Правила проведения проверок в строительстве

С 1 июля 2021 года проверки управляющих организаций надзорными органами проходят по-новому: стало больше их разновидностей, а кроме того, добавился элемент внезапности. Разбираем отдельные аспекты нового законодательства.

Что изменилось в новом законе о проверках

Прежде всего, изменилось название закона. Прежний имел следующее звучание: Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
В настоящее за исключением ряда положений на переходный период ему на смену пришел Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248).

Таким образом, о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в дословном смысле – речи больше не идет. Хотя формально новый закон «устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц» (п. 1 ст. 2 Закона № 248).

Сюжет: Проверка строительных площадок

Все контрольные мероприятия отображаются в Едином реестре видов контроля https://proverki.gov.ru/, где приводится хронология всех мероприятий и их результаты. Оператором системы является Генеральная прокуратура Российской Федерации. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отсутствует, не допускается (п. 3 и 4 ст. 19 Закона № 248).

Управляющая организация считается уведомленной о контрольных мероприятиях, если информация была направлена ей через портал Госуслуг. Сведения о проверке также могут быть направлены по адресу электронной почты, указанному на сайте ГИС ЖКХ. Либо может использоваться адрес электронной почты, сведения о котором были представлены при государственной регистрации юридического лица (пп. 1 п. 5 ст. 21 Закона № 248).
При проведении проверки инспектор не вправе оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям контрольного (надзорного) органа. Сюда же относятся недопустимость требования документации, не составляющей предмет проверки. Также есть запрет на истребование документации и информации, если ранее она была представлена, либо имеется в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных органов (ст. 37 Закона № 248).
Кроме того, изменились сроки для проведения документарной и выездной проверок (ранее было 20 дней, теперь – 10 дней).

Профилактические и контрольные (надзорные) мероприятия

Для контрольных органов вводится понятие «профилактические мероприятия». К ним относится:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) меры стимулирования добросовестности;
4) объявление предостережения;
5) консультирование;
6) самообследование;
7) профилактический визит (п. 1 ст. 43 Закона № 248).

Проверки ГИТ в строительстве: все нюансы 2020 г.

Закон № 248 устанавливает порядок и регламент проведения профилактических мероприятий.
В части непосредственно проверок Закон № 248 выделяет два варианта: первый – с взаимодействием с контролируемым лицом, второй – без взаимодействия с контролируемым лицом.

Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) контрольная закупка;
2) мониторинговая закупка;
3) выборочный контроль;
4) инспекционный визит;
5) рейдовый осмотр;
6) документарная проверка;
7) выездная проверка.

Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее – контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия):
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
2) выездное обследование (п. 2 и 3 ст. 56 Закона № 248).

Таким образом, видов контроля стало существенно больше, а значит, визиты проверяющих станут чаще. Чаще всего, основанием для проведения проверки являются жалобы заинтересованных лиц. Теперь обращения (заявления) граждан и организаций принимаются к рассмотрению только в случае, если они поданы:
— через МФЦ;
— через портал Госуслуг (или ГИС ЖКХ).

В остальных случаях до проверки принимаются меры по установлению личности гражданина и полномочий представителя организации и их подтверждения (п. 1 ст. 59 Закона № 248). Таким образом, жалобы на основании писем от «анонимов» рассматриваться не должны.
В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Если нарушения выявлены, то контролируемому лицу выдается предписание. В случае обнаружения признаков преступления или административного правонарушения меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности (ст. 90 Закона № 248).

Обжалование итогов контрольных мероприятий

Важным новшеством стал порядок обжалования итогов контрольных мероприятий. Судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 39 Закона № 248).

Жалоба подается в электронном виде контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 1 ст. 40 Закона № 248).

Досудебному обжалованию подлежит:
— решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий (срок – 30 дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав);
— акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений (срок – 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания);
— действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий (п. 4 ст. 40 Закона № 248).

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается (п. 7 и 8 ст. 40 Закона № 248).

