При каком французском монархе началось строительство собора парижской богоматери

Даже если вы никогда не бывали в Париже, вы наверняка слышали о соборе Нотр-Дам. Это величественное сооружение является таким же символом столицы Франции, как и Эйфелева башня.

Кстати, последнюю достопримечательность сами парижане ласково называют Дам де ля Фер, Железной Дамой. Что же касается кафедрального собора, то он посвящен Богоматери.

В католической традиции этот евангельский персонаж называют либо Мадонной, либо Нашей Дамой. Таким образом, становится понятным, что означает Нотр-Дам-де-Пари — Парижская Богоматерь.

Собор был увековечен в произведениях культуры, прежде всего Виктором Гюго. Французский писатель прямо-таки реанимировал храм.

Масштабная реконструкция здания началась после выхода романа «Собор Парижской Богоматери». Это произведение стало сначала бестселлером, а теперь входит в сокровищницу мировой литературной классики.

Собор Нотр-Дам

Под собором Парижской Богоматери идут раскопки

История Парижа и его храма

Для того чтобы понять огромное значение собора для города (да и всей Франции), нужно знать его историю.

Париж (вернее, Лютецию, как тогда называлось поселение) основали римляне. Они построили крепость на острове посреди реки Сены. Можно сказать, что с Сите и «началась земля французская». Позже город занял соседний островок, затем расширился на оба берега реки. Но Сите оставалось его сердцем.

Поэтому здесь в галло-римскую эпоху был построен языческий храм, посвященный Юпитеру. Свято место пусто не бывает, и когда в 4 веке христианство стало государственной религией, античное капище заменили базиликой Сен-Этьен (Первомученника Стефана).

В эпохи Меровингов и Каролингов церковь расширяли. Ведь это был главный храм города.

По мере того как рос Париж, увеличивался и его кафедральный собор. Таким образом, то сооружение, который мы любуемся сегодня, – уже пятая по счету сакральная постройка на этом месте.

История современного храма

В 1163 году на трон королевства Иль-де-Франс взошел Людовик Седьмой. Он не был дофином, то есть престолонаследником.

С младых лет принца готовили к служению в церкви. Но тут его старший брат Филипп погиб, упав с коня, и так и не постригшийся в монахи Людовик стал королем Франции.

Но пиетета к Церкви он не утратил, чем тут же воспользовался епископ Морис де Сюлли. Он всячески сетовал, что старое здание Сен-Этьен обветшало и никак не отвечает статусу столичного кафедрального собора.

А потому благочестивый монарх распорядился разобрать базилику, а из ее камней соорудить церковь Парижской Богоматери. Собор стали возводить в том же 1163 году.

Помпезность великой стройки подчеркнул папа римский Александр Третий, заложив в фундамент первый камень. Планировкой занимались лучшие архитекторы. Было приказано, чтобы новая церковь была выстроена в модном тогда романском стиле.

Собор в Париже

Уникальная эклектика

Чего не хватает французам, так это немецкой методичности. Вот план кафедрального собора в Кельне был разработан в 13 столетии, и хотя его возведение продолжалось до 19 века, все детали, вплоть до украшения шпиля, были сделаны по старинным чертежам.

Собор Парижской Богоматери ждала иная участь. Годы шли, и архитектурная мода менялась.

На смену романскому стилю пришел готический. В 1235 году первоначальная планировка была безжалостно перекроена зодчим Жаном де Шелем, а после его смерти — Пьером де Монтрей.

Кроме того, архитекторам и заказчикам хотелось, чтобы собор мог вместить в себя все население Парижа. А оно, несмотря на Великий Голод, Черную Чуму, другие эпидемии и Столетнюю войну, имело тенденцию все увеличиваться.

Поэтому позднейшие архитекторы добавляли часовни и порталы. Чтобы высокие стены не рухнули под тяжестью свода, их подперли снаружи контрафорсами (для чего пришлось снести целый близстоящий жилой квартал).

Парижский кафедральный собор покоряет нас удивительной эклектикой, смешением архитектурных стилей, выполненным с поистине французским изяществом.

Нотр-Дам в Париже

Старые и новые части храма. Паперть собора

Чтобы в полной мере насладиться внешним видом самой знаменитой церкви Франции, нужно не спеша обойти ее по периметру. Итак, встаньте напротив главного входа собора Парижской Богоматери, там, где собираются огромные очереди туристов и находится нулевой километр города.

