Способна ли экономика удовлетворить все потребности людей? Можно ли измерить экономическую деятельность? Как развивается экономика — стихийно или по своим законам? Выгодна ли потребителю конкуренция производителей?
Экономика — это наука, которая изучает деятельность людей, направленная на производство нужных, жизненных благ. Синонимом к слову экономика является «хозяйство». Экономика тесно связана с такими понятиями как производство товаров и услуг, распределение и потребление.
Люди постоянно нуждаются в чем-то. В питании, в одежде, в посуде, в мебели — все эти нужды можно перечислять очень долго. Экономика же удовлетворяет эти потребности. В экономику входит сельское хозяйство, охота, лесоводство, строительство, маркетинг, информационные технологии и так далее. Экономика создает благо, например, какой-либо продукт труда, этот продукт удовлетворяет потребность индивида.
Вопросы и задания к документу
1. Почему автор считает необходимым «вернуться к осмыслению особой роли и места в науке российской школы экономической мысли»? Чем определяется самобытность этой научной школы?
Тарас Медведкин — Знания как предмет экономики
Автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли, в связи с глобализацией, ставшей ведущей тенденцией мирового развития. Самобытность этой русской научной школы, что она обладала отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем.
2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию?
По мнению Л. И. Абалкина, российская цивилизация отличается от Запада тем, что мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления. Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха. Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство.
3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны?
Да можно, ведь использование наукой этих экономических подходов гарантирует нам комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообобащающих процессоввзаимодействия стран, а значит и развития страны.
4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия XX в., приведите примеры, подтверждающие вывод учёного о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учёными-экономистами, привело к неудачам.
Экономический кризис 1998г
Предмет, метод и структура современной экономической науки
1. С чем связано появление экономической науки?
Экономическая наука возникла в семнадцатом-девятнадцатом веках (когда постепенное усложнение хозяйственной деятельности привело к тому, что управлять ею, координировать её, не имея сколько-нибудь системных представлений, было уже невозможно).
С другой стороны, в тот же период оформлялись и другие общественные и социальные науки в современном виде. Представление об обществе и его развитии на основе стереотипов и частных наблюдений оказывалось недостаточным, требовалось уже понимание глубинных закономерностей.
2. Каковы основные проблемы экономической науки? Назовите и охарактеризуйте их.
Таковыми составляющими являются главные вопросы экономики:
выбор предмета производства (что производить);
выбор будущих потребителей продукции (для кого производить);
выбор форм и способов производства (как производить);
оптимизация потребностей и имеющихся возможностей;
рациональный подход к использованию имеющихся ресурсов;
постоянное изучение закономерностей экономического и общественного развития.
3. Что изучают макроэкономика и микроэкономика?
Микроэкономика – это раздел экономической теории, в котором анализируется хозяйственная деятельность предприятий, домашних хозяйств, а также собственников факторов производства.
Макроэкономика – это раздел теории экономики, который изучает поведение экономики в целом с позиции обеспечения условий устойчивости экономического роста, уменьшения уровня инфляционных процессов, полной занятости ресурсов, а также равновесия платежного баланса.
4. Что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления? Какова роль экономической деятельности в этом процессе?
Для того, чтобы объекты природы стали предметами потребления их необходимо преобразовать посредством промышленности. Например, у нас есть дерево. Для того, чтобы сделать из дерева предмет потребления, например, мебель, нам необходимо производство, на котором мы из дерева изготовим мебель.
Роль экономической деятельности здесь большая; можно сказать, что именно это движет подобным преобразованием, поскольку объект природы преобразовывается в предмет потребления для обогащения, для прибыли.
5. Как можно измерить и определить валовой внутренний продукт?
Внутренний валовый продукт — это общая стоимость всех, произведённых в стране товаров за год.
К расчёту принимается только готовый конечный товар и только изготовленный на территории отдельно взятого государства.
Рассчитать этот показатель предоставляется возможным посредством двух способов.
В первом способе расчёта внутреннего валового продукта за составляющую цены берётся реальная стоимость товара за текущий период расчёта. Такой показатель ВВП будет считаться номинальным.
Второй способ предусматривает расчёт с использованием постоянной стоимости товаров, тогда показатель будет называться реальным внутренним валовым продуктом. Но при расчёте ВВП вторым способом необходимо производить вычисления с учётом роста цен.
6. Какими способами можно увеличить объём производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах?
Способов не так много, однако они позволяют решить поставленную задачу.
1) Рационально использовать поступающие ресурсы, повышать КПД производственного оборудования и технологических линий;
2) Повышение уровня переработки, степень извлечения металлов из их руд, нефти из нефтесодержащих пластов;
3) Поиск способов замены дефицитных материалов в процессе производства продукции менее дефицитными, находящимися в природе практически в неограниченном количестве;
4) Разработка новых технологий изготовления продукции, изыскание и обновление технологических рецептов продукции.
1. ВНП Китая выше, чем ВНП Франции. Можно ли на этом основании сделать вывод о лучшем положении дел в его экономике? Свой ответ поясните.
Конечно же, нет. Валовый национальный продукт, в отличие от валового внутреннего продукта, учитывает доходы граждан, полученные на территории иностранных государств, либо же с помощью иностранных экономических субъектов, соответственно, как правило, такие доходы не облагаются налогами и не идут в казну государства, чей ВНП считается.
Поэтому ВНП — это всего лишь вспомогательный показатель, который говорит об экономической активности населения, но не благосостоянии всего государства.
2. Заполните в тетради таблицу «Разделы экономической науки».
Впишите перечисленные проблемы в соответствующие графы таблицы: условия заключения предпринимательской сделки, оборот международного валютного рынка, конкуренция производителей, снижение темпов экономического роста, взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров, углубление международного разделения труда, занятость населения, издержки и рентабельность предприятия, внешнеторговая политика стран, уровень и темпы инфляции, причины экономического кризиса, причины роста заработной платы в нефтедобывающей отрасли.
1. условия заключения предпринимательской сделки.
микроэкономика
2. оборот международного валютного рынка.
мировая (международная) экономика
3. конкуренция производителей.
макроэкономика
4. снижение темпов экономического роста.
макроэкономика
5. взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров.
макроэкономика
6. углубление международного разделения труда.
мировая (международная) экономика
7. занятость населения.
макроэкономика
8. издержки и рентабельность предприятия.
микроэкономика
9. внешнеторговая политика стран.
мировая (международная) экономика
10. уровень и темпы инфляции.
макроэкономика
11. причины экономического кризиса.
