2.2 Графики потребности в ресурсах.
2.3 Проектирование поточного строительства.
2.4 Генеральные строительные планы, схемы производства работ.
2.1 Определение продолжительности строительства, календарные планы
Продолжительность строительства определяют по СНиП 1.04.03-97. В этом документе отражены нормы по определению общей продолжительность строительства, продолжительности подготовительного периода, а также нормы задела по кварталам. Эти данные в дальнейшем используются при составлении сводного календарного плана. При разработке объектных календарных графиков «нормой» продолжительности строительства служат данные из соответствующей строки сводного плана.
Продолжительность строительства определяется по действующим нормам (СНиП 1.04.03-85) и делится на три периода: подготовительный, период производства основных работ и ликвидационный.
Календарный план представляет собой проектные и производственные документы, устанавливающие очередность и сроки выполнения работ по возведению объекта или комплекса сооружений. Процесс составления календарного плана называется календарным планированием. При этом для объекта планирования устанавливаются директивные сроки и нормативная продолжительность строительства с учетом имеющихся ресурсов.
Поток 2 2022 года. День 1. Модуль 1. Управление проектами строительства
Календарный план является важнейшей частью проекта организации строительства (ПОС) и проекта производства работ (ППР) как при одностадийном, так и двустадийном проектировании. Строительное производство при календарном планировании формализуют в виде графической модели.
Существует несколько форм таких моделей: линейные модели (линейные графики); линейные циклограммы (циклические линейные графики); сетевые модели (сетевые графики). В ПОС включают сводный календарный план по объекту (системе) в целом и календарный план работ подготовительного периода. Предельные продолжительности строительства водохозяйственных объектов определяют по «Нормам продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений СП 440-79». Нормы СН 440-79 предназначены для определения продолжительности строительства, сроков ввода в действие объектов и основных фондов, размеров задела на планируемый период и являются обязательными для плановых органов, финансирующих банков, органов материально-технического снабжения, заказчиков, подрядных строительных организаций, а также для органов контроля и надзора за строительством. Нормы продолжительности строительства объектов охватывают период от даты начала выполнения комплекса внутриплощадочных подготовительных работ до даты ввода объектов в эксплуатацию.
Сводный календарный план. Исходными данными для его составления служат: директивные сроки ввода в действие всего строительного комплекса и его отдельных очередей и пусковых комплексов, материалы проектных изысканий, ПОС, стройгенплан, титульный список, схематические чертежи основных сооружений и сметы.
Сводный календарный план составляют на весь период строительства по годам, с разделением на кварталы (при сроке строительства менее двух лет) и месяцы (при сроке менее года). Строительные работы по годам распределяют в соответствии с суммой капиталовложений на каждый год по перспективному плану.
ОБЪЯСНЕНИЕ ПОТОЧНОГО МЕТОДА РАБОТ
Календарный срок строительства делится на три периода: подготовительный, период основных работ и ликвидационный. Общеплощадочные работы планируют до возведения основных сооружений.
В первую очередь планируют возведение объектов, могущих быть использованными для нужд строительства (постоянные дороги, постоянный жилой поселок и др.).
Равнопоточность (равномерность) выполнения работ заключается в том, что квартальные (месячные) объемы каждого вида работ должны оставаться примерно одинаковыми. Этим определяется равномерность движения рабочей силы и строительных машин. Нельзя допускать распыления средств и ресурсов, возводя одновременно большое количество объектов медленными темпами. Объекты должны строиться комплексами, следующими друг за другом, в сжатые сроки.
Проектирование календарных планов – творческий процесс; календарные планы составляют не по шаблону, а методом последовательных вариантов – до тех пор, пока не найдут оптимальный вариант.
Сводный календарный план включает перечень, объектов и основных работ на них, объемы работ в стоимостном выражении, продолжительность строительства объектов и сроки выполнения работ. Часто составляется сводный график движения рабочих кадров.
Исходными материалами для разработки сводного календарного плана служат: сроки ввода в эксплуатацию всего строительного комплекса и его отдельных очередей, материалы предпроектных изысканий, проект организации строительства (ПОС), строительный генеральный план, схематические чертежи основных сооружений и сводный сметный расчёт.
Сводный календарный план составляют на весь период с разбивкой по годам, кварталам или месяцам в зависимости от общей продолжительности строительства.
При составлении сводного календарного плана распределяются объемы Финансирования по основным объектам и работам. Строительство основных объектов следует планировать после выполнения всех или главной части работ подготовительного периода. Работы подготовительного периода в сводном плане указываются в первой строке.
Начало основных работ должно быть увязано природно-климатическими особенностями района строительства, начало бетонных работ — со строительством бетонного хозяйства и возведением временных зданий и сооружений. На зимний период следует планировать работы, которые могут выполняться без существенного удорожания: земляные, монтаж сборного железобетона, каменные работы.
Распределение стоимости объектов и работ записывается в виде дроби: в числителе – общий объем капитальных вложений, в знаменателе – стоимость строительно-монтажных работ (СМР). Сумма стоимости по кварталам должна быть равна нормативной величине задела Kп.
Работы подготовительного периода в сводном плане указывают в первой
строке плана. В ликвидационный период входят сдача объектов в
эксплуатацию, реализация и передача другим организациям временных зданий
и сооружений, оборудования, инвентаря, материалов, разборка временных
сборных сооружений и установок. Работы этого периода указываются в
последней строке плана.
Объектный календарный план составляется при рабочем проектировании и является важнейшим оперативным документом. Исходные данные для его составления: рабочие чертежи сооружений объекта, ведомости объемов строительно-монтажных работ и календарные сроки строительства объекта, принятые в сводном календарном плане, данные проектных изысканий, характеристики материалов и сборных конструкций, сроки завоза материалов и оборудования.
В объектном календарном плане указывают наименования сооружений и работ, объем работ, профессии рабочих, наименование и количество машин, укрупненные нормы выработки на человеко-день или машино-смену, требуемое количество человеко-дней и машино-смен (на весь объем и на сутки), количество смен в сутки, продолжительность работы в рабочих днях (в сутках), суточные потоки работ, сроки выполнения отдельных работ – в виде графика. Единицами времени в графике служат месяцы и декады, а для небольших объектов – и рабочие дни.
Объектный календарный план составляют в следующем порядке.
1. Устанавливают номенклатуру работ с учетом принятых в проекте способов производства работ и распределения их между бригадами. При этом несколько рабочих процессов, которые могут быть выполнены комплексной бригадой одновременно (например, установка опалубки и арматуры в конструкцию, транспортирование и укладка смеси), укрупняют и показывают в плане одним пунктом (строкой), а работы, выполняемые в разное время различными бригадами, указывают в отдельных пунктах (строчках). В номенклатуру плановых работ входят также подготовительные и работы ликвидационного периода – в соответствии со сводным календарным планом.
2. Определяют объем работ и устанавливают способы их производства. Объемы работ выписывают из соответствующих ведомостей подсчета объемов или подсчитывают по рабочим чертежам в тех единицах измерения, которые указаны в используемых нормах (СНиП, ГЭСН, ТЕР). Способы производства работ, машины и инструменты, составы звеньев и рабочих операций указывают в пояснительной записке к ПОС или в технологических картах.
3. Подсчитывают трудоемкость работ, т. е. затраты рабочего времени на
выполнение единицы объема работ. Трудоемкость определяют по
нормативным сборникам с учетом планируемого перевыполнения норм или по
укрупненным нормам (например, по сметным нормам СНиП).
