Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов
В соответствии с действующими положениями по приемке законченных строительством объектов и СНиП-ами по приемке их в эксплуатациюприемку законченных строительством объектов от исполнителя работ (генерального подрядчика) может производить как заказчик, так и любое другое уполномоченное инвестором лицо. Заказчик вправе привлекать к приемке пользователя объекта (эксплуатирующую организацию), авторов проекта, специализированные фирмы, страховые общества, других юридических и физических лиц, создавая в необходимых случаях приемочные (рабочие) комиссии.
Приемка объектов производственного назначения, строительство которых производилось за счет средств республиканского бюджета или льготного кредитования, осуществляется с учетом отраслевых особенностей, устанавливаемых министерствами республики и другими органами центральной исполнительной власти по согласованию с Министерством строительства и архитектуры Республики Беларусь, включая приемку объектов в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями. Объекты подобного рода подлежат приемке только в том случае, когда они подготовлены к эксплуатации: укомплектованы эксплуатационными кадрами, обеспечены энергоресурсами, сырьем и др.; на них устранены недоделки и начат выпуск продукции или оказание услуг в объеме, предусмотренном договором подряда.
ПТЭ — Глава 2
Предъявляя к приемке объект (очередь, пусковой комплекс, здание, сооружение), исполнитель должен предоставить рабочей комиссии, либо заказчику следующую документацию:
1) перечень организаций, участвующих в производстве строительно-монтажных работ с указанием видов выполненных ими работ, фамилий инженерно-технических работников, непосредственно ответственных за их выполнение, и данных о наличии соответствующих лицензий;
2) комплект рабочих чертежей на строительство предъявляемого к приемке объекта с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенными в них изменениям, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ. Указанный комплект рабочих чертежей является исполнительной документацией;
3) сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество материалов, конструкций и изделий, применяемых при производстве СМР;
4) акты об освидетельствовании скрытых работ и акты промежуточной приемки отдельных ответственных конструкций и узлов (опоры пролетных строений мостов, арок, сводов, подпорных стен, несущих металлических и сборных железобетонных конструкций и т. д.);
5) акты об индивидуальных испытаниях смонтированного оборудования;
6) акты об испытаниях технологических трубопроводов, внутренних систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения, отопления и вентиляции, наружных сетей и сооружений водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и дренажных устройств, а также об испытаниях сварных соединений;
Нарезка видео с видеокурса ПТЭ+ИДП+ИСИ Сергея Семенкова
7) акты о выполнении уплотнения (герметизации) вводов и выпусков инженерных коммуникаций в местах прохода их через подземную часть наружных стен зданий в соответствии с рабочим проектом;
8) акты об испытаниях внутренних и наружных электроустановок и электросетей;
9) акты об испытаниях устройств телефонизации, радиофикации, телевидения, сигнализации и автоматизации;
10) акты об испытаниях устройств, обеспечивающих взрыво-пожаробезопасность и молниезащиту;
11) акты об испытаниях прочности сцепления в кладке несущих стен каменных зданий, расположенных в сейсмических районах;
12) журналы производства работ и авторского надзора проектных организаций, материалы обследований и проверок в процессе строительства органами государственного и другого надзора.
Заказчик производит приемку объекта на основе результатов проведенных им проверок, контрольных испытаний и измерений, документов исполнителя работ, подтверждающих соответствие принимаемого объекта утвержденному проекту, нормам, правилам и стандартам, а также заключений органов надзора. Порядок проведения работ по приемке объекта, стадии приемки, объем контроля и методы испытаний принимаются в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, приведенных в нормативных документах и ТНПА, а также указаниями проектной или технологической документацией.
Объекты могут быть приняты в целом (в том числе «под ключ»), или по мере завершения отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий и сооружений в объеме, предусмотренном в договоре подряда на строительство.
Кроме того, договором подряда устанавливаются:
1) стадии приемки, в частности:
— приемка готовности строительной части и отдельных видов строительно-монтажных работ;
— приемка оборудования после индивидуальных испытаний, пусконаладочных работ и комплексного опробования;
2) сдача объектов в гарантийную эксплуатацию и т.п.;
3) сроки уведомления заказчика исполнителем работ о готовности к приемке;
4) гарантии исполнителя работ по качеству и прочие условия.
Органы государственного надзора в течение установленного срока (15-ти дней) после письменного обращения заказчика дают заключение о соответствии предъявляемого к приемке объекта утвержденному проекту.
