Возвращаясь к рассмотрению темы технического надзора (строительного контроля) за строительством, ремонтом, реконструкцией зданий и сооружений, рассмотрим правовые нюансы привлечения организации или частного специалиста для осуществления указанной функции.
Начнем с того, что не так давно нам позвонила потенциальная Заказчица услуги «Технический надзор Заказчика» и начала подробно интересоваться условиями ее предоставления. Но это все ничего — рассказали, но не смотря на все объяснения, Заказчица «упирала» на то, что прочитала и «ей сказали знающие (. ) люди», что для осуществления функций технического надзора (в нынешней редакции действующего законодательства — строительного контроля), жизненно необходимо наличие допуска саморегулируемой организации (СРО). Никакие наши увещевания и ссылки на нормативные документы не могли повлиять на мнение Заказчицы и в результате она отправилась на дальнейшие поиски.
Чтобы не быть голословными и разрешить эту ситуацию, нами был подготовлен и направлен запрос в Минстрой России с просьбой разъяснить текущее состояние дел по данному вопросу и сегодня мы получили ответ. Итак, чтобы было понятнее осмыслить полученный ответ, предварительно разложим все «по полочкам».
Курс обучения «Строительный контроль и надзор» — 3 секрета успешной работы инженера
В действующем, на сегодняшний день, законодательстве установлено, что:
1. Работы по строительству, ремонту, реконструкции объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность этих объектов, должны выполняться только предпринимателями или организациями, имеющими допуск СРО (часть 2 ст. 52 ГрК РФ).
2. Перечень этих самых работ (оказывающих влияние на безопасность), определен Приказом Минрегиона № 624 от 30.12.2009. Этот перечень постоянно актуализируется и видоизменяется путем его корректировки.
3. Так вот согласно п.2 Приказа №624, этот перечень НЕ включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешений на строительство в соответствии с пунктами 1-4,5 части 17, ст. 51 ГрК, а также в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что осуществление функций строительного контроля (технического надзора) за строительством, ремонтом, реконструкцией, например дачных домов, квартир, хоз. построек и т.д. может осуществляться БЕЗ допуска СРО, что собственно нам и подтвердил Минстрой России:
Контроль за строительством? Как правильно его вести? Что требовать от технического надзора? Выпуск 6
Возникает вопрос — как же выбрать достойного специалиста или организацию, способных качественно осуществить функцию строительного контроля (технического надзора)? Здесь, мы уже отвечали на этот вопрос, но повторимся еще раз: при выборе специалиста или организации необходимо обратить внимание на наличие документов, подтверждающих квалификацию претендента, опыт работы в строительстве (ремонте), наличие членства в специализированных сообществах (ассоциациях, гильдиях и т.д.). Бла-бла-бла об участии в выставках и семинарах, огромный опыт строительства (ничем не подтвержденный) — это на наш взгляд, ни что иное, как маркетинговая уловка — пыль в глаза. В любом случае, окончательное решение по выбору специалиста технического надзора, всегда остается за Вами, как за Заказчиком.
К слову, наши документы, подтверждающие соответствующую квалификацию — Вы всегда можете посмотреть здесь или здесь. А недавно — 27.03.2017 (Приказ № ТЭ-10, выложим чуть позже, как придет Почтой России), помимо вышеперечисленного, мы были включены в федеральный реестр технических экспертов Федеральной службы по аккредитации («Росаккредитация):
Мы постоянно работаем над качеством и прозрачностью оказываемых нами услуг, в т.ч. и по техническому надзору, поэтому стараемся максимально подтверждать документально уровень своей квалификации и наряду с уже проделанной работой, в ближайшее время планируем вступить в одну из национальных гильдий судебных экспертов, а также пройти аттестацию в Минстрое России. Но уже и сейчас можем Вас уверить, что услуги технического надзора за строительством, ремонтом, реконструкцией Вашей дачи или квартиры будут оказаны на самом высоком уровне.
Источник: dachamaster.org
Положение о техническом надзоре за строительством предприятий, зданий и сооружений. Пермская область
Положение распространяется на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий, зданий и сооружений на территории Пермской области независимо от источников финансирования.
Система нормативных документов в строительстве
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕХНИЧЕСКОМ НАДЗОРЕ
ЗА СТРОИТЕЛЬСТВОМ ПРЕДПРИЯТИЙ,
ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
ТСН 12-303-99
ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
регистрация Госстроя России ТСН 12-306-99
ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
Администрация Пермской области
Пермь
1999
1. Разработаны управлением государственного архнтектурно-строительного надзора администрации области (государственные строительные инспекторы Российской Федерации Дьячков О.Л., Сыромятников Н.Л.).
2. Внесены управлением государственного архитектурно-строительного надзора администрации области
3. Приняты и введены в действие указом губернатора Пермской области от 05.11.99 № 157
ВВЕДЕНИЕ
Положение о техническом надзоре за строительством предприятий, зданий и сооружений вводится для обеспечения возможности осуществления нового строительства или реконструкции зданий н сооружений физическими и юридическими лицами любой формы собственности, как имеющими, так и не имеющими службы технического надзора за строительством, а также в целях защиты прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства.
Главная цель Положения — установление порядка организации деятельности технического надзора, определение его задач, функций, обязанностей, прав и ответственности на территории Пермской области.
Положение основано на законодательных и нормативных документах Российской Федерации и Пермской области.
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕХНИЧЕСКОМ НАДЗОРЕ ЗА СТРОИТЕЛЬСТВОМ ПРЕДПРИЯТИЙ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
Дата введения 05.11.99
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1 Настоящее Положение распространяется на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий, зданий и сооружений (в дальнейшем — строительство предприятий, зданий и сооружений) на территории Пермской области независимо от источников финансирования.
