Первые «ласточки» о возвращении в Кировскую область программы льготной аренды исторических домов за рубль появились в информационном поле ещё весной 2022 года. Но на каких условиях будет реализована региональная программа, кто в ней может участвовать и где о ней можно почитать подробнее – до сих пор знают, пожалуй, лишь чиновники, которые её разрабатывали и утверждали.
Портал Свойкировский решил разобраться в новой (на самом деле хорошо забытой) инициативе, которая, наконец, поможет спасти разрушающиеся памятники архитектуры Кирова и в то же время рискует отпугнуть потенциальных предпринимателей своими «подводными камнями».
- «Секретные» материалы
- Что такое «аренда за рубль»?
- С надеждой, но без иллюзий
- «Не нужно ждать, что предприниматели сами побегут»
- А как у других?
«Секретные» материалы
Прежде чем взяться за написание данной статьи, журналисту портала Свойкировский пришлось примерить роль сыщика. Дело в том, что в соцсетях и СМИ ещё с мая этого года несколько раз всплывала информация о том, что в Кировскую область возвращается программа «Аренда за рубль». При этом из вводных прозвучали только «аренда на 49 лет», «постановление уже вступило в силу», «в программу войдут аварийные дома».
Строительство дома цена #shorts
1239 1
После длительного и безуспешного мониторинга сайтов всех официальных ведомств стало ясно: обычному жителю Кирова, как и заинтересованному инвестору, найти подробную информацию о программе и сам документ с постановлением, что называется, mission impossible.
Чтобы получить хотя бы инсайдерскую информацию о новой инициативе, журналист СК обратился к кировским общественникам и экспертам в сфере сохранения наследия. И вновь тупик: даже близкие к теме источники «в глаза не видели» обсуждаемый документ и потому не смогли прокомментировать действующую уже несколько месяцев инициативу.
Только после официального запроса в пресс-службу правительства области редакции удалось узнать и название постановления, и где его можно найти, и основные разъяснения по принятой программе. А пока ответ шёл, пришлось самостоятельно составить полную картину тихого и неоднозначного «продвижения» инициативы.
Упоминание № 1
26 мая 2022 года в прямом эфире ЦУР Кировской области начальник управления госохраны объектов культурного наследия Михаил Ус, говоря о статусе выявленных объектов культурного наследия, между делом упомянул о некой программе, которая позволяет кировским предпринимателям арендовать за 1 рубль объекты культурного наследия.
Формирование информационной модели объекта капитального строительства
– Выявленные объекты, которых у нас на территории Кировской области 329, находятся на промежуточном этапе. Сначала необходимо провести их историко-культурную экспертизу и включить объект в реестр. Затем можно сдать заинтересованным лицам, которые возьмут на себя обязательства по проведению реставрационных работ, – уточнил Михаил Валерьевич.
Упоминание № 2
14 июля депутаты Заксобрания на пленарном заседании проголосовали за законопроект «О внесении изменений в отдельные законы Кировской области» в первом чтении, частью которого стала и программа «Аренда за рубль». Однако доклад Михаила Уса вызвал множество вопросов, непонимания и критики. Не все депутаты поняли механизм передачи наследия кировским предпринимателям и конкретные обязательства, которые помогут сохранить разрушающееся наследие.
Депутат Роман Титов и вовсе усомнился в том, что кировских предпринимателей будут привлекать «запущенные» объекты. К тому же реестра, где должны быть указаны такие дома, в регионе ещё не существует.
– Признав хоть один такой объект в неудовлетворительном состоянии, управление госохраны ОКН автоматически попало бы под ответственность 73-го закона и Уголовного кодекса, – высказался на этот счёт Титов. – Зато частникам (всем, кто в настоящее эксплуатирует ОКН, – прим. ред.) предписания вы выписываете очень смело и щедро!
Многие депутаты ОЗС (мимо которых, по сути, не должна проходить ни одна инициатива такого уровня) тоже удивились, что на момент обсуждения законопроекта он фактически уже действовал. Спикер Заксобрания Роман Береснев, наблюдая за бурным обсуждением, подытожил, что всем депутатам будет полезно углубиться в тонкости культурного наследия и доработать проект.
Упоминание № 3
Законопроект, который пришлось презентовать Михаилу Усу депутатам Заксобрания, на самом деле был внесён самим врио губернатора Александром Соколовым. Его заинтересованность подтвердилась на одном из еженедельных заседаний спустя месяц, 15 августа. В этот раз об инициативе докладывал председатель правительства Александр Чурин.
– Бюджетных денег на все памятники, которые были с 1950-х годов занесены в реестр памятников архитектуры, не хватит, – прокомментировал Соколов. – Нам надо решать вопрос комплексно, приводя инвесторов. Понятно, что люди будут вкладывать деньги, мы не должны с них брать «драконовские» арендные платы. Иначе здания просто разрушатся.
Упоминание № 4
29 сентября, после внесения поправок и детального изучения «подзаконников», депутаты Заксобрания приняли законопроект со льготной программой аренды во втором, окончательном чтении единогласно (это так озвучили на заседании, но в протоколе указано, что «за» проголосовали только 18 депутатов, «против» – 6, а «воздержались» – 14). В тот же день в официальной группе Управления госохраны ОКН появилась небольшая новость об этом событии с указанием ресурсов, где можно более подробно ознакомиться с документом.
