Автомобильные дороги представляют собой комплекс сооружений, предназначенных для круглосуточного беспрепятственного пропуска транспортных средств с расчетными скоростями и нагрузками в любой период года при любых погодно-климатических условиях.
Содержание работы
1. Введение
2. Назначение и устройство автомобильных дорог
3. Классификация дорог
4. Заключение
5. Список литературы
Содержимое работы — 1 файл
- Введение
- Назначение и устройство автомобильных дорог
- Классификация дорог
- Заключение
- Список литературы
Автомобильные дороги представляют собой комплекс сооружений, предназначенных для круглосуточного беспрепятственного пропуска транспортных средств с расчетными скоростями и нагрузками в любой период года при любых погодно-климатических условиях.
2. Назначение и устройство автомобильных дорог
Автомобильными дорогами называют дороги, построенные в соответствии с установленными техническими правилами и требованиями, исходя из обеспечения непрерывности, удобства и безопасности движения транспортных средств.
Аэросъемка строительства автомобильной дороги М-5/ съёмка коптером
Автомобильные дороги строятся в пределах полосы отвода, которая включает также территорию вдоль дороги и сооружения для эксплуатации ее.
Одним из основных элементов автомобильной дороги является земляное полотно. На нем располагаются проезжая часть, а также обочины и боковые канавы, или кюветы, предназначенные для отвода воды, стекающей с полотна дороги. Часть полосы отвода с левой и правой стороны земляного полотна называется обрезом . Обрезы часто используют для объездов при ремонте проезжей части дороги, устройства на них тракторных путей и др.
Проезжая часть дороги представляет собой прочную и плотную поверхность, предназначенную для движения транспорта. Проезжая часть, как правило, располагается симметрично относительно оси земляного полотна. Для устройства проезжей части в земляном полотне отрывают корыто и туда укладывают дорожно-строительные материалы.
Проезжая часть обычно имеет два слоя: основание и дорожную одежду. В зависимости от назначения дороги одежда состоит из одного, двух и более слоев. Верхний слой одежды называется покрытием дороги.
Дорожные одежды делятся на группы, основными в которых являются: усовершенствованные капитального типа — асфальтобетонные и цементобетонные; усовершенствованные облегченного типа — черные, щебеночные и гравийные; переходные типы — грунтовые, укрепленные вяжущими материалами; низшие типы — грунтовые.
Обочины дороги служат для создания упора проезжей части при строительстве дороги, предохранения краев покрытия от обламывания, разъезда и остановок автомобилей при недостаточной ширине проезжей части. При ремонтах дорог обочины служат для временного складирования материалов. Кроме того, обочины являются резервом для расширения проезжей части.
Боковые кюветы предназначаются для отвода воды из водоносных слоев. В кюветы также стекает вода с поверхности проезжей части. С помощью боковых кюветов стекающие воды отводятся вдоль дороги к искусственным сооружениям или в пониженные места.
О новых способах строительства автомобильных дорог
Кюветы выполняют в виде выемок, у которых боковые стенки имеют треугольную или трапецеидальную форму.
Земляное полотно образуется в поперечном сечении из насыпей и выемок. Необходимость этих элементов определяется рельефом местности, на которой сооружается дорога. Когда дорога должна проходить выше уровня земли, грунт подсыпают, т.е. сооружают насыпь. В случае повышения уровня земли над дорогой слой земли снимают — делают выемку.
К выемкам относятся также каналы, траншеи, водоотводные канавы. В местностях, имеющих значительный уклон в поперечном сечении (на косогорах), одна часть дороги может оказаться в выемке, а другая — в насыпи. Такое земляное сооружение называют полувыемкой — полунасыпью.
При разработке выемок грунт вывозят в насыпи, однако при избытке этого грунта насыпают кавальеры — насыпи геометрически правильной формы. Располагают кавальеры чаще на обрезах с низовой стороны выемки.
