Повышающие коэффициенты при капитальном строительстве

Содержание

Модератор: Модераторы

Применение коэффициента при капитальном ремонте 1,15 и 1,25

stroj-invest Чт Май 12, 2016 17:21

Добрый день! Просьба разъяснить следующую ситуацию:
Строительная организация проводит работы по Капитальному ремонту существующего здания больницы 1909г. постройки, (титул «Капитальный ремонт» прописан в проектной документации и Контракте).
По словам Заказчика, здание в 2-х летний период не эксплуатировалось, т.е. не присутствовал персонал и больные в этот период. Официального Разрешения на вывод здания из эксплуатации нет (либо временного вывода из эксплуатации).
При составлении смет и КС-2, ссылаясь на второй абзац п.2.2.5, Общих положений по применению территориальных сметных нормативов (ТСН-2001), Заказчик снимает коэффициент 1,15 и 1,25 на сборник ТСН-2001.3 ( строительные работы), и сборник ТСН-2001.4 (монтажные работы) и предлагает сделать типовой расчет на новое строительство, обосновывая это тем, что здание не использовалось в целях лечения больных и мед. персонал не присутствовал ( Заказчик считает данное обстоятельство признания здания не Эксплуатируемым).

Повышающий коэффициент при начислении платы за коммунальные услуги, порядок применения.


Правомерно ли Генподрядчик, выполняя работы по капитальному ремонту здания больницы, использует при расчете смет и КС-2 типовой расчет на ремонт и применяет коэффициенты 1,15 к затратам труда и заработной плате рабочих и 1,25 — к затратам на эксплуатацию машин на работы, выполняемые при ремонте аналогичные технологическим процессам, характерным для нового строительства и отсутствующим в сборниках на ремонтно-строительные работы ТСН-2001.6, т.е. к сборнику ТСН-2001.3.
Так же прошу Вас пояснить, может ли Генподрядчик применять коэффициенты 1,15 к затратам труда и заработной плате рабочих и 1,25 — к затратам на эксплуатацию машин на работы на сборник ТСН-2001.4.
Заранее спасибо.

Ваша реклама

Re: Применение коэффициента при капитальном ремонте 1,15 и 1

arbeiten Чт Май 12, 2016 17:44

Ответ на один из вопросов:

п.2.2.5 ТСН-2001.12.
2.2.5. При составлении сметной документации на ремонтно-строительные работы, независимо от применяемых расценок (монтажные, строительные и т.д.) действуют все положения, указанные в сборниках норм и расценок на ремонтно-строительные работы. Выполняемые при ремонте и реконструкции работы аналогичные технологическим процессам, характерным для нового строительства и отсутствующим в сборниках на ремонтно-строительные работы ТСН-2001.6, следует определять по соответствующим нормам и расценкам для нового строительства с применением коэффициентов 1,15 к затратам труда и заработной плате рабочих и 1,25 — к затратам на эксплуатацию машин. При этом накладные расходы и сметная прибыль начисляются в размерах, установленных для ремонтных работ.
(изменено в доп. 28):
Поправочные коэффициенты 1,15 к затратам труда и заработной плате рабочих и 1,25 — к затратам на эксплуатацию машин при определении стоимости ремонтно-строительных работ по расценкам сборников на монтаж оборудования ТСН-2001.4 (за исключением расценок сборника 10 на работы по электрической проверке, регулировке, тренировке и настройке оборудования и сооружений связи) применяются в тех случаях, когда работы по монтажу оборудования входят в комплекс работ по капитальному ремонту’ и реконструкции на объекте, находящемся в период проведения работ в эксплуатации; при выполнении выборочного капитального ремонта, например, замена только электрооборудования и электроосвещения.

Повышающие коэффициенты при отсутствии приборов учета и кто от этого выиграет


(доп. 28)
При комплексном капитальном ремонте или реконструкции объекта, не находящемся в период выполнения работ в эксплуатации, коэффициенты не применяются. Нормы накладных расходов и сметной прибыли в этом случае применяются как для нового строительства.

Re: Применение коэффициента при капитальном ремонте 1,15 и 1

stroj-invest Чт Май 12, 2016 17:59

Спасибо конечно. Вот только Заказчик пытается 2-й абзац п.2.2.5 привязать и к сборнику 3, ссылаясь раз здание не эксплуатируется, значит считаем как новое строительство.

Re: Применение коэффициента при капитальном ремонте 1,15 и 1

smet-consulting Чт Июл 25, 2019 7:11

Смета в ТСН.
1) Применяется коэф. 1,15 и 1,25 на демонтажные работы?
(В ФЕР коэф. 1,15 и 1,25 на демонтажные работы не применяются).

Re: Применение коэффициента при капитальном ремонте 1,15 и 1

Pavelsom Чт Июл 25, 2019 13:05

smet-consulting писал(а): Смета в ТСН.
1) Применяется коэф. 1,15 и 1,25 на демонтажные работы?
(В ФЕР коэф. 1,15 и 1,25 на демонтажные работы не применяются).

Источник: forum.smeta.ru

Персональный повышающий коэффициент к окладу: применение, установление, расчет, начисление, отмена

Высокая мотивационная составляющая работы в частных компаниях обеспечивается разными методами финансового и нематериального стимулирования (премии, бонусы, путевки, персональные скидки и т. д.). На этом фоне государственная служба, имея даже некий особый престиж, все равно считается максимально неудобной для развития потенциала работника. Для коррекции системы материального стимулирования в государственном секторе была разработана концепция персонального повышающего коэффициента. Это метод поощрения работников за добросовестное выполнение обязанностей, за инновационный подход к работе или за совмещение должностей.

Что такое персональный повышающий коэффициент (ППК)?

Трудовой Кодекс РФ гарантирует работникам бюджетных предприятий одинаковые условия труда и начисления равного оклада сотрудникам одного уровня. Но, такой пункт в некоторой мере демотивирует персонал, нейтрализуют финансовые стимулы работать качественно и старательно.

Чтобы внедрить возможность финансового стимулирования наемных работников за качественное выполнение своих обязанностей, было решено разработать систему персонального премирования с учетом повышающего коэффициента к окладу. Эта прибавка к заработной плате не только стимулирует рост профессионального мастерства и качества труда, но и обеспечивает дополнительную социально-экономическую защиту.

В ряде случаев ППК начисляется персоналу не только в качестве мотивирующего компонента, но и как поощрение за работу в режиме повышенной интенсивности (работа в ночное время, в выходные и т.д.).

повышающий коэффициент

Повышающий коэффициент – это персональная прибавка к жалованию, которая может быть установлена на определённый срок (на месяц, квартал или год). Начисление этой персональной надбавки необходимо включить в пункт трудового договора с работником и установить в положениях об оплате труда государственных компаний. Это положение разрабатывается в сотрудничестве с представительным органом работников (профсоюзом и т.п.)

В каких сферах распространено начисление ППК сотрудникам?