Что такое «аренда за рубль»?
Как пояснили порталу Свойкировский в пресс-службе областного правительства, именно это ведомство отныне будет решать, какие из ветхих зданий в Кирове будут включены в программу льготной аренды.
Исторические дома, которые могут рассчитывать на спасение, должны:
получить статус ОКН (выявленные объекты культурного наследия нужно с помощью экспертизы переводить в реестр ОКН);
находиться в собственности Кировской области или быть закреплёнными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за областными государственными предприятиями и учреждениями;
иметь заключение, подтверждающее их неудовлетворительное состояние.
Арендатором памятника архитектуры может стать любое физическое или юридическое лицо, которое признают победителем по итогам аукциона на заключение договора льготной аренды. А чтобы, в свою очередь, стать участником программы, нужно обратиться в соответствующее ведомство.
– Заявление о предоставлении объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, в аренду по результатам проведения аукциона необходимо направить в Министерство имущественных отношений Кировской области либо в областное государственное предприятие или областное государственное учреждение, за которым он закреплён, – пояснили редакции в пресс-службе правительства Кировской области.
1178
Одним из первоочередных обязательств арендатора по программе станет проведение работ по сохранению дома в семилетний срок. За это время новый хозяин должен разработать проект реставрации (ремонта или реконструкции) здания. Если он не успеет выполнить работы в установленный срок или сделает не так, как изначально было заявлено в проекте, то договор аренды с ним расторгнут. Контролировать ход работ и принимать объект после восстановления будет управление госохраны ОКН Кировской области.
Как и во многих городах России, в Кировской области арендовать историческое здание на льготных условиях можно не более чем на 49 лет за символическую плату – 1 рубль за 1 кв. метр. По условиям программы в период аренды хозяин может сдавать весь дом или часть помещений в субаренду или безвозмездное пользование, но ответственность за его сохранность понесёт он сам. Помимо охранных обязательств, указанных в договоре, арендатор должен будет соблюдать санитарные нормы и правила пожарной безопасности.
С надеждой, но без иллюзий
В 2016 году кировские общественники впервые попытались продвинуть и адаптировать для Кирова московскую программу «Усадьбы Подмосковья» (она идентична той, что только что вступила в силу). Но тогда в Гордуме сослались на кризис и то, что на городском уровне уже есть механизм компенсации арендной платы в зачёт ремонтных работ на объектах культурного наследия. Тем не менее в те годы на льготных условиях инвесторам всё-таки удалось отреставрировать два разрушающихся объекта на Спасской – корпус бывшего Реального училища и здание Благородного собрания.
1485 1
Спустя три года затишья департамент муниципальной собственности официально предложил кировским предпринимателям арендовать памятники архитектуры на льготных условиях. По программе инвестор должен был за пять лет вернуть зданию исторический облик, после чего ему предоставлялась льгота за последующие годы аренды (всего на 49 лет). Но спустя год, после разногласий в администрации, Елена Ляпунова, выдвинувшая эту инициативу, ушла с поста. Как и ушла ещё одна надежда продвинуть спасительную для многих исторических зданий программу.
К нынешней инициативе, разработанной в 2022 году областным минимущества, общественники и краеведы относятся уже настороженно и без лишних иллюзий, хотя ситуация с разрушающимися памятниками архитектуры в регионе с каждым годом становится всё печальнее.
– Администрация, глядя на погибающее наследие, долго боялась передать его в руки тех, кто готов был его отремонтировать. Неслучайно среди горожан стало складываться впечатление, что дома специально доводятся до аварийного состояния, чтобы потом безболезненно их снести и отдать эти места под новую застройку, – считает историк и руководитель кировского отделения «Том Сойер Фест» Елена Кустова.
Теперь, когда в Кировской области начала действовать спасительная программа, общественники боятся, что она может так и остаться на бумаге.
– Написать закон – это полдела. Главное, чтобы начать работать в соответствии с ним.
Недавно одна знакомая предложила взять в аренду историческое здание, имеющее статус ОКН, которое уже несколько лет находится в плачевном состоянии, и ей отказали, – делится Елена Кустова. – На мой взгляд, если мы создаём подобный закон, мы должны одновременно опубликовать конкретный список домов, которые можно предложить бизнесу. Причём с максимальной информацией о них. Такую работу, в частности, ведёт АНО «АСИРИС» в Нижнем Новгороде, создавая инвентарные паспорта на все потенциальные для аренды аварийные ОКН в городе. В таком паспорте можно увидеть фото дома, узнать его историю, основные характеристики, техническое состояние и пр.
«Не нужно ждать, что предприниматели сами побегут»
В Кирове только за последний год произошло немало знаменательных событий в сфере сохранения культурного наследия: спустя почти десять лет кировские предприниматели выкупили для дальнейшей реконструкции Китайский домик на Орловской и дом потомка Гёте на Ленина; флигель дома Воскресенского собора и Дом Блюхера новые собственники снесли, чтобы восстановить с нуля; так же закончилась реставрация ТРЦ «Фабрика» и корпуса бывшего завода КРИН (известен как винный склад).
