Предоставление государственными органами земельного участка для строительства

Администрация муниципального образования город Новомосковск в соответствии со статьей 39.18. Земельного кодекса Российской Федерации информирует о возможности предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности:

— ориентировочной площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Тульская область, Новомосковский район, с. Гремячее, ул.Казаки-1, з/у 85-А, с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), в аренду сроком на 20 (двадцать) лет.

Лица, заинтересованные в предоставлении вышеуказанного земельного участка вправе в течение десяти дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка.

Аренда земельного участка у государства. Часть 2. Без проведения аукциона и торгов.

Заявления должны быть поданы лично заявителем (законным представителем заявителя). Заявления принимаются по адресу: Тульская область, г. Новомосковск, ул. Комсомольская, 32/32, администрация муниципального образования город Новомосковск, каб. № 141. Дата окончания приема заявлений – 28 октября 2022 года.

Телефон для справок: 2-72-45, 2-71-47.

В администрацию муниципального

образования город Новомосковск

От (ФИО) _____________________________

дата рождения __________________________

о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка

Ознакомившись с информацией о предстоящем предоставлении земельного участка ориентировочной площадью ___________ кв.м, по адресу: _______________________________________________________________________________,

с разрешенным использованием:___________________________________________________

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации прошу провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка сроком на __________ лет.

«___»________ _______ г. _____________________

Согласие на обработку персональных данных гражданина

В соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, уполномоченным на осуществление работы с персональными данными, обязанным сохранять служебную информацию, ставшую ему известной в связи с исполнением должностных обязанностей.

Специалист, получающий для работы конфиденциальный документ, несет ответственность за сохранность носителя и конфиденциальность информации.

Подтверждаю, что ознакомлен (а) с положениями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Права и обязанности в области защиты персональных данных мне разъяснены.

Источник: www.nmosk.ru

Правовое регулирование предоставления земельных участков для строительства

Понятие земельного участка как объекта земельных отношений. Понятие «использование земельных участков для строительства». Роль территориального планирования и градостроительного зондирования в правовом регулировании предоставления земельных участков.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 05.12.2016
Размер файла 62,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра земельного и экологического права

по дисциплине «Земельное право»

на тему: «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА»

2 курса 25 группы

Глава 1. Правовое регулирование использования земель для строительства

§1. Понятие земельного участка как объекта земельных отношений

§3. Роль территориального планирования и градостроительного зондирования в правовом регулировании предоставления земельных участков для строительства

Глава 2. Предоставление земельных участков для строительства

§1. Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления при предоставлении земельных участков для строительства

§2. Процедура предоставления земельных участков для строительства

Приложение 1. Порядок предоставления земельных участков под строительство согласно Земельного кодекса РФ

Приложение 2. Стадии предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов строительства согласно Земельного кодекса РФ

Приложение 3. Процедуры предоставления земельных участков для строительства

Обеспечение охраны и рационального использования земель является одной из наиболее важных функций государства. Конституцией Российской Федерации «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) провозглашено, что земли и иные природные ресурсы охраняются и в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на советующей территории (ст. 9 Конституции Российской Федерации).

Потребление природных ресурсов всегда сопряжено с публичными и частными интересами. Решение государственных задач должно согласовываться с общественными интересами населения, а также с частными права граждан и юридических лиц, реализуемыми при застройке земельных участков.

Согласование интересов застройщиков и интересов населения обеспечивается государством путём регулирования отношений по поводу предоставления земельных участков для строительства, а в последующем установления норма, ограничивающих использование земельного участка как особого объекта прав.

В земельное законодательство были введены новые формы предоставления земельных уставов для строительства: комплексное освоение в целях жилищного строительства, предполагающее создание инфраструктуры на выделенном под строительство земельном участке в целях организации жизненного пространства, а также развитие застроенных территорий — объединение частного капитала и земельно-имущественных ресурсов муниципальных образований для решения проблемы расселения жителей из аварийного и ветхого жилья. Данные правовые конструкции имеют существенное значение для развития населенных пунктов, однако механизмы реализации форм требуют изучение и доработки.

В настоящее время механизмы государственного регулирования процесса предоставления земельных участков для строительства не отлажены. В земельном законодательстве до сих пор не устранены пробелы и противоречия, а на практике многие нормы не соблюдаются.

