Приемка выполненных работ в строительстве комиссия

В Коврове прокурор направил в суд уголовное дело о коммерческом подкупе в значительном размере. Установлено, что в апреле 2021 года между Ковровской городской больницей №2 и компанией «ПСК «Партнер» заключен контракт на капремонт помещения на первом этаже медицинского учреждения, а с ООО «СК «СФ» больница заключила договор строительного контроля. За отдельную плату директор «СК «СФ» предложил директору «ПСК «Партнер» подписывать акты о приемке выполненных работ без задержки по времени.

На данное предложение руководитель строительной организации согласился. В июне и августе 2021 года он передавал денежные средства и в итоге отдал 72 тысячи рублей. Преступную деятельность пресекли сотрудники полиции: передача взяток шла под их контролем.

Обвиняемый свою вину в совершенном преступлении признал в полном объеме. Уголовное дело направлено в Ковровский городской суд для рассмотрения по существу. Виновного могут отправить за решетку на срок до пяти лет.

Источник: vedom.ru

Особенности приемки работ по договорам строительного подряда. Скрытые и явные недостатки

Приёмочная комиссия по Федеральному закону №44-ФЗ «О контрактной системе»: правила создания, состав и основные правила работы

Действующие нормы законодательства в сфере закупок, в частности, положения статьи 94 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», возложило на заказчика обязанность обязательного проведения полной приемки результатов исполнения заключенного контракта или договора вне зависимости от того, о какой форме проведенной закупки идет речь, а также о сумме заключенного контракта или договора и фактическом объеме его исполнения.

Для того чтобы данное правило срабатывало в полном объеме, на заказчика возложена обязанность создания специальной приемочной комиссии.

Что такое приемочная комиссия по 44-ФЗ, и какие задачи она решает

Итоговая приемка результатов исполнения контракта является обязательным условием качественного исполнения такого подписанного соглашения. При этом по факту такой приемки должны быть сформированы специальные документы, которые ложатся в основу принятия заказчиком решения о том, можно ли считать тот или иной контракт или договор исполненным, а также судить о качестве такого исполнения.

Комиссия должна быть создана в соответствии с требованиями действующего законодательства как в виде указанного выше федерального нормативного акта, так и в виде принятых в его исполнение подзаконных нормативных актов.

На созданную заказчиком приемочную комиссию возлагаются следующие обязанности:

  • проверка результатов исполнения контракта или договора при условии, что такая проверка происходит в сотрудничестве с членами контрактной службы или с контрактным управляющим. Нахождение такой взаимосвязи является обязательным, так как именно указанные сотрудники могут дать исчерпывающую информацию о существующих условиях заключенного контракта или договора;
  • учет сформированной экспертной оценки при принятии решения о возможности или невозможности признания контракта или договора исполненным;
  • в том случае, если заказчиком не проводилась внешняя экспертиза результатов исполнения контракта или договора, на приемочную комиссию возлагается обязанность обеспечить условия для проведения такой экспертизы собственными силами заказчика, в том числе путем привлечения к ее осуществлению тех сотрудников, которые обладают специальными знаниями относительно предмета закупки.

Члены приемочной комиссии в ходе проводимого заседания обязаны изучить все предоставленные им материалы, отражающие фактическое исполнение контракта или договора, чтобы вынести объективное решение, которое должно быть предельно прозрачным, чтобы исключить риск предвзятого отношения к самому исполнителю по договору или контракту. Вынесенное решение должно быть обязательно оформлено в виде специального протокола либо акта.

В том случае, если у членов комиссии имеются вопросы относительно качества результатов исполнения контракта или договора, они наделены правом затребовать от исполнителя дополнительных документов или материалов, подтверждающих качество исполнения взятых на себя обязательств, а также правом вызова представителей компании-исполнителя или индивидуального предпринимателя, которые могут обосновать конкретный вариант исполнения условий подписанного ранее соглашения.

Порядок создания

О необходимости создания приемочной комиссии говорит часть 6 статьи 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ.

В соответствии с требованиями указанного выше Федерального закона комиссия должна быть создана до момента, когда наступает собственно приемка результатов исполнения контракта.

Как правило, такая комиссия либо создается заказчиком в самом начале своей закупочной деятельности, либо в начале каждого года при условии, что имеется необходимость проведения пересмотра состава такой комиссии.

