Об утверждении Правил принятия решений о списании объектов незавершенного строительства или затрат, понесенных на незавершенное строительство объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности Владимирской области, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств областного бюджета
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2021 № 1517 «О принятии решений о списании объектов незавершенного строительства или затрат, понесенных на незавершенное строительство объектов капитального строительства федеральной собственности, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета» п о с т а н о в л я ю:
1. Утвердить Правила принятия решений о списании объектов незавершенного строительства или затрат, понесенных на незавершенное строительство объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности Владимирской области, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств областного бюджета, согласно приложению.
2. Признать утратившими силу пункт 2.1.3 приложения к постановлению администрации области от 08.06.2015 № 539 «Об утверждении Положения о порядке согласования решений о списании государственного имущества Владимирской области».
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области, курирующего вопросы стратегического развития.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Временно исполняющий обязанности
Губернатора области А.А.Авдеев
Приложение
к постановлению
администрации области
от __________ № _________
ПРАВИЛА
принятия решений о списании объектов незавершенного строительства или затрат, понесенных на незавершенное строительство объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности Владимирской области, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств областного бюджета
1. Настоящие Правила устанавливают порядок принятия решений о списании объектов незавершенного строительства или затрат, понесенных на незавершенное строительство объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности Владимирской области, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств областного бюджета (далее — решение о списании).
2. Решение о списании принимается в отношении:
а) объектов незавершенного строительства, права собственности Владимирской области на которые оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — объекты незавершенного строительства);
б) затрат, понесенных на незавершенное строительство объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности Владимирской области, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств областного бюджета, включая затраты на проектные и (или) изыскательские работы (далее — произведенные затраты).
Правила начисления и списания неустоек по госконтрактам в условиях антисанкционных мер
3. Решение о списании объектов незавершенного строительства принимается при наличии следующих оснований:
а) отсутствие оснований для приватизации объекта незавершенного строительства, предусмотренных законодательством Российской Федерации о приватизации;
б) отказ органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которых расположен объект незавершенного строительства, от безвозмездного принятия объекта незавершенного строительства.
4. Решение о списании произведенных затрат принимается при наличии следующих оснований:
а) вложения произведены в проектные и (или) изыскательские работы, по результатам которых проектная документация не утверждена или утверждена более 5 лет назад, но не включена в реестр типовой проектной документации или не признана экономически эффективной проектной документацией повторного использования;
б) отсутствие оснований для государственной регистрации прав на объекты незавершенного строительства, в отношении которых произведены затраты, в Едином государственном реестре недвижимости, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
5. Решение о списании принимается в форме правового акта органа исполнительной власти области, осуществляющего полномочия главного распорядителя средств областного бюджета и (или) полномочия учредителя в отношении государственного учреждения Владимирской области (далее – учреждение), казенного предприятия Владимирской области (далее – предприятия), права собственника имущества государственного унитарного предприятия Владимирской области (далее – предприятие) (далее – орган исполнительной власти).
6. Решение о списании объекта незавершенного строительства должно содержать следующие сведения:
а) наименование органа исполнительной власти области или предприятия, учреждения, в бухгалтерском учете которого учтен объект незавершенного строительства;
б) наименование объекта незавершенного строительства, а также его местоположение, кадастровый номер и инвентарный (учетный) номер объекта незавершенного строительства (при наличии);
в) решение о необходимости сноса объекта незавершенного строительства и (или) утилизации строительных отходов и рекультивации земельного участка, на котором находился объект незавершенного строительства, содержащее сроки и расчет объема средств, необходимых для осуществления указанных мероприятий.
7. Решение о списании произведенных затрат должно содержать следующие сведения:
а) наименование органа исполнительной власти области или предприятия, учреждения, в бухгалтерском учете которого учтены произведенные капитальные вложения;
б) общий размер произведенных затрат с выделением размера затрат, произведенных за счет средств областного бюджета, и распределение их по видам (проектные и (или) изыскательские работы, строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, включенного в смету строительства объекта капитального строительства) (при наличии такой информации);
в) период, в течение которого производились затраты.
