В наши дни земельный участок – это не просто имущество. На участке можно растить фрукты и овощи и зерновые культуры, можно вести сельскохозяйственный бизнес или же, просто построить дом.
Стоимость земли на плодородной почве, да еще и в непосредственной близости с крупным городом – неоправданно высока. Позволить себе подобную роскошь могут только очень состоятельные люди.
Но что же делать другим слоям населения, которые в силу каких либо физических отклонений не может заработать себе на земельный участок? В нашей стране инвалидам, инвалидам детства и детям инвалидам полагаются многие льготы, как социальные, так и материальные.
Однако не во всех регионах должным образом работает система оповещения и, зачастую, люди с ограниченными возможностями просто напросто не знают о своих правах, а они, между прочим, обширны.
Существует целый ряд как федеральных, так и региональных программ, которые помогают инвалидам улучшить условия жизни, предоставляют всевозможные льготы и блага. Об одной из них мы поговорим в этой статье.
Предоставление земельного участка бесплатно инвалидам для ИЖС
Программа безвозмездного выделения
Бесплатный земельный участок: положено ли и кому? Сегодня существует целая законодательная база, которая регулирует права инвалидов и в отношении этой группы людей.
На территории Российской Федерации инвалидами признаются люди, находящиеся в состоянии, при котором имеются всякого рода ограничения в совершении какой – либо деятельности граждан, с какой либо стороны. Под сторонами предусматривают физическую, сенсорную, умственную и какую-либо иную деятельность.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов» закрепляет ряд пунктов, в соответствии с которыми инвалиды имеют право на улучшение жилищных условий. Помимо этого, данное право подкреплено и Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям с детьми инвалидами.
Еще одним важным законодательным актом, регулирующим улучшение жилищных условий инвалидов является постановление Правительства Российской Федерации под номером 901 которое предусматривает первоочередное право инвалидов на получение земельного участка для личных целей, а именно, постройки жилища (под ИЖС), ведение подсобного хозяйства и так далее.
Эти программы, закрепленные в перечисленных выше законодательных актах являются федеральной программой по обеспечению инвалидов земельными участками, которые повсеместно реализуются в нашей стране.
Однако и на региональном уровне существуют программы, которые также предоставляют подобное право. Информация о них не настолько распространена, однако, должна находиться на сайте правительства субъекта. При отсутствии данных, узнать о программах для инвалидов можно, обратившись в канцелярию местного правительства или администрации.
Основания для предоставления
Инвалиды относятся к льготной категории граждан, а государство старается заботиться об этих людях и предоставлять им необходимые жилищные условия.
Так, инвалиды, как категория граждан, ограниченная в своих действиях должна знать свои права и требовать их реализации.
Так все ли категории инвалидов имеют право на получение земельного участка. Как вы знаете, в нашей стране установлены три категории инвалидности :
Граждане, которым была дана какая либо из перечисленных категорий имеют право на реализацию своих прав не получение земельного участка.
Помимо этого, граждане, не являющиеся инвалидами, однако являющиеся опекунами, попечителями, усыновителями или попросту родителями ребенка-инвалида, действуя от его имени и в его интересах также могут претендовать на получение земельного участка.
Права
Государство охраняет права инвалидов и гарантирует предоставление земельного участка каждому. Выдача земельного участка происходит единожды и второй раз обратиться за реализацией своих прав инвалид уже не может.
Однако если земельный участок прекратил свое существование или пришел в негодность в связи с факторами не зависимыми от действий инвалида, к примеру, сели, оползни, землетрясения и другие факторы, разрушающие участок, то инвалид имеет право на повторное обращение.
Однако факт утраты предыдущего земельного участка должен быть подтвержден. Помимо этого, закон строго следит за тем, чтобы инвалидам предоставлялись только свободные земельные участки, не обремененные действиями третьих лиц.
Если инвалиду отказывают в получении земельного участка ввиду того, что у него уже есть надел, приобретенный им самостоятельно, то это является грубым нарушением его прав. Так, в соответствии с законом инвалид имеет право на получение земельного участка вне зависимости от того, есть ли у него в праве собственности свой участок.
Как видите, права инвалидов, в соответствии с законом не могут быть ограничены действиями законодателя.
Порядок получения
Порядок получения земельного участка инвалидами достаточно прост и лишен бюрократии. Так, для начала инвалиду необходимо собрать пакет документов и направить их в органы местного самоуправления. Действий, совершаемых самим инвалидом в соответствии с новым законом об их социальных правах максимально мало.
В сравнении с законом, действовавшим еще в начале девяностых годов, инвалидом приходилось проходить все стадии процедуры и бюрократию, которая предусматривало собой бесконечные хождения по кабинетам, стояние в очередях и заполнение документов.
Сегодня, для простоты подачи заявления инвалидом, в некоторых регионах уже действует подобная услуга в электронном виде, которую без труда можно получить на сайте государственных услуг.
Вам дают точный перечень документов, назначат время приема и помогут в составлении заявления – и все это не выходя из дома и в минимально короткие сроки.
Алгоритм действий — инструкция
Алгоритм действий для получения земельного участка инвалидом достаточно прост. Так, вам необходимо, как уже говорилось выше, собрать пакет документов, предоставить его в канцелярию для проверки и ждать, когда из канцелярии документы перейдут в руки специально сформированной комиссии.
Комиссия рассмотрит документы и отправит в соответствующие органы запросы, чтобы подтвердить достоверность предоставленных вами данных. Таким образом, инвалид совершает только два действия: подает пакет документов и ждет результата. Согласитесь, очень удобно для людей с ограниченными возможностями, которые не могут стоять в очередях и ходить по кабинетам.