На основании вышеизложенного актуальным представляется исследование вопросов, связанных с правовым регулированием процесса предоставления земельных участков для строительства, что предопределило выбор темы диссертационного исследования.

Объектом изучения и рассмотрения в настоящей курсовой работе выступают общественные отношения по предоставлению земельных участков для строительства в условиях земельного, градостроительного и гражданского законодательства.

Предметом курсовой работы является: система нормативных правовых актов (законодательство Российской Федерации и ее субъектов, а также правовых актов органов местного самоуправления), регулирующих вопросы, связанные с процессом предоставления земельных участков для строительства, в том числе касающихся соотношения публичных и частных интересов, судебная практика, научные труды советских и российских ученых, касающиеся рассматриваемой темы и являющиеся теоретической основой работы.

Основными целями исследования в курсовой работе являются:

— комплексный анализ понятия «использование земельных участков для строительства», включая определение роли и места этого понятия в системе земельного права и законодательства;

— исследование зависимости реализации полномочий собственника по застройке земельного участка от правового регулирования градостроительного зонирования и территориального планирования;

— определение достаточности правового регулирования вопросов предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для непосредственного осуществления жилищного строительства немедленно после получения соответствующего права на земельный участок;

— определение современного состояния правового регулирования отношений, связанных с процессом предоставления земельных участков для строительства, выявление наиболее актуальных теоретических и практических проблем в данной сфере, а также возможных путей их решения, включая меры по совершенствованию действующего законодательства.

В соответствии с указанными целями курсовой работы я ставлю перед собой следующие задачи:

1) проананализировать основные понятия, связанные с правовым регулированием предоставления земельных участков для строительства;

2) исследовать разграничения компетенции органов государственной власти и местного самоуправления при предоставлении земельных участков для строительства;

3) определить правовую взаимосвязь функций предоставления земельного участка, территориального планирования, градостроительного зонирования;

4) проанализировать основные способы предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для строительства;

5) выявить и исследовать наиболее актуальные проблемы правового регулирования процедуры предоставления земельных участков для строительства и практики применения законодательства в данной сфере.

Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, состоящих из параграфов, заключения, приложения и списка использованной литературы.

Глава 1. Правовое регулирование использования земель для строительства

§1. Понятие земельного участка как объекта земельных отношений

Объектами земельных правоотношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.

Земельный участок — это юридически и физически индивидуально обособленная часть земель, на который распространяются права и обязанности конкретных субъектов.

В Земельном кодексе Российской Федерации (далее ЗК РФ) «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации (далее — СЗ РФ). 2001. № 44.С. 4147 в статье 6 приводится следующее определение земельного участка: «Земельный участок как объект земельных отношений — часть поверхности земли (в том числе почвенный поверхностный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке».

Данное понятие земельного участка следует считать основным для включения земельного участка в земельно-правовые отношения. Определения земельного участка, содержащиеся в иных нормативных актах, в том числе в федеральных законах, должны соответствовать данному понятию.

Несмотря на то что правовые нормы могут быть установлены в отношении земли как природного объекта и природного ресурса, конкретные земельные отношения в большинстве случаев возникают по поводу определенного земельного участка — объекта земельных правоотношений.

Законодательством выставляется несколько существенных требований по оформлению земельного участка. Земельный участок как объект отношений должен быть индивидуально определен. Это означает, что он должен иметь определенные в соответствии с законодательством и закрепленные в правоустанавливающих и иных документах границы.

О земельном участке также должны быть известны его местоположение, площадь, целевое назначение, разрешенное использование. Действия по формированию земельных участков составляют основу землеустроительной деятельности, урегулированной нормами как ЗК РФ, так и ФЗ «О землеустройстве» Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О землеустройстве» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016); . Данные об участках учитываются в соответствии с установленными требованиями о ведении государственного земельного кадастра. Отдельные условия формирования земельного участка установлены ЗК РФ.

На основании вышеизложенного можно дать более полное определение понятия «Земельный участок как объект земельных отношений» — это часть поверхности земли, характеризующаяся наличием площади, границ, кадастрового номера и целевого назначения, параметры и виды разрешенного использования которой, включая все то, что находится над и под ее поверхностью, определяются правилами землепользования и застройки и/или иными нормативно-правовыми актами.

Одним из видов использования земельного участка является его предоставление.