Повышающий коэффициент на оклад начисляется преимущественно работникам бюджетных учреждений. Этот вид стимулирования интенсивно используется на предприятиях сферы образования и охраны здоровья, и особенно, в воинских частях федерального или местного значения, для финансового поощрения работников среднего звена за качественную работу и дополнительные обязанности (внеклассная работа, дополнительные уроки, ночные смены).

Но, государственные учреждения в разных сферах могут прибегнуть к начислению ППК для сотрудников: в государственные музеях, библиотеках, фондах, научных институтах.

персональный повышающий коэффициент к окладу

Какие законы и нормативные акты регулируют назначение и отмену ППК?

Примерное положение, утвержденное приказом Минздравсоцразвития РФ № 463 н от 28.08.2008 года – это подзаконный акт, которым установлено право работодателей насчитывать персональный повышающий коэффициент к окладу.

Также нюансы назначения ППК оговорены в ряде статей Трудового Кодекса РФ: ст. 72, ст. 57, ст. 135.

В свою очередь начисление повышающего коэффициента не противоречит требованиям ст. 22 Трудового Кодекса.

Размер ППК насчитывается работнику в руководствуясь статьей 152 ТК.

 применение повышающего коэффициента

В образовательной сфере право работников на ППК также рассматривается в Указе Президента от 04.05.2015 №597 «О мероприятиях по реализации социальной политики».

Условия для применения ППК на оклад сотрудникам

Персональный коэффициент по занимаемой должности можно начислять всем сотрудникам, которые занимают должности, предусматривающие категорирование в пределах одного оклада.

ППК к окладу назначают служащим, чтобы подчеркнуть уровень их профессионального мастерства, уникальность умений, важность выполняемой работы, степень самостоятельности и профессиональный стаж в компании.

персональный повышающий коэффициент

ППК за выслугу лет рекомендовано назначать сотрудникам, которые занимают должность, в зависимости от суммарного количества лет, которые они проработали в федеральных государственных органах или их территориальных подразделениях.

Размер ППК, рекомендованный законодательством

Правомерным считается установление предельного персонального повышающего коэффициента к окладу служащего до 2,0 единиц равных самому окладу. Вполне объективная норма Положения оставляет за работодателем право рассчитать размер прибавки для каждого конкретного работника в рамках этого условленного законом диапазона.

Для работников университетов и премиальных исследовательских институтов максимальный размер ППК может составлять 3.0 в абсолютном размере для специалистов и высшего профессорского состава.

 повышающий коэффициент к окладу

Также для руководителей организаций, деятельность которых напрямую зависит от государственных дотаций и поступлений, настоятельно рекомендуется отказываться от фиксированных ставок ППК для работников. Потому что бюджетное финансирование – это весьма нестабильна категория дохода, оно может быть урезано, отсрочено, порой отменено. А работодатели не имеют права в одностороннем порядке изменять размеры ППК, если иное не было оговорено в трудовом договоре.

Государство дает возможность руководителям государственных учреждений премировать персонал весьма щедро, практически в двойном размере оклада (на 200% больше), но работодатель сам принимает решение о размере коэффициента для каждого работника исходя из размеров фонда оплаты труда.

персональный повышающий коэффициент

Какие схемы расчета ППК наиболее распространены на предприятиях?

В сфере образования и здравоохранения установлено, что выплаты мотивационного характера, к которым относиться повышающий коэффициент, должны быть установлены в процентном соотношении к окладу. Учитывая, что эти выплаты насчитываются за сложность выполняемой работы, трудовой стаж, наличие высшей категории, их рассчитывают путем оценки сотрудника по этим критериям на основании принятой системы баллов.

В случае исполнения работником обязанностей временно отсутствующего второго работника без освобождения от собственных обязанностей, доплата ему проходит с применением повышающего коэффициента по согласованию сторон в приложении к трудовому договору.

расчет повышающего коэффициента

Коэффициенты за выслугу лет рекомендуется назначать в таком размере:

  • Если выслуга лет становит от 1 до 3 лет – надбавка составляет 0,05 % от месячного жалования;
  • При выслуге от 3 до 5 лет – надбавка составляет 0,2% от месячного оклада;
  • При выслуге более 5 лет – ППК становит 0,3 %

Объективно, что на период отпуска, больничного, декретного или отпуска по уходу за ребенком ППК к жалованию сотрудника не насчитывается. После возвращения работника из отпуска к трудовым обязанностям новый повышающий коэффициент может насчитываться ему только после выпуска нового положения работодателя.

Процедура установления повышающего коэффициента

Если руководитель государственной организации намерен или обязан установить ППК для своих сотрудников, ему необходимо на общем собрании с присутствием профсоюзной организации, включить в Положение по оплате труда норму, по которой вводится повышающий коэффициент для ряда сотрудников, а с каждым сотрудником нужно подписать приложение к трудовому договору или контракту о порядке начисления ППК, его размере и периоде действия.

Пример приказа о начислении ППК

Также руководителю необходимо выдать внутриведомственный приказ о начислении персонального повышающего коэффициента.

Приказ должен быть следующей формы:

Наименование, адрес и реквизиты государственного учреждения

№ _______ о начислении персонального повышающего коэффициента к должностному окладу от (дата подписания приказа) с целью стимулирования труда работника (или иная причина: приобретение повышенной категории, совмещение должностей и тд.).

В соответствии со статьей 135 ТК Российской Федерации начислить ___________________, (Ф. И. О. сотрудника), занимающему(ей) должность _________________(полное наименование должности) персональный повышающий коэффициент к должностному окладу на период с «___» _________ ____ г. по «___» _________ ____ г. в сумме ______ .

Директор: ______________________(Подпись, инициалы)

Главный Бухгалтер: _________________(Подпись, инициалы)

Принципы начисления ППК сотрудникам за ночные и сверхурочные рабочие часы

В ситуациях, когда работник выполняет трудовые обязанности в ночное время ему также полагается доплата за каждый час дополнительной работы. Рекомендованный Трудовым Кодексом расчет повышающего коэффициента составляет 20% от часового оклада в дневное время. Чтобы подсчитать размер часового оклада сотрудника необходимо размер его месячного жалования разделить на количество проработаныхчасов.

начисление повышающего коэффициента

Также сотруднику государственных учреждений полагается оплата за работу в выходные и праздничные дни в размере не менее одной дневной ставки сверх оклада, если такая доработка не превышает размер фиксированного месячного количества рабочих часов. А, если работа в выходные дни проводится сверх месячного нормы трудового времени, то она оплачивается в размере не менее чем 200% от дневного оклада.

В каких случаях работодатель может отменить начисление ППК к окладу?

Хоть, ППК относиться к разряду стимулирующих, а не обязательных выплат, работодатель все равно не может отменить начисление персонального коэффициента сотруднику в одностороннем порядке, если срок действия приказа о назначении выплат еще не истек.