4. Устанавливают технологическую последовательность выполнения
работ по возведению отдельных частей сооружения в зависимости — от его
конструкции, метеорологических факторов, режима реки и т. д.
5. Назначают продолжительность отдельных работ с увязкой их между
собой в направлении максимального совмещения работ во времени с учетом
обеспечения требований техники безопасности. Интенсивность выполнения
работ принимают такой, при которой будет обеспечена равномерность
движения рабочих кадров и основных строительных машин.
Строительные и монтажные работы увязываются во времени. Запланированные продолжительности отдельных работ должны обеспечивать возведение объекта в срок, установленный сводным календарным планом. Анализом возможных вариантов продолжительности находят оптимальный. Большинство механизированных работ планируют двухсменными, а некоторые – даже трехсменными, например водоотлив из котлована или поливку уложенного бетона.
6. Составляют графики движения рабочих и основных строительных машин и графики завоза материалов с дальнейшей корректировкой плана. Графики движения рабочих (сводный и по основным профессиям) и основных строительных машин строят на основании произведенных ранее подсчетов трудоемкости работ и их продолжительности. Полученные графики укомплектовывают с целью ликвидации пиков и кратковременных понижений потребности в рабочих и машинах. Неравномерность сводного графика движения рабочих может вызываться чрезмерно высокой или, наоборот, заниженной продолжительностью отдельных работ в первоначальном варианте плана. В таком случае по возможности изменяют интенсивность работ, иногда меняют календарные сроки строительства и последовательность их выполнения (не нарушая, конечно, правильной технологической последовательности работ) или изменяют сменность отдельных работ.
Корректировка планов по срокам и ресурсам следующие: обязательное соблюдение директивного срока ввода в эксплуатацию как всего комплекса сооружений, так и отдельных его объектов; сокращение установленных сроков применением прогрессивных методов организации труда, современных машин и механизмов; соблюдение правильной технологической последовательности выполнения работ: максимальная механизация, работ; применение комплексной механизации; применение поточно-скоростных методов работ, сборных деталей и конструкций; обеспечение равнопоточности (равномерности) производства работ; круглогодичное производство строительных работ, обеспечение равномерной потребности в рабочих, строительных машинах и ресурсах; уменьшение потребности во временных сооружениях и зданиях за счет использования для нужд строительства возведенных в первую очередь постоянных объектов; учет метеорологических данных (периоды дождей и морозные периоды) и гидрологических условий (сроки наступления ледостава, ледохода, половодий и паводков, расходы и уровни воды в реках); увязка сроков строительства сооружений со сроками выполнения работ по освоению и использованию земель.
В итоге календарного плана показывается потребность в рабочей силе на каждый месяц, по которому строится график движения рабочих кадров на объекте.
На основании выполненных расчётов определяют основные технико- экономические показатели:
— общую стоимость строительства Собщ,
— себестоимость 1 м 3 проектного объема по сооружению
Су=Собщ/Vпр;
— выработку механизаторов на строительстве,
E=Vnp/T,
где Т — суммарное число человеко-дней по календарному плану;
— энергоёмкость рабочих процессов
где Ni — мощность двигателя машины, занятой производством работ, ti — продолжительность работы машины по календарному плану, Кн — коэффициент использования мощности двигателя, 0,6;
-энерговооруженность рабочих
Эр=?N/Nр,
где Np — количество рабочих, занятых на строительстве плотины.
2.2 Графики потребности в ресурсах
На основании сводного календарного плана составляется ведомость потребности в строительных материалах, деталях и конструкциях. Потребность в ресурсах подсчитывается по нормам расхода материалов на 1 млн. руб. стоимости строительно-монтажных работ. Ведомость потребности в материалах составляется с разбивкой по кварталам.
Изменение потребности в ресурсах можно показывать в виде дифференциальных или интегральных графиков, по которым судят о равномерности потребления, выявляют недостатки или избытки наличных ресурсов.
Общий график движения рабочих в период наибольшего разворота работ не должен иметь отклонении более чем 15 – 20% в одну или другую стороны. Этот период должен быть длительным, так как общежития, столовые и другие обслуживающие объекты во временном поселке считываются на максимальное количество рабочих и неполная их загрузка вызовет удорожание строительства. Укомплектование графика облегчается при совмещении профессий. Затем определяют среднее количество рабочих делением трудоемкости работ в человеко-днях на продолжительность строительства объекта в рабочих днях. Разделив максимальное количество рабочих на среднее их количество, получают коэффициент неравномерности движения рабочих, который в среднем не должен быть большим 1,5 – 1,8.
После укомплектования сводного графика строят графики движения рабочих по основным профессиям. Обязательным условием составления этих графиков является исключение кратковременных пиков или понижений, т. е. достижение равномерности, так как прием рабочих или перевод их с других объектов на короткие периоды в действительности невозможны. Количество занятых бригад или звеньев данной профессии может меняться только через длительный промежуток времени – после начала нового комплекса работ на объекте. Колебания, в графиках допускаются не более 10 – 15%; они обусловлены выполнением мелких неучтенных работ, а также перевыполнением норм выработки. График должен обеспечить полную загрузку работой всех рабочих.
Основными требованиями при составлении графиков работы
строительных машин также являются равномерность использования и полнота
загрузки их. Планировать работы передвижных машин допускается с
перерывами, если во время перерывов машины могут быть использованы на
других близлежащих объектах строительства.
Потребность в транспортных средствах определяют расчетом при наличии сведений об объемах перевозимых грузов в определенном направлении (грузопотоках) и расстояниях перевозки. При отсутствии таких данных в учебных работах можно пользоваться нормативами на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ с приближёнными сведениями об объёмах перевозок.
Потребность в автомобильном транспорте устанавливают в расчётах по видам: бортовые автомобили, автосамосвалы и специальные транспортные средства и т. п.
Автосамосвалы подбирают в соответствии с грузоподъемностью, принятой при формировании экскаваторных комплектов. Необходимая общая грузоподъемность автомобилей (G, т) вычисляется по формуле
G=A/qн.
где А — сметная стоимость для года с максимальным объемом, млн. руб.;
q н — норматив на 1 млн. руб. СМР), автотонн.
Потребность в строительных кадрах определяется на основе сводного календарного плана и плановой нормы выработки рабочего в год. Число рабочих (Np), занятых на строительно-монтажных работах, определяют по формуле:
NP=A/B
где А — сметная стоимость строительно-монтажных работ для года с максимальным объемом, тыс. руб.; В — годовая выработка одного рабочего, тыс. руб., можно назначать в пределах 660 — 900 тыс. руб.
Общая численность работающих на строительстве вычисляется по
формуле:
Nобщ
где Nобщ — общая численность работающих на строительстве, чел; ,, — коэффициенты, учитывающие соответственно количество ИТР (8%), служащих (5%), младший обслуживающий персонал (2%); – коэффициент, учитывающий людей, находящихся в отпуске выполняющих регламентированные общественные обязанности, больных (5%).
2.3 Проектирование потомного строительства
Применение принципов поточного производства целесообразно в любых условиях характеризующихся однородными производственными процессами.
Сущность производства работ поточным методом заключается в том, что однородные строительные работы расчленяют на отдельные простые производственные процессы (операции), выполнение которых поручают специализированным звеньям или бригадам рабочих-строителей, работающих с помощью механизмов, инструментов и приспособлений.
