Технические профессии – это сложные, но всегда востребованные и высокооплачиваемые виды деятельности. Чтобы освоить их, нужно обладать математическим складом ума, так как они тесно связаны с расчетами. Зато у обладателя такой профессии всегда будет перспектива трудоустройства и высокий доход.
Инженер-проектировщик
Инженер-проектировщик – это специалист, который занимается разработкой чертежей объектов, находящихся на стадии разработки. Это могут быть здания и системы коммуникаций, которые прокладываются в них, например, канализации или проводки. Он не только разрабатывает схемы, но и составляет нормативную документацию с разъяснениями для рабочих, которые будут заниматься прокладкой этих коммуникаций. При этом чертежи могут составляться как на бумаге, так и в компьютерных программах.
Инженер-проектировщик может работать в архитектурном или проектном бюро, строительных компаниях, фирмах по капитальному ремонту зданий, в исследовательских институтах, в вузах и колледжах в качестве преподавателя.
Строительство и архитектура — перспективные профессии будущего. Как выбрать профессию строителю?
- Зарплата квалифицированного специалиста составляет от 60 до 120 тысяч рублей в зависимости от региона.
- высокая зарплата;
- перспектива трудоустройства;
- новая профессия и малое количество квалифицированных специалистов по ней.
- сложность трудоустройства в маленьких городах;
- низкий спрос на удаленную работу;
- необходимость компьютера для работы.
Системный администратор
Системный администратор – одна из самых популярных профессий в сфере IT. Он обеспечивает работу компьютерной сети в офисах и на предприятиях, осуществляет их настройку, обслуживание и ремонт. Практически в каждой компании, где есть компьютерная техника, имеется должность системного администратора, поэтому эта профессия считается востребованной.
Сисадмин может работать в офисах, различных фирмах, колл-центрах, на заводах и предприятиях.
- Зарплата составляет 40-100 тысяч рублей.
- большая часть работы состоит из несложных однотипных задач;
- востребованность профессии;
- возможность удаленной работы и совмещения нескольких должностей.
- отсутствие четкой перспективы карьерного роста;
- большая ответственность;
- высокая конкуренция.
Инженер-робототехник
Инженер-робототехник – специалист, который занимается разработкой, созданием, настройкой и введением в эксплуатацию роботов. Это перспективная профессия будущего, которая востребована на рынке вакансий уже сейчас. Робототехник разрабатывает не только «роботов» в привычном понимании, но и любые автоматизированные запрограмированные механизмы, которые выполняют сложную или опасную для человека работу. Спрос на такие устройства непрерывно растет, поэтому профессия робототехника становится все более популярной.
Робототехники работают в научно-исследовательских институтах, в конструкторских бюро, на предприятиях, где создаются автоматизированные механизмы.
- Зарплата составляет от 90 тысяч рублей.
- высокая зарплата;
- востребованность;
- перспектива карьерного роста.
- сложность в поиске хорошего места для обучения;
- не очень большое количество учебных материалов;
- высокая ответственность и сложность работы.
Архитектор
Архитектор – это специалист, который проектирует здания и их внутренние коммуникации. Он должен совмещать творческий подход, чтобы строение выглядело эстетически привлекательным, и четкие математические расчеты, чтобы оно было надежным. В обязанности архитектора входит также разработка документации, обеспечение техники безопасности и соответствие СНиП, визуализация проектов.
Архитекторы работают в конструкторских бюро, частных строительных фирмах, комитетах по надзору за качеством зданий.
- Зарплата начинается от 50 тысяч и в среднем составляет 70000-90000 тысяч рублей.
- возможность творческого подхода;
- востребованность;
- возможность работы на фрилансе или удаленно;
- перспектива карьерного роста.
- очень высокий уровень ответственности;
- необходимость знать огромное количество нормативных документов по техники безопасности;
- обязательные навыки в рисовании.
Программист
Программист – это специалист по написанию кода для различных программ, начиная от операционный систем до алгоритмов работы бытовых приборов. Пользуясь одним из языков программирования, он задает принцип работы программы, тестирует его и в случае успеха запускает в пользование. Специалист в этой сфере может прописать алгоритм работы любого механизма.
Программист может работать в IT-компаниях, фирмах по разработке игр, приложений, сайтов.
- Минимальная зарплата составляет 40-60 тысяч рублей и может достигать полумиллиона.
- возможность карьерного роста;
- высокая зарплата;
- возможность удаленной работы;
- высокий спрос на специалистов.
- сидячий образ жизни;
- высокая конкуренция;
- сложность обучения.
Логист
Логист – это специалист по перевозкам. Он не только изучает условия доставки разных видов грузов, но и выстраивает наиболее выгодные и целесообразные маршруты, отвечает за целостность товара и соответствие транспортных средств требованиям груза. Его задача – составить наиболее выгодную схему поставок, чтобы сохранить товар и сэкономить на процессе перевозки.
Логист работает в транспортных компаниях, на крупных предприятиях, которые владеют складами и занимаются доставками, в аэропортах, вокзалах, морских портах.
- Зарплата логиста составляет 50-100 тысяч рублей.
- высокий шанс трудоустройства;
- достойная зарплата;
- возможность трудоустройства со средним специальным образованием;
- большое количество рабочих мест.
- необходимость подстраиваться под разных заказчиков и быстро принимать решения;
- высокие требования к личным качествам и стрессоустойчивости.
Нефтяник
Нефтяник – сборное название ряда профессий, которые связаны с нефтеперерабатывающей отраслью. Все они связаны с инженерией в сфере добычи нефти. Сюда входит и обслуживание механизмов, и переработка сырья, и планирование мест будущих скважин. Обязанности нефтяника зависят от выбранной квалификации, но все из них хорошо оплачиваются.
Нефтяник может работать в нефтедобывающих компаниях и любых фирмах, связанных с этой отраслью.
- Зарплата начинается от 80 тысяч рублей.
- очень высокая зарплата;
- спрос на высококвалифицированных специалистов;
- перспектива карьерного роста.
- привязанность рабочего места к нефтедобывающему региону;
- часто работа связана с физическим трудом.
Автомеханик
Автомеханик – это специалист по ремонту автомобилей. Помимо этого, в его обязанности входит диагностика и техническое обслуживание транспортных средств. Представитель этой профессии должен знать внутреннее устройство разных машин, виды поломок и методы их устранения.
Автомеханики занимаются всеми видами услуг от мелкого внешнего ремонта до полного восстановления поврежденных машин. Перспективность профессии заключается в том, что спрос на услуги автомеханика есть всегда, независимо от экономической ситуации. В связи с большими физическими нагрузками, эта профессия подходит в основном мужчинам.
Автомеханики работают на СТО, в центрах диагностики автомобилей, в ГИБДД в отделе техосмотра.
- Зарплата начинается от 25 тысяч для начинающего специалиста и от 40 для опытных работников.
- высокий спрос на специалистов;
- перспектива высокого заработка;
- большое количество мест для трудоустройства.
- конкуренция;
- тяжелый физический труд.
Теплоэнергетик
Теплоэнергетик – специалист по оборудованию, преобразующему тепло в разные виды энергии. Он занимается разработкой и обслуживанием систем вентиляции, отопления, водопроводов, теплосетей. Помимо этого, в его обязанности входит заполнение нормативной документации, проверка соответствия оборудования требованиям техники безопасности, контроль за работой механиков и техникой, внедрение инновационных технологий. Для работы теплоэнергетиком достаточно среднего специального образования, но для больших перспектив карьерного роста требуется закончить вуз.
Теплоэнергетики работают в котельных, в управляющих компаниях и на любых предприятиях с тепловыми коммуникациями.
- Зарплата составляет 40-80 тысяч рублей.
- социальная значимость;
- высокая зарплата;
- перспектива карьерного роста.
- высокая ответственность;
- травмоопасность.
