Правила подтверждения соответствия услуг в строительстве

На территории Таможенного союза лучшая гарантия безопасности товара – подтверждение соответствия ТР ТС. Именно в регламентах сконцентрированы все актуальные требования национальных законодательств к конкретной продукции.

Каким товарам необходимо обязательное подтверждение соответствия ТР ТС

В каждом ТР ТС есть список попадающей под его действие продукции, указаны форма, в которой нужно проводить подтверждение соответствия требованиям технического регламента для каждой товарной группы, и возможные схемы.

Есть еще Единая форма КТС (№319, 2010г.) – список продукции, подтверждение соответствия ТР ТС которой обязательно.

Чем отличается подтверждение соответствия ТР ТС от сертификации в ГОСТ Р

В отличие от национальных стандартов не так давно разработанные ТР ТС:

  1. Объединяют в себе существующие нормативы в отношении подконтрольного товара – любые дополнения, изменения и т.п. вносятся в исходный текст. ТР ТС един для конкретного продукта, а стандартов на него может быть несколько.
  2. Критерии оценки безопасности изделий и параметры её испытаний содержатся в тексте самого техрегламента.
  3. ТР ТС гармонизированы с международным законодательством.
  4. По некоторым товарным позициям (указаны в тексте) декларацию можно заменить сертификатом (по инициативе заявителя), но по той же схеме.
  5. Нельзя подтвердить соответствие ТР ТС добровольно.

Как проводится подтверждение соответствия ТР ТС

В отличие от ГОСТ Р, подтверждение соответствия техническим регламентам Таможенного союза может быть удостоверено в нескольких документальных формах –

Подтверждение соответствия дополнительным требованиям согласно ПП №99

По некоторым схемам подтверждение соответствия требованиям технического регламента возможно и по протоколам испытаний заявителя, но чаще проводится сертификационными центрами, аккредитованными Федеральной службой по аккредитации.

Получите помощь в подтверждении соответствия ТР ТС в центре «Гортест» по подходящей именно вам схеме (на партию, контракт или серийное производство). При подаче заявки вам нужны документы:

  • учредительные (ЕГРЮЛ, ОГРН, ИНН),
  • карточка организации с реквизитами,
  • техдокументация (можно заказать в «Гортест»),
  • этикетки, фотографии продукции,
  • акт анализа производства (если есть),
  • контракт на поставку (ВЭД),
  • сертификат ISО на иностранного изготовителя.

Мы поможем провести обязательное подтверждение соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза быстро и с минимальными затратами!

Источник: gortest.ru

Касательно наличия у cетевой организации получения сертификата качества (соответствия) электрической энергии (риски, последствия, рекомендации)

Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии (пункт 7 Основных положений).

Подтверждение соответствия продукции: сертификация, государственная регистрация, декларирование

При исполнении договора сетевая организация обязана: обеспечить передачу электрической энергии в точки поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, с соблюдением величин аварийной и технологической брони (пункт 15 Правил недискриминационного доступа).

Перечень ГОСТ, устанавливающих требования к показателям качества электрической энергии:

  1. ГОСТ 32144-2013 Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения, введен в действие приказом Росстандарта от 22.07.2013 №400-ст. . Межгосударственный стандарт. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль и мониторинг качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения, введен в действие приказом Росстандарта от 08.12.2014 №1948-ст. . Национальный стандарт РФ. Оценка соответствия. Правила сертификации электрической энергии, утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 29.11.2018 №1038-ст.

Исходя из условий оказания услуг по передаче электрической энергии на Сетевую организацию возложены соответствующие обязанности:

  • по обеспечению передачи электрической энергии от точек приема до точек поставки в соответствии с согласованными параметрами надежности и качества с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств потребителей и с соблюдением величин аварийной и технологической брони, а также в сети смежных сетевых организаций, к электрическим сетям которых присоединены энергопринимающие устройства потребителей;
  • по поддержанию в точках поставки и точках передачи показатели качества электрической энергии в соответствии с ГОСТ, устанавливающим показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего пользования, и иными обязательными требованиями.

Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором (пункт 1 статьи 542 ГК РФ).

В целях анализа возможных рисков, связанных с наличием обязанности по оформлению сертификата качества электрической энергии необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. о наличии обязанности у Сетевой организации по оформлению Сертификата соответствия электрической энергии (если Договором предусмотрено условие
    о поставке электрической энергии в соответствии с требованиями технических регламентов);
  2. о наличии/ отсутствии для Общества рисков, связанных с отсутствием Сертификата соответствия электрической энергии;
  3. о способах компенсации расходов на проведение мероприятий по сертификации электрооборудования.