Куда обращаться? Этот вопрос волнует любого гражданина, который хочет получить какую либо услугу, однако, не знает как, а главное, где реализовать свои права.
Однако если у обычных людей есть возможность бегать по инстанциям, то инвалидам это весьма затруднительно.
Итак, обращаться нужно непосредственно в орган местного самоуправления – в местную администрацию или правительство. Вам подробно расскажут о реализуемой программе в канцелярии, а также должны помочь в заполнении ряда документов.
Также, если у инвалида нет возможности самостоятельно добраться до органа власти, можно попросить об этом сотрудника центра социального обеспечения. Сотрудник может явиться к вам домой и составить заявление вместе с вами, а также поможет составить пакет документов.
Правильно составляем заявление
Заявление, ключевое звено в вашем обращении. Его составить необходимо грамотным, юридическим языком. Так, в случае, если вы не упомянете какой либо факт, имеющий значение для получения земельного участка, вам вернут документы обратно, а это значит, что время на получение земли увеличится в разы.
В заявлении в правом верхнем углу вы должны упомянуть орган, со всеми контактными данными, в который подаете заявление. Также, не забудьте указать непосредственно свои данные.
Далее, в середине строки пишется слово заявление. После начинайте указывать, по какому праву вы претендуете на земельный участок. То есть, ваша задача описать свою категорию инвалидности. Также, не забывайте указывать с какой целью вы хотите использовать земельный надел.
Все эти пункты чрезывычайно важны.
В конце заявления должна стоять ваша подпись и число.
Заявление должно получиться кратким и емким, написанное разборчивым подчерком на листе формата А4.
Если у инвалида нет возможности написать заявление разборчиво – можно воспользоваться компьютером, однако, оставив на листе свои подписи.
Госпошлина – это обязательный элемент для получения какой либо государственной услуги.
Однако, инвалиды освобождаются от ее уплаты. Сделано это в связи с тем, что люди с ограниченными возможностями и так относятся к льготной категории граждан, которые не облагаются со стороны государства никакими выплатами.
Поэтому инвалид ограничивается лишь сбором пакета документов. Государственная пошлина не является обязательным для предоставления для получения подобной услуги.
Сроки
Как правило, сроки уже заранее прописаны в положении реализуемых программ. Как правило, они не должны превышать нескольких месяцев.
Так, например, срок на подачу и проверку заявлений в канцелярии не может превышать ровно одного месяца, а время, которое будет утрачено на рассылку запросов, получение на них ответов и сверку документов может варьироваться от одной недели до нескольких м месяцев ввиду некоторых особенностей данных и специфики работы некоторых органов.
Какие документы потребуются?
Список документов для получения данной услуги не так уж и объемен. Так, инвалиду необходимо собрать пакет документов, состоящий:
- оригинал и ксерокопия паспорта. Необходимы для того, чтобы подтвердить, что вы являетесь той личностью, которая претендует на получение земельного участка;
- справка, которая будет говорить о том, что мы имеете регистрацию именно в этом субъекте, а значит, имеете право получения услуги в этом же субъекте. То ест земельный участок вам дадут именно в том месте, где вы зарегистрированы;
- свидетельство ИНН;
- справка об инвалидности в форме экспертизы;
- заявление.
Как видите, пакет документов очень скромен, а значит, рассматриваться он должен не долго, что положительно повлияет на сроки.
Подробности и нюансы
Положен ли земельный участок ребенку инвалиду? Ребенок инвалид также имеет право на получение земельного участка даже в случае, если не достиг возраста восемнадцати лет, однако, всю процедуру за него проходят его близкие люди.
Получить право на представление интересов несовершеннолетнего в вопросах получения земельного участка могут родители, опекуны и усыновители. Ими составляется заявление, собирается пакет документов и передается в орган местного самоуправления.
Действовать граждане должны только в интересах несовершеннолетнего. Помимо членов комиссии такое заявление будет рассматривать и представитель органа опеки и попечительства.
Так, если семья на хорошем счету, представители несовершеннолетнего действительно не вызывают нареканий, а несовершеннолетний действительно является инвалидом – то комиссия даст положительный ответ. В случае если представители неоднократно были замечены в злоупотреблении своих прав и действуют не в интересах ребенком – им будет отказано.
Как видите, получить земельный участок человеку с ограниченными возможностями совсем несложно.
Главное, четко осознавать весь алгоритм ваших действий и тогда процедура подачи документов и ожидания пройдет в максимально короткие сроки, и вы получите только положительные эмоции от пользования льгот, предоставляемых государством.
Источник: urist.club
Как бесплатно получить земельный участок инвалиду?
В последние годы в законодательство Российской Федерации были внесены дополнения и поправки, затрагивающие права людей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня, существуют программы, которые позволяют гражданам, имеющим инвалидность, изменить свои жилищные условия в лучшую сторону. Такие программы для инвалидов существуют как на федеральном, так и региональном уровне.
Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.
Это быстро и бесплатно !
Правительством разработана большая законодательная база, регулирующая и защищающая права людей, признанных инвалидами в нашем государстве.
На сегодняшний день, люди, имеющие инвалидность, и семьи с инвалидом имеют возможность на получение надела земли.
Предоставление земельного участка бесплатно инвалидам осуществляется опираясь на арендный договор, он может быть передан инвалиду в бессрочное пользование или в собственность.
По своему желанию, эта льготная категория людей может использовать участок:
- для возведения жилого дома, дачи;
- ведения подсобного хозяйства;
- постройки гаража;
- посадки сада или огорода.
