В статье предложен подход к классификации проектных офисов, основанный на определении возможных функций проектного офиса и объекта управления. Данный подход позволяет определить требования к проектному офису и сформировать план его развития. Автор рассматривает некоторые практические аспекты создания и функционирования проектного офиса, такие как привлечение аутсорсинговых команд, характерные организационные проблемы, наиболее востребованные инструменты, оценка работы проектного офиса.
1.4. Функции отдельных типов проектных офисов — объектное измерение
В данном разделе будут кратко описаны типы проектных офисов, связанные с объектным измерением. Следует подчеркнуть, что речь пойдет не столько о функциях таких проектных офисов, сколько о некоторых особенностях их формирования и работы.
1.4.1. Проектный офис выделенного проекта
Как было отмечено ранее, проектный офис может быть создан для управления выделенным проектом или программой. В каких случаях практика создания таких проектных офисов себя оправдывает?
Как вычисляется и используется коэффициент надежности проекта?
Реализация государственных проектов и программ. В последнее время довольно часто проектные офисы создаются органами государственной власти. Использование такого «инструмента» не совсем характерно для традиционной схемы работы этих органов. Однако, являясь частью «дополнительной» системы управления, проектные офисы вполне оправдывают свое существование, т.к. позволяют избежать характерных для органов власти проблем (недостаточное развитие горизонтальных коммуникаций, функциональная разъединенность подразделений, сложность процедур согласования и принятия управленческих решения и пр.). Практика работы нашей компании показывает, что наибольшую пользу при реализации государственных проектов / программ проектный офис приносит именно в части координации участников, играя роль информационного и методического центра при планировании и мониторинге хода работ. Помимо универсальных задач, связанных с формированием разноуровневых планов, сбором, консолидацией и анализом отчетности, существуют особо важные / сложные задачи:
- в рамках федеральных программ — координация действий участников на уровне субъектов РФ, расположенных в девяти часовых поясах;
- в рамках региональных программ — увязка реализуемой программы с федеральными инициативами и существующей на федеральном уровне нормативной базой, а также выстраивание сквозной вертикальной системы управления, объединяющей органы власти на федеральном и на региональном уровнях;
- в рамках региональных и федеральных программ:
1) поддержка процедур «ручного» управления, в том числе управление совещаниями, контроль исполнения поручений;
2) построение и актуализация модели, увязывающей фактические данные с прогнозами достижения целевых показателей программы;
3) координирование деятельности многочисленных участников программ, каждый из которых имеет свои интересы и свою мотивацию, при этом форма их взаимодействия может не подразумевать прямого управления, а основываться на принципах сотрудничества и партнерства, что исключает использование административных рычагов.
Проектирование объектов строительства
Еще одной особенностью проектных офисов, формируемых для государственных проектов / программ, зачастую является недостаток специалистов со стороны заказчика, обладающих достаточными предметными компетенциями, необходимыми для реализации проекта / программы. Это приводит к «разрыву» в понимании проблемного поля заказчиком и исполнителями, что не позволяет первому в полной мере обеспечить контроль, предсказуемость развития, а значит и достижение целей проекта / программы. Вот почему от специалистов проектного офиса нередко требуется наличие необходимых для проекта / программы предметных компетенций.
- решение стратегически значимых для организации задач;
- большой объем инвестиций и существенные сроки реализации проекта;
- необходимость координирования работы большого числа участников, связанных друг с другом различными обязательствами, что подразумевает серьезные штрафные санкции в случае, например, несоблюдения плановых сроков;
- необходимость выстраивания системы мониторинга, обеспечивающей контроль за целевым расходованием средств и возможность построения прогнозов реализации проекта.
Такие проекты могут реализовываться в рамках существующей компании, а могут предусматривать создание специальной проектной компании, в функции которой в том числе будут включены те, которые обычно передают проектному офису.
Когда компании своими силами реализуют крупный инвестиционно-строительный проект (строительство или реконструкция завода в рамках холдинговой структуры, строительство топливного трубопровода нефтяной компанией, строительство новых генерирующих мощностей энергетической компанией и пр.), их системы управления не всегда готовы к применению проектных подходов, они являются, скорее, процессно-ориентированными. Как показывает наш опыт, несмотря на то, что вопросы разработки и внедрения системы управления проектами в таких компаниях поднимались не раз (и, что особенно интересно, каждый раз успешно решались), из-за эффекта масштаба система управления конкретным крупным проектом требует отдельной настройки. Как правило, в рамках этой «настройки» наиболее актуальной является задача построения системы мониторинга проекта, что предусматривает создание и эксплуатацию соответствующей информационной системы. В этом случае в функции проектного офиса входит:
- координирование действий участников при планировании проекта в соответствии с принятой методологией;
- сбор и анализ отчетности;
- консультационная поддержка участников проекта — пользователей информационной системы;
- функциональная и техническая поддержка, а также развитие информационной системы (часто требует привлечения внешних специалистов).
В зависимости от компетенций специалистов проектного офиса, а также от функционала информационной системы мониторинга проектный офис может контролировать:
- соблюдение сроков выполнения работ (особенно это касается работ, результаты которых важны сразу для нескольких исполнителей);
- соблюдение укрупненных бюджетов проекта;
- соблюдение бюджетов отдельных работ и мероприятий в различных разрезах, а также построение моделей проекта (например с помощью метода освоенного объема); данная функция в рамках крупных строительных проектов реализуется довольно редко, поскольку в этом случае необходимо:
3) приводить в соответствие процедуры и подходы к управлению (структура планов, учетная система, реальное применение журналов КС-6 и КС-6а и пр.), принятые у заказчика, и аналогичные процедуры и подходы подрядчиков;
4) интегрировать информационные системы, обеспечивающие разработку и мониторинг исполнения календарных графиков, с системами управления материальными запасами, договорного обеспечения, а также с учетной системой;
5) взаимоувязать структуру сметной документации, графики работы подрядчиков, бюджетую структуру, применяемую в рамках учетной системы заказчика и пр.;
- обеспеченность оборудованием и ТМЦ;
- соблюдение договорных обязательств и др.
Как правило, проектный офис крупного инвестиционно-строительного проекта становится эффективным тогда, когда выстраивает свою работу в тесном взаимодействии с инженерным / строительным блоком, который осуществляет технологический надзор, работает со сметами, организует закупки / поставки и пр.
Реализация крупной программы развития. Задачи, связанные с организацией управления крупной программой развития, во многом схожи с задачами, возникающими при реализации крупных инвестиционно-строительных проектов, в первую очередь из-за необходимости обеспечения руководства своевременной, достоверной, достаточной для принятия решений информацией. Для этого нужно уделять особое внимание выстраиванию процессов управления и распределению управленческих функций между участниками программы. Роль проектного офиса в решении этих задач также может оказаться определяющей, поскольку реализация таких программ имеет стратегическую значимость для организации, связана с существенными затратами, необходимостью координировать действия большого количества подразделений, в том числе территориально распределенных.
Приведем примеры программ развития, для которых, по нашему опыту, организация проектного офиса крайне полезна:
- централизация бухгалтерской службы в крупной холдинговой структуре;
- крупные программы развития банков (централизация платформ банковских систем, сделки слияния / поглощения и пр.);
- внедрение новой информационной системы в большом количестве подразделений организации, требующее существенной корректировки текущих процессов управления;
- переход крупной телекоммуникационной компании на новую технологию предоставления услуг, что связано с масштабными инфраструктурными и организационными изменениями;
- программа создания филиальной торговой и производственной сети;
- формирование и внедрение общих для участников холдинга управленческих систем и пр.
Все эти программы предусматривают ряд организационных преобразований, изменения в учетной политике, решение кадровых вопросов в территориально распределенных подразделениях, разрешение возникающих социальных вопросов, разработку и внедрение новых для подразделений процессов управления, модернизацию инфраструктуры и т.п.
Решение таких задач требует создания проектного офиса, не только выполняющего стандартные функции (см. первую часть статьи), но и организующего предметную экспертизу принимаемых решений, что связано с существенно возрастающей ролью качества коммуникаций при реализации программы. Проектный офис крупной программы развития должен также выполнять функции аналитического координационного центра, способного не только решать проблемы, возникающие в ходе отдельных проектов, но и планировать и обеспечивать скоординированную реализацию взаимосвязанных проектов. Наш опыт показывает, что повышение степени взаимосвязанности проектов приводит к возрастанию роли проектного офиса, способного на этапе методической проработки программы (при формировании паспортов и календарных планов проектов) существенно снизить уровень неопределенности и предотвратить значительную часть проблем, многие из которых проявляются на межпроектных и межфункциональных «стыках».
Особые требования, предъявляемые к качеству работы проектного офиса, могут быть обусловлены влиянием программы на социальные аспекты (изменение условий работы специалистов, восприятие организации ее внешним окружением, в том числе потребителями услуг, что особенно актуально для банковского сектора и телекоммуникационной сферы).