8. Пояснительные материалы к проекту решения о списании объекта незавершенного строительства должны содержать следующие сведения и документы:
а) наименование объекта незавершенного строительства;
б) инвентарный (учетный) номер объекта незавершенного строительства (при наличии);
в) кадастровый номер объекта незавершенного строительства;
г) год начала строительства объекта незавершенного строительства;
д) балансовая стоимость объекта незавершенного строительства на день принятия решения о списании объекта недвижимого имущества;
е) кадастровая стоимость объекта незавершенного строительства;
ж) выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, выданная в отношении объекта незавершенного строительства;
з) обоснование невозможности и (или) нецелесообразности завершения строительства объекта незавершенного строительства;
и) финансово-экономическое обоснование принимаемого решения.
9. Пояснительные материалы к проекту решения о списании произведенных затрат должны содержать следующие сведения и документы:
а) наименование объекта, на создание которого произведены затраты;
б) первичная учетная документация по учету работ в капитальном строительстве при наличии таких документов (акты о приемке выполненных работ (КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), акты приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (КС-14), товарные накладные по форме № ТОРГ-12, иные документы);
в) размер произведенных затрат;
г) год начала осуществления произведенных затрат;
д) обоснование невозможности и (или) нецелесообразности осуществления дальнейших затрат;
е) финансово-экономическое обоснование принимаемого решения.
10. Проект решения о списании с пояснительными материалами направляется на согласование органом исполнительной власти области в департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации области, Департамент архитектуры и строительства Владимирской области, Департамент имущественных и земельных отношений Владимирской области.
11. Департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации области, Департамент архитектуры и строительства Владимирской области, Департамент имущественных и земельных отношений Владимирской области в течение 14 календарных дней с даты поступления проекта решения о списании осуществляют подготовку мотивированного заключения о согласовании решения о списании либо мотивированного отказа в согласовании решения о списании.
12. Решение об отказе в согласовании проекта решения о списании принимается при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
а) отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил;
б) отсутствие сведений и (или) документов, указанных в пунктах 8 или 9 настоящих Правил;
в) наличие предложений о дальнейшем использовании объектов незавершенного строительства или результатов произведенных затрат.
13. При принятии решения об отказе в согласовании проекта решения о списании по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 12 настоящих Правил, орган исполнительной власти области устраняет такое основание и повторно направляет проект решения о списании на согласование в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
14. При принятии департаментом финансов, бюджетной и налоговой политики администрации области, Департаментом архитектуры и строительства Владимирской области или Департаментом имущественных и земельных отношений Владимирской области решения об отказе в согласовании проекта решения о списании по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 12 настоящих Правил, органом исполнительной власти области и органом, принявшим решение об отказе в согласовании проекта решения о списании, в течение 30 календарных дней со дня принятия указанного решения подготавливается и органом исполнительной власти области утверждается план мероприятий по дальнейшему использованию объектов незавершенного строительства или результатов произведенных затрат с указанием сроков реализации соответствующих мероприятий.
15. В случае невозможности реализации указанного в пункте 14 настоящих Правил плана мероприятий органом исполнительной власти области принимается решение о списании, предусмотренное пунктом 5 настоящих Правил.
16. Решение о невозможности реализации плана мероприятий, указанного в пункте 14 настоящих Правил, принимается на основании критериев, установленных Министерством экономического развития Российской Федерации.
Источник: dio.avo.ru
Правила принятия решений о списании объектов незавершенного строительства или затрат, понесенных на незавершенное строительство объектов капитального строительства муниципальной собственности, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств местного бюджета
Правила принятия решений о списании объектов незавершенного строительства или затрат, понесенных на незавершенное строительство объектов капитального строительства муниципальной собственности, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств местного бюджета
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 07.09.2021 № 1517 «О принятии решений о списании объектов незавершенного строительства или затрат, понесенных на незавершенное строительство объектов капитального строительства федеральной собственности, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета», руководствуясь Уставом Гаврилово-Посадского муниципального района, Администрация Гаврилово-Посадского муниципального района п о с т а н о в л я е т:
- Утвердить Правила принятия решений о списании объектов незавершенного строительства или затрат, понесенных на незавершенное строительство объектов капитального строительства муниципальной собственности, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств местного бюджета согласно приложению.