Закрепление легитимности такой комиссии происходит на основании следующих локальных правовых актов:

  • приказ о создании комиссии по приемке результатов исполнения контрактов и договоров;
  • Положения о работе комиссии.

Форма приказа

Если говорить о том, что именно должно быть указано в приказе, то строгой формы данного документа нет – оформление целиком зависит от того порядка, который применяется в конкретной организации – государственном или муниципальном заказчике. Если же говорить о перечне сведений, которые должны быть отражены в тексте такого документа, то к ним относятся:

  • сведения о составе комиссии. В силу того, что некоторые члены основного состава комиссии могут отсутствовать по уважительным причинам, в тексте приказа должны быть указаны сотрудники, входящие в основной и заменяющий составы;
  • данные о тех регламентирующих документах, на которые такая комиссия должна опираться в ходе осуществления своей деятельности (в рамках приказа о создании приемочной комиссии может быть осуществлено также и утверждение Положения о деятельности такой комиссии);
  • правила доведения до сведения членов комиссии положений тех регламентирующих документов, на которые они должны опираться при осуществлении своей деятельности;
  • дата подписания приказа и отметка об утверждении такого приказа руководителем организации или уполномоченным должностным лицом, на которого возложены руководителем заказчика соответствующие обязанности;
  • сведения о том, когда произошло ознакомление с положениями приказа всех лиц, которые в нем указаны (лист согласования оформляется в виде продолжения документа и располагается на обороте последнего листа текста приказа таким образом, чтобы все подписи находились на обороте документа).

Дополнительно в тексте приказа могут быть обозначены некоторые ключевые обязанности приемочной комиссии, как, например, обязанность принимать результаты исполнения контракта в том случае, если исполнитель в указанные сроки в полном объеме исправил выявленные недостатки. В случае если такие недостатки были выявлены в ходе проведения экспертизы, результат исправления может быть принят самой комиссии без созыва экспертного заседания, если профессиональных знаний членов такой комиссии хватает для того, чтобы принять указанные результаты.

Содержание Положения о комиссии

Отдельными частями Положения фиксируются правила осуществления работы комиссии, сроки работы комиссии, а также правила изучения и рассмотрения предоставленных материалов. Образец Положения о комиссии можно найти здесь.

Читайте также:  Тэо в строительстве определение

Кроме того, в тексте Положения должны быть также указаны сведения о том, какие меры ответственности могут быть применены к членам приемочной комиссии в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей, а также в случае допущения и выявления нарушений действующего законодательства в сфере закупок.

Состав, в том числе, с профессиональной точки зрения

На основании части 6 статьи 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» в состав комиссии не может входить менее пяти членов, одним из которых является председатель. На председателя возлагается ряд обязанностей:

  • объявление и ведение заседаний;
  • объявление голосования и подведение его итогов в случае возникновения споров относительно возможности или невозможности принятия результатов исполнения контрактов или договоров;
  • принятие решения в случае возникновения спорной ситуации по голосованию (при наличии равного числа голосов по итогам проведенного голосования);
  • подведение итогов заседания;
  • оформление генерируемых документов по итогам проведения заседания комиссии (протокола заседания и акта приемки).

Единственным членом комиссии, в отношении которого не предъявляются требования относительно его профессиональной принадлежности, является председатель, так как он назначается чаще всего из числа руководящего звена государственного или муниципального заказчика либо является единоличным руководителем.

В отношении остальных членов комиссии заказчиком могут самостоятельно могут выдвигаться требования относительно профессиональной подготовки, а также относительно сроков работы на той или иной должности. Это может давать некоторые преимущества относительно объективной оценки результатов исполнения контрактов, с точки зрения соответствия их технической или иной характеристики тем требованиям, которые формировал заказчик в документации о закупке. Требования о том, чтобы у членов комиссии были определенные знания относительно результатов исполнения заключенных соглашений, содержатся в статье 39 указанного выше федерального нормативного акта и применяются на основании имеющейся практики не только к членам закупочных комиссий, но и к членам приемочных коллегиальных органов. Правоприменительная практика на сегодняшний день определила, что не менее пятидесяти процентов членов комиссии (речь идет отдельно об основном составе и отдельно – о заменяющем составе) должны обладать специальными профессиональными знаниями относительно предмета закупки.