Досудебное обжалование предполагает своеобразные обеспечительные меры: если заявитель подает ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа, то уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в срок не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
— о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа;
— об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа.

Информация о таком решении направляется лицу, подавшему жалобу, в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения (п. 10 и 11 ст. 40 Закона № 248).

Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы. Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на контрольный (надзорный) орган, решение и (или) действие (бездействие) должностного лица которого обжалуются.

По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на рассмотрение жалобы орган принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;
3) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью и принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий (п. 4.1-6 ст. 43 Закона № 248).

Формально Закон № 248 содержит много важных слов о законности и обоснованности, соразмерности вмешательства в деятельность контролируемых лиц. Однако фактически мы имеем 7 новых профилактических мероприятий и 11 видов контрольных мероприятий, результатом которых может быть предписание и штраф. Это позволяет предположить, что число проверок возрастет, а в случае избирательного применения Закона № 248 вопрос о соразмерности вмешательства проверяющих органов будет трактоваться произвольно.

Источник: www.gkh365.ru

Порядок организации и проведения проверок

Порядком организации и проведения плановых и внеплановых проверок определен Федеральным законом Российской Федерации от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Порядок устанавливает требования к организации и проведению плановых и внеплановых проверок, включая формы проверок, сроки проведения проверки,ограничения при проведении проверки,обязанности должностных лиц органов контроля при проведении проверки.

1. Организация и проведение плановой проверки

2. Организация и проведение внеплановой проверки

2.1. Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, выполнение предписаний, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
2.2. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступление в Управление обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
2.3. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Управление, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 п. 2.2. настоящей главы, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
2.4. Внеплановая проверка проводится в форме документарной или выездной проверки.
2.5. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» части 2 пункта 2.2. настоящей главы, Управлением после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
2.5.1. Согласование проведения внеплановых проверок осуществляется на территории Орловской области Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой, на территории Курской области — прокуратурой Курской области.
2.6. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер Управление вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления необходимых документов, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.
2.7. Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в Управление.
2.8. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в части 2 пункта 2.2. настоящей главы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются Управлением не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
2.9. В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Читайте также:  Как потратить маткапитал на строительство дома на садовом участке

3. Документарная проверка

3.1. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений Управления.
3.2 Документарная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения Управления.
3.3. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами Управления в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении Управления, в том числе акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора).
3.4. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Управления, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, Управление направляет в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения руководителя, заместителя руководителя Управления о проведении документарной проверки.
3.5. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в Управление указанные в запросе документы.
3.6. Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица.
3.7. Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в Управление, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
3.8. В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Управлении документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля (надзора), информация об этом направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.
3.9. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, представляющие в Управление пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия указанных в пункте 3.8. настоящей главы сведений, вправе представить дополнительно в Управление документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
3.10. Должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные руководителем или иным должностным лицом юридического лица, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченным представителем пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений Управление установит признаки нарушения обязательных требований, должностные лица Управления вправе провести выездную проверку.
3.11. При проведении документарной проверки Управление не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки.

4. Выездная проверка

4.1. Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований.
4.2. Выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
4.3. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении Управления документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
4.4. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами Управления, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением руководителя, заместителя руководителя Управления о проведении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
4.5. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам Управления, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

5. Срок проведения проверки

5.1. Срок проведения выездной и документарной проверок не может превышать двадцать рабочих дней.
5.2. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
5.3. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводящего выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.
5.4. Срок проведения каждой из проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству юридического лица.

Примечание.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения (для среднего предприятия — 1000 млн., для малого предприятия — 400 млн., для микропредприятия — 60 млн. рублей).

Читайте также:  Эп это в строительстве

6. Порядок организации проверки

6.1. Проверка проводится на основании распоряжения руководителя, заместителя руководителя Управления. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении руководителя, заместителя руководителя Управления.
6.2. В распоряжении руководителя, заместителя руководителя Управления указываются:
1) наименование органа государственного контроля (надзора);
2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;
8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
9) даты начала и окончания проведения проверки.
6.3. Заверенная печатью копия распоряжения руководителя, заместителя руководителя Управления вручаются под роспись должностными лицами Управления, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица Управления обязаны представить информацию об этом органе в целях подтверждения своих полномочий.

