Добрый день. Есть участок для ИЖС. Построили на нем теннисный корт для личного пользования. Сейчас хотим оказывать услуги в области физической культуры и спорта, тренировать детей. Для чего решили оформить патент.
Можно ли осуществлять такую деятельность?
Отвечу с точки зрения земельного права.
Нет, не можете вести такую деятельность, так как это будет нарушением вида разрешенного использования земельного участка, за которое возможно привлечение Вас к административной ответственности.
Как вариант менять ВРИ на отдых (5.0)
Как вариант, получить разрешение на условно-разрешенный вид использования земельного участка.
Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ
Статья 37. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства
1. Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:«Порядок предоставления земельных участков многодетным семьям для жилищного строительства»
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
3. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. 4. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
5. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
6. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
7. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения.
Анонс вебинара «Предоставление земельных участков для строительства. Практика разрешения споров»
Индивидуальное жилищное строительство согласно Приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 представляет собой размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений.
Следует рассмотреть вопрос изменения вида разращенного использования на осуществление рекреационной деятельности (в том числе организация мест отдыха).
Рекомендую обратится в местную администрацию с запросом сведений об отнесение территории земельного участка к той или иной территориальной зоне. В запросе укажите необходимость предоставить информацию о видах разрешенного использования на данной территориальной зоне.
Вам следует сменить назначение земельного участка с ИЖС на «для спорта» или похожие ВРИ.
Для этого вы можете разделить участок на два один оставаить под ИЖС а второй изменить под размещение корта.В случае, если вы не смените ВРИ участка — вас могут оштрафовать органы госземконтроля за неправомерное пользование зу в порядке КоАП РФ, Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Жанна ничего сложного в изменении назначения участка нет. обратитесь в муниципалитет за предоставлением выписки из правил застройки и землепользования в отношении вашего участка. там будут указаны минимальные размеры участков и допустимые виды использования участка. Оттуда выберете какой наиболее подходит вашему участку — и обращайтесь к кадастровым инженерам за изготовлением межевого плана участков.
Согласно ст. 22 Закона о регистрации недвижимости устанавливаются следующие требования к межевому плану:
Статья 22. Требования к межевому плану
1.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе
кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого
государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном
участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в
Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об
образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или
частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый
государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или
земельных участках.(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В межевом плане указываются:
1)
сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в
случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается
подготовка документов для представления в орган регистрации прав
заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или
земельных участков;2)
сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения
кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка
документов для представления в орган регистрации прав заявления о
государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;3)
новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр
недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в
случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается
подготовка документов для представления в орган регистрации прав
заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или
земельных участков.3.
В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение
границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой
план должен содержать сведения о проведении такого согласования.4. Утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Межевой план состоит из графической и текстовой частей.
6.
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения
кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого
государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном
участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного
участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного
участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым
или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных
участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в
Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке
или земельных участках, включая сведения об использованной при
подготовке межевого плана геодезической основе, в том числе о пунктах
государственных геодезических сетей или опорных межевых сетей, а также в
установленном частью 3
настоящей статьи случае сведения о согласовании местоположения границ
земельных участков в форме акта согласования местоположения таких
границ.8.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством
определения координат характерных точек таких границ, то есть точек
изменения описания границ земельного участка и деления их на части.9.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в
соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является
площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного
участка на горизонтальную плоскость.10.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется
исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на
земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из
сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ
земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах
сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение
определяется в соответствии с утвержденным в установленном
законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом
межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания
территории сведений о таком земельном участке его границами являются
границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные
с использованием природных объектов или объектов искусственного
происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного
участка.11.
Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального
образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в
Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении
местоположения границ такого муниципального образования в документе, на
основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр
недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать
границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена
воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в
определении местоположения границ такого населенного пункта в документе,
на основании которого вносились сведения в Единый государственный
реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны
пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за
исключением случая образования земельного участка для проведения работ
по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных
ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а
также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов или
случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре
недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной
зоны. При этом под пересечением границ земельного участка с границами
муниципальных образований, населенных пунктов, территориальной зоны,
лесничеств, лесопарков понимается:1)
наличие общей точки или точек границ земельного участка и границ
муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны,
лесничества, лесопарка, которые образованы в результате расположения
одной или нескольких характерных точек границ земельного участка за
пределами диапазона средней квадратической погрешности определения
характерных точек границ муниципального образования, населенного пункта,
территориальной зоны, лесничества, лесопарка;2)
расположение хотя бы одного из контуров границ многоконтурного
земельного участка за границами соответствующих муниципального
образования и (или) населенного пункта или территориальной зоны.12.
Межевой план подготавливается в форме электронного документа и
подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью
кадастрового инженера, подготовившего такой план. Межевой план, если это
предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме
документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью
подготовившего такой план кадастрового инженера, для передачи его
заказчику по договору подряда.13. Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования
к точности и методам определения координат характерных точек границ
земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового
регулирования.
Источник: pravoved.ru
Земельные участки от государства и муниципалитета для граждан и юридических лиц – в аренду или собственность для победителей аукционов
1. Получение государственной или муниципальной земли – не сказка
Земля была и остаётся основой человеческой жизнедеятельности. Для строительства жилого комплекса, садового дома, автотрассы, любого производства, магазина, детского сада, школы, спортивного комплекса, больницы, крестьянской фермы, логистического центра, базы отдыха нужен земельный участок. Без него невозможно заниматься задачами, не связанными со строительством, – пчеловодством, сенокошением, выращиванием овощей, с/х культур, выпасом скота и т.д.
Участки покупаются или берутся в аренду на вторичном рынке. Дорого–сердито, но, всё-таки, приемлемо. Это распространённый и привычный способ «приземления».