Несмотря на успешный опыт, собственник последнего исторического здания Елена Конышева считает, что желающих вступить в программу льготной аренды в Кирове будет немного. Даже одно слово «аренда», по её мнению, может отпугнуть: известны случаи (в соседних регионах), когда частные компании вкладывались в реставрацию здания, а потом с ними под каким-либо предлогом расторгали договор аренды, и инвестор оставался мало того, что ни с чем, – в огромных долгах. В этом плане, по мнению Елены, гораздо безопаснее и эффективнее не долгосрочная аренда, а концессия.
Ещё один страх для любого предпринимателя – огромный список охранных обязательств на всех этапах аренды и постоянный контроль надзорных органов на этапе реставрации и уже в процессе эксплуатации здания.
– Хотелось бы порекомендовать всем, кто видит в программе некую «халяву», внимательно изучить законодательство и договор передачи. Реставрация и ремонт объектов культурного наследия – это не обычный ремонт или строительство с нуля. Это кропотливый, очень дорогостоящий процесс, требующий лицензирования, аккредитации и сертификации на каждом этапе, – поясняет Елена Конышева. – И ещё самая большая проблема, с которой столкнулись мы, приводя в порядок здание винного склада, – невозможность соединить аутентичность с современными пожарными, санитарными и иными нормативами. Например, нельзя оставить великолепные деревянные двери три метра высотой, так как их надо менять на противопожарные, металлические.
Два года назад активисты под руководством Елены Кустовой проводили опрос среди кировских предпринимателей и НКО, чтобы узнать, интересна ли им программа «Дом за рубль». Оказалось, что больше половины опрошенных готовы арендовать историческое здание, но взамен хотят видеть чёткие и прозрачные отношения с администрацией. К тому же потенциальным инвесторам очень сложно найти в открытом доступе информацию об актуальном состоянии таких зданий, их собственниках и обременениях.
Предоставлено Еленой Кустовой
– Например, ребята из «АСИРИСа» (Нижний Новгород, – прим. ред.), помимо создания сайта, обзванивают всех без исключения предпринимателей, зарегистрированных в городе, предлагая такую программу. В Самаре придумали совершенно новый формат – ярмарку домов, – делится Елена Кустова. – В целом необходимо разработать как минимум методичку для желающих взять такой объект, вести встречи, пошагово обсуждая все действия и возможные подводные камни, опираясь на опыт других регионов. Не нужно ждать, что предприниматели сами как-то узнают о программе и побегут брать эти дома в льготную аренду – необходимо идти к ним самим.
А как у других?
Кировским предпринимателям, перед тем как взять в аренду историческое здание в аварийном состоянии, полезно будет не только ознакомиться с законодательством и условиями договора, но и не упустить очень важный шаг – вдохновиться опытом инвесторов из других городов.
Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, с каждым годом всё больше городов запускают аналогичные программы на муниципальном уровне. Первопроходцем стал Томск (инициативу продвинул сам мэр), затем подключились Вологда, Самара, Саратов, Оренбург, Уфа и Челябинск.
Конечно, желающих «связаться» с ветхим наследием в небольших городах единицы, но даже такие успешные кейсы могут вселить уверенность в предпринимателей, которые давно мечтали открыть бизнес в историческом доме, но боялись.
– Финансово это более выгодно, чем покупать дом по рыночной стоимости. Другое дело, что человек должен действительно трепетно относиться к наследию, не как к объекту строительства-ремонта, а как к памятнику культуры, со своей историей, своей судьбой, – рассуждает Елена Кустова. – Проект проектом, а душа нового хозяина всегда чувствуется в каждом доме, который реставрируется.
Например, в Москве дом купца Баулина в буквальном смысле восстал из руин после качественной реставрации. В 2012 году у бывшей усадьбы не было крыши, отсутствовала часть стены, фундамент с трудом выдерживал. За два с половиной года дому полностью удалось вернуть не только внешний исторический облик, но и воссоздать по архивным фотографиям даже самые мелкие детали интерьера и элементы декора. Сейчас в здании помещения сдаются в аренду под офисы. Спасённый дом стал лауреатом конкурса правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия.
Сразу несколько деревянных домов удалось отреставрировать по льготной программе в Томске. В частности, дом Евграфа Кухтерина в историческом центре много лет пустовал, пережил пожар и без крыши был обречён на погибель. Но за год и за 10 млн рублей частная компания полностью отреставрировала здание, сохранив первоначальный вид и воссоздав по сохранившимся фрагментам все наличники и резьбу. В обновлённом «тереме» инвестор открыл офис своей компании.
Успешной и стильной считается реставрация по льготной аренде уникальной трамвайной остановки XIX века в Москве. Почти за два года предприимчивому арендатору удалось провести качественную реставрацию деревянного строения, воссоздав детали резьбы по оригинальному проекту (после пожара в 1990-х объект топорно перестроили). Сейчас в одном конце остановки работает ларёк по продаже овощей и фруктов, а в другом варят ароматный кофе (и всё это без кричащих вывесок).