Для ограждения земляного полотна от притока воды из выше-расположенных мест прорезают водоотводные нагорные канавы. Продольный профиль дороги показывает характер ее по длине с учетом подъемов и спусков, величину которых характеризуют уклоном, выраженным в процентах. Разность по высоте между двумя точками продольного профиля называют превышением, а расстояние между этими точками по горизонтали — заложением. Разделив превышение на заложение, выраженные в метрах, получают величину продольного уклона дороги.
В зависимости от значения дороги допускается разная величина продольных уклонов. Так, грунтовая дорога может иметь уклон до 9%, для бетонных дорог уклон не должен превышать 4%.
Автомобильные дороги подразделяются на следующие группы: – дороги общегосударственного значения, предназначенные для дальних автомобильных сообщений между столицами республик, промышленными и культурными центрами; – дороги республиканского значения, соединяющие главные административные, экономические и культурные центры краев, автономных республик и областей со столицами союзных республик; – дороги краевого и областного значения; – дороги местного значения, соединяющие районные центры, населенные пункты, колхозы и т. п. между собой.
В зависимости от значения, интенсивности и допустимой скорости движения автомобильные дороги делятся на пять категорий. Для дорог каждой категории устанавливаются нормы и важнейшие параметры.
3.Классификация автомобильных дорог
Согласно Федеральному закону РФ от 8.11.2007 года №257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» дороги можно классифицировать по следующим признакам , которые указаны в ст.5 настоящего закона.
Статья 5. Классификация автомобильных дорог
Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
- автомобильные дороги федерального значения;
- автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
- автомобильные дороги местного значения;
- частные автомобильные дороги.
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на:
- автомобильные дороги общего пользования
- автомобильные дороги не общего пользования.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
К автомобильным дорогам не общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно- распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог не общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог не общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги не общего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог не общего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.
Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги:
- соединяющие столицу Российской Федерации — город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации;
- включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.
Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения могут быть автомобильные дороги:
- соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации;
- являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;
- являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта Российской Федерации со столицей Российской Федерации — городом Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.
Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.
Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования, соединяющие населенные пункты в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам не общего пользования.
Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.
К автомагистралям относятся автомобильные дороги, которые не предназначены для обслуживания прилегающих территорий и:
Источник: www.turboreferat.ru
Пример строительства автомобильной дороги
Вы здесь: Главная Проектирование автодорог
Главное меню
Строительные работы
Землеройная техника
Бетонные работы
Проектирование автомобильных дорог
История возникновения и развития дорог
Сухопутные безрельсовые дороги являются одним из элементов транспорта, названного К. Марксом четвертой областью материального производства.
История дорожного строительства и его техники теснейшим образом связана с развитием человеческого общества и материальной культуры.
Лишь первобытно-общинный строй почти не знал дорог; люди жили небольшими группами, надобность в путях сообщения отсутствовала.
С возникновением рабовладельческих государств появилась возможность использовать простую кооперацию труда в крупных масштабах, например, при строительстве египетских пирамид, индийских храмов, строительстве дорог в древней Персии, Ассирии, Риме.
Уже в 3000 г. до н. э. отмечены первые следы существования колесных экипажей; в 750-612 гг. до н. э. в Ассирии создана дорожная сеть (начало почтовых операций); в 530-330 гг. до н. э. в Персии существовала развитая сеть хороших дорог; на рубеже новой эры — расцвет дорожного строительства в древнем Риме.
Современное состояние дорожной сети и перспективы ее развития
Дорога — материальная основа транспортного процесса.
Автомобильная дорога — это такая дорога, которая обеспечивает производительную эксплуатацию автомобиля и позволяет водителю реализовать высокие скорости движения и полное использование грузоподъемности автомобиля.
Настоящая, построенная по установленным нормам и техническим условиям дорога — сложный комплекс, состоящий из ряда конструктивных элементов. Работники автотранспорта должны хорошо знать эти элементы, а также многообразие типов дорог, с тем чтобы предъявлять высокие требования к конструкции и содержанию дорог в интересах бесперебойной и производительной эксплуатации подвижного состава.