1.2 Положение является рекомендуемым для органов управления и надзора, юридических и физических лиц, осуществляющих технический надзор за строительством предприятий, зданий и сооружений независимо от форм собственности и принадлежности.
Положение становиться обязательным для применения, если в договоре (контракте) или распорядительном документе на выполнение работ предусмотрены соответствующие указания со ссылкой на Положение.
2 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1 Настоящее Положение определяет задачи, функции, обязанности, права и ответственность организаций и их работников, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих технический надзор за строительством предприятий, зданий и сооружений, как при функционировании в составе службы заказчика, так и выполнении инжиниринговых услуг инженерными организациями и индивидуальными предпринимателями на условиях договора с заказчиком.
2.2 Служба технического надзора в своей работе должна руководствоваться действующим законодательством, постановлениями Правительства Российской Федерации и губернатора области, требованиями проекта и нормативных документов, а также указаниями государственных надзорных органов по вопросам соблюдения организационно-правового порядка строительства объекта, качества строительно-монтажных работ (далее СМР) и их приемки.
2.3 Наличие технического надзора за строительством предприятий, зданий и сооружений не снимает ответственности с подрядных организаций за обеспечение качества строительства и готовности объектов к приемке в эксплуатацию.
2.4 Указания службы технического надзора по достижению надлежащего качества строительства, выдаваемые в пределах установленной настоящим Положением компетенции, должны фиксироваться в общем журнале работ и являются обязательными для исполнения проектными и подрядными организациями.
3 ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА
3.1 Технический надзор за строительством предприятий, зданий и сооружений организуется для обеспечения соответствия строящихся объектов предусмотренным в утвержденных проектах технологическим, архитектурно-строительным и инженерно-техническим решениям, технико-экономическим показателям, а также требованиям нормативных документов.
3.2 Технический надзор следует осуществлять весь период строительства, приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов. Начало и окончание работы по осуществлению технического надзора регламентируются началом выполнения комплекса работ по подготовке к строительству объекта и вводом объекта в эксплуатацию.
3.3 Инженерная организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие технический надзор в порядке выполнения инжиниринговых услуг, свои отношения с заказчиком строят на договорной основе, являются его представителем в период строительства объекта и действуют в пределах своей компетенции, установленной настоящим Положением и договором, который не должен противоречить настоящему Положению.
3.4 Для осуществления технического надзора могут привлекаться юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующую лицензию на осуществление строительной деятельности, квалифицированные кадры строительного профиля, нормативно-техническую и инструментальную базу для ведения контроля за качеством строительно-монтажных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования.
3.5 Ответственными за технический надзор могут быть специалисты строительного профиля со стажем практической работы в строительстве не менее 3 лет — для лиц с высшим образованием и не менее 5 лет — для лиц со средне специальным образованием, прошедшие аттестацию в уполномоченных на это органах, которая проводится не реже 1 раза в 3 года. По объектам, строящимся в особо сложных условиях (карсты, просадочность грунтов, гравитационные процессы, оползни) к специалистам технического надзора дополнительно предъявляется требование о наличии опыта работы по строительству объектов в этих условиях не менее 1 года.
3.6 Не допускается выполнение функций технического надзора за строительством лицом, ответственным за производство СМР или за осуществление авторского надзора на поднадзорном объекте.
4 ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА
Основные задачи службы технического надзора заключаются в обеспечении ею в пределах своей компетенции совместно с другими участниками строительства:
4.1 Требуемого качества выполняемых СМР, применяемых строительных материалов, деталей, конструкций и оборудования, соблюдения проектных решений.
4.2 Соответствия объемов строительства утвержденному в установленном порядке проекту и соблюдения договорных сроков строительства.
4.3 Соблюдения установленного порядка приемки отдельных видов работ и завершенных строительством объектов.
5 ФУНКЦИИ СЛУЖБЫ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА
В соответствии с возложенными задачами служба технического надзора выполняет следующие основные функции:
По обеспечению требуемого качества и соблюдения проектных решений:
5.1 Организует и контролирует выполнение в соответствии с требованиями законодательных и нормативных документов комплекса работ по подготовке к началу строительства объекта, включающего в себя:
входной контроль проектной документации и внесение изменений по результатам контроля в установленном порядке;
контроль наличия подготовленных подрядными организациями проектов производства работ, общего и специальных журналов работ,
контроль за получением подрядчиками в органах местного самоуправления и надзорных органах необходимых разрешений.
5.2 Осуществляет контроль за соответствием выполняемых СМР утвержденной проектно-сметной документации, за соблюдением требований нормативных документов, технологии выполнения общестроительных, монтажных и специальных работ, за качеством используемых строительных материалов, изделий, конструкций н оборудования.
5.3 Добивается своевременного и качественного выполнения участниками строительства требований и указаний работников технического и авторского надзора, органов государственного надзора, изложенных соответственно в общем и специальном журналах работ, журнале авторского надзора, в предписаниях надзорных органов, относящихся к вопросам организационно-правового порядка, качества выполняемых СМР и применяемых конструкций, изделий, материалов и оборудования.
5.4 Обеспечивает проведение возложенных нормативными документами на заказчика геодезических работ , предусмотренных проектом, а также контролирует своевременность и качество выполнения геодезических работ, возложенных нормативными документами на подрядчиков.
По обеспечению завершения строительства в полном объеме и в договорные сроки:
5.5 Контролирует соответствие утвержденной проектно-сметной документации выполненных и предъявленных к оплате объемов СМР .
5.6 Контролирует соблюдение установленных договором сроков выполнения СМР.
По обеспечению установленного порядка приемки:
5.7 Проводит приемку отдельных видов работ с оформлением требуемых документов.