Термин «предоставление земельных участков» впервые появился в советском земельном законодательстве с принятием Закона СССР от 13 декабря 1968 г. № 3401-VII «Об утверждении Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик» Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. № 51. С. 485; . Ранее в законодательстве, регулирующем отношения по перераспределению земель, употреблялись термины «отвод» или «изъятие» земель для государственных или общественных надобностей Грицкова Ю.В. Правовое регулирование предоставления и изъятия земельных участков в целях развития застроенных территорий: Дисс. … канд. юрид. наук. М.2009.С.66 .

В советский период в науке земельного права предоставление земельных участков рассматривали с разных позиций Балезин В.П. Правовой режим земель городской застройки. М. 1962. С. 49-50; Кабанов В.А. Государственное управление землями сельскохозяйственного назначения. М. 1958. С. 37; Право землепользования в СССР и его виды. М. 1967.

С. 5; Краснов Н.И. Государственное управление земельным фондом. М. 1969. С. 178-179; Ерофеев Б.В. Земельное право России. Часть 1. М. 1994 С. 190-193 .

Одним из основных видов использования земли как пространственного базиса является строительство и последующая эксплуатация строений, сооружений. Земля как природный ресурс ограничена, что вызывает необходимость в рациональном управлении земельными ресурсами.

Понятие «управление» имеет несколько значений. В обобщенном виде под ним понимается любое целенаправленное организующее воздействие на какие-либо процессы для приведения их в соответствие с определенными закономерностями Прохорова Н.А. Понятие «управление» в земельном праве» // Государство и право. 2003.№ 6.С.90-95; .

Управленческие отношения представляют собой разновидность общественных отношений, складывающихся между объектом и субъектом управления и выражающихся через практическое осуществление последним определенных функций управления.

До проведения земельно-аграрной реформы 1990-х годов в земельно-правовой литературе для обозначения деятельности государства по организации использования и охраны земли как важнейшего природного объекта, являющегося объектом государственной собственности и права землепользования, употребляется термин «государственное управление земельным фондом» Общая теория советского права. М.1983.С.210. .

Читайте также:  Отсек в строительстве это

Отмечалось, что юридической основой государственного управления землями является единство в одном субъекте в лице государства:

а) территориального верховенства как элемента государственного суверенитета;

б) права государственной собственности на землю.

Соответственно, акты государственного управления землями являлись актами по организации земельных отношений, основанными на территориальном верховенстве и праве государственной собственности на землю Краснов Н.П. Правовой режим земель специального назначения. М.1961.С.71; .

На сегодняшний день земельное законодательство не содержит определения «государственного управления землями». Тем не менее управленческая деятельность государства в обеспечении рационального использования и охраны земли как основы жизни и деятельности общества не потеряла своего значения.

Напротив, действующий ЗК РФ вводит понятие «управление» в качестве правомочия публичного собственника (п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10, п. 2 ст. 11).

Государственному управлению землями присущи следующие черты:

— во-первых, это детальность государственных органов исполнительной власти;

— во-вторых, она направлена на создание условий рационального использования и охраны земель;

— в-третьих, это деятельность, обеспечивающая рациональное использование и охрану земель всеми субъектами, имеющими права на земельные участки Бобылев А.И., Попов В.В., Лукьянов О.В. Правовое регулирование земель железнодорожного транспорта: теория и практика. М.2003.С.119 .

Рассматривать деятельность государства по организации рационального использования и охране земель как государственное регулирование всех земельных отношений представляется не совсем верным. Государственное регулирование земельных отношений — это не только правоприменительный, но и правотворческий процесс, предполагающий установление в правовых нормах правил определенного поведения субъектов земельных отношений, необходимых для рационального использования земли.

Содержание управления землями раскрывается в ряде функций, выполняемых соответствующими компетентными органами. Функции управления — «обособленные виды деятельности органов управления, составляющие единый механизм по регулированию использования и охраны земель» Бобылев А.И. Земельное право: теория, законодательство, практика. Оренбург, 1995.С.51; .

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что предоставление земельных участков для целей строительства можно рассматривать в двух аспектах:

Так, например, на основании ЗК РФ предоставление земельных участков осуществляется на основании решения органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, обладающих правом предоставления земельных участков. Тем самым, закон определяет юридический факт, как решение соответствующего компетентного органа управления о предоставлении земельных участков конкретным субъектам на конкретном праве.

Предоставление земельных участков, как и их изъятие, осуществляется на основании решений (постановлений) исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в пределах их компетенции (ст. 29 ЗК РФ). Общие рамки компетенции указанных органов определены ст. ст. 8 — 11 ЗК РФ.

