РАЗРАБОТАНЫ: министерством жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края при участии Управления Ставропольского края по жилищному и архитектурно-строительному контролю.
ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ: приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края от 17 ноября 2006 года N 322.
ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ: в ОАО «Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве» в соответствии с письмом от 08.12.2006 N 824-03/СН.
Территориальные строительные нормы «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений Ставропольского края. Часть I. Селитебные территории» приняты впервые.
«Территориальные строительные нормы Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений Ставропольского края. Часть I. Селитебные территории» (далее — нормы) являются нормативным документом субъекта Российской Федерации, устанавливающим положения с учетом действующих федеральных норм или приводимые в них в виде приложений и/или в качестве рекомендуемых.
Жители Ювановского сельского поселения ждут строительства больницы
По вопросам, не рассматриваемым в настоящих нормах, следует руководствоваться действующими нормативными документами Российской Федерации в строительстве, Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ и законами Российской Федерации. При отмене или изменении действующих нормативных документов, на которые дается ссылка в настоящих нормах, следует руководствоваться нормами, вводимыми взамен отмененных.
Территориальные строительные нормы «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений Ставропольского края» состоят из четырех частей:
— часть I «Селитебные территории» рассматривает перспективы развития городских и сельских поселений, организацию, зонирование, нормы градостроительного проектирования селитебных территорий;
— часть II «Транспортная и инженерная инфраструктура» рассматривает организацию транспортной и инженерной инфраструктур городских и сельских поселений (перспективная разработка);
— часть III «Охрана окружающей среды» рассматривает организацию охраны окружающей среды и экологической безопасности, охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), особо охраняемых природных территорий, инженерную подготовку территорий, мероприятия по ГО, организацию защиты территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (перспективная разработка);
— часть IV «Производственные зоны городов и сельских поселений, научно-производственные зоны» рассматривает перспективы развития производственных зон городских и сельских поселений, их организацию, зонирование, нормы градостроительного проектирования (перспективная разработка).
Территориальные строительные нормы Ставропольского края (региональные нормативы градостроительного проектирования) разработаны с учетом требований нормативных технических документов в строительстве Российской Федерации, конкретизируют и развивают основные положения действующих федеральных норм и направлены на обеспечение устойчивого развития территорий городских и сельских поселений Ставропольского края, обеспечение учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.
Строительство на землях сельхозназначения. Полная инструкция
Территориальные строительные нормы Ставропольского края являются основанием для разработки местных нормативов градостроительного проектирования муниципальных образований в соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ.
При размещении объекта недвижимости в существующей застройке (в отсутствие утвержденных схем территориального планирования в установленном порядке), в целях проведения публичных слушаний и принятия решения уполномоченным органом разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, застройщик обязан выполнить градостроительное обоснование места размещения объекта недвижимости для обеспечения нормативов градостроительного проектирования, плотности застройки, обеспечения объектами инженерной и социальной инфраструктур, озеленением, площадками для отдыха, спорта, хозяйственными площадками, соблюдения бытовых, противопожарных и инсоляционных разрывов.
В случае занижения минимальных расчетных показателей утвержденных нормативов градостроительного проектирования, при размещении объекта недвижимости застройщик согласовывает таковое с соответствующими службами и разработчиком настоящих норм.
Настоящие территориальные строительные нормы согласованы с управлением Ставропольского края по жилищному контролю и строительному надзору, управлением Главгосэкспертизы России по Ставропольскому краю, министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, министерством культуры Ставропольского края, министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края, главным управлением министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Ставропольскому краю, территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю, управлением ГИБДД ГУВД Ставропольского края.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящие нормы распространяются на планировку, застройку и реконструкцию территорий городских и сельских поселений Ставропольского края в пределах их границ, а также резервных территорий, находящихся за пределами границ поселений.
1.2. Настоящие нормы определяют рекомендуемые положения и устанавливают обязательные требования к объектам градостроительства и применяются при разработке, экспертизе и реализации документов территориального планирования, документации по планировке при застройке городских и сельских поселений Ставропольского края, а также используются для принятия решений органами государственной власти Ставропольского края и органами местного самоуправления, органами контроля и надзора, правоохранительными органами.