Выделение земли человеку, имеющему инвалидность, происходит из фонда земель, которые находятся в муниципальной или федеральной собственности.
Условия предоставления
- В 17 статье действующего ФЗ «О социальной защите инвалидов» предоставлены развернутые пояснения по определению этой льготной категории граждан земельных наделов. В статье говорится, что те граждане, имеющие любую группу по инвалидности, либо семьи, воспитывающие ребенка с инвалидностью, опекуны и усыновители такого ребенка с целью улучшения условий их проживания должны стоять на учете в местной администрации.
- Данное право инвалидов решается местными органами власти за счет выделения наделов земли в их собственность в первую очередь или пользование ею на правах аренды. То есть надел земли, предоставляемый человеку с инвалидностью, дается сначала в аренду.
- За три года на этой земле должно начаться строительство. После начала строительства землю можно оформлять в собственность. Если строительство не будет начато, то местная администрация может вполне законно изъять выделенную землю у инвалида. В этом случае свое право на бесплатное одноразовое получение земли в собственность человек с инвалидностью теряет.
- Исходя из этого, федеральным законом одним из условий предоставления считается нуждаемость инвалида в дополнительной жилой площади. Если на него или членов семьи приходится менее 12 квадратных метров жилой площади, нет у них других жилых помещений и за последние 5 лет не происходило ухудшение условий проживания, то они будут признанными нуждающимися в улучшении условий их проживания.
Требования
Для использования гражданином права в получении земли, необходимо выполнение следующих требований:
- наличие у гражданина любой группы инвалидности без учета вида заболевания;
- быть признанным малообеспеченным;
- быть признанным нуждающимся в улучшении условий проживания.
Ограничения
В законодательстве РФ ограничения в выделении земли этой льготной категории граждан в первую очередь не предусмотрены. В противном случае, права этих людей считаются нарушенными, а бездействие местной администрации не будет основанием, повлекшим за собой ухудшение этих прав.
Основываясь на ФЗ, участки для этой льготной категории граждан должны быть образованы, а их границы определены, проведено межевание и поставка на кадастровый учет.
Земельный участок, который будет предоставлен человеку, имеющему инвалидность, не должен быть в чьем-либо владении, а должен считаться свободным. Если у человека с инвалидностью уже есть в собственности земля, то это право за ним сохраняется.
Кому положено?
Основанием для выделения земельного участка в первую очередь человеку является признание у него группы по инвалидности. Независимо от этой группы и вида болезни, правом на выделение участка могут воспользоваться все.
Граждане, не являющиеся инвалидами, но воспитывающие ребенка с инвалидностью, опекуны или усыновители такого ребенка, имеют возможность в интересах ребенка претендовать на получение земли в первую очередь.
Какие документы необходимы?
Для того, чтобы человеку с инвалидностью получить участок, ему следует написать заявление в местную администрацию. В нем следует назвать цель использования этого участка, желаемое местоположение, а также право собственности на него.
Вместе с заявлением приложить пакет документов:
- документ, удостоверяющий личность человека;
- документ, который подтверждает регистрацию по месту постоянного проживания;
- ИНН (свидетельство о регистрации в налоговой инспекции);
- заключение медико-социальной экспертизы о назначении группы по инвалидности;
- справку, которая подтверждает, что раньше человек, имеющий инвалидность, не реализовывал возможность в получении земли.
После регистрации его заявления через 14 календарных дней местная администрация выносит постановление по определению инвалиду земельного участка в собственность или во временное пользование им.
После выделения земли за один месяц инвалиду и его семье следует пройти государственную регистрацию выделенной ему земли.
Как получить землю?
Для возможности получения земли человеку, имеющему инвалидность или семье с инвалидом, следует:
- обратиться в органы местного самоуправления;
- подать письменное заявление;
- предоставить требуемые документы;
- встать в очередь.
Куда обратиться?
В местном муниципалитете человека, имеющего инвалидность, обязаны поставит в очередь.
По действующему законодательству ответственность по определению земельных участков и их передачи людям, имеющим инвалидность, лежит только на местной администрации.
Для получения земли людям, признанными инвалидами, обратиться с заявлением надо в муниципалитет по месту нахождения участка или в Департамент имущества и земельных отношений.
В заявлении будет важным указать:
- величину желаемого участка;
- район его нахождения;
- цель его использования (назначение участка).
Подать письменное заявление инвалид может лично или это может сделать его законный представитель по нотариально заверенной доверенности. Заявление можно отправить и по почте, вложив необходимые документы с обязательным уведомлением о его вручении.
Порядок действий
Для выполнения права этой льготной категории граждан следует:
- сам инвалид или семья с инвалидом должны признаться малоимущими;
- обратиться с заявлением о желании получить земельный участок с указанием цели его использования;
- собрать весь нужный пакет документов;
- выбрать участок, написав в муниципалитет заявление;
- встать в очередь за получением надела земли;
- предоставленный участок выкупить или стать его арендатором;
- при получении отказа в реализации этого права, обратиться в органы прокуратуры или суд.
После получения инвалидом или семьей, имеющей инвалида участка, происходит автоматическое снятие их с учета как нуждающихся в улучшении условий проживания.
Что делать, если отказывают в предоставлении?
Если человек, имеющий инвалидность, или семья, воспитывающая ребенка с инвалидностью, получила отказ в реализации права на получение земли, то в течение 3 месяцев нужно обратиться в суд за решением этой проблемы.
Чаще поводом для отказа могут быть такие причины:
- отсутствие на территории муниципального образования распоряжения о первоочередном предоставлении земли этой льготной категории граждан;
- человек, признанный инвалидом, не признается нуждающимся в улучшении условий его проживания.
