При ком началось строительство эрмитаж

Поделитесь с друзьями

Традиционно точкой отсчёта истории Эрмитажа считают 1764 год, когда Екатерина II приобрела первую крупную коллекцию живописи. К концу царствования она обладала обширным собранием бесценных предметов искусства: картин, антиков, камей, гравюр, медалей, камнерезных изделий.

Коллекции разместились в галереях Малого Эрмитажа и анфиладах специально построенного рядом Большого Эрмитажа, что и определило название будущего музея. Все последующие императоры в той или иной степени участвовали в пополнении Эрмитажа. В середине XIX века по воле Николая I было построено здание императорского музея. Он был открыт для публики в феврале 1852 года.

Новый этап в судьбе Эрмитажа связан с историческими событиями начала XX века: падением монархии, национализацией музея и зданий императорской резиденции. История Эрмитажа — это история приобретений и потерь. В 1920-е годы коллекцию пополнили национализированные частные собрания, а следующее десятилетие было отмечено разорительными распродажами. Сегодня Эрмитаж — это энциклопедический музей, обладающий блистательным собранием, которое насчитывает более трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры.

Сокровища Эрмитажа

История Эрмитажа, его зданий и коллекций

Можно считать, что Эрмитаж совершенно ЕЮ создан (Екатериной II), ибо заложение, расположение, выбор и многоразличность сохраняемых в оном вещей, внешняя и внутренняя изящность и великолепие, словом все по ЕЯ вкусу и начертанию учреждено.

Традиционно точкой отсчёта истории Эрмитажа считают 1764 год, когда Екатерина II приобрела первую крупную коллекцию живописи. К концу царствования она обладала обширным собранием бесценных предметов искусства: картин, антиков, камей, гравюр, медалей, камнерезных изделий.

Коллекции разместились в галереях Малого Эрмитажа и анфиладах специально построенного рядом Большого Эрмитажа, что и определило название будущего музея. Все последующие императоры в той или иной степени участвовали в пополнении Эрмитажа. В середине XIX века по воле Николая I было построено здание императорского музея. Он был открыт для публики в феврале 1852 года.

Новый этап в судьбе Эрмитажа связан с историческими событиями начала XX века: падением монархии, национализацией музея и зданий императорской резиденции. История Эрмитажа — это история приобретений и потерь. В 1920-е годы коллекцию пополнили национализированные частные собрания, а следующее десятилетие было отмечено разорительными распродажами. Сегодня Эрмитаж — это энциклопедический музей, обладающий блистательным собранием, которое насчитывает более трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры.

Императорский музей Новый Эрмитаж

Зимний дворец — императорская резиденция. XIX век

Музей в музее: декор фасадов и интерьеров Нового Эрмитажа как энциклопедия мирового искусства

К годовщине открытия Нового Эрмитажа

Валерий Павлович Лукин: «Маленькая история Большой церкви Зимнего дворца»

Большая церковь Зимнего дворца

250 лет с начала постройки здания Старого (Большого) Эрмитажа (1771–2021)

Зимний дворец. От императорской резиденции до кавшколы Осоавиахима

К юбилею Огюста Монферрана

Приобретение коллекции Генриха фон Брюля. 1769 год

Корпус Лоджий Рафаэля в Эрмитаже

Эмиссары и консультанты Екатерины II

«Собранье чудное сокровищ книжных». Библиотека Эрмитажа

ЗАЛЫ И ЗДАНИЯ ЭРМИТАЖА. Георгиевский (Большой Тронный) зал Зимнего Дворца

Источник academy.hermitagemuseum.org

Тайны эрмитажа. кто, когда и как построил?

ТАЙНЫ ЭРМИТАЖА. Кто, Когда и Как построил? ТАЙНЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Кто, Когда и Как построил Эрмитаж? Дознание с пристрастием. https://midgard-edem.org/?p=2008. В том, что официальная историческая наука нагло врёт, убеждаешься сразу же, как удается более близко ознакомиться со зданиями и сооружениями в 18-19 вв.