Разделы 4, 7 настоящих норм распространяются на территории городских и сельских поселений в целом.
Разделы 5, 6 настоящих норм распространяются на территории жилых образований и объектов социальной инфраструктуры.
1.3. Нормы обязательны для всех субъектов градостроительной деятельности, действующих на территории Ставропольского края, независимо от форм собственности объектов застройки и реконструкции и организационно-правовой формы субъектов.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
2.1. Настоящие нормы и правила составлены с учетом требований следующих законов и нормативных документов:
— Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ;
— Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. N 136-ФЗ;
— Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.1995 г. N 26-ФЗ;
— Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ;
— Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17.11.1995 г. N 169-ФЗ;
— Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ;
— Закон Ставропольского края «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) в Ставропольском крае» от 16.03.2006 г. N 14-кз;
— Закон Ставропольского края «О территориальном планировании и планировке территории в Ставропольском крае» от 12.07.2006 г. N 57-кз;
«Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
«Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;
«Общественные здания и сооружения»;
«Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы»;
«Инженерные изыскания для строительства. Основные положения»;
«Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации»;
«Здания жилые многоквартирные»;
«Дома жилые одноквартирные»;
«Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;
«Генеральные планы промышленных предприятий»;
«Генеральные планы сельхозпредприятий»;
«Планировка и застройка территории садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения»;
«Основания зданий и сооружений»;
«Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны»
«Нормы проектирования объектов пожарной охраны»;
«Пожарная охрана предприятий. Общие требования»;
«Порядок согласования органами государственного пожарного надзора Российской Федерации проектно-сметной документации на строительство»;
«Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»;
«Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций проектов строительства»;
«Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» градостроительной документации для территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований»;
«Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах»;
«Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства»;
«Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»;
«Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения»;
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»;
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»;
«Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
«Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии»;
«Архитектурно-планировочные решения многоквартирных жилых зданий»;
«Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям»;
«Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров»;
«Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников»;
«Гигиенические требования к инсоляции солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий»;
«Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
«Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»;
«Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ»;
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;
«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»;
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в общеобразовательных учреждениях начального профессионального образования»;
«Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)»;
«Содержание территории населенных мест»;
«Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации»;
«Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребности инвалидов и маломобильных групп населения»;
3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящих нормах применены следующие термины с соответствующими определениями:
блокированный жилой дом — здание квартирного типа, состоящее из двух и более квартир, каждая из которых имеет непосредственный выход на приквартирный участок;
градостроительная деятельность — деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства;
застройка — возведение или совокупность (комплекс) существующих зданий и сооружений на земельном участке;
застройка коттеджного типа и коттеджно-блокированного типа — застройка домами жилыми одноквартирными или блокированными жилыми домами с ограниченной возможностью ведения личного подсобного хозяйства на приквартирном участке;
земельный участок — часть поверхности земли, застроенная (используемая) или подлежащая застройке (использованию) в соответствии с правилами застройки и землепользования (правовым градостроительным регламентом) для данной функциональной зоны и имеющая фиксированные границы, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отраженные в земельном кадастре и документах государственной регистрации;
жилое здание секционного типа — здание, состоящее из одной или нескольких секций без приквартирных участков;
красные линии — линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее линейные объекты);
коэффициент застройки (Кз) — отношение площади, занятой под зданиями и сооружениями к площади участка;
коэффициент плотности застройки (Кпз) — отношение площади всех этажей зданий и сооружений к площади участка;
линии регулирования застройки — границы застройки, устанавливаемые при размещении зданий, строений и сооружений, с отступом от красных линий или от границ земельного участка;
проект межевания территории — составная часть проектов планировки территорий или отдельный документ, подготавливаемый в целях установления границ застроенных и незастроенных земельных участков, требования к которому установлены статьей 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации N 190-ФЗ от 29.12.2004 г.;
реконструкция застройки — комплексное или частичное переустройство сложившейся застройки, благоустройства и инженерного оборудования территории с целью улучшения условий проживания населения, экономичной эксплуатации и эффективного использования территории;
территориальное планирование — планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий;
территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары);
территории садовой (дачной) застройки — территория, предназначенная для ведения садоводства, огородничества и отдыха в индивидуальном (семейном) порядке, с сооружениями и строениями как сезонного, так и круглогодичного использования;
приквартирный участок — земельный участок, примыкающий к дому (квартире) с непосредственным выходом на него;
усадебный жилой дом — отдельно стоящий одноквартирный малоэтажный, как правило, не более 2-х этажей жилой дом с приусадебным участком, постройками для подсобного хозяйства, предназначенный для постоянного совместного проживания одной семьи и связанных с ней родственными узами или иными близкими отношениями людей;
усадебная застройка сельско-городского типа — застройка жилыми одноквартирными домами с возможностью ведения личного подсобного хозяйства на приусадебном участке;
функциональные зоны — зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
4. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ.
ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ
4.1. Пространственная организация территории Ставропольского края осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на основе схем территориального планирования Ставропольского края, других документов территориального планирования Ставропольского края.
При территориальном планировании, планировке и застройке территорий городских и сельских поселений Ставропольского края необходимо учитывать особенности расселения, административно-территориальную организацию и назначение территорий Ставропольского края с выделением особо охраняемых природных территорий, земель рекреационного, историко-культурного назначения, сельскохозяйственного назначения, территорий производственной и научно-производственной (технопарки) деятельности, а также лесного и водного фонда и других территорий.
4.2. При определении перспектив развития в генеральных планах городских и сельских поселений необходимо исходить из учета:
— численности населения на прогнозируемый период;
— местоположения поселения в системе расселения Ставропольского края;
— производственной специализации поселения;
— системы формируемых центров обслуживания (местного, районного и межрайонного уровней);
— историко-культурного значения поселения (исторический город краевого значения, город (поселение) с историко-культурным наследием).
4.3. Городские и сельские поселения Ставропольского края в зависимости от проектной численности населения на прогнозируемый период подразделяются на группы в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1 — Группы городов и сельских поселений Ставропольского края
Города, сельские поселения
Население (тыс. человек)
Свыше 250,0 до 500,0
Свыше 10,0 до 25,0
Свыше 100,0 до 250,0
Свыше 5,0 до 10,0
Свыше 50,0 до 100,0
Свыше 20,0 до 50,0
Свыше 0,02 до 0,3
________________
* В группу малых городов включаются поселки городского типа.
4.4. Регулирование градостроительной деятельности на территориях исторических поселений, поселений с особыми условиями жизнедеятельности (военные городки), достопримечательных мест, земель лечебно-оздоровительных мест и курортов, зон с особыми условиями использования территорий устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края.
4.5. Подготовка генеральных планов городских и сельских поселений Ставропольского края осуществляется на основании результатов инженерных изысканий, технических регламентов, с учетом положений о территориальном планировании, принятых в схемах территориального планирования федерального, краевого и районного уровней.
4.6. Общая потребность в территории для развития городских и сельских поселений, включая резервные территории, определяется генеральными планами городских и сельских поселений.
Порядок отвода земель для развития городских и сельских поселений, в том числе сельскохозяйственных земель, определяется градостроительным и земельным законодательством Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Ставропольского края.
4.7. С учетом преимущественного использования территория поселения подразделяется на селитебную, производственную и ландшафтно-рекреационную.
В пределах указанных территорий выделяются зоны различного назначения и использования и формируется система зонирования территорий, объединяющая:
— функциональное зонирование территорий (селитебные, производственные, рекреационные зоны и т.д.);
— строительное зонирование (зоны усадебной, коттеджной, многоэтажной, малоэтажной застройки и т.д.);
— зонирование по особым условиям использования территорий.
