Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом государства.
Нормативный акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.
Начало и срок действия нормативных актов
Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.
В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:
нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;
время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;
нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.
В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:
на временные акты;
акты неопределенно длительного действия.
Виды нормативных актов
Все нормативные акты можно разделить на следующие виды:
Закон
Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.
Урок 15. Нормативно-правовой акт
Акт такого типа принимается только органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум.
Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти.
Акты такого типа регулируют процессы, связанные с развитием государства и общества.
Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации: Основной Закон, или Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.
Подзаконные акты
Подзаконные акты издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже.
Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России делятся на:
общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств);
акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона);
муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).
Международные законы
Особый вид нормативных актов – международные законы.
Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования.
В Конституции России указывается, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы.
Иерархическая система нормативно-правовых актов
В общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:
Нормативно правовой акт
1) Конституция (Основной закон);
2) федеральные законы;
3) указы Президента;
4) постановления Правительства;
5) нормативные акты министерств и ведомств.
Особую группу образуют:
а) международные договоры России;
б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.
Уровни нормативных актов
Действие нормативно-правовых актов может распространяться на нескольких уровнях.
Общефедеральные акты обязательны для исполнения на всей территории России.
Акты субъектов федерации распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц вне зависимости от прописки и гражданства, приезжающих в субъект или временно в нем проживающих.
Муниципальные правовые акты, которые являются главным инструментом местного самоуправления, распространяются на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц.
Также можно выделить локальные правовые акты, особенность которых заключается в узкой направленности.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
. с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Выделяется . иными нормативными правовыми актами РФ — Государственные учреждения субъектов РФ Законы и иные нормативные правовые акты субъектов . РФ Муниципальные учреждения Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и нормативные правовые акты .
. , формирование и ведение которых регулируются нормативными правовыми актами, регламентирующими ведение бухгалтерского учета и .
. отрицать наличия существования проблемы «Отбеливания» нормативных правовых актов, когда нормативный акт оспаривается заранее . 2 является неотъемлемой частью указанного нормативного правового акта, обязательно для неопределенного круга . и проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую . обстоятельством, влекущим повторную проверку оспариваемого нормативно-правового акта. Данный вывод подтверждается правовой позицией .
. в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не .
. регламентировано нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, а также нормативными правовыми актами . на безопасность труда; изменились государственные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда, . дополнительные требования в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования . требований охраны труда. Если нормативными правовыми актами не установлена необходимость выдачи удостоверений .
. в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда, проводится . знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов (п. 3.3 Порядка). . им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ . ст. 212 ТК РФ): комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в . или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а .
. случаях, предусмотренных законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами РФ. В частности, для казенных . финансового контроля не противоречит положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского (бюджетного) учета . -10/41023) Минфин указал, что нормативные правовые акты, регламентирующие проведение инвентаризации, не содержат . бухгалтерского учета в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, которые регулируют ведение бухгалтерского учета .
. ведомственными нормативно-правовыми актами. В пределах своей компетенции, в части, не противоречащей нормативно-правовым актам более . , другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями); не . трудовым законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Обратите . (либо изменением) закона или другого нормативно-правового акта, которое требует внесения изменений во .
. с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными . с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными .
. размерах, которые установлены законом, иным нормативным правовым актом, включая локальные нормативные акты, и .
. также законодательству РФ и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере . нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере .
. , предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным .
. проводиться при вступлении в силу нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования . при вступлении в силу нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования . только этих законодательных и нормативных правовых актов. Проверка знаний требований охраны . охраны труда, установленным в нормативных правовых актах. Внеплановое обучение работников по . при вступлении в силу нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования .
. размере, которые установлены законом, иным нормативным правовым актом, включая локальные нормативные акты, и . в размере, установленном законом, иным нормативным правовым актом, включая локальные нормативные акты, и .
Источник: www.audit-it.ru
Какие локальные документы должны быть в организации
Перечень локальных документов организации — это список нормативных актов, конкретизирующих трудовые нормы, применяемые в компании. К таким актам относятся:
- режим труда и отдыха;
- положение по оплате труда;
- график отпусков и штатное расписание;
- порядок обработки персональных данных;
- графики смен;
- другие, предусмотренные коллективным договором.
Что такое локальные нормативные акты, кому и почему они нужны
Понятие о том, что такое локальные нормативные акты организации (ЛНА), дано в ст. 8 ТК РФ. Это документы, принимаемые работодателем, содержащие нормы трудового права, правила их реализации и регулирования трудовых отношений внутри предприятия. Основное требование к ЛНА — не ухудшать положение работников, закрепленное законодательством. Признаки локального нормативного акта:
- определяет выполнение федеральных законов в конкретной организации;
- действует между работниками и работодателем компании;
- применяется в отношении всех сотрудников;
- не рассчитан на разовое применение — используется периодически;
- улучшает положение сотрудников и расширяет базовый уровень гарантий по сравнению с действующими нормами;
- принимается с учетом мнения представительных органов работников.
Грамотно разработанные локальные акты помогают разрешить спорные ситуации.