Ни одна из этих причин отказа не может быть законной.
После вынесения администрацией постановления не в пользу человека с инвалидностью следует взять письменный отказ, написать жалобу и со всеми документами пойти в суд за защитой этого права. Суд, вынося постановление в пользу инвалида, обяжет местную администрацию в определенные сроки решить эту проблему за счет средств местного бюджета.
Кроме судебных органов, претензии инвалидов по факту нарушения права в предоставлении земельного участка принимают органы прокуратуры. При обращении за помощью в прокуратуру сроки вынесения постановления по этим жалобам немного больше, чем в суде.
Существующее законодательство обеспечивает защиту и соблюдение всех прав людей с ограниченными возможностями здоровья, одно из таких прав – получение земельного участка в первую очередь.
Похожие статьи
Источник: consultplace.ru
Как получить земельный участок инвалиду 1, 2, 3 группы
В РФ особое внимание и заботу получают люди с ограниченными возможностями. Одним из проявлений этого попечительства, является обеспечение наделами инвалидов. Как получить бесплатно землю, быстро собрать и оформить необходимые документы, региональные особенности, действующие от имени местных управляющих органов, все вопросы будут освещены в статье.
Правила получения земельных участков инвалидом
В 2019 году граждане, проживающие на территории России и имеющие разные степени инвалидности или семьи с детьми-инвалидами, имеют привилегии при получении земельного надела. По законодательству эти лица не должны принимать участия в торгах и стоять в очереди, можно сразу собственниками земли, обозначено статье No25 ЗК-РФ.
На полученном участке инвалид имеет право:
- построить дачу или дом для постоянного проживания;
- заниматься садоводством;
- вести личное хозяйство;
- строить подсобные помещения.
Запрещено заниматься фермерством или другими видами хозяйствования, приносящими прибыль.
Получение для 1 группы
Главное, для граждан этой категории инвалидности подтверждение своего статуса, правильное составление заявления, приложение документов, свидетельствующих о тяжелом материальном положении, (если есть в наличии), а также прошение о бесплатном получении участка.
2 группы
Лица с ограниченными возможностями имеющие 2 группу, наделены всеми правами, что и люди с I-III группами, первая не дает никаких преимуществ в очередности.
3 группы
Процесс выделения земельного участка инвалиду 3 группы ничем не отличается от оформления для остальных льготных категорий, основным критерием является наличие инвалидности и доказательных документов с медицинского учреждения.
Детям-инвалидам
Семьи, которые воспитывают больного ребенка и желающие обзавестись наделом, должны быть многодетными, иначе получить бесплатно землю не получится. Возможно будет только её выкупить без очереди, без аукциона. В остальном этапы оформления различаются от 1, 2 и 3 групп, только пакетом документов.
ВАЖНО: Претенденты на земельный участок должны иметь пожизненную инвалидность, это дает шансы быстро получить желаемый надел.
Что написано в законе о предоставлении земельных участков инвалидам
Закон No181-ФЗ от 24.11.1995 года о социальной защите инвалидов предусматривает и регулирует право выдачи земельного участка недееспособным лицам и для семей с детьми-инвалидами. Подтверждением данного закона, является Постановление Правительства РФ No901 от 27.07.1996 года, в котором указано, что недееспособные особы, подав правильно оформленное заявление, и приложив справку, подтверждающую его статус, могут стать собственниками земельного надела. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации принятое в 2008 году, гласит: «инвалиды не принимают участие в торгах и получают в собственность или временное пользование определенный участок земли».
Если для остальных граждан страны земля предоставляется с правом платной аренды или выкупа, социально незащищенной категории положено получить его абсолютно бесплатно. В 2019 году льготы распространяются не только на выделение, но и на бесплатную процедуру межевания, оформление и регистрации в кадастровом учете.
Основной причиной передачи льготной категории населения земельных участков, является заинтересованность правительства и социальных служб в улучшении жилищных условий инвалидам. Поэтому наделы выдаются под ИЖС (индивидуальное жилищное строительство) и СНТ (садовое некоммерческое товарищество), на них можно заниматься огородничеством и садоводством, строительством дома, гаража или хозяйственных построек. Если особа будет его использовать не по назначению, по истечении трехлетнего срока, может лишиться земли, даже являясь ее полноправным собственником.
Особенности оформления
В процессе оформления можно столкнуться с некоторыми нюансами, поэтому следует знать, какие необходимы документы, как получить справку подтверждающую инвалидность, кто может быть представительской особой несовершеннолетнего или полностью недееспособного лица.
Пакет документов
Каждый случай своеобразен, поэтому комиссия вправе потребовать дополнительные документы и справки.
- Справка об инвалидности – является самой важной бумагой на основании которой можно подать прошение о выдаче участка земли. Если ее нет в наличии, необходимо обратиться к лечащему врачу для осмотра и направления на медицинскую экспертизу, на основании ее заключения и выдается нужный документ.
- Заявление – в нем требуется указать, что особа является инвалидом и желает получить в собственность определенный земельный участок. Специальный формуляр для заявления можно скачать с сайта администрации, взять в местных органах власти.
- Паспорт – требуется приложить его дубликат, в случае оформления родителями больного ребенка, сделать копии всех членов семьи и свидетельства о рождении несовершеннолетнего.
- Остальные документы – потребуется индивидуальный идентификационный номер, справка, свидетельствующая о настоящем месте регистрации, бумаги, подтверждающие необходимость в улучшении жилищных условий (если это действительно необходимо).