6.4. По просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя должностные лица Управления обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности.

Источник: tunadzor.ru

Проверка знаний по электробезопасности в 2021 году

C 1 января 2021 года действуют новые Правила охраны труда при эксплуатации электроустановок. Эти правила утверждены Приказом Минтруда России от 15.12.2020 № 903н и внесли изменения в порядок проверки знаний по электробезопасности. В статье мы расскажем, как организовать проверку знаний в своей комиссии и подготовиться к экзамену в Ростехнадзоре.

Содержание:

  • Кто проходит проверку знаний по электробезопасности в комиссиях Ростехнадзора
  • Порядок проведения проверки знаний в комиссиях Ростехнадзора
  • Как организовать проверку знаний внутренними комиссиями организаций
  • Допуск к спецработам: как оформлять и в документах прописывать

Кто проходит проверку знаний по электробезопасности в комиссиях Ростехнадзора

Пройти проверку знаний, а также получить или подтвердить группу по электробезопасности можно как внутри своей организации, так и в комиссии Ростехнадзора.

В п. 10 «Положения об отраслевой комиссии по проверке знаний норм и правил в области энергетического надзора», утв. приказом Ростехнадзора от 28 мая 2008 г. № 362а, указано, что перед проверкой знаний, проводимой в комиссии Ростехнадзора, необходимо провести предэкзаменационную подготовку лиц, подлежащих проверке. Значит, подготовиться к проверке он может самостоятельно, если изучит вопросы, которые указаны в экзаменационных билетах на сайте отраслевой комиссии по электробезопасности.

При этом необходимость обязательного проведения предэкзаменационной подготовки в образовательных организациях перед проверкой знаний в комиссии органа Ростехнадзора нормативными правовыми актами не определена.

Поэтому экзаменуемый может, но не обязан пройти такую подготовку в учебном центре. Напоминаем, что в учебном центре группу не присваивают, поскольку это противоречит Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Минэнерго 13.01.2003 № 6 (далее – ПТЭЭП).

Порядок проведения проверки знаний в комиссиях Ростехнадзора

После того, как экзаменуемый подготовится к проверке знаний, нужно подать заявление от работодателя. Не предусмотрена подача заявлений в комиссию от частных лиц, только от работников организаций-потребителей электроэнергетики.

В заявление должны быть указаны, при их наличии:

  • ответственный за электрохозяйство и его заместитель;
  • специалист по охране труда, в обязанности которого входит инспектирование электроустановок;
  • председатель, заместитель председателя и другие члены комиссии по проверке знаний правил работы в электроустановках организации (не менее 3 человек от организации).
  • другие работники по решению работодателя, или все работники из числа электротехнического и электротехнологического персонала, если в организации нет своей собственной экзаменационной комиссии по электробезопасности.

как заполнить заявление на сдачу экзамена по электрике в ростехнадзоре

Также в заявлении необходимо указать информацию, которая должна быть указана на портале (информационной системы «Единый портал тестирования»).

Важно! Основанием для организации проведения проверки знаний норм и правил является представление заявления в комиссию.

Вместе с заявлением необходимо представить следующие документы:

  • для работников электроэнергетики –журнал учета проверки знаний правил работы в электроустановках и протокол проверки знаний правил работы в электроустановках;
  • для работников организаций, приобретающих электрическую энергию (потребителей), –журнал учета проверки знаний правил работы в электроустановках.

Работника допускают к проведению проверки знаний только при предъявлении паспорта и удостоверения о проверке знаний норм и правил работы в электроустановках.

Как проходит проверка в комиссии Ростехнадзора

✓ Сама проверка проходит в индивидуальном порядке. Перед каждым экзаменуемым стоит компьютер, и по сигналу начинается тестирование. Тот, кто сдал тест, должен не мешать остальным.

