Успе́нский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.
История
Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I: 4 августа 1326 года на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы во исполнение пожелания Митрополита Киевского и всея Руси Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву.
Успенский собор 1326—1327 годов был первым каменным храмом Москвы. Археологические исследования [1] показали, что это был четырёхстолпный, трёхапсидный, трёхпритворный, одноглавый храм, построенный по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора. Храм был увенчан кокошниками.
Завершаются раскопки на месте строительства колокольни Успенского собора
При Иване III храм перестал соответствовать статусу кафедрального собора крепнувшего централизованного Московского государства. Вероятно, предназначенный к сносу храм перестали ремонтировать, и он сильно обветшал, что и нашло отражение в летописях. Летом 1471 года «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подпёрты древами толстыми.» [2]
Строительство нового собора огромных для того времени размеров было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. Начатое в 1472 году строительство не было закончено, так как доведённый до сводов храм обрушился после землетрясения («труса»), якобы бывшего в Москве 20 мая 1474 года. Летописец свидетельствует: «бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися».
Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием.
Строительство Успенского собора
Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом (из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные — круглые — столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем).
Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515 год. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1642—1644 годы собор был расписан заново, но сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля.
Храм многократно страдал от пожаров, многократно поновлялся и реставрировался. После пожара 1547 года Иоанн Васильевич повелел покрыть верх храма вызолоченными медными листами; мощи же митрополита Петра были переложены из серебряной раки в золотую. В 1624 году угрожавшие падением своды собора были разобраны и вновь сложены по изменённому рисунку, с дополнительным армированием их связным железом и с введением дополнительных подпружных арок.
В 1625 году в соборе была перенесена Риза Господня, присланная в дар царю Михаилу Феодоровичу персидским шахом Аббасом I. В честь этого события в русской церкви был установлен праздник «Положение Ризы Господней» (10 июля по юлианскому календарю).
В петербургский период продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.
В 1812 году собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду. Из гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы. Собор был заново освящён 30 августа 1813 года епископом Дмитровским Августином (Виноградским).
Реставрации Успенского собора проведены в 1895—1897 годах архитектором С. К. Родионовым, в 1900-е годы архитектором С. У. Соловьёвым, в 1911—1915 годах — архитектором И. П. Машковым. [3]
15 августа 1917 года, в престольный праздник, здесь открылся Всероссийский Поместный Собор Православной Российской Церкви, принявший в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской Церкви; 21 ноября того же года произошла интронизация Патриарха Тихона (Беллавина).
Закрыт для доступа и богослужений в марте 1918 года, после переезда в Кремль правительства РСФСР.
Последняя перед закрытием храма служба была совершена на Пасху 1918 года — 22 апреля (5 мая); богослужение, которое послужило первоначальной основой картины П. Д. Корина «Русь уходящая», возглавлял викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов).
Современный статус
Открыт как музей в 1955 году. В феврале 1960 года передан в ведение Министерства культуры СССР. С 1991 года входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» .
С 1990 года в соборе совершаются богослужения в отдельные дни по благословению Патриарха; именуется «Патриаршим кафедральным» [4] .
Святыни
В соборе сохраняется Гвоздь Господень и посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея России.
С 1395 года в соборе находилась Владимирская икона Божией Матери (с 1930 года в Третьяковской галерее, в храме святителя Николая в Толмачах).
Собор был местом погребения большинства московских святителей до учреждения Святейшего Синода.
Источник: dic.academic.ru
Успенский собор
Здесь венчали на царство царей, короновали императоров, возводили в сан патриархов и праздновали победы.
Строительство собора
Первая каменная церковь на месте будущего Успенского собора была заложена в Москве еще в 1326 году по повелению первого митрополита московского Петра и князя Ивана Калиты. Предполагается, что каменное здание решили возвести вместо пришедшей в негодность деревянной церквушки.