макроэкономика
12. причины роста заработной платы в нефтедобывающей отрасли.
макроэкономика
3. В экономическом развитии России заметна тенденция к уменьшению количества материальных благ, получаемых гражданами бесплатно от государства, и переходу к платному потреблению услуг жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, культуры, сферы досуга. Обсудите эту тенденцию в социально-экономических процессах и объясните её влияние на структуру расходов и поведение потребителей.
Это тронуло не только Россию, никто не спорит, что Россия в эконом развитии не преуспевает уже с давних времен. Если внимательно читать историю, то можно заметить достаточно замедленный прогресс в развитии не только в данной сфере, но и в промышленной. Что касается выше перечисленных факторов, то в них она менее отстает, вероятно из-за стремления быть лучше, быть первой во всем, но увы до идеала стране далеко, особенно если взглянуть на пенсию для пожилых, курс, финансы. в общем ужас.
4. В 2004 г. в России введено обязательное страхование автомобилей. Этот процесс имел как сторонников, так и противников среди владельцев машин. Какую позицию поддержали бы вы? Ответ аргументируйте.
Пожалуй, я поддержу сторонников страхования автомобилей. Дело в том, что автомобиль – травмоопасный транспорт.
Да и повреждения могут появиться на автомобиле даже если он стоит в гараже или на парковке – неаккуратная езда других автомобилистов может испортить внешний вид вашего автомобиля. Кроме того, могут проводиться ремонтные работы, может подняться сильный ураган или случится другая катастрофа, и потраченные деньги на автомобиль можно будет возместить.
Страхование автомобиля хорошая идея еще потому, что она страховая компания несет расходы на ремонт и восстановит транспортное средство в случае аварии, стихийного бедствия, падения дерева или камня, разбившего стекло. Да, страховка погашает не все, но это лучше, чем сидеть вообще ни с чем.
Страхование поможет защитить автомобиль от целенаправленного причинения вреда автомобилю, например, если автомобиль угнали или взломали, ущерб можно будет возместить.
Страхование будет полезным, если автомобиль был куплен в кредит, потому что, например, при КАСКО ставка по кредиту может быть понижена от 5 до 10 пунктов, хотя само КАСКО тоже дорогое.
Минусы тоже есть, например, дороговизна страховки, но в любом случае, лучше грамотно подойти к выбору страхования, чем получить ущерб и жалеть о расходах.
Источник: dzotvet.ru
Предмет в строительстве это экономика
1. Демиденко, Д.С. Затраты на обеспечение и повышение качества продукции. Их классификация / Д.С. Демиденко, Е.М. Карлик // Стандарты и качество. – 1977. –№ 8. – С.50 — 57.
2. Леонова, Т.И. Экономические аспекты управления качеством / Т.И. Леонова. – СПб.: СПбГЭУ, 2013. – 100 с.
4. Скрипко, Л.Е. Экономическое управление качеством: теория и методология / Л.Е. Скрипко. – СПб.: СПбГУЭФ, 2006. – 203 с.
5. Экономика качества. Основные принципы и их применение / под ред. Дж. Кампанеллы / пер. с англ. А. Раскин / науч. ред.
Ю.П. Адлер и С.Е. Шепетова. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. – 232 с.
В условиях финансового кризиса и нестабильности большой интерес вызывают экономические вопросы менеджмента качества в организациях, в том числе в строительной отрасли, связанные с определением затрат на качество и эффективностью деятельности в области качества. Эти проблемы исследуются в рамках науки экономики качества (ЭК), определяющей категории, экономические модели и механизмы совершенствования качества деятельности организации и общества для укрепления конкурентоспособности на рынке.
По мнению авторов, экономику качества строительной организации можно выделить как самостоятельную область исследований с позиции влияния качества строительной деятельности на ее экономические показатели и учета качества как равноправного стратегического индикатора деятельности строительной организации и отрасли. Экономика качества в строительстве приобретает особое значение также потому, что главной целью строительной организации является создание качества продукции, а именно – зданий, сооружений и инфраструктуры как фундаментальной основы деятельности любой организации, а также в связи с высокой социальной значимостью объектов строительства для населения в части предоставления жилья, что в целом определяет необходимость развития строительной деятельности, ориентированной на постоянное совершенствование качества.
Система элементов экономики качества для строительной организации может быть построена по следующим признакам, а именно:
• Объекту качества в строительстве;
• По направлениям деятельности в области качества;
Первый признак элементов системы экономики качества отражает объекты качества, наличие которых определяет предмет исследования науки экономики качества, объектами качества могут выступать любые предметы и явления. Для экономики качества рассматриваются только те, которые участвуют в производственных отношениях (производстве, распределении, потреблении). Объекты качества в строительстве могут классифицироваться: по уровням управления: организация, отрасль, регион, государство, по видам строительной деятельности (жилищная, коммерческая, ремонтная и прочая деятельность, по объектам: здания, сооружения, инфраструктура и пр.), а также по признаку продукта (как завершенного действия), или процесса – как непрерывной деятельности. Т.е. можно говорить о качестве строительной продукции отдельной организации, строительной отрасли, региона в целом, или, например, о качестве строительных процессов, соответственно, по уровням управления и видам строительной деятельности.
Вторым признаком являются важнейшие направления деятельности в области качества в строительстве, которыми являются:
1) менеджмент качества в строительстве;
2) стандартизация и сертификация в строительстве;
3) метрология и измерения в строительстве;
4) мотивация и обучение в строительстве.
Третьим признаком выступают ключевые категории экономической теории, основными из которых являются две группы: затраты и результаты, которые для экономики качества выступают как затраты и результаты, связанные с качеством. Все другие экономические показатели, включая показатели эффективности, представляют из себя различные уровни детализации затрат и результатов, их соотношение или показатели для оптимизационных моделей качеств, связанные с достижением необходимого качества с меньшими затратами или достижением большего качества на единицу затрат.
Для строительства экономические показатели, связанные с качеством, могут рассматриваться в разрезе двух основных категорий, а именно:
• затрат, связанных с качеством, которые могут содержаться в строительных сметах затрат, текущих издержках, капитальных вложениях (инвестициях), себестоимости строительной продукции, бюджетах, статьях и элементах затрат и других видах затрат;
• результатов, связанных с качеством, которые могут включать как стоимостные результаты: объем реализации, цены, прибыль, денежные потоки, стоимостные эффекты, обусловленные качеством, а также и нестоимостные результаты: удовлетворенность, лояльность, социальные и рыночные эффекты и другие показатели результата, обусловленные качеством.