1.4.2. Проектный офис подразделения
Крупные организации (прежде всего холдинги), нередко формируют отдельные проектные офисы в рамках каждого функционального бизнес-направления — проектные офисы подразделений (направлений). Это связано с необходимостью определения и поддержки особых процессов управления проектами, характерных для конкретного направления деятельности. Это могут быть проектные офисы в составе отдельных бизнес-единиц или территориальных представительств / филиалов, а также проектные офисы в составе функциональных департаментов управляющих компаний / центрального аппарата.
Для таких проектных офисов ключевой задачей является координирование и систематизация проектной деятельности в рамках своего бизнес-направления за счет унификации управленческих процедур, совместного планирования проектов и использования общих ресурсов, выстраивания общей для направления системы отчетности, формирования сводной картины для руководства.
Однако создание таких проектных офисов может негативно сказаться на реализации комплексных проектов, охватывающих сразу несколько бизнес-направлений, т.к. обычно оно не подразумевает решения вопросов, возникающих при взаимодействии различных подразделений (т.е. не внутри подразделения, а на стыках направлений).
1) централизации управления на уровне управляющей компании, что подразумевает создание центрального проектного офиса, ответственного за стандартизацию и тиражирование общих принципов проектного управления, а также консолидацию информации по всем проектам компании;
2) создания полнофункциональных проектных офисов на уровне бизнес-единиц, работающих в соответствии с установленными на более высоком уровне правилами, но только в рамках своих бизнес-направлений.
Достаточно распространена практика создания проектного офиса в рамках IT-подразделения крупной компании (особенно это характерно для банковской сферы). В данном случае сложно выделить собственный объект управления, ведь проекты, в которых участвуют специалисты IT-подразделения, в большинстве своем не ограничиваются сферой информационных технологий. Однако проблемы, связанные с недостатком полномочий проектного офиса IT-подразделения, обычно существенно меньше преимуществ, которые дает системное управление IT-составляющей проектов. Более того, повышая уровень зрелости своих подходов к управлению, IT-подразделения ускоряют процесс повышения уровня зрелости во всей компании.
1.4.3. Корпоративный проектный офис
Корпоративный проектный офис может быть наделен всеми функциями, упомянутыми при описании функционального измерения. Таким образом, он является наиболее универсальной разновидностью проектного офиса. Вместо того, чтобы повторно подробно описывать указанные функции, мы рассмотрим два особых варианта корпоративных проектных офисов, имеющих отношение к созданию корпоративной системы управления проектами (КСУП) и управлению непрофильными активами.
- Проектный офис как инструмент создания КСУП. В силу того, что базовый проектный офис, как правило, обладает существенными методическими компетенциями, его можно рассматривать не только как инструмент поддержки процессов управления проектами, но и как инструмент создания / развития корпоративной системы управления проектами.
Некоторое время назад проектный офис, как правило, создавали на этапе, когда уже были разработаны базовые принципы и запущены ключевые процедуры управления проектами. Создание проектного офиса былао направлено на обеспечение перехода от изолированного управления отдельными проектами к скоординированному управлению всеми проектами, подразумевающему совместное планирование (учет общих ресурсов, пересечений по результатам и работам), консолидацию отчетности и сопровождение проектных команд.
С течением времени многие организации пришли к пониманию ключевой роли проектного офиса в деле создания и обеспечения эффективности системы управления проектами, поэтому теперь, когда возникает задача систематизации проектного управления или выстраивания КСУП, нередко в качестве первого шага рассматривают создание проектного офиса. Проектный офис, в свою очередь, разрабатывает методологию проектного управления, внедряет информационную систему, а впоследствии — обеспечивает работоспособность КСУП. При этом обычно стратегия развития КСУП предусматривает постепенное расширение площадки внедрения — от выделенного проекта или проектов одного типа (например, проектов одного из функциональных подразделений) ко всем проектам компании. В любом случае, проектный офис обеспечивает как создание / развитие КСУП, так и ее работоспособность.
- Проектный офис как инструмент управления непрофильными активами. Управление непрофильными активами с точки зрения проектного управления, по большому счету, не является какой-то особенной задачей, но в силу того, что в последнее время многие компании сталкиваются с необходимостью реализации системного подхода в отношении таких активов, рассмотрим этот вопрос более подробно.
Задачи управления непрофильными активами часто связаны либо с организацией управления инвестиционно-строительными проектами, либо с реализацией программы развития компании. Выше были кратко описаны оба случая. Отметим только, что дополнительным возможным обоснованием необходимости формирования специализированных структур управления, в том числе проектного офиса, является «непрофильность» активов, для управления которыми может не существовать соответствующей инфраструктуры и устоявшихся управленческих конструкций.
Как правило, с вопросом управления непрофильными активами сталкиваются:
1) организация, выходящая на новые рынки, реализующая программу диверсификации бизнеса или программу повышения эффективности, подразумевающую избавление от «лишнего груза» в виде, например, объектов социального назначения или направлений деятельности, которые выгоднее вывести на аутсорсинговую схему; для такой организации «непрофильность» является вопросом времени;
2) инвестиционно-финансовые институты, которые по различным причинам становятся владельцами нехарактерных для себя бизнес-единиц; этим организациям нужно не разовое решение по управлению одним из непрофильных активов, а система, позволяющая управлять портфелем таких активов.
В любом случае, организации, которым необходимо выстроить управление непрофильными активами, вполне могут определить требуемые финансово-экономические показатели и, возможно, сформировать программу развития такого актива. Как правило, оперативное управление осуществляет менеджмент, а проектный офис выступает в роли связующего звена между менеджментом и организацией, владеющей активом. Такой проектный офис может обеспечить:
1) мониторинг программы преобразований;
2) поддержку процессов управления портфелем активов; в этом случае ключевое значение имеет возможность использовать специализированную информационную систему, позволяющую наладить информационно-аналитическое обеспечение руководства компании.
1.5. Какой проектный офис выбрать?
Описанная в первой части статьи матрица «3 х 3» определяет классификационное поле, на котором могут быть «размещены» все варианты проектных офисов. Это означает, что при выборе наиболее подходящего для предприятия (или для решения конкретной задачи) вида проектного офиса необходимо определить требования к проектному офису в части функционального и объектного измерений. Иначе говоря, необходимо определить, для управления какими проектами создается проектный офис и каким должен быть его функционал. Матрица «3 х 3» помогает сформировать профиль требований к целевым функциям и задачам проектного офиса, что в свою очередь можно использовать при разработке плана развития проектного офиса или корпоративной системы управления проектами в целом.
Профиль проектного офиса — это набор его характеристик, определяемый на основании отнесения проектного офиса к тому или иному типу по функциональному и объектному классификационным измерениям. Так, производственной компании, планирующей реализовать крупный проект, имеет смысл организовать проектный офис, соответствующий следующему профилю:
- функциональное измерение — «Базовый», «Управленческий»;
- объектное измерение — «Для выделенного проекта»
Рис. 3. Пример определения профиля проектного офиса с помощью классификационной матрицы «3 х 3»
Нужно понимать, что матрица «3 х 3» может определять профиль не одного проектного офиса, а сразу нескольких. Например, для холдинговой компании (управляющая компания (УК) и три бизнес-единицы (БЕ); каждая БЕ имеет территориально распределенную филиальную структуру, в рамках каждого филиала реализуется несколько десятков проектов) профиль проектных офисов может выглядеть следующим образом:
- проектные офисы УК — «Базовый» / «Корпоративный» и «Стратегический» / «Корпоративный»;
- проектный офис БЕ — «Базовый» / «Проектный офис подразделения;
- проектный офис филиала — «Базовый», «Управленческий» / «Проектный офис подразделения».
Рис. 4. Пример определения профиля проектных офисов холдинговой компании
Определив профиль целевых проектных офисов, мы можем разработать стратегию их внедрения. Стратегия, конечно, должна зависеть от того, какие задачи наиболее актуальны. Например, стратегия может предусматривать несколько этапов:
1) организация на уровне УК проектного офиса с профилем «Базовый» / «Корпоративный», на уровне БЕ и филиалов — проектных офисов с профилем «Базовый» / «Проектный офис подразделения»;
2) расширение функционала проектного офиса на уровне филиала — добавление функций управленческого проектного офиса;
3) организация отдельного стратегического проектного офиса на уровне УК.
Еще раз отметим, что в каждом конкретном случае, после того как определен профиль проектных офисов компании, необходимо отдельно принять решение о возможности / необходимости консолидации всех функций в рамках одного проектного офиса либо о формировании отдельных проектных офисов с разным функционалом. В рассмотренном выше примере на уровне УК сформировано два проектных офиса с профилями «Базовый» / «Корпоративный» и «Стратегический» / «Корпоративный», а на уровне каждого филиала сформированы проектные офисы с комплексным профилем «Базовый», «Управленческий» / «Проектный офис подразделения».
Несколько слов следует сказать об особенностях и допущениях модели «3 х 3».
Проектный офис может принадлежать одновременно к нескольким типам в рамках одного классификационного измерения. Когда мы определяем тип проектного офиса, то должны понимать, что возможно дальнейшее дробление функций. Например, при наличии в компании сильных проектно-ориентированных IT- и HR-подразделений для базового проектного офиса могут быть исключены функции, связанные с IT-обеспечением и развитием компетенций проектного персонала соответственно.