НАЛИЧИЕ ОБЯЗАННОСТИ СЕТЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ СЕРТИФИКАТА СООТВЕТСТВИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

— Действующим законодательством не предусмотрена прямая обязанность Сетевой организации на получение Сертификата соответствия.

Вместе с тем, имеются риски привлечения Общества к административной и (или) гражданско-правовой ответственности (как в случае выявления несоответствия электрической энергии установленным параметрам качества, так и выявления отсутствия соответствующего Сертификата качества электрической энергии).

Указанный подход может быть применен по аналогии в соответствии с толкованием пунктов 8.1 и 8.2 Правил проведения сертификации электрооборудования.

NB! Правила проведения сертификации электрооборудования утрачивают силу
с 01.01.2021 в связи с изданием постановления Правительства РФ от 30.01.2020 №65.

Вместе с тем, сохраняют силу иные обязательные к применению нормативные правовые акты, согласно которым предусмотрена возможность обязательной сертификации электрической энергии.

Правовое обоснование.

В соответствии с требованиями статьи 7 Закона о защите прав потребителей постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 №982 утвержден единый перечень продукций, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия деклараций
о соответствии.

Согласно разделу 0110 указанного Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц является товаром, подлежащим обязательной сертификации.

Объектом обязательного подтверждения соответствия является продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации (статья 23 Закона о техническом регулировании).

Порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с сетевой организацией в целях оказания услуг по передаче электрической энергии определяется в соответствии с Правилами недискриминационного доступа (пункт 120 Основных положений).

Заявитель обязан обеспечивать соответствие продукции требованиям технического регламента (пункт 2 статьи 28 Закона о техническом регулировании).

NB! Под заявителем понимается изготовитель, продавец, исполнитель, обратившиеся с заявкой на проведение работ по подтверждению соответствия (пункт 1.13 Правил по проведению сертификации).

Заявка на проведение сертификации электроэнергии подается организацией, являющейся владельцем электросетевого оборудования и имеющей непосредственную техническую возможность регулирования качества электрической энергии в распределительных сетях.

NB! Ввиду особенностей электрической энергии как продукции (производится и потребляется одномоментно, не является предметом, имеющим стабильные физические характеристики; параметры напряжения зависят от характеристик сети), влиять на показатели качества электроэнергии в электрических сетях могут только сетевые организации, осуществляющие эксплуатацию электрических сетей действиями собственного персонала и состоянием распределительных сетей.

Под безопасностью продукции понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан (статья 2 Закона о техническом регулировании).

Введение обязательной сертификации электрической энергии направлено на обеспечение безопасности жизни, здоровья людей, предотвращения вреда имуществу потребителя (ст. ст. 6, 7 Закона о техническом регулировании).

Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям (ст. ст. 4 и 7 Закона о защите прав потребителей).

Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.

NB! Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия установленным требованиям.

Таким образом, исходя из системного толкования норм ст. ст. 2, 3 и 38 Закона об электроэнергетики, пункты 8.1, 8.2 Правил проведения сертификации электрооборудования, подпункта «а» пункта 15 Правил недискриминационного доступа следует, что лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики (в том числе сетевые организации), обязаны соблюдать требования, предъявляемые к качеству электроэнергии и иметь сертификат такого качества.

NB! Правила проведения сертификации электрооборудования (пост. Госстандарта №36), Правила проведения сертификации в РФ (пост. Госстандарта №26) утрачивают силу с 01.01.2021 в связи с изданием постановления Правительства РФ от 30.01.2020 №65.

Вместе с тем, сохраняют силу иные обязательные к применению нормативные правовые акты, согласно которым предусмотрена возможность обязательной сертификации электрической энергии (например, единый перечень продукций, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия деклараций о соответствии, утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 №982).

Так, согласно правовой позиции, отраженной в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2017 по делу №А40-24706/2017 (в удовлетворении требований об отмене постановления о привлечении к ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ (в связи с отсутствием сертификата электрической энергии) отказано):

Качество электроэнергии является необходимым условием безопасного применения электроэнергии, следовательно, проведение сертификации электрической энергии, передаваемой потребителям по электрическим сетям истца, в соответствии с заключенным договором и действующим законодательством является обязательным.

