Виды стандартов установленные в ГОСТ Р 1.0-2004:
- стандарты основополагающие;
- стандарты на продукцию;
- стандарты на услуги;
- стандарты на процессы (работы);
- стандарты на методы контроля;
- стандарты на термины и определения.
Основополагающий стандарт – стандарт, имеющий широкую область распространения и/или содержащий общие положения для определенной области.
Основополагающий стандарт может применяться непосредственно в качестве стандарта или служить основой для разработки других стандартов и иных нормативных или технических документов.
Существует два подвида стандартов
- организационно-методические;
- общетехнические.
При стандартизации организационно-методических и общетехнических объектов устанавливаются положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, например: организация работ по стандартизации; разработка и постановка продукции на производство; правила оформления технической, управленческой, информационно-библиографической документации; общие правила обеспечения качества продукции и другие общетехнические правила.
BIM стандарт для объектов инфраструктуры — пример Великобритании и других зарубежных стран
Основополагающие организационно-методические стандарты устанавливают общие организационно-технические положения по проведению работ в определенной области (например, ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены»).
Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают: научно-технические термины, многократно используемые в науке, технике, производстве; условные обозначения различных объектов стандартизации – коды, метки, символы ( например, ГОСТ 14192–96 «Маркировка грузов»); требования по обеспечению единства измерений (ГОСТ Р 8.000-2000 «Государственная система обеспечения единства измерений») и пр.
Стандарт на продукцию – стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять продукция или группа однородной продукции, с тем чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению.
На продукцию разрабатывают следующие основные подвиды стандартов:
- стандарт общих технических условий, содержит общие требования к группам однородной продукции;
- стандарт технических условий, содержит общие требования к конкретной продукции.
Указанные стандарты в общем случае включают следующие разделы:
- классификация, основные параметры и (или) размеры;
- общие технические требования;
- правила приемки;
- маркировка, упаковка, транспортирование, хранение.
По группам однородной продукции могут разрабатываться стандарты узкого назначения:
- стандарты технических требований;
- стандарты правил приемки;
- стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.
Стандарты на процессы устанавливают требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах жизненного цикла продукции (услуги) – разработка, изготовление, хранение, транспортирование, эксплуатация, утилизация для обеспечения их технического единства и оптимальности.
Стандартизация. Как работать с несоблюдением сотрудниками стандартов.
Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при проведении технологических операций.
На современном этапе большое значение приобретают стандарты на управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества продукции (услуг) – управление документацией, закупками продукции, подготовкой кадров и пр. Имеются в виду стандарты по системам менеджмента качества.
Стандарты на методы контроля должны в первую очередь обеспечивать всестороннюю проверку всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты. Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений и других характеристиках, предусмотренных комплексом стандартов, выполненных на основе международных стандартов ИСО.
Для каждого метода в зависимости от специфики его проведения устанавливают:
- средства испытаний и вспомогательные устройства;
- порядок подготовки к проведению испытаний;
- порядок проведения испытаний;
- правила обработки результатов испытаний;
- правила оформления результатов испытаний;
- допустимую погрешность испытаний.
Стандарты могут быть узкого назначения – проверка одного показателя качества (например, стандарт на метод определения паропроницаемости чистошерстяных и полушерстяных тканей) либо широкого назначения – проверка комплекса показателей (стандарт на методы испытаний шелковых и полушелковых штучных изделий).
Практика обязательной сертификации вызвала необходимость разработки стандартов смешанного вида – стандартов на продукцию и методы контроля, в частности стандартов на требования безопасности к продукции (услуге) и методы контроля безопасности. Пример: ГОСТ 25779 «Игрушки. Общие требования к безопасности и методы контроля».
Стандарт на услугу устанавливает требования, которым должна удовлетворять группа однородных услуг (услуги туристские, услуги транспортные) или конкретные услуги (классификация гостиниц, грузовые перевозки) с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению.
Стандарт на термины и определения – стандарт, устанавливающий термины, к которым даны определения, содержащие необходимые и достаточные признаки понятия. Терминологические стандарты выполняют одну из главных задач стандартизации – обеспечение взаимопонимания между всеми сторонами, заинтересованными в объекте стандартизации.
Терминологические стандарты выполняют одну из главных задач стандартизации – обеспечение взаимопонимания между всеми сторонами, заинтересованными в объекте стандартизации.
Источник: info.metrologu.ru
Основы строительной стандартизации
Возведение зданий из сборных элементов требует
•типизации,
•стандартизации
•унификации
изделий и конструкций
Типизация –это разработка и отбор наиболее
рациональных с экономической и технической
точки зрения объемно-планировочных и
конструктивных решений для многократного
использования в строительстве.