Уже не в рамках программы, но с большим уважением к старине в Вологде реставрацией исторических домов занимается семья предпринимателей-меценатов Якимовых. Например, дом усадьбы Извощикова им удалось максимально приблизить к своему первоначальному виду: восстановлены распашные двери с резьбой, окна с оригинальной расстекловкой, сохранены уникальные сводчатые потолки. В память о жильцах дома хозяева создали экспозицию из фрагментов декора, печных изразцов, вырезок из газет, фотографий, а сам интерьер украсили антикварной мебелью из другой усадьбы. Сейчас в здании работает цветочный магазин и посудная лавка, искусно вписанная в пространство, а на чердаке проходят творческие мастер-классы и занятия школы флористики.
Фото: Лариса Якимова, Минкультуры РФ
Ещё одним примером осмысленного инвестирования стала реставрация Кухмистерской Жигулёвского пивоваренного завода в Самаре. После смены множества собственников здание пустовало и разрушалось, хотя и приобрело статус ОКН. Новые хозяева реставрировали объект в течение 15 лет в два этапа (не хватало денег). Зато в итоге смогли воссоздать здание в прежнем виде и вернуть ему утраченные декоративные элементы, сграффито и флюгеры.
С 2021 года в нём, как и в старые добрые времена, работает гастропаб, ресторан, доступны площадки под мероприятия, ателье красоты и шоурумы. И всё это с максимальной стилизацией интерьера и душевным сервисом.
Источник: kirov-portal.ru
Появились первые уголовные дела. МАРТ разъяснил мораторий на повышение цен, а КГК предупредил об ответственности за нарушения
На прошлой неделе в Беларуси ввели мораторий на повышение цен. Этого потребовал Александр Лукашенко во время совещания с экономическим блоком на тему инфляции. Совет Министров сразу принял и опубликовал постановление, а следом появилась и директива № 10 «О недопустимости роста цен». Теперь Министерство антимонопольного регулирования и торговли опубликовало разъяснения о применении постановления Совета Министров от 6 октября 2022 года № 669.
О чем говорит МАРТ
1. Юридическим лицам всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство (ввоз) и (или) реализацию товаров на внутренний рынок (т.е. производители, импортеры, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую и (или) розничную торговлю) или оказывающим любые виды услуг (далее — субъекты предпринимательской деятельности), не допускается повышение цен (тарифов) выше уровня цен (тарифов), применяемых на 5 октября 2022 г., а в случае отсутствия товаров на эту дату — на предыдущую дату их реализации (независимо от временного периода).
2. Любое повышение цен (тарифов) (например, в связи с ростом контрактной цены, цены производителя, импортера (оптового поставщика), расходов (затрат), курсовых колебаний и другое) не допускается.
Также не допускается повышение цен (тарифов) в связи с отменой (завершением), проводимых 5 октября 2022 г. акционных мероприятий, распродаж, скидок, в рамках разработанного порядка предоставления скидок (например, скидка за объемы, предоплату и т.д.), и прочее (далее — акции), независимо от установленных (не установленных) сроков проведения акций.
Изменение производителями (импортерами) порядка предоставления скидок, которое может привести к росту цен (тарифов), выше действовавших по состоянию на 5 октября 2022 г., не допускается.
3. Не допускается повышение цены (тарифа), применяемой 5 октября 2022 г. субъектом предпринимательской деятельности в отношении каждого субъекта хозяйствования.
Договоры, заключенные по состоянию на 5 октября 2022 г., должны быть приведены в соответствие с требованиями постановления № 669 в части установления цены (тарифа).
Справочно:
В соответствии со статьей 392 Гражданского кодекса Республики Беларусь договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством.
Если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством, если иное не предусмотрено законодательством.
4. С учетом пункта 4 постановления № 669 установление цен (тарифов) на товары (услуги), которые до 6 октября 2022 г. никогда ранее не производились (не ввозились, не реализовывались, не оказывались) в Республике Беларусь (далее — новые товары (услуги)), в том числе в рамках заключения договоров после 6 октября 2022 г. либо договоров заключенных до 6 октября 2022 г., но не исполненных, а также повышение цен в случае экономической целесообразности допускается субъектами предпринимательской деятельности только по согласованию с:
- республиканскими органами государственного управления, государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, в подчинении (составе, системе) которых субъект предпринимательской деятельности находится (входит) либо которым переданы в управление акции (доли в уставном фонде) хозяйственного общества, находящиеся в собственности Республики Беларусь;
- облисполкомами и Минским горисполкомом по месту государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности.
В этой связи при необходимости согласования цен (тарифов) на новые товары (услуги), а также повышения действующих по состоянию на 5 октября 2022 г. цен (тарифов) в случае экономической целесообразности необходимо обращаться в соответствующие республиканские органы государственного управления, государственные организации, облисполкомы и Минский горисполкомом.
5. Порядок согласования цен (тарифов) на новые товары (услуги),
а также повышения цен (тарифов) в случае экономической целесообразности определяется республиканскими органами государственного управления, государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом самостоятельно.