✓ Согласно требованиям экзаменационной комиссии по городу Москве, если экзамен проводят в устной форме, каждому экзаменуемому выдают билет и чистый лист со штампом для ответа. Если лист закончился, нужно поднять руку, и вам принесут еще. На ответ дается не более 2 часов, затем экзамен считается не сданным. Если неправильно ответили на 30% вопросов, ставится оценка «неуд».

✓ Комиссия вправе задать по заявлению не сдавшего еще 3 любых вопроса, но только при первичной или внеочередной проверке, и, если работник покажет свою осведомленность, ему поставят оценку «удовл». При повторной проверке такую попытку ему не дадут. Такие условия в Москве.

✓ Во время экзамена нельзя пользоваться какими шпаргалками и техническими устройствами, в этом случае работника удалят с экзамена.

✓ Проверка знаний в области государственного энергетического надзора проводится в территориальных отраслевых комиссиях с применением ИС «ЕПТ».

✓ Проверка знаний проводится на безвозмездной основе, никаких пошлин нет. В ходе применения ИС «ЕПТ» оценка знаний проверяемого формируется автоматически.

Учтите, что если работник не сдал экзамен, комиссия Ростехнадзора не будет заниматься установлением сроков повторной проверки знаний и отстранением работника от работы в электроустановках по результатам проверки знаний не имеют, так как это – задача работодателя. Работника запрещается допускать к работе в электроустановках, если его удостоверение просрочено, или он не сдал экзамен. Его необходимо отстранить до успешной сдачи экзамена, без сохранения заработной платы.

Как организовать проверку знаний внутренними комиссиями организаций

Для проведения проверки знаний по электробезопасности нужно создать комиссию. Для этого необходимо оформить приказ. В комиссии не может быть менее 5 человек. Обязательно нужно назначить председателя комиссии и его заместителя и секретаря комиссии.

Обратите внимание! Ответственный за электрохозяйство организации назначается председателем комиссии. Но такой ответственный обязан быть не в каждой организации, которая может присваивать группы по электробезопасности. Например, в организациях, у которых установленная мощность электроустановок не превышает 10 кВА, такой ответственный может не назначаться. В этом случае председателем комиссии необходимо назначить работника, имеющего IV группу по электробезопасности из числа руководителей организаций (главный инженер, энергетик, начальник хозяйственного отдела).

Если предприятие относится к энергоснабжающим организациям, то требования строже. Председатель комиссии должен иметь группу по электробезопасности V. Председателем комиссии назначают ответственного за электрохозяйство Потребителя (главный энергетик предприятия). Его заместителем назначают заместитель ответственного за электрохозяйство. Секретарем комиссии, как правило, назначают специалиста по охране труда, имеющего IV группу по электробезопасности.

Все члены комиссии должны иметь группу по электробезопасности и пройти проверку знаний в комиссии органа Ростехнадзора. Допускается проверка знаний отдельных членов комиссии на месте, при условии, что председатель и не менее двух членов комиссии, прошли проверку знаний в комиссии органов Ростехнадзора. Таким образом, эти три человека должны пройти проверку знаний только в комиссии Ростехнадзора.

Если вы обучите их внутри своей организации, проверяющие оштрафуют предприятие и заставят всех работников пройти экзамен в Ростехнадзоре. Остальные два члена комиссии могут пройти проверку знаний в своей комиссии, и только после этого можно оформить приказ о создании комиссии. Никакие уведомления о создании комиссии в Ростехнадзор не подавайте – таких требований нет.

Для электротехнического и электротехнологического персонала начальной группой является II.

При проверке знаний и присвоении II группы по электробезопасности работники с основным общим или со средним полным образованием должны пройти обучение в образовательных организациях в объеме не менее 72 часов.

Получив удостоверение о том, что работники прошли подготовку, можно присвоить им вторую группу в своей комиссии. Это означает, что если у работника есть только школьный аттестат, его направляют на обучение по электробезопасности в УЦ, и только затем проводят экзамен в своей комиссии. Если комиссии в организации нет, придется всех работников из числа электротехнического и электротехнологического персонала направить на экзамен в Ростехнадзор.