Специалист по кибербезопасности
Специалист по кибербезопасности занимается обеспечением сохранности данных, находящихся на электронных носителях. Он отвечает за защиту информации от взлома, утечки или подмены. В обязанности специалиста входит проверка носителей на уязвимость, устранение возможных слабых мест и установка защиты. В связи с ростом хакерских атак и повышением ценности киберданных эта профессия становится все более и более востребованной. Несмотря на высокую конкуренцию, ежедневно появляется огромное количество вакансий.
Специалист по кибербезопасности может работать в любой фирме, чьи данные представляют ценность.
- Его зарплата начинается от 50 тысяч рублей.
- высокий спрос на специалистов;
- возможность совмещения нескольких рабочих мест;
- возможность удаленной работы.
- сидячая работа;
- высокая конкуренция;
- большая ответственность.
Дизайнер-технолог
Дизайнер-технолог – специалист, отвечающий за разработку и внедрение на рынок различных объектов: техники, предметов мебели, осветительных приборов. Несмотря на то, что эта работа считается творческой, профессионал должен уметь проводить точные технические расчеты и проектировать не только внешний вид вещей, но и их внутреннее устройство. При этом эти предметы должны быть функциональными и подчиняться законам эргономики, при этом сохраняя эстетичный внешний вид. Справиться с этой задачей можно, только сочетая творческий подход с точными научными знаниями.
Дизайнер-технолог может работать на заводах, научно-исследовательских институтах, на предприятиях, занимающихся проектированием различных объектов.
- Его зарплата начинается от 50 тысяч рублей.
- перспектива карьерного роста;
- возможность реализовать творческий потенциал;
- высокая зарплата;
- востребованность специалистов.
- риск выгорания;
- необходимость использовать творческие ресурсы;
- малое количество мест для профессионального обучения.
Радиоинженер
Радиоинженер – специалист, который работает с радиотехникой различной сложности. Он проводит диагностику и обслуживание приборов, устраняет неполадки и проектирует новые устройства. Радиоинженер работает с антеннами, устройствами сверхвысоких частот, электронными измерительными приборами и непосредственно с радио и телевизорами. Кроме того, он занимается чертежами и нормативными документами и отвечает за безопасность функционирования приборов.
Радиоинженер работает в производственных компаниях, в проектных организациях, на любых предприятиях, чья деятельность связана с радиодеталями.
- Зарплата составляет 40-100 тысяч рублей.
- низкая конкуренция;
- перспектива карьерного роста;
- возможность высокого заработка.
- небольшое количество рабочих мест;
- необходимость высшего образования.
Специалист по машиностроению
Специалист по машиностроению занимается разработкой и изготовлением деталей, которые используются в машиностроении. Помимо этого, он следит за соответствием производимых объектам нормативным требованиям, проводит их испытания и сертификацию, осуществляет ремонт оборудования и самих деталей, следит за техникой безопасности. При этом в его обязанности также входит оптимизация производства и внедрение новых технологий. Профессионал должен обладать пространственным мышлением, быть технически подкованным, иметь математический склад ума.
Специалист по машиностроению работает на предприятиях, заводах, в научно-исследовательских институтах.
- Его зарплата составляет 60-100 тысяч рублей.
- перспектива карьерного роста;
- средний уровень конкуренции;
- высокая зарплата.
- риск травматизма;
- невозможность удаленной работы.
Электромеханик
Электромеханик – специалист по обслуживанию электросетей и электрооборудования. Он занимается разработкой, внедрением, тестированием и ремонтом всего, что связано с электрикой. Кроме этого, он следит за техникой безопасности, организовывает работу младшего обслуживающего персонала, проводит расчеты, позволяющие наиболее выгодно использовать ресурсы. Этот специалист востребован на любом предприятии, где используется электротехника.
Электромеханик может работать на машиностроительных заводах, в проектных компаниях, на транспортных предприятиях, в лифтовых фирмах.
- Его зарплата составляет 40-80 тысяч рублей.
- перспектива повышения разряда и заработной платы;
- постоянная востребованность;
- хорошая зарплата;
- возможность работы как частное лицо.
- высокая ответственность;
- риск получить травму;
- график с ночными сменами.
Разработчик программ
Разработчик – это специалист по разработке компьютерных и мобильных приложений, игр, программного обеспечения. Его задача – создать концепцию будущей программы и координировать усилия специалистов – программистов, дизайнеров, тестировщиков. Чтобы успешно справиться с задачей и выпустить приложение или ПО на рынок, он должен разбираться в языках программирования, тонкостях написания кода и при этом обладать творческим и креативным мышлением и организаторскими способностями.
Разработчик может работать как в компаниях, так и на себя.
- Его зарплата составляет от 60 до 130 тысяч рублей.
- возможность реализоваться творчески;
- высокая зарплата;
- востребованность;
- возможность удаленной работы и фриланса.
- нестабильный заработок при условии фриланса;
- высокая нагрузка и необходимость большого объема навыков;
- сидячая работа.
Технические профессии – это перспектива карьерного роста и стабильно высокой зарплаты. Обладая математическим складом ума и необходимым образованием, можно легко реализоваться в любой сфере и получить интересную и высокооплачиваемую работу.
Источник: test-proforientaciya.ru
МОТИВАЦИЯ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИЙ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / ВНЕШНИЕ МОТИВЫ / ВНУТРЕННИЕ МОТИВЫ / ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бережнова Елена Викторовна, Магина Анастасия Игоревна
Введение. Одним из важных выборов в жизни человека является выбор будущей профессии, который определяет направление трудовой деятельности, этапы непрерывного образования, способы самореализации. Проблема выбора профессии не нова, она остается актуальной и в настоящее время.
Цель исследования — выявить основные мотивы выбора профессий , для освоения которых студенты отдают предпочтение магистерским программам НИУ МГСУ. Материалы и методы. Применялись методы: беседа, дидактическое тестирование и наблюдение за ходом его выполнения обучающимися.
Анализ и обобщение эмпирических данных, полученных в ходе дидактического тестирования, позволил определить основные мотивы выбора студентами современных программ магистратуры НИУ МГСУ. Результаты.
Выявлены основные мотивы, обусловившие выбор студентами программ магистратуры НИУ МГСУ: престижность профессий и востребованность в сфере строительства; достойная зарплата и возможности карьерного роста; удовлетворение образовательных потребностей, самосовершенствование и самореализация; интерес к автоматизированным системам и IT-технологиям; династии в сфере строительства; желание быть полезным обществу и видеть конкретные результаты труда. Выводы.
Материально-статусные мотивы стали определяющими в выборе студентами программ магистратуры НИУ МГСУ. Это объясняется развитием науки и практики, обновлением существующих и появлением новых специальностей, что обеспечивает движение в сфере строительства и позволяет людям сохранять достаточно высокий социально-экономический статус. Следующими по значимости были выделены личностно-творческие мотивы, связанные с удовлетворением образовательных потребностей, самосовершенствованием и самореализацией, что обосновывает предложение в профориентации школьников делать акцент на формирование отношения к профессии как возможности самореализации, а также создавать условия для проявления потребности в непрерывном образовании, личностном и профессиональном развитии. Полный анализ мотивов может служить основой для совершенствования системы профориентации школьников и популяризации профессий в сфере строительства.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бережнова Елена Викторовна, Магина Анастасия Игоревна
МОТИВЫ ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ И ОЖИДАНИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ ОТ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Особенности профессионального самоопределения обучающихся старших классов средних общеобразовательных школ
Анализ некоторых факторов влияния на успеваемость студентов колледжа: на примере обучения информатике
MOTIVATION FOR CHOOSING A CAREER IN THE CONSTRUCTION INDUSTRY
Introduction. The choice of the future profession, that determines the field of occupation, stages of continuous education, and routes to self-fulfillment, is a most important decision made in the course of a human life. The problem of choosing a career is not new, and it remains relevant at the present time. The purpose of the study is to identify the principal motives underlying career-related decisions, that make students choose the master programmes offered by NRU MGSU. Materials and methods. The methods, used by the co-authors, include interviews, didactic testing and observation of the process of its implementation by the students.