Таким образом, на Сетевой организации (как на профессиональном субъекте розничного рынка электрической энергии) лежит обязанность по соблюдению параметров качества поставляемой электрической энергии, вместе с тем, норма действующего законодательства, в соответствии с которой Сетевая организация обязана получить сертификат соответствия качества электрической энергии, отсутствует.

Читайте также:  Что такое ттк в строительстве

Порядок выдачи сертификатов урегулирован Положением о Департаменте государственного энергетического надзора, утв. Минэнерго РФ от 25.12.2000 (пункты 5.3.3, 5.3.4 Положения).

Несоблюдение Сетевой организацией обязанности по соблюдению параметров качества поставляемой электрической энергии может привести к административным и (или) гражданско-правовым рискам для Общества.

ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ, ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СЕТЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Поставка электрической энергии в отсутствие Сертификата соответствия электрической энергии может послужить основанием для привлечения Общества к административной и (или) гражданско-правовой ответственности.

Правовое обоснование (в части административной ответственности).

В случае нарушения требований национальных стандартов и технических регламентов принимаются меры, предусмотренные ст. ст. 14.43 – 14.46 КоАП РФ и ст. ст. 37 – 40 Закона о техническом регулировании (пункт 118 Административного регламента по осуществлению государственного контроля).

Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

Объектом данного правонарушения являются охраняемые государством правоотношения в сфере технического регулирования, т.е. правового регулирования отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (статья 2 Закона о техническом регулировании).

Субъект ответственности – профессиональный субъект розничного рынка электрической энергии, осуществляющий поставку электрической энергии на основании заключенного Договора.

Так, согласно позиции, отраженной в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2020 по делу №А60-40919/2019:

Общество, являясь профессиональным участником деятельности в сфере электроэнергетики в качестве сетевой организации, обязано соблюдать требования, предъявляемые к качеству электроэнергии, и проводить в предусмотренных законодательством случаях ее сертификацию в отношении всех своих объектов электроэнергетики.

Аналогичная позиция содержится в Определении Верховного Суда РФ от 16.01.2018 №305-АД17-20505 по делу №А40-24706/2017, согласно которому было отказано в передаче кассационной жалобы Сетевой организации в Судебную коллегию Верховного Суда РФ.

Результат: предписание оставлено в силе.

Таким образом, на Сетевой организации (как на профессиональном субъекте розничного рынка электрической энергии) лежит обязанность соблюдению параметров качества поставляемой электрической энергии, вместе с тем, норма действующего законодательства, в соответствии с которой Сетевая организация обязана получить сертификат соответствия качества электрической энергии, отсутствует.

Несоблюдение Сетевой организацией обязанности по соблюдению параметров качества поставляемой электрической энергии может привести к административным и (или) гражданско-правовым рискам для Общества (подробнее – см. раздел 3.2 настоящего Заключения).

Обязательной сертификации подлежит электрическая энергия, предназначенная для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; субъектом, на которого возлагается обязанность по проведению сертификации, – лица, участвующие в электроснабжении потребителей (в том числе сетевые организации, оказывающие услуги по передаче энергоресурса).

Так, согласно позиции Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.01.2020
по делу №А21-12953/2018 отмечено следующее:

… тот факт, что объектом сертификации является электрическая энергия в распределительных сетях, не свидетельствует о том, что сетевая организация является субъектом, на которого законодательством возложена обязанность по подтверждению соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Как отмечено судами и подтверждается материалами дела, в соответствии с актом разграничения между Сетевой организацией и СНТ балансовой принадлежности электросетей ТП265-25 (прим. – в отношении которой Ответчику вменялось неисполнение требований по получению Сертификата соответствия) расположен в зоне эксплуатационной ответственности Сетевой организации».

Рекомендации для субъектов розничного рынка для минимизации рисков в части административной ответственности.

  • В рамках рассмотрения споров об оспаривании предписаний необходимо обратить внимание на границу эксплуатационной ответственности, в зоне которой расположены объекты электросетевого хозяйства, в отношении которых планируется получение Сертификата соответствия – указанное обстоятельство поможет ограничить ответственность Сетевой организации на нарушение качества (либо отсутствие сертификата качества) электрической энергии в электрических сетях, не относящихся к зоне ответственности Общества.

Правовое обоснование (в части гражданско-правовой ответственности).

Гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям (пункт 30 Основных положений).

Согласно пункту 1 статьи 1079 ГК РФ юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего, а, что установлено пунктом 2 статьи 1083 ГК РФ, при причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается даже при грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда.

