Успенский собор посвящен одному из наиболее почитаемых событий христианства — Успению матери Христа, то есть ее смерти как бы во сне. После вознесения Христа она жила в доме Иоанна Предтечи и узнала о дне своей смерти от того же архангела, который сообщил ей о рождении Христа. В день успения в Иерусалим из разных стран приехали на облаках все апостолы, и Богоматерь попрощалась с ними, обещав заботиться о христианах. В России Успенские храмы очень почитались и по числу находятся на втором месте после Никольских. Успение отмечается 28 августа и предваряется двухнедельным постом.
Вот описание архитектуры Успенского собора (по мотивам книги: Романюк С. К., Сердце Москвы. От Кремля до Белого города. М., 2013).
Фасад собора разделен на равные части по высоте и ширине, алтарные выступы небольшие, скрытые за выступами небольших стенок, поэтому, по выражению летописца, здание получилось «яко един камень». По вертикали здание разделено пилястрами на равные промежутки с высокими и узкими окнами, а по горизонтали — декоративным поясом арочек и колонок.
Успенский Собор
В здание ведут три входа; северный и южный, как правило, закрыты, и в храм входят через западный. Южный вход, со стороны Соборной площади, был парадным, открывался только в случае торжественной церемонии. Он оформлен белокаменным арочным порталом, над которым находится фреска, изображающая богоматерь с двумя архангелами по сторонам — Михаилом и Гавриилом. Ниже, между колонками, изображены святители, а по сторонам от входа — фигуры ангела и опять же архангела Михаила с мечом, грозящим посетителям, «разглагольствующим в церкви».
Росписи есть и на северном фасаде, выходящем в узкий проход между собором и Патриаршими палатами. Там также изображены святители и над ними — Христос с Богоматерью, Иоанном Предтечей и всеми 12 апостолами. Ближе к северо-западному углу виднеется киот с белокаменным крестом, отмечающим место захоронения митрополита Ионы.
С восточной стороны росписи находятся на самом верху, в полях закомар, где изображены Троица, ангел, Богоматерь, Иоанн Предтеча и поклонение Марии с Младенцем (в смысле, поклонение ИМ, а не ИХ).
Интерьер
Внутренняя роспись ковром покрывает своды, стены и столбы. Из необычного: на западной (что символично) стене изображены сцены Страшного суда, где в числе грешников фигурируют и иноземцы, узнаваемые по белым кружевным воротникам.
Иконостас Успенского собора представляет собой стену высотой почти до потолка с 69 иконами, среди них есть особо почитаемые. Например, икона Спас Златая риза, которую в свое время сплошь закрывал золотой оклад. Ее оригинал, по легенде, был написан византийским императором Мануилом, причем Христос, как обычно, был изображен с поднятой благословляющей рукой.
Как-то император наказал одного священника, вмешавшись тем самым во внутрицерковные дела. Во сне он увидел Христа, показывающего рукой вниз, в знак смирения перед церковью, и, проснувшись, увидел, что и на его иконе рука указывает вниз.
Успенский собор — города Владимира, кто строил, кто расписал, чьи мощи хранятся.
Учитывая такую легенду, патриарх Никон и поставил данную икону на самое главное место иконостаса Успенского собора, желая этим показать главенство церковной власти над мирской. Справа от этой иконы — храмовый образ Успения, современный самому собору и писанный лично митрополитом Петром.
Есть также одна из самых древних икон — Спас Ярое око (XIV в.), написанная для собора времен Ивана Калиты. На суровом и грозном лике Христа неожиданно резко выделяются ярко-красные губы: так древний иконописец изобразил его красноречие. Была еще знаменитая икона Владимирской Богоматери, написанная в Византии в XII в., но ныне она в Третьяковской галерее.
Слева от царских врат можно увидеть фрески каменной алтарной преграды, написанные при возведении собора и с тех пор не поновлявшиеся. Самая древняя икона в Успенском соборе — это Святой Георгий (XII в.) в отдельном киоте слева от иконостаса. Кроме этих икон, есть еще и много прочих, XVI-XVII веков.
Кроме росписей и икон, в Успенском соборе находятся великолепные произведения прикладного искусства, например, бронзовая сень-шатер, где раньше хранилась часть Христовой ризы (она теперь в музее), а ныне — рака патриарха Гермогена. У иконостаса находится несколько «моленных мест» для цариц и царевен (XVII в.), патриарха (конец XV в.), а также самого Ивана Грозного (1551, резьба по дереву). Южные двери называются Корсунскими, так как, по легенде, они были вывезены из Корсуни еще Владимиром Мономахом. На самом деле, они сделаны в XVI веке, и золотым по черному на них изображены греческие мудрецы, прорицательницы и пророки, что само по себе любопытно.