The analysis and generalization of the empirical data, obtained in the course of didactic testing, have allowed to determine the principal motives underlying the choice of advanced master programmes provided by NRU MGSU. Results. Principal motives underlying the choice of master programmes, offered by NRU MGSU, include the prestige and popularity of professions in the construction industry; competitive compensation packages and career opportunities; satisfaction of educational needs, self-improvement and self-fulfillment; interest in computer systems and IT technologies; dynasties in the construction industry; willingness to serve the society and see the work results. Conclusions.
Material and status-related motives have determined the choice of the master programmes delivered by NRU MGSU. This fact is explained by the development of research and practice, the upgrade of currently offered specialties and emergence of new ones, ensuring the advancement of the construction industry and allowing people to maintain their sufficiently high socio-economic status. The second important factor encompasses the motives that deal with the personality and his/her creativity and the motives that are associated with the satisfaction of educational needs, self-improvement and self-fulfillment. This factor substantiates the need to make schoolchildren think about their future profession as a self-fulfillment opportunity within the framework of vocational guidance procedures, and to encourage the manifestation of the need for continuous education, personal and professional development. A comprehensive analysis of motives can serve as the basis for improving the system of vocational guidance designated for schoolchildren and popularization of careers in the construction industry.
Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИЙ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ»
О Р Г А Н И З АЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ В СТРОИТЕЛЬНОЙ
УДК 378.1 Б01: 10.22227/2305-5502.2021.2.6
Мотивация к выбору профессий в строительной отрасли
Е.В. Бережнова1, А.И. Магина2
1 Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России); г. Москва, Россия; 2 Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет
(НИУМГСУ); г. Москва, Россия
Введение. Одним из важных выборов в жизни человека является выбор будущей профессии, который определяет направление трудовой деятельности, этапы непрерывного образования, способы самореализации. Проблема выбора профессии не нова, она остается актуальной и в настоящее время. Цель исследования — выявить основные мотивы выбора профессий, для освоения которых студенты отдают предпочтение магистерским программам НИУ МГСУ.
Материалы и методы. Применялись методы: беседа, дидактическое тестирование и наблюдение за ходом его выполнения обучающимися. Анализ и обобщение эмпирических данных, полученных в ходе дидактического тестирования, позволил определить основные мотивы выбора студентами современных программ магистратуры НИУ МГСУ. Результаты. Выявлены основные мотивы, обусловившие выбор студентами программ магистратуры НИУ МГСУ: престижность профессий и востребованность в сфере строительства; достойная зарплата и возможности карьерного роста; удовлетворение образовательных потребностей, самосовершенствование и самореализация; интерес к автоматизированным системам и ^-технологиям; династии в сфере строительства; желание быть полезным обществу и видеть конкретные результаты труда.
Выводы. Материально-статусные мотивы стали определяющими в выборе студентами программ магистратуры НИУ МГСУ. Это объясняется развитием науки и практики, обновлением существующих и появлением новых специальностей, что обеспечивает движение в сфере строительства и позволяет людям сохранять достаточно высокий социально-экономический статус. Следующими по значимости были выделены личностно-творческие мотивы, связанные с удовлетворением образовательных потребностей, самосовершенствованием и самореализацией, что обосновывает предложение в профориентации школьников делать акцент на формирование отношения к профессии как возможности самореализации, а также создавать условия для проявления потребности в непрерывном образовании, личностном и профессиональном развитии. Полный анализ мотивов может служить основой для совершенствования системы профориентации школьников и популяризации профессий в сфере строительства.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мотивы выбора профессии, внешние мотивы, внутренние мотивы, программы профессиональной ориентации школьников, профессиональное самоопределение, профессиональное образование, высшее образование, программы магистратуры
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Бережнова Е.В., Магина А.И. Мотивация к выбору профессий в строительной отрасли // Строительство: наука и образование. 2021. Т. 11. Вып.
2. Ст. 6. URL: http://nso-journal.ru DOI: 10.22227/2305-5502.2021.2.6
c9 Motivation for choosing a career in the construction industry
Elena V. Berezhnova1, Anastasia I. Magina2
1 Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (MGIMO MFA of Russia); Moscow, Russian Federation; 2 Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU);
Moscow, Russian Federation
Introduction. The choice of the future profession, that determines the field of occupation, stages of continuous education, and routes to self-fulfillment, is a most important decision made in the course of a human life. The problem of choosing a career is not new, and it remains relevant at the present time. The purpose of the study is to identify the principal motives underlying career-related decisions, that make students choose the master programmes offered by NRU MGSU. Materials and methods.
The methods, used by the co-authors, include interviews, didactic testing and observation of the process of its implementation by the students. The analysis and generalization of the empirical data, obtained in the course
of didactic testing, have allowed to determine the principal motives underlying the choice of advanced master programmes provided by NRU MGSU.
Results. Principal motives underlying the choice of master programmes, offered by NRU MGSU, include the prestige and popularity of professions in the construction industry; competitive compensation packages and career opportunities; satisfaction of educational needs, self-improvement and self-fulfillment; interest in computer systems and IT technologies; dynasties in the construction industry; willingness to serve the society and see the work results.
Conclusions. Material and status-related motives have determined the choice of the master programmes delivered by NRU MGSU. This fact is explained by the development of research and practice, the upgrade of currently offered specialties and emergence of new ones, ensuring the advancement of the construction industry and allowing people to maintain their sufficiently high socio-economic status. The second important factor encompasses the motives that deal with the personality and his/her creativity and the motives that are associated with the satisfaction of educational needs, self-improvement and self-fulfillment.
This factor substantiates the need to make schoolchildren think about their future profession as a self-fulfillment opportunity within the framework of vocational guidance procedures, and to encourage the manifestation of the need for continuous education, personal and professional development. A comprehensive analysis of motives can serve as the basis for improving the system of vocational guidance designated for schoolchildren and popularization of careers in the construction industry.
KEYWORDS: career choice motives, external motives, internal motives, vocational guidance programmes for schoolchildren, professional identity, vocational education, higher education, master programmes
FOR CITATION: Berezhnova E.V., Magina A.I. Motivation for choosing a career in the construction industry. Stroitel’stvo: nauka i obrazovanie [Construction: Science and Education]. 2021; 11(2):6. URL: http://nso-journal.ru DOI: 10.22227/23055502.2021.2.6 (rus.).
Исследования свидетельствуют о том, что значимым выбором в жизни человека является выбор будущей профессии, который определяет направление жизненного пути и трудовой деятельности. «Правильно выбранная профессия во многом определяет судьбу человека, соответствуя его интересам и склонностям, она находится в гармонии с призванием. Тогда профессия дарит радость, удовлетворение, мотивирует человека на новые свершения, достижения целей, повышение эффективности своего труда» [1, с. 352].
Известно, что проблема выбора профессии не нова. Она была и остается актуальной и в настоящее время. Следует заметить, что значительная часть публикаций посвящена профориентационной работе со старшеклассниками и помощи им в выборе профессионального пути [2-8]. Для усиления в перспективе профессиональной конкурентоспособности молодежи предлагается направить старания практиков на «. удовлетворение потребностей школьников, особенно выпускников, в информации о мире профессий через участие старшеклассников в «трудовых пробах»; организацию непосредственных и виртуальных экскурсий на предприятия и фирмы; регулярное проведение встреч с представителями различных специальностей и работодателями и иных форм и видов профориентационных мероприятий в стенах школ и за их пределами» [9, с. 61]. Новым направлением в профориентации обозначена работа среди обучающихся в условиях профильной школы [10, 11].
Осуществляемая система профориентационной деятельности имеет положительный эффект, что позволило обеспечить наличие «. целостной системы субъективных мотивационных оснований учебно-профессиональной деятельности студентов, взаимосвязанными составляющими которой являются моти-
вы выбора образовательно-профессиональной траектории, осознанность профессионального выбора и академические ожидания» [12, с. 97].