Особые условия использования территории для осуществления градостроительной деятельности устанавливаются в следующих зонах:
— охраны памятников истории и культуры, историко-культурных комплексов и объектов, заповедных зонах;
— особо охраняемых природных территорий, в том числе округов санитарной (горно-санитарной) охраны;
— водоохранных и прибрежных защитных полос, санитарной охраны источников водоснабжения;
— залегания полезных ископаемых;
— территорий, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— чрезвычайных экологических ситуаций;
— иных, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ставропольского края, а также документами территориального планирования Ставропольского края.
Выделение зон с особыми условиями использования территорий осуществляется на основе документов территориального планирования и специальных предпроектных исследований и проработок и являются обязательными при разработке документов территориального планирования, генеральных планов и документации по планировке территорий.
4.8. Для улично-дорожной сети городских и сельских поселений посредством утвержденных проектов планировки устанавливаются красные линии, отделяющие эти территории от территорий кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры, которые являются обязательными для соблюдения в процессе проектирования и застройки территорий городских и сельских поселений. Размещение зданий и сооружений в пределах красных линий на участках улично-дорожной сети не допускается, за исключением размещения конструктивных элементов дорожно-транспортных сооружений (опор путепроводов, лестничных и пандусных сходов подземных пешеходных переходов, павильонов на остановочных пунктах городского общественного транспорта), размещения отдельных объектов транспортной инфраструктуры, автосервиса, объектов мелкорозничной торговли временного типа, при условии соблюдения действующих нормативных требований и согласования проектов.
4.9. Для территорий, подлежащих застройке, устанавливаются линии регулирования застройки, определяющие размещение зданий и сооружений с отступом от красных линий или иных границ транспортной и инженерной инфраструктур, границ прилегающих территорий, а также границ внутриквартальных участков.
4.10. Сеть улиц, площадей и пешеходных пространств следует проектировать в виде единой системы, взаимоувязанную с функционально-планировочной организацией города; при проектировании улиц необходимо разрабатывать схемы организации дорожного движения с расстановкой дорожных знаков и дорожной разметкой. Разметку следует сочетать с установкой дорожных знаков. При разработке схем размещения технических средств организации дорожного движения следует пользоваться ГОСТ Р 52289-2004.
4.11. Для инженерно-технических коммуникаций подземных кабельных линий электропередач, линий связи и радиофикации, железнодорожных путей, автомобильных дорог, нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов и сооружений внешнего транспорта (железнодорожного, водного, воздушного, трубопроводного) красные линии, границы земельных участков этих коммуникаций устанавливаются в соответствии с градостроительной документацией. Режимы использования земельных участков должны обеспечивать безопасность функционирования инженерно-технических, транспортных коммуникаций и объектов.
4.12. При разработке генеральных планов городских и сельских поселений и документации по планировке территорий должна обеспечиваться приоритетность охраны окружающей среды и рационального природопользования, экологической безопасности территорий городских и сельских поселений, сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Общие экологические и санитарно-гигиенические требования, соблюдение которых обязательно при градостроительном проектировании, устанавливаются соответствующими законами Российской Федерации.
4.13. Планировочную структуру городских и сельских поселений следует формировать, обеспечивая компактное размещение и взаимосвязь функциональных зон в увязке с системой общественных центров и инженерно-транспортной инфраструктурой, эффективное использование территории в зависимости от ее градостроительной ценности; комплексного учета региональных архитектурно-градостроительных традиций, природно-климатических, ландшафтных, национально-бытовых и других местных особенностей; охрану окружающей среды, памятников истории и культуры.
В исторических городах следует обеспечивать всемерное сохранение их исторической планировочной структуры и архитектурного облика, предусматривать разработку и осуществление программ по комплексной реконструкции зон исторической застройки, реставрации памятников истории и культуры.
5. СЕЛИТЕБНЫЕ ТЕРРИТОРИИ
5.1. Селитебные территории городских и сельских поселений предназначены для размещения жилой застройки, учреждений и предприятий обслуживания, общественных зданий и сооружений, улично-дорожной сети, системы озелененных территорий общего пользования, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон.
