Постановление Правительства РФ от 04.12.2019 N 1584 (ред. от 20.05.2022) «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение части затрат, связанных со строительством крупнотоннажных судов»
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКИМ
ОРГАНИЗАЦИЯМ НА ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЧАСТИ ЗАТРАТ,
СВЯЗАННЫХ СО СТРОИТЕЛЬСТВОМ КРУПНОТОННАЖНЫХ СУДОВ
1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение части затрат, связанных со строительством крупнотоннажных судов (далее — субсидии).
2. Субсидии предоставляются юридическим лицам, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, основным видом экономической деятельности которых является строительство кораблей, судов и плавучих конструкций (далее — организация), в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений» в целях:
ВЕБИНАР 11.11 | Цифровизация строительства диалог власти и бизнеса
увеличения объема выпуска судов водоизмещением более 80 тонн;
увеличения доли отечественной продукции в общем объеме судостроительной продукции на внутреннем рынке.
Сведения о субсидиях в установленном порядке размещаются на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Бюджет» (далее — единый портал) при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете (проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете).
3. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
«контрактная цена» — стоимость строительства крупнотоннажного судна согласно условиям судостроительного контракта;
«крупнотоннажное судно» — судно (суда) дедвейтом от 45000 тонн по перечню согласно приложению N 1;
«расчетно-калькуляционная стоимость» — предварительные расчеты стоимости строительства крупнотоннажного судна;
«судостроительный контракт» — договор, заключенный между организацией и заказчиком, включающий проектирование, строительство, подготовку производства, а также испытания и сдачу крупнотоннажного судна заказчику;
«фактическая стоимость строительства крупнотоннажного судна» — фактически понесенная сумма расходов организации на материальные затраты, затраты на оплату труда, страховые взносы на обязательное социальное страхование, затраты на подготовку и освоение производств, затраты на специальную технологическую оснастку, специальные затраты, общепроизводственные затраты, общехозяйственные затраты и прочие производственные затраты.
4. Субсидии предоставляются организациям, заключившим с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидий в соответствии с типовой формой , утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (далее — соглашение), по итогам отбора на право получения субсидий (далее — отбор). Отбор проводится Министерством промышленности и торговли Российской Федерации как главным распорядителем бюджетных средств способом запроса предложений на основании заявок, направленных организациями для участия в отборе, исходя из соответствия организаций требованиям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 6 настоящих Правил, и в порядке очередности поступления заявок.
100% рабочая и простая бизнес идея о которой знают единицы!!!
Соглашения заключаются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства промышленности и торговли Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
5. Субсидии могут являться источником финансового обеспечения следующих затрат (не включая налог на добавленную стоимость), непосредственно связанных со строительством крупнотоннажного судна:
а) материальные затраты, отражающие величину затрат на приобретение материальных ресурсов, исходя из норм и нормативов расхода и цен их приобретения, включая наценки (надбавки) и комиссионные вознаграждения;
б) затраты на разработку проектно-конструкторской документации только для первого (пилотного) крупнотоннажного судна каждого типа, приведенного в приложении N 1 к настоящим Правилам;
в) затраты на оплату труда, включающие основную и дополнительную заработную плату основных производственных рабочих, инженерно-технических и других категорий работников, непосредственно участвующих в процессе производства продукции;
г) страховые взносы на обязательное социальное страхование, включающие затраты на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное, обязательное социальное и обязательное медицинское страхование;
д) затраты на оплату работ (услуг), выполненных по договорам подряда. Возмещение затрат на оплату работ (услуг), выполненных по договорам подряда, не может превышать 80 процентов всех затрат на проведение работ (услуг) от стоимости первого (пилотного) крупнотоннажного судна каждого типа, приведенного в приложении N 1 к настоящим Правилам, и 70 процентов для всех последующих (серийных) крупнотоннажных судов;
е) затраты на подготовку и освоение производства;
ж) затраты на специальную технологическую оснастку;
и) общепроизводственные затраты, включающие затраты, связанные с управлением и обслуживанием производства;
к) прочие производственные затраты, включающие проценты по предоставленным кредитам, страховые взносы по страхованию рисков, расходы на банковскую гарантию, затраты на служебные командировки, создание резерва на гарантийное обслуживание и гарантийный ремонт, расходы на оплату услуг специальной связи, расходы на проведение экспертиз документации, трудоемкости и цены продукции, затраты на перегон судна к месту сдачи его заказчику, а также затраты на тару и упаковку изделий в цехах;
л) общехозяйственные затраты, включающие затраты, связанные с управлением деятельностью организации в целом.
6. Предоставление субсидий осуществляется:
а) при условии соответствия крупнотоннажного судна одновременно:
требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719), действующим на дату заключения судостроительного контракта;
дополнительным требованиям к осуществлению ключевых технологических производственных операций на территории Российской Федерации при строительстве крупнотоннажных судов согласно приложению N 2, относящимся к каждому крупнотоннажному судну, приведенному в приложении N 1 к настоящим Правилам, с учетом освоения их серийного производства;
б) при условии, что организация по состоянию на дату не ранее чем 1-е число месяца, в котором подается заявка на участие в отборе в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил или заявление о получении субсидии в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил, соответствует следующим требованиям:
у организации отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
у организации отсутствует просроченная задолженность по возврату субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, а также иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией;
организация не находится в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу, являющемуся участником отбора, другого юридического лица), ликвидации и в отношении организации не введена процедура банкротства, деятельность организации не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
организация не является иностранным юридическим лицом, а также юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов;
организация не получает средства из федерального бюджета на основании иных нормативных правовых актов Российской Федерации на цели, указанные в настоящих Правилах;
в реестре дисквалифицированных лиц отсутствуют сведения о дисквалифицированных руководителе, лице, исполняющем обязанности руководителя, или главном бухгалтере (при наличии) организации;
объем инвестиций в материально-техническую базу организации за последние 3 года составляет не менее 10 млрд. рублей;
фактическая численность персонала организации составляет не менее 3500 человек, в том числе не менее 1000 человек — квалифицированных производственных рабочих;
организация не находится в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.