В настоящее время сеть безрельсовых (внегородских) дорог Советского Союза охватывает около полутора миллионов километров дорог различного вида и состояния, в том числе около 300 тыс. км дорог с твердыми покрытиями. Из числа последних около 87 тыс. км имели к концу 1961 г. так называемые усовершенствованные покрытия.
Автомобильные дороги за рубежом
Большое дорожное строительство ведется во многих зарубежных странах: Чехословакия, Венгрия, Румыния и ряд других стран отличаются хорошими дорогами.
Много образцовых дорог построено за последние годы в Китайской Народной Республике; центр высокогорного Тибетского автономного района — город Лхаса впервые соединен автомобильным путем с остальной территорией Китая.
Разветвленная сеть дорог существует в Англии, где из общего количества 298,6 тыс. км дорог только 40,4 тыс. км не имеют твердого покрытия.
Специальными «автострадами» магистральными дорогами, предназначенными для скоростного автомобильного движения, располагает Италия. Много превосходных автомагистралей проложено в Германии.
Соединенные Штаты Америки — страна, как известно, разбогатевшая во время двух мировых войн и обладающая наибольшим количеством автомобилей в мире, имеет и крупнейшую дорожную сеть (всего около 4,8 млн. км, из них 62% дорог с твердым покрытием).
Классификация автомобильных дорог
В зависимости от своего административно-хозяйственного значения, источников финансирования и порядка управления все внегородские автомобильные дороги в СССР можно разделить на следующие группы:
Строительство особо важных магистралей в стране осуществляет Главное управление по строительству автомобильных дорог (Главдорстрой).
Строительство остальных дорог и эксплуатацию магистральной дорожной сети в союзных республиках осуществляют министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог союзных республик или главные управления автомобильных дорог (КазССР, БССР) и их местные органы.
Основные конструктивные элементы дороги
Каждая благоустроенная автомобильная дорога является совокупностью следующих элементов:
1) полотно дороги — комплекс земляных сооружений, предназначенных для устройства дорожной одежды и отвода поверхностных вод;
б) продольный профиль (проекция на вертикальную плоскость параллельно к оси дороги);
в) план (проекция на горизонтальную плоскость)
2) одежда дороги — обращенная к поверхности часть дороги, предназначенная для восприятия нагрузки от проходящих автомобилей и передачи ее в рассредоточенном виде на земляное полотно;
3) искусственные сооружения — сооружения, устраиваемые с целью сохранения непрерывности движения в местах, где при прокладывании дороги приходится пересекать различные препятствия в виде рек, ручьев, оврагов, других дорог, горных хребтов;
4) эксплуатационные сооружения — линейные здания, ремонтные и остановочные пункты, бензозаправочные станции, станции обслуживания и т. п.;
5) дополнительные элементы — дорожные и сигнальные знаки, путевые знаки, ограждения и т. п.
Поперечный профиль дороги
Поперечный профиль (рис. 3) всегда соответствует какой-то одной, определенной точке дороги. Однако у разных точек дороги могут быть либо одинаковые, либо подобные поперечные профили.
Для поперечного профиля в нулевых условиях характерно, что бровки (границы) полотна дороги находятся в одном уровне с поверхностью земли.
Для поперечного профиля с насыпью характерно расположение бровок полотна над поверхностью земли.
Для поперечного профиля с выемкой характерно расположение бровок полотна ниже поверхности земли.
Полотно дороги состоит из следующих частей:
-проезжей части, непосредственно предназначенной для движения и занимающей центральную часть полотна;
-обочин — боковых полос, прилегающих к проезжей части и с внешней стороны ограниченных бровками;
-у городских проездов и улиц вместо обочин устраиваются тротуары;
-кюветов — боковых канав, служащих для отвода поверхностных вод.
Для земляного полотна, устраиваемого в виде насыпей или выемок, характерно наличие откосов, обеспечивающих устойчивость полотна.