Также можно определить принципы формирования категорий экономики качества строительной организации, а именно.
• Принцип выделения затрат, связанных с качеством. В основе экономического механизма ЭК лежит утверждение, что качество объекта (продукции, процессов) как неотделимая от этих объектов сущность создается с определенной нормой использования ресурсов (информационных, материальных, трудовых, финансовых).
Ресурсы в товарно-денежных отношениях определяются стоимостными единицами и формируют затраты на создание качества в широком смысле слова; в этом понимании они будут совпадать с полными затратами на создание объектов качества. Выделение самостоятельных затрат на качество можно производить путем выявления величины изменения полных затрат под воздействием фактора качества, который может влиять на уменьшение или увеличение экономических норм затрат на создание объектов. Т. о. затраты на качество – это часть полных затрат на производство продуктов. Также, с нашей точки зрения, все затраты на качество можно разделить по экономичному содержанию и содержанию с точки зрения управления: на управляемые затраты (текущие затраты на производство, связанные с проведением контроля и потерями вследствие низкого качества) и управляющие затраты (инвестиционные затраты на мероприятия по предупреждению потерь).
• Принцип экономической эффективности, связанной с качеством, как результирующая оценка в экономике качества. Экономическая эффективность предполагает соотношение эффектов с ресурсами (затратами), потребленными на получение данных эффектов.
В целом может быть построена матрица элементов системы экономики качества в строительстве, которая имеет вид, представленный в таблице 1.
Матрица элементов системы экономики качества в строительстве
Объект качества в строительстве
Направление деятельности в области качества
2.Строительная отрасль по регионам
Строго говоря, элементом системы экономики качества может выступать элемент – Э i,j,k, где i – индекс объекта качества;j – индекс направления деятельности в области качества;r – индекс экономической категории, связанной с качеством.
Каждый элемент системы экономики качества может представлять собой отдельный предмет экономических исследований и характеризуется специфическим для элемента набором категорий и показателей.
В данной статье мы остановимся на общих положениях, применяемых для всех выделенных элементов системы экономики качества.
К настоящему моменту разработано множество подходов экономики качества [1-5], которые используют стоимостные единицы для определения эффектов и затрат (ресурсов), что позволяет строить модели управления затратами на качество и других категорий экономики качества. В производственно-промышленной сфере общепринято выявлять окончательный и исправимый брак продукции, определен порядок бухгалтерского (управленческого) учета и калькулирования потерь от брака, принята градация (сортность) качества продукции (как приемлемо низкая, средняя или премиум), развита область оценки затрат на контроль, аудит, измерения качества продукции и подобное. В коммерческих организациях могут возникать явные выявляемые в учете затраты и перерасходы ресурсов, связанных с качеством, а также неявные, не осязаемые потери, связанные с низким качеством, которые тем не менее можно выразить в стоимостном виде через анализ потерь доходов или прибыли.
Специфика для строительства заключается в том, что основой для управления затратами в строительстве является сметное проектирование и контроль за исполнением сметных показателей. Эта позиция имеет непосредственное отношение к формированию затрат на качество в строительной организации в том смысле, что заложенные в строительные сметы нормы и расценки могут выступать затратами на соответствие качеству, а отклонения от сметных показателей составят величину потерь, часть из которых будет являться потерями вследствие несоответствия качеству.
Также особенностью строительной организации с точки зрения выявления состава управляемых затрат, связанных с качеством, заключается в практическом отсутствии самостоятельной службы контроля и испытаний, отсутствии окончательного брака в капитальном строительстве. В бухгалтерском учете, вместе с тем, могут отражаться затраты, связанные с претензиями заказчика, предъявляемые после окончания строительных работ и сдачи объекта в эксплуатацию заказчику. В то же время внутренние отклонения от заданного качества процессов являются скрытыми, в том числе и потери, которыми можно управлять в системе менеджмента качества (СМК). Объем скрытых управляемых отклонений (перерасхода) может достигать до 15% сметного объема затрат. Это значительная потенциальная экономия в случае предупреждения таких потерь.
В отношении скрытых потерь, связанных с качеством, в строительной организации важно определить признак, по которому потери надо относить к деятельности по качеству в строительной организации. Признак отнесения потерь к непосредственно управляемым или неуправляемым внутри организации определяется типом причин, которые возможно или невозможно предотвратить путем управления качеством. Для строительной отрасли наиболее характерно то, что управляемыми потерями являются потери, связанные с перерасходом по норме используемых материальных ресурсов (покупных материалов, топлива, энергии и пр.), заложенных в смету, отклонения, связанные с нормой выработки и тарифными ставками работников, а неуправляемыми являются цены на внешние поставки, изменения МРОТ и другие отклонения, связанные с неуправляемыми внешние воздействия. Таким образом, управляемые отклонения в системе менеджмента качества – это такие, на которые СМК организации может влиять путем разработки и применения корректирующих и предупредительных мероприятий в области качества.
Способы определения значений показателя эффективности строительной деятельности могут включать как расчет совокупных результатов его деятельности на единицу затраченных ресурсов (социально-экономическая эффективность), так и расчет экономической эффективности, представляющий отношение стоимостных эффектов, связанных с качеством, на единицу затрат их обеспечивающих.
Теоретические основы экономики качества состоят в разработке экономических моделей и механизмов формирования затрат и результатов. Экономическая модель менеджмента качества включает установление механизма формирования всех ее основных элементов: затрат, результатов и эффективности деятельности, в зависимости от управленческих действий по обеспечению и улучшению качества.
С нашей точки зрения, экономический механизм должен отражать взаимосвязь внешних и внутренних факторов с позиции, связанной с удовлетворенностью требованиями к качеству всех заинтересованных сторон и с возможностью управления затратами и результатами на основе экономических критериев. В самом общем виде концептуальный экономический механизм формирования и управления качеством в любой организации – единый для организаций всех сфер и не зависит от источников финансирования – бюджетных или коммерческих, т.к. качество и удовлетворенность качеством будет результирующим показателем для любой организации, а для создания любых объектов качества необходимо использовать какие-либо ресурсы, которые надо учитывать, анализировать и управлять ими для получения необходимого уровня качества.
Концептуальный механизм формирования качества в строительной организации, включающий взаимосвязь основных категорий экономики качества: требования к качеству и удовлетворенности (лояльности) заинтересованных сторон; экономических потерь, связанных с качеством; инвестиций в качество; результатов, обусловленных повышением качества, представлен на рисунке 1.