В настоящее время исследования направлены на раскрытие роли глобализации и «. ее влияния на мотивы выбора профессии» [13, с. 324], на выявление «. связи между трансформирующимися ценностными ориентациями, мотивами поведения студентов и жизненными реалиями выбора профессии» [14, с. 98]. Особое внимание уделено мотивации выбора профессии инженера [15]. Анализируются факторы, влияющие на мотивы выбора будущей профессии и успешность в ее освоении [16-18].
Зарубежные ученые обсуждают роль наставника в подготовке студентов к профессиональной деятельности [19] и различные формы реализации индивидуального тьюторства [20]. В этом ряду вопрос о степени оказания помощи студентам. Он возник потому, что повышение платы за обучение повлияло на статус студентов (фактически они стали потребителями образовательных услуг), а также изменило обязанности университетских преподавателей [21]. Поэтому особое внимание уделяется профессиональному развитию преподавателей [22].
В целом результаты исследований показывают, что профессиональная деятельность становится важной составляющей самореализации личности. Отмечается, что «. именно эмоциональная привлекательность выбора оказывает влияние на последующую удовлетворенность молодых специалистов карьерой и трудом» [23, с. 10]. В российском высшем образовании установлено, что «. повышается ориентация студентов вузов на получение второго высшего образования» [24, с. 324]. В связи с этим предпринято настоящее исследование.
Цель исследования — выявить основные мотивы выбора профессий, для освоения которых студенты отдают предпочтение магистерским программам НИУ МГСУ
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Студентам при проведении контроля изученного материала по дисциплине «Социальные коммуникации. Психология» среди прочих вопросов предлагалось ответить на следующие: что такое мотив? Какие мотивы способствовали вашему выбору профессии? Обучающимся не только нужно было показать знание теоретического материала и воспроизвести определение, но и применить это знание в ретроспективной рефлексии процесса выбора очередного этапа непрерывного образования. Осознание собственных мотивов позволяет обучающимся оценить выбор будущей профессии. Мы рассматривали результаты работы трех групп очного обучения по направлению подготовки «Информатика и вычислительная техника» магистерская программа «Моделирование автоматизированных систем обработки информации, управления проектирования в строительстве» и трех групп очного обучения по направлению подготовки «Строительство» магистерские программы « Судебная строительно-техническая и стоимостная экспертизы объектов недвижимости», «Де-велопмент в инвестиционно-строительной деятель-
ности» и «Сервейинг: системный анализ управления земельно-имущественным комплексом». Всего в группах — 137 человек. Для анализа было отобрано 116 работ. Следует отметить, что, отвечая на вопросы, студенты иногда указывали больше одного мотива.
Представим мотивы выбора профессий, которые выделили обучающиеся магистерских программ по направлениям подготовки «Строительство» и «Информатика и вычислительная техника» (рис.).
Самое большое число получили мотивы, которые мы объединили в группу «Престижность профессий и востребованность в сфере строительства». Студенты писали о том, что сфера строительства постоянно развивается и тем самым вызывает интерес; меняется и растет рынок труда; профессии престижны и всегда востребованы. Например, Б.П.: «Для себя я выделил несколько мотивов, которые определили направление моей будущей специальности: 1) быть востребованным на рынке труда; 2) быть профессионалом своего дела и получать удовольствие от высокого качества своей работы; 3) возможность получать высокую, по сравнению с другими профессиями, заработную плату; 4) возможность заниматься интересной для себя деятельностью и участвовать в творческих проектах».
Следующее число связано с мотивацией получать высокую заработную плату. Для молодых людей вполне естественно желание получать достойную зарплату, поскольку в этом возрасте много различных потребностей. Студенты указывали, прежде всего, на необходимость удовлетворения материальных потребностей, т.е. обеспечить всем необходимым себя, родителей, а некоторым еще и собственную семью.
Для определенной части студентов были значимы мотивы, связанные с самосовершенствованием, удовлетворением желания развиваться и увеличивать объем знаний и навыков в выбранном направлении подготовки. Например, вот мнение Р.Н.: «. важно получение знаний и навыков в новой для меня сфере, которую я считаю очень перспективной на данный момент». К.А.: «. информация является самым
Престижность профессий и востребованность в сфере строительства
Удовлетворение образовательных потребностей, совершенствование и возможность самореализации
Интерес к автоматизированным системам и ГГ-сфере
Династии в сфере строительства
Возможность видеть конкретные результаты труда
Мотивы выбора профессии
важным ресурсом, умение обращаться с ней, обрабатывать и использовать в работе высоко ценится в настоящее время».
Особенно это характерно для видов трудовой деятельности, которые связаны с новыми технологиями. Студенты отмечали взаимосвязь внешних и внутренних мотивов, повлиявших на их выбор. Примеры ответов: А.А.: «. все мое окружение всегда было связано с технологиями, а именно отец, мать и другие родственники много времени проводили за компьютерами и напрямую были связаны с информационными технологиями, поэтому у меня самого появилось желание в изучении и создании новых технологий. Я считаю, что в детстве на меня воздействовали внешние мотивы, а по мере взросления в большей степени внутренние, которые побудили к образованию и саморазвитию в области информационных технологий».
С.Н.: «Внешним мотивом можно назвать резкое развитие информационных технологий. Все больше сфер нашей жизни перемещаются в цифровую среду, и уже сегодня развитие профессиональных навыков в этой отрасли может гарантировать востребованность на рынке труда. Внутренним мотивом является любовь к программированию и цифровой электронике в целом».
Для некоторых студентов бесспорным было влияние семьи. Как правило, сильное воздействие оказывает личный пример родителей, а также их поддержка. Следует заметить, что студенты не писали об авторитарном давлении родственников, а приводили примеры их ненавязчивого формирования интереса к тому, чем занимались сами. Примеры:
К.Л.: «Отец много показывал и рассказывал о технике, о каких-либо процессах, как все устроено и работает. Он был для меня эталоном, на который хотелось равняться».
Б.А.: «. я учился в математическом лицее, мне всегда были ближе технические науки, исходя из этого я начал искать самые интересные для меня направления, ими оказались нефтяная промышленность и строительство. Наиболее интересным для меня оказалось строительство, возможно, это связано с тем, что моя семья очень тесно связана со строительством».
Для сравнительно небольшой части студентов немаловажным мотивом является карьерный рост в будущем, возможность занять высокую должность, руководить людьми и общаться с ними.
Стоит обратить внимание на тот факт, что обучающиеся не только выделяли личные мотивы как возможность построить лучшее будущее для себя и своей семьи. Они указывали, что выбранные профессии позволяют быть полезными членами общества. Для некоторых из них важно получить удовлетворение от профессиональной деятельности и видеть конкретные результаты в виде готового продукта — зданий или сооружений. Д.М.: «. хочется отме-
тить в списке мотивов не только достижение личных целей, но также возможность сделать что-то хорошее для общества, представленное в виде возведения необходимой для комфортной жизни людей инфраструктуры».
Г.А.: «Меня всегда привлекало то, что результатом деятельности инженера-строителя является законченный объект, то есть деятельность инженера всегда видна. Видно, сколько труда было вложено в тот или иной объект, этим можно и нужно гордиться».
В группу «Другое» вошли следующие мотивы: мечта — построить дом; переезд в большой город, обучение в Москве; смена профессиональной деятельности; желание посетить множество разных городов и стран во время командировок; доступность обучения; рекомендации тех, кто уже в этом университете обучается; возможность быть в студенческой среде и молодежное общение; получить хорошее образование в столичном университете.