5.8 Участвует в приемке заказчиком от подрядчика завершенного строительством объекта.
6 ОБЯЗАННОСТИ СЛУЖБЫ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА
Служба технического надзора обязана:
При выполнении изложенных в п. 5.1 функций:
6.1 Проводить входной контроль проектно-сметной документации с установлением ее комплектности и достаточности для обеспечения качественного строительства.
6.2 Принимать своевременные меры по пересмотру проектно-сметной документации (в случае необходимости), контролировать устранение выявленных дефектов в проектах, не допускать ухудшения проектных решений и необоснованного увеличения сметной стоимости строительства.
6.3 Обеспечивать своевременное и полное внесение в проектную документацию автором проекта согласованных изменений.
При выполнении изложенных в п. 5.2 функций:
6.4 Контролировать правильное проведение подрядными организациями и поставщиками входного контроля строительных материалов, конструкций, изделий, оборудования и другой получаемой продукции (далее — продукции), используемой при строительстве объекта, а также предотвращение использования для строительства объекта продукции, не прошедшей входной контроль.
В этих целях служба технического надзора обязана контролировать:
наличие у потребителей продукции регламентирующей эту продукцию документации, средств измерений и контрольно-измерительных приборов, необходимых для проведения инструментального входного контроля продукции, а также их соответствие требованиям метрологии, классу точности и методам измерения;
организацию и осуществление потребителями продукции входного контроля как непосредственно на объектах, так и на стадах временного хранения;
своевременное оформление соответствующей документации по результатам входного контроля продукции;
устранение представителями предприятий — поставщиков выявленных входным контролем дефектов в продукции;
применение в производстве работ продукции, только соответствующей требованиям проектной и нормативно-технической документации;
своевременность применения в производстве работ продукции с ограниченным сроком хранения;
организацию учета и хранения продукции на складах и площадках для хранения, соблюдение при этом требований нормативно-технической документации к условиям хранения;
своевременность проведения отбора проб продукции для испытаний в условиях строительной лаборатории;
изолированность на приобъектных складах и строительных площадках забракованной продукции или продукции с истекшим сроком хранения;
соответствие требованиям государственных стандартов и технических условий клеймения и маркировки продукции, поставляемой на строительство объекта;
наличие правильно заполненных ярлыков, этикеток и сопроводительных документов (паспортов, сертификатов), результатов лабораторных испытаний , замеров и т.д., удостоверяющих качество используемых на строительстве конструкций, изделий, материалов и оборудования, обеспечение их регистрации в установленном порядке и сохранности до передачи заказчику;
проведение более детального входного контроля вновь применяемых или вновь освоенных предприятиями — поставщиками видов продукции;
выполнение документирования результатов входного контроля и маркировки прошедшей входной контроль продукции, подтверждающей пригодность продукции к применению в производство работ.
6.5 В ходе проверки качества СМР осуществлять контроль соблюдения технологии строительного производства, эффективности производственного контроля с учетом структуры и характера строительного производства, включающей в себя проверку:
наличия и состояния на объекте технической и технологической документации на производство работ;
обеспеченности подрядчика необходимым мерительным инструментом и испытательным оборудованием, его полного наличия и рабочего состояния, соблюдением метрологических правил по использованию мерительного инструмента и испытательного оборудования;
технологической оснащенности строительства оборудованием, оснасткой, средствами измерений и испытаний, обеспечивающими необходимую точность выполнения работ, а также контроля со стороны подрядчика за их состоянием;
соблюдения исполнителями работ технологического процесса строительства, проведения операционного контроля;
выполнения подрядными организациями принятых совместно с заказчиком решений и мероприятий, а также предписаний технического надзора, выданных в ходе строительства;
правильности и полноты проведения индивидуальных испытаний и комплектности опробованного оборудования;
своевременности устранения недостатков в производстве работ, выявленных при проверках надзорными органами всех уровней.
6.6 Постоянно проводить контроль качества СМР с учетом выполняемых этапов и наличия скрытых работ, подлежащих освидетельствованию. При этом не допускать перерывов в контроле, влекущих снижение качества строительства подконтрольного объекта.
При выполнении изложенных в п. 5.3 функций:
6.7 Контролировать своевременное и правильное ведение общего и специальных журналов работ, оформления другой производственной и исполнительной документации, предусмотренной строительными нормами и правилами.
6.8 Контролировать своевременное устранение дефектов и недоделок, выявленных при приемке отдельных видов работ, конструктивных элементов зданий, сооружений и объекта в целом.
6.9 Участвовать в проверках, проводимых органами государственного надзора, финансирующими строительство банками, ведомственными комиссиями и инспекциями.
6.10 Доводить до сведения генерального подрядчика выявленные нарушения технологии строительства для принятия мер по устранению этих нарушений. При неоднократных нарушениях технологии строительства и производственного контроля, ставить в известность вышестоящие инстанции генерального подрядчика и органы государственного надзора по их компетенции.
6.11 Извещать органы Госархстройнадзора о всех случаях аварийного состояния на объектах строительства и объемах работ по ликвидации аварий: о выявленном браке на объекте, который не устраняется подрядчиком, несмотря на письменные требования заказчика; о выполнении подрядчиком последующих работ вопреки отказу технического надзора в приемке предшествующих работ.
При выполнении изложенных в п. 5.4 функций:
6.12. Контролировать выполнение геодезических работ в процессе строительства и своевременное оыформление результатов геодезического контроля. Проводить контрольные геодезические съемки.
6.13 Контролировать выполнение предусмотренных проектом и нормативными документами геодезических измерений деформаций оснований зданий и сооружений.
