Предоставление социальных выплат молодым семьям на индивидуальное строительство

Программа «Жилище» принята с целью повышения доступности жилья для населения и обеспечения безопасных и комфортных условий проживания в Московской области. Сроки реализации программы – 2014–2024 годы.

Регламентирующие документы

Постановление Правительства Московской области от 09.06..2014 №437/18 «О внесении изменений в государственную программу Московской области «Жилище» (pdf, )

Результаты и текущая деятельность

  • Свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья выданы 415 молодым семьям – участницам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».
  • Свидетельства выданы 531 человеку из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Свидетельства о праве на субсидию выданы 40 учителям и врачам, решившим улучшить жилищные условия с использованием ипотечных жилищных кредитов.
  • Проведена реконструкция аварийного жилого дома, пострадавшего в результате взрыва бытового газа, в г.п. Сычево.
  • Приобретены и предоставлены гражданам, пострадавшим в результате пожаров многоквартирных домов в г.п. Солнечногорск и г.о. Электросталь – девять квартир, пострадавшим в результате обрушения стены многоквартирного дома в г.п. Большие Дворы – 21 жилое помещение.
  • Общий плановый объем финансирования – 4,5 млрд рублей, в том числе за счет бюджета Московской области – 2,8 млрд рублей.
  • Фактический объем финансирования за счет средств бюджета Московской области – 2,57 млрд руб. (89,5% от объема финансирования, предусмотренного за счет средств бюджета Московской области).
  • Фактически выполнены мероприятия за счет средств бюджета Московской области на сумму – 2,57 млрд руб. (89,5%).
  • Предоставлены жилищные субсидии 31 семье, имеющей семь и более детей.
  • Обеспечены жилыми помещениями 139 семей ветеранов и инвалидов.

Обеспечение жильем молодых семей по государственной программе

Социальные выплаты молодым семьям в 2021 году что положено и как получить

Источник: Главное управление государственного строительного надзора Московской области

  • Производилось формирование базы данных Регистра жилых домов Московской области на базе специализированной автоматизированной системы учета.
  • В отчетном периоде были обеспечены права 39% граждан, признанных пострадавшими соинвесторами жилищного строительства (1,6 тыс. человек), введены в эксплуатацию восемь объектов из перечня проблемных.
  • Реализация мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда осуществлялась в рамках финансирования адресной программы Московской области, утвержденной постановлением правительства Московской области от 09.04.2013 № 230/13. В 2015 году из 146,6 тыс. кв. м аварийного жилищного фонда были переселены 9 474 человека.
  • Свидетельства о праве на жилищные субсидии получены 352 молодыми семьями.
  • Жильем обеспечены 653 человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • С использованием мер господдержки жилищные условия улучшили 24 участника подпрограммы «Социальная ипотека» (в том числе восемь человек, получивших свидетельство о праве на жилищную субсидию в 2014 году).
  • С использованием средств бюджета Московской области были приобретены жилые помещения для переселения жителей, пострадавших от пожара (г. Электросталь) и обрушения здания (с. Барановское Воскресенского района).
  • Общий плановый объем финансирования – 4,19 млрд рублей, в том числе за счет средств бюджета Московской области – 2,96 млрд рублей.
  • Фактический объем финансирования за счет средств бюджета Московской области составил 2,9 млрд рублей (98,2 %).
  • Свидетельства о праве на жилищные субсидии получены 23 многодетными семьями.
  • Обеспечены жилыми помещениями 148 семей ветеранов и инвалидов.

На протяжении нескольких лет Подмосковье уверенно лидирует среди субъектов Российской Федерации по объему недвижимости, возводимой на территории региона. В общей сложности в 2015 году в России введено в эксплуатацию 118 млн кв. метров недвижимости. Отметим, что в пятерку лидеров также вошли Москва, Краснодарский край, республика Татарстан и Ленинградская область.

«Молодая семья» — государственная программа, которая помогает улучшить жилищные условия

Сергей Пахомов, министр строительного комплекса Московской области.

Обеспечение жильем молодых семей по государственной программе

Источник: Министерство строительного комплекса Московской области

  • Восстановлены права 4098 граждан, признанных пострадавшими соинвесторами жилищного строительства (при плане 629).
  • Введен в эксплуатацию 21 «проблемный» объект.
  • Выданы свидетельства о праве на социальную выплату для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома 341 молодой семье и 20 семьям, имеющим семь и более детей.
  • Обеспечены жилыми помещениями 633 человека из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Из 305 участников подпрограммы «Социальная ипотека», получивших свидетельства о праве на выплату, господдержкой при улучшении жилищных условий с использованием ипотечных кредитов воспользовались 158 врачей, 8 учителей и 58 молодых ученых и уникальных специалистов.
  • Общий плановый объем финансирования – 6 162,8 млн рублей, в том числе за счет средств бюджета Московской области – 3 930,6 млн рублей.
  • Фактический объем финансирования за счет средств бюджета Московской области составил 3 392,0 млн рублей (86,3 %).
  • Выданы свидетельства о праве на социальную выплату для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома 15 семьям, имеющим семь и более детей
  • С использованием мер господдержки улучшены жилищные условия 13 ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, 22 ветеранов боевых действий и семей, имеющих детей-инвалидов, а также 22 бывших военнослужащих.

В 2016 году 2,6 тысячи семей, проживающих в Московской области, решили жилищную проблему с поддержкой государства. Из них жилые помещения по договорам социального найма в 2016 году были предоставлены 1 264 семьям. Остальные 1 336 семей приобрели квартиры с использованием мер государственной поддержки как участники государственных программ.

Сергей Пахомов, министр строительного комплекса Московской области

Обеспечение жильем молодых семей по государственной программе

Источник: Главное управление государственного строительного надзора Московской области

  • Доля ввода в эксплуатацию жилья по стандартам экономкласса в общем объеме вводимого жилья составила 21,9%, при плане 18%. Годовой объем ввода жилья по данным Мособлстата по ИЖС за январь-ноябрь 2017 года составил 8 312 тыс. кв. метров.
  • В рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» выдано 313 свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения.
  • По итогам реализации программы за январь-декабрь 2017 года обеспечены жилыми помещениями 769 человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Государственной поддержкой в сфере ипотечного жилищного кредитования воспользовались 452 участника II этапа подпрограммы «Социальная ипотека» (293 врача, 52 учителя и 107 молодых ученых и специалистов).
  • Восстановлены права 902 граждан, признанных пострадавшими соинвесторами жилищного строительства.
  • Переселены из аварийного жилищного фонда 1918 человек.
  • Общий плановый объем финансирования на 2017 год – 8 063,2 млн рублей,
  • в том числе за счет бюджета Московской области – 5 314,8 млн рублей,
  • Фактический объем финансирования за счет средств бюджета Московской области – 5 027,7 млн рублей (94,6%).
  • В рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий семей, имеющих семь и более детей» 20 многодетных семей получили свидетельства о праве на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья.
  • Обеспечены жилыми помещениями 16 инвалидов и ветеранов боевых действий, члены семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, 10 ветеранов ВОВ и 19 бывших военнослужащих.

Обеспечение жильем молодых семей по государственной программе

Источник: Королевское информагентство, Артур Стабулниекс

Первый этап программы, действовавший в Подмосковье с 2013 по 2015 годы, позволил расселить 228,3 тысячи квадратных метров жилья, признанного аварийным до 1 января 2012 года. В 2016 году был дан старт реализации новой масштабной программы переселения граждан в Подмосковье.