Кроме того, в отношении состава комиссии есть обязательное требование, которое «перекочевало» в список требований из аналогичных положений, предъявляемых к закупочным комиссиям: ни один из членов приемочной комиссии не должен быть заинтересован в итоговом содержании вынесенного решения. В отношении закупочных комиссий такое требование сформулировано в положениях части 6 статьи 39 указанного федерального нормативного акта.

Генерируемые документы по результатам приемки исполнения контракта

Все решения, которые принимает приемочный коллегиальный орган государственного или муниципального заказчика, оформляется с помощью специальных документов. В правоприменительной практике для объединения всех таких документов применяется термин «генерируемые». Приемочной комиссией оформляются следующие документы:

Правила составления акта приемочной комиссии

Приемочный акт комиссии заказчика, если только речь не идет об акте по приемке строительных и монтажных работ, может быть составлен в свободной форме. Однако есть ряд требований к содержанию данного документа, которые должны быть обязательно соблюдены. Это, в первую очередь, требования к содержанию документа. В числе сведений, которые необходимо оформить в обязательном порядке, рассматриваются такие:

  • номер контракта, а в случае наличия информации о присвоенном идентификационном коде закупки – и этот код (необходимо для облегчения идентификации проведенной закупки и более быстрой проверки обозначенных обязательных условий исполнения контракта);
  • сведения о предмете закупки, в отношении которой проводилась такая закупка. Должно быть представлено описание предмета закупки с четкой идентификацией по наименованиям, сформированное таким же образом, как и содержится в тексте контракта или договора либо в ведомости поставки или спецификации, оформленных в качестве приложения к контракту. Если речь идет о выполнении работ или оказании услуг, то описание в тексте акта приемочной комиссии должно строиться таким же образом, как и в соответствующем приложении к контракту, а также в документации о проводимой закупке (в рамках технического задания к такой закупке);
  • данные о том, какой является цена заключенного контракта (та цена, которая указана в тексте контракта в разделе, посвященном стоимости возникающих обязательств), а также цена фактического исполнения (в том случае, если она по каким-то причинам была изменена). Если имеются дополнительные соглашения, изменяющие стоимость контракта, необходимо указывать значения на основании этих дополнительных соглашений;
  • в том случае, если сторонами были нарушены условия исполнения взятых на себя обязательств, необходимо указать количество таких нарушений, их типологию (просрочки исполнения обязательств, ненадлежащее исполнение), а также применение различных видов штрафных санкций;
  • в случае проведения экспертизы вне зависимости от того, идет ли речь о внешней или внутренней экспертизе, потребуется дать ссылку на заключение такой экспертизы либо указать, что в соответствии с положениями статьи 94 Федерального закона №44-ФЗ заказчик в рамках своих обязанностей провел экспертизу результатов исполнения контракта или договора;
  • решение заказчика принять или не принять результаты исполнения контракта или договора на основании всех имеющихся фактических данных относительно соблюдения исполнителем взятых на себя обязательств;
  • дата составления акта приемочной комиссии и подписи всех членов такой комиссии, которые присутствовали на заседании и участвовали в вынесении решения.

Составление акта приемки результатов исполнения контракта обозначает решение заказчика принять или не принять фактические результаты работы исполнителя по контракту. В том случае, если заказчик обозначает в таком акте сведения о том, что он принимает результаты, у него есть не менее пятнадцати и не более тридцати дней для осуществления оплаты. Конкретный срок зависит от того, идет ли речь об исполнителе из разряда субъектов малого предпринимательства, или исполнитель к таким субъектам не относится.

Если результаты не принимаются, заказчик имеет право оформить односторонний отказ от исполнения, что чревато для контрагента включением в Реестр недобросовестных поставщиков.