НАДО ЗНАТЬ: Введение в заблуждение насчет условий проживания сотрудников административных органов, или специальное доведение жилища до аварийного состояния, наказывается по закону.
Порядок предоставления участков
Собрав все необходимые документы, можно обращаться в территориальные органы самоуправления. Если человек абсолютно недееспособен или не достиг совершеннолетия этим могут заняться его родственники, опекуны, усыновители или уполномоченные лица органов опеки. При создании комиссии для рассмотрения заявления, последние входят в ее состав.
Потребность в получении надела определяется тремя факторами:
- на каждого члена семьи имеется меньше 12 м2 жилья;
- нет в наличии другой жилой собственности;
- в течение пяти лет не улучшалось жилье.
Земля предоставляется для инвалидов в порядке очереди, нет разницы первую или третью группу имеет податель заявления. На рассмотрение прошения выделяется 14 дней, иногда срок продлевают до месяца. По прошествии этого времени должен прийти ответ, выдан ли земельный участок или нет. Если не хватает некоторых документов или в заявлении имеются грубые ошибки, то комиссия дает время на сбор бумаг и исправление оплошностей и разбирает их снова.
Могут ли отказать?
Если инвалиду и семье с ребенком-инвалидом дали, по их мнению, необоснованный отказ, они могут обратиться с повторным прошением в течение 1 месяца, собрав недостающие документы, устранив ошибки или в трехмесячный срок обратиться в судебные органы.
Случаи правомерного отказа:
- инвалид уже получал участок земли;
- информация, содержащаяся в документах, не правдивая.
В этих случаях бесполезно обращаться в суд, решение будет вынесено в пользу государства.
Если в семье 2 льготника?
Бывают случаи, когда в семье группу инвалидности имеет не один человек, это может быть супруг, жена, ребенок, родители, брат, сестра. Закон предусматривает получение земельного участка двумя лицами с ограниченными возможностями проживающих вместе. Исходя из этого, в будущем каждый из них может построить жилье на участке под ИЖС и создать отдельную ячейку общества. Земля положена каждой особе имеющей подтверждение статуса инвалида, независимо сколько таких людей проживает в одной семье.
Региональные особенности
В каждом районе действует индивидуальная программа социальной помощи инвалидам. Случается, что в ней нет положения о предоставлении бесплатных земельных участков данной категории населения. В такой ситуации следует жаловаться на районную администрацию в высшие инстанции, обращаться в суд. Это же касается случаев, если местные органы власти не выделяют наделы из-за их отсутствия, они должны не отказывать, а поставить человека в очередь, пока освободиться подходящая земля. Можно самостоятельно найти интересующий участок и обратиться в местную администрацию о его получении.
Кроме этих нюансов, может потребоваться дополнительный пакет документов или справок, перед подачей прошения следует уточнить какие именно бумаги нужно приложить к заявлению.
ОЧЕНЬ ВАЖНО: Выдача земельных участков недееспособным людям и детям-инвалидам, это федеральная программа и местные власти обязаны ее выполнять. Наличие землевладения ранее, приобретенного или переданного по наследству, не может являться причиной отказа в предоставлении бесплатного надела.
Как оформить участок после получения
Происходит подписание договора в районной администрации о владении участком. Если владельцем является несовершеннолетний или полностью немощный человек, подпись ставит его уполномоченное лицо.
Там же прописаны права и обязанности сторон. Собственник обязуется использовать землю строго по назначению, обязательно осваивать и не запускать ее. Также на него распространяются все меры ответственности за невыполнение указанных требований. Вторая сторона ручается, что выделила положенный надел в отличном состоянии, полностью пригодном для ведения сельскохозяйственной деятельности или постройки дома.
Стоит заметить, что участок выдается только в аренду, чтобы стать его собственником требуется владение им в течение пяти лет. После этого срока, можно подать заявление в местные органы власти о желании стать собственником. Будет собрана комиссия и рассмотрено прошение, если человек использовал землю по назначению и к нему нет никаких претензий, его просьбу удовлетворят.
Если инвалид выстроил на данном участке дом и проживает в нем, то землевладение автоматически становится его собственностью. Получив соответствующий документ от администрации, требуется произвести регистрацию в Росреестре и получить выписку ЕГРН.
ВНИМАНИЕ: Денежная компенсация вместо предоставляемого надела не предусмотрена!
Заключение
Собственный участок, это бесценный подарок государства для человека с ограниченными возможностями, если есть все предпосылки для получения земли, не отказывайтесь от нее. Собрав все необходимые бумаги, правильно заполнив заявление можно уже в течение месяца иметь земельный надел. Решать свои жилищные проблемы или родных, сделать богаче продовольственную корзину или заняться любимым делом.
Если местная администрация бездействует, не принимает во внимание заявление, обращайтесь в высшие инстанции, по закону это ущемление прав людей с ограниченными возможностями. Федеральное законодательство предусматривает постоянное формирование участков с минимальной коммуникационной инфраструктурой для инвалидов.
Источник: proinvalid.ru
Право инвалида получить без торгов земельный участок для подсобного хозяйства — самодостаточно или зависимо от других условий?
«Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений» – ключевое обоснование предельно сомнительного вывода Верховного Суда РФ, данного в п. 2 Обзора судебной практики (по гражданским делам) Верховного Суда Российской Федерации за январь-июль 2014 года.
Речь пойдет о ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которая гласит: «Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.»
