Правовая экспертиза проекта строительства это

Компания «Стандарт Эксперт» оказывает услуги правовой экспертизы. Предложение будет актуально для организаций, физических лиц, которым нужна оценка, анализ наличия-отсутствия нарушений в договорах или их отдельных пунктах. Она же проводится для «расшифровки» непонятных положений, подлинности документов, легитимности контрагентов, сделок (в судебном и досудебном порядке).

Задачи правовой экспертизы

Основная задача эксперта при правовой оценке – проверить документы на соответствие текущему законодательству, целям их подписания. Проводится она юристами с профильным опытом. Из-за этого есть второе название – «юридическая экспертиза». Во время процедуры отталкиваются от существующих федеральных, региональных, муниципальных законов.

Выделяются следующие задачи:

  • установление соответствия действий участников сделок Гражданскому Кодексу РФ и иным правовым актам;
  • выяснение юридических фактов, являющихся основанием возникновения, ограничения или перехода (прекращения) имущественных прав;
  • исследование оснований для отказа в государственной регистрации имущественных прав.

При экспертизе оценивается право-, дееспособность сторон, наличие полномочий у представителей, соблюдение формы договора, установленной законом (соглашением). Также определяется:

1. Правовая экспертиза нормативных актов: понятие и виды

  • наличие существенных условий;
  • принадлежность имущества контрагентам;
  • соблюдение прав и публично-правовых интересов участников и лиц, не участвующих в сделке.

Правовым обоснованием проведения экспертизы являются ст. 168 Гражданского Кодекса РФ, № 73-ФЗ от 31.05.2001 г., Приказ Минюста № 87 от 06.10.1999 г., Указы Президента РФ № 1313 от 13.10.2004 г. и № 1486 от 10.08.2000 г. и другие нормативные акты.

Виды правовой экспертизы

Правовые экспертизы делятся по нескольким критериям. Так, два основных направления – проверка договоров и нормативно-правовых актов – требуют различных навыков, специфичного опыта и предполагают либо точечную, либо полную проверку. Есть классификация по принадлежности к отрасли, поставленной перед экспертом задачи, объему исследования, другим критериям.

Популярен вариант группировки:

  • по характеру специальных знаний;
  • разновидности юридического процесса;
  • связи с рассматриваемым судебным иском;
  • последовательностью проведения;
  • численности привлекаемых специалистов.

Также выделяют экспертизу по инициативе гражданина, юридического лица, по определению суда, согласно ходатайству одной из сторон разбирательства. В отношении оценки нормативно-правовых актов разделение идет по уровню учреждения. Например, это органы местного самоуправления или речь идет о локальном документе, используемом внутри определенной организации (распоряжения, приказы, решения).

Методика проведения правовой экспертизы

Общим в правовой экспертизе является поэтапное исполнение. Независимо от объекта, методики и других критериев первым шагом становится изучение предоставленной документации. Она может передаваться эксперту в бумажном, электронном виде, все зависит от конкретной ситуации и задачи. При этом исследование проводится строго в соответствии с сформулированной целью.

Методика проведения правовой экспертизы:

  1. Определение предмета. Включает составление перечня вопросов, на которые понадобится дать ответ (требует привлечения специалиста с профильным опытом).
  2. Оценка правомерности содержания документа. Имеет цель выявить несоответствие формы, наличие ошибок, неточностей, из-за которых он признается недействительным.
  3. Проверка каждого отдельного положения. Позволяет выяснить соответствие действующим нормативным актам, законам, чтобы в случае противоречий аннулировать документ.
  4. Составление отчета с ответами на вопросы. К этому этапу эксперт приступает лишь при отсутствии недочетов на предыдущих.

Экспертное заключение оформляется в бумажном виде, хотя допускается его озвучивание в устной форме. По запросу в отчет вносятся рекомендации по исправлению конкретных пунктов договоров (подтверждается копиями документов, где обнаружены ошибки, несоответствия).

Объекты исследования при независимой правовой экспертизе

Важно, чтобы объект экспертизы был четко обозначен в прилагаемых документах, как и правообладатель. В противном случае могут возникнуть вопросы по легитимности ее проведения. Под объектом понимается любой носитель информации, имеющий юридическое значение.

  • бумажные договоры;
  • компакт-диски, флешки, жесткие диски;
  • файлы, подписанные электронной подписью.

Также к объектам относят нормативные акты, ценные бумаги (векселя, акции, облигации), письма, претензии, жалобы, иски, отзывы, возражения.

Отдельно рассматривается субъект правовой экспертизы – это лицо, обладающее специальными знаниями в сфере права и одновременно наделенное полномочиями исследовать объект, составлять заключения. Последнее подтверждается документами о квалификации эксперта в соответствующей области.

Сроки проведения правовой экспертизы

Законодательство устанавливает сроки проведения экспертизы только в отношении нормативно-правовых актов. В остальных случаях рекомендуется ориентироваться на соглашение. Оно зависит от сложности, количества изучаемых объектов, заданных вопросов. Когда экспертиза инициируется судом, ориентиром является дата, указанная в определении.

Сроки зависят и от типа экспертизы:

  • Общая оценка договоров, иной документации.
  • Детальный анализ содержания документов.
  • Комплексная обработка целого пакета бумаг.

Чем больше объектов и чем тщательнее предстоит их изучать, тем сложнее предстоит работа. Это влияет на сроки обработки документации, подготовки отчетов. Иногда в процессе оценки возникает ряд дополнительных вопросов, требующих специалистов другого профиля. Или, когда досудебная работа перешла к подаче искового заявления.

Назначение правовой экспертизы

Потребность в проведении правовой экспертизы возникает в любой ситуации, когда оформляются документы. Все, что на бумаге – договоры, приказы, положения – может исследоваться экспертами. Разница заключается лишь в способе назначения. Специалисты компании «Стандарт Эксперт» на консультации подскажут, в каком случае как поступить.

Суд назначает экспертизу в случаях, когда:

  • материалы востребованы в порядке обеспечения доказательств;
  • рассмотрение иска требует предоставление результатов;
  • судом вынесено поручение провести оценку документации;
  • возбуждено гражданское дело до судебного разбирательства.

Инициатором проведения правовой экспертизы также выступают представители бизнеса, которые участвовали в крупных сделках или планируют это делать, но появилось желание подстраховаться и убедиться в полномочии другой стороны. Плюс, когда возникают вопросы по трудовым отношениям, брачным, кредитным договорам, банкротству юридических или физических лиц.

Правовая экспертиза при рассмотрении уголовных дел

Правовая экспертиза может понадобиться в случае, если возникают вопросы со стороны следственных органов. Так, экспертиза документов может быть необходима при расследовании экономических преступлений.

Особенностью таких экспертиз является то, что с большой вероятностью будет необходимо привлечение экспертов разных специальностей (комплексная экспертиза). Так, наши специалисты могут выполнить сложное исследование с привлечением эксперта в области финансово-экономической экспертизы, эксперта-правоведа, строительно-технического эксперта и эксперта-криминалиста. В комплексе эти специалисты могут исследовать весь объем бухгалтерских документов, заключенных договоров, проверить представленные документы на предмет их подлинности (давность изготовления, подписи сторон и прочие реквизиты) и сопоставить объем договорных и фактически выполненных договоренностей.