Обратите внимание! Еще одна важная особенность: группу III по электробезопасности разрешается присваивать работникам только по достижении 18-летнего возраста. Поэтому, если работник не достиг такого возраста, ему можно присвоить только вторую группу.

После успешной проверки знаний правил работы в электроустановках работникам выдают удостоверения. Их рекомендуемые образцы даны в приложении № 2 к Приказу Минтруда России от 15.12.2020 № 903н (для работников электроустановок).

подача документов на экзамен по электрике в Ростехнадзоре

Внимание! Удостоверение в приложении к правилам № 3 обязательны для специалиста по охране труда, инспектирующего электроустановки. Напоминаем, что этот работник проходит проверку знаний исключительно в комиссии Ростехнадзора.

заявление на аттестацию по электрике

Учтите, что протокол оформляется только на работников энергоснабжающих организаций. Кроме протокола по форме в приложении № 4 к правилам, оформляется запись в журнале (приложение № 5).

Журнал учета проверки знаний в электроустановках

Организации-потребители электроэнергетики для собственных нужд предприятия протокол не оформляют. В этом случае сведения о проверке знаний вносится в журнал в приложении № 6.

Работник не может быть допущен к работе, если у него нет действующего удостоверения. Удостоверение подлежит замене в случае изменения должности. Заполнение удостоверения для энергоснабжающих организаций и организаций-потребителей существенно отличается.

Читайте также:  Есть разрешение на строительство гаража как оформить

Давайте посмотрим, как оформить такое удостоверение:

  1. В графе «Допущен в качестве» нужно указать категорию персонала: административно-технический, диспетчерский, оперативный, оперативно-ремонтный, ремонтный персонал.
  2. Графу «к работам в электроустановках напряжением» заполняют после успешной проверки знаний с указанием класса напряжения электроустановки — до 1000 В, до и выше 1000 В.
  3. В поле «Результаты проверки знаний нормативных документов» указывают общую оценку результатов экзамена по электробезопасности. Поле рекомендуется не заполнять в случае проведения работнику организации электроэнергетики внеочередной проверки знаний по одному из следующих разделов: устройство и техническая эксплуатация, охрана труда, пожарная безопасность.
  4. Поля «Результаты проверки знаний нормативных документов по устройству и технической эксплуатации», «Результаты проверки знаний нормативных документов по охране труда», «Результаты проверки знаний нормативных документов по пожарной безопасности» заполняют в отношении работников организаций электроэнергетики и они содержат оценки результатов проверки знаний нормативных документов по разделам: устройство и техническая эксплуатация, охрана труда, пожарная безопасность. Для потребителей – не заполняются.
  5. Это означает, что, если ваша организация не является энергоснабжающей, а приобретает электроэнергию для собственных нужд (потребитель), эти графы в удостоверении заполнять не нужно.
  6. Поле «Результаты проверки знаний нормативных документов по промышленной безопасности и других специальных правил» заполняют только для работников опасных производственных объектов.
  7. Поле «Свидетельство на право проведения специальных работ» рекомендуется заполнять для работников, допускаемых к проведению специальных работ (работы на высоте, работы под напряжением, работы под наведенным напряжением, проведение испытаний).

Допуск к спецработам: как оформлять и в документах прописывать

Если работник выполняет специальные работы, в его удостоверении о проверке знаний правил работы в электроустановках вносят запись об этом. Какие же это специальные работы? К спецработам относятся:

  • работы на высоте;
  • работы без снятия напряжения с электроустановки, выполняемые с прикосновением к токоведущим частям, находящимся под рабочим напряжением, или на расстоянии от этих токоведущих частей менее допустимого (далее — работы под напряжением на токоведущих частях);
  • испытания оборудования повышенным напряжением (за исключением работ с мегаомметром);
  • работы, выполняемые со снятием рабочего напряжения с электроустановки или ее части с прикосновением к токоведущим частям, находящимся под наведенным напряжением более 25 В на рабочем месте или на расстоянии от этих токоведущих частей менее допустимого (далее — работы под наведенным напряжением).