Типизация в проектировании развивается по
следующим четырем направлениям:
1.проектирование типовых зданий,
2.объемно-планировочных элементов зданий,
3.конструкций и изделий,
4.узлов и деталей зданий.
Примеры компоновки зданий из типовых блок — секций:
а — компоновка из угловой (У), рядовых (Р), поворотных
(П) и торцевых (Т) блок — секций;
Типовые конструкции, прошедшие проверку и
получившие широкое распространение
утверждаются в качестве стандартов (ГОСТ).
Стандарт –это образец строго определенной
формы, размеров и качества
Стандартизация является высшим уровнем
типизации.
Размах типового проектирования привел к
большому разнообразию типовых изделий.
Потребовалась унификация — это приведение
разнообразных видов типовых конструкций к
ограниченному числу, то есть приведение к
единообразию.
Унификация позволяет применять однотипные
изделия в зданиях различного назначения.
Основой для унификации является МКРС (модульная
координация размеров в строительстве) .
МКРС — это совокупность правил координации
(взаимного согласования) объемно-планировочных и
конструктивных размеров здания на основе кратности
единой величине – модулю М = 100мм.
Основное правило МКРС :
Все размеры в строительстве должны быть кратны
модулю М = 100мм.
Для удобства пользования МКРС разрешается применять
укрупненные модули и дробные модули.
Укрупненные модули: 2М=200мм; 3М=300мм;
6М=600мм ;12М=1200мм; 15М=1500мм; 30М=30000мм;
6М=60000мм – применяют для назначения общих
размеров здания( ширина, высота этажа, шаг, пролет).
Дробные модули: 1/2M=50мм; 1/5М=20мм;
1/10М=10мм; 1/50М=2мм; 1/100М=1мм – применяют
для назначения размеров мелких изделий (толщина
плит, сечение колонн, балок и др.)
Модуль, положенный в основу планировочных решений,
называют планировочным (ПМ)
Для зданий с кирпичными стенами
ПМ принимают равным 3М (300мм)
Для крупнопанельных домов –
ПМ = 6М(600мм); 12М (1200мм).
Для точного определения положения вертикальных
несущих и ограждающих конструкций здания
применяют систему модульных плоскостей.
Система модульных плоскостей – это условная
пространственная система взаимно пересекающихся под
прямым углом плоскостей, отстоящих друг от друга на
расстояние, кратное модулю.
Главный принцип проектирования :
основные конструкции здания размещают в
пространстве, совмещая с модульными плоскостями.
Линии пересечения модульных плоскостей называются
модульными осями.
Модульные оси, совпадающие с расположением
вертикальных несущих и ограждающих конструкций
(стен, колонн), называются координационными.
Оси обозначают штрихпунктирной линией и
маркируют в кружках диаметром 8мм арабскими
цифрами (слева направо), и заглавными буквами
русского алфавита (снизу вверх).
Объемно-планировочное решение – это система
размещения помещений в здании.
Объемно-планировочные параметры здания:
шаг, пролет, высота этажа
Шаг – расстояние между координационными осями
поперечных стен или поперечных рядов колонн.
Пролет — расстояние между координационными
осями продольных стен или продольных рядов
колонн.
Высота этажа :
•в многоэтажном здании – расстояние от чистого
пола одного этажа до чистого пола последующего;
•в одноэтажном здании с чердаком — от отметки
чистого пола до верха чердачного перекрытия;
•в одноэтажном здании без чердака – от отметки
чистого пола 1-го этажа до низа несущей
конструкции покрытия;
МКРС предусматривает следующие виды размеров:
номинальные, конструктивные и натурные.
•Номинальный размер – это расстояние между
координационными осями, а также условный
размер конструктивного элемента с включением
примыкающих частей швов и зазоров.
•Конструктивный размер – размер элемента,
изделия, отличающаяся от номинального размера,
как правило, на величину нормативного зазора
между изделиями;
•Натурный размер — фактический размер изделия. Он
отличается от конструктивного на величину допуска,
установленного для данного изделия (например, для
кирпича ±3-5 мм в зависимости от его сорта);
В марках сборных строительных конструкций
(изготовленных на заводе) указываются
номинальные размеры конструкции в дециметрах
(дм).