7. Субсидии предоставляются на основании соглашений, которые заключаются в отношении каждого крупнотоннажного судна и действуют до окончания срока его строительства, установленного судостроительным контрактом. В случае если этот срок превышает срок действия доведенных до Министерства промышленности и торговли Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, решение о заключении соглашения принимается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соглашении предусматриваются в том числе:
обязательство организации о соответствии крупнотоннажного судна требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, приведенным в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719, действующим на дату заключения судостроительного контракта, а также дополнительным требованиям к осуществлению ключевых технологических производственных операций на территории Российской Федерации при строительстве крупнотоннажного судна, приведенным в приложении N 2 к настоящим Правилам и относящимся к каждому крупнотоннажному судну, приведенному в приложении N 1 к настоящим Правилам, с учетом освоения их серийного производства;
порядок и условия возврата средств в случае установления факта нарушения условий предоставления субсидий, предусмотренных настоящими Правилами и соглашением;
согласие организации на проведение Министерством промышленности и торговли Российской Федерации проверок соблюдения организацией порядка и условий предоставления субсидии, в том числе в части достижения результата предоставления субсидии, а также проверки органами государственного финансового контроля соблюдения организацией порядка и условий предоставления субсидии в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
обязательства организации по ведению раздельного учета затрат по строительству судна и представлению по завершении строительства отчетной калькуляции с обоснованиями фактической стоимости строительства крупнотоннажного судна;
значения результата предоставления субсидии и значения показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, а также обязательство организации по их достижению и ответственность за их недостижение;
обязанность представления отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, а также о достижении значений результата предоставления субсидии и значений показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил;
возможность возмещения произведенных организацией расходов (части расходов), в том числе на сумму авансовых платежей, при условии представления копий платежных поручений, реестров платежных поручений, подтверждающих оплату организацией расходов (части расходов), а также документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, или реестра документов-оснований с приложением указанных в нем документов-оснований (в случае указания реестра документов-оснований в платежном документе);
порядок согласования новых условий соглашения в случае уменьшения Министерству промышленности и торговли Российской Федерации как получателю средств федерального бюджета ранее доведенных до Министерства лимитов бюджетных обязательств, указанных в абзаце втором пункта 4 настоящих Правил, приводящего к невозможности предоставления субсидии в размере, определенном в соглашении;
условия и порядок расторжения соглашения в том числе при недостижении согласия по новым условиям, предложенным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с абзацем десятым настоящего пункта, а также условия его одностороннего расторжения Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
план мероприятий по достижению результата предоставления субсидии, в котором отражаются контрольные события, отражающие факт завершения соответствующего мероприятия, направленного на достижение результата предоставления субсидии (далее — контрольные точки), и плановая дата их достижения.
8. В целях проведения отбора на получение субсидии Министерство промышленности и торговли Российской Федерации как главный распорядитель бюджетных средств не позднее 10 февраля текущего финансового года при наличии лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства промышленности и торговли Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил (с учетом обязательств, принятых по ранее заключенным соглашениям о предоставлении субсидий), обеспечивает размещение на сайте государственной информационной системы промышленности в сети «Интернет» (с размещением указателя страницы сайта на едином портале), а также на официальном сайте Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в сети «Интернет» (далее — официальный сайт) объявления о проведении отбора с указанием:
а) сроков проведения отбора;
б) даты начала подачи или окончания приема заявок участников отбора, которая не может быть ранее 30-го календарного дня, следующего за днем размещения объявления о проведении отбора;
в) наименования, места нахождения, почтового адреса, адреса электронной почты Министерства промышленности и торговли Российской Федерации как получателя бюджетных средств;
г) результата предоставления субсидии (в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил);
д) доменного имени и (или) указателей страниц сайта государственной информационной системы промышленности в сети «Интернет», на котором обеспечивается проведение отбора;
е) требований к организациям в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 настоящих Правил и перечня документов, представляемых организациями для подтверждения их соответствия указанным требованиям в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил;
ж) порядка подачи заявок и требований, предъявляемых к форме и содержанию заявок, подаваемых организациями в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил;
з) порядка отзыва заявок, порядка возврата заявок, определяющего в том числе основания для возврата заявок, порядка внесения изменений в заявки;
и) правил рассмотрения и оценки заявок (в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил);
к) порядка предоставления организациям — участникам отбора разъяснений положений объявления о проведении отбора, дат начала и окончания срока такого предоставления;
л) срока, в течение которого победители отбора должны подписать соглашение;
м) условий признания победителей отбора уклонившимися от заключения соглашения;
н) даты размещения результатов отбора на сайте государственной информационной системы промышленности в сети «Интернет» (с размещением указателя страницы сайта на едином портале) и официальном сайте (в течение 10 рабочих дней после принятия решения, указанного в подпункте «б» пункта 10 настоящих Правил).
9. Для участия в отборе организация в сроки, установленные в объявлении о проведении отбора, представляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заявку в свободной письменной форме на участие в отборе. К заявке прилагаются:
нотариально заверенная копия судостроительного контракта;
заверенный организацией план-график строительства крупнотоннажного судна с распределением на этапы работ, соответствующие ключевым событиям;
расчетно-калькуляционная стоимость строительства крупнотоннажного судна, подписанная руководителем организации. Расчетно-калькуляционная стоимость строительства крупнотоннажного судна представляется в валюте, указанной в судостроительном контракте. Затраты, осуществление которых предполагается в валюте, отличной от указанной в судостроительном контракте, пересчитываются в валюту, указанную в судостроительном контракте, по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату заключения судостроительного контракта;
план-график финансового обеспечения строительства крупнотоннажного судна с указанием порядка и сроков оплаты, подписанный руководителем организации. Объемы финансового обеспечения строительства крупнотоннажного судна представляются в плане-графике финансового обеспечения строительства крупнотоннажного судна в валюте, указанной в судостроительном контракте;
выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (в случае непредставления организацией такого документа Министерство промышленности и торговли Российской Федерации запрашивает его самостоятельно);
справки по состоянию на дату не ранее чем на 1-е число месяца, в котором подается заявка на участие в отборе, подтверждающие соответствие организации требованиям, установленным абзацами третьим — девятым подпункта «б» пункта 6 настоящих Правил;
справка налогового органа по состоянию на дату не ранее чем на 1-е число месяца, в котором подается заявка на участие в отборе, подтверждающая отсутствие у организации неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (в случае непредставления организацией такого документа Министерство промышленности и торговли Российской Федерации запрашивает его самостоятельно);
согласие организации на публикацию (размещение) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации об организации, о подаваемой организацией заявке на участие в отборе и иной информации об организации, связанной с отбором, а также согласие на обработку персональных данных физических лиц, уполномоченных организацией на взаимодействие с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в рамках отбора, подписанное руководителем организации и лицами, уполномоченными организацией на взаимодействие с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в рамках отбора.
Заявка на участие в отборе подается отдельно в отношении каждого крупнотоннажного судна. Организация не ограничена в количестве подаваемых заявок в рамках одного отбора.
10. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации при получении заявок на участие в отборе:
а) регистрирует заявки на участие в отборе и прилагаемые к ним документы в порядке их поступления;
б) в течение 10 рабочих дней с даты окончания приема заявок на участие в отборе рассматривает документы, указанные в пункте 9 настоящих Правил, в порядке их поступления, проверяет комплектность и полноту содержащихся в них сведений и не позднее 1 апреля текущего финансового года принимает решение о прохождении организацией отбора и заключении с ней соглашения либо об отклонении заявки на участие в отборе и отказе в заключении соглашения;
в) производит расчет размера субсидии в соответствии с методикой расчета размера субсидии на финансовое обеспечение части затрат, связанных со строительством крупнотоннажных судов, согласно приложению N 3. Расчет размера субсидии осуществляется в валюте, указанной в судостроительном контракте;
г) в случае принятия решения о заключении соглашения заключает с организацией соглашение в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» с соблюдением требований о защите государственной тайны в течение 20 рабочих дней с даты размещения результатов отбора на едином портале в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил. Организация, не подписавшая соглашение в течение 20 рабочих дней с даты размещения результатов отбора на едином портале, считается уклонившейся от заключения соглашения;
д) в случае выявления документов, оформленных ненадлежащим образом, уведомляет об этом организацию. Если в течение 15 рабочих дней с даты направления соответствующего уведомления организация не представляет исправленный комплект документов, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в письменной форме отклоняет заявку на участие в отборе с указанием причин отказа по основаниям, указанным в пункте 11 настоящих Правил.
11. Решение об отклонении заявок на участие в отборе принимается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в следующих случаях:
а) несоответствие организации требованиям, установленным подпунктом «б» пункта 6 настоящих Правил;
б) непредставление (представление не в полном объеме) организацией документов, указанных в пункте 9 настоящих Правил, а также дополнительных сведений и документов, доработанных с учетом замечаний Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с подпунктом «д» пункта 10 настоящих Правил;
в) несоответствие документов, представленных организацией, перечню документов, предусмотренному пунктом 9 настоящих Правил;
г) недостоверность представленной организацией информации, в том числе информации о месте нахождения и об адресе организации;
д) подача организацией заявки на участие в отборе после даты и (или) времени, определенных для подачи заявок на участие в отборе;
е) недостаток лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства промышленности и торговли Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
12. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 10 рабочих дней после принятия решения, указанного в подпункте «б» пункта 10 настоящих Правил, обеспечивает размещение результатов отбора на едином портале, а также на официальном сайте, включая следующие сведения:
а) дата, время и место проведения рассмотрения заявок на участие в отборе;
б) информация об организациях, заявки на участие в отборе которых были рассмотрены;
в) информация об организациях, заявки на участие в отборе которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений объявления о проведении отбора, которым не соответствуют такие заявки;
г) наименования организаций, с которыми заключаются соглашения с указанием размера предоставляемой субсидии.
13. Для получения субсидии по первому этапу строительства крупнотоннажного судна организация представляет заявление о предоставлении субсидии с указанием номера подписанного соглашения.
Для получения субсидии по остальным этапам строительства крупнотоннажного судна начиная со 2-го этапа организация представляет следующие документы:
заявление о предоставлении субсидии с указанием номера подписанного соглашения и дополнительного соглашения (при наличии);
документ, подтверждающий наступление ключевого события в соответствии с планом-графиком строительства крупнотоннажного судна. Требования к документам, подтверждающим наступление ключевых событий, определяются соглашением;
копии платежных документов, заверенных кредитной организацией, подтверждающих оплату заказчиком платежей по графику в соответствии с судостроительным контрактом;
документ, подписанный руководителем организации и руководителем (представителем) заказчика, подтверждающий выполнение дополнительных требований к осуществлению ключевых технологических производственных операций на территории Российской Федерации при строительстве крупнотоннажных судов, приведенных в приложении N 2 к настоящим Правилам.
Субсидия предоставляется в рублях исходя из курса рубля к валюте, указанной в судостроительном контракте, установленного Центральным банком Российской Федерации на день подачи заявления в Федеральное казначейство о предоставлении субсидии.
14. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации:
регистрирует в порядке очередности поступления документы, указанные в пункте 13 настоящих Правил;
рассматривает документы, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в порядке их поступления, проверяет комплектность и полноту содержащихся в них сведений с привлечением при необходимости экспертного сообщества и в течение 45 рабочих дней со дня их поступления принимает решение о предоставлении субсидии либо об отказе в предоставлении субсидии;
в случае выявления неполноты либо установления факта недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, а также в случае ненадлежащего их оформления запрашивает у организации дополнительные сведения.
В случае непредставления организацией в течение 15 рабочих дней с даты направления запроса дополнительных сведений и документов, доработанных с учетом замечаний, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации принимает решение об отказе в предоставлении субсидии.
15. Размер субсидии определяется согласно методике расчета размера субсидии на финансовое обеспечение части затрат, связанных со строительством крупнотоннажных судов, приведенной в приложении N 3 к настоящим Правилам, но не может превышать предельный размер субсидии на единицу произведенной техники, приведенной в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Субсидия предоставляется поэтапно, после наступления ключевого события предыдущего этапа в соответствии с планом-графиком строительства крупнотоннажного судна.
16. Перечисление субсидии организации осуществляется на казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, не позднее 2-го рабочего дня после представления в территориальный орган Федерального казначейства организацией распоряжений о совершении казначейских платежей для оплаты денежных обязательств организации.
Запрещается приобретение за счет средств субсидии иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением результата предоставления этих средств иных операций, определенных правовым актом.
17. Организация в течение 120 рабочих дней со дня подписания акта приема-передачи крупнотоннажного судна представляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации:
а) отчетность о достижении значений результата предоставления субсидии и значений показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, указанных в пункте 19 настоящих Правил, в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации;
б) расчет фактической стоимости строительства крупнотоннажного судна с приложением подтверждающих документов, в том числе бухгалтерской отчетности. Расчет фактической стоимости строительства крупнотоннажного судна представляется в валюте, указанной в судостроительном контракте, и рублях. Пересчет расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, осуществленных в валюте, указанной в судостроительном контракте, в рубли и валюту, отличную от указанной в судостроительном контракте, и обратно производится исходя из курса Центрального банка Российской Федерации на день подачи заявления о предоставлении субсидии в Федеральное казначейство. Пересчет расходов, источником финансового обеспечения которых не является субсидия, осуществленных в валюте, указанной в судостроительном контракте, в рубли и валюту, отличную от указанной в судостроительном контракте, и обратно производится исходя из курса Центрального банка Российской Федерации на день совершения таких расходов;
в) копию заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719.
18. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации:
проводит проверку представленных расчетных материалов о фактической стоимости строительства крупнотоннажного судна с привлечением при необходимости экспертного сообщества;
производит расчет фактического размера субсидии согласно методике расчета размера субсидии на финансовое обеспечение части затрат, связанных со строительством крупнотоннажных судов, приведенной в приложении N 3 к настоящим Правилам.
Фактический размер субсидии не может превышать предельный размер субсидии на единицу произведенной техники, указанный в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Предельный размер субсидии рассчитывается исходя из первоначальной цены, установленной судостроительным контрактом.
