Правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Статья 2 определяет систему нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением ее государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности. При этом необходимо отметить, что законодатель не просто определил совокупность нормативных правовых актов, а выстроил их систему:
Конституция Российской Федерации;
комментируемый Федеральный закон; иные федеральные законы;
иные нормативные правовые акты Российской Федерации, издаваемые в соответствии с федеральным законодательством.
Правовые нормы. Видеоурок по обществознанию 10 класс
Следует, однако, сразу же оговориться, что предусмотренная система не должна восприниматься как установление приоритета применения в сфере кадастровых отношений отдельных кодексов и Федерального закона по отношению к другим федеральным законам.
По этому вопросу Конституционный Суд РФ в Определении от 5 ноября 1999 г. № 182-0 «По запросу Арбитражного суда города Москвы о проверке конституционности пунктов 1 и 4 части четвертой статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» в ответ на ссылку заявителя на ст. 3 ГК РФ, согласно которой «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать данному Кодексу», специально указал, что «в статье 76 Конституции РФ не определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида, в данном случае – федеральных законов. Ни один федеральный закон в силу статьи 76 Конституции РФ не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой».
Таким образом, при возникновении спорных ситуаций и выявлении противоречий между одним из указанных кодексов и иным федеральным законом нельзя однозначно говорить о том, что подлежит применению кодекс. Для правильного определения правовой нормы, подлежащей применению в конкретном случае, необходимо использовать основные правила устранения правовых коллизий (правила общей и специальной нормы, ранее и позднее изданные акты и т. д.).
В данном случае законодатель всего лишь структурировал нормативные правовые акты, выделив среди них основные. Так, основы регулирования содержатся в Конституции РФ, понятие, режим и особенности регулирования различных видов недвижимого имущества определены в Гражданском кодексе РФ, Земельном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ, Водном кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ, Жилищном кодексе РФ, а специальные нормы в отношении именно кадастровых отношений – в комментируемом Законе, других федеральных законах и, наконец, специальных нормативных правовых актах, уже принятых, и тех, которые еще планируется принять.
Расстояние от забора и нормы строительства дома на участках.
Что интересно, практически все кодексы, указанные в комментируемой статье, за исключением Гражданского кодекса РФ, были приняты за последние 6 лет, поэтому правовой режим отдельных объектов недвижимого имущества достаточно изменился по сравнению с ранее действовавшим законодательством. В качестве положительной тенденции можно отметить тот факт, что обновление происходило практически одновременно с учетом единой концепции, поэтому «омолаживание» законодательства прошло без обнаружения явных противоречий и коллизий между ними.
Рассмотрим основные нормативные правовые акты, прямо или косвенно регулирующие сферу кадастровых отношений.
Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием, применительно к сфере регулирования кадастровых отношений включает три группы норм: нормы, определяющие принципы осуществления права собственности на имущество, основы федеративного устройства государства и разграничения компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления, принцип прямого действия Конституции РФ и порядок принятия федеральных законов в данной сфере.
Так, ст. 9, 35, 36 Конституции РФ посвящены институту собственности на недвижимое имущество.
В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Устанавливается, что право частной собственности охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ст. 35 Конституции РФ).
Установление каких-либо ограничений и запретов в отношении возможности граждан и юридических лиц иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами не допускается (ст. 35 Конституции РФ).
Особо регулируются вопросы собственности на землю. Так, в соответствии со ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Согласно ст. 5 Конституции РФ ее федеративное устройство основано на разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ. Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами определяется Конституцией РФ, предусматривающей: 1) компетенцию Российской Федерации, 2) совместную компетенцию Российской Федерации и ее субъектов и 3) компетенцию субъектов РФ.
Полномочия Российской Федерации в сфере «кадастровых» отношений, предусмотренные в комментируемой статье, основываются на ст. 71 и 72 Конституции РФ.
Так, к ведению Российской Федерации согласно ст. 71 относятся:
принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением (прежде всего в сфере регулирования кадастровых отношений);
регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
федеративное устройство и территория Российской Федерации;
определение статуса и защита территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации (в систему государственного кадастра входят также и сведения о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий);
установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
федеральная государственная собственность (прежде всего на земельные участки и расположенные на них сооружения, на иные природные ресурсы) и управление ею;
гражданское, гражданско-процессуальное законодательство (как методы защиты прав и законных интересов собственников недвижимого имущества и иных правообладателей).
К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов согласно ст. 72 Конституции РФ относятся:
обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;
защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, лесными и другими природными ресурсами;
разграничение государственной собственности (прежде всего на землю, на другие природные ресурсы);
охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
особо охраняемые природные территории;
административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
Вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов субъекты РФ согласно ст. 73 Конституции РФ обладают всей полнотой государственной власти.
И, наконец, третья группа норм, посвященных действию Конституции РФ и порядку принятия федеральных законов в данной сфере.
Статья 15 Конституции РФ предусматривает, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в ней, не должны противоречить Конституции РФ, а законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации или к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, не могут противоречить федеральным законам (ст. 76 Конституции РФ).
Таким образом, устанавливается принцип прямого, непосредственного действия Конституции РФ, означающий, что ее нормы действуют на всей территории страны и не требуют дополнительной фиксации в иных нормативных правовых актах. Наиболее важным следствием из этого принципа выступает возможность защитить свои права посредством указания на конкретную статью Конституции РФ, которой предусмотрено нарушенное право. И для этого совершенно не важно, предусмотрено оно еще каким-либо нормативным правовым актом или нет.