Например:
580мм
Номинальная длина (дм)
Номинальная ширина (дм)
1180мм
Номинальная высота (дм)
500мм
Конструктивная длина
Конструктивная ширина
Конструктивная высота
Источник: ppt-online.org
Становление современной системы национальных стандартов в области строительства
Современная система нормативных документов (СНД) Российской Федерации в строительстве создается в соответствии с новыми экономическими условиями, законодательством и структурой управления на базе действующих в России строительных норм, правил и государственных стандартов.
Главная задача СНД – защита прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства при развитии самостоятельности и инициативы предприятий, организаций и специалистов. Одним из основных средств решения этой задачи является переход к новым методическим принципам, которые находят все большее распространение в практике международной стандартизации.
В современном мире, в зависимости от подхода, стандартизация может выступать в качестве мощного двигателя или, наоборот, тормозить развитие экономики. Чтобы понять, какое влияние оказывает существующая система нормативной документации на строительную индустрию современной России, необходимо вспомнить как эволюционировала система стандартизации в нашей стране.
Различные источники расходятся во мнении, что считать первым стандартом в России, но событием, с которого началось формирование современной российской системы нормативов, стало принятие сразу после революции 1917 года декрета «О введении международной метрической системы мер и весов». Этот Декрет положил конец разночтениям в метриках, применяемых на территории страны и сделал возможным введение общих эталонов и требований.
За годы существования Советского Союза система стандартизации и принципы применения входящих в нее нормативных документов неоднократно претерпевали серьезные изменения. Сразу после революции инициатива стандартизации имела общесоюзные масштабы, но получилось так, что на тот момент регламенты, спускаемые «сверху», плохо сочетались с практикой «на местах». Поэтому уже в 1930-х годах, процесс был децентрализован — инициатива по формированию нормативной базы была передана в самостоятельные наркоматы. Однако, децентрализованная модель тоже имела свои недостатки, в частности, она характеризовалась плохой координацией действий между отдельными отраслями и направлениями.
Процесс снова был централизован путем создания в 1940 году Всесоюзного комитета по стандартизации при Совете Народных Комиссаров СССР. Кстати, именно на этом этапе появились хорошо знакомые всем государственные стандарты (ГОСТы), а в 1965 году в недрах Комитета была разработана Государственная система стандартизации, в определенной степени работающая до сих пор. К 80-м годам прошлого века из недр этой системы вышло порядка 22 тыс. документов. К строительной сфере, помимо ГОСТов и СНиПов, относились СП (своды правил по проектированию и строительству), РДС (руководящие документы в строительстве), ТСН (территориальные строительные нормы), СТП (стандарты предприятий строительного комплекса) и СТО (стандарты общественных объединений).
Преимуществами такой централизованной системы стандартизации было то, что главным заинтересованным лицом в работе со стандартами такого рода было само государство, целиком и полностью финансировавшее процесс. И, как показало время, такой подход в строительстве был весьма оправдан, поскольку постройки советской эпохи даже в экстремальных условиях Крайнего Севера эксплуатируются до сих пор.
Однако с распадом Советского Союза, с приходом в экономику рыночных отношений, столь жесткое регулирование стало препятствовать внедрению и развитию новых технологий строительства. От стандартов требовалось, чтобы они всегда шли на шаг впереди эволюционирующей отрасли, а вместо этого они сковывали строителей и производителей материалов чрезмерным нормированием и контролем. Главная же проблема заключалась в постоянном устаревании нормативов.
Чтобы реформировать систему стандартизации в соответствии с требованиями времени, в 1990 году было принято постановление «О совершенствовании работ по стандартизации в СССР», согласно которому требования стандартов разделялись на обязательные и рекомендуемые. Этот период характеризовался еще и тем, что советская система стандартизации начала свою интеграцию в мировую экономику. На территории нашей страны разрешалось применение некоторых зарубежных стандартов, а собственные стандарты проходили проверку на совместимость с международными аналогами.
В начале нового тысячелетия была проведена масштабная реформа системы стандартизации, необходимость которой была продиктована новым положением страны на международном рынке, в частности, интеграция в систему международной торговли и развитие совместных проектов с зарубежными партнерами. Вместо закона «О стандартизации» в 2002 году был принят Федеральный закон «О техническом регулировании».
Обязательными остались лишь технические регламенты, содержащие минимальный закрытый список требований. Оставшиеся «обязательные» требования стандартов были переведены в разряд рекомендуемых, по европейскому образцу. Один из регламентов напрямую касается строительной сферы: «О безопасной эксплуатации зданий и сооружений». Стоит отметить, что именно в строительстве целый ряд стандартов и правил остался в числе обязательных, перекочевав в технический регламент из старых нормативных документов.
