К сожалению, не все и не всегда имеют возможность приобрести землю под постройку собственности. В таких случаях приходится прибегать к договору аренды. Однако стоит знать, что сделка будет обладать рядом особенностей в зависимости от того, что Вы собираетесь возводить на арендуемой земле.
Аренда земельного участка под строительство жилого многоквартирного дома
Решаясь на приобретение жилья в многоквартирном доме у застройщика, многие граждане переживают по поводу того, что земля, на которой будет возводиться строение, не является собственностью застройщика, а взята им в аренду.
На самом деле, ничего опасного (при условии, что все документы у застройщика в порядке) здесь нет. После того, как квартиры становятся собственностью жильцов, договор аренды, по сути, аннулируется, потому что земля под домом переходит во владение собственников квартир (как правило, в равных долях).
При этом никаких обязательств у собственников квартир перед арендодателем не возникает, поскольку все вопросы о выходе арендованной земли из собственности арендодателя в пользу жильцов разрешаются в договоре аренды между застройщиком и арендодателем.
Этапы строительства жилого дома
Эти положения изложены в статьях сразу нескольких законодательных актов: Жилищный Кодекс (ЖК) РФ, Гражданский кодекс (ГК) и Федеральный закон, посвященный введению ЖК. Там же упоминается и аренда земельного участка с объектом недвижимости на ней.
Под аббревиатурой ИЖС скрывается такое понятие как индивидуальное жилищное строительство. Иными словами, предоставление земельных участков в аренду для ИЖС подразумевает, что Вы получите в свое распоряжение землю, на которой сможете возвести жилой дом. В этом помещении без труда можно будет прописать всех членов семьи, да и подвести коммуникации будет не сложно. Загвоздка заключается в том, что не всякий надел можно использовать в этих целях.
Находящаяся во владении государства или муниципалитета земля разделена на участки разного назначения.
- Одни из них действительно пригодны для жилья (находятся в пределах населенных пунктов),
- другие – рассчитаны на строительство объектов инфраструктуры (дороги, газопроводы, больницы и пр.),
- третьи – оставлены под сельское хозяйство и садоводство.
Так, если Вы присмотрели себе участок, следует обратиться в администрацию с просьбой предоставить Вам план местности, на котором будет видно, есть ли у данной земли владелец. Если Вам повезло, и участок свободен, нужно выяснить, пригоден ли он под ИЖС.
Выбранный и проверенный надел сразу взять в аренду у Вас не получится, поскольку этому этапу предшествует устраиваемый властями аукцион. Если найдутся соперники, Вам придется выторговать у них понравившуюся землю. Цена ее, разумеется, возрастет. В случае отсутствия конкуренции, Вы без торгов заключаете договор аренды сроком на 3 года, в которые обязуетесь возвести дом и вступить в его собственность. В противном случае, срок аренды могут не продлить.
Перед началом строительства план дома, вопросы о коммуникации и прочие существенные моменты согласовываются с компетентными органами. Получив разрешение, Вы можете приступать.
В следующем видео юрист расскажет о тонкостях работы с участками под ИЖС:
Павильон, магазин, склад
Аренда земли под возведение павильонов, магазинов, то есть торговых точек или складов – вопрос невероятно хлопотный, трудоемкий и продолжительный. Так, чтобы получить участок под магазин, Вам нужно совершить ряд действий:
- Решить, будете ли вы участвовать в торгах (более быстрый, но дорогой вариант) или станете в очередь на землю;
- Обратиться с соответствующей просьбой, выраженной в заявлении, в администрацию населенного пункта. С собой надо иметь паспорт, а также удостоверение о том, что вы предприниматель или юрлицо;
- К торгам допускают лишь по предъявлению квитанции об оплате участия. Также нужно оставить залог (12-15 % от цены за землю);
- Если Вы выигрываете аукцион, перебив цену конкурентов, оформляете договор об аренде на регламентируемый срок. Построив в этот период магазин, оформляете на него право собственности и выкупаете землю за 2,5 %, высчитанных от кадастровой стоимости. Проиграв, Вы можете забрать залог, или принять участие в следующем мероприятии;
- Очереди приходится ждать долго. Возможность приобрести арендованный надел появляется через три года пользования ним.
С павильонами и складами дело обстоит также не просто. Перед тем, как обратиться в муниципалитет с заявлением аренды, нужно выяснить доступность участка для подобного рода строительства, согласовать план будущего помещения (не только в плане застройки, но и с отделом торговли, СЭС, пожарными и прочими инспекциями).