Великолепие в целом и в деталях + сложность архитектурных решений – не под силу даже современным технологиям и мастерам. И самый яркий пример нестыковки истории с истиной – Эрмитаж…
;
Эрмитаж был построен, официально, за 8 лет. При этом неоднократно перестраивался. Но дело в том, что даже при существующем уровне производства, государство сейчас не сможет построить подобное сооружение. Нет технологий, умений, станков, чтобы изготовить отдельные детали с таким качеством и в таком количестве.

Если же попытаться это сделать — стоимость затрат превысит подготовку Олимпиады в Сочи. Вопрос — насколько высок был уровень технологий на Руси в 18-19 веке?
жжжжж
Тайны Эрмитажа – сквозь призму создания самого С-Петербурга
Если внимательно смотреть по сторонам, то можно заметить очень много удивительных вещей. В Петербурге можно заметить здания которые мы не умеем строить и сегодня. У нас сегодня нет необходимых технологий. А 300 лет назад были…
Городу Санкт-Петербург всего 308 лет, но он имеет богатую историю. Когда знакомишься со строениями города, то почти каждый дом имеет свою неповторимую жизнь и происхождение. Каждый дом может многое рассказать о своих владельцах, о способах строительства и технологиях, применявшихся при его возведении.
Когда знакомишься с историей основания и строительства города, не может не возникнуть чувства восхищения строителями и архитекторами. Ведь, согласно официальной истории, все дома возводились на болотах, все работы производились вручную, механизмов, облегчающих труд крепостных крестьян и рабочих, не было. Основная масса людей, работавших на строительстве, якобы была безграмотна и безкультурна. И только благодаря Петру I и приглашённым им из «просвещённой» Европы «мастерам» в России смогли преодолеть безкультурие и безграмотность и построить новую столицу.
В том, что официальная историческая наука нагло врёт, убеждаешься сразу при более близком знакомстве со зданиями и сооружениями в историческом центре города.
Самый наглядный пример – это здание Эрмитажа. Строительство его начато в 1754 году. Согласно официальной версии истории, в этот период времени в России население было по-прежнему тотально безграмотным, промышленность была развита очень слабо. Было якобы лишь немного Демидовских заводов за Уралом, немного в Тульской губернии, кое-где встречались камнерезные мастерские, где работали различные «Данилы-мастера».
Однако, давайте посмотрим повнимательнее на здание Эрмитажа. Сказать, что в нём много колонн – это ничего не сказать. В Эрмитаже тысячи колонн. Они разных размеров и форм и изготовлены из различных материалов. В поисковике Интернета можно найти множество старых картин видов Эрмитажа, и современных фотографий: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12,13.

В конструкции самого здания применяется много т.н. типовых изделий того времени: это подставки под колонны и оголовки, опоры перекрытий, пролёты лестниц и перила, перекрытия и балконы. Само здание было построено за 8 лет.
Всё это изготовлено не вручную. Все эти элементы изготавливались на разных заводах, привозились на место и собирались. Построить такое здание за столь короткий срок и с таким потрясающим качеством без применения строительной техники и мощных подъёмных механизмов, невозможно! Чтобы все элементы можно было быстро собирать, они должны были подходить друг к другу без какой бы то ни было доработки, а это говорит о наличии в то время системы стандартизации и сертификации изделий (по типу ГОСТов в Союзе), о высочайшем уровне обрабатывающих технологий (по сравнению с сегодняшним уровнем), о широкой кооперации предприятий в масштабах всего государства.
Мало того, чтобы спроектировать и собрать такое здание, нужна соответствующая проектная документация на десятках тысяч листов. Для разработки проектной и технической документации такого объёма и уровня, необходимо привлечь целый проектный институт. А историки нам всё талдычат, что в России почти все были безграмотными в то время!