Приемка законченного строительством объекта оформляется актом, к которому, помимо документации, представляемой исполнителем, прилагается следующий перечень документов:
1) утвержденный проект;
2) документы об отводе земельных участков, а по объектам жилищно-гражданского назначения – также разрешения на производство строительно-монтажных работ;
3) документы на специальное водопользование;
4) документы на геодезическую разбивочную основу для строительства, а также на геодезические работы в процессе строительства, выполненные заказчиком;
5) документы о геологии и гидрологии строительной площадки, о результатах испытаний грунта и анализах грунтовых вод, данные о результатах микросейсморайонировании и экологических изысканиях;
6) паспорта на установленное оборудование;
7) справки городских и других эксплуатационных организаций о том, что внешние наружные коммуникации холодного и горячего водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и связи обеспечат нормальную эксплуатацию объекта и приняты ими на обслуживание;
8) документы о разрешении на эксплуатацию объектов и оборудования, подконтрольных соответствующим органам государственного надзора республики и в случаях, когда выдача таких разрешений предусмотрена положениями об этих органах;
9) заключения органов государственного надзора о соответствии завершенного строительством объекта законодательству, действующим стандартам, нормам и правилам.
Вся документация, прилагаемая к акту приемки законченного строительством объекта, после окончания работы приемочной комиссии должна быть передана заказчику (исполнителю).
Факт ввода в действие принятого объекта регистрируется заказчиком в местных органах исполнительной власти в порядке, установленном этими органами.
В статистическую отчетность введенный в действие объект включается за тот отчетный период, в котором был зарегистрирован факт ввода. Исполнитель работ на основе акта приемки представляет в установленном порядке статистическую отчетность о выполнении договорных обязательств.
Приемка заказчиком от исполнителя работ не дает права на ввод его в действие без согласования его с органами государственного архитектурного и строительного надзора и другими органами надзора, которым этот объект подконтролен, а также без разрешений на эксплуатацию объекта и оборудования тех органов, в положениях о которых предусмотрена выдача таких разрешений.
Заказчик, исполнитель работ, проектная организация и другие участники инвестиционного процесса в установленном порядке несут ответственность за нарушение требований законодательства, техники безопасности, строительных, санитарных и других норм, а также за ущерб, который может нанести объект правам и интересам граждан, юридических лиц и государства (см. табл. 7.1).
ИсточникЗаконодательная база Российской Федерации
1.1. Настоящие Правила устанавливают порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией) федеральных автомобильных дорог и их участков (пусковых комплексов), а также титульных мостов, путепроводов и других дорожных сооружений на этих дорогах (в дальнейшем — федеральные дороги, объекты), относящихся к федеральной собственности.
Приемка в эксплуатацию федеральных дорог осуществляется в соответствии с законодательными актами, строительными нормами и правилами, стандартами, инструкциями, действовавшими в Российской Федерации в период строительства и приемки в эксплуатацию, а также настоящими Правилами.
1.2. Приемке в эксплуатацию подлежат законченные строительством (реконструкцией) федеральные дороги и их участки, имеющие самостоятельное транспортное значение, то есть связывающие грузопассажирообразующие пункты или действующие автомобильные дороги, и оборудованные в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документацией и действующими нормами необходимыми обустройствами и системами для их содержания и сервисного обслуживания, обеспечения безопасности движения; а также титульные автодорожные мосты, путепроводы и другие дорожные сооружения на этих дорогах.
1.3. Автомобильные дороги, сооружаемые на болотах, в зоне вечной мерзлоты и в других условиях, когда дорожная одежда устраивается в соответствии с проектом в две стадии, принимаются в эксплуатацию приемочными комиссиями, назначаемыми для приемки объектов по каждой стадии.
При приемке в эксплуатацию первой стадии в акте приемки фиксируется ввод мощности (протяженность автомобильной дороги в км) и стоимость работ первой стадии. При приемке в эксплуатацию второй стадии в акте фиксируется только стоимость работ этой стадии.
1.4. Федеральные автомобильные дороги предъявляются к приемке в эксплуатацию приемочным комиссиям заказчиком.
Приемка федеральных дорог заказчиком от генерального подрядчика осуществляется с учетом пунктов 6 и 11 «Временного положения по приемке законченных строительством объектов», рекомендованного письмом Госстроя России от 09.07.93 N БЕ-19-11/13, и совмещается с приемкой их в эксплуатацию приемочными комиссиями.
Приемка федеральных дорог в эксплуатацию оформляется актами приемочных комиссий (Приложения NN 1 и 2).