- Опубликовать настоящее постановление в сборнике «Вестник Гаврилово-Посадского муниципального района» и разместить на официальном сайте Гаврилово-Посадского муниципального района.
- Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования.
Глава Гаврилово-Посадского
муниципального района В.Ю. Лаптев
Выдержка из Закона N 124-ФЗ
Классификация информационной продукции
Глава 2. Классификация информационной продукции
Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
ГАРАНТ:
Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений «бегущей строки» см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.
4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.
Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Источник: www.xn—-7sbbgadm2aekjh3bbbpk0ac.xn--p1ai
Списание незавершенных капитальных вложений
Порядок списания незавершенных капитальных вложений (Выпуск 1, январь 1998 г.)
10. На предприятии ликвидируются объекты капитальных вложений, не введенные в эксплуатацию.
За счет каких источников и на основании каких документов производится списание капитальных вложений?
Уменьшается ли налогооблагаемая прибыль на сумму списанных капитальных вложений?
Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций ведется предприятиями на счете 08 “Капитальные вложения” в порядке, предусмотренном Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденным Приказом Минфина РФ 30.12.93 N 160. По дебету счета 08 предприятия отражают фактические затраты, связанные с осуществлением капитальных вложений. Завершенные капитальные вложения списываются предприятиями в установленном порядке с кредита счета 08 в дебет счетов 01 “Основные средства” или 04 “Нематериальные активы” (см. План счетов, утвержденный Приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56).
В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия может возникнуть ситуация, когда дальнейшее финансирование капитальных вложений в какой-либо объект основных средств или нематериальных активов становится нецелесообразным. В этом случае руководство предприятия может принять решение о списании уже произведенных предприятием капитальных вложений. Такое решение должно быть оформлено приказом руководителя предприятия. При этом следует отметить, что хотя в действующих нормативных документах нет никаких ограничений, касающихся списания незавершенных капитальных вложений, предприятию следует обосновать необходимость такого списания с указанием его причин.
Действующим законодательством не предусмотрено включение убытков от списания незавершенных капитальных вложений в состав внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении прибыли (п. 15 Положения о составе затрат, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552 с последующими изменениями и дополнениями). Затраты предприятия на незавершенные капитальные вложения нельзя рассматривать как затраты по аннулированным производственным заказам.
На основании изложенного следует сделать вывод, что убытки от списания незавершенных капитальных вложений подлежат отнесению за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль (Д-т счета 81 – К-т счета 08). При этом суммы НДС по указанным капитальным вложениям, отнесенные ранее в дебет счета 19, возмещению из бюджета не подлежат, а также списываются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (Д-т счета 81 – К-т счета 19).
Если к моменту списания незавершенных капитальных вложений суммы НДС по ним уже были предъявлены к возмещению из бюджета, то предприятию необходимо сделать восстановительную проводку на сумму возмещенного НДС (Д-т счета 19 – К-т счета 68), а затем списать этот НДС в порядке, изложенном выше.
Следует также отметить, что если ранее на суммы списанных незавершенных капитальных вложений предприятию были предоставлены льготы по налогу на прибыль в соответствии с п. 4.1.1 инструкции Госналогслужбы РФ от 10.08.95 N 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций”, то теперь налогооблагаемая прибыль предприятия подлежит увеличению на сумму списанных капитальных вложений в пределах сумм предоставленной льготы.
Выпуск 1, январь 1998 г.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.
Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента “Предпринимательская практика: вопрос-ответ”.
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) “АКДИ Экономика и жизнь” выходит под измененным названием: “Новая бухгалтерия”.
Отражение незавершенных капитальных вложений в балансе
Незавершенные капитальные вложения в балансе, как правило, отражаются в строке 1150, что следует из ПБУ 4/99. Каков порядок формирования данных о незавершенном строительстве, рассмотрим далее.
Как формируются данные о незавершенном строительстве для баланса
Первоначально все затраты на приобретение и возведение основных средств аккумулируются на сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы». Четыре его субсчета позволяют сгруппировать затраты:
- на приобретение земли (субсч. 1);
- объектов природопользования (субсч. 2);
- на строительство объектов основных средств (субсч. 3);
- на приобретение основных средств (субсч. 4);
На субсч. 3 сч. 08 аккумулируют данные о затратах на строительство ОС. Дебет сч. 08 на конец периода показывает сумму незавершенного строительства, так как даже завершенные объекты ОС, не введенные в эксплуатацию, считаются незавершенкой. Со вводом в эксплуатацию стоимость объектов ОС переносится со сч.