Правовая экспертиза позволит следственным органам получить допустимое доказательство при расследовании преступлений. Особое внимание стоит уделить тому, что такая экспертиза в нашем центре «Стандарт Эксперт» может проводиться в комплексе с другими видами исследований.

Кроме того, правовая экспертиза документации позволит любому предпринимателю оценить риски своих проектов. К примеру, эксперт-юрист может проверить документы на предмет их соответствия действующему законодательству. А эксперт в области финансово-экономической экспертизы при этом может полностью проанализировать реальность проводимой сделки и финансовые риски. Подобная своевременная проверка состояния дел в компании позволит избежать любых вопросов со стороны государственных органов и показать добросовестность предпринимателя.

Пример правового заключения на документ

На основании обращения Генерального директора Общества с ограниченной ответственностью (ООО) «А…» Ивановой И.А. от 15 октября 2011 года произведено исследование представленных документов (договор аренды нежилого помещения № ДД …… между ООО «А…» и ООО «В…», материалов и нормативных правовых актов.

Вопрос: Соответствует ли требованиям действующего законодательства РФ условия представленного проекта договора аренды нежилого помещения между ООО «А…» и ООО «В…»?

Ответ: Представленный договор по своей правовой природе является смешанным договором, содержит элементы договора аренды и элементы предварительного договора долгосрочной аренды.

В соответствии с п. 3 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

На основании изложенного к заключаемому договору применяются нормы статьи 429 ГК РФ, а также главы 34 ГК РФ.

1. Объектом аренды может быть лишь индивидуально-определенное имущество.

Пункт 2.2. Договора аренды определяет нежилые помещения, передаваемые в аренду и, в частности, содержит ссылку схему расположения помещений, которая содержится в Приложении № 2 Договора.

Однако на основании представленной на анализ схемы расположения помещений (Приложения № 2) невозможно определить местонахождение помещений внутри здания, его расположение по отношению к вестибюлям, переходам, лестничных маршам, эскалаторам, иным помещениям в здании и т.п.. Таким образом, представленный на анализ Договор аренды не содержит данные о помещении, позволяющие его идентифицировать.

Согласно п. 3 ст. 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

В силу преобладающей на данный момент судебной практике, даже если в договоре указаны адрес здания, где расположено передаваемое в аренду помещение, а также площадь этого помещения, такой договор не является заключенным, так как в нем отсутствуют данные, позволяющие идентифицировать соответствующие помещения.

Так, ВАС РФ в Определении от 21.09.2009 г. № 1571/09 поддержал позицию ФАС Уральского округа от 27.10.2009 № Ф09-8198/09-С3, который признал договор аренды части теплицы не заключенным, поскольку сторонами не была согласована план-схема арендуемой части теплицы.

В Определении от 31 июля 2009 г. № ВАС-9285/09, ВАС РФ указал, что поскольку материалах дела отсутствует план помещения (экспликация), согласно которому можно определить, какое помещение передается ответчику в аренду, технические характеристики объекта, литера, этажность, кадастровый (или условный) номер в договоре, судами сделан правомерный вывод о невозможности идентифицировать объект аренды площадью 386,3 кв. м в общей площади передаваемых помещений 441,4 кв., что привело к выводу о том, что договор аренды признан судами не заключенным.

Аналогичная позиция отражена также в Постановлениях ФАС Московского округа от 05.12.2006, 11.12.2006 N КГ-А40/11884-06, ФАС Поволжского округа от 17.08.2009 N А65-25530/2008, от 24.01.2008 по делу N А65-10181/07-СГ2-24, ФАС Уральского округа от 13.01.2009 N Ф09-10005/08-С6, от 15.11.2006 N Ф09-10136/06-С3 и от 20.03.2006 N Ф09-1694/06-С3, ФАС Волго-Вятского округа от 24.12.2008 по делу N А29-1682/2008.

Рекомендации: указать в договоре аренды данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. К таким данным относятся местонахождение объекта, его площадь, технические характеристики и иные индивидуализированные признаки.

2. Неточное определение порядка возмещения общих коммунальных расходов приводит к отсутствию контроля со стороны Арендатора за определением их размера Арендодателем, что влечет риск возникновения споров.

В соответствии со ст. 4 анализируемого договора арендная плата включает в себя как собственно плату за пользование передаваемыми нежилыми помещениями, так и эксплуатационные и коммунальные расходы в отношении помещений общего пользования торгово-развлекательного центра. Таким образом, арендатор принимает на себя обязательство по несению бремени расходов по оплате пользования частью вспомогательных помещений здания (общего имущества).

В соответствие со сложившейся судебной практикой такое условие в силу принципа свободы договора не может быть признано ничтожным (Постановление ФАС ВВО от 18.11.2009 по делу № А29-7363/2008, Постановление ФАС ЗСО от 24.02.2005 по делу № Ф04-801/2005(8873-А75-17), Постановление ФАС МО от 04.08.2008 № КГ-А41/6846-08).

Размер арендной платы и эксплуатационных расходов определяется в твердом размере. Размер доли общих коммунальных расходов, компенсация которых входит в обязанности арендатора, определяется пропорционально площади арендуемого помещения к общей площади всех помещений Здания, предназначенных для аренды, исходя из фактически произведенных арендодателем расходов на оплату коммунальных услуг за помещения Здания, относящиеся к Местам Общего Пользования.

Учитывая, что площадь арендуемого по договору помещения, общая площадь помещений, предназначенных для аренды, а также общая площадь помещений Здания, относящихся к Местам Общего Пользования на момент заключения анализируемого Сторонами Договора известны, представляется целесообразным прямо установить в договоре аренды долю общих коммунальных расходов, компенсация которых входит в обязанности арендатора, выраженную в процентах или дроби.

Также договор предусматривает, что по итогам года арендодатель производит расчет суммы реальной доли в Общих коммунальных расходах, после чего разница между фактически уплаченной арендатором компенсацией и суммой реальной доли компенсируется сторонами.

Рекомендации.

Во избежание споров в дальнейшем:

  1. произвести расчет доли участия арендатора в общих коммунальных расходах и закрепить его в договоре в виде процентного соотношения или дроби;
  2. предусмотреть обязанность арендодателя по итогам каждого месяца и по итогам года представлять арендатору документы (в том числе счета, выставленные поставщиками коммунальных услуг), на основании которых определяется размер Общих коммунальных расходов.
  3. Надлежащее исполнение одной стороной обязательств по заключенному и имеющему силу договору не может быть поставлено в зависимость от заключения сторонами в дальнейшем какого-либо иного договора.

3. В соответствии с п. 4.3.1. не заключение сторонами договора на эксплуатацию дополнительного оборудования в определенный срок влечет право Арендодателя приостановить оказание Эксплуатационных услуг по анализируемому договору.

Данный пункт противоречит принципу свободы договора, а также ст. 309 ГК РФ, согласно которой обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Исполнение арендодателем своих обязательств по договору аренды не может быть обусловлено заключением или не заключением сторонами каких-либо иных договоров.

Рекомендации.

Исключить абзац второй п. 4.3.1. из анализируемого договора.

Читайте также:  Список организаций участвующих в строительстве

4. Опечатки в п. 4.5. приводят к неясности относительно сроков платежей.