Главным прямым воздействием внешней среды для формирования качества в строительстве является наличие требований к качеству строительной продукции заинтересованных сторон (потребителей, партнеров, общества), а достигнутая удовлетворенность фактическим качеством является элементом обратной связи. Удовлетворенность потребителя формирует его лояльность к качеству, которая определяется желанием больше покупать при лучшем качестве, в этом отношении показатель лояльности более предпочтительный критерий. Если покупатель отказывается в дальнейшем приобретать данное качество, предприятие несет потери. Таким образом, предприятие, выпускающее неудовлетворительное качество, теряет лояльность потребителей. Следовательно, характер взаимосвязи между лояльностью покупателей и потерями предприятия в данном случае заключается в том, что, чем выше лояльность покупателей, тем меньше экономические потери, и наоборот, низкая лояльность покупателей к качеству определяет высокие потери для организации.
Таким образом, при невыполнении внешних требований заинтересованных сторон в организации могут возникать потери, связанные с качеством. Эти потери могут быть явными или скрытыми. Выявление потерь (или потенциальных эффектов), связанных с качеством, – важнейшая задача экономики качества.
Предупреждение потерь (или неполучение эффектов) вызывает необходимость вложения инвестиций в качество, которые предпринимаются с целью предупреждения причин возникновения отклонений от качества, ведущим к падению удовлетворенности (лояльности). Характер взаимосвязи в этом случае состоит в том, что чем больше потери, тем больше, как правило, необходимо вкладывать инвестиций. Вложенные инвестиции должны обеспечивать получении экономического эффекта, и чем больше инвестиции, тем больше эффект.
Обратная связь рассмотренного механизма характеризуется тем, что вложения инвестиций в предупреждение возникновения потерь, связанных с качеством, снижают потери, обеспечивают рост лояльности заинтересованных сторон, особенно потребителей, и рост объема продаж. И, наоборот, недостаточный уровень или отсутствие таких инвестиций может вызвать снижение объемов продаж из-за разочарования потребителей качеством товаров или услуг, которое влечет не только утрату уже существующих потребителей, но и потенциальных, наносит ущерб репутации фирмы. Такие потери компании обычно трудно поддаются измерениям, хотя данные маркетинговых исследований и информация из других источников позволяет установить снижение объемов продаж из-за низкого качества [5].
Общий концептуальный механизм экономики качества обуславливает экономическую модель управления затратами на качество, содержащую формирование управляющих инвестиций для снижения управляемых экономических потерь, связанных с качеством, в свою очередь возникающих под воздействием снижения лояльности заинтересованных сторон к качеству, и (или) получения экономических выгод. Исходя из данной модели, затраты на качество в организации могут определяться как совокупность (не сумма) взаимосвязанных элементов, а именно – экономических потерь, возникающих в связи с низкой лояльностью покупателей к качеству, и управляющих инвестиций, возникающих для профилактики потерь и получения эффектов. Эффектом в модели будет выступать сокращение экономических потерь, связанных с качеством, и его величина зависит от изменения лояльности и инвестиций в качество. Данная модель позволяет решать задачи нахождения оптимального качества по экономическим критериям.
Рис.1 (авторский).Экономический механизм формирования качества
В результате данного исследования можно сделать следующие выводы, что представленная система экономики качества с позиции затрат и результатов позволяет в практическом аспекте:
• установить цель экономического управления качеством, как повышение удовлетворенности (лояльности) заинтересованных сторон и, в первую очередь, – покупателей;
• определить рост объема продаж и других экономических результатов за счет фактора качества;
• идентифицировать потенциал экономических потерь, связанных с качеством, и инвестиции в качество, направленные на реализацию мероприятий по предотвращению этих потерь;
• определить экономическую эффективность инвестиций в качество;
• сформировать инвестиционную стратегию качества и планы по ее реализации с целью роста удовлетворенности (лояльности) потребителей и экономических показателей развития, определяемых деятельностью в области качества.
Рецензенты:
Горбашко Е.А.,д.э.н., профессор,проректор по качеству ФГБОУ СПбГЭУ, г.Санкт Петербург;
Бонюшко Н.А.,д.э.н., профессор, начальник управления повышения квалификации персонала ФГБОУ СПбГЭУ, г.Санкт Петербург.
Источник: science-education.ru
Понятие об экономике и её роли
Экономика – это важнейшая часть жизни любого государства и общества, которая вызывает большой интерес. Ее главное назначение – обеспечить жизнедеятельность людей и повысить их благосостояние. Каждому человеку нужно знать основы этой науки: функции, субъекты и объекты, основные понятия, и уметь применять их в повседневной жизни.
План урока:
Экономика – что это такое, основные вопросы
Термин «Экономика» часто употребляется в повседневной жизни. По телевидению мы регулярно слышим словосочетание экономика России. Любая страна имеет определенную экономическую организацию. В РФ с 1991 года развивается рыночная экономика. Ее основные принципы:
- Предприятия работают для получения прибыли;
- Выпускают продукцию, которая нужна людям;
- Конкуренция. Продавцы борются за покупателей, предлагая им более выгодные по цене и качеству продукты;
- Свобода выбора. Покупатель сам выбирает нужный ему товар или услугу, а предприятие – сферу, в которой он будет работать (производство одежды, продуктов питания, или оказание услуг);
- Цена на продаваемую продукцию зависит от спроса;
- Различные формы собственности. Человек может организовать свою фирму, иметь свою квартиру или земельный участок – это частная собственность. Государственная – когда предприятие учреждено правительственным органом (больницы, образовательные учреждения);
- Государство не вмешивается в деятельность предприятий, а только регулирует ее с помощью законов.
Развитие экономики напрямую связано с процветанием человечества и государства. Без нее невозможно существование и функционирование общества, ни один человек не сможет удовлетворить свои потребности.
Термин экономика используется в двух определениях: как наука и хозяйство.
Экономика как наука о хозяйстве: принципы и задачи
Экономическая деятельность общества превращает ресурсы в товары и услуги с помощью изготовления продукции. Поэтому предметом науки является изучение рационального применения ресурсов, которые необходимы для удовлетворения потребностей населения планеты.
- Природными (нефть, топливо, железо, вода, почва, лес);
- Трудовыми (люди, их способности и знания);
- Денежными (капитал, здания и производственное оборудование).
Таким образом, ресурсы – средства, которые нужны для удовлетворения нужд человечества. Без них это невозможно.
