Ппт в строительстве что это

Содержание

Получите гарантированную скидку 10% за первое обращение.

Что такое ППТ в строительстве и как он разрабатывается

Под аббревиатурой «ППТ» подразумевают проект планировки территории. Что это за документ и в каких случаях необходимо его наличие? Как правильно сделать ППТ и какие стадии его разработки существуют?

До начала проведения строительно-монтажных работ на территории любого населённого пункта очень важно грамотно составить и утвердить проект планировки территории (ППТ). Он позволяет установить границы земельных участков (ЗУ), в пределах которых будет возведён объект капстроительства. С его помощью определяются параметры развития конкретной территории с учётом уже построенных на ней жилых, коммерческих и иных зданий и сооружений.

Кроме этого, проект устанавливает границы территорий, на которых размещены улицы, переулки, автотрассы, дороги, а также инженерные и магистральные сети.

Применение ППТ в процессе возведения объектов недвижимости

При проведении любых видов строительных работ понадобится обязательная разработка и согласование ППТ. Это даст возможность заказчику и исполнителю получить полные данные о земельном участке (ЗУ), на котором планируется построить жилое, коммерческое, производственное или любое иное здание, а также ознакомиться с месторасположением разнообразных объектов инфраструктуры. Возможность проведения тщательного анализа местности значительно повышает эффективность использования участка, отведённого под застройку, поскольку все необходимые работы можно провести правильно и избежать ошибок. В ППТ содержится информация не только о конкретной территории, на которой построят дом или иное сооружение, но и о прилегающих к ней земельных наделах. По этой причине ППТ разрабатывают одновременно с проектом межевания земельного надела.

Публичные слушания ППТ и ПМТ на линейный объект. Дорианс — Прозрачное проектирование, Луценко Сергей

Получите гарантированную скидку 10% за первое обращение

Спасибо!

Ваша заявка принята, ожидайте звонка нашего специалиста.

Рекомендации

Получите гарантированную скидку 10% за первое обращение

Спасибо!

Ваша заявка принята, ожидайте звонка нашего специалиста.

Рекомендации

Что такое ППТ в строительстве и как он разрабатывается

Под аббревиатурой «ППТ» подразумевают проект планировки территории. Что это за документ и в каких случаях необходимо его наличие? Как правильно сделать ППТ и какие стадии его разработки существуют?

Курс для градостроителей. Урок 2. Состав документации по планировке территории (ППТ)

До начала проведения строительно-монтажных работ на территории любого населённого пункта очень важно грамотно составить и утвердить проект планировки территории (ППТ). Он позволяет установить границы земельных участков (ЗУ), в пределах которых будет возведён объект капстроительства. С его помощью определяются параметры развития конкретной территории с учётом уже построенных на ней жилых, коммерческих и иных зданий и сооружений.

Кроме этого, проект устанавливает границы территорий, на которых размещены улицы, переулки, автотрассы, дороги, а также инженерные и магистральные сети.

Понятие в законодательстве

Определение термину содержится в Градостроительном кодексе РФ (далее – ГрК РФ), а также в региональных нормативно-правовых актах, которые разрабатываются органами местной власти каждого отдельного региона. Если говорить о Москве и Подмосковье, то это ПП №270 и постановление №1197/52, соответственно.

Важно отличать проект планировки территории города (ГПЗУ), а также ПМТ от ППТ. Первый документ разрабатывается для территории всего города, и ППТ должен ему соответствовать, будучи при этом градостроительным документом для конкретного района, квартала или ещё меньшей территории. Проект межевания территории же создаётся для конкретного участка земли и определяет его границы, отводимые для тех или иных целей, и может быть включён в ППТ.

В каких случаях нужна разработка документов и для чего она используется

Согласно перечисленным выше нормативно-правовым актам, разработка документа данного типа требуется в ряде ситуаций (определены в статье 42 ГрК РФ), а именно:

  • при подготовке к проведению крупных строительных работ на новом участке (например, возведение нового жилого квартала), в т.ч. для строительства капитальных сооружений (ОКС);
  • для возведения ОКС на территориях, где такие объекты уже присутствуют;
  • при разделении территорий, находящихся в общей собственности, на доли – для определения границ, в которых возможно использование участка конкретным собственником;
  • при разрешении споров о границах земельных наделов;
  • в ситуации продажи обременённого участка, находящегося в составе общей территории;
  • при возведении строительных объектов на взятом в аренду государственном или муниципальном участке в рамках освоения территории.

В некоторых случаях для территории могут отсутствовать правила землепользования. Тогда ППТ служит таким документом, будучи адаптированным под особенности данной местности.

Разработка ППТ и его последующее использование непосредственно связаны с развитием территорий. Это могут быть определённые районы или микрорайоны.

Поэтому ППТ обязателен в случаях, если:

  • нужно определить перспективность развития отдельно взятой территории;
  • необходимо уточнить, каким образом и где размещаются различные внутрирайонные общественные объекты в виде скверов, зон отдыха, площадей, путей сообщения, трубо- и газопроводов;
  • планируется проектирование и последующее строительство жилых комплексов;
  • возникла необходимость единичных застроек в историческом или культурном центре конкретного населённого пункта;
  • будут возводиться линейные объекты.