Так, в п. 4.5.1. определяются сроки внесения Базовой арендной платы в части оплаты Эксплуатационных расходов, что противоречит п.п. 4.2., 4.3., которые предусматривают, что Эксплуатационные расходы являются частью не Базовой, а Переменной арендной платы.

Далее, поскольку арендная плата устанавливается за полный месяц аренды, возникает неясность, каким образом будет уменьшаться арендная плата в первый и последний месяц аренды, если дата подписания Передаточного акта и Акта возврата не будет приходиться на первый и последний день соответствующего месяца.

5. Анализируемый договор аренды содержит излишне жесткие условия для арендатора.

5.1. Условие о недопустимости зачета арендной платы в счет встречных требований (п. 4.5.5., 4.5.16 Договора).

5.2. Условие об увеличении в двойном размере базовой арендной платы в случае несвоевременного заключения арендатором договора с управляющей компанией, а также начислении неустойки в размере 30000 рублей (п.4.5.7. Договора).

Данное условие не соответствует действующему законодательству, так как арендная плата является платой за пользование арендованным имуществом и не может рассматриваться как форма ответственности за неисполнение обязательств. Фактически данным пунктом устанавливается два вида неустойки:

  • ежемесячная в размере арендной платы;
  • неустойка в размере 30000 рублей (имеется неясность, за какой временной период она начисляется).

5.3. Условие об установлении ответственности за несвоевременную оплату по договору между арендатором и управляющей компанией (п. 4.5.9 Договора).

5.4. Условие о праве Арендодателя потребовать досрочного внесения арендной платы за следующий месяц срока аренды в течение периода времени, установленного арендодателем в случае однократной просрочки выплаты арендной платы на срок более 5 рабочих дней (п. 4.5.14).

5.5. Условие о праве арендодателя в одностороннем порядке изменить назначения платежа арендатора (п. 4.5.15).

5.6. Право арендодателя без соглашения с арендатором или судебного решения удовлетворять свои требования к арендатору за счет арендной платы или обеспечительного взноса (при этом размер требований определяется арендодателем в одностороннем прядке) (п. 4.5.17).

Заказать правовую экспертизу

Обратившись к нам, Вы всегда сможете получить бесплатную консультацию по Вашему конкретному случаю и дальнейшее экспертное сопровождение по Вашим вопросам.

Источник: www.standart-expert.ru

Как должна проводиться экспертиза проектной документации согласно градостроительному кодекс? Каковы отличительные черты негосударственной проверки?

Как проводится экспертиза проектной документации?

Экспертиза проектной документации необходима для контроля качества организации работы в различных сферах общественной деятельности.

Наличие подобного инструмента оценки данных позволяет установить соответствие, либо несоответствие деятельности промышленных компаний, строительных организаций, иных учреждений установленным законодательством нормам.

Нужна ли?

Согласно градостроительному кодексу экспертиза проектной документации — это способ определения качества деятельности организаций и соблюдения ими положенных норм и требований закона, установленных для соответствующего направления.

Так, экспертная оценка в обязательном порядке назначается для проверки проектов капитального строительства. Исключение делается для объектов индивидуального строительства, ряда категорий домов с тремя и менее этажами и в некоторых других случаях (ст. 49 ГрК РФ).

Проверка может быть двух видов: государственная или областная (проводится уполномоченными федеральными органами) и негосударственная (проводится независимыми частными организациями, имеющими соответствующую лицензию и аттестованных специалистов).

Во время проведения оценки качества осуществляемой деятельности применяются методы и приемы, утвержденные на федеральном уровне в установленном порядке. По итогам проведенной процедуры составляется заключение о соответствии, либо несоответствии документации существующим нормам в данной сфере.

Экспертиза производится в следующих случаях:

  1. Строительство различных объектов недвижимости.
  2. Капитальный ремонт зданий и дорог.
  3. Деятельность на опасных промышленных производствах.
  4. Осуществление проектов, связанных с необходимостью соблюдения санитарно-эпидемиологических норм.
  5. Выполнение действий и применение технологий, оказывающих воздействие на окружающую среду и т.д.

Выделяют несколько видов оценки разделов.

Промбезопасности. Проверяется соответствие деятельности, осуществляемой на промышленных предприятиях, установленным Ростехнадзором нормам и правилам. Процедуре подвергаются проекты технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта, а также, проекты реконструкции и строительства.

Проверка промышленной безопасности должна производиться до начала вышеуказанных работ, поскольку возможно обнаружение во время оценки качества разработанного проекта неточностей и просчетов. Выявление данных проблем на опасных производствах до начала работ позволяет избежать серьезных последствий.

Санитарно-эпидемиологическая. Проверяется соответствие деятельности организаций существующим санитарно-эпидемиологическим нормам в сфере здравоохранения. Эту работу осуществляет Федеральная служба, отвечающая за надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

На местах проверки производятся различными региональными подразделениями службы (центры гигиены и эпидемиологии), аккредитованными организациями.

Экологическая экспертиза проводится в случае строительства оказывающих негативное воздействие на экологию объектов, по получению лицензий на осуществление вредной для экологии деятельности, по использованию вредных веществ и технологий, по строительству объектов на особо охраняемых землях, по организации заповедников и т.д.

Строительно-техническая. Процедуре подвергаются проекты зданий и сооружений с целью определения соответствия материалов и применяемых технологий существующим нормам, заявленным в проекте исходным данным.

Оценка позволяет повысить уровень надежности объекта и рассчитать наиболее эффективный способ расходования ресурсов. Во время проверки производится оценка соответствия документации градостроительному и техническому регламенту, инженерным изысканиям, плану градостроительства, принятым стандартам, техническим условиям, плану участка и т.д.

Данный вид проверки необходим не только при строительстве новых объектов, но и при приобретении уже существующих построек. В последнем случае проверяется качество строительных и монтажных работ, состояние коммуникаций, пригодность здания для проживания и т.д. В остальных случаях она не требуется.

Подробно о том, какие бывают виды экспертиз различной документации, читайте тут.

Перечень документов

Для прохождения процедуры оценки необходимо подготовить ряд данных. Общие сведения, которые требуется предоставить:

  1. Заявление на проведение экспертизы.
  2. Проектная документация.
  3. Приложения к проекту (для каждого вида проверки требуется свой набор оригиналов и копий дополнительных документов).
  4. Данные инженерных изысканий.

Перед тем, как подавать заявление, желательно получить у специалистов аккредитованных организаций предварительную консультацию относительно подготовки документации для прохождения государственной экспертизы.

Специалисты проводят предварительную проверку документов, что позволяет исправить возможные недочеты и значительно повысить шансы на получение положительного заключения

Сроки

Сроки зависят от вида оцениваемой деятельности и от сложности процесса. Общий срок проведения оценки не должен превышать 90 дней с момента подачи заявителем необходимо перечня документов. Подготовка замечаний по предоставленному проекту должна производиться в течение 25 дней. Срок устранения замечаний – не более 60 дней.

Экспертные заключения не ограничиваются по сроку действия. Состав документа сохраняет юридическое значение на весь период осуществления деятельности, указанной в документации.

Получение заключения

Конечным результатом проведения экспертизы является получение заключения с итогами проверки. Все приведенные выводы и замечания должны быть аргументированы.