Другой путь, ведущий к достижению цели, – получение государственной или муниципальной земли. Вариантов превращения претендента в правообладателя земельного участка при этом несколько:
- участие в аукционе по продаже участков с победным результатом (статья 39.12 ЗК РФ)
- участие в аукционе на предоставление права аренды и статус победителя в нём (статья 39.12 ЗК РФ)
- подбор участка в самостоятельном порядке, образование участка по согласованию с властями, инициирование аукциона по продаже или по предоставлению права аренды при условии лидерства на аукционных торгах (пункт 4 статьи 39.11 ЗК РФ)
Изучить порядок предоставления участков от государства и муниципалитета – дело полезное. Может пригодиться.
2. Качество государственных и муниципальных участков
Земельные наделы, подготовленные властями для аукционов, имеют различное функциональное и целевое назначение. Оно предполагает использование участков в интересах будущих владельцев:
- ИЖС
- ЛПХ в границах населённого пункта
- садоводство
- осуществление деятельности КФХ
- сельскохозяйственное производство
- размещение нестационарных торговых объектов
- комплексное освоение территории
- строительство, реконструкция существующих объектов в целях их приспособления для современного использования
- т.д.
За счёт администраций по всем участкам проводится большой объём работ:
- подбираются территории, соответствующие целевому использованию, максимально приближенные к сетям инженерных коммуникаций
- проводятся кадастровые работы
- выполняется формирование участков или подготовка документов, необходимых для дальнейшей постановки участков на государственный кадастровый учёт
- решаются вопросы об инженерно-техническом обеспечении земельных наделов
Результаты работ свидетельствуют о реальной подготовленности участков к эксплуатации – все они:
- свободны от притязаний третьих лиц
- обеспечены схемой расположения:
- в случае образования ЗУ или отсутствия проекта межевания территории
- для случая образования ЗУ в соответствии с проектом межевания территории или схемой расположения участка
- за исключением случаев образования ЗУ из земель или из участка, государственная собственность на которые не разграничена
- за исключением случаев:
- ВРИ ЗУ не предусматривает возможность строительства зданий, сооружений
- проводится аукцион на право заключения договора аренды ЗУ для комплексного освоения территории
По мере подготовки участков принимаются решения о проведении торгов.
3. Извещения об аукционе
Стандартная форма проведения аукциона – электронная.
Торги в электронной форме не проводятся в случаях, если ЗУ предоставляется:
- гражданам:
- для индивидуального жилищного строительства (ИЖС)
- для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ)
- для садоводства
- для осуществления КФХ его деятельности
- для сельскохозяйственного производства
Условия аукциона, порядок и условия заключения договора аренды (договора купли-продажи) земельного участка с участником – предмет публичной оферты (статья 435 ГК РФ).
Организатор торгов готовит и утверждает документацию об аукционе, адресованную всем лицам, заинтересованным в приобретении ЗУ.
Извещение о проведении торгов появляется не менее, чем за 30 до дня проведения торгов:
- оно публикуется на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов: www.torgi.gov.ru
- доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы
- на сайте администрации
- в СМИ, в которых официально публикуются правовые акты администрации
Извещения о проведении аукциона по продаже земельных участков и прав на заключение договоров аренды ЗУ содержит:
- сведения:
- об организаторе аукциона
- об уполномоченном органе
Предмет аукциона – право на заключение договора аренды (или договора купли/продажи) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Торги ведутся отдельно по каждому участку. Объединение в один лот аукциона двух или нескольких ЗУ не допускается. Победителем торгов становится участник, предложивший наибольшую цену участка.
4. Участники аукционных торгов
Участниками аукциона на получение права аренды ЗУ могут быть подавшие заявки на участие в торгах:
- граждане
- юридические лица
- предприниматели
- иностранные юридические лица
- лица без гражданства
Существуют ограничения по категориям участников торгов. Они связаны с целями использования участков (пункт 10 статьи 39.11 ЗК РФ):
- на ЗУ, предоставляемые гражданам для ИЖС, ЛПХ, садоводства, вправе рассчитывать только физические лица
- на ЗУ для осуществления деятельности КФХ могут претендовать только граждане (физические лица) и крестьянско-фермерские хозяйства
- на ЗУ для комплексного освоения территории (КОТ) – только юридические лица
- на ЗУ из перечней государственного и муниципального имущества – субъекты малого и среднего предпринимательства:
- хозяйственные общества
- хозяйственные товарищества
- хозяйственные партнерства
- производственные кооперативы
- потребительские кооперативы
- крестьянские (фермерские) хозяйства
- индивидуальные предприниматели
5. Аукцион по продаже участков или на предоставление права аренды
Аукционы проводятся в форме торгов – в соответствии со статьями 39.11 и 39.12 ЗК РФ.
Участки разного назначения, относящиеся к государственной или муниципальной собственности, предоставляются по итогам аукционов:
- на арендных условиях:
- по результатам аукциона на право заключения договора аренды ЗУ, инициированного государством или муниципалитетом, на котором проводятся торги по участкам, подготовленным самими властями
- по результатам аукциона на право заключения договора аренды ЗУ, инициированного будущим участником торгов, который подобрал участок в самостоятельном порядке
- по итогам торгов по продаже ЗУ, организованных администрацией
- с заключением договора купли/продажи ЗУ
6. Заявки на участие в аукционе
«Билетом» для участия в торгах является заявка претендента (заявителя) на получение права аренды участка:
- заявитель – претендент на заключение договора аренды (договора купли/продажи), подавший заявку на участие в аукционе:
- любое юридическое лицо – независимо от формы собственности, организационно-правовой формы, места нахождения, а также места происхождения капитала
- любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель
- заявка на участие в аукционе включает полный комплект документов
- составляется на русском языке и заполняется по всем пунктам:
- документы от иностранных юридических и физических лиц, должны быть легализованы или удостоверены апостилем, иметь нотариально заверенный перевод на русский язык (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации)
- сшиваются в единую книгу со сквозной нумерацией листов
- заверяются на прошивке оригиналами подписи руководителя заявителя (для юридических лиц) с указанием должности и расшифровкой Ф.И.О. или оригиналом подписи заявителя (для физических лиц и индивидуальных предпринимателей) с указанием Ф.И.О.