Читайте также:  Отходы как сырья в строительстве

Но ведь изготавливать элементы зданий и собирать их в единое целое должны были люди явно не безграмотные, а с высоким уровнем образования. И ни малограмотные крестьяне, ни другие малограмотные специалисты сделать этого не могли в принципе! Европа была в это время ещё очень своеобразным местом, и поучаствовать в таком строительстве была не способна.
По-другому построить такое здание, как Эрмитаж, никак невозможно!
Согласно существующим сегодня и навязываемым нам представлениям исторической науки о состоянии и развитии общества и государства того времени, это и многие другие здания не должны существовать. Но они стоят, несмотря на многочисленные старания их уничтожить!
Нам могут справедливо заметить, что большинство из этих сооружений построено в 19 веке (200 лет назад), и при чём здесь необразованные первые строители Санкт-Петербурга? Первые строители здесь действительно не при чём, но здание Эрмитажа построено через 50 лет после основания города (260 лет назад, в 18 веке), и строили его якобы безграмотные, необразованные крестьяне из окрестных сёл. А мы сегодня большинство, если не все, из указанных зданий построить не в состоянии! А как же построили их наши якобы необразованные предки, которые якобы совсем недавно ещё жили в землянках?

Объяснения этому нет! А тем, кто задаёт такие вопросы, стараются побыстрее заткнуть рот!

Что же делать? Нужно разыскать реальную информацию о нашем прошлом и пересматривать всю сочинённую нам историю.

Давайте зададимся ещё одним интересным вопросом: А способны ли мы сейчас построить такое здание за 8 лет? Ответ однозначный – НЕТ. А за 20 лет? Ответ: Возможно, если мы предварительно разработаем нужные технологии обработки монолитных изделий, построим новые заводы, придумаем новый транспорт и подъёмные механизмы, разработаем систему стандартов и всё остальное.

А если вспомнить, что нужно ещё спроектировать и изготовить все элементы отделки и украшения, то строительство затянется лет на 50. К тому же, стоимость такого здания будет намного больше, чем все спортивные сооружения Сочи, вместе взятые.
Мы сегодня ещё не достигли в промышленности и строительстве такого технологического уровня, который имелся во время строительства многих зданий Петербурга. Эрмитаж опередил свою эпоху на 300 (а может и более) лет…

Источник proza.ru

Петербург. Рождение Эрмитажа

Петербург. Рождение Эрмитажа

Прошло почти 260 лет с момента основания Государственного Эрмитажа. Эрмитаж сегодня — это один из крупнейших мировых художественных музеев. Он возник по замыслу и при самом энергичном участии императрицы Екатерины II.

Поиск шедевров

Условной датой основания коллекций петербургского Эрмитажа считается 1764 год, когда в Эрмитаж поступило 225 картин, преимущественно голландской и фламандской школ. Картины поступили от немецкого купца Гоцковского в счёт его долга российской казне. Гоцковский собирал эту коллекцию для прусского короля Фридриха II, но тот после разорительной Семилетней войны не смог её выкупить.

Послам, а также доверенным лицам Екатерины II давались поручения покупать всё лучшее из произведений искусства, что только появлялось на аукционах в Западной Европе. В этом был и определенный политический расчёт: видите, Пруссия не может в большом количестве покупать художественные произведения, а Россия и после тяжёлой войны может себе это позволить.

Русский посол во Франции Д. А. Голицин, среди друзей которого были Д. Дидро, Д. Аламбер и другие видные представители французской культуры, купил для Эрмитажа «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Эту картину и теперь считают величайшим шедевром живописи.

Рембрандт «Возвращение блудного сына», 1666—1669 гг.
Из коллекции Государственного Эрмитажа

В 1770 году Д. А. Голицин, ставший к тому времени послом в Гааге, приобретает для императрицы на аукционе в Амстердаме полотна из коллекции Геррита Браамкампа, называемой «Храмом вкуса». Картины были погружены на корабль, который на Балтике попал в сильнейший шторм. Судно затонуло вместе со всеми художественными сокровищами.

Екатерина II писала по этому поводу Вольтеру: «Потеряно было всего 60000 червонцев. Надобно обойтись без них; в нынешнем году я имела несколько неудач в подобных случаях. Что делать? Остается только утешиться».