6. Согласно абзацу третьему пункта 2 Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703, под разновидностью товара следует понимать совокупность товаров определенного вида, выделенных по ряду частных признаков (модель, размер, иные характеристики товаров при их наличии).
В этой связи товары одного вида могут иметь различные варианты разновидностей и все они будут являться разными товарами.
7. Дооценка юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю, остатков товаров не допускается как в целом по организации розничной торговли, так и при поступлении этого товара до 6 октября 2022 г. в один из торговых объектов юридического лица или индивидуального предпринимателя.
8. В соответствии с пунктом 11 статьи 23 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» новый нормативный правовой акт, в том числе временный, имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по этому же вопросу нормативному правовому акту этого же нормотворческого органа (должностного лица).
В этой связи формирование цен (тарифов) на товары (услуги) осуществляется в строгом соответствии с требованиями Директивы № 10 и постановления № 669, в том числе регулируемые до 5 октября 2022 г. в соответствии с иными нормативными правовыми актами.
Справочно:
Например, Директива № 10 и постановление № 669 имеют большую юридическую силу по отношению к постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 2 октября 2017 г. № 52 «Об установлении предельных минимальных цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов» (в редакции постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 19 октября 2018 г. № 80) в части применения единой торговой надбавки.
9. Действие постановления № 669 распространяется на отношения, связанные с реализацией товаров на биржевых торгах и в рамках государственных закупок, а также процедур закупок за счет собственных средств.
10. Действие постановления № 669 распространяется на продукцию общественного питания (кулинарная продукция, хлебобулочные, кондитерские изделия и напитки, производимые при осуществлении общественного питания).
11. Действие постановления № 669 не распространяется на юридические лица всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию товаров, оказание услуг при поставке по внешнеторговому договору.
12. После 6 октября 2022 г. цена (тариф) может снижаться, в т.ч. при проведении акций. После окончания (завершения) акции уровень цен (тарифов) не должен превышать действующего по состоянию на 5 октября 2022 г.
Минздрав начал контролировать исполнение моратория, а КГК сообщает о 10 уголовных делах по фактам завышения цен
Заместитель министра здравоохранения Борис Андросюк заявил, что ведомство начало контролировать, как производители и розница исполняют мораторий на рост цен. Об этом сообщили в официальном телеграм-канале Минздрава.
— Сейчас в разработке находятся еще два нормативных акта, которые уточняют порядок формирования цен как для производителей лекарств и медтехники, так и непосредственно для тех, кто занимается розничной торговлей. Эта работа будет на постоянном контроле, — сказал Борис Андросюк.
А заместитель председателя Комитета государственного контроля Беларуси — директор Департамента финансовых расследований Игорь Маршалов рассказал, что уже возбуждено более 10 уголовных дел из-за нарушения моратория.
— Органами КГК проводятся мероприятия, направленные на исключение роста цен. За последние несколько дней по выявленным правонарушениям возбуждено более 10 уголовных дел. Мероприятия проводятся не только на предприятиях розничной сети, но и в других сферах, — цитирует Игоря Маршалова БЕЛТА.
К примеру, установлены факты причинения ущерба Борисовскому мясокомбинату вследствие завышения цен при оказании услуг по размещению рекламы. Житель Могилева, используя реквизиты подконтрольного индивидуального предпринимателя, разместил в эфире радио рекламу о продукции мясокомбината. При этом он получил за услугу денежные средства в размере, в 10 раз превышающем фактически понесенные затраты. Возбуждено уголовное дело, подозреваемый задержан.
Дополнено: отдельные ограничения ввели для тушек бройлеров
Позже стало известно, что продажу куриного мяса правительство решило отрегулировать отдельно. Ужесточены правила, по которым можно торговать разделанной птицей, а также установлен максимальный уровень надбавок на филе и другие части цыплят-бройлеров.
Так постановление Совмина № 685 от 10 октября говорит о том, что объекты торговли не смогут осуществлять у себя продажу свежих, охлажденных или замороженных частей тушки птицы. Исключение — если они были выпущены организациями, занятыми мясопереработкой, птицеводством или сельским хозяйством. В запрет включили полутушку, переднюю и заднюю четвертины, грудку, филе, окорочок, голень, бедро, крыло и спинку птицы. Это постановление вступает в силу через 10 дней после опубликования.
А Министерство антимонопольного регулирования и торговли выпустило постановление № 61 от 7 октября, которое устанавливает верхнюю границу оптовой и торговой надбавок на куриное филе на уровне 15%.
Кроме того, «стоимость двух полутушек, передней и задней четвертин тушки с учетом их норм выходов и коэффициентов пищевой ценности не должна превышать стоимости тушки кур, цыплят-бройлеров», а стоимость других «частей тушки кур, цыплят-бройлеров с учетом их норм выходов и коэффициентов пищевой ценности не должна превышать стоимости тушки кур, цыплят-бройлеров, увеличенной на 10%». Это постановление вступает в силу сразу после опубликования и будет действовать на протяжении следующих 90 дней.