- скрепляются печатью (опечатаны) на обороте (для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (в случае наличия) с указанием количества листов
Каждый претендент вправе подать только 1 заявку. В случае установления факта подачи им 2 и более заявок в отношении одного и того же лота при условии, что ранее поданные заявки не отозваны, заявитель теряет право участвовать в аукционе. Все заявки лоту возвращаются ему без рассмотрения.
Установленная форма заявки указывается в каждом извещении о проведении ауециона по продаже земельных участков и прав на заключение договоров аренды ЗУ.
7. Задаток
В счёт обеспечения оплаты приобретаемого на аукционе имущества заявитель должен внести задаток. Он вносится:
- единым платежом
- в срок, указанный в извещении, но не позднее даты рассмотрения заявок
- в форме безналичного расчёта исключительно в рублях Российской Федерации
- на расчётный счет организатора аукциона по зачислению задатков по банковским реквизитам, указанным в извещении:
- в платёжном документе в графе «Назначение платежа»» необходимо указать: «Задаток на участие в открытом аукционе на право заключения договора аренды (договора купли-продажи) земельного участка по местоположению: __»
- сокращения названий при оформлении платёжного поручения (квитанции) об оплате задатка не допускаются
- заявителю-плательщику необходимо указывать свой ИНН в соответствующей графе платёжного поручения (квитанции)
- реквизиты банка заявителя, указанные в заявке, должны соответствовать реквизитам, указанным в платёжном документе (квитанции) о перечислении задатка
- внесение суммы задатка третьими лицами не допускается
Приём документов на участие в аукционе прекращается за 5 дней до дня проведения торгов.
При изменении решения об участии в торгах заявку можно отозвать, уведомив об этом в письменной форме организатора аукциона. Сделать отзыв нужно до окончания срока приёма документов.
Внесённые в качестве задатка денежные средства будут возвращены в течение 3 дней со дня получения извещения об отзыве.
В случае отзыва заявки позднее дня окончания срока их приёма задаток возвращается в порядке, установленном для участников аукциона (обычно в течение 3 рабочих дней со дня подписания протокола о результатах аукциона).
В такой же срок выполняется возврат задатка:
- лицам, не допущенным к участию в аукционе
- лицам, участвовавшим в аукционе, но не ставшими победителями
8. Документы для участия в торгах
Для участия в аукционе заявители представляют следующие документы (в срок, установленный в извещении о проведении торгов):
- заявка на участие:
- по форме, установленной в извещении о проведении аукциона
- с указанием кадастрового номера земельного участка и цели его использования
- с указанием банковских реквизитов счёта (для возврата задатка)
- копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан)
- сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИИП о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, являющихся заявителями на участие в торгах, ими не предоставляются:
- запрос сведений выполняет организатор аукциона – в порядке межведомственного электронного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, регистрирующем юридические лица и физические лица в качестве ИП
- сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства:
- если заявителем является субъект малого и среднего предпринимательства, претендующий на право заключения договора аренды ЗУ, включённого в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества
- документы о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства, с переводом на русский язык, заверенные надлежащим образом:
- если заявителем является иностранное юридическое лицо
- документы, подтверждающие внесение задатка:
- заключённое соглашение о задатке
Ответственность за достоверность представленной информации и документов несет заявитель. Статус участника он приобретает с момента оформления организатором аукциона протокола рассмотрения заявок.
9. Отказ заявителю на участие в аукционе
Заявка на участие в аукционе может быть отклонена, а заявитель не будет допущен к торгам в следующих случаях:
- не предоставлены документы, необходимые для участия в торгах
- представлены недостоверные сведения
- не поступил задаток на дату рассмотрения заявок
- заявка подана лицом, не имеющим права быть:
- участником конкретного аукциона
- покупателем земельного участка
- приобретателем ЗУ в аренду
- выявлено, что в реестре недобросовестных участников аукциона числятся:
- заявитель, являющийся юридическим лицом
- учредители (участники) и члены коллегиальных исполнительных органов заявителя
- лица, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя
Заявителям, признанным участниками, и заявителям, не допущенным к участию в торгах, организатор аукциона направляет уведомления о принятых в отношении них решениях не позднее дня, следующего после дня подписания протокола рассмотрения заявок.
10. Результаты аукциона
Результаты аукциона оформляются протоколом, который готовит его организатор аукциона.
Протокол составляется в 2 экземплярах:
- один передается победителю
- второй остаётся у организатора аукциона
Протокол размещается на официальном сайте Российской Федерации для www.torgi.gov.ru, а также в СМИ, в которых официально публикуются правовые акты администрации.
Организатор аукциона направляет победителю или единственному участнику экземпляры подписанного проекта договора аренды (договора купли-продажи) земельного участка в течение 10 дней со дня составления протокола.
11. Заключение договора аренды (договора купли-продажи) земельного участка по итогам проведения аукциона
Договоры заключаются не ранее чем через 10 дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов: www.torgi.gov.ru.
Договор купли/продажи ЗУ
- договор заключается по цене предложенной победителем аукциона
- по начальной цене предмета аукциона – в случае заключения договора с единственным участником торгов
Договор аренды ЗУ
Размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды ЗУ определяется в размере, предложенном победителем.
В случае заключения договора с единственным его участником, принявшим участие в аукционе, плата устанавливается в размере, равном начальной цене предмета аукциона.