Когда все мыслимые и немыслимые разрешения будут получены, следует обратиться в администрацию и заключить договор. С его копией на руках, можно приступать к строительству.
Киоск
Получить в аренду земельный участок под киоск – задача менее проблематичная, поскольку такая торговая точка не предполагает строительства. Его можно без проблем монтировать, а установка производится без нарушения существующих коммуникаций.
Алгоритм действий при аренде киоска такой:
- Обращение в администрацию с заявлением о желании получить небольшой (здесь нужно конкретизировать место и площадь) участок, НЕ для строительства;
- Получив разрешение (на это уходит порядка месяца), огородите надел, получите на него кадастровый паспорт и подвергните его оценке;
- С результатами независимой оценки и паспортом на землю вновь придите в комитет госимущества. Эта организация поместит в местной газете информацию о том, что в таком-то месте планируется установить киоск. Если никто не будут возражать (на выражение мнения гражданам предоставляется 1 месяц), договор будет заключен;
- Арендная плата высчитывается исходя из суммы экспертной оценки.
А далее мы поговорим о тонкостях аренды земельного участка под садоводство, огородничество, СНТ, ДНП и ЛПХ.
Огородничество, садоводство, ЛПХ
Выбирая землю для строительства, приходится сталкиваться с рядом аббревиатур, которые даются разным типам участков. Советуем Вам внимательно разобраться в разграничении наделов по назначению, чтобы впоследствии без проблем реализовать поставленные цели.
Так, об ИЖС мы уже говорили ранее. Кроме того, выделяют участки ДНП (дачное некоммерческое предприятие), СНТ (садовое некоммерческое товарищество) и ЛПХ (личное подсобное хозяйство).
Главным отличием ДНП от СНТ является более низкая плодородность земли и, соответственно, цена. В остальном, их достоинства и недостатки совпадают.
Предполагается, что на этих землях люди могут разбивать сады и огороды и, при желании, строить небольшие домики. Как правило, к жилым сооружениям их не приравнивают. Однако Вы вполне можете построить там пригодный для проживания дом. К тому же, потратиться на такой участок придется меньше, чем на ИЖС.
Вот только учтите, что с пропиской могут возникнуть трудности – владельцам домов на участках ДНП и СНТ почти всегда отказывают в регистрации по этому адресу. Для того чтобы доказать, что в построенном доме можно постоянно проживать, приходится проводить специальную экспертизу.
Кроме того, проведением коммуникаций Вам придется заниматься самостоятельно. Находятся земли ДНП и СНТ за городской чертой.
ЛПХ в этом смысле приобретение куда более выгодное. Этот участок может расположиться как за городом, так и вне его. На его территории вполне можно возвести жилой дом. Но, самое важное, метка ЛПХ позволяет Вам разводить животных, строить теплицы, засаживать землю любыми культурами, как для личного пользования, так и на продажу.
Автостоянка
Процесс оформления договора аренды земельного участка под автостоянку схож с аналогичной процедурой при проектировании павильона.
Как положено, начинать дело стоит с обращения в администрацию с целью выяснить доступность выбранного участка. Далее определяется, не помешает ли новый объект кому-либо из граждан, а также впишется ли он в общий архитектурный план. Не менее хлопотно разрешить технические моменты (энергообеспечение и пр.). После получения всех разрешений, характеристики участка подшиваются в паспорт на него. Лишь с этим документом можно заключить договор аренды.
Газопровод
Свои нюансы имеет и аренда земельного участка под газопровод. О них мы и расскажем напоследок.
Газопровод причисляется к линейным объектам, вопрос о причислении которых к недвижимому имуществу до сих пор не нашел однозначного ответа. Сложность вызывают и права на землю, по которой будут проложены трубы. Разумеется, когда газ проводится на арендованной земле, проблем не возникает, но чаще всего, протяженность линии выходит далеко за пределы одного участка.
В этом случае, обычно, прибегают к такому понятию как сервитут.
Этот род договора предусматривает, что арендаторы других участков предоставляют лицу, решившему прокладывать газопровод, воспользоваться с этой целью их территорией. Естественно, с возмещением убытков.
Итак, аренда земли – невероятно сложный процесс. Перед тем как снять участок, Вам придется определиться с его назначением, а получив землю определенного типа, придерживаться правил ее эксплуатации и не возводить на ней не предусмотренные законом объекты.
Источник: urned.net
Статья 46.1. Развитие застроенных территорий
1. Развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей.
2. Решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также региональных и местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии — утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры).
3. Решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены:
1) многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу;
2) многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.
