Основным строительным материалом в древнейшей Месопотамии в связи с почти полным отсутствием местного камня и леса был кирпич-сырец.
В Двуречье древнейшим видом жилища считаются хижины, плетеные из тростника и обмазанные глиной, а также глинобитные бескаркасные постройки, довольно непрочные. Вскоре был изобретен сырцовый кирпич. Изначально кирпичи изготавливали из глины вручную, иногда добавляли рубленую солому.
В Джемдет-Насре были обнаружены остатки постройки конца IV — начала III тыс. до н.э. из тонких, плоских кирпичей, т.н. рихменов, односторонне-выпуклых, сделанных вручную. В начале III тыс. до н.э. кирпичи уже начали изготавливать в деревянных формах, сначала продолговатые (20 х 30 х 10 см), затем квадратные (31 х 34 х 10 см), т.н. старовавилонский кирпич. Кирпичная техника, сложившаяся в Месопотамии с древнейших времен, и связанные с ней сводчатые конструкции, сыграли огромную роль в дальнейшем развитии мировой архитектуры, т.к. были унаследованы античной архитектурой, а от нее — средневековой Европой.
Экология 10 класс (Урок№15 — Загрязнение природной среды.)
Из сырцового кирпича возводились и массовое жилье, и монументальные сооружения. Кирпич обожженный и глазурованный, главным образом служил облицовочным материалом, и использовался довольно редко. Основу всех конструкций составляли мощные многометровые стены, внешняя сторона которых расчленялась выступами, а верхняя часть имела зубчатое завершение.
Зиккурат(от вавилонского слова sigguratu — «вершина», в том числе «вершина горы») — многоступенчатое культовое сооружение в Древней Месопотамии и Эламе, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры. В поздние периоды зиккурат был не столько храмовым сооружением, сколько административным центром, где располагалась администрация и архивы.
Зиккурат представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид от 3 у шумеров, до 7 у вавилонян, не имевших интерьера (исключение — верхний объём, в котором находилось святилище). Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета, соединялись лестницами или пандусами, стены членились прямоугольными нишами. Внутри стен, поддерживающих платформы (параллелепипеды) находилось множество комнат, где жили священники и работники храма.
Рядом соступенчатой башней-зиккуратом обычно находился храм, который являлся не молитвенным сооружением как таковым, а жилищем бога. Шумеры, а вслед за ними и ассирийцы с вавилонянами, поклонялись своим богам на вершинах гор и, сохранив эту традицию после переселения в низменное Двуречье, возводили горы-насыпи, соединявшие небо и землю.
Материалом для постройки зиккуратов служил кирпич-сырец, дополнительно укреплённый слоями тростника, снаружи облицовывались обожжённым кирпичом. Дожди и ветры разрушали эти сооружения, их периодически подновляли и восстанавливали, поэтому они со временем становились выше и больше по размерам, менялась и их конструкция. Шумеры строили их трёхступенчатыми в честь верховной троицы своего пантеона — бога воздуха Энлиля, бога вод Энки и бога неба Ану. Вавилонские зиккураты были уже семиступенчатыми и окрашивались в символические цвета планет.
Архитектура Месопотамии за 8 минут. Шумер и Аккад
Прообразом зиккурата были ступенчатые храмы. Первые такие башни в форме примитивных ступенчатых террас появились в аллювиальных долинах Тигра и Евфрата в конце IV тысячелетия до н. э. Последний заметный всплеск активности в возведении месопотамских зиккуратов засвидетельствован уже в VI веке до н. э., в конце нововавилонского периода. На протяжении всей древней истории зиккураты подновлялись и перестраивались, составляя предмет гордости царей.
Великий зиккурат в Уре (зиккуратЭтеменнигуру) — наиболее сохранившийся храмовый комплекс Древнего Междуречья. Возведён в XXI веке до н. э. (около 2047 до н. э.) в городе Уре местными царями Ур-Намму и Шульги, как и святилище Экишнугаль, в честь лунного божества Нанна. Впоследствии не раз перестраивался, был значительно расширен нововавилонским царём Набонидом.