Она рассчитана на период с 2016 по 2019 годы и предусматривает расселение жилых помещений, признанных аварийными до 1 января 2015 года.

За это время запланировано переселить более 16 тысяч человек и высвободить свыше 266 тысяч квадратных метров аварийного жилищного фонда на территории 62 муниципальных образований Московской области.

В 2017 году переселение было реализовано в 19 муниципальных районах и городских округах региона, в которых расселено аварийное жилье общей площадью 32,5 тысячи квадратных метров. Это позволило обеспечить комфортным жильем 1918 граждан.

Максим Фомин, зампредседателя правительства Московской области – министр строительного комплекса региона

Обеспечение жильем молодых семей по государственной программе

Источник: Главное управление государственного строительного надзора Московской области

  • Отношение числа российских семей, которые приобрели или получили доступное и комфортное жилье в течение года, к числу российских семей, желающих улучшить свои жилищные условия — 72,61 %;
  • коэффициент доступности жилья (количество лет, необходимых семье, состоящей из трех человек, для приобретения стандартной квартиры общей площадью 54 кв.м с учетом среднего годового совокупного дохода семьи) — 4,05 %;
  • предоставлено 73114 ипотечных жилищных кредитов;
  • введено в эксплуатацию 1573,8 тыс. кв. м. жилья по стандартам эконом-класса;
  • годовой объем ввода жилья — 8329,7 тыс. кв. м.;
  • 622 человека переселены из аварийного жилищного фонда;

Обеспечение жильем молодых семей

  • Социальные выплаты предоставляются в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Республики Коми» Государственной программы Республики Коми «Развитие строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергоэффективности».
  • Выплаты производятся в размере не менее 30% расчетной стоимости жилья для молодых семей, не имеющих детей, и не менее 35% – для молодых семей, имеющих одного ребенка или более.
  • Цель подпрограммы — государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий
  • Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
  • а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи — участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
  • б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении;
  • в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
  • Полученные денежные выплаты можно использовать:
  • а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением случаев, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья);
  • б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство жилого дома (далее — договор строительного подряда);
  • в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее — кооператив);
  • г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома;
  • д) для оплаты цены договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором с уполномоченной организацией) и (или) оплату услуг указанной организации;
  • е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
  • Для того, чтобы получить государственную помощь в виде социальной выплаты, необходимо предоставить в орган местного самоуправления следующие документы:
  • а) заявление по форме согласно приложению Правилам в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);
  • б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
  • в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);
  • г) выписка (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на жилое помещение (жилой дом), приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), либо договор строительного подряда или иные документы, подтверждающие расходы по строительству жилого дома (далее — документы на строительство), — при незавершенном строительстве жилого дома;
  • д) копия кредитного договора (договора займа);
  • е) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте «д» настоящего пункта;
  • ж) справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).

Консультации по вопросу участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» можно получить в Министерстве образования, науки и молодежной политики Республики Коми по адресу: г. Сыктывкар, ул. К. Маркса, д. 210 или по тел.(8212) 301-531.

Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми № 245-п от 21.06.

2018 «Об утверждении Порядка формирования органами местного самоуправления списков молодых семей-участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и Порядка исключения молодых семей из списка семей-участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»

Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми № 569 от 21.06.

2018 «Об утверждении соглашения о предоставлении в 2018 году из республиканского бюджета Республики Коми субсидии бюджету муниципального района (городского округа) [наименование МО] на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства»

Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми № 25-п от 19.01.

2018 «Об утверждении отчета об эффективности использования субсидий из республиканского бюджета Республики Коми бюджетам муниципальных районов (городских округов) на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы и программы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Республики Коми» государственной программы Республики Коми «Развитие строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергоэффективности» в 2017 году»

Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми № 339 от 10.04.

2017 «Об утверждении формы соглашения «О предоставлении в 2017 году из республиканского бюджета Республики Коми субсидии бюджету муниципального района (городского округа) на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 — 2020 годы и государственной программы Республики Коми «Развитие строительства и жилищно – коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергоэффективности»»

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2015 № 889 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1050»

Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования

Постановление Правительства Республики Коми от 27 июня 2016 года № 307 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 11 мая 2016 г.

№ 235 «О распределении субсидий из республиканского бюджета Республики Коми на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Республики Коми» Государственной программы «Развитие строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергоэффективности» и на мероприятия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 — 2020 годы»

Постановление Правительства Республики Коми от 11.05.

2016 № 235 «О распределении субсидий из республиканского бюджета Республики Коми на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Республики Коми» Государственной программы «Развитие строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергоэффективности» и на мероприятия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 — 2020 годы»

Постановление Правительства Республики Коми от 21.01.2016 № 10 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Коми»

Порядок предоставления молодым семьям при рождении (усыновлении) одного ребенка дополнительной социальной выплаты в размере 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, исчисленной в соответствии с федеральным законодательством, для погашения части расходов, связанных с приобретением жилого помещения или созданием объекта индивидуального жилищного строительства (Утвержден Постановлением Правительства Республики Коми от 7 июня 2011 г. № 250)

Порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома (Утверждены Постановлением Правительства Республики Коми от 4 июля 2007 г. № 133)

Приказ Министерства образования и молодежной политики Республики Коми от 27.01.

Читайте также:  Образец договора на консалтинговые услуги в строительстве

2017 № 72 «Об утверждении отчета об эффективности использования субсидий из республиканского бюджета Республики Коми бюджетам муниципальных районов (городских округов) на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы и подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Республики Коми» государственной программы Республики Коми «Развитие строительства и жилищно – коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергоэффективности» в 2016 году

Основное мероприятие «Обеспечение жильем молодых семей»

  • Кто может участвовать
  • Выбор формы содейcтвия
  • Списокдокументов
  • Кудаобращаться
  1. [ Кто может участвовать ]
  2. Молодая семья.
  3. Неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином РФ и одного ребенка и более.
  4. Молодая семья, имеющая одного и более ребенка, где один из супругов не является гражданином РФ.
  5. Соответствующие следующим условиям:
  1. Возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи — участницы основного мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
  2. Все члены молодой семьи признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий (состоят на учете «в качестве нуждающиеся в жилых помещениях по договору социального найма»).
  3. Наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
  • Для желающих участвовать
  • Для участников
  • На что можно потратить
  • Требованияк жилью
  • Рассчитать социальную выплату
  • Срок действия социальной выплаты
  • Механизм выделения соц. выплаты
  1. Заявление на участие в Основном мероприятии по утвержденной форме.
  2. Копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи (паспорта, свидетельства о рождении).
  3. Копия свидетельства о браке / копия свидетельства о расторжении брака.
  4. Документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях.
  5. Копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования каждого совершеннолетнего члена семьи.
  6. Документы, позволяющие признать молодую семью, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты:
    • Выписка с банковского счета кредитного учреждения (банка) или копия сберегательной книжки члена молодой семьи, с указанием суммы денежных средств и/либо;
    • Уведомление кредитного учреждения о возможности предоставления кредита (ипотечного либо потребительского) членам молодой семьи с указанием назначения, вида и суммы кредита и/либо;
    • Оригинал и копия государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, копия сертификата «Материнский (семейный) капитал в Санкт-Петербурге» (при наличии) и справка ПФР о размере (остатке) материнского (семейного) капитала;
    • Копия паспорта технического средства (ПТС), находящегося в собственности у члена молодой семьи, и заключение об оценке (о рыночной стоимости) данного транспортного средства, произведенное оценочной организацией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также заявление в произвольной форме от члена(ов) молодой семьи о намерении отчуждения данного транспортного средства при получении социальной выплаты на приобретение жилья с целью улучшения жилищных условий и/либо;
    • Копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости (жилые (нежилые) помещения, земельные участки), находящиеся в собственности у членов (члена) молодой семьи, и заключение об оценке (о рыночной стоимости) данных объектов недвижимости, произведенное оценочной организацией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также заявление в произвольной форме от члена(ов) молодой семьи о намерении отчуждения объекта недвижимости, с целью использования средств полученных от продажи данного объекта для приобретения жилого помещения в рамках Основного мероприятия.