Какие нормативные документы разрабатываются в ООО и ИП
Законодательно утвержденного перечня локальных актов не существует. В Трудовом кодексе упоминаются отдельные ЛНА, их считают обязательными:
- правила внутреннего трудового распорядка — ст. 189 – 190 ТК РФ;
- по оплате труда и премированию — ст. 135 ТК РФ;
- график отпусков — ст. 123 ТК РФ, письмо Роструда №4414-6;
- установление порядка обработки персональных данных ст. 86, п. 8, ст. 87 ТК РФ;
- графики сменности, если они не являются приложением к коллективному договору — ст. 103 ТК РФ;
- штатное расписание — письмо Роструда № ПГ/4653-6-1.
Какие еще локальные акты упоминаются в ТК:
- правила и инструкции по охране труда — ст. 212 ТК РФ;
- о нормировании труда — ст. 159 ТК РФ;
- порядок аттестации — ст. 81 ТК РФ.
Локальные нормативные акты утверждают, когда возникает необходимость урегулировать ситуацию, возникшую в результате деятельности компании. Такие ЛНА не обязательны — их разрабатывают по желанию, если ситуация типовая для конкретной деятельности ООО или ИП.
Специализированные ЛНА
Помимо общих есть перечень обязательных ЛНА применительно к отраслям. Например, система оценочной деятельности в учреждениях образования. Ее обязательность определена законом об образовании в РФ. Каждое ОУ самостоятельно разрабатывает ее параметры, руководствуясь перечнем локальных актов, которые регламентируют ВСОКО:
-
;
- федеральная программа «Развитие образования на 2016-2020 годы»; ; .
Отдельные виды локальной нормативной документации применяются в системах менеджмента качества. Примерный перечень ЛНД по качеству — это такие документы:
- информация об СМК;
- требования и спецификации;
- методические разработки, рекомендации;
- стандарты, инструкции;
- объективные данные об испытаниях, результатах.
Как правильно разработать, утвердить, согласовать
- Кто разрабатывает. Специалистов, ответственных за разработку ЛНА, определяет и утверждает руководитель.
- Разработка. Пишется с нуля или за основу берется типовой документ, в который вносятся необходимые коррективы, соответствующие специфике конкретной организации.
- Согласование. Проект согласовывается с профильными подразделениями, юристами. Если требует коллективный договор — с профсоюзом. Отдельные документы требуют обязательного согласования с работниками — например, график отпусков. В процессе согласования в проект вносятся изменения, корректировки.
- Утверждение. Согласованный документ передается руководителю на подпись.
- Ознакомление. Утвержденный ЛНА передают сотрудникам для прочтения. Способ указания численности и перечня работников в локальных нормативных актах для ознакомления и подписи выбирают сами разработчики. Если сотрудников немного — в конце документа прикрепляется ознакомительный лист, если организация большая — оформляется отдельный журнал. С документами общего характера знакомят всех сотрудников, если ЛНА носит специализированный характер — тех, кто имеет непосредственное отношение к регламентируемой в документе деятельности.
Надо ли знакомить с документами сотрудников
Не все ЛНА требуют обязательного ознакомления. ТК говорит, что знакомить работников необходимо с теми нормативными документами, которые непосредственно связаны с трудовой деятельностью. Например, положение о командировке не подписывает человек, который никуда не ездит.
В письме Роструда №ПГ/4653-6-1 сказано, что штатное расписание относится к ЛНА, но не связано с деятельностью непосредственно. Таким образом, ознакомление работников с ним не обязательно.
Некоторые особенности ознакомления с нормативными документами предприятия устанавливаются в коллективном договоре или других ЛНА.
Ответственность за отсутствие
Обязанность разработки ЛНД лежит и на ООО, и на ИП. Ответственность за отсутствие документации регулирует п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ — нарушение законодательства и иных нормативных актов, в которых содержатся нормы трудового права. Если на предприятии нет положения о защите персональных данных, наступает ответственность вплоть до уголовной.
Есть категория работодателей, освобожденных от ведения ЛНА: физлица и владельцы микропредприятий. Последние включают условия, которые прописываются в ЛНА, в текст трудового договора. Они заключают типовые соглашения, форма которых утверждена правительством.
Источник: ppt.ru
Законодательный акт
Законодательный акт – это основы законодательства, кодексы и законы. Подзаконным акты — постановления и распоряжения Правительства РФ, акты министерств и ведомств.
Признаки
Как и у любого другого документа, у законодательного акта есть свои признаки, по которым его можно отличить от других.
Нормативная правовая информация
Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, — это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.
Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того, или иного события.
В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).
Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.
Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:
- 1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
- 2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).
Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.
Норма права касается:
- круга государственных органов, организаций, учреждений;
- круга должностных лиц;
- всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
- того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
- конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.
Юридическая сила нормативного правового акта
Юридическая сила нормативного правового акта — это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.
Характерная черта системы правовых актов — ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.
В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.
Законы
Законы РФ — нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.
Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ — правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Законы РФ принимаются в виде:
- законов РФ о поправках к Конституции РФ;
- федеральных конституционных законов;
- федеральных законов (в том числе кодексов).
Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить, не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.
К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.
Подзаконные акты
Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.
Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.
Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.
Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.
Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.
Международные договоры
Международный договор — нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.
В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Внутригосударственные договоры
Внутригосударственный договор — нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).
Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.
Источник: suvorov.legal