Положительное заключение подтверждает соответствие предоставленной документации существующим нормам, правилам и государственным стандартам. Отрицательное заключение означает наличие несоответствий и нарушений.

Заключение выдается уполномоченными государственными организациями, аккредитованными компаниями.

Возможно, вам будет полезно узнать как проводятся юридические, правовые экспертизы договоров и как провести экспертную оценку шума в квартире.

Повторное прохождение

Повторная экспертиза проводится в случаях:

  1. После устранения всех недостатков, которые были указаны в полученном ранее отрицательном заключении.
  2. После внесения изменений в проект, прошедший экспертизу еще до внесения правок. Повторное обращение необходимо, если произведенные изменения влияют на уровень безопасности, либо надежности объекта.

Таким образом, экспертиза позволяет государству контролировать соответствие деятельности организаций различного направления установленным нормам и стандартам качества. Проверка производится в определенные сроки в установленном порядке.

Далее в видео говорится, как проводится негосударственная экспертиза проектной документации.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу юридическую проблему — позвоните прямо сейчас:

Источник: moepravo.guru

Экспертиза проекта

Проект (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий) — это уникальная (в отличие от операций) деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.

Неотъемлемой частью проекта является его экспертиза. Экспертиза по отношению к проекту представляет собой такой же непрерывный и многогранный процесс, имеющий свои особенности и законы, что определяет актуальность дополнительного исследования ее этапов и предназначения.

Общее понятие экспертизы проекта

Процесс экспертизы проекта, как правило, носит многоступенчатый характер, это позволяет максимально сократить время, затрачиваемое на рассмотрение очевидно «слабых» проектов, выбрав при этом на основе всестороннего анализа наиболее заслуживающие финансирование. Схема экспертизы проекта включает два основных этапа: предварительная экспертиза и комплексная экспертиза проекта.

На этапе предварительной экспертизы рассматривается возможность реализации продукции или услуг на рынке (для коммерческих проектов), или возможность достижения декларируемых результатов проекта (для социальных проектов). Комплексная экспертиза проекта проводится, если первичное ознакомление с проектом не позволяет сделать вывод об очевидной невозможности реализации проекта в силу каких-либо причин (например, полное отсутствие сбыта).

Экспертиза осуществляется любым лицом или группой лиц, имеющими специальные знания или подготовку; источники в таких случаях могут быть разными:

  • другие отделы данной организации;
  • консультанты;
  • участники проекта, в том числе заказчики или спонсоры;
  • профессионально-технические ассоциации;
  • отраслевые группы;
  • специализированные государственные органы.

Несмотря на разнообразие проектов, их анализ обычно следует некоторой общей схеме, которая состоит из специальных разделов, оценивающих маркетинговую, техническую, финансовую и институциональную выполнимость проекта, анализ гарантийного обеспечения, возможные риски и социальные аспекты выполнения проекта.

Маркетинговый анализ включает в себя:

  • анализ товара или услуги;
  • анализ рыночной ниши, потребителей и конкурентов;
  • прогнозирование спроса;
  • анализ рекламной и ценовой стратегии.

При этом исследуются качество продукции, цена, потребности потребителей, каналы распределения и методы продвижения продукции и стимулирования сбыта.

Техническая экспертиза связана с анализом местоположения предприятия и вспомогательных производств, масштабов, сроков осуществления проекта, с выбором технологического процесса, осуществлением инжиниринговых мероприятий, схемой предприятия, с соответствием стандартов и норм, с вопросами снабжения, с технической инфраструктурой и эксплуатацией оборудования. В задачу технического анализа входит:

1. Определение применимости указанных в проекте технологий для реализации проекта.

2. Анализ перечня закупаемого оборудования с целью определения возможности выпуска на этом оборудовании запланированного объема продукции и его соответствия выбранной технологии.

3. Анализ местных условий, в том числе доступности и стоимости сырья, комплектующих, электроэнергии и т.п.

4. Воздействие на экологию и окружающую среду.

Общая схема финансового анализа следующая:

1. Анализ финансового состояния предприятия, реализующего проект, в течение одного (лучше трех) предыдущих лет работы предприятия.

2. Определение инвестиционных потребностей предприятия по проекту.

3. Установление источников финансирования инвестиционных потребностей.

4. Прогноз прибылей и денежных потоков в процессе реализации инвестиционного проекта.

5. Оценка эффективности инвестиционного проекта.

Институциональный анализ оценивает возможность успешного выполнения инвестиционного проекта с учетом организационной, правовой, политической и административной обстановки. Его главная задача — оценить совокупность внутренних и внешних факторов, сопровождающих инвестиционный проект. Оценка внутренних факторов обычно проводится по такой схеме:

1. Анализ возможностей производственного менеджмента.

2. Анализ трудовых ресурсов.

3. Анализ организационной структуры.

Основные приоритеты при анализе внешних факторов обусловлены следующими аспектами:

1. Политика государства по основным вопросам, затрагивающим реализацию проекта: таможенное, валютное, трудовое, инвестиционное и налоговое законодательство, основные положения финансового и банковского регулирования.

2. Одобрение проекта государством и административными органами, влияющими на реализацию проекта.

2. Экспертиза проектных рисков

Необходимость анализа проектных рисков обоснована прежде всего тем, что построенные по любому инвестиционному проекту потоки денежных средств относятся к будущим периодам и носят прогнозный характер. Поэтому возрастает вероятность недостоверности используемых для расчетов числовых данных, а значит и самих результатов.

Следовательно, наиболее важной частью экспертизы становится учет и оценка возможных негативных последствий таких ошибок. Основным инструментом подобных исследований служит анализ рисков проекта, являющийся важнейшей составной частью экспертизы проекта и играющий значительную роль в принятии решения об инвестировании. Кроме того, анализ рисков должен играть роль своеобразного «переходного моста» от экспертизы проекта к управлению его реализацией. Далее представлены практически используемые подходы к экспертизе проектных рисков.

Начиная рассмотрение вопроса об экспертизе инвестиционного проекта в условиях неопределенности и риска, необходимо различать понятия «риск» и «неопределенность».

Неопределенность предполагает наличие факторов, при которых результаты действия не являются детерминированными, а степень возможного влияния этих факторов на результаты неизвестна; это неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта. Факторы неопределенности подразделяются на внешние и внутренние. Внешние факторы — законодательство, реакция рынка на выпускаемую продукцию, действия конкурентов и др. Внутренние — компетентность персонала фирмы, ошибочность определения характеристик проекта и т.д.

Под риском понимается вероятность возникновения условий, приводящих к негативным последствиям для всех или отдельных участников проекта. Риск — это степень опасности для успешного осуществления проекта. Следует отметить, что ситуация риска качественно отличается от ситуации неопределенности. Ситуация неопределенности характеризуется тем, что вероятность наступления результатов решений или событий в принципе невозможно установить. Таким образом, ситуация риска — это разновидность неопределенности, при которой наступление событий вероятно и может быть определено.

Инвестиция в любой проект сопряжена с определенным риском, что отражается в величине процентной ставки: проект может завершиться неудачей, т.е. оказаться нереализованным, неэффективным или менее эффективным, чем ожидалось. Риск связан с тем, что доход от проекта является случайной, а не детерминированной величиной (т.е. неизвестной в момент принятия решения об инвестировании), равно как и величина убытков. При анализе инвестиционного проекта следует учесть факторы риска, выявить как можно больше видов рисков и постараться минимизировать общий риск проекта.