    Оценка доходов либо иных денежных средств с целью признания молодой семьи имеющей достаточные доходы определяетсяпо формуле:

    ЧСтЖ = СтЖ — РСВ, ДС >= ЧСтЖ

    где: ЧСтЖ – часть расчетной (средней) стоимости жилья, превышающей размер, предоставляемой социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. СтЖ – расчетная (средняя) стоимость жилья, используемая при расчете размера социальной выплаты, определяемая в соответствии с п.16 Правил. СтЖ = НоС * Ст. НоС – норматив оказания содействия: Семья из 2 человек – 42 кв.м.;

    Семья из 3 и более человек – 18 кв.м. на каждого члена семьи-участника Основного мероприятия.

    1. Копия и оригинал кредитного договора (договор займа).
    2. Справка кредитора об оставшейся части основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).
    3. Выписка (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на жилое помещение (жилой дом), приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), либо договор строительного подряда или иные документы, подтверждающие расходы по строительству жилого дома (далее — документы на строительство), при незавершенном строительстве жилого дома.
    4. Документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в пункте 1.

    ЗАПОЛНИТЬ ЭЛЕКТРОННОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ НА УЧАСТИЕ Чтобы стать участником целевой программы необходимо обращаться в государственный многофункциональный центр района Санкт-Петербурга (по месту регистрации) или в Консультационный центр АО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья».

    Район Государственные многофункциональные центры предоставления государственных услуг Жилищный отдел администрации района Санкт-Петербурга
    1 Адмиралтейский Адрес: Санкт-Петербург, ул. Садовая, д.55-57 Телефон: 573-99-80 (МФЦ) или 573-90-00 (Городской Центр телефонного обслуживания) Часы работы: Ежедневно — с 9.00 до 21.00 Измайловский пр.,10Телефон: 576-97-68, 576-97-62
    2 Василеостровский Адрес: Санкт-Петербург, ул. Нахимова д.3/2 Телефон: 576-20-86 (МФЦ) или 573-90-00 (Городской Центр телефонного обслуживания) Часы работы: Ежедневно — с 9.00 до 21.00, без перерыва на обед Сектор многофункционального центра предоставления государственных услуг Василеостровского района Адрес: Санкт-Петербург, 15 линия ВО, д.32 Телефон: 573-94-85 (МФЦ) или 573-90-00 (Городской Центр телефонного обслуживания) Часы работы: Ежедневно — с 9.00 до 21.00, без перерыва на обед Василеостровский район, Большой пр.,55 Телефон: 576-93-78, 573-93-34
    3 Выборгский Адрес: Санкт-Петербург, ул. Новороссийская д.18 Телефон: 573-99-85 (МФЦ) или 573-90-00 (Городской Центр телефонного обслуживания) Часы работы — Ежедневно — с 9.00 до 21.00, без перерыва на обед Сектор многофункционального центра предоставления государственных услуг Выборгского района Адрес: Санкт-Петербург, Придорожная аллея д.17, лит А Телефон: 573-94-80 (МФЦ) или 573-90-00 (Городской Центр телефонного обслуживания) Часы работы: Ежедневно — с 9.00 до 21.00, без перерыва на обед Большой Сампсониевский пр-кт, 86 Телефон: 576-52-67, 576-56-74
    4 Калининский Адрес: Санкт-Петербург, Гражданский пр., д.104 Телефон: 576-08-01 (МФЦ) или 573-90-00 (Городской Центр телефонного обслуживания) Часы работы: Ежедневно с 9.00 до 21.00 без выходных Сектор многофункционального центра предоставления государственных услуг Калининского района Адрес: Санкт-Петербург, Кондратьевский пр., д.22 А Телефон: 573-96-95 (МФЦ) или 573-90-00 (Городской Центр телефонного обслуживания) Часы работы: Ежедневно с 9.00 до 21.00 без выходных Арсенальная наб., 13/1 Телефон: 542-23-52, 542-30-12
    5 Кировский Адрес: Санкт-Петербург, пр. Стачек, д.18 Телефон: 573-94-95 (МФЦ) или 573-90-00 (Городской Центр телефонного обслуживания) Часы работы: Ежедневно — с 9.00 до 21.00, без перерыва на обед Стачек пр., 18 Телефон: 252-63-63. 252-65-22
    6 Колпинскнй Адрес: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул.Культуры, 8 Телефон: 573-92-05 или 573-92-06 Часы работы: Ежедневно — с 9.00 до 21.00, без перерыва на обед Колпинский район, ул.Культуры, 8 Телефон: 573-92-05. 573-92-06
    7 Красногвардейский Адрес: Санкт-Петербург, Синявинская ул., 8 Телефон: 576-86-25 или 576-87-19 Часы работы: Ежедневно — с 9.00 до 21.00, без перерыва на обед Синявинская ул., 8Телефон: 576-86-25, 576-87-19
    8 Красносельский Адрес: Санкт-Петербург, ул. Пограничника Гарькавого, д.36, к.6 Телефон: 573-99-90 (МФЦ) или 573-90-00 (Городской Центр телефонного обслуживания) Часы работы: Ежедневно — с 9.00 до 21.00, без перерыва на обед Партизана Германа ул.,3Телефон: 576-14-40, 576-14-39
    9 Кронштадтский Адрес: г. Кронштадт, ул. Ленина д.39 А, вход со стороны улицы Велещинского Телефон: 610-18-56 (МФЦ) или 573-90-00 (Городской Центр телефонного обслуживания) Часы работы: Ежедневно — с 9.00 до 21.00, без перерыва на обед Кронштадт, Ленина пр-т, 36Телефон: 576-90-07, 576-90-28
    10 Курортный Адрес: Санкт-Петербург, Сестрорецк, ул. Токарева, д. 7. Телефон: 573-96-70 (МФЦ) или 573-90-00 (Городской Центр телефонного обслуживания) Часы работы: Ежедневно, с 9.00 до 21.00, без выходных (прием документов до 20.30) г. Сестрорецк, Свободы пл., 1Телефон: 437-77-30, 576-81-48
    11 Московский Адрес: Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д. 41 А Телефон: 573-99-30 (МФЦ) или 573-90-00 (Городской Центр телефонного обслуживания) Часы работы: Ежедневно — с 9.00 до 21.00, без перерыва на обед Московский пр., 129Телефон: 576-88-97, 576-89-00
    12 Невский Адрес: Санкт-Петербург, пр. Большевиков, д.8 Телефон: 573-96-75 (МФЦ) или 573-90-00 (Городской Центр телефонного обслуживания) Часы работы — Ежедневно — с 9.00 до 21.00, без перерыва на обед Сектор многофункционального центра предоставления государственных услуг Невского района Адрес: Санкт-Петербург, ул. Седова, д.69, к.1 Телефон: 573-96-80 (МФЦ) или 573-90-00 (Городской Центр телефонного обслуживания) Часы работы: Ежедневно — с 9.00 до 21.00, без перерыва на обед Обуховской обороны пр., 163Телефон: 560-18-86, 560-44-87
    13 Петроградский Адрес: Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., 26/28 Телефон: 232-81-35 или 232-88-89 Часы работы: Ежедневно — с 9.00 до 21.00, без перерыва на обед Каменноостровский пр., 26/28 Телефон: 232-81-35,232-88-89
    14 Петродворцовый Адрес: г. Петродворец, ул. Братьев Горкушенко, д. 6, лит. А Телефон: 573-99-41 (МФЦ) или 573-90-00 (Городской Центр телефонного обслуживания) Факс: 573-99-41 Часы работы: Ежедневно — с 9.00 до 21.00, без перерыва на обед г.Петродворец, Калининская ул., 7Телефон: 576-95-65, 576-95-61
    15 Приморский Адрес: Санкт-Петербург, Котельникова Аллея д.2, корпус 2, литер А Телефон: 573-90-60 (МФЦ) или 573-90-00 (Городской Центр телефонного обслуживания) Часы работы: Ежедневно — с 9.00 до 21.00, без перерыва на обед Сектор 1 многофункционального центра предоставления государственных услуг Приморского района Адрес: Санкт-Петербург, пр. Новоколомяжский, д.16/8 Телефон: 573-96-60 (МФЦ) или 573-90-00 (Городской Центр телефонного обслуживания) Часы работы: Ежедневно — с 9.00 до 21.00, без перерыва на обед Сектор 2 многофункционального центра предоставления государственных услуг Приморского района Адрес: Санкт-Петербург, Богатырский пр.52 Телефон: 573-94-90 (МФЦ) или 573-90-00 (Городской Центр телефонного обслуживания) Часы работы: Ежедневно — с 9.00 до 21.00, без перерыва на обед Савушкина ул., 83Телефон: 576-82-58, 576-82-60
    16 Пушкинский Адрес: г.Пушкин, ул.Малая, д.17/13 Телефон: 573-99-46 (МФЦ) или 573-90-00 (Городской Центр телефонного обслуживания) Часы работы: Ежедневно — с 9.00 до 21.00, без перерыва на обед г.Пушкин, Октябрьский б-р, 24Телефон: 466-62-98, 466-29-60
    17 Фрунзенский Адрес: Санкт-Петербург, Дунайский пр., д. 49/126А Телефон: 573-96-85, 573-96-89 (МФЦ) или 573-90-00 (Городской Центр телефонного обслуживания) Факс: 573-96-85, 573-96-89 Часы работы: Ежедневно — с 9.00 до 21.00, без перерыва на обед Пражская ул.,46Телефон: 576-84-92,576-84-93
    18 Центральный Центральный район Адрес: Санкт-Петербург, Невский пр., д.174 Телефон: 573-90-57 (МФЦ) или 573-90-00 (Городской Центр телефонного обслуживания) Часы работы — Ежедневно — с 9.00 до 21.00, без перерыва на обед Сектор многофункционального центра предоставления государственных услуг Центрального района Адрес: ул. Красного текстильщика д. 10-12 Телефон: 576-07-95 или 573-90-00 (Городской Центр телефонного обслуживания) Часы работы: Ежедневно — с 9.00 до 21.00, без перерыва на обед Невский пр.. 176Телефон: 274-06-49, 717-31-42

