб диаметром 300…600 мм.

Состав комплекса оборудования для производства труб

2. Конвейерные линии

Конвейерное производство является усовершенствованным видом поточно-агрегатного производства. При нем формы перемещаются от одного поста к другому специальными транспортными средствами в принудительном ритме. Процесс изготовления железобетонного изделия разделен на ряд технологических операций, одна или несколько из которых выполняются на определенном посту. Это обусловливает одинаковые или кратные расстояния между постами и одинаковые размеры агрегатов.

Конвейерные линии делятся:

  1. по характеру работы — на линии периодического и непрерывного действия;
  2. по способу транспортирования — с формами, перемещающимися по рельсам или роликам; с формами, образуемыми непрерывной стальной лентой или составленными из ряда элементов и бортовой оснастки;
  3. по расположению тепловых агрегатов — параллельно конвейеру в вертикальной или горизонтальной плоскости; в створе формовочной части конвейера.

Число постов на конвейерных линиях составляет 6…15; ритм работы 8…30 мин; скорость перемещения конвейеров колеблется от 10 до 60 м/ч.

Продолжительность ритма конвейерных и поточно-агрегатных технологических линий

Формуемое изделие Продолжительность цикла t, мин, при объеме бетона, м 3
До 1,5 1,5…3,5 3,5…5
Однослойное несложной конфигурации 10/8 16/12 25/23
Однослойное сложной формы, несколько изделий в одной форме 13/10 22/20 36/30
Многослойное или офактуренное 25/18 32/24 40/30
Читайте также:  Разрешение на строительство бассейна на участке

Примечание. В числителе — значения продолжительности цикла для поточноагрегатной линии, в знаменателе — для конвейерных линий

Конвейерная линия по производству панелей наружных стен приведена на рис. 3.

В зависимости от компоновки и состава комплекс оборудования может располагаться в строительных пролетах шириной 18 или 24 м. Технологические посты подготовки форм, формования и отделки изделий располагаются на полу цеха. Камеры термической обработки выполнены подземными, туннельного типа, одноярусными. Две камеры вместимостью по десять форм предназначены для нагрева и изотермической выдержки изделий при их термической обработке, а третья (вместимостью пять форм) — для охлаждения.

На первой ветви конвейера установлено следующее оборудование: подъемник СМЖ-789-01; устройство для открывания и закрывания бортов СМЖ-793; консольный кран СМЖ-23Б; кантователь СМЖ-493А; передаточное устройство 2784/124; бетоноукладчик СМЖ-787; виброплощадка СМЖ-773; рельсы подъемные СМЖ-806 для опускания формы на виброплощадку; привод конвейера СМЖ-790; передаточная тележка СМЖ-444-02.

На второй ветви конвейера установлено следующее оборудование: бетоноукладчик СМЖ-787; подъемные рельсы СМЖ-806; виброплощадка СМЖ773 для уплотнения слоя раствора; привод СМЖ-790; отделочная машина СМЖ-461; подъемник СМЖ-789.

Комплекс оборудования 7981/1 конвейерной линии для изготовления панелей наружных стен

Рис. 3. Комплекс оборудования 7981/1 конвейерной линии для изготовления панелей наружных стен: 1 — передаточная тележка СМЖ-444-02; 2 — подъемные рельсы СМЖ-806; 3, 19 — виброплощадки СМЖ-773; 4 — бетоноукладчик СМЖ-787; 5 — поддон СМЖ-805; 6, 18 — насосная установка СМЖ-3003В; 7 — отделочная машина СМЖ-461; 8 — подъемник СМЖ-789; 9 — затвор СМЖ-791; 10 — подъемник СМЖ-789-01; 11, 15 — устройство для открывания и закрывания бортов СМЖ-793; 12 — кантователь СМЖ-439А; 13 — консольный кран; 14 — передаточное устройство 2784/124; 16 — фиксаторы СМЖ-788; 17 — резервное место для линии отделки и комплектации

На линии формования производятся следующие виды отделки поверхности изделий: цветным бетоном трех цветов; рельефом (с помощью матриц); керамической или стеклянной плиткой; обнажением декоративного заполнителя. На линии отделки производятся окраска водоэмульсионными красками, отделка декоративной крошкой.

Описание технологических операций на постах приведено в табл. 3.

Описание технологических операций на постах

Устройство для открывания бортов СМЖ-793.