Читайте также:  Технология строительства из клееного

Поскольку, такая категория выплат не относиться к списку прямых и неотложных расходов предприятия, то руководитель может включить в положение об оплате труда пункт о возможности изменения размера ППК, даже если срок действия надбавки еще не окончен. Для такого шага должна быть веская причина, например урезание государственных дотаций, финансирования.

Также руководитель для максимальной перестраховки во избежание потенциальных конфликтов с персоналом должен внести в Положение пункт о возможности отмены повышающего коэффициента для работника в случае несоблюдения этим работником правил внутреннего распорядка, трудовой дисциплины, опоздания, недобросовестного исполнения обязанностей.

отмена повышающего коэффициента

Как Трудовой Кодекс гарантирует работникам право сохранить ППК к своему окладу?

Если же работодатель не включил подобный пункт Положение, и возможности отмены или урезания ППК не были оговорены в трудовом договоре с сотрудником на момент подписания этого самого договора, то работодатель не имеет никакого законного права урезать надбавку сотрудникам. Это противоречит ст. 72. Трудового Кодекса. Размер заработной платы прописывается в трудовом договоре в графе «обязательные условия» и он не может быть изменен без согласования с работником.

установление повышающего коэффициента

Для предотвращения конфликтов на почве урезания премий сотрудникам по ППК, работодателю необходимо ответственно подойти к составлению трудового договора. Размер повышающего коэффициента нецелесообразно прописывать в фиксированной форме (ставка), гораздо разумнее указывать его как процентную часть оклада. Если же работодатель без весомых оснований намеревается урезать или отменить ППК сотрудника, этот гражданин имеет полное законное право на сохранение своей надбавки и обжаловать ее отмену в судовом порядке.

Источник: fb.ru

Повышающий коэффициент на коммунальные услуги: газ, воду, электричество без счетчика с 2022 года

Введение повышающих коэффициентов (сокращенно — ПК) на коммунальные услуги с 1 января 2015 году вызвало неоднозначную реакцию всего населения страны. Ведь теперь все должны платить за услуги ЖКХ сумму в разы большую. И эта сумма увеличивалась каждый год вплоть до 2017 года. В 2022-м коэффициент остается неизменным.

Давайте разберемся, что такое повышающий коэффициент? По каким причинам правительство его ввело? И как избежать повышенных платежей?

Повышающий коэффициент по коммунальным услугам: постановления и законы

Сумма выплат за коммуналку по нормативу не покрывает общих расходов на их поставку. Потому что норматив начисляется на количество человек, прописанных на этой жилплощади. Тогда как реально жить там может гораздо большее количество человек. Получается, что часть израсходованных ресурсов остается неоплаченной. И денег на их покрытие у муниципальных властей нет.

Индивидуальные приборы учета регистрируют реальное потребление ресурсов. И оплата производится исходя из показаний счетчиков.

Такая ситуация выгодна властям. А также гражданам, которые потребляют гораздо меньше ресурсов, положенных по нормам.

Поэтому Федеральным законом № 261 от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцам жилых помещений было постановлено установить приборы учета на коммунальные услуги. И сделать это надлежало до 1 июля 2013 года.

Чтобы ликвидировать перерасход ресурсов теми, кто счетчики не установил, ввели повышающие коэффициенты по коммунальным услугам. Зафиксировано это нововведение Постановлением Правительства № 354 от 6 мая 2011 года. ⇐

Таким образом, повышающий коэффициент – это показатель, на который нужно умножить тариф за определенную коммунальную услугу.

Надо сказать, что на сегодняшний день примерно 75 % квартир и частных домов имеют счетчики на газ, воду, тепло и электричество. Но все-таки еще не все. И они оплачивают услуги с учетом этого коэффициента.

Порядок применения

Оплата за коммунальные платежи: газ

Повышающий коэффициент применяется к жилым и нежилым помещениям, в которых:

  • не установлены приборы учета, хотя техническая возможность имеется;
  • закончился срок эксплуатации счетчиков;
  • приборы учета не прошли своевременную поверку;
  • не предоставляется возможность проверить достоверность показаний представителями управляющей компании.

Если жильцы не передали показания счетчиков, то им тоже начисляют оплату по нормативу с применением множителей. Но как только показания передадут, будет произведен перерасчет.

Обратите внимание, при окончании срока службы приборов учета, дается 3 месяца на их замену. Начисление в это время будут считать исходя из средних показаний за последние полгода. Поэтому поверку и замену счетчиков лучше производить заранее.

Коэффициент не увеличивается в случае, если:

  • нет технической возможности установить в доме (в квартире) счетчики;
  • ваше жилье признано аварийным;
  • горячая вода поступает только в систему отопления;
  • в доме зафиксировано низкое потребление отопления и электричества.

О том, что не имеется технической возможности установить счетчики, судят не со слов собственника жилья. Должна быть проведена специальная экспертиза. А ее результаты рассылаются в компании-поставщики услуг ЖКХ.

Если, несмотря на данные исключения, оплата все-таки была начислена с учетом множителя, то нужно обратиться за объяснением в управляющую компанию.

Повышающий коэффициент к коммунальным услугам в Москве, СПб, других городах

Размер квартплаты при отсутствии приборов учета зависит от установленных тарифов, умножаемых на ПК. Если коэффициент единый для всех субъектов, то тарифы в каждом регионе разные. Причем они еще и регулярно повышаются.

Самые высокие расценки традиционно в Москве. За электричество москвичи платят от 5 руб. 92 коп. за кВт/ч. За холодную воду 43 руб. 57 коп. за куб (по счетчикам, не считая водоотведение), за горячую – 211,67 руб.

Кстати, если ежемесячно на квартплату уходит больше 10 % бюджета, то жители столицы имеют право на субсидию.

В Санкт-Петербурге в 2022 году жители СПб за холодную воду платят 33,68 руб., за горячую – 112,82. Электроэнергия в домах с газовыми плитами стоит 4,89 р. за кВт*ч.

И в других городах России ситуация не радужная. По информации Института естественных монополий из 15 городов-миллионников в 10 превышен предел для услуг ЖКХ. Во главе списка – Омск. Здесь во второй половине 2019 года тарифы выросли на 9%. Среди других городов в список вошли Ростов-на Дону, Воронеж, Екатеринбург.

Превышение не зафиксировано в 5 городах: Москва, СПб, Нижний Новгород, Пермь и Уфа.

Эти данные говорят о том, что Постановление Правительства о сокращении злоупотреблений и превышении предельных темпов роста за ЖКУ, принято очень вовремя.

Применение повышающего коэффициента при отсутствии приборов учета

В 2022-м году применение коэффициентов происходит вне зависимости от формы собственности на жилое и нежилое помещение – к собственникам, к проживающим по договору социального найма.

Если плата за коммуналку не производится более 2 месяцев, то уже формируется задолженность и будут начисляться штрафы.

Средства, полученные от повышающего коэффициента, государство рекомендует использовать для обновления оборудования и технических систем.