Важным нормативным правовым актом в сфере регулирования кадастровых отношений, безусловно, является Гражданский кодекс РФ, и прежде всего его первая, вторая и отчасти третья части.
Нормы Гражданского кодекса РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. 118-ФЗ от 26 июня 2007 г.) определяют:
понятие и категории недвижимого имущества (ст. 130);
особенности его правового режима (в том числе обязательность государственной регистрации прав и сделок с ним) (ст. 131, 219, 223);
понятие и виды вещных прав (ст. 216);
приобретение и прекращение прав на недвижимое имущество (гл. 14, 15);
режим осуществления права собственности и других вещных прав на жилые помещения (гл. 18), на земельные участки (гл. 17);
возможности защиты вещных прав (гл. 20);
общие положения об обязательствах и договорах, объектом которых может выступать недвижимое имущество (разд. 3).
Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 26 июня 2007 г., с изм. от 24 июля 2007 г.) посвящен регулированию отдельных договоров и внедоговорных обязательств. Применительно к кадастровым отношениям данный Закон определяет те договоры, заключение и исполнение по которым потребует внесения сведений в систему государственного кадастра недвижимости: договор купли-продажи недвижимости (параграфы 1, 7 гл.
30), договор мены (гл. 31), договор дарения (гл. 32), договор ренты (гл. 33), договор аренды недвижимого имущества (параграфы 1,4 гл. 34), договор поручения (гл. 49), договор комиссии (гл. 51), агентский договор (гл.
52), договор доверительного управления имуществом (гл. 53).
Гражданский кодекс РФ (часть третья) от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (в ред. от 3 июня 2006 г., с изм. от 29 декабря 2006 г.) регулирует отношения по наследованию недвижимого имущества (разд. 5).
Особое значение среди норм Гражданского кодекса РФ имеет ст. 130 ГК РФ, в которой определено, что относится к недвижимому имуществу – земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.
Стоит также отметить ст. 131 ГК РФ, в которой предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав (ЕГРП) органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Ее значение определяется тем, что, как правило, кадастровый учет будет предшествовать внесению записи в ЕГРП о правах конкретного лица на этот объект недвижимости и представлять большинство данных об этом объекте для их учета в ЕГРП. В свою очередь, при переходе прав на недвижимое имущество к другому лицу в результате совершения сделки органы по регистрации прав будут оперативно передавать уточненные данные органам кадастрового учета.
Следующим важнейшим нормативным правовым актом в сфере регулирования кадастровых отношений является Земельный кодекс РФ, который полностью посвящен регулированию земельных отношений и применительно к кадастру недвижимости определяет:
объекты земельных отношений (ст. 6);
состав земель (ст. 7);
вещные права на землю (пожизненно наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут), безвозмездное срочное пользование земельными участками (гл. 4);
порядок осуществления права собственности на землю (гл. 3,5);
возникновение и прекращение прав на землю (гл. 5,7);
права и обязанности собственников земельных участков и иных правообладателей (гл. 6);
особенности правового режима земель различных категорий (гл. 14–18);
организация и порядок проведения землеустройства, государственного земельного кадастра (гл. 11).
Таким образом, Земельный кодекс РФ полностью регулирует особый режим такого объекта недвижимого имущества, как земельный участок. Для постановки его на кадастровый учет или внесения соответствующих изменений в его данные необходимо пройти ряд подготовительных процедур: формирование земельного участка, описание его границ и подготовка межевого плана, определение категории и разрешенного использования земельного участка, а это невозможно без обращения к нормам Земельного кодекса РФ. Именно этот нормативный правовой акт является фундаментом, на основе которого идет развитие всего земельного законодательства. И, кроме того, создание системы государственного кадастра недвижимости во многом основано на существующем государственном земельном кадастре, правовое регулирование которого определяется как раз Земельным кодексом РФ и рядом специальных нормативных правовых актов.
К Земельному кодексу РФ с некоторого времени стали тесно примыкать Лесной и Водный кодексы РФ.
Дело в том, что ранее ст. 130 ГК РФ включала в состав самостоятельных объектов недвижимого имущества такие объекты, как леса, многолетние насаждения и обособленные водные объекты. Однако ситуацию изменило принятие нового природоресурсного законодательства.
Так, в связи с принятием Водного кодекса РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ[10] (ВК РФ) с 8 июня 2006 г. из состава недвижимого имущества, определенного ст. 9 ГК РФ, были исключены обособленные водные объекты. Ранее такие объекты и земельный участок, на территории которого они были расположены, признавались самостоятельными объектами недвижимости, что на практике порождало ситуации двойной государственной регистрации прав на эти объекты, различные по субъектному составу сделки и т. д. В новом Водном кодексе РФ понятие «обособленный водный объект (замкнутый водоем)» было заменено термином «пруд, обводненный карьер» и установлено, что они могут принадлежать на праве собственности только собственнику земельного участка. Таким образом, был установлен принцип единой правовой судьбы земельного участка и водного объекта, расположенного в его пределах.
Аналогичная ситуация и в отношении лесов. С 31 июля 2006 г. из состава недвижимого имущества были исключены леса и многолетние насаждения (ст. 16 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ) в связи с принятием нового Лесного кодекса РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (ЛК РФ).