По своему отношению к риску инвесторы могут быть разделены на группы:

● склонные к риску (готовые платить за то, чтобы нести риск);

● не склонные к риску (готовые платить, чтобы уклониться от риска);

● нейтральные к риску (безразличные к наличию или отсутствию риска).

Непосредственно отношение к риску зависит как от целей инвестирования (степени рискованности проекта), так и от финансового положения инициатора (инвестора). Для принятия правильного инвестиционного решения необходимо не только определить величину ожидаемого дохода, степень риска, но оценить, насколько ожидаемый доход компенсирует предполагаемый риск. Однако сложность заключается в том, что оценка риска осуществления инвестиций в меньшей степени, чем другие способы оценки, поддается формализации. Тем не менее, анализ риска является необходимым и чрезвычайно важным этапом инвестиционной экспертизы.

Читайте также:  Общероссийский классификатор профессий рабочих в строительстве

К сожалению, в настоящее время ряд бизнес-планов инвестиционных проектов, содержащих раздел анализа рисков, сужает проблему до анализа только финансовых рисков или подменяет анализом банковских рисков, что не отражает весь спектр проектных рисков.

Этапы процесса экспертизы рисков. Общая последовательность оценки рисков типична и включает в себя следующие действия:

  • Выявление источников и причин риска, этапов и работ, при выполнении которых возникает риск.
  • Идентификацию всех возможных рисков, свойственных рассматриваемому проекту.
  • Экспертизу уровня отдельных рисков и риска проекта в целом, определяющую его экономическую целесообразность.
  • Определение допустимого уровня риска.

Классификация проектных рисков. Экспертиза рисков может проводиться по следующим основным сферам:

● риски участников проекта;

● обстоятельства непреодолимой силы, или форс-мажор.

В области финансирования проект может быть рисковым, если этому прежде всего способствуют: экономическая нестабильность в стране; инфляция; сложившаяся ситуация неплатежей в отрасли; дефицит бюджетных средств.

В качестве причин возникновения финансового риска проекта можно назвать следующее: политические факторы; колебания валютных курсов; государственное регулирование учетной банковской ставки; рост стоимости ресурсов на рынке капитала; повышение издержек производства.

Перечисленные причины могут привести к росту процентной ставки, удорожанию финансирования, а также росту цен и услуг по контрактам на строительство.

Нехватку средств для обслуживания долга могут вызвать: снижение цен на продукцию проекта на мировом рынке; слабость, неустойчивость экономики; неграмотное руководство финансовой политикой; дефицит бюджета, инфляционный рост цен.

При экспертизе учитываются меры по снижению финансовых рисков:

— Привлечение к разработке и реализации проекта крупнейших фирм с большим опытом ведения проектирования, производства, строительства и эксплуатации.

— Участие Правительства РФ в качестве страхователя инвестиций, получение гарантий Правительства РФ на кредиты, предоставляемые западными инвесторами.

Получение налоговых льгот.

Маркетинговые риски возникают по следующим причинам: неправильный выбор рынков сбыта продукции, неверное определение стратегий операций на рынке, неточный расчет емкости рынка, неправильное определение мощности производства; непродуманность, не отлаженность или отсутствие сбытовой сети на предполагаемых рынках сбыта; задержка в выходе на рынок.

Они могут привести к отсутствию необходимых доходов, достаточных для погашения кредитов, невозможности реализовать (сбыть) продукцию в нужном стоимостном выражении и в намеченные сроки.

Результатом их проявлений являются: невыход на проектную мощность; работа не на полную мощность; выпуск продукции низкого качества.

Технологические риски могут быть вызваны следующими причинами: ошибки в проектировании; недостатки технологии и неправильный выбор оборудования; ошибочное определение мощности; недостатки в управлении; нехватка квалифицированной рабочей силы; отсутствие опыта работы с импортным оборудованием у местного персонала; срыв поставок сырья, стройматериалов, комплектующих; срыв сроков строительных работ подрядчиками; повышение цен на сырье, энергию, комплектующие; увеличение стоимости оборудования; рост расходов на зарплату.

Последние причины приводят к повышению расчетной стоимости проекта. Этот вид рисков проявляется прежде всего в сознательном или вынужденном невыполнении участниками (участником) своих обязательств в рамках проекта по причине: неустойчивого финансового положения; изменения политики в руководстве или в изменившихся ситуациях; невысокого профессионального уровня.

Недофинансирование проекта, срыв сроков его реализации и возврата вложенных средств возникают на основе: риска невыполнения обязательств кредиторами; принудительного изменения валюты кредита; сокращение лимита валюты; приостановления (прекращения) использования кредита; ужесточения (сокращения) сроков возврата кредита и выплаты процентов.

Основные причины возникновения политических рисков заключаются в следующем: изменение торгово-политического режима и таможенной политики; изменения в налоговой системе, в валютном регулировании, регулировании внешнеполитической деятельности нашей страны; изменения в системах экспортного финансирования; нестабильность страны; опасность национализации и экспроприации; изменения законодательства (например, закона об иностранных инвестициях); сложность с репатриацией прибыли; геополитические риски; социальные риски.

Юридические риски приводят к проблемам реализации обеспечения в связи с: не отлаженным законодательством; нечетко оформленными документами, подтверждающими право собственности, аренды и т.д.

Экологические риски возникают вследствие: неустойчивого законодательства в части требований к окружающей среде; аварии; изменения отношения к проекту властей.

Строительные риски можно разделить на две части:

● категория А — до завершения строительства;

● категория Б — после завершения строительства.

Риски категории А приносят материальный ущерб строительству, увеличивая его стоимость. Их причины: задержки в строительстве; невыполнение обязательств поставщиком, дефекты в оборудовании, технологии; срывы сроков строительства (монтажа) по вине подрядчика.

Риски категории Б — качества продукции; менеджмента; реализации продукции; экспортно-импортные; типа «форс-мажор»; физический ущерб; транспортные; снабжения; несовместимость оборудования.

К специфическому виду рисков следует отнести только редко встречающиеся виды проектных рисков, свойственных именно данному проекту (например, такой вид рисков как ядерные встречаются, в основном, в проектах строительства, реконструкции атомных электростанций).

Если в данном проекте существует опасность воздействия на ход его реализации природных катаклизмов (землетрясения, наводнения, засухи и т.п.), то возникает необходимость рассмотрения рисков форс-мажорных обстоятельств, при этом, конечно, не только описываются их возможные последствия, но и предлагаются минимизирующие ущерб мероприятия.

3. Социальная экспертиза проекта

Социальные аспекты освещают вопросы взаимовлияния проекта и той социальной среды, внутри которой и для которой данный проект предпринимается. С этой точки зрения важно рассмотрение социокультуры и демографии, приемлемости, непротиворечивости проекта для местных культуры и условий, а также его социальной организации и стратегии.

При рассмотрении коммерческого проекта, не имеющего никаких социальных целей, проверяется, не ущемляет ли реализация проекта интересы каких-либо социальных групп и возможно ли улучшить параметры реализации проекта при возложении на проектную компанию дополнительных социальных задач, например, получив льготы со стороны местных органов власти.