4. На застроенной территории, в отношении которой принимается решение о развитии, могут быть расположены помимо объектов, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие исключительно функционирование многоквартирных домов, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 3 настоящей статьи, а также объекты коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур, необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан, проживающих в таких домах. Включение в границы такой территории земельных участков и расположенных на них объектов коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных районов, допускается по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных районов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
5. На застроенной территории, в отношении которой принимается решение о развитии, не могут быть расположены иные объекты капитального строительства, за исключением указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.
6. В решении о развитии застроенной территории должны быть определены ее местоположение и площадь, перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции. Обязательным приложением к решению о развитии застроенной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Требования к точности определения координат характерных точек границ застроенной территории, в отношении которой принимается решение о ее развитии, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
7. Развитие застроенных территорий осуществляется на основании договора о развитии застроенной территории в соответствии со статьей 46.2 настоящего Кодекса.
8. Предоставление для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не предоставлены в пользование и во владение гражданам и юридическим лицам, осуществляется лицу, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством.
Комментарий к Ст. 46.1 ГрК РФ
1. Понятие развития застроенных территорий данной статьей не установлено. С правовой точки зрения развитие территорий в данном случае следует понимать как перечень действий, осуществляемых на основании договора о развитии территорий (ст. 46.2 настоящего Кодекса):
1) подготовка и утверждение проекта планировки застроенной территории;
2) принятие решения о развитии территории органом местного самоуправления;
3) принятие решения органом местного самоуправления и выкуп изымаемых на основании такого решения жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, и земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома, расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии;
4) предоставление в границах застроенной территории земельных участков для строительства лицам, заключившим договор о развитии территорий, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством, в отношении которых принято решение о развитии, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не предоставлены в пользование и (или) во владение гражданам и юридическим лицам;
5) создание (строительство) либо приобретение, а также передача в государственную или муниципальную собственность благоустроенных жилых помещений для предоставления гражданам.
2. В целом положения статей 46.1 — 46.3 предусматривают особый порядок предоставления и использования земельных участков для строительства. При этом имеется в виду особый случай освоения и использования земельных участков в целях строительства жилых домов на месте многоквартирных жилых домов, подлежащих сносу. Одной из отличительных черт установленного порядка является то, что предоставление участка осуществляется без проведения торгов в порядке, установленном ст. 30 — 30.2, 38 — 38.2 ЗК Российской Федерации, однако торги все же проводятся на основании статьи 46.3 настоящего Кодекса — торги на право заключения договора о развитии территорий.
3. Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47.
Обратим внимание также на то, что согласно п. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
4. Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации (если земельный участок предоставлен на праве аренды, постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения) (ст. 45, 46, 49, 55 ЗК Российской Федерации) или на основании ГК Российской Федерации (ст. 279 — 283), если земельный участок находится в собственности граждан или юридических лиц.
5. Обратим внимание на то, что при заключении договора о развитии территорий осуществляется освоение территорий, отвечающих признакам, указанным в п. 1 комментируемой статьи, если на них расположены объекты недвижимости, отвечающие признакам, указанным в п. 3, 4 настоящей статьи. Исходя из содержания комментируемой статьи, объектами, которые предоставляются лицам, осуществляющим развитие территорий, являются земельные участки (земельный участок) в границах такой территории. Порядок формирования участков, право, на основании которого они предоставляются, порядок предоставления участков подчиняются нормам земельного законодательства. Заметим, что правовая судьба недвижимости, расположенной на таких участках, кроме положений о ее изъятии, настоящей статьей не определяется. В целом она должна быть определена на основе норм гражданского, земельного и жилищного законодательства.
Второй комментарий к Статье 46.1 Градостроительного кодекса
1. В законодательстве отсутствует определение понятия «развитие застроенных территорий». Для раскрытия содержания соответствующего термина следует обратиться к научной литературе.
По мнению Л.Е. Бандорина, развитие застроенной территории следует в первую очередь рассматривать в качестве правовой формы преобразования территории с морально и физически устаревшей застройкой . Ю.В. Грицкова отмечает, что основой формирования в отрасли земельного права института развития застроенных территорий стала совокупность норм, устанавливающих специальный порядок образования, предоставления и изъятия смежных земельных участков, включенных в развивающуюся застроенную территорию, в целях закрепления их за единственным застройщиком и обеспечения на них рационального и безопасного землепользования посредством сочетания договорных и административных методов правового регулирования .
———————————
См.: Бандорин Л.Е. Развитие застроенной территории и изъятие земельных участков. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 27 октября 2015 г. N 309-КГ15-5924 // Вестник экономического правосудия РФ. 2016. N 2.