Равномерность и непрерывность производственных процессов достигается: расчленением процессов на более простые составляющие элементы; разделением труда между исполнителями; увязкой отдельных строительных процессов во времени и пространстве; равномерным выпуском готовой продукции.
Строительный поток представляет собой развивающийся во времени и пространстве производственный процесс. Он может быть представлен в виде линейных графиков (рисунок 1) или циклограммы (рисунок 2), на которой по оси абсцисс откладываются время, а по оси ординат – единицы строительной продукции.
Технологический процесс производства, разделенный на некоторое число составляющих, отображен на графике параллельными наклонными линиями. Если каждую составляющую назвать частным потоком, то есть строительный поток можно рассматривать как сочетание ряда последовательно включаемых и параллельно выполняемых частных потоков в составе общего потока.
Рисунок 1 — Поточный метод строительства
Рисунок 2 — Циклограмма строительного потока
Основная закономерность частного потока выражается зависимостью t=m*k, закономерность общего потока T = k*(m + n — 1), где: k — ритм потока, или модуль цикличности: t – продолжительность частного потока: m – количество захваток: n – количество частных потоков.
Захватка это единица продукции потока. В качестве захватки принимают небольшое сооружение, типовую секцию или пролет, т.е. равновеликие по трудоемкости участки объекта.
Каждый частный поток характеризуется числом исполнителей:
N = Pч/(ts) =Pч/(mks)
где: Рч — объем работ в частном потоке на m захватках; s — выработка одного исполнителя за единицу времени в единицах объема работ.
Количество частных потоков (бригад) в строительном потоке
n = Т/(с+l-m). Обязательное условие поточности – равномерный выпуск продукции.
Поэтому величина, определяющая равномерный выпуск продукции, является основным показателем потока. Таким показателем считается интенсивность (мощность) потока, которая выражает объем продукции Р, выпущенной потоком за единицу времени.
Интенсивность частного потока
выражается в кубических метрах бетона в смену, количестве установленных колонн в смену и т. д.
Интенсивность строительного потока
I = P/T = P/[k(m + n – 1)]
выражается в единицах строительной продукции (1 м 2 общей площади здания в день, 1 м 2 строительного объема здания в день и т. п. или в стоимостном выражении, тыс. руб./год).
Строительный поток развивается в три этапа (см. рис. 15.2): период разворота производственной мощности Траз, период установившегося потока Туст и период сворачивания работ Тсв. В период разворота в поток последовательно включаются новые бригады машины, увеличивается потребление ресурсов производства. В период сворачивания происходит «выключение» бригад и, соответственно, сокращается потребление ресурсов. Период установившегося потока характеризуется равномерным использованием производственных ресурсов.
Из графика расхода ресурсов следует
Туст = Т – 2 Траз = k(m + n–l)–2k(n-l) = k (m – n + 1).
Потоки продолжительностью более одного года считаются долговременными, менее одного года – кратковременными. Долговременные и непрерывные потоки позволяют полнее использовать трудовые и материальные ресурсы. Закономерности, характеризующие развитие потока в пространстве и времени, называются параметрами потока. Параметры можно разделить на три группы: пространственные (захватка, фронт работ, делянка, ярус), технологические (число частных потоков, объёмы работ, трудоемкость, мощность потока), временные (шаг потока, модуль цикличности, темп потока и др.).
Шаг потока k0 – промежуток времени между смежными частными потоками. Через этот интервал бригады включаются (шагают) в поток. В организации поточного строительства шаг потока не имеет решающего, самостоятельного значения: k0 = с – к, где коэффициент с > 1 и всегда целое значение; k – модуль цикличности, который служит для измерения продолжительности потока (обычно это продолжительность ритмичного частного потока на одной захватке). Если продолжительность частных потоков на захватках меняется, то модулем цикличности является его наименьшее значение.
Значение модуля цикличности влияет на срок работ больше, чем значения других параметров T = k(m + n – 1), поскольку входит в формулу в виде сомножителя к сумме других величин.
Следовательно, для сокращения работ значение модуля цикличности нужно уменьшать. Предельным уменьшением модуля цикличности считается одна смена, так как дальнейшее уменьшение приводит к потере времени на переходы с захватки на захватку в рабочее время.
Для уменьшения модуля цикличности можно увеличивать количество исполнителей или принимать в качестве частных потоков простые рабочие процессы или операции, что приводит к разделению сложных процессов и сопровождается более глубокой специализацией.
При определении параметров потоков необходимо также учитывать технологические и организационные перерывы, которые могут возникнуть при производстве работ. Так, в ритмичном специализированном потоке после выполнения бетонирования (поток 4) должен быть сделан технологический перерыв tтех на твердение бетона. Тогда продолжительность специализированного потока Т = k (m + n – 1) + tтех.
При наличии ряда перерывов Т = k (m + n – 1) + ?tтех + ?tорг
?tтех и ?tорг – соответственно продолжительность технологических и организационных перерывов; в сумме tобщ.
Число захваток m = (Т – ?tобщ) / (k + 1 – n), интенсивность потока
I = P / [k (m + n – 1 + ?tобщ / k)] и т.д. Продолжительность специализированного потока с кратным ритмом Т= k (cm + n – 1).
Продолжительность специализированного потока можно изменить, если провести уравновешивание потоков, т.е. установить общий темп работ. Например, вместо одного потока с модулем цикличности 2k можно создать два переменных частных потока с тем же модулем, но с включением половины захваток.
Один из потоков осуществляется на нечетных захватках, второй – на четных. Такое уравновешивание можно осуществить благодаря увеличению количества бригад или двухсменной работе. Можно привести частные потоки к
общему замедленному темпу для чего ускоренные частные потоки выполнять с перерывами. Срок работ при этом остается прежним.
Циклограмма объектного потока
Т, сут.
График движения рабочей силы на объекте
Тфакт = 24,3 сут.
Рисунок 4 — Циклограмма объектного потока (а), графики потребности в основных механизмах (б) и движения рабочей силы (в)
На основании данных расчетных таблиц строятся циклограмма объектного потока, графики потребности в основных механизмах и движения рабочей силы (рисунок 4).
2.4 Генеральные строительные планы, схемы производства работ
Генеральные строительные планы разрабатывают для отдельных стадий и периодов строительства. Генеральный строительный план представляет собой план строительной площадки, на которой будет возводиться сооружение. На нем показывают строящиеся, существующие, сохраняемые и подлежащие сносу сооружения и конструкции, площадки, на которых будут располагаться склады строительных материалов, временные административные, хозяйственные и бытовые помещения. Изображают временные и постоянные дороги и проезды, сети водоснабжения и энергоснабжения.
Временные здания и сооружения располагают так, чтобы были созданы наиболее благоприятные условия работ поточным методом с максимальной их механизацией и с наименьшим числом перегрузочных операций.
Масштабы стройгенплана, входящего в состав проекта организации строительства, принимают соответственно масштабу генерального плана. Масштабы стройгенпланов объектов и комплексов объектов, входящих в состав проекта производства работ, принимают в пределах 1:200 – 1:500.
Генеральный строительный план составляют с учетом требований «Правил противопожарной безопасности при производстве строительных и монтажных работ».
Кроме этого, на стройгенплане предусматриваются необходимые меры и достаточная информация по технике безопасности.