3. Кассетное производство

Кассетное производство широко используется при изготовлении сплошных панелей перекрытий и внутренних стен, перегородок промышленных зданий, лестничных маршей, вентиляционных блоков и т.п. Формование изделий осуществляется в двухи многоместных формах периодического действия, в том числе с пустотообразователями, и в кассетах непрерывного действия (кассетноконвейерный способ производства). Уплотнение бетонной смеси производится с помощью наружных и глубинных вибровозбудителей. Термическая обработка осуществляется на месте за счет циркуляции пара внутри тепловых отсеков кассеты.

Принципиальные схемы кассетных технологий представлены на рис. 4.

Принципиальные схемы кассетных технологий

Рис. 4. Принципиальные схемы кассетных технологий: а — типовая; б — кассетно-конвейерная линия с подвижными щитами; в — кассетно-шаговый конвейер; г — вертикально-замкнутая кассетная линия; 1 — кассетная установка; 2 — тепловая обработка; 3 — подача бетона; 4 — пост дозревания; 5 — конвейеры подачи бетона; 6 — извлечение отформованного изделия

Кассетно-формовочные установки работают по стендовой технологии и специализированы на выпуск определенного типа ЖБИ. Установки размещаются в технологическую линию. Бетон подается в отсеки установок с помощью бетонораздатчика. После укладки и уплотнения бетонной смеси проводится термическая обработка путем подачи в тепловые отсеки пара.

После окончания термической обработки кассеты раскрываются, изделия мостовым краном извлекаются вверх и передаются на установку для отделки поверхностей, состоящей из кантователя и шпаклевочной машины. После отделки и выдержки панели мостовым краном с автоматическим захватом устанавливаются на самоходную тележку и отправляются на склад готовой продукции.

Типовые линии имеют годовую производительность до 140 тыс. м 3 /год с количеством кассетных установок 10. В табл. 4

представлен комплект оборудования технологической линии производства панелей внутренних стен и перегородок с применением кассетно-формовочных установок.

Комплект оборудования кассетно-формовочной линии

пола внутренних стен

На рис. 5 представлена схема технологической линии для изготовления изделий крупнопанельного домостроения на кассетноконвейерной линии способом вертикального формования.

Схема технологической линии для изготовления изделий крупнопанельного домостроения способом вертикального формования

Рис. 5. Схема технологической линии для изготовления изделий крупнопанельного домостроения способом вертикального формования: 1 — бетоноукладчик; 2 — установка вертикального формования; 3 — передаточная тележка с толкателем; 4 — вертикальные формы; 5 — пост переоснастки; 6 — кантователь; 7 — пост выдержки изделий; 8 — самоходная тележка; 9 — линия отделки и комплектации изделий

Технологическая линия состоит из трех постов формования, бетоноукладки, линии подготовки форм, туннельных камер тепловой обработки и двух передаточных тележек, обеспечивающих передачу форм на посты формования и проталкивания форм в туннельных камерах. Формовочная установка СМЖ-776 предназначена для формования железобетонных изделий в вертикальном положении на формах-вагонетках и первой стадии тепловой обработки, обеспечивающей набор прочности бетона, необходимый для отодвижки щитов от изделий.

На одном посту одновременно формуются изделия в двух формах-вагонетках, т.е в четырех формовочных отсеках. Формовочная установка имеет раму со средним тепловым отсеком, установленную на фундаменте на резиновых амортизаторах, две поворотные рамы с шарнирами и два откидных щита с тепловыми отсеками и замками. Вибраторы установлены на откидных щитах. Бетоноукладчик СМЖ-777 имеет мост, перемещающийся по рельсовому пути, и раздаточный бункер, который перемещается в перпендикулярном направлении. Распалубочное устройство СМЖ-778 имеет гидропривод и предназначено для распалубки изделий посредством их отрыва от поверхности среднего отсека формы вагонетки.

Линия имеет следующие технологические посты: № 1 — распалубки и съема готовых изделий; № 2 — чистки форм-вагонеток; № 3 — смазки форм вагонеток; № 4 и 5 — установки арматурных каркасов и закладных деталей. На посту № 5 также происходит подогрев изделий.