При более детальном планировании профиля проектного офиса можно рассмотреть более сложный вариант классификационной матрицы, предполагающей большее количество типов в рамках каждого классификационного измерения. Например, в качестве типов функционального измерения можно рассмотреть не «Базовый» и «Стратегический», а блоки функций проектного офиса — административное, методическое, технологическое обеспечение проектной деятельности, обеспечение необходимого уровня компетенций в области управления проектами, развитие методологии и IT-обеспечение процессов управления портфелем, поддержка процессов формирования, мониторинга и корректировки портфеля проектов.
После определения целевого профиля проектного офиса следует разработать стратегию поэтапного внедрения проектных офисов, подразумевающую постепенное наращивание их функций и/или зоны применения.
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО ОФИСА
2.1. Подходы к организации проектного офиса
Даже если система управления проектами в компании достаточно развита (методология, информационная система, наличие выделенного проектного офиса), реализацию крупных проектов / программ (в том числе инвестиционно-строительных и программ развития) осложняет «ресурсный голод» — дефицит специалистов, способных взять на себя необходимые управленческие функции.
Возможна ситуация, когда организации необходимо реализовать масштабную программу, но практикуемые управленческие подходы и конструкции довольно громоздки и негибки, что характерно для государственных органов власти.
В обоих случаях решением задачи по организации общего управления программой или обеспечению выполнения хотя бы части управленческих функций, связанных с администрированием программы, может стать привлечение внешней компании. Наш опыт показывает, что решение о передаче части или всех функций проектного офиса на аутсорсинг может быть полезным для компании практически из любой отрасли. Ключевым в этом случае является обеспечение качества работы такого проектного офиса, на которое влияют опыт и подход предоставляющей аутсорсинговые услуги компании, перечень отработанных практик, используемых специалистами проектного офиса, наличие и функционал используемой проектным офисом информационной системы и другие аспекты.
2.2. Возможные сложности, связанные с формированием проектных офисов
При применении подходов, предусматривающих создание проектных офисов, компания может столкнуться с рядом проблем. Некоторые такие проблемы могут «жить» в организации годами, т.к. почти всегда это связано с очень болезненным разделением полномочий и зон влияния топ-менеджмента.
Ниже кратко рассмотрены две наиболее характерные проблемы.
2.2.1. Противоречия между базовым и стратегическим проектными офисами
В случае одновременного выделения в организации подразделений с функциями стратегического проектного офиса и базового проектного офиса необходимо уделять особое внимание определению / разграничению их зон ответственности и выстраиванию их совместной работы. В своей практике мы не раз встречались с ситуацией, когда деятельность двух подразделений была недостаточно согласованна, что не могло не сказаться на качестве / эффективности проектной деятельности компании.
Стратегический проектный офис стремится обеспечить качественную реализацию проектов портфеля (фактически, определить правила управления проектами), а базовый проектный офис — определить процедуры, необходимые для принятия решений о включении проектов в портфель, для скоординированного управления проектами (общие ресурсы, взаимоувязанные по работам / результатам проекты и пр.). В результате может произойти наложение зон ответственности двух проектных офисов. Возможным решением может стать объединение таких проектных офисов для выстраивания сквозной системы управления от портфеля до проектов.
Другая разновидность проблемы — выделение наряду со стратегическим проектным офисом базовых проектных офисов в одном или нескольких функциональных подразделениях. В этом случае к описанным выше противоречиям добавляются сложности определения «своих» объектов управления (проектов, программ и портфелей). Особую остроту ситуация приобретает в том случае, когда подходы к управлению проектами стратегического проектного офиса отличаются от подходов подразделений, традиционно сильных в части управления проектами (например, IT-подразделений).
2.2.2. Недостаток полномочий у представителей проектного офиса
Достаточно распространена ситуация, когда у специалистов проектного офиса, вне зависимости от его типа, недостаточно полномочий для выполнения своих функций. Не секрет, что зачастую положение специалиста в иерархии функциональной структуры влияет на его статус сильнее, чем то, какую роль он выполняет (в том числе в рамках системы управления проектами).
Это может приводить к существенному ослаблению влияния руководителя проекта на команду проекта, если, например, в нее входят руководители департаментов компании, а руководитель проекта является специалистом управленческого проектного офиса (уровень отдела), который структурно входит в другой департамент.
Другой пример: специалист базового проектного офиса собирает отчетность по проектам компании, направляет запрос о предоставлении информации руководителю проекта, который может являться руководителем другого структурного подразделения. Если такой запрос не подкреплен статусной подписью, то он вполне может быть отложен до момента, «когда появится свободное время».
Универсального решения здесь не существует. Тем не менее можно порекомендовать следующее.
1. Не нужно «закапывать» проектный офис, опуская его на дно оргструктуры. Лучше подчинить его одному из топ-менеджеров (например, генеральному директору или директору по развитию).
2. Проектный офис должен использовать процедуры контроля исполнительской дисциплины, формировать рейтинги по исполнению поручений, предоставлению отчетности и пр. Информация по этим рейтингам должна быть общедоступной (можно разместить ее на портале проекта). Следует включать информацию по исполнительской дисциплине в отчетность для высшего руководства, с указанием на возможную недостоверность данных по проектам, которая обусловлена недостаточной исполнительской дисциплины.
3. Необходимо учитывать в системе мотивации факторы, связанные с исполнительской дисциплиной, причем такая форма дополнительной проектной мотивации может существовать вне общей корпоративной системы мотивации.
2.3. Активы проектного офиса
По какой схеме ни был бы организован проектный офис, качество его работы и, в конечном итоге, польза, приносимая им, во многом зависят от компетенций его специалистов и используемых инструментов управления. Под инструментами можно понимать информационные системы, отработанные на многих проектах подходы к реализации отдельных процедур или методические решения. В табл.
5 дано краткое описание некоторых инструментов. Их перечень может показаться довольно очевидным, однако они приносят реальную пользу участникам проектов и способствуют их успешной реализации. Проектный офис, организованный как структурная единица компании, как правило, с течением времени формирует свой набор инструментов, а проектный офис, организованный по аутсорсинговой схеме, должен привнести в компанию свой опыт и свои инструменты, обеспечив тем самым быстрый запуск и качество управленческих процедур.
Таблица 5. Наиболее востребованные инструменты проектного офиса
Может быть решением с разным функциональным наполнением.
Для быстрого решения базовых задач можно ограничиться интегрированными с системами календарного планирования интернет- и/или интранет-порталом, посредством которого обеспечиваются процессы планирования и мониторинга проекта / программы.
Позволяет ключевым участникам проектов / программ «видеть» актуальную информация в удобном для анализа и принятия решений виде.
Система контроля исполнения поручений
Несистемный инструмент управления проектом, позволяющий «включать» «ручной» режим управления для решения оперативных вопросов.
Основные интересанты — высшее руководство.
Позволяет фиксировать поручения, вести историю соответствующих документов, контролировать исполнение, проводить анализ исполнения в различных разрезах.
Система управления совещаниями
Система, регулирующая процедуры и правила подготовки и проведения совещаний по проекту / программе.
Включает шаблоны ключевых документов (повестка, материалы к совещанию, протокол и пр.).
Полезность может быть увеличена в случае применения совместно с системой контроля исполнения поручений
Способствует соблюдению критерия полноты при планировании перечня мероприятий.
Позволяет соотнести выполняемые мероприятия с достижением целей проекта.
Обеспечивает возможность построения прогнозов по достижению целей проекта с учетом данных о фактической реализации мероприятий и критичности возникающих отклонений
Подход, предусматривающий формирование системы взаимосвязанных иерархических планов (например, директивного плана, рабочих планов и координационного плана).
Позволяет (за счет мониторинга исполнения рабочих планов и использования координационного плана) выявлять проблемы по ключевым аспектам (директивный план) на ранних этапах
Требует затрат временных ресурсов на формирование, регулярную актуализацию и мониторинг рабочих (детальных) планов.
Инструмент, обеспечивающий и облегчающий решение задач планирования, сбора отчетности и др.
Позволяет ускорить и унифицировать формирование планов по проектам, обеспечивает такую структуру отчетности, при которой возможны различные уровни детализации сведений
Позволяют участникам быстро понять подходы к процессам календарного планирования, повысить качество формируемых планов и снизить нагрузку на проектный офис в части поддержки процесса календарного планирования
Система аналитических отчетов
Содержит информацию в «свернутом» (агрегированном) виде. Позволяет видеть проблемы и переходить от одного уровня детализации данных к другому (Drill down / Drill up).
Должна иметь как IT-, так и документарную реализацию (не путать с электронными (файлами) и бумажными документами)
Представляет собой, в том числе:
- сформированные требования к компетенциям, навыкам, знаниям специалистов проектных офисов;
- набор программ обучения практического характера (примеры реальных проектов, кейсы, работа в группах и пр.); участниками могут быть как действующие специалисты проектного офиса, так и специалисты, включаемые в работу проектного офиса при его расширении
2.4. Сервисный подход к организации и оценке проектного офиса
Базовый проектный офис, являющийся, по сути, сервисным подразделением, обеспечивающим разностороннюю поддержку процессов управления проектами, а также информационную поддержку руководителей проектов / программ и руководства компании, изначально можно формировать по сервисно-ориентированной модели.