Перед собой вы увидите три портала. Правый – самый старый, законченный в конце 12 века. Он посвящен Святой Анне.

Потрясает архитектурное решение центрального портала, изображающего Страшный Суд. Он является замечательным образчиком «Пламенеющий готики» и заодно «агиткой» католицизма.

Обратите внимание на две женские фигуры, изображающие истинную и ложную Церкви. Год возведения портала (1210) – время Крестового похода против альбигойцев.

Нетрудно узнать в женщине с завязанными повязкой глазами диссидентскую Церковь христиан-катаров. Левый портал посвящен Богоматери. Выше над входами видно галерею 28 царей Ветхого Завета.

Собор в Париже

Внешний вид храма

Не спешим входить вместе с толпой туристов внутрь. Обойдем собор Парижской Богоматери по периметру.

Южный портал хранит память о более древней постройке – меровингской базилике Святого Стефана.

Восточная часть, где, согласно канону, находится алтарь, — наиболее древняя во всем здании. Апсида поддерживается наружными контрафорсами радиусом 15 метров.

Следует также обратить внимание на розу главного (западного) входа. Большинство витражей было утрачено и восстановлено лишь в 19 веке.

Обращают на себя внимание две колокольни, кажущиеся неоконченными. Но как раз они были завершены, согласно планам, в середине 13 столетия. А вот шпиль не был предусмотрен и является позднейшим дополнением 18 века.

Читайте также:  Разбивочные работы при строительстве дорог это

Горгульи Нотр-Дама являются самым узнаваемым украшением собора. Они выполняют как практическую функцию (отвод дождевой воды), так и агитационную: вне лона Римской Церкви нет спасения, и душу отступника подкарауливают адские чудовища. Но кроме горгулий, крышу собора украшают другие скульптуры – апостолы, евангелисты, химеры.

Собор Парижской Богоматери: интерьер

Интерьер храма

Теперь, отстояв длинную очередь (впрочем, она движется быстро), войдем внутрь собора Парижской Богоматери. Нотр-Дам потрясает посетителя своей величиной.

Внутри главного нефа вполне можно разместить 12-этажный дом. Как и задумывалось зодчими, в храме могли одновременно молиться все жители Парижа 13 века, которых в ту пору насчитывалось около 10 тысяч.

В интерьере собора просматривается многократное изменение планировки. Согласно канонам сакральной архитектуры, главный неф и поперечные трансепты должны представлять собой крест. Но эти боковые приделы шире и больше главного зала. Внутренние часовни продолжали множиться вплоть до 14 века.

Мелкие детали интерьера все время обновлялись, ведь существовала традиция преподносить Церкви 1 мая каждого года благочестивые дары. Поэтому в боковых приделах можно увидеть картины, скульптуры и предметы прикладного искусства разных эпох.

Следует обратить внимание также на хоры и рассмотреть изнутри изумительные витражи. В соборе есть и несколько захоронений. Самые древние из них – могилы Герцога Бретани Жоффре и королевы Изабо д’Эно.

Нотр-Дам: витражи

Дальнейшая история собора Парижской Богоматери

Париж на протяжении столетий переживал немало бурных событий. А его главный собор испытывал все превратности судьбы вместе со своим городом.

Строительство приходских церквей и королевской часовни несколько снизило статус этого храма. Тем не менее вплоть до революции 1789 года множество важных церемоний проходило именно в соборе Парижской Богоматери.

Нотр-Дам стал местом бракосочетания Марии Стюарт и Франциска Второго, королевы Марго и Генриха Четвертого. Фатальной стала для храма Великая Французская революция.

Робеспьер обложил католиков Парижа налогом в обмен за то, что он не снесет церковь с лица земли. Но это не помешало революционерам переименовать Нотр-Дам в Храм Разума и верховной Сущности и обезглавить королей Ветхого Завета, которые украшали западный фронтон здания.

Головы скульптур были выкуплены одним благочестивым парижанином, который похоронил их с почестями в подвале своего дома. Эти фрагменты были найдены в 19 веке и водружены на место.

Упадок собора

После реставрации монархии Храм Разума вновь стал называться собором Нотр-Дам. В Париже на то время уже было построено немало церквей, и статус храма снизился.

Здание постепенно ветшало. Когда Наполеон Бонапарт в 1804 году решил короноваться на императора именно в Нотр-Дам, покрытые трещинами стены пришлось в срочном порядке драпировать дорогими тканями.