Проблема выбора молодыми людьми своей будущей профессии остается актуальной долгое время. Для ее решения проводится множество исследований представителями разных наук, среди которых социологи, психологи, педагоги. Одним из важных направлений выступает поиск новых форм и средств осуществления профориентационной работы со старшеклассниками. Исследования, посвященные этой проблематике, представляют интерес для организаторов высшего образования, поскольку осознанность выбора связывается с качеством образования, которое получают обучающиеся, и их высокими достижениями в будущей профессиональной деятельности.
В настоящее время отмечено увеличение количества студентов, ориентированных на получение высшего образования на уровне магистратуры, что стимулировало осуществление данной работы. Ее результаты свидетельствуют о том, что основными мотивами выступают престижность профессий и их востребованность в сфере строительства, а также достойная зарплата. Это можно объяснить развитием ж науки и практики, обновлением существующих и по- К явлением новых специальностей, что обеспечивает в Т движение в сфере строительства и дает возможность р И работающим в ней людям сохранять достаточно вы- о § сокий социально-экономический статус. Следует н д заметить, что не только материально-статусные мо- е : тивы показали студенты, но и ценностные, среди О которых: желание быть полезными обществу и видеть конкретные результаты профессиональной де- . ятельности. ^
Для нового поколения молодых людей — совре- и менных студентов — особенно значимыми являются ® личностно-творческие мотивы, связанные с удовлет- ( ворением образовательных потребностей, самосо- 9 вершенствованием и самореализацией. Именно по-
этому предлагается в профориентации школьников, а также создании у студентов потребности в непрерывном образовании уделять особое внимание фор-
мированию отношения к профессии как возможности самореализации и создавать условия для личностного и профессионального развития обучающихся.
1. Подгорнова Н.А., Егорова И.Н. Анализ факторов, влияющих на профессиональное самоопределение школьников // Вестник современных исследований. 2018. № 5.1 (20). С. 349-355.
2. БалеваМ.В., СтепановаЮ.Е. Анализ содержательных, смыслообразующих и побудительных аспектов выбора профессии в старшем школьном возрасте // Развитие человека в современном мире. 2019. № 1. С. 52-63.
3. Дубина Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение преодоления трудностей профессионального выбора старшеклассников // Наука и реальность. 2020. № 4. С. 113-115.
4. Васенина И.В., Липатова М.Е., Сушко В.А. Профессиональные и образовательные стратегии современных абитуриентов // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2019.
Т. 25. № 4. С. 102-123. Б01: 10.24290/10293736-2019-25-4-102-123
5. Красноруцкая Н.Г., Ботова С.Н., Мутыро-ва А. С., Артаева Г. В. Эффективная профессиональная ориентация: новые реалии и современные подходы // Мир университетской науки: культура, образование. 2019. № 7. С. 84-93.
6. Подгорнова Н.А. Мотивация старшеклассников при выборе будущей профессии // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 59-3. С. 3741. Б01: 10.18411/^-03-2020-46
7. Савинова Т.В., Мотина А.В. Развитие профессионального самоопределения старшеклассников во внеурочной деятельности // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 4. С. 56.
8. Подольская И.А., Фадеева К.А. Развитие мотивации к профессиональному самоопределению у старшеклассников // Вестник Калужского универ-
^ ситета. Серия 1. Психологические науки. Педагоги-СЭ ческие науки. 2019. Т. 2. № 2. С. 57-68. ем 9. Шафранов-Куцев Г.Ф., Ефимова Г.З., Семе-
22 нов М.Ю. Профориентационные практики в условиях глобализации: социологический анализ // Обра-~ зование и наука. 2018. Т. 20. № 8. С. 46-65. Б01: ^ 10.17853/1994-5639-2018-8-46-65 О 10. Быстрова Н.В., Казначеева С.Н., Казначе-
ева Д.А. Повышение эффективности профориента-
Ё® 11. Гайфуллина Н.Г., Самойлова Г.К. Профес-
х сиональное самоопределение старшеклассников в ус-
х ловиях профильной и непрофильной школы // Про-
блемы современного педагогического образования. 2019. № 64-4. С. 298-301.
12. Лызь Н.А., Лабынцева И. С. Мотивы выбора образовательно-профессиональной траектории и ожидания первокурсников от обучения в вузе // Проблемы современного образования. 2020. № 5. С. 96-105. DOI: 10.31862/2218-8711-2020-5-96-105
13. Цыганкова И.В., Потуданская В.Ф., Цзы-вэй Я. Факторы мотивации молодежи при выборе профессии // Экономика труда. 2019. Т. 6. № 4. С 1545-1554. DOI: 10.18334/et.6.4.41349
14. Пузиков В.Г., Тимофеев А.Ф. Ценностные ориентации, мотивы поведения студентов и жизненные реалии выбора профессии // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2014. № 2 (10). С. 94-98.
15. Сорокина Н.Д. Социальные перемены и престиж профессии инженера в современном российском обществе // Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5. № 3. С. 63-77. DOI: 10.18413/2408-9338-2019-5-3-0-5
16. Игнатьев В.П., Цой Т.В., Чахов Д.К. Влияние мотивов поступления в вуз на результаты обучения // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. С. 54. DOI: 10.17513/spno.30335
17. Мелетичев В.В., Харитонова Е.В. Профессиональные склонности и мотивация обучающихся как условие успешности выбора и освоения профессии // Педагогика. 2020. № 1. С. 87-93.
18. Ушакова Я.В., Морзавченкова Е.В. Мотивация выбора направления подготовки и отношение студентов к учебному процессу // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки.
2019. № 1 (53). С. 94-101.
19. Leigh J., Darvill A. Promoting Transition Resilience through Personal Development Planning: An Evaluation of the Perspectives of Preparation for Transition of Final-Year Undergraduate Nursing Students // International Journal of Practice-based Learning in Health and Social Care. 2019. Vol. 7. Issue 1. Pp. 47-63. DOI: 10.18552/ijpblhsc.v7i1.513
20. Yale A.T. The personal tutor — student relationship: student expectations and experiences of personal tutoring in higher education // Journal of Further and Higher Education. 2019. Vol. 43.
Issue 4. Pp. 533-544. DOI: 10.1080/0309877X.2017.1377164
21. Wong B., Chiu Y.-Li T. Let me entertain you: the ambivalent role of university lecturers as educators and performers // Educational Review. 2019. Vol. 71. Issue 2. Pp.
218-233. DOI: 10.1080/00131911. 2017.1363718
22. Floyd A. Investigating the PDR process in a UK university: continuing professional development or performativity? // Professional Development in Education. 2019. Pp. 1-15. DOI: 10.1080/19415257. 2019.1696874
23. Лубягина А.Ф., Гурская С.П., Мельникова Н.Н. Параметры профессионального выбора и удов-
Поступила в редакцию 30 апреля 2021 г. Принята в доработанном виде 11 июня 2021 г. Одобрена для публикации 21 июня 2021 г.
летворенность молодых специалистов карьерой и трудом // Психология. Психофизиология. 2020. Т. 13. № 4. С. 5-12. Б01: 10.14529/^200401
24. Гильманов А.З. Студент и вуз: мотивы выбора будущей профессии // Научные труды Центра перспективных экономических исследований. 2013. № 6. С. 323-330.
Studies show that the choice of a future profession is a major choice made in the course of a human life, since it determines human living and working. «A properly chosen profession largely determines the destiny of a person, as it complies with his or her interests and inclinations, it is in harmony with his vocation. In this case the profession gives joy, satisfaction, motivates a person for new attainments, goals, increases the efficiency of his work» [1].
It is known that the career problem is not new. It used to be relevant and it remains relevant today. It is noteworthy that a substantial number of publications address the career guidance of high school students and provision of assistance in choosing professional careers [2-8]. To improve the professional competitiveness of young people in the future, we propose to focus the efforts of practitioners on «. meeting the needs of schoolchildren, especially graduates, to obtain the information about the world of professions through their participation in «work trials»; organization of online and offline tours of enterprises and firms; regular meetings with representatives of various specialties and employers, as well as other forms and types of career guidance activities to be performed both at schools and outside of them [9]. A new method of vocational guidance is the counselling of students studying at schools with advanced courses of particular disciplines [10, 11].