Так, сервисами, оказываемыми проектным офисом, могут быть:
- управление бюджетом и контрактами на уровне проекта / программы;
- управление рисками;
- управление ресурсами;
- административная поддержка деятельности ключевых руководителей;
- контроль исполнения поручений;
- контроль хода реализации проектов и программ;
- управление изменениями;
- организация совещаний;
- обеспечение коммуникаций;
- методологическая поддержка и контроль качества.
В случае реализации сервисной модели работу проектного офиса должны оценивать потребители услуг. При этом фактически оценивается уровень предоставляемого сервиса. Такая оценка для проектного офиса, созданного своими силами, может отражаться в KPI. Если проектный офис организован по аутсорсинговой схеме, оценка может влиять на размер вознаграждения или на решение о продолжении сотрудничества.
Один из возможных подходов к оценке уровня оказываемого сервиса заключается в определении для каждого сервиса / услуги показателей трех типов.
Таблица 6. Возможные критерии оценки уровня предоставляемого проектным офисом сервиса
Определяют объем работ, используются для расчета планируемых и
фактических трудозатрат и определения затратной стоимости сервиса
Определяют качество процесса (своевременность, скорость выполнения,
наличие критических инцидентов, соблюдение регламентов и пр.).
Могут влиять на KPI или стоимость аутсорсинговых услуг.
Ухудшение характеристик (по сравнению с плановыми) может привести к
невыполнению KPI или снижению размера вознаграждения.
Улучшение характеристик может потребовать увеличения затрат на предоставление сервиса
Определяют удовлетворенность ключевых участников проектной деятельности
и руководства организации.
Не влияют на KPI и размер вознаграждения, их используют для корректировки процесса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог описанию различных форм организации проектных офисов, еще раз отметим, что проектный офис является довольно универсальным инструментом, позволяющим обеспечить поддержку проектной деятельности в любой компании. Применение этого инструмента может быть полезно как в коммерческих организациях, так и в органах государственной власти, как в компании с высоким уровнем зрелости КСУП, так и в процессно-ориентированной компании.
В любом случае, создание проектного офиса помогает упорядочить проектную деятельность, повышает эффективность работы всех участников проектов, может служить катализатором развития КСУП и способствовать развитию бизнеса.
Предложенная в статье классификация, приведенное описание функций проектных офисов разных типов и особенностей их работы, рассмотренные через призму задач конкретной организации, могут оказаться полезными при определении наиболее подходящих типа проектного офиса и стратегии его создания / развития.
Статья опубликована в журнале «Управление проектами и программами», №4/2012 г.
1. Арчибальд Р. Управление высокотехнологичными и проектами / Пер. с англ. Е. Мамонтова, А. Баженова, А. Арефьева.. — М.: ДМК Пресс, 2010.
2. Ильин В. Проектный офис — центр управления … проектами. Системный подход к управлению компанией. — М.: Вершина, 2007. — 264 с.
3. Кендалл Д.И., Роллинз С. Современные методы управления портфелем проектов и офис управления проектами / Пер. с англ. А. Матвеева, А. Раскина. — М.: ПМСОФТ, 2004. — 576 с.
4. Козодаев М.А. Аутсорсинг управления проектами: что должен знать заказчик и уметь поставщик // Инициативы XXI века. — 2010. — №2. — C. 27–30.
5. Полковников А.В., Дубовик М.Ф. Управление проектами. — М.: Эксмо, 2010. — 528 с.
6. Ципес Г.Л., Товб А.С. Менеджмент проектов в практике современной компании. — М.: Олимп-Бизнес, 2006. — 304 с.
7. Ципес Г.Л., Товб А.С. Проекты и управление проектами в современной компании. — М.: Олимп-Бизнес, 2009. — 480 с.
8. Block T.R. (1998). «The project office phenomenon». PM Network, Vol. 12(3), pp. 25–30.
9. Letavec C.J. (2006). The Program Management Office: Establishing, Managing and Growing the Value of a PMO. J. Ross Publishing.
10. Knutson J. (1999). Project Office: An Evolutionary Implementation Plan. Proceedings of the 30th Annual Project Management Institute 199 Seminars https://pmpractice.ru/knowledgebase/publications/?id=1618″ target=»_blank»]pmpractice.ru[/mask_link]
Глава 7. Общие требования к разработке проектных решений.
Планировка предприятия осуществляется на основании выполненных технологических расчетов с учетом оптимизации производственных мощностей. Исходя из потребности в производственных площадях, специфики предприятия, принятой технологии производства и т.д. выбирается земельный участок под строительство предприятия. Определяются ориентировочные объемы и этапы строительства, а также возможные для использования строительные конструкции и материалы. Прорабатываются компоновочные решения отдельно стоящих зданий, составляется генеральный план предприятия, а затем выполняются планировки цехов, участков и зон.
В процессе планировки решаются следующие вопросы: обеспечение эффективного использования и застройки земельного участка; рациональное взаимное расположение зданий, сооружений, помещений, цехов, участков и постов с учетом принятой технологии выполнения работ; обеспечение научной организации труда на рабочих местах, технологических связей и движения на территории и в зданиях предприятия; размеры, этажность и конструкции зданий и сооружений; соблюдение технологических и строительных норм и требований; минимизация затрат на проектные, строительно-монтажные и эксплуатационные затраты и т.д.
Особое значение для обеспечения эффективности строительства имеет выбор земельного участка под строительство предприятия. Место расположения земельного участка определяется исходя из прогнозов развития пассажирских и грузовых потоков в строгой увязке с генпланом развития юрода, населенного пункта, района.
Грузовые автопредириятия желательно размещать вблизи Прообразующих или грузополучающих объектов, грузовые станции — в узловых пунктах автомобильных дорог, вблизи грузообразующих объектов и грузовых терминалов других видов транспорта, городские автобусные предприятия — вблизи от наиболее напряженных городских маршрутов,
автовокзалы — на территориях, прилегающих к автомобильным дорогам и имеющих хорошее транспортное сообщение со спальными районами города, а также железнодорожными, водными и авиационными вокзалами.
При выборе земельного участка необходимо учитывать, что резкий рельеф местности (перепады высот на участке) требует большого объема земляных работ, а близкое расположение грунтовых вод (выше глубины размещения технологических устройств и осмотровых канав) могут создать трудности для использования принятой технологии производства или привести к подорожанию строительства, за счет выполнения дополнительных водоизоляционных работ. Особое внимание при выборе участка следует уделять наличию на прилегающих территориях инженерных сетей (тепло, электроэнергия, газ, вода, канализация) и возможности подключения к ним.
Выделение земельного участка оформляется решением администрации города или района, затем в соответствующих муниципальных службах уточняются точки подключения к инженерным сетям и определяются требования, предъявляемые к архитектурно-планировочному исполнению проекта.
Объемно — планировочное решение позволяет определить общий вид и объемы будущего строительства, типы и размеры строительных конструкций и материалов. Объемно-планировочное решение должно приниматься с учетом: назначения и особенностей эксплуатации предприятия; природно-климатических условий и рельефа местности; обеспечения требований унификации строительных конструкций и основных параметров проектируемых зданий и сооружений; особенностей организации технологического процесса; возможности реконструкции предприятия при изменении расчетных параметров.
Здания из железо-бетонных конструкций наиболее часто используются при проектировании и строительстве. В целях снижения стоимости проектных работ, изготовления строительных конструкций и выполнения строительно-
монтажных работ по возведению зданий и сооружений из железо-бетонных конструкций осуществляется унификация объемно-планировочных и конструктивных решений. Унификация достигается за счет производства типовых строительных конструкций и разработки типовых проектов предприятий.
Для изготовления строительных конструкций (колонн, плит перекрытия, стеновых панелей и т.д.) индивидуальных размеров и конструкций необходимо выполнить расчеты конструкций, изготовить соответствующие формы, разработать технологию, подготовить производство, специалистов и рабочих. Это связано с большими производственными затратами и приводят к значительному удорожанию проекта. Таких затрат можно избежать, если на заводах железо-бетонных изделий будут производиться несколько типоразмеров конструкций и эти типы конструкций будут использоваться при проектировании.
Разработка проекта представляет собой длительный и трудоемкий процесс. Использование типового проекта с его привязкой по местности или небольшими изменениями позволяет значительно сократить сроки проектирования и строительства предприятия. Типовые проекты разрабатываются по заказам министерств и ведомств в крупных отраслевых или специализированных проектных институтах.
На автомобильном транспорте основным разработчиком типовых проектов является «Гипроавтотранс» — Государственный институт проектирования предприятий автомобильного транспорта.