Устанавливать счетчики должен владелец на свои средства. А за установку общедомовых приборов учета отвечает управляющая компания.

Но если приборы учета все-таки не будут установлены, то никаких мер воздействия по закону применяться не может.

Что входит в квартплату? Обычно это:

  • отопление;
  • водоснабжение;
  • водоотведение;
  • газ;
  • электричество;
  • вывоз мусора.

Тарифы на них ежегодно увеличиваются, обычно в январе и в июле. Темпы их роста пугают. Поэтому правительством ужесточен контроль за превышением предельной стоимости коммунальных услуг на региональном уровне.

Между тем, размер повышающего коэффициента установлен один для всех субъектов. Его повышение не ожидается.

На отопление при отсутствии прибора учета 2022

Самый низкий коэффициент – за отопление. Он равняется 1,1. То есть за тепло в квартирах потребители, не имеющие общедомовых или соответствующих индивидуальных счетчиков, платят больше на 10 %.
На другие услуги он гораздо выше.

На воду без счетчика

Если в квартире нет счетчика на воду, то оплата производится по нормам. Норматив рассчитывается исходя из среднего расхода воды в сутки. По санпину один человек за сутки потребляет 140 литров воды. Сюда входит уборка, приготовление пищи, умывание и так далее.

На эту норму потребления устанавливается тариф.

Нормативы потребления и тарифы в каждом регионе могут быть свои. Подробнее читайте в статье: норматив потребления холодной и горячей воды без счетчика. ⇐

Повышающий коэффициент на воду установлен единый — 1,5. То есть, если приборов учета нет, то оплата производится по нормативам и в полуторном размере.

Холодная вода

Ежемесячная норма потребления холодной воды примерно 6,9 кубов. Конечно, далеко не все действительно столько используют.

Поэтому платить за усредненный законодательными нормами объем, да еще и 50 % дороже, для большинства людей крайне невыгодно.

Горячая вода

Существует 2 вида тарификации на горячее водоснабжение.

  1. Расчет в кубах. В этом случае расчет на ГВС и ХВС аналогичны. Только норматив на горячую воду 4,7 на человека.
  2. Двухкомпонентный тариф – тепловая энергия + холодная вода. То есть берутся нормативы потребления воды и умножаются на количество тепла, которое потребовалось на ее прогрев. А потом уже – на повышающий компонент (1,5).

На электроэнергию

Электрические счетчики традиционно имеются в большинстве помещений. Но бывают ситуации, когда счетчик вышел из строя, не был вовремя заменен, либо не были допущены сотрудники организации-поставщика услуги к проверке показаний. Тогда повышающий коэффициент равняется 1,5.

Другое дело, если было обнаружено, что электроэнергия потребляется в обход счетчику или зафиксированы нарушения в работе самого прибора (например, сорваны пломбы). Такой подход, конечно, не законен и является серьезным нарушением. И размер ПК может достигнуть 10.

Как рассчитать повышающий коэффициент на: воду, электроэнергию, отопление

Чтобы рассчитать стоимость услуги водоснабжения с учетом коэффициента нужно умножить количество проживающих в квартире на норматив потребления. Затем умножается на повышающий коэффициент (1,5) и на установленный в регионе тариф.

Плата за электроэнергию высчитывается аналогично, коэффициент — 1,5.

А при расчете стоимости отопления количество жильцов заменяется общей площадью помещения, как для жилых, так и для промышленных предприятий и организаций. ПК здесь – 1,1.

Размер превышения с учетом пк: что это значит в квитанции

Теперь в квитанции ЖКХ имеется специальная строка, которая содержит аббревиатуру «ПК». Это значит повышающий коэффициент. Выделяется он с целью:

  • обеспечить прозрачность начислений платы за коммунальные услуги;
  • наглядно показать разницу между платой с учетом ПК и без него.

Тем самым население стимулируется к приобретению приборов учета.

Как не платить повышающий коэффициент

Основанием для введения множителя служит целый ряд нормативных актов. Поэтому не оплачивать его законно можно, если нет такой возможности по техническим причинам.

Либо (самый оптимальный вариант) установить в квартире индивидуальные приборы учета.

В каких случаях отсутствие счетчика выгодно

Большинство населения не хотят переплачивать деньги зря. Поэтому счетчики они приобрели и установили. За 2-3 года их расходы полностью оправдываются. Кто к ним относится:

  • в квартире прописано больше людей, чем проживает;
  • часто уезжают на длительное время;
  • в квартире никто не зарегистрирован, а собственник живет в другом месте;
  • экономно расходуют ресурсы.

Однако есть люди, которым выгодно платить по нормативам. Это:

  • в помещении проживает гораздо больше человек, чем прописано;
  • среди жильцов есть льготник на услуги ЖКХ;
  • квартира сдается в аренду.

Также часто не устанавливают индивидуальные приборы учета жители коммунальных квартир и общежитий. Либо там ставятся общедомовые счетчики. И требуемая сумма раскидывается на всех жильцов.

Будет ли отмена повышающего коэффициента на воду

Слухи об отмене коэффициента постоянно муссируются в обществе. Слишком много людей недовольны его введением. Такой законопроект не принят. Более того, принятие пока и не планируется.

По последним новостям, есть идея заменить повышающий коэффициент аналоговыми платежами. То есть в качестве образца по среднему потреблению ресурсов берется соседний дом или квартира, в которой счетчики стоят. И начисляется аналогичная оплата для квартир, которые платят по нормативам. Но это все только на уровне идеи.

Однако рассматривается возможность отменить уплату коммунальных услуг в полуторном размере малообеспеченные семьи. Они не располагают средствами, нужными на покупку и установку счетчиков. Такие траты могут серьезно подорвать, и так и скудный, бюджет.

Кроме того, в некоторых регионах страны власти сделали установку счетчиков бесплатной.

Правительство планирует и дальше модернизировать комплекс ЖКУ. Например, с конца 2021 года во всех новостройках власти хотели устанавливать новые модели индивидуальных приборов учета, которые самостоятельно раз в месяц дистанционно передают свои показания. Нужно только ввести определенную программу. Но пока этот план не сработал.

Источник: neuristu.ru

Как уходят от повышающих коэффициентов на коммунальные услуги

В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» собственники помещений в МКД до 01.07.2012 г. обязаны обеспечить оснащение таких домов как коллективными (общедомовыми (ОДПУ)), так и индивидуальными (ИПУ), приборами учёта энергоресурсов.

С 01.07.2012 г. обязанность по установке приборов учёта в МКД ложится на ресурсоснабжающие организации (РСО). Поэтому возможны два варианта учёта расходов на установку ОДПУ:

Из этих документов следует, что работы по установке приборов учёта энергоресурсов в МКД отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от наличия решения общего собрания собственников помещений в МКД о проведении этих работ.