При выполнении изложенных в п. 5.5 функций:
6.14 Проводить визуальное и инструментальное освидетельствование выполненных СМР.
6.15 Вести учет объемов принятых от подрядчика и оплаченных заказчиком СМР.
При выполнении изложенных в п. 5.6 функций:
6.16 Сверять соответствие выполненных объемом СМР объемам, подлежащим выполнению к установленному договором сроку.
6.17. При выявлении отставания в выполнении объемов СМР от установленных договором сроков давать предложения подрядчику об устранении отставания и информировать об этом заказчика.
6.18 Контролировать исполнение подрядчиком управляющих решений заказчика по объемам и срокам выполнения СМР.
При выполнении изложенных в п. 5.7 функций:
6.19 В соответствии с указанным в проекте перечнем обязательного контроля и приемки отдельных видов СМР осуществлять приемку этих работ с обеспечением оформления актов освидетельствования, подтверждающих техническую возможность выполнения последующих работ. При отказе подрядчику в приемку некачественно выполненных СМР запрещать производство последующих работ до устранения дефектов и оформления актов освидетельствования скрытых работ.
6.20 Фиксировать в журнале работ результаты приемки отдельных операций сложных видов СМР.
6.21 Совместно с генподрядной, специализированной (монтажной) и проектной организациями своевременно проводить промежуточную приемку ответственных конструкций.
6.22 Участвовать в освидетельствовании объектов, зданий и сооружении, подлежащих консервации, и в оформлении документации на консервацию или временное прекращение строительства предприятий, зданий и сооружений, а также в оценке технического состояния объектов при передаче их строительно-монтажным организациям для продолжения работ.
При выполнении изложенных в п. 5.8 функций:
6.23 В ходе приемки законченного строительством объекта от подрядчика проводить приемку производственной и исполнительной документации, участвовать в оформлении документа, подтверждающего приемку объекта заказчиком от подрядчика.
6.24 Участвовать в подготовке к вводу в эксплуатацию принятого заказчиком от подрядчика завершенного строительством объекта, контролируя при этом выполнение пуско-наладочных работ, комплексного опробования оборудования с выпуском пробной продукции.
6.25 Комплектовать документацию, подлежащую представлению заказчиком приемочной комиссии, согласно установленного правилами приемки перечня документации, представляемой для назначения приемочной комиссии и прилагаемой к акту приемки законченного строительством объекта.
7 ПРАВА СЛУЖБЫ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА
При осуществлении своих обязанностей служба технического надзора имеет право:
7.1 Давать подрядчикам и предприятиям-поставщикам обязательные для выполнения указания о переделке некачественно выполненных работ, приостановке строительства, выполняемого с нарушением требований проекта и нормативных документов, об устранении и исправлении дефектов, замене некачественных строительных материалов, конструкций, изделий и оборудования.
7.2 Запрещать использование средств измерений и испытаний, не прошедших требуемые поверку и их калибровку в установленном порядке.
7.3 Требовать в необходимых случаях проведение дополнительных проверок, испытаний, анализов, съемок и замеров.
7.4 Обращаться в соответствующие органы государственного надзора, а также привлекать специализированные организации для оценки качества конкретных видов работ и готовности объекта к приемке в эксплуатацию при возникновении разногласий по этим вопросам с подрядной организацией.
7.5 Вносить предложения заказчику о необходимости обращения в компетентные органы для привлечения организаций, должностных и физических лиц, допустивших некачественное выполнение СМР или изготовление некачественных строительных материалов, конструкций, изделий и оборудования, к установленной действующим законодательством ответственности.
7.6 Вносить предложения проектной и подрядной организациям о применении новых материалов и конструкций, внедрении прогрессивных методов производства работ, обеспечивающих повышение качества, снижение стоимости и сокращение сроков строительства.
7.7 При появлении деформаций, вызывающих угрозу разрушения конструкций возводимого здания или сооружения, приостанавливать строительство и требовать от строительной и проектной организаций принятия необходимых мер для предотвращения аварии, немедленно сообщать об этом руководству заказчика, подрядной организации и органу Государственного архитектурно-строительного надзора области.
7.8 Выходить к заказчику с инициативой о расторжении договора с подрядной организацией или предприятием-поставщиком, которые систематически нарушают требования проекта, строительных норм и правил, государственных стандартов, технических условий и других нормативных документов.
7.9 Отклонять от приемки выполненные некачественно, с нарушениями требований проекта и нормативных документов, предъявленные без надлежащего оформления соответствующими актами работы и конструкции до их переделки или устранения дефектов.
8 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖБЫ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА
Независимо от организационной формы технического надзора за ненадлежащее исполнение своих функций и обязанностей служба технического надзора несет ответственность перед заказчиком.
8.1 При осуществлении технического надзора за строительством самим заказчиком ответственность определяется действующим законодательством в области строительства и Положением о службе технического надзора, утвержденным руководством заказчика.
8.2 При осуществлении технического надзора в порядке оказания инжиниринговых услуг на основании договора сторонней организацией ответственность последней определяется действующим законодательством в области строительства и условиями договора с заказчиком, не противоречащими законодательству.