Именно тогда Москва получила важный статус первопрестольного города, и новый собор должен был стать преемником Успенского собора во Владимире. В будущем главном храме государства уже спустя несколько месяцев похоронили его основателя, митрополита Петра. В честь усопшего Иван Калита устроил в соборе отдельный придел Поклонения веригам апостола Петра. Спустя год после начала строительства собор освятили.
В конце XV века Иван III задумал перестроить собор. Храм разобрали буквально до последнего камня. Для работы над новым зданием пригласили псковских мастеров, но храм, по преданию, неожиданно рухнул. Тогда Иоанн Васильевич выбрал новую кандидатуру архитектора — великому князю приглянулся итальянский зодчий Аристотель Фиораванти. Новый храм возводился по образцу владимирского.
На строительство ушло пять лет, и в 1479 году Успенский собор освятили.
Архитектура собора
Пятиглавый храм выполнен из белого камня, некоторые части, например, своды и барабаны, — из кирпича. Первоначальная роспись собора проводилась в конце XV — начале XVI века. В ней принимал участие и знаменитый продолжатель традиций Андрея Рублева Дионисий.
В XVII веке храм был расписан заново, но до нас дошли и более ранние фрески, которые являются древнейшими росписями на территории московского Кремля. Несколько раз собор реставрировали, поскольку он регулярно страдал от пожаров. Первую глобальную реконструкции провели в XVI веке — тогда верхушка храма была выложена золочеными медными листами.
Одной из самых известных реликвий собора является иконостас середины XVII века. Перед ним расположены моленные места царя, царицы и патриарха. В юго-западном углу храма находится ажурный шатер, выполненный из бронзы. А самым впечатляющим произведением искусства в здании по праву считаются южные двери собора, привезенные из Суздаля.
Созданы они были в XV веке — на черных лаковых дверях золотом изображены 20 библейских сцен. С 1395 года в храме находилась Владимирская икона Божьей Матери, после ее перенесли в храм святителя Николая в Толмачах. Во время войны с Наполеоном храм был разграблен французами, и часть убранства собора была утеряна. Вплоть до 1917 года Успенский собор был главным храмом страны, после революции его превратили в музей. Современный интерьер храма максимально приближен к историческому.
Роль в истории
Успенский собор повидал на своем веку немало важных исторических событий. Именно здесь венчали на царство Ивана IV в 1547-м. Начиная с Петра II здесь также короновали всех российских императоров. Отдельно проводилась также коронация императорской жены — императрица вставала на колени, и муж возлагал ей на голову меньшую по размерам корону.
Исключение составила Елизавета Алексеевна, жена Александра I, которая приняла корону стоя. В 1613 году в здании храма проходил Земский собор, на котором царем были избран Михаил Федорович Романов. Здесь же хранились несколько важных документов, например, Акт о престолонаследии, изданный Павлом I, а также манифест Александра I, согласно которому Николай Павлович мог стать императором в случае отказа от престола Константина Павловича. Кроме того, в храме были погребены некоторые главы Русской церкви.
Источник: diletant.media
Успенский собор Московского Кремля
Патриарший Успенский собор Московского Кремля — одна из величайших святынь всей России. Несколько веков этот храм был духовным и политическим центром страны: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров, оглашали государственные акты, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов.
История
История храма начинается в 1326 году, когда великий князь Иван Калита и святитель Петр заложили на этом месте первый каменный собор в Москве, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города. Отныне именно Московский, а не Владимирский Успенский собор был призван стать главным храмом Святой Руси.
Ключевую роль в выдвижении Москвы и строительстве собора сыграл святитель Петр, первый митрополит Московский; здесь же он был погребен (еще в недостроенном храме). Митрополиту Петру Иван Калита посвятил церковь Поклонения веригам св. апостола Петра, ставшую приделом Успенского собора. С именем святителя связана небольшая икона, именуемая «Богоматерь Петровская».