В соответствии со статьей 1095 ГК РФ вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними
в договорных отношениях или нет.

Продавец или изготовитель товара, исполнитель работы или услуги освобождается от ответственности в случае, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или их хранения (статья 1098 ГК РФ).

В соответствии с позицией, отраженной в апелляционном определении Свердловского областного суда от 29.06.2017 по делу №33-10423/2017:

… ни ответчик, ни третье лицо не представили ни сертификатов качества электрической энергии, о которых было заявлено в подтверждение надлежащего качества электрической энергии, ни доказательств проведения замеров
по обращению жителей.

Рекомендации для субъектов розничного рынка в части гражданско-правовой ответственности.

  • Бремя доказывания того, что вред имуществу потребителя электроэнергии был причинен не в результате ненадлежащего исполнения энергоснабжающей организацией и (или) сетевой организацией своих обязанностей по договору энергоснабжения (оказания услуг по передаче электрической энергии), а вследствие иных причин, возлагается на такую энергоснабжающую организацию, которая отвечает перед потребителем за качество услуги в том числе и за действия лиц, привлеченных ею для оказания услуги.
  • Такими доказательствами могут являться сертификаты соответствия электрической энергии, а также замеры электрической энергии после получения соответствующих обращений потребителей и (или) энергоснабжающей организацией.

Обратить внимание на границы балансовой принадлежности, о которой указывалось в суде первой инстанции и указывается в апелляционных жалобах, имеет существенное значение для вменения ответственности между поставщиками энергии и потребителями.

СПОСОБЫ КОМПЕНСАЦИИ РАСХОДОВ ПОСРЕДСТВОМ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

— Экономически обоснованные расходы Сетевой организации могут быть включены при представлении полного анализа экономической обоснованности расходов
по данной статье.

Вместе с тем, имеются антимонопольные риски, например, приказ ФАС России
от 13.08.2019 №1087/19 «Об отмене приказа службы по тарифам Иркутской области
по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2019 год».

Правовое обоснование.

В соответствии с положением статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках.

К полномочиям Правительства РФ относится утверждение основ ценообразования
в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (статья 24 Закона
об электроэнергетике).

Указанные основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) определяют:

  • принципы и методы расчета цен (тарифов) в электроэнергетике;
  • критерии оценки экономической обоснованности затрат, включаемых в указанные цены (тарифы) – постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2010 по делу А40-174518/09;
  • порядок учета результатов деятельности субъектов электроэнергетики по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов);
  • порядок определения, распределения и учета величины перекрестного субсидирования между потребителями (покупателями) на розничных рынках электрической энергии;
  • особенности определения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям в технологически изолированных территориальных энергетических системах.

Расходы Общества на Сертификацию электрической энергии могут быть включены в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Вместе с тем, имеются антимонопольные риски, связанные с исключением указанных расходов из НВВ.

Так, ФАС России отменила приказ об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии и исключила расходы на «Сертификацию электрической энергии» (приказ ФАС России от 13.08.2019 №1087/19):

Расходы по «Сертификации электрической энергии» учтены Службой в размере 967 тыс. руб., вместе с тем, не представлен в полном объеме анализ экономической обоснованности расходов по данной статье.

… законодательство, действующее в области ценообразования в электроэнергетике, постановления Верховного суда РФ от 13.05.2016 №305-АД15-19783 и от 13.05.2016 №305-АД17-20505 не содержат положений, предусматривающих обязательность учета в тарифах средств на получение сертификата соответствия качества электрической энергии.

В соответствии с законодательством, действующим в области электроэнергетики, сетевая организация обязана обеспечивать надежное и качественное энергоснабжение потребителей вне зависимости от наличия (отсутствия) сертификата соответствия качества электрической энергии. В целях исполнения этих требований в тарифах на услуги по передаче электрической энергии предусмотрены все необходимые средства, обязательность включения в расходы которых предусмотрена Основами ценообразования.

Затраты по статье «Сертификация электрической энергии», принятые Службой на 2019 год, подлежат исключению как принятые с нарушением Основ ценообразования.

Рекомендации для субъектов розничного рынка в части включения расходов в тариф.

Читайте также:  Что является обязательством в договоре о долевом строительстве

Источник: zakon.ru

Разъяснение Что дал строителям Федеральный закон «О техническом регулировании»

Прошло уже два года со дня введения в действие Федерального закона о техническом регулировании. Можно подвести некоторые итоги.