8.3 Служба технического надзора несет ответственность перед заказчиком в следующих случаях:
приемка от подрядчика отдельных видов работ, выполненных с нарушением утвержденного проекта, строительных норм и правил и других нормативных документов;
невыполнение обязанностей по своевременному извещению органов Госархстройнадзора и заказчика о случаях аварийного состояния на объектах, о не устранении подрядчиком брака, выявленного в процессе промежуточной приемки ответственных конструкций и приемки отдельных видов работ;
согласие с применением в производстве СМР недоброкачественных строительных материалов, конструкций, изделий и оборудования либо без соответствующих сопроводительных документов, подтверждающих его качество;
участие в оформлении не соответствующих действительности актов освидетельствования скрытых работ, промежуточной приемки ответственных конструкций и других документов по подконтрольному объекту строительства;
отсутствие контроля за устранением подрядчиком нарушений требований проекта и нормативных документов, указанных в документах надзорных органов всех уровней;
приемка от подрядчика не завершенного строительством объекта и предъявление его для приемки приемочной комиссии;
некомплектность документации, представляемой инвестору для назначения приемочной комиссии и прилагаемой к акту приемки законченного строительством объекта;
подтверждение оплаты подрядной организации недоброкачественных работ, завышенных объемов выполненных работ;
другие нарушения требований Положения о службе технического надзора или условий договора с заказчиком.
8.4 Исполнение меры ответственности не освобождает виновную службу или организацию от исправления нарушений и возмещения ущерба.
Источник: ohranatruda.ru
Цели и задачи технического надзора при строительстве ВОЛС
Статья опубликована в журнале Lightwave R.E., №2, 2004г., с.33-37.
Чем более сложными становятся вновь строящиеся объекты, тем большую роль и значение приобретает надзор, который становится важнейшей составляющей проектирования и строительства. Надзор должен обеспечивать заданное качество и надёжность новых объектов. Возрастают роль и значение всех видов контроля: государственного, ведомственного, авторского, проектного, технического. Остановимся на целях и задачах одного из видов контроля — технического контроля при строительстве современных волоконно-оптических линий связи (ВОЛС).
Выводы, сделанные автором статьи «Катастрофы может предотвратить авторский надзор» [1] в отношении влияния человеческого фактора на различные риски, критическая совокупность которых может привести к техногенным катастрофам, справедливы и для технических отказов на волоконно-оптических линиях связи. В числе факторов риска, приводящим к отказам на ВОЛС, на одном из первых мест находится некомпетентность на разных уровнях принятия решений и осуществления контроля. Одним из способов уменьшения влияния этого фактора риска является обязательное проведение технического надзора на всех этапах проектирования и строительства ВОЛС. При этом эффективным средством борьбы с некомпетентностью является обязательное для специалистов, осуществляющих технический надзор, следование чётко прописанным правилам технического надзора. Эти правила должны быть полномасштабными, охватывающими все важнейшие стадии проектирования и строительства ВОЛС, а также исключающими двойное толкование норм и стандартов.
Итак, целью технического надзора является обеспечение качества проектирования и строительства ВОЛС на уровне технических требований заказчика. Технический надзор призван обеспечить высокое качество строительства путём не только соответствующего выбора технических средств для строительства и использованием современных технологий строительства, но и путём пооперационного контроля на всех этапах проектирования, строительства и сдачи ВОЛС в эксплуатацию. Проведение технического надзора является прерогативой заказчика. При этом, если заказчик строящейся ВОЛС располагает разветвленной сетью эксплуатационных служб вдоль новой ВОЛС, то проведение технического надзора целесообразно поручить специалистам из эксплуатационного персонала, который в наибольшей степени заинтересован в высокой эксплуатационной надежности ВОЛС.
В отсутствии эксплуатационного персонала функции технического надзора должны выполняться высококвалифицированными специалистами, которые нанимаются заказчиком строительства на предприятиях связи, которые имеют соответствующие лицензии на право проведения технического надзора.
В истории строительства ВОЛС в России имеется много примеров больших материальных и экономических потерь из-за отступлений от последовательного проведения технического надзора или несоблюдения его правил. Например, в 1996 году при строительстве ВОЛС «Москва-Новороссийск» ОАО «Ростелеком» отказался от заводской приёмки большой партии оптических кабелей. На строительные площадки было доставлено 180 км оптических кабелей одной иностранной фирмы, не испытанных на морозоустойчивость. В процессе входных испытаний на строительных площадках, которые проводились при отрицательных температурах, был отмечен рост затухания кабелей в 2 и более раз по сравнению с техническими требованиями. После выставления рекламаций вся партия кабелей фирмой была заменена, что привело к экономическими потерям фирмы (в размере около 800 тысяч долларов США) и заказчика (последний вынужден был продлить сроки строительства и перенести на несколько месяцев ввод ВОЛС в эксплуатацию).
Другой пример: на начальном этапе строительства волоконно-оптической сети ЗАО «Компания Транстелеком» были сделаны ошибки в расчётах надёжности оптических кабелей, подвешиваемых на контактных опорах электрифицированных железных дорог оптических кабелей. Были допущены недоработки в выборе конструкций и типов подвешиваемых оптических кабелей. Спустя непродолжительное время эти ошибки привели к необходимости замены кабелей на значительной протяженности сети. Потребовалось изменить технологию прокладки кабелей вдоль железных дорог (перейти к прокладке кабелей в защитных полиэтиленовых трубах вместо подвески оптических кабелей на опорах контактной электрической сети).
Анализ ошибок и недостатков в строительстве ВОЛС в России показал, что основной причиной этих ошибок является либо полное отсутствие технического надзора за строительством, либо несоблюдение правил технического надзора. Следует отметить, что процесс технического надзора и его правила также требуют совершенствования и пересмотра в связи с внедрением новых технологий строительства и новых технических средств для создания ВОЛС. При этом внедрение новых технологий строительства должно сопровождаться разработкой соответствующих этой технологии правил технического надзора, а внедрение новых технических средств — корректировкой технологий и правил.