Строительство зиккурата вела третья династия Ура, восстановившая местную государственность после нашествий аккадцев и гутиев. Зиккурат был призван служить не только храмом, но и общественным учреждением, архивом и царским дворцом. С его вершины как на ладони можно было созерцать весь город.
Зиккурат представлял собой 20-метровое кирпичное здание, которое располагалось на платформах различной ширины, с основанием 64 на 46 метров, с тремя этажами. Фундамент был сложен из сырцового кирпича, внешние стены выложены каменными плитами.
Вся поверхность здания была облицована кирпичами, которые предварительно прошли обработку битумом.
Три подъёма наподобие приставных лестниц (крутая-центральная и две боковые соединялись вверху) вели на первую площадку, откуда ступени вели в кирпичную надстройку, где помещалось главное святилище-храм богини луны Нанны. Верхняя площадка служила также жрецам для наблюдений за звездами. Внутри стен, поддерживающих платформы, находилось множество комнат, где жили священники и работники храма.
Надстройка не сохранилась. Первый исследователь сооружения, Леонард Вулли, полагал, что эти лестницы были в древности обсажены деревьями, чтобы всё сооружение напоминало жителям аллювиальной равнины священную гору.
Зиккурат в Уре служил чтимым образцом для зодчих Древнего Междуречья. Не исключено, что либо сам зиккуратЭтеменнигуру, либо построенный по его образцу зиккурат в Вавилоне послужили прообразом описанной в Библии Вавилонской башни.
Клинопись междуречья
Кли́нопись — наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил писчий материал — глиняная табличка, на которой, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи.
Большая часть клинописных систем письма восходят к шумерскому (через аккадскую). В позднем бронзовом веке и в эпоху античности существовали системы письма, внешне похожие на аккадскую клинопись, но иного происхождения (угаритское письмо, кипро-минойское письмо, персидская клинопись).
Древнейшим памятником шумерского письма является табличка из Киша (около 3500 г. до н. э.). За ней по времени следуют документы, найденные на раскопках древнего города Урук, относящиеся к 3300 году до н.э. Появление письменности совпадает по времени с развитием городов и сопутствующей этому полной перестройкой общества. В то же время в Древней Месопотамии появляется колесо и знание о плавке меди.
Между Тигром и Евфратом находилось Шумерское царство, а на востоке — царство Элам. В городах этих довольно урбанизированных государств жили управляющие, торговцы, ремесленники. Вне городов — крестьяне и пастухи.
Как торговые, так и административные контакты всех этих групп необходимо было запечатлеть в определённой форме. Именно из этой необходимости и появилась письменность.
Первыми систему записи создали шумеры. Элам, где использовали в то время лишь набор разрозненных пиктограмм, адаптировал шумерскую письменность под свой язык.
Цилиндрическая печать — выточенный из камня небольшой цилиндр с продольным осевым отверстием, который использовался в Древнем мире в качестве удостоверения личности автора документа или свидетеля его подписания. Боковая поверхность цилиндра (труцил) содержала уникальную резьбу по камню, как правило, содержащую религиозный сюжет. Наибольшее распространение цилиндрические печати получили в Месопотамии, где, начиная с шумерского периода, такая печать являлась важнейшим, всегда носимым с собой, атрибутом человека.
Цилиндрические печати обычно изготовлялись специальными мастерами из твердого камня. Известны цилиндрические печати из аметиста, гематита, мыльного камня, известняка, обсидиана, нефрита , сердолика, карнеола, халцедона и других природных минералов. Наиболее престижным материалом в Месопотамии для изготовления печатей среди простых горожан считалась Ляпис-лазурь, царские печати могли быть изготовлены из полудрагоценных камней. В Древнем Египте цилиндрические печати изготавливались также из стекла и фаянса.