The system of career guidance activities, implemented nowadays, has a positive effect, since it ensures the availability of «. an integral system of subjective motivational foundations of educational and professional activities of students, the interrelated components of which serve as the motives for choosing an educational and professional trajectory, making informed pro-
fessional choices and developing academic expectations» [12].
Currently, the research efforts are focused on identifying the role of globalization and «. its influence on the motives underlying the choice of a careef’ [13], «. the relation between transforming value-related focuses, motives underlying the student behavior and the facts of life that determine career choices» [14]. Particular attention is placed on the motivation for choosing the profession of an engineer [15]. The factors influencing the motives for choosing a future profession and successful professional development are analyzed [16-18].
Foreign researchers discuss the role of mentors in preparing students for professional activities [19] and various forms of implementation of individual tutoring [20]. The question that arises here is the extent of assistance offered and provided to students. It has been substantiated by the fact that the increase in tuition fees has affected the status of students (in fact, they are consumers of educational services), and it also reengineered the responsibilities of university lecturers [21]. Therefore, special attention is paid to their professional development [22].
In general, research results show that professional activities become an important component of personal self-fulfillment. It is noted that «. it is the emotional attractiveness of choice that influences the subsequent satisfaction of young specialists with their career and work» [23]. In the Russian higher education «. university students are more interested in obtaining another higher education» [24]. This work is focused on this issue.
The purpose of the study is to identify the principal motives that get students enrolled in the master programmes delivered by NRU MGSU.
MATERIALS AND METHODS
The following methods were used to achieve the goal: didactic testing, that encompassed some practical tasks from the «Social communications. Psychology» discipline; the monitored completion of assignments and the reaction of students; the discussion and clarification of testing results; the analysis and generalization of the empirical data that serve as the basis for the student choice of future professions. This research is focused on the process of choosing master programs by the students of NRU MGSU, which ensures the mastering of advanced professions in the field of construction. The subject of this research is the motives influencing the choice of the master programs at the NRU MGSU and the mastering of modern professions in the field of construction.
Students, responding to the control questions, aimed at checking the knowledge of the discipline «Social communications. Psychology», were to answer the following questions: what is a motive? What motives contributed to your career choice? Not only did students have to demonstrate their knowledge of the theoretical material and reproduce the definition, but they also had to apply this knowledge to the process of choosing the next stage of the lifelong education. The awareness of their own motives enables students to assess the choice of a future profession.
We analyzed the results of the work performed by the three groups of full-time students majoring in «Informatics and Computer Engineering» and enrolled in the master programme «Modeling computer information processing systems, design management in civil engineering» and the work of the three groups of fulltime students majoring in «Civil Engineering» and enrolled in the master programme «Court-appointed examination of the construction work and real estate costs», «Development within the framework of investment and construction activities» and «Surveying: a systematic analysis of land and real property package management». The total number of student is 137. 116 works were selected for the analysis. It should be noted that some stu-
dents mentioned more than one motive when answering the questions.
Let us think of the career motives, specified by the students enrolled in the master programmes focused on «Construction» and «Informatics and computer technology» (see the figure).
The most popular motives were clustered in the group entitled «Prestige and popularity of professions in the construction industry». Students believe that the construction industry is constantly evolving, and, therefore, it arouses interest; the labor market is changing and growing; construction-related professions are prestigious and enjoy the labour market demand. For example, B.P. wrote the following: «For myself, I have identified several motives that determine my future specialty: 1) it needs to be in demand on the labour market; 2) I want to be a professional in this field and enjoy the high quality of my work; 3) I need an opportunity to have a high, in comparison with other professions, salary; 4) I need an opportunity to take part in interesting activities and creative projects».
The next motive is a high salary. It is quite natural for young people to want to receive a decent salary, since graduates have many different needs. First of all, students wrote about the willingness to satisfy their material needs, for example, to provide everything necessary for themselves, their parents, and their own families.
For a certain part of the students, motives associated with self-improvement, willingness to develop and acquire knowledge and skills in the chosen profession were significant. For example, here is the opinion of R.N.: «. it is important to acquire knowledge and skills in a new area for me, which I consider very promising at the moment’. K.A: «. information is the most important resource, the ability to handle it, process it and use it in the course of work is highly valued at the present time».
This is especially true for the types of the labour activities associated with new technologies. Students noted the relationship between external and internal motives that influenced their choice. The students gave versatile answers, and A.A. responded: «. all my environment has always been associated with technology,
Prestige and popularity of professions in the construction industry
Meeting educational needs, self-improvement and self-fulfillment
Interest in computer systems and IT
Dynasties in the construction industry
The ability to see specific results of the work
namely, my father, mother and other relatives spent a lot of time at computers and they were closely connected with the information technology, so I had a desire to study and create new technologies. I believe that in the childhood I was influenced by external motives, and as I grew up, I was to a greater extent influenced by the internal ones, and they encouraged me to study and develop in the field of the information technology».
S.N.: «The external motive is the rapid development of information technologies . More and more areas of our life are moving into the digital environment, and today the development of professional skills in this industry can guarantee demand in the labour market. The inner motive is my love for software development and digital electronics in general».
For some students, the influence of the family was undeniable. As a rule, the personal example of parents, as well as their support, has a strong impact. It should be noted that the students did not write about the authoritarian pressure of relatives, rather, they provided examples of the unobtrusive formation of interest in what they themselves were doing. Examples:
K.L.: «My father showed a lot and talked about technology, about any processes, how everything is arranged and the way it works. He was a gold standard for me, which I wanted to be equal to».
B.A.: «. I studied at the mathematical lyceum, engineering sciences were closer to me, that’s why I began to look for the most interesting areas, they turned out to be the oil industry and construction. Construction turned out to be the most interesting area, perhaps this is due to the fact that my family is very closely related to construction».
For a relatively small part of students, an important motive is career growth in the future, the opportunity to take a high position, manage people and communicate with them.
It is worth paying attention to the fact that students not only singled out personal motives as an opportunity to build a better future for themselves and their families. They pointed out that their future professions would allow them to be useful members of society. For some of them, it is important to get satisfaction from their professional activities and see specific results in the form of a finished product, such as buildings or structures. D.M.: «. I would like to note the list of my motives has not only the achievement of personal goals, but also the opportunity to do something good for society, represented in the form of building the infrastructure necessary for the comfortable life ofpeople».
G.A.: «I have always been attracted by the fact that the result of the activity of a civil engineer is a finished
object, that is, the activity of an engineer is always visible. You can see how much work has been invested in this or that object, this is something I can be proud of’.
The group entitled «Other» included the following motives: a dream, for example, a dream to build a house; relocation to a big city, studying in Moscow; change of professional activity; willingness to visit many different cities and countries during business trips; availability of training; recommendations of those who are already studying at this university; the opportunity to be in a student environment and communicate with young people; obtaining a good education at the university in the capital.
The problem of young people choosing their future profession has remained relevant for a long time. Many research projects have been implemented by representatives of different sciences, such as sociologists, psychologists, and teachers. One of important areas of work is the search for the new forms and methods of vocational guidance in respect of high school students. These studies are of interest to executives of higher education institutions, since the informed choice is associated with the quality of education that students receive and their high achievements in future professional activities.
The number of students, focused on obtaining master degrees, has grown, and this fact stimulated the implementation of this work. Its results indicate that the main motives are the prestige and popularity of professions in the construction industry, as well as a good compensation package. This can be explained by the development of research and practice, the renewal of existing and the emergence of new specialties, which ensure the advancement of the construction industry and enable people working in it to maintain a sufficiently high socio-economic status. It should be noted that not only material and status-related motives were mentioned by the students, but also the value-oriented ones, including the desire to serve the society and see the specific results of one’s professional activity.