За первый год аренды земельного участка он обязан в течение 3 рабочих дней после даты проведения аукциона до подписания договора аренды земельного участка:
- перечислить 100% суммы за вычетом суммы внесённого задатка
- представить организатору аукциона платёжный документ для подтверждения оплаты
В последующие периоды аренды ЗУ арендная плата вносится по графику платежей, установленному договором аренды ЗУ.
Уклонение победителя от подписания договора
Если договор аренды (договор купли-продажи) ЗУ, направленный победителю, не был подписан им и представлен организатору аукциона в течение 30 дней, то организатор аукциона должен:
- предложить заключить договор участнику, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона
- указать цену договора, предложенную победителем
В случае, если в течение 30 дней со дня направления участнику, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, проекта договора аренды (договора купли-продажи) ЗУ этот участник не представил организатору аукциона подписанный им договор, то организатор аукциона вправе:
- объявить о проведении повторного аукциона
- распорядиться участком иным образом (в соответствии с ЗК РФ)
Задатки, внесённые победителем/единственным участником, не заключившим в установленном порядке договор аренды (договор купли/продажи) земельного участка вследствие уклонения от заключения договора, не возвращаются.
Сведения о победителе, уклонившемся от заключения договора аренды (договора купли-продажи) ЗУ, являющегося предметом аукциона, включаются в реестр недобросовестных участников аукциона.
12. Аукцион, образование ЗУ для его продажи или предоставления в аренду через торги по инициативе гражданина или юридического лица
Законодательство разрешает гражданам и юридическим лицам, заинтересованных в предоставлении государственных или муниципальных земельных участков:
- заниматься образованием ЗУ для их продажи или предоставления в аренду путём проведения аукциона
- быть инициаторами аукциона
В этом случае образование ЗУ и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
- претендент на получение ЗУ выполняет подготовку схемы расположения земельного участка:
- если ЗУ предстоит образовать
- если не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование участка
- примечание:
- подготовка схемы расположения ЗУ не допускается в случае его образования из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов РФ – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населённых пунктов
- претендент обращается в уполномоченный орган администрации с заявлением об утверждении схемы расположения ЗУ с указанием в нём цели использования участка
- уполномоченный орган:
- выполняет проверку оснований для поданного заявления
- в срок не более 2 месяцев со дня поступления заявления направляет заявителю решение:
- или об утверждении схемы расположения ЗУ с её приложением
- или об отказе в утверждении схемы расположения ЗУ с изложением оснований для такого решения
В процессе проверки поступивших от заявителя материалов уполномоченный орган вправе приостановить рассмотрение поступившего заявления по следующим причинам:
- на момент поступления заявления об утверждении схемы расположения ЗУ на рассмотрении уже находится схема расположения земельного участка, представленная ранее другим лицом
- местоположение участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает
Решение о приостановке направляется заявителю. Возобновление рассмотрения заявления будет возможным в случае отказа в утверждении схемы расположения ЗУ, ранее направленной другим заявителем.
В случае получения решения об утверждении схемы расположения ЗУ далее претенденту предстоит:
- выполнить кадастровые работы – в целях образования участка:
- или в соответствии с утверждённым проектом межевания территории
- или в соответствии с утвержденной схемой расположения ЗУ
- провести государственный кадастровый учёт ЗУ
- провести государственную регистрацию права государственной или муниципальной собственности (не своего права):
- за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена
Следующий шаг претендента – обращение в администрацию (в её уполномоченный орган) с заявлением о проведении аукциона с указанием:
- кадастрового номера образованного ЗУ
- цели использования участка
Дальнейшие действия уполномоченного органа:
- обращение с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной
- за исключением случаев
- ЗУ образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев
- земельный участок не может быть предметом аукциона
- получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения,
- если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона
- проверка наличия или отсутствия оснований для отказа, при которых участок не может быть предметом аукциона (пункт 8 статьи 39.11 ЗК РФ):
- принятие в срок не более 2 месяцев со дня поступления заявления
- решения о проведении аукциона
- или решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из оснований для отказа
При положительном решении претендент на получение участка становится участником аукционных торгов и вступает «в гонку за лидерство».
Источник: www.zemvopros.ru
Предоставление под строительство.
Действующее законодательство предусматривает 2 способа предоставления ЗУ под строительство:
Без предварительного согласования места размещения объекта (торги). На торги предоставляется либо сформированный ЗУ, либо право на заключение договора аренды (безвозмездное срочное пользование в исключительных случаях).
С предварительным согласованием места размещения объекта. Вместо процедуры торгов производится процедура выбора ЗУ. Таким образом, в собственность не предоставляют, а заключают по результатам договор аренды. Ст. 30-32 ЗК регулируют соответствующие отношения.
В СПб этот порядок регулируется Постановлением Правительства от 30 декабря 2010 г. № 18/13. В идеале мы должны прийти к ситуации, когда будут только торги, но для этого необходимо, чтобы в каждом МО были приняты ПЗЗ, а это требует средств.
Предоставление через торги.
Процедура получения ЗУ с согласованием официально бесплатна.
Торги в обязательством случае проводятся:
П. 11 ст. 30 ЗК: при размещении объекта в городском или сельском поселении 4 в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий). Совершенно не ясно, что такое «градостроительная документация о застройке»?
Это термин из старого Градостроительного Кодекса, теперь ему соответствует понятие документации по планировке территории. Документация по планировке территории включает 1) проект планировки, 2) проект межевания и 3) градостроительный план ЗУ. Проект планировки и проект межевания выполняется на элемент планировочной структуры (квартал, микрорайон). Это очень дорого.
До 23 марта 2011 года документация по планировке должна была быть подготовлена только ОИВ / органами МСУ или за счёт госзаказа. То есть вы хотите получить ЗУ, а вам муниципалы говорили- «разработайте проект планировки, тогда дадим». Это было незаконно.