ППТ может не понадобиться, если:

  • планируется возведение объекта недвижимости на ЗУ, находящемся в ведении государства или муниципалитета, который передан компании для дачного хозяйства. Соответствующий план в этом случае готовит это юр. лицо;
  • возникла необходимость возведения строения на ЗУ, относящемся к собственности государства или муниципалитета и переданным некоммерческой компании для дачного хозяйства, для занятия огородничеством или садоводством. Оформляет план в этой ситуации эта некоммерческая организация;
  • при строительстве некоммерческого объекта было заключено соглашение о комплексном развитии или освоении застроенной территории. ППТ в этом случае оформляется теми лицами, которыми были подписаны такие соглашения.

Кроме этого, в оформлении ППТ нет необходимости, если:

  • возводимое нежилое строение будет соответствовать зоне и параметрам, утверждённым в ПЗЗ или в ранее утверждённом ППТ;
  • возводимое нежилое строение соответствует виду разрешённого использования ЗУ, указанному в договоре аренды или в свидетельстве о праве собственности.

В этих случаях нужная информация находится в ГПЗУ.

Особенности документа и последствия его разработки

Проект планировки территории микрорайона особенен тем, что он уточняет, в каких местах размещаются:

  • улицы, бульвары, проезды и площади;
  • объекты для отдыха – набережные, парки, скверы;
  • общественные объекты (зоны с красными линиями);
  • ОКС;
  • места для линейного объекта того или иного типа.

Помимо этого, в ППТ содержится план по дальнейшему развитию территории и последовательности такого развития.

ППТ обязательно должен соответствовать ГПЗУ, а также установленным правилам застройки и пользования землёй. В этих документах могут содержаться ограничения по высоте зданий, плотности застройки, разрешённому использованию участка и т.п. Всё это нужно учитывать при разработке проекта.

Главное последствие разработки ППТ заключается в том, что он становится градостроительным законом для данной территории.

Получите гарантированную скидку 10% за первое обращение

Спасибо!

Ваша заявка принята, ожидайте звонка нашего специалиста.

Что включается в ППТ: требования к документам

В соответствии с ГрК РФ, любой проект планировки должен включать в себя три части, первые две из которых – основная часть, а третья — обоснование:

  • текстовая (или пояснительная записка): содержит данные о характеристиках развития территории и очерёдности возведения различных объектов;
  • графическая: содержит чертежи с границами объектов, включая красные линии, а также границы отступов, сервитутов;
  • обоснование, в котором содержится описание уже существующих границ природоохранных зон, ОКС, объектов культнаследия, зон с особыми условиями пользования и т.п.

Для оформления ППТ в обязательном порядке следует подготовить и предоставить следующий пакет документов:

  • документ, подтверждающий личность заявителя;
  • заявление об оформлении ППТ;
  • правоустанавливающая документация, подтверждающая приобретение ЗУ;
  • документы об аренде земли, если она находится не в собственности;
  • согласие собственника ЗУ;
  • эскиз планируемого развития ЗУ;
  • обоснование в случае возможных отклонений от допустимых параметров;
  • информационное письмо об уведомлении заявителя в обязательном порядке при изменении категории ЗУ до утверждения документации.

Два варианта оформления

Согласно действующему законодательству, существует два способа оформить проект планировки территории микрорайона или иной территории:

  1. Путём обращения с соответствующим заявлением в местный орган самоуправления (администрацию). В этом случае потребуется приложить к заявке пакет документов, включая документ о праве собственности на участок, кадастровую выписку, эскиз генплана, выписку об имеющихся на участке ОКС (или об их отсутствии), топографический план со схемой инженерных коммуникаций. После проведения подготовительных работ будет принято решение, и в случае положительного результата будут проведены работы по составленному ТЗ.
  2. Путём обращения в специализированную компанию (актуально в тех случаях, когда органы местной власти не оказывают услуг по разработке ППТ).

Оформить план застройки конкретной территории можно двумя способами: самостоятельно обратиться к представителям местной администрации, отправив туда пакет необходимых документов, или заказать разработку ППТ в Москве в инжиниринговой компании «GeoGlobal», в которой работают опытные и разбирающиеся во всех нюансах специалисты.

Платить пошлину государству при самостоятельном обращении не нужно, но ждать получения утверждения придётся не менее двух месяцев. При оформлении документов собственными силами можно допустить ошибки по причине незнания норм законодательства и правил подачи бумаг, что приведёт к отказу и потере времени по причине повторной подачи заявления.

Сотрудники нашей компании после вашего звонка или после заполнения размещённой на сайте заявки быстро разберутся в ситуации, дадут необходимые консультации и после заключения договора по приемлемым ценам в минимально короткие сроки соберут и проверят пакет необходимых документов, подадут их в регистрирующий орган и получат готовый проект планировки, который вы сразу же сможете использовать для возведения объекта недвижимости.