5.2. Потребность в селитебных территориях, порядок отвода земель, планировочная структура, границы, зонирование, интенсивность использования определяются в соответствии с градостроительным и земельным законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Ставропольского края, с учетом взаимоувязанного размещения зон общественных центров, жилой застройки, улично-дорожной сети, озелененных территорий общего пользования в зависимости от типа, величины и природных особенностей городских и сельских поселений.
Для предварительного определения потребности в селитебных территориях допускается принимать укрупненные показатели в расчете на 1000 чел. в городах при средней этажности жилой застройки до 3 этажей — 10 га для застройки без земельных участков и 20 га — с земельными участками, от 4 до 8 этажей — 8 га, 9 этажей и выше — 7 га, в сельских поселениях с преимущественно усадебной застройкой — от 50 до 70 га.
5.3. Красные линии и линии регулирования застройки селитебных территорий в соответствии с РДС 30-201-98 определяются документацией по планировке территории с учетом функционального зонирования и планировочной структурой городских и сельских поселений, градостроительных и природных особенностей территории, планировочных ограничений, типа и интенсивности застройки.
5.4. В пределах селитебной территории выделяются зоны различного функционального назначения: жилой застройки, общественных центров, озелененных территорий общего пользования.
В исторических городах следует выделять зоны (районы) исторической застройки с элементами структурной организации селитебной территории — кварталов, ансамблей улиц и площадей.
5.5. В сейсмических районах Ставропольского края зонирование территорий следует предусматривать на основе микрорайонирования по условиям фактической сейсмичности. В районах со сложными инженерно-геологическими условиями, а также подверженных действию опасных и катастрофических природных и техногенных явлений, зонирование территорий осуществляется с учетом уменьшения степени риска, для чего необходимо использовать участки, требующие меньших затрат на инженерную подготовку, строительство и эксплуатацию зданий и сооружений.
В сейсмических районах необходимо предусматривать расчлененную планировочную структуру городов и рассредоточенное размещение объектов с большой концентрацией населения, а также пожаровзрывоопасных объектов.
В зонах с наибольшей степенью риска следует размещать парки, сады, открытые спортивные площадки и другие свободные от застройки элементы.
Зона жилой застройки
5.6. Жилые зоны предназначены для организации здоровой, удобной и безопасной среды проживания населения, отвечающей его социальным, культурным, бытовым и другим потребностям.
5.7. Основными типами жилой застройки являются: усадебная застройка сельско-городского типа, застройка коттеджного типа и коттеджно-блокированного типа (до трех этажей включительно) с приквартирными земельными участками, многоквартирная застройка средней этажности до 5 этажей, многоквартирная застройка повышенной этажности 9-12 этажей, жилая застройка иных типов.
К жилым зонам следует относить территории садовой (дачной) застройки, расположенной в пределах границ поселений, предусматривая в них создание условий для развития объектов бытового обслуживания населения.
5.8. Нормируемыми уровнями структурной организации территории жилой застройки являются:
— микрорайон (квартал) — структурный элемент жилой застройки площадью, как правило, 10-60 га, но не более 80 га, не расчлененный магистральными улицами и дорогами, в пределах которого размещаются учреждения и предприятия повседневного пользования с радиусом обслуживания не более 500 м (кроме школ и детских дошкольных учреждений, радиус обслуживания которых определяется в соответствии с приложением Б настоящих норм). Границами микрорайона (квартала), как правило, являются магистральные или жилые улицы, проезды, пешеходные пути, естественные рубежи;
— жилой район — структурный элемент селитебной территории (группа кварталов (микрорайонов) площадью, как правило, от 80 до 250 га, в пределах которого размещаются учреждения и предприятия с радиусом обслуживания не более 1500 м, а также часть объектов городского значения. Границами, как правило, являются труднопреодолимые естественные и искусственные рубежи, магистральные улицы и дороги общегородского значения или другие линии градостроительного регулирования в соответствии со СНиП 11-04-2003.
В малых городах и сельских поселениях жилым районом может быть вся селитебная территория, в случае расчлененности территорий естественными или искусственными рубежами территория жилой зоны может подразделяться на районы площадью до 30-50 га. Рекомендуемая оптимальная площадь сельских кварталов, из которых состоят жилые районы 6-10 га.