См.: Грицкова Ю.В. Правовое регулирование предоставления и изъятия земельных участков в целях развития застроенных территорий: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009.
В ч. 1 комментируемой статьи говорится о границах, в отношении которых может приниматься решение о развитии застроенных территорий. Развитие застроенной территории осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей. Для выделения элементов планировочной структуры осуществляется подготовка проекта планировки территории (ч. 1 ст. 42 ГрК РФ).
2. В ч. 2 комментируемой статьи определены:
1) органы, принимающие решение о развитии застроенной территории.
Решение о развитии застроенной территории принимается органами местного самоуправления поселения и городского округа. Органы местного самоуправления муниципального района не могут принимать соответствующие решения. При этом органы местного самоуправления наделены полномочиями по принятию решений о развитии застроенных территорий вне зависимости от того, имеются ли указанные полномочия в уставе органа местного самоуправления (см. письмо Росстроя от 30 мая 2008 г. N 02/2655 «О разъяснении полномочий органов местного самоуправления при принятии решений о развитии застроенных территорий»). Данная позиция представляется обоснованной, поскольку соответствующее полномочие напрямую определено ГрК РФ и по этой причине не требует обязательного указания в уставе муниципального образования;
2) органы, лица, которые могут выступить с инициативой принятия соответствующих решений.
Инициаторами принятия решений о развитии застроенных территорий являются:
— орган государственной власти субъекта РФ;
— орган местного самоуправления;
— физические или юридические лица;
3) документы, необходимые для принятия соответствующего решения.
Решение о развитии застроенной территории принимается при наличии:
— градостроительного регламента (который является частью правил землепользования и застройки согласно ч. 2 ст. 30 ГрК РФ);
— региональных и местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии — утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения территории объектами инфраструктуры).
———————————
Подробнее см.: Трутнев Э.К., Крымов С.А. Азбука градостроительного нормирования (краткие ответы на вопросы в отношении местных нормативов градостроительного проектирования) // Фонд «Институт экономики города». М., 2013.
Отсутствие указанных документов исключает возможность принятия решения о развитии застроенной территории.
3. В ч. ч. 3 — 5 комментируемой статьи предусмотрены положения о том, что необходимым условием для принятия решения о развитии застроенной территории является наличие в границах соответствующей территории отдельных объектов капитального строительства. На застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, не могут быть расположены другие объекты капитального строительства, помимо указанных в статье. Такими объектами являются:
1) многоквартирные дома (подлежащие сносу в силу признания таких домов аварийными; подлежащие сносу, реконструкции на основании муниципальных адресных программ).
Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством (п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
2) объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие исключительно функционирование указанных многоквартирных домов, объекты коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур, необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан, проживающих в таких домах (соответствующее уточнение включено в комментируемую статью с 1 января 2017 г.).
Важно отметить, что имеются постановления судов, которыми удовлетворяются требования о признании незаконными постановлений о развитии застроенных территорий, поскольку на спорных участках отсутствуют многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу.
Пример: общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления мэрии города Новосибирска о развитии застроенной территории, поскольку на предоставленных обществу в аренду земельных участках, включенных в площадь развития территории, указанной в постановлении, не расположены дома, подлежащие сносу и реконструкции. Суды первой и апелляционной инстанций признали требования общества обоснованными.
Кассационная инстанция, исходя из особенностей результатов рассмотрения спора и применимых норм материального права, посчитала указанные выводы в целом правильными. Несмотря на то что по смыслу обозначенных норм права принятие решения о развитии конкретной территории возможно при наличии соответствующих многоквартирных жилых домов (которые признаны в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу либо снос и реконструкция которых планируются) на любых участках, которые расположены в границах конкретной застроенной территории, судами было правильно принято во внимание, что дома, соответствующие ч. 3 ст.
46.1 ГрК РФ, не расположены на земельных участках истца, хотя они и находятся в границах определенной в оспариваемом акте застроенной территории. Само по себе это не свидетельствует о неправильном истолковании закона, поскольку из материалов дела не следует и при рассмотрении спора не установлена законность оспариваемого ненормативного акта в части обоснованности и необходимости включения в состав территории незастроенных земельных участков, принадлежащих заявителю.
Содержание соответствующих норм предполагает не только возможность включения участков, на которых отсутствуют указанные объекты, но и экономическую обоснованность такого включения. Каких-либо доказательств целесообразности этого, а также невозможности формирования мэрией определенной территории без спорных участков, принадлежащих заявителю на праве аренды, в материалах дела нет и при рассмотрении дела не обозначено.