Строительный генеральный план не остается неизменным. По мере выполнения строительных работ на нем происходят изменения, так как меняются места складирования материалов, изменяется количество и вид механизмов, разбираются некоторые временные здания и сооружения, так как в них уже нет необходимости.
Составление генерального плана рекомендуется начинать с размещения строящихся и существующих зданий, проездов. Затем размещают подъемные устройства и различные положения механизмов при работе. Места складирования материалов, не требующих хранения в закрытых складах, располагают в непосредственной близости от подъемников или в зоне их действия.
Чертежи генерального строительного плана сопровождают экспликациями временных зданий и сооружений, условными обозначениями и схемами раскладки материалов и изделий и другими необходимыми данными.
Схемы производства работ позволяют четко выдерживать сроки строительства, работать экономично, с максимальным эффективным использованием строительных машин и механизмов.
Эти схемы выполняют в виде планов и разрезов. Наиболее удобным считается масштаб 1:100 и 1:200.
Рисунок 5 – Стройгенплан сооружения
1 – возводимое сооружение; 2…18 – места складирования материалов;
19…21 – временные помещения.
На схемах производства работ показывают контуры строящегося сооружения и его элементы. Схематично показывают контуры строительных машин и стрелками пути их следования. Здесь же указывают места стоянки строительных машин и механизмов.
На схеме производства работ показывают расположение подмостей, строительного оборудования и инвентаря, используемого при производстве строительно-монтажных работ. Также указывают размеры, связанные с изображаемыми строительными процессами. Это могут быть расстояния между местами остановок строительных машин и механизмов, размеры площадок для складирования материалов и др.
На схеме могут быть даны спецификация строительных элементов, перечень механизмов и оборудования, условные обозначения и необходимые примечания. Схема производства работ может содержать разбивочные оси, размеры и положение секущей плоскости. Если существует необходимость, то к схеме прикладывается монтажная ведомость. Иногда приводятся графики зависимости грузоподъемности крана от вылета крюка и примечания.
Контрольные вопросы:
1. Что такое календарный план строительства?
Источник: nashaucheba.ru
Логистические системы в строительстве
Введение
1. Теоретические основы логистики
1.1 Основные понятия логистики
1.2 Принципы и показатели логистики
1.3 Логистические издержки
2. Управление временем процессов в логистике
2.1 Время логистического процесса и повышение
конкурентоспособности предприятия
2.2 Виды временных циклов в логистике
3. Логистика в строительстве
Заключения
Список литературы
Работа содержит 1 файл
Рис. 2 Принципиальная схема обеспечения строительных
объектов железобетонными изделиями по принципу
В обозначенном на схеме информационном центре сосредоточивается и обрабатывается информация о потребности строительных объектов в тех или иных железобетонных изделиях, информация о наличии действующего парка панелевозов, а также о производственных мощностях заводов. Информационный центр ежедневно разрабатывает графики доставки железобетонных конструкций с указанием поставщика и получателя каждой детали, а также номера автомобиля, осуществляющего перевозку. Графики разрабатываются с точностью до минут. Железобетонная панель доставляется с завода на строительную площадку к тому моменту, когда монтажникам нужно устанавливать именно ее, и подается на возводимый этаж здания прямо «с колес», т. е. непосредственно из автомобиля-панелевоза.
Логистическая организация доставки железобетона позволяет устранить необходимость выгрузки и хранения конструкций на строительной площадке, следовательно, уменьшается потребность в запасах, а также потребность в размерах самой площадки. Дом может возводиться среди деревьев, а не среди территории, заставленной не вовремя завезенными или бракованными строительными конструкциями. Сокращается потребность в людях, технике, финансах. Экономические и экологические преимущества очевидны.
Обязательные условия функционирования системы:
- наличие транспорта, технических средств на заводах и строительных объектах, технологически сопряженных друг с другом, а также с параметрами железобетонных изделий (техника);
- четко определено, кто и что должен делать, как делать, в какой последовательности (технология);
- решена транспортная задача, т. е. задача оптимизации маршрутов движения автомобильного транспорта, составлены графики доставки (математика);
- экономические интересы участников взаимоувязаны
(экономика).
Результатом функционирования системы является наличие НУЖНОГО ИЗДЕЛИЯ, В НУЖНОМ КОЛИЧЕСТВЕ, НУЖНОГО КАЧЕСТВА, В НУЖНОЕ ВРЕМЯ, В НУЖНОМ МЕСТЕ, С МИНИМАЛЬНЫМИ ЗАТРАТАМИ.
Отсутствие логистической организации участников строительного конвейера образно показал Аркадий Райкин: « Раствор есть, кирпича нет – сижу, курю. Кирпич есть, раствора нет – сижу, курю. Раствор есть, кирпич есть, обеденный перерыв сижу, курю ».
3. Логистика в строительстве
Логистические системы строительства следует рассматривать в контексте общей теории логистических систем. По видам потоков логистические системы можно разделить на следующие: материальные, финансовые, информационные потоки и потоки трудовых ресурсов.
Логистические системы материальных потоков, или, другими словами, материальные логистические потоки опосредуют все движения материальных ресурсов строительных организаций и предприятий (фирмы) от их закупок до сбыта готовой продукции (здания и сооружения).
- логистическая система финансовых потоков (или финансовая логистическая система) опосредует все движения финансовых ресурсов, связанных с производством и реализацией строительной продукции.
- логистическая система информационных потоков (информационная логистическая система) опосредует процессы как простого, так и расширенного воспроизводства строительной фирмы.
- логистическая система потоков трудовых ресурсов (трудовая логистическая система) опосредует все разнообразие их миграции в строительной фирме.
В соответствии с дифференциацией логистик по стадиям строительного производственного цикла можно рассматривать такие логистические системы, как:
– системы закупочной логистики, которые организуют истоки закупок материально- технических ресурсов и производственно- технологической комплектации строек, а также сопровождающие потоки финансовых, информационных и трудовых ресурсов;
– системы предпринимательской (производственной) логистики, которые организуют потоки ресурсов предприятий строй-индустрии и строительной фирмы в процессе производства строительных конструкций, изделий и других материалов, проектно-конструкторских, строительно-монтажных и пусконаладочных работ;
– системы распределительной (сбытовой) логистики, которые организуют потоки готовой строительной продукции, работ и услуг, предоставляемых потребителям, а также сопровождающие их потоки финансов, информации и трудовых ресурсов;
– системы транспортно-складской логистики, которые организуют грузопотоки и внутрискладские потоки строительной фирмы.
Классификацию логистических систем строительной фирмы можно продолжить и по другим признакам, например таким, как стадии инвестиционного процесса, этапы жизненного цикла строительной продукции и т.п.
Предметом логистики является комплексное управление всеми материальными и нематериальными потоками в системах.
Будучи одним из крупнейших субъектов конечного потребления материальных ресурсов, строительный комплекс в наибольшей степени должен быть заинтересован в эффективных формах их приобретения в рациональном использовании.
Решение этих задач применительно к разным видам ресурсов имеет свою специфику. Для машин и оборудования, подлежащих монтажу, используемых в процессе выполнения строительных работ, наиболее эффективной является лизинговая форма приобретения. Ее развитие в России в условиях ограничениях инвестиционных ресурсов и платежного кризиса особенно актуально. Кроме того, для машин и оборудования, подлежащих монтажу, это организация поставок с максимальным приближением к моменту сдачи техники на монтаж.