Верховный Суд, рассматривая данную норму в контексте наименования самой статьи (!), статьи 7 Конституции РФ, а также «Правил предоставления льгот инвалидам. «[1], приходит к выводу, что инвалиды и семьи, имеющие в своём составе инвалидов, подлежат обеспечению земельными участками для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке только в том случае, если они признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий или имеют основания для постановки на жилищный учет.
Сие толкование, хоть и не абстрактно, поскольку проистекает из пересмотренного в кассационном порядке конкретного дела[2], но нашло свое тождественное отражение в череде дел (не менее четырех), рассмотренных коллегией по гражданским делам весной текущего года[3]. Учитывая актуальную специфику причин передачи дел в Верховном Суде для кассационного пересмотра, можно с уверенностью говорить о целенаправленном указании нижестоящим судам рассматривать подобные дел исключительно в таком толковании.
Примерно той же весной я сам столкнулся с подобной проблемой правоприменения в конкретном деле, где инвалид хотел купить земельный участок для ИЖС без торгов. Подчеркиваю – речь не о льготном, т.е. бесплатном выделении земельного участка, а исключительно за условно-рыночную цену, но без торгов. Именно такое понимание у меня вызывает данная норма. Однако дело было проиграно.
Как видно, Верховный Суд к единственно названому в законе критерию для возникновения права (инвалидность) добавил условие о нуждаемости в улучшении жилищных условий. Почему?
Из нормы недвусмысленно вытекает, что речь не исключительно о праве на жилище, а пусть и пересекающемся, но прежде – о праве на землю. Причем назначение такой земли помимо ИЖС, предусматривает подсобное хозяйство. Это, по моему разумению, охватывает не столько ситуации, когда у субъекта острая необходимость в жилище как таковом, а необходимость в земле, в ее первичном назначении, т.е. земледельчестве. Иными словами инвалид может проживать в городской квартире, но имея на то разумное желание выращивать картофель, морковь, цветы, в конце концов для души, будет претендовать на приобретение в собственность или получение в аренду земельного участка в пригороде, но на возмездной основе (по общим правилам возмездности приобретения права на землю[4]).
Несмотря на то, что статья 17 Закона в первых тринадцати частях регулирует вопрос о праве инвалидов именно на жилище, в ч. 14 закреплено дополнительное, «бонусное», но прежде всего самостоятельное, право, имеющее другой объективный состав.
Важно отметить, что вопрос о трактовке понятия «первоочередности» в контексте возмездности приобретения земли, уже был предметом рассмотрения Верховным Судом. Так в Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за II квартал 2008 года[5], в ответах на вопросы по гражданским делам (вопрос 2), Верховный Суд отметил лишь, что рассматриваемое право означает продажу инвалиду земельного участка без торгов. Ни о каких дополнительных условиях, в т.ч. нуждаемости, Верховный Суд тогда не упоминал.
Если говорить об именовании статьи 17 Закона, то оно абсолютно уместно, поскольку такую норму просто нелогично было бы включать в какую бы то ни было иную статью Закона – они все регулируют принципиально другие области жизнедеятельности инвалидов.
Обращаясь к преамбуле и статье 2 Закона, мы видим, что закон определяет систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, а также систему мер, обеспечивающую социальные гарантии инвалидам, устанавливаемую законами и иными нормативными правовыми актами.
Вопрос нуждаемости в Законе, равно как и в упомянутых Верховным Судом «Правилах предоставления льгот инвалидам. «, является определяющим условием исключительно в праве инвалидов на улучшение жилищных условий, основанном на конституционном праве на жилище и особых условиях предоставлениях его определенным категориям нуждающихся (статья 40 Конституции РФ). А вот право на пользование, владение и распоряжение земельными участками – очевидно, хоть и сопряженное, но другое право.
В земельном законодательстве принцип платности пользования земли представляет собой существо нормативного регулирования, в то время как передача земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании торгов является процедурным моментом, направленном на обеспечение равенства прав субъектов, претендующих на такие участки.
Таким образом, рассматриваемая норма устанавливает единственный приоритет прав инвалида перед другими субъектами – нивелирование предпроцедуры вступления в права на земельный участок. Еще раз подчеркну, в этом контексте мы не рассматриваем другой приоритет – безвозмездное приобретение прав на землю.
Хотелось бы верить, что разъяснения Верховного Суда имеют подтекст – речь о случаях, когда инвалид претендует на бесплатное первоочередное получение земли. Однако, судебные акты говорят об обратном – имеет место возмездность предоставления участков.
[1] Постановление Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 (с изм. от 13.03.2014) «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей — инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг»
[2] Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2014 N 91-КГ13-7
[3] Определения Верховного Суда РФ: от 18.03.2014 N 89-КГ13-10; от 04.03.2014 N 91-КГ13-9; от 04.03.2014 N 91-КГ13-5; от 04.03.2014 N 91-КГ13-6;
[4] ст. 28 Земельного кодекса РФ
[5] утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 17.09.2008 (в ред. от 04.06.2014)
Международные санкции. Работа с санкционными рисками в России
Правовой режим недвижимого имущества и сделок с ним
Право на английском
Похожие материалы
Комментарии (6)
Сергей Халатов Екатеринбург XALATOV.ORG Юридическое товарищество, управляющий. Кандидат юридических наук, доцент
Особенно пикантно выглядят аргументы ВСа применительно к выделению земли для садоводства и т.п. Буквально толкуя толкование (именно так) можно прийти к выводу, что инвалид должен нуждаться в улучшении жилищных условий для получения земельного участка для садоводства.
Олег, нельзя «прикрыть» реализацию прав семей с детьми-инвалидами или инвалидам.
Это противозаконно.