Для работников, допущенных к работам под напряжением на токоведущих частях, при заполнении графы «наименование работ» в поле «Свидетельство на право проведения специальных работ» следует руководствоваться следующей таблицей:

ИндексНапряжение электроустановок, кВ
И1 ВЛИ до 1
И2 Остальные электроустановки: до 1
И3 Электроустановки 6-20
И4 35
И5 110
И6 220
И7 330
И8 500
И9 750

Для работников, имеющих группу работ на высоте, нужно указать № группы и дату присвоения.

Грубые ошибки работодателя при организации проверки знаний по электробезопасности

На сегодняшний день, есть организации, предлагающие пройти проверку знаний в Ростехнадзоре дистанционно.

Первое, что хочется сказать, реестр аттестованных в территориальных аттестационных комиссиях работников является открытым. Для проверки достоверности протоколов можно направить письмо в территориальный орган Ростехнадзора с приложением выписки из протокола проверки знаний, вызывающего сомнения или на сайте УМК Ростехнадзора. В ответ на письменный запрос, придет официальный ответ, с информацией, внесены ли соответствующие данные о сотрудниках в реестр или нет.

При проведении проверки знаний в области энергетического надзора на едином портале тестирования Ростехнадзора, обязательна видео фиксация процесса экзамена и фото фиксация аттестуемого (согласно регламента федеральной службы), поэтому дистанционно пройти проверку знаний, не посещая Ростехнадзор, просто не возможно.

Последний пример-проверка ООО «Норд-Авто», при Центральный управлением Ростехнадзора были выявлены протоколы аттестации по промышленной безопасности. По результатам проверки материалы направлены в УМВД России по Тверской области. В настоящее время правоохранительными органами по данному факту проводится проверка (ссылка на новость на сайте РТН https://www.gosnadzor.ru/news/65/3639/). Следует отметить, Ростехнадзором проводится целенаправленная работа по выявлению фальшивых документов об аттестации и проверке знаний.

Чем грозит организации, если при проверке РТН обнаружатся поддельные документы:

  • Изымаются данные документы у организации.
  • Приостанавливается работа персонала, имевших поддельные документы.
  • Выписывается предписание организации.
  • Возможна приостановление работы организации, из-за отсутствия персонала с легитимными документами.
  • По факту предоставления в РТН поддельных документов, проводиться проверка МВД. За допуск работника с подложными документами предусмотрена уголовная ответственность.

Распространённая схема мошенничества у организаций, которые предлагают подобные услуги:

Вы соглашаетесь на дистанционную аттестацию/проверку знаний, ваши документы не попадают в Ростехнадзор, вам выдают документы: журнал и удостоверение или протокол по промышленной безопасности, за поддельной печатью и подписью РТН , а при официальном запросе обещают, что подтвердят подлинность документов, но при этом запрос должен быть подан в Ростехнадзор через их организацию. Подделав журналы и удостоверения, подделывают официальный ответ Ростехнадзора.

Как минимум, лучше нарушить установленный порядок и допустить работника без удостоверения, чем с поддельными документами, в самом худшем случаем вам будет предписание от Ростехнадзора и время на устранение, чем иметь дело правоохранительными органами. При этом, если сотрудники будут обучены и иметь удостоверение от учебного центра, письмо с назначенным экзаменом в РТН, то можно будет обжаловать предписание, если Ростехнадзором будут нарушены сроки назначения проверки знаний/аттестации, как это и происходит последнее время из-за большого количества обращений.

Источник: itecompany.ru

Генпрокуратура разъяснила ограничения на проверки бизнеса

Эти разъяснения понадобились, поскольку на практике возник вопрос о пределах действия моратория на проведение контрольных мероприятий в 2021 г.

Генпрокуратура разъяснила ограничения на проверки бизнеса

Так проверят или нет?