В случае если размер выданной субсидии превысит фактический размер субсидии, разница подлежит возврату в доход федерального бюджета в течение 10 рабочих дней после получения требования Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Часть субсидии, составляющая разницу в случае превышения размера выданной субсидии над фактическим размером субсидии, возвращается в доход федерального бюджета после пересчета по курсу рубля к иностранной валюте, установленному Центральным банком Российской Федерации на день ее перечисления.
19. Результатом предоставления субсидии является завершение строительства 3 судов-продуктовозов на газомоторном топливе дедвейтом свыше 45000 тонн и 15 судов-газовозов дедвейтом свыше 45000 тонн до 31 декабря 2025 г. При этом увеличение сроков строительства крупнотоннажного судна не по вине организации — получателя субсидии не является недостижением результата.
Показателем, необходимым для достижения указанного результата, является выполнение дополнительных требований к осуществлению ключевых технологических производственных операций на территории Российской Федерации при строительстве крупнотоннажных судов, приведенных в приложении N 2 к настоящим Правилам.
Организация, заключившая соглашение, обязана ежеквартально, не позднее 15-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом предоставления субсидии, до достижения результата предоставления субсидии представлять в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации отчетность об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, а также о достижении значений результата предоставления субсидии и значений показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии по формам, установленным типовой формой соглашения, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Организация, получившая субсидию на финансовое обеспечение части затрат, связанных со строительством крупнотоннажных судов, в целях оценки достижения значений результата предоставления субсидии ежемесячно (по состоянию на 1-е число месяца) не позднее 10-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем предоставления субсидии, до достижения значений результата предоставления субсидии, а также не позднее 10-го рабочего дня месяца после достижения результата предоставления субсидии, осуществляет заполнение отчета о реализации плана мероприятий по достижению результата предоставления субсидии, содержащего контрольные точки по формам, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации.
20. Информация о размере и сроке перечисления субсидии учитывается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации при формировании прогноза кассовых выплат из федерального бюджета, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения федерального бюджета.
21. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации проводит проверки соблюдения организациями условий и порядка предоставления субсидий, в том числе в части достижения результата предоставления субсидии. Органы государственного (муниципального) финансового контроля проводят проверки соблюдения получателем субсидии порядка и условий предоставления субсидии в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет мониторинг достижения результата предоставления субсидии, исходя из достижения значений результата предоставления субсидии, определенных соглашением, и контрольных точек, в порядке и по формам, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации.
22. В случае нарушения организацией условий предоставления субсидии, недостижения значений результата предоставления субсидии и значений показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии, выявленного в том числе по итогам проверок, проведенных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации или органами государственного финансового контроля в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил, полученные средства подлежат возврату в размере выявленных нарушений в доход федерального бюджета с уплатой начиная с отчета за отчетный период пени, размер которой составляет одну трехсотую ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации возвращаемой суммы субсидии, действующей на 1-й день предоставления средств субсидии, за каждый день с даты предоставления субсидии, на основании:
а) соответствующего требования Министерства промышленности и торговли Российской Федерации — в течение 10 рабочих дней со дня получения организацией указанного требования;
б) представления и (или) предписания органа государственного финансового контроля — в сроки, установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Источник: e-ecolog.ru
Правовой порядок предоставления земельных участков для целей, связанных со строительством
Отношения по предоставлению прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, являются одним из видов земельных отношений, выступающих предметом земельного права.
Как уже указывалось выше, предоставление земельных участков в соответствии со ст. 29 ЗК РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов власти или органов местного самоуправления. При этом орган, принимающий решение, определяется в зависимости от формы собственности на земельный участок (федеральная собственность, собственность субъекта Федерации, муниципальная собственность).
Содержание и процессуальный порядок действий по предоставлению земельных участков законодательство связывает с таким признаком, как застройка участка. В случае предоставления земель для нужд, связанных со строительством, установлен особый, более жесткий порядок предоставления, нежели когда речь идет о предоставлении участков для целей, не связанных со строительством. Упомянутые выше статьи ЗК РФ не уточняют, что именно следует понимать под строительством на земельном участке и какова целесообразность установления особого порядка предоставления земель для этих целей, равно как не конкретизируют и само понятие нужд, не связанных со строительством.
Градостроительный кодекс под строительством понимает создание зданий, строений, сооружений, в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства.
Очевидно далее, что под нуждами, не связанными со строительством, следует понимать садоводство, огородничество, сенокошение, выпас скота, полевые участки, предоставляемые для ведения личного подсобного хозяйства, пчеловодства и т.п., т.е. когда предоставление земельного участка не влечет за собой тех негативных последствий, о которых говорилось выше.
Понятие «цели, не связанные со строительством» в правовой литературе трактуется неоднозначно. Существует, например, мнение о том, что основным признаком отнесения к данной категории является конкретное целевое назначение предоставляемого гражданину участка (см., например, «Комментарий к земельному законодательству РФ» под ред. проф. С.А. Боголюбова, с. 170, комментарий к ст. 34 ЗК РФ).
Считается, например, что к целям, не связанным со строительством, следует относить предоставление земельных участков для ведения крестьянского хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства и иных целей, хотя очевидно, что во всех этих случаях предполагается возведение жилых, хозяйственных и даже административных строений и иных производственных сооружений.
Статья 30 ЗК РФ вводит также такое, ранее не встречавшееся, понятие, как «формирование земельного участка», которое означает проведение необходимых действий по идентификации участка, т.е. установлению всех его характеристик, необходимых для принятия решения о предоставлении земель.
Помимо таких сведений о земельном участке, как целевое назначение, разрешенное использование, качественное состояние земли, условия подключения к коммуникациям, кадастровая стоимость участка, установление ограничений (обременений) и другие, формирование земельного участка предполагает техническое оформление, утверждение в установленном порядке и перенесение в натуру (размежевание) границ участка. Таким образом, формирование земельного участка является одним из важных процессуальных этапов предоставления земель.
Связывая процедуру предоставления земельных участков с целевым назначением для строительства, закон разграничивает ее на два процедурных этапа:
- — предоставление земельных участков с предварительным согласованием места расположения объектов строительства;
- — предоставление земельных участков без предварительного согласования места расположения объектов строительства.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места расположения объекта строительства осуществляется в тех случаях, когда местоположение объекта заранее неизвестно, или объект по своей специфике нуждается в подборе соответствующего участка, обладающего требуемыми качествами, или, наконец, когда речь идет об изъятии сельскохозяйственных земель для использования в целях, не связанных с сельскохозяйственном производством. Необходимость предварительного согласования может быть вызвана и иными причинами (например, особыми экологическими качествами объекта). Чаще всего это имеет место вне населенных пунктов или на землях населенных пунктов, не имеющих проектов планировки и застройки.
В силу указанных обстоятельств предоставление участков с проведением предварительного согласования места расположения объекта процессуально является наиболее насыщенным.