1.5. В отдельных случаях до приемки в эксплуатацию федеральной дороги большой сложности со значительным объемом требуемых испытаний по приемочному контролю при наличии существенных замечаний заказчика или органов надзора в процессе производства работ решением заказчика назначается рабочая комиссия для определения готовности федеральной дороги к предъявлению приемочной комиссии с составлением акта рабочей комиссии.
Состав рабочей комиссии и порядок ее работы определяется заказчиком. Материалы рабочей комиссии предъявляются заказчиком приемочной комиссии.
1.6. Не допускается приемка в эксплуатацию федеральных дорог с недоделками, дефектами или не соответствующими действующим нормам эксплуатации автомобильных дорог транспортно-эксплуатационными показателями.
1.7. Датой приемки федеральной дороги в эксплуатацию считается дата подписания акта приемочной комиссии. С этой даты начинается гарантийный срок.
2.1. Федеральные дороги принимаются в эксплуатацию приемочными комиссиями, назначаемыми Федеральным дорожным департаментом или органом, им уполномоченным.
2.2. Республиканские, краевые, областные автомобильные дороги, дороги автономных образований принимаются в эксплуатацию приемочными комиссиями, назначаемыми в порядке, устанавливаемом органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В состав комиссий по приемке местных автомобильных дорог общего пользования, примыкающих к федеральным автомобильным дорогам или пересекающих их, должен обязательно включаться представитель, назначаемый Федеральным дорожным департаментом или органом, им уполномоченным.
2.3. Назначение комиссии по приемке в эксплуатацию федеральной дороги производится не позднее, чем за 30 дней до установленного срока ввода, по представлению заказчика (кроме случаев, когда заказчик как орган, уполномоченный департаментом, сам назначает комиссию), согласованному с ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, в части участия их представителей, рекомендуемых к включению в состав комиссии.
2.4. В состав комиссий по приемке федеральных дорог обязательно включаются представители соответствующего органа управления дорожным хозяйством, заказчика , подрядчика, эксплуатационной организации, проектировщика, Государственной автомобильной инспекции, органа охраны окружающей природной среды, а также организации, выполнившей обследование и диагностику построенной федеральной автомобильной дороги.
В состав указанных комиссий могут включаться представители субподрядчиков, предприятий, организаций, ведомств, надзорных органов и независимые эксперты, участие которых вызывается необходимостью.
Включение в состав комиссий представителей Федерального дорожного департамента согласовывается с руководством департамента.
Представитель предприятия, выполняющего одновременно функции заказчика и подрядчика, включается в состав приемочной комиссии в качестве подрядчика, а в качестве заказчика включается представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
2.5. Председателя приемочной комиссии назначает орган, утвердивший ее состав.
2.6. В случае обоснованной необходимости замены членов комиссии решение о включении в ее состав других представителей соответствующих ведомств, организаций, предприятий принимает председатель приемочной комиссии, извещающий об этом орган, назначивший комиссию, в докладной записке к акту приемки федеральной дороги в эксплуатацию.
3.1. Ответственность за подготовку материалов для приемочной комиссии возлагается на заказчика и на подрядчика.
Подрядчик в соответствии с договором подряда обязан по окончании строительства дороги представить в установленные сроки заказчику необходимые документы, включая официальное извещение об окончании работ и готовности объекта к приемке, и не позднее, чем за 2 месяца до планируемого ввода дороги в эксплуатацию, — предложения о дате работы комиссии.
3.2. По получении извещения об окончании работы и готовности объекта к приемке от подрядчика заказчик принимает решение о назначении состава комиссии в порядке, установленном в разделе 2, и сроках ее работы — с учетом положений п. 4.3.
3.3. До приемки в эксплуатацию построенной федеральной дороги заказчик организует выполнение полного комплекса ее обследований и диагностики в соответствии с Правилами диагностики и оценки состояния автомобильных дорог (ВСН 6-90), утвержденными Минавтодором РСФСР 5 сентября 1990 г., с последующей передачей полученных результатов в централизованный автоматизированный банк данных по федеральным автомобильным дорогам.
Мосты с опытными и впервые применяемыми конструкциями до приемки в эксплуатацию, как правило, должны подвергаться испытаниям.
Испытания других вводимых в эксплуатацию мостов (имеющих большие пролеты, а также большую повторяемость основных несущих элементов) могут проводиться в соответствии с п. п. 1.5 и 1.6 СНиП 3.06.07-86 «Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний», утвержденного постановлением Госстроя СССР от 31 декабря 1986 г. N 77.