Источник: probusiness.io
Как составить приказ о введении штрафов на предприятии
Наказание рублем работника за дисциплинарные проступки — не редкость для работодателей. Но следует учитывать, что Трудовой кодекс не предусматривает наказание в виде штрафных санкций. Рассказываем, как составить приказ о штрафах на предприятии, чтобы работодателю самому не пришлось попасть под санкции за неправомерные действия.
Можно ли вводить штрафы на предприятии
Как показывает практика, штрафные санкции за опоздания и ошибки являются наиболее действенным методом, чтобы заставить работников не нарушать трудовую дисциплину. Но Трудовой кодекс позволяет работодателю применять только несколько видов наказаний ( ст. 192 ):
- объявить замечание;
- вынести выговор;
- предупредить о расторжении договора.
На практике руководство снижает оплату труда или накладывает штрафные санкции за дисциплинарные проступки. Но в ТК РФ таких мер ответственности нет. Следовательно, любые дополнительные меры, придуманные руководством, незаконны.
Ввести штрафные санкции на предприятии на законных основаниях не получится, даже если принять положение или издать приказ о штрафах за нарушение трудовой дисциплины по предприятию. За такие действия у работодателя есть риск самому попасть на административную ответственность перед государством. Если найдется принципиальный подчиненный и пожалуется в Трудовую инспекцию, то грозит наказание по ст. 5.27 КоАП РФ (от 1000 до 5000 руб. для должностных лиц и ИП, от 30 000 до 50 000 руб. — для организаций).
Но у работодателя есть законный выход, как финансово наказывать нерадивых сотрудников, если оплата труда на предприятии складывается из оклада, премий и других надбавок. Тогда за те или иные нарушения или некачественное выполнение обязанностей штрафовать просто: снижать или лишать премий при помощи распоряжения о депремировании (что необходимо предусмотреть в соответствующем положении).
По закону работодатель вправе снижать размер оплаты труда за брак в работе, невыполнение нормы или простой, прописав эти нормы в договоре ( ст. 155-157 ТК РФ ), заключать договоры о полной материальной ответственности ( ст. 242 ТК РФ ) для определенной группы работников.
Что сделать перед изданием приказа о введении штрафов
По закону издать приказ о штрафах за невыполнение должностных обязанностей работодатель вправе на основе системы премирования. Сначала на предприятии необходимо утвердить специальное положение и прописать, за какие достижения премии назначаются и за что их вправе отменить, указать размеры штрафных санкций в процентах от премиальных (обычно от 5 %).
При совершении работником дисциплинарного проступка (опоздание, прогул и др.) порядок действий работодателя следующий:
- факт нарушения следует зафиксировать;
- попросить работника написать объяснительную за два рабочих дня, если он отказался, составляется акт (ч. 1 ст. 193 ТК РФ);
- издать распорядительный акт о дисциплинарном взыскании, например объявить выговор;
- на основании приказа о взыскании издать распоряжение о депремировании нарушившего дисциплину работника.
В зависимости от серьезности проступка руководитель решает, на сколько снизить премиальные или отменить их совсем. Такие действия работодателя правомерны, поскольку нарушение зафиксировано документально.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, в каких случаях можно лишить работника премии. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как составить приказ о введении штрафов
Единой формы распоряжения в законе не установлено, как и четких требований к структуре. Работодатель вправе разработать и утвердить шаблон такого распорядительного акта, основываясь на общепринятых правилах делопроизводства.
В распоряжение обязательно включают следующие пункты:
- наименование и основные реквизиты организации (ИНН, ОГРН, ОКПО);
- название документа;
- дату и номер распорядительного акта;
- основание издания акта: описание нарушения, ссылки на акты, объяснительные;
- вид и условия наказания (лишение, снижение премии, на какой процент и т. д.);
- указание лиц, на которых возложен контроль за исполнением распорядительного акта;
- дату и подпись главы компании;
- графу об ознакомлении провинившегося работника и остальных указанных в распоряжении лиц.
Работника необходимо ознакомить с актом под подпись в течение трех рабочих дней.
Примеры приказов
Вот как выглядит приказ о штрафах за опоздание на рабочее место в виде снижения премии:
А это образец общего распоряжения по предприятию о снижении премии за несоблюдение трудовой дисциплины на рабочем месте:
ОГРН 1234567891011, ОКПО 12345678
ИНН 1213141516, КПП 111111111
О снижении премии за несоблюдение трудовой дисциплины на рабочем месте
В целях соблюдения дисциплины на рабочем месте и внутренних правил трудового распорядка
Источник: clubtk.ru
Как проводить обучение по применению СИЗ
Обучение по правильному использованию средств индивидуальной защиты — это новый вид обучения по охране труда, который с 1 сентября обязан организовать работодатель. Но требование это обязательно не для всех. Законодатели допускают случаи, когда достаточно ознакомить работников с правилами применения СИЗ на вводном инструктаже, или вообще не делать этого. В статье мы рассмотрим все варианты.