Установлено, что управление и распоряжение земельными участками, включая изъятие и предоставление их для государственных и муниципальных нужд, осуществляются их собственниками, т.е. Российской Федерацией в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, субъектами РФ в отношении земель, находящихся в их собственности, и органами местного самоуправления в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности.

Из этого общего правила следует одно исключение для субъектов РФ: они вправе, помимо земель, принадлежащих им на праве собственности, осуществлять отнесение к целевым категориям и перевод из одной категории в другую земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности. Соответственно, этих полномочий органы местного самоуправления, а также граждане и юридические лица лишены. Очевидно, что Российская Федерация и ее субъекты могут при необходимости делегировать свои полномочия по распоряжению землей нижестоящим по подчиненности органам. Распоряжение землями, относящимися к неразграниченной государственной собственности, осуществляется крупными муниципальными образованиями — районами и округами, за исключением административных центров и столиц субъектов Федерации, порядок предоставления земельных участков в которых осуществляется по правилам, определяемым органами государственной власти субъектов Федерации. С точки зрения особенностей процессуального механизма предоставление земельных участков законодательством разграничивается на:

— предоставление земель для строительства;

— предоставление земель для целей, не связанных со строительством.

Уполномоченные на выполнение соответствующих функций органы власти, принимая решения о предоставлении конкретных земельных участков физическим и юридическим лицам, а также заключая сделки на основании этих решений, распоряжаются землей от имени собственника. Однако выбор земельных участков для предоставления, и определение условий, на которых они предоставляются, является функцией управления, осуществляемой государством и органами местного самоуправления в рамках земельной политики государства как суверена.

Процедуру предоставления земельных участков для строительства можно условно разделить на две основные стадии:

I стадия — принятие решения компетентными органами;

II стадия — оформление прав.

На первой стадии приоритет должен быть отдан земельно-правовым нормам и императивному методу, так как на данном этапе принятие административного акта осуществляется исходя из властных полномочий государства как суверена согласно перспективам дальнейшего развития конкретного района и иных функций управления. На второй стадии при заключении сделок с земельными участками на основании принятых административных актов должны применяться нормы гражданского права с учетом особенностей объекта — земельного участка, и диспозитивный метод регулирования, то есть происходит реализация полномочий государства как собственника.

Таким образом, предоставление земельных участков для строительства рассматривается преимущественно как распорядительная деятельность при помощи гражданско-правовых средств, где правомочия государства как собственника являются функцией государственного управления землями, которая должна осуществляться в рамках государственной и муниципальной земельной политики.

В связи с этим, права на земельные участки могут возникнуть и по основаниям, предусмотренным для возникновения гражданских правоотношений, содержащихся в гражданском законодательстве.

Можно выделить следующие основания возникновения прав на земельные участки в соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса РФ Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ); :

— сделки, предусмотренные законом;

— акты государственных органов или органов местного самоуправления, наделенные полномочиями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

Применительно к сфере земельных отношений можно говорить только о таких гражданско-правовых основаниях, как договоры и сделки, прямо предусмотренные законом. Это вытекает из положений п. 3 ст. 129 ГК РФ, которое допускает совершение сделок с землей и природными ресурсами только в той мере, в которой оборот этих объектов допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Акты государственных органов и органов местного самоуправления, в отличие от действий граждан и юридических лиц, являются властными актами6 порождающими правовые отношения. Данные акты представляют собой форму осуществления этими органами функций по распоряжению землей. Посредством этих актов происходит распределение и перераспределение земельных участков.

Гражданский кодекс закрепил сложившуюся практику, согласно которой судебное решение может не только изменять или прекращать уже возникшие гражданские права и обязанности, но и служить основанием их возникновения. Земельный кодекс закрепляет возможность обжалования в суд решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, в том числе решений о предоставлении земельных участков. Согласно ст. 59 ЗК РФ судебное решение, вынесенное в пользу гражданина или юридического лица, является основанием возникновения у них соответствующих прав на земельный участок. При наличии такого судебного решения уполномоченные органы обязаны соответственно заключить сделку и/или осуществить государственную регистрацию права на землю.

Предоставление земельного участка для строительства во многих случаях требует наличие нескольких документов: соответствующий акт уполномоченного органа власти и заключение на основании этого акта гражданско-правового договора (аренды, купли-продажи, безвозмездного срочного пользования).