Линия работает следующим образом. Первая передаточная тележка забирает форму-вагонетку с поста № 5, после чего вторая передаточная тележка передает форму-вагонетку на пост № 1, проталкивая весь состав форм-вагонеток. Затем первая и вторая тележки перемещаются до совпадения пары рельсов с рельсами линии подготовки.

Первая тележка закатывает на себя вторую форму-вагонетку, а вторая тележка перемещает следующую форму на линии подготовки. Первая тележка перемещается к одной из формовочных установок и заталкивает в них поочередно формы-вагонетки, после чего установка закрывается наружными щитами, стягивая формывагонетки, и в нее подается пар. Производится формование, которое осуществляется бетоноукладчиком с одновременным виброуплотнением бетонной смеси навесными вибраторами. После чего проводится первичная тепловая обработка в течение 2 ч за счет поочередного формования изделий на трех формовочных постах.

Затем вторая передаточная тележка забирает из камер тепловой обработки две формы-вагонетки с изделиями, прошедшими тепловую обработку, и направляет их на линию подготовки. А первая тележка после отхода наружных щитов формовочных установок от изделий забирает две формы-вагонетки с формовочного поста и направляет их в те же камеры. Термообработка изделий в камерах осуществляется установленными в них паровыми регистрами.

4. Стендовые технологические линии

При стендовом производстве изделия формируются в стационарных формах, тепловлажностная обработка проводится непосредственно на месте формования. Стендовое производство целесообразно использовать при производстве крупноразмерных и массивных изделий, предварительно напряженных изделий, таких как фермы, подкрановые балки, стропильные балки, плиты типа КЖС и т.п. На рис. 6 представлена стендовая технологическая линия производства комплексных плит типа КЖС размером 3×18 м.

Схема стендовой технологической линии для производства комплексных плит типа КЖС размером 3×18 м

Рис. 6. Схема стендовой технологической линии для производства комплексных плит типа КЖС размером 3×18 м: 1 — поворотный круг; 2 — силовые формы; 3 — бетоноукладчик для формования верхней плиты; 4 — переходной мост; 5 — бетоноукладчик для ребер; 6 — мостовой кран; 7 — передаточный путь; 8 — машина для укладки пароизоляции; 9 — машина для укладки утеплителя; 10 — тележка для вывоза готовой продукции

Технологическая линия имеет 8 силовых форм, над которыми по рельсам перемещаются два бетоноукладчика: первый укладывает бетонную смесь в ребра панели, а второй образует ее верхнюю плиту. Для перемещения бетоноукладчиков по линиям формования предусмотрены передаточные пути 1 и 7. В составе линии предусмотрены посты и оборудование для укладки пароизоляции и утеплителя. В качестве утеплителя используются синтетические материалы.

В последнее время получили широкое распространение линейные стендовые линии безопалубочного формования для изготовления пустотного настила, ригелей, промышленных стеновых панелей. При производстве пустотного настила эти технологические линии имеют безусловное преимущество перед другими технологиями. Для линейных технологических стендов целесообразно иметь длину стендов (пустотного настила) до 120 м, 5…6 формовочных дорожек шириной 1,2 м.

Эффективность технологии безопалубочного формования достигается за счет снижения расхода цемента благодаря увеличению несущей способности предварительно напряженных плит и использованию более низких марок цемента, снижения расхода арматурной стали до 25 % и возможности снижения численности обслуживающего персонала до 50 %. Конфигурация основного оборудования примерно одинакова, независимо от того, какая формовочная машина применяется — слипформер или экструдер.

Состав основного оборудования:

  • шесть дорожек пустотного настила шириной от 1,2 и длиной до 120 м;
  • экструдер (с набором бортовой оснастки по высоте плит) или слипформер (с комплектом формооснастки по высоте плит);
  • распиловочная машина;
  • активная и пассивная станции;
  • станция натяжения каната (арматуры);
  • грузоподъемные механизмы;
  • машина для установки изотермического чехла;
  • оборудование для термической обработки.

На рис. 7 и 8 изображена технологическая линия безопалубочного формования пустотного настила.

Компоновка стендовой технологической линии безопалубочного формования

Рис. 7. Компоновка стендовой технологической линии безопалубочного формования

Технологическая линия работает следующим образом. Машина для очистки осуществляет очистку дорожек после снятия с них готовых изделий и покрывает их эмульсией. На дорожку устанавливается машина для раскладки проволоки, после чего осуществляется ее натяжение.