Изменилось ли что-нибудь к лучшему в сфере технического регулирования в строительстве? Наметились ли положительные тенденции? Увы, положительно ответить ни на один из этих вопросов вряд ли возможно.

Еще на стадии подготовки Закона специалистам было понятно, что он ориентирован на массовое промышленное производство однородной продукции и плохо совмещается с реалиями строительства. Об этом много писали в строительной прессе, и повторять нет смысла. Доводы крупнейших специалистов по строительному нормированию не были услышаны, Закон был принят. Однако при его реализации обострились старые и возникли новые проблемы, некоторые из которых обсуждаются ниже.

1. Где границы сферы технического регулирования?

Начинается работа по созданию новых видов нормативных документов – технических регламентов, предназначенных, как известно, для изложения обязательных требований, и национальных стандартов, применяемых на добровольной основе. Эти документы будут действовать в сфере технического регулирования, определенной как «правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия».

Согласно определению, «технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)».

Возникает вопрос, какого рода требования имеются в виду, и где границы сферы технического регулирования? Автор полагает, что подразумеваются технические и только технические требования. Скорее всего, разработчики закона имели в виду то же. Однако пропущенное, видимо, ради красоты стиля, слово «технические» может явиться источником многих недоразумений. В обыденном сознании сегодня преобладает мнение, что технический регламент отныне является единственным видом документа, в котором могут излагаться любые обязательные требования к продукции и процессам.

Дело в том, что к строительной продукции и особенно процессам предъявляется множество требований разного характера и с разных сторон. Конечные потребители требуют, как обязательный минимум, обеспечения функциональной пригодности зданий и сооружений, заказчики, кроме того, выполнения определенной номенклатуры и объемов работ в определенные сроки.

Административные органы, стремясь оградить население от неприятных воздействий ведущегося строительства, устанавливают различные ограничения для ведения работ. Инспекции охраны труда и профсоюзы требуют, скажем, ограждать места работ, даже если это мешает выполнению производственных процессов, и т.д., и т.п. Многие из этих требований по необходимости должны иметь обязательный характер. И все эти требования имеют разные механизмы создания, предъявления, реализации и контроля, которые едва ли получится корректно вписать в схемы, предусмотренные Федеральным законом о техническом регулировании.

Например, ряд требований по организации строительства (ограждение и режим использования стройплощадок и т.п.) являются требованиями к процессу производства продукции, но имеют административную природу. По своему смыслу они должны иметь обязательный характер. Поскольку, согласно ст.7 Закона, «не включенные в технические регламенты требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер», эти требования могут содержаться только в техническом регламенте, что трудно себе представить.

Подобные проблемы, вероятно, возникают и в других системах нормирования, например, в санитарно-эпидимиологическом или в природоохранном, где также много требований административного характера. Некоторые ведомства пытаются «решить» проблему путем ее игнорирования, механически преобразуя свои традиционные обязательные нормативные документы в технические регламенты. Вряд ли такой подход можно считать правильным.

Таким образом, представляется необходимым в Федеральном законе о техническом регулировании точно указать, что Закон подразумевает только технические требования и дать их однозначное определение. Если же допустить, что сфера технического регулирования может включать также организационные, административные или экономические требования, придется вносить многочисленные изменения в остальные разделы Закона, а также в смежные правовые акты.

2. Содержание технических регламентов

«1. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

ядерную и радиационную безопасность;

электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

Прежде всего, оно не вполне корректно сформулировано. Например, промышленная безопасность включает в себя и химическую, и механическую, и термическую, и некоторые другие виды безопасности. Упущен ряд моментов, имеющих прямое отношение к безопасности и регулируемых техническими средствами (например, защита от несанкционированного доступа).

Но, самое главное, оно не покрывает всего перечня областей, в которых общество нуждается в обязательных технических требованиях, предъявляемых от имени государства. Главная конечная цель строительной деятельности – это создание благоприятных условий жизнедеятельности населения. И она не сводится к обеспечению безопасности.

Например, транспортные проблемы современных городов в определенной мере вытекают из заниженных (по современным меркам) нормативных требований к ширине проездов, количеству мест для стоянок и других градостроительных нормативов. Если же таких норм не будет вообще, легко представить себе, что в условиях недостатка бюджетных средств и дороговизны городской земли градоначальники при выделении участков недолго будут сопротивляться натиску инвесторов, даже при наличии утвержденных генпланов и градостроительных регламентов. Значит, необходимы обязательные государственные технические нормы, которые, по Закону, могут существовать только в виде технических регламентов. Новый Градостроительный кодекс предусматривает применение в градостроительной деятельности технических регламентов. Однако, согласно ст.7 Федерального закона о техническом регулировании, таких регламентов быть не может, поскольку, несмотря на жизненно важное для общества значение транспортных коммуникаций, оно не может быть корректно описано в терминах безопасности и единства измерений.

