Итак, новая редакция Земельного Кодекса РФ предполагает, в частности, на аукционе и без аукциона.
Отдельно закреплены нормы о порядке приобретения гражданами земельных участков для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 39.18 ЗК РФ). Она близка к имеющейся процедуре получения участков под ИЖС и в ней совмещены принципы конкурсного и бесконкурсного порядка приобретения прав на землю.
Аукционы по продаже земельных участков или права аренды земельных участков (статьи 39.11, 39.12, 39.13 ЗК РФ) Важной новеллой в регулировании вопросов о земельных аукционах, на наш взгляд, стало то, что ЗК в новой редакции более понятно урегулировал случаи, когда заинтересованные лица сами, не дожидаясь инициативы властей, могут инициировать аукцион.
Итак, с заявлением о проведении аукциона можно обратиться в следующих случаях:
- Если утверждены проекты межевания территории.
- Если проект межевания не утвержден, но желаемый участок находится на межселенной территории.
- Если участок поставлен на кадастровый учет, имеет координаты границ, определенную категорию и разрешенное использование.
Кроме того, дефакто инициировать аукцион о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, крестьянского фермерского хозяйства может гражданин, обратившись с заявлением о предоставлении ему земельного участка для указанных целей. В этом случае аукцион проводится при наличии других заявок на предоставление того же участка (ст. 39.18). Подробнее об этой процедуре в следующем материале.
Паразитирование на аукционах. Аренда земельного участка у государства.
В остальных случаях аукционы проводятся только по инициативе уполномоченного органа. В предыдущем варианте изменений Земельного Кодекса РФ, которые не попали в окончательную редакцию, можно было инициировать аукцион и в населенном пункте, если это не столица субъекта федерации. Напомню, что по старой редакции Земельного Кодекса РФ возможность инициировать аукцион была предметом споров в практике.
Законом предусмотрен закрытый перечень из 19 оснований для отказа в проведении аукциона (п.8 ст. 39.11 ЗК РФ). В целом данные основания понятны и могут быть разделены на три группы:
Группы оснований отказа в проведении аукциона:
- нарушение прав третьих лиц: наличие на участке чужих объектов недвижимости – пп.8,9 п.8 ст. 39.11, наличие чужих прав на участок – пп.7, 13, 16, 17, 18 п.8 ст. 39.11.
- неготовность участка к аукциону: границы подлежат уточнению – пп.1 п.8 ст. 39.11, отсутствие регистрации права публичной собственности (кроме случаев, когда участок относится к неразграниченной государственной собственности) – пп.2 п.8 ст. 39.11,не определены предельные параметры разрешенного строительства – пп.3 п.8 ст. 39.11, не определены технические условия – пп.4 п.8 ст. 39.11, не определено разрешенное использование или разрешенное использование не соответствует целям, указанным в заявлении – пп.5 п.8 ст. 39.11, не определена категория земли – пп.6 п.8 ст. 39.11, ТУ, РИ, категории, определенных границ и т.д.
- запрет приватизации: участок зарезервирован или предназначен для публичных нужд – пп.12, 14, 15, 19 п.8 ст. 39.11, ограничение в обороте или изъятие из оборота – пп.10, 11 п.8 ст. 39.)
Большая часть оснований отказа, отнесенных ко второй группе, в действительности не является собственно причиной отказа в проведении аукциона, а разрешается в процессе подготовки аукциона: границы земельного участка уточняются на основании утвержденной по заявлению заинтересованного лица схемы (кроме случаев, очевидно, когда участок находится в границах населенного пункта), регистрация права публичной собственности выполняется по заявлению заинтересованного лица после кадастрового учета земельного участка, технические условия должны быть получены уполномоченным органом.
Как купить землю на аукционе. Личный опыт.
Однако имеются и препятствия, которые, по моему мнению, тоже могут быть устранены уполномоченным органом, однако, закон не возлагает на них такой обязанности. В частности, это относится к случаям, когда не определена категория или разрешенное использование земельного участка.
До 01.01.2020 года уполномоченные органы власти вправе отказывать в проведении аукциона по основаниям, предусмотренным законами субъектов федерации.
Аукционы по продаже участков в собственность для строительства, теперь проводятся исключительно для предоставления участков гражданам под ИЖС, ЛПХ, КФХ, садоводство, дачное хозяйство (п.2 ст. 39.2, п.7 ст. 39.11, ст. 39.18 ЗК РФ в новой редакции). Во всех остальных случаях, земельные участки для строительства предоставляются на аукционах только в аренду.
В регулировании собственно процедуры проведения аукциона обращает на себя внимание следующее:
- Начальная цена продажи земельного участка может определяться по выбору уполномоченного органа, как кадастровая или как рыночная стоимость данного земельного участка – п.12 ст. 39.11.
- По результатам аукциона на право заключения договора аренды определяется размер ежегодной арендной платы, кроме случаев, прямо указанных в законе (п.16 ст. 39.11). Начальная цена устанавливается уполномоченным органом по своему выбору как рыночный размер арендной платы, либо как 1,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Сведения об аукционе размещаются:
- В Интернете на едином ресурсе, утвержденном Правительством.
- В СМИ, в котором публикуются муниципальные нормативные акты.
Создается реестр недобросовестных участников аукциона, куда включаются сведения о победителях аукциона, уклонившихся от заключения договора (пункты 26-34 ст. 39.12 ЗК РФ в новой редакции) Сведения являются и исключаются из реестра по истечении двух лет. Лица, включенные в реестр, не допускаются к участию аукционах.
Аукционы проводятся в электронной форме за исключением случаев предоставления участков гражданам и КФХ для ИЖС, садоводства, дачного хозяйства, ЛПХ, а так же сельскохозяйственного производства (ст. 39.13).
Также основания возникновения права собственности граждан на земельные участки могут быть предусмотрены законодательством субъекта Федерации.
Завершающим этапом возникновения права собственности во всех этих случаях будет государственная регистрация права собственности, удостоверяемая правоустанавливающим документом. В соответствии со ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.
Договоры, которые заключают собственники с арендаторами, а также переданные в субаренду земельные участки, договоры безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Источник: student-servis.ru
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящие Рекомендации «О порядке организации и проведения аукционов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности для целей их строительного освоения» (в дальнейшем — Рекомендации) разработаны с целью оказания практической помощи органам местного самоуправления в организации и проведении аукционов по предоставлению земельных участков — по продаже земельных участков или по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков.
2. Рекомендации разработаны на основании нормативных правовых актов:
— Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ);
— Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ;
— Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ.
3. В рекомендациях рассматриваются вопросы предоставления на основании аукциона земельных участков со следующими целями их предоставления:
— для строительства объектов инфраструктуры поселения;
— для жилищного строительства (за исключением индивидуального и малоэтажного жилищного строительства);
— для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
4. Общий порядок предоставления земельных участков для строительства (для строительства объектов инфраструктуры поселения) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен ст. 30 ЗК РФ.
Общий порядок предусматривает предоставление исключительно на торгах (конкурсах или аукционах) земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов. Порядок предоставления таких земельных участков предусмотрен ст.38 ЗК РФ. В соответствии с п.4 ст. 38 ЗК РФ порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Право выбора формы торгов (конкурс или аукцион) предоставлено продавцу (собственнику) земельного участка.