Что значит рациональное использование ресурсов? Это создание такого количества продукции, которое необходимо обществу. Сегодня производится много разных товаров, столько не нужно людям (еда, косметические средства, бытовая техника и даже автомобили). Если они не были проданы, то отправляются на свалку или уничтожаются. Это ярчайший пример нерациональности.
Фирма-производитель несет убытки. Ведь деньги на создание продукта потрачены, а он не куплен, значит не получена прибыль.
Наука о ведении хозяйства основывается на знаниях, о том, что:
- Потребности людей (в жилище, одежде, образовании) постоянно растут, после удовлетворения одних появляются новые;
- Количество ресурсов на планете ограничено, некоторые из них восстановить невозможно. Например, природный газ или нефть. Они требуют грамотного расходования.
Ограниченный запас ресурсов – главная проблема экономики. Поэтому задачами науки, изучающей хозяйство являются:
- Поиск эффективных способов ведения хозяйства;
- Изучение направлений наилучшего применения имеющихся ресурсов.
Субъекты экономики и их деятельность
Экономическая наука и хозяйство состоит из несколько звеньев, которые участвуют в хозяйственной деятельности.
К основным субъектам экономики относят:
- Семья (домохозяйство) – группа лиц, которые проживают вместе и имеют один бюджет, они покупают и используют товары и услуги коллективно.
- Рынок – это все производители, продавцы, покупатели, между которыми возникает взаимосвязь в момент продажи и потребления продукции или услуг.
- Предприятие (фирма) – хозяйствующий субъект экономики. Цель – получение прибыли. Роль предприятий велика, потому что они выполняют главную цель экономики – удовлетворение потребностей. Фирмы осуществляют функции производства и продажи товаров и услуг.
- Государство – это звено экономики, которое стоит на защите интересов страны и отвечает за благосостояние населения. Оно следит за ростом цен, собирает налоги, выплачивает пенсии, создает законы для защиты всех участников экономики страны.
Деятельность субъектов экономики – это цепочка процессов, которые показаны на рисунке:
Семья, фирма и государство – это субъекты национальной экономики, они находятся в постоянном взаимодействии между собой. Самым главным среди них является человек, потребности которого нужно удовлетворить.
Важнейшая задача, как организовать производство так, чтобы ресурсы использовались разумно. Для ее решения необходимо знать, что основными вопросами экономики являются:
Основной вопрос экономики«Что производить?» возникает потому, что предприятия не могут увеличивать производство всех товаров и услуг одновременно. Поэтому нужно выяснить, какая продукция нужна потребителям, а какая покупаться не будет.
От ответа на вопрос «Как производить?» зависит прибыль фирм. Например, товары можно изготовить на станках, без привлечения людей, а есть продукция, которую производят только люди. Расходы и прибыль в этих случаях будут разными. Чем меньше затраты, и больше доход, тем выше эффективность.
Не менее важным является вопрос «Для кого производить?». От ответа на него зависят разновидности товаров и услуг, которые появятся на рынке.
Нельзя сказать, какой основной вопрос экономики наиболее важен. От того, какие ответы получены на эти вопросы, зависят технологии производства. Например, картофель можно выращивать на небольших участках с использованием труда рабочих. А можно на крупных сельскохозяйственных предприятиях, применяя современную технику и удобрения.
Основные вопросы экономики влияют на экономическую систему государства, т.е. способ организации экономики в стране. Она зависит и от норм морали, образа жизни, принятых в государстве. Есть четыре типа таких систем:
Мировая экономика объединяет все экономики стран планеты. К субъектам мировой экономики относят:
- Предприятия и домохозяйства;
- Международные организации.
Эволюция: основные этапы развития экономики
Экономика как наука прошла долгий путь развития. Впервые о ней упоминают мыслители Ксенофонт и Аристотель в 4 веке до нашей эры.Слово «Экономика»имеет древнегреческое происхождение, которое переводится как «искусство ведения домашнего хозяйства».
Обмен товарами в доисторическом обществе стал толчком к появлению экономики. Она зародилась во времена, когда люди сами обеспечивали себя всем необходимым, ведя натуральное хозяйство. Рынок уже существовал, там можно было покупать, продавать и обменивать товары. Развитие общества, разделение труда и проблема ограниченности ресурсов – это причины появления экономики.
Первый научный труд назывался «Экономикос». Появление новых мыслей привело к формированию школ экономических учений, которые объединяли ученых, имеющих одинаковые взгляды на проблемы в экономике.
Известно несколько основных этапов экономики.
Каждый период зарождения и развития экономической мысли имел огромное значения для эволюции науки.
1. Зарождение экономической мысли. В этот период образовались зачатки науки. Целью было решение проблем, с которыми в процессе жизнедеятельности сталкивалось население: удовлетворение потребностей (питание, вода, безопасность) для выживания. Уровень экономических знаний был низким.
2. Второй этап – появление экономики как науки, формирование новых экономических знаний. Выделяют несколько таких учений:
Они отличались друг от друга мнением о предмете науки.
В меркантилизме главным двигателем экономики считали торговлю. Экономисты-физиократы полагали, что важнее всего для развития сельское хозяйство.
Классическая модель регулирования экономики применяется сегодня во многих странах. Главным в ней является производство продукции. Государство не вмешивается в деятельность фирм.
В классической экономической модели органы государственной власти могут только контролировать и регулировать деятельность при помощи законов (например, покупатель может вернуть некачественный товар в магазин). Модель может применяться только в условиях соперничества между продавцами. Цена на товар зависит от того, насколько он популярен и распространен.
Сторонники классической модели регулирования экономики считали, что когда предприятия не соблюдают законы и правила, то государство должно вмешаться в их деятельность.
На этом этапе началось формирование русской школы. Она основывалась на учениях мировых экономистов. В разные годы мыслители поддерживали течения меркантилизма и физиократов. В этот период произошло формирование готовности развития экономической мысли и приверженности к одной школе, которые отразились на экономике русского государства.
3.На третьем этапе произошел раскол классической модели экономики. Экономические учения разделились на несколько. Они отличались взглядами на цели и объекты науки. Самые распространенные из них:
- Марксизм. Это учение отвергает частную собственность, и создает одинаковые условия труда и зарплаты для всех граждан;
- Неокейнсианство, в отличие от классической модели рыночной экономики, допускает воздействие государства на экономику.
Этот период ознаменован появлением рыночной экономики, которая является основой экономических систем многих государств в современном мире.