Если речь идет о приемке строительных или монтажных работ, то происходит использование формы акта КС-14. В таком акте, кроме сведений, перечисленных выше для общей формы акта приемки, указываются также данные о следующем:

  • о тех разрешениях на выполнение различных видов работ, которые были выданы исполнителю по контракту лицензирующими органами;
  • о том, кем именно выполнялись те или иные работы (были ли привлечены субподрядчики, о каких организациях идет речь, какой объем работ был выполнен ими);
  • о том, кто выдавал начальные данные для осуществления проектирования, а также о том, кем утверждалась сформированная проектно-сметная документация;
  • о сроках проведения всех видов работ;
  • о соответствии всех результатов запланированным (отдельно оформляются документы для объектов капитального строительства, которые относятся к нежилому фонду, и отдельно для относящихся к жилому фонду);
  • о наличии установленного оборудования либо отсутствии того оборудования, которое должно было быть установлено исполнителем по контракту;
  • о наличии проведенных дополнительных работ по благоустройству территории, находящейся вокруг объекта капитального строительства (если такие работы предусмотрены подготовленной проектно-сметной документацией);
  • о стоимости объекта на основании сформированной проектно-сметной документации;
  • о фактической итоговой стоимости;
  • о наличии дополнительных условий.
Читайте также:  Акт на списание в строительстве образец

Исполнитель по контракту или договору имеет право подать протокол разногласий в том случае, если у него имеются какие-либо претензии в отношении вынесенного решения заказчиком.

Однако позиция, обозначенная в данном протоколе, должна быть обоснована, с фактической и юридической точек зрения, с предоставлением доказательств неправоты заказчика в вынесенном им решении.

Проведение экспертизы результатов исполнения контракта по итогам поставки товара

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 94 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик обязан в рамках приемки поставленного товара провести его экспертизу. Такая экспертиза может проводиться собственными силами либо посредством привлечения специальных организаций. Однако для того, чтобы провести внешнюю экспертизу, государственный или муниципальный заказчик обязан заключить договор со специализированной экспертной организацией либо с единоличным экспертом, при этом заключение такого контракта должно по срокам уложиться в то время, которое отведено заказчику на полную приемку результатов исполнения взятых на себя обязательств контрагентом и на подготовку экспертного заключения.

Если к проведению экспертизы решено не привлекать стороннюю организацию, а все будет проводиться своими силами, в состав создаваемой комиссии должно входить не менее пяти сотрудников, которые не имеют интереса в принятии или непринятии предоставленных результатов исполнения контракта, а также не являются должностными лицами, ответственными за проведение закупок. Кроме того, не менее пятидесяти процентов членов такой комиссии должны обладать специальными знаниями относительно предмета закупки.

Проведение экспертизы поставленного товара может проводиться сплошным образом, когда проверке подвергаются абсолютно все образцы поставленного товара (например, в случае с технически сложным товаром), либо выборочным, когда происходит случайная выборка образцов, и исследованию подвергаются именно они.

Для того чтобы составить полноценное и юридически легитимное экспертное заключение, у исполнителя по контракту истребуются все те документы, которые должны сопровождать поставляемый товар. Если сформировать итоговое заключение возможно только на основании результатов потребления, в том числе тестового, то необходимо направить часть товара (из выборки, сформированной экспертами) на испытания в формате фактического потребления. Например, часть поставленного дизельного топлива или бензина заливается в некоторые автомобили заказчика для проверки качества такого топлива.

Если по результатам проведенной экспертизы установлены недостатки исполнения, либо зафиксирован факт некачественного исполнения контракта, по решению заказчика контрагенту дается определенный срок на устранение таких недостатков, однако, следует помнить о том, что такой срок должен находиться в разумных рамках. При этом под разумным сроком подразумевается такой срок, в рамках которого у заказчика не теряется целесообразность использования поставленного товара. Например, заказчиком, находящимся в Московской области, был заключен контракт на поставку низкозамерзающей жидкости для автомобилей – «незамерзайки», но контрагент несколько раз поставлял товар не того качества, который нужен заказчику, а последняя поставка произошла в мае, когда необходимость в использовании такой жидкости отпала, что говорит о неисполнении условий контракта в разумные сроки.

В том случае, если контрагент недостатки не устранит в установленные сроки, заказчик имеет право выдвинуть решение об одностороннем отказе. Такое решение публикуется в Единой информационной системе в сфере закупок в течение трех дней с даты его вынесения.

Если контрагент не отреагировал на данное решение в течение десяти дней со дня, следующего за днем публикации данного документа в Единой информационной системе, заказчик расторгает контракт и передает все необходимые документы в Федеральную антимонопольную службу для того, чтобы контрагент был внесен в Реестр недобросовестных поставщиков.

Если контрагент в течение десяти дней с даты публикации решения об одностороннем отказе исправил выявленные недостатки, то есть поставил товар, который соответствует заявленным в контракте или договоре требованиям, решение должно быть отозвано.