Таким образом, леса и многолетние насаждения, как и другие вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются теперь движимым имуществом. К недвижимому имуществу относятся лесные участки (фактически земельные участки в соответствии со ст. 7 ЛК РФ), так как согласно ст. 93 Л К РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Таким образом, в связи с исключением соответствующих объектов из состава недвижимого имущества применение Лесного и Водного кодексов РФ к кадастровым отношениям на данный момент существенно ограничено.
Продолжая давать характеристику основным нормативным правовым актам, следует упомянуть Градостроительный и Жилищный кодексы РФ.
Градостроительный кодекс РФ регулирует кадастровые отношения прежде всего в части определения требований к территориальному планированию территории Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, градостроительным регламентам, к порядку получения разрешения на завершение строительства и ввод объекта в эксплуатацию.
Так, требования территориального планирования и градостроительного зонирования территории Российской Федерации во многом предопределяют виды зданий, сооружений, которые могут быть построены на определенной территории, а также основные их параметры (назначение, площадь, этажность).
Например, градостроительными регламентами могут быть предусмотрены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства и т. д.
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать:
предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных
участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров.
Кроме того, Градостроительным кодексом РФ предусмотрен порядок определения видов разрешенного использования земельных участков. Эта характеристика также накладывает определенные ограничения на эксплуатацию земельного участка и осуществление деятельности в его пределах. Так, Закон четко различает, что в состав, например, зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
Эти и некоторые другие сведения, предусмотренные Федеральным законом, подлежат включению в государственный кадастр недвижимости в качестве индивидуальных характеристик определенного объекта недвижимости.
Последним по перечислению в комментируемой статье, но не последним по своему значению является Жилищный кодекс РФ (в ред. от 29 декабря 2006 г., с изм. и доп., вступивший в силу с 11 января 2007 г.). Нормы Жилищного кодекса РФ в основном касаются жилищных отношений, объектом которых выступают жилые помещения.
Жилое помещение определенного вида может создаваться в результате строительства, реконструкции, перевода нежилого помещения в жилое и т. д. При появлении такого объекта его будет необходимо ставить на кадастровый учет, для чего представлять сведения о нем органам кадастрового учета. По объектам, уже существующим к моменту вступления Федерального закона в силу и поставленным на государственный технический учет, сведения будут передаваться в систему кадастра недвижимости автоматически. Для таких объектов более характерно будет внесение изменений в кадастр в связи с изменениями основных их параметров. А вот по объектам, которые будут создаваться в дальнейшем, придется проходить все стадии подготовки и сбора необходимых документов и обращаться с заявлением в органы кадастрового учета для постановки таких объектов недвижимости на кадастровый учет. Только после этого заявитель сможет зарегистрировать право собственности на такой объект недвижимости.
В этой области основным специальным нормативным правовым актом является Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Этот Закон также содержит нормы, регулирующие кадастровые отношения.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество).
Названный Закон определяет понятие и принципы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, порядок ее осуществления, включая требования к представляемым документам, основания для приостановления и отказа в государственной регистрации, особенности государственной регистрации отдельных объектов недвижимого имущества (предприятия, гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах и т. д.), договоров (участия в долевом строительстве) и ограничений (обременении) прав (сервитуты, ипотека, аренда и т. д.).
Кроме того, отношения по этому виду государственной регистрации регулируются многочисленными подзаконными актами, среди которых постановление Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219 «Об утверждении правил ведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. 22 ноября 2006 г.), приказы Минюста России от 24 декабря 2001 г. № 343 «Об утверждении правил ведения книги учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 24 декабря 2004 г.), от 1 июля 2002 г. № 184 «Об утверждении методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 19 января 2005 г.), ряд приказов Минюста России об утверждении инструкций по государственной регистрации различных объектов, договоров, ограничений (обременении) прав либо устанавливающих особенности государственной регистрации для определенного имущества (например, для недвижимого имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд).
Вообще институты государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета недвижимости во многом схожи. И тот, и другой в основе имеют определенный информационный ресурс – Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в первом случае) и государственный кадастр недвижимости (во втором случае). Причем оба этих ресурса содержат во многом одинаковые сведения и одновременно являются источником их пополнения и уточнения посредством постоянного обмена информацией. Так, документы кадастрового учета являются обязательными для осуществления государственной регистрации прав на объект, а сведения, содержащиеся в ЕГРП, о вещных правах конкретных правообладателей, их ограничениях (обременениях) подлежат обязательному внесению в государственный кадастр недвижимости. В связи с этим органы кадастрового учета и государственной регистрации прав будут взаимодействовать непрерывно.
По общности состава сведений и наличию также достаточно большого информационного ресурса в своей основе системы кадастра недвижимости и регистрации прав близки и к государственному земельному кадастру, который на данный момент осуществляется на основании ст. 70 ЗК РФ, Федерального закона «О государственном земельном кадастре, ряда подзаконных нормативных правовых актов.
Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В этот кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.
Информационным ресурсом для данной системы выступает Единый государственный кадастр земель, в котором содержатся следующие основные сведения о земельных участках:
категория земель и разрешенное использование земельных участков;
описание границ земельных участков, их отдельных частей;
зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения);
экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю;
качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель;
наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.
Моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.
Документом, подтверждающим постановку земельного участка на кадастровый учет и содержащим основные сведения о нем, является кадастровая карта (план).