В 1811 году в стенах собора произошло крещение сына великого полководца. Но это событие также не подняло статус церкви на острове Сите в глазах парижан.

В первую треть 19 века казалось, что желание Робеспьера «снести твердыню мракобесия» исполнится, если не руками революционеров, так под действием неумолимого времени.

Фрагменты крыши стали отваливаться, угрожая жизни прохожих. Дошло до того, что городские власти стали подумывать о сносе обветшалого здания.

Возрождение храма

Спасителями собора Парижской Приснодевы стали два человека: великий писатель Виктор Гюго и не менее гениальный архитектор Эжен Виолле-ле-Дюк.

Первый написал роман, вышедший в печать в 1831 году. События данного повествования разворачиваются в стенах собора.

Парижане, да и все французы, были так тронуты этой трагической любовной историей, что даже мысль разрушить столь прекрасное место показалась им кощунственной. Развернулась целая кампания в поддержку реставрации собора и возвращения ему былого величия.

Работа предстояла серьезная, ведь здание пострадало от времени и Революции. За дело взялся Эжен Виолле-ле-Дюк.

Он был не просто зодчим, а архитектором, влюбленным в Средневековье. Его реставрационными работами стали такие знаменитые проекты, как Сите Каркассона, замок Пьерфон, Сен-Шапель и собор Амьена.

А потому он с радостью взялся и за Нотр-Дам. С некоторым вызовом он придал старинному зданию некий налет неоготики, проработав крышу с ее украшениями и трансепты.

Многие историки архитектуры утверждают, что Виолле-ле-Дюк слишком уж дал волю своей фантазии. Но уж лучше некоторые несоответствия с готическим стилем, чем полная утрата такого шедевра, как Нотр-Дам.

Нотр-Дам в Париже

Храм Парижской Богоматери в цифрах

Это далеко не самый высокий и большой кафедральный собор в Европе. Он значительно уступает Кельнскому и Миланскому в параметрах.

Высота главного нефа хоть и внушительна – 35 метров, но не рекордна для средневековых сооружений. Две колокольни (если присмотреться, они разные по величине и стилистическому оформлению) также не представляют собой ничего особенно выдающегося. Их высота – 69 метров. Внутри собора вы не найдете знаменитых фресок, как в храмах Италии.

Длина храма Нотр-Дам – 130 метров, а максимальная ширина – 48. Самый большой колокол – «Эммануэль» – весит 13 тонн, а его язык – 500 килограммов.

Почему же Нотр-Дам является визитной карточкой Парижа, престолом архиепископа и одной из пяти «малых базилик» французской столицы? Не из-за размеров, а благодаря своей значимой роли в истории и роскошному внешнему убранству.

Интересно, что здание спереди и сзади очень отличается. Если смотреть на главный (западный) портал, то не видно ни контрафорсов, ни шпиля. С восточной же стороны собор кажется остовом севшего на мель корабля или скелетом огромного чудища благодаря его аркбутанам. Внутри вы не увидите ни одной разделяющей стены, их заменяют колонны с аркадами.

Информация для верующих католиков

Собор Нотердам-де-Пари является одновременно светским музеем, объектом, который охраняет государство, и церковью. Для нужд молящихся постоянно выделен придел, который не имеет старинной утвари, а потому не привлекает туристов.

Читайте также:  Учет расхода материальных ресурсов в строительстве

В соборе ежедневно несколько раз проводятся богослужения. Во время них вход в главный неф или боковые капеллы ограничен.

По праздникам и особым дням литургии проводит не ректор собора, а сам архиепископ Парижа. Храм может похвастаться наличием в реликварии гвоздя из креста, на котором был распят Иисус Христос. Впрочем, точно такая же святыня хранится еще в тридцати с лишним церквях.

Информация для туристов

Вход в Нотр-Дам-де-Пари в Париже абсолютно бесплатный. В летнее время могут наблюдаться очереди, иногда занимающие собой всю площадь перед собором. Но двигаются они быстро. Главное – встать в хвост той очереди, которая направляется в собор. Есть и другая – на смотровую площадку.

Она упирается в двери на южную колокольню.

Вход туда платный: для взрослого – 8,5 евро (650 рублей), для молодежи от 18 до 25 лет – 5 евро (383 рубля). Дети могут проходить на смотровую площадку бесплатно.