Любое решение, которое выносит экспертная комиссия по факту поставки товара, должно быть оформлено в виде специального акта экспертизы поставленного товара.

Источник: pravo.team

Аналитика Публикации

Приемка результата выполненных подрядчиком работ является одним из важнейших этапов исполнения контракта, и от того, каким образом произведена приемка работ, во многом зависит возможность последующей защиты имущественных интересов заказчика, связанных с несоответствием результата выполненных подрядчиком работ условиям контракта или иным предъявляемым к ним требованиям.

Приемка результата работ – ответственность заказчика

Отношения сторон по контракту на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд, в том числе, связанные с приемкой результата выполненных подрядчиком работ, регулируются положениями §5 главы 37 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ). Наряду с этими нормами к отношениям сторон с учетом разъяснений, содержащихся в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.10.2011 № 9382/11, подлежат применению в зависимости от вида подрядных работ нормы ГК РФ о строительном подряде или подряде на выполнение проектных и изыскательских работ (§3 или §4 главы 37 ГК РФ соответственно), а также общие положения о подряде (§1 главы 37 ГК РФ) и нормы Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Участники правоотношений нередко отождествляют сдачу и приемку результата выполненных по контракту работ, в то время как законодательство и правоприменительная практика проводят между этими этапами исполнения контракта достаточно четкие различия.

Сдача результата выполненных по контракту работ составляет обязанность подрядчика (пункт 2 статьи 763, пункт 1 статьи 740, статья 758, пункт 1 статьи 702 ГК РФ). Именно с фактом сдачи подрядчиком результата выполненных работ заказчику (а не с фактом его приемки заказчиком) законодательство связывает возникновение у заказчика обязательства по оплате выполненных работ (пункт 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51).

Таким образом, основная обязанность подрядчика в данном случае состоит в том, чтобы, выполнив работы, известить заказчика о завершении работ и предъявить их результат к приемке заказчиком.

Заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных работ, в силу пункта 1 статьи 753 ГК РФ обязан немедленно приступить к его приемке. В соответствии с пунктом 2 статьи 753 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, заказчик организует и осуществляет приемку результата работ за свой счет.

Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума ВАС РФ от 03.12.2013 № 10147/13, именно заказчик несет риски неисполнения обязанности по организации и осуществлению приемки результата выполненных работ, в связи с чем уклонение заказчика от принятия работ не должно освобождать его от их оплаты.

Организация приемки результата работ

В соответствии с пунктом 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ порядок и сроки осуществления заказчиком приемки результатов выполненных подрядчиком работ, в том числе порядок и сроки оформления результатов такой приемки, определяются контрактом.

Согласно пункту 3 статьи 94 Закона № 44-ФЗ для проверки результата выполненных подрядчиком работ в части его соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Такая экспертизы может проводиться заказчиком как своими силами, так и с привлечением сторонних экспертов и экспертных организаций (контракт на проведение такой экспертизы также заключается в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ). В случаях, когда закупка осуществляется у единственного поставщика, проведение экспертизы результата выполненных подрядчиком работ силами привлеченного эксперта или экспертной организации, по общему правилу, является обязательной. Исключения из этого правила предусмотрены пунктом 4 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

Читайте также:  В каком столетии было начато строительство пизанской башни

В соответствии с пунктом 6 статьи 94 Закона № 44-ФЗ по решению заказчика для приемки результата выполненных подрядчиком работ может создаваться приемочная комиссия, которая должна состоять не менее чем из пяти человек.

Если приемке результата работ должны предшествовать предварительные испытания, приемка в силу пункта 5 статьи 753 ГК РФ может осуществляться только при положительном результате таких испытаний.

Оформление приемки результата работ

В соответствии с пунктом 4 статьи 753 ГК РФ, а также пунктом 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ, приемка результата выполненных по контракту работ оформляется актом либо иным документом о приемке, подписываемым обеими сторонами контракта. Если для приемки работ заказчиком на основании пункта 6 статьи 94 Закона № 44-ФЗ была создана приемочная комиссия, акт приемки со стороны заказчика подписывается всеми членами приемочной комиссии, после чего утверждается заказчиком.

Если для экспертизы результата выполненных работ заказчиком был привлечен эксперт или экспертная организация, отраженные в заключении по результатам такой экспертизы предложения должны учитываться приемочной комиссией при принятии решения о приемке или об отказе от приемки результата выполненных работ.