Большинство цилиндрических печатей изготавливались таким образом, чтобы после прокатывания по мягкому материалу (например, по мокрой глине) получалось выпуклое изображение. Рисунки и орнаменты самой печати при этом делались вдавленными. Однако, некоторые цилиндрические печати, предназначенные в основном для других письменных материалов, сами изготавливались выпуклыми и использовались, например, для нанесения краски на документ из пергамента, папируса и др.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Источник cyberpedia.suМатериалы и конструкции в архитектуре Месопотамии.
Основным строительным материалом в Месопотамии была глина. В большом количестве изготавливался кирпич-сырец, из которого строились жилые дома. Нижние части зданий иногда обкладывались обожженным кирпичом, но его было мало, т.к. для обжиговых печей требовалось много дерева. Позже, когда была обнаружена нефть, производство обожженного кирпича увеличилось: из него стали строить дворцы, оборонительные сооружения, храмы, но ядро толстых стен и башен оставалось сырцовым. Для укрепления кладки из сырцового кирпича через 5-6 рядов кладки прокладывались пропитанные природным битумом «коврики».
Самой значительной заслугой архитектуры Месопотамии было изобретение арочно-сводчатых конструкций для безбалочного перекрытия больших помещений. Своды в Месопотамии сооружались как ложные, так и клинчатые.
Ложные своды – это такие своды, которые образуются при помощи сдвижки параллельных рядов кладки. При этом внутри помещения на потолке образуются ступени от сдвижки блоков камня или кирпича. Такими сводами можно перекрывать лишь небольшие пространства (пролётом до 5-6 метров). Клинчатые своды сооружались на основе пересекающихся клинчатых арок.
Клинчатые арки выкладывались при помощи вспомогательных деревянных конструкций – кружал, имеющих форму полукруга. Камни или кирпичи клинчатой формы выкладывались по внешней форме кружала. Нижние кирпичи жестко закреплялись в кладке, а самый верхний кирпич (замковый) вбивался с усилием, создавая напряжение, гасящее силы распора в арке. Дальнейшее развитие арочно-сводчатые конструкции получили в архитектуре Древнего Рима, где при их помощи удалось перекрыть пролеты до 30 м (арки) и до 43 м (своды).
В Месопотамии кроме простых сводов, образуемых на основе арочных конструкций, применялись также более сложные типы сводов (бескружальные своды, своды «балхи»). В этих сводах ряды кладки укладываются по линии, наклонной к основанию или кирпичи кладутся «в ёлочку», что позволяет распределить силу тяжести, направленную вертикально вниз, мимо швов кладки и, таким образом, предохранить свод от разрушения под давлением собственного веса. Дальнейшее развитие такого типа сводов в архитектуре средневекового Ближнего Востока привело к появлению разнообразных декоративных сводов, украшающих интерьеры мечетей и мавзолеев.
Непрочность глины как строительного материала обусловила необходимость защиты внешних и внутренних поверхностей стен. Нижние части стен парадных залов дворцов облицовывалась плитами из природного алебастра или песчаника и покрывалась декоративными рельефами, а верхняя часть штукатурилась и расписывалась.
Месопотамии также принадлежит первенство в изобретении керамической цветной глазури – стекловидной массы, которая после обжига приобретает определенный цвет. Цветные глазурованные кирпичи, плитки и «гвозди» широко применялись в архитектуре Ассирии и Вавилонии для отделки стен дворцов, ступеней зиккуратов, верхних частей оборонительных стен и башен. Таким образом, можно сказать, что Месопотамия впервые применила цвет как средство архитектурной выразительности. Вместе с тем архитектурная отделка в Месопотамии не является органической частью конструкции здания, а носит «накладной», декоративный характер, что закрепилось в архитектуре Передней Азии на долгие времена.
Источник studopedia.ruПомогите! Из чего в Междуречье строили здания? (в основном))
Найди верный ответ на вопрос ✅ «Помогите! Из чего в Междуречье строили здания? (в основном)) а) Из камня б) Из дерева в) Из глины . » по предмету История, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.