Хочется отметить, что в связи с принятием комментируемого Федерального закона появилось множество вопросов по осуществлению государственного земельного кадастра.
Главный вопрос, который возникает сразу же: как будут соотноситься рассматриваемый Федеральный закон и Федеральный закон «О государственном земельном кадастре», ведь государственный кадастр недвижимости включает сведения и о земельных участках, и фактически деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости практически повторяет деятельность по ведению государственного земельного кадастр.
Источник: law.wikireading.ru
Система гражданско-правовых договоров, направленных на возведение объектов капитального строительства, и критерии ее формирования (Ершов О.Г.)
Возведение объектов капитального строительства с привлечением третьих лиц в целях реализации инвестиционных проектов или удовлетворения потребности в зданиях, сооружениях как объектов недвижимости неизбежно связано с развитием отношений, основанных на гражданско-правовом договоре. Важно отметить, что такое развитие создает ситуацию, когда гражданское законодательство не содержит достаточных норм, которые касаются того или иного договора, заключаемого при возведении объектов капитального строительства, вследствие чего возникает необходимость в целях правоприменения к обращению общих норм о договоре. Это не всегда позволяет обеспечить надлежащее правовое регулирование отношений, и соответственно задача гражданско-правовой науки в этой части должна заключаться в том, чтобы выявить их юридические признаки, оценить применяемые при возведении объектов капитального строительства договорные модели, попытаться провести систематизацию гражданско-правовых договоров.
———————————
Термин «объект капитального строительства» имеет законодательное закрепление. Под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, иной объект, строительство которого не завершено, за исключением временных объектов (ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (СЗ РФ. 2005. N 1. Ст. 16).
Из этого следует, что объекту капитального строительства свойственны два признака: 1) о нем можно вести речь, когда строительство не завершено; 2) после завершения строительства появляется здание, сооружение или иной объект как недвижимая вещь, перемещение которой невозможно без несоразмерного ущерба ее назначению по причине прочной связи с землей.
Получение системных знаний является существенным признаком юридической науки, поскольку позволяет познать существующую объективно систему права и развить знания о механизме правового регулирования отношений, создать предпосылки для дальнейшего совершенствования норм, в том числе о договорах, направленных на возведение объектов капитального строительства. Системность — признак научного познания , а системный анализ — наиболее перспективное направление разработки методологии социальных исследований . В основе системности права находится существование разных по природе, характеру и назначению систем, которые объективны, носят универсальный характер и взаимосвязаны между собой. Это означает, что изучению подлежат сами системы, внутренние, свойственные праву, системные связи, а также связь права с другими явлениями.
———————————
Берус В.В., Григоров Е.В., Ушаков П.В. Категории и принципы философского осмысления мира: Учеб. пособие. Барнаул: БЮИ МВД России, 2004. С. 63.
Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. С. 232.
Применительно к системному исследованию договоров, направленных на возведение объектов капитального строительства, это предполагает изучение самих общественных отношений и их развития, что можно рассматривать как внешний фактор, способствующий формированию системы правовых норм, а также изучение соотношения норм о договорах и правоотношений возникающих на их основе, системных связей в качестве внутреннего фактора. По сути, объектами исследования должны признаваться само право как одна система и общественные отношения, как система другая, непосредственно связанная с первой. В этой части должны быть вскрыты системные внутренние связи обеих систем, а также внешняя связь, соединяющая системы.
Система есть комплекс взаимосвязанных элементов. В системе неделимым компонентом при заданном способе рассмотрения является элемент. Подсистема — промежуточный комплекс между системой и элементом. Выделяют два типа систем: суммативную и целостную. В первой системность слабо выражена, трудно определить, что выступает в качестве элементов, элементы автономны по отношению друг к другу и слабо связаны. Целостная система — исходный пункт системного общенаучного исследования, здесь четко выраженный элементный состав, можно выделить зависимость системы от каждого элемента и элементов от общих свойств системы .
———————————
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. М.: Проспект, 1998. С. 384.
Учитывая изложенное, необходимо определить, какие системы должны подлежать изучению. Если рассматривать все договорные отношения, которые возможны при возведении объектов капитального строительства, то можно вести речь о суммативной системе.
Например, связь договора поставки строительных материалов, который может заключаться в процессе строительства, с договором строительного подряда существует, но относительно самого процесса возведения объекта капитального строительства она слабо выражена, отношения поставки и строительного подряда слабо связаны. Также относительно процесса возведения объекта капитального строительства можно вести речь о слабой связи договора об учреждении права застройки и договора субподряда. В связи с этим нас должна интересовать целостная система гражданско-правовых договоров, направленных на возведение объектов капитального строительства. Для того чтобы правильно определить ее элементы, необходимо обратить внимание на то, когда возникают отношения по возведению объектов капитального строительства и когда они прекращаются.
Относительно времени возникновения и окончания договорных отношений, связанных с возведением объектов капитального строительства, следует обратить внимание на следующее. Отношения в строительстве основаны на нормах не только частного, но и публичного права.
В частности, для ведения строительных работ требуется получение разрешения органов публичной власти на строительство (ст. 51 ГрК РФ), а также разрешение на ввод в эксплуатацию построенных объектов (ст. 55 ГрК РФ). Это означает, что договорным отношениям по возведению объектов капитального строительства предшествуют публичные отношения и публичные же отношения при получении разрешения на ввод объекта строительства в эксплуатацию завершают весь сложный процесс строительства, т.е. определяют во времени границы таких договорных отношений.