В целях увеличения доходов муниципальных образований и предотвращения возможных злоупотреблений, приоритетной формой проведения торгов является аукцион, открытый по составу участников и по форме подачи заявок. Для чего актом представительного органа местного самоуправления определить:
1) что торги по предоставлению земельных участков в соответствии с п.2 ст. 30 ЗК РФ должны проводиться в форме аукциона. Определить закрытый перечень исключений, когда допускается проведение торгов в форме конкурса (строительство объектов для социальных, благотворительных нужд, не связанных с последующим использованием объекта строительства для извлечения доходов);
2) орган или должностное лицо местного самоуправления, уполномоченный принимать решение об определении формы торгов в отношении определенного земельного участка (глава муниципального образования, глава местной администрации, иной орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, предусмотренное уставом муниципального образования).
5. Особенности порядка предоставления земельных участков для жилищного строительства предусмотрены ст.30.1 ЗК РФ.
Необходимо учитывать, что в соответствии с п.1 ст.30.1 ЗК РФ предоставление земельных участков в этом случае производится:
— без предварительного согласования места размещения объекта;
— в собственность или в аренду;
— с обязательным проведением открытого по составу участников и по форме подачи заявок аукциона для продажи земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков (за исключением случая, установленного п.27 ст.38.1 ЗК РФ — если проведенный аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников, единственный участник аукциона вправе заключить договор купли-продажи или договор аренды выставленного на аукцион земельного участка, а собственник участка обязан заключить договор с единственным участником аукциона по начальной цене аукциона).
Порядок проведения аукционов по предоставлению земельных участков для жилищного строительства установлен ст.38.1 ЗК РФ.
6. Особенности предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрены п.3 ст.30.1 ЗК РФ.
В отступление от общих правил ст.30.1 ЗК РФ допускается предоставление земельного участка без проведения аукциона, но только в случае предоставления его в аренду и с соблюдением процедуры, предусмотренной абз. 2 и 3 п. 3 ст.30.1 ЗК РФ:
— при получении заявления гражданина или юридического лица о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, орган местного самоуправления в двухнедельный срок может принять решение: 1) о проведении аукциона по предоставлению земельного участка (в таких случаях проводится аукцион по правилам, предусмотренным ст.38.1. ЗК РФ), либо 2) опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка;
— если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений такие заявления не поступили, орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину или юридическому лицу, изначально обратившемуся с таким заявлением. Договор аренды подлежит заключению в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета земельного участка;
— в случае поступления заявления о предоставлении в аренду земельного участка от других лиц, проводится аукцион по предоставлению земельного участка (по правилам, предусмотренным ст.38.1. ЗК РФ).
7. Особенности порядка предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства предусмотрены ст.30.2 ЗК РФ.
Необходимо учитывать, что в соответствии с п.1 ст.30.2 ЗК РФ предоставление земельных участков в этом случае производится:
— без предварительного согласования места размещения объекта;
— в аренду (предоставление в собственность не допускается);
— с обязательным проведением открытого по составу участников и по форме подачи заявок аукциона для продажи права на заключение договоров аренды земельных участков.
Аукционы по предоставлению земельных участков их комплексного освоения в целях жилищного строительства проводятся в том же порядке, что и аукционы по предоставлению земельных участков для жилищного строительства (порядок установлены ст.38.1 ЗК РФ), но с дополнительными требованиями, установленными ст.38.2 ЗК РФ.
8. ЗК РФ не устанавливает требований к форме подачи предложений о цене (о величине арендной платы) при проведении аукционов по предоставлению земельных участков. Рекомендуем приоритетной признать открытую форму предложения цены (величины арендной платы) — путем открытого объявления (предложения) цены участником аукциона во время его проведения.
9. Необходимо учитывать, что не подлежат изъятию земельные участки с последующим выставлением на аукцион, если орган местного самоуправления, в соответствии со ст. 31 ЗК РФ, принял решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка. Этим решением утверждается акт выбора земельного участка. Срок действия этого решения — три года.
Не подлежат выставлению на аукцион земельные участки, которые формируются согласно ст. 31 ЗК РФ по заявлению о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, зарегистрированному в органе местного самоуправления до 01 октября 2005 года.
10. Согласно статей 284 — 287 ГК РФ и статьей 46 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в собственности или аренде и предназначенные для жилищного и иного строительства, по которым договоры заключены с гражданами или юридическими лицами до введения в действие ГСК РФ, а также земельные участки, по которым договоры купли-продажи или аренды в целях жилищного и иного строительства заключены с победителями аукциона, эти договора могут быть прекращены и земельные участки по инициативе органа исполнительной власти изъяты исключительно в случае:
— неиспользования земельных участков в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен Федеральным законом или договором аренды,
— неоплаты установленной договором платы,
— резервирования земельных участков гражданам и юридическим лицам для жилищного или иного строительства, как действия, не предусмотренного Федеральным законодательством.
В случае изъятия земельного участка у собственника или арендатора, этот земельный участок должен быть выставлен на аукцион.
Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд регламентирован в новой редакции статьи 49 ЗК РФ, указанной в Законе от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ. Перечень изъятия является исчерпывающим.
2. ТРЕБОВАНИЯ К ЗЕМЕЛЬНОМУ УЧАСТКУ — ПРЕДМЕТУ АУКЦИОНА.
11. Требования к земельному участку, который может быть предметом аукциона, в зависимости от целей его предоставления установлены п.1 ст.38, п.п.1 и 2 ст.38.1. и п.1 ст.38.2 ЗК РФ.
12. Для проведения аукциона по предоставлению земельного участка:
1) земельный участок должен иметь градостроительный план (за исключением земельного участка, предоставляемого для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства) (рекомендуемая форма градостроительного плана — приложение № 1 к Рекомендациям);
2) должна быть определена первоначальная стоимость (размер арендной платы) земельного участка;
3) должны отсутствовать запрещения на отчуждение земельного участка (арест).
13. Технические условия, входящие в состав градостроительного плана земельного участка и предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерного — технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение, предоставляются организациями, осуществляющими эксплуатацию соответствующих сетей, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органа архитектуры и градостроительства местной администрации или застройщика земельного участка.
Срок действия технических условий и срок платы за подключение устанавливается организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно — технического обеспечения, не менее чем на два года, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Правообладатель земельного участка в течение года с момента получения технических условий и информации о плате за подключение должен определить необходимую ему подключаемую нагрузку к сетям инженерно — технического обеспечения в пределах предоставленных ему технических условий, п. 7 ст. 48 ГСК РФ.
Технические условия, запрашиваемые в организациях, не отнесенных к государственной или муниципальной собственности, предоставляются за плату по договору, сумма оплаты по которому включается в затраты по подготовке документов по формированию земельного участка. Оплата по договору производится после проведения аукциона.
Общий порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения устанавливается Правительством Российской Федерации.
3. ДЕЙСТВИЯ ПРОДАВЦА (СОБСТВЕННИКА) ПО ПОДГОТОВКЕ АУКЦИОНА.