В любом случае подобное формирование границ конкретной территории, определенной законодателем как застроенная, не может быть произвольным и произведенным без учета особенностей ее состава, наличия или отсутствия определенных объектов. В связи с этим судами правильно указано, что постановление о развитии застроенной территории не соответствует положениям ч. 2 ст. 46.1 ГрК РФ (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа по делу N А45-27126/2012).
Вопросы применения ч. ч. 3, 4 и 5 ст. 46.1 ГрК РФ в отношении находящихся на территории, подлежащей развитию, индивидуальных жилых домов, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту и которые планируются к сносу, рассматривались в Конституционном Суде РФ, разъяснившем, что положения ч. 3 ст.
46.1 ГрК РФ определяют условия принятия решения о развитии застроенной территории, на которой расположены многоквартирные дома, и как по своему буквальному смыслу, так и по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, не распространяются на собственников индивидуальных жилых домов — иными словами, они регулируют отношения, участником которых заявитель не является. Развитие застроенной территории не исключает отчуждение как жилых помещений в многоквартирных жилых домах, так и иных объектов капитального строительства. Такое отчуждение частными собственниками указанных объектов недвижимости, расположенных на застроенных территориях, исходя из смысла оспариваемых положений должно осуществляться при соблюдении принципа свободы договора в соответствии с требованиями гражданского и земельного законодательства (см. Определение КС РФ от 7 октября 2014 г. N 2026-О).
Следует также отметить, что не соответствующие градостроительному регламенту объекты недвижимости (не представляющие опасности для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия) могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом (ч. 8 ст. 36 ГрК РФ).
Признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию (ч. 10 ст. 32 ЖК РФ).
До настоящего времени порождает дискуссии вопрос о том, является ли заключение договора о развитии застроенной территории основанием для изъятия расположенного в границах такой территории земельного участка для публичных нужд. Президиум ВС РФ в п. 2 Обзора судебной практики N 1 (2016) (утвержден Президиумом ВС РФ 13 апреля 2016 г.) по данному вопросу отметил, что по смыслу ч. 3 ст. 46.1 ГрК РФ само по себе заключение договора о развитии застроенной территории не является основанием для изъятия земельных участков. Договор только регламентирует порядок реализации решения о развитии территории, принятого администрацией, в то время как возможность изъятия земельного участка у собственника обусловлена наличием государственных или муниципальных нужд.
Соответствующая позиция находит также подтверждение в научной литературе. Например, по мнению Ю.В. Грицковой, принятие органами местного самоуправления решения о развитии застроенной территории не может являться основанием изъятия земельных участков для муниципальных нужд, а установление такого основания на уровне субъектов РФ является незаконным изменением федерального порядка оборота земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту .
———————————
См.: Грицкова Ю.В. Правовое регулирование предоставления и изъятия земельных участков в целях развития застроенных территорий: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009.
Непростым также является вопрос об определении условий выкупа недвижимости, расположенной в границах территории, в отношении которой принято решение о ее развитии. Позиция КС РФ по данному вопросу заключается в том, что положения ГрК РФ не наделяют лицо, заключившее с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, правом требовать в обязательном порядке заключения договора о выкупе недвижимого имущества, находящегося в частной собственности граждан, на выдвигаемых им в одностороннем порядке условиях. Такое отчуждение должно осуществляться при соблюдении принципа свободы договора в соответствии с требованиями гражданского и земельного законодательства (Определение КС РФ от 7 октября 2014 г. N 2026-О).
4. В ч. 6 комментируемой статьи приведены требования к содержанию решения о развитии застроенной территории. В таком решении должны содержаться:
1) местоположение и площадь территории, подлежащей развитию;
2) перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции.
Здание — это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (п. 6 ч. 2 ст. 2 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ).
Сооружение — это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (п. 6 ч. 2 ст. 2 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ).
Снос здания — разборка, демонтаж или разрушение всех конструкций здания, связанные с невозможностью его дальнейшего использования по градостроительным и другим объективным обстоятельствам (высокий физический и моральный износ, аварийное состояние и т.д.) (Методические рекомендации по защите прав участников реконструкции жилых домов различных форм собственности, утв. Приказом Госстроя России от 10 ноября 1998 г. N 8).
Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) представляет собой изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройку, перестройку, расширение объекта капитального строительства, а также замену и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (п. 14 ст. 1 ГрК РФ).
По мнению Е.С. Болтановой, существуют сомнения в необходимости поименования в системе объектов недвижимости строений, поскольку они не обладают самостоятельным правовым режимом. В связи с этим использование термина «строение» наряду со «зданием» и «сооружением» представляется излишним .