Для материалов, строительных конструкций и деталей первостепенное значение имеет рационализация материальных потоков с целью минимизации связанных с ними затрат, что предопределяет целесообразность и необходимость применения логистики как эффективного научного инструментария управления формированием и движением материальных потоков.
Рынок строительных материалов и отрасль капитального строительства составляют сейчас сегменты хозяйственно-экономического комплекса России, в которых сложились условия, достаточные для продвижения логистической политики.
Предприятия промышленности строительных материалов и строительной индустрии располагают значительными резервами неиспользуемых производственных мощностей, и многие во имя их полной загрузки готовы к сотрудничеству с покупателями, исходя из удовлетворения повышенных требований со стороны спроса.
Имея четко выраженную продуктивную неоднородность в процессе строительного цикла, состав материалов на кажд°й стадии цикла изменяется. Поэтому для каждого этапа строительного цикла необходимы адекватные ей логистические решения. Если в промышленности отправным моментом для диетического решения является продукт, то в строительстве это стадия строительного цикла.
Материальный поток в строительстве непрерывно меняет свою пространственную направленность по мере перемещения производства работ с одного объекта на другой или разветвляется в пространстве при одновременном возведении нескольких объектов. Из этого следует, что по одним и тем же материалам производитель работ должен использовать различные логистические решения, что не исключает их совпадение в сходных условиях.
Важной составной частью поиска эффективных решений в области материально- технического обеспечения является построение рациональных логистических решений, т.е. определение состава и характера деятельности хозяйственных структур, участвующих в движении материального потока.
В заключение следует отметить следующее: переход к рыночной экономике в корне изменил характер взаимоотношений в строительном комплексе, в том числе в области его материального обеспечения. В условиях экономики рыночного типа главной проблемой для поставщиков стала организация сбыта продукции, а для потребителей — минимальные затраты на ее приобретение. Перед строительным комплексом стоят задачи выбора эффективных форм их приобретения и рационального использования. По машинам и оборудованию в решении этих задач большая роль принадлежит развитию лизинга, по материалам и строительным конструкциям — эффективной организации материальных потоков, что связано с применением в практике материального обеспечения методов логистики.
В данном курсовом проекте были рассмотрены основные теоретические и практические вопросы разработки основных элементов логистической системы в строительстве.
Анализируя работу предприятия, можно сделать вывод, что для правильного расчета объемов закупок сырья и производства необходимо учитывать основные материальные потоки логистической системы предприятия. Расчет потребности в материальных ресурсах в сфере закупочной логистики выявил необходимость планирования оптимального объема производства и материальных ресурсов.
В данной курсовой были рассмотрены такие аспекты, как:
В первой главе рассматривается логистика как наука, в ней были раскрыты основные понятия логистики, показатели логистики, такие как время поставки, точность, верность, обязательность, готовность к поставке, качество поставок и т.д. Так же принципы логистики, логические издержки, способы снижения уровня логистических затрат.
Во второй главе раскрывается тема управления временем процессов логистики, виды временных циклов в данной науке.
И наконец, в третьей, заключающей главе, рассматриваются логистические системы в строительстве.
В заключение, можно сказать, что область логистики охватывает практически все сферы производства каждого предприятия: управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами; информационное обеспечение, коммерческая деятельность и многое другое. Задача руководства — разработать единую логистическую систему, что позволит добиться большей эффективности и снизить производственные затраты.
Список литературы
1. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для высших и средних учебных заведений — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. — 408 с.
2. Логистика: Учебник / Под ред. Б. А. Аникина — М: ИНФРА-М, 2002. — 368 с.
3. Неруш Ю.М. Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2003.-495 с.
4. http://www.logsystems.ru/ articles/logistic-systems
5. http://www.readywork.ru/works. php?w=2894
6. http://etelien.ru/Collection/ 40/40_00109.htm
7. http://www.mirrabot.com/work/ work_15536.html
8. http://www.refantik.ru/10/ 1038/
9. Гаджинский. А. М. Логистика: Учебник. – 11 – е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.
10. Ардатова. М. М. Логистика в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.:
ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
11. Сергеев З.И. Менеджмент в бизнес логистике. 2004
12. Клос, Бауэрсокс. Логистика, цепь интегрированных поставок
13. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС. -Ростов, 1992.
14. Логистика: Учебное пособие / Под ред. проф. Б.А. Аникина. — М.: ИНФРА-М, 1997.
15. Плоткин Б.К. Основы логистики: Учебное пособие / ЛФЭИ. — Л., 1991.
16. Рейфе М.Е. Организация развития логистической деятельности на оптовом рынке – СПб, 1996.
17. Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. — М.: Экономика, 1995
18. Смехов А.А. Логистика и транспорт. — М.: Транспорт, 1993
19. « Бизнес и логистика-2001»: Сборник материалов Московского Международного Логистического Форума. Москва, 2001
Источник: www.stud24.ru
Логистический подход к совершенствованию управления материально-техническим обеспечением строительных предприятий
В современных условиях развития экономики, в условиях жесткой конкуренции, в котором находится Россия сегодня, довольно актуальным стал вопрос об экономии и рациональном использовании материальных ресурсов.
Материально-техническое обеспечение является формой распределения средств производства на основе организационных связей и договоров между поставщиками и потребителями непосредственно или через посредника. Оно в значительной мере предопределяет результативность строительного производства, оказывая непосредственное воздействие на использование производственных фондов, ритмичность производства строительно-материальных ресурсов, себестоимость, производительность труда, продолжительность строительства и другие показатели.
— в отсутствии серийного производства однотипной продукции (в отличие от промышленности), а также в возведении на одной площадке различных типов зданий и сооружений, что обуславливает состав материальных ресурсов, необходимых для выполнения строительно-монтажных работ в зависимости от назначения сооружаемых объектов;
— в изменении количества и ассортимента потребных материалов, конструкций, изделий по отдельным периодам применительно к соответствующему этапу сооружения объекта;
— в неравномерности объемов выполняемых строительных работ по периодам года под влиянием климатических условий, вследствие чего наблюдаются существенные различия в потреблении материалов и изделий в течение года;
— в рассредоточении объектов строительства на большие расстояния от центра управления, что предопределяет трудности в организации обеспечения строек;
— в изменении дислокации строительных организаций в связи с переходом строителей с одной площадки на другую, что вызывает необходимость создания временных складских помещений и изменения схем перевозок материальных ресурсов
Строительство как система воспринимается в первую очередь через материально-техническое обеспечение стройки.
Для того чтобы построить любые здания и сооружения, необходимы в нужном количестве строительные материалы, конструкции и изделия, сырье и технологическое оборудование и др., которые предусмотрены проектом на строительно-монтажные работы. Процесс организации строительного производства предусматривает четкую поставку этих ресурсов в заданном объеме, указанные сроки и соответствующего качества.
Под материально-технической базой строительства понимают систему предприятий и хозяйств, включающую как сами строительные организации, так и предприятия, их обслуживающие.
Обычно в такой системе выделяют три звена:
· Строительно-монтажное звено включает строительно-монтажные организации, непосредственно осуществляющие строительство.
· Промышленно-производственное звено (база стройиндустрии) обеспечивает строительно-монтажное звено «сырьем», т.е. строительными материалами изделиями и конструкциями. Это предприятия-производители продукции, потребляемой стройкой: карьеры по добыче песка, щебня, заводы по производству сборных железобетонных изделий, кирпича, промывочно-сортировочные заводы, растворо-бетонные и асфальто-бетонные узлы, предприятия (мастерские) по изготовлению арматуры, опалубки, столярных изделий, сантехнических изделий и т.д.