14. Поскольку начальная стоимость земельного участка или начальный размер арендной платы такого участка должны определяться в соответствии с Законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ, необходимо до принятия решения о проведении аукциона произвести оценку рыночной стоимости земельного участка или размера арендной платы с привлечением независимого оценщика.
Начальная цена аукциона определяется с учетом функционального назначения объекта, градостроительного регламента территории и иных обстоятельств, обременяющих инвестиционный проект.
Рекомендуем обязанности по привлечению оценщика возложить на орган местной администрации по управлению имуществом. Оценка выполняется независимым оценщиком в 10-дневный срок с момента заключения договора, с представлением отчета об оценке в соответствии с правилами, установленными Федеральным Законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 г., «Стандартами оценки, обязательными к применению субъектами оценочной деятельности», утвержденными постановлением Правительства РФ № 519 от 06.07.2001г., «Методическими рекомендациями по определению рыночной стоимости права аренды земельных участков», утвержденными распоряжением Минимущества России от 10.04.2003 г. № 1102-р, «Методическими рекомендациями по определению рыночной стоимости земельных участков», утвержденными распоряжением Минимущества России от 06.03.2002г. № 568-р (в ред. распоряжения Минимущества РФ от 31.07.2002 № 2314-р) и другими нормативными актами, установленными законодательством Российской Федерации.
15. Решение о проведении аукциона в отношении определенного земельного участка и о выборе варианта предоставления участка — о продаже земельного участка или продаже права его аренды, принимает продавец (собственник).
Продавец (собственник) земельного участка при принятии решения о проведении аукциона должен определить следующие условия его проведения:
начальную цену предмета аукциона (начальный размер арендной платы) (в соответствии с рыночной стоимостью, определенной независимым оценщиком);
сумму задатка (рекомендуется в размере 20-30 % начальной цены предмета аукциона);
существенные условия договора купли-продажи или аренды, в том числе срок аренды. (К существенным условиям договора также относятся иные его условия, включаемые в публикуемое извещение о проведении аукциона в соответствии с п.10 ст.38.1 и п.3 ст.38.2 ЗК РФ).
Также рекомендуется одновременно решить вопрос об организации аукциона самим продавцом (в лице органа местной администрации по управлению имуществом) или о привлечении для выполнения функций организатора аукциона специализированной организации (с указанием ее наименования и реквизитов) — по предварительному согласованию с такой организацией.
Рекомендуем установить порядок, в соответствии с которым такие решения принимает глава муниципального образования по представлению органа по архитектуре и градостроительству местной администрации.
36. В случае привлечения для выполнения функций организатора аукциона специализированной организации рекомендуется в договоре со специализированной организации предусматривать ее обязанность:
использовать при подготовке и проведении аукциона формы документов аукционов, разработанные и утвержденные органами местного самоуправления;
согласовывать условия проведения аукциона, определяемые в соответствии с п.30 ст.38.1 и п. 3 ст.38.2 ЗК РФ организатором аукциона, с органом местной администрации по управлению имуществом.
17. Рекомендуем обеспечить осуществление следующих функций в целях реализации норм ст.38.1, 38.2 ЗК РФ и гарантирования интересов муниципального образования со следующим рекомендуемым их распределением между различными органами местного самоуправления:
— определение условий, которые организатор аукциона обязан опубликовать в извещении о проведении аукциона — глава местной администрации (по представлению местной администрации по управлению имуществом);
— утверждение необходимых для проведения аукциона форм документов: заявки на участие в аукционе; протокола приема заявок на участие в аукционе; уведомление заявителя о признании его участником аукциона; заявления об отзыве заявки заявителем; протокола аукциона; протокола о результатах аукциона — орган местной администрации по управлению имуществом;
— утверждение форм договора аренды и договора купли-продажи земельного участка, заключаемых с победителями аукционов — орган местной администрации по управлению имуществом;
утверждение положения о порядке проведения аукциона — глава местной администрации (по представлению органа местной администрации по управлению имуществом).
4. ДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАТОРА АУКЦИОНА ПО ПОДГОТОВКЕ АУКЦИОНА.
18. Организатор аукциона должен определить: время (год, месяц, дата, местное время в часах и минутах);
место (адрес — Российская Федерация, область, район, населенный пункт, улица, номер дома (строения), номер помещения в нем);
порядок проведения аукциона;
форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе (согласно п.14 ст.38.1. ЗК РФ прием заявок и документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона);
порядок внесения и возврата задатка;
величину повышения начальной цены предмета аукциона («шаг аукциона»). «Шаг аукциона» рекомендуется устанавливать в пределах от одного процента до пяти процентов начальной цены предмета аукциона.
19. Организатор аукциона не менее чем за 30 дней до дня проведения аукциона должен опубликовать извещение о проведении аукциона в периодическом печатном издании, определенном главой муниципального образования, а также разместить сообщение о проведении аукциона на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети Интернет.
20. Требования к содержанию публикуемого извещения о проведении аукциона установлены п.10 ст.38.1 ЗК РФ. Дополнительные требования к содержанию извещения в случаях проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства установлены п. 3 ст.38.2 ЗК РФ.
21. Организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона не позднее чем за 15 дней до назначенной даты его проведения. Извещение об отказе в проведении аукциона опубликовывается организатором аукциона в течение трех дней в периодических печатных изданиях, в которых было опубликовано извещение о проведении аукциона. Сообщение об отказе в проведении аукциона может размещаться на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет. Организатор аукциона в течение трех дней обязан известить участников аукциона о своем отказе в проведении аукциона и возвратить участникам аукциона внесенные задатки.
22. При подготовке к проведению аукциона рекомендуется определить:
1) лицо, уполномоченное реализовывать полномочия организатора аукциона, предусмотренные нормативными правовыми актами (руководитель юридического лица — организатора аукциона, либо лицо, действующее на основании выданной им доверенности). Действия указанного лица рассматриваются как действия организатора аукциона;
2) штатного работника организатора аукциона, ответственного за прием и регистрацию заявок на участие в аукционе и прилагаемых к ним документов, заявлений претендентов об отзыве поданных заявок;
3) аукциониста — лицо, непосредственно проводящее аукцион.
5. ПОДАЧА И ПРИЕМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В АУКЦИОНЕ.
23. Требования к составу документов, подаваемых претендентом для участия в аукционе, установлены п.12 ст.38.1 ЗК РФ:
1) заявка на участие в аукционе по установленной форме (рекомендуемая форма — приложение № 2 к Рекомендациям) с указанием реквизитов счета (банковского счета претендента) для возврата задатка;
2) выписка из единого государственного реестра юридических лиц — для юридических лиц, выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей — для индивидуальных предпринимателей, копии документов, удостоверяющих личность, — для физических лиц;
3) документы, подтверждающие внесение задатка (рекомендуется требовать предоставления: при безналичной форме внесения задатка — платежного поручения с отметкой банка о его приеме к исполнению и выписки по банковскому счету, подтверждающей списание средств по поручению клиента со счета; при наличной форме внесения задатка — квитанции с отметкой учреждения банка).