При проектировании предприятий, изготовлении строительных конструкций и строительстве используется унифицированный на территории всей страны типаж конструкций, сетка колонн и размеры пролетов. Унифицированные типоразмеры строительных конструкций и параметры зданий определены в нормативных документах «Строительные нормы и Правила» (СНиП). При разработке индивидуальных проектов строительства
или реконструкции также используются элементы типовых проектов и типовые строительные конструкции.
В соответствии с требованиями СНиПа, шаг колонн в одноэтажных производственных зданиях (расстояния между разбивочными осями здания в продольном направлении) принимается равным 6 или 12 метров. Размеры пролетов (расстояния между разбивочными осями здания в поперечном направлении) могут быть 6; 12; 18; 24; 30 метров (кратно 6м.). Общий вид железо-бетонного каркаса предприятия в разрезе представлен на рис.7.1.
Рис. 7.1. Железобетонный каркас производственного здания:
1-фундамент; 2-колонна; 3-подстропильная ферма; 4-стропнльная ферма; 5-светоаэраиионный фонарь; 6-плита покрытия; 7-утеплитель; 8-выравнивающий слой; 9-кровсльный ковер: 10-воронка внутреннего водостока; 11-стеновая панель; 12-лснточное остекление; 13-крановыи рельс; 14-подкрановая балка; 15-связи; 16-фундаментная балка; 17-отмостка.
Высота одноэтажного производственного здания определяется исходя из типа здания, особенностей технологического процесса, пролета здания, наличия и типа технологического и подъемно-транспортного оборудования. Высота до низа несущих конструкций производственных зданий зависит от выбираемого типа колонн и могут быть: 3,6; 4,2, 4,8; 6; 7,2; 8,4 м. Высота многоэтажных производственных зданий принимается 3,6 или 4,8 м., для предприятий автомобильного транспорта, как правило — 3,6м.
Размеры пролетов многоэтажных производственных зданий принимаются кратными Зм. (3; 6; 9; 12; 15; 18 м.), а шаг колонн — 6м. Этажность здания определяется с учетом технической и экономической целесообразности, технологии производства, архитектурных требований к строящемуся объекту, потребности в производственных площадях и дефицита земельного участка. Нагрузка на пол в многоэтажном производственном здании не должна превышать 2,5 тонн на один кв. метр. Среди предприятий автомобильного транспорта в многоэтажном исполнении наиболее часто встречаются гаражи и стоянки (в том числе таксомоторных или иных автопредприятий).
Здания автотранспортных предприятий в типовых проектах принимается прямоугольной конфигурации в плане с параллельно расположенными пролетами. Допускается использование пролетов различных размеров. В пролетах с меньшими размерами и высотой рекомендуется размещать производственные цеха и участки, а в больших по ширине и высоте — посты и линии обслуживания и ремонта автомобилей.
В каркасных железо-бетонных производственных зданиях предусматривается устройство навесных или самонесущих стеновых панелей. Навесные панели несут функции ограждений и крепятся к колоннам с внешней стороны. Самонесущие стены применяются при необходимости использования панелей большей толщины и веса, способных обеспечить тепло и шумоизоляцию. Такие стены возводятся на собственных фундаментах. Допускается также применение Кирпичных самонесущих стен и стен из других местных материалов при Условии их соответствия требованиям, предъявляемым к строящемуся зданию.
Покрытие железобетонных зданий нанимает особое место в процессе проектирования, строительства и эксплуатации предприятия. Затраты на покрытие составляет до 50% от всех затрат, приходящихся на строительство и эксплуатацию здания.
В зависимости от конфигурации и типа зданий покрытия подразделяются на односкатные, двухскатные, многоскатные, криволинейные и плоские. Односкатные покрытия применяются в однопролетных небольших зданиях. В типовых проектах автотранспортных предприятий обычно используются двухскатные или многоскатные покрытия.
На покрытиях многопролетных зданий большой ширины и длины для обеспечения помещения естественным светом и проветривания должны быть предусмотрены световые или светоаэрационные фонари. Для предприятий, строящихся в регионах с теплым климатом рекомендуется предусматривать шедовые фонари с их ориентацией на север. При необходимости на покрытии могут быть установлены также крышные вентиляторы.
Основными элементами покрытия являются несущие балки или фермы. На них устанавливаются железо-бетонные плиты покрытия, затем укладываются слой утеплителя, выравнивающий слой и кровля.
Унифицированные здания из легких металлических конструкций («модули») получили широкое применение в проектировании и строительстве предприятий автомобильного транспорта начиная с 80-х годов. Они представляют собой сборные металлические конструкции, изготовляемые на заводах металлоконструкций и поставляемые в комплекте. В зависимости от заказа модули могут поставляться с легкими утепленными стеновыми панелями, оконными переплетами, воротами и элементами покрытия и т.д.
Российские заводы выпускают несколько типов модульных конструкций, отличающихся между собой размерами, используемым металлопрокатом, назначением и эксплуатационными характеристиками (рис. 7. 2; 7. 3; 7. 4).
Использование металлических модульных конструкций позволяет значительно сократить затраты и сроки строительства по сравнению с
использованием железо-бетонных конструкций. При возведении модульных конструкций заливаются бетонные фундаменты под стойки опор и производится сборка конструкций. За считанные дни здание из модульных конструкций может быть введено в эксплуатацию.
Незаменимы модульные конструкции при чрезвычайных ситуациях, когда требуется в кратчайшие сроки построить и ввести в эксплуатацию здания производственного или иного назначения.
Наибольшее распространение получили модульные конструкции при строительстве производственных зданий в регионах с мягким и умеренным климатом, т.е. там, где не предъявляются особые требования к теплоизоляции зданий. Наиболее удачными оказались проекты, разработанные для южных регионов России, когда в здании из спаренных или учетверенных модульных конструкций размещены посты и линии обслуживания и ремонта автомобилей, а цеха и участки — в пристройке к модулям.
Ворота здания должны предусматриваться с учетом габаритов наиболее крупных транспортных средств с грузом, проезжающих через ворота. Размеры ворот должны превышать габаритные размеры этих транспортных средств по высоте на 0,2 м. и по ширине на 0,6 м. В типовых проектах могут быть предусмотрены распашные, раздвижные или подъемные ворота.
Покрытия полов в производственных цехах, участках и зонах выполняются с учетом видов и интенсивности механических и тепловых воздействий, воздействий агрессивных жидкостей и удобства очистки от загрязнений. В зонах по обслуживанию и ремонту автомобилей, механическом, моторном и агрегатном цехах рекомендуются следующие типы покрытия полов: бетонный шлифованный; бетонный мозаичный; мозаичные плиты. Для покрытия полов в кузнечно-рессорном цехе используется клинкерный кирпич или брусчатка, в аккумуляторном — керамическая кислотоупорная плитка, в деревообрабатывающем и обойном цехах — асфальтобетон, в электротехническом, топливном и медницком цехах — керамические плитки или мозаичные плиты.
Рис. 7.4. Унифицированное здание (модуль) из легких металлических конструкций из прокатных профилей типа «ЦНИИСК». Объемно-планировочное решение.
Рис. 7.3. Унифицированное здание (модуль) из легких металлических рамных конструкций типа «Канск».
1. Производственное помещение; 2. Воздухозаборная камера; 3. Тепловой узел; 4. Электрощитовая; 5. Санузел.
Рис. 7.4. Унифицированное здание (модуль) из легких металлических конструкций из прокатных профилей типа «ЦНИИСК». Объемно -планировочное решение.
1. Структурный блок; 2. Колонна; 3. Колонна фахверка; 4. Подкрановая балка; 5. Ригель стеновой; 6. Стеновая панель; 7. Оконная панель; 8. Профилированный настил; 9. Утеплитель; 10. Водоизоляционный ковер; 11. Жалюзийная решетка; 12. Ворота; 13. Дверь; 14. Зенитный фонарь; 15. Крышный вентилятор; 16.
Водосточная воронка; 17. Цокольная панель.
Генеральный план предприятия является одним из основных частей проекта и представляет собой соединенное в единое целое технологическое и архитектурное решения проекта. Генеральным планом определяется порядок использования земельного участка предприятия, рациональное размещение зданий и сооружений, эффективная организация работы и взаимодействия основного, вспомогательного и обслуживающего производств, размещение зоны хранения автомобилей, пути прокладки инженерных сетей и т.д.
При разработке генерального плана необходимо учитывать: принятую схему производственного процесса и технологию выполнения работ; особенности местных природно-климатических условий; преобладающее направление ветров; стороны света; рельеф местности; площади производственных участков, цехов, зон обслуживания, ремонта и хранения автомобилей в соответствии с технологическими и оптимизационными расчетами.
Расчетные площади производственных и складских помещений необходимо корректировать в соответствии со строительными нормами и правилами и требованиями унификации строительных конструкций. Инженерные сети должны быть предусмотрены с учетом условий, определенных соответствующими муниципальными службами при согласовании проекта, технологии производства и экономической целесообразности.
Ворота для въезда и выезда из предприятия должны быть расположены с отступлением от красной линии застройки, отделяющей территорию предприятия от городской улицы или проезда не менее чем на длину наиболее длинного транспортного средства, проезжающего через эти ворота. Причем ворота въезда должны предшествовать по ходу уличного движения воротам выезда, чтобы исключить пересечение движения въезжающих и выезжающих автомобилей. Для АТП с подвижным составом более 100 автомобилей должны быть предусмотрены также запасные ворота шириной не менее 3,5 м.