Пропускная способность автомобильных дорог
Пропускная способность одной полосы движения, т. е. то максимальное количество единиц подвижного состава, которое может проследовать по дороге, при движении с расчетной скоростью в одном направлении за определенный период времени, например один час, определяется исходя из следующих данных:
V — заданная техническая скорость движения автомобилей, км/час;
х — среднее расстояние (габаритная длина), занимаемая одним автомобилем (автопоездом), м;
— интервал (промежуток времени) между следующими один за другим автомобилями, час. Приэтих показателях в течение 1 часа по дороге может быть пропущено N автомобилей (искомая пропускная способность), следующих друг за другом с интервалом I час Nt = 1 час,
откуда , где коэффициент 1000 введен в числитель с целью обеспечить единство измерителей (поскольку скорость учитывается в км/час, а расстояния — в м)
Особенности проектирования автомобильных дорог в плане
Проекция оси дороги на земную поверхность образует пространственную кривую — трассу.
Обычно, для проектирования дороги в плане пользуются топографическими картами, на которых нанесены ситуация и рельеф окружающей местности.
Прямая линия, кратчайшим путем соединяющая на карте начальный и конечный пункты дороги, называется воздушной.
Практически трасса редко проектируется по воздушной линии. Отступая по ряду причин от воздушной линии, дорога в плане представляет собой более или менее извилистую линию, являющуюся комбинацией прямых и кривых участков (рис. 7).
Кривые участки (закругления) обеспечивают плавное движение автомобилей в местах примыкания одного прямого участка к другому, где между этими прямыми участками имеется некоторый угол поворота.
Роль уклона дороги в тяговом балансе автомобиля
В поперечном профиле роль уклона невелика; он обеспечивает водоотвод с поверхности дорожного полотна (от оси дороги к кюветам) или (при устройстве виража) нейтрализует отрицательное действие центробежной силы.
Особое значение приобретает уклон в продольном профиле, когда он совпадает с направлением оси дороги и, таким образом, непосредственно связан с поступательным движением автомобиля.
От величины (крутизны) уклона зависит возможность автомобиля пройти по данному участку дороги.
Двигатель автомобиля развивает эффективную мощность, которая создает на коленчатом валу крутящий момент.
Продольный профиль автомобильной дороги
Продольный профиль представляет собой проекцию оси дороги на параллельную ей вертикальную поверхность. На продольном профиле фиксируются координаты всех пикетных и плюсовых точек, лежащих на оси дороги (рис. 14).
При построении продольного профиля употребляются различные масштабы для расстояний и высот (масштаб расстояний: 50 м=1 см; масштаб высот: 5 м=1 см).
В результате того, что масштаб высот в 10 раз крупнее масштаба расстояний, на продольном профиле изображение рельефа более наглядно.
В соответствии с требованиями стандарта на продольный профиль наносятся следующие элементы (рис. 15):
-графа пикетов и расстояний (шириной 1 см); заполняется в тех случаях, когда на пикете есть плюсовые точки;
-графа черных отметок (1,5 м); в нее заносятся отметки (высоты) всех пикетных и плюсовых точек Н0, Н1 . Нп, лежащих на пересечении поверхности земли вертикальной поверхностью, проведенной через ось дороги;
-графа красных отметок (1,5 см), в которую заносятся отметки бровок дорожного полотна;
Некоторые основные принципы проектирования трассы автомобильной дороги
Проектирование трассы начинается с наложения ее на крупномасштабную топографическую карту, которая благодаря особым условным обозначениям, а также с помощью горизонталей детально характеризует рельеф и другие особенности местности, нанесенной на карту.
В идеальном случае трасса может совпасть с воздушной линией, но обычно трассу приходится развивать, т. е: несколько удлинять, отступая от воздушной линии.