Правильное и последовательное проведение технического надзора возможно только при наличии нормативно-технической документации, регламентирующей порядок проведения технического надзора и формализующей составление документации по результатам технического надзора. При этом нормативно-технический документ вида «Правил технического надзора при проектировании и строительстве ВОЛС» должен быть привязан к конкретным видам и типам ВОЛС с учётом особенностей технологий их строительства и функционального назначения. Например, строительство ВОЛС на воздушных линиях передачи предполагает, что технический надзор за строительством таких ВОЛС должен учитывать специфику прокладки оптических кабелей вдоль ЛЭП. Эта специфика заключается в необходимости учёта правил работы с электроустановками соответствующего напряжения и проведением монтажных работ на опорах воздушных ЛЭП.
Правила должны быть привязаны к руководящим и нормативным документам по строительству ВОЛС. Анализ существующей нормативно-технической базы строительства ВОЛС позволяет сформировать структуру Правил технического надзора, а именно, позволяет сделать вывод о том, что правила технического надзора должны включать в себя следующие разделы:
- организация технического надзора при проектировании и строительстве;
- проверка соответствия нового объекта генеральной схеме развития сети и техническому заданию на проектирование;
- проверка проектных решений по обеспечению заданной надёжности ВОЛС;
- проверка проектных решений на соответствие правилам и нормам проектирования и строительства и рекомендациям МСЭ-Т;
- проверка выбора оптических кабелей для строительства ВОЛС;
- проверка выбора технических решений строительства;
- проверка проектных решений, учитывающих экстремальные климатические факторы;
- проверка проектных решений по выбору технологий монтажа оптических кабелей;
- проверка проектных решений по выбору основного оборудования связи;
- проверка проектных решений по выбору вспомогательного оборудования инженерных систем и средств технического обслуживания;
- технический надзор при проведении конкурсов по выбору подрядчиков и технических средств для строительства ВОЛС;
- технический надзор при приёмке технических средств на заводах-изготовителях;
- технический надзор в процессе организации входного контроля технических средств на строительных площадках;
- пооперационный технический надзор в процессе выполнения строительных и монтажных работ;
- технический надзор при приёмочном контроле;
- технический контроль при инспекционном контроле.
Правила каждого из этих разделов определяют не только алгоритм проведения технического надзора, но и предлагают критерии оценки проверяемых параметров или технологических операций. Рассмотрим более подробно структуру правил технического надзора на примере строительства ВОЛС на воздушных линиях электропередачи напряжением 110 кВ и выше (ВОЛС-ВЛ).
Организация технического надзора при проектировании и строительстве
Правила этого раздела определяют основную задачу технического надзора как контроль за соблюдением технических и технологических нормативов и регламентов при проектировании и строительстве, надзор за соблюдением мероприятий, обеспечивающих безопасное проведение строительства ВОЛС-ВЛ, надзор за рациональным и технически обоснованным применением технических средств.
В этом же разделе определяются правила выбора заказчика и исполнителей на проведение технического надзора. В правилах этого раздела прописывается ответственность каждого из участников процесса надзора.
Проверка соответствия нового объекта генеральной схеме развития сети и техническому заданию на проектирование
В этом разделе правил прописываются правила проверки соответствия генеральной схеме развития сети, составной частью которой является строящаяся ВОЛС-ВЛ. Среди важнейших проверок этого раздела выделяются проверки на требуемые параметры надёжности и пропускной способности.
Для проверки соответствия проектных решений техническому заданию в данном разделе правил приводится форма технического задания, которой должен соответствовать выполненный проект.
Критерием оценки рабочего проекта является его соответствие основным разделам технического задания, включая такие разделы, как «Основные технологические решения» (основные характеристики ВОЛС-ВЛ, ёмкости оптических кабелей, наличие кольцевой схемы резервирования, тип системы передачи, параметры мультиплексорного оборудования и его размещение, параметры системы управления и контроля, организация синхронизации, технологии строительства, параметры инженерных систем на обслуживаемых и необслуживаемых станциях), «Требования по организации эксплуатации», «Требования по безопасности, гигиене труда, пожарной безопасности», «Требования по разработке природоохранных мероприятий».
Среди позиций «Обоснования инвестиций» или «Технико-экономического обоснования» (ТЭО), по которым проверяется соответствие заданию на рабочий проект, при техническом надзоре проверяются позиции: «обоснование мощности», «линейные сооружения», «технологические решения», «соображения по организации строительства», «технико-экономические показатели».
Для сравнительных оценок в этом разделе правил приводятся «Методика проверки расчёта надёжности ВОЛС-ВЛ», в которой заложены требования заказчика, «Нормативы ресурсов для обеспечения эксплуатации ВОЛС-ВЛ», «Алгоритм проверки отводов от основной ВОЛС-ВЛ», «Требования по обоснованию выбора трассы ВОЛС-ВЛ».
Проверка выбора оптических кабелей для строительства ВОЛС-ВЛ
Правила этого раздела регламентируют критерии проверки правильности выбора основных технических средств для строительства ВОЛС-ВЛ. Для основного технического средства — оптических кабелей проверяются такие параметры, как допустимое растягивающее усилие, допустимое раздавливающее усилие, усилие кручения, стойкость к вибрациям, стойкость к термическому воздействию токов короткого замыкания, стойкость к прямому воздействию ударов молнии, стойкость к коррозии, стойкость к воздействию соляного тумана, стойкость к воздействию высоких и низких температур и к циклической смене температур. С этой целью в приложении к данному разделу представляются «Требования к проверке проектных решений по обоснованию выбора оптических кабелей для подвески», «Алгоритм проверки расчётов ВОЛС-ВЛ для районов, в которых толщина стенки гололёда достигает 20 мм или имеет место частое образование гололёда в сочетании с интенсивной пляской проводов», «Расчёт механических нагрузок на кабели при наибольших нагрузках от гололёда и ветра при самой низкой для региона строительства температуре».