5.9. Территория квартала, микрорайона может делиться на земельные участки в соответствии с проектом межевания территории, разрабатываемым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и в соответствии с подразделом 3.2.2. СНиП 11-04-2003.
Земельный участок жилой застройки, формируемой как единый планировочно-обособленный объект применительно к застроенным и предназначенным для строительства и реконструкции объектам капитального строительства, должен содержать следующие элементы территорий:
— территории под жилыми зданиями;
— проезды и пешеходные дороги, ведущие к жилым зданиям, с обеспечением возможности проезда пожарных машин;
— открытые площадки для временного хранения автомобилей;
— придомовые зеленые насаждения, площадки для отдыха взрослого населения и площадки для игр детей;
Размеры земельных участков жилой застройки рекомендуется рассчитывать в соответствии с СП 30-101-98.
5.10. Расчетную плотность населения, чел/га, территории жилого района и микрорайона следует принимать не менее приведенной в таблице 2. Нормируемые элементы территории микрорайонов и жилых районов по основным планировочным единицам многоквартирной жилой застройки следует принимать в удельных размерах не меньше размеров, приведенных в таблице 2, нормируемое расстояние от окон жилых и общественных зданий до площадок различного назначения (нормируемых элементов территорий микрорайонов и жилых районов) — не менее приведенных в таблице 3.
Таблица 2 — Удельные показатели элементов территории (м/чел.) и плотность многоквартирной жилой застройки на свободных территориях микрорайона и жилого района
Вид жилого образования
зоны различной градостроительной ценности
и интенсивности использования
Участки детских садов
Участки зеленых насаждений общего пользования и спортивных сооружений
Участки предприятий культурно-бытового обслуживания и коммунальных объектов
Участки гаражей-стоянок, принадлежащих гражданам
Физкультурно-спортивные площадки и сооружения
Хозяйственные контейнерные площадки
Площадки для игр детей младшего и дошкольного возраста
Площадки отдыха для взрослого населения
Площадки для выгула собак
Плотность застройки: плотность жилого фонда, м/га
коэффициент плотности застройки
Плотность населения, чел/га
1. Плотность застройки жилых территорий определена из расчета жилищной обеспеченности общей площадью 18 м/чел. При другой жилищной обеспеченности расчетную нормативную плотность населения чел./га следует пересчитать. В условиях реконструкции сложившейся застройки расчетная плотность населения может быть увеличена или уменьшена на 10%.
2. Предельно допустимый коэффициент плотности застройки квартала (Кпз) не должен превышать 1,2, а для условий реконструкции 1,6 при соблюдении противопожарных и санитарно-гигиенических требований.
3. Показатели по жилому району приведены отдельно и не включают показатели микрорайонного уровня.
4. В сейсмических районах Ставропольского края расчетную плотность населения необходимо принимать не более 300 чел/га.
5. В удельные размеры участков образовательных учреждений квартала (микрорайона) включены участки общеобразовательных школ жилого района, участки специализированных школ и учебных заведений начального профессионального образования.
6. Удельные размеры участков учреждений обслуживания определены с учетом размещения приобъектных автостоянок в соответствии с таблицей 7. Допускается уменьшение удельного показателя участков объектов обслуживания микрорайонного уровня при размещении их во встроенно-пристроенных помещениях жилых зданий при соблюдении требований действующих санитарных норм и правил.
7. В условиях реконструкции соотношение и удельные размеры участков для хранения индивидуального транспорта микрорайонного и районного уровней могут быть изменены в зависимости от конкретных условий и характера реконструкции при соответствующем обосновании.
8. Удельные размеры участков для постоянного хранения индивидуального транспорта не включают встроенные и подземные стоянки на участках жилых домов. Удельные размеры участков для временного хранения индивидуального транспорта жителей квартала (микрорайона) не включают стоянки для встроенно-пристроенных учреждений обслуживания.