В наше время этот корабль был найден на дне. Он или его обломки находятся в финских территориальных водах. Финляндия и Россия пока не могут договориться, кому и в какой степени принадлежит груз затонувшего корабля. Потому и никаких работ по его подъёму до сих пор не ведётся.

При содействии Дидро императрице удалось приобрести ряд выдающихся собраний картин. Самым знаменитыми среди них была часть коллекции Кроза (1772 год), где были такие шедевры живописи как «Святое семейство» Рафаэля, «Вакх» Рубенса, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана и «Даная» Рембрандта.

Рафаэль (Рафаэлло Санти) «Святое семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)», 1506-1507 гг.
Из коллекции Государственного Эрмитажа

Одним из значительных приобретений императрицы стала коллекция лорда Уолпала (1779 год), купленная в Англии. В эту коллекцию вошли знаменитые произведения Ван Дейка, Рубенса, итальянских мастеров. В Лондоне многие высказывали недовольство тем, что одна из лучших коллекций Англии ушла в Россию. Вопрос об этом даже обсуждался в английском парламенте.

Ещё одним крупным приобретением стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна, включавшая античные статуи и бюсты, в том числе скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик». Кстати, это единственная в России скульптурная работа этого великого мастера.

Микеланджело Буонарроти «Скорчившийся мальчик», 1530—1534 гг.
Из коллекции Государственного Эрмитажа

Екатерина II приобретала не только картины старых мастеров, но и давала заказы современным художникам Запада: Д. Рейнолдсу, Ф. Буше, Э. М. Фальконе и многим другим. Наряду с картинами в Эрмитаж поступали коллекции гравюр и рисунков, античные древности, монеты, медали, книги. В результате императрица очень скоро стала обладательницей одного из лучших художественных собраний Европы.

Читайте также:  Эксплуатация это в строительстве

В 1773—1783 годах граф Э. Миних составляет рукописный каталог, в основном произведений живописи. В 1774 году на французском языке выпускается первый печатный каталог, который вручается посетителям во время посещения Эрмитажа.

Строятся эрмитажные здания

Слово «эрмитаж» происходит из французского «ermitage» — «место уединения, затворничества». В ХVII — XVIII веках так назывались небольшие павильоны или даже дворцовые постройки в огромных парках знати. Типичным Эрмитажем является здание, построенное при Елизавете Петровне в Екатеринском парке Царского Села.

Там даже стол с угощениями поднимался из первого этажа на второй специальной машиной, чтобы гости и хозяева могли обходиться без слуг. Такой Эрмитаж в Зимнем дворце первоначально предполагала устроить и Екатерина II, чтобы иногда отдохнуть в узком кругу, среди произведений искусства. Но число произведений искусства быстро росло, в покоях Зимнего они уже не помещались.

В 1764—1775 годах архитектором Ж.-Б. Валлен-Деламотом строится так называемый Малый Эрмитаж. Северный павильон (с фасадом на Дворцовую набережную) решён в духе раннего классицизма. Южный павильон (архитектор Ю. М. Фельтен) с фасадом на Миллионную улицу носит черты и барокко, и раннего классицизма.

В 1787 году для всё растущего собрания художественных ценностей по проекту Ю. М. Фельтена было построено ещё одно здание, которое впоследствии стали называть Старым Эрмитажем. Немного позже архитектор Д. Кваренги ведёт строительство Эрмитажного театра на другом берегу Зимней канавки, где когда-то стоял Зимний дворец Петра Великого.

Через канавку перебросили грандиозный арочный пролёт, который позволял перейти из этого здания прямо в театр. По всей видимости строительством этого комплекса зданий был, в основном, осуществлён замысел Екатерины II по созданию рядом с её дворцом грандиозного художественного музея. Замечу, что в 1842—1851 годах, уже при Николае I, было построено ещё одно здание, получившее название Нового Эрмитажа. Оно знаменито своим портиком, выходящим на Миллионную улицу. Портик этот держат десять огромных каменных атлантов.