С 23 марта 2011 года вся документация по планировке может быть подготовлена за счет частных средств (Ст. 45 ГСК). Это порождает ситуацию, когда на ЗУ претендует несколько лиц, им обоим поручают разработку документации, а потом выставляют на торги. Выходит, что один из ребят в пролёте. Это порочная практика Санкт-Петербурга. Отказываешься разрабатывать- находят повод отказать.
В целом же обязанности разрабатывать документацию по планировке на заявителе не лежит. При этом правила о том, что в случае разработки документации по планировке в процессе выбора, запускается процедура торгов, в законе так же не содержится.
Документация по планировке территории- её наличие свидетельствует о то, что ЗУ может быть предоставлен только с торгов.
Проектно-сметная документация- документация по объекту, под который берётся ЗУ. Сейчас, по ГсК разрабатывать её имеет право лицо, которое имеет права на ЗУ (то есть она должна составляться только после принятия решения о предоставлении).
При предоставлении под жилищное строительства из публичных земель (ст. 30.1 ЗК). Это требование обязательно только, когда под жилищное строительство предоставляется ЗУ из публичных земель. Если же вам так повезло, что у вас есть ЗУ в собственности, тогда можете на своём ЗУ строить без торгов.
Комплексное освоение земель в целях жилищного строительства (ст. 30.2 ЗК).
ЗУ сформирован, но не закреплён за гражданином или юридическим лицом (п. 6 ст. 30 ЗК). Это ситуация, когда государство выступает вторичным собственником.
Коллизия:
В соответствии с п. 2 ст. 30 ЗК: в собственность ЗУ предоставляется только через торги. Если на торги выставляется право аренды и торги признаются несостоявшимися по причине подачи одной заявки, то договор аренды заключается на заявленных основаниях с единственным претендентом.
В п. 27 ст. 38.1 ЗК указано, что если торги под жилищное строительство признаны несостоявшимися по причине подачи одной заявки, с единственным претендентом обязаны заключить договор купли-продажи или договор аренды на объявленных условиях. Получается, что и в собственность можно получить в обход торгов.
ОТВЕТ: Ст. 38.1 конечно специальная, но практика против.
Ст. 38 ЗК: если на торги выставляется право на заключение договора аренды, то победителем признаётся лицо, предложившее наибольший разовый платёж за право заключить договор. В 2002 году в Постановлении правительства № 10-53 было сказано, что победителем торгов является лицо, предложившее наибольшую арендную плату. Это противоречит ЗК.
Впоследствии, Постановление Правительства 2009 года указало, что размер арендной платы определяется по результатам торгов. Практика не спорит с Правительством.
В случае проведения торгов ДКП или ДА заключается после подписания протокола о результатах торгов. Соответственно, если лицо подписавшее протокол о результатах торгов уклоняется от заключения договора, то его можно понудить к заключению договор в соответствии с ГК. А вот если одна из сторон уклоняется от подписания протокола, то понудить её подписать протокол невозможно. Здесь будет применяться обеспечительная сила задатка. Организатор торгов, в случае уклонения будет уплачивать двойной задаток.
Цепочка предоставления ЗУ с предварительным согласованием.
Заявление — выбор – решение о предварительном согласовании места размещения объекта- решение о предоставлении ЗУ – договор аренды ЗУ.
Этап № 1. Заявление. По общему правилу, оформить акт выбора должен орган МСУ, на территории которого расположен ЗУ. Значит, по общему правилу заявление подаём в ОМСУ, так как он будет оформлять акт выбора. Потом надо взять выписку из реестра о том, кто уполномочен на распоряжение ЗУ, чтобы не попасть впросак.
Если там никто не зарегистрирован, то МСУ, как орган, уполномоченный на распоряжение участком, будет принимать решение о предварительном согласовании места размещения объекта. Если кто-то зарегистрировал, то муниципалы оформят акт выбора, а дальше этим будут заниматься ОИВ публичного субъекта, которому принадлежит участок. В СПб: заявление подаётся в Комитет по строительству, а он подаёт его в Управление инвестиций.
По постановлению 18/ 13 препятствием для принятия заявления является 1) наличие документации по планировке территории, так как нужно тогда проводить торги. Второй случай- 2) если мы испрашиваем такое назначение объекта, которое не соответствует виду разрешённого использования. Отказать на том основании, что ЗУ находится на праве собственности у третьих лиц нельзя.
ВАЖНО: До оформления акта выбора КЗР (или иной ОМСУ) должен подготовить схему расположения ЗУ на кадастровом плане территории.
До октября 2008 года, чтобы получить ЗУ, нужно было в органах градостроительства и архитектуры получить проект границ ЗУ, после чего на основании проекта принималось решение о предоставлении ЗУ. После этого ЗУ ставился на кадастровый учет, а потом заключался договор.
С октября 2008 года ситуация изменилась: теперь органы градостроительства и архитектуры передали это всё КЗР (или аналогичным органам МСУ). Чтобы получить ЗУ, нужно обратиться в КЗР и заказать схему расположения ЗУ на кадастровом плане территории. После получения схемы, ЗУ надо поставить на кадастровый учёт, получить кадастровый паспорт и идти в КУГИ за решением о предоставлении. То есть ты ещё не знаешь, получишь ли ты ЗУ, а уже должен поставить его на государственный кадастровый учет, но это происходит на более позднем этапе.
Этап. № 2. Выбор. До акта выбора, проводится обязательно информирование населения.
На этой же стадии МСУ может предложить вам разработать проект планировки (см. выше). Проект планировки должен быть разработан в любом случае до момента постановки участка на КУ. Наряду с подачей заявления о предоставлении ЗУ нужно подать заявление о составлении проекта планировки в КГА. Такое применяется на практике в СПб.