Минимальное расстояние от проезда до наружных стен здания или ограждения при отсутствии въезда и их длине не более 20м. составляет 1,5 м., а при длине более 20м. — 3м. На территории предприятия со стороны въездных ворот и проходной рекомендуется устройство площадки для стоянки (хранения) легковых автомобилей работников и посетителей из расчета 25 кв.м. (удельная площадь на один легковой автомобиль) на 10 работающих.
Движение автомобилей внутри предприятия желательно организовать по кольцевому одностороннему маршруту избегая пересечения путей движения.
Ширина проезжей части на территории предприятия вне производственных зданий должна быть не менее 3-х метров при одностороннем движении и неменее 6-ти метров при двухстороннем движении.
Степень застройки участка автотранспортного предприятия. одноэтажными производственными зданиями при закрытом храпении автомобилей обычно составляет 30-50%, а при открытом хранении -15- 20 %. Застройка участка может быть моноблочной, когда производственные цеха, участки, зоны ремонта и обслуживания и другие подразделения основного, обслуживающего и вспомогательного производств размещены в одном блоке (рис. 7.5.) или многоблочной, когда некоторые производственные подразделения и службы могут располагаться в отдельно стоящих зданиях (рис. 7.6.).
Моноблочное строительство дешевле многоблочного за счет меньших трудовых и материальных затрат на строительно-монтажные работы и устройство инженерных сетей. При моноблочном строительстве сокращается площадь застройки, периметр стен производственных зданий, протяженность маршрутов движения автомобилей внутри предприятия, объемы работ по благоустройству территории, протяженность инженерных сетей. Соответственно ниже и затраты на эксплуатацию зданий и сооружений. Общие затраты на строительство и эксплуатацию зданий, сооружений и инженерных сетей при моноблочном строительстве на 15-25% ниже по сравнению с многоблочным строительством.
Рис. 7. 5. Схема генплана АТП на 200 грузовых автомобилей при моноблочном строительстве с отдельно стоящей линией мойки автомобилей.
Многоблочная застройка территории целесообразна: при резко выраженном рельефе участка, когда экономически выгодно террасообразное расположение отдельных зданий различного производственного назначения; при эксплуатации на предприятии различных типов подвижного состава, существенно отличающихся между собой по габаритам, трудоемкости и технологии ТО и ТР; при обслуживании и ремонте внедорожных автомобилей-самосвалов, тягачей и других спецмашин особо большого класса; при необходимости стадийного развития или реконструкции предприятия, когда строительство отдельно стоящего здания выгоднее, чем увеличение размеров существующего здания. Мойку автомобилей, здание котельной, трансформаторную и склад горюче-смазочных материалов с заправкой при любом виде застройки рекомендуется размещать в отдельных зданиях.
Рис. 7. 6. Схема генплана АТП на 250 автопоездов КамАЗ при многоблочной застройке.
Разрывы между зданиями при многоблочном строительстве должнь. предусматривать проезды для автомобилей в соответствии с технологией выполнения работ, прокладку инженерных сетей и отвечать требованиям противопожарной безопасности. При этом необходимо стремиться к максимально эффективному использованию территории застройки.
Здания на участке необходимо размещать с учетом технологии выполнения работ, рельефа местности, геологических условий и обеспечения выполнения минимального объема земляных работ при планировке площадки. Для уменьшения земляных и фундаментных работ длинную сторону здания рекомендуется располагать перпендикулярно к направлению уклона местности Здания и сооружения (помещения), производственные процессы в которых связаны с выделением в атмосферу газа, пыли, дыма, а также склады с легковоспламеняющимися и горючими веществами следует располагать по отношению к другим зданиям (помещениям) с подветренной стороны. Здания, оборудованные светоаэрационными фонарями желательно устанавливать,
чтобы оси фонарей располагались перпендикулярно к преобладающему направлению ветров. Размеры фонарей, оконных проемов и расположение зданий должны обеспечивать нормальное естественное освещение помещений.
Значительную часть территории комплексных АТП занимает зона хранения автомобилей. Потребная площадь зоны хранения зависит от списочного количества подвижного состава, их габаритных размеров, маневренных характеристик, способа хранения, схемы расстановки подвижного состава на стоянке и определяется технологическими расчетами.
Способ хранения (закрытый, под навесом, открытый с подогревом, открытый без подогрева) определяется исходя из экономической и производственной целесообразности с учетом вида и особенностей выполняемых перевозок, а также природно-климатических условий региона.
Таблица 7.1. Рекомендуемые способы хранения подвижного состава.
Тип подвижного состава
Легковые автомобили и автобусы.
Очень холодный, умеренно холодный, умеренный
Умеренно теплый, умеренно теплый влажный, теплый влажный
Открытый без подогрева
Жаркий сухой, очень жаркий
Закрытый (для прицепов и полуприцепов-открытый)
Холодный, умеренно холодный
Открытый с подо1ревом и частично закрытый
Открытый с подогревом
Умеренно теплый, умеренно теплый влажный, теплый влажный
Открытый без подогрева
Автом. оперативн. назначения (ск.помощь пожар-ные, техпомощь и др.)
По климатическим условиям северокавказский регион относится к умеренно теплому климатическому району. В автотранспортных предприятиях региона рекомендуется осуществлять хранение подвижного состава (кроме автомобилей оперативного назначения) на открытых площадках без подогрева. Открытый способ хранения подвижного состава позволяет существенно
снизить затраты на строительство предприятия и себестоимость перевозок по сравнению с центральными, восточными и северными регионами России. Однако существует риск срыва работы транспорта при снижении температуры воздуха до -10 градусов и более, что нередко случается в регионе. Этот риск можно снизить своевременно сливая воду из системы охлаждения в период зимней эксплуатации и обеспечив предприятие средствами разогрева и запуска двигателей.
Расстановка автомобилей на стоянке зависит от способа хранения, маневренных характеристик подвижного состава и графика выезда на линию. Рекомендуемые схемы расстановки автомобилей на стоянке при различных способах хранения приведены на рис. 7.7., 7.8., 7.9.
На закрытых стоянках (рис. 7.7.) могут использоваться следующие схемы расстановки автомобилей: однорядная тупиковая с автономным выездом (а); однорядная тупиковая с проездом (б); двухрядная тупиковая (в); двухрядная тупиковая с проездом (г); многорядная прямоточная (д); многорядная с проездом (е). При двухрядных тупиковых и многорядных схемах расстановки ближе к выезду устанавливаются автомобили, которые по графику должны выехать на линию первыми.
Рис. 7.7. Схемы расстановки автомобилей в закрытых стоянках.
Рис. 7.8. Схемы расстановки автомобилей при открытом хранении.
При расстановке автопоездов в зоне хранения необходимо стремиться к минимальному их маневрированию на площадке. Это можно достичь за счет прямоточной расстановки (рис. 7.8. в) с проездами по обеим сторонам ряда автопоездов.
Размещение автомобилей при открытом способе хранения с подогревом имеет свои особенности. Автомобили должны иметь автономный доступ к системе подо1рева, причем расстояние от передней части автомобиля до устройства для подогрева должно составлять 0,7 м. (рис. 7.9.).
Согласно правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта в зону стоянки устанавливается только исправный, готовый к эксплуатации подвижной состав. В зоне стоянки запрещается производить какие — либо работы по обслуживанию и ремонту подвижного состава, а также хранить топливо, смазочные и другие материалы.
Рис. 7.9. Схемы расстановки автомобилей при открытом хранении с подогревом.
Зону хранения рекомендуется изолировать от производственных зон и участков. Перечень лиц, которым разрешается доступ в зону стоянки устанавливается администрацией предприятия.
Компоновочный план выполняется для каждого отдельно стоящего производственного здания предприятия. На компоновочном плане указываются габаритные размеры здания, сетка колонн, наружные и внутренние стены и перегородки, расположение производственных и бытовых помещений, а также схематично — посты и линии технического обслуживания и ремонта, инженерные сооружения и подъемно-транспортное оборудование, связанное с конструктивными элементами здания (опорные и подвесные краны, лифты).
На поперечном разрезе указывается высота пролета от пола до низа несущих конструкций, а при наличии мостовых кранов — высота до верхней точки подкрановых путей (рис. 7.10., 7.11.). Для многоэтажных зданий компоновка разрабатывается поэтажно. Компоновочные планы выполняются в масштабе 1:400 или 1:200.