Более скажу, что затея ВС РФ с «поименованием» статьи выглядит коррупционненько или просто непрофессионально просто потому, что ст. 17 ФЗ » О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» сожердит несколько прав и льгот для семей с инвалидами:
— право на жилье, которое регулируется ЖК РФ;
— льготы на оплату ЖКУ, капремонт и топливо;
— льготы по реконструкции жилья, регулируется ФЗ №181 и НПА субъектов или правительством РФ;
— право на землю без торгов, но в аренду (условно-платно согласно ЗК РФ), регулируется ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом 5.2.25 пункта 5 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации», таким уполномоченном органом является Министерство экономического развития Российской Федерации.
Вопрос о реализации права инвалидов на первоочередное предоставления земельного участка отражен в Обзоре вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер (утв. Минэкономразвития России). Текст документа размещен на сайте http://economy.gov.ru
О реализации права инвалидов на первоочередное предоставления земельного участка
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного кодекса.
Как следует из положений статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Правовое основание приобретения гражданами земельных участков в первоочередном или внеочередном порядке предусмотрено подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из пункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляются в аренду без проведения торгов.
При этом предоставление земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, в собственность бесплатно по основаниям, предусмотренным подпунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется в случае, если соответствующая возможность предусмотрена законом субъекта Российской Федерации.
Следует отметить, что положения Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не содержат положений, предусматривающих зависимость предоставления земельных участков в аренду от нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий.
Таким образом, всем инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов.
Пунктом 39 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12 января 2015 г. № 1 установлено, что к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагается выданный уполномоченным органом документ, подтверждающий принадлежность гражданина к категории граждан, обладающих правом на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков.
Право граждан на бесплатное получение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного кодекса.
Как следует из положений статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Правовое основание приобретения гражданами земельных участков в первоочередном или внеочередном порядке предусмотрено подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
Из пункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса следует, что земельные участки инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляются в аренду без проведения торгов.
При этом предоставление земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, в собственность бесплатно по основаниям, предусмотренным подпунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса, осуществляется в случае, если соответствующая возможность предусмотрена законом субъекта Российской Федерации.
Кроме того, 5 апреля 2018 года Постановление Правительства РФ №410 отменило Постановление Правительства №901
Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации «О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901»
Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901 (далее – Правила, Постановление № 901), регламентирован порядок обеспечения инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жилыми помещениями, оплаты жилья и коммунальных услуг, а также получения земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Правила приняты в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ), в ранее действовавшей редакции которой порядок предоставления инвалидам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг определялся Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» внесены следующие изменения в Федеральный закон № 181-ФЗ:
1) статья 17 изложена в новой редакции, предусматривающей в том числе исключение положения об определении Правительством Российской Федерации порядка предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг;
2) введена новая статья 28.2, регламентирующая передачу Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Определение формы предоставления указанных мер социальной поддержки возложено на субъекты Российской Федерации.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Таким образом, федеральные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, а также по определению порядка обеспечения жильем переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации и реализуются в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, а также нормами статьи 17 Федерального закона № 181-ФЗ (обеспечение инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации).
Предоставление инвалидам земельных участков осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии положениями статьи 17 Федерального закона № 181-ФЗ, регламентирующей право инвалидов на первоочередное получение таких участков, в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
На основании изложенного, а также принимая во внимание, что правовые основания для определения Правительством Российской Федерации порядка предоставления соответствующих льгот инвалидам в настоящее время отсутствуют, подготовлен проект постановления, предусматривающий признание Постановления № 901 утратившим силу.
Признание утратившим силу Постановления № 901 не приведет к ухудшению положения инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в части получения мер социальной поддержки по оплате жилья, коммунальных услуг, по обеспечению жилыми помещениями, а также лишения права на первоочередное получение земельных участков, поскольку предоставление указанных мер социальной поддержки осуществляется, как было ранее указано, в соответствии с действующими законодательными актами – Федеральный закон № 181-ФЗ, Жилищный и Земельный кодексы Российской Федерации.
Принятие проекта постановления не повлечет дополнительных расходов средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Проект постановления в полной мере соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иных международных договоров Российской Федерации.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело №84-АПГ13-3
от 28 августа 2013 года
председательствующего Хаменкова В.Б.,
при секретаре Строилове A.M.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе правительства Новгородской области на решение Новгородского областного суда от 6 мая 2013 года, которым частично удовлетворено заявление Осиповой [скрыто] о признании
недействующими пунктов 2.8 и 3 Порядка предоставления земельных участков из земель, находящихся в собственности Новгородской области, муниципальных образований области, а также государственная собственность на которые не разграничена, гражданам, имеющим в соответствии с федеральным законодательством внеочередное или первоочередное право на получение земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства, на территории Новгородской области, утвержденного постановлением администрации Новгородской области от 1 октября 2012 г. № 587.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Хвалиной Е.А., полагавшей, что решение суда полежит оставлению без изменений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
1 октября 2012 года администрацией Новгородской области принято постановление № 587 «Об утверждении порядка предоставления земельных участков из земель, находящихся в собственности Новгородской области, муниципальных образований области, а также государственная собственность на которые не разграничена, гражданам, имеющим в соответствии с федеральным законодательством внеочередное или первоочередное право на получение земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства, на территории Новгородской области», первоначальный текст которого опубликован в издании «Новгородские ведомости» (официальный выпуск) 12 октября 2012 г., № 17.
В соответствии с пунктом 2.8 Порядка земельные участки предоставляются в границах муниципального образования (сельского (городского) поселения, городского округа), на территории которого проживают граждане, в соответствии с правилами землепользования и застройки, проектами планировки территорий, землеустроительной и градостроительной документацией.