Ограничения на проведение проверок в отношении некоторых категорий предприятий были введены постановлениями Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438 и от 30 ноября 2020 г. № 1969. В частности, в 2020 и 2021 гг. бремя проверок облегчили для малого и среднего бизнеса. Проверять деятельность таких предприятий предписывалось только в случаях, указанных в этих постановлениях. Но на практике возник вопрос о пределах действия этих ограничений.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ, вносящего изменения в законодательство о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Правительству РФ было предоставлено право принимать решения о порядке проведения контрольных мероприятий в отношении бизнеса в части, предусмотренной тремя специальными федеральными законами: Законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и вступающим в силу с 1 июля 2021 г. Законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).

Однако отдельные сферы не подпадают под действие Закона № 294-ФЗ, например таможенный, налоговый, валютный контроль, финансово-бюджетный надзор, банковский и страховой надзор. Постановление Правительства РФ № 438, распространявшее свое действие на 2020 г., прямо предусматривало мораторий на проведение проверок малого и среднего бизнеса, не охваченных действием Закона № 294-ФЗ, за исключением налогового и валютного контроля. Но проведение проверок в 2021 г. регламентировано Постановлением Правительства РФ № 1969, в котором положения о запрете проверок в указанных областях отсутствуют. Потому и возник вопрос о действии моратория на проведение проверок в таможенной, финансово-бюджетной, банковской, страховой и иных сферах, перечисленных в п. 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ, за исключением налоговой и валютной, по аналогии с запретом, установленным на 2020 г. Постановлением Правительства РФ № 438.

А что Генпрокуратура говорит?

Генеральная прокуратура РФ, осуществляющая надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, в своем Письме от 16 марта 2021 г. № 76/2-573-2018 «О применении положений постановления Правительства РФ от 30 ноября 2020 г. № 1969» вполне ожидаемо упомянула, что не уполномочена разъяснять действующее законодательство. Очевидно, эта оговорка сделана для того, чтобы исключить использование официальной позиции контрольного органа для оспаривания результатов государственных и муниципальных проверок.

Тем не менее дальше в этом письме указывается, что мораторий на проведение проверок действует в отношении тех контрольно-надзорных мероприятий, которые предусмотрены законами № 294-ФЗ и № 248-ФЗ. Надо учитывать, что Постановление Правительства РФ № 1969 содержит отсылки к Закону № 248-ФЗ, вступающему в силу 1 июля 2021 г. При этом согласно п. 4 и 5 ст. 2 названного закона он не распространяется на налоговый, валютный, таможенный, финансовый контроль, контроль (надзор) за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, некредитных финансовых организаций и иные виды контроля (надзора). Это значит, что в 2021 г., например, в налоговой, таможенной и валютной сферах проверки будут осуществляться в общем порядке. Исключение было сделано для субъектов малого предпринимательства, которых по общему правилу запрещено включать в ежегодные планы проверок согласно п. 7 Постановления Правительства РФ № 1969, кроме случаев, установленных п. 8 этого постановления.

Рекомендации для бизнеса

Важно иметь в виду, что в ч. 3 и 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ перечислены сферы, которые не подпадают под действие этого закона. Причем список внушительный. Аналогично в п. 4 и 5 ст. 2 Закона № 248-ФЗ перечислены виды государственного (муниципального) контроля, при осуществлении которых положения этого закона не применяются.

Потому предпринимателям при планировании своей деятельности и работе с контрольно-надзорными органами в 2021 г. следует внимательно изучить законодательство или проконсультироваться с юристом. Это позволит установить, может ли предприятие рассчитывать на освобождение от проверок.

По общему же правилу, установленному п. 7 Постановления Правительства РФ № 1969, от проведения проверок в 2021 г. освобождаются субъекты малого предпринимательства. Исключения из этого правила содержатся в п. 8 указанного постановления. Проверки субъектов среднего предпринимательства осуществляются в общем порядке, без каких-либо изъятий.

Источник: www.advgazeta.ru

Рейтинг
Загрузка ...