Источник geo-global.ru

Проект планировки территории: состав документа, подготовка и утверждение проекта

Проект планировки территории: состав документа, подготовка и утверждение проекта

Современная градостроительная документация предусматривает наличие многочисленных документов. В качестве центрального документа выступает ППТ (проект планировки территории). Главное предназначение этого проекта — уточнить генеральный план, а также правила, предусмотренные для пользования земельным наделом. Однако после того, как ППТ будет утвержден, могут возникнуть основания для его изменения.

Содержание

Что такое ППТ?

В качестве проекта планировки территории выступает документ, который входит в состав градостроительных документов. ППТ детализирует, какие именно объекты находятся на том или ином участке анализируемой территории.

Характерные черты ППТ

По сравнению с генеральным планом, ППТ создается не для целевого поселения, а для масштабных единиц планировочной структуры. Предположим, для квартала, или для микрорайона. За редкими исключениями ППТ нужен в том случае, если необходимо оформить разрешение на точечную застройку или же на строительство, проводимое на одном участке. Утвержденный, готовый ППТ становится законом. По нему совершается межевание территории, оформляется ГПЗУ для участков, которые лежат в рамках конкретных земель.

Читайте также:  Строительство коттеджей виды когда лучше

Органы местной власти дают информацию о том, нужно ли в вашем случае оформлять ППТ. Наша компания поможем вам оценить проект, даст рекомендации в плане документов, которые предстоит подготовить для реализации проекта.

Оформление распоряжения о разработке в Минстрое

Тот или иной ППТ, который проработан без должного Распоряжения, считается незаконным. Его нельзя утвердить или согласовать. Впрочем, можно обратиться к геодезистам нашей компании за помощью. Распоряжение будет оформлено без проблем, а ППТ — согласуется вовремя.

Нужны следующие документы:

  • Подтверждение на право собственности земли и ОКСы (в том числе незавершенного).
  • Выписки из ЕГРН на участки, которые будут отведены для застройки, с указанием всех объектов, которые на них расположены.
  • Техническая документация на объекты капитального строительства, находящиеся на участке застройки.
  • Концепция градостроения.
  • Экономическая оценка потенциала территорий, которые отводятся для жилой застройки.
  • Проработанные ранее ППТ (при фактическом их наличии).
  • Проект технического задания.

В некоторых случаях документация дополняется справками, а также заключениями экспертов. Это нужно для того, чтобы обосновать возможность, а также экономическую целесообразность проведения работ на конкретной территории.

Согласование приводит к тому, что заявитель получает на руки Распоряжение о создании ППТ или же аргументированный отказ.

Причины отказа

Существуют следующие основания для отказа:

  • Были поданы не все документы, а значит, согласующая инстанция не имеет всех оснований для принятия соответствующего решения.
  • Заявление передано в орган власти, который не вправе принимать подобные решения.
  • Документы содержат ошибки, оформление не отвечает заявленным правилам.
  • В заявлении не обозначено, что инициатор готов разработать ППТ за свои средства, а местные власти не имеют такой возможности.

Структура ППТ согласно ГрК РФ

В рассматриваемом документе имеется 2 части — основа и материалы, в которых приводятся обоснования принятых решений разработчиками. Обе части содержат чертежи, а также пояснительную записку.

Основная часть документа

Текстовая часть плана — это пояснительная записка. В ней представлена информация о том, как будет проходить территориальное развитие. В ПЗ включено описание характеристик не только объектов застройки, но и инфраструктуры. Всякая территория должна обеспечиваться дорогами, инженерными сооружениями.

Соответственно, предусматриваются маршруты для общественного транспорта, социальная инфраструктура. Такая информация отражается в текстовой форме. Графическая часть предусматривает схемы, которые визуально отражают текстовые записи.

Проект планировки территории

Материалы обоснования ППТ

В состав второй части ППТ включены материалы, которые призваны обосновать планировочные решения. ПЗ к материалам несет такие описания, как:

  • Объекты транспортной, социальной, инженерной инфраструктуры — все, что нужно для нормальной жизнедеятельности людей на конкретной территории. В ПЗ указывается ряд особенностей имеющихся объектов, тех объектов капитального строительства, которые предстоит возвести, чтобы нормально обеспечивались застраиваемые участки.
  • Защитные меры от чрезвычайных ситуаций . Мероприятия, направленные на защиту от всевозможных ЧС, нужны для того, чтобы предотвратить их. При наступлении ЧС, проработанные мероприятия дают возможность понизить до минимума ущерб и человеческие жертвы.
  • Территориальное планирование . Тут содержится информация касательно объектов, которые пребывают в планах строительства. Особого внимания заслуживают задачи, которые направлены на проведение ремонта в зданиях, реконструкций. Тут разработчики обосновывают потребность сноса старых зданий.
  • Решения, направленные на развитие транспортной инфраструктуры . В новых территориях нужно обеспечивать транспортное сообщение. Часто строительство новых дорог ограничивается красными линиями улично-дорожной сети. Соответственно, разработчики ППТ обосновывают, какие красные линии нужно отменить или скорректировать. Кроме прочего, приводится описание, обоснование красных линий нового плана.
  • Решения, связанные с благоустройством, озеленением территорий . В данном случае разработчики также предлагают отменить или изменить красные линии, связанные с территорией общего пользования. Например, если на землях, для которых разрабатывается ППТ, имеются рекреационные участки, то предлагается несколько вариантов по их развитию, сохранению.
  • Итоги выполненных инженерных изысканий . Прежде всего, они нужны для того, чтобы обосновать возможность строительства, а также размещения инфраструктурных объектов.
  • Соответствие нормам действующих регламентов . Те или иные решения нужно выстраивать не только в плане экономической выгоды. Прежде всего, должно быть соответствие санитарным нормам, техническим регламентам, а также многим другим нормативным документам.
  • План, согласно которому будет реализован ППТ . В данном разделе представлены предложения по этапам реализации проекта. Разработчики предлагают последовательность этапов. В ходе проработки такого раздела принимаются во внимание особенности территорий, примыкающих к границам.