Если технические регламенты в самом деле намечается ввести в обиход в качестве единственного вида документа, в котором могут излагаться обязательные технических требований к продукции и процессам, необходимо тщательно проработать ст.7, охватив ею все жизненно важные для общества технические требования.

3. Подтверждение соответствия в строительстве.

Имеются претензии к изложению вопросов, связанных с подтверждением соответствия, которое определено в Законе как «документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров». Это действие имеет большое значение в строительстве в силу специфики строительной продукции и процессов ее создания.

Прямые испытания строительной продукции частью невозможны в принципе, частью неудобны, поэтому проводятся достаточно редко и зачастую по второстепенным показателям качества. Решения о соответствии конечной строительной продукции (зданий и сооружений) принимаются на основании косвенных доказательств – накопленных в ходе строительства первичных документов о соответствии материалов, изделий, конструкций, инженерных систем, подтверждающих факты выполнения в процессе строительства требований строительных норм и правил и проекта.

На протяжении всего процесса проектирования и строительства здания или сооружения постоянно осуществляется подтверждение соответствия в виде экспертизы, приемки работ, конструкций и систем, а также законченных строительством объектов. В строительстве сложилась своя специфичная система процедур и документов по подтверждению соответствия, зафиксированная в строительных нормах и правилах. И эта система теперь должна быть почти полностью ликвидирована.

Федеральный закон о техническом регулировании содержит на этот счет противоречивые, по мнению автора, указания. С одной стороны, Законом установлен принцип установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте (статья 19), что вполне разумно. Это могло бы дать возможность сохранить привычные для строительства правила подтверждения соответствия. С другой стороны, Закон жестко устанавливает формы подтверждения соответствия:

«Статья 20. Формы подтверждения соответствия.

1. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.

2. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

3. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

принятия декларации о соответствии;

4. Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается настоящим Федеральным законом».

Возможно, эти формы исчерпывают все потребности производства промышленной продукции, но для строительной они мало пригодны. Сертификация, как обязательная, так и добровольная, очевидно неприемлема для строительной продукции. Невозможно представить себе сертификацию фундамента или законченного строительством производственного объекта.

При декларировании соответствия изготовитель или продавец продукции официально заявляет о соответствии продукции и прилагает свои доказательства или полученные с участием сторонних компетентных организаций (например, лабораторий). И это считается достаточным, чтобы признать продукцию соответствующей установленным требованиям.

Такая схема представляется в принципе более конструктивной и уже прорабатывалась нами при разработке проекта Положения о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов. Однако с принятием Федерального закона о техническом регулировании эта идея была оставлена, как нереальная для объектов строительства, поскольку п.6 ст. 24 названного закона предусматривает подачу деклараций о соответствии непосредственно в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. К тому же Закон ничего не говорит о проверке достоверности представленных доказательств, видимо, целиком полагаясь на презумпцию добросовестности производителя. А реальное положение дел с качеством строительства таково, что обойтись без внешнего контроля (технадзор заказчика-застройщика, государственный строительный надзор) и приемки сегодня невозможно.

Представляется необходимым устранить отмеченные недостатки Закона. В частности, для строительства и других отраслей, производящих уникальную, «штучную» продукцию (например, судостроения) целесообразно правила подтверждения соответствия излагать исключительно в технических регламентах.

4. Механизм создания нормативных документов

Нельзя не затронуть еще один важный для специалистов по строительному нормированию вопрос – изменение механизма создания нормативных документов, в первую очередь наиболее важных – технических регламентов. Закон знаменует собой отказ от ранее применявшегося в стране ведомственного подхода к нормативному регулированию.

Читайте также:  Жилое и нежилое строительство учет НДС

Каждому ведомству была назначена определенная область, в пределах которой ведомство решало все вопросы руководства отраслью, в том числе и вопросы нормативного регулирования. Например, Госстрой России, ведавший строительством, заказывал ведущим институтам проекты нормативных документов, принимал их от разработчиков, организовывал обсуждение, утверждал, комментировал, контролировал их исполнение через подчиненный ему Госархстройнадзор, вносил необходимые изменения и отменял устаревшие нормативные документы. По мере коммерциализации страны некоторые ведомства нашли способ извлечения доходов из нормативной деятельности, устанавливая в нормах различные платные экспертизы и контрольные действия. В связи с этим Закон запретил ведомствам издавать обязательные нормативные документы.