9. При застройке территорий, примыкающих к лесам, лесопаркам, городским и районным садам и паркам, в пределах доступности не более 300 м, площадь озеленения допускается уменьшать, но не более чем на 30%. В удельные размеры участков зеленых насаждений квартала (микрорайона) из расчета на 1 человека включены пешеходные дорожки, площадки для отдыха взрослых и игр детей. Участки зеленых насаждений квартала (микрорайона) относятся к зеленым насаждениям внутриквартального озеленения, участки зеленых насаждений района к зеленым насаждениям общего пользования.
10. В удельные размеры физкультурно-спортивных площадок допускается включать спортивные площадки общеобразовательных школ и других учреждений образования.
11. Допускается уменьшать, но не более чем на 50%, удельные размеры хозяйственных (контейнерных) площадок в квартале (микрорайоне) при условии организации мусороудаления из мусоросборных камер.
12. Данные таблицы 2 не применимы к застройке блокированными и усадебными жилыми домами (руководствоваться СП 30-102-99 и таблицей 3 настоящих норм).
13. Из расчетной территории квартала (микрорайона) исключаются площади участков объектов районного и городского значений, объектов, имеющих историко-культурную и архитектурно-ландшафтную ценность, а также объектов повседневного пользования, рассчитанных на обслуживание населения смежных кварталов в нормируемых радиусах доступности (пропорционально численности обслуживаемого населения). В расчетную территорию включаются все площади участков объектов повседневного пользования, обслуживающих расчетное население, в том числе расположенных на смежных территориях, включая подземное пространство. Технические зоны прокладки магистральных и других внеквартальных сетей, проходящие по территории квартала, включаются в расчетную территорию квартала (микрорайона) как зона благоустройства (в т.ч. участки зеленых насаждений).
Таблица 3 — Нормируемое расстояние от окон жилых и общественных зданий до площадок
для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста (в том числе от территорий детских дошкольных учреждений и образовательных школ)
для отдыха взрослого населения
открытые спортивные площадки
не менее установленных СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03
для хозяйственных целей*
для выгула собак
для стоянки автомашин
не менее установленных табл.8 настоящих норм и СНиП 2.07.01-89* табл.10
________________
* Расстояние до наиболее удаленного входа в жилое здание — не более 100 м (для домов с мусоропроводами) и 50 м (для домов без мусоропроводов).
При организации мусороудаления прямо из мусоросборных камер — расстояние до хозяйственных площадок для крупногабаритных бытовых отходов — не более 150 м. Расстояние до площадок для выгула собак — не более 750 м.
Зоны различной степени градостроительной ценности территории и их границы определяются с учетом интенсивности использования территории, стоимости земли, плотности инженерных и транспортных магистральных сетей, насыщенности общественными объектами, капиталовложений в инженерную подготовку территории, наличия историко-культурных и архитектурно-ландшафтных ценностей.
5.11. Расстояния между жилыми зданиями, жилыми и общественными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, а также в соответствии с противопожарными требованиями, приведенными в приложении А.
Между длинными сторонами жилых зданий высотой 2-3 этажа следует принимать расстояния (бытовые разрывы) не менее 15 м, а высотой 4 этажа — не менее 20 м, между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами из жилых комнат — не менее 10 м. Указанные расстояния в условиях реконструкции и в других особых градостроительных условиях могут быть сокращены при соблюдении норм инсоляции, освещенности и противопожарной защиты, если обеспечивается непросматриваемость жилых помещений и кухонь из окна в окно.
Примечания: 1. В районах усадебной, коттеджной, коттеджно-блокированной и садово-дачной застройки расстояние от окон жилых комнат до стен соседнего дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, допускается принимать не менее 6 м. Расстояние от границ участка должно быть не менее: 3 м до стены жилого дома; 1 м до хозяйственных построек. Расстояния от границ участка до стены жилого дома и хозяйственных построек могут быть сокращены при соблюдении норм инсоляции, освещенности, противопожарной защиты и по обоюдному согласию домовладельцев.