Основные этапы происхождения и развития экономики повлияли на формирование мировой экономической мысли. Выделяются основные этапы мировой экономики:
- Мануфактурная стадия производства, когда все товары производились ручным трудом;
- Промышленная революция привела к тому, что стали использовать рабочее оборудование, это позволило заменить труд людей на машинный;
- Научно-техническая революция, которая продолжается сегодня. Она основана на том, что главным фактором производства является наука, из-за ее участия появляются новые современные методы хозяйствования.
Сегодня остро стоит вопрос формирования социально-ответственного бизнеса, современный взгляд на него показывает, что если у предпринимателей главной целью будет получение дохода, то государство не будет развиваться. Социальная ответственность бизнеса заключается не только в производстве товаров или уплате налогов, но и участии в общественной жизни. Например, это может быть вложение средств в строительство детских садов, культурных или спортивных учреждений, создание предприятий, которые не наносят вред окружающей среде.
Функции экономики, как науки
Экономика, как и любая другая наука, для исследований использует фактические данные и явления, которые происходят в хозяйственной жизни. Функциями экономики являются:
1. Одна из важнейших – познавательная функция экономики. Она нужна, чтобы знать какие факторы влияют на уровень производства и потребления товаров и услуг. Данные, которые получают экономисты, используют для создания новых понятий и принципов экономики. Теория спроса и предложения – это пример познавательной функции экономики.По этой теории на решение купить товар влияет несколько факторов: вкусы покупателя, цена товара, реклама и полезность вещи.
2. Чтобы предприятия и семьи могли получить помощь от государства используется практическая функция экономики. Для того, чтобы все люди были обеспечены работой, государственные органы выделяют бюджетные средства на создание новых рабочих мест.
3.Чтобы знать, как будет развиваться ситуация при изменении экономических условий используется прогностическая функция экономики. Пример этой функции – расчет последствий для населения (увеличение цен на товары) от повышения ставки налога. Вторым примером является примерный прогноз стоимости рубля при падении цены на нефть. От курса рубля зависят цены на продукты и услуги.
4. Для общества важнейшей является воспитательная функция экономики (мировоззренческая). Она заключается в формировании у человека экономической культуры, учит людей правильно распоряжаться средствами, принимать решения и нести за них ответственность.
5. Экономика выполняет еще одну функцию – критическую. Она направлена на выявление недостатков в экономической системе. Здесь изучают какая социальная поддержка оказывается гражданам, насколько хорошо выстроена налоговая или бюджетная система.
6. Важной является методологическая роль и функция экономики. Это основа науки, которая определяет направленность дальнейшего развития страны.
Государство, все его структуры и органы оказывают влияние на хозяйственную деятельность.Поэтому важно знать, какие существуют функции государства в экономике.
Обеспечение экономического роста, безопасности и эффективности экономики, все это относится к функциям современной экономики.
Важнейшими являются функции регулирования экономики – это меры по законодательной и исполнительной работе, которые направлены на экономическое развитие страны (увеличение доходов, снижение налогов).
Форма проявления экономики, которая воздействует на отношения на рынке называется функцией рыночной экономики.От нее зависит стабильность экономики всей страны.
Рынок в государстве выполняет несколько функций:
- Стимулирующая, когда для производства новых видов товаров, используются новейшие технологии;
- Ценообразующая, когда на рынок поступают только те продукты, которые могут быть куплены по установленным ценам. Например, увеличение цены за счет рекламы товара.
- Регулирующая функция экономики необходима для решения главных вопросов экономики. Если цена на товар растёт, то нужно производить больше, если падает – то количество производимой продукции следует снижать.
В процессе экономической деятельности участвуют деньги. Они имеют несколько функций. Главной функцией денег в экономике является использование их как меры стоимости, т.е. формирование цен на различные товары.
Невыполнение функций государства в рыночной экономике влечет за собой негативные последствия. Это может быть быстрый рост цен, появление на рынке одного производителя, который устанавливает высокую стоимость на продукцию и услуги.
Структура экономики: из каких блоков состоит наука
Наука экономика состоит из двух уровней: макроэкономика и микроэкономика. Они представляют собой структуру экономики.
Макроэкономика изучает хозяйственную систему государства и всего мира. Она занимается исследованием следующих вопросов:
- Количество людей, которые не имеют работы;
- Цели расходования бюджета страны (автомобилестроение, сельское хозяйство, медицина, образование, культура и другие);
- Что влияет на рост цены;
- Что нужно сделать для роста благосостояния граждан и государства.
В рамках этой науки исследуется структура национальной экономики.
Валовый внутренний продукт, национальный доход, уровень занятости, инфляции, потребление, инвестиции, госдолг – все это относится к предмету макроэкономики.
Структура рыночной экономики включает государство, предприятия, которые участвуют в деятельности рынка и постоянно взаимодействую, друг с другом.
Структура экономики страны делится на производственную и непроизводственную сферы, которые состоят из отраслей.
На рисунке представлена структура экономики России.
На экономику оказывает влияние и структура общества. Ситуация в стране и мире меняется каждый день, находится в постоянной динамике, зависит от множества факторов, в том числе политических. Поэтому развитие структуры экономики происходит постоянно. Появляются новые отрасли.
Производственные и хозяйственные отношения среди предприятий и хозяйств изучает микроэкономика. Она исследует, как покупатель принимает решение о покупке, что влияет на выбор, от чего зависит прибыль продавцов. Также она дает ответ на вопрос, сколько необходимо рабочих и какая производительность труда должна быть для обеспечения экономического роста.
Микроэкономика использует такие экономические термины: ресурсы, цена, запрос и предложение, определяет влияющие на них факторы.
Рынки товаров и услуг, взаимодействие потребителя и производителей– это предмет микроэкономики.
Микроэкономика как наука в отличие от макроэкономики изучает конкретные предприятия, что они производят, покупают и продают.
Между макроэкономикой и микроэкономикой есть тесная связь, отличие макроэкономики от микроэкономики кратко можно сформулировать, как разницу в изучаемом объекте:
макроэкономике необходимы знания об экономическом положении государства, а микроэкономика – предприятия или семьи.
Изучение базовых экономических понятий
Экономика, как и любая другая наука состоит из терминов или экономических понятий, которые применяются для обозначения категорий, изучаемых наукой.
К основным экономическим понятиям относится потребность. Это нужда человека в каком-то предмете или услуге, без которой невозможно поддерживать жизнь, развитие личности.
Понятие и виды экономических потребностей представлены на рисунке.
Особенность экономического понятия потребность в том, что чем быстрее растут потребности, тем быстрее развивается производство.
Экономические потребности и понятие благо тесно связаны между собой, потому что одно не может рассматриваться без другого.