До 2009 года если с 1 инвестором появлялся ещё одни претендент, то выбор претендента осуществлялся самим МСУ (а в СПб применялась процедура экспертизы инвестиционного предложения). Начиная с 2009 года судебная практика пошла по тому пути, что если есть несколько претендентов, то необходимо проводить торги (в СПб по закону № 282-43 , при наличии нескольких претендентов орган исполнительной власти обязан сам сформировать ЗУ и выставить его на торги). Тут ещё один момент: другие претенденты могут появиться только до принятия решения о предварительном согласовании расположения ЗУ.
Оформление непосредственно акта выбора. Его оформляет в СПб управление инвестиций, которое наводит все справки, и решает можно ли на указанном вами участке располагать строение. У нас теперь оформление акта выбора- это государственная услуга, оказываемая Комитетом по строительству при обеспечении Управления инвестиций. Это в Питере.
В большинстве регионов процесс оформления акта выбора никак не регламентирован, кроме ст. 31 ЗК. Согласно ЗК услуга оформления акта выбора бесплатна. Муниципалы должны оформить акт выбора за зарплату.
Но в большинстве случаев ОМСУ так не читают в связи с чем создают муниципальные учреждения или МУПы, с которыми инвестор заключает договор на сбор согласований и оформление акта выбора. Срок у нас нигде не урегулирован. Если инвестор отказывается заключать, тогда МСУ берёт и говорит, что мол нам надо подождать поступления средств и ждёт до второго пришествия.
Судебная практика здесь не устоялась. Некоторые применяют по аналогии закона ФЗ «о порядке рассмотрения обращений граждан…», а некоторые прямо отказываются применять этот ФЗ. Жаркова: если в МО порядок оформления акта выбора не регламентирован, то в связи с отсутствием указания на срок оформления акта выбора в ЗК, по аналогии закона может быть применён закон о порядке рассмотрения обращений граждан РФ (то есть 30 дней).
Акт выбора заканчивается получением акта- огромной бумаги, на которой зафиксированы согласования со всеми необходимыми органами (около 17).
ВАЖНО: акт выбора со смежными землепользователями не согласовывается. С ними будем разбираться, когда будем ставить участок на кадастровый учёт. МСУ не имеют права требовать согласования с соседями. Акт выбора согласуется только с публичными структурами.
!Акт выбора, как и заявление о предоставлении, может быть оформлен, как в отношении пустого ЗУ, так и занятого третьими лицами ЗУ!
В СПб по Постановлению 18/13 отказать в оформлении акта выбора можно в двух случаях:
если на испрашиваемой территории находятся ЗУ, на которых с КУГИ заключен договор аренды на срок более, чем 5 лет, и нет оснований для его расторжения.
если на испрашиваемой территории находятся объекты недвижимости не в собственности Петербурга.
Этап 3. Принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта. После оформления акта выбора принимается решение о предварительном согласовании места размещения объекта. Это решение действует 3 года. За эти 3 года инвестор должен поставить ЗУ на кадастровый учёт. Если участок пустой- это просто.
Если участок занят третьими правообладателями, то возникает проблема, так как чтобы провести межевые работы надо как-то на участок попасть. Нужно смотреть, есть ли основания для изъятия для публичных нужд (ст. 49 ЗК РФ). Если таких оснований нет, то инвестор вступает с правообладателями в договорные отношения, чтобы получить права на участок (аренда/ сервитут). Участок к моменту вынесения решения о предоставлении должен быть пуст.
До мая 2007 года конструкция 31 ст. ЗК позволяла продлить этот трёхгодичный срок, но в мае 2007 года были внесены изменения и нынешняя конструкции трактуется ВАС так, что это строк продлён быть не может. Если 3 годичный срок истёк- надо начинать всю процедуру заново.
Этап 4. Решение о предоставлении. Приступить к разработке градостроительной документации может только имеющее право на участок лицо => до договора аренды этого делать нельзя. Но на практике к разработке ее приступают еще до подачи заявки. Решение о предоставлении ЗУ с. 1 октября 2011 года с Роспотребнадзором не согласуется.
С 2004 года ВАС занимал позицию, согласно которой порядок предоставления ЗУ под строительство в ст. 30 ЗК применяется и в тех случаях, когда ЗУ ранее был предоставлен тому же лицу для строительства иного объекта (получили участок для школы, а теперь хотим больницу). В таком случае необходимо проходить всю процедуру предоставления с самого начала.
Это не правильно: если новый вид деятельности входит в вид разрешенного использования по ПЗЗ- меняем в заявительном порядке. Если хотим такой вид, которого нет в ПЗЗ- меняем ПЗЗ. Новое разрешение получать не надо.
При этом ФАС разъяснял, что если получили участок с торгов, то самостоятельно уже менять разрешенное использование нельзя. Это будет нарушением антимонопольного законодательства.
До 2010 ВАС имел аналогичное мнение в отношении тех ЗУ, которые предоставлены в аренду под эксплуатацию объекта недвижимости в порядке ст. 36 ЗК. Если объект получен в собственность => можно строить все, что угодно в пределах ГСК. А если участок в аренде и даже есть разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию, ФРС отказывалась регистрировать права на вновь созданный объект недвижимости, так как нарушен порядок предоставления по ст. 30.
16 февраля 2010 Президиум ВАС № 14434 9: ст. 30 ЗК регулирует порядок предоставления ЗУ для строительства из земель в публичной собственности => он не предусматривает ситуации, когда строительство нового объекта осуществляется на участке, уже предоставленном данному лицу в порядке ст. 36.
Тут же уместно вспомнить про ст. 9 ГСК.
Комплексное освоение в целях жилищного строительства (ст. 30.2)
В 2005 году был введён институт комплексного освоения в целях жилищного строительства. Обычно это очень большие пустующие ЗУ. Порядок предоставления- только на аукционе. На аукцион выставляется право на заключение договора аренды.
Договор обычно заключается на 7 лет:
1 стадия. Разработка документации по планировке.
2 стадия. Самое дорогостоящее здесь- строительство объектов инженерной инфраструктуры.