Кто из названных государственных государственных Деятелей стали участниками борьбы за высшую власть после смерти Сталина
Источник urokam.netАрхитектура Месопотамии: базовые элементы
Из-за нехватки камня и дерева в долинах Тигра и Евфрата основным строительным материалом становится глина, так как это был единственный ресурс, имеющийся в изобилии на всей территории страны (благодаря илу со дна рек). Использование такого материала подтолкнуло к поиску архитектурных форм, раскрывающих возможности, которые предлагала пластичная глина. Однако это был очень недолговечный и не стойкий к погодным условиям материал, поэтому постройки из него нуждались в постоянном ремонте. Следовательно, возводились различные поддерживающие конструкции.
Таким образом, здания строились из глиняных кирпичей (высушенных на солнце или обожженных), скрепленных раствором. Так создавалась прочная конструкция с толстыми стенами, которые удерживались в вертикальном положении благодаря давлению собственного веса и подпоркам, расположенным по всему периметру.
Толщина стен не позволяла открывать окна наружу, что давало бы достаточно света. Поэтому структура внутреннего пространства предполагает наличие центральных открытых дворов, окруженных комнатами.
Снаружи вдоль стен располагались вертикальные выступы, как напоминание об изначальной деревянной архитектуре, которые нарушали монотонность поверхности стены и, благодаря игре света и тени, являлись оригинальным украшением. Здания возводились на террасах, чтобы защитить их от влияния влажной почвы. Материалом для крыш служили стволы пальм, обычно не очень длинные, чтобы уменьшить вес конструкции. Ширина комнаты адаптировалась к длине этих стволов. Поэтому в основном комнаты были узкими и длинными.
Хотя такие элементы конструкции, как арки и своды, не существовали в том виде, в котором они были привнесены в архитектуру шумерами, наблюдался некий интерес к их выборочному применению. Арки не применялись при возведении монументальных сооружений, однако использовались при строительстве погребальных камер (перекрытие из ряда кирпичей или ложная арка), а также для украшения домов. Что касается сводов, то они строились из плоско-выпуклых кирпичей.
Также возводились колонны из кирпича, украшенные цветными глиняными конусами. Эти конусы создавали подлинные геометрические мозаики с черными, белыми и красными ромбами, зигзагами и треугольниками. Однако основной опорой зданию служили стены, колонны как главный элемент опоры не применялись. Для украшения невзрачных глиняных стен как изнутри, так и снаружи, применялись те же цветные глиняные конусы, а также выпуклые панели с мозаикой.
Первые месопотамские храмы
Зарождение храмовой архитектуры датируется доисторическим периодом, то есть V тысячелетием до н.э. Процесс эволюции первых храмов позволяет наблюдать за становлением архитектуры храма как главного религиозного сооружения. Вначале строились святилища для поднесения даров и проведения ритуалов жертвоприношения богам. По мере распространения культа начинают появляться первые храмы для общих молитв верующих. Таким образом, был пройден путь от маленьких статуэток божеств, которые хранились в домах, до полноценного святилища.
Первые храмы строились по образцу жилых домов. На протяжении всего V тысячелетия до н.э. в архитектуре обоих этих зданий использовалась прямоугольная планировка. В более позднее время, план жилых домов стал больше походить на квадрат, в то время как храм сохранял прямоугольную форму с алтарем для подношений по центру. Все верующие имели доступ в храм.
В самом старом шумерском городе Эриду располагается восемнадцать храмов, надстроенных друг над другом. На XVI ярусе, принадлежащем культуре Эль-Обейд, можно воссоздать план сооружения очень скромных размеров, предназначенного для проведения религиозных обрядов. Это прямоугольное здание, построенное на уровне земли, с толстыми стенами и единственной ведущий внутрь дверью. Далее вы попадаете в неф, где располагался глиняный стол для подношений; в дальнем конце зала имелась квадратная апсида с алтарем божества.