Туристы в отзывах настоятельно рекомендуют не жалеть денег и совершить восхождение по ступенькам. Зачем? Вы не увидите с колокольни Нотр-Дам Париж целиком. Обозревать столицу Франции лучше с Эйфелевой башни. Зато перед вами откроются во всей красе элементы декора крыши и шпиля.

А еще будет интересно взглянуть вблизи на витражи.

В соборе-музее есть и сокровищница. Входной билет туда стоит 3 евро (230 руб.), но туристы в отзывах говорят, что и эта плата слишком большая для обозрения дароносиц и церковных облачений 19-20 веков. А вот куда стоит пойти, так это в крипту собора. Вход туда находится со стороны паперти.

Источник: gkd.ru

Собор Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари): подробная информация о соборе Парижской Богоматери, архитектура и история Нотр-Дам-де-Пари, расположение на карте.

Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris)

Собор Парижской Богоматери или Нотр-Дам — старейший и самый известный собор Парижа, расположенный в древнейшей его части — острове Сите. Это великолепный шедевр готики, увековеченный гениальным Виктором Гюго и превратившийся в культовое место столицы Франции наряду с Эйфелевой башней и Лувром.

Кроме великолепного здания собора и его интерьера есть возможность оценить красоту Парижа с высоты башен. Чтобы на них подняться нужно преодолеть более 350 ступенек. Также можно посмотреть археологический склеп, который «расскажет» историю города с галло-римских времён до 19 века.

Собор Парижской Богоматери - вид с Сены

Собор Парижской Богоматери — вид с Сены

История Нотр-Дам-де-Пари

Уже в 3 веке в древнем Париже появились первые христиане. Сюда был послан св. Дионисий, казненный на холме Монмартр, и ставший впоследствии покровителем города (пригород Парижа Сен-Дени также назван в его честь).

После утверждения Константином христианства, как официальной религии в Римской Империи, в 4 веке на месте языческого храма был построен первый христианский собор на острове Сите — собор св. Стефана. Точно не известно, как он выглядел и его точные размеры, но считается, что это была большая пятинефная базилика, перестроенная в 6-7 веке.

Каменный собор св. Стефана был в состоянии выдержать испытание временем, но в 12 веке Людовик VII и епископ де Сюлли приняли решение построить новый, более величественный собор. В 1163 году был заложен первый камень будущего Нотр-Дам. Строительство продолжалось до 1250 года.

На протяжении своей истории, до Великой Французской революции, Собор Парижской Богоматери несколько раз перестраивался и ремонтировался. Революция нанесла собору страшный ущерб — были разрушены статуи королей на фасаде, уничтожены все большие скульптуры, повреждены витражи и порталы. Нотр-Дам пришел в настолько плачевное состояние, что всерьез обсуждалась возможность его сноса. К счастью, во многом благодаря Виктору Гюго и его легендарному роману «Собор Парижской Богоматери», собор решено было отреставрировать. В середине 19 века Нотр-Дам был снова открыт.

Собор Парижской Богоматери ночью

Собор Парижской Богоматери ночью

Архитектура

Архитектурный стиль собора — готика. Западный фасад разделен на три части по вертикали и горизонтали.

Нижний ярус — это три портала (входа): портал св. Анны, портал Девы Марии, портал Страшного Суда. Каждый портал украшен барельефами. Над порталами расположена аркада королей — 28 скульптур иудейских царей, поврежденных во время Революции.

Выше располагается западная роза — фигура беспредельности и бесконечности, заключённая в квадрат. Построена в начале 13 века и является одной из трёх роз собора и самой старой из них.

В архитектуре собора выделяются две башни-колокольни — Северная и Южная. При этом Южная башня (ближняя к реке) выглядит менее массивной.

С южной стороны фасад собора также украшает роза и шпиль, вокруг которого расположены 12 фигур апостолов.

Крыша собора — свинцовая. Выполнена из тонких свинцовых пластинок, положенных внахлёст. Вес крыши около 210 тонн. Также в верхней части фасад Собора Парижской Богоматери украшен фигурками гаргулий и химер. Интересно, что в Средневековье химер не было.

Их установили в 19 веке во время реставрации, как и новую свинцовую крышу.

Нотр-Дам внутри

Нотр-Дам внутри

Интерьер

Интерьер Нотр-Дам не может похвастаться причудливой настенной живописью. Но такова специфика суровой готики. Единственным источником света и цвета являются красивейшие витражи. Оригинальные витражи 13 века сохранились только на соборных розах. Остальные 110 витражных окон были восстановлены.