Дополнительно к указанным документам при проведении аукциона по предоставлению земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства согласно п.5 ст.38.2 ЗК РФ заявителем должны прилагаться документы, содержащие предложения по планировке, межеванию и застройке территории в соответствии с правилами землепользования и застройки и нормативами градостроительного проектирования в границах земельного участка, право на заключение договора аренды которого приобретается на аукционе.
Организатор аукциона не вправе требовать представление других документов, кроме указанных выше.
24. В день поступления заявки и документов они не принимаются организатором аукциона и возвращаются заявителю:
если к моменту подачи заявки срок приема заявок истек;
если тем же заявителем ранее уже представлены (и не были отозваны) заявка и документы для участия в аукционе.
25. Прием заявок и документов (и их возврат по указанным в п.24 Рекомендаций основаниям) осуществляются уполномоченным организатором аукциона лицом. Принимаемые заявки (за исключением возвращаемых в соответствии с п.24 Рекомендаций) регистрируются в «Протоколе приема заявок на участие в аукционе» (рекомендуемая форма — приложение № 3 к Рекомендациям) с занесением в протокол сведений о заявителе, о дате подачи заявки, о внесенном задатке.
26. Заявитель имеет право отозвать принятую организатором аукциона заявку до дня окончания срока приема заявок, уведомив об этом в письменной форме организатора аукциона. Организатор аукциона обязан возвратить внесенный задаток заявителю в течение трех дней со дня регистрации отзыва заявки. В случае отзыва заявки заявителем позднее дня окончания срока приема заявок, задаток возвращается в порядке, установленном для участников аукциона.
В момент получения от заявителя заявления об отзыве поданной заявки в протоколе приема заявок на участие в аукционе делается отметка об отзыве заявки.
27. Решение вопроса о допуске заявителей к участию в аукционе рекомендуется осуществлять лицу, уполномоченному реализовывать полномочия организатора аукциона. Для чего в день, следующий за днем окончания приема заявок, следует:
рассматривать поступившие (и не отозванные) заявки;
производить проверку полноты приложенных к заявкам документов и достоверность указанных в заявке и приложенных к ней документах сведений;
производить проверку факта поступления задатка (по выпискам по банковскому счету).
На основании проведенного рассмотрения и проверки принимается решение в отношении каждого из претендентов:
1) о допуске претендента к участию в аукционе, или
2) об отказе в допуске претендента к участию в аукционе (исключительно по основаниям, указанным в п.17 ст.38.1 ЗК РФ).
В Протоколе приема заявок в отношении каждого из претендентов на основании принятого решения указывается о допуске претендента к участию в аукционе или об отказе в допуске претендента к участию в аукционе с указанием причины отказа. Протокол приема заявок подписывается лицом, уполномоченным реализовывать полномочия организатора аукциона.
28. Претендент, допущенный к участию в аукционе, приобретает статус участника аукциона с момента подписания организатором аукциона протокола приема заявок.
29. Заявитель не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:
1) непредставление определенных п.12 ст.38.1 ЗК РФ необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений;
2) непоступление задатка на счет, указанный в извещении о проведении аукциона, до дня окончания приема документов для участия в аукционе;
3) подача заявки на участие в аукционе по продаже земельного участка лицом, которое в соответствии с федеральными законами не имеет права приобретать в собственность земельные участки.
Отказ в допуске к участию в аукционе по иным основаниям, кроме указанных выше, не допускается.
30. Заявители, признанные участниками аукциона, и заявители, не допущенные к участию в аукционе, уведомляются о принятом решении не позднее следующего дня после даты оформления данного решения протоколом приема заявок на участие в аукционе.
31. Организатор аукциона обязан вернуть внесенный задаток заявителю, не допущенному к участию в аукционе, в течение трех дней со дня оформления протокола приема заявок на участие в аукционе.
6. ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ АУКЦИОНА.
32. Рекомендуется обеспечивать присутствие при проведении аукциона:
представителей средств массовой информации;
представителя собственника (продавца) — представителя органа местной администрации по управлению имуществом (если аукцион проводится привлеченной специализированной организацией);
представителя органа архитектуры и градостроительства местной администрации;
представителя общественной профессиональной организации строителей.
33. Рекомендуется обеспечить полную открытость аукциона — возможность присутствия на нем любым изъявившим желание лицам.
34. Рекомендуется следующая процедура проведения аукциона:
1) Перед открытием аукциона производится регистрация лиц, допущенных к участию в аукционе.
При этом производится проверка личности и полномочий явившихся лиц (проверка личности — по документу, удостоверяющему личность; проверка полномочий представителя — по доверенности, полномочий руководителя юридического лица — по выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, приложенной к заявке на участие в аукционе).
Явившимся претендентам выдаются пронумерованные билеты (с указанием номера участника аукциона).
2) Аукцион открывает и ведет аукционист.
3) Аукционист объявляет:
— предмет аукциона — адрес и основные характеристики земельного участка, выставленное на аукцион;
— выставляемое на аукцион право (продажа или право на заключение договора аренды);
— начальную цену земельного участка (начальный размер арендной платы);
— процедуру проведения аукциона.
4) Аукционист предлагает претендентам объявить о согласии приобрести предмет аукциона по начальной цене (по начальному размеру арендной платы). Согласие приобрести предмет аукциона по начальной цене (по начальному размеру арендной платы) претенденты подтверждают поднятием билетов.
5) В дальнейшем аукционист оглашает последующую цену предмета аукциона (последующий размеру арендной платы) — увеличенную на шаг аукциона. Претенденты подтверждают согласие приобрести предмет аукциона по оглашенной цене (по размеру арендной платы) поднятием билетов. Аукционист называет номер билета претендента, который первым поднял билет. После этого аукционист вновь оглашает последующую цену предмета аукциона (последующий размеру арендной платы) — увеличенную на шаг аукциона.
6) При отсутствии претендентов, готовых приобрести земельный участок в соответствии с названной аукционистом ценой (размером арендной платы), аукционист повторяет ее три раза. Если после трехкратного объявления очередной цены (размера арендной платы) ни один из претендентов не поднял билет, аукцион завершается — победителем аукциона признается претендент, номер билета которого был назван аукционистом последним, Аукционист называет номер билета победившего претендента.
7. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТА АУКЦИОНА. РАСЧЕТЫ С УЧАСТНИКАМИ АУКЦИОНА.
35. Результаты аукциона оформляются Протоколом о результатах аукциона. В протоколе о результатах аукциона указываются сведения, предусмотренные п.24 ст.38.1 ЗК РФ. (Рекомендуемая форма протокола о результатах аукциона — Приложение № 4 к Рекомендациям).
36. Протокол о результатах аукциона составляется уполномоченным организатором аукциона лицом. Протокол о результатах аукциона подписывается организатором аукциона (лицом, уполномоченным реализовывать полномочия организатора аукциона) и победителем аукциона (участвующим в аукционе представителем). Подписи удостоверяются печатями юридических лиц — организатора и победителя аукциона.
Протокол о результатах аукциона на двух и более листах прошивается, подписывается и скрепляется подписями организатора аукциона (лица, уполномоченного реализовывать полномочия организатора аукциона) и победителя аукциона (участвующего в аукционе представителя). Подписи удостоверяются печатями юридических лиц — организатора и победителя аукциона.