По преданию, икону написал сам свт. Петр в бытность свою юным иноком на Волыни. Икона была подарена им митрополиту Максиму, позднее она хранилась в Успенском соборе как одна из главных московских святынь. Дошедший до нас список написан через несколько десятилетий после кончины святителя.
В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание своей новой резиденции с перестройки Успенского собора. Храм разобран в 1472 году до самого основания, при этом были обретены мощи свт. Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он неожиданно рухнул.
Тогда Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, под руководством которого и было построено (1475-1479) здание, и поныне украшающее Московский Кремль. Фиораванти было поручено взять за образец Владимирский Успенский собор — тем самым подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров Святой Руси.
20 августа 1479 года митрополит Геронтий совершил освящение храма. Мощи святителя, находившиеся во время строительства в церкви святого Иоанна Богослова, были перенесены в собор.
Успенский собор — величественный и монументальный, мощных пропорций, трехнефный пятиглавый храм. С несколько суровым обликом фасадов контрастирует просторный интерьер с 6 тонкими высокими столпами. Они не стесняют пространство, но создают впечатление огромного дворцового зала. Успенский собор, бывший главным храмом Московского государства, до конца XVII века служил образцом при строительстве многих соборов в городах и монастырях допетровской Руси.
Храм выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописи отметили, что здание смотрится «как един камень». Современники были поражены величеством и высотою, и светлостью и пространством» собора.
Для росписи первопрестольного храма привлекались лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля — изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью великого иконописца Дионисия. Современный облик собора определяют росписи 1642-1643 гг. (над ними работала группа из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым) и грандиозный иконостас 1653 г., созданный по инициативе Патриарха Никона.
Темы росписи определило посвящение храма празднику Успения Пресвятой Богородицы. Живопись второго сверху яруса на южной и северной стенах повествует о чудесном рождении Девы Марии и Ее детстве. Следующий ряд занимают иллюстрации Акафиста — гимна в честь Богоматери. Интересная особенность росписи — изображение Вселенских Соборов в нижних ярусах стен. На западной стене храма традиционно расположена композиция Страшного Суда.
Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь так же, как столпы несут свод.
Собрание икон XI-XVII вв. в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV вв., другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель. Среди наиболее ценных икон собора — двусторонняя «Богоматерь Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка Владимирской иконы Божией Матери, храмовый образ «Успение», «Предста Царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и многие другие.
Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Особый интерес представляет так называемый «Мономахов трон» — моленное место, созданное в 1551 году для царя Ивана Грозного. Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. Здесь представлены различные мотивы и приемы резьбы, когда-то широко распространенной на Руси.
В основании помещены четыре круглые скульптуры — изображения фантастических хищных зверей. Они несут квадратное в плане сооружение со сложной формы колонками, балясинами, подзорами, увенчанное затейливым шатром с многочисленными кокошниками, розетками и вазами. В двенадцати барельефах на стенках иллюстрировано «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь из Византии царских регалий — шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов.
С 1326 года, когда в храме был погребен свт. Петр, и до 1700 года собор служил усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви — митрополитов и патриархов. Всего в соборе 19 гробниц, расположенных вдоль стен собора. Мощи московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена покоятся в деревянных, украшенных металлическими пластинами раках — мощехранительницах.
Во время Отечественной войны 1812 года собор был разграблен наполеоновскими войсками. Из части серебра, отбитого у французов русскими казаками, была выкована великолепная люстра, которая сейчас висит в центре собора.
Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.
После Октябрьской революции Успенский собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей.
Богослужения в соборе были возобновлены в 1990 году.
Описание
Архитектура
Архитектор Аристотель Фиораванти довольно точно повторил образец — Успенский собор во Владимире, — древний храм XII века, но создал принципиально новое по своей архитектуре сооружение. Собор выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописи отметили, что здание смотрится «как един камень».
Своеобразие архитектуры Успенского собора сильнее ощущается в его интерьере: применение новых технических средств позволило увеличить все членения храма, круглые столпы не затесняют пространство, создавая впечатление огромного дворцового зала. Собор поразил современников «величеством и высотою, и светлостью и пространством».