· Инфраструктурное звено (вспомогательная база) обеспечивает взаимодействие и нормальную работу строительно-монтажного и промышленно-производственного звеньев. В него входят в основном предприятия, не производящие продукции, а выполняющие те или иные технические услуги. Это предприятия по обслуживанию и ремонту строительных машин, склады, транспортные предприятия, организации, обеспечивающие производственно-технологическую комплектацию материалов и конструкций, посредники в приобретении материалов, рабочие поселки для строителей и организации, обеспечивающие нормальные социально-бытовые условия, инженерные коммуникации, к инфраструктурному звену часто относят организации, ведущие профессиональную подготовку и переподготовку кадров.
В общем случае материально-техническое обеспечение строительства включает следующие сферы деятельности:
· производственно-технологическую комплектацию, т.е. выбор последовательности поставок, распределение их по объектам, увязку с принятой технологией СМР;
· складирование и хранение материалов и изделий;
· инструментальное хозяйство и служба технологической оснастки;
Основными функциями материально-технического обеспечения строительного производства являются:
· обеспечение строительных потоков необходимым сырьем, полуфабрикатами и деталями;
· хранение, обработка и подача сырья по заявкам потребителей – строительно — монтажных организаций;
· обеспечение инструментами, приспособлениями и ремонт технологического, энергетического, транспортного и другого оборудования, уход и надзор за ними, постоянное подержание оборудования в рабочем состоянии;
· обеспечение предприятия электрической и тепловой энергией, сжатым воздухом и водой; перемещение грузов внутри площадки и вне ее; проведение всех погрузочно-разгрузочных работ.
Система материально-технического обеспечения включает поставки материальных ресурсов для государственных нужд, оптовую торговлю технологическим оборудованием, строительными материалами, конструкциями и деталями, торговлю строительными материалами, конструкциями и деталями через систему строительных бирж, торговых домов и посреднических предприятий
В современных условиях материально-техническое обеспечение строительных организаций направлено на:
· своевременное обеспечение строительного производства необходимыми видами ресурсов требуемого качества и количества;
· улучшение использования ресурсов: повышение производительности труда, фондоотдачи, обеспечение ритмичности строительных процессов, сокращение оборачиваемости оборотных средств, полное использование вторичных ресурсов, повышение эффективности инвестиций и другие показатели;
· анализ организационно-технического уровня строительного производства и качества строительно-монтажных работ (услуг) своей организации и у конкурентов, позволяющих разработать предложения по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции — зданий и сооружений (услуг) и др.
Для этого в строительной организации необходимо постоянно выполнять следующие работы:
· проведение маркетинговых исследований рынка поставщиков строительных материалов, конструкций, изделий, полуфабрикатов и др. оказание услуг). Выбор поставщиков рекомендуется осуществлять исходя из следующих требований: наличие у поставщиков лицензии и достаточного опыта работы в данной области, высокий организационно-технический уровень производства, надежность и прибыльность работы, обеспечение конкурентоспособности выпускаемых строительных материалов и др., приемлемая их цена, простота схемы и стабильность их поставок;
· нормирование потребности в конкретных материально-технических ресурсах;
· разработка организационно-технических мероприятий по снижению норм и нормативов расхода материально-технических ресурсов.
Рассмотрение строительного комплекса в целом и составляющих его компонентов позволяет сделать вывод, что строительство можно отнести к системе, включающей совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных потоков. Основными из них являются: потоки информации, материально-технических и финансовых ресурсов. Для достижения необходимых результатов по сокращению сроков строительства зданий и сооружений, улучшению их качества с приемлемыми затратами в первую очередь требуется оптимизация и рационализация указанных и других экономических потоков. В строительных организациях и предприятиях строительной индустрии экономическими потоками можно считать взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы движения собственных и привлеченных ресурсов для достижения их целей.
Развитие системы материально-технического обеспечения строительства предусматривает создание такой организационной структуры и экономического механизма управления ресурсным обеспечением, которые бы отвечали требованиям интенсификации производства, расширения масштабов строительства и повышения эффективности инвестиционного процесса, сокращения его продолжительности, снижения стоимости, материалоемкости и трудоемкости строительства.
Перестройка системы материально-технического обеспечения идет в настоящее время одновременно в трех основных направлениях:
· ускоренный и широкомасштабный перевод строительных организаций на снабжение материалами через оптовую торговлю.
· повышение эффективности и повсеместное внедрение прогрессивной отраслевой системы производственно-технической комплектации строек индустриальными конструкциями, деталями и изделиями с повышенной технологической готовностью.
· реконструируемых предприятий и объектов непроизводственного назначения, в первую переход на новые эффективные формы и методы комплектования технологическим, инженерным и другими видами оборудования строящихся и очередь объектов, строящихся методом «под ключ».
С учетом новых требований к материально-техническому снабжению предусматривается перестроить систему складского снабжения, превратить базы территориальных органов из простых хранилищ продукции в мощные производственные комплексы, которые по заказам потребителей должны осуществлять самые разнообразные операции по повышению производственной готовности материалов.
Это выгодно как потребителям, так и изготовителям продукции, поскольку органы снабжения снимают с них часть забот и значительные производственные издержки по поставке материальных ресурсов, раскрою и расфасовке, соответствующим нуждам каждого потребителя.
Перед строительным комплексом (крупнейшим субъектом конечного потребления материальных ресурсов) в наиболее острой форме стоят задачи выбора эффективных форм их приобретения и рационального использования. По машинам и оборудованию в решении этих задач большая роль принадлежит развитию лизинга, по материалам и строительным конструкциям – эффективной организации материальных потоков, что связано с применением в практике материального обеспечения методов логистики.
Для материалов, строительных конструкций и деталей первостепенное значение имеет рационализация материальных потоков с целью минимизации связанных с ними затрат, что предопределяет целесообразность и необходимость применения в обеспечении строительства материалами методов логистики как эффективного научного инструментария управления формированием и движением материальных потоков.
Поэтому в современных условиях особую актуальность приобретает логистический подход к материально-техническому обеспечению, который нацелен на оптимизацию всех потоковых процессов и повышений эффективности организации всей системы материально-технического обеспечения.
Логистика охватывает как сферу производства, так и сферу обмена материальных благ. Она нацелена на создание и контроль деятельности единой системы управления производством и маркетингом, финансовыми и экономическими расчетами и обработкой необходимой информации. В логистике используются специфические понятия и математические модели, позволяющие в обобщенной форме решать вопросы организации производства, закупок сырья, его транспортировки, сбыта готовой продукции и т.д.