Далее машина для раскладки проволоки переставляется на другую дорожку, а взамен устанавливаются формовочная машина (экструдер или слипформер) и бункер для подачи бетонной смеси. Затем осуществляется формование изделия. При этом экструдер перемещается за счет уплотнения бетонной массы, а слипформер движется при помощи лебедки, смонтированной на нем.

Читайте также:  Как узнать кто получил разрешение на строительство

После окончания формования дорожки мостовым краном формовочная машина переносится на пост мойки, а бункер переставляется на другую дорожку (периодически он тоже подвергается мойке в течение смены). На дорожку мостовым краном устанавливают машину для раскладки защитного покрытия. После этого осуществляется прогрев отформованного изделия путем подогрева настила дорожки горячей водой, паром или с помощью электрических нагревателей. После окончания термической обработки прекращается натяжение проволоки, убирается защитное покрытие. Мостовым краном на дорожку устанавливается машина для резки, которая осуществляет распиловку изделия на мерные части, после чего готовые изделия отправляются на склад, а цикл повторяется.

Основное оборудование стендовой технологической линии безопалубочного формования пустотного настила

Рис. 8. Основное оборудование стендовой технологической линии безопалубочного формования пустотного настила

Комплекты оборудования для безопалубочного формования производятся отечественными и зарубежными производителями.

5. Технологические линии с циркуляцией поддонов (паллет)

Технология получила широкое распространение в последние годы. Ее особенностью является использование поддонов (паллет) размером 12,5×4 м, передвигающихся по роликоопорам и с помощью подъемных платформ, устанавливаемых в камеры тепловлажностной обработки, возможность одновременного производства на технологической линии значительной номенклатуры изделий, имеющих различные размеры и конструкции.

Данная технология относится к разновидности поточно-агрегатного способа производства.

Перед началом производственного цикла поддоны проходят через стационарный пост очистки поверхности и кромочных планок с последующим распылением эмульсии (смазки) опалубочных поверхностей. Высокоточный опалубочный робот устанавливает опалубку на поверхность поддонов с учетом контуров изготавливаемых элементов.

Далее производится укладка вручную арматуры и закладных деталей. Арматурные сетки изготавливаются для соответствующих элементов индивидуально и в срок. Затем при помощи бетонораздатчика происходит укладка бетона в подготовленные поддоны.

Транспортирование бетона осуществляется линией адресной подачи, которая позволяет транспортировать необходимое количество бетона к отдельным постам бетонирования. Для уплотнения используется виброуплотнение. Для затирки свежеуложенных и уплотненных изделий применяется заглаживающая рейка.

По истечении времени выдержки и схватывания бетонной поверхности производится ее финишная отделка при помощи лопастного заглаживателя. Для твердения поддоны с «заглаженной» поверхностью изделий транспортируются с помощью подъемно-передаточного устройства в штабельные камеры термической обработки. После окончания производственного цикла готовое изделие наклоняется вместе с поддоном под углом до 75° для вертикального съема и отправки на склад готовой продукции.

Установка бортоснастки, передвижение поддонов по постам технологической линии, изготовление арматурного каркаса для изделия, размещение в отсеках стеллажа штабельной камеры осуществляются автоматически через центральную систему управления.

Технологическая схема процесса производства наружных многослойных стеновых панелей на линии циркуляции поддонов (паллет)

Рис. 9. Технологическая схема процесса производства наружных многослойных стеновых панелей на линии циркуляции поддонов (паллет): 1 — съем готового изделия с последующей подачей в стеллаж; 2 — чистка паллеты шпателем; 3 — чистка паллеты вращающимися щетками; 4 — смазка паллеты эмульсолом из вращающихся сопел; 5, 6 — разметка паллеты плоттером; 7, 7.1, 8, 8.1, 9, 9.1, 10, 10.1, 11, 11.1 — установка опалубки и укладка проемообразователей, укладка полиуретановых матриц; 12, 13, 14, 15 — армирование нижнего слоя изделия; 15, 16, 28 — армирование верхнего слоя изделия; 16, 27 — бетонирование нижнего слоя изделия; 17, 28 — бетонирование верхнего слоя изделия; 18—23 — многофункциональные резервные посты; 24, 25, 26 — укладка утеплителя; 27 — уплотнение бетонной смеси; 29, 30 — разглаживание бетона, уплотнение его виброрейкой; 31 — пост передачи паллеты в штабельный стеллаж для термической обработки изделия; 32 — сушка изделия; 33, 34 — заглаживание лопастным заглаживателем; 35 — съем бортоснастки