В случае отсутствия на территориях муниципальных районов, городского округа Новгородской области, в границах которых испрашиваются земельные участки, свободных земельных участков, которые могут быть предоставлены для индивидуального жилищного строительства, земельные участки с согласия граждан предоставляются на территории иного муниципального района Новгородской области по процедуре, установленной настоящим Порядком.
Пунктом 3 Порядка определена процедура подачи заявления о предоставлении земельного участка, документы, прилагаемые к заявлению о предоставлении земельного участка, в соответствии с которым лица, указанные в подпункте 2.3.1 Порядка (инвалиды и семьи, имеющие в своём составе инвалидов), к заявлению прилагают следующие документы:
копию документа, удостоверяющего личность гражданина (страницы 2 -3, а также страницы с отметкой о регистрации по месту жительства) (подпункт 3.2.1);
нотариально удостоверенную доверенность (в случае подачи заявления представителем) (подпункт 3.2.2);
копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 24 ноября 2010 г. № 1031н (подпункт 3.2.3);
справку о регистрации по месту жительства или по месту пребывания либо копию судебного решения об установлении факта проживания (в случае отсутствия в документе, удостоверяющем личность, сведений о регистрации гражданина на территории муниципального района, городского округа
Новгородской области, в границах которого испрашивается земельный участок) (подпункт 3.2.4.)
Инвалид 2 группы Осипова Н.В., проживающая в [скрыто], обратилась в суд с заявлением об оспаривании пунктов 2.8 и 3 Порядка, ссылаясь на то, что она 17 января 2013 года обратилась в администрацию Новгородского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. Однако в предоставлении земельного участка ей было отказано на основании пункта 2.8 Порядка, в соответствии с которым земельные участки предоставляются в границах муниципального образования (сельского (городского) поселения, городского округа), на территории которого проживают граждане.
По мнению заявительницы, пункт 2.8 Порядка противоречит статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 4 статье 3 Федерального «О личном подсобном хозяйстве» и нарушает ее права на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства за пределами муниципального образования, в котором она проживает.
Кроме того Осипова Н.В. считает, что положения пункта 3 Порядка о возложении на заявителей обязанности по представлению дополнительных, не предусмотренных федеральным законодательством документов (копии паспорта, справки с места жительства, копии справки об инвалидности), противоречат постановлению Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», что налагает на неё необоснованное денежное обременение.
Решением Новгородского областного суда от 6 мая 2013 года заявление Осиповой Н.В. удовлетворено частично, признаны недействующими с момента вступления решения суда в законную силу подпункты 3.2.1, 3.2.4 пункта 3 Порядка, а также подпункт 3.2.3 в части возложения на граждан обязанности представления копии документа, подтверждающего принадлежность заявителя к категории граждан, имеющих внеочередное или первоочередное право на получение земельных участков. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе правительства Новгородской области ставится вопрос об отмене решения суда в части признания недействующими подпунктов 3.2.1 и 3.2.4 пункта 3 Порядка.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда в оспариваемой части.
Пунктами «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что социальная защита, включая социальное обеспечение, а также земельное законодательство находятся в совместном
ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Статьей 10 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесены разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии со статьей 17 которого инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно пункту 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901 инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Из системного анализа приведенных нормативных предписаний следует, что на федеральном уровне инвалидам предоставлено право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, который выделяется субъектом Российской Федерации.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий администрацией Новгородской области издано постановление, отдельные положения которого оспариваются Осиповой Н.В.
Разрешая заявленные требования о признании недействующими подпунктов 3.2.1 и 3.2.4 пункта 3 Порядка, суд, руководствуясь
приведенными нормами законодательства, пришел к правильному выводу об их удовлетворении. При этом обоснованно исходил из того, что право инвалидов на обеспечение в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства является непосредственно действующим. Иных требований к составу документов, необходимых для реализации инвалидами права на получение земельных участков, кроме тех, которые обозначены в указанном выше акте Правительства Российской Федерации, федеральное законодательство не содержит.
Таким образом, суд правомерно посчитал, что установление региональным законодательством перечня иных документов, которые необходимо представить инвалидам, имеющим право на обеспечение в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, является возложением на них дополнительных обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством, и фактически ставит получение названной меры социальной защиты в зависимость от исполнения гражданами этих обязанностей.
Передача Российской Федерацией своих полномочий по выплате названных мер социальной поддержки субъектам Российской Федерации не свидетельствует о правомерности установления иных, чем предусмотрено федеральным законодательством, условий их предоставления.
Кроме того Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 ноября 2010 г. № 1031н утверждена форма справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, которая предусматривает, в том числе указание фамилии, имени, отчества гражданина, места его жительства, при отсутствии места жительства — места его пребывания, фактического проживания на территории Российской Федерации, т.е. весь перечень необходимой информации о гражданине, необходимой для предоставления ему соответствующих льгот.
В этой связи ссылка в апелляционной жалобе на то, что признание недействующими подпунктов 3.2.1 и 3.2.4 пункта 3 Порядка препятствуют реализации положений пункта 2.8 Порядка представляется несостоятельной.
При таких обстоятельствах, учитывая, что решение суда как в части отказа в удовлетворении заявления Осиповой Н.В., так и в части признания недействующим подпункта 3.2.3 пункта 3 Порядка лицами, участвующими в деле, не обжалуется, Судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным.
Иных доводов, по которым такое решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Новгородского областного суда от 6 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу правительства Новгородской области -без удовлетворения.
Источник: zakon.ru