Завершающим этапом оформления права на земельный участок является государственная границ земельного участка не осуществлялось; в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о координатах характерных точек границы. Жаворонкова Н.Г., Романова О.А.

Земельное право. Учебник для бакалавров. М.: Проспект, 2015. С. 166.

В отношении такого земельного участка кадастровый орган может выдать заявителю только выписку или кадастровый план территории. В графической части последнего местоположение земельного участка не приводится; его местоположение квартал в целом.

Таким образом, право на приобретение земельного участка, который находится под зданиями, сооружениями или строениями, имеет собственник данных объектов. При этом здания не должны являться временными постройками или объектами незавершенного строительства.

Предоставление земельного участка в собственность

В России вступил в силу новый порядок формирования и предоставления земель из государственной и муниципальной собственности физическим и юридическим лицам. Ключевые моменты нового порядка отражены в Федеральном законе № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 171-ФЗ). Эти нововведения являются частью проводимой сейчас масштабной земельной реформы.

В целом они призваны сделать более понятным и прозрачным процесс приобретения участков как в аренду, так и в собственность.

Закон № 171-ФЗ разрабатывался и принимался с целью усовершенствования процедуры предоставления земельных участков и градостроительного регулирования. До этого момента порядок предоставления земельных участков не был должным образом урегулирован в законодательстве. Например, ранее в распоряжение физического или юридического лица мог попасть только земельный участок, который обладал всеми необходимыми характеристиками: границами, кадастровым номером.

Кроме того, такое было возможно только при наличии у земельного участка правообладателя. Также зачастую на практике вызывала большие сложности передача несформированных земельных участков, особенно из государственной собственности. Теперь эти и многие другие моменты в процедуре предоставления земли претерпели изменения.

Кроме того, следует отметить, что законодатель ввел в ЗК РФ понятие «земельный участок». Согласно п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных законом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Изменились условия предоставления земельных участков.

Нововведения устанавливают новый основной принцип, при котором сначала происходит планирование использования территории, а затем предоставление земельного участка в соответствии с определенной ему функцией, а не наоборот, как было до внесения изменений.

Теперь образование земельных участков из земель или участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Тем самым старая процедура предварительного согласования места расположения объекта упразднена. При этом новый порядок определения границ земельного участка теперь никак не связан с основаниями его предоставления. Важно, что при отсутствии утвержденного проекта межевания территории образование земельных участков из земель или участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Однако законом предусмотрены случаи, когда возможно формирование земельного участка исключительно при наличии проекта межевания: из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории (то есть комплексной застройки), из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам, в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии (например, если надо снести квартал ветхого жилья и на его месте построить новое), в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами (то есть опять же в границах квартала), для размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения (трубопроводы, ЛЭП и т.д.). Таким образом, масштабные вопросы освоения земельных участков требуют наличия проекта межевания, в остальных же случаях можно обойтись схемой расположения земельного участка.

В подготовке схемы земельного участка, помимо исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, могут участвовать граждане и юридические лица. Срок действия решения об утверждении схемы составляет два года. При этом, если границы земельного участка, который образуется в соответствии со схемой расположения участка, пересекаются с границами участка или участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения.

Упразднена процедура получения участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта.

Установлен закрытый перечень документов — оснований перехода права на земельный участок, принадлежащий государству или муниципалитету.

В соответствии с п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ основаниями возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, являются:

Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.

Читайте также:  Образец договора на строительство дома на материнский капитал

Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!

• решение органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
• договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за -плату;
• договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
• договор безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

При этом по общему правилу продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, основным видом разрешенного использования которых является строительство зданий, сооружений, не допускается. Исключения из данного правила предусмотрены в п. 2 ст. 39.1 и п. 2 ст.

39.3 ЗК РФ (в частности, к исключениям относятся земельные участки, образованные в результате раздела участка, предоставленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и относящегося к имуществу общего пользования, этой некоммерческой организации).

Следует также отметить, что новые правила не предусматривают получение земли без торгов по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, а основными формами предоставления публичных земель для строительства являются аренда и аукцион.