    Обеспечение жильем молодых семей

    Информация об условиях участия в мероприятии по обеспечению жильём молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по муниципальному образованию город Краснодар

    • Участником мероприятия может стать молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, в которой возраст каждого из супругов на дату включения молодой семьи — участницы в Сводный список претендентов на получение социальной выплаты не превышает 35 лет при наличии:
    • — постоянной регистрации по месту жительства на территории муниципального образования город Краснодар;
    • — уведомления о наличии у молодой семьи предусмотренных законодательством оснований признания её нуждающейся в жилом помещении;
    • — решения о признании молодой семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты по основному мероприятию.
    • 2. Какие документы необходимы для включения молодой семьи в список участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей:
    • 1) заявление о включении в список участников мероприятия в 2-х экземплярах по установленной форме;
    • 2) оригиналы и копии паспортов членов молодой семьи (все страницы);
    • 3) оригиналы и копии свидетельств о рождении несовершеннолетних членов молодой семьи;
    • 4) оригинал и копия свидетельства о заключении брака (на неполную семью не распространяется);
    1. 6) решение о признании молодой семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты по мероприятию;
    2. 7) заявление о согласии совершеннолетних членов молодой семьи на обработку персональных данных, а также заявления о согласии законного представителя на обработку персональных данных несовершеннолетних членов молодой семьи органами местного самоуправления;
    3. 8) заявление о подтверждении отдельных сведений (о неполучении ранее государственной поддержки из средств всех уровней бюджетов на улучшение жилищных условий);
    4. 9) оригиналы и копии страховых свидетельств обязательного пенсионного страхования каждого совершеннолетнего члена семьи.

    3. Куда необходимо обращаться для подачи документов?

    Прием документов для участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семейосуществляется в многофункциональных центрах города Краснодара по адресам: ул. Леваневского, 174; проспект Чекистов, 37; ул. Крылатая, 2; ул. Шоссе Нефтянников, 8; ул. Покрышкина, 34; ул. Зиповская, 5.

    Телефон горячей линии – 8-800-250-05-49. Также сдать документы можно в департаменте экономического развития, инвестиций и внешних связей администрации муниципального образования город Краснодар по адресу: г. Краснодар, ул. Северная, 279, 4 этаж, 427 кабинет.

    Телефоны: 255-71-03, 255-25-67.

    4. Где можно получить консультацию по вопросам участия в мероприятии?

    Любую консультацию по вопросам участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей можно получить в отделе по финансовому и фондовому рынку и жилищным программам департамента экономического развития, инвестиций и внешних связей администрации муниципального образования город Краснодар по адресу: г. Краснодар, ул. Северная, 279, 4 этаж, 427 кабинет, либо по телефонам: 255-71-03, 255-25-67.

    • Как рассчитывается размер социальной выплаты?
    • Социальная выплата предоставляется в размере 30% от расчетной стоимости жилья для молодых семей, не имеющих детей; 35% от расчетной стоимости жилья для молодых семей с детьми.
    • Расчетная стоимость жилья определяется по формуле: СтЖ = Н × РЖ, где:

    Н ‒ норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором семья включена в список участников (в III квартале 2019 года норматив по городу Краснодару установлен в размере 46 811 руб.).

    РЖ ‒ размер общей площади жилого помещения:

    а) для семьи, состоящей из 2 человек (молодые супруги или 1 молодой родитель и ребенок) ‒ 42 кв. метра;

    1. Так, например, для молодой семьи из 4-х человек социальная выплата составляет: 46 811×18×4×0,35= 1 179 637, 20 руб.
    2. Можно ли принять участие в мероприятии, если муж не является гражданином РФ?
    3. По условиям мероприятия один из супругов в молодой семье может не являться гражданином РФ.
    • В этом случае молодая семья исключается из списка участников мероприятия.
    • Кто имеет первоочередное право на участие в мероприятии?
    • Первоочередное право на участие в мероприятии предусмотрено для многодетных семей и граждан, поставленных на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.
    • В какие сроки можно подавать документы для участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей?
    • Приём документов осуществляется постоянно.