Personality and creativity-focused motives, associated with the satisfaction of educational needs, self-improvement and self-fulfillment, are especially significant for the new generation of young people, or modern students. That’s why we want the vocational guidance, provided to schoolchildren, to focus on the formation of attitude towards profession as a self-fulfillment opportunity, to develop the need for the lifelong education of students, and to set the stage for their personal and professional development.
1. Podgornova N.A., Egorova I.N. Analysis of factors affecting the professional self-determination
of schoolchildren. Bulletin of Modern Research. 2018; 5.1(20):349-355. (rus.).
2. Baleva M.V., Stepanova Y.E. Analysis of the essential, sense-forming and urging aspects of professional choice in the senior school age. Human Development in the Modern World. 2019; 1:52-63. (rus.).
3. Dubina E.V. Psychological and pedagogical support of overcoming the difficulties of professional choice of senior pupils. Science 4:113-115. (rus.).
4. Vasenina I.V., Lipatova M.E., Sushko V.A. Professional and educational strategies of modern applicants. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2019; 25(4):102-123.
DOI: 10.24290/1029-3736-2019-25-4-102-123 (rus.).
5. Krasnorutskaya N.G., Botova S.N., Mutyro-va A.S., Artaeva G.V. Effective professional guidance: new realities and modern approaches. The World of Academia: Culture, Education. 2019; 7:84-93. (rus.).
6. Podgornova N.A. Motivation of high school students when choosing a future profession. Trends in the Development of Science and Education. 2020; 59-3:37-41. DOI: 10.18411/lj-03-2020-46 (rus.).
7. Savinova T.V., Motina A.V. Development of professional self-determination of high school students in extracurricular activities. World of Science. Pedagogy and Psychology. 2020; 8(4):56. (rus.).
8. Podolskaya I.A., Fadeeva K.A. Development of professional self-determination motivation among high school pupils. Bulletin of Kaluga University. Series 1. Psychological Sciences. Pedagogical Sciences.
2019; 2(2):57-68. (rus.).
9. Shafranov-Kutsev G.F., Efimova G.Z., Se-menov M.Yu. Career guidance practices under the conditions of globalisation: a sociological analysis. Education and Science Journal. 2018; 20(8):46-65. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-8-46-65 (rus.).
10. Bystrova N.V., Kaznacheeva S.N., Kaz-nacheev D.A. Improving the effectiveness of career guidance among students in the school profiling system. Problems of Modern Pedagogical Education. 2019; 65-4:81-84. (rus.).
11. Gaifullina N.G., Samoylova G.K. Professional self-determination of senior pupils in terms of core and non-core schools. Problems of Modern Pedagogical
S Education. 2019; 64-4:298-301. (rus.).
12. Lyz N.A., Labyntseva I.S. Motivation for
^ choosing educational-professional trajectory and fresh-
53 men’s academic expectations. Problems of Modern
so Education. 2020; 5:96-105. DOI: 10.31862/2218-87112020-5-96-105 (rus.).
13. Tsygankova I.V., Potudanskaya V.F., Tszy-bei Ya. Factors of youth motivation when choosing a pro-
¿: s fession. Russian Journal of Labor Economics. 2019;
= ! 6(4):1545-1554. DOI: 10.18334/et.6.4.41349 (rus.).
J = Received April 30, 2021.
S Adopted in revised form on June 11, 2021.
■5 Approved for publication on June 21, 2021.
14. Puzikov V.G., Timofeev A.F. Value orientations, motives of student behavior and life realities of choosing a profession. Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2014; 2(10):94-98. (rus.).
15. Sorokina N.D. Social changes and prestige of the profession of an engineer in modern Russian society. Research Result. Sociology and Management. 2019; 5(3):63-77.
DOI: 10.18413/2408-9338-2019-5-30-5 (rus.).
16. Ignatev V.P., Tsoy T.V., Chakhov D.K. The influence of motives entering the university on learning outcomes. Modern Problems of Science and Education. 2020; 6:54. DOI: 10.17513/spno.30335 (rus.).
17. Meletichev V.V. Kharitonova E.V. Students’ professional inclinations and motivation as a condition of successful professional choice and development. Pedagogy. 2020; 1:87-93. (rus.).
18. Ushakova Ya.V., Morzavchenkova E.V. Motivation of the choice of the area of study and students’ attitude to the educational process. Bulletin of the Nizh-ny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences.
2019; 1(53):94-101. (rus.).
19. Leigh J., Darvill A. Promoting Transition Resilience through Personal Development Planning: An Evaluation of the Perspectives of Preparation for Transition of Final-Year Undergraduate Nursing Students. International Journal of Practice-based Learning in Health and Social Care. 2019; 7(1):47-63. DOI: 10.18552/ijpblhsc.v7i1.513
20. Yale A.T. The personal tutor — student relationship: student expectations and experiences of personal tutoring in higher education. Journal of Further and Higher Education. 2019; 43(4):533-544. DOI: 10.1080/0309877X.2017.1377164
21. Wong B., Chiu Y.-Li T. Let me entertain you: the ambivalent role of university lecturers as educators and performers. Educational Review. 2019; 71(2):218-233. DOI: 10.1080/00131911.2017.1363718
22. Floyd A. Investigating the PDR process in a UK university: continuing professional development or per-formativity? Professional Development in Education. 2019; 1-15. DOI: 10.1080/19415257.2019.1696874
23. Lubyagina A.F., Gurskaya S.P., Melniko-va N.N. Occupational choice and career/job satisfaction among young specialists. Psychology. Psychophysiology. 2020; 13(4):5-12.
DOI: 10.14529/jpps200401 (rus.).
24. Gilmanov A.Z. Student and university: motives for choosing a future profession. Proceedings of the Center for Advanced Economic Research. 2013; 6:323-330. (rus.).
Источник: cyberleninka.ru
Что за профессия «специалист по земельно-имущественным отношениям»
Степень: Академический бакалавр Прикладной бакалавр
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
- Русский язык
- Математика (профильный) — профильный предмет, по выбору вуза
- Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — по выбору вуза
- Физика — по выбору вуза
Для большинства людей понятия землеустройство и кадастр становятся понятны лишь в случае каких-либо операций с земельными участками. Однако в связи с активным развитием строительства сейчас специальность 21.03.02 «Землеустройство и кадастры» становится одной из самых популярных в высших и средних учебных заведениях страны.
Поскольку земельные ресурсы являются неисчерпаемыми, работы у выпускника такого вуза всегда будет достаточно. Но не только этот фактор определяет популярность профессии. Рассматривать просторы страны с точки зрения рационального использования, а также участвовать в организации и систематизации информации об этом использовании – весьма благородное занятие.
Требования к специалисту
Человек, претендующий на должность в данном роде деятельности, обязан:
– понимать принципы работы рынка, связанного с отраслью, а именно рынка земли, жилья, разбираться в таком вопросе, как ипотека и услуги риелторов;
– знать, как оформлять документы для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, и как составлять планы рассматриваемых в работе участков;
– уметь пользоваться геодезическими и фотографическими инструментами для осуществления съемки земельных наделов и установления границ;
– уметь провести инвентаризацию земель, межевание, а также быть обознанным в вопросе оценки имущества и прав собственности.
Условия поступления
Чтобы присоединиться к сфере землеустройства и градостроительства, необходимо закончить один из вузов Москвы или иного города Российской Федерации. Во всех учебных заведениях такого рода существуют единые правила поступления с небольшими особенностями.
В основном студентами могут стать выпускники 11 классов средней школы, успешно сдавшие ЕГЭ по русскому языку, математике, физике или информатике и ИКТ. Математика в данном случае рассматривается как профильный предмет. Если балл за Единый государственный экзамен составит от 30 до 71, то у абитуриента есть шанс стать студентом одного из учебных заведений.
Профессия земельно-имущественные отношения — зарплата
В рейтинге профессий оценщик вошёл в тридцатку наиболее перспективных и прибыльных во всём мире. И хотя в каждом регионе своя оплата труда (от 20000 до 60000 рублей), люди стремятся устроиться на вакантные должности. Биржа труда ещё недостаточно наполнена людьми этой профессии. Так что спешите – у вас есть шанс.