Теперь при проведении аукциона запрещается объединение двух и более земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в один лот аукциона, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Также в соответствии с п. 14 ст. 39.8 ЗК РФ в договоре аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не могут устанавливаться требования к выполнению каких-либо работ или оказанию услуг, влекущих за собой дополнительные расходы арендатора, не связанные с предметом этого договора, если иное не установлено федеральным законом. Это означает прямой запрет на включение в текст договора каких-либо «социальных» или «инвестиционных» условий, имевших место в прежней практике.

Земельный кодекс в редакции Закона № 171-ФЗ устанавливает различные способы перехода прав на государственный или муниципальный земельный участок:

1) в собственность за плату (ст. 39.3 ЗК РФ).

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только на торгах. Без проведения торгов в специальном порядке осуществляется продажа земельных участков для комплексного освоения территории, для индивидуального жилищного строительства, для ведения садоводства, огородничества, дачного, фермерского хозяйства, для собственников зданий, сооружений либо помещений в них;

2) в собственность бесплатно (ст. 39.5 ЗК РФ).

Предоставление государственного или муниципального земельного участка гражданину или организации в собственность бесплатно осуществляется на основании решения уполномоченного органа. В том числе в следующих случаях: лицу, с которым заключен до-говор развития территории; религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения; муниципальным служащим в соответствии с подп. 7 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ, многодетным семьям в случаях, предусмот-ренных законом;

3) в аренду (платное временное пользование).

Согласно ст. 39.6. ЗК РФ земельные участки, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на торгах и без проведения торгов.

Без проведения торгов могут быть предоставлены земельные участки:

• юридическим лицам в соответствии с указом или распоряжением Президента РФ;
• юридическим лицам в соответствии с распоряжением Правительства РФ для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов;
• юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта РФ для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов;
• юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения;
• образованные из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды земельного участка;
• образованные из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, членам данной некоммерческой организации или, если это предусмотрено решением общего собрания членов данной некоммерческой организации, самой некоммерческой организации;
• для завершения строительства собственникам объектов незавершенного строительства;
• для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;
• для освоения территории в целях строительства жилья экономического класса или для комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса;
• собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в некоторых случаях на праве оперативного управления;

Тест На сколько вы активны
Тест Подходит ли Вам ваше место работы
Тест На сколько важны деньги в Вашей жизни
Тест Есть ли у вас задатки лидера
Тест Способны ли Вы решать проблемыТест Для начинающего миллионера
Тест который вас удивит
Семейный тест Какие вы родители
Тест Определяем свой творческий потенциал
Психологический тест Вы терпеливый человек?

• образованных в границах застроенной территории — лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории;
• гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
• при изъятии арендуемых гражданином или организацией земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
• в других перечисленных в ст. 39.6 ЗК РФ случаях;
4) в безвозмездное (временное) пользование (ст. 39.10 ЗК РФ).

В безвозмездное пользование земельные участки могут быть предоставлены ограниченному кругу лиц. В частности, органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, в виде служебных наделов работникам организаций, религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет.

Отдельное внимание уделено праву безвозмездного пользования земельным участком гражданином. Гражданину может быть предоставлен земельный участок во временное пользование для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые работают в таких муниципальных образованиях по специальностям, установленным законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет, если на земельном участке находится служебное жилое помещение в виде жилого дома, предоставленное этому гражданину, на срок права пользования таким жилым помещением. Подробный перечень приведен в ст. 39.10 ЗК РФ;

5) в постоянное (бессрочное) пользование (ст. 39.9 ЗК РФ).

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Земельный кодекс РФ в новой редакции определил особенности приобретения земельного участка на торгах и без проведения торгов, а также за плату и бесплатно.

1) Приобретение земельного участка на торгах (ст. 39.11—39.13 ЗК РФ).

Образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона осуществляется в следующем порядке. Уполномоченный орган готовит и утверждает схему расположения земельного участка если участок к этому моменту не образован (это только предстоит) и отсутствует утвержденный проект межевания территории. Если же образование участка предусмотрено проектом межевания территории или схемой расположения участка, уполномоченный орган обеспечивает выполнение кадастровых работ, а также постановку на кадастровый учет и регистрацию прав на участок (за исключением случаев, если участок образован из земель, государственная собственность на которые не разграничена). После этого уполномоченный орган получает технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (исключение — случаи, когда в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства).

Рекомендуем! Бесплатная приватизация земельного участка кому полагается, как оформляется и до какого года

После этих процедур уполномоченный орган принимает решение о проведении аукциона.