В центре нефа расположены скульптурные композиции из Евангелия. В правой часовне собора расположены картины и скульптуры, принесенные в дар. Соборная люстра выполнена из посеребрённой бронзы.

В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из величайших христианских реликвий — Терновый венец.

Читайте также:  Виды инженерных услуг в строительстве

Гаргульи Нотр-Дам

Гаргульи Нотр-Дам

Режим работы и вход

Собор Парижской Богоматери работает ежедневно с 8.00 до 18.45. В выходные до 19.45. Вход — свободный и бесплатный.

Чтобы подняться на башни и полюбоваться панорамой Парижа с высоты гаргулий нужно заплатить 10 евро. Также платный вход в склеп.

Правила поведения

  1. Собор Парижской Богоматери — действующий собор, поэтому здесь нужно вести себя спокойно, тихо и почтительно.
  2. Запрещено проносить багаж.
  3. Запрещено фотографировать со вспышкой.
  4. Могут не пустить в коротких юбках и шортах.

Как добраться?

–Линия 4, Cité ou Saint-Michel
–Линия 1, 11, Hôtel de Ville
–Линия 10, Maubert-Mutualité ou Cluny – La Sorbonne
–Линия 7, 11, 14 Châtelet

–Линия B, Saint-Michel – Notre-Dame
–Линия, C, Saint-Michel – Notre-Dame

–Маршруты 21, 38, 47, 85, 96, Arrêt Cité – Palais de Justice
–Маршрут 47, Balabus Arrêt Cité – Parvis de Notre-Dame
–Маршруты 24, 47 Arrêt Notre-Dame – Quai de Montebello
–Маршруты 24, 47 Arrêt Petit Pont
–Маршруты 24, 27, Balabus Arrêt Pont Saint-Michel – Quai des Orfèvres
–Маршруты 24, 27, 96, Balabus Arrêt Saint-Michel
–Маршруты 21, 27, 38, 85, 96 Arrêt Saint-michel – Saint-Germain

Интересные экскурсии

Большой тур по Монмартру

от €105 за экскурсию

Большой тур по Монмартру

Мулен Руж, дом Далиды, вилла Леандр, Замок Туманов и другие знаковые места богемного квартала

Сказочный Лувр для детей от 6 лет

от €130 за экскурсию

Сказочный Лувр для детей от 6 лет

Познавательное, но не скучное приключение, которое запомнится юным путешественникам

Источник: traveller-eu.ru

Парижской Богоматери собор

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) (фр. Notre Dame de Paris ) — географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера.

В соборе проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.

Высота собора — 35 м, длина — 130 м, ширина — 48 м, высота колоколен — 69 м, вес колокола Эммануэль в восточной башне — 13 тонн, его языка — 500 кг.

История

Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Историки расходятся в мнениях о том, кто именно заложил первый камень в фундамент собора — епископ Морис де Сюлли или папа Александр III. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде.

Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали — на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала. Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.

Строительство западного фронтона, с его отличительными двумя башнями, началось около 1200 года.

В ходе строительства собора в нём принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245, а весь собор — в 1345 году.

Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон.

Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.

Во времена Людовика XIV, в конце XVII века, собор пережил серьёзные перемены: могилы и витражи были разрушены.

В ходе Великой Французской революции, в конце XVIII века, статуи царей были низвергнуты восставшим народом, многие из сокровищ собора были разрушены или расхищены, сам же собор вообще был под угрозой сноса, и спасло его лишь превращение в «Храм Разума», а позднее он использовался как винный склад.

Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году, при Наполеоне.

Реставрация началась в 1841 г. под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка (1814—1879). Этот известный парижский реставратор также занимался реставрацией Амьенского собора, крепости Каркассон на юге Франции и готической церкви Сент-Шапель. Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились 23 года. Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора. Статуи химер установлены на верхней площадке у подножия башен.

В эти же годы были снесены постройки, примыкавшие к собору, в результате чего перед его фасадом образовалась нынешняя площадь.

В соборе хранится одна из великих христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств ее не на что было выкупить.

В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243—1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.

Астроморфный характер планировки собора

Существует гипотеза, что прототипом при планировке собора послужило созвездие Ориона, о чем свидетельствуют характерные пропорции здания в плане и специфические по форме пристройки в алтарной части здания.

Источник: dic.academic.ru

Рейтинг
Загрузка ...