3 стадия. Государственный кадастровый учёт ЗУ, необходимых для строительства конкретных объектов недвижимости. То есть в рамках распланированной территории формируются конкретные ЗУ, а то, что останется- это будет изменённый ЗУ (см. в самом начале). В отношении данных ЗУ инвестор имеет преимущественное право на заключение договора аренды или приобретение в собственность.
4 стадия. Строительство объектов.
Арендатор обязан соблюдать 3 основных срока
А) подготовка проекта планировки территории
Б) строительство объектов инженерной инфраструктуры
В) жилищного и иного строительства.
Арендные права могут быть переданы третьему лицу при этом на него переходят и обязанности по соответствующему договору.
Договор о развитии застроенной территории (ст. 46.2 и 46.1 ГСК)
Ещё один институт: договор о развитии застроенной территории. Институт введён с 1 января 2007 года (ФЗ № 232 от 18 декабря 2006 года). В США такой институт очень развит и называется «реновация территории». Смысл этого института: берётся территория в выгодном местом расположения, со сложившейся инфраструктурой, предоставляется инвестору. Он там всё сносит и строит, что захочет.
Необходимо соблюдение 2 требований:
— орган МСУ (правительство СПб в СПб) должны принять решение о развитии застроенной территории (это требование Градостроительного кодекса);
— отсутствие со стороны собственников ЖП, расположенных на этой территории, надлежаще поданных документов на снос или реконструкцию аварийного жилья (требование ЖК).
Решение о развитии застроенной территории принимается ОИВ МСУ (в СПб это Правительство СПб). Это возможно только там, где есть градостроительные регламенты, а значит необходимо принятие ПЗЗ. Территория на кадастровый учёт не ставится.
Требования к территории:
На территории должны находиться:
1) многоквартирные дома, признанные аварийными,
2) многоквартирные дома, снос которых предусмотрен адресными программами,
3) иные объекты капитального строительства, вид разрешённого использования которых и параметры которых, не соответствует градостроительному регламенту.
Решение о развитии не может быть принято в отношении территорий, где нет многоквартирных домов, так как её смысл в расселении ветхого жилья.
После принятия решения о развитии застроенной территории, ОИВ должен предложить собственникам помещений, чтобы они самостоятельно получили разрешение на снос или реконструкцию. Если в течение полугода они заявки на получение таких разрешений не подадут- проводится открытый аукцион и по результатам заключается инвестиционный договор о развитии застроенной территории.
Обязательства инвестора зависят от условий, на которых проживают жители домов:
— если социальный наём. Инвестор обязуется создать или приобрести и передать в публичную собственность ЖП для предоставления гражданам, которых будут расселяться из своих квартир. Переселять должны в рамках одного района, если переезжать в другой жильцы не согласны.
— если собственность. Инвестор должен предоставить выкупную цену за помещение. Выкупную цену будет определять оценщик.
5) обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, уплатить выкупную цену за изымаемые на основании решения органа местного самоуправления, принятого в соответствии с жилищным законодательством, жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома, за исключением жилых помещений и земельных участков, находящихся в собственности, в том числе в общей долевой собственности, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в случае, если таким собственникам были переданы жилые помещения в соответствии с пунктом 4 настоящей части; максимальные сроки выполнения указанного обязательства;
Так же он должен уплатить выкупную цену за ЗУ, на котором расположен дом. Но ведь ЗУ можно продать только, если он поставлен на кадастровый учет. В соответствии с постановлением Правительства СПБ № 43 2007 г: если ЗУ под домом не поставлен на КУ, то КУ осуществляется за счёт публичных средств.
После того, как граждане будут расселены, этот ЗУ снимается с кадастрового учёта, так как право собственности на него не регистрируется. То есть фактически инвестор уплачивает выкупную цену за участок, изымаемый государством (по ст. 35 ЖК).
После того, как всех расселили, застройщиком разрабатывается проект планировки и проект межевания территории, технические условия подключения к инфраструктуре. Инвестор подаёт заявление о предоставлении. ОИВ сперва принимает решение о предоставлении застройщику ЗУ внутри распланированной территории (по закону они могут быть предоставлены в аренду или в собственность бесплатно), а потом 5 участки ставятся на КУ (ст. 30 п. 2.1). Инвестор может строить после получения разрешений на строительство.
Ст. З0 ЗК: на регистрацию может быть предоставлен или ДКП или ДА. И тут противоречие. Вроде бы можно получить ПС бесплатно, но тогда ПС не удастся зарегистрировать, так как принимается или ДКП или ДА.
Возможность строительства на землях СХ назначения.
На землях СХ назначения возможно либо дачное, либо индивидуальное жилищное строительство. Так же возможно строительство линейных объектов- п. 2 ст. 78- это допускается в период строительства, до ввода в эксплуатацию.
ИЖС возможно было на землях СХН до принятия ЗК в 2001 г.
Ст. 27 п. 7 ЗК РФ: жилищное строение на землях СХ назначения возможно согласно буквальной трактовке этой статьи. Но систематическое толкование со ст. 78 и 81 приводит к обратному выводу. Поэтому, то что было построено до 2001- останется, а после это уже недопустимо.
Таким образом, чтобы построить ЖФ на землях СХН, надо перевести их в земли населённого пункта, путём включения в земли населённого пункта.
Ст. 78 ЗК и ст. 81 ЗК: предусматривают возможность осуществления дачного строительства на землях СХН. До 2008 года активно использовались следующие варианты: застройщик приобретал крестьянское фермерское хозяйство, обращался с главе МСУ в порядке ст. 4 ФЗ о введение в действие ГсК с заявлением об изменении вида разрешённого использования на дачное строительство.
В 2008 г. ВАС сказал, что осуществление дачного строительства на землях СХН возможен только в порядке ФЗ «о садоводческих, огороднических и…». Таким образом был ограничен круг субъектов, которые могут осуществлять дачное строительство на землях СХН- это только некоммерческие организации. Но строительство продолжается, так как позиция ВАС это не закон.