08 на сч. 01 «Основные средства».
Данные по дебету сч. 01 и 08 вносятся в баланс в строку 1150. Если же суммы по капвложениям существенные, то для их отражения создается отдельная строка в балансе (п. ПБУ 4/99).
О бухгалтерском учете вложений, отражаемых на счете 08, можно подробнее узнать из статьи «Правила ведения учета вложений во внеоборотные активы».
Аудит незавершенных капитальных вложений: основные принципы
Для того чтобы правильно отражать в балансе и в бухгалтерском учете стоимость незавершенных капитальных вложений (НКВ), необходимо периодически проводить аудит этих инвестиций. Целью такого аудита может служить:
- оценка достоверности данных бухгалтерского учета;
- проверка того, правильно ли сформирована стоимость НКВ.
Поскольку весь процесс строительства можно разделить на 3 основных этапа: подготовительно-разрешительный, этап строительства, завершающий этап, — то и аудит незавершенных капитальных инвестиций можно разделить на 3 вида:
- Проверка правильности и наличия разрешительной документации, проверка проектно-сметной документации.
- Проверка правильности списания расходов на строительство.
- Оценка стоимости объекта НКВ на основе проведения инвентаризаций.
Первый вид аудита позволяет оценить, какие документы имеются на объекте строительства, соответствуют ли они техническим требованиям и нормам. Этот вид аудита проводят технические специалисты. Совместно с ними на данном этапе работники экономических служб проводят оценку правильности применения сметных расценок, стоимости оборудования, включенного в сметы. Как правило, такой вид аудита проводит заказчик и инвестор.
ВАЖНО! Составление сметной документации является обязательным и предусмотрено ст. 743 ГК РФ.
Второй вид аудита проводится также комплексной группой, в составе которой должны быть и представители технических служб, и экономисты (бухгалтеры). При этом проводится проверка соответствия реальных расходов уровню расходов, включенных в стоимость строительства. Этот вид аудита представляет больший интерес для подрядных организаций.
Третий вид аудита является заключительным. В ходе него проверяется правильность оценки объекта незавершенных капитальных инвестиций. Для этого проводится сопоставление реальных расходов со сметами, проверяются фактические остатки материалов, оборудования и количество списанных материалов. Этот вид аудита важен и для заказчика (инвестора), и для подрядчика.
Аудит проводят на основании документов, которые находятся на участке незавершенного строительства. К таким документам относятся журналы ведения работ, журналы скрытых работ, отчеты материально ответственных лиц, отчеты о списании материалов для выполнения работ, акты выполненных работ, регистры бухгалтерского учета.
Подробнее о том, как организовать аудит сч. 08, прочтите в материале «Аудит вложений во внеоборотные активы (счет 08)».
Итоги
Отражение незавершенных капитальных вложений в балансе осуществляется по строке 1150, при существенности сальдо по сч. 08 — в отдельной строке. Перед составлением годовой отчетности предприятие обязано убедиться в достоверности данных бухгалтерского учета, для чего проводится инвентаризация, а также внутренний (а в установленных законом случаях — внешний) аудит активов и пассивов.
Списание незавершенного строительства
Дементьев А. Ю., генеральный директор ООО “Аудит-Эскорт”
У застройщика нет возможности достроить объект, и незавершенное строительство приходится ликвидировать. Как списать произведенные затраты? Можно ли их учесть в целях налогообложения прибыли? Нужно ли восстанавливать НДС?
Бухгалтерский учет
Затраты на строительство объекта «незавершенки» учитываются у застройщика по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Уплаченный при строительстве НДС учтен на счете 19.
Поскольку данное капитальное строительство не привело к результату – объекта основных средств не возникло, его ликвидация должна быть учтена в составе прочих расходов организации (Дебет 91 Кредит 08). Данную проводку следует сделать после того, как «ликвидационные» работы будут завершены.
Расходы, связанные с ликвидацией (оплата подрядных работ и услуг), также учитываются в составе прочих расходов:
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 60
– учтены в составе расходов работы, выполненные подрядчиком.