Однако неудачное осуществление в течение почти пяти лет реформы национальной системы технического регулирования, не смотря на принятие в 2002 году ФЗ «О техническом регулировании», отразилось на состоянии и отставании отечественной нормативной базы в области строительства и безопасности от международной базы.
Положительные изменения произошли лишь после внесения изменений в этот закон в мае 2007 г., когда была принята двухуровневая система технического регулирования, была восстановлена возможность легитимного использования строительных норм и правил в новой форме их представления (в виде сводов правил) и признана презумпция соответствия. Смысл презумпции соответствия состоит в том, что объект технического регулирования признается соответствующим требованиям технического регламента, если он соответствует требованиям стандартов и сводов правил (перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), которые обеспечивают выполнение требований безопасности, установленных в техническом регламенте, и позволяют осуществить оценку соответствия. Таким образом, основным массивом нормативных документов, на основании которых осуществляется деятельность в строительстве, служат стандарты и своды правил – нормы добровольного применения, как это принято в международной практике.
В последнее время Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство регионального развития РФ (ответственное за регулирование деятельности в области строительства), Российский союз промышленников и предпринимателей сосредоточились на вопросах гармонизации национальных технических норм в области строительства с «еврокодами». При этом из внимания упускаются остальные стандарты, необходимые для применения в современной строительной отрасли.
Существующую систему строительной стандартизации нельзя назвать совершенной. Ее предстоит дорабатывать и развивать. Именно поэтому для строительства в 2007 г. и 2011 гг. были приняты новая редакция закона о техническом регулировании и «Стратегии развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 г.», соответственно, вернувшие значимость ГОСТов и СНиПов и инициировавшие новый этап работы над ними. Следует также отметить, что для более продуктивной работы строительной отрасли важную роль играет реестр современных стандартов, норм и правил, которые появились благодаря НОСТРОЙ.
Несмотря на то, что существующая система стандартизации гораздо лучше соответствует требованиям времени, нежели советский вариант, целого ряда важнейших документов рынку не хватает. А многие существующие стандарты не в полной мере приведены в соответствие с международной практикой.
Источник: stroy-esp.ru
Общая характеристика стандартов разных категорий
В зависимости от сферы действия различают стандарты различного статуса или категории :
— государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р);
— межгосударственный стандарт (ГОСТ);
— стандарт отрасли (ОСТ)
— стандарт научно-технического или инженерного общества (СТО);
— стандарт предприятия (СТП).
До настоящего времени действуют еще и стандарты СССР, если они не противоречат законодательству РФ
Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р)– стандарт, принятый Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и Метрологии (Госстандартом России). В области строительства ГОСТ Р принимается Госстроем России.
К объектам государственных стандартов РФ относят:
1) организационно-методические и общетехнические объекты межотраслевого применения;
2) продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение.
При стандартизации организационно-методических и общетехнических объектов устанавливаются положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, например: организация работ по стандартизации, сертификации; разработка и постановка продукции на производство; правила оформления технической, управленческой, информационно-библиографической документации; общие правила обеспечения качества продукции; типоразмерные ряды и типовые конструкции; классификация и кодирование технико-экономической информации; метрологические и другие общетехнические правила и нормы.
При стандартизации продукции (услуг) в государственные стандарты включают (и это исключительная прерогатива данной категории стандартов) обязательные требования к качеству продукции (услуги), обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества потребителя; охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость; методы контроля соответствия обязательным требованиям; методы маркировки как средство информации о выполнении обязательных требований и правилах безопасного использования продукции.
Обозначение государственного стандарта РФ состоит из индекса (ГОСТ Р) регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года принятия. В обозначении государственных стандартов, входящих в комплекс (систему) стандартов, в регистрационном номере первые цифры с точкой определяют шифр комплекса государственных стандартов (Приложение 1)
Межгосударственный стандарт (ГОСТ) – стандарт, принятый Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации или межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации и техническому нормированию в строительстве. Межгосударственные стандарты (ГОСТ),сферой распространения которых является территория 12 государств СНГ, подписавших 13 марта 1992 г. Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, к которому присоединилась Россия, применяются на ее территории без переоформления с введением их в действие постановлением Госстандарта (Госстроя России).
Стандарты отраслей (ОСТ) могут разрабатываться и приниматься государственными органами в пределах их компетенции применительно к продукции, работам, услугам отраслевого значения. Компетенция указанных органов определяется положениями о них.