Атланты на портике Нового Эрмитажа

…Екатерине всю жизнь была присуща жажда знаний. «Нет дня, — пишет она, — чтобы я не бродила вокруг своих шкафов; из них нужно извлечь столько знаний, и конца этому нет!»

Она невероятно увлечена сбором гемм, и античных, и более современных. В письме своему постоянному корреспонденту М. Гримму она сообщает: «Одному Богу известно, сколько радости приносит ежедневное общение со всем этим. Это — неисчерпаемый источник всяких познаний». Когда наступает лето, и двор перебирается в Царское Село, «аттики» и нужные ей книги едут вслед за ней в особой карете. А книг в её личной библиотеке числилось, по последним описям, более 30000.

Встречи в Малом Эрмитаже

С Малым Эрмитажем связана ещё одна идея императрицы. Еженедельно осенью, зимой и весной до Великого поста проводились так называемые эрмитажные собрания. Их инициатором была сама императрица. По количеству приглашённых эрмитажи подразделялись на три вида. На Большом присутствовали высшие сановники и дипломатический корпус (150—200 человек). Средний — 50-60 участников.

И, наконец, Малый, самый интересный. На нём были обычно члены императорской фамилии и люди, близкие к государыне.

Французский дипломат М. Карберон вспоминал: «Эрмитаж — это небольшие покои е.и.в. В её присутствии там дышится необыкновенно свободно; не чувствуешь ни малейшего стеснения, садишься, где хочешь. На особом щите красуется главное правило: «Хозяйка здешних мест не терпит принужденья»».

Ф. Рокотов. Портрет императрицы Екатерины II, 1780-е гг.
Из коллекции Государственного Эрмитажа

Л. Энгельгарт замечал: «… всякая церемония была изгнана, императрица, забыв своё величество, обходилась со всеми просто. Были сделаны правила против этикета…», — их составила сама Екатерина. Наказания за нарушение этих правил были весьма мягкие. Надо было выпить стакан холодной воды или прочесть несколько строк из «Телемахиды» Тредиаковского.

На одно из таких собраний был приглашён молодой Денис Фонвизин. Он прочёл свою комедию «Бригадир». Фонвизин вспоминал: «… признаюсь, что я начал несколько робеть, но взор российской благотворительницы и глас её ободрил меня , похвалы её давали мне новую смелость…» Г. Р. Державин прочёл на эрмитаже свою оду «На взятие Измаила» — и государыня подарила ему табакерку с бриллиантами.

В Эрмитажном театре, имевшем форму античного полуциркульного театра без лож и ярусов, шли русские, французские или итальянские спектакли. Играли и профессиональные актёры, и любители.

К. Брож. Зал Эрмитажного театра, 1889 г.

На эрмитажах звучала и музыка. Графиня В. Н. Головина рассказывала об одном из эрмитажных концертов сезона 1794-1795 года: «…лучшие музыканты с Дицем во главе исполняли симфонии Гайдна и Моцарта».

Характерно, что сама Екатерина мало интересовалась серьезной музыкой. Но она понимала, что это часть европейской культуры, и пыталась внедрять эту культуру, пусть сначала только в верхи общества. И огромное количество живописных полотен на стенах Эрмитажей, и античная скульптура, и привычка собирать большие библиотеки книг и эстампов, работали, в конечном счете, в этом направлении. В свой век Просвещения Екатерина II думала о будущем.

Василий Васильевич Мицуров — кандидат исторических наук, автор более 450 статей в петербургских научно-популярных журналах

Обложка: «Основание Эрмитажа Екатериной II», художник — Екатерина Калиновская

Рембрандт «Возвращение блудного сына», 1666—1669 гг.
Из коллекции Государственного Эрмитажа

В 1770 году Д. А. Голицин, ставший к тому времени послом в Гааге, приобретает для императрицы на аукционе в Амстердаме полотна из коллекции Геррита Браамкампа, называемой «Храмом вкуса». Картины были погружены на корабль, который на Балтике попал в сильнейший шторм. Судно затонуло вместе со всеми художественными сокровищами.