Если работы производились собственными силами:
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 70, 02, 26.
– учтена в составе расходов зарплата работников, амортизация и др.
Полученные в процессе ликвидации материалы подлежат учету у застройщика по дебету счета 10 и кредиту счета 91 в составе прочих доходов. В дальнейшем эти материалы могут быть использованы в строительстве или реализованы.
Налог на добавленную стоимость
Поскольку строился объект основных средств, организация могла претендовать на налоговый вычет сумм НДС, предъявленных подрядчиками в процессе строительства, в соответствии с пунктом 6 статьи 171 Налогового кодекса РФ. Правда, при соблюдении общего правила для применения права на налоговый вычет: построенный объект должен был участвовать в осуществлении операций, признаваемых объектом обложения НДС (подп.
1 п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ). Так как объект построен не был, а «недострой» подлежит ликвидации, право на налоговый вычет у застройщика отсутствует. Значит, предъявленные подрядчиками при строительстве к оплате суммы НДС налоговому вычету не подлежат. Их также следует отнести в прочие расходы:
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 19
– включен в расходы НДС, предъявленный подрядчиками.
При осуществлении работ, связанных с ликвидацией объекта подрядными организациями, подрядчики также предъявляют застройщику к оплате суммы НДС.
Для застройщика хозяйственная операция по ликвидации объекта незавершенного строительства не признается объектом обложения НДС. Следовательно, приобретенные для этого работы подрядных организаций не связаны с осуществлением операций, признаваемых облагаемыми налогом. В этих условиях суммы НДС, предъявленные подрядчиками по «ликвидационным» работам, к вычету у застройщика не принимаются и подлежат отнесению в прочие расходы (Дебет 19 Кредит 60, Дебет 91 Кредит 19).
Застройщик мог самостоятельно приобретать материалы, использованные при строительстве. При этом суммы НДС по материалам он принимал к вычету. В этом случае суммы налога, по мнению автора, подлежат восстановлению и уплате в бюджет на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ с последующим списанием этой суммы НДС в прочие расходы:
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 68
– восстановлена сумма НДС по материалам;
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 19
– учтена в расходах сумма НДС по материалам.
Если же часть этих материалов после разборки оприходована застройщиком, то восстановить следует ту часть принятого ранее к вычету налога, которая относится к стоимости материалов, не оприходованных застройщиком в процессе ликвидации объекта. При этом застройщик должен представить убедительные доказательства того, что указанные материалы относятся именно к тем материалам, которые он приобретал самостоятельно.
Налог на прибыль
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства (расходы на демонтаж, разборку, вывоз). При этом стоимость самого ликвидируемого объекта незавершенного строительства в целях налогового учета не принимается. Это подтверждено письмом Минфина России от 7 мая 2007 г. № 03-03-06/1/261.
Стоимость материалов, полученных от разборки объекта незавершенного строительства, по мнению автора, в составе внереализационных доходов застройщика учитываться не должна, и вот почему. Подпунктом 13 статьи 250 Налогового кодекса РФ предусмотрено включение в состав внереализационных доходов стоимости материалов от разборки основных средств. Это обусловлено тем, что остаточная стоимость такого имущества при его ликвидации учитывается в составе внереализационных расходов. А поскольку стоимость ликвидируемого незавершенного строительства в составе внереализационных расходов не признается, то и стоимость полученных от разборки материалов не должна увеличивать внереализационные доходы застройщика.
В случае реализации материалов, полученных при демонтаже или разборке при ликвидации недостроенного объекта основных средств, выручка будет являться доходом от реализации, который облагается налогом на прибыль.
При этом, по мнению автора, для целей налогообложения стоимость полученных от разборки объекта материалов при их дальнейшей реализации или использования в процессе получения доходов может учитываться в полном объеме. Пунктом 2 статьи 254 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что «стоимость материально-производственных запасов в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, определяется как сумма налога, исчисленная с дохода. ». Это относится именно к ликвидированным основным средствам по причине того, что ранее со стоимости этих материалов в момент их оприходования был уплачен налог на прибыль, других расходов на их приобретение организация не понесла, а их остаточная стоимость была учтена в составе внереализационных расходов в момент ликвидации этих основных средств. В отношении объектов незавершенного строительства данная норма действовать не должна. Ведь стоимость объекта незавершенного строительства в состав внереализационных расходов не включалась.