Предоставление земельных участков без предварительного согласования места расположения объектов строительства осуществляется в тех случаях, когда проведения изыскательских работ по поводу участка не требуется. Это, например, предоставление земельных участков в населенных пунктах в соответствии с проектом их планировки и застройки, предоставление участков для расширения существующих объектов и т.п.
Земельным кодексом РФ установлены как общие правила предоставления земельных участков, так и особенности предоставления отдельных видов земель, или особые условия их предоставления.
Общий порядок предоставления земельных участков заключается в следующем.
1. Подача заинтересованным в участке лицом заявки (ходатайства). Заявка подается в органы местного самоуправления по месту нахождения испрашиваемого участка.
Ходатайство должно иметь мотивированный характер и содержать достаточное обоснование необходимости предоставления земельного участка. В нем должно быть указано: целевое назначение участка, желательное его местонахождение, характер и назначение объектов строительства, примерный размер участка, испрашиваемое право на земельный участок и др. В случае строительства значительных объектов к заявлению могут прилагаться материалы технико-экономического обоснования проекта строительства, необходимые расчеты, чертежи и т.п.
Заявка рассматривается органом местного самоуправления, который поручает соответствующим землеустроительным организациям или кадастровым инженерам провести работу по формированию земельного участка и подготовке необходимой документации.
- 2. Работы по формированию земельного участка включают в себя следующие юридические и технические действия:
- а) подготовка проекта границ земельного участка с графическим отображением их на планово-картографическом материале и определением координат поворотных точек. В эту же стадию работ включаются технические действия по перенесению проекта границ на местность и закреплению поворотных точек на местности посредством специальных знаков: столбов, труб и т.п.;
- б) определение разрешенного использования земельного участка на основании ходатайства о предоставлении земли и действующих земельно-правовых норм о размерах и условиях его предоставления;
- в) определение технических условий подключения объектов строительства к сетям инженерно-технического обеспечения: обмер и описание расстояний, глубины залегания коммуникаций, условия подключения к ним объектов и т.п. Эти данные необходимы для установления стоимости и цены продажи земельного участка;
- г) решение органа государственной власти или местного самоуправления о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов. Эти же органы, выступая в качестве собственников земли, определяют форму проведения торгов, начальную цену участка и сумму задатка. Организатором торгов может выступать и специализированная организация, действующая на основании договора с собственником.
Земельный кодекс РФ содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в предоставлении земельного участка в частную собственность гражданина или юридического лица:
- — если земельный участок изъят из оборота;
- — если федеральным законодательством в отношении испрашиваемого земельного участка установлен запрет на приватизацию (например, не подлежат приватизации земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами и т.п.);
- — если в отношении земельного участка принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд;
- д) публикация сообщения о проведении торгов или о предоставлении земельных участков без проведения торгов (в том случае, когда земля предоставляется в аренду без продажи права на нее, когда предоставляется для строительства в границах застроенной территории или когда она предоставляется на праве пользования).
Передача земельных участков без проведения торгов допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения об этом в случае, если имеется только одна заявка. Публикация сообщения осуществляется органом, предоставляющим земельный участок, или иным лицом по его поручению.
- 3. Выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета. Основаниями для кадастрового учета земельного участка являются: правоустанавливающий документ, решение компетентного органа о проведении торгов, а также материалы формирования земельного участка.
- 4. Следующим действием в процедуре предоставления земельных участков является непосредственное проведение торгов по продаже участков либо по продаже права на заключение договора аренды земли или же предоставление земельного участка без проведения торгов. Порядок проведения торгов определяется Правительством РФ.
- 5. Заключительным этапом процесса предоставления земельного участка является подписание протокола о результатах торгов или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления его без проведения торгов. А при предоставлении участка в постоянное (бессрочное) пользование — вынесение об этом решения компетентным органом.
Надлежаще оформленный протокол о результатах торгов или постановление компетентного органа о предоставлении земельного участка без проведения торгов являются основанием для заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка и государственной регистрации прав на него. Государственная объекта предполагаемого строительства не может быть однозначно определено заранее. Причиной этого чаще всего служит технологическая связь испрашиваемого участка с объектом строительства, т.е. когда земельный участок должен удовлетворять определенным требованиям производственного процесса.
Необходимость предварительного согласования места строительства может возникнуть в силу специфики организационно-процессуальной подготовки строительства, требующей резервирования земельного участка на определенный срок с целью выяснения существенных для заявителя обстоятельств, связанных с пригодностью испрашиваемого участка для строительства объекта (инженерные, геологические, гидрологические и иные изыскания, привязка проекта к местности, согласовательные процедуры при проектировании объекта и т.п.). Во всех этих и иных подобных случаях предоставлению земельного участка как юридическому факту предшествует предварительное согласование местоположения объекта строительства, представляющее собой выбор участка на местности и оформление необходимой документации, предоставляющей заявителю право в течение определенного времени выполнить указанные выше действия с последующим оформлением права на земельный участок.
Таким образом, при предоставлении земельных участков с предварительным согласованием места расположения объекта строительства к известному перечню действий (подача заявки, формирование земельного участка, государственный кадастровый учет участка, подписание протокола о результатах торгов или принятие решения о предоставлении земельного участка и государственная регистрация права на земельный участок) добавляется еще одно, а именно выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места расположения объекта строительства.
Выбор земельного участка осуществляется специальной комиссией из компетентных лиц с участием заинтересованных сторон и органов, которая проводит работу по изучению материалов и обследованию земель в натуре. При этом комиссия руководствуется не только теми требованиями, которые предъявляются к земельному участку заявителем, но и принципами рационального использования земель, охраны природы, приоритета земель сельскохозяйственного назначения, экологическими требованиями. Существенное значение придается также таким признакам, как размер убытков собственников земли и землепользователей, потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, кадастровая оценка земель, организационно-территориальные признаки и др. По результатам работы комиссии составляется акт выбора участка с указанием всех его характеристик и приложением к нему необходимых картографических материалов, расчетов убытков и потерь и др.
В тех случаях, когда участок для предоставления выбирается на землях сельскохозяйственного назначения или лесного фонда, в акте должны быть приведены достаточные обоснования невозможности использования для этих целей несельскохозяйственных земель или в крайнем случае сельскохозяйственных угодий худшего качества, а также нелесопокрытых земель или площадей, занятых малоценными лесными насаждениями.
Должны быть также предусмотрены меры сохранения особо ценных сельскохозяйственных угодий и лесов, а также существующих элементов территориальной организации, предотвращения эрозионных процессов и заболачивания земель и наиболее целесообразного использования капитальных вложений в улучшение земельного участка.
По завершении указанных выше действий орган, обладающий полномочием по предоставлению земель, утверждает акт выбора земельного участка и принимает решение о предварительном согласовании или об отказе в предоставлении участка.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для проведения заявителем проектно-изыскательских работ, для возбуждения в последующем ходатайства о предоставлении земельного участка и для принятия решения о его предоставлении.