3.4. На основании обследований и диагностики организация, проводившая их, представляет заказчику заключение о соответствии построенного объекта утвержденному проекту и нормам эксплуатации с выводами о возможности приемки объекта в эксплуатацию.
Заключение служит основой для принятия решения приемочной комиссией.
3.5. Материалы согласно приложению N 3 формируются заказчиком не позднее, чем за 3 дня до начала работы приемочной комиссии.
3.6. Заказчик не позднее, чем за 10 дней до начала приемки в эксплуатацию федеральной дороги, определяет время и место работы приемочной комиссии и уведомляет об этом председателя и членов комиссии.
4.1. Работу приемочной комиссии организует ее председатель. Необходимые условия для работы комиссии создает подрядчик.
4.2. Заказчик предъявляет приемочной комиссии законченную строительством (реконструкцией) федеральную дорогу и документы, удостоверяющие ее готовность к приемке в эксплуатацию (приложение N 3).
4.3. Федеральные дороги должны приниматься в эксплуатацию в период, благоприятный для визуального обследования, измерений и взятия проб.
Не допускается работа приемочной комиссии при наличии на автомобильной дороге устойчивого снежного покрова.
4.4. Приемочная комиссия изучает и анализирует предъявленные заказчиком документы и освидетельствует федеральную дорогу в натуре с проведением в случае необходимости контрольных измерений, проверок и испытаний.
4.5. Не допускается приемка в эксплуатацию федеральных дорог и дорожных сооружений при отсутствии положительных заключений надзорных органов и при наличии отступлений от проекта, снижающих прочность, устойчивость, надежность и экологическую безопасность построенных объектов, уровень безопасности движения транспортных средств, а также отступлений, не согласованных с проектной организацией.
4.6. Акт о приемке в эксплуатацию подписывается всеми членами приемочной комиссии.
Члены комиссии, имеющие особое мнение, излагают его в письменном виде в приложении к акту приемки с обоснованиями, имеющими ссылки на действующие законодательные и нормативные акты.
Заключение председателя приемочной комиссии по указанным особым мнениям излагается в докладной записке к акту приемки.
4.7. Если приемочная комиссия принимает решение о невозможности приемки в эксплуатацию федеральной дороги, то вместо акта приемки составляется мотивированное заключение с обоснованиями, имеющими ссылки на действующие законодательные и нормативные акты, которое подписывается всеми членами комиссии, с рекомендуемыми мерами по обеспечению ввода дороги в действие.
В мотивированном заключении указываются конкретные предприятия и организации, по вине которых объект не принят в эксплуатацию. Все затраты, понесенные при работе приемочной комиссией и по обеспечению ее работы, подлежат в соответствии с договором подряда оплате за счет средств этих предприятий и организаций.
4.8. По не сданным в эксплуатацию участкам федеральных дорог движение транспортных средств общего пользования не допускается.
4.9. Председатель приемочной комиссии в недельный срок направляет в орган, утвердивший состав комиссии, акт о приемке федеральной дороги в эксплуатацию с докладной запиской к нему и необходимые документы для закрытия сметного расчета (при приемке в эксплуатацию титульного сооружения или пускового комплекса, завершающего строительство титульного участка федеральной дороги) или мотивированное заключение о невозможности приемки дороги в эксплуатацию.
4.10. Ответственность за приемку в эксплуатацию объекта с несоблюдением требований п. 4.5 настоящих Правил несет председатель комиссии. Члены комиссии несут персональную ответственность в пределах их компетенции.
Предприятия, допустившие правонарушения в области строительства, включая нарушения Правил приемки объекта в эксплуатацию, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке в соответствии с действующим законодательством.
Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности устранения допущенных ими нарушений и возмещения ущерба.
При несогласии предприятия, допустившего правонарушение, с постановлением вышестоящего должностного лица это постановление может быть обжаловано в суд в установленном законодательством порядке.
4.11. Рассмотрение документов о приемке федеральной дороги в эксплуатацию (акт приемки в эксплуатацию или мотивированное заключение, особые мнения членов комиссии, докладная записка председателя комиссии, материалы для закрытия сводного сметно — финансового отчета) и принятие при необходимости решений по результатам этой приемки производится органом, назначившим комиссию, не позднее недельного срока после поступления указанных документов.
4.12. В случае, если комиссия не приняла объект в эксплуатацию, орган, назначивший комиссию, определяет меры к подготовке объекта для проведения повторной приемки.
Источник