Екатерина II писала по этому поводу Вольтеру: «Потеряно было всего 60000 червонцев. Надобно обойтись без них; в нынешнем году я имела несколько неудач в подобных случаях. Что делать? Остается только утешиться».

В наше время этот корабль был найден на дне. Он или его обломки находятся в финских территориальных водах. Финляндия и Россия пока не могут договориться, кому и в какой степени принадлежит груз затонувшего корабля. Потому и никаких работ по его подъёму до сих пор не ведётся.

При содействии Дидро императрице удалось приобрести ряд выдающихся собраний картин. Самым знаменитыми среди них была часть коллекции Кроза (1772 год), где были такие шедевры живописи как «Святое семейство» Рафаэля, «Вакх» Рубенса, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана и «Даная» Рембрандта.

Читайте также:  Расстояние между домами при строительстве многоэтажных домов по градостроительному кодексу

Рафаэль (Рафаэлло Санти) «Святое семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)», 1506-1507 гг.
Из коллекции Государственного Эрмитажа

Одним из значительных приобретений императрицы стала коллекция лорда Уолпала (1779 год), купленная в Англии. В эту коллекцию вошли знаменитые произведения Ван Дейка, Рубенса, итальянских мастеров. В Лондоне многие высказывали недовольство тем, что одна из лучших коллекций Англии ушла в Россию. Вопрос об этом даже обсуждался в английском парламенте.

Ещё одним крупным приобретением стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна, включавшая античные статуи и бюсты, в том числе скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик». Кстати, это единственная в России скульптурная работа этого великого мастера.

Микеланджело Буонарроти «Скорчившийся мальчик», 1530—1534 гг.
Из коллекции Государственного Эрмитажа

Екатерина II приобретала не только картины старых мастеров, но и давала заказы современным художникам Запада: Д. Рейнолдсу, Ф. Буше, Э. М. Фальконе и многим другим. Наряду с картинами в Эрмитаж поступали коллекции гравюр и рисунков, античные древности, монеты, медали, книги. В результате императрица очень скоро стала обладательницей одного из лучших художественных собраний Европы.

В 1773—1783 годах граф Э. Миних составляет рукописный каталог, в основном произведений живописи. В 1774 году на французском языке выпускается первый печатный каталог, который вручается посетителям во время посещения Эрмитажа.

Строятся эрмитажные здания

Слово «эрмитаж» происходит из французского «ermitage» — «место уединения, затворничества». В ХVII — XVIII веках так назывались небольшие павильоны или даже дворцовые постройки в огромных парках знати. Типичным Эрмитажем является здание, построенное при Елизавете Петровне в Екатеринском парке Царского Села.

Там даже стол с угощениями поднимался из первого этажа на второй специальной машиной, чтобы гости и хозяева могли обходиться без слуг. Такой Эрмитаж в Зимнем дворце первоначально предполагала устроить и Екатерина II, чтобы иногда отдохнуть в узком кругу, среди произведений искусства. Но число произведений искусства быстро росло, в покоях Зимнего они уже не помещались.

В 1764—1775 годах архитектором Ж.-Б. Валлен-Деламотом строится так называемый Малый Эрмитаж. Северный павильон (с фасадом на Дворцовую набережную) решён в духе раннего классицизма. Южный павильон (архитектор Ю. М. Фельтен) с фасадом на Миллионную улицу носит черты и барокко, и раннего классицизма.

В 1787 году для всё растущего собрания художественных ценностей по проекту Ю. М. Фельтена было построено ещё одно здание, которое впоследствии стали называть Старым Эрмитажем. Немного позже архитектор Д. Кваренги ведёт строительство Эрмитажного театра на другом берегу Зимней канавки, где когда-то стоял Зимний дворец Петра Великого.