На момент получения разрешения на строительство необходимо представить правоустанавливающие документы на земельный участок, который будет застраиваться. Следовательно, договорные отношения, которые возникают в связи оформлением прав на земельный участок (право аренды, право застройки, соглашения о сервитуте и т.д.), не могут быть элементами исследуемой нами целостной системы договорных отношений, связанных с непосредственным возведением объектов капитального строительства.
Так же не могут быть элементами исследуемой системы и договорные отношения по оказанию услуг, например по оформлению права на строение после ввода строения в эксплуатацию, отношения по обороту зданий, сооружений и другие. Однако на момент получения от органов власти разрешения на строительство необходимо представить материалы проектной документации (проект организации строительства, схемы архитектурных решений и т.д.), которые также могут быть получены на договорной основе, через заключение договора на проектно-изыскательские работы. Но договорные отношения по проектно-изыскательским работам не могут рассматриваться в качестве элементов искомой целостной системы. Законодатель акцентирует внимание на материалах проектной документации, следовательно, часть других материалов может быть подготовлена в процессе строительства.
Вместе с тем если при установлении временных границ взять за основу только публичные отношения, то это не позволяет определить временной интервал возникновения договорных отношений по возведению объектов капитального строительства, если строительство осуществляется самовольно. При самовольном строительстве также возможно привлечение на договорных началах третьих лиц, и здесь на момент начала возведения объекта капитального строительства разрешение на строительство отсутствует.
В связи с этим, для того чтобы верно определить момент возникновения и прекращения договорных отношений, связанных с возведением объекта капитального строительства, необходимо обратиться к содержанию производственного процесса, который предполагает последовательное прохождение трех этапов: изыскательские работы — проектные работы — собственно строительство. В ходе первого этапа проводится сбор информации об условиях будущего строительства и будущей деятельности намеченного к постройке объекта. Этот этап завершается передачей результатов инженерно-геологических, топографо-геодезических, инженерно-изыскательских и других работ, соответствующих материалов в виде технических обмеров, заключений и др. В ходе второго этапа составляются проекты и сметы к нему, а завершается он обычно экспертизой проекта с последующей сдачей его контрагенту-заказчику. Третий этап представляет собой возведение объекта в соответствии с проектом и сметой и завершается сдачей работ заказчику .
———————————
Басин Ю.Г. Проект. Строительство. Закон. М.: Юридическая литература, 1978.
С. 51.
По сути это означает, что в основу определения для изучения структурных элементов целостной системы должен быть положен производственный процесс как совокупность действий, направленных для достижения единой цели — получения через возведение объекта капитального строительства здания, сооружения как недвижимой вещи, способной быть объектом вещных прав. В этой системе можно выделить две подсистемы: 1) развивающиеся общественные договорные отношения и 2) правовая форма этих отношений. С позиции права первая подсистема является внешним фактором для второй и неразрывно с ней связана. В первой подсистеме можно выделить три уровня отношений в зависимости от того, какую роль они играют для достижения единой, главной цели (получение недвижимой вещи как объекта вещного права): а) отношения, результатом развития которых является организация возведения объектов капитального строительства (первый уровень); б) отношения, результатом развития которых является создание условий для непосредственного возведения объектов капитального строительства (второй уровень); в) отношения, результатом развития которых является появление здания, сооружения как недвижимой вещи. Договорные отношения связаны между собой, развиваются циклично, последовательно, могут быть представлены в полном объеме при возведении объектов капитального строительства либо частично, в зависимости от заданной изначально организации строительства.
Вместе с тем отношения, результатом развития которых является появление здания, сооружения как недвижимой вещи, — это обязательные, имущественные основные отношения, без существования которых объект недвижимости появиться не может. Другие отношения первой подсистемы имеют факультативный характер, т.е. они могут быть или не быть, что обусловлено организацией строительства. Если они существуют, то применительно к основным отношениям играют вспомогательную роль. Если присутствуют отношения основные и факультативные, то между ними возникает внутренняя системная связь. Заданную волеизъявлением участников отношений организацию строительства можно рассматривать как внутрисистемную связь, объединяющую выделенные три уровня первой подсистемы. Речь идет об организационных отношениях как «построенных на началах координации социальных связях, которые направлены на упорядочение (нормализацию) иных общественных отношений, действий их участников» .
———————————
Красавчиков О.А. Гражданские организационно-правовые отношения // Советское государство и право. 1966. N 10. С. 50 — 57.
О.С. Иоффе выступал за то, чтобы одновременно договор рассматривать с разных сторон: и как юридический факт, и как правоотношение, и как форму, применяемую при заключении . На наш взгляд, в целях изучения выделенной второй подсистемы позиция О.С. Иоффе выглядит более привлекательной, поскольку, с одной стороны, позволяет глубоко рассмотреть саму правовую форму договорных отношений, связанных с возведением объектов капитального строительства, с другой — выявить объективные закономерности взаимодействия между правом и отношениями или выделенными подсистемами целостной системы. Элементами второй подсистемы являются нормы права, которые направлены на регулирование отношений, юридический факт, правоотношение и акты реализации права, которые одновременно являются элементами механизма правового регулирования отношений . Следовательно, если нами ставится задача рассмотреть взаимосвязь двух подсистем, то необходимо посмотреть, как правовые средства воздействия на договорные отношения соответствуют договорным отношениям. Это обусловлено тем, что основная цель законодательства заключается в том, чтобы с максимальной эффективностью регулировать общественные отношения.