- Каких работников нужно обучать использованию и применению СИЗ
- Кто отвечает за обучение работников использованию и применению СИЗ
- С какой периодичностью обучать применению СИЗ
- Что включить в программу обучения по применению СИЗ в компании
- Как проводить обучение и проверить знания по применению СИЗ: пошаговый алгоритм
- Какие документы нужны специалисту по ОТ для организации обучения использованию СИЗ
Скачайте в конце статьи образцы документов:
Каких работников нужно обучать использованию и применению СИЗ
С 1 сентября 2022 года обучение работников использованию и применению средств индивидуальной защиты является отдельным видом обучения в рамках подготовки по охране труда. Порядок этого обучения регламентирует Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда».
Если работнику положена бесплатная выдача средств индивидуальной защиты, он должен уметь их правильно применять, ст. 215 Трудового кодекса РФ. А работодатель, в свою очередь, обязан научить персонал, как именно они должны использовать средства защиты, чтобы они действительно защищали их от воздействия вредных и опасных производственных факторов, загрязнений и неблагоприятных температур, ст. 214 ТК РФ.
Важно! Использовать и правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты — это обязанность работника, и неисполнение этой обязанности влечет за собой дисциплинарную ответственность, вплоть до увольнения.
Законодатель установил примеры таких СИЗ — респираторы, противогазы, страховочные привязи, защитные каски, самоспасатели и т.д. Все эти средства объединяет одно — они предназначены для защиты работников от воздействия опасных производственных факторов и подлежат обязательной сертификации соответствия Техническому регламенту 019/2011 «О безопасности СИЗ».
Обязательное обучение применению СИЗ
В пункте 38 нового порядка обучения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464, указано, что обучаться правильно носить СИЗ должны те работники, кому положена выдача СИЗ, требующая практических навыков. Какие конкретно эти СИЗ, в новом порядке обучения не указано, но законодатель требует, чтобы перечень этих СИЗ должен быть утвержден работодателем.
Таким образом, первым документом для организации обучения является утвержденный Перечень средств индивидуальной защиты, применение которых требует от работников практических навыков в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.
Как составить Перечень. Для составления документа, специалисту по охране труда нужно взять утвержденные у работодателя нормы выдачи. По ним необходимо провести анализ и выяснить, требует ли СИЗ практических навыков, или работник может применять их по наитию.
Необязательное обучение применению СИЗ
Учтите, что класс СИЗ не имеет значения. Применение их может быть понятным работниками по наитию, и отдельно учить взрослого человека надевать их не требуется. Считается, что работник, впервые увидев эти СИЗ, наденет их на себя безошибочно.
Пример
Не нужно обучение. Защитные очки (1 класс защиты), перчатки (1 класс защиты), ботинки для защиты от проколов и порезов (2 класс защиты) любой работник наденет на соответствующие части тела правильно, потому что других вариантов нет.
Нужно обучение. С противогазом, страховочной привязью, костюмом для защиты от отравляющих веществ, биологических средств и радиоактивной пыли дело обстоит иначе. Здесь потребуется отдельное обучение практическому использованию. Если работник неправильно их наденет, или недостаточно проверит их работоспособность, они не защитят его при аварийной ситуации.
Работнику может быть положена выдача восьми СИЗ, а обучать практическому применению нужно будет только по одному.
Но это не означает, что по остальным СИЗ работник вообще не должен иметь представления, как их применять. Для этого достаточно во время инструктажа на рабочем месте напомнить, в каком случае надевать очки или щиток, когда нужно надеть нарукавники, и чем отличаются перчатки с полимерным покрытием от перчаток из полимерных материалов, и в каком случае какие СИЗ нужно применять. При необходимости, работодатель может включить и перчатки в программу обучения использования СИЗ, если посчитает это нужным для своих работников.
Кто отвечает за обучение работников использованию и применению СИЗ
За обучение работников правильному использованию СИЗ отвечает работодатель. Для этого он через руководителей структурных подразделений организует разработку программы обучения, ее утверждение, приобретает учебные пособия для того, чтобы работники лучше усвоили материал. В организации приказом руководителя должны быть назначены лица, ответственные за обучение использованию СИЗ.
Рекомендуем назначить двоих человек, чтобы они были взаимозаменяемые на время отсутствия одного из них. Ответственными могут быть руководители или ведущие специалисты тех подразделений, работникам которых положена выдача СИЗ. Обязательным является обучение ответственных за обучение применению СИЗ в учебных центрах по программу Б. Это требование прямо прописано в пунктах 53, 73 и 77 нового Порядка обучения.
Обратите внимание. Роль специалиста по охране труда при организации обучения — методическая помощь в разработке материалов, при подготовке учебных классов, а также при проведении проверки знаний.
Имеет смысл включить руководителей подразделений и ведущих специалистов в комиссию по проверке знаний требований охраны труда. Если же комиссия по проверке знаний применения СИЗ создана отдельно от комиссии по проверке знаний требований охраны труда, все ее члены должны быть обучены по соответствующим программам обучения применению СИЗ в учебных центрах, п.76 нового Порядка обучения.
С какой периодичностью обучать применению СИЗ
Обучать применению и использованию СИЗ необходимо в течение 60 календарных дней после приема сотрудника на работу или его перевода на другую работу, п. 41 Порядка обучения № 2464. Учтите, что нового сотрудника запрещено допускать к самостоятельной работе до тех пор, пока в компании не проведут с ним обучение и проверку знания по вопросам применения и использования СИЗ.