Списание объекта незавершенного строительства. Разбираемся в ситуации
Александра Шевченко, коммерческий директор компании ”Иваудит”
Ежегодно аудиторы нашей компании проводят проверки в более ста предприятиях Ивановской, Владимирской, Нижегородской и других областей. Эти предприятия ведут разный вид деятельности, у них разные системы налогообложения, а также особенности ведения бухгалтерского учета. В связи с этим отличаются задачи, которые ставятся аудитору при проведении проверки, вопросы главных бухгалтеров и руководителей предприятий, возникающие в процессе деятельности. Но бывает, что вопрос или спорная ситуация, вызывающие сомнения главного бухгалтера, носят массовый характер.
Ситуация.
Организация имеет на балансе объект незавершенного строительства, на который имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности на незавершенный строительством объект. Однако в связи с изменением проекта, отсутствием консервации и частичного разрушения, данный объект не может быть использован в деятельности.
Вопрос.
Можно ли списать данный объект с баланса организации, если при этом он физически не демонтируется ввиду значительности затрат на ликвидацию? Каков порядок учета расходов на демонтаж объекта в случае, если объект ранее был списан в учете, а ликвидирован в более поздний период?
Ответ аудиторов.
Бухгалтерский учет.
В рассматриваемой ситуации у организации на балансе имеется объект незавершенного строительства. Данный объект организация не планирует использовать в дальнейшей деятельности, т.е. объект не будет принят в состав основных средств организации. Отметим, что в настоящее время не имеется законодательно разработанного порядка списания с учета объектов незавершенного строительства. Поэтому, по нашему мнению, следует по аналогии руководствоваться порядком, предусмотренным для списания основных средств.
В соответствии с п.29 ПБУ 6/01 ”Учет основных средств”, утвержденных Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 №26н, стоимость объекта основных средств списывается с бухгалтерского учета в двух случаях:
– при выбытии объекта;
– при неспособности приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Под выбытием понимается продажа основного средства, прекращение его использования вследствие морального или физического износа, ликвидации при аварии, чрезвычайной ситуации, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал, передачи по договору мены и т.д.
В рассматриваемом случае объект незавершенного строительства организация не предполагает использовать в дальнейшей деятельности. Однако, по нашему мнению, говорить о списании данного объекта с учета вследствие неспособности приносить экономическую выгоду возможно только в том случае, если от данного объекта нельзя получить какого-либо дохода (например, дохода от реализации материальных ценностей, полученных от демонтажа и пригодных для дальнейшего использования).
Порядок оформления выбытия основного средства вследствие его ликвидации описан в п. 77,78,79 Методических указаний по учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н. При ликвидации основных средств создается комиссия, оформляется акт на списание объекта основных средств.
При ликвидации объекта незавершенного строительства следует также создать комиссию, состав которой утверждается приказом руководителя организации. Члены комиссии должны установить причину списания, а именно, что ликвидируемый объект не может использоваться в дальнейшей деятельности, т.к. не может приносить доход, даже при продаже его как ТМЦ, металлолома и т.д.
Кроме того, списывая объект незавершенного строительства, стоит учитывать, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Согласно ч.3 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ ”О бухгалтерском учете”, первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее окончания.
Иными словами, списать объект незавершенного строительства можно только при наличии документов, подтверждающих факт его ликвидации, и только при фактической ликвидации объекта.
В случае списания данного объекта с учета без проведения ликвидации при инвентаризации будет выявлено различие между учетными данными и фактическим наличием этого объекта. В соответствии с Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 ”Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств” организация должна будет оприходовать данный объект.
При ликвидации объекта незавершенного строительства «накопленная» стоимость объекта, учтенная на счете 08-3, относится в состав прочих расходов, в дебет 91-2 ”Прочие доходы и расходы”, субсчет ”Прочие расходы”.
Также в составе прочих расходов учитываются затраты, связанные с ликвидацией объекта незавершенного строительства. Полученные в результате ликвидации объекта материальные ценности принимаются к учету по рыночной стоимости в корреспонденции с кредитом 91-1 ”Прочие доходы и расходы”, субсчет ”Прочие доходы”.