2. Допускается блокировка жилых домов, а также хозяйственных построек на смежных приусадебных земельных участках по взаимному согласию домовладельцев при новом строительстве с учетом противопожарных требований, приведенных в обязательном приложении А.
3. Участки усадебной, коттеджной, коттеджно-блокированной и садово-дачной застройки должны иметь ограждение. С уличной стороны ограждение участка может быть произвольной конструкции, высотой не более 2,5 метров. Конструкция и внешний вид ограждения должен соответствовать решениям фасадов и применяемым отделочным материалам домовладения, расположенного на ограждаемом участке. Рекомендуется конструкцию и высоту ограждения выполнять единообразным на протяжении одного квартала с обеих сторон улицы.
По меже с соседним домовладением ограждение должно быть высотой не более 2-х метров и выполняться из свето-аэропрозрачного материала. Высота ограждения по меже с соседним домовладением может быть увеличена, а конструкция ограждения может быть заменена на глухую, при условии соблюдения норм инсоляции и освещенности жилых помещений и согласования конструкции и высоты ограждения с владельцами соседних домовладений.
5.12. В сельских поселениях и в районах усадебной застройки городов, размещаемые в пределах жилой зоны группы сараев должны содержать не более 30 блоков каждая. Сараи для скота и птицы следует предусматривать на расстоянии от окон жилых помещений дома: одиночные или двойные — не менее 15 м, до 8 блоков — не менее 25 м, от 8 до 30 блоков — не менее 50 м.
Для жителей секционных домов, хозяйственные постройки для скота выделяются за пределами селитебной территории; при секционных домах допускается устройство встроенных или отдельно стоящих коллективных подземных хранилищ сельскохозяйственных продуктов, площадь которых определяется заданием на проектирование.
Площадь застройки сблокированных сараев не должна превышать 800 м. Расстояния между группами сараев следует принимать в соответствии с противопожарными требованиями. Расстояния от сараев для скота и птицы, выгребных туалетов и ям, возможных источников загрязнений до шахтных колодцев должно быть не менее 50 м (СНиП 31-02-2001 и СП 30-102-99. Допускается пристройка хозяйственного сарая, гаража, бани, теплицы к усадебному дому с соблюдением требований СП 30-102-99, санитарных и противопожарных норм.
Дворовые уборные должны быть удалены от жилых зданий, детских учреждений, школ, площадок для игр детей и отдыха населения на расстояние не менее 20 и не более 100 метров.
На территории частных домовладений расстояние от дворовых уборных до оконных проемов из жилых помещений должно быть не менее 8 метров.
5.13. Жилые здания с квартирами в первых этажах следует располагать, как правило, с отступом от красных линий на магистральных улицах не менее 6 м, на прочих — не менее 3 м, но не более 25 м от края проезжей части улиц, при этом расстояние от края проезжей части магистральных улиц общегородского значения до линии застройки устанавливается на основании расчета уровня шума (СанПиН 2.1.2.1002-00) с размещением в зоне шумового дискомфорта зеленых насаждений, автостоянок, коммунальных сооружений.
По красной линии допускается размещать жилые здания со встроенными в первые этажи или пристроенными помещениями общественного назначения (исключая учреждения образования и воспитания), без размещения подъездов и подходов к ним на придомовой территории, а на жилых улицах в условиях реконструкции сложившейся застройки жилые здания с квартирами в первых этажах.
В районах усадебной застройки жилые дома могут размещаться по красной линии жилых улиц в соответствии со сложившимися местными традициями.
5.14. Усадебный (одноквартирный) дом должен отстоять от красной линии улиц не менее чем на 5 м, от красной линии проездов не менее чем на 3 м, до границы соседнего участка — не менее чем на 3 м, до стен дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних участках, — по таблице 1А приложения А; расстояние от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов должно быть не менее 5 м в соответствии со СП 30-102-99. Размер приусадебных участков определяется органами местного самоуправления городских и сельских поселений исходя из данных, указанных в таблице 4.
Таблица 4 — Предельно допустимые параметры застройки участков жилой застройки для малоэтажного индивидуального строительства
Источник: law.rufox.ru