По стенам собора стоят кенотафы над погребениями митрополитов и патриархов, кроме Никона, но зато включая святого митрополита Петра Московского (за иконостасом). Интересная деталь: над погребением Ионы красуется картина художника XIX в., изобразившего митрополита перед католическим распятием.
Собор освещают 12 светильников XVII в. В центре — большое, весом 328 кг, паникадило «Урожай» с соответствующим украшением, сделанное из серебра, отбитого у отступавших наполеоновских войск.
Старинное описание
А вот альтернативное дореволюционное описание:
Наружный видъ собора замѣчателенъ своей массивностью и изящной простотой. Архитектура его византійская, смѣшанная съ ломбардо-венеціанской. Форма куполовъ индійская. Окна его, весьма узкіе, помѣщены высоко отъ земли; стѣны гладкіе, кромѣ пояска, состоящаго изъ небольшихъ полуколоннъ.
Вокругъ трехъ входныхъ дверей, имѣющихъ характеръ готическихъ порталовъ, написаны иконы угодниковъ Божьихъ: надъ сѣвернымъ входомъ — Ростовскихъ, надъ южнымъ — Московскихъ, а около западныхъ дверей — Кіево-Печерскихъ. Надъ алтарями же, въ полуциркульныхъ впадинахъ, помѣщены три огромныхъ образа: Сынъ во славѣ Отчей, Софіи Премудрости Божьей и Печерской Богородицы. Два послѣднихъ образа знаменуютъ Новгородъ и Кіевъ, присоединенные къ Московскому государству. Южный входъ съ чугунной папертью, или, по-старинному, рундукомъ, гдѣ царей послѣ вѣнчанія на царство осыпали деньгами, назывался въ древности Красными дверями.
Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1893
Далее в том же источнике описываются некоторые особенные реликвии, хранящиеся в ризнице Успенского собора (на 1893 год):
Сосудъ, извѣстный подъ названіемъ «Августовой крабіи», крабницы, или крабчицы. Онъ сдѣланъ изъ яшмы съ финифтяной змѣйкой — символомъ вѣчности. По преданію, этотъ сосудъ принадлежалъ императору Августу и подаренъ восточнымъ императоромъ Алексѣемъ Комнинымъ великому князю кіевскому Владиміру Мономаху вмѣстѣ съ царскими регаліями: скипетромъ, бармами и вѣнцомъ.
Сосудъ съ крышкой, несомненно, есть замѣчательная древность. Изъ него помазываютъ нашихъ государей мѵромъ при вѣнчаніи на царство.
Семь Евангелій. Первые два, весьма древніе, пергаментные, на греческомъ языкѣ. Третье, писанное самимъ св. Іоной-митрополитомъ, украшенное жемчугомъ.
Четвертое — болгарскаго письма, въ золотомъ окладѣ, съ цѣльными драгоцѣнными каменьями по древнему обычаю. Пятое, писанное кистью красивымъ почеркомъ, съ искусной живописью, особенно въ заглавіи, — трудъ царевны Ирины Михайловны, тетки Петра Великаго. Шестое, въ богатѣйшемъ окладѣ, пожертвованное царемъ Ѳедоромъ Ивановичемъ.
Седьмое, относящееся къ 1693 году, — даръ царицы Натальи Кирилловны. Это Евангеліе — единственное въ своемъ родѣ по богатству и огромности. Обѣ доски оправлены чеканнымъ толстымъ золотомъ съ алмазами, яхонтами и изумрудами необыкновенной величины, и на нихъ весьма искусно вырѣзаны изображенія святыхъ евангелистовъ и нѣкоторыхъ другихъ святыхъ.
По приказанію императрицы Екатерины II окладъ этого Евангелія былъ оцѣненъ, и найдено, что онъ стоилъ тогда 200 тысячъ рублей (1770 г.) . до 1812 года тутъ хранился и тотъ священный крестъ, который спасъ жизнь Петра Великаго, имѣвшаго его на себѣ во время Полтавской битвы; пуля, направленная въ грудь, остановилась въ крестѣ, гдѣ на краю лѣваго затвора и замѣтенъ былъ её слѣдъ. Онъ былъ четвероконечный, въ 5 вершковъ, обложенъ золотомъ съ драгоцѣнными каменьями и полученъ царемъ Ѳедоромъ Ивановичемъ съ Аѳонской горы. При нашествіи непріятелей его похитили.
Источник: mos-sfera.ru