———————————
Иоффе О.С. Избранные труды: В 4 т. Т. III. Обязательственное право. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 75.
Алексеев С.С. Общая теория права: Курс в 2 т. Т. 2. М.: Юридическая литература, 1982. С. 24 — 30.
Учитывая изложенное, можно вести речь в рамках второй подсистемы о системе гражданско-правовых договоров, направленных на возведение объектов капитального строительства и ее познание. И здесь возникает вопрос о методологии исследования. В соответствии с типами правопонимания сложились основные три научные школы: юридического позитивизма, когда наука должна изучать только действующее право через догматический метод исследования; теории естественного права, когда законы государства должны соответствовать идеальному праву; социологической концепции права, когда право надо изучать совместно с другими элементами системы .
———————————
Философия права: Курс лекций в 2 т. Т. 1 / Отв. ред. М.Н. Марченко. М.: Проспект, 2011. С. 91.
Применение только догматического метода при уяснении смысла правовых норм без учета особенностей самого отношения приводит к тому, что дальнейшее совершенствование гражданского законодательства идет по пути создания правовых моделей поведения, которые неточно соответствуют складывающимся отношениям, неточно отражают их. В конечном итоге не удается обеспечить надлежащее правовое регулирование, что приводит к возникновению споров, достаточно обратить внимание на материалы судебной практики . В связи с этим в юридической литературе наблюдаются попытки поиска иных методов изучения правовых норм.
Отмечается, что при правовом исследовании происходит осознание недостаточности классической догматической юриспруденции, поскольку уяснить юридический смысл правовой нормы исходя исключительно из ее текста невозможно . Основной недостаток в том, что изучение норм в отрыве от самих отношений позволяет с точки зрения логики сделать безупречные выводы, разработать правовые конструкции, которые не в полной мере будут применимы для регулирования самих отношений. Следовательно, изучение права без изучения отношений, которые являются экономическим базисом, невозможно. Юридические конструкции должны быть разработаны с учетом самих отношений, их развития. Необходимо выделять юридически значимые свойства отношений и в последующем исследованию подвергать меры возможного и должного поведения, смотреть, как развитие общественных отношений оказывает влияние на формирование прав и обязанностей участников, основания возникновения и прекращения этих прав.
———————————
См.: информационные письма Президиума ВАС РФ от 25 июля 2000 г. N 56 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договорами на участие в строительстве» (Вестник ВАС РФ. 2000. N 9), от 24 января 2000 г. N 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» (Вестник ВАС РФ. 2000. N 3).
Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики / Под ред. В.А. Белова. М.: Юрайт-Издат, 2008. С. 144, 145.
Применительно к нашему исследованию это означает, что научное изучение гражданско-правовых договоров, направленных на возведение объектов капитального строительства, должно быть определено социологической концепцией права, в рамках которой необходимо подвергнуть анализу сами договорные отношения (первую подсистему) и договор как их гражданско-правовую форму (вторую подсистему), учитывая, как справедливо отмечал С.С. Алексеев, единство формы и содержания правоотношения . Если исходить из связи подсистем, единства юридической формы и экономического содержания, то при изучении системы гражданско-правовых договоров, направленных на возведение объектов капитального строительства, необходимо отталкиваться от самих отношений, выделять их правовые признаки и на их основе формировать систему договоров.
———————————
Алексеев С.С. Общая теория социалистического права: нормы права и правоотношения: Курс лекций. Вып. 2. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1964. С. 57.
Такой подход не рассматривается в юридической литературе, а, напротив, проводятся попытки построения системы гражданско-правовых договорных моделей, применяемых в строительстве, только используя догматический метод. В частности, Е.Б.
Козлова предлагает в качестве критерия системы договоров в строительстве применять предмет договора и взаимодействие публичного и частного интереса . На наш взгляд, эти элементы не могут быть приняты за основу по следующим причинам. Во-первых, в теории гражданского права существуют разные позиции о том, что считать предметом договора и как предмет договора должен быть соотнесен с предметом обязательства и объектом обязательства.
Во-вторых, граница соотношения публичного и частного интереса со временем меняется, что можно наблюдать, например, при сравнении гражданского законодательства плановой и рыночной экономики. Здесь следует отметить, что проблема соотношения публичного и частного интереса и определение границы их разделяющей — одна из фундаментальных проблем науки гражданского права. В-третьих, автор рассматривает договоры в строительстве только с точки зрения юридического факта и не уделяет должного внимания содержанию договора как правоотношения, т.е. моделям поведения сторон и что лежит в основании формирования субъективного права и юридической обязанности. В-четвертых, система договоров рассматривается в статике и не уделяется внимания динамике развития отношений, и соответственно, не делаются выводы о том, как такая динамика оказывает влияние на договорное правоотношение.
———————————
Козлова Е.Б. Развитие системы договорных моделей, опосредующих создание объектов недвижимого имущества в Российской Федерации: Дис. . докт. юрид. наук. М., 2013.