Проверка правильности и обоснованности выбора оптического кабеля осуществляются путем сравнения основных параметров выбранного кабеля с параметрами, заданными заказчиком из диапазона «Требований к основным параметрам используемых в России оптических кабелей для подвески на ЛЭП», которые являются обязательным приложением к правилам.
Другие критерии проверки правильности выбора оптических кабелей для ВОЛС-ВЛ на воздушных линиях ЛЭП касаются оптических и температурных параметров кабелей и базируются на проверке соответствия требованиям заказчика.
Проверка выбора технических решений строительства
Проверка правильности выбора технических решений строительства осуществляется через проверку проектных решений по размещению кабелей ОКГТ на опорах ВЛ: кабели ОКГТ должны быть защищены от грозовых перенапряжений и от коронирования в электрическом поле ВЛ. Эта защита обеспечивается нормированием расстояний по вертикали между тросом и проводом в середине пролёта, а также выбором изоляторов для крепления троса ВЛ, шунтированного нормированным искровым промежутком, а также заземлением специальными перемычками тросов на анкерных опорах на трассе с чередованием опор с заземлением не более чем через 10 км.
Выбранные типы зажимов для ОКГТ должны обеспечивать снижение поперечных нагрузок на кабель и исключать перемещение кабеля относительно оси подвески. Установка гасителей вибрации должна предусматриваться на протекторы зажимов, либо на отдельные протекторы.
Критерием правильности проектных решений в случае размещения оптических кабелей на энергообъектах является обеспечение такого прохождения трассы кабеля, которое обеспечивает безопасность работы и ремонт находящихся на подстанции механизмов и устройств. При прокладке ОК в грунте и в кабельной канализации выбор конструкции ОК должен обеспечивать влагостойкость кабеля, его защищённость от грызунов и от электромагнитных влияний.
Проверка проектных решений по обеспечению заданной надёжности ВОЛС-ВЛ
Проектные решения должны обеспечивать заданную надёжность ВОЛС-ВЛ. Проверка должна проводиться с учётом следующих исходных данных:
- среднее время восстановления повреждённого кабеля принимается равным tв = 10 часов;
- плотность отказов на 100 км ВЛ в год принимается не более m 0,094;
- коэффициент готовности гипотетической длинной линии в 13900 км принимается равной не менее 0,985;
- наработка на отказ гипотетической длинной линии — не менее 670 часов;
- коэффициент готовности короткой линии в 100 км — Кгl 0,99989.
Выбор оптических кабелей, технологий строительства должен подчиняться задаче обеспечения указанных параметров надёжности ВОЛС-ВЛ.
Проверка проектных решений на соответствие правилам и нормам проектирования и строительства и рекомендациям МСЭ-Т
Правила технического надзора устанавливают регламент проведения надзора и оценок правильности выполнения проектных и строительных работ, основанный на нормах, правилах, руководствах, инструкциях и других действующих нормативно-технических документах по проектированию и строительству ВОЛС-ВЛ. К сожалению, по многим направлениям современной техники связи нормативно-техническая документация устарела. Поэтому возросли и роль и значение рекомендаций сектора Стандартизации Международного Союза Электросвязи — МСЭ-Т. Правда, рекомендации МСЭ-Т имеют очень широкий диапазон норм, охватывающих интересы многих стран, что требует от разработчиков правил технического надзора умения ограничивать этот диапазон под конкретные отечественные условия строительства ВОЛС-ВЛ.
Проверка проектных решений, учитывающих экстремальные климатические факторы
Заложенные в проекте экстремальные климатические условия должны быть подтверждены многолетними наблюдениями. Исходя из выбранных экстремальных условий выбирается самое «тяжёлое» решение для обеспечения требуемой надёжности ВОЛС-ВЛ даже в условиях этого решения.
Проверка проектных решений по выбору технологий монтажа оптических кабелей
Технологии монтажа оптических кабелей на опорах ВЛ должны обеспечивать заданную надёжность ВОЛС-ВЛ, которая зависит от обеспечения снижения поперечных нагрузок и исключения перемещения кабеля относительно оси подвески.
Технология монтажа кабельных соединительных муфт должна предусматривать использование передвижных измерительно-монтажных лабораторий.
Проверка проектных решений по выбору основного оборудования связи
Решения должны соответствовать задаче обеспечения ВОЛС-ВЛ современными средствами электросвязи с учётом долговременных перспектив развития. Проверяются схема организации связи, расчёт коэффициента готовности, расчёт допустимой длины регенерационных участков, вид цифровой технологии и тип оборудования связи.
Станции должны быть полностью укомплектованы в соответствии с назначением системы связи основным, вспомогательным, кроссовым оборудованием, инженерными системами обеспечения, измерительными средствами и ремонтным запасом.
Проверяется выполнение требований МСЭ-Т по обеспечению качества систем передачи, для этой цели в правилах приводятся нормы на основные параметры передачи исходя из рекомендаций МСЭ-Т. Нормы должны быть пересчитаны для проверяемых систем связи.
Проверка проектных решений по выбору вспомогательного оборудования инженерных систем и средств технического обслуживания
В первую очередь проверяются проектные решения по системам электропитания, наличие основного и резервного вводов электропитания. Проверяются параметры электропитания и их соответствие «Инструкции по проектированию электроустановок предприятий и сооружений электросвязи».
Проверяется соответствие параметров систем служебной связи и системы наблюдения за технической эксплуатацией требованиям технического задания.
Проверяется наличие в проекте решений по обеспечению ВОЛС-ВЛ измерительными средствами и запасными частями для последующего эксплуатационного обслуживания.