Такие проекты можно разделить на три группы:

1. Коммерческие проекты, имеющие социальную нагрузку (например, создание новых рабочих мест, поддержка малых предприятий и т.д.). При проведении экспертизы таких проектов на предварительном этапе выделяются лишь те проекты, которые несут заданную социальную нагрузку, затем проводится комплексная экспертиза аналогичная экспертизе коммерческих проектов.

2. Проекты, которые требуют только инвестиционных вложений и после выхода на проектную мощность не требуют дополнительных денежных вливаний. При проведении экспертизы таких проектов на предварительном этапе отбираются проекты, которые решают поставленные социальные задачи, затем проводится комплексная экспертиза проекта со следующими особенностями:

  • вместо анализа коммерческой выполнимости проекта проводится анализ возможности решения поставленных социальных задач;
  • не проводится расчет показателей эффективности инвестиционных вложений.

3. Проекты, которые кроме инвестиционных затрат требуют регулярных финансовых вложений. Экспертиза этой группы проектов имеет те же особенности, что и второй группы. Кроме того, на этапе финансового анализа при построении прогнозов прибылей и денежных потоков необходимо рассчитать объем ежегодного дополнительного финансирования.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что для экспертизы жизнеспособности проекта сравнивают варианты проекта с точки зрения их прибыльности, стоимости, сроков реализации. Как результат, на продукцию в течение всего жизненного цикла будет держаться стабильный спрос, достаточный для назначения такой цены, которая обеспечит покрытие расходов на эксплуатацию и обслуживание объектов проекта, выплату задолженности и удовлетворение окупаемости капиталовложений.

Экспертиза жизнеспособности проекта проводится с помощью анализа коммерческой эффективности вариантов проекта, а также бюджетной и экономической эффективности вариантов.

Показатель коммерческой эффективности учитывает финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников.

Показатель бюджетной эффективности показывает последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджетов.

Показатель экономической эффективности учитывает затраты и доходы, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающий стоимостные изменения.

Коммерческая (финансовая) эффективность — соотношение финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму дохода.

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Telegram и логотип telegram являются товарными знаками корпорации Telegram FZ-LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник: www.evkova.org

SRG в СМИ

Майский указ президента и нацпроект «Жилье и городская среда» ставят перед строительной отраслью амбициозные задачи. Решить их невозможно без пересмотра административных и регуляторных процедур, которые сопровождают процесс строительства. Адаптирован под требования времени должен быть и, пожалуй, самый интеллектуальный институт строительной сферы, отвечающий за надежность и безопасность строительных объектов, — экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Два уровня экспертизы

В настоящее время институт строительной экспертизы России представлен 642 организациями. Такие данные следуют из аналитического отчета подведомственного Минстрою ФАУ «Главгосэкспертиза России» «Система экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий: итоги 1-го полугодия 2019 года по данным ФГИС ЕГРЗ 1 », опубликованного на сайте учреждения . При этом 14% от общего числа экспертных организаций (92 учреждения) входят в систему государственной экспертизы. Семь из них — Главгосэкспертиза России и ведомственные экспертизы Минобороны РФ, ФСБ и ФСО России, Росгвардии, Главного управления специальных программ президента РФ, а также Росатома — работают на всей территории страны. Другие 85 организаций госэкспертизы — региональные учреждения субъектов РФ, которые в соответствии с действующим законодательством уполномочены осуществлять государственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в части своей компетенции.

Напомним, что в отношении определенных объектов возможно проведение исключительно государственной экспертизы. Обязательность ее проведения устанавливается законодательством. В частности, государственной экспертизе подлежит проектная документация объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, по особо опасным, технически сложным и уникальным объектам, объектам культурного наследия федерального значения, объектам, финансируемым из средств бюджетной системы РФ, объектов, строительство и реконструкция которых предполагаются на территориях двух и более субъектов РФ, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ, объектам переработки отходов I–V классов опасности и ряд других. При этом перечень таких объектов остается открытым, корректируется и дополняется. Так, в августе прошлого года вступили в силу изменения в Градостроительный кодекс РФ, устанавливающие проведение обязательной государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов, строительство которых планируется в границах зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ).

1 ФГИС ЕГРЗ — Федеральная государственная информационная система «Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства». Полномочиями по ее формированию и ведению наделено ФАУ «Главгосэкспертиза России».

Иные действующие сегодня 550 2 участников экспертного строительного рынка — это специализированные организации негосударственной экспертизы. Институт негосударственной экспертизы появился в России семь лет назад в рамках взятого правительством курса на снижение административных барьеров в строительстве вслед за принятием в 2011 году Федерального закона №337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», преследовавшего целью устранение в системе экспертизы, как выразился ранее Владимир Путин, в тот период занимавший пост председателя Правительства РФ, «искусственной монополии государства в этой сфере». До этого времени выдача разрешений на строительство осуществлялась только на основании положительных заключений государственной экспертизы. Негосударственная экспертиза проводится по объектам с негосударственными источниками финансирования (с рядом предусмотренных законодательством исключений) на договорной основе. Следует отметить, что ряд региональных организаций государственной экспертизы также аккредитован на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий.

Планы на десятилетие

Главная функция экспертизы в строительстве остается неизменной: это выполнение возложенной на нее государством задачи обеспечения надежности и безопасности объектов. Однако новые вызовы, возникающие перед российской экономикой и ее «локомотивом» — строительным комплексом (сегодня его доля в ВВП России составляет 6%, и именно на строительную отрасль приходится 70% инвестиций в основной капитал), диктуют необходимость эволюции этого института и наделения его новыми компетенциями.

Ориентиры для строительной экспертизы на ближайшее десятилетие должны быть вписаны в общую Стратегию развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года. Она разрабатывается Минстроем России в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 16 августа 2018 года №1697-р и входит в дорожную карту по поддержанию конкуренции в отраслях экономики страны. Осенью программный документ, который, по словам министра строительства и ЖКХ РФ Владимира Якушева, объединит как тактические задачи, в частности, достижение целей национального проекта «Жилье и городская среда», так и стратегическое видение будущего отрасли, должен поступить на рассмотрение правительства.

Подготовка стратегии ведется Минстроем по проектному принципу. За каждое из тематических направлений документа (а всего их в стратегии 11: «Городская среда и жилищное строительство», «Аварийный жилой фонд», «Комплексное развитие», «Система требований к строительству объектов капитального строительства», «Совершенствование ценообразования в строительстве», «Инновационное развитие института строительной экспертизы РФ», «Функционирование рынка строительных услуг», «Отраслевая и университетская наука в строительстве», «Цифровизация строительной отрасли», «Типовое проектирование», «Умный город») отвечает отдельная профильная проектная команда, в которую входят представители профессионального и научного сообществ, институтов развития, а также подведомственных министерству организаций.

2 Данные из отчета «Система негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий: итоги 1-го полугодия 2019 года по данным ФГИС ЕГРЗ», подготовленного аналитическим центром Главгосэкспертизы России.