Компоновка производственного здания осуществляется в следующей последовательности:
1. В соответствии с генеральным планом предприятия, на основании принятой схемы организации технологического процесса определяется состав производственных цехов, участков и зон, запланированные для размещения в данном здании;
2. На основании технологического и оптимизационного расчетов определяется общая площадь предусмотренных в здании цехов, участков, зон, складских помещений и т.д.;
3. С учетом особенностей организации производства в здании и принятого объемно-планировочного решения определяется сетка колонн и габаритные размеры здания;
4. Исходя из требований организации технологического процесса, с учетом противопожарных и санитарных требований определяется рациональное взаиморасположение цехов, участков, зон и т.д.;
5. По выбранной сетке колонн, с учетом возможности и целесообразности расположения стен и перегородок корректируются площади производственных участков, цехов, зон и т.д.;
6. Разрабатываются варианты компоновочного плана здания;
7. Выбирается вариант, наилучшим образом соответствующий принятой схеме организации технологического процесса, противопожарным и санитарным нормам, а также требованиям ОНТП и СНиП.
Взаиморасположение зон, цехов и участков зависит от принятой схемы технологического процесса, особенностей производства, технологической I однородности выполняемых работ, производственных связей, строительных, санитарно-гигиенических и противопожарных требований.
При составлении компоновочного плана за основу следует принимать удобное расположение постов и линий технического обслуживания и ремонта [ автомобилей, а ориентируясь на них размещать производственные цеха и
участки. При этом следует учитывать, что зона ТР по номенклатуре выполняемых работ должна иметь технологические связи почти со всеми цехами и участками вспомогательного производства.
Для небольших предприятий объем трудоемкостей по отдельным видам работ, а соответственно и площади производственных цехов и участков незначительны. В таких предприятиях выделение для каждого вида воздействий или работ обособленного помещения приводит к чрезмерному раздроблению здания на мелкие изолированные помещения и снижает возможности оперативного управления производственными процессами. Если площадь помещения для отдельного вида работ менее 10 кв.м., то эти работы
Рис. 7. 10. Компоновочный план главного корпуса АТП.
1 -Линия ТО-1: 2-Подпорные посты; 3-Посты ТО-2 и ТР; 4-Пост углубленной диагностики; 5-16-Протводственные и складские помещения.
Рис. 7.11. Компвновочный план вспомогательного корпуса АТП.
1-Пост общей диагностики; 2-Пост перестановки колес; 3-Поточные линии ЕО; 4-Малирпая; 5-Склад шин; 6-Шиномонтажная; 7-Бытовые помещения; 8-Компрессорная; 9-Трансформаторная; 10-Такелажная; 11-Комната мойщиков; 12-Электрощитовая.
целесообразно совмещать с другими технологически однородными работами. Технологически однородными считаются следующие виды работ:
— крепежные, регулировочные, диагностические, ремонтные, смазочные;
— слесарно-механические, агрегатные, электротехнические, топливные;
— сварочные, кузнечно-рессорные, жестяницкие, медницкие;
— столярно-кузовные, обойные, арматурные.
Моечные, окрасочные и аккумуляторные работы в силу своей специфики и особых требований выполняются только в отдельных изолированных помещениях.
Посты для мойки автомобилей изолируются от постов иного назначения, а по возможности и друг от друга. Поточную линию ЕО рекомендуется располагать в обособленном помещении (здании). При наличии двух и более поточных линий ЕО, они отделяются друг от друга водонепроницаемыми экранами высотой не менее 2,5 м.
Для окраски легковых автомобилей и автобусов в соответствии с технологией выполнения работ рекомендуется иметь три помещения: краскозаготовительное, окрасочное, сушильное.
Аккумуляторный цех крупных и средних автотранспортных предприятий обычно состоит из трех помещений: помещения для ремонта аккумуляторов; кислотной; зарядной. В кислотной хранится и разливается кислота. В зарядной осуществляется зарядка аккумуляторов в специальных вытяжных шкафах. В мелких предприятиях зарядная и кислотная могут быть объединены.
Взаиморасположение помещений при разработке компановочного плана зависит также от того, при каких видах воздействий (обслуживание или ремонт) наиболее часто используются данные работы. Помещения с видами работ, тяготеющими к определенной зоне воздействий желательно размещать ближе к этой зоне. Группировка видов работ и производственных цехов по технологической однородности и общности строительных, санитарно-гигиенических и противопожарных требований и их связи с основными зонами воздействий приведены на рис. 7.12.
Рис. 7.12. Группировка цехов и их связи с производственными зонами.
Электротехнический, топливный, агрегатный и механический цеха, в которых выполняются наиболее точные работы, следует располагать по наружному параметру здания чтобы обеспечить их боковым естественным освещением. Боковым светом рекомендуется обеспечивать также тупиковые посты обслуживания и ремонта, оборудованные траншейными канавами или подъемниками.
Посты и линии диагностики имеющие тормозной стенд или стенд для проверки тягово-экономических качеств автомобиля и участок холодной и горячей обкатки двигателей, из-за наличия повышенного шума при работе стендов, рекомендуется располагать в отдельных изолированных помещениях.
На размещение постов в зонах обслуживания и ремонта существенное влияние оказывает их обустройство канавами и подъемниками. Поточные линии ТО — 1 и ТО — 2 независимо от типа подвижного состава оборудуют сквозными канавами на всю длину линии. Тупиковые посты для текущего ремонта в действующих типовых проектах обустроены следующим образом: для легковых автомобилей канавами-20%, подъемниками-40%; для грузовых автомобилей — канавами — 40%, подъемниками — 20%; для автобусов -канавами — 80%. Остальные посты используются как напольные.
Использование напольных осмотровых устройств (гидравлических, электрических или пневматических подъемников и опрокидывателей) позволяет существенно улучшить условия работы ремонтных рабочих, повысить производительность труда и обеспечивает более гибкое реагирование производства на стохастический входящий поток требований. И если промышленностью будет освоен выпуск недорогих и надежных подъемников различной грузоподъемности, на предприятиях вместо канав преимущественно будут использоваться подъемники.
Планировка производственных зон, цехов, участков представляет собой план расстановки постов, стационарного технологического оборудования, подъемно-транспортного оборудования и производственного
инвентаря. На плане показываются основные строительные размеры помещения: наружные и внутренние стены, перегородки, двери, окна, ворота, антресоли и т.д. Технологическое оборудование изображается упрощенным контуром по габаритным размерам.
Каждой единице оборудования присваивается номер по спецификации к чертежу. Оборудование, как правило, нумеруется последовательно в порядке его размещения на чертеже слева направо и затем сверху вниз. Рядом с оборудованием условным знаком указывается место рабочего и места подсоединения к инженерным сетям. Основные условные обозначения, используемые при выполнении компановочного плана и планировки производственных зон, цехов и участков приведены на рис. 7.13.
Перечень и количество технологического оборудования определяется по «Табелю технологического оборудования и специализированного инструмента АТП», являющегося нормативным документом для технологического проектирования АТП. Перечень и количество оборудования корректируется с учетом специфики работы предприятия, каталогов и проспектов выпускаемых промышленностью гаражного и диагностического оборудования.
При расстановке технологического оборудования на конкретном участке следует соблюдать требования ОНТП, СНиП и рекомендации по научной организации труда (НОТ). НОТ — комплекс технических, технологических, организационных санитарно-гигиенических, экономических и прочих мероприятий, направленных на повышение производительности и улучшение условий труда.
При проектировании производственного помещения, наряду с соблюдением технологии выполнения работ, правил техники безопасности, противопожарной безопасности и т.д., необходимо стремиться к созданию такой планировки, при которой технологическое оборудование и оснастка будут размещены так, чтобы сократить до минимума непроизводительные потери времени на выполнение операций, переходы от оборудования к
оборудованию, улучшить условия работы, повысить производительность труда.
Рис. 7.13. Основные условные обозначения чертежа планировки
Основные рабочие места в производственном помещении размещать на наиболее освещенных и удобных для работы у рабочих мест устанавливается наиболее часто используемое обе реже используется оборудование, тем дальше от рабочего места оно
располагается. Оснастка и инструмент на рабочем месте размещается в соответствии с последовательностью выполнения технологических операций.
Нормативы расстояний между различным оборудованием, а также между оборудованием и элементами здания, которые используются при технологическом проектировании приведены в таблице 7.2.
Таблица 7.2. Нормируемые расстояния для размещения оборудования.
Габариты оборудования в плане (мм)
От 1000×800 до 3000×1500
От стены (колонны) до тыльной или боковой стороны оборудования (а)
От стены до фронта оборудования (б)
Между боковыми сторонами оборудования (в)
Между тыльными сторонами оборудования (г)
Между оборудованием при расположении «в затылок» (д)
Между фронтами оборудования (е)
В соответствии с ОНТП и СНиП осмотровые канавы в зонах технического обслуживания и ремонта должны проектироваться с учетом следующих требований:
— ширина канавы устанавливается по колее обслуживаемого подвижного состава;
— длина рабочей зоны канавы должна быть не менее габаритной длины подвижного состава;
— глубина канавы принимается для легковых автомобилей и микроавтобусов-1,3-1,5м., грузовых автомобилей и автобусов-1,1-1,2м, внедорожных автомобилей-самосвалов 0,5-0,7м.