В связи с этим заслуживает внимания иной методологический подход в изучении системы договоров, направленных на возведение объектов капитального строительства. В частности, Р.П. Познером выдвигается общая идея изучения права через экономические начала . Суть ее в том, что необходимо отталкиваться от субъекта, который принимает решение, сравнивая для себя возможные выгоды и издержки, стремясь максимизировать свое состояние. Поведение людей детерминируется средой, в которой они осуществляют свою экономическую деятельность, одновременно экономическое поведение воздействует на структуру самой среды, что указывает на их взаимосвязанность. На наш взгляд, рациональность такого подхода присутствует, поскольку применительно к правовым исследованиям заставляет идти от отношений к нормам права, а не от норм права к отношениям, что вполне соответствует социологической концепции права.
———————————
Познер Р.П. Экономический анализ права: В 2 т. Т. 1 / Под ред. В.Л. Тамбовцевой. СПб.: Экономическая школа, 2004.
С. 32, 33, 124, 127.
Если обратиться к фундаментальной работе И.А. Покровского о проблемах гражданского права, то применительно к обязательствам ученый отмечал следующее. Обязательство имеет своей целью создать некоторую связанность воли должника, принудить его к известному поведению в интересах кредитора.
В обязательстве заключается личностный элемент, игнорировать который невозможно, поскольку всякое поведение зависит от воли лица и всякое обязательство есть допустимая законом форма давления на эту волю способом создания некоторой дополнительной мотивации . Здесь возникает вопрос о том, что лежит в основе формирования воли лица, что является причиной. Совершенно очевидно, что такой причиной и основой формирования воли являются развивающиеся отношения, которые выступают объектом правового регулирования.
Следовательно, при оценке правовых конструкций их игнорировать нельзя. Применительно к нашему исследованию договорные отношения, связанные с возведением объектов капитального строительства, их развитие составляют основу правовой формы. Поэтому при изучении системы гражданско-правовых договоров это должно быть учтено обязательно. Только при таком подходе возможно полное понимание целостной системы, ее основных двух подсистем и их взаимосвязь.
———————————
Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М.: Статут, 1998. С. 244.
Необходимо определить, каким образом складывающиеся при возведении объектов капитального строения отношения оказывают влияние на формировании договорных связей, выборе вида и условий договора. Для этого обратим внимание на структуру договорных хозяйственных связей в строительстве.
В.С. Каменков предлагает рассматривать структуру хозяйственных связей рассматривать с двух позиций: 1) одного договора или всей совокупности имеющихся и возможных договоров; 2) совокупности договоров данного субъекта хозяйствования. В рамках первого подхода структура договорных связей зависит от типа и вида договора, его целей, количества лиц, участвующих в заключении и исполнении договора и других факторов. Здесь структура хозяйственных связей может быть простой (с участием двух субъектов хозяйствования) и сложной, когда предполагается участие контрагентов одного или нескольких промежуточных звеньев.
Сложная договорная структура может иметь место и в рамках одного договора, например строительного подряда, когда на стороне подрядчика может выступать большое количество субподрядчиков. В рамках второго подхода структура связей предполагает двух контрагентов, между которыми возникает основное обязательство, но исполнение этого обязательства сопровождается другими договорами, которые заключают участники обязательства с другими контрагентами. Для четкого исполнения обязательства требуется совмещение условий основных и вспомогательных договоров в части количества, сроков и т.д. Фактически это взаимосвязь основного и требующихся для его исполнения иных вспомогательных и обслуживающих договоров .
———————————
Каменков В.С. Структура договорных связей в хозяйственных отношениях // Предпринимательское право. 2007. N 2. С. 35 — 38.
Это вполне соответствует представлению о выделенных нами ранее подсистемах — договорных отношениях и их гражданско-правовой форме. В частности, здесь следует выделять хозяйственные связи, которые складываются в рамках одного договора, например генерального подряда в строительстве, когда генеральный подрядчик привлекает для исполнения своего обязательства третьих лиц (субподрядчиков).
Широкое распространение получили хозяйственные связи, когда, например, заказчик привлекает на договорных началах инженера (ст. 749 ГК РФ), а также может заключать договор авторского надзора. Несложно заметить, что заключаемые заказчиком договоры совершенно разные, но необходимые в конечном итоге для того, чтобы получить надлежащий результат в виде вновь возведенного здания (сооружения). Это наводит на мысль о том, что структура договорных связей в строительстве должна быть подчинена главной цели — получению здания (сооружения) как объекта недвижимости, которая может достигаться через организацию производственного процесса и организационные отношения.
Исходя из единства гражданско-правовой формы и содержания, можно сделать вывод, что гражданско-правовые договоры, направленные на возведение объектов капитального строительства, также образуют систему. Важно отметить, что отношениям различного уровня первой подсистемы соответствует своя договорная форма. В частности, отношениям, результатом развития которых является организация возведения объектов капитального строительства (первый уровень), соответствуют предварительный и дивелоперский договоры в строительстве. Отношения, результатом развития которых является создание условий для непосредственного возведения объектов капитального строительства (второй уровень), облекаются в юридическую форму договоров подряда на проектные и (или) изыскательские работы, по авторскому надзору в строительстве и на участие инженера в строительстве. Отношениям, результатом развития которых является появление здания, сооружения как недвижимой вещи, соответствуют договоры строительного подряда, субподряда и долевого участия в строительстве .