    Необходима ли для детей регистрация по месту жительства в г. Краснодаре?

    Все члены молодой семьи, в т.ч. несовершеннолетние дети, должны быть зарегистрированы на территории муниципального образования город Краснодар.

    Что такое учётная норма жилья?

    Учётная норма жилья в городе Краснодаре установлена в соответствии с решением городской Думы Краснодара от 15.12.2005 № 4 п. 7 и равна 10 кв.м. общей площади жилого помещения. Участником мероприятия может стать молодая семья, обеспеченная жильём менее учётной нормы из расчёта на каждого члена молодой семьи.

    Какое жильё можно приобрести участникам мероприятия?

    Жильё должно быть расположено на территории города Краснодара, а его площадь — более установленной учётной нормы на каждого члена семьи. Так, например, семья из 4-х человек приобретает более 40 кв.м. общей площади (4 чел.*10 кв.м. учётная норма).

    Где можно получить уведомление о нуждаемости в жилом помещении?

    Уведомление о наличии у молодой семьи предусмотренных законодательством оснований признания её нуждающейся в жилом помещении выдаётся управлением по жилищным вопросам, ул. Кузнечная, д. 6, 7-й этаж, тел. 218-92-00. Список необходимых для этого документов можно получить в этом управлении.

    Читайте также:  Проект строительства складского комплекса

    Где можно получить решение о признании молодой семьи, имеющей достаточные доходы?

    Решение о признании молодой семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты выдаётся департаментом экономического развития, инвестиций и внешних связей, ул. Северная, 279, каб. 427, тел. 255-71-03.

    Как молодая семья узнает, что подошла ее очередь на получение социальной выплаты?

    Период времени, в течение которого молодая семья ожидает получения социальной выплаты зависит от объёма финансирования мероприятия из трёх уровней бюджета (федерального, краевого и муниципального).

    После доведения лимитов на финансирование мероприятия на очередной год сотрудники департамента экономического развития, инвестиций и внешних связей уведомляют молодые семьи о необходимости предоставления требуемого пакета документов для получения свидетельства о социальной выплате.

    Уведомление молодых семей осуществляется в письменной или устной форме посредством телефонных звонков.

    1. Какой срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты?
    2. 7 месяцев.
    3. Можно ли участнику мероприятия купить жилье на вторичном рынке?
    • Какие последствия будут у молодой семьи — участника мероприятия, которая получила свидетельство, но по каким-либо причинам не смогла приобрести жильё?
    • В этом случае молодая семья исключается из списка участников мероприятия по обеспечению жильём молодых семей.
    • Можно ли использовать социальную выплату на строительство жилого дома для молодой семьи?

    Да, если строительство осуществляется на земельном участке, принадлежащем на праве собственности или арендуемом бессрочно членами молодой семьи. Назначение земельного участка должно быть «индивидуальное жилищное строительство».

    В этом случае средства социальной выплаты будут направлены на оплату договора строительного подряда.

    В течение какого времени необходимо купить жилье молодой семье – участнице?

    Жильё приобретается после получения молодой семьёй свидетельства о праве на получение социальной выплаты, в срок действия свидетельства, т.е. за 7 месяцев.

    У нас есть сертификат на материнский капитал, можно ли его использовать вместе с социальной выплатой по мероприятию для покупки квартиры?

    Сертификат на материнский капитал может использоваться вместе с социальной выплатой для приобретения жилья. Предварительно такая сделка должна быть согласована с Пенсионным Фондом РФ, чтобы приобретаемый жилой объект соответствовал требованиям данной структуры.

    Обязательно ли брать ипотечный кредит для покупки квартиры с помощью социальной выплаты по мероприятию по обеспечению жильем молодых семей?

    Источник: prpr.su

    Предоставление социальных выплат молодым семьям на индивидуальное строительство

    В процессе получения социальной выплаты молодая семья проходит несколько этапов. В данном параграфе работы рассмотрим процесс получения социальной выплаты и сложности, с которыми может столкнуться молодая семья.

    В соответствии с пунктом 15 Правил для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы:

    а) заявление по форме согласно приложению № 2 в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);

    б) документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи;

    в) свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется);

    г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 года;

    д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома — кредитный договор (договор займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом);

    е) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета.

    В некоторых региональных подпрограммах конкретизируется перечень документов, так, например, в пункте 24 подпрограммы Челябинской области «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий»О принятии подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на 2008-2010 г.г»: Постановление Законодательного Собрания Челябинской области № 969 от 21 декабря 2007 года // Южноуральская панорама. 2008. 22 января. признание молодой семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты осуществляется органами местного самоуправления на основании:

    1) заявления, подписанного всеми дееспособными членами семьи;

    2) документов, удостоверяющих личность членов молодой семьи, а также подтверждающих гражданство Российской Федерации;

    3) документов, содержащих сведения о составе семьи, степени родства и площади занимаемого жилого помещения;

    4) документов, подтверждающих нуждаемость молодой семьи в предоставлении субсидии (справки с места жительства или выписки из домовой книги, копии финансового лицевого счета, заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания);

    5) документов, подтверждающих право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи;

    6) справки органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности на всех членов семьи, а также об отсутствии сделок с жилыми помещениями за последние 5 лет;

    7) справки предприятия технической инвентаризации о наличии (отсутствии) в настоящее время и ранее жилья на праве собственности на всех членов семьи.

    Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:

    а) несоответствие молодой семьи установленным Правилами требованиям, необходимым для предоставления социальной выплаты:

    — возраст супругов (или одного из них), либо 1 родителя (в неполной семье) на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи — участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году превышает 35 лет;

    — непризнание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (т.е. если молодая семья не была поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также, если молодая семья не была признана органами местного самоуправления по месту ее постоянного жительства нуждающейся в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

    — отсутствие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;

    б) непредставление или представление не в полном объеме указанных документов;

    в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

    г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием субсидии или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета. Таким образом, каждая молодая семья может реализовать право на получение социальной выплаты на предоставление жилого помещения один раз.

    При этом законодательство ничего не говорит о тех случаях, когда в молодой семье происходят изменения в составе. Например, мужчина после получения социальной выплаты разводится и женится на другой женщине, при этом вновь созданная им семья также отвечает критериям предоставления социальной выплаты на приобретение жилья. Будет ли иметь право вновь созданная молодая семья стать участницей подпрограммы и получить социальной выплаты? Судебных решений по данному вопросу найти не удалось.

    В соответствии с Правилами повторное обращение с заявлением об участии в подпрограмме допускается после устранения оснований для отказа. При этом стоит учитывать, что не все основания для отказа (например, возраст членов молодой семьи) могут быть устранены.

    При рассмотрении вопроса о признании нуждаемости молодой семьи иногда возникают противоречивые решения как жилищных комиссий, так и решений суда. Противоречия вызваны требованием признавать семью нуждающейся в соответствии с 51 статьей Жилищного кодекса РФ. Так, в п.2, ч.1, ст.