Необходимые производственные данные посылаются каждой машине автоматически, визуализируются, анализируются и затем оптимизируются. Для составления CAD-данных при помощи специальных программ чертятся здания и отдельные стеновые элементы и элементы перекрытий

Примерный состав оборудования линии с циркуляцией поддонов (паллет):

  • 30 поддонов размером 12,5×4 м;
  • система опалубки с магнитной фиксацией для элементов толщиной от 120 до 420 мм;
  • 4 стеллажа камеры термической обработки;
  • плоттер для разметки контуров элементов на поддонах;
  • вспомогательные краны для установки-снятия опалубки;
  • бетонораздатчик с двойным бункером;
  • вибрационная уплотняющая установка;
  • виброрейка;
  • лопастное заглаживающее устройство;
  • кантователь;
  • установка для чистки поддонов (паллет).

Технологическая схема процесса производства наружных многослойных стеновых панелей на линии циркуляции поддонов представлена на рис. 9.а рис. 9.

Источник: extxe.com

Классификация работ, выполняемых при строительстве дорожной одежды

Автомобильные дороги характерны тем, что на сравнительно узкой полосе примерно однотипные работы распределены на большом протяжении. При этом все строительные подразделения двигаются один за другим, благодаря чему этот способ работ назван поточным. Поточной называют такую организацию строительства автомобильной дороги, при которой подразделения строят сооружения или элементы дороги, передвигаясь непрерывно и параллельно в технологической последовательности. При этом каждое звено машин, выполнив работы на закрепленном за ним участке, переходит на другой с учетом требований технологии. Поточный метод имеет ряд преимуществ перед другими методами организации работ:

1. Ввод дороги в действие осуществляют непрерывно и равномерно с первых дней развертывания всех работ потока. Благодаря этому улучшаются условия работы строительного транспорта, использующего готовые участки дороги для подвозки строительных материалов;

2. Концентрация средств механизации в специализированных отрядах обеспечивает лучшее их использование, создает благоприятные условия для обслуживания и ремонта, облегчает контроль над работой машин;

3. Специализация рабочих на выполнение ограниченного числа производственных операций способствует повышению их квалификации, что ведет к повышению производительности труда.

Дорожно-строительные работы относятся к линейным, и это определяет особенности их производства. Трудности при этом состоят в распределении работ на значительном протяжении, но на полосе сравнительно небольшой ширины. Наиболее совершенным и научно обоснованным способом организации строительства автомобильных дорог является поточное производство дорожных работ. При поточной работе передвижные механизированные подразделения постоянного оптимального состава для определенных условий и вида работ непрерывно и равномерно выполняют работы с периодической сдачей полностью законченных работ и участков готовой дороги.

Для правильного организации работ поточным способом следует учитывать, что все дорожные работы по характеру их производства разделяют на заготовительные, транспортные и строительно-монтажные.

Заготовительные работы включают в себя подготовку и хранение материалов, полуфабрикатов и деталей, изготавливаемых производственными предприятиями строительной организации или доставляемых с предприятий других ведомств.

Транспортные работы включают перевозки всех материалов, полуфабрикатов и деталей к строящейся дороге и вдоль нее. В эти перевозки входит доставка до станции железных дорог, перевозка со станции к производственным предприятиям или на склады и от них к местам укладки.

Строительно-монтажные работы включают возведение земляного полотна, всех искусственных сооружений, дорожных одежд, обстановки пути и всех зданий и сооружений для обустройства дорог. Все работы на строительстве данной дороги выполняют объектным потоком, объединяющим ряд специализированных потоков.

Специализированный поток — совокупность частных потоков — выполняет отдельные сооружения и элементы дороги (например, земляное полотно, дорожную одежду и т. п.).

Частный поток выполняет какой-нибудь один вид или элемент сооружения, например, дополнительный слой основания, дорожное покрытие или один слой покрытия.

Каждый частный поток состоит из отдельных участков — захваток, на которых специализированное подразделение — звенья машин — выполняет определенные рабочие процессы или операции.