В составе графической части ППТ представлены схемы:

  • Расположения территории, согласно которой прорабатывается ППТ.
  • Применение территории при проработке градостроительной документации.
  • Расположение улиц, дорог, а также движения транспорта.
  • Границы охраняемых зон, культурных объектов, территорий, которые характеризуются особыми правилами применения и так далее.
  • Инженерная подготовка, вертикальная планировка.

Кроме прочего, в составе графической части могут быть другие материалы: все зависит от технического задания.

Согласование и утверждение плана

По закону градостроительную документацию нужно не только согласовать, но и утвердить. Регламент утверждается Постановлением Правительства Московской области № 1197/52. Итак, разработчик передает в Министерство строительства готовый ППТ. Однако в согласовании принимают участие разные организации. Согласовательная процедура протекает в рамках межведомственного взаимодействия. В электронной форме документ продолжает движение в следующие организации:

  • Федеральное агентство лесного хозяйства (в том случае, если проект планировки территории касается земель из лесного фонда).
  • Культурное наследие.
  • Органы, которые уполномочены на изъятие земель в пользу муниципальных или государственных потребностей (в том случае, если расположение объектов на территории предусматривает подобные меры).
  • Главе муниципалитета.

Согласование и утверждение плана

Впрочем, иногда список согласующих организаций расширяется. Все зависит от особенностей проекта. Утверждать, а также проводить согласование необходимо по основной части ППТ. Вторая часть считается вспомогательной. В случае утверждения проекта, по закону его можно применять в качестве основания для того, чтобы внести поправки в прочие градостроительные документы.

Сколько длится процедура согласования?

Как правило, отводится 30 календарных дней для согласования ППТ. Если все учреждения согласовали проект, то застройщику выдается Акт Министерства строительства. Также можно получить ГПЗУ для участков, которые находятся на планируемой территории.

Отказ: когда случается

В некоторых случаях органы согласования вправе отказать в утверждении ППТ:

  • При нарушении лесного законодательства. Предположим, предельные рамки планируемого объекта не отвечают лесохозяйственному регламенту.
  • Чтобы реализовать проект, нужно изъять особо охраняемые земли.
  • Может быть иное размещение объектов капитального строительства, что не требует изъятия земель.
  • Проект не несет данных об исторических, культурных объектах, которые могут располагаться на территории.
  • Нарушаются нормы ГрК РФ.
  • После того, как проект будет реализован, понизится степень обеспеченности территории транспортом, инженерными коммуникациями, а также социальными объектами.

Так или иначе, инициатор получает обоснованный отказ с обозначением причин, согласно которым проект не может быть реализован.

Причины отказа в утверждении ППТ

Тем не менее, даже после доработок проекта может поступить отказ. В таком случае, подается заявление с требованием провести совещание. Там участвуют представители согласующих органов, глава муниципалитета, инициатор проекта. Цель подобного мероприятия — урегулировать возникающие разногласия. Заявитель получает возможность ответить на все возражения, привести обоснование решений, которые принимались в процессе создания ППТ.

Планировка утверждена: что делать дальше?

Как только ППТ будет согласован, он направляется на утверждение вместе с документацией, подтверждающей отсутствие возражений к проекту. В случае согласования проекта на совещании, дополнительно прикладываются новые решения.

Затем в течение месяца проект проверяется на соответствие нормам законодательства. В случае выявления нарушений, его передадут на доработку. Если же претензий не возникает, то уполномоченный орган принимает распорядительный акт.

При отклонении проекта заявитель также получает сообщение. После доработок нужно повторно согласовывать его. Процедура согласования, разработки и утверждения ППТ занимает много времени.

Если вам необходимо подготовить или утвердить проект планировки территории, свяжитесь со специалистами «КБ-Недвижимость» по телефону: . Специалисты нашей компании окажут вам профессиональную помощь.