37. Протокол о результатах аукциона рекомендуется составлять составляется в 5 (пяти) экземплярах: один экземпляр передается собственнику (продавцу), два передается победителю, один передается в орган архитектуры и градостроительства местной администрации, один остается у организатора аукциона.
38. Протокол о результатах аукциона является основанием для заключения с победителем аукциона договора купли-продажи или аренды земельного участка. Договор подлежит заключению (подписанию) в срок не позднее пяти дней со дня подписания протокола о результатах аукциона.
39. Передача победителю аукциона земельного участка (в собственность или в аренду) участка оформляется постановлением главы муниципального образования.
40. Право собственности или право аренды земельного участка, возникающее на основании заключенного договора, подлежат государственной регистрации в органе Федеральной регистрационной службе в порядке, установленном Федеральным Законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Государственную регистрацию осуществляет победитель аукциона в месячный срок со дня подписания протокола о результатах аукциона.
41. Расчеты с победителем аукциона осуществляются в соответствии с условиями заключенного по тогам проведения аукциона договора.
Внесенный победителем аукциона задаток засчитывается в оплату приобретенного земельного участка (в счет арендной платы).
42. Лицам, участвовавшим в аукционе, но не победившим в нем, организатор аукциона обязан в течение трех банковских дней со дня подписания протокола о результатах аукциона возвратить задаток перечислением на банковский счет, указанный в заявке на участие в аукционе.
43. Последствия уклонения победителя или организатора аукциона от подписания протокола о результатах аукциона, а также от заключения договора купли-продажи или аренды, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
44. Организатора аукциона в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах аукциона обязан опубликовать в том же периодическом печатном издании, в котором публиковалось извещение о проведении аукциона, информацию о результатах аукциона, а также разместить эту информацию на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети Интернет.
В публикуемую информацию рекомендуется включать сведения, предусмотренные п.24 ст.38.1 ЗК РФ для отражения в протоколе о результатах аукциона.
8. ПРИЗНАНИЕ АУКЦИОНА НЕСОСТОЯВШИМСЯ.
45. Аукцион признается несостоявшимися в случае, если:
1) в аукционе участвовало менее двух участников;
2) ни один из участников аукциона при проведении аукциона после трехкратного объявления начальной цены или начального размера арендной платы не объявил о согласии приобрести предмет аукциона по начальной цене (по начальному размеру арендной платы) (не поднял билет).
46. Организатор аукциона обязан в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах аукциона возвратить участникам несостоявшегося аукциона внесенный ими задаток.
47. В случае признания аукциона несостоявшимся по причине участия в аукционе менее двух участников, единственный участник аукциона не позднее десяти дней после дня проведения аукциона вправе заключить договор купли-продажи или договор аренды выставленного на аукцион земельного участка. Собственник земельного участка (по решению которого проводился аукцион) обязан заключить договор с единственным участником аукциона по начальной цене аукциона.
48. Организатор аукциона, в случае признания аукциона несостоявшимся, либо если не был заключен договор купли-продажи или аренды с единственным участником аукциона, вправе объявить о повторном проведении аукциона. При этом условия аукциона могут быть изменены. Организатор аукциона может снизить начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы без проведения его повторной оценки, при этом уменьшить ее не более чем на 15 (пятнадцать) процентов.
9. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ОТ ПРОДАЖИ (ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В АРЕНДУ) ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА СРЕДСТВ.
49. Денежные средства, вырученные от предоставления земельных участков по аукциону рекомендуется использовать в целях формирования инфраструктуры земельных участков.
Источник: files.stroyinf.ru
Статья 38. 1. Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для
1. Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства
(введена Федеральным законом от 29.12.2004 №191-ФЗ)
1. Аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для жилищного строительства (за исключением индивидуального и малоэтажного жилищного строительства) проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, основанные на результатах инженерных изысканий параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также технические условия подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.
2. Аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.
3. Аукцион по продаже земельного участка для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка является открытым по составу участников и по форме подачи заявок (далее для целей настоящей статьи – аукцион).
4. В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
5. Продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка принимает решение о проведении аукциона.
6. В качестве организатора аукциона выступает продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо действующая на основании договора с ним специализированная организация.
7. Продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды. Начальная цена предмета аукциона (начальная цена земельного участка или начальный размер арендной платы) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
8. Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона («шаг аукциона»). «Шаг аукциона» устанавливается в пределах от одного процента до пяти процентов начальной цены предмета аукциона.
9. Организатор аукциона не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона должен опубликовать извещение о проведении аукциона в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о проведении аукциона на официальном сайте соответственно Правительства Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
10. Извещение или сообщение о проведении аукциона должно содержать сведения:
1) об организаторе аукциона;
2) о наименовании органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении аукциона, о реквизитах указанного решения;
3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;
4) о предмете аукциона, в том числе о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение;
5) о начальной цене предмета аукциона (начальной цене земельного участка или начальном размере арендной платы);
6) о «шаге аукциона»;
7) о форме заявки на участие в аукционе, о порядке приема, об адресе места приема, о дате и о времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;
8) о размере задатка, о порядке его внесения участниками аукциона и возврата им, о реквизитах счета для перечисления задатка;
9) о существенных условиях договора, в том числе о сроке аренды.
11. Организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона не позднее чем за пятнадцать дней до дня опубликования извещения о проведении аукциона. Извещение об отказе в проведении аукциона опубликовывается организатором аукциона в течение трех дней в периодических печатных изданиях, в которых было опубликовано извещение о проведении аукциона. Сообщение об отказе в проведении аукциона может размещаться на официальном сайте соответственно Правительства Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образования в сети «Интернет». Организатор аукциона в течение трех дней обязан известить участников аукциона о своем отказе в проведении аукциона и возвратить участникам аукциона внесенные задатки.
12. Для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:
1) заявка на участие в аукционе по установленной форме с указанием реквизитов счета для возврата задатка;
2) выписка из единого государственного реестра юридических лиц – для юридических лиц, выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей – для индивидуальных предпринимателей, копии документов, удостоверяющих личность, – для физических лиц;
3) документы, подтверждающие внесение задатка.
13. Организатор аукциона не вправе требовать представление других документов, кроме указанных в пункте 12 настоящей статьи документов.
14. Прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона.
15. Один заявитель вправе подать только одну заявку на участие в аукционе.
16. Заявка на участие в аукционе, поступившая по истечении срока ее приема, возвращается в день ее поступления заявителю.
17. Заявитель не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:
1) непредставление определенных пунктом 12 настоящей статьи необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений;
2) непоступление задатка на счет, указанный в извещении о проведении аукциона, до дня окончания приема документов для участия в аукционе;
3) подача заявки на участие в аукционе по продаже земельного участка лицом, которое в соответствии с федеральными законами не имеет права приобретать в собственность земельные участки.
18. Отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в пункте 17 настоящей статьи оснований, не допускается.
19. Организатор аукциона ведет протокол приема заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, о датах подачи заявок, о внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе с указанием причин отказа. Протокол приема заявок подписывается организатором аукциона в течение одного дня со дня окончания срока приема заявок. Заявитель становится участником аукциона с момента подписания организатором аукциона протокола приема заявок.