С учётом требований ЖК РФ, при наличии заключённого договора управления МКД управляющая организация (УО) обязана выполнить требования по установке и эксплуатации ОДПУ с отнесением расходов на собственников помещений в МКД.

РСО обязана заключить договор на установку и ввод в эксплуатацию ОДПУ.

В соответствии с ПП РФ № 603 от 29.06.2016 г. и ПП РФ от 6 мая 2011 г. № 354 при отсутствии приборов учёта в расчётах за коммунальные услуги принимаются повышающие коэффициенты, величина которых 01.07.2016 г. принята равной 1,4, а с 01.01.2017 г. – 1,5.

Повышающие коэффициенты применяются в следующих случаях:

· при наличии технической возможности установки ОДПУ тепловой энергии в МКД и его отсутствии при расчёте платы за отопление;

· при наличии технической возможности установки ИПУ холодной и горячей воды и их отсутствии при расчёте платы за ХВС и ГВС;

Читайте также:  Договор залога прав требования долевом строительстве

· при выходе из строя или утрате ранее введенного в эксплуатацию ИПУ, либо истечения срока его эксплуатации по истечении указанного в пп. «а» п. 59 Правил № 354 предельного количества расчётных периодов;

· при наличии технической возможности установки ОДПУ тепловой энергии и его отсутствии, по истечении 2-х месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ при непредставлении показаний ОДПУ в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения при расчете платы за отопление (пп. «е» п. 22 ПП РФ от 14.02.2012 г. № 124 «О правилах обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг»).

В соответствии с письмом Минстроя России от 02.09.2016 г. № 28483-АЧ/04 [3] при оформлении платёжных документов на оплату коммунальных услуг и тепловой энергии размер платы за ХВС, ГВС и отопление, определяемый с учётом повышающего коэффициента, подлежит указанию отдельно без повышающего коэффициента в части, превышающей рассчитанную с учётом повышающего коэффициента, под рассчитанной без повышающего коэффициента.

В этом же документе прописано:

· Средства от продажи коммунальных ресурсов РСО с учётом применения повышающих коэффициентов формируют доходы РСО, используемых ими в целях осуществления расходов по регулируемой деятельности.

· Средства исполнителей КУ от продажи КУ с применением повышающих коэффициентов составляют доходы исполнителей КУ, направляемые на проведение энергоэффективных мероприятий, перечень которых определяется по усмотрению исполнителя КУ.

Отметим, что в соответствии с письмом Минстроя России от 10.05.2016 г. № 13855-ОД/04 [4], Минстрой России имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства.

Как указано в этом же документе, письма Минстроя, в которых разъясняется вопросы применения нормативных документов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общедоступных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Учёт и использование средств, полученных в связи с применением повышающих коэффициентов

Вопрос учёта и использования средств, полученных в связи с применением повышающих коэффициентов вроде бы решен в [3], однако носит только рекомендательный характер. Необходимо рассмотреть его подробнее.

В соответствии с пп. У(1) п.31 Правил № 354, УО обязана направлять средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

Отметим, что с 01.01.2017 г. этот пункт не действует в соответствии с ПП РФ № 1498 от 26.12.2016 г., несмотря на отсутствие конкретной ссылки в этом документе, которая отменяет данный пункт ПП РФ № 354.

В соответствии со ст. 12 Закона № 261-ФЗ, реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности представляет собой работы по содержанию и ремонту общего имущества, которые проводятся по согласованию и за счёт собственников помещений в МКД.

Во исполнение п. 10 ст. 12 Закона № 261-ФЗ, Минрегион РФ приказом № 338 от 29.07.2010 г. утвердил перечень рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, в т.ч. в отношении МКД.

Принимая во внимание вышеуказанные нормы Закона «Об энергосбережении» № 261-ФЗ, и то обстоятельство, что указанным Законом определяется направление расходования средств, полученных УО, можно сделать вывод о том, что средства, полученные этой организацией в качестве разницы при расчёте размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, носят целевой характер.

В то же время анализ действующих нормативных актов вызывает большие вопросы по самому факту накопления средств за счёт повышающего коэффициента.

Так, в случае отсутствия в МКД ОДПУ, РСО выставляет счета исполнителю или собственнику (прямые расчёты) на основании нормативов потребления с учётом повышающих коэффициентов. А исполнители или собственники все средства должны перечислить РСО в качестве оплаты за поставленные ресурсы. При этом УО никаких дополнительных доходов от применения повышающих коэффициентов не имеет. Эти доходы поступают в РСО, и она сама ими распоряжается.

В случае установки ОДПУ в МКД исполнитель рассчитывается с РСО по фактическим показаниям ОДПУ, а средства, полученные за счёт применения повышающих коэффициентов отдельным потребителем, «теоретически» должны оставаться в распоряжении УО на реализацию энергосберегающих мероприятий. Однако, в случае образования некоего «излишка», УО фактически будет направлять его на погашение разницы между фактическим потреблением коммунальных ресурсов по ОДПУ и максимально возможным начислением по нормативу потребления на ОДН, возникающей в силу п. 44 Правил № 354.

В случае, если такое дельты нет, а «излишек» всё-таки остается, УО в силу п.п. 46-47 Правил № 354 обязана перераспределять эти средства между потребителями. Таким образом, сам механизм образования и накопления средств за счёт применения повышающих коэффициентов на сегодняшний день не урегулирован, а правоприменительная практика пока не сформирована.

Когда средства, полученные в связи с применением повышающих коэффициентов, остаются у УО, вроде бы всё понятно: эти средства должны быть израсходованы на проведение энергосберегающих мероприятий, которые включают в себя установку и эксплуатацию ОДПУ. По логике, повышающие коэффициенты и задумывались именно для стимулирования работ по установке ОДПУ на МКД.

Однако УО может использовать эти средства и на другие энергосберегающие мероприятия, а не на установку ОДПУ. Однако, если в МКД нет ОДПУ, то невозможно рассчитать экономию за счёт внедрения энергосберегающих мероприятий, и поэтому собственники помещений в МКД никакой экономии в размере платы за коммунальные услуги не почувствуют.

Если же средства, полученные в связи с применением повышающих коэффициентов, остаются в РСО, то в соответствии с письмом Минстроя РФ [3] РСО может израсходовать их на регулируемые виды деятельности. А это очень широкое понятие. Поэтому РСО может использовать эти средства на собственные нужды, но не установку приборов учёта энергоресурсов.

Повышающие коэффициенты не применяются при наличии акта обследования на предмет установки наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учёта, подтверждающего отсутствие технической возможности их установки с расчётного периода, в котором составлен акт.

Акт обследования составляется по форме, приведённой в приказе Минрегиона РФ № 627 от 29.11.2011 г. «Об утверждении критерия наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, коллективного (общедомового) прибора учёта, а также форме акта обследования на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учёта и порядок её заполнения».

Прежде чем перейти к рассмотрению данного документа, остановимся на одной несуразности:

· наличие акта, который действует с расчетного периода, в котором составлен акт; именно составлен, а не представлен в соответствующий орган.