Эта типология сохранялась до первого тысячелетия до нашей эры, когда по всей Месопотамии начали возводиться святилища, расположенные на высокой платформе, порой достигающей в высоту колоссальных размеров.
На XIII ярусе города Тепе-Гаура в Северной Месопотамии в течение IV тысячелетия были построены три храма, в одном из которых можно увидеть уже более позднюю типологию религиозных сооружений. Это здание было спроектировано согласно единому плану. Оно представляет собой прямоугольник с одним залом. Стены формируют ниши, которые позже уступили место часовням.
На стенах с равными промежутками располагаются контрфорсы. Кроме практической функции, они также служат и украшением.
Архитектурная эволюция храмов
Между IV и III тысячелетиями до н.э. аграрное общество претерпевает значительные изменения. Население концентрируется в городах, выросших вокруг храмов. Они становятся центрами управления народом, которое осуществляется через священнослужителей. Таким образом, параллельно с типологической эволюцией храмов растет и их значимость.
В городе Урук были найдены руины, подтверждающие существовавшую в то время городской тип поселений со сложной религиозной архитектурой (храмы). В Уруке находился самый важный шумерский религиозный центр, посвященный богам Ану и Инанне. Архитектурная концепция святилища изменилась. Оно больше не находилось на уровне земли.
Снаружи возводились высокие платформы, а стены покрывались известняком. Также продолжают применяться плоско-выпуклые кирпичи, которые придают стенам характерный рустовочный рельеф. Храм задумывался как место, посвященное божеству, с несколькими церемониальными залами.
Внутреннее пространство храма подразделялось на многочисленные прямоугольные святилища, предназначенные для жертвоприношений. Главное святилище помещалось на продольной оси, от которой перпендикулярно отходили остальные залы. Вокруг центрального помещения располагались дополнительные комнаты и залы, отведенные под склады, мастерские и жилые комнаты для священнослужителей.
Изменилась и сама идея храма, что привело к отдалению верующего народа от богов. Таким образом, изначально единое пространства для верующих и статуй богов все больше и больше разделяются. Вокруг храма возводятся стены, создавая тем самым барьер между священным внутренним пространством и оскверненным внешним.
Самым крупным среди бесчисленных храмов Урука был храм D, возведенный около 3000 года до н.э. Он был построен в форме буквы Т размером тридцать на пятьдесят метров.
Структурные принципы строительства другого здания, Белого храма Урука, были более смелыми, прежде всего, это касалось высоты постройки. Храм был возведен на высокой платформе, расположенной на фундаментах старых построек предыдущих эпох. Он представлял собой ступенчатую башню с несколькими этажами, на вершине которой располагалось святилище с белыми стенами.
Оно закреплялось на вершине при помощи пандусов, которые соединяли различные террасы и обеспечивали доступ к вершине. Наклонные внешние стены были укреплены широкими контрфорсами, которые кроме своего прямого назначения к тому же выполняли символическую роль, отгоняя злых духов. Внутри храм состоял из святилища с боковыми камерами. Алтарь располагался в одном из углов святилища и представлял собой платформу с ведущей к ней лестницей. Перед ним находился кирпичный стол для подношений.
Формы внутренних помещений храмов менялись с течением времени, например, около 2700 г. до н.э. был возведен овальный храм Хафая. В нем располагалось большое количество мастерских, складов и прочих служебных помещений. За пределами стен узкие улочки соединяли храм с жилыми постройками и другими помещениями, которые тоже использовались как часть храма. Позже эти дополнительные постройки исчезли, поскольку все необходимое для храмовой общины хранилось вне священных помещений, а камеры, расположенные в стенах храма использовали для подношений.
В результате архитектурной эволюции изначальная структура глиняного храма претерпела следующие изменения: его внутреннее пространство разделилось, были построены стены, которые, однако, обладали достаточной гибкостью. Постоянное увеличение высоты храма отражало желание народа устранить расстояние, которое отделяло его от богов, и установить более тесный контакт.
Модель месопотамского храма
Источник www.mosarchinform.ru