При этом по общему правилу объединение двух и более земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в один лот аукциона запрещено.

Немаловажно, что аукцион, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении участка гражданина или компании. В этом случае перечисленные подготовительные действия осуществляет само заинтересованное лицо.

2) Предоставление земельного участка гражданам бесплатно (ст. 39.19 ЗК РФ).

Предусмотрен порядок однократного предоставления земельного участка отдельным категориям граждан. Это граждане, имеющие трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иные граждане и (или) некоммерческие организации, созданные гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, и отдельные категории граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (Герои Социалистического Труда, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и т.д.).

3) Предоставление земельного участка под зданиями и сооружениями (ст. 39.20 ЗК РФ).

Исключительное право на приобретение земельного участка в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

При этом, если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, либо если на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, а другим — на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

Уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о понуждении правообладателей здания, сооружения или помещений в них заключить договор аренды земельного участка, на котором расположены такие здание, сооружение, если ни один из указанных правообладателей не обратился с заявлением о приобретении права на земельный участок.

Все эти нововведения можно расценить как начало крупнейшей земельной реформы, которая устанавливает более понятные правила игры и облегчает условия приобретения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Ожидается, что в результате реализации нового порядка на практике в оборот будет вовлечено большое количество новых участков, а государство получит дополнительный доход. Станут ли новые правила причиной нового витка судебных споров — покажет практика.

Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!

На край стола поставили жестяную банку, плотно закрытую крышкой, так, что 2/3 банки свисало со стола. Через некоторое время банка упала. Что было в банке?

Бесплатная консультация
по телефону ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ:
8 (800) 600-76-83
ежедневно с 6.00 до 21.00
Звонок по России бесплатный!

Порядок и условия предоставления земельного участка в собственность

Земля – это ключевой ресурс. Имея ее во владении можно строить дом, или другое сооружение и использовать его в коммерческих замыслах. Нужно быть в курсе новой схемы предоставления земельных участков в собственность.

Кто выделяет землю

Предоставляется земля, которая состоит в муниципальной собственности. Это могут совершать органы самоуправления различного масштаба. Существует четкая система передачи земельных участков в собственность граждан.

  • Продажа. Она проводиться исключительно через торги. В особых ситуациях (без аукциона) передаются во владение наделы земли для развития указанной местности, ИЖС, осуществления садоводства, огородничества, фермерского хозяйства, собственникам зданий и сооружений.
  • Выделение лицу (физическому/юридическому) земельных участков бесплатно.
  • Предоставление в аренду. Такое выделение может происходить посредством торгов или без них.

В законе есть сроки, причины для отказа и набор документов, которые нужно собрать для выделения земельного участка.

Общая последовательность приватизации (получения в собственность) земельного участка

Платное предоставление

В собственность земельный участок предается через проведение торгов. Постановление об этом мероприятии принимает полномочный орган, по заявлению, которое поступает от юридического или физического лица.

Этот подготовительный этап завершается проведением аукциона, в течение 2 месяцев с момента подачи всех необходимых документов.

Читайте также:  Самое нужное в строительстве

Торги проводятся в электронном формате. Но есть исключения, среди них: предоставление земли физическому лицу или фермерскому хозяйству для ИЖС, ЛПХ, ведения дачного хозяйства и/или садоводства, фермерской деятельности.

Бесплатная земля

Коррективы в законе 2016 года в большей мере касались предоставления земельных участков в собственность бесплатно.

Таким правом могут воспользоваться некоторые группы граждан одноразово, не зависимо от того к какому количеству категорий они относятся.

  • Организации граждан, которые занимаются садоводством, огородничеством. Причем ключевую роль играет не коммерческое использование участка.
  • Граждане, которым земля передана в пользование (с даты предоставления прошло больше 5 лет) для ведения личного подсобного хозяйства. Условие – целевое использование участка.
  • Гражданину, который получил в пользование землю для ИЖС, и при этом на протяжении 5 лет с момента получения работал в органах муниципального образования, и эта работа была основной.
  • Те, у кого в фактической эксплуатации есть дом, возведенный на участке, если право обладания возникло как результат наследования.
  • Граждане, имеющие 3 и больше детей.

Внимание! Каждый субъект РФ определяет собственные критерии признания семьи многодетной.