Источник dmitrov.kb-realty.ru

Статья 42 ГрК РФ. Проект планировки территории (действующая редакция)

1. Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

2. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

3. Основная часть проекта планировки территории включает в себя:

1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:

а) красные линии;

б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры;

в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства;

2) положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры. Для зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения в такое положение включаются сведения о плотности и параметрах застройки территории, необходимые для размещения указанных объектов, а также в целях согласования проекта планировки территории в соответствии с частью 12.7 статьи 45 настоящего Кодекса информация о планируемых мероприятиях по обеспечению сохранения применительно к территориальным зонам, в которых планируется размещение указанных объектов, фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателей территориальной доступности таких объектов для населения;

3) положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры.

4. Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат:

1) карту (фрагмент карты) планировочной структуры территорий поселения, городского округа, межселенной территории муниципального района с отображением границ элементов планировочной структуры;

2) результаты инженерных изысканий в объеме, предусмотренном разрабатываемой исполнителем работ программой инженерных изысканий, в случаях, если выполнение таких инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории требуется в соответствии с настоящим Кодексом;

3) обоснование определения границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства;

4) схему организации движения транспорта (включая транспорт общего пользования) и пешеходов, отражающую местоположение объектов транспортной инфраструктуры и учитывающую существующие и прогнозные потребности в транспортном обеспечении на территории, а также схему организации улично-дорожной сети;

5) схему границ территорий объектов культурного наследия;

6) схему границ зон с особыми условиями использования территории;

7) обоснование соответствия планируемых параметров, местоположения и назначения объектов регионального значения, объектов местного значения нормативам градостроительного проектирования и требованиям градостроительных регламентов, а также применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление комплексного развития территории, установленным правилами землепользования и застройки расчетным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетным показателям максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения;

Читайте также:  Нормы расхода материалов в строительстве полы

8) схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

9) варианты планировочных и (или) объемно-пространственных решений застройки территории в соответствии с проектом планировки территории (в отношении элементов планировочной структуры, расположенных в жилых или общественно-деловых зонах);

10) перечень мероприятий по защите территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе по обеспечению пожарной безопасности и по гражданской обороне;

11) перечень мероприятий по охране окружающей среды;

12) обоснование очередности планируемого развития территории;

13) схему вертикальной планировки территории, инженерной подготовки и инженерной защиты территории, подготовленную в случаях, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и в соответствии с требованиями, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

14) иные материалы для обоснования положений по планировке территории.

5. Утратил силу. — Федеральный закон от 02.08.2019 N 283-ФЗ.

6. В состав проекта планировки территории может включаться проект организации дорожного движения, разрабатываемый в соответствии с требованиями Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Комментарий к ст. 42 ГрК РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи определяет цели подготовки проекта планировки территории. К ним относятся:

— выделение элементов планировочной структуры, установление параметров планируемого развития элементов планировочной структуры;

— установление зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Элементы планировочной структуры перечислены в Приказе Минфина России от 5 ноября 2015 г. N 171н «Об утверждении Перечня элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, и Правил сокращенного наименования адресообразующих элементов» (см. комментарий к ст. 41).

Параметры планируемого развития элементов планировочной структуры представляют собой систему взаимозависящих элементов перспективного планирования развития элементов планировочной структуры. В настоящее время данное понятие, являющееся термином инженерно-градостроительного назначения, дополнительно приобретает свойства юридически значимой характеристики, оказывающей влияние на регулирование градостроительных отношений.

Пример: Определением ВС РФ от 11 февраля 2015 г. N 78-АПГ14-39 оставлено без изменения решение Санкт-Петербургского городского суда от 3 июля 2014 г., в рамках которого оспаривалось Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 февраля 2014 г. N 80 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной Замшиной ул., пр. Маршала Блюхера, Пискаревским пр., Бестужевской ул., в Калининском районе». По мнению заявителя, указанное Постановление не соответствовало градостроительному законодательству, в том числе в части параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. В мотивировочной части судебных актов указано, что при рассмотрении дела установлено, что в соответствии с оспариваемым Постановлением подземные кабельные линии электропередач планируются к размещению в красных линиях проспекта Маршала Блюхера, границы охранной зоны кабельных линий данным Постановлением установлены и совпадают с красными линиями указанного проспекта. Таким образом, судом постановлен вывод о том, что параметры планируемого развития элементов планировочной структуры (кабели и их охранные зоны) соответствовали красным линиям проспекта (элементу планировочной структуры).

Зоны планируемого размещения объектов капитального строительства определяются при выполнении инженерных изысканий при планировании размещения объектов капитального строительства.

Состав и объем необходимых инженерных изысканий определены в Приказе Минрегиона России от 11 июля 2008 г. N 92 «О составе и объеме инженерных изысканий, необходимых для определения границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения». Раскрытие значения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения произведено в п. п. 18 — 20 ст. 1 комментируемого Закона.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает обязательные требования к составу и содержанию проекта планировки. Он должен включать в себя основную часть, состоящую из чертежей и положений планируемого развития элементов планировочной структуры, и материалы по обоснованию основной части, которые должны содержать необходимые схемы и пояснительную записку. Утверждению подлежит только основная часть.