Покажем, к чему это приводит на практике на примере г. Хабаровска.

Исполнение ТСО требований действующих нормативных актов в части применения повышающих коэффициентов

В соответствии с нормативными документами Хабаровская теплосетевая компания (ХТСК) применила повышающие коэффициенты на коммунальные услуги по отоплению за октябрь 2016 г. для МКД, у которых отсутствовал акт обследования.

Некоторые из этих МКД в ноябре представили в ХТСК акт обследования, в котором указано об отсутствии технической возможности установки ОДПУ на тепловую энергию в данных МКД.

УО потребовала от ХТСК произвести перерасчет за отопление за октябрь 2016 г., мотивируя это тем, что акт составлен в 2013 г. и просто не был представлен в ХТСК. Но это «нонсенс»! Повышающий коэффициент должен применяться, начиная с расчетного периода не тогда, когда составлен акт обследования, а с момента его поступления в соответствующий орган. Я уже не говорю о том, что в данном случае УО просто скорее всего фальсифицировала акт!

Теперь перейдем к более подробному исследованию приказа № 627. О несуразностях данного документа было указано в [5]. Там же опубликован комментарий члена президиума НП «АВОК» В.И. Ливчака, который назвал приказ № 627 «зловредным», т.к. он позволяет уйти от исполнения Закона № 261-ФЗ, и предложил этот приказ отменить.

Начнем с акта обследования (Приложение № 2 к приказу № 627). Это настолько «туманный» документ, что все его понимают, как они этого хотят.

В п. 1 и п. 2 акта обследования указываются ФИО представителя юридического лица и полное наименование юридического лица, проводящего обследование.

В п. 3 указываются ФИО присутствующего при обследовании лица (в акте сказано дословно: указать, если присутствовали – то есть могут присутствовать, а могут и не присутствовать):

· собственника помещения МКД, в отношении которого подана заявка на установку ИПУ;

· иных лиц, участвующих в обследовании.

При этом, в акте:

— не оговорено, кто должен проводить обследование и составлять акт о наличии технической возможности на установку ОДПУ;

— не оговорено, что обследование должна проводить УО или РСО. Они лишь могут принимать участие – присутствовать при обследовании (п.3 приказа);

— не оговорено, в какой орган необходимо направлять акт, и кто принимает решение о введении или не введении повышающих коэффициентов по результатам обследования.

Поэтому при рассмотрении акта сразу возникают вопросы:

1. Кто имеет право проводить обследование и на основании каких юридических документов?

2. Кто должен проверять достоверность сведений, приведённых в акте?

3. В какой орган необходимо предоставлять акты?

4. Кто принимает решение о неприменимости повышающих коэффициентов?

На сегодняшний день в Хабаровском крае проводят обследования и составляют акт о наличии технической возможности установки ОДПУ или УО, или РСО. При этом сведения, указанные в акте, на один и тот же МКД бывают прямо противоположными. В акте УО, как правило, указывается отсутствие технической возможности установки ОДПУ, а в акте РСО – наоборот.

Вопрос: Как поступать в данном случае? По мнению автора, обследование – это мини аудит, и проводить его должна независимая специализированная организация, имеющая разрешение на проведение таких работ, на возмездной основе.

В крайнем случае, это может быть комиссия, состоящая из представителей:

· уполномоченного органа при правительстве Хабаровского края;

· собственников, которые уполномочены присутствовать при обследовании (например, совет МКД).

Далее эти акты сдаются в уполномоченный орган, который принимает решение о применимости или неприменимости повышающих коэффициентов.

Можно сказать, что законодатель прислушался к моему мнению. Постановлением Правительства РФ № 1498 от 26.12.2016 г. «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в МКД» в Правила оказания коммунальных услуг ПП РФ № 354 в редакции от 26.12.2016 г. внесены изменения. В соответствии с этими изменениями акт обследования составляет Исполнитель коммунальных услуг с привлечением РСО и собственников жилых помещений в МКД.

Дословно это звучит так: п. 33 пп. К(5) «Потребитель имеет право требовать от исполнителя с привлечением РСО и при необходимости иных лиц, включая председателя совета МКД, составления акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки ОДПУ…».

В Хабаровске сегодня сложилась следующая ситуация с обследованием МКД на предмет установки ОДПУ тепловой энергии. Обследования проводит или УО, или ТСО, и эти акты сдаются в ТСО, которая и принимает решение о применимости (неприменимости) повышающих коэффициентов. Мне это непонятно!

Во-первых, ТСО не должна принимать эти акты.

Во-вторых, ТСО не имеет права принимать решение о введении повышающих коэффициентов.

В соответствии с нормативной документацией, а именно ПП РФ № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», это должен делать уполномоченный орган. В данном случае – это правительство Хабаровского края.

Рассмотрим теперь пункты 7, 8 акта обследования. В п. 7 указываются результаты проведенного обследования, а именно, наличие или отсутствие технической возможности установки прибора учёта.

Пункт 8 заполняется, если при проведении обследования установлено, что отсутствует техническая возможность установки прибора учёта, с указанием конкретных выявленных в ходе обследования критериев отсутствия технической возможности установки прибора учёта соответствующего вида (далее будут рассматриваться только ОДПУ тепловой энергии и ГВС).

Отметим, что, в соответствии с п. 8, в акте должны быть указаны конкретные критерии отсутствия технической возможности, установленные в ходе обследования, а не фраза: «Техническая возможность установки ОДПУ отсутствует, т.к. данный МКД включен в региональную программу капитального ремонта».

Рассмотрим далее, какие критерии отсутствия технической возможности установки ОДПУ на МКД приведены в приказе № 627. В п. 2 данного приказа сказано, что техническая возможность установки прибора учёта соответствующего вида в МКД отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из критериев:

а) установка прибора учёта по проектным характеристикам невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем;

б) при установке невозможно обеспечение обязательных метрологических и технических требований к приборам учёта, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством РФ об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учёта, невозможно обеспечить соблюдение обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учёта, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем, температурного режима, влажности, электромагнитных помех, заполнения помещений и невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учёта, его обслуживания, замены.

Рассмотрим сначала пункты «б» и «в». Как правило, эти критерии встречаются нечасто, и их можно обойти различными способами.

Во-первых, в соответствии с Постановлением Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов внутридомовых систем.

Текущий ремонт включает в себя комплекс мероприятий с целью устранения неисправностей элементов оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.

Подвалы, в которых устанавливается ОДПУ, должны иметь температурно-влажностный режим согласно установленным требованиям:

— подвалы должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и канализацию;

Читайте также:  Строительство домов под ключ самостоятельно

— не допускается подтопления подвала из-за неисправностей и утечек инженерного оборудования.