Рынок строительных материалов и отрасль капитального строительства являются сейчас теми секторами экономики, в которых уже имеются условия, достаточные для использования логистических решений в организации материальных потоков, в том числе товародвижения:
— на рынке строительных материалов наблюдается наиболее высокий (по сравнению с другими рынками средств производства) уровень конкуренции;
— предприятия промышленности строительных материалов располагают значительными резервами неиспользуемых производственных мощностей, и многие во имя их полной загрузки готовы с сотрудничеству с покупателями, исходя из удовлетворения повышенных требований со стороны спроса;
— значительная часть материального потока в инвестиционном процессе формируется внутри строительного комплекса и полностью зависит от действий звеньев и подразделений этого комплекса, выбора ими рациональных решений и их последовательной реализации;
— материальный поток в строительстве как отрасли конечного потребления части общественного продукта, начинаясь за ее пределами, завершается моментом использования материальных ресурсов, в процессе создания (обновления, ремонта) основных фондов. В промышленности же материальный поток не завершается созданием готового продукта в данном производстве, а лишь трансформируется в его движении в
другое производство в качестве элемента оборотных фондов. Поэтому применение логистики в строительстве не распространяется на продукт труда в этой отрасли;
— материальный поток в строительстве при создании того или иного объекта имеет четко выраженную продуктивную неоднородность в процессе строительного цикла. Как правило, состав материалов на каждой стадии цикла изменяется (при производстве фундаментальных работ, возведении стен, кровли, внутренних работах, строительстве коммуникаций и.т.п.). Поэтому для каждой стадии строительного цикла необходимы адекватные ей логические решения, которые могут принципиально отличаться друг от друга. Другими словами, если в промышленности отправным моментом для логического решения является продукт, то в строительстве – это стадия строительного цикла;
— материальный поток в строительстве непрерывно меняет свою пространственную направленность по мере перемещения производства работ с одного объекта на другой или разветвляется в пространстве при одновременном возведении нескольких объектов. Из этого следует, что по одним и тем же материалам производитель работ должен использовать различные логические решения, что не исключает и их совпадения в сходных условиях.
Концепция логистики включает систему более рационального планирования, организации и контроля в сферах производства и обмена продукцией для более полного удовлетворения потребительского спроса.
Реализация логистических концепций приводит к:
· уменьшению или вообще упразднению складирования материалов и полуфабрикатов (устанавливается такая система взаимосвязи поставщика сырья и производителя, при которой сырье и полуфабрикаты подаются непосредственно к месту производственного потребления в нужном количестве, в нужное время без складирования и т.д.);
· минимизации транспортных затрат (оптимизируются маршруты перевозок материалов и конструкций, при которых минимизируются транспортные затраты, ускоряется процесс доставки и т.д.);
· обеспечению устойчивости к различным изменениям внешней среды, в том числе спроса.
Однако негативно повлиять на процесс строительства могут две ситуации:
ü когда не достает в нужном объеме строительных материалов;
ü когда строительных материалов в избытке.
Последняя ситуация особенно нежелательна в случае, если строительство осуществляется один раз.
Именно логистический подход предусматривает способы обеспечения эффективности работы предприятия, т.е. достижении наилучшего результата с наименьшими затратами путем оптимизации потоковых процессов.
Хотя отдельные задачи логистики решались и ранее, однако в современной логистике они получили единую теоретическую основу, при которой открылась возможность эффективного решения множества новых, более сложных задач с учетом более широкого комплекса факторов. Будучи одним из крупнейших субъектов конечного потребления материальных ресурсов, строительный комплекс в наибольшей степени должен быть, заинтересован в эффективных формах их приобретения и рациональном использовании, поэтому совершенствование материально-технического обеспечения строительных предприятий является действенным «внутренним» резервом повышения эффективности функционирования строительных предприятий.
Таким образом, логистика как наука об оптимизации потоковых процессов служит основой повышения эффективности управления системой материально-технического обеспечения, а методология логистики позволяет осуществлять системную рационализацию сложных производственных систем, которая вооружает менеджеров предприятий современными методами повышения организованности производственных систем и позволяет эффективно завоевать конкурентные преимущества.
Источник: be5.biz
Транспортный поток: методы управления и современные системы организации
Поделиться
В статье рассказывается:
Транспортный поток – это явление, с которым ежедневно сталкивается каждый. Может показаться, что раз его участники автомобили, то и его регулирование происходит только ПДД. Однако на самом деле управление транспортным потоком – сложный процесс, на который влияет множество факторов.
Для эффективного разграничения движения транспортных средств и пешеходов необходимо использовать современные технологические решения. В нашей статье мы расскажем, что такое транспортный поток, какими характеристиками он обладает и что необходимо для его грамотной организации.
Определение транспортного потока
Что такое транспортный поток? Это совокупность транспортных средств одного вида, которые за установленный промежуток времени преодолевают определенный участок улично-дорожной сети.
Его величина зависит от пропускной способности дороги и перерабатывающих возможностей технических станций. Она прямо пропорциональна движению грузов (грузовому потоку).
Определение транспортного потока
В чем отличие транспортного потока от грузового и материального?
- Транспортный поток не всегда предполагает перевозку товара или материальных ценностей. Он может быть пассажирским или грузовым, пустым или груженым, а также смешанным.
- С точки зрения логистики каждый тип транспорта в транспортном потоке рассматривается отдельно.
- Движение в транспортном потоке осуществляется от пункта отправления до пункта назначения одного вида транспорта. В то время как перемещение материального потока предполагает путь от склада продавца до покупателя. Здесь задействуется транспортная инфраструктура и различные технические средства для погрузки и разгрузки подвижного состава конкретного вида транспорта.
Основные характеристики транспортного потока
Транспортный поток может полностью совпадать по точкам начала и окончания пути с материальным, тогда его называют непрерывным. Подразумевая перевозку груза одним конкретным видом транспортного средства «от двери до двери». Такой способ транспортировки актуален для автомобилей и иногда для железнодорожных поездов, если мы говорим об отправительских маршрутах. Это не самый распространенный с точки зрения логистики вариант, наиболее популярно перемещение материального потока с помощью нескольких видов транспорта. Тогда его называют прерывным транспортным потоком.
Основные характеристики транспортного потока
Существует уравнение, по которому можно вычислить транспортный поток:
N = DV,
где N — интенсивность транспортного потока, D — плотность, а V — средняя скорость транспортного потока.
Используя эти три основных параметра и формулу, вы можете определить характеристики потока. Если представлять среднюю скорость графически, то начало координат будет соединяться с точкой, которая определяет интенсивность и плотность (N/D) через тангенс угла наклона прямой.
Пропускная способность полосы или дороги — это, по своей сути, максимальная интенсивность движения. Она достигается только при плотном транспортном потоке.
Для того чтобы пропустить максимальное количество транспортных средств через трассу, нужно высчитать и установить определенный скоростной режим с помощью дорожных знаков. Он обеспечит нужную интенсивность.
Давайте рассмотрим конкретный пример. 2000 автомобилей в час — это максимальное количество транспорта для стандартной двухполосной дороги. С учетом ширины проезжей части 7-7,5 метров и благоприятных внешних условий. Такой показатель будет достигнут при средней скорости автомобиля 50-60 км/ч.
Еще одним важным показателем для регулирования транспортного потока является свобода обгонов. Это необходимо, поскольку на дороге одновременно находится разнородный состав транспорта. Например, легковые автомобили движутся значительно быстрее тяжелых грузовиков.
Чем выше интенсивность движения, тем больше потребности в обгонах возникает и тем меньше для этого возможностей у водителей. Поскольку снижается количество интервалов во встречном потоке, которые позволяют совершить маневр без угрозы для жизни.
Основные характеристики транспортного потока
Согласно статистике, для свободного обгона интервал во встречном потоке между автомобилями должен иметь расстояние, которое можно преодолеть за 20 и более секунд. Если он меньше 7 секунд, тогда это нарушает безопасность транспортного потока и обгон становится невозможным. Конечно, опытные водители с автомобилем, который имеет высокие динамические показатели, могут совершить маневр, но это слишком рискованно.