В соответствии с п. 11 ст. 1 комментируемого Закона красные линии — это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Очевидно, что основное назначение красных линий — это разграничение территорий общего и частного пользования. Территориями общего пользования может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц. В состав таких территорий согласно ч. 12 ст. 85 ЗК РФ входят земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами; они могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Другие территории могут находиться в пользовании публично-правовых образований, их органов, юридических и физических лиц.

Кроме того, красные линии используются для обособления планируемых территорий общего пользования от иных территорий, находящихся в собственности физических или юридических лиц. Согласно п. 2 ч. 5 ст. 43 комментируемого Закона красные линии выступают в качестве линий регулирования застройки, за которыми не должны возводиться здания, строения и сооружения.

По общему правилу, закрепленному в п. 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ, принятой Постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 г. N 18-30, согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации.

Согласно выводу КС РФ, изложенному в Определении от 25 февраля 2016 г. N 242-О, правовое регулирование, устанавливающее процедуру согласования красных линий, не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий.

В соответствии с Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утв. Постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 г. N 150 и подлежащей применению в части, не противоречащей ГрК РФ в соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ (далее — Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации), на плане красных линий (основном чертеже) должны быть показаны элементы сохраняемой застройки всех видов, сохраняемые участки природного ландшафта и проектные предложения по: проектируемым красным линиям, линиям регулирования застройки и другим линиям градостроительного регулирования, функциональному использованию территории с выделением зеленых насаждений и элементов благоустройства, архитектурно-планировочному и объемно-пространственному решению застройки, развитию улично-дорожной сети, транспортным сооружениям, сооружениям и коммуникациям инженерного оборудования, границам территорий по формам собственности, а также скотопрогоны и иные проектные решения.

На плане красных линий также должно отображаться размещение инженерных сетей и сооружений: существующие сохраняемые, реконструируемые, ликвидируемые и проектируемые трассы внемикрорайонных сетей и сооружений водопровода, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, телевидения, радио и телефона, места присоединения этих сетей к городским магистральным линиям и сооружениям; размещение пунктов управления системами инженерного оборудования; существующие и проектируемые крупные подземные сооружения. План красных линий готовится на основе разбивочных чертежей красных линий.

Разбивочный чертеж красных линий выполняется на топографической основе в масштабе 1:2 000 или на кальке с дециметровой сеткой и имеет текстовую часть, в том числе пояснительную записку, содержащую ссылку на разработанную градостроительную документацию, положенную в основу разбивочного чертежа, краткое обоснование установления (изменения, отмены) красных линий, а также отображает графическую информацию. Устанавливаемые красные линии со всеми сопровождающими их надписями и размерами показываются на разбивочном чертеже черным цветом, включая:

— ширину проектируемых поперечных профилей улиц, проездов, технических зон, полосы между красными линиями и линиями застройки и др.;

— дополнительные размеры, определяющие построение устанавливаемых линий по действующим линиям, фасадам зданий и сооружений и другим условиям привязки;

— надпись «Граница расчета» — при отсутствии на проектируемой территории действующих линий либо при невозможности увязать устанавливаемые красные линии с действующими.

Разбивочный чертеж красных линий наряду с графической информацией должен содержать пояснительные надписи, в том числе: наименование улиц, рек, железнодорожных платформ, природных объектов и других элементов, определяющих местоположение территории в поселении; пояснительные надписи, облегчающие чтение чертежа: «зеленые насаждения», «линия застройки» (надпись делается со стороны застроенной территории), «техническая зона», «речной порт» и др. Разбивочный чертеж может сопровождаться надписями, поясняющими условия построения красных линий. В зонах транспортных развязок показываются транспортные сооружения (мосты, путепроводы, тоннели и др.), сопровождаемые соответствующими надписями. При обозначении на разбивочном чертеже красных линий градостроительного регулирования должны использоваться условные картографические знаки.

Для переноса установленных красных линий на топографические планы и другие картографические материалы, а также для выноса красных линий в натуру (на местность) используются методы аналитического расчета красных линий по координатам.

Корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.

Следует принять также во внимание, что красные линии обозначают как существующие, так и планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и границы земельных участков линейных объектов. Это означает, что распределение земель общего пользования и частного использования возможно и путем утверждения соответствующих предложений, например по рассмотрению и удовлетворению заявлений о расширении улиц, проездов, об установке парковок и т.п., в том числе проходящих и по земельным участкам, находящимся в частном использовании. В таком случае утверждение планируемых (изменяемых, вновь образуемых) красных линий автоматически не прекращает право собственности (иного частного использования). Такое утверждение в составе проектов планировки новых красных линий влечет необходимость последующего принятия решений об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для реализации государственных и муниципальных нужд .

См.: Майборода В.А. Изъятие земельных участков для публичных нужд // Правовые вопросы недвижимости. 2015. N 1. С. 28 — 32.

В отношении объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства, границы зон планируемого размещения которых должны отображаться на чертежах планировки территории, необходимо принять во внимание, что расположение таких объектов подвергается дополнительному регулированию в соответствующем отраслевом законодательстве.