Захватка — участок работ, занимающий такое протяжение дороги (в метрах), на котором специализированное звено выполняет данный рабочий процесс, рабочую операцию или комплекс их. Если звено машин выполняет рабочие процессы и операции на одной захватке в течение одной смены, такие захватки называют сменными. Иногда по характеру и объему работ рабочий процесс может быть выполнен за половину смены и захватка носит название полусменной. Иногда на рабочий процесс в зависимости от его сложности или объема работ расходуют две или даже три смены; соответственно захватки носят название двух или трехсменных.

Производительность частного потока определяют его скоростью в смену, т.е. протяжением сменной захватки, а соответственно и скорость всего потока, определяют исходя из производительности машин в звене. Часто скорость потока определяет одна ведущая машина, работающая на одной из захваток и дающая конечную продукцию.

Частные потоки могут быть для подготовительных работ, возведения малых мостов и труб, выполнения линейных земляных работ и водоотводных сооружений, дорожных оснований, строительства дорожных покрытий, отделочных работ и обстановки пути.

К частным потокам нелинейных работ относят:

— возведение земляного полотна в местах сосредоточенных работ;

— строительство больших искусственных сооружений;

— строительство комплексов дорожных и транспортных сооружений.

Все вышеперечисленные потоки во избежание нарушения и перерывов в работе линейных потоков должны заканчивать свои работы до подхода к ним подразделений, выполняющих линейные работы.

Для общего представления схемы работы объектного потока и его подразделений по отношению к плану дороги, а также для учета производительности его подразделений целесообразно изображать поток в виде линейного календарного графика строительства дороги. Производство основных земляных работ может начинаться только после выполнения организационных подготовительных мероприятий, внеплощадочных и внутриплощадочных подготовительных работ.

Строительство линейных сооружений должно вестись поточным методом, обеспечивающим непрерывность производства всего комплекса работ в строгой технологической последовательности. Возведение дорожной одежды должно осуществляться в соответствии с рабочими чертежами. Отступления от рабочих чертежей должны быть согласованы с проектной организацией.

При производстве работ должны применяться наиболее эффективные способы и средства механизации.

Механизация работ должна быть, как правило, комплексной. Все трудоемкие процессы должны выполнять средства механизации.

Набор ведущей и комплектующих машин для работ должен определяться исходя из прогрессивности технологии работ и полного использования характеристик машин и рациональной их загрузки, а также основании сопоставления показателей экономической эффективности технологически возможных вариантов механизированного выполнения работ на строительных площадках в установленные сроки.

Эксплуатация машин (использование, техническое обслуживание, хранение и перебазирование) должно осуществляться в соответствии с технической документацией заводов-изготовителей.

Читайте также:  Исполнительно техническая документация в строительстве формы актов

Машины, подлежащие регистрации в органах Госгортехнадзора или Госавтоинспекции, до ввода их I эксплуатацию должны быть зарегистрированы в установленном порядке.

При определении потребности в транспортных средствах надлежит учитывать необходимые перевозки рабочих к месту работы.

Основной формой кооперации труда рабочих навозведение дорожной одежды является комплексная бригада. В бригадах могут создаваться звенья для исполнения отдельных видов работ и работы в разных сменах.

При работе в две-три смены назначаются сменные бригадиры.

Строительные организации на основе хозяйственного учета должны применять бригадный подряд, стимулирующий экономное расходование материально-технических ресурсов, снижение себестоимости строительно-монтажных работ и сокращение сроков строительства.

Качество выполнения строительных работ определяется по результатам производственного контроля, приемочный контроль.

Операционный контроль выполняется производителями работ и мастерами, а самоконтроль — исполнителями работ.

Обоснование способов производства работ поточным методом и расчет основных параметров

Основные параметры дорожно-строительных потоков

1. Время действия потока — продолжительность работы всех средств потока. Для специализированного потока — это продолжительность работы одного специализированного отряда, включая периоды развертывания и свертывания работ. Для комплексного потока — это время от начала работы первого специализированного отряда до конца работы последнего. Время действия потока должно быть увязано с заданными сроками строительства.

2. Время развертывания потока — период времени, необходимый по технологическим и организационным условиям для последовательного ввода в работу всех средств механизации потока. Следует принимать меры к тому, чтобы период развертывания комплексного потока был возможно короче. Основные мероприятия по сокращению периода развертывания состоит в рациональном проектировании дорожных конструкции и в разработке технологических схем производства работ без больших технологических разрывов во времени.