Решение о предварительном согласовании земельного участка действует в течение трех лет, на протяжении которых участок считается зарезервированным для испрашиваемых целей. Закон ограничивает в известной степени права собственников земли и землепользователей по использованию зарезервированных участков. Собственник земельного участка или землепользователь в случае строительства на зарезервированном участке или иного его улучшения несет риск отнесения на него затрат и убытков, связанных со строительством на участке или иным его улучшением.
Убытки, связанные с ограничением земельных прав собственников земли и землепользователей вследствие резервирования земель, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду.
Если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято (независимо от причин), лица, права которых были ограничены, вправе требовать от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления возмещения понесенных убытков независимо от продления срока действия решения.
В случае несогласия собственника земли или землепользователя с решением о предварительном согласовании места размещения объекта (о резервировании земельного участка) оно может быть обжаловано в десятидневный срок в суд. Суд может оставить жалобу без удовлетворения или признать решение о предварительном согласовании места расположения объекта недействительным. В последнем случае орган, принявший такое решение, обязан возместить гражданину или юридическому лицу все понесенные ими в процессе подготовки решения расходы.
В тех случаях, когда отказ в предоставлении земельного участка признается судом недействительным, орган, принявший решение об отказе, обязан предоставить участок с соблюдением установленных судом сроков и условий, а также в соответствии с требованиями законодательства о порядке предоставления земель.
Предварительное согласование места размещения объекта не производится в случаях предоставления земельных участков:
- — для сельскохозяйственного производства;
- — для лесного хозяйства;
- — гражданам для ведения личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства;
- — для строительства объектов в населенных пунктах в соответствии с их генеральными планами и проектами планировки и застройки.
Решение компетентного органа о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для формирования земельного участка. На основании материалов проектирования объекта уточняется размер испрашиваемого участка, определяются его границы и координаты поворотных точек, уточняется разрешенное использование участка, устанавливаются экономические и технические аспекты подключения объекта строительства к инженерно-техническим коммуникациям, решаются правовые и организационные вопросы проведения торгов (в случае продажи права на заключение договора аренды земли).
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Одна из важнейших социальных проблем — жилищная проблема, решаемая государством в рамках национального проекта обеспечения доступным жильем населения страны, — является основанием для законодательного порядка предоставления земельных участков для указанных целей. Такой порядок установлен пп. 2 п. 1 ст. 30, а также ст. ст. 30.1 и 30.2, 38.1 и 38.2 ЗК РФ.
Земельный кодекс РФ устанавливает следующие признаки, в соответствии с которыми разделяются особые порядки предоставления земельных участков:
- 1) для строительства, в том числе и жилищного, в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о ее перспективном развитии;
- 2) для жилищного строительства безотносительно к видам и формам застройки;
- 3) для индивидуального жилищного строительства;
- 4) для комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства.
Суть особенностей предоставления земельных участков для указанных целей заключается в следующем.
- 1. Во всех четырех случаях предоставление земельных участков осуществляется без предварительного согласования места расположения объектов строительства.
- 2. В случае застройки с целью развития застроенной территории участок предоставляется без проведения торгов в собственность бесплатно либо в аренду с условием, что размер арендной платы за соответствующий земельный участок определяется в размере земельного налога за соответствующий земельный участок.
Все другие условия предоставления земельного участка и развития застроенной территории определяются договором о развитии застроенной территории, который заключается между лицом, подавшим заявление о предоставлении участка, и соответствующим органом местного самоуправления.
При этом вопросы установления разрешенного использования, технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также платы за подключение решает орган местного самоуправления. Согласованный и подписанный сторонами договор является основанием для принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка. Указанное решение является основанием для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. Эти работы осуществляются за счет заявителя предоставления земельного участка.
3. Земельные участки для жилищного, в том числе индивидуального, строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду.
В случаях заключения с лицами государственного или муниципального контракта на строительство объектов недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального, субъектов Федерации или местного бюджета, земельный участок может быть предоставлен на срок строительства объекта недвижимости, т.е. в безвозмездное срочное пользование. Предоставление земельных участков в собственность или аренду осуществляется за плату.
Продажа земельных участков или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков осуществляется на аукционах, за исключением случаев, отмеченных нами выше (пп. 5 п. 1 ст. 24, п. 2 ст. 30 и п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ).
На основании заявления гражданина земельный участок может быть предоставлен в аренду. В течение двух недель со дня подачи заявления орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает решение о проведении аукциона по продаже права аренды земельного участка. В случае если в течение одного месяца со дня опубликования сообщения об аукционе иных заявлений не поступило, указанные компетентные органы принимают решение о предоставлении участка лицу, первым подавшему заявление. Договор аренды подлежит заключению в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета земельного участка.
4. Земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства предоставляются в аренду с использованием аукционного механизма. При этом п. 1 ст. 30.2 ЗК РФ дает полный перечень действий, включаемых в понятие комплексного освоения участка, от подготовки документации по планировке территории, выполнения работ по ее обустройству объектами инженерной инфраструктуры до осуществления жилищного и иного строительства, с указаниями максимальных сроков завершения этих работ. При этом арендатор предоставленного для комплексного освоения земельного участка наделяется исключительным правом приобретать в собственность или аренду те земельные участки, которые предназначены (в рамках осваиваемого участка) для жилищного и иного строительства.
Организация и проведение торгов земельными участками в РФ
Торги представляют собой особую форму заключения договора, предусмотренную главой 28 ГК РФ. Заключение договора по итогам торгов является прямой реализацией принципа признания равенства участников отношений, регулируемых гражданским законодательством. Именно торгам как особому способу заключения договора в наибольшей степени присущи отношения состязательности как гаранта вышеназванного равенства.
Земельный кодекс РФ содержит специальные нормы, содержащие основания и регулирующие порядок приобретения земельного участка (по сути своей — права собственности на земельный участок) или права на заключение договора аренды земельного участка из публичных земель на торгах.
Статья 28 ЗК РФ определяет, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. При этом предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Бесплатное предоставление возможно только в случаях, специально установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
Исходя из п. 2 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах), за исключением следующих случаев:
- 1) если земельный участок из состава «неразграниченных земель» (земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена) находится в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии (в соответствии с п. 2.1 ст. 30 ЗК РФ);
- 2) если земельный участок предоставляется для осуществления индивидуального жилищного строительства и в отношении данного участка аукцион признан несостоявшимся ввиду участия в нем менее двух участников;
- 3) если земельный участок образован из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, то лицо, осуществляющее такое использование, имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования ими на прежних условиях без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- 4) если земельный участок предоставляется для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, даже если разрешенное использование данного участка предполагает (или по крайней мере не ограничивает) возможность осуществления жилищного или иного строительства, так как исходя из буквального толкования абзацев 1 — 3 ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» возведение жилого строения на садовом, огородном или дачном земельном участке является правом гражданина, которое может быть им как реализовано, так и не реализовано в процессе землепользования.