Ведомственный подход, при всех своих недостатках, имел и достоинства. В частности, таким образом достигалось единство и планомерное обновление нормативной базы, а также качество нормативных документов.

Федеральный закон о техническом регулировании установил принципиально новую схему разработки и утверждения технических регламентов.

По этой схеме разработку проекта технического регламента может осуществлять любое лицо. Оно обязано опубликовать официальное уведомление в специальном печатном издании (в настоящее время в журнале «Вестник технического регулирования») и в Интернете. С момента опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента он должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Далее проводится публичное обсуждение, по завершении которого проект технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц также должны быть доступны для ознакомления. После прохождения экспертизы в специальных комиссиях проект поступает в Государственную Думу, где принимается федеральным законом в порядке, установленном для принятия федеральных законов.

Данная схема заимствована из нормативной практики США, где она эффективно работает, опираясь на чрезвычайно активную профессиональную среду – инженерные общества и ассоциации, бесприбыльные организации по строительному нормированию и т.п. Федеральный закон о техническом регулировании тоже предусматривает возможность участия в нормотворческом процессе саморегулируемых организаций, однако неразвитость таких организаций в отечественном строительстве заставляет скептически оценить качество будущих технических регламентов по строительству.

5. Преемственность нормативной базы

Первым и пока единственным практическим результатом этого закона в строительстве явился массовый нормативный нигилизм. Многие строители, проектировщики и другие пользователи нормативных документов искренне считают, что действующие строительные нормы и правила и ГОСТы теперь утратили обязательный характер.

Более того, на эту же позицию порой становятся и работники судебных органов и органов государственного надзора. Парадоксально, но при всех своих недостатках Федеральный закон о техническом регулировании как раз не дает оснований для упреков в этой части. Преемственность нормативной базы относительно корректно обеспечивается п.1 ст. 46 «Переходные положения», который есть смысл процитировать.

«1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей».

Строительные нормы и правила (СНиП) являются нормативными документами федерального органа исполнительной власти. Следовательно, каждое из содержащихся в них требований, направленное на достижение хотя бы одной из названных законом целей, продолжает оставаться обязательными до введения в действие новых нормативных документов — технических регламентов. А таких требований в строительных нормах и правилах подавляющее большинство – не менее 80 %, поскольку существующая Система нормативных документов в строительстве изначально была нацелена на обеспечение, прежде всего, именно безопасности строительной продукции для жизни, здоровья и окружающей среды.

Таким образом, в нормативном нигилизме повинен не сам Федеральный закон о техническом регулировании, а его невнимательные читатели и популяризаторы.

В упрек закону в части преемственности нормативной базы строительства можно поставить то, что он оставил ее без присмотра и управления. Нормативное хозяйство – вещь довольно хлопотная. Необходимо обеспечивать системность всей совокупности нормативных документов, отменять устаревшие документы или отдельные их части, снимать возможные противоречия, давать официальные разъяснения нормативных положений, в обоснованных случаях, в виде исключения, разрешать отступления от нормативных требований, и т.д. А сегодня строительные нормы и правила напоминают бесхозное имущество, которым никто не управляет. Юристы пребывают в недоумении, а некоторые говорят, что сейчас якобы никто не вправе, например, отменить или поправить действующий СНиП, даже министерства – правопреемники Госстроя России.

Закон фактически рассматривает совокупность технических норм как застывшую систему и не содержит положений по ее развитию. Очевидно, что для изменения технической нормы необходимо в какой-то момент от нее отступить и испробовать на практике новое техническое решение. Для этого кто-то должен дать на это разрешение.

Ранее Госстрой России на основании соответствующей записи в СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» выдавал такие разрешения при условии выполнения дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности. Получить это разрешение от Государственной Думы, принявшей соответствующий технический регламент, практически мало реально. Поэтому желательно делегировать в Законе такие полномочия соответствующему государственному органу (министерству, агентству или органу государственного надзора).

Таким образом, в Закон необходимо включить положения о том, кому поручается управление нормативной базой, в том числе официальное толкование технических регламентов и стандартов (разработчикам, утвердившему органу, надзору, министерству, агентству), выдачу разрешений на обоснованные отступления от требований технических регламентов, а также определить, может ли это быть платной услугой или нет.