Поэтому ссылка УО на то что в данном МКД нельзя установить ОДПУ из-за того, что подвал помещения не соответствует нормам, по крайней мере, неуместна, т.к. она подчеркивает тот факт, что УО не выполняет требования по содержанию общего имущества в МКД.

Во-вторых, даже если подвальное помещение, в котором предполагается установить ОДПУ, не соответствует нормам эксплуатации данного прибора, то есть подвал затоплен, температурно-влажностный режим не соответствует нормативам и т.д., то на сегодняшний день существуют приборы учёта специального исполнения, которые дороже обычных, но могут работать в условиях, указанных в п. 2в приказа № 627, т.е. даже при полном затоплении.

Из вышеизложенного следует, что ссылка на отсутствие технической возможности установки ОДПУ при наличии критериев «б» и «в» п. 2 приказа, по крайней мере, несостоятельна.

Остановимся теперь более подробно на критерии «а» п. 2 приказа: установка ОДПУ невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем.

Во-первых, непонятно, что здесь понимается под внутридомовыми системами теплоснабжения. Для установки ОДПУ тепловой энергии необходимо заменить существующий участок трубопровода системы теплоснабжения в тепловом узле, который, как правило, расположен в подвале МКД. В этом случае необходимо вырезать участок трубопровода длиной около полутора метров, заменить его участком трубопровода, содержащим запорную арматуру и датчики расхода температуры и давления, то есть ни о какой реконструкции и капитальном ремонте внутридомовых систем теплоснабжения в данном случае речи идти не может.

Разберёмся теперь с понятием «реконструкция». Из определения в толковом словаре реконструкция – это «полное переустройство, переделка чего-либо целью улучшения, усовершенствования».

Согласно письму Минстроя СССР от 29.05.1984 г. № 80 «Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения существующих предприятий», которым часто пользуются судебные органы, реконструкция – это переустройство существующих объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, приводящее к существенному улучшению технических характеристик объекта.

Согласно п. 2 ст. 257 Налогового кодекса РФ, к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей.

Как видно из этих определений, ключевым здесь является существенное улучшение характеристик объекта.

Установка ОДПУ не улучшает технические характеристики системы теплоснабжения, и поэтому она не подпадает под понятие реконструкции.

С точки зрения бухгалтерского учёта, установка ОДПУ рассматривается как приобретение новых отдельных объектов основных средств, входящих в состав общего имущества МКД.

Поэтому установка ОДПУ не может быть отнесена ни к реконструкции, ни к капитальному ремонту.

Другой вопрос, что установка ОДПУ может быть осуществлена за счет средств капитального ремонта при проведении капитального ремонта МКД или отдельных его элементов и систем, или за счёт средств текущего содержания и ремонта общего имущества МКД при проведении услуг (работ) по содержанию общего имущества МКД.

Как следует из ГОСТ Р 56192-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов. Общие требования», к услуге текущего содержания относится установка и ввод в эксплуатацию приборов учёта.

Из вышеизложенного следует, что если в МКД в соответствии с законом № 271-ФЗ проводится капитальный ремонт, то в этом случае в МКД должны быть установлены ОДПУ за счет средств капитального ремонта.

Но из этого закона не следует, что если капитальный ремонт в настоящее время в МКД не проводится, но дом включен в региональную программу капитального ремонта, то в этом случае нет технической возможности установки ОДПУ, как это трактуют УО.

Рассмотрев некоторые акты обследования, проведённые УО и представленные в ТСО Хабаровского края, можно обобщить их на несколько групп:

1. Установка ОДПУ невозможна без капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем отопления и ГВС, которые находятся в программе капитального ремонта МКД Хабаровского края;

2. В месте установки ОДПУ невозможно обеспечить соблюдение обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учёта;

3. МКД уже был оборудован ОДПУ тепловой энергии, который не прошел поверку и в настоящее время неисправен. Поэтому техническая возможность установки отсутствует (это «НОНСЕНС» и у меня даже нет комментариев).

4. Установка ОДПУ невозможна без реконструкции и капитального ремонта внутридомовых систем отопления и ГВС. При этом не расшифровано, что конкретно нужно реконструировать и ремонтировать.

5. Имеются два акта обследования на один и тот же МКД, которые противоречат друг другу. Эти акты составлены в разное время и различными участниками обследования.

Отметим, что все акты составлены УО, проводящей обследование путем осмотра.

По поводу составления акта обследования и установления критериев в Хабаровске ХТСО сделала запрос в Минстрой и ЖКХ и получила ответ, в котором сказано следующее: «Для установления возможности оборудования жилых помещений МКД приборами учёта проводится обследование таких помещений Исполнителями коммунальных услуг с участием организаций, на которых возложены функции по текущему содержанию и ремонту общего имущества МКД. Указанные обследования призваны зафиксировать основания для возможности применения повышающего норматива при расчете платы за коммунальные услуги для потребителей».

Во-первых, речь идет о жилых помещениях, и поэтому можно понять, что речь идёт об установке ИПУ, а не ОДПУ.

В-третьих, в ответе сказано «применение повышенных нормативов», а не повышающих коэффициентов. Нормативы устанавливает уполномоченный орган в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 306 и непонятно, при чём здесь ТСО.

В подтверждение того, что речь идет об ИПУ, а не ОДПУ, можно отметить в следующий абзац письма: «самовольное изменение проектных решений, приводящих к отсутствию технических возможностей установки приборов учёта, а также устройство ниш и коробок для трубопроводов не может считаться фактом отсутствия технической возможности установки приборов учёта тепла». По моему мнению, это касается только жилых помещений в МКД, т.к. в подвале никто не устанавливает никаких ниш и коробок, препятствующих установке ОДПУ.

В этом же письме сказано, что установка приборов учёта энергетических ресурсов при проведении капитального ремонта инженерного оборудования МКД является обязательной – то есть при проведении капитального ремонта МКД должны быть установлены приборы учёта. Но это прямо следует из закона № 271-ФЗ.

Также отмечено, что необходимость проведения капитального ремонта существующих трубопроводов в связи с их износом является фактом отсутствия технической возможности установки приборов учёта, однако не расшифрована степень износа трубопроводов, при которой необходим капитальный ремонт, и как ее установить.

В соответствии с ГОСТ Р 56501-2015 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления МКД. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения» п. 6.1.5 «При эксплуатации систем теплоснабжения более 10 лет или при наличии других обоснований делаются вырезки части трубопроводов с целью проведения лабораторного обследования по результатам которого делается отчёт, и даются рекомендации по дальнейшей эксплуатации трубопроводов системы теплоснабжения и состава работ, которые необходимо выполнить в рамках содержания трубопроводов».

Таким образом, чтобы определить фактический износ трубопроводов системы теплоснабжения необходимо провести лабораторный анализ трубопроводов и составить отчет, на основании которого можно сделать вывод система теплоснабжения нуждается в капитальном ремонте или система теплоснабжения не требует капитального ремонта; речь идет о текущем ремонте участков трубопроводов в рамках содержании общего имущества.