Также по общему правилу на торгах подлежат заключению договоры купли-продажи или договоры аренды земельных участков, находящихся в публичной собственности, из состава земель сельскохозяйственного назначения, за исключением следующих случаев:
- 1) переданный в аренду земельный участок может быть приобретен арендатором без проведения торгов в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта РФ, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка;
- 2) в случае если имеется только одно заявление о передаче земельного участка в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии данного земельного участка в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ, а также при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления;
- 3) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные религиозным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, могут предоставляться религиозным организациям без проведения торгов в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ;
- 4) сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со ст. 28 ЗК РФ могут предоставляться гражданам на праве общей собственности без проведения торгов бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ;
- 5) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в публичной собственности, могут передаваться в аренду: религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота.
Система нормативных правовых актов, регулирующих порядок организации и проведения торгов земельными участками в РФ, построена следующим образом.
1. Исходя из п. 4 ст. 38 ЗК РФ общий порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с ГК РФ и ЗК РФ.
При отсутствии специальных норм, регулирующих особенности организации и проведения торгов земельными участками для отдельных целей землепользования, применяются общие нормы ст. ст. 447 — 449 ГК РФ.
Также в соответствии с требованиями п. 4 ст. 38 ЗК РФ Правительство РФ Постановлением от 11 ноября 2002 г. N 808 утвердило Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков.
2. Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определяется ст. 38.1 ЗК РФ.
Действующее законодательство не дает точного определения жилищному строительству ни в ЗК РФ, ни в Градостроительном кодексе РФ, ни в иных законодательных и подзаконных актах. Принятый 24 июля 2008 г. Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» также оставил данный вопрос без должного правового регулирования.
Важность определения жилищного строительства и законодательного закрепления его признаков, отличающих данный вид строительства от иных, очевидна. Именно жилищное строительство является целью использования земельных участков, определяющей обязательность их предоставления путем организации и проведения торгов. В процессе правоприменения могут возникать справедливые вопросы: относится ли к жилищному строительству, например, гостиничное строительство? Таким образом, возможность неоднозначного толкования термина «жилищное строительство» влечет за собой возможность злоупотребления правом.
Следует отметить возможность использования для отграничения жилищного строительства от иных видов строительства понятий «жилое помещение» и «жилой дом».
Жилищный кодекс РФ выделяет два основных признака жилого помещения, а следовательно, и жилищного строительства, отличающих его от иных видов строительства. Жилое помещение как результат жилищного строительства должно:
- 1) удовлетворять признакам недвижимого имущества (т.е. являться объектом, обладающим прочной связью с землей, и обладать признаком невозможности перемещения без несоразмерного ущерба его назначению);
- 2) быть пригодным для постоянного проживания граждан, т.е. отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать очевидный вывод, что ст. 38.1 ЗК РФ регулирует процедуру организации и проведения торгов земельными участками, предназначенными для дальнейшего строительства любых объектов, которые могут удовлетворять после завершения их строительства вышеуказанным признакам.
Законодатель разграничивает понятия жилищного строительства и комплексного освоения и при регулировании вопросов предоставления земельных участков прямо предусматривает случаи, относящиеся к комплексному освоению или к жилищному строительству.
3. Порядок организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства определяется ст. 38.2 ЗК РФ.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 30.2 ЗК РФ земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта. Предоставление такого земельного участка осуществляется на аукционе в порядке, установленном ст. 38.2 ЗК РФ.
Анализируя различия трех вышеназванных процедур организации и проведения торгов земельными участками, необходимо отметить следующее.
Во-первых, основные различия касаются более жестких требований к форме проведения торгов (исключительно открытый по составу участников и форме подачи заявок аукцион) и сроков уведомления участников торгов об отказе от проведения торгов со стороны организатора — относительно проведения торгов по предоставлению земельных участков для жилищного строительства и для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Во-вторых, опять же относительно проведения торгов по предоставлению земельных участков для жилищного строительства и для комплексного освоения в целях жилищного строительства установлен четкий исчерпывающий перечень документов, необходимых для участия в торгах, что не позволяет организаторам торгов устанавливать так называемые дополнительные фильтры для участников торгов в целях создания «поля наибольшего благоприятствования» для одних участников либо в целях того, чтобы не допустить к участию или заведомо сделать невозможной победу в торгах иных (третьих) лиц.
Источник: vuzlit.com
Особенности и тенденции развития законодательства о предоставлении земельных участков для целей строительства
Гряда, Э. А. Особенности и тенденции развития законодательства о предоставлении земельных участков для целей строительства / Э. А. Гряда, А. В. Гордиенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 584-587. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34458/ (дата обращения: 10.10.2022).
В статье анализируются особенности правового регулирования отношений, возникающих в процессе предоставления земельных участков для целей строительства и определяются некоторые тенденции развития земельного законодательства.
Ключевые слова: земельный участок для целей строительства, предоставление земельных участков, торги по продаже права на земельный участок
Земельный участок одновременно представляет собой и объект природы, правовой режим которого установлен нормами экологического законодательства, и объект гражданских прав, зачастую выступающий как пространственный базис для размещения многих объектов недвижимости различного целевого назначения. В последнем случае отношения, связанные с использованием рассматриваемого объекта регулируются нормами как земельного, так и гражданского, а также градостроительного законодательства. Более того, земельный участок и сам может выступать объектом строительства, если создается на основании норм Федерального закона «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1] и представляет собой сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий [2, с.558].
В целом в юридической литературе выделяются четыре отдельные процедуры, согласно которым земельные участки могут быть предоставлены органами государственной власти или местного самоуправления заинтересованным субъектам:
1) на аукционе (без предварительного согласования);
2) с предварительным согласованием (без аукциона);
3) без предварительного аукциона и без предварительного согласования;
4) с предварительным согласованием (на аукционе) [3, с.12].
Очевидно, что два из возможных способа предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, непосредственно относятся конкурентной (аукционной) форме.
В целом, анализ законодательства о порядке предоставления земельных участков для целей строительства позволяет выделить несколько существенных особенностей в правовом регулировании таких отношений.
Во-первых, приобрести право на земельный участок на аукционе возможно либо без предварительного согласования предоставления, либо с таковым. Проводить данную процедуру, либо нет, зависит конечно же не от воли заявителя либо публичного органа власти, а исключительно от факта — образован земельный участок или нет. Если земельный участок не образован и заявитель заинтересован в его образовании и последующем предоставлении, то такой субъект должен самостоятельно осуществить подготовку схемы расположения земельного участка, обратиться в уполномоченный орган с заявлением о ее утверждении, а также обеспечить выполнение кадастровых работ и постановку объекта на государственный кадастровый учет (пункт 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации [4]).