Например, ст. 6 ФЗ «О связи» предписывает, что при градостроительном планировании развития территорий и поселений, их застройке должны определяться состав и структура объектов связи — сооружений связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, отдельных помещений для размещения средств связи, а также необходимые мощности в инженерных инфраструктурах для обеспечения функционирования средств связи.

Статья 31 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи» устанавливает, что при планировании развития городов и сельских поселений, проектировании, строительстве и реконструкции кварталов, микрорайонов, других элементов планировочной структуры, а также жилых домов органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в соответствии с государственными градостроительными нормативами и правилами должны предусматривать проектирование и строительство зданий, а также помещений для размещения объектов почтовой связи.

Читайте также:  Как делать камни для строительства

Статья 6 Закона РФ от 14 января 1993 г. N 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» устанавливает, что проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, строительных объектов разрабатываются с учетом необходимости обеспечения сохранности воинских захоронений.

Статья 12 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

Пункт 2 ч. 3 комментируемой статьи содержит корреспонденцию характеристик планируемого развития территории с плотностью и параметрами застройки территории и характеристиками развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.

Расчетные коэффициенты плотности и параметров застройки территории приведены в приложении N 7 к Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации.

Характеристики развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения закрепляются в соответствующем отраслевом законодательстве.

Развитие социального обслуживания регулируется положениями законодательства о социальном обслуживании и в первую очередь — Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ». Согласно ст. 19 указанного Закона социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме. При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации. Примерный перечень социальных услуг утвержден Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2014 г. N 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг».

Развитие транспортного обслуживания производится по целевым показателям (индикаторам) развития транспортной инфраструктуры, которые включают технико-экономические, финансовые и социально-экономические показатели развития транспортной инфраструктуры, в том числе показатели безопасности, качества и эффективности транспортного обслуживания населения и субъектов экономической деятельности. Целевые показатели (индикаторы) устанавливаются по каждому виду транспорта, дорожному хозяйству, целям и задачам программы, а также в целом по транспортной инфраструктуре (Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2015 г. N 1440 «Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов»).

Инженерно-техническое обеспечение представляет собой подключение к существующим сетям инженерно-технического обеспечения либо создание новых сетей. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. N 1314 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения. Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Указанные Правила определяют сети инженерно-технического обеспечения как совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. При подключении объектов капитального строительства непосредственно к оборудованию по производству ресурсов либо к системам водоотведения и очистки сточных вод при отсутствии у организации, осуществляющей эксплуатацию такого оборудования, сетевой инфраструктуры указанная организация является организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения в части предоставления технических условий и выполнения иных действий.

4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает, что материалы по обоснованию проекта планировки территории включают в себя материалы в графической форме и пояснительную записку.

5. Часть 5 комментируемой статьи определяет перечень графических материалов по обоснованию проекта планировки территории.

Нормативное регулирование разработки данных графических материалов осуществляется Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации. Графические материалы проекта планировки разрабатываются в масштабе 1:2 000 или 1:1 000.

На схеме расположения элемента планировочной структуры — схеме размещения проектируемой территории в структуре поселения показываются: границы проектируемой территории, зоны различного функционального назначения в соответствии с генеральным планом поселения, основные планировочные и транспортно-коммуникационные связи.

На схеме использования территории в период подготовки проекта планировки территории (по тексту Инструкции — плане современного использования территории или опорном плане) отображаются: существующая застройка с характеристикой зданий и сооружений по назначению, этажности и капитальности; границы землевладений и землепользований; планировочные ограничения, границы охраняемых территорий; источники загрязнения среды и санитарно-защитные зоны; уличная сеть с указанием типов покрытия проезжих частей; транспортные сооружения; сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры; границы территорий по формам собственности; границы отвода участков под все виды строительства и благоустройства; действующие и проектируемые красные линии, линии регулирования застройки.

На схеме организации транспорта и улично-дорожной сети показываются: классификация дорог и улиц; организация движения транспорта на сложных транспортных узлах с пересечением движения в разных уровнях; хозяйственные проезды и скотопрогоны; сооружения и устройства для хранения и обслуживания транспортных средств (в том числе подземные); остановочные пункты всех видов общественного транспорта; транспортные сооружения (эстакады, путепроводы, мосты, тоннели, пешеходные переходы); основные пути пешеходного движения.

На схеме вертикальной планировки и инженерной подготовки территории отображаются: вертикальная планировка территории (существующие и проектные отметки по осям проезжих частей в местах пересечения улиц и проездов и в местах перелома продольного профиля, проектные продольные уклоны); проектируемые мероприятия по инженерной подготовке территорий (организация отвода поверхностных вод), сооружения инженерной защиты территории от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В качестве иных материалов в графической форме для обоснования положений о планировке территории можно назвать схему расположения пожарных депо в целях обеспечения пожарной безопасности и т.д.

Само по себе несоблюдение требований к составу и содержанию проекта планировки территории, в том числе в графической части обоснования проекта, может являться основанием к отмене нормативного правового акта об утверждении соответствующего проекта.