Технический надзор при проведении конкурсов по выбору подрядчиков и технических средств для строительства ВОЛС-ВЛ
При проведении конкурсов по выбору подрядного предприятия задачей технического надзора является проверка квалификации и опыта специалистов выбираемых предприятий, а также проверка технической оснащённости и готовности техники, выделенной подрядчиком для строительства.
При проведении конкурсов по выбору технических средств для строительства ВОЛС-ВЛ технический надзор должен обеспечить проверку соответствия выбираемых средств техническим требованиям Заказчика и, при необходимости, осуществить разработку технических требований Заказчика к покупаемым ТС.
Технический надзор при приёмке технических средств на заводах-изготовителях
Приёмка технических средств (ТС) для строительства ВОЛС-ВЛ на заводах-изготовителях является важной составляющей технического надзора. Приёмка ТС позволяет избежать возможные издержки строительства из-за заводских дефектов. Приёмка ТС особенно важна для таких ТС, устранение заводских дефектов которых может быть связано с большими строительными или эксплуатационными затратами. К таким ТС относятся прежде всего оптические кабели. Целесообразна приёмка на заводе и таких ТС, как защитные полиэтиленовые муфты, кабельные соединительные муфты. Проверка должна включать в себя:
- проверку системы обеспечения технического уровня по ИСО 9002;
- проверку технологических линий производства принимаемых ТС;
- проверку заводских протоколов испытаний параметров принимаемых ТС;
- проверку протоколов заводских испытаний параметров принимаемых ТС;
- выборочную проверку основных параметров принимаемых ТС;
- проверку подготовки ТС к отгрузке.
Проведение заводской приёмки ТС на примере оптических кабелей изложено в [2].
Технический надзор в процессе организации входного контроля технических средств на строительных площадках
Технические средства, поставляемые на строительные площадки, должны быть подвергнуты входному контролю совместно подрядчиком и представителями технического надзора.
100-процентному входному контролю подвергаются оптические кабели, при этом обязательно проверяется затухание всех волокон по той же методике, по которой проводились измерения затухания на заводе. Результаты измерения оформляются протоколом входного контроля.
При получении кабельных муфт и аксессуаров для подвески ОК производится выборочный контроль их комплектации.
Технический надзор при операционном контроле строительных работ
Перед началом работ должна быть проведена техническая оценка подрядного предприятия, а именно, проверяется состав специалистов на наличие квалификационных сертификатов, проверяется укомплектованность строительных бригад необходимой строительной, специальной техникой и измерительными средствами.
В процессе строительства ВОЛС-ВЛ проверяется:
- проектно-сметная документация на полноту и комплектность;
- поступившие на строительство технические средства на соответствие рабочему проекту;
- выполнение подрядным предприятием подготовительных работ;
- результаты обследования ВЛ, вдоль которых осуществляется строительство ВОЛС-ВЛ;
- правильность раскладки строительных длин кабеля;
- проверка протоколов согласования работ с заинтересованными организациями;
- возможности подъезда к ВЛ автотранспортом и средствами механизации;
- готовность к раскатке ОК вдоль ВЛ;
- правильность выполнения работ при подвеске ОК:
- правильность выполнения работ при монтаже соединительных муфт;
- правильность спусков ОК с опор;
- правильность прокладки ОК на открытой части подстанций, в кабельной канализации и в грунте;
- правильность вводов ОК в здания и контейнеры;
- правильность монтажа вводно-кабельных устройств;
- правильность установки аппаратуры связи;
- соответствие проекту установки аппаратуры инженерных систем;
- правильность выполнения скрытых работ.
В правилах представляются нормы и критерии оценки всех указанных операций.
Технический надзор при приёмочном контроле
Приёмка построенных объектов ВОЛС-ВЛ должна осуществляться рабочими комиссиями, а технический надзор в составе рабочих комиссий должен оценить полноту и качество выполнения работ, а именно: соответствие рабочему проекту, нормам и правилам производства работ, а при наличии недостатков — проверить достоверность и полноту записей в перечне дефектов и недоделок, который прилагается к акту рабочей комиссии.
Приёмка в эксплуатацию построенных объектов осуществляется приёмочной комиссией, при работе которой могут привлекаться специалисты технического надзора в случае выявления недоделок на построенном объекте или при проверке его функционирования.
Технический надзор при инспекционном контроле
Инспекционный контроль при строительстве ВОЛС-ВЛ проводится с целью проверки правильности ведения строительно-монтажных работ или качества уже построенных участков. В этом случае технический надзор осуществляется для проверки правильности ведения технологий строительства и выполнения правил выполнения строительно-монтажных работ, полноты и достоверности измерений технических параметров.
Технический надзор за проектированием и строительством ВОЛС различного назначения
Итак, технический надзор при строительстве ВОЛС должен сопровождать все этапы работ, обеспечивая необходимое качество выполнения работ и заданную надёжность объектов связи. Правила проведения технического надзора обеспечивают порядок выполнения надзора, нормы и критерии оценки результатов проектирования и строительства.
Правила технического надзора за проектированием и строительством ВОЛС других типов и различного назначения должны учитывать особенности построения и дальнейшей эксплуатации данных ВОЛС. Эти правила надзора должны включать соответствующие показатели надёжности, функционального назначения и перспективного развития проектируемых ВОЛС. В идеальном варианте для каждой вновь проектируемой ВОЛС целесообразно разрабатывать свой вариант правил технического надзора, так как динамично развивающиеся новые технологии электросвязи и строительства ВОЛС требует адекватного развития правил технического надзора.
Литература
1. Б.Леонтьев. Катастрофы может предотвратить авторский надзор — Известия, 18 марта 2004г., с.13.
2. В.Н.Спиридонов Приёмка оптических кабелей на заводах-изготовителях. — Lightwave. Russion Edition. №2, 2003, c.35-37.
Источник: www.ruscable.ru