    51 нуждающимися признаются молодые семьи, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В отношении нанимателей жилых помещений по договорам социального найма или собственников все справедливо, обеспечен жильем более учетной нормы — не можешь воспользоваться государственной поддержкой, имеешь жилье меньшей площади и соответствуешь остальным требованиям — обращайся за получением социальной выплаты. А вот при рассмотрении семей, которые своего жилья не имеют, дела обстоят гораздо сложнее.

    Если молодая семья зарегистрирована в жилом помещении, принадлежащем родителям, а в 90% случаев это именно так, то согласно 31 ст. Жилищного Кодекса они являются членами семьи собственника. К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи, и, следовательно, руководствуясь 51 ст. ЖК РФ для признания этой семьи нуждающейся общая площадь жилого помещения должна быть так же менее учетной нормы. На первый взгляд может быть и это справедливо, но рассмотрим конкретные примеры:

    1. Если супруги в молодой семье прописаны каждый у своих родителей (как правило, так это и бывает, так как своего жилья у них нет), то жилищная комиссия обязана, рассчитать общую площадь на всех зарегистрированных в каждой квартире и суммировать квадратные метры, на которых могут проживать, как члены семьи своих родителей, молодые супруги. То есть, супруг прописан в 2-х комнатной квартире (общая площадь 50 мІ), принадлежащей на праве собственности его родителям, в квартире проживают: мать, отец, сестра.

    50 мІ : 4 чел. = 12,5 мІ. Супруга вместе с ребенком прописана в 2-х комнатной квартире (общая площадь 50 мІ), принадлежащей на праве собственности ее родителям, в квартире проживают: мать, отец, брат. 50 мІ : 5 чел. = 10 мІ. При учетной норме пр едоставления жилья 9-10 мІ семья не является нуждающейся, т.к. молодой супруг имеет право пользоваться и проживать на 12,5 мІ у своих родителей, молодая супруга и их ребенок на 10 мІ каждый у своих родителей. Если в данной ситуации супруг поменяет регистрацию, и пропишется, например, в квартиру к родителям жены, но проживать там не будет, то согласно 53 статьи ЖК РФ «Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий».

    2. Молодая семья более 5 лет зарегистрирована и проживает с родителями мужа в доме, принадлежащем его родителям. Общая площадь дома 82 мІ, жилая площадь 56 мІ (3 комнаты) и холодная веранда. В доме проживают молодая семья (муж, жена, ребенок), 2 брата и сестра молодого супруга, мать и отец молодого супруга. При учетной норме предоставления жилья 9-10 мІ семья не является нуждающейся, т.к. на каждого проживающего приходится 10,25 мІ общей площади дома.

    Можно просто увеличить учетную норму, но, во-первых, семьи, имеющие собственное жилье, согласно 51 статьи ЖК РФ приравнены к членам семьи собственников, прописанным на жилплощади родителей, и те семьи, которые уже имеют 1-2-х комнатные квартиры, также будут иметь право получать социальную выплату на приобретение жилья. Во-вторых, те молодые семьи, которые получили социальную выплату, обязаны приобрести жилье общей площади не менее учетной нормы, т.е. они будут должны приобретать жилье большой площадью, а для только что образовавшейся молодой семьи это может быть сложным финансовым вопросом.

    Но, возмущаются молодые семьи социальной несправедливости. Так, если молодая семья, зарегистрирована и проживает составом 3 человека в квартире общей площадью 50 мІ, принадлежащем на праве собственности родителям одного из молодых супругов, а родители живут в отдельном собственном жилье, то они членами семьи собственника не являются и могут претендовать на социальную выплату.

    Пример, решение суда по делу Багиных (приложение: дело № 062-09 от 04.03.2009): молодая семья проживает в жилье, принадлежащем на праве собственности матери Багина, помимо этого жилья у матери Багина есть 3-х комнатная квартира общей площадью 63 мІ, которая выдавалась муниципалитетом на всех членов семьи, на мать Багина, отца, его сестру и брата. При приватизации отец, сестра и сам Багин от своих долей отказались.

    В 90-е годы, так как в семье Багиных было 3-е разнополых детей, семье выделили бесплатно земельный участок и дали материал на строительство дома площадью 120 мІ. Багины дом построили и оформили его только на отца. Сестра Багина живет в Челябинске в квартире, принадлежащей на праве собственности ее мужу.

    У тещи и тестя Багина приватизированная 2-х комнатная квартира, жена Багина от доли в праве отказалась. Находясь в первом браке, жена Багина совместно с первым мужем приобрели дом, оформили на мужа, получили субсидию на строительство и реконструировали дом. Площадь нового дома более 100 мІ. После развода жена Багина не стала претендовать на долю в совместном имуществе.

    Дом, в котором живет семья Багиных, приобретался ими, но оформлен был на мать Багина. Семья подала документы на получение социальной выплаты по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», жилищная комиссия им отказала, семья обратилась в суд, районный суд иск удовлетворил, кассационная инстанция решение суда оставила без изменений. Багины получили социальную выплату и оформили сделку купли-продажи с матерью.

    Молодые семьи возмущаются, почему тем, у кого нет своего жилья, и они на самом деле живут с родителями или на арендованном жилье, государство может отказать, а у тех, у кого фактически есть жилье, но оформлено на родственников или молодая семья имеет регистрацию у бабушек или иных родственников, но не у родителей, законно получают бюджетные средства?

    Противоречивы и решения суда при рассмотрении дел, в которых истцами являются семьи, получившие отказ в признании нуждающимися, так как зарегистрированы в доме, принадлежащем одному из молодых супругов и его родителям на праве собственности (договор приватизации на 3 человек). В одном случае суд учитывает, что молодая семья является и собственниками и членами семьи собственника (дело Насыровых, приложение: дело № 234-09 от 17.03.2009), в другом случае суд учитывает только долю, принадлежащую молодой семье на праве собственности (дело Белозеровых, приложение: дело № 2-830-2008). В обоих случаях кассационная инстанция оставляет решения районных судов в силе.

    Количество судебных споров по данному вопросу представлено в таблице 2.

    Динамика гражданских дел по искам молодых семей к администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий за 2006-2009 годы.

    Всего подано судебных исков к администрации

    Наблюдается рост количества подаваемых исков молодыми семьями, а также увеличение количества решений судов, в которых молодые семьи получают отказ в удовлетворении исковых требований.

    Основаниями для отказа в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий являются:

    — непредставление или представление в неполном объеме документов, указанных в п. 15 Правил — 3 иска;

    — по ст. 5 Правил семья не подтвердила доход семьи, достаточный для участия в подпрограмме — 1 иск;

    — проживают с родителями, являются членами семьи собственника, на одного человека приходится общей площади более учетной нормы, установленной для признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий — 4 иска.

    Количество гражданских дел по искам к Администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий за 2007 год

    Рис. 3 Количество гражданских дел по искам к Администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий за 2007 год

    Рис. 4 Количество гражданских дел по искам к Администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий за 2008 год

    Количество гражданских дел по искам к Администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий за 2009 год

    Рис. 5 Количество гражданских дел по искам к Администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий за 2009 год

    Не в полной мере оправданным является и перечень документов, который семья должно предоставить дважды. Первый раз, при подаче заявления о включении ее в список претендентов на участие в подпрограмме, второй раз, при получении свидетельства о праве на получение социальной выплаты.