Проектная команда разделов «Инновационное развитие института строительной экспертизы РФ» и «Совершенствование ценообразования в строительстве» организована на базе ФАУ «Главгосэкспертиза России». Как сообщает пресс-служба Главгосэкспертизы России, активное участие в подготовке предложений для раздела «Инновационное развитие института строительной экспертизы РФ» принимают ГАУ г. Москвы «Московская государственная экспертиза», ГАУ МО «Московская областная государственная экспертиза», СПб ГАУ «Центр государственной экспертизы», ГАУ «Управление государственной экспертизы Республики Башкортостан», Национальное объединение организаций экспертизы в строительстве, РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина и многие другие учреждения. Всего (на конец апреля этого года) свои предложения по инновационному развитию института строительной экспертизы направило более 70 организаций.

Читайте также:  Если участником долевого строительства является гражданин неустойка выплачивается в двойном размере

Как следует из материалов первого этапа подготовки стратегии, опубликованных рабочей группой раздела «Инновационное развитие института строительной экспертизы» на официальном сайте документа (http://www.стройстратегия.рф), ключевой целью института строительной экспертизы должна стать трансформация в институт управления эффективностью строительных проектов.

Основными задачами, которые необходимо реализовать в рамках достижения этой цели, являются: создание единой цифровой среды; управление/сокращение сроков реализации проектов; переход к экспертному сопровождению от «нулевой стадии» до полного завершения проектных и строительных работ для особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства; управление стоимостью строительства; формирование баз знаний путем постоянного накопления данных и управления ими; создание дополнительных ценностей для строительной отрасли (новых сервисов и услуг).

В цифру

Дальнейшая информатизация экспертной сферы в рамках проходящей сейчас цифровой трансформации всей строительной отрасли — одна из главных задач на ближайшие годы.

«Меняется парадигма контрольно-надзорной деятельности: осуществляется переход от нормоконтроля в классическом понимании к управлению данными об объектах капитального строительства. В этих условиях задачей института (строительной экспертизы. — Ред.) становится создание цифровой среды и переформатирование всего строительного комплекса на работу в такой среде. Цифровизация строительной отрасли поможет также оптимизировать процесс разработки и совершенствования нормативных документов, исключить большинство существующих коллизий. Важнейшим этапом должно стать создание единой информационной платформы для всех участников процесса реализации инвестиционного объекта на всех этапах жизненного цикла объекта строительства, который позволит оптимизировать работу заказчиков, проектировщиков, контрольно-надзорных и разрешительных органов и участников последующей эксплуатации объекта», — говорится в рабочих документах к стратегии.

Отметим, что в последние несколько лет в экспертной сфере произошла настоящая цифровая революция. Состоялся повсеместный переход к экспертизе в электронном виде (требование не распространяется на проекты, документация которых содержит сведения, составляющие государственную тайну). Это стало предпосылкой для создания федеральной базы данных документов, формирующих единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Многие экспертные организации запустили собственные информационные системы для ведения документации.

В 2018 году была введена в промышленную эксплуатацию ФГИС ЕГРЗ — централизованный свод сведений о заключениях государственной и негосударственной экспертизы, о представленных документах для проведения экспертизы проектной документации и (или) результатах инженерных изысканий, о проектной документации повторного использования. Запуск ФГИС ЕГРЗ — важный шаг к сокращению сроков и стоимости как проектирования, так и последующего прохождения экспертизы и строительства.

Кроме того, идет формирование и наполнение Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Запуск этого технологического решения должен стать ключевым этапом реформирования государственного управления ценообразованием в строительной отрасли.

От начала до конца

Оптимизация процессов и процедур прохождения экспертизы в целях сокращения сроков реализации проектов и снижения издержек строительства — тенденция нынешнего дня. Однако реалии таковы, что в настоящее время эта тенденция нередко вступает в противоречие с контролирующей функцией экспертиз. Проблема — в снижении качества подготовки проектной документации, поступающей на экспертизу, о чем уже давно говорят представители экспертного сообщества.

«Опыт проведения государственной экспертизы показывает, что практически в 100% случаев проектная документация, поступающая на экспертизу, содержит многочисленные недостатки, с целью устранения которых такая проектная документация дорабатывается заявителями уже в ходе проведения экспертиз», — подчеркивается в рабочих материалах раздела «Инновационное развитие института строительной экспертизы РФ» Стратегии развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года.

Основную причину низкого качества проектной документации и результатов инженерных изысканий авторы раздела видят в дефиците высококвалифицированных специалистов в проектных организациях. «Генеральные подрядные проектные организации зачастую располагают ограниченным штатом специалистов и при работе над сложными проектами привлекают многочисленные специализированные субподрядные организации. При этом их действия недостаточно скоординированы генеральной проектной организацией, что приводит к отсутствию согласованности и связанности проектных решений. Работа затрудняется еще и по той причине, что зачастую проектные организации находятся в разных регионах и городах Российской Федерации. Как следствие, работа по устранению ошибок в проектной документации не укладывается в отведенное законодательством время», — указывается в документе.

Решение этой проблемы, безусловно, должно быть комплексным и не в последнюю очередь включать работу с учреждениями профессионального образования, отвечающими за подготовку кадров для проектных организаций. Также экспертное сообщество считает целесообразным ужесточить профессиональные требования к разработчикам проектной документации. «Законодательство предъявляет жесткие требования к статусу эксперта: аттестация, регулярное повышение квалификации, в то время как к работникам проектных организаций такие требования на законодательном уровне отсутствуют», — говорится в документе.

Повысить качество проектирования поможет и участие экспертных организаций в предварительной проработке основных технических решений на стадии, предшествующей подготовке проектно-сметной документации. Это элемент института экспертного сопровождения объекта капитального строительства, правовое определение которого недавно ввел Федеральный закон от 27 июня 2019 года №151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости“ и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Экспертное сопровождение предполагает подключение экспертной организации к реализации проекта на нулевой стадии (планирования проектирования) и ведение его до полного завершения проектных и строительных работ.

Помимо всего прочего нововведение должно решить одну из давних проблем отрасли — необходимость повторной экспертизы при внесении любых даже самых незначительных корректировок в проект.

Мнения боссов

Евгений ПУГАЧЕВ, адвокат, руководитель практики «Земля. Недвижимость.Строительство» юридической фирмы «Интеллектуальный капитал»:

Строительная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий — это один из наиболее важных этапов обеспечения безопасности строительства. Такая экспертиза позволяет выявить те недостатки документации в отношении предполагаемого к строительству объекта, которые могут повлиять на его безопасность.

Однако сама система государственной экспертизы и система подготовки проектной документации и инженерных изысканий имеет ряд недостатков. При проведении государственной экспертизы оцениваются уже подготовленная документация и подготовленные документы о проведении инженерных изысканий, но сама экспертиза не проверяет достоверность проведенных работ в части, например, инженерных изысканий. Нередки случаи, когда результаты инженерных изысканий получают положительное заключение экспертизы, а фактически результаты инженерных изысканий, изложенные в документации, не соответствуют реальной ситуации ввиду того, что сами инженерные изыскания проведены некачественно. И процедура государственной экспертизы этот аспект не учитывает.