3 метода управления транспортным потоком
Каким образом можно регулировать транспортный поток? Существует три основных способа — изменение параметров движения, изменения направления и остановка транспортных средств. Как правило, в условиях города, ответственными за движение службами применяются все перечисленные методы.
Это основной метод по управлению транспортными потоками, знакомый нам с детства. Яркий пример его применения — это наличие светофоров на дорогах с тремя световыми сигналами (красный, желтый и зеленый). Они воздействуют на любой транспортный поток, проходящий через перекресток.
Эта система только на первый взгляд кажется простой. На самом деле управление светофорной сигнализацией требует больших навыков и имеет сложную структуру, обусловленные спецификой каждого объекта.
Основные компоненты, которые необходимо учитывать:
- время переходных интервалов или промежуточных фаз, когда происходит закрытие одного направления движения и подготовка к открытию другого;
- протяженность временного интервала, когда происходит смена разрешенных тактов (цикл регулирования);
- эффективное распределение длины цикла между фазами регулирования;
- разница во времени между переключениями фаз на соседних перекрестках, которые напрямую влияют на безостановочное перемещение транспортных средств по дороге;
- очередность открытия движения на перекрестке, которая обуславливается последовательностью фаз в цикле.
Помимо светофоров, для организации транспортного потока и остановки транспортных средств используются также другие элементы. Например, дополнением могут стать — управляемые дорожные знаки («въезд запрещен»), шлагбаумы и другие механические препятствия, светофоры для выделенного направления движения.
В применении этого подхода есть свои недостатки. Один из которых — повышение экологической нагрузки на окружающую среду из-за увеличения расхода топлива для старта после остановки.
В этом случае водитель транспортного средства не делает вынужденную остановку, а корректирует параметры движения. Это может быть использование специализированных дорожных знаков, вроде «Ограничение максимальной скорости» или ограничение относительно полосы движения.
Изменение параметров движения транспортного потока применяется не только для его гармонизации на полосах скоростных автомагистралей. Оно также имеет большое значение и работает в условиях городской среды. Здесь ограничение скорости может предупреждать водителя о сложном участке дороги или наличии другой опасности. Это является гарантией обеспечения безопасности всех участников дорожного движения.
Изменение параметров движения
Для повышения эффективности можно использовать не только классические, но и управляемые дорожные знаки со светодиодами. Они позволяют оперативно реагировать на изменения в транспортном потоке и менять информацию на табло по необходимости.
- Управление информацией и направлением движения.
Этот способ манипулирования транспортным потоком основан на своевременном получении водителем информации об условиях перемещения и изменении маршрута его движения. В обход того участка, где на данный момент образовался затор. Он все чаще используется в крупных городах для разгрузки дорог и магистралей.
Сюда входят два типа получения информации — индивидуальным транспортным средством (Vehicle Information and Communication System) и всем транспортным потоком сразу (Traffic Flow Information System).
Информационные табло и направляющие знаки располагаются:
- либо в каждом автомобиле при управлении индивидуальным транспортом;
- либо прямо рядом с дорогой при воздействии сразу на все средства транспортного потока.
Роль АСУДД в управлении транспортным потоком
Для начала давайте разберемся, что такое АСУДД? Это аббревиатура, которая расшифровывается как Автоматизированная Система Управления Дорожным Движением.
Еще 50 лет назад движение на дорогах было совершенно другим, не говоря уже о более ранних периодах, когда автомобилей почти не было. Трафик перемещений и количество транспортных средств постоянно увеличиваются, что требует грамотного подхода к управлению дорожным движением. Для этого и существует АСУДД.
Эта целостная система включает в себя отдельные компоненты, которые непрерывно и синхронно собирают и передают информацию в головной центр. Они анализируют состояние дорог, загруженность трафика, погодные условия и массу других показателей.
В последнее время АСУДД начинает активно применяться в разных регионах нашей страны. Автоматизация процессов позволяет снизить человеческий фактор и возможные ошибки, а также оптимизировать все процессы управления движением.
Вложения в оборудование быстро окупаются, поскольку отпадает необходимость содержать целые аналитические отделы. Ну и конечно, главным преимуществом будет развитие городских инфраструктур и повышение безопасности.
Роль АСУДД в управлении транспортным потоком
АСУДД состоит из нескольких программных и аппаратных компонентов. Каждый из них имеет свою функцию — они непрерывно собирают и анализируют информацию о движении на дорогах. Или же получают данные от других компонентов и работают с ними. В зависимости от своего наполнения АСУДД может выполнять разный функционал.
Основные задачи системы:
- Отслеживание погодных условий в конкретной географической точке и удаленно.
- Оценка качества дорожного покрытия на участке, где она установлена для оперативной замены и реагирования.
- Обмен данными и выгрузка информации в автоматическом режиме на сервер или в облачное хранилище.
- Визуальное наблюдение в режиме реального времени, передача видео и изображений с места установки оператору на контрольный пункт.
- Анализ и прогнозирование дорожной ситуации с учетом полученной информации за конкретный промежуток времени.
- Помимо вышеперечисленных пунктов, АСУДД может выполнять дополнительные функции — включать и выключать освещение, показывать данные на информационном табло и даже распылять химические средства в условиях плохой погоды.
Все будет зависеть от состава системы, который варьируется. К базовым компонентам относятся: программное обеспечение, которое контролирует работу аппарата, мониторинг погодных условий, датчики для сбора информации о состоянии дороги и движения, дополнительные табло.
Современный комплекс для решения задач в области управления транспортным потоком
Сейчас появляется все больше компаний, которые предлагают подобное оборудование. Необходимо отдавать предпочтение проверенным фирмам, которые давно на рынке. АО «ТРАССКОМ» осуществляет свою деятельность с 1999 года и имеет богатый опыт в области информационных технологий.
Компания выпускает собственные разработки, которые уже доказали свою эффективность на наших дорогах. Она предлагает комплексные инновационные решения, легко интегрирующие в улично-дорожные сети регионов, и обладает конкурентными преимуществами. Ведет подготовку сотрудников в области систем мониторинга, которые в любой момент окажут квалифицированную помощь.
Основными преимуществами продуктов, разработанных АО «ТРАССКОМ» являются:
- Надежность оборудования и программного обеспечения.
- Мобильность комплексов и многофункциональность систем.
- Отслеживание любых (даже удаленных) дорожных объектов с помощью искусственного интеллекта и термокартирования.
- Возможность автономной работы.
Разработка компании — мобильный комплекс дорожного мониторинга «Иней-М». Он стал настоящим прорывом в отслеживании состояния дорожного полотна. Устройство компактных размеров, его можно легко установить на любое транспортное средство (автобус, машину и так далее). «Иней-М» будет передавать данные в реальном времени прямо диспетчеру в любое время года без перебоев.
Продукты, предлагаемые АО «ТРАССКОМ», уже несколько десятков лет повышают безопасность на дорогах и позволяют значительно экономить бюджет. В некоторых регионах внедренные технологии и системы окупились за один год, а сейчас продолжают снижать издержки. Многочисленные отзывы — прямое тому подтверждение.
Специалисты компании создают технологии, действительно востребованные на рынке. Они сохраняют жизнь участникам дорожного движения и обеспечивают их комфорт, улучшая при этом производственные процессы.
Источник: trasscom.ru