Рядом расположенные параллельные канавы соединяются между собой траншеей (тупиковые) или тоннелем (проездные). Ширина траншеи (тоннеля)
должна быть 1,2 м., если она служит только для прохода людей и 2 — 2,2 м, если в ней расположены рабочие места с технологическим оборудованием. Из траншеи (тоннеля) должен быть предусмотрен выход в производственное помещение не менее одного на три канавы, а для проездных канав поточных линий-не менее 2-х на каждые две поточные линии с противоположных концов. Лестницы для выхода (входа) из канав в целях безопасности не должны располагаться под автомобилями или на пути их следования.
Планировка зон и участков АТП, эксплуатирующих газобаллонные автомобили (ГБА) имеет свои особенности и должна выполняться с учетом повышенных требований к обеспечению безопасности при их хранении, обслуживании и ремонте в соответствии с действующими нормами и правилами в строительстве и на транспорте.
Хранение газобаллонных автомобилей рекомендуется устраивать компактно отдельными группами. Площадки для хранения газобаллонных автомобилей должны располагаться на расстоянии не менее 5м от площадок для хранения других автомобилей. При хранении автомобилей в многоэтажных зданиях, газобаллонным автомобилям рекомендуется выделять отдельные этажи.
Причем для автомобилей, работающих на сжатом природном газе (СПГ) необходимо предусматривать верхние этажи, а для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ) — нижние этажи. Этажность здания, в котором размещаются автомобили, работающие на СПГ должна быть не более шести. Хранение газобаллонных автомобилей в подземных гаражах запрещено. Подогрев и разогрев газобаллонных автомобилей возможен только при условии исключения нагрева газового оборудования и баллонов.
Зоны обслуживания, ремонта и закрытого хранения газобаллонных автомобилей должны быть оборудованы системой автоматического контроля воздушной среды, аварийного освещения помещений и путей эвакуации и постоянно действующей естественной вентиляцией, обеспечивающей однократный воздухообмен в течение одного часа.
В зонах обслуживания, ремонта и хранения автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе не допускается устройство подземных сооружений, подвалов, осмотровых канав, приямков, тоннелей, колодцев, в которых может накапливаться газ при его утечке и привести к взрывам и пожарам.
Работы по обслуживанию и ремонту с разборкой отдельных узлов и деталей, сезонное обслуживание и периодическое освидетельствование газового оборудования и баллонов, а также сварочные и окрасочные работы на газобаллонных автомобилях выполняются только после слива газа и последующей дегазации газового оборудования. Для слива (выпуска) газа и дегазации системы питания с помощью негорючих инертных газов на территории предприятия под навесом из несгораемых материалов должны быть оборудованы специальные посты.
Диагностирование и регулировка газового оборудования и другие работы, выполняемые при работающем двигателе газобаллонного автомобиля должны проводиться в отдельных изолированных противопожарными стенами и перекрытиями помещениях.
Примеры планировочных решений зон, цехов и участков ДТП.
При планировании производственных участков особое внимание уделяется научной организации труда. Научной считается такая организация труда, которая основываясь на достижениях науки и передовом опыте обеспечивает наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, способствует сокращению потерь рабочего времени и энергии человека, повышению культуры, привлекательности и безопасности труда.
Основы НОТ закладываются при проектировании предприятия, разработке планировочных решений путем рациональной расстановки оборудования и рабочих, проектирования и подбора прогрессивного технологического оборудования и оснастки и т. д. Представленные планировочные решения (рис. 7.14, 7.15, 7.16, 7.17, 7.18, 7.19.) выполнены с учетом требований НОТ и заимствованы из действующих типовых и индивидуальных проектов.
Рис. 7. 14. Поточная линия мойки легковых автомобилей. V1 — Линия мойки; 1 — Пост уборки салона; 11 — Бытовые помещения; 111 — Компрессорная; IV- Очистные сооружения; V- Постмойки двигателей.
Рис. 7. 15. Поточная линия ТО-1 грузовых автомобилей.
I 1-Тепловые завесы; 2,14-Механизм управления воротами; З-Слесарный верстак; 4- Канавный подъемник; 5-Тележка для снятия и установки колес; 6-Гайковерт для гаек колес; 7-Постслесаря; 8-Стеллаж для деталей; 9-Переходной мостик: 10-Колонка для подкачки шин; 11- Конторский стол; 12-Конвейер для перемещения автомобилей; 13, 17-Маслораздаточные колонки; 15-Воронка для слива отработавших масел; 16-Бак для слива отработавших масел.
Рис. 7.16. Планировка зоны ТО-2 и ТР АТП на 150 грузовых автомобилей. 1-Пост диагностики; 2-Подъемники; 3- Тупиковые канавы; 4-Монорельс с электротельфером; 5-Кран-балка; 6-Напольные посты; 7-Проездная канава; 8-Переход в административно-бытовой корпус; 9-ЗонаТО-1; 10-Проезд; 11-17-Производственные цеха и складские помещения.
Рис. 7. 18. Планировка агрегатно-механического цеха АТП. 1-Тумбочки для инструментов; 2,3-Токарно-винторезные станки; 4-Вертикально-сверлильный санок; 5-Слесарный верстак; 6-Слесарные тиски; 7-Настольно-сверлильный станок; 8-Ручной пресс; 9-Станок для шлифовки фасок клапанов; 10-Поверочная плита; 11-Стеллажи для деталей; 12,13-Стенды для ремонта двигателей; 14-Пресс; 15-Стенд для ремонта рулевых механизмов и карданных валов; 16-Стол для сортировки деталей; 17-Стенд для ремонта КПП; 18-Стенд для ремонта редукторов задних мостов; 19-Стенд для ремонта мостов; 20-Ларь для обтирочных материалов; 21-Ванна для мойки деталей; 22-Заточной станок; 23-Кран-балка; 24-Стеллаж для агрегатов.
Рис. 7.17. Участок диагностики грузовых автомобилей. 1 -Помещение постов диагностики; 11 -Машинное отделение; 111-Помещение для работ по обслуживанию стендов и приборов; lV-Помещение операторов;1-Установка для обдува колес горячим воздухом; 2-Воздухораздаточная колонка для подкачки шин; З-Подъемник; 4-Динамометрическая педаль; 5-Пульт управления; 6-Стенд для проверки электрооборудования; 7-Прибор для проверки фар; 8-Стенд для проверки тормозных и тяговых качеств; 9-Площадочный стенд.
Рис.7.19. Планировка шиномонтажного и вулканизационного участков АТП. 1-Шиномонтажный участок: 1-Пневматический спредер; 2-Клеть для накачки шин; 3-Стенд для правки дисков колес; 4-Стенд для демонтажа шин; 5-Окрасочная камера для дисков колес; 6-Электротельфер; 7-Стеллаж для покрышек.
11-Вулканизационный участок: 1-Верстак; 2-Ларь для отходов; З-Слесарные тиски; 4-Вешалки для камер; 5-Вулканизационный аппарат для ремонта камер; 6-Ванна для проверки камер; 7-Шероховальный станок; 8-Клеемешалка.
Рис. 7.20. Планировка электротехнического и карбюраторного цехов АТП.
1-Электротехнический цех: 1-Верстак; 2-Слесарные тиски; 3-Стол; 4-Прибор для очистки и испытания свечей зажигания; 5-Прибор для проверки якорей; 6-Прибор для проверки системы зажигания; 7-Стенд для проверки электрооборудования; 8-Настольно-сверлильный станок; 9-Ручной пресс; 10-Станок для проточки коллекторов и фрезерования лемелей; 11-Стеллаж для деталей; 12- Ванна для мойки деталей; 13-Ларь для обтирочных материалов; 14-Заточный станок.
11-Карбюраторный цех: 1-Стеллаж для деталей; 2-Настольно-сверлильный станок; 3-Ручной пресс; 4-Стол;,5-Прибор для проверки карбюраторов; 6-Прибор для проверки топливных насосов; 7-Прибор для проверки упругости пружин насосов; 8-Прибор для проверки диффузоров карбюраторов; 9-Прибор для проверки жиклеров; 10-Ларь для обтирочных материалов; 11-Стенд для разборки и мойки деталей; 12-Верстак; 13-Слесарные тиски.
111-Цех топливной аппаратуры: 1-Стеллаж для деталей; 2-Настольно-сверлильный станок; 5-Верстак; 6-Слесарные тиски; 7-Стенд для разборки и мойки деталей; 8-Ларь для обтирочных материалов; 9,10-Стенды для испытания насосов-форсунок, водяных насосов и фильтров.
Рис. 7.21. Планировка аккумуляторного цеха АТП.
1-Аккумуляторная: 1-Лари для отходов; 2-Кислотоупорная ванна; 3-Верстак; 4-Ванна для слива электролита; 5-стеллаж для деталей; 6-Стенд для проверки аккумуляторов; 7-Стеллаж; 8-Верстак с вытяжкой; 9-Шкаф.11-Зарядная: 1-Выпрямители; 2-Вытяжные шкафы для зарядки аккумуляторов.111 -Кладовая: 1 -Стеллажи для деталей; 2-Стеллаж для бутылей; 3-Стеллаж для аккумуляторов.
IV-Кислотная: 1-Ванна для приготовления электролита; 2-Приспособление для розлива кислоты; 3-Электрический дистиллятор.
Источник: studfile.net