  • Граждане, которые обладаю правом на бесплатную передачу земельного участка в собственность в соответствии с законами РФ. К ним относятся ветераны ВОВ, военнослужащие (выслуга не менее 15 лет), сотрудники ОВД (выслуга 15 лет), ликвидаторы аварии на ЧАЕС, дети, потерявшие родителей, отдельные категории бюджетников.
  • Лицам, с которыми имеется соглашение развития территории.
  • Религиозным, благотворительным организациям, которые владеют постройками на территории участка.

Порядок передачи земли бесплатно

  • Копию паспорта или другого документа удостоверяющего личность.
  • Оригинал документа, что подтверждает право на получение земли бесплатно.
  • Оригинал документа, что подтверждает право на участок вне очереди, если подобный имеется.
  • Реквизиты органа, к которому идет обращение.
  • Название заявления. Тут нужно указать для чего будет использоваться земля.
  • Тело документа (текст). Подробное описание просьбы, на каких основаниях заявитель считает, что он может претендовать на участок. Тут указывается данные для запрашиваемого объекта. В том числе его размеры, адрес, целевое использование.
  • Ограничения для использования, если они есть.
  • Если на территории есть сооружения. То перечисление их, с указанием площадей в табличном формате.
  • Информация есть ли отягощения и притязания на участок третьих лиц.
  • Список документов, приложенных к обращению.
  • Подпись заявителя, ФИО.

На рассмотрение заявление у госорганов есть 30 дней. За отведенный срок определяется: законна ли передача запрашиваемого земучастка. Если необходимо обращение в другие госорганы сроки могут продлиться еще на такой же период.

Об этом заявщика должны оповестить.

Вывод

Нововведения с законом 2016 года – это не что иное, как начало земельной реформы, которая регламентирует и устанавливает понятные и доступные правила с самым ценным недвижимым ресурсом. Цель государства в этом случае – вовлечь новые участки и получить дополнительный доход.

Статья 15 ЗК РФ. Собственность на землю граждан и юридических лиц

1. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

2. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

3. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ.

  • ? на торгах, проводимых в форме аукционов;
  • ? без проведения торгов в случаях, установленных ЗК РФ.

Какие формы торгов вы знаете? В чем их различия? Как вы полагаете, почему в настоящее время торги по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляются в форме конкурсов?

Обосновано ли это?

Решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее — аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц, при этом запрещается объединение двух и более земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в один лот аукциона, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.

Аукцион является открытым по составу участников, за исключением случаев, проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства, субъектами которого могут являться только юридические лица, и аукциона на право предоставления земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, где участниками могут являться только граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Организатором аукциона вправе выступить уполномоченный орган или специализированная организация, действующая на основании договора с уполномоченным органом, в компетенцию которых входит установление времени, места и порядка проведения аукциона, сроков подачи заявок на участие в аукционе, порядка внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона («шаг аукциона»). «Шаг аукциона» устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона.

Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством РФ, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.

Обязательным приложением к размещенному на официальном сайте извещению о проведении аукциона является проект договора купли-продажи или проект договора аренды земельного участка.

  • 1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;
  • 2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);
  • 3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
  • 4) документы, подтверждающие внесение задатка.

Представление документов, подтверждающих внесение задатка,

признается заключением соглашения о задатке. Организатор аукциона не вправе требовать представление иных документов.

Организатор аукциона ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, допущенных к участию в аукционе и признанных участниками аукциона, датах подачи заявок, внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в нем.

Результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона.

При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе по продаже земельного участка цена такого земельного участка определяется по результатам аукциона или в размере начальной цены предмета аукциона при заключении договора с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником.

Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

В случаях, определенных ст. 39.5 ЗК РФ, земельные участки предоставляются в собственность бесплатно.

  • ? лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, в отношении земельного участка, образованного в границах этой застроенной территории;
  • ? религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке;
  • ? гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием.
  • 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
  • 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;
  • 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
  • 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения необходимых кадастровых работ;
  • 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
  • 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
  • 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Решения уполномоченного органа являются основанием предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование.

Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается гражданином и юридическим лицом с уполномоченным органом, а в случае, установленном ЗК РФ, с организацией, которой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование.

Установлены особенности приобретения земельных участков в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Кроме преимущественного права на землю, установлено, что в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее — неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

Если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

В случае если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве хозяйственного ведения, другим лицам на праве оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве хозяйственного ведения, другим лицам на праве оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

Источник: prpr.su

Рейтинг
Загрузка ...