В случае, когда организация решит сначала списать объект, а потом ликвидировать его фактически, то в целях бухгалтерского учета отражение затрат на его демонтаж будет также отражаться в составе прочих расходов, т.е. на счете 91.
Таким образом, по нашему мнению, списание объекта незавершенного строительства без его фактической ликвидации возможно только в том случае, когда данный объект не может быть использован в каких-либо других целях (например, разобран и продан как материалы). В иных случаях подобное списание будет являться некорректным, поскольку может привести к недостоверной информации об имущественном состоянии организации.
Налоговый учет.
Согласно подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов учитываются расходы:
– на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств и на списание нематериальных активов, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации;
– на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества);
– на охрану недр и другие аналогичные работы.
Из анализа этой нормы следует, что во внереализационные расходы можно отнести только стоимость ликвидируемых основных средств, в отношении же ликвидируемых объектов незавершенного строительства в расходы включаются только расходы на демонтаж, но не стоимость самого ликвидируемого объекта.
Таким образом, по нашему мнению, стоимость ликвидируемого недостроенного объекта в составе расходов не учитывается. Отнести в состав внереализационных расходов можно только расходы на демонтаж в силу их прямого указания в подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Аналогичное мнение о том, что стоимость ликвидируемого недостроенного объекта не учитывается для целей налогообложения прибыли в составе расходов организации, т.к. не поименована в списке расходов по подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ, высказывает Минфин РФ в Письме от 07.05.2007 № 03-03-06/1/261.
Арбитражная практика.
Арбитражная практика по данному вопросу в большинстве случаев поддерживает позицию налоговых органов. Так, в Федеральном Арбитражном суде Западно-Сибирского округа, в деле рассматривалась ситуация, когда Общество списало на основании подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ стоимость ликвидируемого объекта незавершенного строительства в связи с отсутствием финансирования.
Как указал суд, в целях налогообложения прибыли принимаются лишь расходы, связанные с ликвидацией объектов незавершенного строительства. Сама стоимость такого объекта не уменьшает налогооблагаемую прибыль организации. Также суд отклонил ссылку Общества на подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ, указав, что в силу п. 3 ст.
252 НК РФ особенности определения расходов, произведенных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями гл. 25 НК РФ. Особым обстоятельством в данном случае является ликвидация объекта незавершенного строительства, а гл. 25 НК РФ содержит особую норму, регламентирующую отнесение расходов в случае такой ликвидации, а именно подп. 8 п. 1 ст.
265 НК РФ (то есть при наличии специальной нормы ссылка на общую норму недопустима).
Таким образом, сам факт отнесения стоимости объекта незавершенного строительства во внереализационные расходы является налоговым риском. Кроме того, при рассмотрении дела в суде помимо обоснования необходимости ликвидации незавершенного строительства организации потребуется представить доказательства фактической ликвидации объекта..
В то же время расходы на демонтаж объекта незавершенного строительства можно признать для целей налогообложения прибыли в силу прямой нормы подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Учет капитальных вложений в бухгалтерском и налоговом учете
Понятие капитальных вложений напрямую связано в учете с понятием основных средств. Капитальные вложения есть не что иное, как затраты на приобретение, изготовление, реконструкцию либо расширение, проектные, иные, подобные им, издержки, связанные с ОС. Другими словами можно сказать, что основные средства в учете есть результат капитальных вложений в них.
Общее понятие капвложений содержит ФЗ-39 от 25/02/99 г., в ст. 1. Учет капвложений, вместе с тем, имеет особенности в зависимости от их характера. Требует серьезного подхода и налоговый учет таких инвестиций.
Структура капвложений
Исходя из положений ФЗ-39 можно рассматривать капитальные вложения как процесс воспроизводства основных средств, сопровождаемый затратами, которые подлежат учету. Для построения эффективного БУ при всем разнообразии вложений этого типа важна правильная их группировка, на основе которой строится аналитический учет капвложений.
Целесообразно строить классификацию, учитывая следующие признаки:
- способ воспроизводства (строительство, реконструкция, расширение, перевооружение, поддержание работы действующих мощностей и пр.);
- технология затрат (на строительство, на приобретение оборудования, изыскательские затраты, вложения в арендованное имущество и пр.);
- производственный и непроизводственный характер вложений (в зависимости от того, где используется объект).