20. Заявители, признанные участниками аукциона, и заявители, не допущенные к участию в аукционе, уведомляются о принятом решении не позднее следующего дня после даты оформления данного решения протоколом приема заявок на участие в аукционе.
21. Организатор аукциона обязан вернуть внесенный задаток заявителю, не допущенному к участию в аукционе, в течение трех дней со дня оформления протокола приема заявок на участие в аукционе.
22. Заявитель имеет право отозвать принятую организатором аукциона заявку до дня окончания срока приема заявок, уведомив об этом в письменной форме организатора аукциона. Организатор аукциона обязан возвратить внесенный задаток заявителю в течение трех дней со дня регистрации отзыва заявки. В случае отзыва заявки заявителем позднее дня окончания срока приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников аукциона.
23. Организатор аукциона ведет протокол аукциона, в котором фиксируется последнее предложение о цене приобретаемого в собственность земельного участка или о размере арендной платы.
24. Результаты аукционов оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона и победителем аукциона в день проведения аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона. В протоколе также указываются:
1) предмет аукциона, в том числе сведения о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, об основанных на результатах инженерных изысканий параметрах разрешенного использования объекта капитального строительства и о технических условиях подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, а также о плате за подключение;
2) победитель аукциона;
3) цена приобретаемого в собственность земельного участка или размер арендной платы.
25. Организатор аукциона в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах аукциона обязан возвратить задатки лицам, участвовавшим в аукционе, но не победившим в нем.
26. Аукцион признается не состоявшимся в случае, если:
1) в аукционе участвовали менее двух участников;
2) после троекратного объявления начальной цены предмета аукциона ни один из участников не заявил о своем намерении приобрести предмет аукциона по начальной цене.
27. В случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине, указанной в подпункте 1 пункта 26 настоящей статьи, единственный участник аукциона не позднее чем через десять дней после дня проведения аукциона вправе заключить договор купли-продажи или договор аренды выставленного на аукцион земельного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, обязан заключить договор с единственным участником аукциона по начальной цене аукциона.
28. Организатор аукциона в случаях, если аукцион был признан несостоявшимся либо если не был заключен договор купли-продажи или договор аренды земельного участка с единственным участником аукциона, вправе объявить о проведении повторного аукциона. При этом могут быть изменены условия аукциона.
29. Информация о результатах аукциона публикуется организатором аукциона в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах аукциона в периодических печатных изданиях, в которых сообщалось о проведении аукциона, и размещается на официальном сайте соответственно Правительства Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
Статья 12. Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности
Статья 12. Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности Комментируемая статья детально
Статья 30. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Статья 30. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности 1. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной
Статья 30. 1. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Статья 30. 1. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (введена Федеральным законом от 29.12.2004 №191-ФЗ)1. Земельные участки для жилищного строительства из земель,
Статья 30. 2. Особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Статья 30. 2. Особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (введена Федеральным законом от 29.12.2004 №191-ФЗ)1. Земельные участки для их
Статья 38. 2. Особенности проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства
Статья 38. 2. Особенности проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства (введена Федеральным
Статья 11.3. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Статья 11.3. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности 1. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на
Статья 30. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Статья 30. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности 1. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной
Статья 30.1. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Статья 30.1. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности 1. Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной
Статья 30.2. Особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Статья 30.2. Особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности 1. Земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного
Статья 38.1. Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ж
Статья 38.1. Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или
Статья 38.2. Особенности проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства
Статья 38.2. Особенности проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства 1. Аукцион по продаже
Статья 30 Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Статья 30 Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности 1. Предоставление земельных участков для нужд строительства — не одномоментный акт органа власти, правомочного совершать
Статья 30.1 Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Статья 30.1 Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности 1. В связи с введением в действие нового ГрК РФ Кодекс дополнен новыми статьями (ст.30.1, 30.2, 38.1, 38.2)[160], призванными
Статья 30.2 Особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Статья 30.2 Особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности 1-7. В п.1 комментируемой статьи определен перечень мероприятий, выполняемых в
Статья 38.1 Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жи
Статья 38.1 Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или
Статья 38.2 Особенности проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства
Статья 38.2 Особенности проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства Комментируемая статья
Источник: law.wikireading.ru
Аукционный порядок предоставления земельных участков
В новой редакции изложены п. 6-8 Указа № 667, в которых отражено нормативное регулирование, касающееся:
– права предоставления земельного участка без проведения аукциона (п. 6);
– сроков государственной регистрации о предоставлении земельного участка (п. 7);
– признания утратившим силу решения о предоставлении земельного участка (п.8).
Без проведения аукциона на право заключения договора аренды, аукциона с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) и аукциона по продаже земельных участков в частную собственность на вещных правах в соответствии с законодательными актами в области охраны и использования земель кроме тех юридических лиц и граждан, которые были указаны в прежней редакции п. 6 дополнительно включены:
а)юридические лица и индивидуальные предприниматели – для строительства и обслуживания объектов транспортной и инженерной инфраструктуры;
б)граждане Республики Беларусь — для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов в населенных пунктах, за исключением городов Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно, Минска, Могилева. В то же время в случае признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановки их на такой учет в перечисленных городах за исключением г. Минска, они также могут рассчитывать на получение земельного участка для строительства жилого дома без проведения аукциона. В г.Минске такое право получили только многодетные семьи (при наличии 3 и более детей в возрасте до 23 лет, не вступивших в брак и проживающих совместно с родителями, включая обучающихся на дневных отделениях учреждений образования в других населенных пунктах и проходящих срочную военную службу по призыву, за которыми в соответствии с законодательством сохраняется право пользования занимаемыми родителями жилыми помещениями), состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Граждане Республики Беларусь, используя льготу, предоставленную Указом № 64, должны помнить, что она может быть реализована только 1 раз. При возникновении ситуации, когда, воспользовавшись льготой, гражданин уже получил земельный участок без участия в аукционе, а в последующем вновь был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, право на получение земельного участка у него может быть реализовано только путем участия в аукционных торгах;
в)граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица — при обращении за оформлением правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности или ином законном основании незавершенные законсервированные строения, в том числе разрушенные от пожара, других стихийных бедствий и в результате порчи, а также на доли в праве собственности на эти объекты недвижимости;
г)юридические лица и индивидуальные предприниматели — для строительства автозаправочных станций, строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества, предназначенных для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг. Данное правило не распространяется на субъектов предпринимательства, осуществляющих строительство и обслуживание названных объектов в населенных пунктах с численностью населения свыше 50 тыс. человек, включенных в перечень, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.10.2008 № 1451. Введение исключения связано с реализацией Декрета Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 № 1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)», которым предоставлены налоговые и таможенные льготы коммерческим организациям как с иностранными инвестициями, так и без таковых, созданных с 1 апреля 2008 года в населенных пунктах Республики Беларусь, за исключением населенных пунктов с численностью населения свыше 50 тыс. человек.