Через канавку перебросили грандиозный арочный пролёт, который позволял перейти из этого здания прямо в театр. По всей видимости строительством этого комплекса зданий был, в основном, осуществлён замысел Екатерины II по созданию рядом с её дворцом грандиозного художественного музея. Замечу, что в 1842—1851 годах, уже при Николае I, было построено ещё одно здание, получившее название Нового Эрмитажа. Оно знаменито своим портиком, выходящим на Миллионную улицу. Портик этот держат десять огромных каменных атлантов.

Атланты на портике Нового Эрмитажа

…Екатерине всю жизнь была присуща жажда знаний. «Нет дня, — пишет она, — чтобы я не бродила вокруг своих шкафов; из них нужно извлечь столько знаний, и конца этому нет!»

Она невероятно увлечена сбором гемм, и античных, и более современных. В письме своему постоянному корреспонденту М. Гримму она сообщает: «Одному Богу известно, сколько радости приносит ежедневное общение со всем этим. Это — неисчерпаемый источник всяких познаний». Когда наступает лето, и двор перебирается в Царское Село, «аттики» и нужные ей книги едут вслед за ней в особой карете. А книг в её личной библиотеке числилось, по последним описям, более 30000.

Встречи в Малом Эрмитаже

С Малым Эрмитажем связана ещё одна идея императрицы. Еженедельно осенью, зимой и весной до Великого поста проводились так называемые эрмитажные собрания. Их инициатором была сама императрица. По количеству приглашённых эрмитажи подразделялись на три вида. На Большом присутствовали высшие сановники и дипломатический корпус (150—200 человек). Средний — 50-60 участников.

И, наконец, Малый, самый интересный. На нём были обычно члены императорской фамилии и люди, близкие к государыне.

Французский дипломат М. Карберон вспоминал: «Эрмитаж — это небольшие покои е.и.в. В её присутствии там дышится необыкновенно свободно; не чувствуешь ни малейшего стеснения, садишься, где хочешь. На особом щите красуется главное правило: «Хозяйка здешних мест не терпит принужденья»».

Ф. Рокотов. Портрет императрицы Екатерины II, 1780-е гг.
Из коллекции Государственного Эрмитажа

Л. Энгельгарт замечал: «… всякая церемония была изгнана, императрица, забыв своё величество, обходилась со всеми просто. Были сделаны правила против этикета…», — их составила сама Екатерина. Наказания за нарушение этих правил были весьма мягкие. Надо было выпить стакан холодной воды или прочесть несколько строк из «Телемахиды» Тредиаковского.

На одно из таких собраний был приглашён молодой Денис Фонвизин. Он прочёл свою комедию «Бригадир». Фонвизин вспоминал: «… признаюсь, что я начал несколько робеть, но взор российской благотворительницы и глас её ободрил меня , похвалы её давали мне новую смелость…» Г. Р. Державин прочёл на эрмитаже свою оду «На взятие Измаила» — и государыня подарила ему табакерку с бриллиантами.

В Эрмитажном театре, имевшем форму античного полуциркульного театра без лож и ярусов, шли русские, французские или итальянские спектакли. Играли и профессиональные актёры, и любители.

К. Брож. Зал Эрмитажного театра, 1889 г.

На эрмитажах звучала и музыка. Графиня В. Н. Головина рассказывала об одном из эрмитажных концертов сезона 1794-1795 года: «…лучшие музыканты с Дицем во главе исполняли симфонии Гайдна и Моцарта».

Характерно, что сама Екатерина мало интересовалась серьезной музыкой. Но она понимала, что это часть европейской культуры, и пыталась внедрять эту культуру, пусть сначала только в верхи общества. И огромное количество живописных полотен на стенах Эрмитажей, и античная скульптура, и привычка собирать большие библиотеки книг и эстампов, работали, в конечном счете, в этом направлении. В свой век Просвещения Екатерина II думала о будущем.

Василий Васильевич Мицуров — кандидат исторических наук, автор более 450 статей в петербургских научно-популярных журналах

Обложка: «Основание Эрмитажа Екатериной II», художник — Екатерина Калиновская

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Источник spbcult.ru
Рейтинг
Загрузка ...