Кроме того, капвложения делятся по отраслям хозяйства (бизнеса), способу производства затрат (своими силами или сторонней организации), готовности объекта к использованию (закончен или не закончен он строительством, реконструкцией).
Если капвложения делаются в приобретение ОС, их стоимость определяется сразу. Она равна затратам на покупку объекта. Если капвложения осуществляются в процессе (например, строительство), до окончания капвложения считаются незавершенными, стоимость актива может увеличиваться на стоимость производимых затрат.
Напомним, что актив, в который делаются инвестиции, должен использоваться в производстве не менее 1 года (ПБУ 6/01). Только в этом случае вложения признаются капитальными и не учитываются в текущих расходах фирмы. Они собираются на отдельном счете БУ и образуют затем первоначальную стоимость ОС.
Бухгалтерский учет
Счетом бухучета, используемым для накопления капитальных затрат, согласно плану счетов является активный счет 08. К нему открывают субсчета. 1, 2 – приобретение участков и природных объектов, 3, 4 – строительство ОС и приобретение, 8 – научные, исследовательские, конструкторские работы, 6, 7 – приобретение животных и перевод молодняка в основное стадо и др.
Субсчета, приведенные в плане счетов, носят рекомендательный характер. В учетной политике фирмы могут быть прописаны дополнительные субсчета.
Учет затрат ведут по каждому объекту вложений. При покупке активов, относимых к ОС, делают проводку Дт 08 Кт 60. Накопление затрат при изготовлении объекта отражают рядом проводок, соответствующих этим фактическим затратам (пр. Минфина 91н от 13/10/03 г.): Дт 08 Кт 10, 02, 23, 60, 70, 71, 26 и пр.
Если в ходе осуществления капвложений приобретается оборудование, требующее монтажных работ, до начала его функционирования используют счет 07. Затраты на монтаж собирают аналогично приведенной выше проводке: Дт 07 Кт счетов затрат. Затем передают в монтаж готовое оборудование записью Дт 08 Кт 07.
Как монтаж оборудования, так и капзатраты в целом могут осуществляться за счет заемных банковских и иных средств. По дебету счетов 07, 08 и кредиту счетов 66, 67, в зависимости от срока займа, отражают проценты, уплаченные фирмой. Все проценты учитываются в капвложениях до принятия актива к учету в БУ. Иные суммы, возникшие позднее, учитываются уже в текущих расходах (ПБУ 10/99 п. 11).
Кроме основных средств к объектам капвложений относятся НМА (счет 04 БУ, субсчет 5). Учет по нему строится аналогично учету капвложений в основные средства.
Пример: Осуществлены капвложения в покупку ОС стоимостью 300 000 руб., в т.ч. НДС 20%. Проводки:
- Приобретение: 08-60 — 250 000,00 руб., 19-60 — 50 000,00 руб.
- Ввод в эксплуатацию: 01-08 — 250 000,00 руб.
- Уменьшение задолженности по НДС: 68-19 — 50 000,00 руб.
Внимание! К капвложениям не относят долгосрочные вложения в ценные бумаги, капиталы (УК) сторонних организаций.
Организация бухгалтерского учета капвложений подчиняется ПБУ Минфина (документ № 160 от 30/12/93 г.).
Налоговый учет
В первоначальную стоимость активов, образующуюся за счет капвложений, не включают НДС, иные сходные по характеру возмещаемые налоги.
Расходы, отнесенные к амортизируемому имуществу, не включаются в расчет налога на прибыль (НК РФ, ст. 270-5), в том числе и безвозмездная передача капвложений (там же, п. 16). Аналогично, если имеется объект незавершенного строительства, который подлежит ликвидации, затраты на этот объект не учитываются в базе по налогу на прибыль (НК РФ ст. 265).
При продаже капвложений в виде имущества (это однозначно должно следовать из договора продажи), его стоимость учитывается в налоговой базе. Правила НУ изложены в ст. 268 НК РФ. Стоимость основных средств списывается по правилам ст. 258, 259, 272 НК РФ.
Источник: expertrating.ru