Источник: studfile.net
Резервирование земель: порядок, сроки, ограничения прав, прекращение резервирования
Государство и органы местного самоуправления заинтересованы в развитии территории проживания граждан. Для этого строятся новые дома, дороги, больницы, школы, электростанции, стадионы и так далее. Площадь населенных пунктов все расширяется и расширяется, а численность населения увеличивается. Соответственно увеличивается и его плотность. Теперь вместо индивидуальных жилых домов строятся многоквартирные дома; вместо однополюсных дорог, автомагистрали; вместо 5-ти этажной больницы, целый медицинский городок.
На строительство новых, улучшение существующих объектов, как правило, требуется дополнительные земли. Поэтому, орган местного самоуправления вынужден изымать за плату земельные участки вместе с домами у законных собственников в общественных интересах.
Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд не предполагает обязательного изъятия объектов недвижимости. Это процедура лишь предшествует изъятию земли. Государство, органы субъекта РФ, органы местного самоуправления лишь планируют, предполагают, что данная территория будет изъята в будущем.
Резервирование земель – процедура при которой происходит ограничение прав на земельные участки, а именно возможность возводить, реконструировать существующие объекты, оформлять землю в частную собственность на определенный срок, в целях решения местных, региональных или государственных задач.
Уполномоченные органы
Решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд принимает уполномоченный орган, в зависимости от уровня размещаемого объекта.
Так, при размещении объектов федерального значения, таких как:
- федеральный транспорт;
- оборона страны и безопасность государства;
- энергетика;
- высшее образование;
- здравоохранение,
решение принимает федеральный орган исполнительной власти. К примеру, Правительство Российской Федерации.
При размещении объектов регионального значения, таких как:
- транспорт;
- предупреждение ЧС межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
- образование;
- здравоохранение;
- энергетика;
- физическая культура и спорт,
решение принимает исполнительный орган субъекта Российской Федерации. К примеру, Правительство Свердловской области.
При размещении объектов муниципального значения, таких как:
- электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;
- автомобильные дороги местного значения;
- образование;
- здравоохранение;
- физическая культура и массовый спорт;
- обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов,
решение принимает орган местного самоуправления. К примеру, Администрация города Екатеринбурга.
Порядок резервирования
Порядок резервирования земельных участков регламентируется Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд».
Основания
Основаниями для резервирования земельных участков является:
- Документы территориального планирования. К примеру, одним из таких документов является – Генеральный план города.
- Документация по планировке территории (проекты планировки территории).
Совет: Для получения сведений о планируемом размещении объектов различного уровня, необходимо в органе местного самоуправления получить сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).
Решение о резервировании готовится на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости. В частности, сведений о координатах земельных участков и/или их частей, подлежащих резервированию.
В решении содержатся следующие сведения:
- Цели и сроки резервирования земель;
- Реквизиты документов-оснований для резервирования;
- Ограничения прав на зарезервированные земельные участки;
- Сведения о месте и времени ознакомления со схемой резервируемых земель.
К решению в обязательном порядке прилагается:
— Схема резервируемых земель:
— Перечень кадастровых номеров ЗУ, подлежащих резервированию:
Вступление в силу
Решение о резервировании подлежит опубликовании в официальном СМИ субъекта РФ на территории которого расположены резервируемые земельные участки и вступает в силу только после такого опубликования. Если резервирование проводит местной администрацией, то и опубликование будет по месту нахождения земельных участков.
Сроки резервирования
Сроки резервирования регламентированы п. 3 ст. 70.1 Земельного Кодекса РФ:
- Резервирование частных земельных участков — не более чем 3 года.
Информация: на решения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, принятые до 01.04.2015 не распространяется 3-летний срок, установленный п. 3 ст. 70.1. (ФЗ от 31.12.2014 N 499-ФЗ).
То есть, если решение принято, до 01.04.2015 г., то срок резервирования установлен — не более чем 7 лет.
- Резервирование государственных и муниципальных земель на создание особой экономической зоны – не более 2 лет.
- Резервирование государственных и муниципальных земель на строительство и реконструкцию объектов морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного транспорта, иных линейных объектов, метрополитена – не более 20 лет.
Ограничение прав собственников
Статьей 40 Земельного Кодекса РФ предусмотрены права собственников земельных участках. В соответствии со ст. 56.1, указанного кодекса, права собственников могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.
Ограничения прав собственников устанавливаются в Решении о резервировании. Обычно устанавливаются следующие виды ограничения:
- оформление в частную собственность земельных участков;
- строительство новых зданий, сооружений;
- реконструкция существующих объектов.
Данные ограничения создаются в целях ограничения повышения выкупной стоимости объектов недвижимости, в случае их изъятия.
Данные ограничения подлежат государственной регистрации в Управлении Росреестра РФ. В дальнейшем, после регистрации, в выписке из ЕГРН в графе «Ограничения» будут указаны реквизиты решения о резервировании.
Важно: В том случае, если собственник самостоятельно построит новый объект недвижимости или произведет реконструкцию существующего в период резервирования, то в случае изъятия земельного участка, собственнику будет возмещена стоимость лишь за те объекты, которые были созданы и зарегистрированы до резервирования.
Прекращение резервирования
Прекращение резервирование а соответственно и действие ограничений возможно в одном из следующих случаях:
- Окончание срока резервирования, указанного в решении о резервировании;
- Предоставление ЗУ для целей установленных решением о резервировании земель;
- Отмена решения о резервированием, органом, принявшим решение о резервировании;
- Изъятие земельного участка, путем выкупа;
- По решению суда.
Орган, принявший решение о резервировании, в течение 30 дней с момента прекращения резервирования обязан направить заявление о снятии ограничений на резервированные земельные участки в Управление Росреестра РФ.
Источник: zemsovet.ru