По смыслу пункта 4 статьи 753 ГК РФ и пункта 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ акт приемки результата выполненных работ подготавливается подрядчиком. Направление подрядчиком такого акта заказчику свидетельствует об исполнении им обязанности по извещению заказчика о выполнении работ и предъявлению их результата к приемке, что означает возникновение у заказчика обязанности осуществить приемку работ.

Как указано выше, возникновение у заказчика платежного обязательства перед подрядчиком связано со сдачей результата выполненных по контракту работ, а не с его приемкой. В этой связи при неисполнении заказчиком обязанностей по приемке подрядчик вправе предъявить требование об оплате результата выполненных работ на основании одностороннего акта. В соответствии с пунктом 4 статьи 753 ГК РФ односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.

Основания для отказа от приемки результата работ

Пунктом 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что в порядке и в сроки, установленные контрактом для приемки результата выполненных работ, заказчик должен либо подписать (утвердить) представленный подрядчиком документ о приемке, либо направить подрядчику в составленный в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.

Согласно пункту 6 статьи 753 ГК РФ заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком.

Таким образом, единственным безусловным основанием для отказа заказчика от приемки (а соответственно, и от оплаты) выполненных работ является наличие неустранимых недостатков, исключающих возможность использовать результат работ по целевому назначению. Наличие иных недостатков (не препятствующих возможности использования результата работ для предусмотренной договором цели или недостатков, которые могут быть устранены подрядчиком или заказчиком), предоставляет заказчику иные возможности для защиты своих имущественных интересов, но по буквальному смыслу законодательства не является основанием для отказа от приемки результата выполненных работ. Данный вывод подтверждается в том числе правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума ВАС РФ от 27.03.2012 № 12888/11, из которой следует, что сам по себе факт наличия некоторых недостатков в выполненных работах не может являться безусловным основанием для отказа заказчика от приемки и оплаты работ. В этом же постановлении Президиум ВАС РФ возложил на заказчика бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для отказа от подписания акта приемки выполненных работ.

Права заказчика при выявлении недостатков работ

Ограниченный перечень оснований для отказа от приемки результата выполненных по контракту работ вовсе не означает, что заказчик лишается возможности защищать свои интересы в случаях, когда работы по контракту выполнены с недостатками. В соответствии с пунктом 1 статьи 723 ГК РФ в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с недостатками, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика:

безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;

соразмерного уменьшения установленной за работу цены;

возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397 ГК РФ).

Если недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик в соответствии с пунктом 3 статьи 723 ГК РФ вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

Способы защиты имущественных интересов заказчика, предусмотренные пунктом 1 статьи 723 ГК РФ, сформулированы как альтернативные, поэтому при выявлении недостатков в предъявленном подрядчиком результате выполненных работ заказчик может использовать любой из них, но только один – предпочтительный в конкретном случае. Так, например, согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума ВАС РФ от 05.06.2012 № 17325/11, предусмотренная договором обязанность подрядчика своевременно устранять выявленные недостатки и дефекты не является исключительной и не может толковаться как лишающая заказчика права требовать соразмерного уменьшения цены по договору.

Условия предъявления претензий по качеству работ

Реализовать права, предусмотренные пунктом 1 статьи 723 ГК РФ, заказчик может только в случае, если обязанности по приемке результата выполненных работ были выполнены им надлежащим образом.

Так, согласно пункту 2 статьи 720 ГК РФ заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении, а в силу пункта 3 той же статьи, если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки).

В этой связи чрезвычайно важно при приемке работ максимально полно и подробно отразить выявленные недостатки либо в акте (когда результат работ принимается с недостатками, наличие которые не является основанием для отказа от приемки, но предоставляет заказчику право предъявить подрядчику требования, предусмотренные пунктом 1 статьи 723 ГК РФ), либо в мотивированном отказе от подписания акта. Оптимальной формой отражения недостатков работ, выявленных заказчиком при приемке, является подробная дефектная ведомость, которая может быть составлена в качестве приложения к мотивированному отказу заказчика от приемки результата работ или к акту приемки результата работ с недостатками, в том числе с привлечением экспертной организации в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

Источник: www.vegaslex.ru

Рейтинг
Загрузка ...