Пример: Определением ВС РФ от 12 декабря 2012 г. N 56-АПГ12-17 оставлено без изменения решение Приморского краевого суда от 29 августа 2012 г., которым частично удовлетворено заявление о признании недействующим Постановления администрации Приморского края от 22 июня 2012 г. N 176-па «Об утверждении проекта корректировки документации по планировке территории игорной зоны «Приморье» и о внесении изменений в Постановление администрации Приморского края от 31 мая 2011 г. N 141-па «Об утверждении документации по планировке территории игорной зоны «Приморье». В мотивировочной части судами констатировано, что «. основная часть проекта планировки территории игорной зоны «Приморье» не предусматривает чертежа или чертежей планировки с отображением линий, обозначающих проходы к водным объектам общего пользования — озеру Черепашье и бухте Муравьиной и их береговым полосам». В связи с этим обстоятельством признание недействующим п. 1 оспариваемого нормативного акта признано ВС РФ правомерным в той части, в которой он не соответствует приведенным требованиям.

6. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает обязательные элементы содержания пояснительной записки по обоснованию проекта планировки территории.

Пункт 13 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации определяет, что пояснительная записка должна содержать:

— данные об эколого-градостроительной ситуации и природно-климатических условиях, существующем использовании территории, состоянии фонда жилых и общественных зданий, памятников истории и культуры, инженерной и транспортной инфраструктуры, благоустройства территории;

— обоснования проектных архитектурно-планировочных решений, развития инженерной и транспортной инфраструктур;

— предложения по организации социального и культурно-бытового обслуживания населения;

— распределение территории по формам собственности;

— предложения по режиму использования зон охраны памятников истории и культуры, последовательности осуществления мероприятий, предусмотренных проектом;

— основные технико-экономические показатели и иные обоснования проектных решений.

Таким образом, полномочия по определению состава и содержания проектов планировки территорий не делегируются иным публично-правовым образованиям.

В соответствии со ст. 10 комментируемого Закона документами территориального планирования РФ являются схемы территориального планирования РФ в следующих областях: 1) федеральный транспорт (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт), автомобильные дороги федерального значения; 2) оборона страны и безопасность государства; 3) энергетика; 4) высшее образование; 5) здравоохранение.

Частью 3 ст. 10 комментируемого Закона сформулированы правила подготовки схем территориального планирования РФ. Они могут осуществляться в отношении одной или нескольких приведенных сфер деятельности.

Подготовка схем территориального планирования РФ в соответствующей области или областях может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования РФ. Подготовка схем территориального планирования РФ осуществляется применительно ко всей территории РФ. По решению Президента РФ или решению Правительства РФ подготовка схем территориального планирования РФ может осуществляться применительно к части территории РФ.

8. Часть 8 комментируемой статьи устанавливает, что определение состава и содержания проектов планировки территории, подготавливаемых на основании документов территориального планирования субъекта РФ, документов территориального планирования муниципального образования, осуществляется согласно нормативному регулированию субъектов РФ.

В соответствии со ст. 14 комментируемого Закона документами территориального планирования субъектов РФ являются схемы территориального планирования субъектов РФ. Подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъектов РФ. Схемы территориального планирования субъектов РФ содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся к следующим областям: 1) транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 2) предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий; 3) образование; 4) здравоохранение; 5) физическая культура и спорт; 6) иные области в соответствии с полномочиями субъектов РФ.

9. Часть 9 комментируемой статьи устанавливает, что проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий. Следует отметить, что такая формулировка закона не означает, что отсутствие проектов планировки может являться препятствием для разработки проектов межевания территорий.

Проект планировки территории может разрабатываться как отдельный документ, а также может включать в свой состав проекты межевания территорий. При разработке проекта межевания территории в составе проекта планировки на основном чертеже показываются границы проектируемых и сохраняемых земельных участков. В силу ч. 15 ст. 46 ГрК РФ на основании документации по планировке территории, утвержденной главой местной администрации поселения или главой местной администрации городского округа, представительный орган местного самоуправления вправе вносить изменения в правила землепользования и застройки в части уточнения установленных градостроительным регламентом предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства. Изложенное позволяет заключить наличие корреспондирующей зависимости между правилами землепользования и застройки, которые являются одним из оснований для подготовки документации по планировке территории, и документацией по планировке территории, детерминирующей, в свою очередь, изменения в правилах землепользования и застройки.

Отв. ред Н.Н. Мельников «КОММЕНТАРИЙ К ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2004 Г. № 190-ФЗ»

МЕЛЬНИКОВ Н.Н., АМЕЛИН Р.В., БОРИСОВ А.А., ВОРОБЬЕВ Н.И., ВОРОБЬЕВА Л.В., ИВАНОВ А.В., МАЙБОРОДА В.А., МАКАРОВ О.В., НАЧИЧКО Ж.А., ПОВАРОВ Ю.С., БЕЛЯЕВ М.А., ГЕМПИК Е.А., КАЛИНИН А.А., КОНОВАЛЬЧИКОВА С.С., КОТУХОВ С.А., СУЛТАНОВ Р.С., 2017

Источник www.zakonrf.info
Рейтинг
Загрузка ...