При этом необходимо учитывать сложившуюся в судебной практике позицию о том, что образование земельных участков для целей проведения аукционов по инициативе гражданина или юридического лица возможно исключительно при наличии утвержденного проекта межевания территории, поскольку именно в документации по планировке территории в значительной степени учтены все особенности существующей территории, в том числе с точки зрения образования новых земельных участков [5].
Во-вторых, в настоящее время предпринят новый правовой подход к определению вида права, на котором предоставляется земельный участок для целей строительства — законодательно исключена возможность приобретения земельных участков для целей строительства в собственность на торгах, и указано на возможность приобретения лишь права аренды.
В-третьих, законодательно упразднено разделение порядка предоставления земельных участков для целей связанных со строительством и для целей, не связанных со строительством.
В-четвертых, нормы о порядке организации и проведения торгов по продаже земельных участков унифицированы путем их переноса из подзаконных нормативных правовых актов (например, Постановления Правительства Российской Федерации «Об организации и проведении торгов по продаже находящегося в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договора аренды таких земельных участков» [6], в текст ЗК РФ.
В-пятых, претерпели изменения нормы о форме проведения торгов. Если ранее это был как конкурс, так и аукцион в различных формах, то в настоящее время законодатель отказался от проведения торгов в форме конкурса, а также от закрытой формы аукциона.
Проанализировав отмеченные особенности порядка организации и проведения торгов, необходимо обратить внимание на наличие проблемы разграничения оснований приобретения права аренды земельного участка для целей строительства на торгах либо без проведения таковых.
Например, отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ, автоматически свидетельствует о возможности приобретения земельного участка только на торгах. Однако положения этого пункта зачастую носят бланкетный характер и отсылают к подзаконным нормативным актам или нормативным актам субъектов Российской Федерации.
Так, существует возможность приобретения участка в аренду для целей строительства без проведения торгов по распоряжению Правительства Российской Федерации или должностного лица субъектов Российской Федерации в случае реализации масштабных инвестиционных проектов, критерии которых определяются в отдельном постановлении Правительства Российской Федерации или законе субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации критериями масштабного инвестиционного проекта является предполагаемое строительство:
‒ объектов, размещение которых позволит значительно (на 1 процент и более) увеличить количество рабочих мест в муниципальном образовании, на территории которого они размещаются, но не менее чем на 250 рабочих мест;
‒ объектов, размещение которых позволит значительно (на 1 процент и более) увеличить ежегодные поступления от налогов, взимаемых на территории муниципального образования, но не менее чем на 5 млн. рублей;
‒ индивидуальных жилых домов, многоквартирных домов, передаваемых в собственность или социальный найм гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций [7].
Практика установления таких критериев в субъектах Российской Федерации различна и показывает, что масштабными инвестиционными проектами могут быть признаны проекты, предусматривающие строительство объектов самого разного назначения. Например, комплекса производства пластиковых окон, гостиницы с объектом общественного питания, автоматической АЗС, спортивно-оздоровительного комплекса [8, с.75].
Представляется, что критерии рассматриваемых инвестиционных проектов должны быть определены не подзаконным нормативным актом, а содержаться в тексте ЗК РФ. Кроме того, минимальные и максимальные критерии проектов, земельные участки для реализации которых предполагается предоставлять на основании решения должностного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации, должны быть также определены в ЗК РФ.
Это позволит, с одной стороны, обеспечить учет региональных особенностей при принятии таких решений, а с другой — сделает невозможным произвольное решение о признании проекта масштабным инвестиционным в целях обхода правила о предоставлении земельных участков путем проведения торгов.
В качестве тенденции развития законодательства о предоставлении прав на земельные участки для целей строительства следует отметить повышение роли гражданско-правовых начал в регулировании отношений по приобретению прав на земельные участки. Этот факт влечет за собой введение новых видов юридических фактов, являющихся основаниями возникновения права собственности или аренды. Такими основаниями в настоящее время являются договоры о комплексном освоении территории и договор о развитии застроенной территории. Данные договоры представляют собой юридические факты, являющиеся основаниями для принятия решения органом власти о предоставлении земельного участка застройщику по его выбору на праве собственности или аренды бесплатно и без проведения торгов.
Министерством экономического развития Российской Федерации подготовлен новый проект Федерального закона «О развитии территорий» [9], в котором предполагается объединить нормы земельного и градостроительного законодательства о комплексном освоении территории, о развитии территории, об освоении территории и комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса. Заключение всех перечисленных договоров в новом Проекте объединены единым названием — договор о развитии территории, а все его виды названы способами такого развития.
Вступление в силу (в виде уже Федерального закона) указанного Проекта предполагается установить с 1 января 2017 года. Принятие такого закона будет являться очевидным положительным моментом в регулировании отношений по развитию территорий населенных пунктов и решению социально значимых проблем. Однако вызывает сомнение положения статьи 37 Проекта, на основании которой к договорам о развитии застроенной территории и комплексному освоению территории, заключенным до вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются правила, установленные на день заключения таких договоров, но не более чем до 2030 года. Представляется, что такой срок должен определяться сроками реализации проектов, указанных в ранее заключенных договорах о развитии территории либо их комплексном освоении.
- Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 246-ФЗ с изм. и доп. от 28 ноября 2015 года // СЗ РФ. 2011. № 30 (часть 1). Ст. 4594; СЗ РФ. 2015. № 48. Ст.6723.
- Недашкова Е. Н., Баканева Н. Г. Искусственные земельные участки: новые подходы законодателя // Научное обеспечение агропромышленного комплекса. 2012.
- Железнов Д. С. Правоотношения по предоставлению земельных участков для строительства: понятие, структура, элементы // Аграрное и земельное право. 2015. № 5.
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ с изм. и доп. от 01 мая 2016 года // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147; 2016. № 18. Ст. 2495.
- Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 мая 2016 года № Ф03–1810/2016 по делу № А51–14893/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
- Об организации и проведении торгов по продаже находящегося в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договора аренды таких земельных участков: Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года № 808 // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4587 (утратило силу).
- Об утверждении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного назначения и масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в аренду без проведения торгов: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1603 // СЗ РФ. 2015. № 2. Ст. 505.
- Кислов С. С. [Комментарий к Письму Минэкономразвития России от 26 июня 2015 года № Д23И-2965 // Строительство: акты и комментарии для бухгалтера. 2015. № 9.
- О развитии территорий: проект Федерального закона (подготовлен Минэкономразвития России) // СПС «КонсультантПлюс».
Основные термины (генерируются автоматически): земельный участок, Российская Федерация, проведение торгов, участок, комплексное освоение территории, предварительное согласование, РФ, строительство, возможность приобретения, развитие территории.
Источник: moluch.ru