Возможно Вас заинтересуют:
- Профессия риэлтор
- Как стать риэлтором
- Востребованные профессии для девушек и женщин
- Как стать экспертом
- Как стать экспертом оценщиком
- Как стать оценщиком
- Профессия геодезист
- Профессии, связанные с землей
- Специальности экспертиза
- Специальность кадастр
Будущая профессия
Специалисты по кадастрам и землеустройству разрабатывают схемы и проекты землеустройства, а также обосновывают целесообразность развития какого либо объекта. Зачастую такие сотрудники нужны в государственных структурах различных направлений, основной деятельностью которых является проектирование и строительство.
В процессе работы специалисты по землеустройству рассматривают законность использования тех или иных земель, а также организовывают разработку программ по улучшению способов использования земельных ресурсов.
Что же касается кадастрового инженера, то его деятельность чаще лежит в плоскости упорядочивания информации о различных земельных объектах. Следует также знать, что для работы в качестве кадастрового инженера необходимо получение квалификационного аттестата.
Положительные и отрицательные стороны профессии
Данная профессиональная область сопряжена с большой умственной нагрузкой и стрессом, однако является перспективной и доходной. Человек, работающий в данной области, должен совмещать в себе качества множества профессионалов: специалиста по юриспруденции, маркетолога, экономиста. Специалист должен уметь и найти подход к клиенту и правильно рассчитать стоимость собственности.
Профессия отлично подойдет для ярко выраженных экстравертов, которым не чуждо желание постоянно узнавать что-то новое и постоянно заниматься активной деятельностью, сопряженной с общением. Основополагающие качества, необходимые в данной профессии – это ответственность, пунктуальность, внимательность к деталям и, конечно, умение общаться с людьми.
Продажи – важная составляющая данной профессии, поэтому нужно иметь грамотно поставленную речь и заботиться о своем презентабельном внешнем виде. Широкий спрос на рынке подразумевает работу, как с частными клиентами, так и с крупными компаниями, нуждающимися в недвижимости.
Куда поступать
После того, как стало понятно, какие предметы сдавать абитуриенту, следует выбрать вуз. Таких учебных заведений, в которых готовят специалистов по землеустройству и кадастрам, достаточно много. Назовем наиболее известные из них:
- Государственный университет по землеустройству;
- Московский государственный университет геодезии и картографии;
- Уральский государственный горный университет;
- Южный федеральный университет;
- Кубанский государственный аграрный университет;
- Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И.Вавилова.
Специалист по подобным отношениям
Конечно же, без грамотных сотрудников осуществлять земельный контроль практически невозможно. Именно по этой причине огромное количество учебных заведений готовят специалистов, имеющих квалификацию в области существующего земельного права.
Подобный сотрудник также имеет большое количество всевозможных обязанностей, которые ему требуется соблюдать:
- Оценочная деятельность, которая основывается на определении точной стоимости недвижимого имущества.
- Регулирование всей деятельности существующего комплекса.
- Сопровождение отношений, в частности, картографического характера.
Именно подобный сотрудник должен суметь правильно проконсультировать всех обращающихся граждан по всем профильным вопросам.
Он должен правильно выполнять всю свою представленную работу, так как она напрямую связана с работой с важными документами.
Дисциплины, входящие в курс обучения
За время учебы в университете, академии или институте студенты знакомятся с множеством интересной и нужной информации. Вся она представлена в рамках учебных предметов. Перечислим лишь некоторые из них:
картография,
Приобретаемые навыки
Для того чтобы обеспечивать рациональное использование столь важного ресурса, как земля, будущему специалисту следует приобрести много полезных навыков. И преподавательский состав вузов отлично справляется со своим заданием. После окончания учебного заведения выпускники могут не только самостоятельно разрабатывать проекты по землеустройству и планированию территории. Они также легко ведут учет, регистрацию и кадастровую оценку, проводят межевание земель и формируют объекты недвижимости.
Зачастую такие специалисты привлекаются для контроля использования недвижимости согласно действующему законодательству. Благодаря изучению картографии, топографо-геодезические съемки также легко удаются выпускникам этого факультета.
Сейчас населенные пункты активно застраиваются и развиваются. В связи с этим возникает необходимость регулировать земельно-имущественные отношения, а также решать споры в этой области. Специалист по землеустройству и кадастровый инженер справятся с этими вопросами без усилий, поскольку владеют теоретической базой и практическими навыками в данной области.
Перспективы трудоустройства по профессии
Специалисты данной профессии нужны как в частных, так и в государственных структурах. Если студент только закончил вуз, то его зарплата может начинаться с цифры в 25-30 тысяч рублей. Более опытный сотрудник может рассчитывать на повышение этой суммы до 40 тысяч. В то же время руководитель проекта уже зарабатывает 50 тысяч рублей и более.
Поскольку земельное законодательство в нашей стране активно развивается, а градостроительство является одним из перспективных направлений, то проблемы кем работать у специалистов по землеустройству и кадастрам обычно не возникает.
Если говорить о конкретных профессиях в данной области, то это обычно оценщики, землеустроители, геодезисты, кадастровые инженеры и техники.
Трудоустройство и карьера выпускников
Став дипломированными специалистами в земельно-имущественной сфере, молодые люди вправе пойти на государственную службу или же открыть собственное дело. Трудоустроиться можно в:
- БТИ;
- земельный комитет;
- агентство недвижимости;
- управление землепользования;
- инвестиционную биржу и т.д.
Выпускник может работать в гос структурах или в частной фирме
Среди выпускников данного направления популярны такие профессии:
- риэлтор;
- специалист по техинвентаризации;
- землеустроитель;
- оценщик и др.
Внимание! Чтобы научиться оформлять сделки с недвижимостью, специалистам нужно находить общий язык со всеми участниками процесса: покупателем, продавцом, арендодателем и т.д. Поэтому коммуникабельность, открытость, умение приходить к компромиссам и решать возможные конфликты – важные качества для людей, выбравших эту профессию.
Преимущества обучения в магистратуре
После окончания бакалавриата в большинстве вузов доступно продолжение обучения в магистратуре. Обычно такой путь выбирают те, для кого научно-исследовательская деятельность привлекательнее практической. К тому же все чаще нужны специалисты, обладающие помимо узкопрофильных знаний навыками менеджмента.
Выпускники магистратуры по направлению «землеустройство и кадастры» являются отличными специалистами, которые востребованы в научно-исследовательских и проектных институтах, в кадастровых палатах, органах юстиции, страховых компаниях.
Обучение землеустроителей
Курсы
МАСПК (Межрегиональная Академия промышленного и строительного комплекса) (МАСПК)
Межрегиональная Академия промышленного и строительного комплекса (МАСПК) приглашает получить специальность «Землеустроитель (Землемер)». Академия специализируется на оказании услуг в сфере дополнительного образования и предлагает множество профессиональных курсов, рассчитанных на самый широкий круг слушателей. Возможно дистанционное обучение.
СНТА (Современная научно-технологическая академия) (СНТА)
В Современной научно-технологической академии (СНТА) могут пройти курсы переподготовки по специальности «Землеустройство» лица, уже имеющие какое-либо высшее или среднее специальное образование. Курсы переподготовки дают возможность получить новую специальность на базе имеющегося проф. образования. Например, имея инженерное образование, можно получить диплом по землеустройству.
МАЭО (Международная Академия Экспертизы и Оценки) (дистанционный, без отрыва от работы)
На этом курсе вы можете получить профессию судебного землеустроительного эксперта дистанционно за 3-6 месяцев. Диплом о профессиональной переподготовке установленного государством образца. Обучение в полностью дистанционном формате. Крупнейшее образовательное учреждение дополнительного проф. образования в России.
Источник: tomsrussia.ru