———————————
См.: Болтанова Е.С. Эколого-правовые основы регулирования застройки земель зданиями и сооружениями в России: Дис. … д-ра юрид. наук. Томск, 2014. С. 61.
При раскрытии вопроса о местоположении подлежащей развитию территории возникают вопросы о том, насколько детализированными должны быть соответствующие сведения. Например, из судебной практики следует, что законодательство не предусматривает описание кадастровых номеров земельных участков, входящих в застраиваемую территорию, подлежащую развитию (см. Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 31 декабря 2015 г. по делу N А73-11170/2015).
5. Часть 7 комментируемой статьи предусматривает положение о том, что основанием для развития застроенной территории является соответствующий договор. Отношения, возникающие в рамках данного договора, детально регламентированы ст. 46.2 ГрК РФ (см. комментарий к указанной статье). При отсутствии такого договора не могут возникнуть отношения по развитию застроенной территории. На практике возникают споры, связанные с тем, обладает ли фактически заключенный сторонами договор необходимыми признаками договора о развитии застроенных территории.
Пример: арендатор земельного участка в обоснование своей позиции о правомерности заключения (без торгов на основании инвестиционного контракта) спорного договора аренды земельного участка указал на то, что инвестиционный контракт по своей природе фактически является договором о развитии застроенной территории. Признавая недействительным указанный договор аренды, суд отметил, что в данной ситуации органом местного самоуправления не принималось решения о развитии застроенной территории и инвестиционный контракт не обладает квалифицирующими признаками договора о развитии застроенной территории (см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 декабря 2015 г. по делу N А41-56593/2014).
6. В ч. 8 комментируемой статьи предусматривается предоставление земельного участка без торгов лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории в границах такой территории. Обоснованность данной нормы объясняется тем, что поскольку договор о развитии застроенной территории заключается на торгах в форме аукциона (см. ст. 46.3 ГрК РФ), то дополнительное проведение торгов по предоставлению земельного участка в границах такой территории не требуется.
Комментируемая норма содержит отсылку к земельному законодательству, которым предусмотрено предоставление находящегося в публичной собственности земельного участка без проведения торгов лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, в собственность (п. 1 ст. 39.5 ЗК РФ) или аренду (подп. 13 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ), расположенного в границах соответствующей территории.
Арендная плата за такой земельный участок определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка (подп. 2 п. 5 ст. 39.7 ЗК РФ).
Единственным лицом, которому может быть предоставлен земельный участок в границах застроенной территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о ее развитии, может быть лицо, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, и только по заявлению этого лица могут быть установлены границы конкретного земельного участка и осуществлен его кадастровый учет (см. Определение ВАС РФ от 16 сентября 2013 г. по делу N А73-7044/2012).
Источник: stgrkrf.ru
Предоставление земельного участка подрядчику
Здравствуйте. Проконсультируйте пожалуйста по следующему вопросу. Муниципальное казенное учреждение является заказчиком по строительству многоквартирного дома на земельному участке, находящимся в муниципальной собственности. Каким образом орган местного самоуправления (Администрация) может передать земельный участок в вышеуказанное муниципальное казенное учреждение, чтобы оно в свою очередь предоставило земельный участок подрядчику?
Добрый день, Иван!
В данном случае в силу положений п. 5) ч. 1 ст. 24 Земельного кодекса РФ земельный участок предоставляется на праве безвозмездного срочного пользования непосредственно подрядчику, с которым заключен гос. контракт на строительство дома, а не муниципальному казенному учреждению.
С уважением, Татьяна.
татья 30.1. Особенности предоставления
земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в
государственной или муниципальной собственности
(введена Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ)
1. Земельные участки для жилищного строительства из земель,
находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются
в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1
пункта 1 статьи 24, — в безвозмездное срочное пользование без предварительного
согласования места размещения объекта.
(в
ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 30.11.2011 N 349-ФЗ)
2. Продажа земельных участков для жилищного строительства
или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для
жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев,
установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктами 2.1 и 2.4 статьи
30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса, пунктом 4 настоящей статьи.
(в
ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 30.11.2011 N 349-ФЗ, от
21.07.2014 N 217-ФЗ, от 21.07.2014 N 224-ФЗ)
Об особенностях предоставления земельного участка до 1
марта 2015 года см. Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.
3. Предоставление земельного участка в аренду для
индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления
гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
(в
ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 206-ФЗ)
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина
о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной
власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего
Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного
участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо
опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого
земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади,
разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом
соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным
органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной
власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а
также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте
соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального
органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального
образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети
«Интернет».