3. Период свертывания потока — период времени, необходимый для последовательного вывода из работы всех средств механизации потока после полного окончания заданных работ. При одинаковой и постоянной скорости всех специализированных потоков период свертывания комплексного потока равен периоду его развертывания.

4. Скорость потока — протяженность участка дороги, полностью законченного в течение смены или суток.

5. Длина специализированного потока (захватка) — участок дороги, на котором работают все средства механизированного потока. В ряде случаев скорость специализированного потока численно равна его длине.

6. Длина комплексного потока (фронт работ) — участок дороги, занятый всеми специализированными отрядами, входящими в комплексный поток. Длина комплексного потока равна сумме длин специализированных потоков и сумме резервных заделов и технологических разрывов, оставленных между специализированными потоками.

7. Период установившегося комплексного потока — это период одновременного действия всех составляющих его специализированных потоков с одинаковой и постоянной скоростью.

Источник: studbooks.net

Технология каменной кладки

Технология каменной кладки может быть двух типов: поточно-расчлененный и поточно-кольцевой.

Поточно-расчлененный метод

Здание разбивают на захватки, одинаковые по трудоемкости, двумя способами: этаж-захватка и ярус-захватка. Первый способ предполагает работу в пределах захватки на высоту этажа, а затем каменщик переходит на другую захватку.

При втором способе кладка на первой захватке выполняется на высоту яруса, потом каменщик переходит на другую захватку; на первой же захватке ведется монтаж подмостей и заготовка материалов. За захватку принимают 1?3 секции. Здание возводится по одно-, двух- и трехзахватной системе. Наиболее широко применяется двухзахватная система. Сущность ее состоит в том, что здание разбивается на две захватки, на одной захватке ведется кирпичная кладка, а на другой – монтаж конструкций или установка подмостей.

При трехзахватной системе на одной захватке ведется кирпичная кладка, на второй – монтаж конструкций, а на третьей – монтаж подмостей и заготовка материалов. При использовании однозахватной системы все работы – кирпичная кладка, монтаж конструкций, подмостей, подготовка материалов, выполняются на одной захватке, но в разное время. Преимуществом двухзахватной и трехзахватной системы является еще и возможность применения на здании двух башенных кранов: один для монтажа конструкций на одной захватке, второй кран – для подачи материалов, монтажа подмостей и др. работ – на другой захватке.

Поточно-кольцевой метод

Используется при кладке стен большой протяженности с малым количеством проемов. Это относится к возведению зданий промышленных и общественных. Сущность метода состоит в том, что здание на захватки не разбивается, а звенья каменщиков двигаются по фронту кладки одна за другой. Каждое звено укладывает ряд кладки; бригада состоит из 3-х звеньев – «двоек».

Каждая двойка выполняет свою часть кладки ряда: наружную версту, внутреннюю и забутку. В каркасных зданиях стены проектируются самонесущими или несущими и возводятся они обычно после окончания монтажа каркаса на монтажной захватке или на монтажном участке.

Источник: imbuilder.ru

Ответы на экзаменационные вопросы (Разработка проекта организации строительства новой ж/д. Разработка основного и конкурирующих вариантов организации строительства. Календарный план строительства. Организация и планирование работ по строительству земляного полотна) , страница 8

При организации строительства железных дорог наиболее целесообразно применять поточные методы, обеспечивающие ритмичность производства и высокую производительность труда, увязывающие деятельность различных специализированных организаций в единый комплекс и создающие предпосыл­ки для внедрения автоматизированных систем управления.

Общий поток строительства железной дороги последовательно формируется из потоков следующих разновидностей:

частных — элементарных строительных потоков, в ходе которых выпол­няется один простой процесс на ряде захваток. Продукцию частного потока сос­тавляют элементы конструкций сооружений. При постройке водопропускных труб, например, такими процессами являются: рытье котлованов, устройство фундаментов, монтаж звеньев труб и оголовков, гидроизоляция, засыпка пазух и т. д.;

специализированных — строительных потоков, составленных из ряда част­ных потоков, объединенных единой системой параметров, схемой потока, а так­же общей строительной продукцией в виде однотипных сооружений (групп однотипных водопропускных труб, малых мостов и т. д.);

объектных — потоков, состоящих из групп специализированных потоков, общую продукцию которых представляют законченные виды работ: искусст­венные сооружения, земляное полотно, верхнее строение пути;

комплексных — потоков, составленных из объектных, объединенных общей продукцией,— завершенным подготовительным периодом, законченным стро­ительством железнодорожным путем, зданиями, большими мостами, тоннеля­ми;

групповых комплексных — потоков, объединяющих комплексные; общая про­дукция такого потока — полностью законченная железная дорога.