Понятие экономического блага означает средство удовлетворения потребностей, их производство является основой жизни любого общества.
Блага делятся на виды:
- Неэкономические – те, которые не могут быть созданы человеком, но удовлетворяют его основные запросы. Каждый человек нуждается в воздухе, солнце, воде. Они относятся к природным и существуют в неограниченном количестве.
- Экономические, они имеют определенную цену, которая определяется спросом на эти блага. Они – результат функционирования общества и человека (товары или услуги). Имеются в ограниченном размере. Чтобы их получить нужны ресурсы.
Экономическое благо как понятие делится на типы:
- Имущественное, к ним относятся товары – продукты деятельности, предназначенные для продажи, полезные человеку(книги, предметы мебели и интерьера, одежда, бытовая техника);
- Неимущественное. К ним относят услуги, которые являются результатом функционирования предприятий, направленные на удовлетворение запросов людей.
Понятие и виды экономических услуг бывают материальными (торговые, юридические, строительные) и социально-культурными (медицина, спорт).
Современная экономическая наука не определяет какое из благ важнее. Они связаны с жизнью человека и имеют одинаковую ценность. Но разница между ними все же есть. Отличие понятие экономической услуги от товара заключается во времени потребления благ.
Для изучения хозяйственных процессов экономическая теория включает и другие базовые понятия.
Чтобы понять, как строится система отношений в процессе производства применяется понятие экономическая сфера. Она характеризует, как создаются и реализуются различные виды блага. Существуют и другие понятия, которые используют при описании экономической сферы: производство, обмен, распределение, прибыль и издержки, конкуренция и т.д.
Важным социально-экономическим понятием является экономическая система. На нее оказывают влияние различные факторы. В первую очередь – хозяйственные, т.е. как между собой взаимодействуют участники рынка, как используются новые технологии, какое оборудование применяется, уровень жизни и дохода людей.
Понятие экономической системы включает в себя формы организации предпринимательской деятельности, которые отличаются видами собственности, экономическими отношениями между субъектами, способами регулирования этой деятельности.
Роль экономической науки в жизни общества
Экономическая жизнь в обществе связана с изготовлением и производством, разделением, обменом и использованием благ разных видов. Она зависит от многих факторов и имеет свою специфику, которая определяется географическим положением, погодными условиями, традициями страны, количеством населения. Экономика в жизни общества проявляется как деньги в конкретной семье, предприятии или международной корпорации.
Фундаментом и основой развития личности и государства считается экономическая сфера жизни общества, потому что эволюция без производства невозможна. Экономические отношения напрямую влияют на существование и развитие личности.
Экономика обеспечивает людям условия для существования: еда, одежда, проживание и прочие имущественные и неимущественные блага, поэтому принимает участие во всех сферах жизни общества. Благосостояние граждан зависит от того, какое состояние экономики в стране.Это один из важных факторов воздействия на общество и жизнь человека.
Развитие человечества и экономической жизни общества связаны теснейшим образом, потому что экономика испытывает на себе давление всех других сторон жизни.
На уровень потребления, рынок и его участников оказывают влияние политическая экономическая духовная жизнь общества.
Приоритеты государства зависят от мировой экономической ситуации, а они оказывают прямое воздействие на экономическую модель, существующую в государстве. Экономика является важным показателем деятельности государства, потому что влияет на хозяйство страны в целом, ее финансовые и денежные отношения. Этим объясняется связь между политическим положением и экономической сферой жизни общества. Несмотря на то, что по правилам рыночной экономики влияние органов управления страной на экономические процессы ограничено, оно играет важную роль. Государство выступает регулятором экономической жизни общества:
- Создает стабильное законодательство;
- Охраняет права потребителей;
- Защищает интересы страны на мировом уровне;
- Осуществляет защиту от недобросовестной конкуренции;
- Оказывает помощь незащищенным слоям населения.
Существует классификация участников экономических отношений, роль которых зависит от того, какие функции они выполняют:
- Потребители (домохозяйства, семьи);
- Производители благ (организации и предприятия, государственные органы);
Основные участники экономических отношений всегда сами выбирают, какие потребности наиболее важны для них. Производитель решает, какие блага нужны обществу. А потребитель – что он получит, купив товар или услугу. Участники общественно-экономических отношений ориентируются в своей деятельности на законы, которые разработаны государством.
Права участников экономических отношений установлены Конституцией РФ. Это право на частную собственность (использовать или дарить свое имущество), владение и распоряжение природными ресурсами, право гражданина на труд.
Источник: 100urokov.ru
1. Предмет, структура, функции и методология экономической теории
Слово «экономика» (от греч. oikonomike) означает искусство ведения домашнего хозяйства, домоводство. Точно сказать, что такое «экономика» в современных условиях, сложно. Экономика – это и совокупность общественных отношений, связанных с производством. Это та или иная производственная система, хозяйство. Это и научная учебная дисциплина, которая изучает хозяйственную жизнь человека, предприятия, общества в целом.
Наиболее общее определение выглядит следующим образом: экономика – это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.
Общество – это совокупность людей, объединенных на определенной ступени исторического развития определенными производственными отношениями, которые влияют на все другие отношения в обществе.
Современная экономика состоит из двух сфер:
1) сфера материального производства (какие-либо товары);
2) непроизводственная сфера (какие-либо услуги).
Материальное производство состоит из производства материальных благ (промышленность, сельское хозяйство, строительство) и производства материальных услуг (транспорт, торговля и т. д.).
Нематериальное производство состоит из производства нематериальных благ (создание духовных ценностей) и производства нематериальных услуг (научное консультирование, здравоохранение, образование и т. п.).
На предмет экономической науки также нет однозначного ответа. Некоторые считают, что экономическая наука – наука о выборе в условиях ограниченности ресурсов. Другие считают, что это наука о богатстве и об экономических законах. Третьи экономисты предметом экономической теории считают анализ рыночного хозяйства, а четвертые видят ее предмет в экономическом поведении людей.
Экономическая теория служит базой для множества других экономических наук, т. е. она изучает основы и общие принципы экономики. Остальные же науки можно считать конкретными экономическими науками. К таким относятся:
1) отраслевые экономические науки, например экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика строительства, экономика труда и т. д.;
2) функциональные экономические науки, например бухгалтерский учет, финансы, статистика и т. д.;
3) экономические науки, связанные с другими науками; экономическая география, экономическая психология и т. д.