Данный перечень местными исполнительными и распорядительными органами пересматриваться не может. В то же время в соответствии с Указом № 64 они могут в зависимости от местных условий дополнительно определить населенные пункты, в пределах которых земельные участки будут предоставляться юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для целей строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества, предназначенных для производства товаров (работ, услуг), в которых предоставление земельных участков должно осуществляться только по результатам аукционов;
д)юридическим лицам — для добычи общераспространенных полезных ископаемых, в том числе торфа, а также для использования геотермальных ресурсов недр и сушки лигнина.
Новые условия оформления правоустанавливающих документов на приобретение земельных участков Указом № 64 введены для граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в том случае если разрешение на проведение проектно-изыскательских работ для строительства капитальных строений, было принято соответствующими исполкомами до 1 января 2008 года. Без проведения аукциона такие земельные участки будут оформлены при соблюдении дополнительных условий — действующие договоры подряда на подготовку земельно-кадастровой документации или на разработку проекта отвода земельного участка также были заключены до 1 января 2008 года и только с организациями по землеустройству, находящимися в подчинении Государственного комитета по имуществу либо с проектно-изыскательским коммунальным унитарным предприятием «Земпроект», если испрашиваемый земельный участок расположен в границах г.Минска.
Таким образом, те организации (прочие лица), которые по каким либо причинам не успели получить правоустанавливающие документы в 2008 году в рамках действия прежней редакции Указа № 667, фактически должны будут начать новую процедуру получения земельного участка.
И еще одна особенность, введенная Указом № 64, связанная с предоставлением рассрочки внесения платы за право заключения договора аренды земельных участков или платы за земельные участки, предоставляемые в аренду по решению исполнительного комитета, на которую следует обратить внимание. В соответствии с Указом № 667 право применять или не применять такую рассрочку, а также устанавливать продолжительность ее действия, определял исполнительный комитет при предоставлении земельных участков в аренду для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества, в том числе по результатам аукционов.
Как правило, такие решения принимались исполкомами индивидуально без разработки каких-либо критериев и без принятия нормативных правовых актов их определяющих. Поскольку в республике не сложилась единая практика предоставления рассрочки, Указом № 64 соответствующие правила включены в п. 6 Указа № 667. Рассрочка на основании новой редакции п. 6 может быть предоставлена на срок, не превышающий 5 лет со дня приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта, очереди, пускового комплекса. До приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта лицом, которому предоставляется земельный участок, вносится часть платы в размере, определяемом исполнительным комитетом, эту рассрочку предоставившим. Этим же исполнительным комитетом должен быть разработан и утвержден порядок внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка или платы за земельные участки, передаваемые в частную собственность, в случае предоставления рассрочки.
Одним из оснований, когда получение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права заключения договора аренды земельного участка в постоянное или временное пользование без проведения аукциона, как Указ № 667, так и Указ № 64, называют строительство и обслуживание многоквартирных жилых домов, за исключением жилых домов повышенной комфортности. Представляется, что ограничение, введенное еще до принятия Указа № 64, может быть оправданным с экономической точки зрения лишь частично.
Из определения жилого дома повышенной комфортности, приведенного в Указе № 667, с применением аукционной системы предоставления земельных участков будут строиться, например, жилые дома, отвечающие хотя бы одному из следующих критериев:
1)строящиеся с применением индивидуальных архитектурных, планировочных и конструктивных решений, предусматривающих высоту хотя бы одного жилого этажа свыше 3 метров; коэффициент соотношения общей площади к жилой хотя бы одной квартиры, кроме однокомнатных, составляет 2 и более; общая площадь хотя бы одной квартиры составляет более 140 кв. м;
2)жилой дом размещается в первой экономико-планировочной зоне.
Если первый критерий все-таки характеризует жилое помещение как помещение повышенной комфортности, то применение второго критерия автоматически относит все жилые дома, в том числе самых экономичных серий, утвержденных еще в 90-годы прошлого столетия, к числу домов повышенной комфортности, если их строительство производится в центральной части города.
Указом № 64 также внесены изменения и дополнения в положения, утвержденные Указом № 667, в частности, Положение о порядке изъятия и предоставления земельных участков (далее — Положение 1), Положение о порядке изъятия и предоставления земельных участков в г. Минске и областных центрах юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для строительства капитальных строений (зданий, сооружений) (далее — Положение 2), Положение о порядке формирования и предоставления земельных участков для размещения объектов недвижимого имущества, обслуживания подлежащего продаже недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности (далее — Положение 3).
Положение 1 определяет соответствующую правовую базу при изъятии и предоставлении земельных участков из всех категорий земель, независимо от цели их дальнейшего использования и вида вещного права на них. Данное Положение распространяет свое действие также на процедуру изъятия и предоставления земельных участков для государственных нужд.
Изъятие земельных участков для государственных нужд предусмотрено как одно из принудительных самостоятельных оснований прекращения прав на землю, основная суть которого заключается в том, что оно допускается как исключительный случай с применением принципа возмездности. Практика применения данной нормы показала нецелесообразность ее использования в полном объеме по ряду причин. Например, изъятие по названным основаниям производится, если это необходимо для выполнения международных обязательств Республики Беларусь, выраженных в международных договорах, при отводе земельного участка для строительства объекта государственного значения. К таковым можно отнести строительство объектов промышленности, энергетики, транспорта, объектов обороны и безопасности, в случае необходимости предоставления земельного участка для разработки месторождений полезных ископаемых. Изъятие земельных участков для государственных нужд как правило сопровождается ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, связанное с причинением им убытков, расчет которых производится на основании специальных нормативных актов и должен прилагаться к акту выбора земельного участка.
Некоторые проблемы возникают при изъятии и предоставлении земельных участков для строительства на землях сельскохозяйственного назначения, требующее дополнительного согласования документов с сельскохозяйственными организациями и гражданами. Отдельного правового регулирования при отводе земельных участков для государственных нужд требуют вопросы обеспечения интересов всех субъектов земельных прав, в том числе закрепления их процессуальных прав на стадии выбора места для размещения объекта и принудительного изъятия участка или его части, обеспечения их присутствия при разбивке участка на местности, а также установления порядка выкупа у собственника земельного участка, предназначенного для государственных нужд. Данные правоотношения регулируются разными нормативными правовыми актами, в том числе Земельным кодексом, а также находятся в сфере регулирования гражданского законодательства, в связи с чем применение к ним только норм данного Положения является явно недостаточным.
Данная особенность учтена Указом № 64, которым в Положение 1 введено условие, позволяющее применять при изъятии и предоставлении земельных участков для государственных нужд законодательные акты, содержащее особенности защиты имущественных прав при совершении такой процедуры, сопровождающейся сносом одноквартирных блокированных жилых домов, строений, сооружений и насаждений или многоквартирных жилых домов.
Изменен и порядок осуществления выкупа земельного участка изъятого для государственных нужд. В соответствии с Положением 1 размер выкупа такого земельного участка соответствует его кадастровой стоимости, действующей на момент выкупа.