а) когда по ходу трассы встречаются населенные пункты (жилые кварталы, фруктовые сады, виноградники, огороды и другие ценные земли);
в) при пересечении трассой крупных рек (в этом случае развивают трассу с расчетом сделать пересечение в наиболее узком месте реки и перпендикулярно к ее течению);
Земляное полотно
Земляное полотно — важный элемент автомобильной дороги, отпора, на которой базируется дорожная одежда.
Все вышесказанное относительно проведения трассы дороги в плане, продольном и поперечном профилях характеризует форму и размеры земляного полотна.
От формы и размеров земляного полотна зависит его объем, т. е. объем земляных работ, связанных с сооружением земляного полотна.
Для определения объема земляного полотна, имеющего форму геометрической пространственной фигуры, необходимо знать длину данного элемента земляного полотна и площадь поперечного сечения полотна в конечных точках этого же элемента.
Рассматривая земляное полотно в форме насыпи (рис. 25), площадь его поперечного сечения можно представить в виде трапеции, опирающейся большим основанием на поверхность земли (предполагается, что последняя лишена значительного поперечного уклона); известны ширина трапеции по верху (по нормам технической классификации для данной категории дороги) и ее высота (рабочая отметка).
Дорожная одежда
Основное назначение дорожной одежды — воспринимать нагрузку от проходящих автомобилей и передавать ее на земляное полотно в рассредоточенном виде и в размере, не превосходящем той допустимой величины, которую может оказывать грунт земляного полотна, подвергаясь давлению.
Нагрузки, приходящиеся на каждое колесо автомобиля, обычно настолько велики, а сопротивление грунта настолько незначительно, что площадь восприятия земляным полотном нагрузки от колеса автомобиля нормально должна была бы выражаться в сотнях квадратных сантиметров.
Фактически след колеса автомобиля на поверхности дороги (в месте соприкосновения пневматической шины с поверхностью проезжей части) составляет всего несколько десятков квадратных сантиметров.
Отсюда видно, что задача дорожной одежды состоит в том, чтобы увеличить площадь сопротивления нагрузке во много раз (рис. 30).
В противном случае временное сопротивление грунта будет превышено и сделается неизбежным появление повреждений дорожного полотна, образование на поверхности дороги рытвин и колей.
Искусственные сооружения на дорогах
Искусственные сооружения — важный и неотъемлемый элемент каждой автомобильной дороги. Они предназначены для того, чтобы обеспечить беспрепятственный пропуск дороги в местах ее пересечения с водотоками, другими дорогами, горными хребтами и т. п.
Искусственные сооружения весьма разнотипны и многообразны. Наряду с простейшими искусственными сооружениями встречаются сооружения, требующие сложных инженерных расчетов при проектировании, больших затрат труда и денежных средств при их постройке.
Для специалистов автомобильного транспорта нет необходимости в детальном изучении всего многообразия и всех тонкостей расчета искусственных сооружений, которым владеют инженеры-мостовики. Однако им следует знать об основах классификации искусственных сооружений, о габаритах мостов и о нормах подвижной вертикальной нагрузки.
Устройство асфальтных покрытий
Высокого качества асфальтного покрытия можно добиться при условии строгого соблюдения технологии устройства покрытия в соответствии с нормативными документами. Стоимость выполнения работ напрямую зависит от вида используемых машин и механизмов, исходных материалов и применяемых технологий.
Особенности технологии устройства покрытий из асфальта
Укладка асфальтного покрытия независимо от используемых материалов осуществляется по такой технологической схеме:
— снятие старого асфальта и уборка мусора с полотна дороги, который может мешать выполнению рабочих операций;
— укладка и разравнивание щебня на подготовленную поверхность с последующим тщательным уплотнением;
— пропитка щебня специальной битумной пропиткой, которая объединяет все слои дорожного покрытия;
— укладка асфальтного покрытия с помощью асфальтоукладчиков в несколько слоев.
В зависимости от применяемых материалов технология устройства асфальтного покрытия может быть холодной и горячей. При устройстве покрытий по “горячей” технологии используются размягченные смеси, полученные путем их нагрева до установленных температур.
Источник: hydrotehnik.com