Комплексные потоки подразделяют на ведущие и неведущие. Ведущими на­зывают технологически связанные один с другим потоки, определяющие об­щую продолжительность строительства. К ним относятся потоки: работ подго­товительного периода, сооружения железнодорожного пути (по постройке ис­кусственных сооружений, отсыпки земляного полотна, укладки верхнего строения пути). Потоки неведущих работ связаны с потоками ведущих работ, но они, как правило, не определяют общей продолжительности строительства, хо­тя также необходимы для сдачи линии в постоянную эксплуатацию. К ним от­носятся потоки по постройке зданий и сооружений, водоснабжения и канализа­ции, АТС, энергетического хозяйства и т. д.

Железная дорога представляет собой объект смешанного характера; наря­ду с вышеперечисленными линейными видами работ в комплекс ее строительст­ва входят и площадочные сооружения: большие мосты, узловые станции, участ­ки сосредоточенных объемов земляных работ, тоннели и др. Проектирование организации строительства площадочных сооружений также ведут поточными методами, увязывая формируемые по этим сооружениям объектные потоки с ве­дущими объектными потоками основных видов работ линейного характера. В ряде случаев срок постройки площадочных сооружений определяет общую продолжительность комплексного потока.

Основные параметры поточного строительства

Параметры потоков подразделяются на пространственные, технологические и временные.

К пространственным параметрам относятся захватка, участок, объект, комп­лекс объектов и группа комплексов объектов.

Захваткой называют часть сооружения или его конструктивный элемент, участок фронта работ, выделенный бригаде, выполняющий один вид работы за определенное время, с повторяющимися одинаковыми строительными процес­сами. В пределах захватки развивают и увязывают один с другим частные по­токи, входящие в состав специализированного потока; при постройке группы водопропускных труб, например, за захватку может быть принято целое простое сооружение — одна труба, при сооружении моста—его опора, здания — этаж и т. д.

Участком называют часть железнодорожного пути или площадочное соору­жение, в пределах которого развивают и увязывают один с другим специализи­рованные потоки, входящие в состав объектного потока, в железнодорожном строительстве — это один перегон или фронт работы одной механизированной колонны.

Объект — это отдельное площадочное сооружение или часть железнодо­рожного пути, в пределах которого развивают и увязывают между собой объект­ные потоки. За объект принимают, например, внеклассный или большой мост, тоннель. В железнодорожном строительстве объектами могут быть малые ис­кусственные сооружения, земляное полотно, верхнее строение пути и т.д.

Комплекс объектов — железная дорога на одном из направлений разверты­вания строительства или очередь строительств, в пределах которой организуют комплексные потоки.

Группа комплексов объектов — железная дорога (вся целиком , в пределах которой увязывают комплексные потоки.

К технологическим параметрам потока относятся: число объектных, специа­лизированных и частных потоков т; число захваток и участков работы п; объе­мы и трудоемкость работ; интенсивность (мощность) потока J, под которой по­нимают количество продукции в натуральных показателях, выпускаемой стро­ительным потоком в единицу времени.

Временные параметры пред­ставлены на линейном графике поточной организации строи­тельства группы сооружений (рис. 8). К ним относятся:

ритм потока (модуль циклич­ности) tц — продолжительность выполнения подразделением (бригадой) цикла работ на од­ном участке (захватке);

шаг потока tm — промежуток времени между началами работ двух смежных бригад потока;

период развертывания потока (продолжительность технологического цикла) tv — интервал времени между началами первого и последнего процессов, выполняемых для выпуска строительной продукции, т. е. время, в течение которого в строительный поток постепенно включаются все подразделения или бригады, участвующие в специализированном, объектном или комплексном потоке;

период выпуска готовой продукции tr — продолжительность работ завер­шающего цикла частного потока в специализированном, специализирован­ного в объектном, объектного в комплексном потоке;

Источник: vunivere.ru

Рейтинг
Загрузка ...