(в
ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 206-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования
сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка
заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган
местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса,
принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного
строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта.
Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином
в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого
земельного участка.
(в
ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 206-ФЗ)
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду
такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение
договора аренды земельного участка.
4. Земельный участок из земель,
находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется
для освоения территории в целях строительства жилья экономического класса
юридическому лицу, заключившему договор об освоении территории в целях
строительства жилья экономического класса, в аренду без проведения торгов и без
предварительного согласования места размещения объекта. Размер арендной платы
за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога,
установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий
земельный участок. В случае изменения размера ставки земельного налога размер
арендной платы подлежит изменению арендодателем в одностороннем порядке.
(п.
4 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 224-ФЗ)
Статья 30.2. Особенности предоставления
земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства
из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
(введена Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ)
1. Земельные участки для их комплексного освоения в целях
жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по
планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством
строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и
иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из
земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности,
предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
2. Предоставление в аренду земельного участка для его
комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на
аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 настоящего Кодекса, за
исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи.
(в
ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 224-ФЗ)
3. Арендатор земельного участка,
предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства,
обязан выполнять требования, предусмотренные подпунктами 6 — 8 пункта 3 статьи
38.2 настоящего Кодекса.
4. Арендатор земельного участка,
предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства,
имеет право, предусмотренное пунктом 9 статьи 22 настоящего Кодекса, независимо
от срока договора аренды такого земельного участка. При этом к новому
правообладателю переходят обязанности по выполнению указанных в пункте 3 настоящей статьи требований,
касающихся комплексного освоения земельного участка в целях жилищного
строительства.
5. Арендатор земельного участка,
предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства,
после утверждения в установленном порядке документации по планировке территории
и государственного кадастрового учета земельных участков, предназначенных для
жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного
использования, в границах ранее предоставленного земельного участка имеет
исключительное право, если иное не предусмотрено федеральным законом,
приобрести указанные земельные участки в собственность или в аренду либо, если
указанные земельные участки образованы из предусмотренного пунктом 10 настоящей статьи земельного
участка, в аренду. В случае, если указанные земельные участки образованы из
предусмотренного пунктом 10
настоящей статьи земельного участка, размер арендной платы за образованные
земельные участки определяется в размере земельного налога, установленного
законодательством Российской Федерации за соответствующие земельные участки. В
случае изменения размера ставки земельного налога размер арендной платы подлежит
изменению арендодателем в одностороннем порядке.
(в
ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 27.12.2009 N 343-ФЗ, от
21.07.2014 N 224-ФЗ)
пункте 5 настоящей статьи
земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства, обязан
выполнить требования, предусмотренные подпунктом 8 пункта 3 статьи 38.2
настоящего Кодекса.
пункте 5 настоящей статьи
земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства, к
новым правообладателям переходят обязанности по выполнению требований,
предусмотренных подпунктом 8 пункта 3 статьи 38.2 настоящего Кодекса.
8. В случае неисполнения обязанностей, указанных в пунктах 3, 4, 6 и 7 настоящей статьи, а также в случае
ненадлежащего их исполнения права на земельные участки могут быть прекращены в
соответствии с настоящим Кодексом и гражданским законодательством.
9. В случае неисполнения обязанностей, указанных в пунктах 3, 4, 6 и 7 настоящей статьи, а также в случае
ненадлежащего их исполнения взимается неустойка в размере одной стопятидесятой
ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на
день исполнения таких обязанностей, от размера арендной платы или размера
земельного налога за каждый день просрочки, если договором не предусмотрено
иное.
10. Земельный участок из земель,
находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется
для комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического
класса юридическому лицу, заключившему договор о комплексном освоении
территории в целях строительства жилья экономического класса, в аренду без
проведения торгов и без предварительного согласования места размещения объекта.
Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере
земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за
соответствующий земельный участок. В случае изменения размера ставки земельного
налога размер арендной платы подлежит изменению арендодателем в одностороннем
порядке.
(п.
10 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 224-ФЗ)
О порядке предоставления до 1 марта 2018 года земельного
участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в
аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование см.
Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.
Положения статьи 31 (в редакции Федерального закона от 28.07.2012
N 133-ФЗ) в части использования многофункциональных центров предоставления
государственных и муниципальных услуг применяются с 1 января 2013 года.