- Во время вводного инструктажа по охране труда специалист по ОТ должен рассказать, какие СИЗ положены сотруднику.
- Во время первичного инструктажа на рабочем месте руководитель подразделения, куда поступает работник, должен ознакомить со способами проверки работоспособности и исправности СИЗ, и провести тренировку по применению СИЗ, требующих практических навыков.
- Во время стажировки, если работнику она положена, знания, полученные во время первичного инструктажа, закрепляются на практике.
Персонал, который уже работает в компании, необходимо обучать применению СИЗ не реже одного раза в три года, п. 41 Порядка обучения № 2464.Но работодатель может эти сроки сократить, а вот удлинить — не может.
Что включить в программу обучения по применению СИЗ в компании
Обучать сотрудников применению СИЗ в компании можно двумя способами:
- По отдельной программе обучения требованиям охраны труда, п. 40 Порядка обучения № 2464.
- Включить вопросы по применению СИЗ в программу обучения требованиям охраны труда.
Способ 1. Для работодателя легче организовать обучение по первому способу. В этом случае вопросы использования СИЗ включают в программы обучения требованиям охраны труда, не потребуется разрабатывать отдельные программы, выписывать отдельные протоколы проверки знаний, отдельные записи в реестре обучаемых лиц. Не забудьте, что все члены комиссии по проверке знаний требований охраны труда должны пройти обучение по использованию СИЗ в обучающей организации.
Способ 2. При втором варианте требуется составить отдельную программу обучения, отдельные вопросы для экзамена, назначить отдельную комиссию, и по результатам ее работы составить отдельный протокол. В этом случае в теоретическую часть программы обучения нужно включить вопросы снижения негативного воздействия вредных и опасных производственных факторов, а практическая часть программы должна быть не менее 50 процентов общего количества учебных часов.
Что включить в программу
Поскольку в Перечень СИЗ могут быть включены одежда и обувь, в практическую часть программы включите методы ношения. Если кроме этих СИЗ, в перечень включены и другие средства, нужно включить вопросы обучения методам их применения.
Практические занятия проводятся с применением технических средств обучения и наглядных пособий. Такими средствами могут быть, прежде всего, сами СИЗ. Поэтому необходимо обеспечить наличие учебных СИЗ.
Программа обучения может иметь вид:
1. Теоретическая часть обучения:
- Обязанности работодателя и работника по применению СИЗ
- Классификация СИЗ в зависимости от назначения
- Требования к средствам индивидуальной защиты. Сертификация и декларирование
- Перечень основных средств индивидуальной защиты
- Ответственность работника за неприменение или неправильное применение СИЗ
- Действия работника при обнаружении неисправности СИЗ
2. Практическая часть обучения:
- Порядок осмотра СИЗ перед началом применения
- Методы ношения спецодежды и спецобуви
- Методы применения других средств индивидуальной защиты
- Мероприятия по уходу за СИЗ.
Как проводить обучение и проверить знания по применению СИЗ: пошаговый алгоритм
Напоминаем, что есть два варианта обучения — по отдельной программе (п. 40 Порядка обучения № 2464) или включить вопросы по применению СИЗ в программу обучения требованиям охраны труда. Вне зависимости от того, каким способом проводится обучение, есть обязательные мероприятия, которые нужно выполнить перед обучением.
Шаг 1. Работодатель должен утвердить перечень СИЗ, применение которых требует от работников практических навыков.
Шаг 2. При выдаче СИЗ, для применения которых практические навыки не требуются, работодатель должен ознакомить работников со способами проверки работоспособности и исправности СИЗ в рамках первичного, а затем и повторного инструктажей на рабочем месте.
Шаг 3. Если применение СИЗ требует от работника практических навыков, простого инструктажа недостаточно, работники должны пройти обучение на основе Программы. В предыдущем разделе этой статьи мы привели структуру такой программы. Так, программа обучения по использованию спецодежды и специальной обуви включает обучение методам ее ношения, а для работников, использующих остальные виды СИЗ, — обучение методам их применения.
Шаг 4. Обучение по использованию СИЗ можно проводить как в рамках обучения требованиям охраны труда у работодателя или в сторонней организации, так и в виде самостоятельного процесса обучения. Необходимо определить, как именно будет организовано такое обучение. Также необходимо обучить работников, проводящих обучение по использованию СИЗ, в УЦ.
Шаг 5. Нужно разработать и утвердить Программу обучения использованию СИЗ.
Шаг 6. Необходимо оборудовать учебный класс оборудованием, тренажерами, устройствам и приспособлениями для обучения и проверки знания, методическими материалами и информационно-справочными системами.
Например, если ваши работники должны отрабатывать навыки по применению СИЗ на высоте, то в компании нужно закупить тренажеры по отработке методов работ на высоте. Вы можете использовать рабочие места для обучения, если они соответствуют определенным требованиям, п. 98 Порядка обучения № 2464.
Какие документы нужны специалисту по ОТ для организации обучения использованию СИЗ
Для того, чтобы организовать обучение по СИЗ, необходимы следующие документы:
Источник: coko1.ru