Александр ФИЛИМОНОВ, партнер Artisan Group Public Relations:

Проблемы экспертизы — не только строительной, любой экспертизы — состоят в длинном рубле, долларе, евро… в зависимости от страны. Как известно, осел, нагруженный золотом, возьмет любую крепость, поэтому дорогие «несостыковки» с нормами тупо заливаются либо деньгами, либо влиянием (то есть тоже деньгами). По большому счету экспертам остаются лишь относительно небольшие части деятельности застройщика (соблюдение пожарных норм, соблюдение минимальных требований к конструкции здания и т. д.), которые никак не влияют на решение возведения объекта и его последующую эксплуатацию. Другими словами, вопрос о соответствии технической экспертизе превратился в вопрос о том, чтобы строящееся здание, обобщенно говоря, не упало, а при возникновении каких-либо чрезвычайных ситуаций (например, при пожаре) не сложилось бы, как карточный домик, в первые же минуты возгорания.

Россия тут не одинока — во всех странах все зависит от стоимости вопроса. Если экспертиза будет стоить дороже, чем инвестор теоретически может заработать с объекта, тогда волей-неволей придется делать все как нужно, на века. Проблема в том, что такого случая на моей памяти еще ни разу не было.

Впрочем, при прохождении экспертизы а-ля «как надо» возникает другой вопрос: принятые нормы. В России существуют СНиП (строительные нормы и правила), которые меняются каждый год и друг другу противоречат.

В Германии и странах Скандинавии их попросту нет: эксперты исходят из концепции «двойной запас прочности», а сами экспертизы порой напоминают стресс-тесты: просто ломают элемент несущей стены и смотрят, насколько конструкция устойчива и из чего сделаны несущие элементы. Аналогичным образом проводится экспертиза проектов: создается модель чрезвычайной ситуации с теоремой, что при количестве людей «Н» здание должно простоять время «Т». Если математически конструкция позволяет всем покинуть здание и даже взять с собой необходимое, проект пропускают. Безусловно, такой по отечественным меркам экстремальный способ экспертизы куда дороже обойти, но при стабильной экономике инвесторов не пугают подобного рода траты. Даже в развитых странах нередко можно увидеть очень серьезные недочеты — это при том, что практика дачи взяток там куда менее развита.

Что нужно, для того чтобы избежать таких сценариев и поставить экспертизу на новый уровень? Я думаю, прежде всего это резкое удорожание услуг экспертов и ужесточение лицензирования экспертных организаций. Во вторую очередь — это увеличение ответственности не экспертной организации, а лично эксперта, вплоть до уголовной. В настоящее время уголовная ответственность в России действует в отношении архитекторов и конструкторов, но не экспертов, которые, по логике вещей, и подписываются под тем, что здание готово к эксплуатации.

Денис ЛАЗАРЕВ, директор по развитию строительной группы «Рисан» (г. Пенза):

Строительная экспертиза — инструмент, помогающий избежать ошибок при проектировании объектов капитального строительства. На настоящий момент существует два вида экспертизы — государственная и негосударственная. Отсутствие монополии в этой сфере дает возможность застройщику выбрать эксперта, в том числе по критерию цены.

Изменения, связанные с появлением на рынке негосударственных экспертиз, на наш взгляд, пошли экспертной сфере на пользу. Когда она была исключительно в ведении государства, консультации получить было непросто. Также демонополизация сбила стоимость экспертизы. Теперь на рынке здоровая конкуренция, что очень правильно.

Если говорить о проблемах, с которыми мы сталкиваемся при прохождении экспертизы, то сегодня часто возникают сложности при подаче пакета документов в электронном виде. Надеемся, что со временем данная система будет более урегулированной и отлаженной.

Что же касается будущего института строительной экспертизы в России, то для особо опасных объектов, конечно же, должна быть предусмотрена государственная экспертиза. Тут и ответственность выше. А уже первый и второй уровни ответственности можно отдать в ведение негосударственных организаций.

Основная роль экспертизы в строительстве — контроль. Роль независимой оценки весьма спорный вопрос. Если экспертиза и оценивает, то лишь правильность выполненной документации. Но это можно отнести к контролю. Если говорить про экспертизу как элемент службы заказчика, то здесь она может помочь только консультацией.

Елена САМСОНОВА, директор направления «Сопровождение строительных проектов» ГК SRG:

Государственная строительная экспертиза находится в стадии реформирования, как и вся наша нормативная система ценообразования. Это, например, касается налаживания работы по введенным в действие с 1 января новым стандартам. Они призваны помочь экспертам оптимизировать свою деятельность так, чтобы меньше времени тратить на решение непроизводительных задач (к примеру, на поиск нужной технической литературы), а также унифицировать все этапы проведения экспертизы и уделять бóльшую часть времени экспертизе именно с точки зрения знаний и опыта.

Цель государственной экспертизы — оценка проектно-сметной документации на предмет соответствия требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий. Итогом является положительное или отрицательное заключение.

При этом не подвергается экспертизе оптимальность выбранных проектных решений, не учитываются лучшие мировые практики, новые технологии, не рассматривается период эксплуатации планируемого к строительству объекта.

Насколько это действенный инструмент? По моему мнению, очень однобокий, так как надо рассматривать каждый новый проект в привязке ко всему его жизненному циклу. То есть важно не просто построить и в дальнейшем безопасно эксплуатировать объект, но и учитывать эффективность эксплуатации, включая использование ресурсов в меньшем количестве, увеличение КПД, снижение количества ремонтов и т. п.

Наиболее болевые точки экспертной сферы в строительстве — это, с одной стороны, строгая зарегламентированность, а с другой — недостаток действительно нужных стандартов и регламентов — именно профессиональных, инновационных.

К важным проблемам следует также отнести:

– несовершенную базу ценообразования, связанную с нежеланием всех сторон (заказчика, проектировщика, подрядчика, поставщика, перевозчика, ресурсоснабжающих организаций и т. п.) раскрывать реальную стоимость своей продукции/услуг;

– огромный объем информации, причем чаще всего в бумажном или отсканированном электронном виде, трудном для оперативного восприятия и анализа/экспертизы;

– разобщенность экспертов, как и всех участников строительства, действующих по принципу «каждый сам за себя»;

– высокая забюрократизированность государственных структур, длительные процессы и нежелание брать на себя ответственность.

О роли экспертизы в строительстве. Прежде всего каждый проект по созданию нового объекта должен рассматриваться целиком, на всем протяжении его жизненного цикла.

Роль экспертизы — это проверка на предмет:

– оптимальности и наибольшей эффективности выбранных проектных решений;

– обоснованности и справедливости стоимости;

Каждый участник процесса создания нового объекта должен быть в ответе за свою часть, в которой он участвует, будь то услуга или работа.

Таким образом, и экспертиза также не должна быть единоразовой и оторванной от дальнейшего процесса жизни нового объекта (на этапе строительства и затем эксплуатации), а задействоваться как минимум в процессе его строительства в целях контроля подтвержденных ею же параметров проекта — качества, стоимости и сроков, при необходимости проверяя и подтверждая изменения. При этом можно проводить такую экспертизу не напрямую, а через службы заказчика или иные надзорные компании, которые не ищут уже сделанные ошибки, а предвосхищают их появление.

Возможно, экспертизе надо больше работать с консалтинговыми компаниями, которые более гибкие и чувствительные к изменениям как в строительстве, так и в других отраслях.

Таким образом, экспертиза должна стать банком экспертов, третейским судьей и, быть может, хранителем информации по факту строительства объектов, которые изначально получили у нее же одобрение ключевых параметров проекта.

Источник: srgroup.ru

Рейтинг
Загрузка ...