Степень физического износа системы теплоснабжения должна определяться в ходе плановых осмотров и заноситься в технический паспорт МКД. Для большинства МКД данные технического паспорта не обновляются десятилетиями и поэтому данные о состоянии фактического износа сильно устарели и требуют корректировки.

В настоящее время на территории РФ порядок оценки степени физического износа МКД, включая его конструктивные элементы, определяется ВСН 53-86 (р) «Правила оценки физического износа жилых зданий». В соответствии с этими правилами под физическим износом конструкции, элемента, системы инженерного оборудования следует понимать утрату ими технико-экономических качеств (прочности, надежности и т.п.).

Действующее законодательство не дает однозначного ответа, кто должен осуществлять оценку физического износа.

С учётом современных реалий для проведения соответствующего вида работ УО может привлечь специализированную проектную или экспертную организацию, имеющую предусмотренные законодательством РФ допуски и соответствия.

После получения необходимого экспертного заключения УО вправе внести в технический паспорт на МКД соответствующие данные по степени физического износа МКД и его конструктивных элементов.

Таким образом, если в акте указано на отсутствие технической возможности ОДПУ по причине того, что внутридомовая система теплоснабжения нуждается в реконструкции или капитальном ремонте, то это заключение должно быть сделано на основании данных технического паспорта МКД по степени физического износа системы теплоснабжения. Если такие исследования не проводились, и данные о степени физического износа отсутствуют, то данный критерий применять нельзя, так как он ничем не подкреплен.

В заключение

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

1. Несовершенство нормативных документов позволяет легко уйти от выполнения закона № 261-ФЗ и от повышающих коэффициентов на коммунальные услуги.

2. Постановление Правительства РФ № 603 и № 354 (в последней редакции) направлены на стимулирование работ по энергосбережению в МКД, в частности на установку общедомовых и индивидуальных приборов учёта, путем введения повышающих коэффициентов. Но поскольку в приборном учёте не заинтересованы ни РСО, ни УО, то легко находятся лазейки, чтобы легально уйти от повышающих коэффициентов.

3. Региональные власти также не заинтересованы во введении повышающих коэффициентов, так как это «якобы приведет к социальному взрыву». Это не приведет к социальному взрыву, но может привести к увеличению неоплаты за коммунальные услуги. Если не проводить разъяснительную работу среди населения, и если будет непонятно, как будут расходоваться средства, полученные за счёт повышения платы за коммунальные услуги, то, действительно, население может «проголосовать рублем» и РСО получат не увеличение, а даже уменьшение платежей за поставленные ресурсы из-за неплатежей.

4. Уходить легально от повышающих коэффициентов помогает «зловредный» приказ № 627, который каждая из заинтересованных сторон трактует в свою пользу. Этот приказ из-за его несовершенства прямо противоречит Закону № 261-ФЗ и позволяет легально уйти от его исполнения. УО ищут «надуманные» критерии, чтобы обосновать невозможность установки ОДПУ в МКД, а региональные власти им подыгрывают.

5. Управляющие организации под надуманным предлогом, что МКД включен в региональную программу капитального ремонта, отказываются от установки ОДПУ. Но, поскольку почти 100% МКД включены в эту программу, то из этого следует, что Закон № 261-ФЗ можно не исполнять.

Там, где контролирующие органы следят за соблюдением законодательства по энергосбережению, а региональные власти оказывают содействие в работе по энергосбережению, например, г. Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Томск, Тюмень и др., практически все 100% жилого фонда, кроме ветхого и аварийного жилья, оснащенных приборами учёта энергоресурсов (воды, тепла и электроэнергии).

В Хабаровском крае, по информации краевого Министерства ЖКХ, оснащённость ОДПУ тепловой энергии не превышает 16%.

А ведь стоимость данных работ на порядок выше, чем стоимость работ по установке ОДПУ тепловой энергии.

Это еще раз подчеркивает, что нужна политическая воля, а не отговорки и отписки.

Жильцов можно убедить, если правильно и целенаправленно проводить работы по энергосбережению.

Так, после появления в квитанции на оплату за отопление в октябре 2016 г. повышающих коэффициентов, многие собственники МКД стали пытаться установить ОДПУ на тепловую энергию.

Однако, после отмены этого пункта в квитанции на оплату за ноябрь и декабрь того же года, собственники уже не готовы устанавливать ОДПУ и воспринимают Постановление Правительства РФ еще раз как необязательное к исполнению, то есть Правительство РФ постановляет, а власти на местах не исполняют.

Складывается интересная ситуация: вне зависимости от того, есть или нет ОДПУ тепловой энергии в МКД, повышающие коэффициенты на горячую и холодную воду для собственников квартир применяются, если отсутствует ИПУ. Это выгодно РСО, если она собирает оплату за поставленный ресурс с собственников на основании прямых расчетов, это выгодно и УО, если она принимает оплату от собственников за коммунальную услугу по горячему и холодному водоснабжению. В этом случае она уменьшает оплату за ОДН на эти нужды, хотя это и противоречит законодательству.

На основании данных выводов можно предложить следующие рекомендации:

1. Создать комиссию для обследования МКД на предмет возможности установки ОДПУ тепловой энергии в составе:

· представитель Министерства ЖКХ Хабаровского края;

· представитель экспертной организации, имеющей допуски на проведение энергоаудита;

· представитель УО (в данном случае – СРО «ЖКХ-Групп»).

2. В акте обследования указывать конкретные критерии с детальной расшифровкой.

3. Определить уполномоченный орган, который будет принимать и рассматривать акты и принимать решения о применении повышающих коэффициентов.

4. Создать целевой фонд при организации, которая получает средства за тепловую энергию: ХТС или УО, и разработать документы, указывающие на использование средств, полученных за счет повышающих коэффициентов на энергосберегающие мероприятия, в первую очередь на установку ОДПУ тепловой энергии.

5. В платежных квитанциях отдельной строкой прописывать средства, полученные за счёт повышающих коэффициентов, а на обратной стороне квитанции указать, что эти средства будут направлены на установку ОДПУ в данном конкретном МКД.

Литература

1. Решение Верховного Суда РФ от 22.06.2016 г. № АКПИ16-375.

2. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 20.09.2016 г. № АПЛ16-403 «Об оставлении без изменения решения суда РФ от 22.06.2016 № АКПИ16-375.

3. Письмо Минстроя России от 02.09.2016 г. № 28483-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, вносимыми в акты Правительства РФ от 20.06.2016 г. № 603 «О внесении изменений в некоторые акты правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг».

4. Письмо Минстроя России от 10.05.2016 г. № 13855-ОД/04 «По вопросу формы акта ввода в эксплуатацию узла учёта тепловой энергии».

5. Канев С.Н. «Почему не хотят устанавливать приборы учёта энергоресурсов». Энергосбережение, № 1, 2016 г.

Источник: www.rosteplo.ru

Рейтинг
Загрузка ...