В то же время стоимость некоторых земельных участков, право собственности на которые было получено через аукцион, значительно (иногда в несколько раз) превышает эту сумму, о чем свидетельствуют торги, проводимые в областных центрах и г. Минске. Учитывая принудительный характер изъятия таких участков, Указом № 64 внесены изменения в Положение 1, предусматривающие возможность возмещения собственнику земельных участков, приобретенных по результатам аукциона по продаже земельных участков в частную собственность, при его принудительном изъятии по цене приобретения с учетом инфляции, но не ниже его кадастровой стоимости на дату выкупа. Во всех остальных случаях должно применяться Положение о порядке выкупа земельных участков, находящихся в частной собственности, для государственных нужд, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2008 № 462 (по состоянию на 10.02.2009). Выкуп производится за счет средств местного бюджета соответствующей административно-территориальной единицы, в который поступила плата за этот земельный участок; возмещение убытков собственнику такого земельного участка – за счет средств лица, в интересах которого он изымается.
Очень важные изменения появились в п. 9 Положения 1, из которого исключены нормы, касающиеся предоставления права выбора собственнику при изъятии земельного участка и сносе находящихся на нем одноквартирного, блокированного жилого дома, иных строений, сооружений и насаждений на предоставление благоустроенной квартиры в собственность, ее строительства, получение в собственность жилого дома, равноценного сносимому, на перенос и восстановление жилого дома в ином месте, получение денежной компенсации вместо изымаемого земельного участка с расположенным жилым домом и постройками. В новой редакции п. 9 бесспорным остается право на возмещение убытков, причиненных землепользователям изъятием у них земельных участков и сносом на них объектов недвижимости.
Более широкий спектр защитных мер предусмотрен некоторыми законодательными актами для землепользователей при отводе земельных участков для государственных нужд.
В силу ст. 73 Земельного кодекса при изъятии земельных участков для этих целей землепользователям помимо убытков в зависимости от местных условий и особенностей, в том числе обусловленных градостроительными проектами, генеральными планами городов и иных населенных пунктов, при их желании могут быть выделены равноценные участки.
Дополнительные условия защиты имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд предусмотрены и Указом Президента Республики Беларусь от 02.02.2009 № 58, вступающего в силу с 1 мая 2009. Местные исполкомы либо по их решению иные лица, которым земельные участки предоставляются, обязаны до принятия решения об изъятии предложить и обеспечить по выбору собственника жилого дома или квартиры реализацию одного из перечисленных ранее прав.
То есть предоставить в собственность квартиру типовых потребительских качеств и при несоответствии ее рыночной стоимости сносимого жилого дома или квартиры выплатить денежную компенсацию в размере данной разницы. В качестве альтернативного варианта предусмотрена денежная компенсация за сносимый дом или квартиру, строения, сооружения в размере их рыночной стоимости, но не менее затрат, необходимых для строительства равноценных дома или квартиры. Допускает Указ № 58 также принятие исполкомом решения о переносе и восстановлении сносимого жилого дома при наличии объективной возможности такого переноса. Соответствующие нормативные предписания на этот счет содержит и Жилищный кодекс Республики Беларусь, ст. 69 которого предусматривает предоставление гражданам, выселяемым из жилого дома, подлежащего сносу в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд либо в связи с признанием дома непригодным для проживания, жилого помещения типовых потребительских качеств.
Положение 2 дополнено нормативными предписаниями, касающимися упрощения процедуры изъятия и предоставления земельных участков в г. Минске и областных центрах юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для строительства капитальных строений при отсутствии градостроительных проектов детального планирования указанных городов или архитектурных проектов застройки их территорий, если при этом не требуется проведения аукционов на право заключения договора аренды земельного участка или горисполкомом принято решение о проведении аукциона с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений.
Для предоставления земельного участка в соответствии с названными условиями заинтересованное лицо должно обратиться в горисполком с заявлением, в котором отражаются определенные сведения о целях предоставления земельного участка. К заявлению прилагается пакет документов, среди которых значилась копия бухгалтерского баланса за текущий год на последнюю отчетную дату. Данный документ Указом № 64 исключен из перечня документов, прилагаемых к заявлению.
Одновременно с пересмотром объема документации, представляемых для принятия решения об отводе земельного участка, Положение 2 пополнилось дополнительными процедурами, связанными с подготовкой земельно-кадастровой документации, архитектурно-планировочного задания и технических условий, перечень которых устанавливается горисполкомом. Организации по землеустройству наделены дополнительными правами по прекращению подготовки земельно-кадастровой документации в случае выявления ими обстоятельств, свидетельствующих о нарушении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований законодательства при подаче заявлений о предоставлении земельного участка или о невозможности соблюдения требований законодательства при подготовке такой документации на испрашиваемый земельный участок для заявленных целей с последующим уведомлением об этом горисполком. В таком случае заключенный договор подряда на подготовку земельно-кадастровой документации расторгается, а понесенные затраты возмещаются за счет виновной стороны.
Отражены в Положении 2 так же особенности заключения с победителем аукциона с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений договора на реализацию данного права. Указом № 64 победителем аукциона, с которым заключается аналогичный договор, признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказавшиеся единственными подавшими заявление на участие в нем. Земельный участок предоставляется такому лицу в аренду на основании решения горисполкома об изъятии и предоставлении земельного участка с внесением платы за право заключения договора аренды земельного участка в размере начальной цены предмета аукциона, определенной на основании кадастровой стоимости участка. Нормы, касающиеся признания аукциона несостоявшимся в силу того, что заявление на участие в нем подано только одним претендентом, из Положения 2 исключены. Введение новых правил в действительности является новеллой только для проведения аукционов земельных участков.
В силу Декрета Президента Республики Беларусь от 14.04.2008 № 7 допускается продажа государственного имущества, в том числе акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в государственной собственности при поступлении заявления на участие в торгах от одного участника при условии соответствия его предложений условиям конкурса. Данные особенности уже отражены в нормативных актах Государственного комитета по имуществу (постановление от 18.08.2008 № 67) и отдельных облисполкомов. К примеру, решением Могилевского облисполкома от 24.12.2008 № 23-36 предусматривается продажа находящихся в областной коммунальной собственности акций акционерного общества по конкурсу в случае, когда заявление на участие в нем подано только одним лицом.
Положение 3. В данном нормативном акте излагается порядок формирования и предоставления земельных участков для размещения объектов недвижимого имущества на территории Республики Беларусь, строительство которых предусмотрено Президентом Республики Беларусь либо программой им утвержденной, а также Советом Министров Республики Беларусь. Используются его нормы и при продаже недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, на аукционе. До принятия Указа № 64 Положение 3 не применялось в случаях, если для размещения объекта строительства требовалось проведение изъятия земельного участка, находящегося в частной собственности. Указом № 64 в Положение 3 внесены изменения, в соответствии с которыми изъятие земельных участков, находящихся в частной собственности, для реализации перечисленных выше целей, допускается, но с соблюдением законодательных актов по защите имущественных прав собственников, предусмотренных при изъятии земельных участков для государственных нужд и сносе находящихся на них жилых домов, иных строений и насаждений, в том числе проведения выкупа земельного участка по стоимости этого участка с учетом инфляции. Прекращение права собственности на изымаемый участок у собственника должно быть совмещено по времени с его выкупом, а также к этому времени соблюдены прочие его права.
Источник: studopedia.ru