Интерьер
Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения.
Современный облик собора определяют памятники середины XVII в. – росписи 1642-1643 гг. и грандиозный иконостас 1653 года.
Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер для хранения священных реликвий.
В XIV – XVII вв. Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. Все захоронения святителей, кроме почитаемых святых, чьи мощи были помещены в раки, находятся под «спудом», под полом собора, над ними в XVII веке соорудили надгробия, причем патриаршие надгробия у южной стены снабдили резными белокаменными надписями – эпитафиями. В 1913 году все гробницы закрыли латунными посеребренными чехлами.
После революции 1917 г. Успенский собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 г. в соборе возобновились богослужения.
Усыпальница
21 декабря 1326 года в еще недостроенном здании Успенского собора был погребен митрополит Петр. С этого времени собор становится храмом-усыпальницей русских святителей – митрополитов и патриархов. В 1329 году преемник Петра на митрополичьем престоле грек Феогност соорудил в память своего святого предшественника Петропавловский придел, где он и сам был погребен в 1353 году.
Все захоронения святителей, кроме почитаемых святых, чьи мощи были помещены в раки, находятся под «спудом», под полом собора, над ними в XVII веке соорудили надгробия, причем патриаршие надгробия у южной стены снабдили резными белокаменными надписями – эпитафиями. В 1913 году все гробницы закрыли латунными посеребренными чехлами, изготовленными фирмой И.П. Хлебникова, с восьмиконечными золочеными крестами и черневыми надписями на крышках.
Святыни
Паломники могут прикладываться к мощам и иконам лишь во время Богослужений, которые совершаются нерегулярно.
- мощи: свт. Петр, Иона, Феогност, Фотий, Киприан, Филипп I, Макарий и Иов Московские, свт. муч. Филипп II и Гермоген Московские
- оригиналы «Влахернской» и «Петровской» икон и «Корсунская» (в алтаре) иконы Божией Матери
- Гвоздь Господень
- посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси
Престольные праздники
Местонахождение
Адрес: Россия, Москва, Кремль, Соборная пл.
Паломнику
Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00.
В период c 15 мая по 30 сентября с 9:30 до 18:00.
Выходной день — четверг.
Единый билет на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади дает право осмотра Успенского, Архангельского, Благовещенского соборов, церкви Ризположения, Патриарших палат с церковью Двенадцати апостолов, экспозиции «Клады и древности Московского Кремля» в подклете Благовещенского собора, экспозиции выставки русской деревянной скульптуры в крытой галерее церкви Ризположения, экспозиции посвящённой Вознесенскому монастырю в южной пристройке Архангельского собора.
Стоимость билета (без предоставления скидок) — 500 руб.
Стоимость билета для российских студентов дневной формы обучения и пенсионеров (при предъявлении соответствующих документов) — 250 руб.
Бесплатно архитектурный ансамбль и выставки посещают:
Лица до 16 лет, вне зависимости от гражданства; члены многодетных семей; лица, получающие пенсию по потере кормильца; инвалиды I и II групп; дети — инвалиды детства; дети, находящиеся на попечении государства (дети — сироты); участники ВОВ и приравненные к ним категории; музейные сотрудники (РФ и СНГ); служители культа (РФ и СНГ); члены Общества Друзей Музея; военнослужащие срочной службы. Лица не достигшие 18 лет — каждый второй вторник календарного месяца.
Билеты можно приобрести:
— Онлайн на сайте музея, кроме льготных и бесплатных;
— в кассах в Александровском саду с 9:30 до 16:30.
В период c 15 мая по 30 сентября с 9:00 до 16:30. Выходной день — четверг.
— экскурсии в сопровождении экскурсовода музея.
Любительская фотосъёмка и видеосъёмка в музеях-соборах запрещена.
Внимание! Посещение Оружейной палаты осуществляется по отдельному билету.
Источник: azbyka.ru