Заключение

Федеральный закон о техническом регулировании, к сожалению, дает много поводов для замечаний и предложений, которые не исчерпываются высказанными в настоящей статье. Хотелось бы надеяться, что совместные усилия законодателей и общественности со временем принесут свои плоды.

Источник: znaytovar.ru

Документы подтверждения соответствия продукции

Документы подтверждения соответствия необходимы заказчику для установления качества товаров, работ и услуг при их приемке. Рассмотрим, что такое сертификация и декларирование соответствия в отношении государственных закупок, и определим, когда можно требовать документы с исполнителя контракта.

Подтверждение соответствия — термин из области технического регулирования, установленный в статье 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (далее — Закон № 184-ФЗ). Под ним в сфере закупок понимают удостоверение в документальной форме соответствия товаров, работ и услуг требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил или условиям договоров (контрактов).

  • добровольная сертификация;
  • обязательная сертификация;
  • обязательное подтверждение соответствия в форме принятия декларации о соответствии.

Инициатором добровольного подтверждения соответствия является заявитель, который проводит сертификацию на условиях договора, заключаемого с органом по сертификации. Случаи, форму и схемы обязательного подтверждения соответствия определяют в соответствующих технических регламентах.

Добровольная сертификация

С помощью сертификата продавец (изготовитель, исполнитель) может подтвердить, что объект отвечает требованиям национальных стандартов, стандартов организации, сводов правил, систем добровольной сертификации или условиям договоров.

Наличие документов добровольной сертификации заказчик может учитывать при оценке заявок и окончательных предложений претендентов на заключение контракта по критериям качественных характеристик объекта закупки и квалификации участника.

Вместе с тем требование предоставить копии этих документов нельзя установить ни в извещении о закупке, ни в контракте.

Обязательная сертификация

Согласно статье 23 Закона № 184-ФЗ обязательную сертификацию проводят на соответствие продукции или услуг обязательным требованиям законодательства в области технического регулирования (в первую очередь — требованиям качества и безопасности). Данной процедуре подлежат в основном те группы товаров, которые так или иначе могут повлиять на безопасность людей. Так, например, все оборудование, работающее от электросети, подлежит экспертизе безопасности в системе ГОСТ Р либо обязательной оценке безопасности с учетом требований тех или иных технических регламентов. Форма сертификата утверждена приказом Минпромэнерго России от 22 марта 2006 г. № 53.

Список продукции, которая подлежит обязательному подтверждению соответствия в форме обязательной сертификации, утвержден постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982. Этот перечень можно найти также на сайте Росстандарта. Для каждого вида продукции приведен нормативный документ и указаны конкретные разделы, в которых содержатся подтверждаемые требования.

Как указано в статье 456 Гражданского кодекса РФ, в обязанности исполнителя контракта входит передача продукции вместе с относящимися к ней документами, включая сертификаты качества. В связи с этим раньше чем при приемке товаров, работ или услуг заказчик не сможет получить копии документов обязательной сертификации. Это правило действует в отношении конкурса и запроса котировок. Исключение составляют торги в форме аукциона. В данном случае копии могут быть представлены участником закупки в составе второй части заявки.

Принятие декларации о соответствии

Так же как и при обязательной сертификации, декларирование осуществляют на соответствие техническому регламенту. Такую декларацию составляют по форме, которая утверждена приказом Минпромэнерго России от 22 марта 2006 г. № 54.

Предусмотрены два способа декларирования соответствия (ст. 24 Закона № 184-ФЗ). В первом случае — посредством принятия декларации о соответствии на основе собственных доказательств. Во втором — декларацию принимают на основе собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории центра.

Если декларация о соответствии принята в предусмотренном статьей 24 Закона № 184-ФЗ порядке и зарегистрирована органом по сертификации, то она будет иметь ту же юридическую силу, что и сертификат о соответствии.

Срок действия декларации о соответствии устанавливает продавец (изготовитель, исполнитель) товаров (работ, услуг) в зависимости от предполагаемого срока реализации, выпуска этой продукции или оказания услуг.

Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан хранить зарегистрированную декларацию и документы, на основе которых она была принята, не менее трех лет после окончания ее действия.

Требования к участникам закупок по предоставлению копий документов аналогичны установленным в сфере обязательной сертификации. Они также распространяются на одобрения типа транспортного средства, одобрения типа шасси и т. д.

Источник: delovoymir.biz

Рейтинг
Загрузка ...