———————————
Договор долевого участия в строительстве по природе является спорным. Например, П.В. Сокол, отталкиваясь от теории организационных отношений, предложил данный договор рассматривать в качестве организационных гражданско-правовых договоров (см.: Сокол П.В. Договор участия в долевом строительстве: Учебно-практическое пособие. М.: Ось-89, 2008. С. 14).
Следовательно, такой договор, очевидно должен быть отнесен к договорам первой группы. Полагаем, предложенный подход является неточным. Не учитывается то, что застройщик может своими силами также выполнять строительные работы, а это указывает на совершенно иную природу договора участия в долевом строительстве, что требует проведения дополнительного исследования.
Система гражданско-правовых договоров, направленных на возведение объектов капитального строительства, имеет юридическое значение. Система может служить основной создания эффективного гражданского законодательства или позволит разработать правовую регламентацию, которая будет соответствовать складывающимся отношениям. Это не только может иметь правотворческое и кодификационное значение, но и предполагает эффективное решение правоприменительных задач. Признаки и критерии системы послужат основой для унификации гражданско-правовых норм, которые можно будет применять ко всем договорам в строительстве. Учитывая, что договорные отношения развиваются, появляются новые договорные модели, которые при наличии системы договоров могут быть отнесены к тому или иному типу.
Критериями формирования системы гражданско-правовых договоров, направленных на возведение объектов капитального строительства, должны быть юридически значимые признаки отношений. Правовые критерии должны связывать договорные отношения с характеристикой того волевого акта, который совершили хозяйствующие субъекты на основе ранее возникших этих отношений. М.В. Гордон справедливо отмечал, что договор есть юридический акт, а не простое следствие экономических отношений и правовые критерии необходимо связывать именно с этим волевым актом. Только правовая характеристика договора как волевого выражения экономических потребностей может служить основанием для определения существенных признаков договора . Но что лежит в основании принятия волевого акта, ученый окончательно не установил.
———————————
Гордон М.В. Система договоров в советском гражданском праве // Ученые записки Харьковского юридического института. Вып. 5. Харьков: Харьковский ун-т, 1954. С. 84.
В научной литературе традиционно рассматривается три подхода при определении оснований такой системы, а именно основанием следует считать: а) критерий особой экономической сферы; б) правовой результат ; в) смешанный критерий, объединяющий первые два . Несостоятельность таких оснований классификации обязательств убедительно показана М.И. Брагинским , по причине несовпадения содержания правового и экономического отношения, а также недостаточной определенности того, что считать правовым результатом. На наш взгляд, система гражданско-правовых договоров не может быть построена без учета влияния развития самих общественных отношений. С другой стороны, также необходимо учитывать, что системные признаки одновременно могут быть признаками экономическими и юридическими, и между ними иногда трудно провести четкую грань .
———————————
Там же. С. 84, 85.
Иоффе О.С. Избранные труды: В 4 т. Т. III. Обязательственное право. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 72.
Брагинский М.И. Избранное. Общее учение о хозяйственных договорах. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Контракт, 2008. С. 23 — 26.
Там же. С. 27.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Источник: lexandbusiness.ru
Правовое регулирование строительства, реконструкции, капитального ремонта, объектов капитального строительства.
Объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, а также объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершённого строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек [1] .
Органы строительного контроля и надзора. Правовое регулирование их деятельности.
Государственный строительный надзор устанавливается Градостроительным кодексом (статья 54) и осуществляется на основе Положения, утверждённого Правительством РФ [1] .
В зависимости от вида объекта строительства надзор подразделяется на федеральный и региональный. Федеральный надзор уполномочены выполнять Ростехнадзор, МО РФ, ФСБ, ФСО, «Росатом»; региональный — органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Понятие, предмет, метод, источники и система административного права.
Административное право — отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.
методы:
1) предписание — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой;
2) запрет — возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия;
3) дозволение — юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях,
Предметом административного права являются разнообразные по содержанию общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти, иными государственными органами и должностными лицами.
К числу правовых источников административного права относятся:
- Конституция РФ;
- федеральные конституционные законы; федеральные законы;
- постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ;
- правовые акты, устанавливающие правовой статус федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств;
- нормативные акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
На уровне субъектов РФ источниками административного права являются:
- законодательные и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов (конституции республик — субъектов РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов);
- правовые акты органов местного самоуправления, их администрации и исполнительных органов, принимаемые в пределах предоставленных им полномочий.
Административное наказание и его виды
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В настоящее время КоАП РФ установлены девять видов административных наказаний. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
- предупреждение;
- административный штраф;
- возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
- административный арест;
- административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства;
- дисквалификация;
- административное приостановление деятельности.
Структура нормативной базы в области управленческой и предпринимательской деятельности в строительстве
Категории земель и их значение.
Распределение земель по категориям в Российской Федерации видно из следующих полученных данных из государственной статистической отчетности земельного фонда Российской Федерации и составляет 1709,8 млн. Га без учета внутренних морских вод и территориального моря:
— земли лесного фонда – 64,8% (1108,5 млн.Га);
— земли сельскохозяйственного назначения – 23,4% (400,0 млн.Га);
— земли запаса – 6% (102,3 млн.Га);
— земли особо охраняемых природных территорий – 2,0% (34,8 млн.Га);
— земли водного фонда – 1,6% (28,0 млн.Га);
— земли населенных пунктов – 1,2% (19,5 млн.Га);
— земли промышленного и иного специального назначения – 1,0% (16,7 млн.Га
Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 963 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net