    На основании пункта 24 Челябинской областной подпрограммы, признание молодой семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты осуществляется органами местного самоуправления на основании:

    «7) справки предприятия технической инвентаризации о наличии (отсутствии) в настоящее время и ранее жилья на праве собственности на всех членов семьи».

    В некоторых муниципалитетах справка предприятия технической инвентаризации выдается на каждого члена семьи отдельно и стоит каждая от 100 до 500 рублей. В жилом помещении может быть зарегистрировано и 10 человек.

    Читайте также:  Могу ли я как физическое лицо заключать договор строительства

    Согласно Федерального Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Федеральный Закон № 122-ФЗ от 17 июля 1997 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. 24 июля. Ст.

    24. предприятия технической инвентаризации регистрировали сделки с недвижимостью до 1998-1999 г.г., следовательно, данные предприятия не могут располагать сведениями о сделках, совершенных после даты вступления регистрационной Палаты в права регистрации сделок. Таким образом, не целесообразно запрашивать платные справки из предприятия технической инвентаризации о наличии (отсутствии) в настоящее время и ранее жилья на праве собственности на детей, младше 1998 года.

    Если все же семья благополучно прошла этап признания претендентом на участие в подпрограмме, стала ее участником и получила свидетельство о праве на получении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, то у нее может возникнуть следующий вопрос, а как это право реализовать?

    В соответствии с Правилами молодая семья — владелец свидетельства в течение 2-х месяцев с даты выдачи свидетельства, обязана сдать его в один из банков, выигравших конкурс на право работать по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей». На имя одного из супругов открывается блокированный счет, на который зачисляется сумма социальной выплаты, указанной в свидетельстве. В течение 9 месяцев с даты выдачи свидетельства семья имеет право использовать средства социальной выплаты на улучшение жилищных условий одним из следующих способов:

    1. На приобретение жилья.

    2. На строительство индивидуального жилья.

    3. На оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (заема) на приобретение жилья.

    4. На погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

    5. На уплату последнего платежа в счет оплаты паевого взноса за жилое помещение, которое для молодой семьи приобрел жилищно-накопительный кооператив, членом которого она является.

    Участник подпрограммы, который является членом жилищно-накопительного кооператива, для использования средств социальной выплаты (в редакции решения Собрания депутатов от 22.08.08г.) на уплату последнего платежа в счет оплаты паевого взноса в полном объеме за жилое помещение, которое для него приобрел кооператив, предоставляет справку о внесенной сумме паевого взноса за жилое помещение и об оставшейся сумме паевого взноса, необходимой для приобретения молодой семьей права собственности на жилое помещение, переданное в его пользование. Средства социальной выплаты (в редакции решения Собрания депутатов от 22.08.08г.) перечисляются на счет жилищно-накопительного кооператива.

    Первый способ самый простой, средства используются для приобретения у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений), отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта выбранного для постоянного проживания, в котором приобретается жилое помещение. Жилое помещение должно быть не менее учетной нормы, установленной в том муниципальном образовании, в котором семья признавалась нуждающейся в улучшении жилищных условий. Средства социальной выплаты после регистрации сделки купли-продажи перечисляются с блокированного счета молодой семьи на счет продавца безналичным путем, разницу между стоимостью жилого помещения и размером социальной выплаты молодая семья передает продавцу до регистрации сделки купли-продажи.

    Второй способ — использование средств социальной выплаты на строительство.

    Условием предоставления средств социальной выплаты на оплату расходов на строительство индивидуального жилого дома, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на поэтапное создание объекта индивидуального жилищного строительства, является наличие:

    1) документа, удостоверяющего право собственности на земельный участок либо право пожизненного (наследуемого) владения, либо договора аренды земельного участка под строительство индивидуального жилого дома;

    2) разрешения органов местного самоуправления на строительство индивидуального жилого дома;

    3) проектно-сметной документации на строительство индивидуального жилого дома;

    4) акта органа местного самоуправления, осуществляющего контроль за строительством, о выполненных объемах работ по объекту незавершенного строительством индивидуального жилого дома, для завершения которого планируется предоставить социальную выплату (при изъявлении молодой семьей желания направить средства социальной выплаты на оплату расходов по окончании строительства незавершенного строительством индивидуального жилого дома), либо кредитного договора (займа) на поэтапное кредитование создания объекта индивидуального жилищного строительства».

    На практике получается следующее. Стоимость 1 мІ жилья, построенного самостроем получается в среднем 7-10 тыс. Стоимость 1 мІ жилья построенного строительной фирмой минимум 20-25 тыс.

    Абзац 3 пункта 44 подпрограммы Челябинской области предусматривает обязательное наличие проектно-сметной документации на строительство индивидуального жилого дома для получения социальной выплаты на строительство. Фирма данные документы имеет, а если молодая семья хочет строить самостроем?

    Молодая сельская семья для получения помощи в размере 100-300 тысяч рублей должна сначала найти какую-то строительную организацию (которые находятся, как правило, в городах, а не в деревне), которая правильно оформит им проектно-сметную документацию, заплатить за это 20-30 тыс. рублей, затем, получив свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, оформить банковский кредит, не зависимо от того необходимы ей этот кредит или нет (возможно, у семьи есть свои накопления или часть материала уже приобретена), затем найти строительные магазины или фирмы, которые работают по безналичному расчету (в основном они находятся в крупных городах, небольшие пилорамы, строительные магазины на селе и рынки работают за наличный расчет), съездить, чтобы оформить счета фактуры на приобретение стройматериалов, и привести их в банк, затем оплатить доставку этих материалов из города в свою деревню. В итоге, если подсчитать расходы на предварительные документы, разницу между строительными материалами на рынке и в магазинах, которые работают по безналичному расчету, транспортные расходы на доставку из города, то, как минимум, половина социальной выплаты уже использована. Это притом, что не было учтено, что сельскому жителю проблематично искать в городе необходимые строительные фирмы для оформления проектов и магазины, которые работают с безналичными средствами, договариваться по поводу счетов фактур и прочих бухгалтерских документов, в которых он не разбирается. Это поездки требуют не только денежных средств, но и времени, которое молодой работающий человек должен отнимать от работы (если работодатель позволит).

    Так же проблематично с помощью данной социальной выплаты построить бревенчатый дом, которые в большинстве строят на селе, так как для изготовления сруба молодая семья оформляет разрешение о вырубе делянки деревьев на корню, и, следовательно, не может предоставить отчет о приобретении строительных материалов.

    Конечно, если муниципалитет заинтересован в строительстве жилья молодыми семьями, а не в приобретении ими вторичного, иногда уже старого жилья, он будет помогать молодой семье в оформлении проектно-сметной документации и оказывать содействие в поиске магазинов и строительных организаций, работающих по безналичному расчету, но если у муниципалитета нет такой возможности, то данный вид помощи получается помощью строительным фирмам, крупным магазинам и т.д., но не сельской молодой семье, которая сама хочет построить свои дом для себя и своих детей.

    Третий способ — использование социальной выплаты молодой семьей на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

    Идея была заложена замечательная, и изначально именно эта идея и подтолкнула разработчиков этой подпрограммы к ее созданию, но на практике до 2009 года она была слабо осуществима.

    При реализации данного права было противоречие между требованиями банков и требованиями подпрограммы. По условиям подпрограммы (п. 47 Правил) приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве ( в том числе и несовершеннолетние дети).