В современной экономической теории принято выделять 3 раздела:
1) микроэкономика – часть экономической науки, которая рассматривает вопросы одной экономической единицы (фирмы, домашнего хозяйства) или сферы частного бизнеса;
2) макроэкономика – часть экономической теории, которая рассматривает экономические вопросы в масштабах страны, при этом общество рассматривается как совокупность фирм и домашних хозяйств;
3) мировая экономика (интерэкономика) изучает экономические отношения в мировом сообществе.
Существует несколько функций экономической теории:
1) эмпирическая функция – суть ее заключается в том, что все экономические исследования основываются на практическом опыте;
2) теоретическая функция состоит в раскрытии сути экономических законов, явлений и хозяйственных процессов;
3) методологическая функция предполагает определение экономической теории как фундамента отраслевых наук;
4) практическая функция заключается в выработке конкретных методов и приемов эффективного хозяйствования;
5) критическая функция состоит в раскрытии сильных и слабых сторон явлений и процессов;
6) прогностическая функция предполагает разработку научных прогнозов, определение перспектив развития.
Исследуя общество и хозяйственные процессы в нем, экономическая теория использует ряд следующих методов:
1) наблюдение и сбор информации (целенаправленное отслеживание объекта и получение необходимых фактов);
2) метод научной абстракции (абстрагирование), который позволяет формулировать те или иные отвлеченные понятия (абстракции);
3) метод анализа и синтеза:
а) при анализе исследуемое явление или предмет расчленяются на составные элементы и только потом подвергаются изучению;
б) при синтезе, наоборот, происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое и изучается уже их взаимодействие;
4) метод индукции и дедукции:
а) индукция – это движение от частных фактов к общему выводу;
б) дедукция – это движение мысли от общего к частному;
5) системный комплексный подход – вся экономика состоит из множества больших и малых систем, а также сама является элементом более сложной системы;
6) метод единства исторического и логического подхода – экономическая теория показывает явление в движении, т. е. в историческом развитии; при этом она рассматривает экономические процессы, освобожденные от случайностей исторического развития, т. е. рассматривает их логически;
7) экономический эксперимент предполагает проведение научного опыта при условии, что объект изучения находится в определенных условиях;
8) моделирование или построение экономической модели; экономическая модель – это упрощенное описание экономики, т. е. модель замещает сам объект исследования; наиболее эффективным в современной экономике считается компьютерное моделирование;
9) графические (с помощью различных схем, диаграмм, графиков и т. д.);
11) статистические и др.
1. Цель, задание, предмет экономической статистики
1. Цель, задание, предмет экономической статистики Экономическая статистика – это один из основных разделов статистики как дисциплины и вида практической деятельности органов государственной статистики, который занимается изучением количественной стороны массовых
Глава II. Предмет экономической науки
Глава II. Предмет экономической науки § 1. Экономическая наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно
Приложение С. Предмет и метод экономической науки.
Приложение С. Предмет и метод экономической науки. § 1. Кое-кто утверждает вслед за Контом, что границы любого полезного исследования человеческой деятельности в обществе должны совпадать с границами общественной науки в целом. Они доказывают, что все аспекты
I. ДВА ТИПА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
I. ДВА ТИПА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Парадигма способна, если уж на то пошло, даже изолировать общество от социально значимых проблем, которые нельзя сформулировать в виде задачи, потому что они не могут быть изложены при помощи понятийных инструментов, которыми располагает
Лекция 2 Тема: ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, ЕЕ ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Лекция 2 Тема: ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, ЕЕ ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В данной лекции рассматривается широкий круг проблем, связанных с выяснением предмета экономической теории. К ним относятся:– предмет и метод экономической теории;– функции
2.2 Предмет экономической теории
2.2 Предмет экономической теории Итак, экономическая теория как учебная дисциплина является интегральным курсом, включающим в себя политическую экономию и экономикс. Объектом ее исследования являются особенности постиндустриальной, т. е. новой, экономики.Соединение
2.4 Функции экономической теории
2.4 Функции экономической теории Экономическая теория и раньше и теперь выполняет четыре важные функции: методологическую, идеологическую, познавательную и практическую.Методологическая функция – это разработка методов и средств научного инструментария, необходимых
1.1.1. Предмет экономической теории
1.1.1. Предмет экономической теории Объектом изучения экономической науки на всем протяжении ее развития была и остается хозяйственная деятельность людей. Однако, не изменяя объекта исследования (хозяйственная деятельность), экономическая наука постоянно уточняла
1.1.3. Функции экономической теории
1.1.3. Функции экономической теории Экономическая теория выполняет четыре важные функции: методологическую, идеологическую, познавательную и практическую.Методологическая функция – это разработка методов и средств научного инструментария, необходимых всем
13.1. Предмет и методология макроэкономических исследований
13.1. Предмет и методология макроэкономических исследований Макроэкономика изучает, с одной стороны, воздействие логики поведения отдельных субъектов на функционирование экономики в целом, с другой стороны, влияние политики государства на поведение субъектов. К числу
19.1. Предмет истории экономической мысли
19.1. Предмет истории экономической мысли В литературе принято следующее определение предмета этой науки: история экономической мысли изучает исторический процесс возникновения и развития основных систем экономических взглядов ученых различных исторических
Занятие 1 Предмет и методология макроэкономических исследований
Занятие 1 Предмет и методология макроэкономических исследований Семинар Учебная лаборатория: обсуждаем, отвечаем, дискутируем… Обсуждаем1. Предмет и метод макроэкономики. Основные макроэкономические понятия.2. Методологические и методические аспекты
2.1. Глобальный экономический кризис как предмет исследования экономической науки
2.1. Глобальный экономический кризис как предмет исследования экономической науки На подходе мирового экономического кризиса ведущий бизнес-журнал «Экономист» перепечатал архивную статью, из которой видна реакция Уолл Стрита на рыночную ситуацию 1929 года [60] . Общий
Вопрос 1. Понятие экономической статистики, ее предмет и методы
Вопрос 1. Понятие экономической статистики, ее предмет и методы Экономическая статистика является одной из наиболее важных отраслей статистики как научной деятельности и вида практической деятельности органов государственной статистики.Экономическая статистика
Глава I Функции экономической системы и экономической теории Глава II Неоклассическая модель Глава III Неоклассическая модель II: Государство Глава IV Потребление и концепция домашнего хозяйства Глава V Общая теория высокого уровня развития
Глава I Функции экономической системы и экономической теории Глава II Неоклассическая модель Глава III Неоклассическая модель II: Государство Глава IV Потребление и концепция домашнего хозяйства Глава V Общая теория высокого уровня развития Часть II. Рыночная
Источник: econ.wikireading.ru