Стандарты отраслей (как и государственные стандарты РФ) разрабатывают на два объекта: 1) организационно-технические и общетехнические объекты; 2) продукцию, процессы и услуги. Но объекты ОСТ имеют отраслевое значение.
Ост применяют (в смысле – соблюдают) предприятия, подведомственные государственному органу управления, принявшему стандарт. Но условием обязательного исполнения требований ОСТ является включение ссылки на него в договор или техническую документацию изготовителя (поставщика) продукции. Иные субъекты хозяйственной деятельности применяют ОСТы на добровольной основе.
Обозначение стандарта отрасли состоит из индекса (ОСТ), условного обозначения министерства (ведомства), регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения стандарта. Например в обозначении ОСТ 56-98-93 цифра 56 означает условное обозначение государственного органа, которая утвердила ОСТ, цифра – 98 – регистрационный номер стандарта, 93 – год утверждения.
Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО). Объектами СТО являются: 1) принципиально новые (пионерные) виды продукции и услуг; 2) новые методы испытаний; 3) нетрадиционные технологии разработки, изготовления, хранения и новые принципы организации и управления производством; 4) прочие виды деятельности.
СТО разрабатываются для динамического отражения и распространения полученных в определенных областях знаний и сферах профессиональных интересов результатов фундаментальных и прикладных исследований.
СТО является объектом авторского права, и продажа его как интеллектуальной собственности заказчикам стандарта материально укрепляет как само НТО, так и разработчиков СТО.
СТО подлежит согласованию с соответствующими надзорными органами, если устанавливаемые в них положения затрагивают безопасность людей, имущества и окружающей среды. Требования СТО должны быть не ниже требований государственных стандартов.
Обозначение СТО состоит из индекса (СТО), аббревиатуры общества, регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения. Примеры: СТО РОО 10.01-95, где РОО – российское общество оценщиков, 10.01 – регистрационный номер стандарта, 95 – год утверждения; СТО РХО – 3 – 94, где РХО – Российское химическое общество и т.д.
Для отечественной стандартизации СТО является новой категорией стандарта, за рубежом данная категория используется давно и широко.
Стандарты предприятий (СТП) разрабатываются субъектами хозяйственной деятельности в следующих случаях: 1) для обеспечения применения на предприятии государственных стандартов, стандартов отраслей и стандартов иных категорий; 2) на создаваемые и применяемые на данном предприятии продукцию, процессы и услуги (составные части продукции, инструмент, технологические процессы и т.п.).
СТП утверждает руководитель предприятия (объединения предприятий). СТП обязателен для исполнения для работников данного предприятия, а поэтому (в отличие от ГОСТ, ГОСТ Р, ОСТ) является локальным нормативным актом.
Таким образом, основное назначение СТП – решение внутренних задач, СТП в настоящее время является основным организационно-методическим документом в действующих на предприятиях системах обеспечения качества продукции (услуг).
Обозначение СТП состоит из индекса (СТП), регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения стандарта.
Одним из важнейших направлений эффективного участия нашей страны в работах по международной стандартизации является своевременное и наиболее полное использование международных стандартов (МС) в отраслях народного хозяйства.
Существует три варианта применения в РФ международных, региональных и национальных стандартов других стран в зависимости от степени использования международного документа и формы его представления.
1. Принятие государственного стандарта, представляющего аутентичный текст на русском языке соответствующего международного документа. При данном методе соответствующий МС используется без какого-либо изменения текста МС. Изменения касаются только оформления обложки.
При этом обозначение государственного стандарта РФ состоит из индекса (ГОСТ Р); обозначения соответствующего международного стандарта (без указания года его принятия; отделенных тире двух последних цифр года утверждения ГОСТ Р. Пример: ГОСТ Р ИСО 9591-93, где ГОСТ Р – индекс, ИСО 9591 – обозначение соответствующего МС, 93 – дата утверждения ГОСТ Р.
В ряде случаев по тексту стандарта выделяют (шрифтом или другим способом) требования, учитывающие национальные особенности России или СНГ.
3. Принятие ОСТ, СТП, СТО на основе международного документа до принятия их в качестве государственных стандартов, то есть локальное использование международного документа или в рамках отрасли, или предприятия, или научно-технического общества.
Все другие варианты использования МС с разной степенью заимствования норм и положений международных документов следует квалифицировать как использование МС в качестве источников исходной информации, тем более ГОСТ Р 1.2 «ГСС РФ. Порядок разработки государственных стандартов» обязывает разработчиков учитывать международные, региональные стандарты и прогрессивные национальные стандарты других стран.
Источник: megaobuchalka.ru