    Многие банки не соглашались на выдачу ипотечных кредитов на приобретение жилых помещений, долевыми собственниками которых являются несовершеннолетние, так как, даже не исполнение заемщиками своих обязательств не позволит банку забрать жилье у несовершеннолетнего. После вступления в силу поправок в Постановление Правительства Российской Федерации № 285 от 13.05.2006 года, от 27.01.2009 № 36 в случае использования средств социальной выплаты на уплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту или уплату основного долга или процентов по ипотечному жилищному кредиту допускается оформление приобретенного жилого помещения в собственность одного из супругов или обоих супругов. При этом молодая семья заключает с органами местного самоуправления соглашение, в котором обязуется переоформить приобретенное с помощью социальной выплаты жилое помещение в собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, после снятия обременения с жилого помещения.

    Четвертый способ — на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

    Данный способ использования социальной выплаты действует как отдельный вид с 2009 года, ранее он являлся составной частью 3-го способа. Разработчики подпрограммы разделили эти два вида использования, так как один способ подразумевает, сначала получение свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а после этого взятие ипотечного кредита и перечисление средств социальной выплаты в качестве первоначального взноса.

    А другой способ рассчитан на те молодые семьи, которые уже взяли ипотечный кредит не дожидаясь выдачи свидетельства и желают погасить основной долг (его часть) или проценты (часть) с помощью социальной выплаты. Единственное условие, молодая семья и в этом случае должна была сначала подать документы на участие в подпрограмме, быть признанной претендентом на участие в этой подпрограмме, муниципальное образование должно было включить эту семью в сводный список получателей социальной выплаты на планируемый год и только после этого семья может оформлять ипотечный кредит и рассчитывать на получение социальной выплаты.

    Так как данный способ реализуется только с 2009 года и молодых семей, реализовавших свое право именно таким образом практически нет, то сведений о его недостатках для молодой семьи найти не удалось, судебная практика пока отсутствует. Единственный недостаток, который можно теоретически предположить, это то, что по условиям подпрограммы молодая семья, включенная в сводный список претендентов, и приобрела жилое помещение с использованием ипотечного кредита, получает свидетельство в первую очередь. Сводный список формируется исходя из лимитов средств на планируемый год, количество семей прогнозируется исходя из многих факторов, в том числе, и размера социальной выплаты, предполагаемой к выдаче конкретным семьям, но стоимость квадратного метра меняется ежеквартально, состав некоторых семей может измениться (например, родится ребенок или одинокая мать выйдет замуж и т.д.), или просто фактическая сумма ассигнований на реализацию данной подпрограммы будет меньше прогнозируемых лимитов, и получится, что планировали выдать социальную выплату 100 семьям, а фактически выдадут 50 семьям. И, если молодая семья, стоявшая под 85 номером оформила ипотечный кредит, муниципалитет будет обязан выдать свидетельство семье под номером 85 пропустив семью, подавшую документы значительно раньше и так же рассчитывающую на эти средства.

    Пятый вид использования социальной выплаты на плату последнего платежа в счет оплаты паевого взноса за жилое помещение, которое для молодой семьи приобрел жилищно-накопительный кооператив, после чего данное жилое помещение переходит в собственность члена кооператива. Данный способ пока реализуется редко, в тех случаях, когда молодая семья использовала свое право именно таким способом информации о разногласиях и сложностях найти не удалось. В настоящее время инициативной группой общественного объединения «Союз МЖК России» в Челябинской области разрабатываются поправки в данную подпрограмму по увеличению количества молодых семей, реализующих свое право именно таким способом.

    До недавнего времени у молодой семьи, которая прошла процедуру признания претендентом, получила свидетельство, использовала социальную выплату на улучшение своих жилищный условий возникал еще один вопрос. Подлежат ли налогообложению налогом на доходы физических лиц субсидии, выплачиваемые молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, выплачиваемые в рамках целевых программ?

    Ответ на этот вопрос зависит от того, когда такая субсидия была предоставлена молодой семье. До 2008 года существовала следующая официальная позиция по этому вопросу Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 16 апреля 2007 года № 03-04-06-01/120.. В соответствии со ст.

    210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. Пунктом 3 ст. 217 НК РФ установлен исчерпывающий перечень компенсационных выплат, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц. В частности, в соответствии с абз. 3 данного пункта от обложения налогом на доходы физических лиц освобождены все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения.

    Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ» ст. 217 НК РФ дополнена п. 36, предусматривающим освобождение от налогообложения сумм субсидий на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленных за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2008 года. Следовательно, данное положение не распространяется на правоотношения, возникшие в 2006 — 2007 годах.

    Вместе с тем, необходимо отметить, что до 2008 года и в настоящее время при исчислении суммы налога на доходы физических лиц налогоплательщик может получить имущественный налоговый вычет в сумме, израсходованной им на новое строительство либо приобретение, в том числе, за счет жилищной субсидии, на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов, но не более 1000000 рублей, с 01.07.2008 года — 200000 рублей., с а также, в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций и израсходованных на приобретение жилья, в порядке, установленном подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ.

    Итак, с 1 января 2008 года субсидии, предоставляемые молодым семьям на приобретение жилья, подоходным налогом не облагаются. Несмотря на то, что до 2008 года была официальная позиция о том, что данный вид субсидий подлежал налогообложению, молодые семьи оспаривали это в суде.

    Так, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14 мая 2007 года № А19-14478/06-44-Ф02-2693/07 по делу № 19-14478/06-44 суд установил, что частичная оплата за работника стоимости квартиры за счет средств, выделенных из федерального бюджета, не является платой за его труд либо вознаграждением по гражданско-правовым договорам на выполнение работ (оказание услуг). Эти суммы — мера государственной поддержки граждан, перед которыми государство принимает на себя обязательства в решении их жилищных проблем. Соответственно, бюджетные средства на приобретение жилья по Федеральной программе «Жилище» на 2002-2010 г.г. относятся к компенсационным выплатам, которые связаны с денежным возмещением бесплатного предоставления жилых помещений, и не облагаются НДФЛ на основании п.3 ст. 217 НК РФ.

    Аналогичные выводы содержит Постановление ФАС Северо-Западного округа Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 мая 2005 года № А05-24663/04-31., суд отметил, что согласно п 3 ст. 217 НК РФ в налоговую базу по НДФЛ не включаются суммы компенсационных выплат, связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений, которые установлены законодательством РФ или решениями представительных органов местного самоуправления. Поскольку средства на приобретение жилья получены во исполнение Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и в пределах, установленных Главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с действовавшим законодательством, то указанные средства относятся к компенсационным выплатам, которые не облагаются НДФЛ.

    Так же при анализе статей Налогового кодекса можно отметить следующее: статьей 210 НК РФ установлен порядок определения налоговой базы по НДФЛ, в частности, в п. 1 этой статьи говорится, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

    Доходы, которые формируют налоговую базу, определены ст. 208 НК РФ, причем перечень этот закрытый. Анализ ст. 208 показал, что в состав доходов не включаются субсидии, получаемые физическим лицом из бюджетов различных уровней в рамках целевых федеральных программ. Подпунктом 10 п. 1 ст.

    208 определено, что к доходам от источников в РФ относятся иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в РФ. Однако получение субсидии молодой семьей в рамках целевой жилищной программы не связано с осуществлением физическим лицом какой-либо деятельности, следовательно, подпункт 10 в этом случае не может быть применен.

    Источник: studbooks.net

    Рейтинг
    Загрузка ...