Статья 31. Выбор земельных участков для
строительства
1. Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в
предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в
исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления,
предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через
многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг
(далее — многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и
предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны
быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения,
обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на
земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое
обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
(в
ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
2. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина
или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего
Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор
земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости
с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования
соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения
вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях,
предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными
органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
(в
ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
Необходимая информация о разрешенном использовании
земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами
инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия
подключения (технологического присоединения) объектов к сетям
инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими
государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными
организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного
самоуправления.
(в
ред. Федеральных законов от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 30.12.2012 N 318-ФЗ)
3. Органы местного самоуправления городских или сельских
поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении
земельных участков для строительства.
Граждане, общественные организации (объединения),
религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления
имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения,
религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа,
земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением
этих земельных участков для строительства.
(в
ред. Федерального закона от 03.10.2004 N 123-ФЗ)
При предоставлении земельных участков в местах
традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных
народов Российской Федерации и этнических общностей для целей, не связанных с
их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут
проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам изъятия, в том числе путем
выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд и
предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение
которых затрагивает законные интересы указанных народов и общностей. Исполнительные
органы государственной власти или органы местного самоуправления,
предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимают решения о
предварительном согласовании мест размещения объектов с учетом результатов
таких сходов или референдумов.
4. Орган местного самоуправления информирует
землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков,
находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные
интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных
и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении
земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для
строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить
земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель,
находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного
самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их
возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть
установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
5. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о
выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для
установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту
прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения
каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте
соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
(в
ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается
утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или
кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти
субъекта Российской Федерации.
(абзац
введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 343-ФЗ)
В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа,
земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе
земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных
участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.
(в
ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
6. Исполнительный орган государственной власти или орган
местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса,
принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта,
утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из
вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
7. Копия решения о предварительном согласовании места
размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на
кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об
отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом
государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными
статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного
решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия
указанного решения выдается через многофункциональный центр.
(п.
7 в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
8. Решение о предварительном согласовании места размещения
объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении
земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В случае осуществления собственником земельного участка,
землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка
строительства на земельном участке или иного его улучшения после информирования
о возможном изъятии, в том числе путем выкупа, земельного участка для
государственных или муниципальных нужд собственник земельного участка,
землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка несут риск
отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на земельном
участке или с иным его улучшением. В случае осуществления собственником
земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного
участка строительства или осуществления иных улучшений земельного участка,
расположенного в границах зарезервированных земель, после информирования
указанных лиц о резервировании земель собственник такого земельного участка,
землепользователь, землевладелец, арендатор такого земельного участка несут
риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на таком
земельном участке или с иным его улучшением.
(в
ред. Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ)
В случае, если по истечении срока действия решения о
предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении
земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе
требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или
органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса и
принявших такое решение, понесенных убытков.
(в
ред. Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ)
9. Решение о предварительном согласовании места размещения
объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано
заинтересованными лицами в суд. В случае признания в судебном порядке
недействительным решения о предварительном согласовании места размещения
объекта исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления,
предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса и принявшие такое решение,
возмещает гражданину или юридическому лицу расходы, понесенные ими в связи с
подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном
согласовании места размещения объекта.
10. В субъектах Российской Федерации — городах федерального
значения Москве и Санкт-Петербурге выбор земельных участков для строительства
осуществляется органом исполнительной власти соответствующего субъекта
Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами этих субъектов
Российской Федерации.
О порядке предоставления до 1 марта 2018 года земельного
участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в
аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование см.
Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.
Статья 32. Принятие решения о
предоставлении земельного участка для строительства
1. Решение о предварительном согласовании места размещения
объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или
юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для
строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его
государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными
законами.
(в
ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
2. Исполнительный орган государственной власти или орган
местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в
двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для
строительства на основании заявления гражданина или юридического лица,
заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для
принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства
соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного
самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию,
сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и
ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не
представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
(п.
2 в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
3. Утратил силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон
от 18.12.2006 N 232-ФЗ.
4. Условия предоставления земельных участков для
государственных или муниципальных нужд должны предусматривать возмещение всех
убытков, связанных с изъятием этих земельных участков у землепользователей,
землевладельцев, расторжением или прекращением договоров их аренды. Условия
могут также предусматривать права других лиц, обременяющие предоставляемые земельные
участки, или предусмотренные статьей 56 настоящего Кодекса ограничения
использования земельных участков.
(в
ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
гл. V, «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 21.07.2014)
Источник: pravoved.ru